Психосоматика проблем с ушами у взрослых и детей

Психология болезней: Уши (проблемы)

1. УШИ (ПРОБЛЕМЫ) – (Луиза Хей)

Что олицетворяет данный орган в психологическом смысле

Олицетворяют способность слышать.

Возможное решение, способствующее исцелению

Я слышу, испытывая любовь.

2. УШИ (ПРОБЛЕМЫ) – (В. Жикаренцев)

Что олицетворяет данный орган в психологическом смысле

Выражение способности слышать.

Возможное решение, способствующее исцелению

Я слышу и люблю.

3. УШИ (ПРОБЛЕМЫ) – (Лиз Бурбо)

Физическая блокировка

Ухо позволяет человеку воспринимать звуки внешнего мира. Таким образом, оно представляет нашу способность прислушиваться к тому, что происходит вокруг нас. С ушами связаны следующие болезни: ОТАЛЬГИЯ, ОТИТ, МАСТОИДИТ, БОЛИ, ВОСПАЛЕНИЯ, ЭКЗЕМА, СУРДИТ, а также все другие болезни, названия которых начинаются с ОТО– (например, ОТОМИКОЗ). Ухо также является центром равновесия, отслеживающим положение головы и тела, а также их перемещения в пространстве. Нарушение этой функции называется синдромом (или болезнью) МЕНЬЕРА. См. соответствующую статью в этой книге.

Эмоциональная блокировка

Проблемы с ушами, влияющие на слух, означают, что человек слишком критически относится к тому, что слышит, и чувствует сильный гнев (ОТИТ, МАСТОИДИТ и другие воспаления). Он хочет заткнуть себе уши, чтобы больше ничего не слышать. Отит часто возникает у детей, когда им надоедает слушать родительские наставления. Они хотят услышать разумные объяснения всевозможных запретов, а не просто пустые фразы «Так нельзя делать», «Я тебе запрещаю» и т.п.

Глухота развивается у человека, который не умеет и не хочет слушать других, так как во время разговора думает только о том, что собирается сказать сам. Такому человеку, как правило, все время кажется, что его в чем-то обвиняют, и поэтому он всегда занимает оборонительную позицию. Ему очень тяжело выслушивать критику, даже если она конструктивна. Проблемы со слухом, вплоть до полной глухоты, могут возникнуть у очень упрямого человека, который не прислушивается к советам других людей и все время поступает по-своему. Глухота может поражать и тех, кто боится кого-то ослушаться, нарушить какие-то приказы или правила. Они не дают себе права отклониться от чего-либо хотя бы на шаг. Кроме того, проблемы с ушами возникают у людей настолько чувствительных, что они не хотят слышать о проблемах других людей, так как боятся, что почувствуют себя обязанными решать эти проблемы и таким образом потеряют время, которое могли бы потратить на себя.

Если в ухе чувствуется боль, но слух не ухудшается, это говорит о том, что человек ощущает вину и хочет наказать себя в связи с чем-то, что он хочет или, наоборот, не хочет слышать.

Проблемы с ушами могут носить исключительно эстетический характер. Например, если боль в ушах мешает женщине носить серьги, значит, ее тело хочет, чтобы она дала себе право любить украшения и носила их без чувства вины.

Ментальная блокировка

Если ты больше не хочешь или не можешь слышать то, что происходит вокруг тебя, тебе пора научиться слушать сердцем. Пойми, что большинство людей, которых ты не хочешь слушать, говорят с наилучшими намерениями, что бы ты о них ни думал. Больше всего тебя раздражает не что они говорят, а твое отношение к тому, что они говорят. Обрети уверенность в себе и пойми, что люди не могут желать тебе только зла – так тебе станет легче полюбить себя и открыться для того, что говорят другие.

Не следует думать, что другие любят тебя только тогда, когда ты повинуешься. Упорствуя в этом заблуждении, ты можешь даже оглохнуть, чтобы иметь оправдание на тот случай, если тебя застанут врасплох за невыполнением какого-то приказа или правила.

Если ты стремишься наладить жизнь всех, кого любишь, не стоит глохнуть только ради того, чтобы больше не слышать их жалобы. Научись слушать их, не взваливая на себя ответственности за их счастье. Так ты разовьешь в себе сочувствие и откроешь свое сердце.

Вообще, если у тебя болят уши, постарайся пересмотреть свои убеждения, вместо того чтобы в чем-то себя обвинять. Ты можешь рассказать другим о своем чувстве вины – это поможет тебе выяснить, насколько оно обоснованно.

Психосоматические заболевания детского возраста: интервью «Лечащего врача»

Одна из самых серьезных диагностических проблем – психосоматические заболевания. Их выявлению и лечению у детей был посвящен мастер-класс Вейновских чтений – крупнейшей ежегодной неврологической конференции. Мы задали спикерам ряд вопросов.

Заболевания, известные современной медицине, исчисляются десятками тысяч. Значимое место при этом занимают две большие группы: соматические заболевания, которые влияют на функцию тех или иных внутренних органов, и психические заболевания, изменяющие восприятие реальности и личность пациента. Сегодня все больше данных указывает на то, что такое строгое деление не совсем верно, поскольку ряд соматических заболеваний могут быть спровоцированы психическими факторами, например, стрессом. В то же время, соматическая патология может повлиять на формирование и манифестацию у пациента тех или иных патологических психических состояний.

В связи с этим особую значимость приобретает диагностика и лечение психосоматических расстройств. Этот термин объединяет соматические заболевания, которые не вызваны определенной структурной патологией органа и могут быть обусловлены неблагоприятным состоянием психической сферы. Они особенно распространены среди жителей крупных городов, которые каждый день подвергаются значительному стрессу.

Психосоматические заболевания могут развиться не только у взрослых, но и у детей. Этой проблеме был посвящен один из мастер-классов Вейновских чтений – крупнейшей ежегодной конференции, посвященной актуальным проблемам неврологии. Спикеры подготовили ответы на несколько вопросов наших корреспондентов.

Леонид Семенович Чутко, д.м.н., профессор, руководитель Центра поведенческой неврологии Института мозга человека (Санкт-Петербург).

Светлана Александровна Немкова, д.м.н., профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета Российского Национального исследовательского медицинского Университета им.Н.И.Пирогова Минздрава России.

ЛВ: Когда стали выделять психосоматические заболевания?

Впервые понятие «психосоматическое заболевание» предложил немецкий врач Хайнрот в 1818г. Он использовал данный термин для обозначения взаимосвязи телесных недугов пациентов и их душевных страданий. Хайнрот предположил, что соматические расстройства могут вызываться душевными расстройствами. Идеи связи телесного и психического высказывались еще Гиппократом.

Читайте также:  Полиоксидоний для детей: инструкция по применению

В 1922 году благодаря венскому психоаналитику Дойчу было введено понятие «психосоматическая медицина». Концепция психосоматической медицины основана на представлении о взаимосвязи психической и физической сфер жизнедеятельности человека. Она объединила такие заболевания, как ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, псориаз. Существенную роль в их патогенезе играют неблагоприятные психические воздействия.

Диагностика и лечение психосоматических заболеваний остается одной из важнейших проблем медицины и сегодня. Согласно современным данным, психосоматическая патология является причиной обращения за медицинской помощью в поликлинику детей в 8-40% случаев.

ЛВ: Чем опасны психосоматические заболевания?

Под влиянием психогенных факторов формируются угрожающие заболевания – бронхиальная астма, артериальная гипертензия, язвенная болезнь желудка. При этом их диагностика относительно сложна. Следует учитывать не только клинические проявления, но и данные психологических исследований, а также семейные, культуральные и социальные факторы.

ЛВ: Какие факторы могут способствовать развитию психосоматических заболеваний?

На развитие психосоматических заболеваний влияют особенности личности (например, повышенный уровень тревожности), семейные особенности, а также патология перинатального периода.

ЛВ: Как происходит формирование психосоматических расстройств?

Выделяют три этапа развития психосоматического расстройства в детско-подростковом возрасте. Кратковременные эмоциональные нарушения и функциональные соматические расстройства называют психосоматическими реакциями. При их усилении они трансформируются в психосоматические состояния. Наконец, формируются психосоматические заболевания, которые имеют органическую основу.

Соматический компонент психосоматической патологии у детей и подростков во многом зависит от возраста. Например, до 7 лет патология проявляется, в основном, в пищеварительной и кожной системах, с 8 лет— в двигательной сфере, с миалгиями и артралгиями, а также с алгическими (цефалгическими) проявлениями, и с 10 лет — нарушениями в эндокринной системе.

ЛВ: Какова распространенность соматопсихических заболеваний в популяции?

У 70% соматически больных обнаруживают психические нарушения различного регистра и степени тяжести.

ЛВ: Как соматическая болезнь влияет на психику человека?

Выделяют 2 основных вида патогенного влияния соматической болезни на психику.

Вследствие интоксикации, гипоксии и других воздействий на ЦНС при соматических инфекционных, эндокринных и и др. заболеваниях могут возникнуть соматогении. Они влияют на возникновение психических заболеваний. А с психологической реакцией личности на заболевание и его возможные последствия связаны нозогении.

При этом у пациента может развиваться гипонозогнозия или гипернозогнозий – это пренебрежительное или, наоборот, преувеличенное отношение к своей болезни, лечению, симптомам.

К гипернозогнозии могут приводить ятрогенные факторы, например, необдуманная фраза врача.

ЛВ: Могут ли перенесенные тяжелые соматические заболевания отрицательно сказываться в дальнейшем на психическом развитии ребенка и приводить к поведенческим нарушениям?

Да, еще 1982 году К.С. Лебединская, исходя из этиологического принципа, описала задержку психического развития соматогенного происхождения. Этот тип психической задержки обусловлен влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (врожденные и приобретенные пороки соматической сферы, например, сердца, эндокринопатии, хронические инфекции, аллергические состояния). В клинике у таких пациентов преобладают астенические проявления с истощаемостью по гипостеническому типу, эмоциональная лабильность, нарушения концентрации и распределения внимания, а также задержка эмоционального развития — соматогенный инфантилизм. Он обусловлен рядом невротических наслоений — неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности. В МКБ-10 данный вид патологии представлен в разделе F8 -Расстройства психологического (психического) развития, а также в разделе F90-F98 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте. Более того, показано, что до 5% случаев умственной отсталости (F70-F79) могут быть обусловлены влиянием метаболические (эндокринных) нарушений.

ЛВ: прослеживается ли влияние генетических факторов на формирование нарушений обмена веществ, которые могут приводить к формированию интеллектуальной недостаточности?

Да, это целый ряд моногенных заболеваний, таких как нарушения обмена аминокислот, дефицит креатина, дефицит витаминов / кофакторов, нарушения обмена металлов, лизосомные болезни накопления, митохондриальные болезни.

ЛВ: может соматический фактор в виде дефицита витаминов и микроэлементов негативно сказываться на психическом развитии ребенка?

Безусловно, микронутриентный дефицит может способствовать формированию нарушений нервно-психического развития. Есть работы, демонстрирующие, что своевременное назначение в данном случае поливитаминных комплексов способствует значительному улучшению когнитивного статуса ребенка.

ЛВ: Связаны ли нарушения сна у детей с психосоматическими и соматопсихическими расстройствами?

Нарушения сна у детей могут быть обусловлены эмоциональными причинами (в МКБ-10 данные нарушения представлены в рубрике F51- Расстройства сна неорганической этиологии). К соматопсихической патологии можно отнести расстройства сна органической этиологии (G47.), а именно апноэ во сне (G47.3). Данные патологические состояния могут вызывать целый ряд нейрокогнитивных осложнений, таких как дневная сонливость, повышенная утомляемость, дефицит внимания и гиперактивность, агрессия, депрессия, соматизация жалоб, академическая неуспеваемость. В тяжелых случаях могут развиваться эндокринные расстройства вследствие нарушение продукции соматотропного гормона (гормона роста), вплоть до задержек физического развития, а также склонность к ожирению.

ЛВ: Могут ли эндокринные заболевания вызывать психические нарушения?

Да, безусловно. При эндокринных заболеваниях психические расстройства возникают вследствие влияния дисбаланса нейрогуморальной регуляции обменных процессов, а также психотравмирующих перегрузок, возникших после осознания негативных социальных последствий болезни.

Для клинической картины характерны следующие закономерности: во-первых, зависимость особенностей психопатологических проявлений от стадии и тяжести эндокринной болезни; во-вторых, в случае повышения функции той или иной железы обычно усиливается и психическая функция; и, в-третьих, в случае ухудшения функционирования эндокринных желез нарастают проявления астении, на фоне которой формируются острые или хронические психотические или непсихотические отклонения, могут формироваться психоорганические нарушения. При эндокринных заболеваниях часто развивается так называемый психоэндокринный синдром при котором происходит постепенное ослабление памяти и интеллекта, мотивации, изменяется личность больного в целом.

Особенно ярко выражены психические нарушения при нарушениях функции щитовидной железы.

ЛВ: Какие психические нарушения наиболее часто развиваются у детей после перенесенных инфекций?

Наиболее часто у детей встречаются постинфекционные астении. Они возникают в результате перенесенного заболеваниях инфекционного характера (ОРВИ, гриппа, ангины, гепатита и др.), первые симптомы появляются через 1-2 недели после инфекционной болезни и сохраняются в течение 1-2 месяцев. Преобладают ощущения общего утомления, слабости, усталости, усиливающиеся при физических нагрузках. Появляются раздражительность, беспокойство, напряжение, эмоциональная неустойчивость, обидчивость, плаксивость, вспыльчивость, капризность, снижается аппетит и порог переносимости различных раздражителей: громких звуков, яркого света, вестибулярных нагрузок. Развиваются нарушения сна, потливость, ощущение перебоев в сердце, нехватки воздуха, трудности с концентрацией внимания, снижение запоминания и продуктивности интеллектуальной деятельности.

Читайте также:  Препараты при прорезывании зубов у детей

ЛВ: Как лучше лечить психосоматические и соматопсихические заболевания? Есть ли особенности у детей?

Наиболее широко применяются 2 направления лечения: медикаментозная коррекция и психотерапия.

Фармакотерапия у детей предусматривает применение небензодиазепиновых анксиолитиков: тенотен, ноофен, атаракс, а также ноотропных и нейропротекторных средств (пантогам, нооклерин, кортексин, пикамилон).

Преимуществом применения Тенотена детского является то, что препарат, сочетает в себе успокаивающие, ноотропные и вегетотропные свойства, не вызывает седации и заторможенности, улучшает память, внимание и процессы обучения, не вызывает перевозбуждения и расстройств сна, хорошо переносится. отсутствуют побочные эффекты.

Тенотен детский применяется по следующей схеме: при невротических и вегетативных расстройствах — внутрь, по 1 таблетке от 1 до 3 раз в сутки (держать во рту до полного растворения — не во время приема пищи). Рекомендуемая длительность приема препарата – 1-3 месяца. При необходимости возможно продление курса лечения до 6 месяцев или повторить через 1-2 месяца.

Кроме фармакотерапии, лечение пациентов с психосоматическими расстройствами предполагает интегративный подход с использованием современных методов психотерапии: когнитивно-поведенческой, игровой, арт-терапии.

ЛВ: Подтверждена ли эффективность применения Тенотена детского клиническими исследованиями?

Эффективность применения Тенотена детского подтверждена результатами многочисленных клинических исследований с высоким уровнем доказательности.

Мультицентровое двойное слепое плацебоконтролируемое рандомизированное исследование эффективности и безопасности применения Тенотена детского у 100 детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ легкой, средней и выраженной степени тяжести) в возрасте от 6 до 12 лет, в течение 12 недель (дозировка по 2 таблетки 2 раза в сутки), показало, что Тенотен значительно снижает тяжесть СДВГ у 34% пациентов через 3 месяца терапии, а также достоверно улучшает память и концентрацию внимания (1).

Многоцентровое двойное слепое плацебо-контролируемое исследование эффективности и безопасности применения Тенотена детского при тревожных расстройствах у 98 детей и подростков возрасте от 5 до 15 лет, в течение 12 недель (по 1 таблетке 3 раза в сутки) свидетельствовало, что Тенотен детский оказывает успокаивающее действие с 1-х дней приема, с достоверным снижением индекса тревожности у детей (тест Р. Тэмпл), при этом максимальный эффект отмечался у детей в возрасте 5-7 лет (2).

Изучение результатов применения Тенотена детского в течение 1 месяца у 60 детей и подростков (в возрасте от 11 до 15 лет) с синдромом вегетативной дисфункции показало, что Тенотен детский нормализует вегетативный тонус уже в течение первых 2-х недель терапии. По окончании курса лечения уменьшение вегетативных расстройств и редукция астено-невротического синдрома отмечалась у 80% обследованных, улучшение когнитивного статуса у 73%, что в 2 раза превосходило результаты контрольной группы (3).

Тенотен детский применяется и в практике педиатра в следующих случаях: астенические состояния после перенесенных ОРВИ, функциональные нарушения ритма сердца, в том числе, дисфункция синусового узла, у детей и подростков с вегето-сосудистой дистонией (ВСД).

ЛВ: Какие еще немедикаментозные методики применяются ли у детей и подростков для коррекции психосоматической патологии?

В лечении психосоматической патологии активно может применяться электроэнцефалографическая биологическая обратная связь с повышение мощности альфа-ритма в теменно-затылочных областях. Целью такого лечения является снижение уровня тревоги у ребенка.

Вопрос: С вашей точки зрения, какой один аспект терапии соматопсихических заболеваний у детей заслуживает наибольшего внимания врачей?

Лечение психосоматических заболеваний у детей должно носить комплексный характер и включать в себя психотерапевтическую коррекцию и рациональную фармакотерапию. При этом очень важным является оказание помощи, не только детям, но и их родителям. Очень часто именно от общей обстановки в семье зависит течение психосоматического заболевания и, следовательно, прогноз для ребенка.

Список литературы

  1. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю. Лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью Тенотеном Детским: результаты двойного слепого плацебоконтролируемого рандомизированного исследования // Эффективная фармакотерапия. Неврология. – 2010. – №5. – С.60-65
  2. Заваденко Н.Н., Симашкова Н.В., Вакула И.Н., Суворинова Н.Ю., Балакирева Е.Е., Лобачева М.В. Современные возможности фармакотерапии тревожных расстройств у детей и подростков // Журнал неврологии и психиатрии. – 2015. – №11. – С.33-39
  3. Галактионова М.Ю., Пан И.Р. Эффективность использования препарата “Тенотен детский” при лечении синдрома вегетативной дисфункции у детей и подростков // Педиатрия. – 2010. – Т.89, №1. – С.87-91

Отоларинголог рассказала о течении отита у взрослых

Воспалительные процессы в разных отделах уха приводят к раздражению нервов, отеку и сильной боли. Лечение отита нужно начать как можно быстрее, в противном случае могут быть серьезные последствия.

АЛЕНА ПАРЕЦКАЯ
Врач-патофизиолог, иммунолог, член
Санкт-Петербургского общества патофизиологов

СВЕТЛАНА КОМАРОВА
Врач-отоларинголог, заместитель
главного врача по КЭР в «СМ-Клиника»

Острая боль в ухе – одно из самых мучительных ощущений. Многие пациенты сравнивают ее силу с зубной болью и тяжелыми травмами, а женщины – с процессом родов. Чаще всего ухо болит из-за отита.

Что нужно знать об отите у взрослых

Что такое отит

Отит – это общее название для воспалительных процессов в области уха. Воспаление может быть острым либо хроническим, затрагивая различные отделы уха.

Если воспаление локализовано в ушное раковине и слуховом проходе до границы барабанной перепонки – это наружный отит, воспаление в барабанной полости – средний отит, если затрагивается область улитки, внутренняя часть уха – это внутренний отит или лабиринтит.

Эти патологии крайне болезненны, сопровождаются лихорадкой, нарушениями слуха, выделениями из наружного прохода. Кроме того, без лечения отиты могут угрожать тяжелыми осложнениями – тугоухостью или полной глухотой, парезом в области лицевого нерва, поражением костей или мозга.

Причины отита у взрослых

Наиболее частой причиной наружного отита являются травмы, инфекции кожи и подлежащих тканей в области слухового прохода. Возможна и химическая травма уха, раздражение и воспаление из-за серных пробок, попадания в ухо воды, образования фурункулов.

Читайте также:  Таблетки "Амбробене" для детей: инструкция по применению

Средний отит – самая частая форма болезни. Он обычно провоцируется бактериальными инфекциями, реже – вирусами, патогенными грибками, а также микст-инфекцией. Наиболее частые возбудители:

  • пневмококк;
  • гемофильная палочка;
  • вирус гриппа;
  • различные возбудители ОРВИ.

В последние годы стали чаще регистрироваться случаи грибкового отита.

Факторами риска, повышающими вероятность отита, является шмыганье носом, избыток слизи в носоглотке. перепад давления при нырянии, погружении на глубину. Нередко средний отит становится осложнением простуды, ЛОР-патологий (аденоидит, тонзиллит, фарингит, ринит). Риск выше у людей с имунодефицитами.

Симптомы отита у взрослых

При наружном отите самыми частыми жалобами будут:

  • пульсация в ухе, резкая болезненность, отдающая в шею, глаз или зубы;
  • усиление боли при жевании пищи, разговоре, смыкании челюсти;
  • краснота слухового прохода и ушной раковины;
  • нарушение слуха, если есть выделение гноя в область слухового прохода.

Острый средний отит начинается с повышения температуры наряду со стреляющей болью внутри уха. Она нарастает по мере скопления слизи и гноя в полости, через 2 – 3 суток перепонка разрывается, из уха вытекает гной и состояние улучшается. Температура снижается, боль стихает. Затем разрыв перепонки заживает бесследно.

При хронической форме может возникать мезотимпанит – воспаление локализуется в зоне евстахиевой трубы и нижней, средней части барабанной полости. В перепонке формируется отверстие, но сама перепонка натянута.

  • понижение слуха;
  • периодическое появление гноя из уха;
  • шум в ухе;
  • головокружение;
  • в период обострения – боль и температура.

При развитии эпитимпанита возникает резкое снижение слуха, выделение дурно пахнущего гноя, давление в ухе, боль в области висков, головокружение. Периоды обострения сменяются ремиссиями, но слух полностью не улучшается.

Лечение отита у взрослых

Диагностика

Диагноз можно заподозрить на основании типичных жалоб, но врач подробно будет расспрашивать – где и как болит ухо, нажмет на козелок, потянет мочку уха вниз, чтоб определить, есть ли боль. Кроме того, оториноларинголог проведет осмотр уха с использованием приборов и подсветки, чтобы прицельно осмотреть слуховой проход, барабанную перепонку, понять, есть ли в ней гной и перфорация. Чтобы определить чувствительность к антибиотикам, выполняется посев на флору. Также врач может назначить:

  • анализы крови (общий, биохимию), чтобы определить характер воспаления;
  • рентген придаточных пазух, если подозревает связь с синуситом;
  • рентгенография височной кости при хроническом отите.

Все эти данные нужны для того, чтобы определить тактику лечения, необходимость приема антибиотиков, оперативных вмешательств (перфорации перепонки или других вмешательств).

Современные методы лечения

Мы попросили рассказать о том, как сегодня лечат отиты у взрослых врача-оториноларинголога Светлану Комарову. По ее словам, медикаментозная терапия может включать:

  • капли в ухо, содержащие анальгетик Феназон и местный анестетик Лидокаин – для снятия болевого синдрома и уменьшения воспаления, при появлении выделений из уха следует применять антибактериальные капли содержащие Рифампицин или Ципрофлоксацин;
  • в нос закапывают сосудосуживающие капли, содержащие Ксилометазолин 0,1%, Оксиметазолин 0,05%, Нафазолин 0,1%, Фенилэфрин 0,025% – для уменьшения отека слизистой оболочки носоглотки вокруг устья слуховых труб;
  • при неэффективности местных препаратов – анальгетики и нестероидные противовоспалительные препараты (Ацетилсалициловая кислота, Парацетамол, Трамадол, Кетопрофен, Ибупрофен) назначают внутрь;
  • жаропонижающие препараты (Парацетамол) применяются при повышении температуры выше 38,5 С;
  • антигистаминные препараты (Дифенгидрамин, Клемастин, Хлоропирамин) назначают с целью уменьшения отека;
  • антибактериальные препараты широкого спектра действия: пенициллины, цефалоспорины, макролиды, респираторные фторхинолоны.

Немедикаментозные методы лечения:

  • процедуры по назначению врача-оториноларинголога: промывание наружного слухового прохода, катетеризация слуховой трубы, продувание слуховых труб по Политцеру, пневмомассаж барабанной перепонки;
  • физиотерапия: УФО, УВЧ, микроволновая терапия, электрофорез противовоспалительными препаратами по назначению врача-физиотерапевта.

Немедикаментозные методы лечения помогают снять болевой синдром, восстановить слух и предотвратить осложнения.

При осложненном течении отита или не эффективности консервативной терапии показано хирургическое лечение (миринготомия, шунтирование барабанной полости, радикальная операция на среднем ухе), направленное на санацию очага инфекции, восстановление слуха, профилактику рецидивов.

Какие антибиотики эффективны при отите?

– Системная антибактериальная терапия показана во всех случаях среднетяжелого и тяжелого течения острого среднего отита, – говорит врач-оториноларинголог Светлана Ковалева, – а также у пациентов с иммунодефицитными состояниями. При легком течении отита (отсутствии выраженных симптомов интоксикации, болевого синдрома, гипертермии до 38 °С) от назначения антибиотиков можно воздержаться. Однако при отсутствии положительной динамики в течение 48 часов следует прибегнуть к антибиотикотерапии.

При отите назначаются антибиотики широкого спектра действия, эффективные в отношении типичных возбудителей: Streptococcus pneumoniae, Haemophilus influenzae, Moraxella catarrhalis, Streptococcus pyogenes, Staphylococcus aureus.

Препаратом выбора является Амоксициллин.

Альтернативными средствами при аллергии на β-лактамы являются современные макролиды (Джозамицин, Азитромицин, Кларитромицин). При неэффективности, а также пациентам получавшим антибиотики в течение месяца, пациентам старше 60 лет целесообразно назначать комплекс – амоксициллин + клавулановая кислота. Альтернативными препаратами являются цефалоспорины II – III поколения (Цефуроксима аксетил, Цефтибутен) или фторхинолоны (Левофлоксацин, Моксифлоксацин).

При легком и среднетяжелом течении показано пероральное применение антибиотиков. При тяжелом и осложненном течении отита начинают с внутривенного или внутримышечного введения препарата, а далее продолжают лечение перорально.

Длительность антибактериальной терапии составляет 7 – 10 дней. При осложненном отите – 14 дней и более.

Самостоятельно применять антибиотики не стоит, необходимо проконсультироваться с врачом-оториноларингологом. Отит может быть вызван грибковой флорой или герпетической инфекцией. Применение антибиотиков в данном случае может усугубить течение заболевания.

Профилактика отита у взрослых в домашних условиях

Для профилактики отита необходимо избегать переохлаждений, мыть руки после улицы, орошать слизистую носа морской водой после посещения мест с большим скоплением народа, заниматься закаливанием организма, спортом, ежедневно употреблять свежие фрукты, овощи, кисломолочные продукты.

Если так случилось, что вы заболели и стал беспокоить насморк, то сморкаться нужно крайне осторожно, при этом освобождать только одну ноздрю, иначе выделения из носа могут попасть через слуховую трубу в ухо и спровоцировать отит.

Необходимо соблюдать правильную гигиену ушей. Не рекомендуется использовать ватные палочки – ими в ухо можно занести бактериальную или грибковую инфекцию. Для гигиены ушей применяйте капли, состоящие из комбинации поверхностно-активных веществ (Аллантоин, Бензетоина хлорид) очищающих, увлажняющих и защищающих кожу наружного слухового прохода.

Читайте также:  Детский Панадол

Популярные вопросы и ответы

Мы обсудили риски осложнений отитов и возможности их лечения при помощи народных методов терапии с ЛОР-врачом Светланой Ковалевой.

Какие могут быть осложнения при отите?

Нерациональное лечение среднего отита может привести к формированию рубцовой ткани в полости среднего уха и к стойкому снижению слуха.

При наружном отите может встречаться поражение черепных нервов в виде парезов и параличей.

Могут развиваться осложнения, которые представляют опасность для жизни. К ним относятся:

  • мастоидит – гнойное воспаление слизистой оболочки и костной ткани сосцевидного отростка височной кости;
  • лабиринтит – воспаление внутреннего уха, при котором поражаются рецепторы равновесия и слуха;
  • гнойный менингит – воспаление мягкой и паутинной оболочек головного мозга;
  • абсцесс мозга – ограниченное гнойное расплавление вещества мозга;
  • синус-тромбоз и сепсис.

Когда обращаться к врачу при отите?

Незамедлительно обратится к врачу нужно при наличии следующих симптомов:

  • быстрое ухудшение общего самочувствия;
  • повышение температуры тела выше 39 °С;
  • нарастающая боль в ухе;
  • головная боль;
  • припухлость и покраснение кожи заушной области;
  • обильное гноетечение из уха;
  • учащенное сердцебиение.

Можно ли лечить отит народными средствами?

Народная медицина не используется в официальной клинической практике, так как не имеет доказательной базы. Фитотерапией можно поддерживать основное лечение при легком течении отита.

В качестве антибактериальных и противовоспалительных средств рекомендуется закладывать в ушную раковину тампоны, смоченные готовой аптечной настойкой календулы.

При болях в ухе помогут компрессы с ароматическими маслами – необходимо намочить марлевую турунду (жгут) в теплой воде, нанести на нее 2 – 3 капли эфирного масла шалфея или герани, вложить в слуховой проход и сделать теплый компресс на область уха на 2 часа.

Что такое психосоматика и как это лечить?

Все болезни от нервов? Можно ли заболеть из-за «плохих» эмоций? Что такое психосоматическое расстройство? На эти и многие другие вопросы журнала «Челленджер» отвечает кандидат медицинских наук, врач-кардиолог высшей категории, доцент кафедры факультетской терапии лечебного факультета ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И. М. Сеченова Антон Родионов.

— В 80—90-е годы прошлого века у нас в институте (Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова. — Прим. ред.) работал очень известный психолог профессор Ю. М.Орлов. Ему принадлежала теория «саногенного мышления». Её смысл сводился к тому, что если мыслить правильно, культивировать хорошие эмоции и бороться с плохими, то можно предотвратить множество заболеваний. Надо признать, что для неокрепших умов юных медиков его теория выглядела весьма убедительно…

Могут ли эмоции влиять на здоровье? Определённо да. Быть причиной — нет. Негативные эмоции активизируют симпатическую нервную систему, что, в свою очередь, приводит к повышению артериального давления, увеличению частоты пульса и спазму сосудов. Всем известны истории, когда на фоне, например, испуга или гнева у людей случались инфаркты и инсульты. Повторю: эмоция в этом случае не причина заболевания, а лишь провоцирующий фактор, триггер.

В отдельных случаях негативная эмоция, конечно, может стать и причиной заболевания. Например, если со злости ударить кулаком по стене, можно сломать руку. Вот вам вполне отчётливая причинно-следственная связь. Кстати, не надо забывать и о существовании обратной взаимосвязи. Нередко причиной негативных эмоций становятся хронические телесные страдания. Вспомните Бабу-ягу с костяной ногой — возможно, она была бы очень милой старушкой, если бы не хроническая боль в тазобедренном суставе…

«Все болезни от нервов» — это миф?

Это даже не миф, это просто старая студенческая шутка. Полная цитата звучит так: «Все болезни — от нервов, и только пять — от любви» (имеется в виду пять классических венерических болезней). Впрочем, хронический стресс — действительно доказанный фактор риска развития как минимум сердечно-сосудистых заболеваний. Несколько лет назад при помощи позитронно-эмиссионной томографии (высокоточного исследования, позволяющего изучать обменные процессы в различных тканях) учёные выявили механизмы, трансформирующие стресс в хроническое воспаление, которое, в свою очередь, служит ключевым механизмом развития атеросклероза.

— Однако повторяю снова и снова: стресс не причина болезней, а один из факторов риска, который работает лишь сообща с другими факторами, прежде всего генетическими.

Психосоматическое расстройства: каковы причины и механизмы их возникновения?

Психосоматические заболевания — это группа болезней, которые проявляются телесными страданиями (то есть симптомами заболеваний внутренних органов), но их основная причина всё же кроется в неполадках со стороны нервной системы. К ним относят целый спектр желудочно-кишечных расстройств (функциональная желудочная диспепсия и синдром раздражённого кишечника), фибромиалгию (специфический болевой синдром в проекции суставов), гипервентиляционный синдром (ощущение нехватки кислорода и потребность в частом дыхании) и много чего ещё.

То, как связаны между собой психические страдания и соматические симптомы, поясню на примере самой распространённой жалобы, с которой пациенты приходят к кардиологу — ощущения учащённого сердцебиения. Тахикардия (частый пульс) в норме возникает, когда надо отреагировать на внешний раздражитель, например убежать от опасности. В этой ситуации мышцам нужно больше крови, следовательно, сердце должно увеличить частоту сокращений. Но когда опасность проходит, пульс нормализуется. Пациент с невротическим расстройством внешне спокоен, за ним никто не гонится, ему никого не нужно догонять, но головной мозг даёт сигнал: «Ты в опасности, убегай!» В результате активируется симпатическая нервная система, повышается давление и учащается пульс. Пациент чувствует себя плохо… В этом случае лечить тахикардию как отдельный симптом по меньшей мере нелепо — надо лечить само невротическое заболевание, причём лечить таких пациентов должен не кардиолог, а психиатр или психотерапевт.

Что касается детской психосоматики, расскажу ещё одну историю. Недавно на приём пришла молодая женщина. Она выглядела очень встревоженной и всё время пыталась меня расспросить о здоровье своего мужа, хотя, по моим представлениям, её муж вполне мог сам прийти на приём. В разговоре выяснилось, что муж (много работающий и хорошо зарабатывающий человек) дома постоянно кричит на жену и ребёнка, при этом ещё успешно манипулирует своим повышенным давлением, но лечиться не хочет. В конце нашей встречи женщина спросила, нет ли у меня на примете хорошего невролога, специалиста по детским тикам… Стоит продолжать рассказ? По-моему, не надо быть доктором Хаусом, чтобы понять простую вещь: большинство преходящих неврологических и невротических симптомов у детей — это проблема с родителями.

Читайте также:  Симптомы и лечение обструктивного бронхита у детей

Что такое «чикагская семёрка» и насколько актуальна такая классификация в наши дни?

Классификации психосоматических расстройств мне не очень нужны в повседневной работе, да и про «чикагскую семёрку» я впервые узнал благодаря этому вопросу. Прочитал и ужаснулся. Неужели в XXI веке кто-то всерьёз может рассматривать их как «болезни неотреагированных эмоций»! Перечислю эти семь заболеваний с указанием их истинных причин:

  1. Артериальная гипертензия — заболевание, в основе которого лежит генетическая предрасположенность, реализуемая десятком дополнительных факторов (курение, избыточный вес, злоупотребление солью, гиподинамия, повышение уровня сахара и холестерина и так далее). Стресс — лишь один из факторов риска, но далеко не основной.
  2. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки — заболевание, причина которого прекрасно изучена ещё в конце XX века. Это микроорганизм по имени Helicobacter Pylori. Да, описаны острые «стрессовые» язвы, но это совсем другая история.
  3. Воспалительные заболевания кишечника (неспецифический язвенный колит и болезнь Крона) — группа воспалительных аутоиммунных заболеваний с генетической предрасположенностью.
  4. Нейродермит (атопический дерматит) — заболевание, имеющее генетическую предрасположенность. Стрессовый фактор лишь в некоторых случаях может быть причиной обострения.
  5. Бронхиальная астма — хроническое воспалительное заболевание с чёткой генетической предрасположенностью. Иногда стресс может способствовать обострению, а иногда и наоборот — стимуляция симпатической нервной системы приводит к расширению бронхов.
  6. Тиротоксикоз (гиперфункция щитовидной железы) — классическое аутоиммунное заболевание, в основе которого лежит выработка антител к тканям щитовидной железы. Здесь горе-психологи вообще путают причину и следствие. Тиротоксикоз очень сильно меняет характер человека — он становится плаксивым, вспыльчивым, нервным. После излечения тиротоксикоза психические проявления полностью уходят.
  7. Ревматоидный артрит — болезнь с неизвестной природой (обсуждается связь генетических и инфекционный факторов). Однако стресс тут точно ни при чём.

Болезнь Паркинсона возникает из-за стремления к контролю? Аденоиды у детей появляются, когда они чувствуют, что родители их не любят?

Приведённые примеры — плод неуёмного воображения диванных психологов. У обеих болезней есть гораздо более понятные причинные факторы, хотя и не до конца изученные. А вот психосоматические заболевания желудочно-кишечного тракта (функциональная диспепсия, синдром раздражённого кишечника) действительно характерны для людей мнительных, тревожных и неуверенных в себе. В древности даже существовала поговорка: любой невропат — колопат (colon — лат. «толстая кишка»).

Ипохондрия — это тоже психосоматика?

Строго говоря, «ипохондрическое расстройство» — это не психосоматика, это чистая «психика», то есть настоящее тревожное невротическое расстройство, в рамках которого пациент бесконечно ищет у себя соматические заболевания и цепляется к самым безобидным симптомам. Моя почта переполнена письмами от ипохондриков, которые, обнаружив у себя несколько десятков экстрасистол (внеочередных сокращений сердца), тут же интересуются, какова теперь у них вероятность внезапной смерти.

Как происходит диагностика психосоматических расстройств?

Пациенты с психосоматическими расстройствами могут посещать врачей любой специальности. У кого-то болезни проявляются немотивированной одышкой и сердцебиением, у кого-то тошнотой, рвотой и поносом, а у некоторых — болевыми синдромами.

— Главный диагностический критерий — обследование, зачастую неоднократное — не позволяет обнаружить никаких признаков органического заболевания. Именно этот факт должен навести на мысль о необходимости консультации с психиатром или психотерапевтом.

Основа диагностики — беседа с пациентом. Уже только на основании того, как пациент излагает жалобы, можно задуматься о наличии психосоматических расстройств. Если врач располагает достаточным временем для выяснения обстоятельств, связанных с началом или обострением заболевания, если найдёт аккуратные слова для выяснения психотравмирующих ситуаций, то картина болезни начнёт вырисовываться. Как я уже сказал, диссоциация между жалобами и отсутствием органической патологии — важный аргумент в пользу «психосоматики». Конечно, разумный объём дообследования всегда необходим, но он не должен быть избыточным.

Приведу в пример одно из классических психосоматических заболеваний — синдром раздражённого кишечника (СРК). В России считают, что для установки диагноза нужно обязательно сделать колоноскопию — непростое и недешёвое эндоскопическое обследование толстого кишечника. Во всём мире считают иначе. Если длительные симптомы кишечного дискомфорта (поносы или запоры, вздутие живота и так далее) не сопровождаются наличием так называемых «красных флагов» (снижение веса, кровь в кале, воспалительные изменения в анализах крови, поздний возраст начала болезни и наличие онкологических заболеваний у близких родственников), то мучить пациента такой непростой процедурой, как колоноскопия, смысла нет — диагноз СРК весьма вероятен.
Сколько лет проходит от обращения пациента с психосоматическим расстройством до постановки ему корректного диагноза? Бывает по-разному. Мне кажется, что если правильно построить общение с пациентом, то это совсем не сложно. Но мы этому хорошо обучены. Дело в том, что наш ныне покойный учитель, бывший директор клиники факультетской терапии Первого меда (ныне Сеченовский университет) профессор В. И. Маколкин большое внимание уделял изучению психосоматической патологии, в результате чего на базе клиники был фактически создан небольшой психосоматический центр. Сотрудники клиники довольно хорошо ориентируются в патологии такого рода, кроме того, нас поддерживает команда из нескольких психиатров.
Иногда случается, что от начала заболевания до получения профессиональной помощи проходят годы. Сложно сказать, с чем это связано. Скорее всего, с тем, что коллеги «не видят» психосоматику или же стесняются отправить пациентов к психиатру, опасаясь, что пациенты их неправильно поймут.

Как лечить психосоматику?

Всё зависит от ситуации; понятие «психосоматические расстройства» слишком широкое. В лёгких случаях специфическое лечение вообще не требуется, достаточно детальной беседы врача с пациентом и разъяснения сути происходящего. Дело в том, что порой пациента тревожат не столько сами симптомы, сколько неизвестность и подозрение на серьёзные органические заболевания. Если объяснить, что за «ощущением неполного вдоха» или «покалываниями в сердце» не стоят органические болезни сердца и лёгких, многих пациентов это вполне удовлетворит.

Читайте также:  Тонзилгон Н для детей: инструкция по применению

В отдельных случаях врач-интернист (терапевт, кардиолог, гастроэнтеролог и другие) самостоятельно может назначить психотропную терапию, если он умеет, конечно, это делать. Скажем, квалифицированный гастроэнтеролог вполне может и должен сам назначать антидепрессанты пациентам с функциональными заболеваниями желудочно-кишечного тракта, не прибегая к помощи психиатров. Зачем антидепрессанты гастроэнтерологическим пациентам? Они нужны для того, чтобы разорвать патологическую связь между сигналами в головном мозге и симптомами со стороны желудочно-кишечного тракта. Кстати, антидепрессанты давно уже перестали быть специфическими препаратами для лечения депрессии. Их с успехом применяют и в терапии некоторых болевых синдромов.

Если интернист чувствует, что пациенту нужна серьёзная комбинированная терапия, то лучше подключить к лечению психиатра, так как психофармакология довольно сложна и арсенал препаратов многообразен. Желательно консультироваться не просто с психиатром из районного диспансера, а со специалистом, который имеет опыт работы именно с психосоматическими пациентами.

Психотерапия (то есть лечение в разговорном жанре) может быть весьма полезна многим пациентам с психосоматическими расстройствами. Есть только два минуса: это дорого и долго. Противопоказание к психотерапии — симптомы «большого» психического заболевания (бредовые расстройства, галлюцинации), впрочем, это уже выходит за рамки темы «психосоматика».

А вот что пациенту точно не нужно — это видимость лечения с использованием пустышек: витаминов, «общеукрепляющих», «метаболических», «сосудистых» препаратов и так далее.

Могут ли психосоматические заболевания со временем трансформироваться в соматические патологии?

Маловероятно. Вернёмся в начало. Факторами риска они могут быть, причиной — нет. То есть гипервентиляционный синдром не превратится в астму, СРК не станет язвенным колитом, фибромиалгия не трансформируется в ревматоидный артрит. Важно только понимать, что с возрастом увеличивается риск настоящих соматических заболеваний. Нужно только не пропустить их начало.

Что такое психогигиена и чем она может помочь?

  • ограничивайте негативный информационный поток. Не позволяйте телевизору работать в фоновом режиме. Лучше включайте музыку или любимые фильмы в записи;
  • отделяйте рабочее от домашнего. Заведите два телефонных номера — для домашних и для служебных разговоров, отключайте рабочий мобильник дома, в выходные и в отпуске;
  • вспомните о самом тяжёлом событии в вашей жизни. Может, всё остальное не стоит того, чтобы сходить с ума?
  • лучший способ избавиться от накопившейся усталости и раздражения — физическая активность.

И последнее. Если чувствуете, что что-то в жизни идёт совсем не так и самостоятельно выкарабкаться не получается, не стесняйтесь обращаться к специалистам в области психиатрии и психотерапии. Современная психиатрия ушла далеко вперёд по сравнению с классическим представлением о ней в фильме «Полёт над гнездом кукушки».

Если вы хотите грамотно использовать все возможности современной медицины, а также не стать жертвой сомнительного лечения и избыточной диагностики, книги из курса «Академии доктора Родионова» — вам в помощь. Все авторы серии не только практикующие врачи и специалисты, но и наши постоянные эксперты (за что им огромное спасибо).

Психосоматика отита на нервной почве у детей и взрослых

Отит – воспаление ушей, вызванное активностью патогенных бактерий. Возникает на фоне других воспалений (например, гайморита), плохой гигиены и простудных заболеваний. Но кроме этого отит относится к психосоматическим болезням, то есть заболеваниям, которые развиваются из-за стресса.

Почему болят уши

  • Уши нужны нам для того, чтобы слушать и понимать людей. Такое же значение они имеют на метафизическом уровне.
  • Соответственно, болезни ушей говорят о том, что человек не может больше что-то слышать или не хочет что-то принимать.
  • Боль в ушах говорит о том, что человек потерял связь с внешним миром. Сознательно или подсознательно он старается уйти от реальности. Ему надоели чужие мысли, скандалы, оскорбления.

Однако стоит обратить внимание на то, с какой стороны возникла боль. Отит психосоматика:

  • Если болит правое ухо, то это говорит о том, что человек не хочет слышать то, что говорят ему другие. Так он абстрагируется от конфликтов и критики.
  • Боль слева говорит о том, что человек не хочет слышать сам себя. Такое возникает на фоне непонимания и непринятия самого себя, чрезмерной самокритики, внутреннего конфликта.

Боль в ушах сопровождается такими симптомами как звон и шум в ушах, цефалгия и головокружение, ощущение засоренности уха, частичная потеря слуха, боль в тазобедренном суставе.

Факторы риска

В группу риска входят люди со следующими особенностями:

  • застенчивость;
  • ригидность;
  • тревожность;
  • скованность;
  • склонность к депрессии;
  • ярость и раздражительность;
  • хронические стрессы;
  • страхи;
  • гневливость и беспокойство.

Проблемы с ушами могут возникнуть на фоне других расстройств и вредных привычек: кусание губ и ногтей, сосание пальцев или ручки, любовь к жвачкам, сжатие и скрежет зубами, открывание бутылок или обгрызание ниток. Все это приводит к повышенному тонусу жевательных мышц, может вызвать их спазм.

К факторам риска относятся микро и макротравмы. В первую группу входит поедание твердой пищи, натирание десен фруктами и мясом. Ко второй группе относятся травмы головы и шеи (аварии, спорт).

Психосоматическая причина отита

Хронический отит развивается на фоне затяжных конфликтов с близкими людьми или коллегами. Вероятно, человек устал искать пути примирения и отчаялся. Заболевание ушей – самый простой способ абстрагироваться от происходящего.

Главная психосоматическая причина отита – стресс. Во время стресса напрягаются все мышцы, в том числе жевательные и шейные. Анатомическое строение ушей таково, что они тесно связаны с этими мышцами. Отсюда и возникает дискомфорт: боль, ощущение заложенности, шум и звон, давление.

Однако психосоматика отита у детей и взрослых несколько отличается. Давайте рассмотрим подробнее.

Детские болезни ушей

Болезнями ушей чаще страдают дети из семей с гиперопекой. Возможно, малышу настолько надоели наставления учителей или родителей, что единственная возможность услышать свое мнение – это заболеть.

А также ушные болезни настигают детей из авторитарных семей или семей, в которых родители не ладят друг с другом. В этом случае ребенок заболевает, чтобы отгородиться от постоянных ссор, критики, оскорблений и порицания. Болезни ушей для него работают как щит.

Читайте также:  Психосоматика лишнего веса у детей и взрослых

Особенности заболевания у взрослых

Звон в ушах возникает у вспыльчивых людей. Они настолько раздражены услышанным, что вот-вот впадут в ярость и накинуться на кого-нибудь. Заложенность в ушах в этом случае помогает отойти от ситуации, остыть.

Легкоранимые люди чаще страдают от шума в ушах. Им сложно воспринимать чужую боль, а потому они предпочитают вообще не слышать о проблемах других людей.

Самоуверенные люди страдают от глухоты. Они привыкли слышать и слушать только себя, игнорировать чужое мнение. Чтобы наверняка отгородиться от рекомендаций и критики (в том числе конструктивной) со стороны близких, человек глохнет.

Психосоматисты о болезнях ушей и их психосоматических причинах

Согласно психосоматике, разные ушные проблемы возникают на фоне разных психологических причин:

  • Отит – отражение слабой развитости коммуникативных способностей, гневливости, нежелания слушать других людей. Человек испытывает трудности при установке контактов с другими людьми.
  • Звон – слабый самоконтроль и неспособность анализировать свои поступки.
  • Боль в ушах – чувство вины из-за того, что вы не хотите кого-то слушать.
  • Глухота – уход от чужого мнения, упрямство, неспособность выслушивать даже конструктивную критику.
  • Мастоидит – результат переутомления или сильного потрясения.

Но и это не единственные причины развития заболеваний ушей. Давайте рассмотрим теории нескольких известных психосоматистов: Луизы Хей, В. Жикаренцева, Лиз Бурбо.

Мнение Луизы Хей

По мнению Луизы Хэй, болезни уха пройдут, если человек научится получать и излучать положительную энергию. Он должен полюбить слушать и захотеть слышать и прислушиваться. Необходимо научиться слышать точку зрения другого человека. Вы не обязаны с ней соглашаться и принимать ее, но вы должны уметь спокойно выслушать альтернативное мнение. А для этого нужно уважать, любить и принимать себя и других людей. Важно изменить отношение и восприятие.

Аффирмации на исцеление:

  • «Я слушаю мир и воспринимаю его с любовью»
  • «Я рад и благодарен за то, что уши помогают слышать прекрасные звуки»
  • «Я способен наслаждаться звуками, присутствующими в природе»
  • «Мои уши наполнены любовью, я готов воспринимать любую информацию»

В. Жикаренцев об отите

В. Жикаренцев считает, что причинами отита выступают следующие факторы:

  • гнев;
  • неопределенность и смятение;
  • скандалы дома;
  • нежелание слушать кого-то.

Психолог дает такую аффирмацию на исцеление: «Меня окружает гармония. В словах окружающих людей я слышу любовь, понимание и поддержку. Я являюсь центром любви».

Проблемы с ушами по Лиз Бурбо

По мнению Лиз Бурбо, уши отвечают за способность прислушиваться к тому, что происходит вокруг. Проблемы со слухом говорят о том, что человек не хочет принимать то, что он слышит. Окружающая информация вызывает гнев и ответную критику. У ребенка отит развивается как ответ на надоевшие родительские наставления и необоснованные запреты.

Глухота развивается у тех, кто привык слышать только себя. И тех, кто даже во время диалога думает о том, что он скажет, а не о том, что говорит оппонент. Но такая позиция вызвана внутренним чувством опасности. Человеку кажется, что на него постоянно нападают, его критикуют. Вот он и занимает оборонительную позицию.

Что делать: важно понять, что раздражает не мнение других людей, а ваше отношение к их словам. Как только вы полюбите себя и обретете уверенность, так сразу станете доброжелательнее и открытее. Вы поймете, что люди не желают вам зла. Да, их мнение может и, скорее всего, будет отличаться от вашего. Но это не значит, что оно опасно. А если вы глохните для того, чтобы уйти от просьб и жалоб окружающих, то пора научиться говорить нет.

Методы лечения психосоматического отита

Уход от реальности и изоляция – деструктивная тактика слабого человека. Научитесь решать конфликты, принимать особенности других людей, находить компромиссы и отстаивать свои права. Важно изменить восприятие и способы реагирования на внешние раздражители. Тогда отит отступит сам собой.

С точки зрения медицины, лечение носит другой характер. Во-первых, важно постоянно разминать и широко раскрывать рот. Дело в том, что мышцы реагируют на симптомы еще большим спазмом. Во-вторых, иногда выписываются лекарства для снятия спазма и расслабления мышц. Или назначается ношение специального устройства, которое не дает мышцам сжиматься.

Профилактика

Методы профилактики очевидны: избегать криков и скандалов, слышать только приятное, общаться только с интересными людьми. Конечно, на практике это удается не всегда. Но нужно стремиться к этому. А для этого нужно самому излучать любовь, теплоту и понимание. Научитесь слышать других людей, делать комплименты, восхищаться достижениями других людей.

Что еще важно делать в целях профилактики:

  • высыпаться (примерно 8 часов);
  • ежедневно гулять, а еще лучше заниматься гимнастикой на свежем воздухе;
  • следить за сбалансированностью и правильностью питания;
  • избегать психофизического переутомления;
  • научиться расслабляться (йога, теплые ванны с аромасвечами, прослушивание музыки и прочее).

Психосоматика — болит ухо правое и левое ? И что делать, если проблемы с ушами становятся постоянными?

Ухо – это важный орган в сенсорной системе, это наше окошко с мир музыки, мир звуков и шумов. Но, кроме этой важной функции общения с внешним миром у уха есть еще одна – это поддержка нашего равновесия. И, когда начинаются проблемы с ухом или с ушами, человек страдает не только от нарушения восприятия окружающего мира. К этому добавляется еще масса неудобств, о которых он ранее даже не догадывался. Тема сегодняшней статьи: «Болит ухо — психосоматика ли это?» Попробуем разобраться вместе, где в возникновении болезни виновата объективная причина физического мира (инфекция, травма, генетическая патология), а где – субъективная психологическая причина и психосоматика.

Добрый день, уважаемый читатель! Поклонники психосоматического подхода к заболеваниям любят «винить» во всем психологические особенности восприятия окружающей действительности. Однако это в корне неверно. Однако и прагматичный подход, где каждая болезнь имеет четкую внешнюю причину, тоже не совсем верен. Истина, как всегда, где-то посередине. И сегодня нам с вами и предстоит эту истину отыскать. Для этого начнем с самых азов. А именно с анатомии уха.

Читайте также:  Минимальная мозговая дисфункция (ММД) у детей

Строение уха для понимания природы боли

Кроме ушной раковины, которую видно, само ухо имеет сложное строение. Оно состоит из наружного уха, среднего и внутреннего, а также слуховых проводящих путей, по которым движется звук. Разберем физиологические и психологические причины заболевания уха в зависимости от локализации болезни.

Наружное ухо

Оно состоит из ушной раковины, наружного слухового прохода и барабанной перепонки.

При физических повреждениях или инфекциях одного их этих компонентов возникает болезнь.

Наружный отит

Происходит при инфекционных заболеваниях ушной раковины. При таком заболевании человек ощущает сильную боль в ухе, от которой может болеть глаз, шея или голова. Иногда такие состояния возникают не вследствие инфекции, а из-за гиповитаминоза или как сопутствующие при сахарном диабете.

Люди, которые часто болеют наружными отитами, как правило, осторожны, боятся критики окружающих, нетерпимы к мнению, хоть чем-то отличающемуся от общепринятого. Они как бы не желают слушать и слышать что-то новое, боясь, что это внесет небезопасность в их существование.

Отит непременно нужно лечить с помощью медикаментов. Но, если вы отмечаете свою склонность к частым отитам, то непременно спросите себя: «Так ли важна для меня критика окружающих?». И, если вы действительно нетерпимы к ней, то пришло время поработать над собой.

Перихондрит

Это воспаление хрящей и кожи наружного уха. Это заболевание достаточно редкое. Считается, что оно – результат травм уха. Однако болеют им и те, у кого никаких травм не было.

Люди, у которых возникают такие травмы, часто слишком обидчивы. Им кажется, что окружающий мир неблагосклонен к ним. Они любят жаловаться на все и на всех и, самое важное, испытывают удовольствие, когда их жалеют. Это такой своеобразный заменитель любви.

Лечение перихондрита достаточно успешно проходит с применением антибиотиков. Но, едва вылечившись, такие люди заболевают чем-то еще. Таким же редким, как и перихондрит.

Интересная история, помогающая глубже понять природу соматизации проблемы

На эту тему вспоминается история одной девочки, которая все время болела. И болела она не обычными простудами, как среднестатистический ребенок, а каждый раз удивляла докторов богатством симптомов.

В ее больничной карточке были увеличенная лоханка почки (которая через некоторое время удивительным образом сузилась), воспаление сустава, прошедшее так же внезапно, как и началось, ВСД с яркими проявлениями панических атак, брадикардия, гастрит (который ей поставили из-за периодической рвоты неясной этиологии) и, конечно, перихондрит.

Наверное, список необычных для ребенка подросткового возраста болезней мог бы у нее расти, но мама девочки вовремя догадалась обратиться к детскому психологу. Тот продиагностировал особенности ребенка, а также межличностные отношения в семье. Вывод был неожиданный.

В семье за внимание матери боролись две сестры. Тактика одной (старшей) была – послушная девочка, во всем соглашающаяся с матерью, во всем ей помогающая. Тактика нашей героини (младшей) – уход в болезнь.

Очередная болезнь давала девочке возможность завоевать заботу не только матери, но и всей семьи. Поэтому организм послушно следовал за ее желаниями. Ей хотелось, чтобы ее жалели – организм чувствовал это и заболевал. Ей очень нравилось и то, что старшая сестра тоже находилась в своеобразной зависимости.

Ведь, как только появлялись новые симптомы, родители практически забывали о старшей дочери и направляли свои усилия на ликвидацию очередного недуга младшей дочери.

Диагностические методики также показали, что девочка невероятно талантлива. И, не найдя применение своей одаренности, она также направила энергию в болезнь. Работа психолога шла в двух направлениях: коррекция характера межличностных отношений в семье и выявление склонностей, способностей и одаренности ребенка.

Благодаря столь грамотному подходу удалось избежать новых заболеваний у девочки.

Если и вы ощущаете груз одаренности, но не знаете, как его реализовать, что с ним делать. Или если и вы, будучи уже взрослым человеком, так и не определились со своей миссией, с тем, чем вам действительно хочется заниматься. Если у вас нереализованная энергия превращается в болезнь, тогда вам точно необходимо записаться на мой бесплатный мастер-класс по этой теме, после которого вы наверняка увидите верное направление.

Ну, а мы идем дальше. Еще одно заболевание наружного уха называется экстозы.

Экзостозы слухового прохода

Это такие костные образования, растущие в ухе медленно и бессимптомно. Однако, когда они достигают определенных параметров, у человека может появиться ушной шум и снижение слуха. Также экзостозы нарушают процесс выделения серы и гноя (при отитах).

Их можно удалить только хирургическим путем. Что же является причиной их возникновения, ученые пока точно сказать не могут. Рассматривается множество разных версий, включающих в том числе и психологические причины.

Если говорить по-простому, то это обычное желание отгородиться от окружающей действительности, не включаться в нее, жить по своим субъективным законам и правилам.

Среднее ухо

Заболевания среднего уха относятся к разряду самых сложных для диагностики и лечения ЛОР-заболеваний. Все дело в том, что анатомически среднее ухо граничит с задней и средней черепными ямками, а также сообщается с областью верхних дыхательных путей и полостью носоглотки. Перечень воспалительных заболеваний среднего уха просто огромен. И, конечно, я не буду перечислять их здесь. Просто помните, если сильно болит внутри уха – это скорее всего воспалительный процесс в среднем ухе.

Заболевания среднего уха возникают у тех, кто часто испытывает чувство вины, усталости, безысходности. Таким образом организм как бы пытается защититься от такого опасного, от такого травмирующего внешнего мира.

Чтобы излечиться, кроме соблюдения рекомендаций врача, необходимо и формирование позитивных установок у пациента относительно окружающего мира.

Внутреннее ухо и ежедневные стрессы

Еще один сложный отдел структуры, которая позволяет нам слышать мир. Внутреннее ухо отвечает за звукопроводимость, за адаптацию к звукам различной частоты и силы, за защиту от слишком громких звуковых раздражителей, а также за ощущение гравитации.

При заболеваниях внутреннего уха у человека появляются нарушения слуха: от самых незначительных до полной глухоты. К таким болезням приводят черепно-мозговые травмы, инфекции, нарушения работы сердечно-сосудистой системы, резкие перепады внешнего и давления, аллергии и контузии.

Однако в официальной медицине указан еще один источник заболеваний внутреннего уха – это ежедневные сильные стрессы, эмоциональная перегруженность организма.

Постоянный стресс приводит к тому, что человеку однажды просто хочется «отключиться от этого мира».

И, как вы помните, организм очень чутко реагирует на все наши желания. И старается создать возможности для их выполнения. Так и начинается проблема под названием: «болит ухо психосоматика».

Читайте также:  Тонзилгон Н для детей: инструкция по применению

О проблемах с внутренним ухом можно догадаться по следующим симптомам:

  • Спонтанное головокружение;
  • Периодические нарушения равновесия;
  • Тошнота или рвота неясной этиологии;
  • Шум в ушах;
  • Снижение слуха;
  • Частые колебания глазных яблок.

Кроме медикаментозного лечения, в период восстановления организма необходимо научиться отдыхать.

Выражение «научиться отдыхать» может казаться парадоксальным, но в действительности не многие взрослые люди умеют по-настоящему расслабить свой организм и восстановить свое психологическое благополучие.

Многие, даже внешне отдыхая, продолжают думать о работе, переживать и волноваться о том, на что не особо то и могут повлиять. Поэтому очень важным в период излечения от болезни является вопрос обретения психологического комфорта.

Если это получится, то проблема «болит ухо психосоматика» к вам точно не вернется.

Боль в правом и левом ухе. Насколько различаются причины с точки зрения психосоматики?

Иногда случается так, что человеку неоднократно доставляет беспокойно только одно ухо: правое или левое. С точки зрения признанных экспертов психосоматических причин заболеваний, таких, к примеру, как Луиза Хей, причины болезни правой и левой частей тела существенно отличаются.

Правая сторона тела страдает, когда нарушена гармония отношений с социумом, когда общение с окружающими больше не приносит удовольствия. Когда болит правое ухо, то здесь совершенно очевидно, что взаимодействие в социуме приносит человеку негативные эмоции.

С помощью болезни организм пытается «закрыть» сенсорный канал, приносящий неприятные известия.

Также Луиза Хей отмечает, что правая сторона тела «награждает» болезнями тех женщин, которые в суете забывают о своем женском начале и культивируют в себе исконно мужские качества. Такие женщины много внимания уделяют построению карьеры, погоне за материальным благополучием. С помощью болезни организм как бы напоминает: «Остановись!».

Левая половина тела тесно связана с внутренним миром, с тем, насколько человек принимает себя, свои достоинства и недостатки.

Соответственно, если болит левое ухо, пришло время научиться любить себя таким, какой есть.

Необходимо расслабиться и перестать пытаться «переделывать» или «перевоспитывать» себя.

Если вы ощущаете себя здоровым и не хотите, чтобы процесс психосоматических заболеваний запустился, уже сейчас необходимо начинать грамотно работать со своим стрессом.

Когда я говорю «грамотно», я имею ввиду не бороться или отрицать наличие стресса, а уметь взаимодействовать с ним, преобразовывать его, делать так, чтобы он не влиял на качество вашей жизни.

Не нужно ждать, когда болезнь уже постучится к вам в дверь. Начинайте профилактику прямо сейчас.

А на сегодня все! Думаю, теперь вы понимаете, почему болит правое или левое ухо, а также как избавить тело от страданий посредством духовного роста и понимания себя. Подписывайтесь на мой блог, делитесь полезной информацией в социальных сетях, ставьте лайки, пишите комментарии. До новых встреч!

Что такое психосоматика и как она проявляется: мнение психолога

Один из основных запросов, с которыми люди часто обращаются в Московскую службу психологической помощи, — тревога и стрессы. Специалисты отмечают, что с этими негативными эмоциями обязательно нужно работать, поскольку они могут оказывать серьезное влияние на здоровье человека. О том, какие психологические причины вызывают соматические расстройства, что такое психосоматика и как она проявляется, рассказывает психолог Елена Герасимова.

В жизни мы постоянно накапливаем психическое напряжение, и наш организм сообщает о том, что с ним что-то не в порядке. Это явление называют «психосоматическим расстройством». Психосоматика — направление в медицине и психологии, которое изучает, как чувства и переживания влияют на физическое здоровье человека.

Психологические причины, которые могут вызывать соматические болезни:

  • Нехватка положительных эмоций (возникновение сниженного настроения, тревоги, депрессии, стресса). Позитивные впечатления необходимы человеку не меньше витаминов.
  • Негативные разрушительные мысли, направленные на самого себя или на других людей: «все плохо».
  • Повторение определенных фраз, провоцирующих проблемы со здоровьем (например, фраза «видеть тебя не могу» может привести к близорукости).
  • Добровольный «перенос» на себя заболеваний кого-то из близких людей (идентификация).
  • Изматывающее чувство вины, самобичевание.
  • Самовнушение под влиянием авторитетных, на взгляд человека, источников (информация из энциклопедий, интернета, телевидения).
  • Манипуляция несуществующей, надуманной болезнью (с помощью болезни человек пытается организовать действия и чувства других людей).

Когда сердце болит

К психологу обратилась 25-летняя москвичка Маргарита. Девушка встречалась с молодым человеком Иваном на протяжении двух лет. Она мечтала выйти замуж и создать семью. Ивана, наоборот, все устраивало. Он не торопился законно оформлять отношения, так как считал, что спешить ни к чему, нужно пожить для себя. Девушка не раз поднимала разговор о замужестве и рождении детей, но молодой человек раздраженно отвечал: «А зачем нам формальности? Нам и так хорошо вместе! Ты готова вообще быть матерью? Эти детские пеленки, крики и все такое? Ты сама привыкла к тишине, а ребенок постоянно будет требовать внимания. Хочешь — нянчись с племянницей». Такой ответ, причем полученный не в первый раз, девушку не устроил, и в паре разразился очередной скандал. Начались обвинения Ивана в несерьезности и безответственности. Но он продолжал стоять на своем.

Молодые люди приняли решение на время разойтись. Каждый задумался о своем. Маргарита очень переживала, ее стали мучить частые головные боли, бессонница, возникли потеря аппетита и нарушение сердечного ритма, периодически повышалось артериальное давление. Самочувствие ухудшалось, пришлось обратиться к врачу. Обследование патологии не выявило. Врач порекомендовал ей обратиться к психологу.

Читайте также:  Минимальная мозговая дисфункция (ММД) у детей

«Функциональное нарушение сердечного ритма — это реакция на конфликтные ситуации, тревожность, когда человек принимает все близко к сердцу. Существует связь между страхом и сердечным ритмом. Кровеносные сосуды регулируют вегетативную нервную систему, которая связана с нашими эмоциями и напрямую взаимодействует с чувствами», — отмечает психолог.

Психическое напряжение, конфликты и волнения приводят к сокращению гладкой мускулатуры, изменению состояния сосудов и, как следствие, повышению артериального давления, нарушениям сердечного ритма, боли в области груди. Страх может вызвать учащенное сердцебиение и боль в сердце, и наоборот, боль с измененным сердечным ритмом может вызвать страх. Оба процесса усиливают воздействие друг на друга и бесконтрольно переходят в приступ.

Как можно себе помочь

В момент возникновения знакомой боли запомните все детали ситуации: какие вы совершали действия, как выглядели, какие испытывали ощущения, что думали. Если в это время вы с кем-то беседовали, обязательно сохраните в памяти слова собеседника, свои мысли по поводу них. Это поможет проанализировать и определить, на что конкретно вы реагируете.

Выделяют следующие психосоматические нарушения:

  1. заболевания:
    • сердечно-сосудистой системы (гипертония, ишемическая болезнь сердца — самые опасные, так как приводят к инсультам и инфарктам);
    • желудочно-кишечного тракта (язва желудка и 12-перстной кишки, язвенный колит);
    • эндокринные (сахарный диабет, базедова болезнь — тиреотоксикоз);
    • дыхательной системы (бронхиальная астма);
    • кожной системы (нейродермиты, чесотка на отдельных частях тела);
    • опорно-двигательной системы (ревматоидный артрит, остеохондроз);
    • головные боли (боли напряжения — мышечные боли шеи, затылка, висков, давящие тупые боли, сочетающиеся с другими болями, например, болями в ногах; боли, охватывающие «всю голову», приступообразные, острые, пульсирующие, не сочетающиеся с другими болями; боли односторонние, иногда охватывающие обе стороны);
    • онкологические заболевания (опухоли, новообразования);
  2. вегетоневрозы — на первом месте вегетативные симптомы (нет органических поражений):
    • кардионевроз — распространяется на сердечную систему;
    • гипервентиляционный синдром — патологическое состояние, схожее с астмой, без органического поражения с распространением на дыхательную систему (при сохранности всех органов);
    • панические атаки — проявляются в мощном вегетативном сдвиге, (нарушение сердечно-сосудистой деятельности, желудочно-кишечного тракта, чувство нехватки воздуха, повышение артериального давления, ощущение страха, тревоги, тремор и т. д.);
  3. истерическая конверсия — истерические симптомы могут быть проявлены в любых заболеваниях, возникают, когда человек хочет достичь определенной цели путем демонстраций и манипуляций.

Когда выдуманная болезнь становится реальностью

27-летняя Виктория по настоянию матери получила высшее экономическое образование, но по специальности работать не хотела. Ее молодой человек предлагал различные варианты трудоустройства, но девушка находила любые отговорки и причины, чтобы не работать. Ей нравилась беззаботная жизнь, и менять она ничего не хотела. Молодого человека на неделю отправили в командировку, он порекомендовал девушке найти работу, так как у нее могут возникнуть финансовые трудности. Пообещав заняться этим вопросом, через три дня Виктория заскучала. Большую часть денег, оставленных на продукты, она потратила на дорогое платье и решила напроситься к замужней подруге в гости: «там всегда найдется что-нибудь перекусить». Викторию быстро утомили посиделки, поскольку четырехлетняя дочь приятельницы требовала постоянного внимания. Вика начала раздражаться, ведь она пришла поделиться проблемами, а тут ребенок не дает спокойно поговорить! Девушка покинула дом.

Когда молодой человек вернулся, первым делом поинтересовался, каковы успехи с поиском работы у Виктории, и был вовлечен в красочный рассказ о безрезультатных неудачных собеседованиях с демонстрацией нового платья. Молодого человека разозлила выходка, и он поставил ультиматум: или Виктория ищет работу, или они расходятся. Девушка не ожидала такого поворота событий. Что же делать?

На следующее утро Виктория пожаловалась на плохое самочувствие, ссылаясь на боли в области сердца, слабость, головокружение и тошноту. Виктория симулировала заболевание, решив потянуть время. Через неделю непрекращающегося «плохого самочувствия» молодой человек отвез Викторию к врачу для обследования. Результаты показали полное здоровье. Удостоверившись в обмане, мужчина принял решение расстаться. Вика слезно умоляла его сохранить отношения, утверждая, что ей «действительно плохо» и она нуждается в помощи. Молодой человек дал ей второй шанс. По прошествии некоторого времени в одно утро девушка проснулась от сильной боли в области груди и одышки. Она испугалась, впала в громкую истерику. Вызвали скорую помощь. На этот раз Виктория не симулировала, проявились реальные симптомы. Ее направили на лечение в клинику неврозов с диагнозом «Психосоматическое расстройство». После успешного лечения Виктория обратилась к психологу.

Упражнения, которые помогут улучшить состояние:

Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Нужно сделать глубокий вдох и постараться одним выдохом задуть ее. Повторите. И еще раз.

Теперь представьте, что вам нужно задуть пять маленьких свечек. Делайте глубокий вдох и задувайте их по очереди маленькими порциями выдохов. Повторите. И еще раз.

«Моя болезнь в рисунке»

Нарисуйте и расскажите самому себе или кому-то из близких:

  • Как вы узнали о болезни?
  • Как вы изменились, когда это произошло?
  • Что самое страшное вы представляете о своей болезни?
  • Что произойдет, когда вы выздоровеете?
  • Что для вас быть здоровым и сильным?
  • Как вы видите себя в будущем?

«Солнышко»

Нарисуйте солнышко с лучиками и на этих лучиках напишите свои положительные качества. Зачитайте их вслух себе или кому-либо из близких.

Видите, сколько в вас положительных качеств! Есть за что себя похвалить и любить. Делайте это чаще!

Подробнее узнать о психосоматике и получить ответы психолога на интересующие вопросы можно у специалистов Московской службы психологической помощи как на индивидуальных консультациях, так и во время вебинаров. Записаться на консультации и онлайн-занятия можно на сайте.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Ссылка на основную публикацию