Проблемы с пятками у детей и взрослых с точки зрения психосоматики

Плоскостопие и заземление в телесно ориентированной психотерапии

Еще А.Лоуэн начал говорить о заземление или осознаваемой точке опоры с точки зрения психологии. Под заземлением он подразумевал насколько хорошо человек энергетически соединен с почвой под ногами. От этого зависти насколько устойчив человек в жизни не только физически, но и психически. Насколько гармонично он умеет выстраивать отношения с окружающими. “Люди не укорененные в реальности могут стать рабами сильных чувств”. Представьте дом без заземления в который попала молния. Правильно, он очень быстро сгорает, причем изнутри, как и человек у которого сильная эмоция не может выйти наружу разрушает его тело орган за органом, сустав за суставом.

При этом Лоуэн был не первым т.к. еще у древних славян есть упоминание о чакре земля (цвет бардовый и находится между стоп), открывается как только человек начинает ходить и ведет к более быстрому развитию. А ведь так и есть ребенок начинает стремительно развиваться как только встает на ноги, т.к. перед ним раскрывается огромный неизвестный мир, который предстоит познать.

Давайте теперь рассмотрим это с точки зрения физиологии. Посмотрим на здоровую стопу и возможные отклонения.

У стопы есть 2 свода продольный и поперечный, которые, за счет амортизации, уменьшают нагрузку при ходьбе и прыжках на вышестоящие суставы и позвоночник.

На картинке внизу можно увидеть как движется энергия во время ходьбы. Помните 3й закон Ньютона (Сила действия равна силе противодействия). При правильной ходьбе идет удар внешней части пятки о поверхность земли, далее энергия уходит по стрелке в ладьевидную кость затем в 5й плюснефаланговый сустав и далее в 1й плюснефаланговый сустав и выходит наружу через большой палец. Если очень узкая обувь или высокий каблук, то энергия выходит через 1й плюсне фаланговый сустав в бок и начинает расти шишка на большом пальце (Halus valgus), а так же расплющивается поперечный свод. В результате уменьшается амортизирующая поверхность поперечного свода.

Другая проблема это когда слабый мышечный каркас и мышцы не удерживают стопу, и внутренний свод стопы сваливается внутрь, это называют вальгус стопы. Такая стопа так же влияет на положение коленного сустава (Х-образные ноги). При этом в самой стопе формируется поперечное плоскостопие. И человек с такой стопой уже не может долго находиться на ногах. Они начинают быстро уставать и болеть.

С точки зрения остеопатии от стоп у людей начинается много проблем.

Как я уже сказал идет влияние на коленные и тазобедренные суставы, на положение таза и крестцово подвздошного сустава, на позвоночный столб и на работу внутренних органов.

А с точки зрения психологии не отработанные эмоции начинают скапливаться в разных отдела человеческого тела, а если что то долго хранится, то оно рано или поздно прокисает и начинает отравлять организм.

Получается, что если мы хотим оказывать человеку комплексную помощь, то работать нужно не с симптомом, а со всем телом и психикой одновременно. И если хотим, получить более быстрый результат, то надо при осмотре человека обратить внимание на стопы.

В телесно ориентированной психотерапии принято делать первичный осмотр всего тела, а в йогатерапии начинается осмотр со стоп.

Что же с этим делать?

Йогатерапевтические практики очень эффективно работают с плоскостопием. Было исследование в котором принимало участие более 100 человек и все показали положительный результат. Сам результат зависел от мотивации ведь надо каждый день тратить от 15-30 минут на свои стопы. Как считаете это много или мало?

Ведь теперь Вы понимаете, что это стоит того!

Благодарю за Внимание!

Буду рад комментариям. Если интересно продолжить данную тему, то пишите об этом!

Психосоматические заболевания детского возраста: интервью «Лечащего врача»

Одна из самых серьезных диагностических проблем – психосоматические заболевания. Их выявлению и лечению у детей был посвящен мастер-класс Вейновских чтений – крупнейшей ежегодной неврологической конференции. Мы задали спикерам ряд вопросов.

Заболевания, известные современной медицине, исчисляются десятками тысяч. Значимое место при этом занимают две большие группы: соматические заболевания, которые влияют на функцию тех или иных внутренних органов, и психические заболевания, изменяющие восприятие реальности и личность пациента. Сегодня все больше данных указывает на то, что такое строгое деление не совсем верно, поскольку ряд соматических заболеваний могут быть спровоцированы психическими факторами, например, стрессом. В то же время, соматическая патология может повлиять на формирование и манифестацию у пациента тех или иных патологических психических состояний.

В связи с этим особую значимость приобретает диагностика и лечение психосоматических расстройств. Этот термин объединяет соматические заболевания, которые не вызваны определенной структурной патологией органа и могут быть обусловлены неблагоприятным состоянием психической сферы. Они особенно распространены среди жителей крупных городов, которые каждый день подвергаются значительному стрессу.

Психосоматические заболевания могут развиться не только у взрослых, но и у детей. Этой проблеме был посвящен один из мастер-классов Вейновских чтений – крупнейшей ежегодной конференции, посвященной актуальным проблемам неврологии. Спикеры подготовили ответы на несколько вопросов наших корреспондентов.

Читайте также:  Рвота с кровью у ребенка

Леонид Семенович Чутко, д.м.н., профессор, руководитель Центра поведенческой неврологии Института мозга человека (Санкт-Петербург).

Светлана Александровна Немкова, д.м.н., профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета Российского Национального исследовательского медицинского Университета им.Н.И.Пирогова Минздрава России.

ЛВ: Когда стали выделять психосоматические заболевания?

Впервые понятие «психосоматическое заболевание» предложил немецкий врач Хайнрот в 1818г. Он использовал данный термин для обозначения взаимосвязи телесных недугов пациентов и их душевных страданий. Хайнрот предположил, что соматические расстройства могут вызываться душевными расстройствами. Идеи связи телесного и психического высказывались еще Гиппократом.

В 1922 году благодаря венскому психоаналитику Дойчу было введено понятие «психосоматическая медицина». Концепция психосоматической медицины основана на представлении о взаимосвязи психической и физической сфер жизнедеятельности человека. Она объединила такие заболевания, как ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, псориаз. Существенную роль в их патогенезе играют неблагоприятные психические воздействия.

Диагностика и лечение психосоматических заболеваний остается одной из важнейших проблем медицины и сегодня. Согласно современным данным, психосоматическая патология является причиной обращения за медицинской помощью в поликлинику детей в 8-40% случаев.

ЛВ: Чем опасны психосоматические заболевания?

Под влиянием психогенных факторов формируются угрожающие заболевания – бронхиальная астма, артериальная гипертензия, язвенная болезнь желудка. При этом их диагностика относительно сложна. Следует учитывать не только клинические проявления, но и данные психологических исследований, а также семейные, культуральные и социальные факторы.

ЛВ: Какие факторы могут способствовать развитию психосоматических заболеваний?

На развитие психосоматических заболеваний влияют особенности личности (например, повышенный уровень тревожности), семейные особенности, а также патология перинатального периода.

ЛВ: Как происходит формирование психосоматических расстройств?

Выделяют три этапа развития психосоматического расстройства в детско-подростковом возрасте. Кратковременные эмоциональные нарушения и функциональные соматические расстройства называют психосоматическими реакциями. При их усилении они трансформируются в психосоматические состояния. Наконец, формируются психосоматические заболевания, которые имеют органическую основу.

Соматический компонент психосоматической патологии у детей и подростков во многом зависит от возраста. Например, до 7 лет патология проявляется, в основном, в пищеварительной и кожной системах, с 8 лет— в двигательной сфере, с миалгиями и артралгиями, а также с алгическими (цефалгическими) проявлениями, и с 10 лет — нарушениями в эндокринной системе.

ЛВ: Какова распространенность соматопсихических заболеваний в популяции?

У 70% соматически больных обнаруживают психические нарушения различного регистра и степени тяжести.

ЛВ: Как соматическая болезнь влияет на психику человека?

Выделяют 2 основных вида патогенного влияния соматической болезни на психику.

Вследствие интоксикации, гипоксии и других воздействий на ЦНС при соматических инфекционных, эндокринных и и др. заболеваниях могут возникнуть соматогении. Они влияют на возникновение психических заболеваний. А с психологической реакцией личности на заболевание и его возможные последствия связаны нозогении.

При этом у пациента может развиваться гипонозогнозия или гипернозогнозий – это пренебрежительное или, наоборот, преувеличенное отношение к своей болезни, лечению, симптомам.

К гипернозогнозии могут приводить ятрогенные факторы, например, необдуманная фраза врача.

ЛВ: Могут ли перенесенные тяжелые соматические заболевания отрицательно сказываться в дальнейшем на психическом развитии ребенка и приводить к поведенческим нарушениям?

Да, еще 1982 году К.С. Лебединская, исходя из этиологического принципа, описала задержку психического развития соматогенного происхождения. Этот тип психической задержки обусловлен влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (врожденные и приобретенные пороки соматической сферы, например, сердца, эндокринопатии, хронические инфекции, аллергические состояния). В клинике у таких пациентов преобладают астенические проявления с истощаемостью по гипостеническому типу, эмоциональная лабильность, нарушения концентрации и распределения внимания, а также задержка эмоционального развития — соматогенный инфантилизм. Он обусловлен рядом невротических наслоений — неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности. В МКБ-10 данный вид патологии представлен в разделе F8 -Расстройства психологического (психического) развития, а также в разделе F90-F98 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте. Более того, показано, что до 5% случаев умственной отсталости (F70-F79) могут быть обусловлены влиянием метаболические (эндокринных) нарушений.

ЛВ: прослеживается ли влияние генетических факторов на формирование нарушений обмена веществ, которые могут приводить к формированию интеллектуальной недостаточности?

Да, это целый ряд моногенных заболеваний, таких как нарушения обмена аминокислот, дефицит креатина, дефицит витаминов / кофакторов, нарушения обмена металлов, лизосомные болезни накопления, митохондриальные болезни.

ЛВ: может соматический фактор в виде дефицита витаминов и микроэлементов негативно сказываться на психическом развитии ребенка?

Безусловно, микронутриентный дефицит может способствовать формированию нарушений нервно-психического развития. Есть работы, демонстрирующие, что своевременное назначение в данном случае поливитаминных комплексов способствует значительному улучшению когнитивного статуса ребенка.

ЛВ: Связаны ли нарушения сна у детей с психосоматическими и соматопсихическими расстройствами?

Нарушения сна у детей могут быть обусловлены эмоциональными причинами (в МКБ-10 данные нарушения представлены в рубрике F51- Расстройства сна неорганической этиологии). К соматопсихической патологии можно отнести расстройства сна органической этиологии (G47.), а именно апноэ во сне (G47.3). Данные патологические состояния могут вызывать целый ряд нейрокогнитивных осложнений, таких как дневная сонливость, повышенная утомляемость, дефицит внимания и гиперактивность, агрессия, депрессия, соматизация жалоб, академическая неуспеваемость. В тяжелых случаях могут развиваться эндокринные расстройства вследствие нарушение продукции соматотропного гормона (гормона роста), вплоть до задержек физического развития, а также склонность к ожирению.

Читайте также:  Иммунал для детей: инструкция по применению

ЛВ: Могут ли эндокринные заболевания вызывать психические нарушения?

Да, безусловно. При эндокринных заболеваниях психические расстройства возникают вследствие влияния дисбаланса нейрогуморальной регуляции обменных процессов, а также психотравмирующих перегрузок, возникших после осознания негативных социальных последствий болезни.

Для клинической картины характерны следующие закономерности: во-первых, зависимость особенностей психопатологических проявлений от стадии и тяжести эндокринной болезни; во-вторых, в случае повышения функции той или иной железы обычно усиливается и психическая функция; и, в-третьих, в случае ухудшения функционирования эндокринных желез нарастают проявления астении, на фоне которой формируются острые или хронические психотические или непсихотические отклонения, могут формироваться психоорганические нарушения. При эндокринных заболеваниях часто развивается так называемый психоэндокринный синдром при котором происходит постепенное ослабление памяти и интеллекта, мотивации, изменяется личность больного в целом.

Особенно ярко выражены психические нарушения при нарушениях функции щитовидной железы.

ЛВ: Какие психические нарушения наиболее часто развиваются у детей после перенесенных инфекций?

Наиболее часто у детей встречаются постинфекционные астении. Они возникают в результате перенесенного заболеваниях инфекционного характера (ОРВИ, гриппа, ангины, гепатита и др.), первые симптомы появляются через 1-2 недели после инфекционной болезни и сохраняются в течение 1-2 месяцев. Преобладают ощущения общего утомления, слабости, усталости, усиливающиеся при физических нагрузках. Появляются раздражительность, беспокойство, напряжение, эмоциональная неустойчивость, обидчивость, плаксивость, вспыльчивость, капризность, снижается аппетит и порог переносимости различных раздражителей: громких звуков, яркого света, вестибулярных нагрузок. Развиваются нарушения сна, потливость, ощущение перебоев в сердце, нехватки воздуха, трудности с концентрацией внимания, снижение запоминания и продуктивности интеллектуальной деятельности.

ЛВ: Как лучше лечить психосоматические и соматопсихические заболевания? Есть ли особенности у детей?

Наиболее широко применяются 2 направления лечения: медикаментозная коррекция и психотерапия.

Фармакотерапия у детей предусматривает применение небензодиазепиновых анксиолитиков: тенотен, ноофен, атаракс, а также ноотропных и нейропротекторных средств (пантогам, нооклерин, кортексин, пикамилон).

Преимуществом применения Тенотена детского является то, что препарат, сочетает в себе успокаивающие, ноотропные и вегетотропные свойства, не вызывает седации и заторможенности, улучшает память, внимание и процессы обучения, не вызывает перевозбуждения и расстройств сна, хорошо переносится. отсутствуют побочные эффекты.

Тенотен детский применяется по следующей схеме: при невротических и вегетативных расстройствах — внутрь, по 1 таблетке от 1 до 3 раз в сутки (держать во рту до полного растворения — не во время приема пищи). Рекомендуемая длительность приема препарата – 1-3 месяца. При необходимости возможно продление курса лечения до 6 месяцев или повторить через 1-2 месяца.

Кроме фармакотерапии, лечение пациентов с психосоматическими расстройствами предполагает интегративный подход с использованием современных методов психотерапии: когнитивно-поведенческой, игровой, арт-терапии.

ЛВ: Подтверждена ли эффективность применения Тенотена детского клиническими исследованиями?

Эффективность применения Тенотена детского подтверждена результатами многочисленных клинических исследований с высоким уровнем доказательности.

Мультицентровое двойное слепое плацебоконтролируемое рандомизированное исследование эффективности и безопасности применения Тенотена детского у 100 детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ легкой, средней и выраженной степени тяжести) в возрасте от 6 до 12 лет, в течение 12 недель (дозировка по 2 таблетки 2 раза в сутки), показало, что Тенотен значительно снижает тяжесть СДВГ у 34% пациентов через 3 месяца терапии, а также достоверно улучшает память и концентрацию внимания (1).

Многоцентровое двойное слепое плацебо-контролируемое исследование эффективности и безопасности применения Тенотена детского при тревожных расстройствах у 98 детей и подростков возрасте от 5 до 15 лет, в течение 12 недель (по 1 таблетке 3 раза в сутки) свидетельствовало, что Тенотен детский оказывает успокаивающее действие с 1-х дней приема, с достоверным снижением индекса тревожности у детей (тест Р. Тэмпл), при этом максимальный эффект отмечался у детей в возрасте 5-7 лет (2).

Изучение результатов применения Тенотена детского в течение 1 месяца у 60 детей и подростков (в возрасте от 11 до 15 лет) с синдромом вегетативной дисфункции показало, что Тенотен детский нормализует вегетативный тонус уже в течение первых 2-х недель терапии. По окончании курса лечения уменьшение вегетативных расстройств и редукция астено-невротического синдрома отмечалась у 80% обследованных, улучшение когнитивного статуса у 73%, что в 2 раза превосходило результаты контрольной группы (3).

Тенотен детский применяется и в практике педиатра в следующих случаях: астенические состояния после перенесенных ОРВИ, функциональные нарушения ритма сердца, в том числе, дисфункция синусового узла, у детей и подростков с вегето-сосудистой дистонией (ВСД).

ЛВ: Какие еще немедикаментозные методики применяются ли у детей и подростков для коррекции психосоматической патологии?

В лечении психосоматической патологии активно может применяться электроэнцефалографическая биологическая обратная связь с повышение мощности альфа-ритма в теменно-затылочных областях. Целью такого лечения является снижение уровня тревоги у ребенка.

Вопрос: С вашей точки зрения, какой один аспект терапии соматопсихических заболеваний у детей заслуживает наибольшего внимания врачей?

Лечение психосоматических заболеваний у детей должно носить комплексный характер и включать в себя психотерапевтическую коррекцию и рациональную фармакотерапию. При этом очень важным является оказание помощи, не только детям, но и их родителям. Очень часто именно от общей обстановки в семье зависит течение психосоматического заболевания и, следовательно, прогноз для ребенка.

Читайте также:  Отхаркивающие средства от кашля для детей

Список литературы

  1. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю. Лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью Тенотеном Детским: результаты двойного слепого плацебоконтролируемого рандомизированного исследования // Эффективная фармакотерапия. Неврология. – 2010. – №5. – С.60-65
  2. Заваденко Н.Н., Симашкова Н.В., Вакула И.Н., Суворинова Н.Ю., Балакирева Е.Е., Лобачева М.В. Современные возможности фармакотерапии тревожных расстройств у детей и подростков // Журнал неврологии и психиатрии. – 2015. – №11. – С.33-39
  3. Галактионова М.Ю., Пан И.Р. Эффективность использования препарата “Тенотен детский” при лечении синдрома вегетативной дисфункции у детей и подростков // Педиатрия. – 2010. – Т.89, №1. – С.87-91

Что такое психосоматика и как это лечить?

Все болезни от нервов? Можно ли заболеть из-за «плохих» эмоций? Что такое психосоматическое расстройство? На эти и многие другие вопросы журнала «Челленджер» отвечает кандидат медицинских наук, врач-кардиолог высшей категории, доцент кафедры факультетской терапии лечебного факультета ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И. М. Сеченова Антон Родионов.

— В 80—90-е годы прошлого века у нас в институте (Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова. — Прим. ред.) работал очень известный психолог профессор Ю. М.Орлов. Ему принадлежала теория «саногенного мышления». Её смысл сводился к тому, что если мыслить правильно, культивировать хорошие эмоции и бороться с плохими, то можно предотвратить множество заболеваний. Надо признать, что для неокрепших умов юных медиков его теория выглядела весьма убедительно…

Могут ли эмоции влиять на здоровье? Определённо да. Быть причиной — нет. Негативные эмоции активизируют симпатическую нервную систему, что, в свою очередь, приводит к повышению артериального давления, увеличению частоты пульса и спазму сосудов. Всем известны истории, когда на фоне, например, испуга или гнева у людей случались инфаркты и инсульты. Повторю: эмоция в этом случае не причина заболевания, а лишь провоцирующий фактор, триггер.

В отдельных случаях негативная эмоция, конечно, может стать и причиной заболевания. Например, если со злости ударить кулаком по стене, можно сломать руку. Вот вам вполне отчётливая причинно-следственная связь. Кстати, не надо забывать и о существовании обратной взаимосвязи. Нередко причиной негативных эмоций становятся хронические телесные страдания. Вспомните Бабу-ягу с костяной ногой — возможно, она была бы очень милой старушкой, если бы не хроническая боль в тазобедренном суставе…

«Все болезни от нервов» — это миф?

Это даже не миф, это просто старая студенческая шутка. Полная цитата звучит так: «Все болезни — от нервов, и только пять — от любви» (имеется в виду пять классических венерических болезней). Впрочем, хронический стресс — действительно доказанный фактор риска развития как минимум сердечно-сосудистых заболеваний. Несколько лет назад при помощи позитронно-эмиссионной томографии (высокоточного исследования, позволяющего изучать обменные процессы в различных тканях) учёные выявили механизмы, трансформирующие стресс в хроническое воспаление, которое, в свою очередь, служит ключевым механизмом развития атеросклероза.

— Однако повторяю снова и снова: стресс не причина болезней, а один из факторов риска, который работает лишь сообща с другими факторами, прежде всего генетическими.

Психосоматическое расстройства: каковы причины и механизмы их возникновения?

Психосоматические заболевания — это группа болезней, которые проявляются телесными страданиями (то есть симптомами заболеваний внутренних органов), но их основная причина всё же кроется в неполадках со стороны нервной системы. К ним относят целый спектр желудочно-кишечных расстройств (функциональная желудочная диспепсия и синдром раздражённого кишечника), фибромиалгию (специфический болевой синдром в проекции суставов), гипервентиляционный синдром (ощущение нехватки кислорода и потребность в частом дыхании) и много чего ещё.

То, как связаны между собой психические страдания и соматические симптомы, поясню на примере самой распространённой жалобы, с которой пациенты приходят к кардиологу — ощущения учащённого сердцебиения. Тахикардия (частый пульс) в норме возникает, когда надо отреагировать на внешний раздражитель, например убежать от опасности. В этой ситуации мышцам нужно больше крови, следовательно, сердце должно увеличить частоту сокращений. Но когда опасность проходит, пульс нормализуется. Пациент с невротическим расстройством внешне спокоен, за ним никто не гонится, ему никого не нужно догонять, но головной мозг даёт сигнал: «Ты в опасности, убегай!» В результате активируется симпатическая нервная система, повышается давление и учащается пульс. Пациент чувствует себя плохо… В этом случае лечить тахикардию как отдельный симптом по меньшей мере нелепо — надо лечить само невротическое заболевание, причём лечить таких пациентов должен не кардиолог, а психиатр или психотерапевт.

Что касается детской психосоматики, расскажу ещё одну историю. Недавно на приём пришла молодая женщина. Она выглядела очень встревоженной и всё время пыталась меня расспросить о здоровье своего мужа, хотя, по моим представлениям, её муж вполне мог сам прийти на приём. В разговоре выяснилось, что муж (много работающий и хорошо зарабатывающий человек) дома постоянно кричит на жену и ребёнка, при этом ещё успешно манипулирует своим повышенным давлением, но лечиться не хочет. В конце нашей встречи женщина спросила, нет ли у меня на примете хорошего невролога, специалиста по детским тикам… Стоит продолжать рассказ? По-моему, не надо быть доктором Хаусом, чтобы понять простую вещь: большинство преходящих неврологических и невротических симптомов у детей — это проблема с родителями.

Читайте также:  Проблемы с кишечником у детей и взрослых с точки зрения психосоматики

Что такое «чикагская семёрка» и насколько актуальна такая классификация в наши дни?

Классификации психосоматических расстройств мне не очень нужны в повседневной работе, да и про «чикагскую семёрку» я впервые узнал благодаря этому вопросу. Прочитал и ужаснулся. Неужели в XXI веке кто-то всерьёз может рассматривать их как «болезни неотреагированных эмоций»! Перечислю эти семь заболеваний с указанием их истинных причин:

  1. Артериальная гипертензия — заболевание, в основе которого лежит генетическая предрасположенность, реализуемая десятком дополнительных факторов (курение, избыточный вес, злоупотребление солью, гиподинамия, повышение уровня сахара и холестерина и так далее). Стресс — лишь один из факторов риска, но далеко не основной.
  2. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки — заболевание, причина которого прекрасно изучена ещё в конце XX века. Это микроорганизм по имени Helicobacter Pylori. Да, описаны острые «стрессовые» язвы, но это совсем другая история.
  3. Воспалительные заболевания кишечника (неспецифический язвенный колит и болезнь Крона) — группа воспалительных аутоиммунных заболеваний с генетической предрасположенностью.
  4. Нейродермит (атопический дерматит) — заболевание, имеющее генетическую предрасположенность. Стрессовый фактор лишь в некоторых случаях может быть причиной обострения.
  5. Бронхиальная астма — хроническое воспалительное заболевание с чёткой генетической предрасположенностью. Иногда стресс может способствовать обострению, а иногда и наоборот — стимуляция симпатической нервной системы приводит к расширению бронхов.
  6. Тиротоксикоз (гиперфункция щитовидной железы) — классическое аутоиммунное заболевание, в основе которого лежит выработка антител к тканям щитовидной железы. Здесь горе-психологи вообще путают причину и следствие. Тиротоксикоз очень сильно меняет характер человека — он становится плаксивым, вспыльчивым, нервным. После излечения тиротоксикоза психические проявления полностью уходят.
  7. Ревматоидный артрит — болезнь с неизвестной природой (обсуждается связь генетических и инфекционный факторов). Однако стресс тут точно ни при чём.

Болезнь Паркинсона возникает из-за стремления к контролю? Аденоиды у детей появляются, когда они чувствуют, что родители их не любят?

Приведённые примеры — плод неуёмного воображения диванных психологов. У обеих болезней есть гораздо более понятные причинные факторы, хотя и не до конца изученные. А вот психосоматические заболевания желудочно-кишечного тракта (функциональная диспепсия, синдром раздражённого кишечника) действительно характерны для людей мнительных, тревожных и неуверенных в себе. В древности даже существовала поговорка: любой невропат — колопат (colon — лат. «толстая кишка»).

Ипохондрия — это тоже психосоматика?

Строго говоря, «ипохондрическое расстройство» — это не психосоматика, это чистая «психика», то есть настоящее тревожное невротическое расстройство, в рамках которого пациент бесконечно ищет у себя соматические заболевания и цепляется к самым безобидным симптомам. Моя почта переполнена письмами от ипохондриков, которые, обнаружив у себя несколько десятков экстрасистол (внеочередных сокращений сердца), тут же интересуются, какова теперь у них вероятность внезапной смерти.

Как происходит диагностика психосоматических расстройств?

Пациенты с психосоматическими расстройствами могут посещать врачей любой специальности. У кого-то болезни проявляются немотивированной одышкой и сердцебиением, у кого-то тошнотой, рвотой и поносом, а у некоторых — болевыми синдромами.

— Главный диагностический критерий — обследование, зачастую неоднократное — не позволяет обнаружить никаких признаков органического заболевания. Именно этот факт должен навести на мысль о необходимости консультации с психиатром или психотерапевтом.

Основа диагностики — беседа с пациентом. Уже только на основании того, как пациент излагает жалобы, можно задуматься о наличии психосоматических расстройств. Если врач располагает достаточным временем для выяснения обстоятельств, связанных с началом или обострением заболевания, если найдёт аккуратные слова для выяснения психотравмирующих ситуаций, то картина болезни начнёт вырисовываться. Как я уже сказал, диссоциация между жалобами и отсутствием органической патологии — важный аргумент в пользу «психосоматики». Конечно, разумный объём дообследования всегда необходим, но он не должен быть избыточным.

Приведу в пример одно из классических психосоматических заболеваний — синдром раздражённого кишечника (СРК). В России считают, что для установки диагноза нужно обязательно сделать колоноскопию — непростое и недешёвое эндоскопическое обследование толстого кишечника. Во всём мире считают иначе. Если длительные симптомы кишечного дискомфорта (поносы или запоры, вздутие живота и так далее) не сопровождаются наличием так называемых «красных флагов» (снижение веса, кровь в кале, воспалительные изменения в анализах крови, поздний возраст начала болезни и наличие онкологических заболеваний у близких родственников), то мучить пациента такой непростой процедурой, как колоноскопия, смысла нет — диагноз СРК весьма вероятен.
Сколько лет проходит от обращения пациента с психосоматическим расстройством до постановки ему корректного диагноза? Бывает по-разному. Мне кажется, что если правильно построить общение с пациентом, то это совсем не сложно. Но мы этому хорошо обучены. Дело в том, что наш ныне покойный учитель, бывший директор клиники факультетской терапии Первого меда (ныне Сеченовский университет) профессор В. И. Маколкин большое внимание уделял изучению психосоматической патологии, в результате чего на базе клиники был фактически создан небольшой психосоматический центр. Сотрудники клиники довольно хорошо ориентируются в патологии такого рода, кроме того, нас поддерживает команда из нескольких психиатров.
Иногда случается, что от начала заболевания до получения профессиональной помощи проходят годы. Сложно сказать, с чем это связано. Скорее всего, с тем, что коллеги «не видят» психосоматику или же стесняются отправить пациентов к психиатру, опасаясь, что пациенты их неправильно поймут.

Читайте также:  Беродуал для детских ингаляций: инструкция по применению

Как лечить психосоматику?

Всё зависит от ситуации; понятие «психосоматические расстройства» слишком широкое. В лёгких случаях специфическое лечение вообще не требуется, достаточно детальной беседы врача с пациентом и разъяснения сути происходящего. Дело в том, что порой пациента тревожат не столько сами симптомы, сколько неизвестность и подозрение на серьёзные органические заболевания. Если объяснить, что за «ощущением неполного вдоха» или «покалываниями в сердце» не стоят органические болезни сердца и лёгких, многих пациентов это вполне удовлетворит.

В отдельных случаях врач-интернист (терапевт, кардиолог, гастроэнтеролог и другие) самостоятельно может назначить психотропную терапию, если он умеет, конечно, это делать. Скажем, квалифицированный гастроэнтеролог вполне может и должен сам назначать антидепрессанты пациентам с функциональными заболеваниями желудочно-кишечного тракта, не прибегая к помощи психиатров. Зачем антидепрессанты гастроэнтерологическим пациентам? Они нужны для того, чтобы разорвать патологическую связь между сигналами в головном мозге и симптомами со стороны желудочно-кишечного тракта. Кстати, антидепрессанты давно уже перестали быть специфическими препаратами для лечения депрессии. Их с успехом применяют и в терапии некоторых болевых синдромов.

Если интернист чувствует, что пациенту нужна серьёзная комбинированная терапия, то лучше подключить к лечению психиатра, так как психофармакология довольно сложна и арсенал препаратов многообразен. Желательно консультироваться не просто с психиатром из районного диспансера, а со специалистом, который имеет опыт работы именно с психосоматическими пациентами.

Психотерапия (то есть лечение в разговорном жанре) может быть весьма полезна многим пациентам с психосоматическими расстройствами. Есть только два минуса: это дорого и долго. Противопоказание к психотерапии — симптомы «большого» психического заболевания (бредовые расстройства, галлюцинации), впрочем, это уже выходит за рамки темы «психосоматика».

А вот что пациенту точно не нужно — это видимость лечения с использованием пустышек: витаминов, «общеукрепляющих», «метаболических», «сосудистых» препаратов и так далее.

Могут ли психосоматические заболевания со временем трансформироваться в соматические патологии?

Маловероятно. Вернёмся в начало. Факторами риска они могут быть, причиной — нет. То есть гипервентиляционный синдром не превратится в астму, СРК не станет язвенным колитом, фибромиалгия не трансформируется в ревматоидный артрит. Важно только понимать, что с возрастом увеличивается риск настоящих соматических заболеваний. Нужно только не пропустить их начало.

Что такое психогигиена и чем она может помочь?

  • ограничивайте негативный информационный поток. Не позволяйте телевизору работать в фоновом режиме. Лучше включайте музыку или любимые фильмы в записи;
  • отделяйте рабочее от домашнего. Заведите два телефонных номера — для домашних и для служебных разговоров, отключайте рабочий мобильник дома, в выходные и в отпуске;
  • вспомните о самом тяжёлом событии в вашей жизни. Может, всё остальное не стоит того, чтобы сходить с ума?
  • лучший способ избавиться от накопившейся усталости и раздражения — физическая активность.

И последнее. Если чувствуете, что что-то в жизни идёт совсем не так и самостоятельно выкарабкаться не получается, не стесняйтесь обращаться к специалистам в области психиатрии и психотерапии. Современная психиатрия ушла далеко вперёд по сравнению с классическим представлением о ней в фильме «Полёт над гнездом кукушки».

Если вы хотите грамотно использовать все возможности современной медицины, а также не стать жертвой сомнительного лечения и избыточной диагностики, книги из курса «Академии доктора Родионова» — вам в помощь. Все авторы серии не только практикующие врачи и специалисты, но и наши постоянные эксперты (за что им огромное спасибо).

Психосоматические проблемы у детей: что делать родителям? Советы столичного психолога

Жизнь человека — вереница событий, каждое из которых имеет реакцию и отклик нашей психики и организма в целом. По мере взросления мы проходим через стрессы, конфликты, кризисы, что может спровоцировать психосоматику. И не нужно думать, что переживать так сильно, чтобы заболеть, могут только взрослые люди. К сожалению, дети страдают не меньше, а зачастую даже больше, чем зрелый человек. В частности, нередкой реакцией на развод родителей бывает энурез у маленьких детей. Как работает этот механизм, рассказала психолог Московской службы психологической помощи Ольга Катречко.

При чем здесь психолог?

Детская эмоциональность имеет свои особенности: эмоции ребенка кратковременные, но очень бурные. С одной стороны, такой способ защищает малыша, если ситуация единична, но если она приобретает хронический характер и повторяется изо дня в день, то такие вспышки уже приводят к негативным последствиям. Организм ребенка не выдерживает постоянного напряжения и дает сбой, который выражается в том или ином заболевании.

Читайте также:  Эхинацея для детей: влияние на иммунитет и инструкция по применению

Поскольку душа и тело составляют неразрывное единство, психологическое неблагополучие становится причиной телесных недугов. И тогда родитель может услышать от врача, что у ребенка с медицинской точки зрения все в порядке. Например, ребенок постоянно жалуется на боли в животе, но обследования — гастроскопия, колоноскопия — показали, что все в норме и вам следует обратиться к психологу. Родитель может недоумевать: как же так? Ведь болит живот! При чем тут психолог?

В этих случаях приходит на помощь психосоматика, название которой происходит от двух слов: «психе» — душа и «сома» — тело, и изучает она состояния, при которых различные психологические факторы являются причиной возникновения заболевания.

Термин был введен в 1818 году немецким ученым И. Гейнротом, который считал причиной различных болезней моральные качества человека и переживание им чувства вины. В дальнейшем понятие психосоматики расширялось и дополнялось другими авторами.

Начало психосоматической медицины — ХХ век. Первая всемирно известная школа психосоматических расстройств — это школа Франца Александера (1891–1964) в Чикагском психоаналитическом институте. В 1950 году в Америке было основано психосоматическое общество. В школе Александера выделяли семерку психосоматических заболеваний: язва 12-перстной кишки, язвенный колит, бронхиальная астма, нейродермит, гипертония, ревматоидный артрит, тиреотоксикоз. К сожалению, на данный момент этот список существенно расширился.

Факторы развития психосоматических расстройств в детском возрасте:

Соматические факторы (особенности детского организма, которые формируют предрасположенность к какому-либо конкретному заболеванию)

  • Генетическая предрасположенность.
  • Осложнения в первые месяцы беременности, вредные привычки мамы (алкоголь, курение), инфекционные заболевания.
  • Нарушения деятельности нервной системы ребенка (по разным причинам).
  • Стафилококковая инфекция в первые месяцы жизни.
  • Гормональный дисбаланс.

Социально-психологические факторы

  • Особенности отношений в семье.
  • Нарушение привязанности.
  • Тип семейного воспитания.
  • Индивидуальные черты личности ребенка (повышенная чувствительность, чрезмерно бурная реакция, затруднения в адаптации к новым условиям).
  • Сложности отношений в детском саду и школе.
  • Низкий уровень жизни семьи.
  • Длительное воздействие на ребенка психотравмирующей ситуации.

Что делать?

Для расширения знаний родителей о развитии ребенка в Московской службе психологической помощи населению проводятся многочисленные бесплатные семинары и вебинары. Психологи проводят бесплатные консультации как очно, так и дистанционно. Круглосуточный телефон неотложной психологической помощи в Москве — 051 с городского телефона, +7 (495) 051 с мобильного. Также в круглосуточном режиме можно написать специалисту в психологический чат на сайте: www.msph.ru.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

В здоровом теле – здоровый дух. Психосоматика – что это такое?

Тошнит? Чувствуете общую слабость? А может вас стали беспокоить головные боли? Эти и целый ряд других разнообразных проявлений могут указывать на реальные, хорошо известные медицине заболевания. Однако бывает и так, что ни один из современных методов диагностики не помог найти причину симптомов.

Когда физические недуги не поддаются традиционному объяснению , а являются ответом организма на переживание негативных эмоций, можно заподозрить психосоматику. Что же такое психосоматическое расстройство – модный диагноз или подтверждённый наукой факт?

С древности и до наших дней

Интерес к тесной связи соматической (телесной) и психической (душевной) сферы возник ещё во времена Гиппократа. В трудах Авиценны можно встретить обоснование гипотезы возникновения недугов из-за воздействия отрицательных эмоций. Понятие «психосоматика» упоминается в научной литературе начала XIX века, а активный интерес среди учёных к этой группе болезней отмечается с середины XX века.

Согласно статистике, количество случаев психосоматических заболеваний с каждым годом увеличивается, что обуславливает актуальность их изучения.

В чём причина психосоматических расстройств ?

Не получается уснуть перед волнующим событием, краснеет лицо при публичном выступлении, потеют ладони во время конфликта – такая реакция организма при кризисных ситуациях естественна. Но если стресс сильный, события психотравмирующие , могут развиться заболевания внутренних органов без видимых на то объективных причин.

В современных условиях человеку часто приходится сдерживать свои эмоции, особенно негативной окраски (гнев, агрессию, раздражение), вытесняя их в подсознание. Подавленные эмоции, в свою очередь, вызывают изменения в деятельности внутренних органов, хронический стресс способствует ослаблению иммунитета, человек начинает часто болеть.

С чем связана такая реакция органов? Всё дело в гормонах, а точнее некоторых из них. Воздействие стресса на организм запускает интенсивную выработку дофамина, адреналина, норадреналина, ускоряющих физиологические процессы (дыхание, сердцебиение). Получая сигнал о стрессе, мозг даёт команду надпочечникам вырабатывать гормон кортизол, который отвечает за прилив крови к мышцам, обеспечивая защитную функцию «беги или дерись». Поступление достаточного количества кислорода к мышцам и органам, работающим в экстремальном режиме, достигается за счёт усиления кровотока, повышения артериального давления в результате спазм а сосудов.

Когда человек оказывается в безопасности, для нормализации деятельности сердечно-сосудистой и других систем организма должен произойти выплеск эмоций. Но если такой разрядки не происходит, то гормональный дисбаланс и спазм сосудов сохраняются, а это может привести, к примеру, к артериальной гипертензии.

Читайте также:  Капли «Ксизал» детям: инструкция по применению

Как распознать психосоматику?

Часто пациенты не видят взаимосвязи между собственными переживаниями и физическим состоянием, поэтому до выявления психосоматической природы недуга проходят неоднократные консультаци и у различных специалистов, обследовани я , а порой и получают лече ние .

Заподозрить психосоматику можно тогда, когда:

  • болезнь развилась на фоне острой или хронической психотравмирующей ситуации;
  • обострения заболевания зависят от воздействия психогенных факторов;
  • нет других явных причин для развития патологии – инфекции, интоксикации, отягощённой наследственности и т. д.

Симптомы психосоматических расстройств разнообразны. Пациенты могут жаловаться на:

  • беспричинные головные боли;
  • головокружение;
  • тяжесть в теле и конечностях;
  • боли в сердце, мышцах; тяжесть в спине;
  • онемение и покалывание в разных частях тела;
  • бессилие, слабость, повышенную утомляемость;
  • диспепсические явления (тошнот у , рвот у , расстройства стула);
  • озноб, «приливы»;
  • затруднение глотания;
  • удушье и другие.

Классификация психосоматических расстройств

Психосоматические расстройства встречаются как у взрослых, так и у детей.

Попытка их систематизации привела к выделению трёх основных групп:

1. Конверсионные симптомы. Человек ощущает реальные признаки неврологических нарушений, а по результатам медицинских обследований он совершенно здоров. Пациент может жаловаться на то, что не видит, не слышит, не может двигаться.

2. Функциональные синдромы. Сопровождаются функциональными нарушениями в работе разных органов и систем – сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, эндокринной, опорно-двигательного аппарата, но их главная предпосылка – стресс.

3. Психосоматозы. Это истинные психосоматические болезни, сопровождающиеся патологическими изменениями в органах. Среди них:

  • бронхиальная астма;
  • язвенный колит;
  • эссенциальная артериальная гипертензия (гипертоническая болезнь);
  • нейродермит;
  • ревматоидный артрит;
  • сахарный диабет;
  • язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки и другие.

Как помочь пациентам с психосоматикой

Эффективность лечения психосоматических расстройств зависит от выявления и устранения причины их развития. С этой целью используют психотерапевтические техники. Лекарственные препараты при психосоматических расстройствах назначают при наличии сопутствующих эмоциональных и поведенческих проблем. Положительно на эмоциональном здоровье человека сказываются занятия спортом, арт-терапией, иппотерапией, массаж, йога. Помощь в восстановлении психологического равновесия может оказать и ближайшее окружение пациента.

Хотите избежать развития психосоматических расстройств – научитесь противостоять стрессу, строить конструктивные межличностные взаимоотношения, управлять эмоциями и давать им выход в социально приемлемой форме.

Проблемы с пятками у детей и взрослых с точки зрения психосоматики

Психологические особенности матерей как предпосылки развития психосоматических расстройств у детей

В статье рассматривается значение раннего детского развития и роль материнского объекта в формировании психосоматического симптома у ребенка. Проанализированы и обобщены психологические особенности матерей, дети которых страдают психосоматическими заболеваниями. Показано влияние некоторых патологических особенностей поведения матерей на формирование психосоматической симптоматики у ребенка.

Как отечественные, так и зарубежные авторы отмечают широкую распространенность психосоматических расстройств. Их частота в популяции может достигать, по некоторым данным, 50 %. Кроме того, отмечается рост заболеваемости среди детей и подростков. Высокий процент людей (от 30 до 50 %), обращающихся с соматическими жалобами в медицинские учреждения, на самом деле имеют проблемы в области психического здоровья, в том числе и психосоматические. К сожалению, в силу различных причин, в первую очередь сложностей дифференциальной диагностики, психосоматические расстройства не распознаются вовремя или не распознаются совсем, что может приводить к серьезным последствиям: неполучению пациентом действительно необходимой помощи (психологической, психотерапевтической или психиатрической), неэффективному или даже наносящему вред лечению, а также бесполезной трате ресурсов, как материальных (государственных и личных), так и временных (как пациента, так и врача).

Несмотря на то что диагностические руководства МКБ-10 и DSM-V1 не используют напрямую термин «психосоматическое расстройство», в данной работе будем употреблять его, поскольку, во-первых, проблема диагностических критериев, нозологических единиц и соотношения понятий выходит за пределы данной статьи, во-вторых, большинство авторов психоаналитического направления придерживаются этого наименования, и, в-третьих, независимо от регулярных пересмотров классификаций и меняющейся терминологии, по сути, имеем дело с теми же феноменами, что и ранее: страдающим человеком, который может «обозначить» свою душевную боль только через бессознательное использование своего тела.

Психосоматика — направление медицинской психологии и практической медицины, занимающееся изучением влияния психологических факторов на возникновение и течение соматических заболеваний. Основой для формирования психосоматической медицины как научного направления послужил психоанализ. Психосоматическое измерение является глубоко бессознательной осью развития психики.

З. Фрейдом было открыто колоссальное значение переживаний раннего детства для всего последующего развития. В раннем детстве нет четкой грани между психическими и биологическими аспектами функционирования. Если маленький ребенок переживает аффект, то его эмоциональное поведение представляет собой тотальное явление, и только позднее происходит десоматизация эмоциональной жизни и аффективности . А. Фрейд отмечала, что такой легкий доступ тела к сознанию и наоборот считается нормальным для первого года жизни и становится патологическим, если только он сохраняется у ребенка по прошествии этого периода, когда открываются новые пути разрядки — через мысль, речь и действия.

Работы многих аналитиков, посвященные ранним этапам формирования психики, свидетельствуют о том, что процессы, происходящие в теле, — основа для формирования психики. Телесные переживания, оставаясь неосознанными, присутствуют на каждой стадии психического развития. Психосоматический симптом, являющийся следствием сбоя в нормативном психосоматическом функционировании, обеспечивает искажения последующего психического развития.

Читайте также:  Противовирусные препараты для детей 2 лет

Наиболее раннее самоощущение, чувство самости тесно связано с телесными ощущениями, которые включают как внутренние переживания, так и материнские действия. Когда окружающая среда оказывается слишком разрушительной, тело само по себе воспринимается как враг, потому что оно становится тем местом, где накапливаются преимущественно негативные интроекты и избыток не нейтрализованной агрессии.

В первые годы жизни мать играет решающую роль в развитии ребенка. Порой то, что матерью сознательно рассматривается как благо для ребенка, является проявлением ее патологии и оборачивается, к сожалению, серьезными последствиями для развивающейся психики ее малыша. Мать, имеющая серьезные нарушения в собственном психическом функционировании и личностном развитии, рискует пренебречь реальными потребностями своего ребенка из-за присущей ей патологической тревоги или реализации бессознательных импульсов.

Поэтому чрезвычайно важно понимать, какие характеристики матерей могут вносить вклад в формирование психосоматических симптомов. В психоаналитической и психологической литературе можем встретить специфические термины для обозначения матерей, чьи дети склонны к формированию психосоматического симптома: «психосоматогенная мать», «психосоматическая мать», «психосоматизирующая мать». Наиболее удачный, на наш взгляд, с точки зрения демонстрации динамики термин «психосоматогенная мать».

Попытались объединить приводимые некоторыми авторами, преимущественно психоаналитиками, психологические особенности матерей, дети которых страдают психосоматическими заболеваниями:

1) авторитарная, сверхвключенная, открыто тревожная, латентно-враждебная, навязчивая (М. Малер);

2) доминирующая, чрезмерно требовательная (М. Малер, Сакен);

3) пресекающая стремления к сепарации и установлению независимости (М. Малер, М. Шперлинг, М. Хирш);

4) подавляющая (М. Хирш, Сакен);

5) отвергающая эмоциональные порывы детей (М. Хирш);

6) чрезмерно зацикленная на себе, интрузивная, зажатая (Сакен);

7) интрузивная и отвергающая одновременно, с диффузной идентичностью (И. С. Коростелева, Х. Ульник, А. В. Кудрявцева, Е. А. Ратнер);

8) алекситимичная (И. С. Коростелева, Х. Ульник, А. В. Кудрявцева, Е. А. Ратнер, М. Хирш);

9) имеющая слабое представление о границах, с нарушениями в области телесного контакта (Г. Амон, И. С. Коростелева, Х. Ульник, А. В. Кудрявцева, Е. А. Ратнер);

10) чрезмерно ригидная (проявляется в том числе такими особенностями личности, как скованность, отчужденность, замкнутость) (С. В. Смирнова, Г. В. Залевский) и т. д.

Безусловно, в реальной жизни эти особенности матерей проявляются в различных пропорциях, могут быть представлены частично, и без дополнительных факторов и условий не являются непосредственными причинами именно психосоматических заболеваний. С. В. Тюлюпо описала особенности коммуникативного стиля матери наблюдаемого мальчика с психосоматическим заболеванием:

1) ограниченность эмоционального общения с ребенком;

2) зависимая позиция в общении с врачом, уже завоевавшим авторитет, либо агрессивная в случае прихода «нового» педиатра;

3) неадекватность реакций на действия ребенка (импульсивный порыв прийти на помощь, вскрик);

4) ожидание наиболее тяжелого развития заболевания;

5) специфичность стиля описания болезни сына (он имеет массу необоснованных обобщений: «Вы же знаете, как обычно у нас бывает…»);

6) ведение разговоров, фиксированных на источнике и неизбежности болезни, в присутствии ребенка.

Кроме того, на примере описания этого единичного случая данный автор выделила некоторые особенности поведения, присущие не только матери, но и всем членам семьи:

  • Общение взрослого и ребенка происходит преимущественно в ситуациях, связанных с вопросами принятия пищи, одевания, лечения. Имеется недостаток спонтанности, эмоциональности. В определенных ситуациях присутствуют насильственные аспекты.
  • В семье доминирует установка на неизбежность болезни.
  • Восприятие детского плача как симптома заболевания.
  • Доминирующими эмоциями, транслируемыми взрослым ребенку, являются тревога, страх, озабоченность его болезненным состоянием.

Такие характеристики, как недостаток спонтанности, эмоциональности в общении членов семьи с ребенком, отмечаемые С. В. Тюлюпо, могут приводить к подавлению экспрессии и блокированию коммуникации, что, как отмечает Д. Гроен и его коллеги, располагает к соматизацизации. Многие из вышеперечисленных особенностей матерей, например «пресечение стремлений к сепарации и установлению независимости», способствуют формированию в ребенке таких черт, как внешняя покорность, бесконфликтность.

Психосоматическим пациентам свойственно, по мнению Д. Гроен, вести себя по отношению к окружению в соответствии с общепринятыми нормами и бесконфликтно, что вызывает огромное напряжение, которое влечет за собой дисфункцию органов и систем органов, особенно если напряжение не может быть отведено или выражено посредством вербализации, мимики, жестикуляции и психомоторики.

Например, М. Шперлинг выявила следующее поведение у матерей психосоматических детей (астма, язвенный колит, аллергии и т. д.): они ограничивали попытки установления независимости ребенка и отвергали их в этой ситуации, но обращались к нему, когда он слушался или заболевал. Психосоматический симптом в понимании М. Шперлинг может выражать психологический конфликт ребенка: с одной стороны, он подчиняется бессознательному желанию матери оставаться маленьким и беспомощным, чтобы она могла о нем заботиться, с другой стороны, он бунтует против этого.

М. Хирш отмечает следующие тенденции:

  • матери ведут себя либо открыто, либо отвергнуто-закрыто;
  • с одной стороны, они проявляют эмпатию, а с другой — склонны к бесцеремонному осуществлению своих собственных потребностей и желаний.
Читайте также:  Советы доктора Комаровского о том, что делать, если у ребенка плохой аппетит

П. Фонаги и М. Таргет подчеркивают, что матери одновременно ведут себя соблазняюще и отталкивающе. И. С. Коростелева и коллеги обращают внимание на то, что матери одновременно являются вторгающимися и отвергающими.

На примере трех матерей пациентов автора данной статьи, имеющих отыгрывание на телесном уровне, также можно отметить двойственность матерей в таком аспекте, как дистанцирование от эмоциональных переживаний ребенка — сверхвключенность в его телесные проявления. По-видимому, этим матерям было сложно иметь дело с эмоциональными переживаниями своих детей (причем как негативными, так и позитивными). Например, на попытки детей разделить переживание страха, тревоги, разочарования и т. д. они реагировали «уходом»: переводили тему разговора, отвлекали внимание детей от негативных переживаний или «откупались» игрушками, конфетами. При этом, когда ребенок физически заболевал, мать была сверхвключенной. Можно предположить, что такая характеристика матери, как неспособность разделить эмоциональные переживания ребенка, вносит отрицательный вклад в неспособность ребенка к символизации. Как пишет Дж. МакДугалл, отсутствие способности в пределах одного уровня символизации, в том числе вербального, не исключает ее наличие на другом уровне, называемом архаичной символизацией. Этот уровень включает в себя тело, и подобная ситуация часто встречается среди психосоматических пациентов.. М. Хирш также высказывает идею о том, что, «если ослаблена способность к символизации, то тело в данном случае может выступать для матери и ребенка в качестве символа, заменяя отношения мать–ребенок». Он отмечает, что «у психосоматических больных наблюдается дефицит аффективности и символического мышления, поэтому «тело на примитивном уровне как будто должно взять на себя обычно отсутствующую символическую функцию, и получить в результате этого соматическое нарушение или заболевание, точно так же, как истерия, и приобрести символическое качество». И. С. Коростелева, С. Корбальо, Х. Ульник также связывают дефицитарную способность к символизации и психосоматические проявления.

Таким образом, вышеперечисленные особенности матерей могут создавать вполне конкретные предпосылки для формирования психосоматического заболевания у детей. Бессознательные чувства и установки матери вносят ощутимый вклад в специфические нарушения эмоционального развития ее ребенка и патологические проявления на телесном уровне.

Журнал Вестник Прикамского социального института 2020г №3 (87)

Психосоматические расстройства

Что такое психоматические расстройства

Ни для кого не секрет, что многие заболевания развиваются по психологическим причинам, на фоне стрессов. Под воздействием стресса иммунитет организма снижается. В результате все системы и органы подвергаются различным диагнозам. Любое переживание, обида, злость и иные чувства отражаются на нашем теле.

Что такое психосоматические заболевания?

При психосоматических заболеваниях присутствует тесная связь психического состояния с физическим. Психосоматические расстройства возникают при воздействии нервно-психических факторов. Их роль явно выражена в этиологии и патогенезе заболеваний.

Выделяют 4 вида психосоматических расстройств.

  1. Психосоматическая реакция. Физические симптомы возникают в ответ на какое-либо событие. Присутствуют кратковременно. Проявляются учащением сердцебиения, повышением артериального давления, изменением давления.
  2. Функциональные расстройства. Происходит нарушение работы внутренних органов по невротическим причинам. Патологические поражения обратимы. Объективные признаки повреждения внутренних органов отсутствуют.
  3. Соматоморфные проблемы. Проявляются множеством дискомфортных ощущений. Присутствует тесная связь заболевания с психоэмоциональными факторами.
  4. Конверсионные расстройства. В симптомах наблюдаются личностные особенности. Данных тип расстройств развивается в результате психотравмирующих факторов.

В проявлении психосоматических расстройств особая роль отводится психологическим аспектам. В большинстве случаев причиной служит психологический стресс. Психосоматическая теория основана на гневе, печали, страхе.

В числе риска пациенты со следующими диагнозами:

  • склонность к алкоголизму – лица, злоупотребляющие алкогольными напитками, часто сталкиваются с проблемами психики, являются более эмоциональными в виду воздействия алкоголя на нервную систему;
  • отсутствие радостных эмоций в жизни – данный фактор способствует ослаблению защитных сил организма, низкой сопротивляемости к вирусным инфекциям;
  • анемия – концентрация гемоглобина в крови понижается при дефиците радости, регулярном страхе и частых переживаниях;
  • заболевания горла – с точки зрения психосоматики патологии развиваются у лиц, неспособных выплескивать свой гнев, удерживающих в себе эмоции;
  • заболевания пищеварительной системы – лица, которые не определились в жизни, испытывают чувство обреченности и подвергаются болезням желудка;
  • бесплодие у женщин – патология возникает на фоне продолжительного страха перед предстоящим материнством;
  • болезни суставов – данным заболеваниям подвержены люди, склонные ощущать себя одинокими и никому ненужными;
  • воспалительные процессы – им способствуют частые разочарования и гнев;
  • злокачественные новообразования – им подвержены лица, сохраняющие в себе отрицательные эмоции от своих неудач и обиды.

Психосоматическим болезням больше подвержены эмоциональные люди, лица с наследственной предрасположенностью к соматическим нарушениям и психическим расстройствам.

Среди основных симптомов – боли невротического характера. Пациенты жалуются на болевые ощущения в области головы и сердца, спины, ног, груди, конечностей, животе. Часто беспокоят и другие жалобы:

  • тяжесть в ногах;
  • головокружение;
  • повышенная потливость;
  • учащенное сердцебиение;
  • заложенность носа, усиливающаяся в периоды стресса;
  • приливы жара или озноб;
  • быстрая утомляемость и слабость;
  • снижение полового влечения;
  • онемение конечностей.

Заболевания, возникшие на психологическом уровне, не поддаются лечению медикаментозными средствами. Психосоматические расстройства часто сопровождаются депрессиями, переживаниями и страхом. Эти проявления сильно ухудшают качество жизни. Вы пытаетесь бороться с проблемой самостоятельно, но попытки самолечения оказываются безуспешными.

Читайте также:  Рвота у ребенка без температуры

Многие пациенты не осознают серьезность заболевания, продолжают бороться с симптомами путем приема лекарств. Жалобы со стороны психики больные также устраняют лекарствами, купленными в аптеке. Такой неправильный подход к лечению не приводит к облегчению. Наоборот, состояние ухудшается, появляются новые симптомы. Из-за неправильного бесконтрольного приема лекарств появляется зависимость к ним. В результате пациент вынужден постоянно тратить деньги на лекарства, без которых уже не может жить.

Список диагнозов психосоматического характера широк. В медицине существует несколько вариантов классификаций. Вот одна из них:

  • заболевания органов дыхания – бронхиальная астма, фарингит;
  • болезни сердечно-сосудистой системы – ВСД, инфаркт миокарда, повышение артериального давления;
  • дерматологические патологии – зуд кожи, нейродермит, аллергические реакции;
  • эндокринные патологии – сахарный диабет, нарушение функционирования щитовидной железы;
  • гинекологические заболевания – отсутствие менструаций или нарушение менструального цикла;
  • болезни опорно-двигательной системы – ревматические заболевания;
  • расстройства мочеполовой системы – нейрогенный мочевой пузырь, снижение либидо;
  • злокачественные образования.

Диагностика психосоматических расстройств

Диагностика в психосоматике – сложная процедура, которая под силу только специалисту. Выявить самостоятельно психосоматическое заболевание невозможно, так как его симптомы часто схожи с другими патологиями.

В арсенале психотерапевта имеется две диагностических методики:

  • диагностическая беседа;
  • проведение психологических тестов.

Личная беседа позволяет получить психосоматический анамнез. Психотерапевт находит связь между началом болезни и достоверными жизненно важными ситуациями, которые могли бы повлиять на психоэмоциональное состояние личности.

Цель проведения психологического теста – изучение и оценка своеобразных свойств личности и поведения. С помощью подобной методики объективно оценивается состояние пациента независимо от мнения других субъектов. Такой подход к постановке психосоматического диагноза гарантирует его правильное выявление.

Лечение психосоматических заболеваний

В период лечения психосоматических расстройств очень важно учитывать двойственную природу развития болезни. Среди предпосылок, помимо физиологических, присутствуют психологические. Именно поэтому болезнь с традиционными на первый взгляд симптомами требует серьезного подхода к диагностике и лечению.

В числе фармацевтических средств отдается предпочтение лекарствам, требующимся для терапии развившейся болезни. Чтобы терапевтический курс был эффективным, в психотерапии применяются психотерапевтические методики и психомедикаментозное лечение.

Психотерапия при психосоматических расстройствах подразумевает психологическое воздействие с лечебной целью. Психологи и психотерапевты применяют различные методики.

  1. Конгитивно-поведенческая терапия. Ведущий метод борьбы с невротическими расстройствами. Позволяет рассматривать события, травмирующие психику, с другой точки зрения.
  2. Гипноз. Методика основана на погружение пациента в состояние, похожее на сон. В этот период человек максимально расслабляется, наступает исцеление.
  3. Краткосрочная и долгосрочная позитивная терапия. Включает в себя один или несколько психотерапевтических сеансов. Способствует поиску ресурсов для ликвидации дискомфорта и позволяет изменять восприятие стрессовых ситуаций.
  4. Релаксирующие методики. Направлены на улучшение психоэмоционального состояния и повышение стрессоустойчивости организма.

В случаях, когда психотерапевтические методики оказываются неэффективными, лечебный курс дополняется медикаментозной терапией. Психомедикаментозное лечение основано на приеме препаратов различных групп.

  1. Седативные препараты. Обладают легким успокаивающим эффектом. В большинстве случаев состоят в числе действующих веществ – компоненты растительного происхождения. Седативные препараты принимаются курсами. Эффект заметен через несколько дней.
  2. Транквилизаторы. Обладают быстрым эффектом. Принимаются однократно или во время приступа. Принимать транквилизаторы рекомендуется строго под контролем врача. С особой осторожностью принимать перед предстоящим выполнением дел, требующих внимательности.
  3. Нейролептики. Действие препаратов данной группы основано на замедлении скорости передачи импульсов. Нейролептики назначаются в комплексе с транквилизаторами и седативными препаратами при бреде и галлюцинациях.

Психотерапия в совокупности с медикаментозными болезнями дает хорошие результаты при борьбе с психосоматическими расстройствами.

Традиционное лечение психосоматического расстройства к полному выздоровлению привести не может. Пациенты подвергаются осложнениям, патологический процесс переходит в хроническую форму. Учащаются рецидивы, которые повторяются даже при приеме лекарств. У больных возникают тяжелые психические расстройства, сопровождающиеся необратимыми изменениями. Это происходит из-за того, что лечение должно быть комплексным и назначаться с учетом причин болезни.

Отсутствие своевременного правильного лечения становится причиной развития осложнений. Патологический процесс продолжает прогрессировать. Усиливаются физические симптомы. Жалобы со стороны психики также не проходят. Пациенты решают бороться с проблемой самостоятельно. Бесконтрольный прием медикаментозных средств не оправдывает ожиданий. Более того, злоупотребление лекарствами вызывает привыкание к ним. В результате пациент не может жить без лекарств.

Профилактика заключается в повышении стрессоустойчивости организма, своевременном обращении к врачу.

Опасаетесь того, что психосоматическое расстройство сделает вашу жизнь невыносимым и приведет к необратимым последствиям? У вас есть шанс не допустить этого. В медицинском центре Он Клиник ведет прием опытный психотерапевт. Врач проведет диагностику, выявит причину психосоматического расстройства. Психоаналитик поможет разобраться в проблеме, даст полезные советы, поддержит и поможет успокоиться. Пациентам с тяжелыми формами расстройств будет назначено медикаментозное лечение.

Не нужно продолжать предпринимать попытки самолечения, если есть возможность вылечиться. Посетите специалиста уже при первых признаках болезни.

Ссылка на основную публикацию