Проблемы с сердцем у детей и взрослых с точки зрения психосоматики

Психосоматика боли в сердце

Ранее психосоматика рассматривалась как направление в психологии. Посредством его специалисты объясняли происхождение болезней. Психосоматика – это направление, которое показывает влияния психики на тело. Болезнь проявляется физически, а значит, что в ее основе лежит психический недуг, сформировавшийся по конкретной причине. Это может быть страх, отсутствие любви или самореализации, нерешенные проблемы и другие.

На данный момент медицина не столь категорично относится к психосоматике, так как в действительности объяснить происхождение некоторых недугов с медицинской стороны невозможно. Примером тому служит известная «чикагская семерка» — список заболеваний, которые считаются исконно психосоматическими. Сюда же входит ишемическая болезнь сердца и гипертония.

Психосоматика сердца

С точки зрения психосоматики, сердце является символом любви. Если у человека нет заболеваний сердца, то он может любить и принимать любовь, жить в радости. Но если человек пор какой-то причине не принимает любовь, то это имеет значительное влияние на орган. Психосоматика сердца поясняет, что он начинает неправильно работать, сжиматься в буквальном смысле. Это приводит к тому, что человек становится более жестким, жестоким и бессердечным. И у него начинаются первые боли в сердце.

Сердечно-сосудистые недуги являются наиболее распространенными психосоматическими заболеваниями. Давно доказано, что чаще от подобных недугов страдают личности, которые испытывают негативные эмоции, попросту говоря, пессимисты. Оптимистично настроенные люди могут быть спокойны, так как они не входят в зону риска.

Это также можно объяснить с физиологической стороны. Чем больше негатива испытывает человек, тем выше его нервное перевозбуждение. Нервные окончания, которые располагаются по всему телу, переносят напряжение во все его участки. Симпатическое нервное сплетение, которое располагается в сердце, особенно страдает от нервного перенапряжения. Оно же передается органу, функционирование которого меняется, что проявляется посредством разных заболеваний.

Психосоматика сердечных болей

Если болит сердце, стоит задумать не о походе в больницу, а о том, что же это спровоцировало. Возможной причиной почему болит сердце, может быть отсутствие любви или ее недостаток.

Те, кто страдал от недостатка внимания и проявления теплых чувств, считали себя нелюбимыми. То же самое может происходить во взрослой жизни, и человек может ощущать, что его любят меньше или вовсе не любят. По этой же причине существует и другое, противоположное понятие – отказ от любви взамен на карьерный рост. И те, и другие страдают одинаково, что и приводит к заболеваниям сердечно-сосудистой системы.

Люди, страдающие психосоматическими заболеваниями сердца, бывают следующих типажей:

  • Эгоистичные истерички;
  • Неврастеники с неустойчивой психикой;
  • Мнительные психастеники.

Болеть сердце может у тех, кто держит под контролем свои эмоции, те, кто берет на себя чужую боль и пытается всем помочь. Подавленные эмоции приводят к атероскрелозу, гипертонии.

Сердечно сосудистые заболевания и психосоматика

Наиболее распространенными недугами, которые считаются психосоматическими, являются:

  • Сердечная аритмия;
  • Эссенциальная артериальная гипертония;
  • Сердечный невроз;
  • Тахикардия и стенокардия;
  • ИБС.

Сердце в психосоматике является органом, ассоциирующимся с любовью. Не зря же потери близких людей или завершение отношений приводит к тому, что болит сердце. Причиной этому становятся изменения в органе на физиологическом уровне. Происходят эти перемены и во время страха, гнева и тоски.

Во время выброса адреналина с токсином, сужаются кровеносные сосуды, происходит учащение пульса, что ведет к ощущению страха и к тревожности. Частое сужение сосудов приводит к скачкам давления. Выходит, что повышенная тревожность необратимо ведет к недугам важного человеческого органа.

Подавляема враждебность, да и подавление любых своих эмоций негативно отражается на состоянии сердца. Те люди, которые берут на себя все трудности и решают все проблемы, медленно, но уверенно идут к артериальной гипертонии.

Частая повышенная тревожность, которая может произойти по многим причинам. Напряженная обстановка в семье, постоянные ссоры и разборки ведут к формированию высокого уровня тревоги. Затем наблюдается повышенное или заниженное давление, тошнота и головокружение. Данные симптомы очень походи на ИБС. Психосоматика инфаркта миокарда имеет те же причины и следствия, но это проявления сердечного невроза. Отличие его в том, что он может проявляться в тандеме с паническими атаками.

Психосоматические причины возникновения аритмии

Сбои в работе сердца – основной признак того, что человек сбился по жизни. Выход один – прислушаться к себе. Аритмия – это сбой в работе органа по перекачки крови, который по каким-то причинам потерял свой ритм. Возможно, это связано с напряженной жизнью, или навязанными правилами, которые не по душе. Психосоматика аритмии сердца также связана с постоянной суетой и скоростью течения жизни.

Страх и беспокойство являются постоянными спутниками человека. Они настолько овладевают им, что орган не выдерживает и сбивается с обычного ритма. У такого человека могут наблюдаться постоянные скачки количества ударов. Они могут быть как выше нормы так и ниже.

Если не сменить ритм жизни, то сердце может не справиться с высокой нагрузкой. И это касается не только взрослых. У детей аритмия также наблюдается. Происходит это от перегрузки родителями своего чада разнообразными кружками и репетиторами, возложенными на них ожиданиями.

Читайте также:  Симптомы и лечение ОРВИ у детей

Тахикардия и психосоматика

Тахикардия часто обнаруживается не только у пожилых людей, но и у молодых, которые не в силах управлять своими эмоциями. Постоянные отрицательные мысли в голове, агрессивность и наличие страхов приводит к данному заболеванию.

Страдающие от стенокардии часто зажаты, и не готовы делится с окружающими своими эмоциями, чувствами и проблемами. Внутренние переживания и тревога приводят к повышению пульса, что мешает нормальной жизнедеятельности.

Стенокардия и психосоматика

Стенокардия характеризуется недостатком крови в одном из участков сердца. Получается, что организм недополучает определенное ее количество, что приводит потом к ишемии. А если ничего не предпринимать далее, то некроз гарантирован.

Нелюбовь к себе и к окружающим, отсутствие ценностей и нелюбовь к собственной жизни приводит к такому страшному диагнозу. Такие люди не интересуются другими искренне, не испытывают радости или жалости. Они ограждены от мира толстой стеной.

Психосоматика боли в сердце, которая диагностируется как стенокардия, может возникать и у сверх чувствительных людей. Такие привыкли брать всю боль на себя.

Как правильно лечить

Лечение подразумевает психотерапевтического и медикаментозного подхода. Так как корень проблемы связан с психологической проблемой, стоит начать лечение у психотерапевта. Он поможет пациенту проработать давнюю проблему, тем самым избавив от мучений.

Но так как последствия в виде заболеваний уже есть, здесь не обойтись без консультации врача кардиолога. Выписанные медикаменты помогут устранить неприятные симптомы. Надеяться только на один вариант не стоит, так как вылечить аритмию психосоматика которой связана с неправильным ритмом жизни, человеку нужно будет учиться любить себя и других, принимать любовь, в зависимости от заболевания.

Профилактика

Если у человека нет признаков болезни сердца, это не значит, что нынешний образ жизни не приведет к получению одной из них. Пока не поздно, стоит проанализировать собственную жизнь и решить проблемы с неприятием любви, излишней агрессией, желанием взять все беды на себя и другими признаками. Во время проработанная проблема поможет избавиться от будущих заболеваний.

Проблемы с сердцем у детей и взрослых с точки зрения психосоматики

Сердечные недуги занимают лидирующие позиции по причинам гибели взрослых и детей в мире наряду с опухолевыми процессами. Распространённость заболеваний сердечно-сосудистой системы широка — от врождённых пороков сердца у новорождённых до приобретённых заболеваний у детей старше и взрослых. Одной из основных причин возникновения таких недугов считается нервный фактор, стрессы. Подробнее о психосоматических предпосылках для заболеваний сердца расскажем в этой статье.

Официальный взгляд на сердце

«Проблемы с сердцем» на медицинском языке означают большую группу различных патологий, которые обозначают нарушения функций сердца. Этот мышечный орган своими сокращениями обеспечивает ток крови по сосудам, и его дисфункция так или иначе, приводит к нарушению кровообращения. Сердце выполняет функции насоса: оно проталкивает кровь по сосудам, благодаря чему она попадает ко всем органам и системам человеческого организма.

С точки зрения традиционной медицины, сердечные болезни условно можно разделить на те, что связаны с нарушениями ритма сердца, на те, что связаны с воспалительным процессом оболочек органа, а также на болезни, которые протекают с нарушениями работы клапанов — приобретённые или врождённые. Есть также гипертония, которая считается одной из самых вероятных причин развития проблем с работой сердца. Также выделяют острые, неотложные состояния — ишемические, связанные с прекращением притока крови к сердцу, с его острым кислородным голоданием. Отдельно стоят болезни, при которых сердечная недостаточность развивается из-за поражения сосудов сердца.

Традиционно ответить на вопрос, почему появилась болезнь сердца, довольно сложно. Медицина рассматривает причины как мультифакторные: обычно называют ожирение, вредные привычки, непомерные сильные стрессы. При этом именно стрессам большинство специалистов отводит решающее значение.

Объяснение причинам врождённых пороков до сих пор ищут учёные и медики. Есть теории связи их с полом, с некими нарушениями в период внутриутробного развития, остановкой этого развития на определённых сроках эмбриогенеза, но пока никто не смог с уверенностью сказать, почему же всё-таки рождаются дети с врождёнными пороками сердца.

Психосоматический подход — общие причины

Психосоматика рассматривает человека не только с физиологической точки зрения, как медицина, и не только с метафизической позиции, как психология. Она видит его целиком: с телом и душой, со всеми психическими и психологическими переживаниями, которые зачастую и становятся первопричиной физической болезни. В отношении сердечно-сосудистых болезней, психоаналитики были солидарны ещё в начале XX века. Поскольку внятно объяснить причин той же ишемии или гипертонии не удавалось, повышенное давление решено было внести в так называемую Чикагскую семёрку психосоматических болезней, составленную в Чикагском университете психоанализа в 1930 году. Это означало, что за гипертонией и ишемической болезнью официально признали статус недугов, которые человек по большому счёту создаёт себе сам: своими эмоциями, моделью мышления, поведением.

Сердце в психосоматической медицине означает чувство любви, эмоциональной привязанности. На метафизическом уровне это способности принимать и отдавать любовь. Кровь, которая бежит по сосудам благодаря сердечным мышечным сокращениям — радость жизни. Тот, кто любит, чьё сердце в достаточной степени наполнено этим чувством, живёт с радостью. Это легко представить и на физиологическом уровне: есть достаточно крови в сердце — сердце работает как надо, человек здоров. Возникла нехватка крови — возникла сердечная недостаточность.

Читайте также:  Раствор "Амбробене": инструкция по применению для детей

Исследователи в области психосоматической медицины уверены, что сердечные недуги развиваются тогда, когда человек сознательно или несознательно отвергает любовь, отказывается от радости. Недаром, в народе о людях, которые не любят, которые жестоки, говорят «сердце как камень», «каменное сердце». Психологический портрет взрослого с сердечными недугами подтверждает это: люди становятся жестокими, чёрствыми, равнодушными к чужим переживаниям.

Заболевания и их механизм развития

Скептично настроенные читатели могут поинтересоваться, как же развиваются сердечные заболевания по психосоматической причине. Если человек постоянно испытывает стресс, отрицательные и деструктивные эмоции (гнев, злобу, обиду, зависть, ревность), то в его сердце все меньше места остаётся такому естественному чувству, как любовь. В результате на уровне центральной нервной системы происходят изменения в регулировании деятельности сосудов и клапанов сердца, возникают зажимы, блоки, что и приводит к развитию патологии.

Обратите внимание, что люди, которые мыслят позитивно, оптимисты и умеющие искренне радоваться куда реже страдают сердечными недугами, чем люди обидчивые, завистливые и не ожидающие от жизни ничего хорошего. Обостряются психосоматические боли в сердце именно в период сильных переживаний. Чем сильнее эмоция, тем больше вероятность сердечного приступа.

Сомневающимся в тесной связи работы сердца и эмоций человека стоит вспомнить, что в периоды волнения, в решающие моменты жизни сердцебиение всегда усиливается, а при испуге – «замирает». Изменение ритма неподвластно воле человека, он не может по своему желанию замедлить или увеличить частоту сердечных сокращений.

Наиболее часто сердечные заболевания происходят, таким образом, из-за недостатка любви, игнорирования её ценности, обесценивания этого важного для жизни человека чувства. Обратите внимание, что люди, которые не придают вопросам любви большой ценности, но при этом сосредотачивают все усилия на достижении карьерных успехов, зарабатывании денег, значительно чаще умирают от сердечного приступа, чем те, кто уделяет личной сфере жизни больше внимания и значения.

Иногда люди сознательно «закрывают» своё сердце для новых чувств. Такое происходит в основном из-за перенесённого ранее болезненного опыта неудачных любовных отношений. Рано или поздно у таких людей, если они не передумают, не простят обидчика и не откроют своё сердце для любви, развиваются сердечно-сосудистые заболевания.

В детском возрасте приобретённые проблемы с сердцем наиболее часто происходят из-за повышенной тревожности: слишком стеснительные и застенчивые подростки с огромной нереализованной потребностью в любви чаще других страдают от аритмии и других расстройств функций сердца. Дети, которые испытывали жёсткий дефицит любви со стороны родителей, тоже рискуют в период полового созревания попасть в число пациентов кардиолога.

Большую ошибку допускают родители, которые сами обесценивают понятие любви в глазах детей. Некоторые мамы, чьи браки распались, убеждают дочерей и сыновей, что любовь – «это не главное, важнее — получить профессию, стать человеком, а потом думать о любви». Такая установка порождает тысячи потенциальных «сердечников», которые и во взрослом возрасте обесценивают любовные отношения согласно детской крепкой установке.

Развитие приобретённого сердечного заболевания в детстве часто происходит на фоне затяжного конфликта двух людей, которых малыш любит сильнее всего, и которые должны любить друг друга, но почему-то это отрицают своими действиями — мамы и папы. Также в группу риска попадают взрослые и дети, которые привыкли сдерживать эмоции, которые не умеют их выражать, а также очень жалостливые люди, о которых говорят «принимает всё близко к сердцу».

Конкретные диагнозы и состояния тоже имеют своё общее объяснение, хотя в каждом случае нужна индивидуальная работа с человеком.

  • Тахикардия — гнев, тревога, неуверенность в себе, сильное волнение по мелочам, психоневротическое состояние.
  • Атеросклероз — закупорка сосудов и высокий уровень холестерина свойственны людям, не умеющим радоваться жизни и её мелочам, считающим, что мир любви недостоин, что он плох и несправедлив.
  • Гипертония — неумение выражать эмоции, которые накапливаются и «давят» на сосуды изнутри, подавленная агрессия.
  • Аритмия, мерцательная аритмия — страхи, тревоги, раздражительность.
  • Ишемическая болезнь — полная блокировка себя от чувственной сферы, любви, отрицание её, ненависть к кому-то, долгое существование в условиях стресса, безрадостное существование.
  • Врождённые пороки сердца — наиболее сложная группа, которую некоторые исследователи связывают с дефицитом любви у матери в период вынашивания плода, особенно — на ранних сроках. Также существует, но статистически не доказана пока связь между нежеланными детьми, от которых матери планировали избавиться, сделав аборт, в нужности которых женщины сомневались, и врождёнными пороками сердца.

Как лечить?

Взрослому и ребёнку с сердечными недугами нужны два специалиста — грамотный кардиолог и психолог (психотерапевт). Первый поможет вовремя проводить необходимые обследования, будет контролировать физическое состояние, назначать процедуры, медикаменты, при необходимости — хирургическое лечение. Второй — поможет человеку исправить психосоматические «неполадки», пересмотреть своё отношение к любви, жизни, к себе самому. Комплексный подход обеспечит эффективность лечения.

Ребёнку и взрослому с больным сердцем нужны положительные эмоции, чувство радости, понимание, что они любимы. Существуют различные психологические и психотерапевтические методики, которые позволяют «настроить» человека на позитив.

На практике же ребёнку с сердечной патологией может помочь даже щенок или котёнок, которого он так хотел получить, посещение цирка, зоопарка. Чем интереснее будет его жизнь, чем больше положительных эмоций он будет получать, тем более эффективным будет лечение, которое малыш получает в рамках официальной кардиологической терапии.

  • Психосоматика
  • У детей
  • Книги
  • Чикагская семерка
  • Луиза Хей
  • Лиз Бурбо
Читайте также:  Рвота у ребенка

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Психосоматика сердечно-сосудистой системы

Психическая сфера так же определяет функции сердца и сосудов, как и соматическая. Активность и покой, сон или бодрствование, выраженные внешне или подавленные чувства связаны с различными состояниями системы кровообращения.

Несмотря на то, что изменения работы сердца в равной степени проявляются и при положительных, и при отрицательных чувствах (при этом происходит выброс адреналина и это вызывает сужение сосудов, учащение пульса и усиление сокращения миокарда), к патологическим нарушениям в сердечно-сосудистой системе приводят отрицательные чувства, формируя хроническое напряжение.

Психосоматический компонент в первую очередь характерен для следующих заболеваний сердечно-сосудистой системы:

  • эссенциальная артериальная гипертония; ишемическая болезнь сердца;
  • нарушения сердечного ритма;
  • сердечный невроз страха.

Главную роль в патогенезе сердечно-сосудистых заболеваний с точки зрения психологии играет подавляемая враждебность, которая присуща так называемому поведению типа А.

Эссенциальная артериальная гипертония

Артериальная гипертония может быть как самостоятельным заболеванием, так и развиваться на фоне других болезней. Собственно гипертоническая болезнь, или первичная (эссенциальная, то есть самостоятельная) гипертония, не имеет каких-то однозначных причин и связана, в основном, с различными психологическими состояниями больного. Диагноз первичной (эссенциальной) гипертонии ставят более 90% всех гипертоников. Вторичная гипертония является симптомом, то есть проявлением других заболеваний: эндокринологических, сердечно-сосудистых, заболеваний почек, мозга.

Обычно гипертония развивается после 40 лет, но нередко она возникает и в значительно более молодом возрасте, начиная с 20–25 лет. Гипертоническая болезнь обычно развивается постепенно, болезненные признаки понемногу увеличиваются год от года. Лишь в редких случаях она начинается внезапно и быстро прогрессирует.
К психологическим факторам первичной гипертонии относят следующие:

  • Гнев и подавление агрессивных импульсов;
  • Излишняя сдержанность, хроническая нервно-психическая напряженность;
  • Стремление к самоутверждению.

Многочисленные эксперименты показали, что при страхе, гневе и озлобленности повышается давление и что хроническое эмоциональное перенапряжение может приводить к стойкой гипертонии. Сегодня уже общепринято мнение, что у гипертоников существует связанная со страхом хронически подавляемая агрессия, постоянная борьба с нарастающим враждебно-агрессивным чувством. В то же время имеется возможность разрядки враждебности и агрессивности, но этого не происходит в силу существующего внутреннего запрета, маскируемого под этические нормы.

Личностная структура страдающего гипертонической болезнью чаще всего начинает формироваться уже в детском возрасте. Возникающие у ребенка естественные импульсы гнева наталкиваются на сопротивление и осуждение со стороны взрослых, связываются с риском потери поддержки и любви близких людей. Возникающее чувство уязвимости ребенок старается компенсировать за счет одобряемого поведения, избегания инициативы. Такие дети часто ставятся в пример, как прилежные и послушные. Довольно часто у таких детей могут развиваться вегето-сосудистые дистонии.

Процесс психологического взросления связан с обретением компетенций, которые позволяют ребенку брать больше ответственности за принятия самостоятельных решений. Это увеличивает автономность ребенка и ведет к обретению полной самостоятельности в принятии решений и их исполнении.

Склонный к гипертонии человек в детстве теряет способность к обретению полной самостоятельности. Ориентация на одобрение со стороны других мешает принимать решения в своих интересах. В связи с этим уже во взрослом состояниии такие люди в глубине остаются очень ранимыми, чувствительными к критике.

Повзрослев, больной гипертонией стремится компенсировать внутренние переживания стремлением добиться значительных успехов в карьере. Но его скрытый внутренний мир характеризуется различной степенью выраженности страха потерять благосклонность других людей, контролем проявления своей враждебности. Страдающие артериальной гипертонией постоянно проявляют раздражительность, если сталкиваются с непреодолимым сопротивлением. Любая ошибка тяжело переживается и сопровождается самоуничижением, кроме этого в различной степени характерна склонность брать вину на себя — готовность быть виноватым. Это усиливает внутреннее напряжение и часто приводит к разрядке на соматическом уровне в виде коротких гипертонических кризов.

Развивается порочный круг, который приводит к хроническому состоянию напряжения.

Характерная ситуация, провоцирующая заболевание, представляет собой жизненные конфликты, которые мобилизуют враждебность и стремление к самоутверждению и одновременно создают невозможность их свободного выражения.

Страдающие гипертонией руководители это чаще всего гиперкомпенсированные личности, которые за счет волевых усилий смогли добиться высот в достижении социально одобряемых результатов. Их особенность связана с очень высокими требованиями к себе в достижении намеченных результатов. Частичное достижение цели воспринимается как поражение и провоцирует всплеск внутренней агрессии, которая не может быть выраженной в полной мере.

Манифестные личностные черты страдающего гипертонической болезнью кратко характеризуются трудолюбием, приверженностью долгу, узким кругом общения, большим чувством ответственности, эмоциональной скованностью. В связи с этим у них возникают внутренние и внешние конфликты, от которых они не могут эмоционально отстраниться. В своей специфической установке на скромность они отказываются от своих потребностей в пользу других, желая получить от них одобрение и не провоцировать агрессию или неприязнь.

Читайте также:  Психосоматика заболеваний печени у детей и взрослых

Официальная медицина, среди прочих причин гипертонической болезни, большую роль отводит наследственности. Психологи отмечают и другую возможность семейной предрасположенности к гипертонии. Дело в том, что родители страдающие гипертонией обладают определенным комплексом взглядов (страхи, запреты, способы реагирования, эмоциональность и т. д.), которые в процессе воспитания «закладывают» в своих детей. Таким образом дети обучаются определенному стереотипу восприятия, интерпретации и реагирования на проявления жизни.

Описание несет обобщенный характер и в реальном проявлении значительно индивидуальна. В нашей клинике Вы сможете получить полный комплекс обследования и лечения гипертноческой болезни, в том числе психологическую помощь в решении внутриличностных затруднений. Психологическая помощь строится на выработке социально приемлемых способов выражения своей агрессии; на определении и устранении внутренних установок, способствующих блокированию естественного проявления эмоций; на построение гармоничных способов взаимодействия с миром.

Первая консультация бесплатна.

Клинический психолог
БУЗ УР «Городская поликлиника № 1 МЗ»
Негреев Михали Михайлович
тел. (3412) 56-01-46

Психологические причины ишемии сердца

Из всех богатств, что в жизни ты имеешь,
Что бережёшь и трепетно хранишь,
Из всех сокровищ, чем ценить умеешь,
Своё ты сердце трепетно храни.

Сердце – один из жизненно важных органов человека. Более того – его физиологический и энергетический центр. Не удивительно, что на его состоянии сказывается множество факторов, вызывая болезни. Одна из наиболее распространенных — ишемическая болезнь сердца.

Физиологическая причина ишемии – недостаточное снабжение сердца кислородом. Он поступает в орган вместе с кровью. А вот ее приток нарушается из-за снижения пропускной способности коронарных артерий в следствии «налипания» на их стенках холестерина.

В остальных случаях врачи диагностируют другие причины: эндокринные расстройства, воспаление сосудов, аллергия. Но последнее — это всего 10% из общего числа причин.

К сожалению, на сегодняшний день ишемия – один из лидирующих диагнозов в странах СНГ. Более того: болезнь заметно помолодела. Если еще полвека назад этот диагноз ставили людям пенсионного возраста или близкого к нему, то сейчас проблемы с сердцем имеют довольно молодые люди от 30 лет.

К симптомам ишемии относят:

  • сдавливающая боль в области грудной клетки
  • сжимающие боли за грудиной или слева от нее
  • 10-15 минутные приступы боли за грудиной, отдающейся в левую руку, реже в шею и в челюсть, в большинстве случаев бывают ночью
  • быстрая утомляемость, отеки конечностей, потливость

Современная медицина каждый год делает все возможное для лечения этой болезни, но статистика летальных исходов неуклонно растет. Ведь врачи имеют дело уже со следствием. А искать надо первопричину. И кроется она в нашем образе жизни, привычках, характере, отношении к себе и жизни в целом.

Существуют определенные группы риска

В них, прежде всего, попадают люди, которые:

  • Имеют наследственную предрасположенность к заболеванию. Это те, в которых инфаркт перенесли близкие родственники – родители, бабушки или дедушки.
  • Курят. У курильщиков врачи наблюдают более сильное сужение коронарных сосудов, что ведет к плохому кровоснабжению.
  • Имеют высокое кровяное давление. У людей с гипертонией наблюдается утолщение стенок сердца, что повышает его потребность в кислороде. Поскольку сердце не может получить достаточное количество кислорода, его выносливость значительно понижается.
  • Избыточный вес. Он способствует развитию атеросклероза — налипания «плохого» холестерина на стенки сосудов, что приводит к высокому кровяному давлению.
  • Ведут малоподвижный образ жизни. Это приводит к нарушению обмена веществ, что в свою очередь провоцирует возникновение сахарного диабета и ожирения.

Но одним из самых мощных факторов развития сердечно-сосудистых заболеваний является хронический стресс. Поэтому, психологи уже давно отнесли болезни сердца к психосоматическим заболеваниям.

Ведь сердце – это центр эмоций и восприятий человека. Не зря столько высказываний свидетельствуют об этом: сердце «замирает» от радости, «останавливается» от восторга, бешено стучит от страха. Неудивительно, что перенося на себе столько разных эмоций, наше сердце часто дает сбой.

Сегодня существует некоторый собирательный образ человека, больше всех склонного к заболеванию сердца. Давайте к нему присмотримся.

Психологический портрет больного ишемией

1. «Застегнут на все пуговицы». Это очень замкнутые люди. Они не выказывают своих эмоций и переживают все внутри себя. Им трудно строить межличностные отношения, сближаться с людьми. Тем более признаться, что им кто-то нужен. Такие люди очень тщательно скрывают свои страхи от окружающих.

В кабинете сидит бывший военный, 40 лет службы. Звание генерал-майора. Этот человек привык командовать и быть сдержанным. Живет практически одной работой. Жалуется на появившиеся в последнее время боли и давления в области груди. Клиенту было очень сложно меняться. В частности, не просто находить время для отдыха, но еще и радоваться этому. Не думать в это время о работе и обязанностях. Но благодаря поэтапной системной работе он справился. Хотя и на прием он пришел не совсем по своей воле: жена упросила.

2. Большой босс. Это очень честолюбивые и целеустремленные люди. С большими амбициями и готовностью работать на износ до результата. Могут добиваться поставленных целей любой ценой. У них, как правило, очень насыщенный график и стрессовый ритм жизни.

Читайте также:  Доктор Комаровский: что такое ветрянка и как ее лечить

Часто авторитарны как на работе, так и дома. Неисправимые трудоголики, которым присущ дух соперничества. Могут быть через меру ответственными перфекционистами, старающимися довести дело до совершенства.

Перед специалистом сидит мужчина 37 лет. Директор отдела крупной строительной фирмы. Его часто мучает аритмия и тупая ноющая боль в области сердца. «Понимаете доктор, моя должность — лакомый кусочек для многих в нашей компании. Если я не буду справляться с поставленными задачами, меня переведут на другое место или уволят. А я не могу этого допустить. Сам слишком долго добивался этого статуса». Этот человек работу, конечно, не бросил. Но благодаря специалисту научился правильно реагировать на рабочие моменты и боли в сердце отошли.

3. Сердобольный человек. Такие люди наоборот – способны не замыкаться в себе, выражать эмоции. Но у них другая крайность – они все пропускают через себя. Могут подолгу говорить о своих проблемах «смаковать» их. Причем переживают не только свои неприятности, а и окружающих.

На приеме – женщина предпенсионного возраста. Муж умер несколько лет назад. Остались сын и дочь. Последняя еще не замужем, а сын любит выпить. «Вы знаете, – признается она. – Я не могу не думать и не переживать за своих детей. У меня сердце кровью обливается, когда думаю об их проблемах».

Конечно, сколько людей, столько и вариантов. Но общее у них одно – они не пускают радость и любовь в свою жизнь, в свое сердце. Закрываются от нее работой, амбициями, тревогой за себя и других. А это чревато всеми вышеперечисленными проблемами.

Почему же так важно научиться чувствовать и проявлять любовь?

Чтобы это понять, надо обратиться к биохимии. А она говорит, что ощущения счастья, радости, любви провоцирует выработку в головном мозге определенных гормонов. А они в свою очередь запускают в организме целую цепочку разных реакций, которые очень благотворно на него влияют.

Так, гормон окситоцин снижает в крови уровень тех самых пресловутых гормонов стресса. Гормоны счастья эндорфины поднимают настроение, успокаивают и расслабляют.

Вместе с физической активностью, здоровым питанием, контролем артериального давления это станет хорошей профилактикой развития сердечно-сосудистых заболеваний.

Но, бывает, самостоятельно измениться трудно: приобрести новые привычки, разобраться в сложившихся проблемах. В таком случае, поможет специалист – медицинский психолог или врач-психотерапевт. Вместе Вы сумеете разложить свою проблему «по полочкам» и предотвратить нежелательные последствия в виде болезни.

А что же делать, если болезнь уже наступила?

Боли в сердце, нарушение ритма, гипертония – это болезни, которые отображают отношение человека к жизни, к тем вызовам, которые стоят на его пути. Если медикаментозное лечение дает слабый результат или не помогает вообще, есть смысл обратиться к психотерапевту.

Женщине, сидящей в кабинете, 45 лет. Ее уже несколько лет мучает высокое кровяное давление, а таблетки практически не помогают. В процессе работы выяснилось, что «скакать» давление у нее начало, когда муж сменил работу и стал дальнобойщиком. Именно тревога за мужа породила беспокойство, внутреннее давление страха, которое проявилось в виде болезни. После работы с психологическими установками, женщина перестала бояться за мужа, и ее давление пришло в норму.

Особую категорию составляют больные, которые перенесли инфаркт. Их очень часто мучают страхи: а что, если приступ повторится? А если я не сумею восстановиться? Как болезнь отобразится на отношениях в семье? Сумею ли я работать, как раньше?

Наряду с кардиологом помощь психотерапевта в таком случае весьма существенна. От разрешения этих вопросов зависит, как быстро человек восстановится физически. Психотерапевт в этом случае поможет справиться с депрессией, побороть беспокойство, панику, страх. И, в конечном итоге, помочь человеку прийти к физическому и психическому здоровью.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 , написав в Whatsapp или , или заполнив форму ниже.

Консультация психолога онлайн
Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта
Семейный психолог: консультации
Консультация сексолога /
сексопатолога
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации
Коучинг (лайф коучинг)
Логопед для взрослых
Логопед для ребенка
Психологическая диагностика
Профориентация для подростков и взрослых
Работа в Fidem

Наша группа ВКонтакте

Наша группа в Facebook

Fidem в Instagram

Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда

Психосоматические заболевания детского возраста: интервью «Лечащего врача»

Одна из самых серьезных диагностических проблем – психосоматические заболевания. Их выявлению и лечению у детей был посвящен мастер-класс Вейновских чтений – крупнейшей ежегодной неврологической конференции. Мы задали спикерам ряд вопросов.

Заболевания, известные современной медицине, исчисляются десятками тысяч. Значимое место при этом занимают две большие группы: соматические заболевания, которые влияют на функцию тех или иных внутренних органов, и психические заболевания, изменяющие восприятие реальности и личность пациента. Сегодня все больше данных указывает на то, что такое строгое деление не совсем верно, поскольку ряд соматических заболеваний могут быть спровоцированы психическими факторами, например, стрессом. В то же время, соматическая патология может повлиять на формирование и манифестацию у пациента тех или иных патологических психических состояний.

Читайте также:  Сумамед для детей: инструкция по применению

В связи с этим особую значимость приобретает диагностика и лечение психосоматических расстройств. Этот термин объединяет соматические заболевания, которые не вызваны определенной структурной патологией органа и могут быть обусловлены неблагоприятным состоянием психической сферы. Они особенно распространены среди жителей крупных городов, которые каждый день подвергаются значительному стрессу.

Психосоматические заболевания могут развиться не только у взрослых, но и у детей. Этой проблеме был посвящен один из мастер-классов Вейновских чтений – крупнейшей ежегодной конференции, посвященной актуальным проблемам неврологии. Спикеры подготовили ответы на несколько вопросов наших корреспондентов.

Леонид Семенович Чутко, д.м.н., профессор, руководитель Центра поведенческой неврологии Института мозга человека (Санкт-Петербург).

Светлана Александровна Немкова, д.м.н., профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета Российского Национального исследовательского медицинского Университета им.Н.И.Пирогова Минздрава России.

ЛВ: Когда стали выделять психосоматические заболевания?

Впервые понятие «психосоматическое заболевание» предложил немецкий врач Хайнрот в 1818г. Он использовал данный термин для обозначения взаимосвязи телесных недугов пациентов и их душевных страданий. Хайнрот предположил, что соматические расстройства могут вызываться душевными расстройствами. Идеи связи телесного и психического высказывались еще Гиппократом.

В 1922 году благодаря венскому психоаналитику Дойчу было введено понятие «психосоматическая медицина». Концепция психосоматической медицины основана на представлении о взаимосвязи психической и физической сфер жизнедеятельности человека. Она объединила такие заболевания, как ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, псориаз. Существенную роль в их патогенезе играют неблагоприятные психические воздействия.

Диагностика и лечение психосоматических заболеваний остается одной из важнейших проблем медицины и сегодня. Согласно современным данным, психосоматическая патология является причиной обращения за медицинской помощью в поликлинику детей в 8-40% случаев.

ЛВ: Чем опасны психосоматические заболевания?

Под влиянием психогенных факторов формируются угрожающие заболевания – бронхиальная астма, артериальная гипертензия, язвенная болезнь желудка. При этом их диагностика относительно сложна. Следует учитывать не только клинические проявления, но и данные психологических исследований, а также семейные, культуральные и социальные факторы.

ЛВ: Какие факторы могут способствовать развитию психосоматических заболеваний?

На развитие психосоматических заболеваний влияют особенности личности (например, повышенный уровень тревожности), семейные особенности, а также патология перинатального периода.

ЛВ: Как происходит формирование психосоматических расстройств?

Выделяют три этапа развития психосоматического расстройства в детско-подростковом возрасте. Кратковременные эмоциональные нарушения и функциональные соматические расстройства называют психосоматическими реакциями. При их усилении они трансформируются в психосоматические состояния. Наконец, формируются психосоматические заболевания, которые имеют органическую основу.

Соматический компонент психосоматической патологии у детей и подростков во многом зависит от возраста. Например, до 7 лет патология проявляется, в основном, в пищеварительной и кожной системах, с 8 лет— в двигательной сфере, с миалгиями и артралгиями, а также с алгическими (цефалгическими) проявлениями, и с 10 лет — нарушениями в эндокринной системе.

ЛВ: Какова распространенность соматопсихических заболеваний в популяции?

У 70% соматически больных обнаруживают психические нарушения различного регистра и степени тяжести.

ЛВ: Как соматическая болезнь влияет на психику человека?

Выделяют 2 основных вида патогенного влияния соматической болезни на психику.

Вследствие интоксикации, гипоксии и других воздействий на ЦНС при соматических инфекционных, эндокринных и и др. заболеваниях могут возникнуть соматогении. Они влияют на возникновение психических заболеваний. А с психологической реакцией личности на заболевание и его возможные последствия связаны нозогении.

При этом у пациента может развиваться гипонозогнозия или гипернозогнозий – это пренебрежительное или, наоборот, преувеличенное отношение к своей болезни, лечению, симптомам.

К гипернозогнозии могут приводить ятрогенные факторы, например, необдуманная фраза врача.

ЛВ: Могут ли перенесенные тяжелые соматические заболевания отрицательно сказываться в дальнейшем на психическом развитии ребенка и приводить к поведенческим нарушениям?

Да, еще 1982 году К.С. Лебединская, исходя из этиологического принципа, описала задержку психического развития соматогенного происхождения. Этот тип психической задержки обусловлен влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (врожденные и приобретенные пороки соматической сферы, например, сердца, эндокринопатии, хронические инфекции, аллергические состояния). В клинике у таких пациентов преобладают астенические проявления с истощаемостью по гипостеническому типу, эмоциональная лабильность, нарушения концентрации и распределения внимания, а также задержка эмоционального развития — соматогенный инфантилизм. Он обусловлен рядом невротических наслоений — неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности. В МКБ-10 данный вид патологии представлен в разделе F8 -Расстройства психологического (психического) развития, а также в разделе F90-F98 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте. Более того, показано, что до 5% случаев умственной отсталости (F70-F79) могут быть обусловлены влиянием метаболические (эндокринных) нарушений.

ЛВ: прослеживается ли влияние генетических факторов на формирование нарушений обмена веществ, которые могут приводить к формированию интеллектуальной недостаточности?

Да, это целый ряд моногенных заболеваний, таких как нарушения обмена аминокислот, дефицит креатина, дефицит витаминов / кофакторов, нарушения обмена металлов, лизосомные болезни накопления, митохондриальные болезни.

ЛВ: может соматический фактор в виде дефицита витаминов и микроэлементов негативно сказываться на психическом развитии ребенка?

Безусловно, микронутриентный дефицит может способствовать формированию нарушений нервно-психического развития. Есть работы, демонстрирующие, что своевременное назначение в данном случае поливитаминных комплексов способствует значительному улучшению когнитивного статуса ребенка.

Читайте также:  Синдром дефицита внимания (СДВГ): симптомы и коррекция

ЛВ: Связаны ли нарушения сна у детей с психосоматическими и соматопсихическими расстройствами?

Нарушения сна у детей могут быть обусловлены эмоциональными причинами (в МКБ-10 данные нарушения представлены в рубрике F51- Расстройства сна неорганической этиологии). К соматопсихической патологии можно отнести расстройства сна органической этиологии (G47.), а именно апноэ во сне (G47.3). Данные патологические состояния могут вызывать целый ряд нейрокогнитивных осложнений, таких как дневная сонливость, повышенная утомляемость, дефицит внимания и гиперактивность, агрессия, депрессия, соматизация жалоб, академическая неуспеваемость. В тяжелых случаях могут развиваться эндокринные расстройства вследствие нарушение продукции соматотропного гормона (гормона роста), вплоть до задержек физического развития, а также склонность к ожирению.

ЛВ: Могут ли эндокринные заболевания вызывать психические нарушения?

Да, безусловно. При эндокринных заболеваниях психические расстройства возникают вследствие влияния дисбаланса нейрогуморальной регуляции обменных процессов, а также психотравмирующих перегрузок, возникших после осознания негативных социальных последствий болезни.

Для клинической картины характерны следующие закономерности: во-первых, зависимость особенностей психопатологических проявлений от стадии и тяжести эндокринной болезни; во-вторых, в случае повышения функции той или иной железы обычно усиливается и психическая функция; и, в-третьих, в случае ухудшения функционирования эндокринных желез нарастают проявления астении, на фоне которой формируются острые или хронические психотические или непсихотические отклонения, могут формироваться психоорганические нарушения. При эндокринных заболеваниях часто развивается так называемый психоэндокринный синдром при котором происходит постепенное ослабление памяти и интеллекта, мотивации, изменяется личность больного в целом.

Особенно ярко выражены психические нарушения при нарушениях функции щитовидной железы.

ЛВ: Какие психические нарушения наиболее часто развиваются у детей после перенесенных инфекций?

Наиболее часто у детей встречаются постинфекционные астении. Они возникают в результате перенесенного заболеваниях инфекционного характера (ОРВИ, гриппа, ангины, гепатита и др.), первые симптомы появляются через 1-2 недели после инфекционной болезни и сохраняются в течение 1-2 месяцев. Преобладают ощущения общего утомления, слабости, усталости, усиливающиеся при физических нагрузках. Появляются раздражительность, беспокойство, напряжение, эмоциональная неустойчивость, обидчивость, плаксивость, вспыльчивость, капризность, снижается аппетит и порог переносимости различных раздражителей: громких звуков, яркого света, вестибулярных нагрузок. Развиваются нарушения сна, потливость, ощущение перебоев в сердце, нехватки воздуха, трудности с концентрацией внимания, снижение запоминания и продуктивности интеллектуальной деятельности.

ЛВ: Как лучше лечить психосоматические и соматопсихические заболевания? Есть ли особенности у детей?

Наиболее широко применяются 2 направления лечения: медикаментозная коррекция и психотерапия.

Фармакотерапия у детей предусматривает применение небензодиазепиновых анксиолитиков: тенотен, ноофен, атаракс, а также ноотропных и нейропротекторных средств (пантогам, нооклерин, кортексин, пикамилон).

Преимуществом применения Тенотена детского является то, что препарат, сочетает в себе успокаивающие, ноотропные и вегетотропные свойства, не вызывает седации и заторможенности, улучшает память, внимание и процессы обучения, не вызывает перевозбуждения и расстройств сна, хорошо переносится. отсутствуют побочные эффекты.

Тенотен детский применяется по следующей схеме: при невротических и вегетативных расстройствах — внутрь, по 1 таблетке от 1 до 3 раз в сутки (держать во рту до полного растворения — не во время приема пищи). Рекомендуемая длительность приема препарата – 1-3 месяца. При необходимости возможно продление курса лечения до 6 месяцев или повторить через 1-2 месяца.

Кроме фармакотерапии, лечение пациентов с психосоматическими расстройствами предполагает интегративный подход с использованием современных методов психотерапии: когнитивно-поведенческой, игровой, арт-терапии.

ЛВ: Подтверждена ли эффективность применения Тенотена детского клиническими исследованиями?

Эффективность применения Тенотена детского подтверждена результатами многочисленных клинических исследований с высоким уровнем доказательности.

Мультицентровое двойное слепое плацебоконтролируемое рандомизированное исследование эффективности и безопасности применения Тенотена детского у 100 детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ легкой, средней и выраженной степени тяжести) в возрасте от 6 до 12 лет, в течение 12 недель (дозировка по 2 таблетки 2 раза в сутки), показало, что Тенотен значительно снижает тяжесть СДВГ у 34% пациентов через 3 месяца терапии, а также достоверно улучшает память и концентрацию внимания (1).

Многоцентровое двойное слепое плацебо-контролируемое исследование эффективности и безопасности применения Тенотена детского при тревожных расстройствах у 98 детей и подростков возрасте от 5 до 15 лет, в течение 12 недель (по 1 таблетке 3 раза в сутки) свидетельствовало, что Тенотен детский оказывает успокаивающее действие с 1-х дней приема, с достоверным снижением индекса тревожности у детей (тест Р. Тэмпл), при этом максимальный эффект отмечался у детей в возрасте 5-7 лет (2).

Изучение результатов применения Тенотена детского в течение 1 месяца у 60 детей и подростков (в возрасте от 11 до 15 лет) с синдромом вегетативной дисфункции показало, что Тенотен детский нормализует вегетативный тонус уже в течение первых 2-х недель терапии. По окончании курса лечения уменьшение вегетативных расстройств и редукция астено-невротического синдрома отмечалась у 80% обследованных, улучшение когнитивного статуса у 73%, что в 2 раза превосходило результаты контрольной группы (3).

Тенотен детский применяется и в практике педиатра в следующих случаях: астенические состояния после перенесенных ОРВИ, функциональные нарушения ритма сердца, в том числе, дисфункция синусового узла, у детей и подростков с вегето-сосудистой дистонией (ВСД).

Читайте также:  АмброГЕКСАЛ: инструкция по применению для детей

ЛВ: Какие еще немедикаментозные методики применяются ли у детей и подростков для коррекции психосоматической патологии?

В лечении психосоматической патологии активно может применяться электроэнцефалографическая биологическая обратная связь с повышение мощности альфа-ритма в теменно-затылочных областях. Целью такого лечения является снижение уровня тревоги у ребенка.

Вопрос: С вашей точки зрения, какой один аспект терапии соматопсихических заболеваний у детей заслуживает наибольшего внимания врачей?

Лечение психосоматических заболеваний у детей должно носить комплексный характер и включать в себя психотерапевтическую коррекцию и рациональную фармакотерапию. При этом очень важным является оказание помощи, не только детям, но и их родителям. Очень часто именно от общей обстановки в семье зависит течение психосоматического заболевания и, следовательно, прогноз для ребенка.

Список литературы

  1. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю. Лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью Тенотеном Детским: результаты двойного слепого плацебоконтролируемого рандомизированного исследования // Эффективная фармакотерапия. Неврология. – 2010. – №5. – С.60-65
  2. Заваденко Н.Н., Симашкова Н.В., Вакула И.Н., Суворинова Н.Ю., Балакирева Е.Е., Лобачева М.В. Современные возможности фармакотерапии тревожных расстройств у детей и подростков // Журнал неврологии и психиатрии. – 2015. – №11. – С.33-39
  3. Галактионова М.Ю., Пан И.Р. Эффективность использования препарата “Тенотен детский” при лечении синдрома вегетативной дисфункции у детей и подростков // Педиатрия. – 2010. – Т.89, №1. – С.87-91

Психосоматика у детей

Психосоматикой называют связь между соматическими и психическими функциями человеческого организма. По разным данным, на сегодняшний день от 60 до 80% заболеваний имеют психосоматический характер. То есть нерешённые, «задавленные внутрь» психологические проблемы дают о себе знать посредством телесных проявлений.

Взрослые охотно признают, что «все болезни от нервов», но почему-то только тогда, когда это касается их самих. Если же речь заходит о психосоматических расстройствах у детей, чаще всего родители отказываются это принимать. И напрасно. Многие детские болезни имеют под собой психологические основания. Дети, возможно, даже больше, чем взрослые подвержены психосоматическим заболеваниям, так как они более чувствительны и эмоциональны. Им сложнее справиться со своими переживаниями и стрессом по причине того, что они просто не знают, как это сделать и не всегда могут описать и сформулировать свои ощущения.

Существует мнение, что психосоматические заболевания могут развиваться уже у новорождённых детей и даже закладываться в пренатальный период развития. На это могут влиять такие факторы, как эмоциональное состояние матери, её образ жизни, отношение к беременности (желанная/нежеланная), предпочтение ребенка определенного пола, отношения с отцом ребенка.

Когда малыш ещё совсем маленький, язык тела – это единственный способ коммуникации между ним и матерью, он «говорит» о том, что его беспокоит, посредством кожных высыпаний, повышения температуры, частых срыгиваний, рвоты и т.п. Ребёнок постарше, который уже умеет говорить, не всегда может разобраться в своих чувствах, правильно их истолковать и высказать. Его что-то тревожит, но он не понимает этого, переживания находятся на подсознательном уровне. Подросток часто подавляет свои эмоции и стесняется делиться ими со взрослыми. Поэтому телесные проявления играют роль своеобразного «канала связи» между детьми и родителями. Частые, плохо поддающиеся медикаментозному лечению заболевания могут выступать так называемым психосоматическим симптомом. В этом случае болезнь – это способ сообщить взрослым о какой-то своей проблеме, потребности.

Какие заболевания и проблемы считаются у детей психосоматическими?

К заболеваниям, имеющим под собой психосоматические причины, относят:

  • острые респираторные заболевания, простуды, герпес;
  • проблемы желудочно-кишечного тракта (боли в желудке, тошнота, рвота, диарея, психологический запор);
  • аллергии, кожные заболевания (нейродермит, экзема, псориаз, атопический дерматит);
  • заболевания носоглотки (ангина, тонзиллит, аденоидит, хронический насморк);
  • хронический кашель, бронхит, бронхиальная астма;
  • анемия;
  • дисфункция щитовидной железы;
  • головные боли;
  • нарушения сна;
  • энурез, энкопрез;
  • конъюнктивит.

Как формируются психосоматические заболевания?

Человеческие переживания, тревоги, отрицательные эмоции должны быть выплеснуты или проработаны, их нельзя держать в себе, иначе они никуда не исчезают и остаются «на хранении» в организме. Если же травмирующая, приносящая душевный дискомфорт ситуация повторяется снова и снова, эмоции накапливаются внутри и в конце концов находят выход в виде тех или иных физиологических симптомов.

Какие ситуации могут спровоцировать психосоматические заболевания у детей?

Наиболее распространёнными причинами психосоматических расстройств у детей являются:

  • обстановка, психологический климат в семье (напряжённые отношения между родителями, частые ссоры). В таких случаях ребёнок пытается стать «спасателем» родительских отношений. Подсознательно он решает: «если я буду болеть, мама и папа перестанут ругаться, мы будем все вместе». И часто это работает – родители на время болезни ребёнка объединяются перед общей бедой, откладывают свои ссоры и бросают все силы на лечение ребенка. Но после его выздоровления обстановка в семье становится прежней, малыш снова страдает и, как следствие, заболевает повторно. Замкнутый круг. Дети, страдающие от конфликтов родителей, часто подвержены заболеваниям носоглотки (ангины, тонзиллиты, хронический насморк, отиты);
  • сильное эмоциональное потрясение (потеря близкого человека, домашнего питомца, развод родителей). Ребёнок тяжело переживает подобные события. Ему труднее справиться с горем. Нередко, не понимая, по какой причине оно произошло, малыш подсознательно начинает винить себя. Если чувство вины не отпускает, разрастается, давит, ребёнку трудно его побороть, он заболевает физически. У детей процесс горевания происходит не так, как у взрослых. Внешне малыш может быть спокоен и весел, но на уровне его организма и психики происходят изменения, которые «точат» изнутри;
  • рождение ещё одного малыша. Часто ребёнок оказывается не готов к появлению на свет брата или сестры. Внезапно для всех он становится «уже взрослым» и должен понимать, что маленькому брату или сестре ЕГО (!) мама нужна больше, чем ему самому, что нужно делить с малышом комнату, игрушки, любовь и внимание родителей, в общем, всё, что до этого принадлежало только ему. Он чувствует себя покинутым, ненужным, отвергнутым и, как правило, не рассказывает о своих переживаниях родителям. Накапливаясь, такие чувства могут привести к аденоидиту, частым ОРВИ.
  • отношения с матерью. Сюда входит и чрезмерное влияние матери (гиперопека), и, наоборот, недостаток внимания (гипоопека). В первом случае мама чересчур опекает ребёнка, контролирует каждый его шаг, буквально «душит» его своей заботой. Это часто приводит к психосоматическим расстройствам дыхательной системы (хронический кашель, бронхиты, бронхиальная астма). При гипоопеке матери ребёнок по большей части предоставлен сам себе и все свои проблемы вынужден решать самостоятельно. Но такая ноша непосильна для него. Это может обернуться неполадками в пищеварительной системе (тошнота, рвота, диарея и проч.);
  • трудности с адаптацией в новом коллективе (детском саду, школе), сложности в отношениях с другими детьми. Часто родители жалуются на то, что ребёнок неделю ходит в сад, а потом две недели болеет, и так постоянно. И не всегда причина кроется в слабом иммунитете. Возможно, малыш просто не хочет идти туда, ему там плохо, страшно, грустно. Подавление этих чувств может привести к частым простудам, герпесу и даже обморокам;
  • чрезмерные требования, излишняя строгость и завышенные ожидания родителей. Если родители слишком строги, задают чересчур высокую планку поведения, у ребёнка формируется чувство несостоятельности, боязнь не соответствовать ожиданиям взрослых. Кроме того, родители часто подавляют эмоции ребёнка, используя в общении с ним реплики типа: «хорошие дети так себя не ведут», «мальчики не плачут» и т.п. Когда ребёнок не позволяет себе выразить то, что он чувствует, это прямой путь к ангинам, хроническому кашлю и насморку. Также такие дети часто страдают от заикания, логоневроза, которые сопровождаются судорогами артикуляционного аппарата, возникающими от чрезмерного возбуждения нервной системы и хронического напряжения мышц лица, гортани и грудины. Это подтверждает и практика нашего Центра.
Читайте также:  «Викс Актив» для детей: инструкция по применению

Это далеко не все возможные примеры развития психосоматических заболеваний у детей. Их великое множество. Развиваются и протекают они у каждого ребёнка по-разному. Это зависит от его восприимчивости, чувствительности, способности преодолевать трудности.

Как определить, является ли заболевание психосоматическим?

Безусловно, не все детские болезни вызваны психосоматикой. Для того, чтобы с уверенностью говорить о том, что заболевание имеет психосоматический характер, необходимо пройти тщательное всестороннее медицинское обследование. Если никаких серьёзных патологий не выявлено, а заболевания обретают регулярный характер, плохо поддаются медикаментозному лечению, имеют явную или не очень закономерность, связь с определёнными событиями в жизни ребёнка, родителям стоит проанализировать, не провоцируют ли их какие-то психологические проблемы.

Если вы подозреваете, что частые болезни вашего ребёнка могут носить психосоматический характер, необходимо разбираться с этим как можно скорее. Важно не упустить время, выявить причины, вызывающие психосоматический симптом, чтобы не дать ему закрепиться, стать стереотипной реакцией на стресс и перерасти в самостоятельное полноценное заболевание.

Для начала следует внимательно понаблюдать за ребёнком. Проследить, не имеет ли он недомогание в связи с какими-нибудь событиями (например: ребёнок стал свидетелем ссоры родителей и на следующий день слёг с температурой; или у него часто болит живот перед контрольной работой в школе либо выступлением на публике). Или же он подсознательно «любит» болеть, так как может извлечь из болезни скрытую выгоду (болею, значит, не пойду в ненавистную школу, буду целый день смотреть мультфильмы, мама приготовит что-нибудь вкусное). Нужно проанализировать также своё поведение, понять, что хочет донести до вас ребёнок (может, ему не хватает внимания, ласки, может, он боится вас потерять).

Если вам удалось выявить травмирующее событие, необходимо поговорить об этом с ребёнком, помочь ему выразить подавленные эмоции, проговорить вслух его переживания, тревоги, страхи. Иногда бывает достаточно просто побеседовать с ребёнком по душам, понять, что он хочет, что доставляет ему дискомфорт и нервирует, постараться избегать ситуаций, которые его расстраивают, наладить доброжелательную и спокойную обстановку в семье.

Но чаще всего родителям трудно справиться с этим своими силами. Если решить проблему самостоятельно не получается в течение нескольких месяцев, или ситуация резко усугубляется, стоит обратиться к детскому психологу. Он поможет выявить причину частых болезней, проанализировать и проработать психологические трудности ребёнка.

Стоит помнить, что психосоматические расстройства – это не симуляция. Ребёнок действительно болен. Психологическое лечение ни в коем случае не должно мешать медикаментозному. Лучше всего, когда проблема решается комплексно: врачи со своей стороны проводят необходимое лечение физических недугов, а психолог помогает устранить психогенные факторы, вызывающие заболевания.

Читайте также:  Сумамед для детей: инструкция по применению

Нужна помощь детского психолога? Запишитесь на прием по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте, мы вам обязательно перезвоним!

В здоровом теле – здоровый дух. Психосоматика – что это такое?

Тошнит? Чувствуете общую слабость? А может вас стали беспокоить головные боли? Эти и целый ряд других разнообразных проявлений могут указывать на реальные, хорошо известные медицине заболевания. Однако бывает и так, что ни один из современных методов диагностики не помог найти причину симптомов.

Когда физические недуги не поддаются традиционному объяснению , а являются ответом организма на переживание негативных эмоций, можно заподозрить психосоматику. Что же такое психосоматическое расстройство – модный диагноз или подтверждённый наукой факт?

С древности и до наших дней

Интерес к тесной связи соматической (телесной) и психической (душевной) сферы возник ещё во времена Гиппократа. В трудах Авиценны можно встретить обоснование гипотезы возникновения недугов из-за воздействия отрицательных эмоций. Понятие «психосоматика» упоминается в научной литературе начала XIX века, а активный интерес среди учёных к этой группе болезней отмечается с середины XX века.

Согласно статистике, количество случаев психосоматических заболеваний с каждым годом увеличивается, что обуславливает актуальность их изучения.

В чём причина психосоматических расстройств ?

Не получается уснуть перед волнующим событием, краснеет лицо при публичном выступлении, потеют ладони во время конфликта – такая реакция организма при кризисных ситуациях естественна. Но если стресс сильный, события психотравмирующие , могут развиться заболевания внутренних органов без видимых на то объективных причин.

В современных условиях человеку часто приходится сдерживать свои эмоции, особенно негативной окраски (гнев, агрессию, раздражение), вытесняя их в подсознание. Подавленные эмоции, в свою очередь, вызывают изменения в деятельности внутренних органов, хронический стресс способствует ослаблению иммунитета, человек начинает часто болеть.

С чем связана такая реакция органов? Всё дело в гормонах, а точнее некоторых из них. Воздействие стресса на организм запускает интенсивную выработку дофамина, адреналина, норадреналина, ускоряющих физиологические процессы (дыхание, сердцебиение). Получая сигнал о стрессе, мозг даёт команду надпочечникам вырабатывать гормон кортизол, который отвечает за прилив крови к мышцам, обеспечивая защитную функцию «беги или дерись». Поступление достаточного количества кислорода к мышцам и органам, работающим в экстремальном режиме, достигается за счёт усиления кровотока, повышения артериального давления в результате спазм а сосудов.

Когда человек оказывается в безопасности, для нормализации деятельности сердечно-сосудистой и других систем организма должен произойти выплеск эмоций. Но если такой разрядки не происходит, то гормональный дисбаланс и спазм сосудов сохраняются, а это может привести, к примеру, к артериальной гипертензии.

Как распознать психосоматику?

Часто пациенты не видят взаимосвязи между собственными переживаниями и физическим состоянием, поэтому до выявления психосоматической природы недуга проходят неоднократные консультаци и у различных специалистов, обследовани я , а порой и получают лече ние .

Заподозрить психосоматику можно тогда, когда:

  • болезнь развилась на фоне острой или хронической психотравмирующей ситуации;
  • обострения заболевания зависят от воздействия психогенных факторов;
  • нет других явных причин для развития патологии – инфекции, интоксикации, отягощённой наследственности и т. д.

Симптомы психосоматических расстройств разнообразны. Пациенты могут жаловаться на:

  • беспричинные головные боли;
  • головокружение;
  • тяжесть в теле и конечностях;
  • боли в сердце, мышцах; тяжесть в спине;
  • онемение и покалывание в разных частях тела;
  • бессилие, слабость, повышенную утомляемость;
  • диспепсические явления (тошнот у , рвот у , расстройства стула);
  • озноб, «приливы»;
  • затруднение глотания;
  • удушье и другие.

Классификация психосоматических расстройств

Психосоматические расстройства встречаются как у взрослых, так и у детей.

Попытка их систематизации привела к выделению трёх основных групп:

1. Конверсионные симптомы. Человек ощущает реальные признаки неврологических нарушений, а по результатам медицинских обследований он совершенно здоров. Пациент может жаловаться на то, что не видит, не слышит, не может двигаться.

2. Функциональные синдромы. Сопровождаются функциональными нарушениями в работе разных органов и систем – сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, эндокринной, опорно-двигательного аппарата, но их главная предпосылка – стресс.

3. Психосоматозы. Это истинные психосоматические болезни, сопровождающиеся патологическими изменениями в органах. Среди них:

  • бронхиальная астма;
  • язвенный колит;
  • эссенциальная артериальная гипертензия (гипертоническая болезнь);
  • нейродермит;
  • ревматоидный артрит;
  • сахарный диабет;
  • язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки и другие.

Как помочь пациентам с психосоматикой

Эффективность лечения психосоматических расстройств зависит от выявления и устранения причины их развития. С этой целью используют психотерапевтические техники. Лекарственные препараты при психосоматических расстройствах назначают при наличии сопутствующих эмоциональных и поведенческих проблем. Положительно на эмоциональном здоровье человека сказываются занятия спортом, арт-терапией, иппотерапией, массаж, йога. Помощь в восстановлении психологического равновесия может оказать и ближайшее окружение пациента.

Хотите избежать развития психосоматических расстройств – научитесь противостоять стрессу, строить конструктивные межличностные взаимоотношения, управлять эмоциями и давать им выход в социально приемлемой форме.

Ссылка на основную публикацию