Проблемы с зубами у детей и взрослых с точки зрения психосоматики

3 причины, почему портятся зубы с точки зрения психологии.

Причина 1. Мы все привыкли, что проблема с зубами – это только к стоматологам. Все верно. Ведь может быть, что зубы портятся от плохой гигиены. Стоматолог сделает профгигиену, залечит кариес, и еще раз объяснит, как ухаживать за зубами, чтобы они дольше оставались здоровыми. Если вы еще не пользуетесь, скажет, что пора применять ирригатор. Ежедневно.

Будто бы мы сами не знаем, что нужно чистить зубы не менее 3-х минут, а перед вечерней еще и ирригатором пройтись. Знать-то знаем. Но все ли делают? У всех ли железное правило, ни в коем случае не ложиться спать с нечищеными зубами? Я знаю людей, которые не так строго соблюдают гигиену. Причина – вроде бы на поверхности – лень. Многоликая лень.

Просто лени – не бывает. За ней что-то стоит. А что именно, и что с этим делать – это уже к психологу.

Для примера – не заботиться о себе. не находить время и силы на свое здоровье, ставить интересы детей, мужа, выше своего здоровья, на которое потом не остается времени и т.д. Можно откопать множество причин, корни которых в нашем жизненном сценарии.

Причина 2. Те, кто изучал причины, знают, что проблемы с зубами – признак заболеваний желудка и ЖКТ в целом. Гастрит, и тем более язва непременно отразятся на зубах.

Поэтому если стоматолог отправил к гастроэнтерологй – это не его прихоть, а прямая необходимость.

Большинство врачей признают, что проблемы с желудком и ЖКТ имеют психологическую причину. Кончено, играет роль качество еды, режим приемы пищи, и лекарства. Но если внимательно понаблюдать за собой , то можно обнаружить, что стресс и проблемы с “животом” – имеют прямую связь.

Поэтому, грамотные гастроэнтерологи наряду с традиционным лечением и диетой, обязательно порекомендуют работу с психологом, чтобы устранить психологическую составляющую заболевания. Если психологические причины не устранить, то заболевание может повториться, а то и вовсе сложно поддаваться лечению.

Причина 3. Но есть еще одна причина порчи зубов, о которой начали говорить совсем недавно. Это частое сжатие челюстей и бруксизм (сжатие челюстей во сне).

Из-за сильного сжатия, с одной стороны, повреждается эмаль от чрезмерной нагрузки, а с другой сильное сжатие зубов нарушает кровообращение, и как следствие – зубы недополучают питания, микроэлементов. И здравствуй кариес.

Все мы наем фразу “стиснув зубы”. Это означает – делать что-то, сдерживая свои эмоции, терпя что-либо.

Фразеологический словарь Фёдорова дает такое определение: Сдерживая свои чувства протеста, превозмогая свои желания. [Минский], вдруг увидя в дверях старого смотрителя, оставил Дуню и подошёл к нему, дрожа от гнева. «Чего тебе надобно? — сказал он ему, стиснув зубы, — что ты за мной всюду крадёшься как разбойник? или хочешь меня зарезать? Пошёл вон!» (Пушкин. Станционный смотритель).

Итак, словарь дал нам понимание причины стиснутых зубов – сдерживаемые чувства.

Чувства, которые мы не можем выразить , никуда не деваются. Они остаются в теле. И один из вариантов – в сжатых челюстях, вплоть до спазма. Когда это повторяется раз за разом, напряжение переходит в хроническое, и тогда уже могут возникнуть проблемы с зубами и челюстными суставами.

Поэтому грамотные стоматологи, видя подобную проблему, говорят, то эта проблема решается тремя специалистами – стоматологом (решает уже возникшие проблемы с зубами), остеопатом (он помогает снять хроническое напряжение в мышцах и фасциях) и психологом.

Психолог помогает найти и устранить глубинные причины, почему человек сжимает зубы. Какие эмоции он сдерживает, почему он их сдерживает. И как правильно обращаться с собой и со своими эмоциями, чтобы он не давали напряжения в тело. Если этого не сделать, то снятое остеопатом напряжение возникнет вновь, и зубы продолжат разрушаться.

Конечно, это не все причины. Есть еще скрытые, которые нужно разбирать индивидуально.

В любом случае, какие бы неполадки ни возникали в организме, необходима консультация врача!

О том, какие именно эмоции живут в зажатых челюстях – расскажу в следующей заметке.

А как у вас с зубами? Задумывались ли над психологическими причинами порчи зубов?

Психосоматические заболевания детского возраста: интервью «Лечащего врача»

Одна из самых серьезных диагностических проблем – психосоматические заболевания. Их выявлению и лечению у детей был посвящен мастер-класс Вейновских чтений – крупнейшей ежегодной неврологической конференции. Мы задали спикерам ряд вопросов.

Заболевания, известные современной медицине, исчисляются десятками тысяч. Значимое место при этом занимают две большие группы: соматические заболевания, которые влияют на функцию тех или иных внутренних органов, и психические заболевания, изменяющие восприятие реальности и личность пациента. Сегодня все больше данных указывает на то, что такое строгое деление не совсем верно, поскольку ряд соматических заболеваний могут быть спровоцированы психическими факторами, например, стрессом. В то же время, соматическая патология может повлиять на формирование и манифестацию у пациента тех или иных патологических психических состояний.

В связи с этим особую значимость приобретает диагностика и лечение психосоматических расстройств. Этот термин объединяет соматические заболевания, которые не вызваны определенной структурной патологией органа и могут быть обусловлены неблагоприятным состоянием психической сферы. Они особенно распространены среди жителей крупных городов, которые каждый день подвергаются значительному стрессу.

Психосоматические заболевания могут развиться не только у взрослых, но и у детей. Этой проблеме был посвящен один из мастер-классов Вейновских чтений – крупнейшей ежегодной конференции, посвященной актуальным проблемам неврологии. Спикеры подготовили ответы на несколько вопросов наших корреспондентов.

Леонид Семенович Чутко, д.м.н., профессор, руководитель Центра поведенческой неврологии Института мозга человека (Санкт-Петербург).

Светлана Александровна Немкова, д.м.н., профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета Российского Национального исследовательского медицинского Университета им.Н.И.Пирогова Минздрава России.

ЛВ: Когда стали выделять психосоматические заболевания?

Впервые понятие «психосоматическое заболевание» предложил немецкий врач Хайнрот в 1818г. Он использовал данный термин для обозначения взаимосвязи телесных недугов пациентов и их душевных страданий. Хайнрот предположил, что соматические расстройства могут вызываться душевными расстройствами. Идеи связи телесного и психического высказывались еще Гиппократом.

В 1922 году благодаря венскому психоаналитику Дойчу было введено понятие «психосоматическая медицина». Концепция психосоматической медицины основана на представлении о взаимосвязи психической и физической сфер жизнедеятельности человека. Она объединила такие заболевания, как ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, псориаз. Существенную роль в их патогенезе играют неблагоприятные психические воздействия.

Читайте также:  Возможные осложнения после гриппа и ОРВИ у детей

Диагностика и лечение психосоматических заболеваний остается одной из важнейших проблем медицины и сегодня. Согласно современным данным, психосоматическая патология является причиной обращения за медицинской помощью в поликлинику детей в 8-40% случаев.

ЛВ: Чем опасны психосоматические заболевания?

Под влиянием психогенных факторов формируются угрожающие заболевания – бронхиальная астма, артериальная гипертензия, язвенная болезнь желудка. При этом их диагностика относительно сложна. Следует учитывать не только клинические проявления, но и данные психологических исследований, а также семейные, культуральные и социальные факторы.

ЛВ: Какие факторы могут способствовать развитию психосоматических заболеваний?

На развитие психосоматических заболеваний влияют особенности личности (например, повышенный уровень тревожности), семейные особенности, а также патология перинатального периода.

ЛВ: Как происходит формирование психосоматических расстройств?

Выделяют три этапа развития психосоматического расстройства в детско-подростковом возрасте. Кратковременные эмоциональные нарушения и функциональные соматические расстройства называют психосоматическими реакциями. При их усилении они трансформируются в психосоматические состояния. Наконец, формируются психосоматические заболевания, которые имеют органическую основу.

Соматический компонент психосоматической патологии у детей и подростков во многом зависит от возраста. Например, до 7 лет патология проявляется, в основном, в пищеварительной и кожной системах, с 8 лет— в двигательной сфере, с миалгиями и артралгиями, а также с алгическими (цефалгическими) проявлениями, и с 10 лет — нарушениями в эндокринной системе.

ЛВ: Какова распространенность соматопсихических заболеваний в популяции?

У 70% соматически больных обнаруживают психические нарушения различного регистра и степени тяжести.

ЛВ: Как соматическая болезнь влияет на психику человека?

Выделяют 2 основных вида патогенного влияния соматической болезни на психику.

Вследствие интоксикации, гипоксии и других воздействий на ЦНС при соматических инфекционных, эндокринных и и др. заболеваниях могут возникнуть соматогении. Они влияют на возникновение психических заболеваний. А с психологической реакцией личности на заболевание и его возможные последствия связаны нозогении.

При этом у пациента может развиваться гипонозогнозия или гипернозогнозий – это пренебрежительное или, наоборот, преувеличенное отношение к своей болезни, лечению, симптомам.

К гипернозогнозии могут приводить ятрогенные факторы, например, необдуманная фраза врача.

ЛВ: Могут ли перенесенные тяжелые соматические заболевания отрицательно сказываться в дальнейшем на психическом развитии ребенка и приводить к поведенческим нарушениям?

Да, еще 1982 году К.С. Лебединская, исходя из этиологического принципа, описала задержку психического развития соматогенного происхождения. Этот тип психической задержки обусловлен влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (врожденные и приобретенные пороки соматической сферы, например, сердца, эндокринопатии, хронические инфекции, аллергические состояния). В клинике у таких пациентов преобладают астенические проявления с истощаемостью по гипостеническому типу, эмоциональная лабильность, нарушения концентрации и распределения внимания, а также задержка эмоционального развития — соматогенный инфантилизм. Он обусловлен рядом невротических наслоений — неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности. В МКБ-10 данный вид патологии представлен в разделе F8 -Расстройства психологического (психического) развития, а также в разделе F90-F98 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте. Более того, показано, что до 5% случаев умственной отсталости (F70-F79) могут быть обусловлены влиянием метаболические (эндокринных) нарушений.

ЛВ: прослеживается ли влияние генетических факторов на формирование нарушений обмена веществ, которые могут приводить к формированию интеллектуальной недостаточности?

Да, это целый ряд моногенных заболеваний, таких как нарушения обмена аминокислот, дефицит креатина, дефицит витаминов / кофакторов, нарушения обмена металлов, лизосомные болезни накопления, митохондриальные болезни.

ЛВ: может соматический фактор в виде дефицита витаминов и микроэлементов негативно сказываться на психическом развитии ребенка?

Безусловно, микронутриентный дефицит может способствовать формированию нарушений нервно-психического развития. Есть работы, демонстрирующие, что своевременное назначение в данном случае поливитаминных комплексов способствует значительному улучшению когнитивного статуса ребенка.

ЛВ: Связаны ли нарушения сна у детей с психосоматическими и соматопсихическими расстройствами?

Нарушения сна у детей могут быть обусловлены эмоциональными причинами (в МКБ-10 данные нарушения представлены в рубрике F51- Расстройства сна неорганической этиологии). К соматопсихической патологии можно отнести расстройства сна органической этиологии (G47.), а именно апноэ во сне (G47.3). Данные патологические состояния могут вызывать целый ряд нейрокогнитивных осложнений, таких как дневная сонливость, повышенная утомляемость, дефицит внимания и гиперактивность, агрессия, депрессия, соматизация жалоб, академическая неуспеваемость. В тяжелых случаях могут развиваться эндокринные расстройства вследствие нарушение продукции соматотропного гормона (гормона роста), вплоть до задержек физического развития, а также склонность к ожирению.

ЛВ: Могут ли эндокринные заболевания вызывать психические нарушения?

Да, безусловно. При эндокринных заболеваниях психические расстройства возникают вследствие влияния дисбаланса нейрогуморальной регуляции обменных процессов, а также психотравмирующих перегрузок, возникших после осознания негативных социальных последствий болезни.

Для клинической картины характерны следующие закономерности: во-первых, зависимость особенностей психопатологических проявлений от стадии и тяжести эндокринной болезни; во-вторых, в случае повышения функции той или иной железы обычно усиливается и психическая функция; и, в-третьих, в случае ухудшения функционирования эндокринных желез нарастают проявления астении, на фоне которой формируются острые или хронические психотические или непсихотические отклонения, могут формироваться психоорганические нарушения. При эндокринных заболеваниях часто развивается так называемый психоэндокринный синдром при котором происходит постепенное ослабление памяти и интеллекта, мотивации, изменяется личность больного в целом.

Особенно ярко выражены психические нарушения при нарушениях функции щитовидной железы.

ЛВ: Какие психические нарушения наиболее часто развиваются у детей после перенесенных инфекций?

Наиболее часто у детей встречаются постинфекционные астении. Они возникают в результате перенесенного заболеваниях инфекционного характера (ОРВИ, гриппа, ангины, гепатита и др.), первые симптомы появляются через 1-2 недели после инфекционной болезни и сохраняются в течение 1-2 месяцев. Преобладают ощущения общего утомления, слабости, усталости, усиливающиеся при физических нагрузках. Появляются раздражительность, беспокойство, напряжение, эмоциональная неустойчивость, обидчивость, плаксивость, вспыльчивость, капризность, снижается аппетит и порог переносимости различных раздражителей: громких звуков, яркого света, вестибулярных нагрузок. Развиваются нарушения сна, потливость, ощущение перебоев в сердце, нехватки воздуха, трудности с концентрацией внимания, снижение запоминания и продуктивности интеллектуальной деятельности.

ЛВ: Как лучше лечить психосоматические и соматопсихические заболевания? Есть ли особенности у детей?

Наиболее широко применяются 2 направления лечения: медикаментозная коррекция и психотерапия.

Фармакотерапия у детей предусматривает применение небензодиазепиновых анксиолитиков: тенотен, ноофен, атаракс, а также ноотропных и нейропротекторных средств (пантогам, нооклерин, кортексин, пикамилон).

Преимуществом применения Тенотена детского является то, что препарат, сочетает в себе успокаивающие, ноотропные и вегетотропные свойства, не вызывает седации и заторможенности, улучшает память, внимание и процессы обучения, не вызывает перевозбуждения и расстройств сна, хорошо переносится. отсутствуют побочные эффекты.

Тенотен детский применяется по следующей схеме: при невротических и вегетативных расстройствах — внутрь, по 1 таблетке от 1 до 3 раз в сутки (держать во рту до полного растворения — не во время приема пищи). Рекомендуемая длительность приема препарата – 1-3 месяца. При необходимости возможно продление курса лечения до 6 месяцев или повторить через 1-2 месяца.

Читайте также:  Cинусовая тахикардия у ребенка

Кроме фармакотерапии, лечение пациентов с психосоматическими расстройствами предполагает интегративный подход с использованием современных методов психотерапии: когнитивно-поведенческой, игровой, арт-терапии.

ЛВ: Подтверждена ли эффективность применения Тенотена детского клиническими исследованиями?

Эффективность применения Тенотена детского подтверждена результатами многочисленных клинических исследований с высоким уровнем доказательности.

Мультицентровое двойное слепое плацебоконтролируемое рандомизированное исследование эффективности и безопасности применения Тенотена детского у 100 детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ легкой, средней и выраженной степени тяжести) в возрасте от 6 до 12 лет, в течение 12 недель (дозировка по 2 таблетки 2 раза в сутки), показало, что Тенотен значительно снижает тяжесть СДВГ у 34% пациентов через 3 месяца терапии, а также достоверно улучшает память и концентрацию внимания (1).

Многоцентровое двойное слепое плацебо-контролируемое исследование эффективности и безопасности применения Тенотена детского при тревожных расстройствах у 98 детей и подростков возрасте от 5 до 15 лет, в течение 12 недель (по 1 таблетке 3 раза в сутки) свидетельствовало, что Тенотен детский оказывает успокаивающее действие с 1-х дней приема, с достоверным снижением индекса тревожности у детей (тест Р. Тэмпл), при этом максимальный эффект отмечался у детей в возрасте 5-7 лет (2).

Изучение результатов применения Тенотена детского в течение 1 месяца у 60 детей и подростков (в возрасте от 11 до 15 лет) с синдромом вегетативной дисфункции показало, что Тенотен детский нормализует вегетативный тонус уже в течение первых 2-х недель терапии. По окончании курса лечения уменьшение вегетативных расстройств и редукция астено-невротического синдрома отмечалась у 80% обследованных, улучшение когнитивного статуса у 73%, что в 2 раза превосходило результаты контрольной группы (3).

Тенотен детский применяется и в практике педиатра в следующих случаях: астенические состояния после перенесенных ОРВИ, функциональные нарушения ритма сердца, в том числе, дисфункция синусового узла, у детей и подростков с вегето-сосудистой дистонией (ВСД).

ЛВ: Какие еще немедикаментозные методики применяются ли у детей и подростков для коррекции психосоматической патологии?

В лечении психосоматической патологии активно может применяться электроэнцефалографическая биологическая обратная связь с повышение мощности альфа-ритма в теменно-затылочных областях. Целью такого лечения является снижение уровня тревоги у ребенка.

Вопрос: С вашей точки зрения, какой один аспект терапии соматопсихических заболеваний у детей заслуживает наибольшего внимания врачей?

Лечение психосоматических заболеваний у детей должно носить комплексный характер и включать в себя психотерапевтическую коррекцию и рациональную фармакотерапию. При этом очень важным является оказание помощи, не только детям, но и их родителям. Очень часто именно от общей обстановки в семье зависит течение психосоматического заболевания и, следовательно, прогноз для ребенка.

Список литературы

  1. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю. Лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью Тенотеном Детским: результаты двойного слепого плацебоконтролируемого рандомизированного исследования // Эффективная фармакотерапия. Неврология. – 2010. – №5. – С.60-65
  2. Заваденко Н.Н., Симашкова Н.В., Вакула И.Н., Суворинова Н.Ю., Балакирева Е.Е., Лобачева М.В. Современные возможности фармакотерапии тревожных расстройств у детей и подростков // Журнал неврологии и психиатрии. – 2015. – №11. – С.33-39
  3. Галактионова М.Ю., Пан И.Р. Эффективность использования препарата “Тенотен детский” при лечении синдрома вегетативной дисфункции у детей и подростков // Педиатрия. – 2010. – Т.89, №1. – С.87-91

Проблемы с зубами у детей и взрослых с точки зрения психосоматики

  • О проекте
  • Блог
  • Условия участия
  • Список исследований
  • Контакты

Антон Казаков, куратор исследования

– Во время очередного приема стоматолог сказал мне, что один из зубов в любой момент может выпасть. Диагноз звучал как «гранулёма», а по факту был дыркой в челюсти вокруг зуба, с большим гнойным шариком на десне.

Перспективы были следующие: сереющий пролеченный верхний резец, либо резекция верхушки корня зуба, либо имплант… при условии, что костная ткань челюсти чудесным образом восстановится. Не было гарантий, что план сработает. Единственное, что предрекал доктор, – само собой это точно не пройдёт, надо лечить.

Ни одна из перспектив меня не обрадовала. Я взял месяц на раздумье и отправился искать другое решение. Именно оно разделило мою жизнь на до и после.

На тот момент я увлекался психологией и знал о существовании Новой Германской Медицины. Однако был скептично настроен, что все объясняется биологией 8 класса и легко решается. Тем не менее, я потратил деньги, предназначенные на «лечение» гранулёмы, на обучение психосоматике.

В процессе обучения наблюдал за тем, как сокращается моя гранулема – она уменьшилась в размерах с 5*7 до 0 мм. Снова и снова я сталкивался с одной и той же установкой – нужно быть хорошим мальчиком. А хорошие мальчики зубы не показывают. На каждой сессии я работал над изменением этого убеждения, учился быть не хорошим, а просто собой. И через 15 сессий рентген показал, что вокруг корня моего зуба снова была костная ткань. Сама собой прошла не только гранулёма, но и во многом поменялась моя жизнь.

Оказалось, что и правда, когда меняешься внутри, меняется не только тело, но и все вокруг: жизнь, отношения, среда обитания. Такого в стоматологии не купишь.

Так я увидел, что психосоматика работает. На своем опыте убедился, что наши болезни – это просто биологическая адаптация тела под ощущения себя в окружающей среде. Чтобы гранулема исчезла, мне потребовалось 15 проработок и 20 часов терапии, в течение которых я обнаруживал те или иные поведенческие стратегии, негативные установки, менял их, в свою очередь, тело начинало по-новому адаптироваться.

Чуть позже уже в качестве специалиста по психосоматике я работал и с другими стоматологическими диагнозами – боль, флюс, открытый нерв. А спустя пару лет появился проект Наука 2.0, и я понял, что хочу исследовать тему зубов, точнее «могут ли они так же спокойно регенерировать, как и разрушаться?» Так появилось исследование регенерации зубных тканей.

Научно-исследовательский проект, посвященный регенерации зубных тканей на примере кариеса и адентии

Проект стартовал в июле 2020 года, куратором которого стал Антон Казаков, клинический психолог, специалист PSY2.0. В тестовом исследовании работали 8 специалистов с диагнозами кариес и адентия в двух возрастных группах: 1,5-6 лет и 30-45 лет. В процессе был отработан протокол воздействия, проведены психологические тестирования и опросы. Вот некоторые из полученных результатов:

  1. За кариесом и адентией стоят различные поведенческие стратегии. Основные из них представлены ниже.
Читайте также:  Эваменол для детей: инструкция по применению

  1. Поменять эти стратегии в голове – не равно поменять их в жизни, а значит, не равно включить биологическую потребность в регенерации. Поэтому в основном исследовании мы ввели домашние задания по интеграции новых поведенческих стратегий в жизнь.Те, кто не выполняют задания, будут исключены из исследования.

  • Когда люди обнаруживают, с какими переменами им придется столкнуться, чтобы регенерировать зубы, то оказывается, что не все хотят иметь здоровые зубы. Однако в процессе тестового исследования выяснилось, что если менять поведенческие стратегии только в голове, но не производить соответствующие изменения в жизни, то проблем с зубами может стать ещё больше. Поэтому первое, с чем будут сталкиваться участники основного исследования, – с разрешения не улучшать свои зубы и свою жизнь.
  • В пилотном запуске мы столкнулись с проблемами – так, динамику по кариесу можно отследить только по компьютерной томографии. Мы обратили внимание, что если не давать домашних заданий, то участники ничего не делают. Несмотря на эти нюансы, результаты психологических тестов после исследования уже показывают динамику положительных изменений. Так, 78% участников перестали обесценивать свою одаренность, 80% перестали «держать рот закрытым», 80% стали выражать свои желания, 57% стали чувствовать, что их слышат, когда им важно себя выразить, 83% участников перестали бояться заявлять о себе.

    В основном исследовании мы получим также результаты компьютерной томографии, которые должны будут показать, как могут воздействовать психологические методы на регенерацию зубных тканей.

    Знание о зародышевых листках помогает понять:
    – почему и когда происходит клеточный распад зуба (кариес);
    – в каких случаях может происходить клеточный рост зуба (регенерация);
    – о чём говорит зубная боль.

    Подробнее о зародышевых листках, их биологическом смысле и роли в эволюции можно узнать на обучающих курсах PSY2.0.

    1. Кариес и адентия резцов возникает в результате запрета (эмаль) и/или невозможности кусать, хватать, скалиться (дентин).

    2. Кариес и адентия клыков возникает в результате запрета/невозможности вступать в бой, вмешиваться, впиваться, хватать, ловить, держать, удерживать.

    3. Проблемы малых коренных – запрет/невозможность жевать.

    4. Проблемы задних коренных – запрет/невозможность перемалывать.

    5. И это не только про пищу. С точки зрения автономной нервной системы, которая управляет всеми тканями и органами многоклеточных животных, человек недалеко ушел от животных.

    Поэтому каждый раз, когда мы хотим, но не можем или нам нельзя:

    – кого-то или что-то «укусить», например, когда мы хотим то, что нам запретили;
    – «показать зубы», например, когда нарушают наши границы;
    – «разорвать» и «растереть в порошок», например, когда кто-то более сильный поступает с нами несправедливо;
    – получить что-то, удержать и «прожевать», например, ожидаемый результат бизнес-проекта;

    включаются эволюционные механизмы биологической адаптации, и зубы начинают подстраиваться под созданную нами среду. Другими словами, каждый раз, когда мы начинаем верить, что нам «что-то не по зубам», зубы начинают адаптироваться к этой идее. И иногда это происходит очень болезненно.

    О зубной боли

    Интенсивно-острая, зудящая боль характерна для эктодермы. Биологический смысл этой боли в том, чтобы мы не делали ничего запрещенного. Не ели сладостей, не огрызались не старших, не давили на зуб, когда он восстанавливается. Когда исчезает всё, что нам нельзя «делать зубами», происходит регенерация эктодермы (эмали).

    Бывает также, что нам никто не запрещает «кусаться», и мы очень хотим это сделать, но не имеем возможности. Как собака, которая выполняет все команды, чтобы получить кость, но в итоге не получает. Так выглядят конфликты самообесценивания для зубов. В эти моменты происходит безболезненный клеточный распад новой мезодермы. Когда «проблема» перестает быть актуальной, начинается клеточное восстановление с болью. Сильная, затяжная, давящая, распирающая боль свойственна новой мезодерме в период регенерации после конфликтов самообесценивания. Обычно именно в этот момент человек идет к стоматологу и обнаруживает там область разрушенной, но восстанавливающейся новой мезодермы – кариес. А точнее кариес в процессе регенерации.

    В исследовании мы будем не столько работать с болью, сколько отрабатывать стоящие за зубными проблемами конфликты и исследовать возможности естественной регенерации. Так как во время исследования участники могут сталкиваться с зубной болью, а посещение стоматолога для чистоты научного эксперимента во время исследования не рекомендовано, то мы готовим специальные поддерживающие материалы, которые помогут справиться с болью самостоятельно.

    Случаи из практики участников тестового исследования

    Интересной особенностью работы с тканями новой мезодермы было открытие – какое обилие конфликтов самообесценивания может скрываться за обычным кариесом одного зуба.

    Случай 1.
    Женщина, 41 год. Отсутствие 4-х зубов, с остальных сходит эмаль.

    Терапия. В процессе 6 консультаций по зубам специалисты отработали:
    – отношения: с мамой, папой, дядей, детьми, бабушкой, мужем, собой;
    – состояния: жалкая, некрасивая, проблемная, зажатая, удобная, незаметная, плохая, беспомощная;
    – поведенческие стратегии: быть незаметной, держать эмоции при себе, наказывать себя одомашенностью и хозяйственностью.

    Результат. После терапии клиентка отметила, что стала более радостной, сильной, свободной, умной, расслабленной, «неудобной», свободной. И научилась: смеяться во весь рот, оригинально шутить, ставить себя на первое место, позволять себе всё, самостоятельно принимать решения. Эмаль больше не сходит.

    Случай 2.
    Женщина, 34 года. Кариес.

    Терапия . В процессе 6 консультаций по зубам специалисты отработали:
    – отношения: с мамой, мужем и собой;
    – состояния: беспомощная, неполноценная, расстроенная, подавленная, капризная, не принимающая, бестолковая, обиженная, грустная, замкнутая, ущербная;
    – поведенческие стратегии: смиряться, прогибаться под систему, обижаться.

    Результат.
    Состояния: легкая, спокойная, гибкая, легко адаптирующаяся, женственная, свободная, мудрая, мягкая, добрая, расслабленная, уверенная, пофигистичная.
    Поведенческие стратегии: проявляться, договариваться, быть открытой миру.

    Случай 3
    Женщина, 36 лет. Кариес у ребенка 6-ти лет.

    Терапия. В процессе 6 консультаций по зубам специалисты отработали:
    – отношения: с бывшем мужем, с детьми, с собой;
    – состояния: растерянная, нереализованная, неадекватная, ненужная, бессильная, виноватая, тревожная;
    – поведенческие стратегии: требовать из дефицита, «кусаться» и винить себя, не разрешать себе допускать ошибки, винить себя за то, что не справляешься, обязательно быть лучшей, вести себя дипломатично и тактично.

    Результат.
    Состояния:
    живая, имею право на разные чувства, легкая, свободная, обычная, легкая, наполненная, игривая, спокойная, расслабленная.

    Поведенческие стратегии: проявлять себя, проявлять все чувства, разрешить детям проявлять себя и веселиться, позволить детям быть теми, кем они хотят быть.

    Со слов самой мамы, до исследования пломбы ставили каждый год, а после исследования был первый раз, когда в этом не было необходимости. Между окончанием тестового исследования и последним стоматолога прошло 5 месяцев. Мама ребенка поделилась фотографией медицинской карты, это было первое посещение стоматолога за все время посещений, которое обошлось без кариеса и пломб.

    Читайте также:  Народные средства для лечения кашля у детей старше года

    Болезнь зубов и психоэмоциональное состояние

    Может ли быть связана зубная боль с психоэмоциональным состоянием человека? В статье рассказывается, как связаны между собой душевные переживания и боль в зубах (равно как и других органах). Вы узнаете о том, каким образом характер человека косвенно влияет на состояние его челюсти и в чем заключаются метафизические причины зубной боли.

    Люди издавна связывали свои болезни с различными внешними факторами, не всегда зависящими от них самих. Когда-то считалось, что проклятье, произнесенное вслух, может наслать страшный недуг (или даже убить кого-то), а у язычников неверность богу сулила «отступнику» и его семье несчастья и беды.

    Сегодня изменилось немногое — люди все так же подвержены влиянию психосоматических факторов. Наш характер и мировосприятие заметно сказываются на общем самочувствии. Проблемы психологического характера способны вызывать ощутимые физические симптомы, такие как внезапное недомогание, слабость, боли в голове, сердце и… даже зубах.

    Зубная боль во многом зависит и от психического здоровья человека

    Откуда берутся зубные проблемы?

    Многие из нас переживали в жизни периоды, когда при одинаковом уходе за ротовой полостью зубы чувствовали себя хуже, были склонны к болезненности и разрушению. Психологи возлагают ответственность за это на неустойчивую человеческую психику, а парапсихологи и вовсе оперируют таким понятием, как «метафизические факторы» зубных болей.

    Объясним это понятным языком. Известно, что зубы — первый орган, участвующий в пищеварительном процессе. Они занимаются измельчением пищи до состояния, приемлемого для желудка. А с другой стороны, какой орган первым «переваривает» интеллектуальную и духовную пищу? Верно, головной мозг. Как любая твердая пища может усложнить жевание или даже повредить зуб, так и жизненные обстоятельства, непредвиденные проблемы становятся душевным испытанием. Нерешительные, слабые духом люди хуже других справляются с выпавшими на их долю неприятностями, и резкая боль в зубах может быть одним из проявлений внутреннего неблагополучия.

    Когда человек боится попасть в западню, чувствует себя бессильным и не может дать отпор обидчику, зубная боль свидетельствует о неумении постоять за себя, «вгрызться зубами» во врагов и бороться за свое счастье. Если зубы разрушаются от износа, то это, скорее, признак плохого окружения, которое пользуется человеком и крадет у него жизненную энергию. Молчаливое ожидание изменений в надежде на лучшие дни (без предпринятия активных шагов со своей стороны) обрекает личность на стагнацию.

    Связь между зубными болезнями и характером

    Вера в себя, непоколебимость и умение собрать волю в кулак — качества, укрепляющие зубы. Напротив, отсутствие внутреннего стержня, малодушие и пессимизм действуют разрушительно.

    Быть уверенным в себе — значит иметь готовность встретить невзгоды. Зубы у таких людей крепкие, они могут измельчить любую твердую пищу и остаются целыми. Противоположные черты, такие как слабохарактерность, склонность роптать и предаваться унынию, рушат иммунитет зубов и костей в целом.

    Ежедневный уход за ротовой полостью тесно связан с состоянием зубов. И дело не только в самой гигиене. Дисциплинированный и аккуратный человек печется о своем здоровье — а значит, и его организм вкупе с зубами будет укрепляться. Те же, кто пренебрегает ежедневной чисткой, по характеру обычно и отличаются небрежностью и невнимательностью. Таких людей легко вывести из колеи, они не готовы быстро собраться с силами в тяжелый период. Следовательно, и здоровье у них хрупкое.

    Если зуб потерян, значит, человек совершил плохой поступок, принял неверное решение. Пока последствия не стали катастрофическими, есть шанс исправить ситуацию. Иногда достаточно провести анализ: «Почему я поступил неправильно? Какие черты и склонности побудили меня к этому?» Парапсихологи утверждают: физическая боль и недомогание, а особенно потеря зуба, даются как урок, стимул к личностным переменам.

    Холистические стоматологи по болезни зуба, и вовсе диагностируют болезнь всего организма. Они считают, что каждая часть тела соединена и то, что делается с одной частью, влияет на целое.

    Какие бы органы вас ни беспокоили — зубы, голова, сердце, желудок, конечности — не воспринимайте это сразу как очередную «болячку». Останьтесь наедине с собой и задумайтесь: какие сигналы подает организм, и что нужно изменить в себе? Все, что происходит с нами в жизни, закономерно, а зеркалом душевного состояния служит наше тело. Берегите здоровье и будьте сильны духом!

    Психосоматика зубной боли и десен

    Некоторые люди вообще не посещают стоматолога. Другие же — не выходят из его кабинета. На самом деле, проблемы с зубами имеют определенные психологические причины (как и другие заболевания человека). Поэтому в этой статье расскажем, в чем заключается психосоматика зубной боли и десен, на основе своего психологического опыта.

    Для начала давайте поймем на примерах, как именно эмоции оказывают влияние на полость рта.

    Один из самых ярких примеров — напряжение в челюсти. У некоторых оно настолько сильное, что ночью они начинают скрежетать зубами.

    Такое напряжение происходит именно на нервной почве. Само по себе оно не возникает. Виной ему — напряженное эмоциональное состояние, а именно, гнев.

    Вы обращали внимание, что когда вы злитесь, мышцы непроизвольно напрягаются, и вы бессознательно стискиваете зубы?

    Вы даже не думаете об этом, но стискиваете их. Так происходит бессознательный механизм влияния этой эмоции на мышцы челюсти.

    Поэтому, в случае со скрипом зубами работать следует со снятием напряжения мышц (и здесь врачи могут предложить свои методы). Но, как вы понимаете, все это даст только временный эффект.

    Причина же здесь — гнев.

    Именно он заставляет челюсти сжиматься. А это, в свою очередь, приводит к неприятным последствиям: зажатию, напряжению, болезненным ощущениям, скрежету зубами по ночам и к их разрушению. Иногда зубы ломит.

    При этом гнев не выражен, а подавлен. Получается, что внутри себя человек злится и подавляет эти эмоции. Но они всегда найдут свой выход!

    Думаем, вы поняли, что эмоции оказывают прямое воздействие.

    Психологические причины зубной боли и десен

    К сожалению, не все болезни исследованы досконально (с точки зрения их взаимосвязи с эмоциями). Но, так как психологи накопили серьезную статистику случаев из практики, им удалось выявить, что именно объединяет клиентов, которые имеют проблемы с зубами.

    Читайте также:  Либексин для детей: инструкция по применению

    Мы уже много раз говорили, какие эмоции влияют на организм человека. Это гнев, вина, обида, стыд…

    Но сегодня нам интересны страх и гнев.

    Начнем со страха.

    Часто именно он лежит в корне психосоматики. Большинство авторов, таких, как Луиза Хеи, Лиз Бурбо, Синельников, сходятся во мнении, что человек с болью в зубах обладает нерешительностью.

    Ему сложно принимать важные решения в одиночку. Часто он ищет совета или надеется на помощь со стороны.

    Именно нерешительность занимает центральное место в работах большинства авторов. Но что лежит в основе нерешительности?

    Человек боится. Боится подвести кого-то значимого (чаще, родителей или вторую половину). Просто опасается, что в жизни может произойти что-то опасное.

    Ему сложно выйти за пределы пресловутой зоны комфорта. Такой человек хочет что-то поменять, он даже знает, как это сделать, но просто не осмеливается действовать. «А вдруг будет еще хуже…»

    Есть еще одна причина эмоционального характера. Она хорошо знакома людям семейным (и тем, кто находится в продолжительных отношениях).

    Заключается она в гневе.

    Как проявляется этот гнев?

    Когда человек не соответствует вашим ожиданиям, у вас может возникнуть гнев на него, недопонимание его поведения, желание, чтобы он делал так, как вы хотите. Есть даже такая поговорка «загрызть от злости».

    Но такой гнев обычно подавляют в себе, чтобы не испортить отношений. И в этот момент начинают страдать зубы. Те самые, которыми хотелось «загрызть». «Загрызть» — означает «научить», доказать, что оппонент делает неправильно, а вот вы — на 100 процентов правы.

    Такие эмоции и желания и приводят к психосоматике всей полости рта: и зубов, и десен, появляется неприятный запах. Из диагнозов так же могут проявиться кариес, пульпит, стоматит, пародонтоз, киста зуба, флюс, выпадения и другие заболевания.

    Когда человек привыкает накапливать гнев, со временем он, молча, начинает винить и других людей, занимается внутренним сквернословием. Человек начинает додумывать за других, вешать ярлыки, оценивать всех в негативном ключе.

    Таким образом, если болят зубы по психосоматике, то причинами могут быть сразу несколько эмоций, при этом тесно связанных друг с другом. Например, обида, связанная с гневом.

    Далее гнев копится, человек не учится разряжать его физиологическими способами (например — при помощи спорта) и не умеет работать с ним психологическими техниками.

    Оговоримся, что далеко не у всех гневливых людей будет боль в зубах. Здесь важна предрасположенность человека. У кого-то будут зубы, а у других — например, психосоматика болезней в печени.

    На наших консультациях мы часто встречаем женщин, у которых начинают крошиться и ломаться зубы. При этом на каждой встрече они так и норовят осудить свою вторую половину. Поэтому связь негативных эмоций с телом очень тесная.

    Психосоматика кариеса, пародонтоза и стоматита

    Болезней полости рта много, но основные — это кариес и пародонтоз.

    Отметим, что общие психологические причины будут одинаковыми (о них мы написала выше). Но учтем еще один важный момент: когда люди уходят с головой в психологию, они упускают из виду простые, бытовые причины, даже не подозревая об этом.

    Поэтому сейчас их и затронем.

    Кариес — это разложение костной ткани вследствие размножения бактерий. Бактерии эти развиваются в кислой среде. В норме же у человека она слабо-щелочная. Кислой среда часто становится после употребления определенных продуктов, например, сладкой пищи.

    Есть такая поговорка «Ешь меньше сладкого — и зубы будут в порядке». Но сладкое не вызывает нарушений!

    Сладкое, скорее, является благоприятным фактором для размножения бактерий кариеса. Поэтому после приема любого количества сладкого с зубами все будет в порядке, если вы создали щелочную среду, то есть прополоскали рот (например, слабым раствором соды).

    Что касается постоянной чистки зубов, то это не всегда оправдано. Потому что так вы можете усугубить дело, истончая эмаль и только способствуя бактериям размножаться.

    Пародонтоз же — это атрофия десен, то есть ухудшение их питания.

    Зачастую он происходит от того, что десны не массируются жесткой пищей (при которой приток крови происходит в несколько раз лучше).

    Поэтому — рекомендация здесь — употреблять жесткую пищу (морковь или яблоко). Это создаст эффект массажа и улучшит приток крови к деснам. Массаж так же можно проводить и с помощью пальцев.

    Такой метод поспособствует восстановлению состояния десен.

    Что касается психосоматики стоматита (который является поражением слизистой оболочки полости рта), то в его основе обычно так же лежат слова и мысли негативного характера, которые не были высказаны.

    Они создают идеальную предрасположенность к его появлению. И при малейшем нарушении слизистой (неаккуратном движении зубной щеткой или столовым прибором) появляется стоматит.

    Однако, не стоит рассматривать первое же появление стоматита, как явную психосоматику. А вот если эта проблема дает о себе знать постоянно, об том стоит задуматься. Потому что одного лишь лечения у врача будет недостаточно.

    Подумайте, есть ли пережитые ситуации, которые вы вновь и вновь прокручиваете внутри себя, осуждая кого-то. Возможно, у вас есть привычка говорить обидные и едкие слова (обычно это происходит с тем, кто предпочитает доносить правду в глаза).

    Если говорить о зубе мудрости, то, как правило, он начинает свое движение при смене каких-либо значимых убеждений, при переоценке ценностей. Здесь название говорит само за себя. Часто происходит так, что он мешает, не помещается в ряд. Его сложно прочищать. Обычно их вырывают.

    Давайте разбираться дальше, что с этим всем делать.

    Как прорабатывается психосоматика зубной боли и десен

    Во-первых, необходимо понять для себя, в чем же заключаются точные причины.

    Во-вторых, работать с эмоциями.

    Например, работа с гневом очень важна вообще для каждого. Работать с ним помогут многочисленные практики и медитации (то, с чего может начать каждый).

    Даже молитвы — все это направлено на повышение уровня осознанности в отношение своего гнева. Не сразу, но постепенно, вы сможете контролировать себя, свои слова и свои мысли.

    Мысли — это невысказанные слова. Поэтому если вы формируете внутри себя внутренний монолог, вы все равно проживаете эти эмоции.

    И именно медитации помогут. Так пропадет привычка критиковать и осуждать.

    Часто происходит, что со временем разговоры начинают приобретать негативную окраску, и человеку становится интересным только негативное.

    К такому формату относятся сплетни. Сплетни — как правило, это осуждение.

    Читайте также:  Полисорб для новорожденных и грудничков: инструкция по применению

    Стоит ли удивляться, что у осуждающих внутри организма цветут букеты хронических болезней? Но в отношении причин этих болезней такие люди не осознанны.

    Неплохо было бы поработать с ожиданиями. Потому что гнев часто возникает там, где есть ожидания. Ожидали одно, получили другое, возникают негативные эмоции.

    Далее все это только разрастается. Поэтому мы можем говорить, что гнев стоит на плечах у ожиданий. То же самое с обидой. Обижаемся тогда, когда получили не то, что хотели.

    Гигиена ума — важнейшая составляющая здорового человека. Вся проблема в том, что большинство очень просто поддается воздействию негативной информации:

    • новости,
    • небольшие конфликты (и долгий разбор полетов внутри себя),
    • нелюбовь к себе — это осуждение самого себя — все это способствует психосоматике зубов и десен.

    Решение для этого есть — не говорить гадости о людях, не додумывать и не придумывать людям того, чего в них нет.

    Любая негативная эмоция в уме всегда превращается в болезнь в теле. Это лишь вопрос времени и органа.

    Наше внимание постоянно заостряют на негативе. Многие пытаются вовлечь в разговор для того, чтобы мы разделили этот негатив с собеседником по отношению к кому-либо. И вот от этой привычки необходимо отказаться, если у вас больные зубы.

    Не осуждать человека вслух и в мыслях.

    Вы скажете, что это трудно. Да, это трудно. Но с привычкой все получится. Вы точно так же привыкали осуждать. Теперь можно привыкнуть наоборот.

    Как это сделать практически?

    Можно взять за основу одну простую практику.

    Каждый день по несколько минут давайте себе установку: «Я буду искать светлое в каждом человеке. Я не буду осуждать собеседника. У каждого есть свои внутренние причины на собственное поведении. Возможно, у него было трудное детство. Единственно, что у меня есть — это выбор. Это мой выбор — общаться с ним или уходить. Моя ответственность — терпеть и критиковать, или уйти без осуждения. Буду думать только светлое и о себе. А все негативные слова в свой адрес буду воспринимать легко, как уроки, чтобы совершенствоваться дальше».

    Мысль о том, что все вокруг виноваты — это нездоровая мысль. А вот убеждение: «Я буду заботиться о тех, кто мне дорог без ожиданий,» — это уже здоровое убеждение. Возможно еще такое: «Я не несу ответственности за эмоции других людей». Все это позволяет не вовлекаться в эмоциональный накал.

    Что происходит с человеком, у которого есть убеждение, что ему должны?

    Можно провести простую аналогию с клеткой в организме, которая решила жить только для себя. Что с ней будет — вы и сами знаете.

    Когда каждый орган работает на благо всего организма, то и дисбалансов не возникнет!

    Работайте над собой и вы забудете, что такое психосоматика зубной боли и десен! (В этой статье — несколько отзывов о нашей работе с указанием заболеваний и сроков, за которые мы справились).

    Как справиться с психосоматикой зубов быстрее

    Посмотрите видео от нашего психолога с опытом более 20 лет Ольги Копыловой. В нем она рассказывает, как формируется психосоматика:

    Важны два момента: попасть в точную причину и правильно подобрать психологические техники. Если разбить всю работу по этапам, то целесообразнее идти таким путем:

    1. определить исходную ситуацию,
    2. конкретизировать корневую эмоцию (гнев, вина, стыд, горе — у каждого свое),
    3. подобрать подходящие психологические техники,
    4. проконтролировать правильность их выполнения,
    5. скорректировать эмоцию (выработать новые реакции на провокации).

    Причем первый шаг по поиску причины вы можете сделать уже сегодня. Для этого пройдите наш тест:

    Пример: можно долго читать про запор — что это ментальные блоки, нелюбовь к себе. Но в 95% случаев он появляется в состоянии выбора, в подвешенном состоянии. Если у вас при этом есть базовое недоверие и тревожность, запор перерастает в хронический и обостряется в период выбора.

    Следовательно, ситуации с выбором никогда не закончатся, но отношение к ним можно изменить психотерапевтическими способами.

    Что делает большинство?

    Изучают теорию, но улучшения не добиваются.

    Дело в том, что самостоятельная работа со своим бессознательным требует большой подготовки.

    Нужен ли специалист?

    С ним просто будет быстрее. Самостоятельно справиться можно, но получается у единиц и за длительное время.

    В нашей практике сроки варьировались от 1 консультации до года. Довольно распространенные случаи — это:

    • геморрой у женщин,
    • ангина и тонзиллит,
    • герпес,
    • астма,
    • детские болезни через родителей и другие.

    Узнать о работе вместе с нами вы можете здесь. Как видите, психосоматика зубной боли и десен вполне поддается корректировке. Здоровья вам и психологического комфорта.

    Да, интересный материал. Все же когда зубы начинают болеть стоматолог это то что нужно.

    Очень классный материал, профессионально написан. Проанализировав неделю, поняла что осуждала другого человека и разделяла гнев на него со стороны жены. Теперь есть над чем работать, благодарю

    Ваш комментарий Отменить ответ

    Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.

    Что такое психосоматика и как это лечить?

    Все болезни от нервов? Можно ли заболеть из-за «плохих» эмоций? Что такое психосоматическое расстройство? На эти и многие другие вопросы журнала «Челленджер» отвечает кандидат медицинских наук, врач-кардиолог высшей категории, доцент кафедры факультетской терапии лечебного факультета ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И. М. Сеченова Антон Родионов.

    — В 80—90-е годы прошлого века у нас в институте (Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова. — Прим. ред.) работал очень известный психолог профессор Ю. М.Орлов. Ему принадлежала теория «саногенного мышления». Её смысл сводился к тому, что если мыслить правильно, культивировать хорошие эмоции и бороться с плохими, то можно предотвратить множество заболеваний. Надо признать, что для неокрепших умов юных медиков его теория выглядела весьма убедительно…

    Могут ли эмоции влиять на здоровье? Определённо да. Быть причиной — нет. Негативные эмоции активизируют симпатическую нервную систему, что, в свою очередь, приводит к повышению артериального давления, увеличению частоты пульса и спазму сосудов. Всем известны истории, когда на фоне, например, испуга или гнева у людей случались инфаркты и инсульты. Повторю: эмоция в этом случае не причина заболевания, а лишь провоцирующий фактор, триггер.

    В отдельных случаях негативная эмоция, конечно, может стать и причиной заболевания. Например, если со злости ударить кулаком по стене, можно сломать руку. Вот вам вполне отчётливая причинно-следственная связь. Кстати, не надо забывать и о существовании обратной взаимосвязи. Нередко причиной негативных эмоций становятся хронические телесные страдания. Вспомните Бабу-ягу с костяной ногой — возможно, она была бы очень милой старушкой, если бы не хроническая боль в тазобедренном суставе…

    Читайте также:  Психосоматические причины невынашивания беременности

    «Все болезни от нервов» — это миф?

    Это даже не миф, это просто старая студенческая шутка. Полная цитата звучит так: «Все болезни — от нервов, и только пять — от любви» (имеется в виду пять классических венерических болезней). Впрочем, хронический стресс — действительно доказанный фактор риска развития как минимум сердечно-сосудистых заболеваний. Несколько лет назад при помощи позитронно-эмиссионной томографии (высокоточного исследования, позволяющего изучать обменные процессы в различных тканях) учёные выявили механизмы, трансформирующие стресс в хроническое воспаление, которое, в свою очередь, служит ключевым механизмом развития атеросклероза.

    — Однако повторяю снова и снова: стресс не причина болезней, а один из факторов риска, который работает лишь сообща с другими факторами, прежде всего генетическими.

    Психосоматическое расстройства: каковы причины и механизмы их возникновения?

    Психосоматические заболевания — это группа болезней, которые проявляются телесными страданиями (то есть симптомами заболеваний внутренних органов), но их основная причина всё же кроется в неполадках со стороны нервной системы. К ним относят целый спектр желудочно-кишечных расстройств (функциональная желудочная диспепсия и синдром раздражённого кишечника), фибромиалгию (специфический болевой синдром в проекции суставов), гипервентиляционный синдром (ощущение нехватки кислорода и потребность в частом дыхании) и много чего ещё.

    То, как связаны между собой психические страдания и соматические симптомы, поясню на примере самой распространённой жалобы, с которой пациенты приходят к кардиологу — ощущения учащённого сердцебиения. Тахикардия (частый пульс) в норме возникает, когда надо отреагировать на внешний раздражитель, например убежать от опасности. В этой ситуации мышцам нужно больше крови, следовательно, сердце должно увеличить частоту сокращений. Но когда опасность проходит, пульс нормализуется. Пациент с невротическим расстройством внешне спокоен, за ним никто не гонится, ему никого не нужно догонять, но головной мозг даёт сигнал: «Ты в опасности, убегай!» В результате активируется симпатическая нервная система, повышается давление и учащается пульс. Пациент чувствует себя плохо… В этом случае лечить тахикардию как отдельный симптом по меньшей мере нелепо — надо лечить само невротическое заболевание, причём лечить таких пациентов должен не кардиолог, а психиатр или психотерапевт.

    Что касается детской психосоматики, расскажу ещё одну историю. Недавно на приём пришла молодая женщина. Она выглядела очень встревоженной и всё время пыталась меня расспросить о здоровье своего мужа, хотя, по моим представлениям, её муж вполне мог сам прийти на приём. В разговоре выяснилось, что муж (много работающий и хорошо зарабатывающий человек) дома постоянно кричит на жену и ребёнка, при этом ещё успешно манипулирует своим повышенным давлением, но лечиться не хочет. В конце нашей встречи женщина спросила, нет ли у меня на примете хорошего невролога, специалиста по детским тикам… Стоит продолжать рассказ? По-моему, не надо быть доктором Хаусом, чтобы понять простую вещь: большинство преходящих неврологических и невротических симптомов у детей — это проблема с родителями.

    Что такое «чикагская семёрка» и насколько актуальна такая классификация в наши дни?

    Классификации психосоматических расстройств мне не очень нужны в повседневной работе, да и про «чикагскую семёрку» я впервые узнал благодаря этому вопросу. Прочитал и ужаснулся. Неужели в XXI веке кто-то всерьёз может рассматривать их как «болезни неотреагированных эмоций»! Перечислю эти семь заболеваний с указанием их истинных причин:

    1. Артериальная гипертензия — заболевание, в основе которого лежит генетическая предрасположенность, реализуемая десятком дополнительных факторов (курение, избыточный вес, злоупотребление солью, гиподинамия, повышение уровня сахара и холестерина и так далее). Стресс — лишь один из факторов риска, но далеко не основной.
    2. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки — заболевание, причина которого прекрасно изучена ещё в конце XX века. Это микроорганизм по имени Helicobacter Pylori. Да, описаны острые «стрессовые» язвы, но это совсем другая история.
    3. Воспалительные заболевания кишечника (неспецифический язвенный колит и болезнь Крона) — группа воспалительных аутоиммунных заболеваний с генетической предрасположенностью.
    4. Нейродермит (атопический дерматит) — заболевание, имеющее генетическую предрасположенность. Стрессовый фактор лишь в некоторых случаях может быть причиной обострения.
    5. Бронхиальная астма — хроническое воспалительное заболевание с чёткой генетической предрасположенностью. Иногда стресс может способствовать обострению, а иногда и наоборот — стимуляция симпатической нервной системы приводит к расширению бронхов.
    6. Тиротоксикоз (гиперфункция щитовидной железы) — классическое аутоиммунное заболевание, в основе которого лежит выработка антител к тканям щитовидной железы. Здесь горе-психологи вообще путают причину и следствие. Тиротоксикоз очень сильно меняет характер человека — он становится плаксивым, вспыльчивым, нервным. После излечения тиротоксикоза психические проявления полностью уходят.
    7. Ревматоидный артрит — болезнь с неизвестной природой (обсуждается связь генетических и инфекционный факторов). Однако стресс тут точно ни при чём.

    Болезнь Паркинсона возникает из-за стремления к контролю? Аденоиды у детей появляются, когда они чувствуют, что родители их не любят?

    Приведённые примеры — плод неуёмного воображения диванных психологов. У обеих болезней есть гораздо более понятные причинные факторы, хотя и не до конца изученные. А вот психосоматические заболевания желудочно-кишечного тракта (функциональная диспепсия, синдром раздражённого кишечника) действительно характерны для людей мнительных, тревожных и неуверенных в себе. В древности даже существовала поговорка: любой невропат — колопат (colon — лат. «толстая кишка»).

    Ипохондрия — это тоже психосоматика?

    Строго говоря, «ипохондрическое расстройство» — это не психосоматика, это чистая «психика», то есть настоящее тревожное невротическое расстройство, в рамках которого пациент бесконечно ищет у себя соматические заболевания и цепляется к самым безобидным симптомам. Моя почта переполнена письмами от ипохондриков, которые, обнаружив у себя несколько десятков экстрасистол (внеочередных сокращений сердца), тут же интересуются, какова теперь у них вероятность внезапной смерти.

    Как происходит диагностика психосоматических расстройств?

    Пациенты с психосоматическими расстройствами могут посещать врачей любой специальности. У кого-то болезни проявляются немотивированной одышкой и сердцебиением, у кого-то тошнотой, рвотой и поносом, а у некоторых — болевыми синдромами.

    — Главный диагностический критерий — обследование, зачастую неоднократное — не позволяет обнаружить никаких признаков органического заболевания. Именно этот факт должен навести на мысль о необходимости консультации с психиатром или психотерапевтом.

    Основа диагностики — беседа с пациентом. Уже только на основании того, как пациент излагает жалобы, можно задуматься о наличии психосоматических расстройств. Если врач располагает достаточным временем для выяснения обстоятельств, связанных с началом или обострением заболевания, если найдёт аккуратные слова для выяснения психотравмирующих ситуаций, то картина болезни начнёт вырисовываться. Как я уже сказал, диссоциация между жалобами и отсутствием органической патологии — важный аргумент в пользу «психосоматики». Конечно, разумный объём дообследования всегда необходим, но он не должен быть избыточным.

    Читайте также:  Гомеовокс для детей: инструкция по применению

    Приведу в пример одно из классических психосоматических заболеваний — синдром раздражённого кишечника (СРК). В России считают, что для установки диагноза нужно обязательно сделать колоноскопию — непростое и недешёвое эндоскопическое обследование толстого кишечника. Во всём мире считают иначе. Если длительные симптомы кишечного дискомфорта (поносы или запоры, вздутие живота и так далее) не сопровождаются наличием так называемых «красных флагов» (снижение веса, кровь в кале, воспалительные изменения в анализах крови, поздний возраст начала болезни и наличие онкологических заболеваний у близких родственников), то мучить пациента такой непростой процедурой, как колоноскопия, смысла нет — диагноз СРК весьма вероятен.
    Сколько лет проходит от обращения пациента с психосоматическим расстройством до постановки ему корректного диагноза? Бывает по-разному. Мне кажется, что если правильно построить общение с пациентом, то это совсем не сложно. Но мы этому хорошо обучены. Дело в том, что наш ныне покойный учитель, бывший директор клиники факультетской терапии Первого меда (ныне Сеченовский университет) профессор В. И. Маколкин большое внимание уделял изучению психосоматической патологии, в результате чего на базе клиники был фактически создан небольшой психосоматический центр. Сотрудники клиники довольно хорошо ориентируются в патологии такого рода, кроме того, нас поддерживает команда из нескольких психиатров.
    Иногда случается, что от начала заболевания до получения профессиональной помощи проходят годы. Сложно сказать, с чем это связано. Скорее всего, с тем, что коллеги «не видят» психосоматику или же стесняются отправить пациентов к психиатру, опасаясь, что пациенты их неправильно поймут.

    Как лечить психосоматику?

    Всё зависит от ситуации; понятие «психосоматические расстройства» слишком широкое. В лёгких случаях специфическое лечение вообще не требуется, достаточно детальной беседы врача с пациентом и разъяснения сути происходящего. Дело в том, что порой пациента тревожат не столько сами симптомы, сколько неизвестность и подозрение на серьёзные органические заболевания. Если объяснить, что за «ощущением неполного вдоха» или «покалываниями в сердце» не стоят органические болезни сердца и лёгких, многих пациентов это вполне удовлетворит.

    В отдельных случаях врач-интернист (терапевт, кардиолог, гастроэнтеролог и другие) самостоятельно может назначить психотропную терапию, если он умеет, конечно, это делать. Скажем, квалифицированный гастроэнтеролог вполне может и должен сам назначать антидепрессанты пациентам с функциональными заболеваниями желудочно-кишечного тракта, не прибегая к помощи психиатров. Зачем антидепрессанты гастроэнтерологическим пациентам? Они нужны для того, чтобы разорвать патологическую связь между сигналами в головном мозге и симптомами со стороны желудочно-кишечного тракта. Кстати, антидепрессанты давно уже перестали быть специфическими препаратами для лечения депрессии. Их с успехом применяют и в терапии некоторых болевых синдромов.

    Если интернист чувствует, что пациенту нужна серьёзная комбинированная терапия, то лучше подключить к лечению психиатра, так как психофармакология довольно сложна и арсенал препаратов многообразен. Желательно консультироваться не просто с психиатром из районного диспансера, а со специалистом, который имеет опыт работы именно с психосоматическими пациентами.

    Психотерапия (то есть лечение в разговорном жанре) может быть весьма полезна многим пациентам с психосоматическими расстройствами. Есть только два минуса: это дорого и долго. Противопоказание к психотерапии — симптомы «большого» психического заболевания (бредовые расстройства, галлюцинации), впрочем, это уже выходит за рамки темы «психосоматика».

    А вот что пациенту точно не нужно — это видимость лечения с использованием пустышек: витаминов, «общеукрепляющих», «метаболических», «сосудистых» препаратов и так далее.

    Могут ли психосоматические заболевания со временем трансформироваться в соматические патологии?

    Маловероятно. Вернёмся в начало. Факторами риска они могут быть, причиной — нет. То есть гипервентиляционный синдром не превратится в астму, СРК не станет язвенным колитом, фибромиалгия не трансформируется в ревматоидный артрит. Важно только понимать, что с возрастом увеличивается риск настоящих соматических заболеваний. Нужно только не пропустить их начало.

    Что такое психогигиена и чем она может помочь?

    • ограничивайте негативный информационный поток. Не позволяйте телевизору работать в фоновом режиме. Лучше включайте музыку или любимые фильмы в записи;
    • отделяйте рабочее от домашнего. Заведите два телефонных номера — для домашних и для служебных разговоров, отключайте рабочий мобильник дома, в выходные и в отпуске;
    • вспомните о самом тяжёлом событии в вашей жизни. Может, всё остальное не стоит того, чтобы сходить с ума?
    • лучший способ избавиться от накопившейся усталости и раздражения — физическая активность.

    И последнее. Если чувствуете, что что-то в жизни идёт совсем не так и самостоятельно выкарабкаться не получается, не стесняйтесь обращаться к специалистам в области психиатрии и психотерапии. Современная психиатрия ушла далеко вперёд по сравнению с классическим представлением о ней в фильме «Полёт над гнездом кукушки».

    Если вы хотите грамотно использовать все возможности современной медицины, а также не стать жертвой сомнительного лечения и избыточной диагностики, книги из курса «Академии доктора Родионова» — вам в помощь. Все авторы серии не только практикующие врачи и специалисты, но и наши постоянные эксперты (за что им огромное спасибо).

    Психосоматические причины патологической стираемости зубов. Бруксизм

      7 июня 2017 52892

    Недавний сюжет в СМИ, рассказывающий о том, что врач-стоматолог якобы вырвала у пациентки 22 здоровых зуба, побудил меня к написанию этой статьи. Женщина, обратившаяся в клинику с проблемой дисфункции височно-челюстного сустава, получила комплексное ортопедическое лечение, но не испытала облегчения. С технической точки зрения работа была выполнена правильно. Почему же не было положительного эффекта от лечения? Попробуем разобраться.

    Итак, у пациентки была диагностирована патологическая стираемость зубов и дисфункция височно-челюстного сустава.

    Что является первопричиной, стираемость зубов привела к дисфункции или же проблемы в суставе спровоцировали стираемость?

    Обратимся к медицинской литературе.

    «Патологическая стираемость зубов – это стоматологическое заболевание, для которого характерно аномальное интенсивное уменьшение твердых тканей зуба и нарушение анатомической формы коронки зуба. В последнее время патологическая стираемость зубов становится все более распространенной проблемой. Данным заболеванием страдает уже около 12% людей (чаще всего мужчины) и это число постепенно растет».

    Последствия стираемости зубов:
    • Искажение и разрушение поверхности зубов, в результате чего образуются острые края зубной эмали, которые могут травмировать язык, а также слизистую оболочку щек и губ
    • Изменение высоты зубов (при дальнейшем развитии заболевания), ведущее к нарушению прикуса и искажению формы нижней части лица
    • Изменение положения височно-нижнечелюстного сустава, которое может вызвать разного рода травмы челюсти
    • Повышенная чувствительность зубов к разного рода температурным, химическим и механическим раздражителям (горячая, холодная, кислая, сладкая пища и т.д.)
    Читайте также:  Лечение гайморита у детей народными средствами в домашних условиях

    Я хочу еще позже написать отдельную статью о височно-челюстном суставе, эта тема достойна отдельного разговора.

    По моим наблюдениям, процент людей, подверженных этому заболеванию гораздо выше. Я бы назвал цифру в 70% среди мужчин пожилого возраста. Самое печальное, что эта болезнь сильно «помолодела» и женщины также стали подвержены этой патологии.

    Среди причин патологической стираемости называют аномалии прикуса, эндокринные заболевания, болезни обмена веществ. Однако большинство источников называют в качестве причины бруксизм.

    Бруксизм — это ночной (собственно бруксизм) или дневной (бруксомания) скрип зубами. Выделяют несколько причин, но большинство исследователей склоняются к психологической причине бруксизма (стрессы). В научной литературе я не нашел более детального описания причин бруксизма. По моему мнению, причина этого пробела заключается в отсутствии взаимодействия психологов и врачей других специальностей, особенно стоматологов.

    К сожалению, сложившаяся практика показывает, что стоматологи часто выполняют лишь механическую работу по решению стоматологических проблем, не вдаваясь в разделы общей медицины, а уж психика — это для нас «темный лес».

    Как говорил доктор из великолепного фильма, «голова предмет темный, исследованию не подлежит».

    Тем не менее, последние события показывают, что стоматологам следует все же иметь представления о психологических и психосоматических причинах различных заболеваний, да и пациентам эта информация может оказаться очень полезной.

    Скрип зубами

    (Характерный звук во время приема пищи или без жевания.)

    С точки зрения психосоматики

    Человек стремится уйти от самовыражения, не желая этого сознательно. Он воздерживается от выражения дискомфорта или раздражения. Он находится в противоречии с самим собой или с другими, но воздерживается это сказать.

    Динамический бруксизм

    Люди, которые непроизвольно скрипят зубами, делают это преимущественно ночью, когда бдительность снижена. Проблема может появиться внезапно (интенсивный стресс) или длиться в течение многих лет.

    Психосоматической причиной этого заболевания является крупный конфликт между разумом и эмоциями, «взрослым» и «ребенком» в своем сознании, один пытается доминировать над другим. Человек, находящийся в раздоре с самим собой, без обретения гармонии, не в состоянии примирить разум и страсть. Спонтанному голосу (мне нравится, я хочу) противостоит голос разума (у меня есть обязанность, я должен).

    Разрываясь между желанием и долгом, человек «съедает» себя, не решаясь действовать тем или иным образом. Испытывая гнев, который не может быть выражен, он стремится уничтожить себя, но в то же время человек одержим огромной силой жизни, которую он сдерживает.

    Бруксизм характеризуется различными движениями челюсти, которые возникают вследствие различных причин.

    Латеральное (боковое или поперечное движение): человек не знает, как действовать. Он разрывается, так как он не знает, стоит ли выбрать один путь, а не другой, чтобы выйти из внутреннего конфликта, в котором он заблокирован.

    Пропульсия (или движение в передне-заднем направлении): человек колеблется перейти к действию, чтобы проявить свою агрессивность словами или жестами.

    У подростков и молодых взрослых бруксизм означает бунт, который не может быть выражен. Подросток не может «показать» зубы на родителей или в школе. Он обязан сдержать свою агрессию, физическую или вербальную.

    Дети в возрасте до 6 лет: ребенок демонстрирует существующий скрытый конфликт между его родителями. Причиной является попытка выбора между родителями, она отражает не выраженную реляционную напряженность. Ребенок безуспешно пытается воссоединить (в случае развода физического) или помирить родителей (в случае эмоционального развода). Он воспринимает и отражает дисбаланс сил между родителями, один стремится доминировать над другим или оказывается слишком навязчивым. Например, семейная жизнь не ладится, но родители решают сохранить семью ради ребенка, родители действуют (так они считают), как будто все в порядке.

    Бессознательно ребенок чувствует разногласия, и это проявляется в скрежете зубами. Одним из решений является словесно проявить конфликт, объяснив ребенку, что не все хорошо между мамой и папой, но они его родители, и они будут любить его всегда, и особенно, что отношение к нему не имеет ничего общего с конфликтом между ними.

    Дети старше 6 лет: ребенок выражает реляционный конфликт с одним из родителей. Он стремится удалить родителя, в отношении которого он не посмеет или не может выразить сильный гнев.

    Также, эта проблема бывает у молодых людей, которые проходят ортодонтическое лечение. Ортодонтическое лечение изменяет баланс своих зубов, экстракция зубов мудрости ослабляет височно-нижнечелюстной сустав. Кроме того, вызовы периода взросления и студенческий стресс вызывают проблемы: вступление молодого человека во взрослую жизнь приносит период беспорядка; он не знает пока еще своего места в жизни. Он может переживать стресс, связанный с удаленностью от родителей (переезд в другой город для учебы); или, например, он поступает учиться на специальность, которая его не устраивает, чтобы угодить родителям, быть разумным, иметь хорошую профессию и т.д.

    Голоса разума и страсти в нем проявляются в виде сильного сжатия челюстей в знак протеста. Если, в противном случае, он решил следовать своим желаниям и его разум протестует, он испытывает чувство вины и его раскаяние проявляется в скрежете зубами. Если он потерял ориентиры, если он осознает различия между своими желаниями и выбором профессии, лучше сделать паузу в обучении для того, чтобы дать себе время, чтобы найти путь, который был бы ему по душе.

    Лучше потерять год, чем здоровье. В противном случае, в конечном счете, все закончится печально. И проблема с зубами — это самое безобидное из возможных последствий.

    Точечное сжатие зубов

    Плотность временного сжимания конкретных зубов имеет под собой в качестве причины интенсивную концентрацию или временный стресс. Человек должен найти твердую опору в нем, будь то стабильность (моляры), прочность (клыки), остроту реакции (резцы).

    Сжимание зубов проявляется, как способ собрать все свои силы и в то же время не позволить вторгнуться страху. Это позволяет организму мобилизовать свою физическую силу, его боевые ресурсы.

    Жевание

    В статье процесс жевания рассматривается из-за желания жевать или грызть что-то, а не в порядке процесса жевания при приеме пищи.

    Акт жевания связан с фактом присутствия в этом мире. Что бы ни жевали, в способе жевания можно прочитать образ поведения и потребность, которую мы ощущаем. Приведенные ниже данные дают некоторые ключи, чтобы интерпретировать каждый конкретный случай.

    Читайте также:  Эваменол для детей: инструкция по применению
    Потребность жевания

    Вымогательство мышц челюстей, особенно жевательной мышцы (masseter), в энергичной нагрузке.

    Жевание жевательной резинки, например, представляет собой динамический способ эвакуации напряженности, связанной с ежедневным стрессом. Человек компенсирует потребность в действии и неудовлетворенной активности. Он пытается преодолеть свое чувство быть парализованным или беспомощным, сталкиваясь ежедневно с негативными обстоятельствами.

    Если при жевании резинки (или при попытке разгрызть леденец или карамельную конфету) используются в основном отдельные зубы или даже один, это является попыткой вызвать в себе определенные моральные качества. Привычка жевать жевательную резинку связана с необходимостью сохранить свое личное пространство и проявить возможности, связанные с конкретными зубами. Например, жевать преимущественно клыками это попытка призвать свои собственные скрытые силы.

    Жевание коренными зубами (жевательные зубы относятся к задней части челюсти, чтобы подготовить пищу непосредственно к проглатыванию).

    Жевательные зубы очень мощные, жевание ими, это способ почувствовать сильную поддержку и стабильность, способ почувствовать в себе обнадеживающее присутствие родителей.

    Человек как бы получает сообщение, что он находится в безопасности и имеет твердые ориентиры.

    Пережевывание резинки, как бы толкая резцы: человек не в состоянии самореализоваться или реализовать идею. Он нервничает из-за возможности не найти правильные слова или не быть услышанным. Он хотел бы быть понятым даже раньше, чем он успел выразить свою мысль словами.

    Жевание на премолярах (жевательных зубах, в основном относящихся к середине челюсти).

    Лицо, настоятельно использующее свои премоляры переживает сложный период трансформации, подростковый период, например. Или он хочет сделать шаг в своей жизни, измениться психологически, но он не может. Он нетерпелив, потому что он хочет быстрых результатов с минимальными усилиями.

    Или же, использование конкретных зубов может являться предупреждением тела о возможных зарождающихся проблемах в каком-либо органе или системе органов.

    Ручка или карандаш

    Человек отказывается видеть, что он находится в стрессовом состоянии. Он пытается отомстить за порицания, от которых он пострадал в детстве, что приводит к желанию сделать работу лучше, чем позволяют его возможности. Он рискует угробить себя желанием все делать хорошо. Вместо того, чтобы действовать в духе дзен и инвестировать в релаксацию, он предпочитает доверить мышцам челюстей эвакуировать стресс.

    Какой-то твердый предмет

    Лицо делает над собой насилие. Он знает, что не компетентен в определенной области, или не в состоянии управлять ситуацией, но он взял на себя ответственность.

    Табак

    Привычка, которая приводит к разрушению щек и десен раком.

    Человек стремится уничтожить дыхание жизни в нем. Его инстинкты живут в нем, но он боится их показать, поскольку он убежден, что окружающие его отвергнут или даже захотят его убить, если они узнают, каким чудовищем он является. Он находится в трауре по материнской теплоте и ласке, которых у него никогда не было. Он испытывает безнадежность когда-либо это получить. И, хотя он нутром чувствует это несправедливым, он считает себя недостойным жить и быть любимым.

    Положение челюсти

    Под влиянием нейролептиков, челюсть опускается. Зевание отражает огромную усталость, при этом также челюсть опускается. Смерть характеризуется отвисшей челюстью.

    Движение челюсти отражает способ, которым каждый старается управлять внутренними противоречиями.

    Оно напоминает нам о том, что жизнь есть элемент борьбы. Быть живым, это принять две силы, противостоящие и дополняющие друг друга. Когда одна из них прекращает проявляться, зубы больше не могут встретиться, нижняя челюсть висит. потому что человек мертв.

    Боль в челюсти

    Боль незначительная, внезапно возникающая и самопроизвольно прекращающаяся, связана с периодом жизни. Тело или наше подсознание предупреждает о временной серьезной дисгармонии, но лучше не принимать это всерьез.

    Снижение тонуса челюстей

    По причинам снижения общего тонуса, реактивности или же приема антидепрессантов или снотворных. Недостаток тонуса и реактивности, человек плывет по течению. Его отношение к жизни является пассивным. Его жизнь направлена ​​на других: мама или человек, занимающий психологически ее место. Человек ограничивает свои жизненно важные ресурсы и инстинкты. Он теряет интерес в своей жизни, практически становясь зомби. Риск депрессии или несчастного случая.

    Сжимание челюстей

    Крайняя мобилизация жевательной мышцы, одной из самых сильных мышц в теле. Когда человек находится в неподвижном состоянии или обездвижен, одна только жевательная мышца способна сокращаться, чтобы обеспечить активность движения, в котором нуждается тело. Состояние напряжения челюстей отражает способ понимания жизни:

    • статичная,
    • в борьбе,
    • в справедливой мобилизации сил или
    • в отказе от борьбы.

    Жевательная мышца напрягается, когда есть внутренняя или внешняя борьба, надо действовать, бороться, концентрироваться. Мышца увеличивает свой объем, когда человек должен защищать себя или воображает, что его жизнь под угрозой. Она мобилизует огромные силы статическим способом (напряженность) или динамическим способом (жевательная резинка, скрип зубами). Релаксация жевательной мышцы во время усилий (например, спринт) имеет противоположную природу. Расслабление требует большой концентрации. Расслабленные жевательные мышцы у спортсменов освобождают позвоночник и способствуют концентрации энергии для основной активности. Тем не менее, не рекомендуется людям, которые не являются спортсменами, подражать им, потому что это может затруднить эвакуацию хорошего стресса. Успокоительные лекарства, которые расслабляюще действуют на жевательные мышцы (челюсть висит), блокируют снятие напряжения и предотвращают человеку доступ к его внутренней силе. Что же касается релаксации, будь-то отказ от борьбы или стресс, это может привести к перемещению симптомов, напряженности эвакуации в другие части тела (язва желудка для примера.)

    Сжимание челюстей, как реакция на событие

    Следует дифференцировать с констрикцией челюстей, которая происходит рефлекторно, непроизвольно, и дифференцировать с перманентным напряжением жевательных мышц.

    Человек сдерживает себя от крика и желания кусаться, ломать все. Он чувствует, что он никогда не будет услышан. Напряженность жевательных мышц — способ направить свой гнев, чтобы сдержать эмоции, избежать перегрузки, найти какое-то облегчение.

    Таким образом, понимание причин патологической стираемости зубов может помочь избежать таких неприятных последствий при стоматологическом лечении, как сколы реставраций (синтетических и керамических), функциональной перегрузки опорных зубов и имплантов, а также усугубления дисфункции височно-нижнечелюстного сустава.

    Ведь без устранения истинной причины заболевания и врач, и пациент обречены на бесконечные переделки, которые вряд ли смогут быть успешными без вреда для здоровья.

    Ссылка на основную публикацию