Проблемы со спиной у детей и взрослых с точки зрения психосоматики

Психосоматика у детей

Психосоматикой называют связь между соматическими и психическими функциями человеческого организма. По разным данным, на сегодняшний день от 60 до 80% заболеваний имеют психосоматический характер. То есть нерешённые, «задавленные внутрь» психологические проблемы дают о себе знать посредством телесных проявлений.

Взрослые охотно признают, что «все болезни от нервов», но почему-то только тогда, когда это касается их самих. Если же речь заходит о психосоматических расстройствах у детей, чаще всего родители отказываются это принимать. И напрасно. Многие детские болезни имеют под собой психологические основания. Дети, возможно, даже больше, чем взрослые подвержены психосоматическим заболеваниям, так как они более чувствительны и эмоциональны. Им сложнее справиться со своими переживаниями и стрессом по причине того, что они просто не знают, как это сделать и не всегда могут описать и сформулировать свои ощущения.

Существует мнение, что психосоматические заболевания могут развиваться уже у новорождённых детей и даже закладываться в пренатальный период развития. На это могут влиять такие факторы, как эмоциональное состояние матери, её образ жизни, отношение к беременности (желанная/нежеланная), предпочтение ребенка определенного пола, отношения с отцом ребенка.

Когда малыш ещё совсем маленький, язык тела – это единственный способ коммуникации между ним и матерью, он «говорит» о том, что его беспокоит, посредством кожных высыпаний, повышения температуры, частых срыгиваний, рвоты и т.п. Ребёнок постарше, который уже умеет говорить, не всегда может разобраться в своих чувствах, правильно их истолковать и высказать. Его что-то тревожит, но он не понимает этого, переживания находятся на подсознательном уровне. Подросток часто подавляет свои эмоции и стесняется делиться ими со взрослыми. Поэтому телесные проявления играют роль своеобразного «канала связи» между детьми и родителями. Частые, плохо поддающиеся медикаментозному лечению заболевания могут выступать так называемым психосоматическим симптомом. В этом случае болезнь – это способ сообщить взрослым о какой-то своей проблеме, потребности.

Какие заболевания и проблемы считаются у детей психосоматическими?

К заболеваниям, имеющим под собой психосоматические причины, относят:

  • острые респираторные заболевания, простуды, герпес;
  • проблемы желудочно-кишечного тракта (боли в желудке, тошнота, рвота, диарея, психологический запор);
  • аллергии, кожные заболевания (нейродермит, экзема, псориаз, атопический дерматит);
  • заболевания носоглотки (ангина, тонзиллит, аденоидит, хронический насморк);
  • хронический кашель, бронхит, бронхиальная астма;
  • анемия;
  • дисфункция щитовидной железы;
  • головные боли;
  • нарушения сна;
  • энурез, энкопрез;
  • конъюнктивит.

Как формируются психосоматические заболевания?

Человеческие переживания, тревоги, отрицательные эмоции должны быть выплеснуты или проработаны, их нельзя держать в себе, иначе они никуда не исчезают и остаются «на хранении» в организме. Если же травмирующая, приносящая душевный дискомфорт ситуация повторяется снова и снова, эмоции накапливаются внутри и в конце концов находят выход в виде тех или иных физиологических симптомов.

Какие ситуации могут спровоцировать психосоматические заболевания у детей?

Наиболее распространёнными причинами психосоматических расстройств у детей являются:

  • обстановка, психологический климат в семье (напряжённые отношения между родителями, частые ссоры). В таких случаях ребёнок пытается стать «спасателем» родительских отношений. Подсознательно он решает: «если я буду болеть, мама и папа перестанут ругаться, мы будем все вместе». И часто это работает – родители на время болезни ребёнка объединяются перед общей бедой, откладывают свои ссоры и бросают все силы на лечение ребенка. Но после его выздоровления обстановка в семье становится прежней, малыш снова страдает и, как следствие, заболевает повторно. Замкнутый круг. Дети, страдающие от конфликтов родителей, часто подвержены заболеваниям носоглотки (ангины, тонзиллиты, хронический насморк, отиты);
  • сильное эмоциональное потрясение (потеря близкого человека, домашнего питомца, развод родителей). Ребёнок тяжело переживает подобные события. Ему труднее справиться с горем. Нередко, не понимая, по какой причине оно произошло, малыш подсознательно начинает винить себя. Если чувство вины не отпускает, разрастается, давит, ребёнку трудно его побороть, он заболевает физически. У детей процесс горевания происходит не так, как у взрослых. Внешне малыш может быть спокоен и весел, но на уровне его организма и психики происходят изменения, которые «точат» изнутри;
  • рождение ещё одного малыша. Часто ребёнок оказывается не готов к появлению на свет брата или сестры. Внезапно для всех он становится «уже взрослым» и должен понимать, что маленькому брату или сестре ЕГО (!) мама нужна больше, чем ему самому, что нужно делить с малышом комнату, игрушки, любовь и внимание родителей, в общем, всё, что до этого принадлежало только ему. Он чувствует себя покинутым, ненужным, отвергнутым и, как правило, не рассказывает о своих переживаниях родителям. Накапливаясь, такие чувства могут привести к аденоидиту, частым ОРВИ.
  • отношения с матерью. Сюда входит и чрезмерное влияние матери (гиперопека), и, наоборот, недостаток внимания (гипоопека). В первом случае мама чересчур опекает ребёнка, контролирует каждый его шаг, буквально «душит» его своей заботой. Это часто приводит к психосоматическим расстройствам дыхательной системы (хронический кашель, бронхиты, бронхиальная астма). При гипоопеке матери ребёнок по большей части предоставлен сам себе и все свои проблемы вынужден решать самостоятельно. Но такая ноша непосильна для него. Это может обернуться неполадками в пищеварительной системе (тошнота, рвота, диарея и проч.);
  • трудности с адаптацией в новом коллективе (детском саду, школе), сложности в отношениях с другими детьми. Часто родители жалуются на то, что ребёнок неделю ходит в сад, а потом две недели болеет, и так постоянно. И не всегда причина кроется в слабом иммунитете. Возможно, малыш просто не хочет идти туда, ему там плохо, страшно, грустно. Подавление этих чувств может привести к частым простудам, герпесу и даже обморокам;
  • чрезмерные требования, излишняя строгость и завышенные ожидания родителей. Если родители слишком строги, задают чересчур высокую планку поведения, у ребёнка формируется чувство несостоятельности, боязнь не соответствовать ожиданиям взрослых. Кроме того, родители часто подавляют эмоции ребёнка, используя в общении с ним реплики типа: «хорошие дети так себя не ведут», «мальчики не плачут» и т.п. Когда ребёнок не позволяет себе выразить то, что он чувствует, это прямой путь к ангинам, хроническому кашлю и насморку. Также такие дети часто страдают от заикания, логоневроза, которые сопровождаются судорогами артикуляционного аппарата, возникающими от чрезмерного возбуждения нервной системы и хронического напряжения мышц лица, гортани и грудины. Это подтверждает и практика нашего Центра.
Читайте также:  Сиалор для детей: инструкция по применению

Это далеко не все возможные примеры развития психосоматических заболеваний у детей. Их великое множество. Развиваются и протекают они у каждого ребёнка по-разному. Это зависит от его восприимчивости, чувствительности, способности преодолевать трудности.

Как определить, является ли заболевание психосоматическим?

Безусловно, не все детские болезни вызваны психосоматикой. Для того, чтобы с уверенностью говорить о том, что заболевание имеет психосоматический характер, необходимо пройти тщательное всестороннее медицинское обследование. Если никаких серьёзных патологий не выявлено, а заболевания обретают регулярный характер, плохо поддаются медикаментозному лечению, имеют явную или не очень закономерность, связь с определёнными событиями в жизни ребёнка, родителям стоит проанализировать, не провоцируют ли их какие-то психологические проблемы.

Если вы подозреваете, что частые болезни вашего ребёнка могут носить психосоматический характер, необходимо разбираться с этим как можно скорее. Важно не упустить время, выявить причины, вызывающие психосоматический симптом, чтобы не дать ему закрепиться, стать стереотипной реакцией на стресс и перерасти в самостоятельное полноценное заболевание.

Для начала следует внимательно понаблюдать за ребёнком. Проследить, не имеет ли он недомогание в связи с какими-нибудь событиями (например: ребёнок стал свидетелем ссоры родителей и на следующий день слёг с температурой; или у него часто болит живот перед контрольной работой в школе либо выступлением на публике). Или же он подсознательно «любит» болеть, так как может извлечь из болезни скрытую выгоду (болею, значит, не пойду в ненавистную школу, буду целый день смотреть мультфильмы, мама приготовит что-нибудь вкусное). Нужно проанализировать также своё поведение, понять, что хочет донести до вас ребёнок (может, ему не хватает внимания, ласки, может, он боится вас потерять).

Если вам удалось выявить травмирующее событие, необходимо поговорить об этом с ребёнком, помочь ему выразить подавленные эмоции, проговорить вслух его переживания, тревоги, страхи. Иногда бывает достаточно просто побеседовать с ребёнком по душам, понять, что он хочет, что доставляет ему дискомфорт и нервирует, постараться избегать ситуаций, которые его расстраивают, наладить доброжелательную и спокойную обстановку в семье.

Но чаще всего родителям трудно справиться с этим своими силами. Если решить проблему самостоятельно не получается в течение нескольких месяцев, или ситуация резко усугубляется, стоит обратиться к детскому психологу. Он поможет выявить причину частых болезней, проанализировать и проработать психологические трудности ребёнка.

Стоит помнить, что психосоматические расстройства – это не симуляция. Ребёнок действительно болен. Психологическое лечение ни в коем случае не должно мешать медикаментозному. Лучше всего, когда проблема решается комплексно: врачи со своей стороны проводят необходимое лечение физических недугов, а психолог помогает устранить психогенные факторы, вызывающие заболевания.

Нужна помощь детского психолога? Запишитесь на прием по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте, мы вам обязательно перезвоним!

Причины возникновения психогенных болей в спине, и как их лечить

Беспричинно появились боли по всей спине, а лекарства не помогают? Каковы причины возникновения подобных болей? Можно ли предупредить их появление, и какая терапия поможет? Влияние психического состояния на боли в спине.

Мягко, приятно, нас не боятся дети

Мягко, приятно, нас не боятся дети

Распространение боли по всей спине – такое состояние пациента называют психогенной болью. От неё невозможно спастись обычными болеутоляющими. Но даже МРТ-обследование не определяет источник этого состояния.

Когда болит спина, сложно определиться с причинами этого состояния. Редко они являются физическими. Чаще всего боли проявляются «от нервов». То есть болезни позвоночника связаны с психосоматикой. Пусковой механизм данного заболевания – проблемы человека психологического характера. К таким болезням требуется особенный подход с диагностикой и лечением.

Симптоматика

Симптомы, по которым можно распознать боли на нервной почве:

  • болит копчик или вся нога;
  • немеют ноги, они будто подкашиваются;
  • даже от легкого касания, надавливания возникает боль, которая иногда распространяется от затылочной части головы до копчика;
  • отсутствие улучшения долгое время, даже при постоянном лечении боли не проходят;
  • требование госпитализировать «по скорой помощи», но болевой участок четко не указан;
  • неадекватная реакция больного на любые манипуляции врача, даже безболезненные;
  • манипулирование окружающими, используя свое состояние.

При неоднократных появлениях сильной боли возникает «болевое поведение». В обычной жизни подобные люди пытаются передвигаться при помощи палок, костылей, ходунков для взрослых. Наибольшую часть времени проводят в постели. Им всегда нужна помощь, даже для выполнения обычных действий: при обувании, одевании и гигиенических процедурах.

Коротко о физиологии процесса

Медицинская область, которая называется психосоматикой, находится на границе физиологии с психологией. В ней изучается возникновение заболеваний под влиянием общепсихологических причин. Если после всех обследований не выявлено изменений в организме, болезнь признаётся психосоматическим расстройством. А симптомы – лишь следствие некоторых психологических состояний:

  • стресса;
  • напряжения;
  • конфликта;
  • гнева, обиды и т.д.

О том, что психика связана с физиологией, заговорила Луиза Хей. В своей самой известной книге «Ты можешь исцелить свою жизнь» американский психолог стремится показать людям, что сильные переживания разрушают здоровье. Человек сможет исцелиться сам, поменяв свои мысли.

Читайте также:  Отхаркивающие средства от кашля для детей

Психолог Лесли Крон указал такие источники психосоматических болезней:

  • Язык тела. Когда человек выражает боль конкретными словами – заболевает определённая часть тела.
  • Конфликт. Происходят разногласия между двумя частями личности.
  • Условная выгода. Человек своей болезнью привлекает внимание окружающих.
  • Самоидентификация. Происходит отождествление себя с иным человеком, имеющим подобное заболевание. Нередко это результат эмоциональной зависимости.
  • Прошлый опыт. Причина заболевания – неблагоприятная ситуация, случившаяся в детском возрасте.
  • Внушение. Люди, поддаваясь чужому влиянию, открывают не существующие у себя болезни.
  • Самонаказание. Человек считает себя виноватым, а свою болезнь считает наказанием за свой грех.

Диагностика

Психосоматические заболевания тяжело поддаются диагностике. Сначала необходимо исключить любые патологии организма.

В нашей стране нет врачей соматологов, потому такими больными занимается психиатр.

Для диагностики применятся такие методики:

  • Беседа с больным. Психиатр выясняет наследственные психические заболевания. Выясняет психотравмирующие ситуации. Ведь часто проблемы тянутся с далёкого детства.
  • Опросные задания. При помощи этого метода выявляется эмоциональность пациента, предрасположенность к подавленности.
  • Проективный рисуночный тест, «незаконченные предложения», тест Люшера – они применяются для диагностирования детей.

Лечение

Лечить заболевания спины, связанные с психосоматикой, необходимо комплексно, сочетая психотерапию с фармакотерапией.

  • Психотерапия. Проходит амбулаторно, но со сложными случаями приходится бороться в стационаре. Задача психотерапевта – снизить уровень тревожности, помочь больному осознать его проблему. Бессознательное станет осознанным, если пациент сможет с помощью специалиста преодолеть конфликт разума и тела, убрать «зажимы», которые мешают по-настоящему чувствовать и переживать.

Специалистами проводятся занятия группами либо индивидуально. Положительный результат дает использование гештальт-терапии, психоанализа, гипноза.

  • Фармакотерапия. Выбор лекарств зависит от клинического диагноза. Существуют немало эффективных рецептов народной медицины, БАДы, аромотерапия. Их рекомендуется применять как дополнительные средства.

При серьёзных психосоматических расстройствах предполагается использование психотропных средств.

Профилактика

Во многих случаях психосоматические заболевания приобретаются в раннем периоде детства. Родители не обращают должного внимания на то, что ребёнок часто жалуется на головную боль, быструю усталость, плохой сон. Всё это во взрослой жизни обращается в серьёзную проблему.

Особенно следует уделять должное внимание подросткам. В случае девиантного поведения требуется его коррекция. Необходимы занятия спортом, посещение кружков, общение в детских коллективах. Все имеет значение. Нужно повышать самооценку ребёнка, одобрять успехи, оказывать поддержку в трудные моменты.

Профилактика любой болезни позвоночника состоит из правильного режима дня, полноценного сна, отдыха и время от времени следует менять обстановку.

Если человек обучится строить личностные отношения, бороться со стрессами, не подавляя, переживать отрицательные эмоции – он ни при каких условиях не столкнётся с проблемой психосоматических заболеваний.

Что такое психосоматика и как это лечить?

Все болезни от нервов? Можно ли заболеть из-за «плохих» эмоций? Что такое психосоматическое расстройство? На эти и многие другие вопросы журнала «Челленджер» отвечает кандидат медицинских наук, врач-кардиолог высшей категории, доцент кафедры факультетской терапии лечебного факультета ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И. М. Сеченова Антон Родионов.

— В 80—90-е годы прошлого века у нас в институте (Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова. — Прим. ред.) работал очень известный психолог профессор Ю. М.Орлов. Ему принадлежала теория «саногенного мышления». Её смысл сводился к тому, что если мыслить правильно, культивировать хорошие эмоции и бороться с плохими, то можно предотвратить множество заболеваний. Надо признать, что для неокрепших умов юных медиков его теория выглядела весьма убедительно…

Могут ли эмоции влиять на здоровье? Определённо да. Быть причиной — нет. Негативные эмоции активизируют симпатическую нервную систему, что, в свою очередь, приводит к повышению артериального давления, увеличению частоты пульса и спазму сосудов. Всем известны истории, когда на фоне, например, испуга или гнева у людей случались инфаркты и инсульты. Повторю: эмоция в этом случае не причина заболевания, а лишь провоцирующий фактор, триггер.

В отдельных случаях негативная эмоция, конечно, может стать и причиной заболевания. Например, если со злости ударить кулаком по стене, можно сломать руку. Вот вам вполне отчётливая причинно-следственная связь. Кстати, не надо забывать и о существовании обратной взаимосвязи. Нередко причиной негативных эмоций становятся хронические телесные страдания. Вспомните Бабу-ягу с костяной ногой — возможно, она была бы очень милой старушкой, если бы не хроническая боль в тазобедренном суставе…

«Все болезни от нервов» — это миф?

Это даже не миф, это просто старая студенческая шутка. Полная цитата звучит так: «Все болезни — от нервов, и только пять — от любви» (имеется в виду пять классических венерических болезней). Впрочем, хронический стресс — действительно доказанный фактор риска развития как минимум сердечно-сосудистых заболеваний. Несколько лет назад при помощи позитронно-эмиссионной томографии (высокоточного исследования, позволяющего изучать обменные процессы в различных тканях) учёные выявили механизмы, трансформирующие стресс в хроническое воспаление, которое, в свою очередь, служит ключевым механизмом развития атеросклероза.

— Однако повторяю снова и снова: стресс не причина болезней, а один из факторов риска, который работает лишь сообща с другими факторами, прежде всего генетическими.

Психосоматическое расстройства: каковы причины и механизмы их возникновения?

Психосоматические заболевания — это группа болезней, которые проявляются телесными страданиями (то есть симптомами заболеваний внутренних органов), но их основная причина всё же кроется в неполадках со стороны нервной системы. К ним относят целый спектр желудочно-кишечных расстройств (функциональная желудочная диспепсия и синдром раздражённого кишечника), фибромиалгию (специфический болевой синдром в проекции суставов), гипервентиляционный синдром (ощущение нехватки кислорода и потребность в частом дыхании) и много чего ещё.

Читайте также:  Суспензия «Панадол» для детей: инструкция по применению

То, как связаны между собой психические страдания и соматические симптомы, поясню на примере самой распространённой жалобы, с которой пациенты приходят к кардиологу — ощущения учащённого сердцебиения. Тахикардия (частый пульс) в норме возникает, когда надо отреагировать на внешний раздражитель, например убежать от опасности. В этой ситуации мышцам нужно больше крови, следовательно, сердце должно увеличить частоту сокращений. Но когда опасность проходит, пульс нормализуется. Пациент с невротическим расстройством внешне спокоен, за ним никто не гонится, ему никого не нужно догонять, но головной мозг даёт сигнал: «Ты в опасности, убегай!» В результате активируется симпатическая нервная система, повышается давление и учащается пульс. Пациент чувствует себя плохо… В этом случае лечить тахикардию как отдельный симптом по меньшей мере нелепо — надо лечить само невротическое заболевание, причём лечить таких пациентов должен не кардиолог, а психиатр или психотерапевт.

Что касается детской психосоматики, расскажу ещё одну историю. Недавно на приём пришла молодая женщина. Она выглядела очень встревоженной и всё время пыталась меня расспросить о здоровье своего мужа, хотя, по моим представлениям, её муж вполне мог сам прийти на приём. В разговоре выяснилось, что муж (много работающий и хорошо зарабатывающий человек) дома постоянно кричит на жену и ребёнка, при этом ещё успешно манипулирует своим повышенным давлением, но лечиться не хочет. В конце нашей встречи женщина спросила, нет ли у меня на примете хорошего невролога, специалиста по детским тикам… Стоит продолжать рассказ? По-моему, не надо быть доктором Хаусом, чтобы понять простую вещь: большинство преходящих неврологических и невротических симптомов у детей — это проблема с родителями.

Что такое «чикагская семёрка» и насколько актуальна такая классификация в наши дни?

Классификации психосоматических расстройств мне не очень нужны в повседневной работе, да и про «чикагскую семёрку» я впервые узнал благодаря этому вопросу. Прочитал и ужаснулся. Неужели в XXI веке кто-то всерьёз может рассматривать их как «болезни неотреагированных эмоций»! Перечислю эти семь заболеваний с указанием их истинных причин:

  1. Артериальная гипертензия — заболевание, в основе которого лежит генетическая предрасположенность, реализуемая десятком дополнительных факторов (курение, избыточный вес, злоупотребление солью, гиподинамия, повышение уровня сахара и холестерина и так далее). Стресс — лишь один из факторов риска, но далеко не основной.
  2. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки — заболевание, причина которого прекрасно изучена ещё в конце XX века. Это микроорганизм по имени Helicobacter Pylori. Да, описаны острые «стрессовые» язвы, но это совсем другая история.
  3. Воспалительные заболевания кишечника (неспецифический язвенный колит и болезнь Крона) — группа воспалительных аутоиммунных заболеваний с генетической предрасположенностью.
  4. Нейродермит (атопический дерматит) — заболевание, имеющее генетическую предрасположенность. Стрессовый фактор лишь в некоторых случаях может быть причиной обострения.
  5. Бронхиальная астма — хроническое воспалительное заболевание с чёткой генетической предрасположенностью. Иногда стресс может способствовать обострению, а иногда и наоборот — стимуляция симпатической нервной системы приводит к расширению бронхов.
  6. Тиротоксикоз (гиперфункция щитовидной железы) — классическое аутоиммунное заболевание, в основе которого лежит выработка антител к тканям щитовидной железы. Здесь горе-психологи вообще путают причину и следствие. Тиротоксикоз очень сильно меняет характер человека — он становится плаксивым, вспыльчивым, нервным. После излечения тиротоксикоза психические проявления полностью уходят.
  7. Ревматоидный артрит — болезнь с неизвестной природой (обсуждается связь генетических и инфекционный факторов). Однако стресс тут точно ни при чём.

Болезнь Паркинсона возникает из-за стремления к контролю? Аденоиды у детей появляются, когда они чувствуют, что родители их не любят?

Приведённые примеры — плод неуёмного воображения диванных психологов. У обеих болезней есть гораздо более понятные причинные факторы, хотя и не до конца изученные. А вот психосоматические заболевания желудочно-кишечного тракта (функциональная диспепсия, синдром раздражённого кишечника) действительно характерны для людей мнительных, тревожных и неуверенных в себе. В древности даже существовала поговорка: любой невропат — колопат (colon — лат. «толстая кишка»).

Ипохондрия — это тоже психосоматика?

Строго говоря, «ипохондрическое расстройство» — это не психосоматика, это чистая «психика», то есть настоящее тревожное невротическое расстройство, в рамках которого пациент бесконечно ищет у себя соматические заболевания и цепляется к самым безобидным симптомам. Моя почта переполнена письмами от ипохондриков, которые, обнаружив у себя несколько десятков экстрасистол (внеочередных сокращений сердца), тут же интересуются, какова теперь у них вероятность внезапной смерти.

Как происходит диагностика психосоматических расстройств?

Пациенты с психосоматическими расстройствами могут посещать врачей любой специальности. У кого-то болезни проявляются немотивированной одышкой и сердцебиением, у кого-то тошнотой, рвотой и поносом, а у некоторых — болевыми синдромами.

— Главный диагностический критерий — обследование, зачастую неоднократное — не позволяет обнаружить никаких признаков органического заболевания. Именно этот факт должен навести на мысль о необходимости консультации с психиатром или психотерапевтом.

Основа диагностики — беседа с пациентом. Уже только на основании того, как пациент излагает жалобы, можно задуматься о наличии психосоматических расстройств. Если врач располагает достаточным временем для выяснения обстоятельств, связанных с началом или обострением заболевания, если найдёт аккуратные слова для выяснения психотравмирующих ситуаций, то картина болезни начнёт вырисовываться. Как я уже сказал, диссоциация между жалобами и отсутствием органической патологии — важный аргумент в пользу «психосоматики». Конечно, разумный объём дообследования всегда необходим, но он не должен быть избыточным.

Приведу в пример одно из классических психосоматических заболеваний — синдром раздражённого кишечника (СРК). В России считают, что для установки диагноза нужно обязательно сделать колоноскопию — непростое и недешёвое эндоскопическое обследование толстого кишечника. Во всём мире считают иначе. Если длительные симптомы кишечного дискомфорта (поносы или запоры, вздутие живота и так далее) не сопровождаются наличием так называемых «красных флагов» (снижение веса, кровь в кале, воспалительные изменения в анализах крови, поздний возраст начала болезни и наличие онкологических заболеваний у близких родственников), то мучить пациента такой непростой процедурой, как колоноскопия, смысла нет — диагноз СРК весьма вероятен.
Сколько лет проходит от обращения пациента с психосоматическим расстройством до постановки ему корректного диагноза? Бывает по-разному. Мне кажется, что если правильно построить общение с пациентом, то это совсем не сложно. Но мы этому хорошо обучены. Дело в том, что наш ныне покойный учитель, бывший директор клиники факультетской терапии Первого меда (ныне Сеченовский университет) профессор В. И. Маколкин большое внимание уделял изучению психосоматической патологии, в результате чего на базе клиники был фактически создан небольшой психосоматический центр. Сотрудники клиники довольно хорошо ориентируются в патологии такого рода, кроме того, нас поддерживает команда из нескольких психиатров.
Иногда случается, что от начала заболевания до получения профессиональной помощи проходят годы. Сложно сказать, с чем это связано. Скорее всего, с тем, что коллеги «не видят» психосоматику или же стесняются отправить пациентов к психиатру, опасаясь, что пациенты их неправильно поймут.

Читайте также:  Лучшие сиропы от кашля для детей

Как лечить психосоматику?

Всё зависит от ситуации; понятие «психосоматические расстройства» слишком широкое. В лёгких случаях специфическое лечение вообще не требуется, достаточно детальной беседы врача с пациентом и разъяснения сути происходящего. Дело в том, что порой пациента тревожат не столько сами симптомы, сколько неизвестность и подозрение на серьёзные органические заболевания. Если объяснить, что за «ощущением неполного вдоха» или «покалываниями в сердце» не стоят органические болезни сердца и лёгких, многих пациентов это вполне удовлетворит.

В отдельных случаях врач-интернист (терапевт, кардиолог, гастроэнтеролог и другие) самостоятельно может назначить психотропную терапию, если он умеет, конечно, это делать. Скажем, квалифицированный гастроэнтеролог вполне может и должен сам назначать антидепрессанты пациентам с функциональными заболеваниями желудочно-кишечного тракта, не прибегая к помощи психиатров. Зачем антидепрессанты гастроэнтерологическим пациентам? Они нужны для того, чтобы разорвать патологическую связь между сигналами в головном мозге и симптомами со стороны желудочно-кишечного тракта. Кстати, антидепрессанты давно уже перестали быть специфическими препаратами для лечения депрессии. Их с успехом применяют и в терапии некоторых болевых синдромов.

Если интернист чувствует, что пациенту нужна серьёзная комбинированная терапия, то лучше подключить к лечению психиатра, так как психофармакология довольно сложна и арсенал препаратов многообразен. Желательно консультироваться не просто с психиатром из районного диспансера, а со специалистом, который имеет опыт работы именно с психосоматическими пациентами.

Психотерапия (то есть лечение в разговорном жанре) может быть весьма полезна многим пациентам с психосоматическими расстройствами. Есть только два минуса: это дорого и долго. Противопоказание к психотерапии — симптомы «большого» психического заболевания (бредовые расстройства, галлюцинации), впрочем, это уже выходит за рамки темы «психосоматика».

А вот что пациенту точно не нужно — это видимость лечения с использованием пустышек: витаминов, «общеукрепляющих», «метаболических», «сосудистых» препаратов и так далее.

Могут ли психосоматические заболевания со временем трансформироваться в соматические патологии?

Маловероятно. Вернёмся в начало. Факторами риска они могут быть, причиной — нет. То есть гипервентиляционный синдром не превратится в астму, СРК не станет язвенным колитом, фибромиалгия не трансформируется в ревматоидный артрит. Важно только понимать, что с возрастом увеличивается риск настоящих соматических заболеваний. Нужно только не пропустить их начало.

Что такое психогигиена и чем она может помочь?

  • ограничивайте негативный информационный поток. Не позволяйте телевизору работать в фоновом режиме. Лучше включайте музыку или любимые фильмы в записи;
  • отделяйте рабочее от домашнего. Заведите два телефонных номера — для домашних и для служебных разговоров, отключайте рабочий мобильник дома, в выходные и в отпуске;
  • вспомните о самом тяжёлом событии в вашей жизни. Может, всё остальное не стоит того, чтобы сходить с ума?
  • лучший способ избавиться от накопившейся усталости и раздражения — физическая активность.

И последнее. Если чувствуете, что что-то в жизни идёт совсем не так и самостоятельно выкарабкаться не получается, не стесняйтесь обращаться к специалистам в области психиатрии и психотерапии. Современная психиатрия ушла далеко вперёд по сравнению с классическим представлением о ней в фильме «Полёт над гнездом кукушки».

Если вы хотите грамотно использовать все возможности современной медицины, а также не стать жертвой сомнительного лечения и избыточной диагностики, книги из курса «Академии доктора Родионова» — вам в помощь. Все авторы серии не только практикующие врачи и специалисты, но и наши постоянные эксперты (за что им огромное спасибо).

Психосоматика заболеваний спины

Как состояние Вашего ума может отражаться на состоянии Вашей спины?

Вспомните, как Ваше тело реагирует на любой стресс? Оно всё как будто сжимается!

Мышечное сокращение как реакция на стресс – это стереотипный механизм адаптации, заложенный в нас Природой. Убежать или атаковать – вот следующие действия, которые человек должен предпринять, чтобы реализовать включившийся внутренний потенциал. Социально приемлемая форма – это занятия фитнесом в виде анаэробных нагрузок, то есть в виде физических упражнений высокой интенсивности (быстрый бег, комплекс упражнений на укрепление мышц пресса, отжимания до “седьмого” пота и т.д.).

А теперь вопрос: “Как часто Вы даете себе физическую разрядку, когда её просит тело?”. Очень редко. Так и копятся в теле человека неотреагированные эмоции в виде мышечных зажимов. И спина – не исключение.

Читайте также:  Протаргол для грудничков: инструкция по применению

И в первую очередь на стресс реагируют так называемые паравертебральные (околопозвонковые) мышцы спины.

Длительный мышечный спазм удерживает в сокращенном состоянии не только мышцу, но и все прилегающие к ней ткани. Образно говоря, в области, прилегающей к сокращенной мышце, становится очень тесно. И в этой “давке” происходит так называемое “мягкотканевое пережатие” спинномозгового нерва.

А ведь через спинномозговые нервы проходят нервные импульсы ко всем органам человеческого тела, кроме головы (к ней импульсация проводится посредством черепно-мозговых нервов).

Таким образом, даже небольшое пережатие спинномозгового нерва нарушает нормальное проведение нервного импульса к соответствующим внутренним органам, сосудам, мышцам, костям, суставам, коже! И в работе этих органов уже начинаются проблемы.

Область позвоночника с зажимом паравертебральной (околопозвоночной) мышцей называется функциональным позвоночным блоком. Разумеется, в области функционального позвоночного блока нарушена работа не только околопозвоночной мышцы, но и всех составляющих позвоночного двигательного сегмента (ПДС).

В состав ПДС входят два прилегающих друг к другу позвонка с межпозвонковым диском между ними, суставы между позвонками, спинномозговой нерв, выходящий из межпозвонкового отверстия, околопозвоночные мышцы, связки и сосуды.

При формировании функционального позвоночного блока нарушается нормальная работа ВСЕХ вышеперечисленных элементов, поскольку их сдавливает неспособная разжаться мышца!

Таким образом, напрашивается вывод:

“Функциональный позвоночный блок – это промежуточное звено между психологической причиной (негативные мысли, эмоции) и соматическим следствием (болезни внутренних органов) в развитии психосоматических заболеваний”…

Нарушения в определённой сфере человеческой жизни вызывают нарушения в определенных отделах позвоночника

Условные обозначения к таблице:

C (cervix, лат – шея) – позвонки шейного отдела позвоночника.

Th (thorax, лат – грудная клетка) – позвонки грудного отдела позвоночника.

L (lumbar, лат – поясница) – позвонки поясничного отдела позвоночника.

Цифра у буквы означает номер позвонка в соответствующем отделе сверху. Например, Th7 – 7 грудной позвонок, если вести отсчет сверху вниз.

Таблица составлена на основании результатов научных исследований доктора Безнутрова В.С., опубликованных в 2008 году:

Описание нарушенной сферы жизни

Самосохранение: любовь к своему телу и жизни.

Мысли о неудачности судьбы, неполноценности своего тела, мысли об угрозе здоровью и жизни, переутомление, волевое преодоление чувства усталости.

Размножение: любовь к противоположному полу, мотивация всех желаний

Конфликты с сексуальным партнёром, чувство собственной сексуальной несостоятельности, нежелательное для пациента развитие событий в семье и на работе, негативные эмоции из-за невозможности удовлетворить свои материальные желания.

Рассудочность: любовь к успеху и материальному изобилию.

Негативные эмоции из-за конфликтов на работе, из-за унижения сексуальных возможностей и желаний пациента, из-за унижения физических данных пациента.

Любовь: взаимоотношения с тем, кого любишь и с тем, что любишь.

Негативные эмоции из-за конфликтов с близкими людьми, потеря любимого дела, любимого домашнего животного и т.д.

Служение: какую ты приносишь пользу людям?

Негативные мысли о себе как о человеке, невостребованным для людей, попытки навязать другому человеку как ему себя вести, агрессия к коллегам по работе, начальству, властям.

Неприятие происходящего, мысли “происходящее несправедливо и неправильно”, стремление обмануть, негативные эмоции, вызванные обманом.

Стремление сбежать от реальности (наркотики, алкоголь, секты, интернет).

У каждой негативной мысли и эмоции есть своя мишень в Вашем позвоночнике

Условные обозначения к таблице:

C (cervix, лат – шея) – позвонки шейного отдела позвоночника.

Th (thorax, лат – грудная клетка) – позвонки грудного отдела позвоночника.

L (lumbar, лат – поясница) – позвонки поясничного отдела позвоночника.

Цифра у буквы означает номер позвонка в соответствующем отделе сверху. Например, Th7 – 7 грудной позвонок, если вести отсчет сверху вниз.

Таблица составлена на основании результатов научных исследований доктора Безнутрова В.С., опубликованных в 2008 году:

Функциональный блок позвонка

Стремление сбежать от реальности (наркотики, алкоголь, секты, интернет).

Неприятие происходящего, мысли “происходящее несправедливо и неправильно”.

Стремление обмануть, негативные эмоции, вызванные обманом.

Мысли “я – бестолковый и безвольный человек”, “я – неудачник по жизни”, попытки навязать другому человеку как ему себя вести.

Мысли: “меня никто не любит”, “я никому не нужен”, осуждение властей.

Мысли: “я – бездарность как специалист, всё валится из рук”, осуждение коллег по работе или непосредственного начальника.

Негативные эмоции из-за физических недостатков, плохого здоровья или отсутствия привлекательности у противоположного пола.

Негативные эмоции из-за того, что близкие люди обвиняют пациента в уклонении от реальности, в бездействии в принятии важных решений.

Негативные эмоции из-за того, что близкие люди обвиняют пациента в эгоизме и уклонении от своих прямых семейных обязанностей

Негативные эмоции из-за того, что близкие люди обвиняют пациента в бессердечности, отсутствии любви и участия по отношению к близким.

Негативные эмоции из-за того, что близкие люди обвиняют пациента в недостаточной зарплате, неразумной трате денег.

Негативные эмоции из-за того, что близкий человек обвиняет пациента в измене, уклонении от половой близости, флирте.

Негативные эмоции из-за того, что близкие люди унижают физические данные пациента (обвиняя в ожирении, храпе, нечистоплотности).

Негативные эмоции из-за унижения личности пациента на работе.

Негативные эмоции из-за унижения руководящих и организаторских способностей пациента

Негативные эмоции из-за унижения душевных качеств пациента по отношению к сослуживцам

Негативные эмоции из-за унижения профессиональных навыков и способностей

Негативные эмоции из-за унижения сексуальных возможностей и желаний

Негативные эмоции из-за унижения физических данных пациента

У взрослых – конфликты с сексуальным партнёром;

У детей – конфликты с родителем противоположного пола.

Нежелательное для пациента развитие событий в семье

Читайте также:  Частые проблемы с деснами у детей

Нежелательное для пациента развитие событий на работе и в быту.

Чувство собственной сексуальной несостоятельности

Негативные эмоции из-за невозможности удовлетворить свои материальные желания

Мысли о неудачности судьбы, неполноценности своего тела, мысли об угрозе здоровью и жизни, переутомление, волевое преодоление чувства усталости.

Блок справа – активное нарушение этой сферы жизни – человек испытывает злость, агрессию.

Блок слева – пассивное нарушение этой сферы жизни – человек испытывает обиду, уныние.

Если человек левша, то стороны меняются местами!

Как переживания по поводу обычных житейских ситуаций подрывают Вам здоровье

Условные обозначения к таблице:

C (cervix, лат – шея) – позвонки шейного отдела позвоночника.

Th (thorax, лат – грудная клетка) – позвонки грудного отдела позвоночника.

L (lumbar, лат – поясница) – позвонки поясничного отдела позвоночника.

Цифра у буквы означает номер позвонка в соответствующем отделе сверху. Например, Th7 – 7 грудной позвонок, если вести отсчет сверху вниз.

Примеры из жизни. Наиболее частые стрессы человека

Таблица составлена на основании результатов научных исследований доктора Безнутрова В.С., опубликованных в 2008 году:

Заболевания внутренних органов

КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ СУПРУГАМИ

Конфликт между супругами

L1 (слева): Потеря сексуального интереса к супругу.

L1 (справа): Упадок сил и депрессия

Жена обвиняет мужа, что он “ходит налево” или мало зарабатывает. Муж обижается

Th 4, Th 5 (слева) у мужа →

ИБС, инфаркт миокарда.

Обвиняя мужа в маленькой зарплате и подозревая его в измене, жена относится к нему не как к любимому человеку, а как к сотруднику по работе.

Жена “перевоспитывает” мужа

Болезни щитовидной железы, головные боли, головокружение, артриты пальцев руки

Мысли: “Зачем я только вышла замуж (или женился) за этого человека?”

Дисфункция таза слева →

Заболевания репродуктивных органов (миома матки, аденома простаты)

Конфликт между супругами: муж хочет купить одну вещь, жена хочет купить другую, а денег на всё не хватает

Заболевания тазобедренного и голеностопного суставов, репродуктивных органов

КОНФЛИКТЫ НА РАБОТЕ

Конфликты на работе

Пациент слышит от начальника оскорбления, например: “Ты болван и идиот!”

Блок Th7 у пациента →

Заболевания поджелудочной железы

Пациент слышит от начальника: “В тебе ни капли сострадания, для тебя все люди как пешки!”

Блок Th9 у пациента →

Заболевания поджелудочной железы, селезенки, 12-перстной кишки.

Пациент слышит от начальника: “Ты ничего не умеешь, как специалист ты – полный ноль!”

Блок Th10 у пациента →

Сахарный диабет, энтерит.

Пациент слышит от начальника: “Работаешь, лишь бы бабла захапать побольше, хоть бы о самой работе немного подумал!”

Блок Th11 у пациента →

Заболевания почек, надпочечников.

КОНФЛИКТЫ С РОДСТВЕННИКАМИ

Злость на тещу, свекровь

Гастрит, дуоденит, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки.

Злость на кого-то из родственников из-за того, что они сделали что-то не так

Блок Th 6 (справа)

Хронические заболевания печени: гепатит, цирроз, опухоли, псориаз, экзема, аутоиммунные заболевания (красная волчанка)

ДРУГИЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ СЛУЧАИ

Блок С1 у ребёнка

Астигматизм, миопия, косоглазие у детей, олигофрения, ДЦП.

Навязывание окружающим своей точки зрения или, наоборот, невысказанные мысли, эмоции

Заболевания ЛОР органов

Разрушились планы на богатую и достойную жизнь!

Заболевания толстого кишечника (запоры или поносы) боли в ягодицах, ишиас.

Как самостоятельно устранять функциональные блоки позвоночника психологического происхождения?

1. Смело выражайте свои чувства. Все психологи во все времена советуют именно это. Возникает резонный вопрос: “Кто же со мной будет общаться, если я буду высказывать людям всё, что я думаю?”. Нет, речь не идет о том, чтобы осыпать всех оскорблениями.

Если вы просто произнесли вслух то, что сейчас чувствуете, ваше тело уже освобождается от мышечного зажима, вызванного той эмоцией, которую Вы переживаете!

Простая констатация факта, выраженная вербально:

Это меня расстраивает.

Я злюсь… И так далее.

Пока нет перехода на личности, типа “Я злюсь, потому что ты – идиот!”, не будет и конфликта. И в то же время Ваше тело будет свободно, и в нем не застрянет никакая подавленная эмоция.

2. Приятие и Прощение. Нужно сосредоточить внимание на проблемной ситуации и искренне сказать: “Я принимаю тебя в точности такой (таким), как ты есть. Я прощаю тебя, прости и ты меня”. Одной этой фразы, произнесённой от души, достаточно, чтобы освободиться.

Внимание можно сосредотачивать как на проблемной ситуации, так и на проблемном участке спины.

3. Признайтесь в Любви Вашей Жизни! Это подход гавайской целительской традиции хоопонопоно (в переводе на русский: “Исправить ошибку”). Для того, чтобы освободить свой ум от негативной психологической установки или эмоциональной реакции, достаточно обратиться к Миру, Жизни, Вселенной, Высшему Разуму, Богу (кому как больше нравится). Суть обращения в просьбе:

“Очисти меня от такого-то негатива”.

Дальше – повторение 4-х фраз:
“Пожалуйста, прости меня”.

“Я благодарю тебя”.

Вы не обращаетесь в этот момент к кому-то конкретному, обращение идет к самой Жизни, к самому Бытию, в котором все формы преходящи.

4. Техники подсознательного перепрограммирования.

Это подход психотерапии, который рассматривает болезнь как лучшее из того, что подсознание пациента смогло “придумать” в сложившейся ситуации. Именно так человек приспосабливается к требованиям, которые предъявляет ему внешняя среда.

Из взгляда на болезнь как на стратегию поведения можно сделать один значительный вывод: “У каждого заболевания есть своё позитивное намерение, только подсознание больного не смогло найти более эффективной модели его реализации, чем заставить страдать своё тело тем или иным недугом”.

Задача человека как раз и состоит в том, чтобы найти те модели поведения, которые с одной стороны будут реализовывать позитивное намерение его заболевания, а с другой стороны окажутся более благоприятными как для него самого, так и для окружающих его людей.

Читайте также:  Ровамицин для детей: инструкция по применению

5. Техники депрограммирования.

Депрограммирование – означает “стирание”. Разумеется, “стирается” не сама информация, а эмоциональный “заряд”, который она в себе содержит. Если человек освободился от эмоций, связанных с другим человеком или с какой-то ситуацией, то он излечился от причин, вызывающих его психосоматическое заболевание, а также от многих других проблем в его жизни.

Более глубокая проработка психологических причин осуществляется при “стирании” не эмоциональных “зарядов”, а веры в устойчивые убеждения. По сути, любое убеждение актуально для конкретного человека в конкретной ситуации. И ни одно убеждение не может быть верным для всех случаев жизни.

Соответственно, если человек верит в нечто, что он считает “абсолютной истиной”, живёт и действует, исходя из этой веры, то во многих случаях его поведение и эмоциональная реакция оказываются неадекватными, именно эта неадекватность вызывает стресс, что рано или поздно обязательно скажется на состоянии здоровья.

Дело в том, что большинство убеждений, в которые человек верит, он даже не осознаёт. Например, убеждение, которое плотно въелось в мозг каждого человека: “Надо нравится окружающим людям. Моё ощущение себя зависит от оценки окружающих меня людей”. Представляете, сколько вреда оно несет физическому и психическому здоровью каждого человека?

– Всевозможные страхи и тревоги: “А вдруг что подумают?”

– У девушек истязание себя диетами в стремлении к какому-то выдуманному “эталону красоты”.

– Работа не в той области, которая действительно интересна, а в той, которая престижна.

– Ложь и лицемерие, скрывание своих чувств, а потом “извержение вулкана” негативных эмоций, когда нет больше сил себя сдерживать.

Психосоматические заболевания детского возраста: интервью «Лечащего врача»

Одна из самых серьезных диагностических проблем – психосоматические заболевания. Их выявлению и лечению у детей был посвящен мастер-класс Вейновских чтений – крупнейшей ежегодной неврологической конференции. Мы задали спикерам ряд вопросов.

Заболевания, известные современной медицине, исчисляются десятками тысяч. Значимое место при этом занимают две большие группы: соматические заболевания, которые влияют на функцию тех или иных внутренних органов, и психические заболевания, изменяющие восприятие реальности и личность пациента. Сегодня все больше данных указывает на то, что такое строгое деление не совсем верно, поскольку ряд соматических заболеваний могут быть спровоцированы психическими факторами, например, стрессом. В то же время, соматическая патология может повлиять на формирование и манифестацию у пациента тех или иных патологических психических состояний.

В связи с этим особую значимость приобретает диагностика и лечение психосоматических расстройств. Этот термин объединяет соматические заболевания, которые не вызваны определенной структурной патологией органа и могут быть обусловлены неблагоприятным состоянием психической сферы. Они особенно распространены среди жителей крупных городов, которые каждый день подвергаются значительному стрессу.

Психосоматические заболевания могут развиться не только у взрослых, но и у детей. Этой проблеме был посвящен один из мастер-классов Вейновских чтений – крупнейшей ежегодной конференции, посвященной актуальным проблемам неврологии. Спикеры подготовили ответы на несколько вопросов наших корреспондентов.

Леонид Семенович Чутко, д.м.н., профессор, руководитель Центра поведенческой неврологии Института мозга человека (Санкт-Петербург).

Светлана Александровна Немкова, д.м.н., профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета Российского Национального исследовательского медицинского Университета им.Н.И.Пирогова Минздрава России.

ЛВ: Когда стали выделять психосоматические заболевания?

Впервые понятие «психосоматическое заболевание» предложил немецкий врач Хайнрот в 1818г. Он использовал данный термин для обозначения взаимосвязи телесных недугов пациентов и их душевных страданий. Хайнрот предположил, что соматические расстройства могут вызываться душевными расстройствами. Идеи связи телесного и психического высказывались еще Гиппократом.

В 1922 году благодаря венскому психоаналитику Дойчу было введено понятие «психосоматическая медицина». Концепция психосоматической медицины основана на представлении о взаимосвязи психической и физической сфер жизнедеятельности человека. Она объединила такие заболевания, как ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, псориаз. Существенную роль в их патогенезе играют неблагоприятные психические воздействия.

Диагностика и лечение психосоматических заболеваний остается одной из важнейших проблем медицины и сегодня. Согласно современным данным, психосоматическая патология является причиной обращения за медицинской помощью в поликлинику детей в 8-40% случаев.

ЛВ: Чем опасны психосоматические заболевания?

Под влиянием психогенных факторов формируются угрожающие заболевания – бронхиальная астма, артериальная гипертензия, язвенная болезнь желудка. При этом их диагностика относительно сложна. Следует учитывать не только клинические проявления, но и данные психологических исследований, а также семейные, культуральные и социальные факторы.

ЛВ: Какие факторы могут способствовать развитию психосоматических заболеваний?

На развитие психосоматических заболеваний влияют особенности личности (например, повышенный уровень тревожности), семейные особенности, а также патология перинатального периода.

ЛВ: Как происходит формирование психосоматических расстройств?

Выделяют три этапа развития психосоматического расстройства в детско-подростковом возрасте. Кратковременные эмоциональные нарушения и функциональные соматические расстройства называют психосоматическими реакциями. При их усилении они трансформируются в психосоматические состояния. Наконец, формируются психосоматические заболевания, которые имеют органическую основу.

Соматический компонент психосоматической патологии у детей и подростков во многом зависит от возраста. Например, до 7 лет патология проявляется, в основном, в пищеварительной и кожной системах, с 8 лет— в двигательной сфере, с миалгиями и артралгиями, а также с алгическими (цефалгическими) проявлениями, и с 10 лет — нарушениями в эндокринной системе.

ЛВ: Какова распространенность соматопсихических заболеваний в популяции?

У 70% соматически больных обнаруживают психические нарушения различного регистра и степени тяжести.

ЛВ: Как соматическая болезнь влияет на психику человека?

Выделяют 2 основных вида патогенного влияния соматической болезни на психику.

Читайте также:  Таблетки «Пантогам» для детей: инструкция по применению

Вследствие интоксикации, гипоксии и других воздействий на ЦНС при соматических инфекционных, эндокринных и и др. заболеваниях могут возникнуть соматогении. Они влияют на возникновение психических заболеваний. А с психологической реакцией личности на заболевание и его возможные последствия связаны нозогении.

При этом у пациента может развиваться гипонозогнозия или гипернозогнозий – это пренебрежительное или, наоборот, преувеличенное отношение к своей болезни, лечению, симптомам.

К гипернозогнозии могут приводить ятрогенные факторы, например, необдуманная фраза врача.

ЛВ: Могут ли перенесенные тяжелые соматические заболевания отрицательно сказываться в дальнейшем на психическом развитии ребенка и приводить к поведенческим нарушениям?

Да, еще 1982 году К.С. Лебединская, исходя из этиологического принципа, описала задержку психического развития соматогенного происхождения. Этот тип психической задержки обусловлен влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (врожденные и приобретенные пороки соматической сферы, например, сердца, эндокринопатии, хронические инфекции, аллергические состояния). В клинике у таких пациентов преобладают астенические проявления с истощаемостью по гипостеническому типу, эмоциональная лабильность, нарушения концентрации и распределения внимания, а также задержка эмоционального развития — соматогенный инфантилизм. Он обусловлен рядом невротических наслоений — неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности. В МКБ-10 данный вид патологии представлен в разделе F8 -Расстройства психологического (психического) развития, а также в разделе F90-F98 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте. Более того, показано, что до 5% случаев умственной отсталости (F70-F79) могут быть обусловлены влиянием метаболические (эндокринных) нарушений.

ЛВ: прослеживается ли влияние генетических факторов на формирование нарушений обмена веществ, которые могут приводить к формированию интеллектуальной недостаточности?

Да, это целый ряд моногенных заболеваний, таких как нарушения обмена аминокислот, дефицит креатина, дефицит витаминов / кофакторов, нарушения обмена металлов, лизосомные болезни накопления, митохондриальные болезни.

ЛВ: может соматический фактор в виде дефицита витаминов и микроэлементов негативно сказываться на психическом развитии ребенка?

Безусловно, микронутриентный дефицит может способствовать формированию нарушений нервно-психического развития. Есть работы, демонстрирующие, что своевременное назначение в данном случае поливитаминных комплексов способствует значительному улучшению когнитивного статуса ребенка.

ЛВ: Связаны ли нарушения сна у детей с психосоматическими и соматопсихическими расстройствами?

Нарушения сна у детей могут быть обусловлены эмоциональными причинами (в МКБ-10 данные нарушения представлены в рубрике F51- Расстройства сна неорганической этиологии). К соматопсихической патологии можно отнести расстройства сна органической этиологии (G47.), а именно апноэ во сне (G47.3). Данные патологические состояния могут вызывать целый ряд нейрокогнитивных осложнений, таких как дневная сонливость, повышенная утомляемость, дефицит внимания и гиперактивность, агрессия, депрессия, соматизация жалоб, академическая неуспеваемость. В тяжелых случаях могут развиваться эндокринные расстройства вследствие нарушение продукции соматотропного гормона (гормона роста), вплоть до задержек физического развития, а также склонность к ожирению.

ЛВ: Могут ли эндокринные заболевания вызывать психические нарушения?

Да, безусловно. При эндокринных заболеваниях психические расстройства возникают вследствие влияния дисбаланса нейрогуморальной регуляции обменных процессов, а также психотравмирующих перегрузок, возникших после осознания негативных социальных последствий болезни.

Для клинической картины характерны следующие закономерности: во-первых, зависимость особенностей психопатологических проявлений от стадии и тяжести эндокринной болезни; во-вторых, в случае повышения функции той или иной железы обычно усиливается и психическая функция; и, в-третьих, в случае ухудшения функционирования эндокринных желез нарастают проявления астении, на фоне которой формируются острые или хронические психотические или непсихотические отклонения, могут формироваться психоорганические нарушения. При эндокринных заболеваниях часто развивается так называемый психоэндокринный синдром при котором происходит постепенное ослабление памяти и интеллекта, мотивации, изменяется личность больного в целом.

Особенно ярко выражены психические нарушения при нарушениях функции щитовидной железы.

ЛВ: Какие психические нарушения наиболее часто развиваются у детей после перенесенных инфекций?

Наиболее часто у детей встречаются постинфекционные астении. Они возникают в результате перенесенного заболеваниях инфекционного характера (ОРВИ, гриппа, ангины, гепатита и др.), первые симптомы появляются через 1-2 недели после инфекционной болезни и сохраняются в течение 1-2 месяцев. Преобладают ощущения общего утомления, слабости, усталости, усиливающиеся при физических нагрузках. Появляются раздражительность, беспокойство, напряжение, эмоциональная неустойчивость, обидчивость, плаксивость, вспыльчивость, капризность, снижается аппетит и порог переносимости различных раздражителей: громких звуков, яркого света, вестибулярных нагрузок. Развиваются нарушения сна, потливость, ощущение перебоев в сердце, нехватки воздуха, трудности с концентрацией внимания, снижение запоминания и продуктивности интеллектуальной деятельности.

ЛВ: Как лучше лечить психосоматические и соматопсихические заболевания? Есть ли особенности у детей?

Наиболее широко применяются 2 направления лечения: медикаментозная коррекция и психотерапия.

Фармакотерапия у детей предусматривает применение небензодиазепиновых анксиолитиков: тенотен, ноофен, атаракс, а также ноотропных и нейропротекторных средств (пантогам, нооклерин, кортексин, пикамилон).

Преимуществом применения Тенотена детского является то, что препарат, сочетает в себе успокаивающие, ноотропные и вегетотропные свойства, не вызывает седации и заторможенности, улучшает память, внимание и процессы обучения, не вызывает перевозбуждения и расстройств сна, хорошо переносится. отсутствуют побочные эффекты.

Тенотен детский применяется по следующей схеме: при невротических и вегетативных расстройствах — внутрь, по 1 таблетке от 1 до 3 раз в сутки (держать во рту до полного растворения — не во время приема пищи). Рекомендуемая длительность приема препарата – 1-3 месяца. При необходимости возможно продление курса лечения до 6 месяцев или повторить через 1-2 месяца.

Кроме фармакотерапии, лечение пациентов с психосоматическими расстройствами предполагает интегративный подход с использованием современных методов психотерапии: когнитивно-поведенческой, игровой, арт-терапии.

ЛВ: Подтверждена ли эффективность применения Тенотена детского клиническими исследованиями?

Эффективность применения Тенотена детского подтверждена результатами многочисленных клинических исследований с высоким уровнем доказательности.

Мультицентровое двойное слепое плацебоконтролируемое рандомизированное исследование эффективности и безопасности применения Тенотена детского у 100 детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ легкой, средней и выраженной степени тяжести) в возрасте от 6 до 12 лет, в течение 12 недель (дозировка по 2 таблетки 2 раза в сутки), показало, что Тенотен значительно снижает тяжесть СДВГ у 34% пациентов через 3 месяца терапии, а также достоверно улучшает память и концентрацию внимания (1).

Читайте также:  Копрограмма – анализ кала ребенка

Многоцентровое двойное слепое плацебо-контролируемое исследование эффективности и безопасности применения Тенотена детского при тревожных расстройствах у 98 детей и подростков возрасте от 5 до 15 лет, в течение 12 недель (по 1 таблетке 3 раза в сутки) свидетельствовало, что Тенотен детский оказывает успокаивающее действие с 1-х дней приема, с достоверным снижением индекса тревожности у детей (тест Р. Тэмпл), при этом максимальный эффект отмечался у детей в возрасте 5-7 лет (2).

Изучение результатов применения Тенотена детского в течение 1 месяца у 60 детей и подростков (в возрасте от 11 до 15 лет) с синдромом вегетативной дисфункции показало, что Тенотен детский нормализует вегетативный тонус уже в течение первых 2-х недель терапии. По окончании курса лечения уменьшение вегетативных расстройств и редукция астено-невротического синдрома отмечалась у 80% обследованных, улучшение когнитивного статуса у 73%, что в 2 раза превосходило результаты контрольной группы (3).

Тенотен детский применяется и в практике педиатра в следующих случаях: астенические состояния после перенесенных ОРВИ, функциональные нарушения ритма сердца, в том числе, дисфункция синусового узла, у детей и подростков с вегето-сосудистой дистонией (ВСД).

ЛВ: Какие еще немедикаментозные методики применяются ли у детей и подростков для коррекции психосоматической патологии?

В лечении психосоматической патологии активно может применяться электроэнцефалографическая биологическая обратная связь с повышение мощности альфа-ритма в теменно-затылочных областях. Целью такого лечения является снижение уровня тревоги у ребенка.

Вопрос: С вашей точки зрения, какой один аспект терапии соматопсихических заболеваний у детей заслуживает наибольшего внимания врачей?

Лечение психосоматических заболеваний у детей должно носить комплексный характер и включать в себя психотерапевтическую коррекцию и рациональную фармакотерапию. При этом очень важным является оказание помощи, не только детям, но и их родителям. Очень часто именно от общей обстановки в семье зависит течение психосоматического заболевания и, следовательно, прогноз для ребенка.

Список литературы

  1. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю. Лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью Тенотеном Детским: результаты двойного слепого плацебоконтролируемого рандомизированного исследования // Эффективная фармакотерапия. Неврология. – 2010. – №5. – С.60-65
  2. Заваденко Н.Н., Симашкова Н.В., Вакула И.Н., Суворинова Н.Ю., Балакирева Е.Е., Лобачева М.В. Современные возможности фармакотерапии тревожных расстройств у детей и подростков // Журнал неврологии и психиатрии. – 2015. – №11. – С.33-39
  3. Галактионова М.Ю., Пан И.Р. Эффективность использования препарата “Тенотен детский” при лечении синдрома вегетативной дисфункции у детей и подростков // Педиатрия. – 2010. – Т.89, №1. – С.87-91

В здоровом теле – здоровый дух. Психосоматика – что это такое?

Тошнит? Чувствуете общую слабость? А может вас стали беспокоить головные боли? Эти и целый ряд других разнообразных проявлений могут указывать на реальные, хорошо известные медицине заболевания. Однако бывает и так, что ни один из современных методов диагностики не помог найти причину симптомов.

Когда физические недуги не поддаются традиционному объяснению , а являются ответом организма на переживание негативных эмоций, можно заподозрить психосоматику. Что же такое психосоматическое расстройство – модный диагноз или подтверждённый наукой факт?

С древности и до наших дней

Интерес к тесной связи соматической (телесной) и психической (душевной) сферы возник ещё во времена Гиппократа. В трудах Авиценны можно встретить обоснование гипотезы возникновения недугов из-за воздействия отрицательных эмоций. Понятие «психосоматика» упоминается в научной литературе начала XIX века, а активный интерес среди учёных к этой группе болезней отмечается с середины XX века.

Согласно статистике, количество случаев психосоматических заболеваний с каждым годом увеличивается, что обуславливает актуальность их изучения.

В чём причина психосоматических расстройств ?

Не получается уснуть перед волнующим событием, краснеет лицо при публичном выступлении, потеют ладони во время конфликта – такая реакция организма при кризисных ситуациях естественна. Но если стресс сильный, события психотравмирующие , могут развиться заболевания внутренних органов без видимых на то объективных причин.

В современных условиях человеку часто приходится сдерживать свои эмоции, особенно негативной окраски (гнев, агрессию, раздражение), вытесняя их в подсознание. Подавленные эмоции, в свою очередь, вызывают изменения в деятельности внутренних органов, хронический стресс способствует ослаблению иммунитета, человек начинает часто болеть.

С чем связана такая реакция органов? Всё дело в гормонах, а точнее некоторых из них. Воздействие стресса на организм запускает интенсивную выработку дофамина, адреналина, норадреналина, ускоряющих физиологические процессы (дыхание, сердцебиение). Получая сигнал о стрессе, мозг даёт команду надпочечникам вырабатывать гормон кортизол, который отвечает за прилив крови к мышцам, обеспечивая защитную функцию «беги или дерись». Поступление достаточного количества кислорода к мышцам и органам, работающим в экстремальном режиме, достигается за счёт усиления кровотока, повышения артериального давления в результате спазм а сосудов.

Когда человек оказывается в безопасности, для нормализации деятельности сердечно-сосудистой и других систем организма должен произойти выплеск эмоций. Но если такой разрядки не происходит, то гормональный дисбаланс и спазм сосудов сохраняются, а это может привести, к примеру, к артериальной гипертензии.

Как распознать психосоматику?

Часто пациенты не видят взаимосвязи между собственными переживаниями и физическим состоянием, поэтому до выявления психосоматической природы недуга проходят неоднократные консультаци и у различных специалистов, обследовани я , а порой и получают лече ние .

Читайте также:  Доктор Комаровский о вирусе Эпштейна Барра у детей

Заподозрить психосоматику можно тогда, когда:

  • болезнь развилась на фоне острой или хронической психотравмирующей ситуации;
  • обострения заболевания зависят от воздействия психогенных факторов;
  • нет других явных причин для развития патологии – инфекции, интоксикации, отягощённой наследственности и т. д.

Симптомы психосоматических расстройств разнообразны. Пациенты могут жаловаться на:

  • беспричинные головные боли;
  • головокружение;
  • тяжесть в теле и конечностях;
  • боли в сердце, мышцах; тяжесть в спине;
  • онемение и покалывание в разных частях тела;
  • бессилие, слабость, повышенную утомляемость;
  • диспепсические явления (тошнот у , рвот у , расстройства стула);
  • озноб, «приливы»;
  • затруднение глотания;
  • удушье и другие.

Классификация психосоматических расстройств

Психосоматические расстройства встречаются как у взрослых, так и у детей.

Попытка их систематизации привела к выделению трёх основных групп:

1. Конверсионные симптомы. Человек ощущает реальные признаки неврологических нарушений, а по результатам медицинских обследований он совершенно здоров. Пациент может жаловаться на то, что не видит, не слышит, не может двигаться.

2. Функциональные синдромы. Сопровождаются функциональными нарушениями в работе разных органов и систем – сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, эндокринной, опорно-двигательного аппарата, но их главная предпосылка – стресс.

3. Психосоматозы. Это истинные психосоматические болезни, сопровождающиеся патологическими изменениями в органах. Среди них:

  • бронхиальная астма;
  • язвенный колит;
  • эссенциальная артериальная гипертензия (гипертоническая болезнь);
  • нейродермит;
  • ревматоидный артрит;
  • сахарный диабет;
  • язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки и другие.

Как помочь пациентам с психосоматикой

Эффективность лечения психосоматических расстройств зависит от выявления и устранения причины их развития. С этой целью используют психотерапевтические техники. Лекарственные препараты при психосоматических расстройствах назначают при наличии сопутствующих эмоциональных и поведенческих проблем. Положительно на эмоциональном здоровье человека сказываются занятия спортом, арт-терапией, иппотерапией, массаж, йога. Помощь в восстановлении психологического равновесия может оказать и ближайшее окружение пациента.

Хотите избежать развития психосоматических расстройств – научитесь противостоять стрессу, строить конструктивные межличностные взаимоотношения, управлять эмоциями и давать им выход в социально приемлемой форме.

Психосоматические проблемы у детей: что делать родителям? Советы столичного психолога

Жизнь человека — вереница событий, каждое из которых имеет реакцию и отклик нашей психики и организма в целом. По мере взросления мы проходим через стрессы, конфликты, кризисы, что может спровоцировать психосоматику. И не нужно думать, что переживать так сильно, чтобы заболеть, могут только взрослые люди. К сожалению, дети страдают не меньше, а зачастую даже больше, чем зрелый человек. В частности, нередкой реакцией на развод родителей бывает энурез у маленьких детей. Как работает этот механизм, рассказала психолог Московской службы психологической помощи Ольга Катречко.

При чем здесь психолог?

Детская эмоциональность имеет свои особенности: эмоции ребенка кратковременные, но очень бурные. С одной стороны, такой способ защищает малыша, если ситуация единична, но если она приобретает хронический характер и повторяется изо дня в день, то такие вспышки уже приводят к негативным последствиям. Организм ребенка не выдерживает постоянного напряжения и дает сбой, который выражается в том или ином заболевании.

Поскольку душа и тело составляют неразрывное единство, психологическое неблагополучие становится причиной телесных недугов. И тогда родитель может услышать от врача, что у ребенка с медицинской точки зрения все в порядке. Например, ребенок постоянно жалуется на боли в животе, но обследования — гастроскопия, колоноскопия — показали, что все в норме и вам следует обратиться к психологу. Родитель может недоумевать: как же так? Ведь болит живот! При чем тут психолог?

В этих случаях приходит на помощь психосоматика, название которой происходит от двух слов: «психе» — душа и «сома» — тело, и изучает она состояния, при которых различные психологические факторы являются причиной возникновения заболевания.

Термин был введен в 1818 году немецким ученым И. Гейнротом, который считал причиной различных болезней моральные качества человека и переживание им чувства вины. В дальнейшем понятие психосоматики расширялось и дополнялось другими авторами.

Начало психосоматической медицины — ХХ век. Первая всемирно известная школа психосоматических расстройств — это школа Франца Александера (1891–1964) в Чикагском психоаналитическом институте. В 1950 году в Америке было основано психосоматическое общество. В школе Александера выделяли семерку психосоматических заболеваний: язва 12-перстной кишки, язвенный колит, бронхиальная астма, нейродермит, гипертония, ревматоидный артрит, тиреотоксикоз. К сожалению, на данный момент этот список существенно расширился.

Факторы развития психосоматических расстройств в детском возрасте:

Соматические факторы (особенности детского организма, которые формируют предрасположенность к какому-либо конкретному заболеванию)

  • Генетическая предрасположенность.
  • Осложнения в первые месяцы беременности, вредные привычки мамы (алкоголь, курение), инфекционные заболевания.
  • Нарушения деятельности нервной системы ребенка (по разным причинам).
  • Стафилококковая инфекция в первые месяцы жизни.
  • Гормональный дисбаланс.

Социально-психологические факторы

  • Особенности отношений в семье.
  • Нарушение привязанности.
  • Тип семейного воспитания.
  • Индивидуальные черты личности ребенка (повышенная чувствительность, чрезмерно бурная реакция, затруднения в адаптации к новым условиям).
  • Сложности отношений в детском саду и школе.
  • Низкий уровень жизни семьи.
  • Длительное воздействие на ребенка психотравмирующей ситуации.

Что делать?

Для расширения знаний родителей о развитии ребенка в Московской службе психологической помощи населению проводятся многочисленные бесплатные семинары и вебинары. Психологи проводят бесплатные консультации как очно, так и дистанционно. Круглосуточный телефон неотложной психологической помощи в Москве — 051 с городского телефона, +7 (495) 051 с мобильного. Также в круглосуточном режиме можно написать специалисту в психологический чат на сайте: www.msph.ru.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Ссылка на основную публикацию