Синдром дефицита внимания (СДВГ): симптомы и коррекция

Гиперактивный ребенок

Гиперактивный ребенок – это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте. Поведению гиперактивного ребенка свойственны неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и т. д. Гиперактивному ребенку требуется нейропсихологическое и неврологическое (ЭЭГ, МРТ) обследование. Помощь гиперактивному ребенку предполагает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, проведение психотерапии, немедикаментозной и лекарственной терапии.

  • Причины СДВГ
  • Классификация СДВГ
  • Симптомы СДВГ
  • Диагностика СДВГ
  • Коррекция СДВГ
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

СДВГ – синдром повышенной физической и умственной активности, характеризующийся преобладанием процессов возбуждения над торможением. Гиперактивный ребенок испытывает трудности с концентрацией и поддержанием внимания, саморегуляцией поведения, обучением, обработкой и удержанием информации в памяти.

По официальным статистическим данным, в России диагноз СДВГ имеют от 4 до 18% детей. Более того, данный синдром присутствует у 3-5% взрослого населения, поскольку в половине случаев гиперактивный ребенок вырастает в «гиперактивного взрослого». У мальчиков СДВГ диагностируется в 3 раза чаще, чем у девочек. СДВГ является предметом пристального изучения педиатрии, детской психиатрии, детской неврологии, детской психологии.

Причины СДВГ

Специалисты затрудняются в определении точных причин синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Считается, что гиперактивность у детей может быть обусловлена генетическими факторами и ранним органическим повреждением ЦНС, которые нередко сочетаются друг с другом. Современные исследования указывают на то, что при СДВГ имеет место рассогласованность функционирования структур, обеспечивающих организацию произвольного поведения и контроль внимания, а именно – ассоциативной коры, базальных ганглиев, таламуса, мозжечка, префронтальной коры.

Генетический механизм СДВГ объясняется наследованием генов, регулирующих обмен нейромедиаторов (дофамина и норадреналина) в головном мозге. Вследствие дисфункции нейромедиаторных систем нарушается процесс синаптической передачи, что влечет за собой разобщение связей между корой лобных долей и подкорковыми структурами. В пользу данной теории указывает тот факт, что в лечении гиперактивности у детей эффективными оказываются лекарственные средства, способствующие высвобождению и торможению обратного захвата нейромедиаторов в пресинаптических нервных окончаниях.

В числе пре- и перинатальных факторов, детерминирующих развитие СДВГ, следует отметить различного рода неблагоприятные воздействия, способствующие развитию минимальной мозговой дисфункции у гиперактивного ребенка. Это может быть:

  • патологическое течение беременности и родов у матери (гестоз, эклампсия, угроза выкидыша, гемолитическая болезнь плода, стремительные или затяжные роды,
  • употребление беременной алкоголя или некоторых лекарственных препаратов, курение),
  • асфиксия, недоношенность, родовые травмы у ребенка и др.
  • инфекционные заболевания и ЧМТ, перенесенные в первые месяцы и годы жизни.

В формировании гиперактивности у детей не исключается влияние неблагоприятных экологических факторов, прежде всего загрязнения природной среды нейротоксикантами (свинцом, мышьяком, ртутью, кадмием, никелем и др.). В частности, доказана корреляция между повышенным содержанием свинца в волосах по данным спектрального анализа и уровнем гиперактивности, когнитивными и поведенческими нарушениями у детей.

Возникновение либо усиление проявлений СДВГ может быть связано с несбалансированным питанием, недостаточностью поступления в организм микронутриентов (витаминов, омега-3 жирных кислот, микроэлементов – магния, цинка, железа, йода). Усилению трудностей адаптации, поведения и внимания у гиперактивного ребенка способствуют неблагоприятные внутрисемейные отношения.

Классификация СДВГ

Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет следующие варианты СДВГ:

  • смешанный – сочетание гиперактивности с нарушением внимания (встречается наиболее часто). Обычно выявляется у мальчиков с определенным фенотипом – светлыми волосами и голубыми глазами.
  • невнимательный – преобладает дефицит внимания. Чаще встречается у девочек, характеризуется уходом в свой мир, бурной фантазией, «витанием» ребенка «в облаках».
  • гиперактивный – преобладает гиперактивность (наиболее редкий тип). С одинаковой вероятностью может быть обусловлен как индивидуальными особенностями темперамента детей, так и определенными нарушениями ЦНС.

Симптомы СДВГ

В раннем детстве гиперактивный ребенок часто имеет повышенный мышечный тонус, страдает неоднократными и немотивированными приступами рвоты, плохо засыпает и беспокойно спит, легко возбуждается, имеет повышенную чувствительность к любым внешним раздражителям.

Первые признаки синдрома гиперактивности у детей, как правило, обнаруживаются в возрасте 5-7 лет. Родители обычно начинают «бить тревогу», когда ребенок идет в школу, что требует от него определенной организованности, самостоятельности, соблюдения правил, сосредоточенности и пр. Второй пик проявлений приходится на пубертатный период (13-14 лет) и связан с подростковым гормональным всплеском.

Основными клинико-диагностическими критериями СДВГ служат невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

  1. Невнимательность у гиперактивного ребенка выражается в неспособности удержания внимания; невозможности сконцентрироваться на игре или выполнении задания. Ввиду повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, гиперактивный ребенок допускает множество ошибок в домашних заданиях, не может до конца выполнить предлагаемую инструкцию или порученные обязанности. У гиперактивного ребенка возникают сложности с организацией самостоятельной деятельности, отмечается рассеянность, забывчивость, постоянная переключаемость с одного занятия на другое, склонность к незавершению начатых дел.
  2. Гиперактивность у детей предполагает беспокойное поведение, непоседливость, чрезмерную двигательную активность в ситуациях, которые требуют сохранения относительного покоя. При наблюдении за гиперактивным ребенком можно заметить постоянные стереотипные движения в кистях и стопах, подергивания, тики. Гиперактивному ребенку свойственно отсутствие произвольного контроля за своим поведением, поэтому дети с СДВГ постоянно находятся в бесцельном движении (бегают, крутятся, разговаривают и пр.) в неподходящих для этого ситуациях, например, во время школьных занятий. У 75% гиперактивных детей отмечается диспраксия – неуклюжесть, неповоротливость, неспособность выполнять движения и работу, требующую определенной ловкости.
  3. Импульсивность у гиперактивного ребенка выражается в нетерпеливости, поспешности выполнения заданий, стремлении дать ответ, не задумавшись над его правильностью. Гиперактивный ребенок обычно не может играть в коллективные игры вместе со сверстниками, поскольку он постоянно мешает окружающим, не соблюдает правила игры, конфликтует и т. д.

Гиперактивный ребенок часто жалуется на головные боли, утомляемость, сонливость. У некоторых детей отмечается ночной и дневной энурез. Среди гиперактивных детей распространены задержки психомоторного и речевого развития, в школьном возрасте – дисграфия, дислексия, дискалькулия. По данным детских психологов, 60-70% детей с СДВГ являются скрытыми левшами или амбидекстрами.

Читайте также:  Джосет для детей: инструкция по применению

Расторможенность и безрассудство сопровождается снижением инстинкта самосохранения, поэтому гиперактивный ребенок легко получает различного рода травмы.

Диагностика СДВГ

Гиперактивный ребенок является пациентом детского невролога, детского психиатра и детского психолога. Согласно критериям, выработанным DSM в 1994 г., СДВГ может быть признан при сохранении у ребенка, по крайней мере, 6-ти признаков невнимательности, гиперактивности и импульсивности в течение полугода. Поэтому при первичном обращении к специалистам диагноз СДВГ не ставится, а проводится наблюдение и обследование ребенка.

В процессе клинико-психологического обследования гиперактивного ребенка используются методы интервью, беседы, непосредственного наблюдения; получение информации от педагогов и родителей с помощью диагностических опросников, нейропсихологическое тестирование.

Необходимость проведения базового педиатрического и неврологического обследования обусловлена тем, что за СДВГ-подобным синдромом могут скрываться различные соматические и неврологические расстройства (гипертиреоз, анемия, эпилепсия, хорея, нарушения слуха и зрения и мн. др.).

С целью уточняющей диагностики гиперактивному ребенку могут назначаться консультации узких детских специалистов (детского эндокринолога, детского отоларинголога, детского офтальмолога, эпилептолога), ЭЭГ, МРТ головного мозга, общий и биохимический анализ крови и т. д. Консультация логопеда позволяет провести диагностику нарушений письменной речи и наметить план коррекционной работы с гиперактивным ребенком.

Гиперактивность у детей следует дифференцировать от фетального алкогольного синдрома, посттравматического поражения ЦНС, хронического отравления свинцом, проявлений индивидуальных характеристик темперамента, педагогической запущенности, олигофрении и др.

Коррекция СДВГ

Гиперактивный ребенок нуждается в комплексном индивидуализированном сопровождении, включающем психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, немедикаментозную и медикаментозную коррекцию.

Гиперактивному ребенку рекомендуется щадящий режим обучения (класс малой наполняемости, сокращенные уроки, дозированные задания), достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность. Ввиду повышенной возбудимости следует ограничивать участие гиперактивных детей в массовых мероприятиях. Под руководством детского психолога и психотерапевта проводятся аутогенные тренировки, индивидуальная, групповая, семейная и поведенческая психотерапия, телесно-ориентированная терапия, БОС-технологии. В коррекции СДВГ должно быть активно задействовано все окружение гиперактивного ребенка: родители, воспитатели, школьные педагоги.

Фармакотерапия является вспомогательным методом коррекции СДВГ. Она предполагает назначение атомоксетина гидрохлорида, блокирующего обратный захват норадреналина и улучшающего синаптическую передачу в различных структурах мозга; препаратов ноотропного ряда (пиритинола, кортексина, холина альфосцерата, фенибута, гопантеновой кислоты); микронутриентов (магния, пиридоксина) и др. В ряде случаев хороший эффект достигается использованием кинезиотерапии, массажа шейного отдела позвоночника, мануальной терапии.

Устранение нарушений письменной речи осуществляется в рамках целенаправленных логопедических занятий по коррекции дисграфии и дислексии.

Прогноз и профилактика

Своевременная и комплексная коррекционная работа позволяет гиперактивному ребенку научиться выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, контролировать собственное поведение, предупреждает трудности социальной адаптации. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка способствует формированию социально-приемлемого поведения. При отсутствии внимания к проблемам СДВГ в подростковом и зрелом возрасте возрастает риск социальной дезадаптации, алкоголизма и наркомании.

Профилактика синдрома гиперактивности и дефицита внимания должна начинаться задолго до появления ребенка на свет и предусматривать обеспечение условий для нормального течения беременности и родов, заботу о здоровье детей, создание благоприятного микроклимата в семье и детском коллективе.

СДВГ гиперактивный ребенок: симптомы, причины и коррекция

Многие нарушения нейропсихического развития начинают проявляться уже в раннем возрасте. Первые симптомы можно заметить уже до 1-1,5 лет, но часто их не диагностируют до 4-5 лет. Одним из нарушений нейропсихического развития является СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. В последнее время отмечается гипердиагностика данного нарушения нейропсихического развития. Часто детям уже в 1,5-2 года ставят диагноз СДВГ. Однако стоит отметить, что гиперактивность ребёнка – это не значит, что у данного ребёнка СДВГ, потому что ведущим симптомом при этом нарушении, должен быть дефицит внимания. Все дети должны быть активными. Диагноз СДВГ правомочен с 5-летнего возраста.

Среди обывателей, а также ряда медиков и учителей, данный диагноз вызывает много скепсиса. Некоторые считают, что данным «расстройством» маскируется плохое воспитание со стороны родителей и элементарная лень самого ребенка. Но это абсолютный стереотип. Первые научные труды появились еще в начале XX века, в которых описывались дети с повышенной гиперактивностью, импульсивностью и невнимательностью.

По данным Американской Психиатрической Ассоциации, данный диагноз встречается примерно у 3-7% детей школьного возраста, но далеко не все обращаются за квалифицированной помощью. При этом мальчики примерно в 3 раза чаще подвержены этому расстройству, чем девочки.

СДВГ – что это такое

СДВГ – это неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое впервые диагностируется в детстве и часто сохраняется в зрелом возрасте.

Согласно МКБ-10, СДВГ относился к гиперкинетическим расстройствам – это группа эмоциональных расстройств. В обновленном МКБ-11 этот синдром относится к нейроонтогенетическим расстройствам.

У детей с СДВГ наблюдаются сложности в концентрации внимания, что приводит к определенным проблемам в усвоении школьной программы. Такой ребенок может делать ошибки по своей невнимательности, не воспринимать объяснения учителя. Дети с СДВГ проявляют чрезмерную активность, совершают много ненужных действий вместо того, что просто сидеть и сконцентрироваться на выполнении заданий.

На первый взгляд, такое поведение ребенка можно объяснить элементарным недостатком воспитания. Часто такие дети числятся у учителей среди непослушных, излишне озорных и неконтролирующих свое поведение. Но причинами этого является не родительское невнимание к вопросам воспитания, а недостаток определенных биологических веществ в отделах головного мозга.

В чем причины СДВГ

На сегодняшний день не установлена точная причина развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Большинство исследований сводится к тому, что основным фактором, влияющим на возникновение данного расстройства, являются генетические мутации. Согласно этой теории, СДВГ возникает из-за патологических изменений в гене, который отвечает за выработку дофамина и активность дофаминовых рецепторов.

Есть мнение, что СДВГ развивается при сочетании целого комплекса факторов: социальных, психологических и биологических.

Следующие причины могут спровоцировать развитие данного синдрома:

  • Наследственность. Было выявлено, что наличие СДВГ у родителей в разы увеличивает вероятность развитие данного синдрома у детей.
  • Сложное течение беременности. Различные инфекционные заболевания, перенесенные женщиной во время беременности, существенно увеличивают риски развития СДВГ.
  • Употребление токсических веществ во время беременности (алкоголь, табак, наркотические вещества). В эту же категорию входят лекарственные препараты, которые представляют потенциальную опасность для здоровья плода. Именно поэтому, во время беременности любое употребление медикаментов должно быть строго согласовано с врачом.
  • Несовместимость резус-фактора матери и ребенка.
  • Осложненные роды. Расстройство может возникнуть также из-за преждевременных родов, когда ребенок рождается раньше положенного срока.
  • Стимуляция родовой деятельности, отравление плода наркозом.
  • Тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в постнатальный период.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Перенесенное ребенком в младенческом возрасте тяжелое заболевание почек и пневмония.
  • Общее ухудшение экологической обстановки.
Читайте также:  Анализ на группу крови у ребенка

Биологические факторы в развитии СДВГ играют основную роль в первые годы жизни ребенка. В дальнейшем начинают доминировать социально-психологические факторы. Важно понимать, что неблагоприятная обстановка в семье, частые конфликты между родителями, недостаток внимания со стороны матери или, напротив, чрезмерная опека не могут считаться причинами развития данного расстройства, но эти факторы усиливают симптоматику СДВГ у детей.

Классификация СДВГ

Согласно данным диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям Американской Психиатрической Ассоциации, выделяют несколько типов СДВГ:

  1. Невнимательный – для этого типа характерно преобладание дефицита внимания. Проявляется развитой фантазией, рассеянностью и замкнутостью.
  2. Гиперактивный – этот тип характеризуется эмоциональной неустойчивостью, импульсивностью, повышенной моторной возбудимостью.
  3. Смешанный – самый распространенный тип расстройства, в котором сочетается симптоматика вышеуказанных разновидностей СДВГ.

Симптомы в раннем возрасте

Гиперактивный ребенок может доставлять родителям массу дискомфорта, потому что его поведение часто бывает невыносимым. Гиперактивность проявляется в любых ситуациях: ребенок беспокоен и неусидчив дома, у незнакомых людей в гостях и в школе.

Симптомы СДВГ замечаются родителями в разном возрасте. Как правило, происходит это в 5-6 лет, но первые признаки можно заметить в 1,5-2 года.

Первая симптоматика у грудных детей выглядит следующим образом:

  • Повышенный мышечный тонус. Ребенок старается быстрее избавиться от тугой одежды и пеленок.
  • Беспокойный сон. Ребенок спит мало и урывками.
  • Младенец раньше положенного срока начинает держать голову, ползать, сидеть и т.д.
  • На резкие движения, громкие звуки, яркий свет и смену обстановки ребенок реагирует громким плачем.
  • В случае переутомления он не засыпает, а впадает в истерику.
  • Ребенок выбрасывает новые игрушки, даже не играя с ними.

Эти симптомы могут указывать не только на наличие СДВГ, поэтому на этом этапе рано диагностировать данное расстройство.

Симптомы СДВГ у дошкольников и школьников

У детей дошкольного и школьного возраста намного проще диагностировать синдром дефицита внимания и гиперактивности, потому что признаки более явные. СДВГ не зря называют синдромом, потому что психологические и неврологические нарушения не единичны, а возникают в комплексе, затрагивая различные сферы жизни.

Основные симптомы СДВГ у детей следующие:

  • Нарушения внимания. Такие дети забывчивы, легко отвлекаются при выполнении каких-либо заданий. При объяснении нового материала создается впечатление, что ребенок не слушает.
  • Гиперактивность. Гиперактивный ребенок постоянно находится в движении, совершая действия, которые не имеют определенной цели, при этом он словно не замечает их.
  • Импульсивность. Для такого ребенка характерна нетерпеливость, он часто действует по первому побуждению. Часто выкрикивают со своего места, перебивают сверстников и взрослых.

Это 3 основных группы симптомов, характерных для синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Каждая из этих групп включает в себя свою симптоматику.

Признаки нарушения внимания:

  • Избегание однообразных дел. Ребенок с СДВГ под любым предлогом избегает рутинных занятий: домашних дел, уроков и т.д. В зависимости от типа характера, могут начать истерику, либо замкнуться в себе.
  • Проблемы с концентрацией внимания. Они могут проявляться по-разному: ребенок может перескакивать через строчку при чтении текста, бросать какое-либо занятие и переключаться на другое. Кроме того, дети с СДВГ часто теряют школьные принадлежности и личные вещи.
  • Цикличность внимания. В течение 7-10 минут они могут быть увлечены каким-либо занятием, по истечении которых им необходимо аналогичное количество времени на восстановление ресурсов нервной системы. Далее они вновь возвращаются к своему занятию.
  • Проблемы с самоорганизаций. Неумение планирования собственного распорядка приводит к тому, что все дела выполняются в спешке. Возникают проблемы в школе, конфликты и т.д.
  • Повышенная двигательная активность. Дети могут внезапно вставать со своего места на уроке, выполнять различные хаотичные действия: махать руками, дергать ногами, прыгать, стучать по предметам, бегать без цели и т.д.
  • Громкая речь. Ребенок может разговаривать слишком быстро и громко, проглатывать окончания слов. СДВГ часто сочетается с логопедическими проблемами: неправильное звукопроизношение, трудности с пересказом, нарушение логики повествования и т.д.
  • Выразительность мимики. Повышенная эмоциональность приводит к тому, что ребенок сопровождает свою речь акти
  • Перепады настроения. Резкая смена настроения приводит к агрессии и вспыльчивости. Могут ударить обидчика, не задумываясь о последствиях такого поступка. Если не предпринимать никаких действий, то в дальнейшем у таких детей развивается асоциальное поведение.
  • Неумение ждать. Если ребенок с этим расстройством чего-то хочет, то он требует этого «здесь и сейчас». Если он не получает желаемого, то начинается истерика.
  • Отсутствие чувства самосохранения. Гиперактивные дети часто травмируются, потому что у них отсутствует понимание опасности. В раннем возрасте это еще может считаться нормой, но в школьном и подростковом возрасте это является признаком данного расстройства.
  • Игнорирование общепринятых норм. Бунтарство в подростковом возрасте является нормой, но если эти признаки наблюдаются у детей 7-8 лет (или в более раннем возрасте), то это должно вызвать беспокойство.

Некоторые из этих симптомов вполне могут встречаться и у здоровых детей, что обусловлено особенностями взросления и становления личности. Чтобы говорить о наличии данного расстройства у ребенка, необходимо проведение соответствующей диагностики.

Профилактика и коррекция cиндрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей

Cиндрома дефицита внимания (СДВГ) в цифрах

К числу наиболее распространенных болезней у детей относится синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), о чем свидетельствуют эпидемиологические исследования, проведённые в США, Великобритании, Германии, Чехословакии, Китае и других странах мира. Анализ литературы выявил широкую вариабельность данных по распространённости СДВГ:

  • в США эти цифры колеблются от 4 до 13% [10],
  • в Великобритании – 1-3% [21],
  • Германии – 9-18% [12],
  • Италии – 3-10% [16],
  • Чехословакии – 2-12% [9],
  • Китае – 1-13% [20],
  • в России (г.Москва и Московская обл.) – 15-28% [5, 6].
Читайте также:  Тахикардия у детей

Такой широкий диапазон колебаний цифр обусловлен, прежде всего, отсутствием единых диагностических критериев и методов оценки симптомов СДВГ. Американские и канадские специалисты при диагностике СДВГ используют классификацию психиатрических болезней (DSM – Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders), в Европе и Великобритании принята Международная классификация болезней (ICD – International Classification of Diseases) с жесткими критериями, позволяющими более реально оценивать распространённость синдрома. СДВГ среди мальчиков 7-12 лет диагностируют в 2-3 раза чаще, чем среди девочек [9].

Впервые описание заболевания, характеризующегося двигательной расторможенностью, дефицитом внимания и импульсивностью, появилось около 150 лет назад. Из-за клинической гетерогенности терминологию синдрома многократно меняли. Согласно последней редакции Международной классификации болезней – ICD-10 (1992), выделяют две подгруппы: с наличием гиперактивности («синдром дефицита внимания с гиперактивностью» – СДВГ) и без неё («синдром дефицита внимания без гиперактивности», или СДВ).

Кроме сниженного внимания, для этих детей характерны нарушения памяти, сниженная умственная работоспособность, повышенная утомляемость. Время, в течение которого они могут продуктивно работать, не превышает 5-15 минут, по его истечении они теряют контроль над умственной активностью, 3-7 минут мозг «отдыхает», накапливая энергию и силы для следующего рабочего цикла. В моменты «отключения» ребёнок занимается посторонними делами, а на слова учителя не реагирует. Затем умственная активность восстанавливается, и ребёнок опять может продуктивно работать какое-то время, после чего мозг снова «отключается».

У гиперактивных детей проблемы внимания сопровождаются повышенной двигательной расторможенностью. Им трудно следовать инструкциям, придерживаться в поведении общепринятых рамок. Гиперактивным детям свойственна «мягкая» неврологическая симптоматика: дискоординация движений по типу статико-локомоторной и динамической атаксии, тики и навязчивые движения. Часто гиперактивность сочетается с недостаточной сформированностью мелкой моторики и навыков самообслуживания. Нарушения эмоциональной сферы у детей с СДВГ характеризуются импульсивностью, чрезмерной возбудимостью, раздражительностью, повышенным уровнем тревожности, частой сменой настроения и подверженностью депрессии. Школьные нагрузки часто приводят к срыву компенсаторных механизмов ЦНС и развитию синдрома школьной дезадаптации. Проявления СДВГ многообразны и этот список можно продолжать и дальше (по данным литературы, отмечается до 100 особенностей).

Прогноз заболевания зависит от выраженности симптомов, своевременной постановки диагноза и проведения восстановительного лечения. Специалисты отмечают, что симптомы СДВГ могут сохраняться и во взрослой жизни. Среди подростков с СДВГ наркомания, алкоголизм и правонарушения распространены в большей степени, чем среди здоровых сверстников. Лишь 15% детей с СДВГ (против 50% в контрольной группе) заканчивает школу [258]. Дефицит внимания, импульсивность, социальная неадекватность, чувство низкой самооценки сохраняются в течение всей жизни. Так симптомы детского расстройства становятся причиной неудач в личной жизни и профессиональной карьере [9].

Своевременная профилактика может обеспечить нормальную и полноценную жизнь детям с СДВГ, что будет способствовать снижению преступности, алкоголизма и наркомании!

Исследования последних лет выявили множество факторов, которые могут привести к развитию СДВГ, поэтому в настоящее время общепринята полиэтиологичная теория. Биологические факторы, особенно перенесенные перинатальные гипоксические поражения ЦНС, имеют решающее значение в первые два года жизни ребёнка. В последующем в развитии болезни играют роль и психосоциальные факторы: внутрисемейная ситуация, особенности воспитания, оказывают влияние условия проживания и материальная обеспеченность [3].

Среди патогенетических концепций СДВГ выделяют нейрофизиологическую, биохимическую, нейропсихологическую и генетическую.

Согласно нейрофизиологической теории, нарушения формирования функциональных взаимосвязей между срединными структурами мозга и различными областями коры, выявляемые у детей с СДВГ вследствие перенесенной гипоксии, играют роль в развитии этого заболевания [18]. Явление диффузной церебральной дизрегуляции затрагивает различные мозговые структуры, что объясняет разнообразие клинической картины заболевания. На основе инструментальных исследований выделено несколько клинических вариантов расстройства: со стволовой, корковой и корково-стволовой дизрегуляцией. Предположительно это деление соответствует классификации подтипов СДВГ – с гиперактивностью-импульсивностью, с нарушениями внимания, с сочетанными нарушениями внимания и гиперактивностью.

Биохимическая теория патогенеза СДВГ и, в частности, участия катехоламинового обмена стала формироваться в 1970-х годах. Катехоламиновая иннервация «затрагивает» основные центры высшей нервной деятельности: центр контроля и торможения двигательной и эмоциональной активности, программирования деятельности, системы внимания и оперативной памяти, которые участвуют в формировании стресс-реакции. Но патохимические механизмы развития СДВГ нельзя объяснить нарушениями только одной нейромедиаторной системы. A.J. Zametkin и J.L. Rapoport в 1987 году представили неспецифическую катехоламиновую гипотезу, подразумевающую вовлечённость всех катехоламинергических систем в патогенетические механизмы СДВГ [22]. Эта концепция в наибольшей степени соответствует результатам экспериментальных исследований, тем более что СДВГ уже более полувека успешно лечат психостимуляторами ЦНС, являющимися катехоламиновыми агонистами. Предполагают, что эти препараты увеличивают доступность катехоламинов на уровне синапсов путём стимуляции их синтеза и торможения обратного захвата в пресинаптических нервных окончаниях.

Согласно генетической теории, исследования, проведённые в США и Чехословакии, выявили у 10-15% детей с СДВГ наследственную предрасположенность к данному заболеванию [14]. С развитием молекулярной генетики были обнаружены нарушения нескольких генов, ассоциированные с симптомами СДВГ, в частности гена дофаминного рецептора D4 (DRD4), гена, отвечающего за транспорт дофамина (DAT1) и др. Однако поиски определённого гена, вызывающего СДВГ, не увенчались успехом и четких экспериментальных доказательств для объяснения патогенеза СДВГ только с позиций молекулярной генетики недостаточно.

Согласно нейропсихологической теории, у детей с СДВГ отмечают отклонения в развитии высших психических функций, отвечающих за моторный контроль, саморегуляцию, внутреннюю речь, внимание и оперативную память. Поэтому R.A. Barkley в своей унифицированной теории считает, что нарушение этих функций, отвечающих за целенаправленную организацию деятельности («executive functions») играет роль в развитии СДВГ [11].

Читайте также:  Острый бронхит у детей

Диагностика СДВГ

В диагностике СДВГ используют стандартные диагностические критерии (табл.1).

Эффективная терапия СДВГ у взрослых

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – нарушение неврологического характера, которое существенно влияет на поведение и жизнь человека. В большинстве случаев СДВГ диагностируют у детей, однако более половины из них переносят расстройство внимания во взрослую жизнь. По статистике около 5% взрослого населения России страдают от СДВГ. Взрослые люди с расстройством внимания характеризуются импульсивностью, неусидчивостью, забывчивостью, непунктуальностью, низкой самооценкой и стрессоустойчивостью, перепадами настроения.

  1. Медикаментозное лечение
  2. Физические нагрузки
  3. Сон в терапии СДВГ
  4. Правильное питание
  5. Психологическое консультирование
  6. Способы релаксации при СДВГ

Эти факторы негативно сказываются на личностном развитии и самореализации человека, поэтому синдром дефицита внимания и гиперактивности требует терапевтической коррекции.

Медикаментозное лечение

Зачастую для коррекции внимания и усиления интеллектуальной деятельности прибегают к применению лекарственных препаратов. Проводя медикаментозную терапию важно понимать, что препараты не лечат СДВГ, а помогают улучшить концентрацию, бороться с забывчивостью, стабилизируют внимание и интеллектуальную функцию. В борьбе с такими симптомами, как неспособность к организации, плохой тайм-менеджмент, низкая самооценка лекарственные препараты бессильны.

Для проведения безопасной медикаментозной терапии нужно учитывать следующие факты:

  • Комбинированное лечение – эффективность лекарственного лечения существенно увеличивается, если сочетать его с другими методами терапии расстройства внимания и гиперактивности. Высокую результативность демонстрирует сочетание медикаментов и поведенческих методов, эмоциональной терапии, методологии, направленной на развитие новых навыков;
  • Индивидуальный эффект – каждый пациент по-разному реагирует на прием лекарств. Одним медикаменты отлично помогают, и человек отмечает резкое улучшение состояния. Другие говорят лишь о незначительном облегчении. Не стоит забывать и о побочных эффектах, которыми богаты такие препараты. Зафиксированы случаи, когда побочные действия значительно превышали позитивный эффект в лечении СДВГ;
  • Тщательный контроль – лекарственная терапия должна назначаться врачом строго индивидуально. Специалист назначает дозировку и наблюдает за состоянием пациента. В зависимости от выявленных побочных эффектов, уровня снижения гиперактивности, результатов анализов, состояния пациента доктор корректирует дозировку;
  • Длительность курса лечения – если человек начал медикаментозную терапию, это не значит, что он будет пить таблетки всю жизнь. Вместе с доктором можно плавно закончить прием лекарств и вернуться к обычной жизни. Нельзя резко прекращать лекарственную терапию – это большой риск для здоровья.

Физические нагрузки

Один из самых простых и доступных способов борьбы с синдромом ДВГ – это физическая активность и спорт. В процессе выполнения физических упражнений организм активно продуцирует дофамин, серотонин, норэпинефрин. Эти гормоны способствуют концентрации внимания, улучшению памяти, повышению настроения и мотивационного настроя. То есть, принцип действия физических нагрузок в борьбе с симптомами СДВГ аналогичен медикаментозной терапии. Однако он не принесет массу побочных эффектов и поможет сэкономить деньги.

Чтобы физические упражнения благотворно влияли на концентрацию внимания и снижение гиперактивности, следуйте таким рекомендациям:

  • Регулярность тренировок – физические упражнения необходимо выполнять каждый день. В среднем достаточно 30-40 минут быстрой ходьбы. Ежедневные прогулки улучшают настроение, помогают сконцентрироваться на важных вопросах, высвобождают излишнюю энергию;
  • Приятная активность – выбирайте те виды, спорта, которые вам интересны. В этом случае, вы не только будете с пользой проводить время, но и быстро привыкнете к тренировкам. Отличным выбором станут командные игры, поскольку они помогают больным СДВГ адаптироваться в социуме;
  • Выезжайте на природу – научно доказано, что нетронутая природная среда (лес, горы, заповедники) успокаивает человека и уменьшает выраженность симптомов дефицита внимания. Можно совместить приятное с полезным, например, отправиться в горный поход, выехать на пикник с друзьями, устроить пробежку по лесу.

Сон в терапии СДВГ

Плохое качество сна – одна из самых распространенных проблем людей с синдромом дефицита внимания. Взрослые с синдромом ДВГ сталкиваются с такими проблемами:

  • Трудно уснуть – человек может часами ворочаться в поисках удобного места, думать о каких-то событиях, вспоминать неприятные ситуации и т.д.;
  • Беспокойный сон – пациент может часто просыпаться от малейшего шума, бессознательно метаться в кровати, ворочаться. Наутро человек ощущает себя вялым, сонным и усталым;
  • Тяжело проснуться – утро для больных СДВГ становится настоящей пыткой. После ночных метаний, под утро человек наконец-то впадает в глубокий сон. Он может не реагировать на будильники, проспать на работу. После пробуждения может присутствовать раздражительность, усталость, вялость.

Именно поэтому взрослым с СДВГ очень важно соблюдать режим сна. Качественный сон поможет справиться с раздражительностью, улучшит настроение, повысит концентрацию внимания. Для налаживания сна придерживайтесь таких рекомендаций:

  • Ложитесь спать в одно и то же время, старайтесь планировать свои дела так, чтобы даже встречи с друзьями и вечерние гуляния не помешали режиму;
  • Установите будильник и всегда просыпайтесь по его звуку, это правило актуально в отпуске, на выходных и в праздники;
  • Правильно организовывайте спальное место – в спальне должно быть темно. Важно отключить все источники света, поскольку они могут спровоцировать ночные пробуждения;
  • Откажитесь от кофеина, особенно в вечернее время;
  • Устройте спокойную обстановку перед сном – выключите гаджеты, телевизор, музыкальное сопровождение. За час до сна занимайтесь спокойными, монотонными делами;
  • Откажитесь от лекарств с тонизирующим эффектом (по этому вопросу требуется консультация врача).

Правильное питание

Правильное питание важно не только для стройности фигуры, но и для стабильности эмоционального состояния. При борьбе с симптомами СДВГ важно не только, что ест человек, но и как он это делает. Многие люди с синдромом гиперактивности питаются беспорядочно, могут обходиться без еды весь день, а потом съесть суточную норму. Такое пищевое поведение – это результата отсутствия навыков планирования и импульсивности решений. Рекомендации по нормализации пищевого поведения:

  • Планируйте свое питание – основные приемы пищи и перекусы должны быть заготовлены заранее (обычно на 2-3 дня). Хаотичное питание усиливает симптомы гиперактивности, поэтому пища должна быть готовой, до появления чувства голода;
  • Контролируйте объем потребляемых микроэлементов, а именно цинка, магния, железа. Если потребление недостаточное – начинайте принимать поливитамины;
  • Белок и сложные углеводы необходимы для хорошего настроения, наполнения энергией, борьбы с раздражительностью;
  • Употребляйте продукты с повышенным содержанием омега-3. Эти жирные кислоты способствуют концентрации внимания и снижению гиперактивности.
Читайте также:  Доктор Комаровский о рецепте солевого раствора для промывания носа ребенку

Психологическое консультирование

Помочь справиться с симптомами гиперактивности и расстройства внимания может психотерапевт. Разные психотерапевтические методики направлены на развитие новых навыков, борьбу с негативными установками, управление раздражительностью и гневом. Терапевтические сеансы позволяют добиться повышения стрессоустойчивости, контроля импульсивности, улучшения организационных способностей.

Выделяют такие типы психотерапии дефицита внимания у взрослых:

  • Личностная форма – предполагает борьбу с жизненными неудачами, учебными трудностями, проблемами с профессиональной самореализацией, конфликтами с окружающими. Индивидуальная проработка помогает справиться с чувством тревоги, стыда, раздражительности, низкой самооценкой, обидами и ощущением несправедливости;
  • Семейная форма – в первую очередь предполагает проработку проблем, которые возникают между супругами из-за симптомов СДВГ. Психотерапия поможет сконцентрироваться на конструктивном решении проблем в общении супругов, сгладить конфликты материального характера, избавиться от импульсивного поведения, принять семейные обязанности друг перед другом. Также семейная форма эффективна для нормализации отношений между взрослыми детьми и родителями.
  • Когнитивная форма – направлена на поиск и выявление негативных установок, убеждений, позиций, которые сопровождаются проблемами в социальной жизни.

Главная цель психологического консультирования поведенческим методом – формирование реалистичного взгляда на жизнь и обнадеживающего восприятия мира. Также когнитивная терапия помогает справиться с дезорганизованностью, повысить производительность труда, более эффективно планировать свое время.

Способы релаксации при СДВГ

Периодическое расслабление всего организма помогает сократить выраженность симптоматики дефицита внимания. Регулярная практика релаксации усиливает концентрацию внимания, помогает сосредоточиться, избавиться от чувства тревоги и депрессии. При СДВГ наиболее эффективно работают такие техники:

  • Медитация – абсолютно противоположное состояние синдрому гиперактивности и расстройства внимания. Ее главная цель – сосредоточение на достижении цели. Во время медитации человек расслабляется физически и эмоционально, что позволяет сфокусироваться на определенной мысли. Научно доказано, что во время медитации активизируется деятельность той части головного мозга, которая контролирует внимание, память, ответные реакции;
  • Йога – это сочетание медитации и физических нагрузок. Удерживание поз в йоге развивает равновесие, учит контролю над своим телом. Также йога учит правильно дышать, что способствует расслаблению и фокусировке на поставленных целях. Йога помогает восстановить душевное равновесие и улучшить настроение.

Также для сглаживания симптоматики СДВГ взрослые люди посещают разнообразные тренинги по тайм-менеджменту, самоорганизации, участвуют в тематических ролевых играх и арт-терапии, прибегают к помощи профильных коучей. Однако самым верным и эффективным решением станет запись к опытному психологу.

Синдром дефицита внимания

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращенно СДВГ) – это определенные нарушения в психоэмоциональном развитии ребенка. Первые симптомы начинают беспокоить с трех лет: малыш не может усидеть на месте и всячески пытается привлечь к себе внимание нарочитым непослушанием.

Многие родители не считают необходимостью бороться с синдромом гиперактивности у детей, списывая плохое поведение на трудный возраст. Однако в дальнейшем болезнь оборачивается серьезными проблемами у школьника: неумением концентрировать внимание, неуспеваемостью, частой критикой со стороны учителей и друзей, социальной изоляцией, нервными срывами.

Гиперактивность является дисфункцией центральной нервной системы. Если ее не лечить в детстве, расстройство может сильно повлиять на качество жизни взрослого человека. Потому стоит обратиться за консультацией к специалисту и провести комплексную корректирующую терапию, если подозреваете у ребенка СДВГ.

Причины развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Развитие СДВГ скрывается в нескольких причинах, которые были установлены учёными на основании фактов. К этим причинам относятся: генетическая предрасположенность; патологическое влияние.
Генетическая предрасположенность является первым фактором, по которому не исключается развитие недомогания у родственников больного. Причём в этом случае играет огромную роль, как дальняя наследственность (т. е. заболевание диагностировалось у предков), так и ближняя (родители, бабушки, дедушки). Первые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребёнка приводят заботливых родителей к лечебному заведению, где выясняется, что предрасположенность к заболеванию у малыша связана именно с генами. После обследования родителей часто становится понятным, откуда возник этот синдром у ребёнка, так как в 50% случаев это именно так. На сегодня известно, что учёные работают над выделением генов, которые и отвечают за эту предрасположенность. Среди этих генов важная роль уделяется участкам ДНК, которые осуществляют контроль регулирования уровня дофамина. Дофамин же является основным веществом, отвечающим за правильность работы ЦНС. Нарушение регулирования дофамина по причине генетической предрасположенности приводит к заболеванию синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Патологическое влияние занимает немалое значение в ответе на вопрос о причинах проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Патологическими факторами могут послужить: отрицательное влияние наркотических веществ; влияние табачных и алкогольных изделий; преждевременные или затяжные роды; угрозы прерывания. Если женщина во время беременности позволяла себе употребление запрещённых веществ, то не исключается вероятность рождения ребёнка с гиперактивностью или этим синдромом. Велика вероятность наличия синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребёнка, родившегося на 7–8 месяце беременности, т. е. недоношенного.

Симптомы

Синдром дефицита внимания выражается прежде всего в гиперактивности и невнимательности ребенка. Это основные симптомы расстройства.

Признаки гиперактивности:

  • Постоянное чувство внутреннего беспокойства заставляет ребенка ерзать на стуле, дергать ногами, размахивать руками или что-то теребить.
  • Чувство тревоги усиливается, когда взрослые принуждают вести себя тихо и спокойно. Это вызывает обратную реакцию: на просьбу не шуметь дети отвечают бурным смехом, топаньем или вскакиванием с места.
  • Гиперактивность выражается в импульсивном поведении. Например, ребенок выкрикивает ответ на уроке, прежде, чем учитель озвучит вопрос до конца. Или может вступить в драку из-за того, что не в состоянии дождаться своей очереди в игровых соревнованиях.
  • Невнимательность, свойственная синдрому гиперактивности, выражается следующим образом:
  • Любое задание утомляет очень быстро, буквально через пару минут после начала. Сосредоточиться на изучении нового предмета практически невозможно. Обычно дети способны удерживать внимание на том, что им действительно интересно. Но у ребенка с СДВГ скука и рассеянный взгляд появляется в любом занятии, даже в том, которым он первые минуты «загорелся».
  • Проблемы с сосредоточенностью развивают рассеянность. Садясь за домашнее задание по языку, ребенок открывает тетрадь по математике и не замечает, что пишет текст на листе в клетку. Он забывает записать информацию в дневник, может забыть учебник и тетради на парте или не услышать обращенную к нему просьбу.
  • Отмечается очень плохая память. Пытаясь заучить что-то наизусть, ребенок может повторить фразу двадцать раз и не воспроизвести ее уже через минуту. Происходит это из-за постоянной отвлекаемости: дети механически произносят заучиваемые слова, но мысленно следят за ползущей мухой на стене или прислушиваются к звукам с улицы.
Читайте также:  Имудон для детей: инструкция по применению

Диагностика

Синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностируется методом опросника, наблюдения за поведением ребенка и обследованием головного мозга с помощью МРТ.

Задавая вопросы родителям, врач-специалист составляет клиническую картину, дифференцируя симптомы нормального поведения от действительных отклонений, чтобы точно определить, идет ли речь о СДВГ или обычном переходном возрасте.

Сканирование лобной части головного мозга служит как для исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей, так и для подтверждения диагноза.

Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Лучшим вариантом лечения СДВГ является комплексный – психологическая коррекция в сочетании с лекарственными препаратами.

От действия мам и пап зависит очень многое. Не стоит постоянно ругать малыша за неверные действия и неадекватное поведение. Гораздо полезнее предложить свою помощь в уборке вещей или подготовке к школе, похвалить за проявленное усердие и преодоление трудностей. Очень важно подчеркивать каждое достижение, пусть небольшое, и дарить ребенку уверенность в собственных возможностях.

Хвалите ребенка по любому доступному поводу – помыл за собой чашку, убрал игрушки, аккуратно написал в тетрадке или помог маме накрыть на стол. Не скупитесь на слова поддержки даже в случае неудачи, ведь и взрослые довольно часто совершают ошибки и мелкие проступки.

Снять раздражение или недовольство способны спокойная музыка, настольные игры, теплая ванна.

Составленный вместе распорядок дня поможет ребенку обрести спокойствие и уверенность, ему важно понимать свои обязанности и их очередность. Полезно приучать школьника к составлению списка предстоящих дел, учитывая их важность. Для того, чтобы не откладывать на потом начатое занятие, тоже потребуется ненавязчивая помощь родителей.

Общение – важная составляющая нормальных отношений в семье и нормализации поведения ребенка.

Воспитывать ребенка с синдромом дефицита внимания непросто, однако не стоит забывать, что этот диагноз – не приговор. Это всего лишь болезнь, которая поддается лечению.

Синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ). Коррекция методом Томатис

Для начала давайте поясним значение диагнозов, озвученных в заголовке статьи.

Гипердинамический синдром (или гиперактивность) – это повышенная двигательная активность при слабом контроле мотивации и смысловой наполненности деятельности. Дефицит внимания – это отсутствие способности или ее недостаточность сосредотачиваться на необходимом объекте. Эти варианты детского поведения, отклоняющегося от нормы, все чаще проявляются в современных условиях. Как правило, данные отклонения идут совместно, значительно реже наблюдается отдельное течение одного из двух заболеваний.

Симптомы проявления нарушений:

  • импульсивность поведения и слабость волевой сферы;
  • двигательная расторможенность;
  • недостаточный уровень развития мелкой моторики и координации движений;
  • расстройство внимания.

Максимальное проявление симптоматика обретает в младшем школьном возрасте. Чем старше становится человек, тем более сглаженную форму обретает гиперактивность или нарушение внимания, однако у некоторых они могут сохраняться и на всю жизнь, проявляясь в измененной форме.

Медицинские критерии наличия нарушений

Для постановки соответствующих диагнозов необходимо сочетание ряда факторов:

  • появление первой симптоматики дефицита внимания до 7-летнего возраста (обычно начинается в возрасте 3-4 лет), гиперактивность может проявиться уже в годовалом возрасте);
  • сохранение симптомов высокого уровня дезадаптации в течение минимум полугода;
  • развитие внимания, активности, импульсивности поведения и адаптационных способностей, не соответствующих возрасту;
  • снижение привычно повышенного уровня активности при попадании в незнакомую обстановку или при контакте с новыми людьми – происходит временное торможение за счет волнения;
  • повышенная чувствительность к раздражителям;
  • снижение чувства страха и способности держать тактичную дистанцию при взаимодействии;
  • неразвитость социальных навыков, отсутствие социальной адаптации среди сверстников и взрослых в пределах детского сада, школы и других учреждений, несмотря на сохранность интеллектуальных и когнитивных процессов. Проблемы с режимом дня дома, затрудненное общение с родственниками.

Нарушение внимания проявляется с 3-4 лет неспособностью доводить начатое до конца, а сохранение активного направленного внимания обычно длится не более, чем несколько минут. Дети с данным синдромом часто отвлекаются на окружающие предметы и внешние раздражители, но при достаточной внутренней мотивации способны удерживать внимание в заданных рамках на более длительное время.

Гиперактивность дает о себе знать уже в первый год жизни через осуществление ребенком бесцельных непрерывных движений, прыжков и перемещений. Ходить такие дети начинают значительно раньше остальных, при этом забираются в различные места, достают вещи, ломают их. Хождение обычно не имеет цели, а поведение носит деструктивный характер, поэтому за ними необходим постоянный присмотр. Тем не менее, такое поведение в годовалом возрасте еще не может служить поводом к постановке диагнозов и может со временем пройти самостоятельно, но требует наблюдения специалистов, чтобы в случае необходимости вовремя начать коррекцию и лечение.

Особенности проявления синдрома гиперактивности и дефицита внимания

Дети с СДВГ действуют относительно настоящего момента, при этом практически не задумываясь о последствиях и правилах. Это проявляется в межличностном взаимодействии – нарушении дистанции, несоблюдении правил (обучения, взаимодействия, игры), лжи и отсутствии самоконтроля.

Читайте также:  Доктор Комаровский о том, как научить ребенка жевать, глотать и самостоятельно есть ложкой

Несоблюдение правил поведения относится и к общему поведению, что приводит в итоге к получению травм и возникновению неприятных ситуаций. С возрастом такая неконтролируемая активность видоизменяется и приобретает характер трудностей, испытываемых человеком при планировании своего времени. Кроме того, это увеличивает сложности объяснения своих потребностей и мотивов окружающему социуму.

Важно отметить, что неустойчивость внимания в данном случае не связана с мотивацией, а происходит из-за смещения фокуса внимания. Соответственно, оптимальным вариантом улучшения состояния является перестройка окружающего пространства с минимизацией количества отвлекающих моментов, а там, где невозможно снизить количественные проявления, необходимо убрать насыщенность. Также благотворно влияет постановка четких и ясных задач как в качестве требований обучения, так и повседневного взаимодействия.

Причины СДВГ

Многие сторонние наблюдатели, увидев гиперактивного ребенка, могут решить, что он плохо воспитан. Но воспитание никак не связано с гиперактивностью. Причины появления данного нарушения исключительно биологические.

Предпосылки для возникновения СДВГ:

  • повреждение головного мозга различной степени и происхождения в пренатальном и перинатальном периоде; они могут быть минимальными, никак не проявляющимися внешне или имеющими косвенные признаки (например, повышенный тонус мышц). Около 15-20 лет назад специалисты употребляли термин «ММД», то есть «минимальная мозговая дисфункция», говоря о детях с СДВГ. Это понятие подразумевало, что ЦНС формально здорова, но имеет мелкие нарушения функционирования, которые и приводят к гипердинамическому синдрому.
  • недостаточное питание как плода, так и новорожденного;
  • асфиксия или гипоксия новорожденного;
  • интоксикация плода наркотическими или алкогольными веществами.

При гипердинамическом синдроме независимо от причин его возникновения отмечается поражение префронтальных зон лобных долей головного мозга. Это отдел «контроля и программирования» действий и поведения. То есть у детей с гиперактивностью снижен контроль над собственной деятельностью, а также есть трудности с планированием дальнейших действий (таким образом, они сосредоточены больше на настоящем моменте и тех стимулах, которые их окружают).

В 2005 году отечественными нейропсихологами было проведено исследование, в котором принимали участие дети дошкольного возраста: 50 детей с гиперактивностью и 30 нормально развивающихся детей.

По результатам исследования были выделены три группы нарушений функционирования головного мозга:

  1. Первичная дисфункция мозговых структур (стволовых и подкорковых), у которых вторично страдает функциональное развитие коры мозга. Наиболее всего повреждены префронтальные области (70% от общей выборки детей с гиперактивностью).
  2. Дети с аналогичными нарушениями мозга, но преимущественно повреждены базальные лобные отделы (20%).
  3. Случаи, при которых проявляется первичная функциональная недостаточность префронтальных отделов мозга (10%).

Для детей из первой и второй групп было характерно наличие цикличности действий и колебание степени работоспособности, концентрации внимания. Они легко отвлекались и быстро утомлялись. Психическое истощение при нагрузке наступало довольно быстро, но при этом ситуация не улучшалась при появлении более сильной мотивации к деятельности (интереса). Также у них была повышена импульсивность, агрессивные проявления, дезадаптация. В плане взаимодействия с другими было выявлено, что таким детям присуща настойчивость, импульсивность, хаотичность поведения. Это связано с нарушениями на уровне ствола головного мозга и его подкорковых отделов.

Для 3-й группы характерным являлось повышение устойчивости внимания при достаточной мотивации или заинтересованности деятельностью.

Исходя из вышенаписанного, были сделаны выводы, что у детей с СДВГ присутствует одна из двух проблем:

  1. Мозг получается слишком мало энергии для работы из-за неверного взаимодействия «энергетических» структур (ствол и лимбическая система) и лобных долей. Нейропсихологи в связи с этим любят говорить, что внешней чрезмерно активной деятельностью ребенок пытается сам стимулировать свой мозг; недостаток внутренней энергии организм компенсирует переизбытком внешней).
  2. Отсутствие способности сосредотачивать внимание на конкретной задаче из-за того, что от любого раздражителя ребенок получает одинаковую стимуляцию. Это связано с тем, что страдает энергетический блок мозга, отвечающий за обеспечение его активации и создание нужной мотивации.

Авторы исследования утверждают, что гиперактивность у детей с СДВГ проявляется как компенсация дефицита активационных влияний стороны ствола мозга и лимбической системы на кору больших полушарий. Поэтому основная цель необходимой нейрокоррекции — это наладить связь между «энергетическим блоком» мозга и «блоком программирования», дать нужным нейронным путям и структурам мозга дозреть для адекватной работы. Это позволит коре больших полушарий получать нужное количество энергии естественным образом, а мозг «научится» расставлять приоритеты в деятельности, планировать и принимать решения. Также повысится избирательность внимания, и ненужные стимулы мозг будет воспринимать как фон, а нужные – выделять и качественно обрабатывать.

Все эти эффекты успешно достигаются с помощью метода нейросенсорной слуховой стимуляции Tomatis.

Терапия СДВГ с помощью метода Томатис

Томатис называют методом нейросенсорной стимуляции. И слово «стимуляция» иногда настораживает родителей гиперактивных детей. Можно подумать: зачем дополнительно стимулировать и так чрезмерно возбудимого ребенка? Давайте разберемся, как работает Томатис именно в случае СДВГ у детей.

При гиперактивности есть проблема недостатка энергии для лобных отделов коры головного мозга (поэтому у ребенка с СДВГ снижен самоконтроль поведения). Энергию в мозге «производит» лимбическая система, одним из центральных звеньев которой является так называемая миндалина (amigdala). Повышенная двигательная активность детей с СДВГ как раз и является попыткой организма компенсировать недостаток энергии в ЦНС. То есть постоянное внешнее движение ребенка – это способ самостимуляции.

Дефицит внимания также связан с незрелостью связей в мозге и проблемами лимбической системы. Мозг «не может расставить приоритеты»: что в данный момент важно, а что нет, на что стоит обращать внимание, а что следует оставить «фоном». Поэтому все стимулы равнозначны, а это также приводит к лишним энергозатратам и трудностям обработки информации.

Задача занятий Tomatis – дать необходимую энергию мозгу, помочь дозреть связям лимбической системы и лобных долей. Если мозг получит нужную энергию и «научится» выделять из окружающей среды важное и второстепенное, отпадет необходимость в постоянных хаотических движениях.

Читайте также:  Развитие недоношенного ребенка по месяцам до года

Томатис воздействует на мозг опосредованно, с помощью воздействия звуковыми волнами на среднее и внутреннее ухо. Миндалина (вход в лимбическую систему и важнейший ее компонент) имеет тесные связи с внутренним ухом. Именно поэтому аудио-психо-фонология (это еще одно название данной методики Альфреда Томатиса) так эффективна для коррекции нарушений, связанных с подкорковыми отделами мозга.

Метод Томатис оказывает необходимое стимулирующее воздействие на подкорковые и корковые мозговые отделы, являющиеся недозрелыми или пораженными у детей с гиперактивностью и дефицитом внимания. В ходе терапевтических сессий мягко активируются все мозговые структуры, которые непосредственно задействованы в регуляции поведения и внимания. Дозревают в том числе и нейронные связи между лобными долями и подкорковыми структурами, которые недостаточно развиты у детей с СДВГ.

После 2-3 курсов Томатис нервная система получает необходимое количество стимуляции, благодаря которому происходит физическое расслабление, уменьшение хаотичной активности. При продолжении занятий (в год проводится до 5 сессий с перерывами) симптоматика постепенно отступает, а при успешном течении терапии окончательно исчезает. Мозг ребенка «учится» работать в информационно переполненной среде, сохраняя концентрацию на нужных стимулах (например, выполнять задание в большом шумном классе). Улучшается внимание, эмоциональная регуляция, снижается возбудимость и нормализуется двигательная активность. Повышается обучаемость, улучшается поведение и адаптационный потенциал.

Как проходит курс Томатис?

Курс Томатис состоит из 14 сессий слушания длительностью от 40 до 80 минут. В течение занятия ребенок находится в специальных наушниках, имеющих вибрирующее устройство на теменной части (вибрация очень деликатная и практически не заметна). Во время сессии слушания ребенок может играть, собирать пазлы, читать книгу, конструировать, рисовать, лепить, делать школьное домашнее задание или просто отдыхать. Занятия нужно посещать 4-5 раз в неделю. Эффект от Метода Томатис имеет свойство накапливаться от курса к курсу. Кроме того, мозг продолжает работать и формировать необходимые нейронные связи еще примерно месяц после окончания программы.

Перед курсом Томатис обязательно проводится консультация специалиста (в нашем Центре это клинический психолог Александрова О.А.), сбор анамнеза и онлайн-анкетирование. Это необходимо, чтобы подобрать оптимальную программу для ребенка. Для оценки результатов проводится повторное тестирование через месяц после прослушивания курса.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Особенности, диагностика, причины и лечение СДВГ

  • Доступно на:
  • русский
  • Қазақша

Часто родители сталкиваются с тем, что их ребенку очень трудно усидеть на одном месте, он много двигается, суетится, вертится, очень громко говорит, часто мешает другим детям и взрослым. Такие дети бывают неловки в своих движениях, у них плохая координация, слабый мышечный контроль, поэтому они все роняют, ломают, ча­сто спотыкаются и падают. Такому ребенку очень трудно сосредоточиться на чем-то одном, он легко отвлекается, задает очень много вопросов, но не ждет ответа, а начи­нает заниматься другими делами, которые тоже быстро бросает. Все это происходит за небольшие промежутки времени. Иногда кажется, что энергии этого ребенка хва­тит на нескольких человек, поэтому таких детей называют гиперактивными, а расстройство в целом.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Наиболее вероятно, что с первыми признаками повы­шенной активности родители могут столкнуться уже в раннем возрасте ребенка. Конечно, не следует любого возбужденного ребенка, энергия которого бьет через край, относить к категории детей с нарушениями или заболеваниями нервной системы. Если дети порою упрямятся или не слушаются – это нормально. Соответ­ствуют норме и случаи, когда ребенок иногда «разгуливается» в постели, хотя пора спать, просыпается ни свет, ни заря, капризничает или балуется в магазине. Однако если данное состояние невозможно устранить самосто­ятельно, ребенок излишне возбудим, импульсивен и т. д., вам необходимо обратиться за помощью к специали­стам.

СДВГ встречается у большого количества детей (по данным разных исследований, им страдают около 10% малышей) и очень мешает их социальной адаптации. Данный синдром встречается у мальчиков в 4-5 раз чаще, чем у девочек.

Начальные проявления СДВГ иногда можно наблю­дать уже на первом году жизни. Такие дети чрезмерно чувствительны к различным раздражителям (например, к искусственному свету, звукам, различным действиям мамы, связанным с уходом за крохой, и пр.); отличаются громким плачем, нарушениями сна (с трудом за­сыпают, мало спят, излишне бодрствуют); могут немного отставать в двигательном развитии (на 1-2 мес. позже остальных начинают переворачиваться, ползать, ходить), а также в речевом – они инертны, пассивны, не очень эмоциональны.

В первые годы жизни ребенка основное беспокойство родителей вызывает избыточное количество движений малыша, их хаотичность (двигательное беспокойство). При наблюдении за такими детьми врачи замечают небольшую задержку в их речевом развитии (малыши позже начинают изъясняться фразами); у детей отмеча­ется моторная неловкость (неуклюжесть), более позднее овладение сложными движениями (прыжками и др.).

Трехлетний возраст и при нормальном развитии явля­ется для ребенка особенным: c одной стороны, в этот период активно развивается внимание и память, а с другой – наблюдается первый кризис развития. Основные проблемы этого периода: наряду с возрастанием самостоятельности и активности растут негативизм, упрямство и строптивость. Ребенок активно отстаивает границы влияния на себя как личности, происходит выделение своего «Я».

Поэтому зачастую в 3-4 года родители считают его поведение нормальным и не обращаются к врачу, и лишь когда воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть на месте во время занятий и выпол­нить задание, это становится для родителей неприятной неожиданностью. Все эти «неожиданные» проявления объясняются неспособностью нервной систем гиперак­тивного ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок.

Поэтому зачастую в 3-4 года родители считают его поведение нормальным и не обращаются к врачу, и лишь когда воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть на месте во время занятий и выпол­нить задание, это становится для родителей неприятной неожиданностью. Все эти «неожиданные» проявления объясняются неспособностью нервной системы гиперак­тивного ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок.

Читайте также:  Тахикардия у детей

Поэтому зачастую в 3-4 года родители считают его поведение нормальным и не обращаются к врачу, и лишь когда воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть на месте во время занятий и выпол­нить задание, это становится для родителей неприятной неожиданностью. Все эти «неожиданные» проявления объясняются неспособностью нервной системы гиперак­тивного ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок.

Следует иметь в виду, что ребенок не вполне предвидит последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам в подростковом возрасте, когда на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью.

Родители заподозрившие у своих детей подобные нарушения, в каком бы возрасте это ни произошло, должны обратиться к врачу-невропатологу или психиатру и провести обследование ребенка, так как иногда под маской СДВГ скрываются другие, более тяжелые заболевания.

Диагностика СДВГ

Выделяют три варианта течения в зависимости от пре­обладающих признаков:

  1. Гиперактивность без дефицита внимания;
  2. Дефицит внимания без гиперактивности (чаще наблюдается у девочек: они достаточно спокойные, тихие, «витают в облаках»);
  3. Дефицит внимания с гиперактивностью.

Кроме того, выделяют простую и осложненную формы. Если первая характеризуется только невнимательностью и гиперактивностью, то при второй к этим симптомам присоединяются головные боли, тики, заикание, наруше­ния сна.

Дефицит внимания может быть как первичным, так и вторичным, то есть возникать в результате других заболеваний, таких как последствие родовой травмы и инфекционных поражений ЦНС,

Особенности поведения

Ребенок живой, подвижный, активный – что в этом пло­хого? Более того, он и смышлен не по годам, по крайней мере, компьютер освоил значительно быстрее и лучше бабушки, знает, как привести в движение сложную игрушку. Врачи на задержку развития не указывают. И, тем не менее, вас постоянно выводит из себя его неуго­монность, беготня, ерзанье, нетерпеливость, невразуми­тельные ответы.

Не торопитесь любого подвижного ребенка относить к катего­рии гиперактивных. Если ваш ребенок полон энергии, бьющей через край, а порой становится упрямым и непослушным, – это не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом – это нормально. Утомляют детей и дли­тельные переезды, праздники, гости и другие «мероприятия».

Проявление СДВГ

Невнимательность:
Гиперактивность:
Импульсивность:

Причины возникновения СДВГ

В происхождении СДВГ важную роль играют генетические механизмы. Если в семьях имеются близкие родственники, имевшие в детстве аналогичные проблемы, риск развития гиперактивности составляет примерно 30%.

Примерно в половине случаев ведущую роль в возникно­вении СДВГ играют неблагоприятные факторы в течении беременности и родов:

  • внутриутробная гипоксия (недостаток кислорода) плода; угроза прерывания беременности; курение и нерациональное питание матери во время беремен­ности;
  • стрессы во время беременности;
  • недоношенность (рождение малыша с массой менее 2500 г);
  • преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности.

Напряженность и частые конфликты в семье, нетерпи­мость и излишняя строгость к детям также вносят свою лепту в развитие этого синдрома.

Ошибки в воспитании:

  • Разность подходов в воспитании (бабушки и дедуш­ки, папы и мамы, воспитатели и учителя).
  • Непоследовательность требований, предъявляемых ребенку (правила постоянно меняются, ребенок не успевает к ним привыкнуть).
  • Отсутствие знаний и навыков управления агресси­ей, и неумение привить их детям.
  • Недостаток эмоционального тепла: гиперактивные дети часто утомляют, раздражают даже самых близ­ких родственников.

Принципы лечения и коррекции

Лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть вклю­чать как медикаментозную терапию, так и психологиче­скую коррекцию. В идеальном варианте ребенок дол­жен наблюдаться у врача и психолога, а также ощущать поддержку родителей, их веру в положительный исход лечения. Эта поддержка закрепляет навыки, которые появляются у ребенка в процессе лечения.

Необходимо помнить, что лекарственные препараты надо строго принимать по назначению врача.

Психологические особенности гиперактивных детей таковы, что они невосприимчивы к выговорам и наказаниям, но быстро реагируют на малейшую похвалу. Рекомендуется формулировать инструкции четко, ясно, кратко и наглядно. Для того, чтобы такой ребенок выполнил какое-либо указание или просьбу, они должны быть немногословными (содержать не более десяти слов), иначе ребенок не услышит вас. Родители не должны давать им одновременно несколько заданий, лучше дать те же указания, но по отдельности.

Родители должны следить за соблюдением режима дня: четко регулировать время приема пищи, прогулок, игр, домашних занятий, сна.

Нужно предоставлять малышу возможность расходовать избыточную энергию в физических упражнениях, длительных прогулках, беге.

Для коррекции поведения можно использовать, обсудив это с малышом, систему поощрений и наказаний за хорошее и пло­хое поведение; а также расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада и дома, а затем просить ребенка вслух проговаривать эти правила. Запрещая что-либо, надо помнить: запретов не должно быть много. Запреты должны быть заранее оговорены с ребенком, сформулированы в четкой форме; ребенок должен знать о последствиях нарушения этих запретов. Наказание должно следовать за провинностями сразу, незамедлительно, т.е. быть максимально приближенными по времени к неправильному поведению, иначе оно не будет правильно понято ребенком.

Следует не переутомлять малыша при выполнении заданий, так как при этом может усиливаться гиперактивность. Необходимо исключить или ограничить участие легковозбудимых детей в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей.

Если ребенок болен, то ругать его за непослушание не только бесполезно, но и вредно. В таких случаях малыша можно толь­ко оценивать, то есть давать положительную оценку личности ребенка и отрицательную – его поступкам. (Например, сказать: «Ты хороший мальчик, но сейчас ты поступаешь неправильно, надо вести себя так…»). Ни в коем случае нельзя проводить отрицательное сравнение своего ребенка с другими детьми («Леша хороший, а ты плохой!»).

Читайте также:  Анализ на группу крови у ребенка

Рекомендуется сократить время просмотра телепередач и ком­пьютерных игр. Для гиперактивного ребенка существуют огра­ничения при просмотре телевизионных передач и длительных занятий на компьютере (чем больше времени он проведет за компьютером, тем выше будет его эмоциональное возбуждение, тем труднее будет его успокоить).

Необходимо помнить, что завышенные требования и чрезмерные учебные нагрузки ведут к стойкому утомлению ребенка и появлению отвращения к учебе, поэтому рекомендуется щадящий режим обучения – минималь­ное количество детей в группе, классе, меньшая продол­жительность занятий и пр.

После того, как ребенок пришел домой, ваше внимание должно быть отдано ему, хотя бы в течение одного часа. За это время ребенок сможет выговориться и поде­литься с вами тем, что его беспокоило в течение дня. Необходимо помнить о том, что перед сном (за 2-3 часа) полезно прогуляться, спокойно поговорить с ребенком, выслушать его рассказ. Необходимо регулярно проводить легкий успокаивающий массаж и выполнять упражнения на расслабление с целью снятия избыточ­ного напряжения. Такие дети подвержены страхам. Им необходима ваша поддержка и одобрение.

Часть детей «перерастают» свою гиперактивность, то есть у них в подростковом возрасте исчезают симптомы заболевания. Но у половины детей проявления СДВГ переходят и в подростковый, и во взрослый возраст (особенно, если не заниматься их лечением).

Примеры игр для гиперактивных детей:

Подвижные игры на развитие внимания

«Слалом-гигант».

Из стульев делаются две параллельные «трассы» слалома, ко­торые соревнующиеся команды должны преодолеть, двигаясь в оба конца вперед спиной. Тот, кто, лавируя между стульями, заденет один из них, возвращается на старт для повторной попытки. Побеждает команда, первая прошедшая трассу без ошибок.

«Гонка за лидером».

Двое участников состязания стоят за кругом из расставленных стульев. Они находятся по оба конца диаметра круга. Одно­временно взяв старт, игроки бегут змейкой, вперед спиной, стараясь догнать соперника. Победитель выявляется через пять кругов. Если до этого кто-то три раза задел стул, то считается побежденным.

«Запомни ритм».

Ведущий предлагает участникам повторить за ним ритмиче­скую модель, которую он воспроизвел с помощью хлопков. Для тех, кто не запомнил услышанный образец, дается ориентир в виде цифровой записи его, где цифра изображает число непрерывно следующих друг за другом хлопков, а тире между ними – паузы (например, 1-1-3-4-2). Для облегчения задачи предлагается вслух считать число хлопков в соответствии с их зрительным изображением. После освоения всеми ритми­ческой мелодии она воспроизводится по кругу в медленном темпе, а затем – нарастающем. Сбившийся выбывает.

«Машинка».

По той же схеме, что и в предыдущей игре, осваивается пан­томимическая модель, состоящая из последовательных групп движений, каждой из которых придумываются условные обо­значения (два «квадрата», две «гармошки», один «квадрат»).

В течение 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, и затем перечислить их.

«Мяч в круге».

Стоя в круге, участники пере­брасывают друг другу 1, 2, 3 и более мячей, сигнализируя о своих намерениях без помощи слов. Выбывает тот, чей брошен­ный мяч не был пойман.

«Броуновское движение».

Ведущий вкатывает в круг один за другими несколько десятков теннисных мячей, которые не должны ни остановиться, ни выкатиться за пределы круга.

«Волейбол без мяча».

Две команды по 6 человек имитируют игру в волейбол по пра­вилам (на три паса), но без мяча, а за счет обмена взглядами и соответствующими движениями.

Тренировка усидчивости

«Скамья запасных».

Выбывший из какой-либо игры должен сидеть на стуле до ее окончания. Если он встанет со стула или будет вертеться, на всю команду налагается штрафное очко или засчитывается поражение.

«Восковая фигура».

До окончания игры каждый участник должен оставаться в той позе, в какой его оставил «скульптор».

«Живая картина».

Создав сюжетную сценку, ее участники замирают до тех пор, пока водящий не отгадает названия картины.

«Автомобиль».

Дети выступают в роли деталей автомобиля («колеса», «дверцы», «багажника», «капота» и т.п.), из которых водящий собирает автомобиль.

«Море волнуется» и другие игры типа «замри – отомри».

«Сила честности».

Каждый член команды должен по очереди отжиматься от пола столько раз, сколько сможет, но «честно», т.е. не сгибаясь, пол­ностью касаясь грудью пола и подымаясь на вытянутые руки. Как только «честный» отжим не получается, игрока сменяет партнер по команде, а сам он становится в конце строя. Побеж­дает команда, первой набравшая 100 «честных отжиманий». То же можно предложить с качанием пресса.

«Съедобное-несъедобное», «Черное с белым не носить», «Да и Нет не говорить» и подобные игры, требующие самоконтроля во избежание импульсивных реакций.

«Подскажи молча».

Там, где по условиям игры дети подсказывают друг другу, это разрешается делать, но только молча. Выкрикнувший подсказку штрафуется или наказывается вся команда.

«Продолжи ритм».

Каждый участвует в непрерывном воспроизведении освоен­ного ритма, имея право только на один хлопок после соседа в круге. Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузы или сделавший лишний хлопок выбывает.

«Скалолазы».

Участники должны пройти вдоль свободной стены, прислоняясь к ней раз за разом минимум тремя конечностями. Кто оторвал или передвинул одновременно две конечности, считается «сорвавшимся» и возвращается на старт. Побеждает команда, первая всем составом добравшаяся до противоположного угла.

*Данный материал был подготовлен на основе пособия «Учимся быть хорошими родителями для детей в возрасте от 0 до 3 лет»

Ссылка на основную публикацию