Советы доктора Комаровского о том, что делать, если у ребенка плохой аппетит

Ребенок плохо ест – советы психолога

Когда ребенок ест мало и редко, это, конечно, сильно беспокоит родителей. Каждый прием пищи становится серьезным испытанием для их нервной системы, не говоря уже о том, что малыш не получает достаточно витаминов и питательных веществ. В этой статье Вы найдете практические советы от психологов нашего центра.

Сходите к врачу

Первый шаг – проверьте здоровье ребенка. Одна из основных причин низкого аппетита – плохое самочувствие. Дети часто не хотят есть, когда у них повышена температура, болит животик или режутся зубки. Если отказы от еды носят эпизодический характер во время болезни, ничего страшного. Но когда малыш постоянно жалуется на дискомфорт и плохо ест, обязательно посетите педиатра. Низкий аппетит может оказаться симптомом заболевания.

Дети также плохо едят, когда нервничают, слишком устали или недавно перенесли сильный стресс. Что можно предпринять в данной ситуации? В спокойной обстановке поговорите с малышом, выясните, что его беспокоит, скорее всего, вы сможете помочь ему найти решение волнующей его проблемы. Учите его управлять своими эмоциями, повышайте его самооценку и уверенность в себе. Если он не научится делать это в детстве, во взрослом возрасте ему придется тяжело.

Сколько еды нужно ребенку на самом деле?

Психологи и педиатры советуют взглянуть на сложившуюся ситуацию по-новому. Например, выясните, действительно ли Ваш ребенок слишком мало ест. Согласно статистике среди детей до 7 лет истинных малоежек только 20%.

Маленький ребенок, пока у него не сформировались пищевые привычки, просит есть, только когда голоден. Его аппетитом управляет инстинкт. Если у малыша все хорошо со здоровьем, то он съест ровно столько, сколько нужно его организму, и лишние порции только навредят. Когда он становится старше, то начинает ориентироваться не на потребность организма в пище, а на социально-психологическую обстановку, жизненный опыт, эмоции.

Как определить, сколько реально нужно еды ребенку? Педиатры и психологи советуют руководствоваться простым правилом: малыш обязательно должен съесть столько ложек каждого блюда, сколько ему исполнилось полных лет. Иными словами, двухлетний карапуз обязан съесть не менее двух ложек супа и двух ложек второго на обед. Если ребенок начинает капризничать, договоритесь с ним ориентироваться на это правило. Это сделает прием пищи предсказуемым и более комфортным и для малыша, и для мамы.

В вопросах детского питания мамы часто забывают считать калории, а между тем это очень важно. Если Вы внимательно проанализируете рацион малыша, может оказаться, что он получает намного больше калорий, чем ему требуется.

  • В возрасте 6 – 12 месяцев малышу нужно 800 ккал;
  • В 1 – 3 года требуется 1300 – 1500 ккал;
  • В 3 – 6 лет суточная норма – до 2000 ккал;
  • В 6 – 10 лет – до 2400 ккал.

А теперь проверьте, сколько калорий содержится в детском творожке, фруктах, каше, котлетке и другой еде, которую обычно съедает ребенок. Вполне возможно, что Вы заставляете его есть лишнее, и он отказывается инстинктивно.

Пять способов от психолога накормить малоежку полезной едой

Как поступить в ситуации, когда педиатр говорит, что все в порядке, Вы проверили рацион питания, инстинкт самосохранения никуда не пропал, но ребенок все равно отказывается есть? Значит, есть какие-то внешние проблемы. Справиться с ними помогут советы наших психологов.

1. Не давите на ребенка

Дети чутко реагируют на эмоции взрослых, особенно на негативные. Относитесь к недоеденной трапезе спокойно: не съел – значит не голодный. Если для малыша это не является важной проблемой, то и Вам не следует бить тревогу. Не стремитесь накормить его любой ценой.

  • Никогда не пытайтесь насильственно накормить ребенка, не угрожайте (типа «Не съешь – вылью тебе на голову») – не ломайте его волю.
  • Никогда не ругайте ребенка, когда он ест, за плохой аппетит, посаженное на одежду пятно или поведение – прием пищи будет ассоциироваться с отрицательными эмоциями.
  • Никогда не пихайте ложку, если ребенок упорно закрывает рот и отодвигает тарелку, он наелся и перекармливать его не нужно.
  • Никогда не наказывайте ребенка едой.
Читайте также:  Психосоматика проблем с легкими у детей и взрослых

Учитесь отличать капризы от сытости. Сохраняйте спокойствие. Лучше поставьте на видное место блюдо с полезными перекусами — фруктами и нарезанными овощами. Когда ребенок проголодается, он сам подойдет и поест. Инстинкт самосохранения не обманешь.

2. Сделайте из приема пищи семейный ритуал

Ритуалы, которые повторяются изо дня в день, помогают детям чувствовать себя в безопасности. Как сделать традицию из обычного обеда? Очень просто. Постелите на стол красочную скатерть или клеенку, поставьте красивую посуду, разложите салфетки. Садитесь ужинать или обедать всей семьей. Выключите телевизор, чтобы он не отвлекал ребенка. Разговаривайте за столом: как прошел день, что интересного произошло, о планах на завтра. Пусть ребенок видит, что прием пищи – это что-то интересное, спокойное и приятное, конечно, ему самому захочется принять участие в семейной трапезе.

3. Подайте положительный пример

Хотите, чтобы ребенок питался правильно и в одно и то же время? Тогда сами поступайте также:

  • ешьте сами, только когда голодны – после сна, в обед, после прогулки
  • старайтесь, чтобы завтрак, обед и ужин были в определенное время,
  • ограничивайте прием пищи по времени – 20-30 минут, порции должны быть небольшими;
  • старайтесь не перекусывать между трапезами, а если делаете это, то выбирайте фрукты и овощи;
  • отдавайте предпочтение здоровой разнообразной пище, ударяться в модные пищевые «религии» необязательно;
  • следите за тем, чтобы ребенок получал достаточно овощей, мяса, фруктов, рыбы, злаков;
  • предлагайте продукты по возрасту, регулярно готовьте новые блюда.

Согласитесь, нечестно требовать от малыша того, чтобы он съедал полностью тарелку супа, когда Вы сами обедаете аппетитным бутербродом или перебиваете аппетит шоколадкой. Наши пищевые привычки формируются в детстве, и какими они будут у ребенка, зависит только от Вас.

4. Подавайте блюдо красиво

Скучную кашу мало кто любит, а вот если выложить на ней ягодами веселую рожицу, то кушать ее намного веселее и интереснее, правда? Для того чтобы необычно оформить привычное блюдо, не нужно много времени. Сосиски с «волосами» из спагетти, мышка из творога с глазками-изюминками и сырным хвостиком, машинки из болгарского перца приведут в восторг любого «малоежку». Заведите малышу собственную посуду, пусть на дне тарелки или чашки будет веселая картинка: чтобы ее увидеть, придется все съесть.

5. Находите компромисс

Если ребенок не хочет есть овощи, предлагайте фрукты, отказывается от курочки – приготовьте свинину или говядину, не любит вареные овощи – запеките их, может, даже с той же курочкой или котлеткой. Предлагайте пищу несколько раз, но только без раздражения и злости в голосе. Всегда найдется блюдо, которое ему особенно нравится, которое он съест с удовольствием. Попробуйте привлечь ребенка к готовке. Поручите ему то, что он в состоянии сделать: посыпать пиццу сыром, слепить колобок из теста и т. д. Обязательно поблагодарите за помощь при всех.

Читайте также:  Доктор Комаровский о зеленой носовой слизи у ребенка

Самое главное, говорят психологи, запаситесь терпением. Как правило, к 10-12 годам дети-малоежки начинают есть хорошо. Ваша задача – помочь ему сформировать правильное пищевое поведение, чтобы в будущем у него не возникло проблем со здоровьем.

Дата публикации: 11.04.2018. Последнее изменение: 16.08.2018.

Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей

Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, – невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.

Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.

Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.

Неврологические проблемы

Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).

Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Читайте также:  Фосфаты в моче у ребенка

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.

Когда проблема действительно существует?

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, – ор ребенка.

С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.

Советы доктора Комаровского

Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.

Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, – правильный образ жизни ребенка.

Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.

Плохой аппетит: 10 рецептов помощи

Немного теории для начала. Аппетит — это желание есть. Желание нормальное, физиологическое. Физиология аппетита состоит в том, что организм испытывает потребность в еде и готов эту еду переработать и усвоить.

Две разновидности аппетита понятны и очевидны каждому. Во-первых, аппетит естественный, при котором желание есть обусловлено желанием жить, и, во-вторых, аппетит избирательный, представляющий собой способ получения удовольствия от процесса еды и вкуса пищи.

Личный опыт каждого взрослого человека указывает на то, что оба упомянутых аппетита теснейшим образом взаимосвязаны: чем сильнее аппетит естественный, тем шире аппетит избирательный. Другими словами, голод — как крайняя степень выраженности аппетита — превращает практически любую еду в источник удовольствия.

Читайте также:  Антибиотики при гайморите у детей

Особенности образа жизни современного человека полностью изменили природную целесообразность аппетита. Мы едим не тогда, когда организм испытывает потребность в пище, а когда на это есть время и когда имеется возможность получить удовольствие от вкуса еды. Люди сознательно выделяют в графике жизни время для еды, еду по времени называют завтраком-обедом-ужином, а следование придуманному графику — режимом дня. Режим дня возводится в ранг догмы — считается, что следовать ему очень полезно. В дополнение к этим физиологически ненормальным привычкам мы наполняем дом теми продуктами, вкус которых именно для нас особенно приятен, а значит, мы будем питаться ими, невзирая на потребности организма.

Итог очевиден: если в конкретном обществе нет проблем с наличием/приобретением продуктов питания, значит, в этом обществе большинство населения питается противоестественно, страдая от эпидемии ожирения и сахарного диабета 2-го типа, завися от множества врачей гастроэнтерологов/диетологов и покупая тысячи лекарств, помогающих уменьшить нормальные реакции организма на ненормальную систему питания.

Самое печальное состоит в том, что, став родителями, взрослые не признают системных ошибок в организации питания и навязывают детям изначально опасную модель поглощения пищи: еда по часам, избирательное меню, поощрение пустых тарелок, награда за добавку.

Да, здесь есть определенное влияние инстинктивного опыта (ест с аппетитом — значит, здоров, от еды отказывается — надо спасать). Но, по крайней мере теоретически, логика и здравый смысл должны подсказывать, что отказ от еды, как правило, означает, что время есть еще не пришло и это не проблема, не беда, не требует эмоций/суеты/переживаний, а требует времени и терпения. Повторюсь: теоретически здравый смысл подсказывать должен, но, к огромному сожалению, на практике этого зачастую не происходит. И, экспериментируя со вкусом, видом и консистенцией пищи, родители всячески стимулируют аппетит избирательный, поскольку это намного проще, чем коррекцией образа жизни — увеличением энергозатрат, уменьшением порций, увеличением интервалов между приемами пищи — стимулировать аппетит естественный.

Принимая во внимание нередкое наличие острого конфликта между здравым смыслом и родительским инстинктом кормления детенышей, попробуем сформулировать 10 простых советов, позволяющих устранить проблемы с детским аппетитом, вариант — не допустить их возникновения.

  1. Сведите к минимуму разговоры о необходимости есть — это настолько же противоестественно, как беседы о необходимости дышать.
  2. Никогда не показывайте ребенку, что его желание/нежелание есть, открывать рот, доедать и т.д. — имеет для вас хоть какое-то значение.
  3. Заставлять ребенка есть (угрозами, шантажом, криками, подарками) нельзя. Еда, съеденная без аппетита, нормально не усваивается, поскольку «неголодность» означает неготовность желудочно-кишечного тракта к приему пищи (не накопилось должное количество ферментов, кишечник не освободился от предыдущей пищи, выработалось недостаточное количество желчи, мало соляной кислоты в желудке и т.п.).
  4. Потеря ребенком пищевого энтузиазма (отвлекается от еды, сидит с набитым ртом, отворачивается от ложки, не открывает рот, говорит, что не хочет) — это повод улыбнуться и прекратить прием пищи.
  5. При любых проблемах с аппетитом следует прекратить кормление в промежутках между кормлениями и сделать все для того, чтобы ребенок, отказавшийся от завтрака, не нашел еду до обеда.
  6. Игры в демократию хороши на этапе составления меню (приготовления пищи). То есть будет просто здорово, если вы до того, как отправиться на кухню, поинтересуетесь: а какую кашку ты сегодня хочешь — овсяную, рисовую, гречневую, манную или кукурузную? Но если на стол поставлена согласованная рисовая каша, а ее требуют заменить на другую, то положительная реакция на подобную просьбу — это принципиально неверно. И не только потому, что голодный ест, что дают. Уважение к человеческому труду, благодарность тому, кто поставил еду на стол, — это не менее важно, чем аппетит.
  7. Уменьшение порций, снижение концентрации продуктов (суп не густой, а жидкий), увеличение интервалов между приемами пищи — вот простые и эффективные способы стимуляции естественного аппетита.
  8. Активизация центра аппетита в головном мозге во многом связана со снижением уровня глюкозы в крови. Неудивительно, что лучший способ «перебить аппетит» — это съесть конфетку. Правило «сладкое — только в виде десерта, сразу после основной еды» обязательно к реализации там, где проблемы с аппетитом, точнее его наличием, стали ежедневными.
  9. Двигательная активность и поддержание температуры тела — основные способы потратить энергию. Трудно иметь аппетит, когда вся жизнь — это диван, гаджет и теплая комната.
  10. Важное. Вы всегда должны быть уверены в том, что ребенок именно нехочет есть, хотя вполне может. Не хочет — ничего страшного, время не пришло. Не может — больно глотать, больно жевать, тошнота/рвота — никто ничего не ждет! К врачу, и не откладывать.
Читайте также:  Острый аппендицит у детей

опубликовано 19/09/2016 13:14
обновлено 19/09/2016

Аппетит и питание

опубликовано 12/03/2010 10:22
обновлено 21/04/2016

Причин отказа от еды множество, но первое, что приходит на ум — болезнь. И это действительно так, снижение аппетита – типичное проявление любой острой болезни и многих хронических. Хорошо это или плохо? Это нормально, поскольку обусловлено, биологической целесообразностью, и симптом этот общий для всех млекопитающих. И больная кошка, и больная мышка есть не хотят.

На первый взгляд, что-то здесь не логично. Надо ведь с болезнью бороться, силы нужны, энергия, как же можно в такой ответственный момент без еды. Но это только на первый взгляд.

Основные проявления острых болезней приводят к усиленной циркуляции крови в жизненно важных органах (головной мозг, сердце, легкие), а сосуды в органах менее значимых – сужаются. Сужение сосудов и значительное уменьшение активности кровотока особо выражено в кишечнике. Понятно, что кишечнику в такой ситуации, мягко говоря, не до еды.

Печень – важнейший орган системы пищеварения и в то же время главный «борец» с инфекциями. Именно печень – активный участник синтеза антител, что нейтрализуют вирусы и токсины бактерий. Опять-таки, печень – мощный фильтр, который останавливает и обезвреживает яды, продукты распада тканей. Понятно, что при острой инфекции нагрузка на печень высока, а потеря аппетита – важный защитный механизм, преследующий очевидную цель: дать печени возможность сосредоточиться на функциях, более необходимых, чем переваривание пищи.

Т.е. отсутствие или снижение аппетита у заболевшего ребенка – абсолютная норма. Чем серьезнее нагрузка на организм – тем более выражено снижение аппетита. По мере уменьшения нагрузки аппетит восстанавливается, и это один из симптомов, однозначно свидетельствующих о начале выздоровления.

Почему ребенок отказывается есть? Нужно ли уговаривать детей кушать? Правильно ли заставлять ребенка доедать?

Обязательно ли ребенку есть каждый день суп?

Какие главные продукты должны быть в рационе ребенка? Насколько разнообразным должно быть питание ребенка?

Можно ли давать детям сладкое? Сколько сладкого можно ребенку?

1. В разделе Библиотека читайте актуальные материалы разных авторов на тему Аппетит и питание:

Читайте также:  Адаптол детям: инструкция по применению и отзывы

2. В разделе Видео и аудио смотрите следующие выпуски передачи Школа доктора Комаровского:

И другие передачи:

Другие вопросы, касающиеся питания:

4. В разделе Статьи об аппетите:

Другие вопросы, касающиеся питания:

5. Информация об аппетите в разделе Письма:

6. Об аппетите в разделе Вопросы и ответы:

Другие вопросы, касающиеся питания:

7. Обсуждение проблем с аппетитом у детей на нашем Форуме:

Другие вопросы, касающиеся питания:

8. Кроме того, о проблемах с аппетитом читайте в нашей Библиотеке:

А также другие вопросы, касающиеся питания:

9. В “Справочнике для здравомыслящих родителей” теме питания посвящены следующие главы:

ПИТАНИЕ

  • 3.1. Общая информация
  • 3.1.1. Объем желудка
  • 3.1.2. Химический состав и калорийность основных пищевых продуктов
  • 3.1.2.1. Молоко и молочные продукты
  • 3.1.2.2. Жиры. Мясо и мясные продукты. Яйца
  • 3.1.2.3. Рыба и рыбные продукты
  • 3.1.2.4. Мука. Крупа. Хлеб
  • 3.1.2.5. Овощи, фрукты, плоды, ягоды
  • 3.1.2.6. Сахаристые и кондитерские изделия
  • 3.1.3. Размер несъедобной части пищевых продуктов
  • 3.1.4. Основные источники и функции витаминов
  • 3.1.5. Основные источники и функции минералов
  • 3.3. Питание детей дошкольного и школьного возраста
  • 3.3.1. Суточная физиологическая потребность детей дошкольного и школьного возраста в основных пищевых веществах и энергии
  • 3.3.2. Ориентировочное количество пищи для детей разного возраста
  • 3.3.3. Суточный набор продуктов для детей

10. В нашем Справочнике на сайте есть раздел, в котором вы также можете найти много нужной и полезной информации:

Что делать, если у ребенка плохой аппетит?

Вы обеспокоены тем, что ваш ребенок может страдать от дефицита питательных веществ и витаминов с минералами? Давайте разберемся – действительно ли это проблема, и как ее решать.

Плохой ли аппетит?

Плохое питание или потеря аппетита у малышей – это частая проблема. Но давайте разберемся – действительно ли у ребенка плохой аппетит или он просто перешел из фазы активного роста в стадию стабилизации и его потребности в питательных веществах снизились. Самый активный рост ребенка происходит на первом году жизни – его рост и вес прогрессируют очень быстро: масса утраивается с рождения, рост – удваивается. Поэтому и аппетит малыша соответствует. Следующий скачок роста ожидаем в 4-5 лет, у некоторых позднее – ближе к 7 годам. Дети вырастают за один сезон на 4-5 см и более. Поэтому, в эти периоды, аппетит будет самым высоким. Во все остальное время он физиологически снижается, но родители упрямо продолжают сравнивать его с былыми временами.

После первого года, у малыша расширяется спектр активности, ему трудно усидеть на месте, он может есть на бегу, кусочничать, и во время обычного приема пищи ест хуже обычного. Поэтому, если ребенок здоров, он растет и прибавляет в весе по нормам, выглядит здоровым, активен и подвижен, пусть ест столько, сколько он хочет. Голодный ребенок всегда даст вам понять, что пора подкрепиться.

Что такое потеря или снижение аппетита?

Потеря аппетита – состояние, когда ребенок не голоден и не хочет ничего есть (хотя должен, он давно не ел). Если ребенок реально пропускает завтрак, не перекусывает вообще (ни печеньку, ни сок, ни йогурт), не хочет есть в обед или съедает буквально пару ложек – да, это снижение аппетита.

Причинами могут стать: прорезывание зубов, начало болезни (обычно простудной или кишечной инфекции), прием некоторых лекарств и даже витаминов, а также внешние факторы – в сильную жару аппетит обычно снижается. Однако, есть и другие причины потери аппетита у малышей:

  • Стресс и депрессия: может быть много причин, объясняющих стресс вашего малыша. Вы переехали в новый дом? Он скучает по своим старым друзьям? Он начал посещать новый детский сад или школу? Слишком много строгих наказаний? При стрессе или депрессии вы можете обнаружить, что ваш ребенок стал замкнутым, малоактивным или может быть немного агрессивным, он высказывает тревожные мысли. Это может быть причиной внезапной потери аппетита у малышей.
  • Любые проблемы со здоровьем: Ваш ребенок недавно заболел? Педиатр прописал ему какие-нибудь лекарства? После того, как ребенок заболевает, организм бросает все силы на борьбу с инфекцией, временно подавляя аппетит. Вашему малышу потребуется время, чтобы вернуться в нормальное состояние. Потеря аппетита во время выздоровления – нормальное явление. Постепенно расширяйте рацион, и через пару недель все придет в норму.
  • Перекусы и напитки между приемами пищи: ваш ребенок много перекусывает или выпивает слишком много стаканов сока, сладких газировок между приемами пищи? Любая из этих двух привычек может объяснить его снижение аппетита во время основных приемов пищи.
  • Физически неактивен: если ваш ребенок тратит все свое время и энергию на просмотр телевизора и игры на своем смартфоне – ему некуда расходовать энергию. Отсутствие физических упражнений также может повлиять на пищеварение и аппетит вашего малыша.
Читайте также:  Ангина у ребенка

Когда обращаться за медицинской помощью?

Обратитесь за консультацией к педиатру в следующих ситуациях:

  • Вы замечаете потерю веса у вашего ребенка без видимой причины.
  • Если ваш ребенок не набрал вес в течение последних шести месяцев.
  • Если ваш ребенок страдает от диареи или лихорадки.
  • Если вашего ребенка рвет после каждого приема пищи.

Советы по привычкам питания малыша:

  • Самое главное, что стоит запомнить родителям – никогда не заставлять ребенка есть, если он не хочет. Еда не должна ассоциироваться с негативными эмоциями и тем более – наказаниями и угрозами. Улучшения аппетита так не добиться, а вот пищевое расстройство или невроз может развиться очень легко.
  • Категорически запрещено ругать ребенка за то, что он плохо ест, наказывать лишением лакомств и применять любые радикальные меры.
  • Но и совсем баловать и устраивать «танцы с бубнами» вокруг капризничающего крохи не стоит. Не хочет кушать – убирайте тарелку и отправляйте нагуливать аппетит, но с одним условием. В период между завтраком и обедом никаких конфет, сока или других продуктов с сахаром. Если ребенок просит есть, сдвиньте время обеда. Никаких перекусов, только воду или несладкий компот, чтобы не перебивать аппетит. Такие меры работают в 80% случаев, мы сами часто портим аппетит детям лакомствами и доступными перекусами.

Несколько полезных советов, которые могут повысить аппетит вашего малыша:

  • Нужно определиться с количеством пищи в порции. Наполните тарелку пищей, которую приготовили малышу и дайте ему съесть, сколько он сможет. Не заставляйте его доедать через силу. В течение недели вы сможете определить, сколько пищи в среднем съедает ребенок – это и есть его проция. В последующем давайте ему это точное количество и напомните, что, если ему нужно больше, он, безусловно, может попросить добавки. Это поможет вам избежать испорченной пищи и настроения, и ребенок научится доедать все на своей тарелке.
  • Ограничение перекусов. Перекусывать нужно один-два в день (на второй завтрак и полдник). Не позволяйте ребенку перекусывать чаще, так как эта привычка перебивает аппетит.
  • Избегайте кормления ложкой. Если ваш малыш достаточно взрослый, чтобы есть самому, никогда не кормите его ложкой. Если он голоден, он будет есть сам, принудительное кормление приведет к снижению аппетита.
  • Ограничьте потребление молока и жидкости. Давайте малышу не более 2 стаканов молока (кефира, йогурта) в день. Молочные продукты содержат много калорий, а чрезмерное потребление может вызвать чувство сытости и потери аппетита у маленьких детей.
  • Сделайте время обеда своим семейным временем. Сделайте время приема пищи приятным и веселым, чтобы ваш малыш с нетерпением ждал этого маленького события каждый день.
  • Давайте разнообразные продукты. Если вы будете менять меню каждую неделю и добавлять больше блюд, это поможет вашему ребенку попробовать разные вкусы и ароматы. Плюс, это может помочь вам понять его предпочтения в еде

Читайте также:  Сыпь на ногах у ребенка

Консультация для родителей «Если пятилетний ребенок плохо кушает»

Изолина Чубукова
Консультация для родителей «Если пятилетний ребенок плохо кушает»

На моих глазах регулярно происходят сцены кормления, когда уставшая от постоянных уговоров мать пытается в очередной раз накормить своего пятилетнего ребенка, который плохо кушает. Авторитарный, крепко любящий человек изо дня в день заставляет кушать своего единственного сына.Наблюдать за этой картиной мне невыносимо: жалко и ребенка и маму. Никакие доводы извне не действуют на заботливую мать. Она сама устает от ежедневных скандалов, уговоров, угроз и упрямого мальчика доводит до слез. Как правильно поступить, не ошибиться, не навредить здоровью растущего ребенка, как определить ту норму, которую он должен съесть, чтобы успокоить маму? Эта консультация – мой крик тем родителям, которые невольно (все во благо ребенка) становятся насильниками своих детей.

Если здоровый ребенок отказывается от еды, то первое, с чего надо начать, – осуществить изменить образа жизни, чтобы активизировать затраты энергии. Это справедливо для любого возраста. Исключение перегрева, гимнастика, прохладная вода, активные игры, длительное пребывание на свежем воздухе – это одинаково важно и в 5 месяцев, и в 14 лет. Малоподвижный образ жизни, дефицит свежего воздуха и активные интеллектуальные занятия снижают не только аппетит, но и общие запасы здоровья.

Печальность такой ситуации состоит, прежде всего, в том, что аппетит – это ведь не только желание есть, это отражение самой возможности, готовности организма к перевариванию пищи. Накопились желудочный и кишечный соки, управились с работой печень и поджелудочная железа, освободился от большей части съеденного тонкий кишечник – вот и аппетит появился. А его-то как раз и нет! Следствие очевидно – значительная часть без аппетита съеденного толком не переваривается и не усваивается. И формируется своеобразный замкнутый круг – система пищеварения перегружена лишней едой, а дитя продолжают активно кормить, жалуясь при этом на отсутствие аппетита.

Единственное «лекарство», в 100% случаев решающее проблему избирательного аппетита, – это чувство голода. Ну конечно, вызвать аппетит насильно нельзя, а вот заставить есть своего ребенка безо всякого аппетита возможно. И многие идут именно этим путем. Совсем недопустимо кормление ребенка под угрозой наказания. Под влиянием страха выработка пищеварительных соков вообще прекращается, возникают спазмы желудка и кишечника, возможны рвота и непроизвольная дефекация. Так формируется невроз — синдром привычных рвот.

Насильное кормление по – настоящему вредно и опасно. Ребенок, которого систематически заставляют есть, вырастает открытым любому другому насилию, физическому и психологическому. Возможно даже, что в последствии он будет испытывать удовольствие от того, что кто – то нарушает его границы и причиняет ему боль. Такая реакция вполне закономерна, ведь когда ребенка подвергают пищевому насилию самые близкие люди, ему ничего не остается, кроме как поверить, что насилие – это хорошо. А главное – насилие, совершаемое якобы во благо ребенка,не принесет желаемых результатов: еда, съеденная такой ценой не идет на пользу, не приносит желаемых результатов, а ребенок получает целый букет заболеваний – желудочно – кишечных, аллергических и психологических.

Читайте также:  Ринза для детей: инструкция по применению

Десять советов как подготовить и проводить кормление пятилетнего ребенка.

1. Дать возможность ребенку «нагулять аппетит». Оторвитесь от телевизора и ноутбука. Идите гулять. Прыгайте, бегайте, дышите свежим воздухом – это и взрослым пойдет на пользу.

2. Соблюдать режим питания – соблюдать временные промежутки между приемами пищи.

3. Не должно быть перекусов между основными приемами пищи

4. Еда должна быть привычной, свежей, вкуснопахнущей.

5. Важно позитивно настроить ребенка на прием пищи: еда вкусно пахнет, красиво выглядит

6. Принимать еду необходимо совместно с ребенком в спокойной обстановке с приятной беседой.

7. Важно – не растягивать время приема пищи, если ребенок устал – можно спокойно докормить его, пока еда не остыла (если малыш не возражает)

8. Если ребенок отказывается от еды – необходимо спокойно выяснить причину отказа.

9. Не сравнивать аппетит и внешние данные своего ребенка (не в его пользу) с другими детьми. И если родители своей статью напоминают «гончую», то ребенок вряд ли будет круглолицый.

10. Не заставлять есть новые блюда, достаточно того, что ребенок видит, как это блюдо с аппетитом едят другие.

1. Юрий Староверов «Здоровье вашего ребенка. Книга для разумных родителей»

2. Майя Розенталь «Если ребенок плохо ест»

3. Доктор Комаровский “Если ваш ребенок плохо ест

Консультация для родителей «Что делать если ребенок кусается?» В возрасте 2 лет дети могут укусить взрослого или других детей из-за желания контролировать действия другого человека, либо из-за возникшего.

Если ребенок плохо произносит слова в возрасте 4–5 лет Если ребёнок в возрасте 4-5 лет плохо произносит слова или искажает их структуру, если он не запоминает простые четверостишия, сказки и.

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не слушается?» Для родителей очень важно быть строго последовательными в своих словах и поступках. Если вы что-то пообещали ребенку, выполните свое обещание.

Консультация для родителей «Если ребенок дерется» Консультация для родителей ЕСЛИ РЕБЕНОК ДЕРЕТСЯ. Агрессивное поведение Агрессивное поведение — это наиболее распространенный способ реагирования.

Консультация для родителей «Если ребенок кусается…» Консультация для родителей Если ребенок кусается…. Причины Это происходит, когда ребенок: Находится в состоянии чрезмерного.

Консультация для родителей «Если ребенок обманывает» Все родители мечтают, чтобы их малыши стали порядочными и честными людьми. Но в большей или меньшей мере многие сталкиваются с проблемой.

Консультация для родителей «Если ребенок остался один дома» «Если ребенок остался один дома». В связи с тем, что ситуации, когда ребенок может неосторожно себя вести с пожароопасными предметами, чаще.

Консультация для родителей «Если ваш ребенок часто дерется с детьми» Часто приходится слышать от огорченных родителей: «Такой хороший был мальчик, а сейчас драчун! В детском саду только его и ругают». К сожалению,.

Консультация для родителей «Если Ваш ребенок-левша» Леворукость веками была и остаётся загадкой, загадкой ещё не разгаданной, притягивающей внимание. Исторически к этой генетической особенности.

Читайте также:  Острый аппендицит у детей

Консультация для родителей: «Если ваш ребенок врет» Каждый родитель хочет воспитать своего ребенка справедливым и честным. Вашему малышу нет еще и четырех лет? ВЫ с ужасом заметили, что малыш.

Плохой аппетит у ребенка: 10 советов доктора Комаровского

Быть мамой малоежки – то еще испытание для любой мамы. Почему ребенок не хочет есть и как на это повлиять, рассказа педиатр Евгений Олегович Комаровский.

Источник: instagram @doctor_komarovskiy

Чаще всего в том, что ребенок отказывается от еды, к сожалению, виноваты мы сами. Еще одним поводом меньше есть для ребенка может быть вирус, особенно с повышенной температурой, когда ресурсы организма перенаправляются на борьбу с инфекцией. Возможны так же недостаточные энергозатраты, перекусы между едой и просто капризы, при помощи которых он привык добиваться желаемого.

Особенности образа жизни современного человека полностью изменили природную целесообразность аппетита. Мы едим не тогда, когда организм испытывает потребность в пище, а когда на это есть время и когда имеется возможность получить удовольствие от вкуса еды. Люди сознательно выделяют в графике жизни время для еды, еду по времени называют завтраком-обедом-ужином, а следование придуманному графику — режимом дня. Режим дня возводится в ранг догмы — считается, что следовать ему очень полезно. В дополнение к этим физиологически ненормальным привычкам мы наполняем дом теми продуктами, вкус которых именно для нас особенно приятен, а значит, мы будем питаться ими, невзирая на потребности организма.

Источник: instagram @doctor_komarovskiy

Итог очевиден: если в конкретном обществе нет проблем с наличием/приобретением продуктов питания, значит, в этом обществе большинство населения питается противоестественно, страдая от эпидемии ожирения и сахарного диабета 2-го типа, завися от множества врачей гастроэнтерологов/диетологов и покупая тысячи лекарств, помогающих уменьшить нормальные реакции организма на ненормальную систему питания.

Источник: instagram @doctor_komarovskiy

Самое печальное состоит в том, что, став родителями, взрослые не признают системных ошибок в организации питания и навязывают детям изначально опасную модель поглощения пищи: еда по часам, избирательное меню, поощрение пустых тарелок, награда за добавку.

Источник: instagram @doctor_komarovskiy

Да, здесь есть определенное влияние инстинктивного опыта. Но, по крайней мере, теоретически, логика и здравый смысл должны подсказывать, что отказ от еды, как правило, означает, что время есть еще не пришло и это не проблема, не беда, не требует эмоций/суеты/переживаний, а требует времени и терпения.

Источник: instagram @doctor_komarovskiy

Повторюсь: теоретически здравый смысл подсказывать должен, но, к огромному сожалению, на практике этого зачастую не происходит. И, экспериментируя со вкусом, видом и консистенцией пищи, родители всячески стимулируют аппетит избирательный, поскольку это намного проще, чем коррекцией образа жизни — увеличением энергозатрат, уменьшением порций, увеличением интервалов между приемами пищи — стимулировать аппетит естественный.

Источник: instagram @doctor_komarovskiy

Источник: instagram @doctor_komarovskiy

Еще больше интересных материалов читайте, подписавшись на журнал Мой ребенок⇒

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ “Об авторских и смежных правах – “Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.”

Ссылка на основную публикацию