Диарея – два случая из практики психолога.
Все знают, что диарея (понос), возникает от бактериальной или вирусной инфекции, однако в основе диареи, особенно хронической, могут быть и психологические причины.
Если мы подавляем негативные эмоции, активизируется вегетативная нервная система, желчь выбрасывается в кишечник, может буквально «пронять до кишок», возникает дефекация. Диарея превращается в психосоматический симптом.
В основе любого симптома находится травма, как правило, детская. Само событие, запустившее симптом, давно забыто, связь между симптомом и событием незаметна.
Задача психолога найти не только причину симптома, а еще и ту пользу, которую он приносит, потому что за любым, даже самым – самым «нежелательным» симптомом есть польза для его хозяина. Она и удерживает симптом.
А еще важно найти подходящую замену той выгоде, которую в психологии принято называть «вторичная выгода». Вторичная – потому что ее на первый взгляд не видно, на первом плане минусы от симптома. Но, пока мы боремся с минусами, симптом никуда не исчезает, незаметная польза важнее, чем проблемы, связанные с симптомом.
Пример из практики №1.
Когда Н. было три года, родители сообщили ей: «У тебя родился братик. Он маленький, а ты взрослая». И девочка, конечно, поверила им, как верят все дети своим родителям, и сделала вывод, что раз она взрослая, ей нельзя больше плакать, капризничать и дурачиться.
Н. с интересом наблюдала за новорожденным братом, и за тем, как умилялась мама, когда он «какался». «Что же здесь такого удивительного, я тоже так могу» – думала девочка и завидовала брату. Она очень старалась помогать маме, но, оказалось, что мешала, и родители отправили дочь в деревню к бабушке.
У бабушки было много внуков, животных и огромный огород. На маленькую внучку у бабушки совсем не оставалось ни сил, ни времени. «Я взрослая» – все время напоминала себе девочка, она, как старушка, сидела на лавочке и ничего ни у кого не просила. Только кишечник стал подводить, и реагировал в самый неподходящий момент, как у маленького брата. Он отказывался быть взрослым.
И сейчас у уже взрослой Н. кишечник как будто живет своей жизнью, и, в те моменты, когда ей особенно не хватает любви и поддержки, начинает «барахлить».
Когда взрослая Н. представила себя на месте себя маленькой, ей очень захотелось действительно почувствовать себя ребенком. Когда она, наконец, услышала в воображении от родителей: «Ты маленькая, тебе только три года, ты наш старший ребенок, но, ты все равно маленькая», она не поверила. Эти слова родителям пришлось повторить несколько раз. Только после этого Н. смогла в воображении реализовать все свои детские мечты: погулять за ручку с мамой в зоопарке, покормить зверей, покататься на пони, сфотографироваться с огромным бантом на голове. А еще сходить с парк аттракционов, в кукольный театр и другие интересные для ребенка места.
Взрослая Н. научилась заботиться о себе через внимание к своей «внутренней маленькой девочке», разрешая себе делать то, что не разрешалось в детстве. Постепенно она научилась и управлять своим кишечником, потому что потребность возврата в детство через неконтролируемую дефекацию исчезла.
Кстати, при появлении младших братика или сестрички, старшие дети часто регрессируют, например, начинают испражняться в штанишки, хотя уже умеют обслуживать сами себя. Вторичная выгода ребенка при этом проявляется в дополнительном внимании к себе, в физическом прикосновении родителя, когда тот отмывает ребенка.
Одно из средств лечения – больше физического контакта, ежедневные купания просто так. А главное, помнить, что старший ребенок – это все равно РЕБЕНОК.
Пример из практики № 2.
М. возвращалась с папой из детского садика. Ей так хотелось рассказать ему о том, как интересно прошел день, как хвалила ее воспитательница Наталья Иванна за хорошо рассказанный стих, какая удачная поделка из пластилина у нее получилась, как с Сережкой играли в догонялки. Но, папа сказал злым голосом: «Быстро топай, делать мне нечего, как твои глупости слушать», еще и шлепнул девочку по попе.
От неожиданности, обиды и возмущения у девочки прямо по дороге началась диарея. С тех пор такая реакция кишечника повторялась всегда, когда М. злилась на мужчин.
Когда М. научилась осознавать свою злость, открыто и конструктивно говорить о ней, исчез и симптом. И поводов для злости, кстати, стало меньше.
Таким образом, когда мы понимаем, зачем нужен симптом и обучаемся получать «вторичную выгоду» другим, более подходящим для нас способом, симптом уходит.
Желудочно-кишечные заболевания и психологические проблемы
Что такое психосоматические заболевания?
Психосоматические заболевания — это болезни или болезненные состояния, в формировании которых эмоциональные факторы играют ключевую роль. Толчком к их развитию обычно являются стрессы, напряжение, внутренние конфликты, которые перестали пониматься или решаться человеком. Проблема исчезает из осознанного восприятия, но сохраняет свое бессознательное присутствие. Подобное вытеснение конфликта происходит по разным причинам. Иногда это страх посмотреть на проблему прямо, найти в себе силы действовать, а иногда просто отсутствие возможности или внутренних ресурсов для ее решения. О таких заболеваниях еще говорят: “на нервной почве”.
Психосоматические заболевания имеют совершенно реальные физические симптомы.
Сложность лечения этих заболеваний в том, что только традиционными методами с ними не справиться. Лекарственными средствами можно улучшить состояние, но пока не решена психологическая проблема, высока вероятность того, что болезнь вернется вновь.
Психологами описаны семь основных источников психосоматических заболеваний:
• Внутренний конфликт, конфликт частей личности, сознательного и бессознательного в человеке.
• Мотивация или условная выгода. Это очень серьезная причина, потому что часто симптом несет условную выгоду для человека. Например, избавляет от необходимости выполнять какие-либо обязанности, какую-либо работу. Если человеку сказать, что болезнь для него выгодна, то он чаще всего с этим не согласится. Это особенно характерно для истеричных людей. Они могут долго ходить по врачам и пытаться вылечиться, но, как правило, если они чувствуют, что выздоровление близко, то находят уважительную причину, чтобы прервать лечение. В дальнейшем они будут жаловаться, что этот метод лечения или этот специалист тоже не смогли им помочь. А если врач действует достаточно энергично, и больной «пропускает» момент излечения от данного симптома (от греч. symptoma – признак болезни) или болезни, то на смену тут же приходит новая, а о старой болезни он уже может и не вспоминать, как будто ее и не было.
• Эффект внушения. Если ребенку все время говорить, что он дурак, плохой, то велика вероятность, что он таким и вырастет. Предпочтительнее при наказании говорить, что он хороший и умный, но поступил почему-то плохо или глупо. Слово, сказанное врачом и неверно истолкованное пациентом, может глубоко запасть в подсознание и оказаться причиной развития или закрепления настоящей патологии.
• Элементы органической речи. Болезнь может быть физическим воплощением фразы. Например, слова «меня тошнит от уроков» могут превратиться в реальные симптомы.
• Идентификация, попытка быть похожим на кого-то. Особенно опасно бессознательное подражание родителям. Выполнение родительского сценария, возможно, является одной из причин наследственных заболеваний. Генетики могут возразить, что наследственные заболевания переносятся генами. Они согласятся с тем, что гены многих заболеваний носят все люди, а далеко не все болеют. Может, родительский сценарий и является тем фоном, на котором наследственная патология начинает развиваться. Поэтому, если мы не хотим, чтобы наши дети болели теми же заболеваниями, что их бабушки и дедушки, т.е. наши родители, то именно мы должны сами постараться избежать этих заболеваний, поломать сценарий. К сожалению, сценарные нарушения плохо поддаются психологической коррекции, может поэтому их и отнесли к группе наследственных заболеваний: медицина не может изменить то, что заложено в генах.
• Самонаказание. Это происходит, когда за совершенный неблаговидный поступок человек начинает бессознательно наказывать себя. Часто это результат того, что человек поступает не так, как его воспитывали; что приводит к возникновению чувства вины, а вина ищет наказания. Таким наказанием является возникновение болезни.
• Болезненный, травматический опыт прошлого – самый серьезный, самый глубокий источник. Как правило, это психические травмы раннего периода детства, вытесненные, забытые, но активно влияющие на поведение и здоровье человека из бессознательной части личности. Они могут быть и не забыты, а постоянно держаться в памяти или периодически всплывать.
Как связаны эмоции и работа пищеварительного тракта?
Поглощение и выделение – основные функции желудочно-кишечного тракта. Но они в своих проявлениях находятся в определенных отношениях с окружающим человека миром, связаны с его эмоциональным состоянием и с внешним жизненным пространством. Все процессы в этой соматической сфере нельзя изолировать от душевного состояния человека. Поэтому неудивительно, что такие действия человека, как процесс принятия пищи, жевание, глотание, переваривание и выделение остатков прочно входят в более тонкие уровни взаимодействия человека – с окружающими его людьми.
Новорожденный ребенок в функциональном отношении являет собой «сплошной рот». Это самый главный инструмент взаимодействия новорожденного с окружающим миром. Кормление и чувство сытости в дальнейшем, с развитием ребенка и становлением уже зрелой личности, служат не только для достижения насыщения, но и опосредуют собой заботу, чувство безопасности, переживание того, что тебя любят. Прием пищи и процесс насыщения остаются на всю жизнь замещающей возможностью удовлетворения, к которой можно прибегнуть при любом разочаровании.
Эта внутренняя связь между психическим состоянием человека и процессом поглощения или выделения приводит к тому, что эмоциональное состояние человека при принятии пищи оказывает влияние на дальнейший процесс ее переваривания. Такие переживания, как агрессия, опасение, страх, депрессия тормозят функции желудка и кишечника, нарушают моторику и, как следствие, приводят сначала к функциональным, а при прогрессировании процесса – к органическим изменениям структуры желудочно-кишечного тракта. Биологически эти переживания связаны с функцией сокращения мышечных клеток. При опасности или агрессии возникает рефлекторный спазм, напряжение. Ни одно живое существо, кроме человека, не будет принимать пищу, находясь в подобном состоянии, потому что для приема пищи нужно вначале расслабиться.
Человек не только способен есть в состоянии подавленности, агрессии или страха, но зачастую прибегает к поглощению большого количества пищи как к средству «успокоить нервы». В результате пища попадает в спазмированный, зажатый под действием стресса пищевод, желудок, кишечник. Следствием этого является широчайший спектр желудочно-кишечных расстройств. У многих животных дефекация связана с ситуацией спокойствия и безопасности. Враждебность не позволяет им выделить кал. Человек также стремится приурочить дефекацию к спокойному периоду дня, когда не обременяют тяжелые проблемы и заботы. Маленькому ребенку, пока он не перешагнет барьер отвращения, игра с калом доставляет удовольствие. Выделение кала имеет характер подарка в отношении к любимому человеку (отец, мать, няня и др.), который в свою очередь приучает ребенка регулировать свои выделения и приурочивать их к желательному моменту.
Чувство подавленности, беспомощности, бессилия связано не только со страхом, но и с усилением деятельности кишечника. При эмоциональной диарее (частыми поносами, не связанными с патологическими процессами в толстой кишке) ведущей причиной являются более или менее осознанно пережитые ситуации страха и повышенных требований со стороны окружающих.
Пищевое поведение человека, т.е. как, сколько и что он ест, является отражением его взаимоотношений с окружающим миром. Наряду с пищевым поведением и сама система пищеварения в особенности пригодна для соматического выражения существующих у человека проблем с уверенностью и защищенностью, т.к. еда представляет собой самую первоначальную форму собственности, гарантирующую существование, а пищеварение – самую первоначальную форму управления и пользования этой собственностью.
Чувство вины и покаяния могут выражаться в отказе от пищи или упорной рвоте. Сильный голод становится симптомом регрессивного стремления к защищенности перед лицом задачи, превышающей возможности человека. Страх, внутренняя неудовлетворенность и неуверенность часто вытесняются желудочно-кишечными заболеваниями. Видимым в таких случаях остается лишь телесный симптом. Если задетый орган или симптом выключаются медикаментозным или хирургическим путем (язва желудка, язвенный колит), часто появляются психические симптомы – страх, депрессия и др.
Стресс – это физиологическая реакция организма, выраженная в состоянии напряжения, подавленности, спада. Стресс возникает у человека под влиянием экстремальных воздействий. Он всегда включает и физиологические, и психологические компоненты. С помощью стресса организм мобилизует себя целиком на защиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса или адаптацию к нему. Наиболее разрушительны для организма психологические стрессоры.
Нередко в стрессовой ситуации человек ведет себя сдержанно, принимает точные и ответственные решения, но при этом его адаптационный резерв снижается и вместе с тем повышается риск подвергнуться различным заболеваниям.
Основные правила противострессовой профилактики у детей:
- Постарайтесь, чтобы ребенок больше спал, по меньшей мере, восемь-десять часов в сутки.
- У ребенка обязательно должна присутствовать физическая активность, однако чередуйте интенсивные занятия спортом с днями отдыха, чтобы уставшие мышцы пришли в себя. Иначе избыток физической активности сам по себе станет стрессом.
- Чтобы однообразие спортивных нагрузок не превратилось в стресс для психики, попробуйте новые виды активности – спортивные танцы, теннис, велосипед, лыжи, бег. Заодно повысите уровень эндорфинов у ребенка.
- Обязательно выделяйте время, чтобы ребенок спокойно посидел с книжкой (если он еще не может читать, читайте ему сами), послушал музыку или занялся чем-нибудь таким, что его успокаивает (рисование, вышивание, выжигание, вязание и т.п.).
- Старайтесь, чтобы ваш ребенок больше смеялся!
Отрывок из книги «Мама, у меня болит живот»
Психосоматика поноса (диареи)
Вам, наверное, тоже знакома ситуация, когда стул становится жидким, и при этом возникают частые позывы к опорожнению кишечника. Многие пытаются лечиться медикаментозно, но это дает лишь временный эффект. Есть причины, которые лежат в психике. Вот о них и поговорим, почему возникает психосоматика поноса (диареи). Поделимся своим психологическим опытом.
Интересно то, что диарея — это не столько самостоятельное заболевание, сколько маяк, показывающий, что в организме есть определенные сбои в работе ЖКТ. Но еще чаще понос развивается на нервной почве.
Диарею часто сопровождают такие проявления, как:
- неприятные ощущения в животе,
- постоянное урчание,
- метеоризм,
- постоянные позывы в туалет.
При ней происходит сбой в работе ЖКТ и ускоряются процессы кишечника до очень высокого уровня. В результате чего он стремится, как можно скорее, избавиться от содержимого.
Частыми причинами диареи со стороны организма являются:
- ротавирусные инфекции,
- пищевые отравления,
- хронические нарушения работы ЖКТ,
- отравления химическими веществами,
- прием лекарств и другие.
Но вместе с этим существуют и психологические причины диареи.
Над выявлением этих причин и составлением специальных таблиц трудились такие авторы, как Луиза Хей, Лиз Бурбо. Мы же выскажем свое видение.
Какие причины имеет психосоматика поноса у взрослых
Психика человека неразрывно связана с органами, в частности, с кишечником. При стрессах именно кишечник подпадает под удар.
Почему это происходит?
Стрессы влияют на работу мозга и нервной системы. После чего во множество органов поступают искаженные сигналы. Такие сигналы попадают и в стенки кишечника. Они начинают усиленно сокращаться, что и приводит к неприятным ощущениям и жидкому стулу.
Кроме того, гормон адреналин, выделяемый при стрессе, провоцирует спазм брюшных мышц.
Обычно диареи кратковременны. И прекращаются после стрессовой ситуации. Она проходит, работа мозга и нервной системы восстанавливается, к стенкам кишечника поступают здоровые сигналы. Состояние нормализуется.
Но иногда, при длительных стрессах, возникают хронические поносы, которые могут быть опасны даже для взрослого человека. При них происходит обезвоживание организма, невозможность брать все питательные вещества из пищи.
Таким образом, в корне диареи часто лежат именно психологические причины. Базовая эмоция при этом — страх.
Почему психосоматика постоянно поддерживает диарею у взрослых
Даже у взрослых в основе этого состояния лежит все тот же страх.
Постоянный страх — источник напряжения и выработки организмом соответствующих гормонов. Которые неизбежно влияют на организм, в том числе, на кишечник. При этом человек может бояться постоянно повторяющихся ситуаций, но уйти от них не может.
Тогда организм, входя в режим защиты, стремится освободиться от всего ненужного. А так как режим защиты включен постоянно, обменные процессы кишечника ускоряются, что и приводит к частой дефекации. Так возникают хронические диареи на фоне страха.
Если организм человека отреагировал на стрессовую ситуацию таким образом, то при отсутствии работы над причинами психосоматики диареи, и при последующих событиях высока вероятность точно такой же реакции.
Связка простая: ситуация — эмоция — реакция. Необходимо менять эмоцию. Потому что страх возникает в ответ на какую-то ситуацию.
Мы так же заметили еще одну закономерность у клиентов: жидкий стул возникает на информационный перегруз. Сейчас — век информации, и чтобы решить какую-то проблему все озадачены поиском оптимального решения. Да вот только на поиск ответа уходит много времени и сил. Возникает ощущение информационной передозировки, тогда и происходят неприятные симптомы (организм как бы стремится сам освободиться от большого объема знаний). Эти случаи становятся все более частыми.
Связан такой поиск обычно с решением финансовых проблем. Но на его фоне всегда есть какая-то боязнь.
Кстати, именно страхи лежат в корне психосоматики поноса и у ребенка. Необходимо работать с психикой, чтобы ситуации не вызывали этой эмоции. Как же это делать?
Лечение психосоматики диареи
1 — Следует сдать все анализы у врача для определения патогенной флоры, которая может поддерживать это хроническое состояние.
Прием лекарств даст мгновенное облегчение, но высок риск того, что при отмене препаратов, все симптомы вернутся. Однако, если это не психосоматика, а обычное пищевое отравление, то именно медикаменты помогут снять острое состояние.
2 — Нужно прорабатывать страхи.
Страхи у взрослых вызывают такие ситуации, как:
- общение с некоторыми людьми (многие испытывают страх даже при общении с собственными родителями),
- ведение бизнеса и продвижение по карьере,
- напряженные отношения,
- психотравмы, идущие из детства, когда в корне лежит один явный случай (работать следует именно с ним),
- боязнь сделать что-то плохо и получить наказание,
- публичные выступлений,
- опасения перед важным событием (например, экзамен в автошколе).
Но так или иначе в работе мы всегда приходим в детско-родительские отношения.
Многие боязни родом из детства. Более половины из них связаны с родителями: мы заслуживаем любовь матери своими достижениями, не принимаем себя (помня сравнения с другими в детские годы), имеем нестабильную самооценку (когда не знаешь, хороший ты или плохой).
На фоне непроработанных детских психологических травм мы и во взрослой жизни продолжаем испытывать те самые эмоции, которым научились еще тогда: обида, стыд, вина, страхи — это отголоски того времени. Нас легко ранить, попав в травму. Поэтому над всем этим можно и нужно работать. (Начать можно с принятия. Нашу статью о том, как принять саму себя, читайте здесь).
Что значит проработать ситуацию психологически
При страхе у человека возникает естественное желание как можно быстрее освободиться от того, что его угнетает. И кишечник вместе с этим стремлением делает то же самое.
То есть, организм отзеркаливает стремление человека. Так и выражается психосоматика поноса.
Это происходит потому, что человеку трудно принять на себя ответственность в полной мере, принять ситуацию и переработать ее на психологическом уровне.
Следовательно, работать нужно с ответственностью и принятием. Принять — значит допустить, что исход может быть и неблагоприятным.
Как правило, многие боятся именно его и стремятся избежать негативного исхода во что бы то не стало. Потому что в этом случае человек кого-то подведет, пострадает его репутация, с ним случится «что-то неприятное». Вот к этому и нужно быть готовым психологически. Тогда уровень страха будет гораздо ниже.
Опять же в ряде случаев, если это психотравма детства, самостоятельно вопрос не решить. Здесь нужно работать с психологом, иначе причина будет как «бревно в глазу», которое постоянно дает о себе знать.
Иногда происходит чередование с запором (об этом мы так же писали). То одно состояние, то другое.
Если человек избегает трудностей, то жизненные уроки, которые даны ему на пути, не усваиваются. Он, как бы, увиливает, чтобы не проходить эти уроки. Потому что страшно. А вдруг «будет «двойка»…
Обратными качествами являются смелость и принятие, ответственность и понимание, что, проходя любое испытание, человек становится сильнее и мудрее. Такая позиция гораздо выгоднее.
Психосоматика поноса (диареи), как и любое нарушение ЖКТ, вполне поддается коррекции. Кстати, часто она идет в связке с синдромом раздраженного кишечника (обязательно прочитайте об этом).
При работе со страхом пройдут проявления диареи, и это будет носить долговременный характер. А при постоянной работе над психикой такие симптомы больше не будут вас волновать.
Как справиться с психосоматикой быстрее
Посмотрите видео от нашего психолога с опытом более 20 лет Ольги Копыловой. В нем она рассказывает, как формируется психосоматика:
Важны два момента: попасть в точную причину и правильно подобрать психологические техники. Если разбить всю работу по этапам, то целесообразнее идти таким путем:
- определить исходную ситуацию,
- конкретизировать корневую эмоцию (гнев, вина, стыд, горе — у каждого свое),
- подобрать подходящие психологические техники,
- проконтролировать правильность их выполнения,
- скорректировать эмоцию (выработать новые реакции на провокации).
Причем первый шаг по поиску причины вы можете сделать уже сегодня. Для этого пройдите наш тест:
Пример: можно долго читать про запор — что это ментальные блоки, нелюбовь к себе. Но в 95% случаев он появляется в состоянии выбора, в подвешенном состоянии. Если у вас при этом есть базовое недоверие и тревожность, запор перерастает в хронический и обостряется в период выбора.
Следовательно, ситуации с выбором никогда не закончатся, но отношение к ним можно изменить психотерапевтическими способами.
Что делает большинство?
Изучают теорию, но улучшения не добиваются.
Дело в том, что самостоятельный труд над своим бессознательным требует большой подготовки.
Нужен ли специалист?
С ним просто будет быстрее. Самостоятельно справиться можно, но получается у единиц и за длительное время.
В нашей практике сроки варьировались от 1 консультации до года. Довольно распространенные случаи — это:
Если у вас есть психосоматика поноса (диареи), и вы хотите избавиться от нее как можно скорее, то узнать о работе вместе с нами вы можете здесь. Здоровья вам и психологического комфорта!
Здравствуйте, когда после сорри с папой у меня постоянно идёт понос, не любовь от него, и так далее какс этим бороться?
Галина, проработать с психологом ситуацию, отношения с папой.
У меня это проблема с 2000х а то и с детства с 90х. Незнаю от чего все началось или как у меня в голове это неправильная установка заложилась. Но вот смотрите, болит или поносит у меня часто в том случае когда мозг обрабатывает кучу информации. Например: 10 заданий разного направление по городу. Сам я человек не глупый, читаю полезного много и со здоровьем проблем нет. Но вот пишут причину поноса и боли живота (по психосоматике) что это страх, вина, гнев или горе. А у меня кажется это 90% непонятно откуда и 10% скорее всеже переживание. Я думаю что это заложилась еще в 90х и с 2015 вроде стало меньше болеть и поносить поскольку психосоматику начал изучать и себя впервую очередь. И еще мне кажется что все мои боли связанные с животом это 99% с моим неправильным восприятием связано. И лишь 1% отправление. Я давно мечтаю избалиться от этого мешающего расслабиться «программы» в голове и жить без боли свободно. Кстати для эксперимента попробовал жить один в кв и мало с кем общался в карантине 2 мес. и эффект меня поразил. Стал здоровее и лучше ощущать. Единственный недостаток был это чувство одиночестваи скукота в моментах…
Здравствуйте! У меня Паническая атака уже 3 месяца и понос что делать помогите.
Понос каждый раз когда нахожусь дома у родителей.
С детства плохие отношения.
Ваш комментарий Отменить ответ
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.
Жидкий стул: как решить деликатную проблему
Сбои в работе пищеварительной системы знакомы многим. Одной из типичных причин является диарея (понос) – неприятное явление, способное не только нарушить все планы, но и серьезно сказаться на самочувствии.
Что такое диарея?
Главный признак того, что речь идет не об эпизодическом поносе, а о полноценном расстройстве – суточная частота стула. Диарея – это жидкий стул, возникающий приступообразно: от трех раз в день и чаще. При этом содержание воды в кале, в норме составляющее 50-80%, увеличивается до 95% 1 .
Диарея может быть острой и хронической.
Острая форма (до 14 дней) может появиться в результате отравления, употребления в пищу продуктов-аллергенов 2 , непереносимости некоторых продуктов, лекарств, попадания в организм некоторых вирусов и бактерий 2 .
Хроническая (от месяца и более) – в результате приема антибиотиков, слабительного. Причиной также могут стать некоторые заболевания желудочно-кишечного тракта 2 .
Вторым по значимости признаком является состояние кала. Цвет, консистенция и наличие примесей может свидетельствовать о различных заболеваниях. Например, водянистый и жидкий стул, как и зеленоватый оттенок кала, говорит о развитии кишечной инфекции. Причиной жидкого стула светлого оттенка и глинистого вида может быть поражение тонкого кишечника и его начальных отделов.
Причины появления жидкого стула
Эпизоды жидкого стула, мучающие человека на протяжении одного или нескольких дней, не являются отдельным заболеванием. Это лишь один из симптомов функциональной, органической или нервной дисфункции. Жидкий стул, сохраняющийся на протяжении длительного времени, может сопровождаться другими клиническими проявлениями: болями и спазмами в животе, температурой, ознобом, тошнотой, рвотой, головокружением. Именно на основе комплекса симптомов можно наиболее верно определить причину жидкого стула.
Наиболее распространенными факторами возникновения диареи у взрослого являются 3 :
- пищевая аллергия;
- непереносимость лактозы (почти мгновенная реакция на молоко);
- кишечная инфекция;
- вирусная или бактериальная инфекция;
- неврогенный фактор (стрессы, невротические расстройства, эмоциональные срывы).
Жидкий стул также может свидетельствовать о патологиях других органов, таких, как 4 :
- муковисцидоз (наследственное заболевание, поражающее целый ряд органов, от печени до половых желез);
- панкреатиты (группа заболеваний, связанных с воспалением поджелудочной железы);
- гастриты с дефицитом секреции;
- онкологические заболевания;
- надпочечниковая недостаточность;
- сахарный диабет;
- гипертиреоз (синдром, вызванный повышением гормональной активности щитовидной железы);
- цирроз печени;
- гепатит;
- обменные болезни почек;
- гиповитаминоз (метаболическая диарея).
Лечение жидкого стула: как избавиться от проблемы
Если частый жидкий стул беспокоит на протяжении длительного времени, то скорее всего его причины кроются в серьезном дисбалансе и требуют незамедлительного лечения. В отличие от разового поноса, систематическая диарея подразумевает комплексное лечение, в которое входит не только устранение симптомов, но и воздействие на основные причины синдрома.
Инфекционная диарея
Лечение зависит от формы инфекционного поноса. При легкой форме вполне возможна домашняя терапия, включающая диету, обильное питье и прием препаратов-адсорбентов. Тяжелая форма гастроэнтерического поноса требует госпитализации с целым комплексом неотложных процедур и восстанавливающей терапией, которая заключается в восстановлении утерянного баланса жидкости и соблюдении диеты.
Функциональная диарея
Встречается при расстройствах пищеварительной или нервной системы. Органических изменений в желудочно-кишечном тракте не обнаруживается, а потому основное лечение в этом случае симптоматическое. Если же удается убрать причины нервного расстройства или раздраженного кишечника, то жидкий стул может пройти уже через один-два дня 5 .
Диета – надежный помощник в лечении диареи
Лечение диареи, возникшей вследствие отправления или неправильного питания, а также сбоев в желудочно-кишечном тракте, невозможно без правильной коррекции питания.
Если придерживаться основных принципов диеты при поносе, проблема может решиться гораздо быстрее, а заодно послужит профилактикой возможных дисфункций кишечника.
Вот несколько простых правил диеты при диарее:
- нагрузка на органы пищеварения при диарее должна быть минимальной (пищу следует употреблять измельченной и в отварном виде);
- в пищу стоит употреблять продукты с высоким содержанием пектина, калия и протеина, например, бананы, яблочное пюре, фруктовые соки, бананы, говядину, индейку, курицу.
- в первые дни стоит есть только жидкую пищу и постепенно переходить к привычному питанию, вводя продукты по мере снижения частоты жидкого стула 6 ;
- прием пищи должен быть дробным, небольшими порциями 5-6 раз в сутки.
Важно помнить, что длительный, изматывающий жидкий стул — повод для незамедлительной консультации со специалистом.
Прием ферментных препаратов при диарее
При диарее вирусного или инфекционного характера в первую очередь важно преодолеть острый период. Однако после этого также могут сохраняться неприятные симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта: дискомфорт в животе, вздутие, бурление, тяжесть после еды, эпизоды неоформленного стула. Причина может состоять в следующем: воспаление в кишечнике, которое нередко сопровождает болезнь, может нарушить работу пищеварительных ферментов. Эти специальные вещества отвечают в организме за переваривание и усвоение пищи. Воспаление может нарушать естественные условия для их работы, в результате чего ферменты могут инактивироваться или меньше вырабатываться 7 .
В таких случаях для поддержания пищеварения могут понадобиться ферментные препараты. Они доставляют ферменты извне, тем самым компенсируя их нехватку. Креон ® 10000, капсулы кишечнорастворимые подходит для этой задачи.
Капсула быстро растворяется в желудке, высвобождая сотни мелких частиц – минимикросфер 8 . Благодаря маленькому размеру они равномерно охватывают пищу в желудке, чтобы помогать в переваривании ее объема. Это помогает организму получить необходимые полезные вещества из пищи и справляться с такими симптомами как тяжесть и дискомфорт в животе, вздутие, бурление. Подробнее о процессе пищеварения можно узнать здесь.
Диарея может отмечаться при таком заболевании как хронический панкреатит, когда есть нехватка панкреатических ферментов. При хроническом панкреатите, например, развивается экзокринная недостаточность поджелудочной железы, при которой снижается её ферментативная активность – пища расцепляется не полностью, а процессы всасывания нарушены. в этих случаях на помощь могут прийти ферментные препараты, компенсирующие нехватку собственных ферментов 9 .
Также приём ферментных препаратов помогает при комплексном лечении инфекционной диареи и панкреатической недостаточности.
Креон ® 10000 – ферментный препарат последнего поколения, выпускаемый в виде капсул с минимикросферами панкреатина 8 . Попадая в желудок, желатиновая оболочка капсулы быстро растворяется, а минимикросферы перемешиваются с пищей, ускоряя процесс расщепления и способствуя усвоению питательных веществ. Креон ® 10000 помогает устранять неприятные симптомы, связанные с нарушением пищеварения – жидкий стул, тяжесть в желудке, вздутие, боль в животе.
Что такое психосоматика и как это лечить?
Все болезни от нервов? Можно ли заболеть из-за «плохих» эмоций? Что такое психосоматическое расстройство? На эти и многие другие вопросы журнала «Челленджер» отвечает кандидат медицинских наук, врач-кардиолог высшей категории, доцент кафедры факультетской терапии лечебного факультета ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И. М. Сеченова Антон Родионов.
— В 80—90-е годы прошлого века у нас в институте (Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова. — Прим. ред.) работал очень известный психолог профессор Ю. М.Орлов. Ему принадлежала теория «саногенного мышления». Её смысл сводился к тому, что если мыслить правильно, культивировать хорошие эмоции и бороться с плохими, то можно предотвратить множество заболеваний. Надо признать, что для неокрепших умов юных медиков его теория выглядела весьма убедительно…
Могут ли эмоции влиять на здоровье? Определённо да. Быть причиной — нет. Негативные эмоции активизируют симпатическую нервную систему, что, в свою очередь, приводит к повышению артериального давления, увеличению частоты пульса и спазму сосудов. Всем известны истории, когда на фоне, например, испуга или гнева у людей случались инфаркты и инсульты. Повторю: эмоция в этом случае не причина заболевания, а лишь провоцирующий фактор, триггер.
В отдельных случаях негативная эмоция, конечно, может стать и причиной заболевания. Например, если со злости ударить кулаком по стене, можно сломать руку. Вот вам вполне отчётливая причинно-следственная связь. Кстати, не надо забывать и о существовании обратной взаимосвязи. Нередко причиной негативных эмоций становятся хронические телесные страдания. Вспомните Бабу-ягу с костяной ногой — возможно, она была бы очень милой старушкой, если бы не хроническая боль в тазобедренном суставе…
«Все болезни от нервов» — это миф?
Это даже не миф, это просто старая студенческая шутка. Полная цитата звучит так: «Все болезни — от нервов, и только пять — от любви» (имеется в виду пять классических венерических болезней). Впрочем, хронический стресс — действительно доказанный фактор риска развития как минимум сердечно-сосудистых заболеваний. Несколько лет назад при помощи позитронно-эмиссионной томографии (высокоточного исследования, позволяющего изучать обменные процессы в различных тканях) учёные выявили механизмы, трансформирующие стресс в хроническое воспаление, которое, в свою очередь, служит ключевым механизмом развития атеросклероза.
— Однако повторяю снова и снова: стресс не причина болезней, а один из факторов риска, который работает лишь сообща с другими факторами, прежде всего генетическими.
Психосоматическое расстройства: каковы причины и механизмы их возникновения?
Психосоматические заболевания — это группа болезней, которые проявляются телесными страданиями (то есть симптомами заболеваний внутренних органов), но их основная причина всё же кроется в неполадках со стороны нервной системы. К ним относят целый спектр желудочно-кишечных расстройств (функциональная желудочная диспепсия и синдром раздражённого кишечника), фибромиалгию (специфический болевой синдром в проекции суставов), гипервентиляционный синдром (ощущение нехватки кислорода и потребность в частом дыхании) и много чего ещё.
То, как связаны между собой психические страдания и соматические симптомы, поясню на примере самой распространённой жалобы, с которой пациенты приходят к кардиологу — ощущения учащённого сердцебиения. Тахикардия (частый пульс) в норме возникает, когда надо отреагировать на внешний раздражитель, например убежать от опасности. В этой ситуации мышцам нужно больше крови, следовательно, сердце должно увеличить частоту сокращений. Но когда опасность проходит, пульс нормализуется. Пациент с невротическим расстройством внешне спокоен, за ним никто не гонится, ему никого не нужно догонять, но головной мозг даёт сигнал: «Ты в опасности, убегай!» В результате активируется симпатическая нервная система, повышается давление и учащается пульс. Пациент чувствует себя плохо… В этом случае лечить тахикардию как отдельный симптом по меньшей мере нелепо — надо лечить само невротическое заболевание, причём лечить таких пациентов должен не кардиолог, а психиатр или психотерапевт.
Что касается детской психосоматики, расскажу ещё одну историю. Недавно на приём пришла молодая женщина. Она выглядела очень встревоженной и всё время пыталась меня расспросить о здоровье своего мужа, хотя, по моим представлениям, её муж вполне мог сам прийти на приём. В разговоре выяснилось, что муж (много работающий и хорошо зарабатывающий человек) дома постоянно кричит на жену и ребёнка, при этом ещё успешно манипулирует своим повышенным давлением, но лечиться не хочет. В конце нашей встречи женщина спросила, нет ли у меня на примете хорошего невролога, специалиста по детским тикам… Стоит продолжать рассказ? По-моему, не надо быть доктором Хаусом, чтобы понять простую вещь: большинство преходящих неврологических и невротических симптомов у детей — это проблема с родителями.
Что такое «чикагская семёрка» и насколько актуальна такая классификация в наши дни?
Классификации психосоматических расстройств мне не очень нужны в повседневной работе, да и про «чикагскую семёрку» я впервые узнал благодаря этому вопросу. Прочитал и ужаснулся. Неужели в XXI веке кто-то всерьёз может рассматривать их как «болезни неотреагированных эмоций»! Перечислю эти семь заболеваний с указанием их истинных причин:
- Артериальная гипертензия — заболевание, в основе которого лежит генетическая предрасположенность, реализуемая десятком дополнительных факторов (курение, избыточный вес, злоупотребление солью, гиподинамия, повышение уровня сахара и холестерина и так далее). Стресс — лишь один из факторов риска, но далеко не основной.
- Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки — заболевание, причина которого прекрасно изучена ещё в конце XX века. Это микроорганизм по имени Helicobacter Pylori. Да, описаны острые «стрессовые» язвы, но это совсем другая история.
- Воспалительные заболевания кишечника (неспецифический язвенный колит и болезнь Крона) — группа воспалительных аутоиммунных заболеваний с генетической предрасположенностью.
- Нейродермит (атопический дерматит) — заболевание, имеющее генетическую предрасположенность. Стрессовый фактор лишь в некоторых случаях может быть причиной обострения.
- Бронхиальная астма — хроническое воспалительное заболевание с чёткой генетической предрасположенностью. Иногда стресс может способствовать обострению, а иногда и наоборот — стимуляция симпатической нервной системы приводит к расширению бронхов.
- Тиротоксикоз (гиперфункция щитовидной железы) — классическое аутоиммунное заболевание, в основе которого лежит выработка антител к тканям щитовидной железы. Здесь горе-психологи вообще путают причину и следствие. Тиротоксикоз очень сильно меняет характер человека — он становится плаксивым, вспыльчивым, нервным. После излечения тиротоксикоза психические проявления полностью уходят.
- Ревматоидный артрит — болезнь с неизвестной природой (обсуждается связь генетических и инфекционный факторов). Однако стресс тут точно ни при чём.
Болезнь Паркинсона возникает из-за стремления к контролю? Аденоиды у детей появляются, когда они чувствуют, что родители их не любят?
Приведённые примеры — плод неуёмного воображения диванных психологов. У обеих болезней есть гораздо более понятные причинные факторы, хотя и не до конца изученные. А вот психосоматические заболевания желудочно-кишечного тракта (функциональная диспепсия, синдром раздражённого кишечника) действительно характерны для людей мнительных, тревожных и неуверенных в себе. В древности даже существовала поговорка: любой невропат — колопат (colon — лат. «толстая кишка»).
Ипохондрия — это тоже психосоматика?
Строго говоря, «ипохондрическое расстройство» — это не психосоматика, это чистая «психика», то есть настоящее тревожное невротическое расстройство, в рамках которого пациент бесконечно ищет у себя соматические заболевания и цепляется к самым безобидным симптомам. Моя почта переполнена письмами от ипохондриков, которые, обнаружив у себя несколько десятков экстрасистол (внеочередных сокращений сердца), тут же интересуются, какова теперь у них вероятность внезапной смерти.
Как происходит диагностика психосоматических расстройств?
Пациенты с психосоматическими расстройствами могут посещать врачей любой специальности. У кого-то болезни проявляются немотивированной одышкой и сердцебиением, у кого-то тошнотой, рвотой и поносом, а у некоторых — болевыми синдромами.
— Главный диагностический критерий — обследование, зачастую неоднократное — не позволяет обнаружить никаких признаков органического заболевания. Именно этот факт должен навести на мысль о необходимости консультации с психиатром или психотерапевтом.
Основа диагностики — беседа с пациентом. Уже только на основании того, как пациент излагает жалобы, можно задуматься о наличии психосоматических расстройств. Если врач располагает достаточным временем для выяснения обстоятельств, связанных с началом или обострением заболевания, если найдёт аккуратные слова для выяснения психотравмирующих ситуаций, то картина болезни начнёт вырисовываться. Как я уже сказал, диссоциация между жалобами и отсутствием органической патологии — важный аргумент в пользу «психосоматики». Конечно, разумный объём дообследования всегда необходим, но он не должен быть избыточным.
Приведу в пример одно из классических психосоматических заболеваний — синдром раздражённого кишечника (СРК). В России считают, что для установки диагноза нужно обязательно сделать колоноскопию — непростое и недешёвое эндоскопическое обследование толстого кишечника. Во всём мире считают иначе. Если длительные симптомы кишечного дискомфорта (поносы или запоры, вздутие живота и так далее) не сопровождаются наличием так называемых «красных флагов» (снижение веса, кровь в кале, воспалительные изменения в анализах крови, поздний возраст начала болезни и наличие онкологических заболеваний у близких родственников), то мучить пациента такой непростой процедурой, как колоноскопия, смысла нет — диагноз СРК весьма вероятен.
Сколько лет проходит от обращения пациента с психосоматическим расстройством до постановки ему корректного диагноза? Бывает по-разному. Мне кажется, что если правильно построить общение с пациентом, то это совсем не сложно. Но мы этому хорошо обучены. Дело в том, что наш ныне покойный учитель, бывший директор клиники факультетской терапии Первого меда (ныне Сеченовский университет) профессор В. И. Маколкин большое внимание уделял изучению психосоматической патологии, в результате чего на базе клиники был фактически создан небольшой психосоматический центр. Сотрудники клиники довольно хорошо ориентируются в патологии такого рода, кроме того, нас поддерживает команда из нескольких психиатров.
Иногда случается, что от начала заболевания до получения профессиональной помощи проходят годы. Сложно сказать, с чем это связано. Скорее всего, с тем, что коллеги «не видят» психосоматику или же стесняются отправить пациентов к психиатру, опасаясь, что пациенты их неправильно поймут.
Как лечить психосоматику?
Всё зависит от ситуации; понятие «психосоматические расстройства» слишком широкое. В лёгких случаях специфическое лечение вообще не требуется, достаточно детальной беседы врача с пациентом и разъяснения сути происходящего. Дело в том, что порой пациента тревожат не столько сами симптомы, сколько неизвестность и подозрение на серьёзные органические заболевания. Если объяснить, что за «ощущением неполного вдоха» или «покалываниями в сердце» не стоят органические болезни сердца и лёгких, многих пациентов это вполне удовлетворит.
В отдельных случаях врач-интернист (терапевт, кардиолог, гастроэнтеролог и другие) самостоятельно может назначить психотропную терапию, если он умеет, конечно, это делать. Скажем, квалифицированный гастроэнтеролог вполне может и должен сам назначать антидепрессанты пациентам с функциональными заболеваниями желудочно-кишечного тракта, не прибегая к помощи психиатров. Зачем антидепрессанты гастроэнтерологическим пациентам? Они нужны для того, чтобы разорвать патологическую связь между сигналами в головном мозге и симптомами со стороны желудочно-кишечного тракта. Кстати, антидепрессанты давно уже перестали быть специфическими препаратами для лечения депрессии. Их с успехом применяют и в терапии некоторых болевых синдромов.
Если интернист чувствует, что пациенту нужна серьёзная комбинированная терапия, то лучше подключить к лечению психиатра, так как психофармакология довольно сложна и арсенал препаратов многообразен. Желательно консультироваться не просто с психиатром из районного диспансера, а со специалистом, который имеет опыт работы именно с психосоматическими пациентами.
Психотерапия (то есть лечение в разговорном жанре) может быть весьма полезна многим пациентам с психосоматическими расстройствами. Есть только два минуса: это дорого и долго. Противопоказание к психотерапии — симптомы «большого» психического заболевания (бредовые расстройства, галлюцинации), впрочем, это уже выходит за рамки темы «психосоматика».
А вот что пациенту точно не нужно — это видимость лечения с использованием пустышек: витаминов, «общеукрепляющих», «метаболических», «сосудистых» препаратов и так далее.
Могут ли психосоматические заболевания со временем трансформироваться в соматические патологии?
Маловероятно. Вернёмся в начало. Факторами риска они могут быть, причиной — нет. То есть гипервентиляционный синдром не превратится в астму, СРК не станет язвенным колитом, фибромиалгия не трансформируется в ревматоидный артрит. Важно только понимать, что с возрастом увеличивается риск настоящих соматических заболеваний. Нужно только не пропустить их начало.
Что такое психогигиена и чем она может помочь?
- ограничивайте негативный информационный поток. Не позволяйте телевизору работать в фоновом режиме. Лучше включайте музыку или любимые фильмы в записи;
- отделяйте рабочее от домашнего. Заведите два телефонных номера — для домашних и для служебных разговоров, отключайте рабочий мобильник дома, в выходные и в отпуске;
- вспомните о самом тяжёлом событии в вашей жизни. Может, всё остальное не стоит того, чтобы сходить с ума?
- лучший способ избавиться от накопившейся усталости и раздражения — физическая активность.
И последнее. Если чувствуете, что что-то в жизни идёт совсем не так и самостоятельно выкарабкаться не получается, не стесняйтесь обращаться к специалистам в области психиатрии и психотерапии. Современная психиатрия ушла далеко вперёд по сравнению с классическим представлением о ней в фильме «Полёт над гнездом кукушки».
Если вы хотите грамотно использовать все возможности современной медицины, а также не стать жертвой сомнительного лечения и избыточной диагностики, книги из курса «Академии доктора Родионова» — вам в помощь. Все авторы серии не только практикующие врачи и специалисты, но и наши постоянные эксперты (за что им огромное спасибо).
Кислотозависимые состояния у детей /Под ред. В.А.Таболина. – Психосоматические расстройства в пищеварительной системе у детей и подростков и их дифференцированная терапия
Популярно о болезнях ЖКТ | Лекарства при болезнях ЖКТ | Если лечение не помогает | Адреса клиник |
Авторы: Антропов Ю.Ф. |
Психосоматические расстройства в пищеварительной системе у детей и подростков и их дифференцированная терапия
По нашим данным, совпадающим с данными отечественных и зарубежных исследователей, психоэмоциональные нарушения имеют большое значение в генезе многих гастроэнтерологических расстройств, как у взрослых больных, так и у детей. Психосоматические расстройства пищеварительной системы выступают в виде нарушения аппетита (снижение или повышение), аэрофагии, тошноты, рвоты, болей в животе, метеоризма, нарушения стула (запоры, понос). У небольшого количества детей и подростков эти проявления могут быть определяющими, имеющими моносистемный характер, но у большинства – ведущими, выступающими в сочетании с нарушениями других органов и систем, то есть полисистемными.
Кардиоинтервалография, проведенная этим больным, установила преобладание тонуса парасимпатической вегетативной нервной системы в 74,7% наблюдениях, а симпатической – в 17,1%, тогда как нормальный гомеостаз отмечен только в 8,2%.
По качественным особенностям, степени выраженности и длительности существования клинических проявлений в детском возрасте по нашим данным можно было выделить в 35% наблюдениях психосоматические реакции, психосоматические состояния – в 57% и психосоматические заболевания – в 8% наблюдениях.
Проводимая этим детям симптоматическая терапия, а в некоторых случаях даже оперативное лечение, как правило, не дают выраженного эффекта.
У всех больных с нарушениями пищеварительной системы нами были выявлены различной степени выраженности депрессивные проявления невротического уровня: субдепрессия – 90% случаев, скрытая депрессия – 2% и средне выраженная (дистимия и дисфория) – 8% случаев. Средний балл по шкале оценки депрессии М.Гамильтона – 12,4±0,7, что подтверждает невыраженный характер депрессивных расстройств.
У 58,6% детей депрессивные нарушения определяли клиническую картину психопатологических состояний, а у 41,4% больных аффективные нарушения выступали в виде синдрома в структуре других психических расстройств.
Клинико-психопатологический анализ аффективных (депрессивных) проявлений позволил на основе наличия сопутствующих гипотимии аффективных проявлений выделить следующие типологические варианты депрессии: астеническая, тревожная, тоскливая и смешанная (астено-тревожная и тревожно-тоскливая) депрессии. Наиболее часто у обследованных отмечалась тревожная депрессия – 42,2%, реже – астено-тревожная – 25,2% и астеническая – 22,7%, редко – тревожно-тоскливая – 6,6% и крайне редко – тоскливая – 3,3%.
В подавляющем большинстве случаев – 75,2% – депрессия была психогенного (реактивного) происхождения, в 20,2% – соматогенного (церебрально-органического) и лишь в 4,6% случаях – эндогенного.
Так как в основе своей психосоматические нарушения имеют эмоциональные (депрессивные) расстройства, ведущее положение в терапии части больных занимают антидепрессанты и другие лекарственные средства, обладающие антидепрессивной направленностью действия. В то же время типологические особенности депрессий (астеническая, тревожная, тоскливая, астено-тревожная и тревожно-тоскливая) диктуют применение антидепрессантов с учетом (наряду с тимоаналептическим эффектом) их дополнительного (активирующего или седативного) характера действия.
При астеническом и тоскливом вариантах депрессии (субдепрессиях и скрытых) в возрасте от 1 до 9 лет использовалась фитотерапия, включающая один из адаптогенов (экстракт элеутерококка, настойки заманихи, лимонника) и седатиков (настойки пустырника, пассифлоры, ново-пассит) с ноотропами (ноотропил, пиридитол, сермион) в возрастных дозировках. В возрасте 10-13 лет чаще использовались антидепрессанты (азафен, пиразидол) в сочетании с транквилизаторами (мебикар, мезапам) в малых дозах и ноотропами. С 14 лет наряду с азафеном и пиразидолом в возрастных дозировках применялись амитриптилин, мелипрамин и анафранил в малых дозах в сочетании с транквилизаторами, а при тоскливой депрессии и с нейролептиками (френолон, этаперазин) в малых дозах.
Терапия тревожного варианта депрессии (чаще субдепрессии) в возрасте до 7 лет обычно осуществлялась с помощью фитопрепаратов в сочетании с пантогамом или глицином, иногда дополнительно назначался азафен в малых дозах. После 7 лет применялись антидепрессанты (азафен в возрастных, амитриптилин или пиразидол в малых дозах) в сочетании с транквилизаторами (тазепам, элениум, реланиум) и ноотропами. В случаях выраженной тревоги использовались нейролептики (терален, хлорпротиксен), а при истерических проявлениях – неулептил, сонапакс в малых дозах.
При астенотревожном варианте (часто средне выраженной) депрессии из антидепрессантов использовались пиразидол (50-75 мг) и азафен (75-100 мг) с добавлением адаптогенов, транквилизаторов и ноотропов активирующего действия в возрастных дозировках, а при тревожно-тоскливом варианте обычно средне выраженной депрессии назначались амитриптилин (50-75 мг), мелипрамин (25-50 мг) или анафранил (25-75 мг) с транквилизаторами и ноотропами седативного действия в возрастных дозировках. При этом варианте депрессии с ипохондрическими высказываниями лечение включало также нейролептики – френолон или этаперазин, а при наличии истерических расстройств – неулептил или сонапакс в малых дозах.
Гастроэнтерологические психосоматические нарушения в раннем детском и дошкольном возрастах, имеющие чаще всего характер реакций, относительно быстро устранялись с помощью адаптогенов (экстракт элеутерококка, настойки заманихи, лимонника) и седатиков растительного происхождения (настойки валерианы, пустырника, пассифлоры, ново-пассит) по 1 капле на год жизни утром и в обед (адаптогены) и 3 раза в день (седатики) до еды. Срыгивания, метеоризм, спастические запоры, диарея, болевой синдром в сочетании с двигательным беспокойством также хорошо снимались одним из адаптогенов и седатиков в возрастной дозе (после 5 лет эта доза может быть увеличена в 1,5 раза). В случаях устойчивого нарушения стула (понос), без подтверждения инфекционной природы, хорошо помогали, назначенные наряду с адаптогенами и фитоседатиками, настой цветков ромашки (1 ст.л. на 200,0 кипятка) или сборы: зверобой, тысячелистник, мята перечная – в равных соотношениях (1 ст.л. на 500,0 кипятка), корни валерианы – 2 весовые части, цветы ромашки – 3 ч., плоды тмина – 5 ч.(1 ст.л. на 200,0 кипятка, настоять 40 мин.) по 1 ст.л. – 1/3 стакана 3 раза в день до еды.
Слабо выраженный болевой абдоминальный синдром в некоторых случаях, особенно в младших возрастных периодах, устранялся настойкой мяты перечной или цветков ромашки (ромазулан) в возрастных дозах 3 раза в день в сочетании с экстрактом элеутерококка. При более выраженных и длительных абдоминалгиях наряду с антидепрессантом с относительно выраженным противотревожным действием – амитриптилином в малых и азафеном в возрастных дозах – назначались также относительно сильные транквилизаторы – элениум, реланиум, фенозепам в возрастных, иногда малые нейролептики – терален, хлорпротиксен – в малых дозировках. Рвота как фиксированное нервное расстройство в детском возрасте неплохо поддавалась лечению одним из адаптогенов и сбором из следующих трав: мелисса – 3 в.ч., мята перечная – 3 ч., ромашка (цветы) – 4 ч. (1 ст.л. смеси на 200,0 кипятка, настоять 1 час) по 1 ч. – 1 ст.л. 3 раза в день. В более старших возрастах наряду с антидепрессантами (амитриптилин, пиразидол) нередко назначались транквилизаторы (с учетом характера депрессии), обладающие вегетостабилизирующим действием (мезапам, нозепам, сигнопам, мебикар, элениум, реланиум, фенозепам), в возрастных дозировках. Иногда при выраженных психовегетативных проявлениях, в частности, упорной рвоте, назначался этаперазин до 10 – 20 мг в сутки. Дополнительно к проводимой терапии, начиная с дошкольного возраста, в некоторых случаях назначался витамин U.
Больным с патологически измененной “почвой” резидуально-церебрально-органического генеза обязательно проводили дегидратирующую терапию (настойка боярышника, глицерин, микстура с цитралью, диакарб, триампур) с назначением препаратов, улучшающих мозговое кровообращение (кавинтон, циннаризин, трентал, сермион).
Результаты терапии нами оценивались как в соматическом, так и в психиатрическом аспектах. Терапевтический эффект был достигнут у всех детей с желудочно-кишечными психосоматическими нарушениями, получавших наряду с симптоматической терапией лечение препаратами с антидепрессивной направленностью действия. Выздоровление и значительное улучшение достигнуто у 75,3%, улучшение – у 22,4% и незначительное улучшение – у 2,3% больных. У больных, получавших симптоматическую терапию, показатели эффективности значительно меньше: выздоровление и значительное улучшение – у 4,6% больных, улучшение – у 58,6%, незначительное улучшение – у 15,1%, без перемен – у 21,7% больных. Различия показателей эффективности лечения между группами больных достоверны (P
Психосоматические причины поноса у ребенка
Диарея – это частые жидкие и водянистые испражнения. Понос – распространенная проблема в детском возрасте. Сильная продолжительная диарея может означать, что у ребенка серьезное соматическое заболевание или психоэмоциональный сбой. Если симптомы не исчезают более двух суток, следует проконсультироваться с лечащим врачом. Также требуется врачебная помощь, если кишечное нарушение мешает малышу или подростку заниматься повседневными делами.
Симптомы
Диарея у детей редко является самостоятельным нарушением. Ей сопутствуют иные признаки нездоровья, отличающиеся у каждого малыша. Симптомы включают:
- спазмы и боль в брюшной полости;
- чувство вздутия живота;
- тошнота;
- частые позывы к дефекации;
- высокая температура;
- примесь крови в испражнениях;
- потеря жидкости в организме (обезвоживание);
- недержание мочи.
Физиологические причины
Расстройство чаще длится 1-2 дня и проходит самостоятельно. Оно может быть вызвано употреблением пищи или воды, загрязненными бактериями (бактериальная инфекция), или, если в организм ребенка проник вирус. Если диарея наблюдается более 2 суток, у ребенка может быть более серьезная проблема, например, синдром раздраженного кишечника. Понос – типичный признак кишечный заболеваний, включающий язвенный колит, болезнь Крона или целиакию. Лямблии также провоцируют хроническую диарею.
Понос может быть вызван многими причинами, в том числе:
- бактериальная или вирусная инфекция;
- проблемы с перевариванием определенных веществ (пищевая непереносимость);
- ответ иммунной системы на определенные продукты (пищевая аллергия);
- паразиты, попадающие в организм с пищей или водой;
- реакция на лекарства;
- воспалительное заболевание кишечника;
- проблема с работой желудка;
- синдром раздраженного кишечника;
- операция на желудке или желчном пузыре.
Дети, которые посещают некоторые зарубежные страны, подвержены большему риску развития диареи. Это вызвано тем, что местная еда или вода в развивающихся государствах небезопасны из-за высокого содержания бактерий, вирусов или паразитов.
Психосоматические причины
Многие люди всех возрастов имеют опыт, когда стресс вызывает нарушение работы кишечника. И дети – не исключение. Негативные переживания – гнев, злость, обиды, разочарование – могут проявиться в виде физиологических расстройств. Фекалии – это то, что остается после того, как еда прошла через пищеварительный тракт, когда система поглотила питательные вещества и жидкости. Испражнения – это отходы, ненужные для жизнедеятельности физического организма. Поэтому кишечник старается максимально быстро от них освободится. Такой же процесс происходит и с эмоциями. То, что не нужно, мешает функционированию психики, должно быть поскорее удалено. Поскольку у психики нет своей выводящей системы, мозг использует доступный способ – удаление эмоциональных ядов посредством дефекации. Если токсичные эмоции превышают предел психических возможностей, у ребенка учащаются и усиливаются испражнения.
По мнению ученых, аномальное опорожнение кишечника обычно происходит из-за того, что в жизни малыша что-то пошло наперекосяк. Велика вероятность, что пища слишком быстро перемещалась по пищеварительной системе, а это значит, что организму не хватало времени для поглощения жидкости. В результате у него появляется жидкий водянистый стул. С точки зрения психосоматики, психогенная диарея может означать, что ребенку попросту не хватило времени для переработки какой-то эмоции или информации. Понос возникает, когда от крохи или подростка требуют выполнить что-то слишком быстро: принять решение, выучить урок, решить проблему. Мозг ребенка попросту не успевает усваивать сведения, и скоростной поток информации превращается в физиологический понос.
Мозг и кишечник синхронизированы в большей степени, чем вы думаете. Причина того, что стресс ощущается в подложечной области проста: мозг и кишечник непрерывно «разговаривают» друг с другом. Желудочно-кишечный тракт имеет множество нервов и является полноправным отделом нервной системы, во многом похожий на головной мозг. Когда человек находится в состоянии стресса, это вызывает спазмы в кишечнике. Эти сокращения влияют на то, что именно и с какой скоростью выходит из тела. Если спазмы широко распространены, вся толстая кишка сокращается, и процессы выведения будут проходить быстро.
Стресс также может косвенным образом привести к диарее. Приобретение определенных привычек во время стресса также провоцирует проблемы с пищеварением, например, стрессовое переедание или употребление определенных напитков. Может быть, ученик засиделся допоздна, завершая выматывающий проект, а затем полагался на кофе, чтобы пережить следующий учебный день. Все это может вызвать проблемы с кишечником, особенно если ребенок склонен к чрезмерным реакциям на стресс. Гормоны стресса стимулируют кишечник, но и продукты, принимаемые, чтобы успокоиться или подбодриться, вызывают еще большую стимуляцию. Все это приводит к расстройству пищеварения.
Еще один случай, когда стресс может испортить стул – это обострение заболеваний пищеварительной системы, таких как синдром раздраженного кишечника. Существует несколько форм СРК, в том числе вид, протекающий с поносом. По оценкам, 75% людей с СРК испытывают тревогу и депрессию. Хроническая диарея влияет не только на питательные вещества, которые организм усваивает из пищи, но также может привести к обезвоживанию и утомлению. Понос также может усугубить беспокойство ребенка. Он начинает опасаться, что у него случится эпизод диареи на публике. Это переживание заставляет его изменить поведение и причиняет страдание. То же самое может случиться у детей с воспалительными патологиями кишечника, такими как болезнь Крона или язвенный колит. В этих случаях пищеварительный тракт человека уже склонен к воспалению, а стресс усугубляет этот процесс и вызывает диарею.
Волнение и беспокойство не только влияют на психическое самочувствие человека, они также имеют физические последствия. Распространенным соматическим проявлением страха и тревоги является жидкий стул. Когда человек тревожится, организм выделяет гормоны и химические вещества. Они могут попасть в пищеварительный тракт и нарушить микрофлору кишечника, что приводит к химическому дисбалансу, проявляющемуся диареей. Исследователи обнаружили, что у людей со стойкой тревогой более высокий уровень соединения под названием бета интерлейкин-1. Это соединение изменяет защитный барьер кишечника, что вызывает боль и влияет на способность поглощать воду и натрий. Результат этих эффектов – понос.
Еще одно объяснение такой взаимосвязи состоит в том, что тревога влияет на то, как мозг обрабатывает информацию от висцеральных нервов (находящихся в желудке и кишечнике). Согласно статье в The Lancet, страх может заставить мозг обрабатывать сообщения от желудка как указывающие на боль или на то, что движение кишечника должно ускориться.
В результате возникает дисфункция желудочно-кишечного тракта, из-за которой в желудке и кишечнике возникает ощущение взбалтывания. Эта дисфункция заставляет переваренную пищу быстрее перемещаться по кишечному тракту, что приводит к диарее.
Психосоматический подход в лечении диареи
Примеры средств, которые могут помочь детям, страдающим диареей, включают следующие мероприятия.
Соблюдение сбалансированной диеты, регулярное питание. Ребенку нужно избегать блюд, которые могут способствовать расстройству желудка, ограничить употребление кофеина, острой пищи, продуктов, содержащих лактозу. Одно из главных правил – есть не спеша, в спокойной обстановке, не допускать перекусов на ходу. Прием пищи должен вызывать удовольствие. Родителям нужно устраивать малышам вкусную полезную приятную трапезу.
Установление причины проблемы и ее нейтрализация с помощью психотерапии. Разговорная терапия может помочь ребенку определить источник тревоги, научиться управлять ею, уменьшать нервное напряжение. Терапевты могут использовать такой подход, как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ).
Стабилизация психоэмоционального состояния. Методы снятия стресса и расслабления дают малышу шанс почувствовать себя лучше, спокойнее, бодрее. Детям предлагается медитация, йога, тай-чи, акупунктура. Согласно статье, опубликованной в журнале Clinical and Translational Gastroenterology, наилучшим способом релаксации и средством восстановления энергии является гипноз, позволяющий раз и навсегда избавиться от поноса, вздутия живота и болевого синдрома.
Согласно руководству по преодолению стресса и тревоги Anxiety and Stress Disorders Institute of Marylandчеловек может уменьшить беспокойство и страх, делая короткие перерывы в течение дня, чтобы глубоко дышать минимум 1 минуту за раз. Ребенок должен дышать медленно через нос, надувая свой живот. На плавном выдохе он расслабляет мускулатуру пресса, позволяя животу «сдуться». Со временем чувство тревоги и страха ослабевает.
Врачи, использующие психосоматический подход, также могут назначить ребенку медикаменты для лечения диареи. Примеры этих препаратов:
- Противодиарейные средства, такие как лоперамид (имодиум), снижают частоту диареи.
- Спазмолитики уменьшают частоту сокращений мышц кишечника. В результате стул не так быстро движется по кишечнику.
- Секвестранты желчных кислот связываются с лишней желчью в кишечнике, избыток которой может привести к поносу.
Также могут помочь безрецептурные добавки, такие как пробиотики. Родители всегда должны проконсультироваться с педиатром, прежде чем давать медикаменты ребенку. Врач должен убедиться, что продукт не окажет негативное влияние на здоровье малыша, не вызовет нежелательных эффектов.
Психотерапия в лечении поноса у ребенка
К настоящему времени проведено большое количество научных исследований, показывающих, что определенные виды психотерапевтического лечения оказывают положительное влияние на функционирование пищеварительного тракта. Направление на психотерапию может быть рекомендовано как часть многокомпонентной программы лечения. Методы могут помочь маленькому пациенту лучше справиться с симптомами и решить психосоциальные проблемы (например, жестокое обращение в семье, утрата родителя), которые мешают повседневной деятельности и лишают способности управлять своим состоянием.
Психотерапевтические техники предназначены для детей с умеренным и тяжелым течением диареи, особенно если они испытывают психологический стресс. Однако для достижения выздоровления ребенок должен быть мотивирован и рассматривать работу психотерапевта как деликатную помощь, а не психотравмирующее испытание.
Методы, используемые для устранения поноса, включают психотерапию (динамическую и когнитивно-поведенческую терапию), релаксационные упражнения, гипнотерапию, терапию биологической обратной связью. Эти варианты лечения также можно комбинировать. Выбор методики зависит от возраста пациента, тяжести нарушения, доступных ресурсов и опыта терапевта.
Когнитивно-поведенческая терапия в лечении поноса
Когнитивно-поведенческая терапия направлена на то, чтобы помочь пациентам изменить свои привычные мысли, чувства и поведение, которые усиливают стрессовые реакции и негативное настроение, путем применения серии упражнений на само исследование и стратегий снижения стресса. КПТ – это вид психотерапии, изначально разработанный и используемый для лечения проблем психического здоровья, таких как депрессия и тревога.
Метод основан на убеждении, что мысли, чувства и поведение человека взаимосвязаны. В частности, бесполезные мысли негативно влияют на то, как мы себя чувствуем, и эти отрицательные чувства формируют то, как мы ведем себя. Занимаясь бесполезным или дезадаптирующим поведением, мы усиливаем свои бесполезные мысли. Когнитивно-поведенческая терапия может решить эту проблему. Оценивая и изменяя свои мысли и поведение, чтобы сделать их более полезными, мы можем улучшить свое эмоциональное состояние.
КПТ, как правило, носит краткосрочный характер. Пациент и терапевт работают вместе, воплощая в жизнь план работы по устранению симптомов болезни, который обычно включает как сессионные, так и домашние практики. Когнитивно-поведенческая терапия подходит для детей старшего среднего возраста и подростков, поскольку у них уже развиты психические ресурсы, позволяющие исследовать свой внутренний мир и проводить сознательные изменения. Однако методика не может помочь дошкольникам и младшим школьникам из-за особенностей психического развития.
Гипнотерапия в лечении поноса у детей
Гипноз использует техники релаксации и самовнушение, чтобы помочь маленьким пациентам получить более позитивное представление о функции желудочно-кишечного тракта. Метод лечения в значительной степени нацелен на решение проблем, связанных с конкретными симптомами, таких как страх перед диареей, преодоление трудностей, вызванных этим нарушением.
Доказано, что гипноз является эффективным средством лечения синдрома раздраженного кишечника (СРК). Гипнотерапия при СРК включает постепенное расслабление, а затем внушение успокаивающих образов и ощущений, ориентированных на утихание неприятных ощущений. Отмечено улучшение общего самочувствия, повышение качества жизни, устранение боли, диареи и вздутия живота.
Вопреки многим изображениям в художественной литературе, клинический гипнотерапевт не имеет власти над загипнотизированным человеком. Любой клиент, даже детского возраста, осознает, что происходит на сеансе и после него. Лечение комфортно и не утомительно для малыша.
Исследования показали, что гипнотерапия не только устраняет психогенную диарею. Она также облегчает другие симптомы, от которых страдают многие психосоматические больные, такие как тошнота, усталость, боли в спине, проблемы с мочеиспусканием. Гипноз дает симптоматические, психологические и физиологические преимущества человеку, проходящему курс терапии.
Захватывающим достижением в этой области является недавнее исследование, которое показало, что для многих детей с функциональным расстройством желудочно-кишечного тракта очень короткий курс процедур (четыре или меньше сеансов) может быть высокоэффективными. Маленьким пациентам часто не требуется более длительное лечение, часто используемое при первичных проблемах психического здоровья у взрослых.
Непредсказуемые симптомы со стороны пищеварительной системы вызывают у детей беспокойство. Волнение приводит к усилению нарушений со стороны ЖКТ. Это создает порочный круг. Гипнотерапия помогает разорвать эту связь, что обеспечивает полное устранение диареи, ликвидацию тревоги, улучшению настроения ребенка.
Однако гипноз не следует рассматривать как панацею. До 25% пациентов не отвечают на внушения, не могут достаточно расслабиться и погрузиться в транс. Даже когда дети действительно поправляются после гипнотерапии, нельзя игнорировать традиционные подходы к лечению кишечных расстройств. По-прежнему важно учитывать такие факторы образа жизни, как диета и психологическое благополучие.