Лечение гиперактивности у детей школьного возраста

Лечение гиперактивности у детей школьного возраста

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!

Аннотация: Как распознать у ребёнка синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Статья:

Неугомонный ребёнок — абсолютно нормальное явление. Однако с наступлением школьного возраста чрезмерная подвижность начинает мешать учебному процессу. Повышенная активность получила своё название — синдром дефицита внимания и гиперактивность. К счастью, диагностирование и лечение СДВГ сегодня значительно упрощено.

Что такое СДВГ

Дефицитом внимания называют особенности развития ребёнка, заключающиеся в нарушении его поведения. Малыш с СДВГ отличается повышенной активностью и неумением сосредотачиваться на одном деле. Такой ребёнок не может подолгу сидеть на месте, а неинтересные дела сразу же забрасывает.

Распознать дефицит внимания можно и по реакции ребёнка на комментарии взрослых. Кроха всё слышит и понимает, однако не следует указаниям старших. Просьбы прекратить «бестолковую» беготню не действуют. ребёнок словно ощущает потребность в постоянном движении.

Находиться в движении ребёнка заставляет импульсивность. Он не планирует свои поступки и не пытается предугадать их исход. До наступления дошкольного возраста главной опасностью столь активного образа жизни становятся бытовые травмы и риск заблудиться в незнакомой обстановке.

По мере взросления ребёнка, «взрослеет» и проблема — малышу трудно учиться и фиксировать своё внимание. Именно поэтому чрезвычайно важно диагностировать синдром на максимально ранней стадии.

Причины возникновения проблемы

Споры относительно природы синдрома длятся давно. Неврологи классифицируют СДВГ как неврологическое заболевание. Главным фактором его возникновения медики называют не внешние причины, а особенности работы головного мозга. Но помимо врождённой склонности к развитию гиперактивности, существует и ряд факторов, способствующих возникновению СДВГ.

Что может спровоцировать СДВГ:

  1. Тяжёлая беременность. Угроза выкидыша, недостаточное питание, вредные привычки и стрессы оказывают негативное влияние на развитие плода. Если во время беременности у эмбриона возникла гипоксия, вполне возможно, что патологии развития нервной системы приведут к СДВГ.
  2. Осложнения родов. Стремительные роды или затяжная родовая деятельность могут повлиять на последующее развитие малыша. Среди факторов риска также следует отметить стимуляцию родов или раннее их наступление.
  3. Атмосфера в доме. Может сказаться и обстановка в доме, где растёт малыш. Постоянное нервное напряжение, ссоры и излишне строгое воспитание могут стать причиной гиперактивности.
  4. Отравление токсическими веществами или плохое питание.
  5. Индивидуальные особенности развития головного мозга.

Первые тревожные симптомы

Согласно статистике, синдром дефицита внимания диагностируется у 3−5% детей дошкольного возраста. Раннее обнаружение симптомов позволяет устранить проблему ещё до поступления в школу. Примерно у 30% детей заболевание устраняется с возрастом. После 14 лет симптомы либо постепенно угасают, либо человек учится купировать их самостоятельно.

Любопытно, что у мальчиков дефицит внимания возникает гораздо чаще, чем у девочек. При этом характер синдрома у парней носит агрессивных характер, а девочки страдают от невнимательности. Распознать синдром гиперактивности можно ещё в младенчестве.

Грудничок с дефицитом внимания тревожно спит, а в часы бодрствования много двигается. Такие дети чрезмерно привязаны к матери. Они активно и бурно воспринимают смену обстановки. Предложенные крохе игрушки мгновенно становятся неинтересными. Игры увлекают младенца лишь на несколько минут.

С наступлением дошкольного возраста симптомы становятся всё более отчётливыми. Малыш не может усидеть на занятиях в детском саду. Ему трудно находить общий язык со сверстниками. Некоторые дети с СДВГ проявляют беспричинную агрессию к окружающим. Любые запреты и указания игнорируют. У них наблюдается повышенная физическая активность.

Помимо проблемы с обучением, СДВГ мешает и социальной адаптации ребёнка. Чрезмерная агрессия и повышенная возбудимость провоцирует конфликты со сверстниками и педагогами. Сложности в воспитании ребёнка с СДВГ начинаются ещё в дошкольном возрасте. Если проблема не была решена, симптомы усугубляются, переходя вместе с малышом за школьную парту.

Симптомы повышенной активности у школьника:

  1. Невнимательность на занятиях. Внимание ребёнка часто переключается, ему трудно сосредоточиться и выслушать учителя.
  2. Бессознательные двигательные рефлексы. Ученик не может спокойно сидеть на месте, он вертится и ведёт себя беспокойно. В ситуациях, когда требуется повышенное внимание, он и вовсе может встать и уйти.
  3. Малыш не может соблюдать тишину, когда этого требует педагог.
  4. Домашние задания и дела ребёнка оказываются незаконченными. Слово или предложение в тетради может обрываться на середине.
  5. В ситуации, когда требуется подождать своей очереди, ребёнок не может выдержать и нескольких минут.
  6. Наблюдаются проблемы с самодисциплиной. Школьник не может организовать собственный рабочий процесс.
  7. ребёнок сознательно избегает ситуаций, когда требуется проявить внимательность и усидчивость.
  8. Нередко дети с СДВГ теряют личные вещи или забывают элементарное.
  9. Им также свойственна повышенная болтливость. Школьник перебивает других и не даёт закончить речь.
  10. Ученик сознательно провоцирует конфликт. В играх не придерживается правил и спорит.
  11. Он не может оценить результат собственных поступков. В ситуациях, где он неправ, свою вину отрицает.
  12. На уроках учитель не может добиться внимания такого ребёнка.
  13. Во сне гиперактивность проявляется вознёй. Малыш ворочается, сбрасывает одеяло и комкает простыни. Он может говорить или кричать во сне. За ночь просыпается по несколько раз.
Читайте также:  Доктор Комаровский о гигиене мальчиков

Конечно же, описанные выше симптомы периодически «посещают» любого ребёнка. Все малыши иногда бывают возбуждены или не хотят спокойно сидеть на занятиях. Однако у детей с СДВГ ситуация повторяется систематически.

Куда обращаться родителям

Если родители обнаружили хотя бы несколько признаков гиперактивности, следует обратиться за консультацией к специалисту. Вопросами развития нервной системы занимается детский невролог и психиатр. Начать обследование можно с визита к детскому психологу. Он поможет отличить СДВГ от невроза и других заболеваний. В случае подтверждения диагноза синдром дефицита внимания у детей, лечение назначает невролог.

Диагноз СДВГ подтверждается либо опровергается на основе предоставленных родителями данных:

  • Поведение ребёнка в коллективе.
  • Любимые игры и характер забав.
  • Соответствие умственного и речевого развития возрасту.
  • Характер сна, пищевого поведения и дневной активности.
  • Наличие или отсутствие двигательной расторможенности.

Помимо этой информации, специалист предлагает ребёнку пройти ряд психологических тестов. Может быть назначено обследование МРТ, ЭЭГ (Электроэнцефалография) и другие виды диагностики.

Лабораторное подтверждение диагноза

Информация, предоставленная родителями, считается самой важной для постановки диагноза. Однако окончательный вердикт врач выносит лишь на основе результатов обследования. Ребёнку предстоит пройти некоторые несложные процедуры. Обследование включает такие этапы:

  1. Электроэнцефалография — исследование направлено на изучение биоэлектрической работы нервной системы. Активность мозга может оцениваться как в период сна, так и во время бодрствования.
  2. М-эхо — анализ ультразвукового сигнала различных областей мозга.
  3. Реоэнцефалография — обследование кровеносных сосудов головного мозга.
  4. МРТ — магнитное поле проектируется на экран в виде трёхмерного изображения исследуемой зоны мозга.

Актуальные методы лечения

В случае если диагноз подтвердился, врач назначает лечение. В зависимости от выраженности симптомов подбирается соответствующая терапия. В большинстве случаев лечение включает в себя педагогическое воспитание и работу с психологом. Лечение при помощи медикаментов применяется крайне редко. Препараты назначают лишь в том случае, если предложенная терапия не дала результатов.

Важно знать, что родителям не следует игнорировать необходимость лечения. Запущенная в детстве гиперактивность может вылиться в более серьёзные проблемы. Согласно статистике, 1% взрослого населения Земли страдает от СДВГ. По мере взросления проблема влечёт за собой нарушение поведения, склонность к наркотическим зависимостям и высокий уровень тревожности.

Занятия с психологом

В основе уроков психотерапии лежит тренировка памяти и развитие внимательности. Психолог также использует методики по снижению тревожности. Если у малыша наблюдаются дефекты речи, проводятся логопедические занятия. Вместе с тем развиваются коммуникативные навыки и нивелируется конфликтность.

Родителям рекомендуется посещать такие занятия вместе с ребёнком. Нередко мама и папа «обзаводятся» раздражительностью и депрессивными состояниями, не сумев самостоятельно справиться с проблемой. Партнерские занятия помогают родителям выбрать правильную модель поведения и устранить собственные ошибки в воспитательном процессе.

Во время уроков с психологом родители поймут, что запреты в случае с СДВГ не действуют, а лишь усугубляют ситуацию. В отношения мамы и ребёнка привносится доверие. Специалист также поможет подобрать тип физических нагрузок.

Лекарственные препараты

Любопытно, что ряд специалистов в области медицины отрицают существование такого синдрома, как гиперактивность. Некоторые медики объясняют поведение ребёнка особенностями темперамента, поэтому и лечить СДВГ у детей не нужно.

Некоторые специалисты утверждают, что СДВГ возникает в результате внутреннего протеста ребёнка против неправильного обращения. Жесткие рамки воспитания, нездоровая обстановка в семье или внезапный стресс могут спровоцировать повышение активности.

Однако в некоторых случаях медикаментозное лечение все же практикуется. В основе его лежит психостимулирующая терапия. Применяются также ноотропные средства и седативные препараты. Успокаивающие и другие лекарства должен назначать специалист. Он же подбирает и дозировку.

Поскольку медикаментозная терапия назначается на длительное время, химические препараты периодически заменяют натуральными средствами. Среди народных методов лечения СДВГ стоит отметить травяные чаи, настои валерианы, мелиссы и мяты. Седативные настои применяются в период отдыха ребёнка. Эффективны также ванны на основе травяных сборов.

Советы для родителей

Поскольку медикаментозное лечение СДВГ у детей используется редко, медики советуют пересмотреть атмосферу, в которой воспитывается данный ребёнок. Нередко корень проблемы кроется именно в несоответствии выбранной родителями модели поведения темпераменту ребёнка. Советы для родителей:

  1. Отношения родителя и ребёнка должны строиться на взаимопонимании. Доверие станет ключом к внутреннему миру гиперактивного малыша.
  2. Обязательна организация режима дня и соблюдение распорядка.
  3. Помимо периода бодрствования, коррекции подлежит и время сна. Ложиться и просыпаться ребёнок должен в одно и то же время, независимо от того, будни это или выходные.
  4. Рацион малыша составляют из натуральной, полезной пищи и максимально питательных продуктов.
  5. Особое внимание уделяется запретам. Врождённая любознательность должна быть удовлетворена, поэтому запрещать крохе можно лишь то, что действительно угрожает её безопасности. В основе общения не должны лежать приказы. Родителям следует использовать просьбы, но не команды. Это избавит ребёнка от желания протестовать.
  6. Следует проявлять максимум понимания, заботы и любви. Ребёнок не должен быть свидетелем конфликтов.
  7. Он должен получать небольшие поручения. Выполнять их вместо него запрещается. Обязанности помогут воспитать в юном члене семьи чувство ответственности.
  8. На время лечение стоит избегать посещения слишком людных мест. Также важно минимизировать просмотр телевизора и игры с гаджетами.
  9. Родители должны стать примером для чада, поэтому нервозность следует устранить и из собственного поведения ещё до того, как малыш начнёт лечиться.
Читайте также:  Сингуляр для детей: инструкция по применению

Медики до сих пор спорят относительно синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей. Лечение этого заболевания заключается в психотерапевтическом подходе и весьма редко включает медикаментозное лечение.

СДВГ гиперактивный ребенок: симптомы, причины и коррекция

Многие нарушения нейропсихического развития начинают проявляться уже в раннем возрасте. Первые симптомы можно заметить уже до 1-1,5 лет, но часто их не диагностируют до 4-5 лет. Одним из нарушений нейропсихического развития является СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. В последнее время отмечается гипердиагностика данного нарушения нейропсихического развития. Часто детям уже в 1,5-2 года ставят диагноз СДВГ. Однако стоит отметить, что гиперактивность ребёнка – это не значит, что у данного ребёнка СДВГ, потому что ведущим симптомом при этом нарушении, должен быть дефицит внимания. Все дети должны быть активными. Диагноз СДВГ правомочен с 5-летнего возраста.

Среди обывателей, а также ряда медиков и учителей, данный диагноз вызывает много скепсиса. Некоторые считают, что данным «расстройством» маскируется плохое воспитание со стороны родителей и элементарная лень самого ребенка. Но это абсолютный стереотип. Первые научные труды появились еще в начале XX века, в которых описывались дети с повышенной гиперактивностью, импульсивностью и невнимательностью.

По данным Американской Психиатрической Ассоциации, данный диагноз встречается примерно у 3-7% детей школьного возраста, но далеко не все обращаются за квалифицированной помощью. При этом мальчики примерно в 3 раза чаще подвержены этому расстройству, чем девочки.

СДВГ – что это такое

СДВГ – это неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое впервые диагностируется в детстве и часто сохраняется в зрелом возрасте.

Согласно МКБ-10, СДВГ относился к гиперкинетическим расстройствам – это группа эмоциональных расстройств. В обновленном МКБ-11 этот синдром относится к нейроонтогенетическим расстройствам.

У детей с СДВГ наблюдаются сложности в концентрации внимания, что приводит к определенным проблемам в усвоении школьной программы. Такой ребенок может делать ошибки по своей невнимательности, не воспринимать объяснения учителя. Дети с СДВГ проявляют чрезмерную активность, совершают много ненужных действий вместо того, что просто сидеть и сконцентрироваться на выполнении заданий.

На первый взгляд, такое поведение ребенка можно объяснить элементарным недостатком воспитания. Часто такие дети числятся у учителей среди непослушных, излишне озорных и неконтролирующих свое поведение. Но причинами этого является не родительское невнимание к вопросам воспитания, а недостаток определенных биологических веществ в отделах головного мозга.

В чем причины СДВГ

На сегодняшний день не установлена точная причина развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Большинство исследований сводится к тому, что основным фактором, влияющим на возникновение данного расстройства, являются генетические мутации. Согласно этой теории, СДВГ возникает из-за патологических изменений в гене, который отвечает за выработку дофамина и активность дофаминовых рецепторов.

Есть мнение, что СДВГ развивается при сочетании целого комплекса факторов: социальных, психологических и биологических.

Следующие причины могут спровоцировать развитие данного синдрома:

  • Наследственность. Было выявлено, что наличие СДВГ у родителей в разы увеличивает вероятность развитие данного синдрома у детей.
  • Сложное течение беременности. Различные инфекционные заболевания, перенесенные женщиной во время беременности, существенно увеличивают риски развития СДВГ.
  • Употребление токсических веществ во время беременности (алкоголь, табак, наркотические вещества). В эту же категорию входят лекарственные препараты, которые представляют потенциальную опасность для здоровья плода. Именно поэтому, во время беременности любое употребление медикаментов должно быть строго согласовано с врачом.
  • Несовместимость резус-фактора матери и ребенка.
  • Осложненные роды. Расстройство может возникнуть также из-за преждевременных родов, когда ребенок рождается раньше положенного срока.
  • Стимуляция родовой деятельности, отравление плода наркозом.
  • Тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в постнатальный период.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Перенесенное ребенком в младенческом возрасте тяжелое заболевание почек и пневмония.
  • Общее ухудшение экологической обстановки.
Читайте также:  Цераксон для детей: инструкция по применению

Биологические факторы в развитии СДВГ играют основную роль в первые годы жизни ребенка. В дальнейшем начинают доминировать социально-психологические факторы. Важно понимать, что неблагоприятная обстановка в семье, частые конфликты между родителями, недостаток внимания со стороны матери или, напротив, чрезмерная опека не могут считаться причинами развития данного расстройства, но эти факторы усиливают симптоматику СДВГ у детей.

Классификация СДВГ

Согласно данным диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям Американской Психиатрической Ассоциации, выделяют несколько типов СДВГ:

  1. Невнимательный – для этого типа характерно преобладание дефицита внимания. Проявляется развитой фантазией, рассеянностью и замкнутостью.
  2. Гиперактивный – этот тип характеризуется эмоциональной неустойчивостью, импульсивностью, повышенной моторной возбудимостью.
  3. Смешанный – самый распространенный тип расстройства, в котором сочетается симптоматика вышеуказанных разновидностей СДВГ.

Симптомы в раннем возрасте

Гиперактивный ребенок может доставлять родителям массу дискомфорта, потому что его поведение часто бывает невыносимым. Гиперактивность проявляется в любых ситуациях: ребенок беспокоен и неусидчив дома, у незнакомых людей в гостях и в школе.

Симптомы СДВГ замечаются родителями в разном возрасте. Как правило, происходит это в 5-6 лет, но первые признаки можно заметить в 1,5-2 года.

Первая симптоматика у грудных детей выглядит следующим образом:

  • Повышенный мышечный тонус. Ребенок старается быстрее избавиться от тугой одежды и пеленок.
  • Беспокойный сон. Ребенок спит мало и урывками.
  • Младенец раньше положенного срока начинает держать голову, ползать, сидеть и т.д.
  • На резкие движения, громкие звуки, яркий свет и смену обстановки ребенок реагирует громким плачем.
  • В случае переутомления он не засыпает, а впадает в истерику.
  • Ребенок выбрасывает новые игрушки, даже не играя с ними.

Эти симптомы могут указывать не только на наличие СДВГ, поэтому на этом этапе рано диагностировать данное расстройство.

Симптомы СДВГ у дошкольников и школьников

У детей дошкольного и школьного возраста намного проще диагностировать синдром дефицита внимания и гиперактивности, потому что признаки более явные. СДВГ не зря называют синдромом, потому что психологические и неврологические нарушения не единичны, а возникают в комплексе, затрагивая различные сферы жизни.

Основные симптомы СДВГ у детей следующие:

  • Нарушения внимания. Такие дети забывчивы, легко отвлекаются при выполнении каких-либо заданий. При объяснении нового материала создается впечатление, что ребенок не слушает.
  • Гиперактивность. Гиперактивный ребенок постоянно находится в движении, совершая действия, которые не имеют определенной цели, при этом он словно не замечает их.
  • Импульсивность. Для такого ребенка характерна нетерпеливость, он часто действует по первому побуждению. Часто выкрикивают со своего места, перебивают сверстников и взрослых.

Это 3 основных группы симптомов, характерных для синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Каждая из этих групп включает в себя свою симптоматику.

Признаки нарушения внимания:

  • Избегание однообразных дел. Ребенок с СДВГ под любым предлогом избегает рутинных занятий: домашних дел, уроков и т.д. В зависимости от типа характера, могут начать истерику, либо замкнуться в себе.
  • Проблемы с концентрацией внимания. Они могут проявляться по-разному: ребенок может перескакивать через строчку при чтении текста, бросать какое-либо занятие и переключаться на другое. Кроме того, дети с СДВГ часто теряют школьные принадлежности и личные вещи.
  • Цикличность внимания. В течение 7-10 минут они могут быть увлечены каким-либо занятием, по истечении которых им необходимо аналогичное количество времени на восстановление ресурсов нервной системы. Далее они вновь возвращаются к своему занятию.
  • Проблемы с самоорганизаций. Неумение планирования собственного распорядка приводит к тому, что все дела выполняются в спешке. Возникают проблемы в школе, конфликты и т.д.
  • Повышенная двигательная активность. Дети могут внезапно вставать со своего места на уроке, выполнять различные хаотичные действия: махать руками, дергать ногами, прыгать, стучать по предметам, бегать без цели и т.д.
  • Громкая речь. Ребенок может разговаривать слишком быстро и громко, проглатывать окончания слов. СДВГ часто сочетается с логопедическими проблемами: неправильное звукопроизношение, трудности с пересказом, нарушение логики повествования и т.д.
  • Выразительность мимики. Повышенная эмоциональность приводит к тому, что ребенок сопровождает свою речь акти
  • Перепады настроения. Резкая смена настроения приводит к агрессии и вспыльчивости. Могут ударить обидчика, не задумываясь о последствиях такого поступка. Если не предпринимать никаких действий, то в дальнейшем у таких детей развивается асоциальное поведение.
  • Неумение ждать. Если ребенок с этим расстройством чего-то хочет, то он требует этого «здесь и сейчас». Если он не получает желаемого, то начинается истерика.
  • Отсутствие чувства самосохранения. Гиперактивные дети часто травмируются, потому что у них отсутствует понимание опасности. В раннем возрасте это еще может считаться нормой, но в школьном и подростковом возрасте это является признаком данного расстройства.
  • Игнорирование общепринятых норм. Бунтарство в подростковом возрасте является нормой, но если эти признаки наблюдаются у детей 7-8 лет (или в более раннем возрасте), то это должно вызвать беспокойство.
Читайте также:  Чем лечить диатез на попе у ребенка?

Некоторые из этих симптомов вполне могут встречаться и у здоровых детей, что обусловлено особенностями взросления и становления личности. Чтобы говорить о наличии данного расстройства у ребенка, необходимо проведение соответствующей диагностики.

Препараты для лечения СДВГ

Медикаменты – важная часть борьбы с симптомами дефицита внимания и гиперактивности. Однако родители часто беспокоятся о том, что лекарства могут повлиять на характер ребенка или выработать у него зависимость. Много вопросов влечет за собой и выбор подходящих препаратов, а также их возможные побочные действия. Попробуем же разобраться, что представляют собой медикаменты при СДВГ и как использовать их максимально эффективно и безопасно для пациента.

Прежде всего, отметим, что ни один препарат не способен полностью избавить от этого диагноза, но может снять симптомы и значительно улучшить общее состояние, поведение, способность к учебе. Наиболее часто назначаемые препараты при СДВГ – психостимуляторы. Учеными было обнаружено, что они являются наиболее эффективным способом лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Стимуляторы помогают повысить уровень определенных нейромедиаторов, тех “посредников” между нейронами головного мозга, которые отвечают за внимание, концентрацию, планирование действий. Благодаря этим лекарствам у ребенка получается лучше сосредоточиться и не обращать внимания на отвлекающие факторы.
В разных странах зарегистрированы и разрешены для использования разные препараты для лечения СДВГ. Стимуляторы полностью запрещены в России, а также в ряде других стран – Тайланде, Омане, Йемене. В большинстве европейских стран, США, Турции, Бразилии, Аргентине, Израиле большинство препаратов-стимуляторов разрешены.

Виды стимуляторов для лечения СДВГ

В основном при синдроме дефицита внимания и гиперактивности используются два класса стимуляторов: амфетамины и метилфенидат. Среди амфетаминов можно выделить амфетамин (смесь солей, Аддералл), метамфетамин, дексамфетамин и лиздексамфетамин. Метилфенидатные препараты подразделяются на собственно метилфенидат и дексметилфенидат.

Действие ряда препаратов для лечения СДВГ, например риталина, изначально было рассчитано на несколько часов (в среднем около четырех), и эти лекарства приходилось принимать по несколько раз в день. В настоящее время существуют психостимуляторы (такие как концерта) которые действую более продолжительное время (эффект может длиться до 12 часов). В целом, по длительности воздействия можно выделить три группы стимуляторов:

  • Короткого действия. Они вступают в силу быстро, но также быстро могут и прекращать свое действие. Чаще всего их приходится принимать несколько раз в день.
  • Промежуточного действия. Эффект длится более 4 часов, и прием препарата необходим около двух раз в день.
  • Препараты длительного действия. Могут приниматься только один раз в день.

Бывает, что маленьким детям трудно глотать капсулы. Родители могут перемешать лекарство с едой, чтобы ребенок мог ее легко проглотить. В то же время существуют препараты от СДВГ в виде накожного пластыря (такие, как Daytrana), который можно прикрепить к бедру для быстрого “всасывания” вещества.

Насколько стимуляторы эффективны?

Вероятность того, что от лечения психостимуляторами состояние ребенка улучшится довольно высокая – положительный эффект наблюдается в 80% случаев. Обычно пользу приносят как метилфенидат, так и амфетамины, но бывают и случаи, когда организм ребенка реагирует только на один из этих препаратов.

Если лекарство неэффективно, поговорите со своим врачом об изменении дозировки или назначении другого класса стимуляторов. Также в подобной ситуации врач порекомендует сочетать прием лекарства с поведенческой психотерапией или одновременно принимать другой препарат, который не относится к психостимуляторам.

Другие препараты при СДВГ

Когда психостимуляторы не работают или становятся причиной серьезных побочных эффектов, на помощь приходят центральные симпатомиметики. К таким препаратам относятся атомоксетин, гуанфацин и клонидин, которые одобрены для лечения детей с СДВГ. Эти медикаменты могут назначить не только как замену стимуляторам, но и как дополнение к ним. Центральные симпатомиметики имеют схожий со стимуляторами эффект и помогут улучшить концентрацию и импульсный контроль.

Как и психостимуляторы, эти препараты имеют и свои побочные эффекты. Атомоксетин способен вызвать нарушения сна, беспокойство, усталость, расстройство желудка, сухость во рту и головокружения. Из-за клонидина может наблюдаться усталость, головокружения, сухость во рту, раздражительность, проблемы с поведением, низкое давления. В свою очередь, резкое прекращение приема этого лекарства может привести к высокому кровяному давлению.

Антидепрессанты, хотя они и официально не одобрены для терапии синдрома дефицита внимания и гиперактивности, иногда назначаются врачами для лечения некоторых симптомов расстройства. Однако эффективность этих лекарств в лечении СДВГ у детей или взрослых еще не установлена, при этом прием антидепрессантов детьми и подростками чреват повышенным риском суицидальных мыслей. Антидепрессанты, иногда назначаемые при СДВГ:

  • амитриптилин, дезипрамин, имипрамин, нортриптилин или другие трициклические антидепрессанты;
  • бупропион;
  • эсциталопрам и сертралин;
  • венлафаксин.
Читайте также:  Доктор Комаровский о гиперактивных детях

Побочные эффекты препаратов от СДВГ

Стимуляторы могут иметь побочные эффекты, но они, как правило, возникают на ранних стадиях лечения. Обычно они проходят быстро и в мягкой форме. Наиболее распространенные из них:

  • сниженный аппетит или потеря веса;
  • проблемы со сном (на сон и аппетит большее влияние оказывают лекарства длительного действия);
  • головные боли, боли в животе;
  • раздражительность, тики.

Психостимуляторы, как правило, не влияют на рост, но их прием может замедлить или задержать рост в течение первых двух лет лечения.

В редких случаях лекарства при СДВГ могут вызывать более опасные побочные эффекты. Например, некоторые стимуляторы повышают риск проблем с сердцем и кровеносными сосудами. Могут усугубиться имеющиеся психические расстройства, такие как депрессия, тревожность или психоз. Также известно, что применение препаратов в виде накожных пластырей вызывает обесцвечивание кожи на участках, которые находятся под пластырем.

Как избежать побочных эффектов? Прежде чем ваш ребенок начнет принимать какие-либо лекарства, поговорите с врачом об истории болезней ребенка и заболеваниях, которые встречались в вашей семье: так можно спрогнозировать риск некоторых побочных эффектов. Кроме того, нужно сообщить врачу о любых других лекарствах или витаминах, которые принимает ребенок.

В большинстве случаев от побочных эффектов можно избавиться, если врач поможет вам:

  • изменить дозу лекарства;
  • отрегулировать время и частоту приема;.
  • назначить другое лекарство.

Важно помнить: нельзя как-либо менять порядок приема и дозировку препарата, не посоветовавшись с врачом. Такие необдуманные изменения могут привести к опасным побочным эффектам.

Рекомендуется начинать прием препаратов при СДВГ только в тех случаях, когда другие методы терапии были неэффективны. О методах немедикаментозного лечения СДВГ читайте здесь

С какого возраста можно принимать лекарства от СДВГ?

Для детей дошкольного и школьного возраста рекомендуется сначала попробовать сеансы поведенческой психотерапии, а затем только по мере необходимости принимать препараты. Большинство названных выше лекарств одобрены только для детей от 6 лет и старше, но иногда врачи назначают очень низкую дозу метилфенидата и для детей младше 6 лет.

Как быстро препарат от СДВГ начинает работать?

Психостимуляторы начинают действовать почти сразу, обычно в течение получаса. Однако остальным препаратам может потребоваться несколько недель, прежде чем они принесут полный эффект. Прежде чем прекратить прием лекарства, важно обсудить это с врачом, потому что такой шаг может привести к симптому абстиненции.

Изменит ли прием лекарств характер ребенка?

Если вы заметили изменения в характере вашего ребенка, то, возможно, доза принимаемого препарата слишком высока. При правильном назначении лекарства от СДВГ должны помочь ребенку сосредоточиться и снизить его гиперактивность, но не изменить особенности его личности.

Может ли ребенок стать зависимым от стимулятора?

Психостимуляторы классифицируются как наркотические вещества, вызывающие привыкание. Однако некоторые исследования показывают, что прием стимулятора в целях лечения СДВГ может фактически снизить риск злоупотребления психоактивными веществами в подростковом возрасте, а не увеличить его.

Но все же дети и подростки подвержены риску злоупотребления своими лекарствами. В случае злоупотребления они принимают его в более высоких дозах, чтобы достичь сильного эффекта. Чтобы избежать этих рисков, храните лекарство в безопасном месте, контролируйте прием препарата и по возможности попросите школьный персонал следить за тем, как ребенок принимает лекарство, находясь в школе.

Как долго нужно принимать лекарства при СДВГ?

Это зависит от индивидуальных особенностей конкретного пациента. Тип лечения, как и его необходимость, могут меняться по мере роста и развития вашего ребенка. Некоторые дети достигают стабильного улучшения и прекращают медикаментозную терапию в подростковом или взрослом возрасте, тогда как другим может рекомендоваться продолжить принимать лекарства.

Вам нужна консультация? Сделайте шаг к здоровью! Позвоните нам

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: диагностика и лечение

Медико-социальная значимость проблемы cиндрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) чрезвычайно велика, вследствие чего это состояние находится в сфере профессиональных интересов не только детских неврологов, психиатров и педиатров, но также педагог

Медико-социальная значимость проблемы cиндрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) чрезвычайно велика, вследствие чего это состояние находится в сфере профессиональных интересов не только детских неврологов, психиатров и педиатров, но также педагогов и психологов [1–5].

Русскоязычное название СДВГ является адаптированной версией англоязычного термина «расстройство с дефицитом внимания/гиперактивностью» (attention deficit/hyperactivity disorder). СДВГ — широко распространенное состояние среди детей, достигших старшего дошкольного и школьного возраста. Тот факт, что СДВГ не относится к инвалидизирующим заболеваниям, вовсе не означает, что при нем отсутствует необходимость в терапии.

СДВГ — это название этиологически гетерогенной группы нарушений поведения у детей старше 5-летнего возраста. Эти изменения поведения сопровождаются нарушением внимания и гиперактивностью (у детей старше пяти лет), потенциально приводящими к неуспеваемости (нарушения обучения), антисоциальному поведению, снижению качества жизни [1–5]. В настоящее время установлена нейробиологическая природа СДВГ, частично изучен его патогенез.

Читайте также:  Ушные капли «Кандибиотик» для детей: инструкция по применению

По современным представлениям, генетическая опосредованность СДВГ свойственна от 40% до 75% случаев болезни [1, 2]. Биохимическим субстратом в патогенезе СДВГ являются нарушения катехоламинового обмена. Средовое воздействие и влияние иных факторов (недоношенность, низкая масса тела при рождении, курение матери во время беременности и т.?д.) признается, но считается менее значимым [2].

По мнению Zuddas A. и соавт. (2005), психосоциальные факторы окружения взаимодействуют с генетической предрасположенностью к СДВГ, вызывая биологическое повреждение [6]. СДВГ можно рассматривать в качестве исхода перинатального поражения нервной системы или дефекта формирования стереотипа поведения у детей с нарушениями психомоторного развития. В первом случае налицо средовые воздействия внутриутробного окружения (включая гипоксию, воздействие на плод бактериальных, вирусных и иных патогенов), а во втором основную роль играют факторы окружения в постнатальной жизни ребенка.

Средовые факторы, предположительно оказывающие влияние на формирование СДВГ, можно условно разделить, во-первых, на эндогенные и экзогенные, а во-вторых, на пренатальные и постнатальные. К пренатальным факторам формирования СДВГ относятся следующие: гестационные (отягощенный акушерско-гинеколoгический анамнез, токсикозы, гестозы, угроза прерывания беременности и т. д.), курение матери во время беременности, родовая травма (акушерская), воздействие на плод инфекционных патогенов (вирусов, бактерий, вирусно-вирусных и вирусно-бактериальных ассоциаций), токсическое воздействие на плод (тяжелых металлов, интоксикантов растительного и синтетического происхождения и др.), внутриутробная гипоксия плода (острая и/или хроническая), нарушения нейрохимических и/или нейрофизиологических параметров ЦНС, резус-конфликт (внутриутробное формирование стойкого титра специфических антител), внутриутробные нейроинфекции.

Постнатальные факторы формирования СДВГ: недоношенность, морфофункциональная незрелость, задержка внутриутробного развития (ЗВУР), искусственное вскармливание, интранатальная или постнатальная аноксия/аcфикcия/гипоксия, специфические паттерны воспитания в семье, особенности индивидуального темперамента, алиментарные дефициты (витаминов, минеральных веществ, других нутриентов), имитационное поведение детей, особенности церебрального метаболизма различного генеза (дофамина, серотонина, глюкозы и др.), морфометрические особенности ЦНС (мозжечка, базальных ганглиев, других церебральных структур), нарушения функций щитовидной железы и других эндокринных органов, токсические факторы, эмоциональные сложности в отношениях между родителями, воспитание и проживание во внесемейных условиях («институциональных»), а также лечение СДВГ (медикаментозное или немедикаментозное) [2]. Есть мнение, что СДВГ может формироваться вследствие избыточного потребления сахара, продуктов питания и напитков промышленного изготовления, содержащих в большом количестве экстрактивные вещества, консерванты и красители. Влияние на СДВГ многочасового просмотра ТВ-программ с раннего детского возраста в настоящее время более не считается значимым фактором [2].

Многие авторитеты в области изучения СДВГ признают, что при этой патологии у детей имеется ряд особенностей церебральных структур и функций (поражение префронтально-стриато-таламокортикальных структур). Весьма вероятно вовлечение при СДВГ в патологический процесс нисходящих проекций катехоламинергических и серотонинергических нейронов.

Клинические проявления СДВГ появляются и изменяются на протяжении жизни индивида. СДВГ часто является частью симптомокомплекса, который включает специфические нарушения обучения и другие нейробиологические нарушения. Хотя изначально СДВГ описывался как нарушение исключительно детского возраста, в настоящее время подтверждено, что это состояние может персистировать и по достижении совершеннолетия [1, 2, 4–6].

Американскими специалистами стандарты установления диагноза СДВГ представлены в «Диагностическом и статистическом руководстве по психиатрическим нарушениям» (DSM-IV), где СДВГ подразделяется на 3 типа на основании поведенческих характеристик пациента (тип с преимущественным дефицитом внимания, преимущественно гиперактивный тип, комбинированный тип). В РФ принято использовать критерии не DSM-IV, а Международной классификации болезней Х-го пересмотра (МКБ-10), которые имеют некоторые отличия (см. ниже).

Классическая триада СДВГ включает гиперактивность, импульсивность и невнимательность (дефицит внимания). Гиперактивность проявляется у детей неспособностью сидеть на месте или сосредоточиться на задании, при этом отмечается видимое присутствие двигательной активности. По достижении взрослого возраста эти пациенты характеризуются двигательным беспокойством и склонностью к одновременному выполнению без завершения сразу нескольких заданий. Импульсивность определяется трудностью выделения приоритетов и подавления немедленных ответных реакций на воздействие факторов окружения, конкурирующих в привлечении внимания с более значимыми делами и событиями. Невнимательность у детей и взрослых проявляется в неспособности подавить собственное поведенческое реагирование на менее значимые раздражители в семейных, учебных, рабочих и социальных ситуациях. По мере того, как нервная система созревает, гиперактивность и импульсивность становятся для индивида менее проблематичными, хотя невнимательность остается для многих взрослых проблемой и зачастую проявляется в виде нарушений стратегии использования времени [1–6].

Сопутствующие (коморбидные) состояния при СДВГ могут включать: нарушения эмоционального контроля (аффективные — дизритмия, депрессия, биполярные нарушения, тревожность, панические нарушения, обсессивно-компульсивные); нарушения двигательного контроля (тикозные — моторные тики, вокальные тики, синдром Жиль де ля Туретта; пароксизмальные — обычно первично-генерализованные эпилепсии абсансного типа; нарушения сна с периодическими движениями конечностей); нарушения комфорта (головные боли типа мигрени, энурез, синдром раздраженного кишечника и др.); нарушения, связанные с использованием интоксикантов (ингалянтов, табака, алкоголя, наркотических средств и др.); нарушения с дисруптивным (разрушительным) поведением (трех типов: оппозиционно-вызывающее, кондуктивные нарушения, антисоциальное поведение) [1–6] (табл.).

Читайте также:  Что делать, если опухли десны у ребенка?

При этом предлагается обращать внимание на оценку в 3 балла, если она встречается 6 раз и более, а также на общий балл (если он равен 25 баллам и выше).

Диагностические критерии СДВГ по МКБ-10 выглядят следующим образом:

Невнимательность/дефицит внимания (требуется не менее 6 признаков):

Гиперактивный ребенок

Гиперактивный ребенок – это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте. Поведению гиперактивного ребенка свойственны неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и т. д. Гиперактивному ребенку требуется нейропсихологическое и неврологическое (ЭЭГ, МРТ) обследование. Помощь гиперактивному ребенку предполагает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, проведение психотерапии, немедикаментозной и лекарственной терапии.

  • Причины СДВГ
  • Классификация СДВГ
  • Симптомы СДВГ
  • Диагностика СДВГ
  • Коррекция СДВГ
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

СДВГ – синдром повышенной физической и умственной активности, характеризующийся преобладанием процессов возбуждения над торможением. Гиперактивный ребенок испытывает трудности с концентрацией и поддержанием внимания, саморегуляцией поведения, обучением, обработкой и удержанием информации в памяти.

По официальным статистическим данным, в России диагноз СДВГ имеют от 4 до 18% детей. Более того, данный синдром присутствует у 3-5% взрослого населения, поскольку в половине случаев гиперактивный ребенок вырастает в «гиперактивного взрослого». У мальчиков СДВГ диагностируется в 3 раза чаще, чем у девочек. СДВГ является предметом пристального изучения педиатрии, детской психиатрии, детской неврологии, детской психологии.

Причины СДВГ

Специалисты затрудняются в определении точных причин синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Считается, что гиперактивность у детей может быть обусловлена генетическими факторами и ранним органическим повреждением ЦНС, которые нередко сочетаются друг с другом. Современные исследования указывают на то, что при СДВГ имеет место рассогласованность функционирования структур, обеспечивающих организацию произвольного поведения и контроль внимания, а именно – ассоциативной коры, базальных ганглиев, таламуса, мозжечка, префронтальной коры.

Генетический механизм СДВГ объясняется наследованием генов, регулирующих обмен нейромедиаторов (дофамина и норадреналина) в головном мозге. Вследствие дисфункции нейромедиаторных систем нарушается процесс синаптической передачи, что влечет за собой разобщение связей между корой лобных долей и подкорковыми структурами. В пользу данной теории указывает тот факт, что в лечении гиперактивности у детей эффективными оказываются лекарственные средства, способствующие высвобождению и торможению обратного захвата нейромедиаторов в пресинаптических нервных окончаниях.

В числе пре- и перинатальных факторов, детерминирующих развитие СДВГ, следует отметить различного рода неблагоприятные воздействия, способствующие развитию минимальной мозговой дисфункции у гиперактивного ребенка. Это может быть:

  • патологическое течение беременности и родов у матери (гестоз, эклампсия, угроза выкидыша, гемолитическая болезнь плода, стремительные или затяжные роды,
  • употребление беременной алкоголя или некоторых лекарственных препаратов, курение),
  • асфиксия, недоношенность, родовые травмы у ребенка и др.
  • инфекционные заболевания и ЧМТ, перенесенные в первые месяцы и годы жизни.

В формировании гиперактивности у детей не исключается влияние неблагоприятных экологических факторов, прежде всего загрязнения природной среды нейротоксикантами (свинцом, мышьяком, ртутью, кадмием, никелем и др.). В частности, доказана корреляция между повышенным содержанием свинца в волосах по данным спектрального анализа и уровнем гиперактивности, когнитивными и поведенческими нарушениями у детей.

Возникновение либо усиление проявлений СДВГ может быть связано с несбалансированным питанием, недостаточностью поступления в организм микронутриентов (витаминов, омега-3 жирных кислот, микроэлементов – магния, цинка, железа, йода). Усилению трудностей адаптации, поведения и внимания у гиперактивного ребенка способствуют неблагоприятные внутрисемейные отношения.

Классификация СДВГ

Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет следующие варианты СДВГ:

  • смешанный – сочетание гиперактивности с нарушением внимания (встречается наиболее часто). Обычно выявляется у мальчиков с определенным фенотипом – светлыми волосами и голубыми глазами.
  • невнимательный – преобладает дефицит внимания. Чаще встречается у девочек, характеризуется уходом в свой мир, бурной фантазией, «витанием» ребенка «в облаках».
  • гиперактивный – преобладает гиперактивность (наиболее редкий тип). С одинаковой вероятностью может быть обусловлен как индивидуальными особенностями темперамента детей, так и определенными нарушениями ЦНС.

Симптомы СДВГ

В раннем детстве гиперактивный ребенок часто имеет повышенный мышечный тонус, страдает неоднократными и немотивированными приступами рвоты, плохо засыпает и беспокойно спит, легко возбуждается, имеет повышенную чувствительность к любым внешним раздражителям.

Первые признаки синдрома гиперактивности у детей, как правило, обнаруживаются в возрасте 5-7 лет. Родители обычно начинают «бить тревогу», когда ребенок идет в школу, что требует от него определенной организованности, самостоятельности, соблюдения правил, сосредоточенности и пр. Второй пик проявлений приходится на пубертатный период (13-14 лет) и связан с подростковым гормональным всплеском.

Основными клинико-диагностическими критериями СДВГ служат невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

  1. Невнимательность у гиперактивного ребенка выражается в неспособности удержания внимания; невозможности сконцентрироваться на игре или выполнении задания. Ввиду повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, гиперактивный ребенок допускает множество ошибок в домашних заданиях, не может до конца выполнить предлагаемую инструкцию или порученные обязанности. У гиперактивного ребенка возникают сложности с организацией самостоятельной деятельности, отмечается рассеянность, забывчивость, постоянная переключаемость с одного занятия на другое, склонность к незавершению начатых дел.
  2. Гиперактивность у детей предполагает беспокойное поведение, непоседливость, чрезмерную двигательную активность в ситуациях, которые требуют сохранения относительного покоя. При наблюдении за гиперактивным ребенком можно заметить постоянные стереотипные движения в кистях и стопах, подергивания, тики. Гиперактивному ребенку свойственно отсутствие произвольного контроля за своим поведением, поэтому дети с СДВГ постоянно находятся в бесцельном движении (бегают, крутятся, разговаривают и пр.) в неподходящих для этого ситуациях, например, во время школьных занятий. У 75% гиперактивных детей отмечается диспраксия – неуклюжесть, неповоротливость, неспособность выполнять движения и работу, требующую определенной ловкости.
  3. Импульсивность у гиперактивного ребенка выражается в нетерпеливости, поспешности выполнения заданий, стремлении дать ответ, не задумавшись над его правильностью. Гиперактивный ребенок обычно не может играть в коллективные игры вместе со сверстниками, поскольку он постоянно мешает окружающим, не соблюдает правила игры, конфликтует и т. д.
Читайте также:  Минимальная мозговая дисфункция (ММД) у детей

Гиперактивный ребенок часто жалуется на головные боли, утомляемость, сонливость. У некоторых детей отмечается ночной и дневной энурез. Среди гиперактивных детей распространены задержки психомоторного и речевого развития, в школьном возрасте – дисграфия, дислексия, дискалькулия. По данным детских психологов, 60-70% детей с СДВГ являются скрытыми левшами или амбидекстрами.

Расторможенность и безрассудство сопровождается снижением инстинкта самосохранения, поэтому гиперактивный ребенок легко получает различного рода травмы.

Диагностика СДВГ

Гиперактивный ребенок является пациентом детского невролога, детского психиатра и детского психолога. Согласно критериям, выработанным DSM в 1994 г., СДВГ может быть признан при сохранении у ребенка, по крайней мере, 6-ти признаков невнимательности, гиперактивности и импульсивности в течение полугода. Поэтому при первичном обращении к специалистам диагноз СДВГ не ставится, а проводится наблюдение и обследование ребенка.

В процессе клинико-психологического обследования гиперактивного ребенка используются методы интервью, беседы, непосредственного наблюдения; получение информации от педагогов и родителей с помощью диагностических опросников, нейропсихологическое тестирование.

Необходимость проведения базового педиатрического и неврологического обследования обусловлена тем, что за СДВГ-подобным синдромом могут скрываться различные соматические и неврологические расстройства (гипертиреоз, анемия, эпилепсия, хорея, нарушения слуха и зрения и мн. др.).

С целью уточняющей диагностики гиперактивному ребенку могут назначаться консультации узких детских специалистов (детского эндокринолога, детского отоларинголога, детского офтальмолога, эпилептолога), ЭЭГ, МРТ головного мозга, общий и биохимический анализ крови и т. д. Консультация логопеда позволяет провести диагностику нарушений письменной речи и наметить план коррекционной работы с гиперактивным ребенком.

Гиперактивность у детей следует дифференцировать от фетального алкогольного синдрома, посттравматического поражения ЦНС, хронического отравления свинцом, проявлений индивидуальных характеристик темперамента, педагогической запущенности, олигофрении и др.

Коррекция СДВГ

Гиперактивный ребенок нуждается в комплексном индивидуализированном сопровождении, включающем психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, немедикаментозную и медикаментозную коррекцию.

Гиперактивному ребенку рекомендуется щадящий режим обучения (класс малой наполняемости, сокращенные уроки, дозированные задания), достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность. Ввиду повышенной возбудимости следует ограничивать участие гиперактивных детей в массовых мероприятиях. Под руководством детского психолога и психотерапевта проводятся аутогенные тренировки, индивидуальная, групповая, семейная и поведенческая психотерапия, телесно-ориентированная терапия, БОС-технологии. В коррекции СДВГ должно быть активно задействовано все окружение гиперактивного ребенка: родители, воспитатели, школьные педагоги.

Фармакотерапия является вспомогательным методом коррекции СДВГ. Она предполагает назначение атомоксетина гидрохлорида, блокирующего обратный захват норадреналина и улучшающего синаптическую передачу в различных структурах мозга; препаратов ноотропного ряда (пиритинола, кортексина, холина альфосцерата, фенибута, гопантеновой кислоты); микронутриентов (магния, пиридоксина) и др. В ряде случаев хороший эффект достигается использованием кинезиотерапии, массажа шейного отдела позвоночника, мануальной терапии.

Устранение нарушений письменной речи осуществляется в рамках целенаправленных логопедических занятий по коррекции дисграфии и дислексии.

Прогноз и профилактика

Своевременная и комплексная коррекционная работа позволяет гиперактивному ребенку научиться выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, контролировать собственное поведение, предупреждает трудности социальной адаптации. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка способствует формированию социально-приемлемого поведения. При отсутствии внимания к проблемам СДВГ в подростковом и зрелом возрасте возрастает риск социальной дезадаптации, алкоголизма и наркомании.

Профилактика синдрома гиперактивности и дефицита внимания должна начинаться задолго до появления ребенка на свет и предусматривать обеспечение условий для нормального течения беременности и родов, заботу о здоровье детей, создание благоприятного микроклимата в семье и детском коллективе.

Профилактика и коррекция cиндрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей

Cиндрома дефицита внимания (СДВГ) в цифрах

К числу наиболее распространенных болезней у детей относится синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), о чем свидетельствуют эпидемиологические исследования, проведённые в США, Великобритании, Германии, Чехословакии, Китае и других странах мира. Анализ литературы выявил широкую вариабельность данных по распространённости СДВГ:

  • в США эти цифры колеблются от 4 до 13% [10],
  • в Великобритании – 1-3% [21],
  • Германии – 9-18% [12],
  • Италии – 3-10% [16],
  • Чехословакии – 2-12% [9],
  • Китае – 1-13% [20],
  • в России (г.Москва и Московская обл.) – 15-28% [5, 6].
Читайте также:  Психосоматика проблем с шеей у детей и взрослых

Такой широкий диапазон колебаний цифр обусловлен, прежде всего, отсутствием единых диагностических критериев и методов оценки симптомов СДВГ. Американские и канадские специалисты при диагностике СДВГ используют классификацию психиатрических болезней (DSM – Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders), в Европе и Великобритании принята Международная классификация болезней (ICD – International Classification of Diseases) с жесткими критериями, позволяющими более реально оценивать распространённость синдрома. СДВГ среди мальчиков 7-12 лет диагностируют в 2-3 раза чаще, чем среди девочек [9].

Впервые описание заболевания, характеризующегося двигательной расторможенностью, дефицитом внимания и импульсивностью, появилось около 150 лет назад. Из-за клинической гетерогенности терминологию синдрома многократно меняли. Согласно последней редакции Международной классификации болезней – ICD-10 (1992), выделяют две подгруппы: с наличием гиперактивности («синдром дефицита внимания с гиперактивностью» – СДВГ) и без неё («синдром дефицита внимания без гиперактивности», или СДВ).

Кроме сниженного внимания, для этих детей характерны нарушения памяти, сниженная умственная работоспособность, повышенная утомляемость. Время, в течение которого они могут продуктивно работать, не превышает 5-15 минут, по его истечении они теряют контроль над умственной активностью, 3-7 минут мозг «отдыхает», накапливая энергию и силы для следующего рабочего цикла. В моменты «отключения» ребёнок занимается посторонними делами, а на слова учителя не реагирует. Затем умственная активность восстанавливается, и ребёнок опять может продуктивно работать какое-то время, после чего мозг снова «отключается».

У гиперактивных детей проблемы внимания сопровождаются повышенной двигательной расторможенностью. Им трудно следовать инструкциям, придерживаться в поведении общепринятых рамок. Гиперактивным детям свойственна «мягкая» неврологическая симптоматика: дискоординация движений по типу статико-локомоторной и динамической атаксии, тики и навязчивые движения. Часто гиперактивность сочетается с недостаточной сформированностью мелкой моторики и навыков самообслуживания. Нарушения эмоциональной сферы у детей с СДВГ характеризуются импульсивностью, чрезмерной возбудимостью, раздражительностью, повышенным уровнем тревожности, частой сменой настроения и подверженностью депрессии. Школьные нагрузки часто приводят к срыву компенсаторных механизмов ЦНС и развитию синдрома школьной дезадаптации. Проявления СДВГ многообразны и этот список можно продолжать и дальше (по данным литературы, отмечается до 100 особенностей).

Прогноз заболевания зависит от выраженности симптомов, своевременной постановки диагноза и проведения восстановительного лечения. Специалисты отмечают, что симптомы СДВГ могут сохраняться и во взрослой жизни. Среди подростков с СДВГ наркомания, алкоголизм и правонарушения распространены в большей степени, чем среди здоровых сверстников. Лишь 15% детей с СДВГ (против 50% в контрольной группе) заканчивает школу [258]. Дефицит внимания, импульсивность, социальная неадекватность, чувство низкой самооценки сохраняются в течение всей жизни. Так симптомы детского расстройства становятся причиной неудач в личной жизни и профессиональной карьере [9].

Своевременная профилактика может обеспечить нормальную и полноценную жизнь детям с СДВГ, что будет способствовать снижению преступности, алкоголизма и наркомании!

Исследования последних лет выявили множество факторов, которые могут привести к развитию СДВГ, поэтому в настоящее время общепринята полиэтиологичная теория. Биологические факторы, особенно перенесенные перинатальные гипоксические поражения ЦНС, имеют решающее значение в первые два года жизни ребёнка. В последующем в развитии болезни играют роль и психосоциальные факторы: внутрисемейная ситуация, особенности воспитания, оказывают влияние условия проживания и материальная обеспеченность [3].

Среди патогенетических концепций СДВГ выделяют нейрофизиологическую, биохимическую, нейропсихологическую и генетическую.

Согласно нейрофизиологической теории, нарушения формирования функциональных взаимосвязей между срединными структурами мозга и различными областями коры, выявляемые у детей с СДВГ вследствие перенесенной гипоксии, играют роль в развитии этого заболевания [18]. Явление диффузной церебральной дизрегуляции затрагивает различные мозговые структуры, что объясняет разнообразие клинической картины заболевания. На основе инструментальных исследований выделено несколько клинических вариантов расстройства: со стволовой, корковой и корково-стволовой дизрегуляцией. Предположительно это деление соответствует классификации подтипов СДВГ – с гиперактивностью-импульсивностью, с нарушениями внимания, с сочетанными нарушениями внимания и гиперактивностью.

Биохимическая теория патогенеза СДВГ и, в частности, участия катехоламинового обмена стала формироваться в 1970-х годах. Катехоламиновая иннервация «затрагивает» основные центры высшей нервной деятельности: центр контроля и торможения двигательной и эмоциональной активности, программирования деятельности, системы внимания и оперативной памяти, которые участвуют в формировании стресс-реакции. Но патохимические механизмы развития СДВГ нельзя объяснить нарушениями только одной нейромедиаторной системы. A.J. Zametkin и J.L. Rapoport в 1987 году представили неспецифическую катехоламиновую гипотезу, подразумевающую вовлечённость всех катехоламинергических систем в патогенетические механизмы СДВГ [22]. Эта концепция в наибольшей степени соответствует результатам экспериментальных исследований, тем более что СДВГ уже более полувека успешно лечат психостимуляторами ЦНС, являющимися катехоламиновыми агонистами. Предполагают, что эти препараты увеличивают доступность катехоламинов на уровне синапсов путём стимуляции их синтеза и торможения обратного захвата в пресинаптических нервных окончаниях.

Читайте также:  Минимальная мозговая дисфункция (ММД) у детей

Согласно генетической теории, исследования, проведённые в США и Чехословакии, выявили у 10-15% детей с СДВГ наследственную предрасположенность к данному заболеванию [14]. С развитием молекулярной генетики были обнаружены нарушения нескольких генов, ассоциированные с симптомами СДВГ, в частности гена дофаминного рецептора D4 (DRD4), гена, отвечающего за транспорт дофамина (DAT1) и др. Однако поиски определённого гена, вызывающего СДВГ, не увенчались успехом и четких экспериментальных доказательств для объяснения патогенеза СДВГ только с позиций молекулярной генетики недостаточно.

Согласно нейропсихологической теории, у детей с СДВГ отмечают отклонения в развитии высших психических функций, отвечающих за моторный контроль, саморегуляцию, внутреннюю речь, внимание и оперативную память. Поэтому R.A. Barkley в своей унифицированной теории считает, что нарушение этих функций, отвечающих за целенаправленную организацию деятельности («executive functions») играет роль в развитии СДВГ [11].

Диагностика СДВГ

В диагностике СДВГ используют стандартные диагностические критерии (табл.1).

Гиперактивность у детей школьного возраста

Гиперактивность детей младшего школьного возраста — это особенное состояние ЦНС, при котором наблюдается явное преобладание процессов возбуждения над процессами торможения. Это негативным образом сказывается на поведении, самоконтроле, уровне успеваемости, а также вызывает определенные сложности при восприятии окружающего мира и взаимодействии с ровесниками или взрослыми людьми. Это объясняется тем, что нервная система не справляется со значительным повышенным уровнем психических и физических нагрузок. В данной статье мы хотим затронуть причины и методики лечения СДВГ в младшем школьном возрасте.

Гиперактивность у детей школьного возраста: симптомы

Гиперактивность у детей школьного возраста можно распознать по следующим признакам:

  • суетливость;
  • беспокойство;
  • неусидчивость;
  • эмоциональная нестабильность;
  • низкая концентрация;
  • рассеянное внимание;
  • импульсивность;
  • низкая самооценка;
  • вспыльчивость;
  • игнорирование правил поведения;
  • забывчивость и частая потеря вещей;
  • неспособность вести диалог;
  • головные боли;
  • нервный тик;
  • появление различных фобий;
  • проблемы со сном.

Дефицит внимания ребенка 7 лет и более старшего возраста особенно ярко проявляет себя в младших классах школы на фоне систематической и длительной работы, поскольку данный период связан с переходом к новой деятельности — учебной. Многие родители полагают, что характерные для синдрома симптомы попросту сойдут «на нет». Однако при отсутствии профессионального вмешательства и проведения коррекционной работы со временем ситуация лишь усугубится. Гиперактивность с взрослением ребенка будет проявлятся как в поведении (агрессивном, или «ведомом», зависимом ) так и в учебе (невозможность длительного сосредоточения, поверхностность усвоения знаний и умений, отсутствие глубоких интересов и предпочтения «легкого» пути в образовании в в виде списывания и т.д. ). В коммуникативной сфере трудности в общении со сверстниками и взрослыми будут усиливаться эгоистичными желаниями и невозможностью понять свою неправоту.

Причины гиперактивности детей школьного возраста

СДВГ может закладываться еще до рождения ребенка. Основные причины его возникновения — воздействие неблагоприятных факторов во время беременности (риск прерывания, кислородное голодание плода, вредные привычки матери, включая курение, употребление алкоголя и пристрастие к вредной пище, частые стрессы) и родов (стимуляция, преждевременные или затяжные роды).

Также гиперактивность детей младшего школьного возраста может возникнуть по ряду других причин:

  • неврологические патологии;
  • частое возникновение конфликтных ситуаций или непростые отношения в семье;
  • чрезмерно строгое отношение к ребенку;
  • совместный сон с родителями или с одним из них, чаще с матерью;
  • вмешательство в гигиены ребенка (подмывание, купание, одевание нижнего белья и т.д.).

Сочетание нескольких приведенных выше факторов значительно увеличивает риск возникновения синдрома.

Гиперактивность у детей школьного возраста: лечение

Важно следить за проявлением тех или иных признаков и вовремя принять необходимые действия по устранению патологии. Примечательно, что некоторые из симптомов могут указывать на совершенно иные расстройства центральной нервной системы — к примеру, неврастению. Вот, почему нельзя самостоятельно диагностировать гиперактивность детей младшего школьного возраста и выстраивать план лечения без специализированной помощи.

На сегодняшний день разработано множество самых разнообразных методик, наглядно демонстрирующих способы эффективного лечения патологии. Специалистами «Центра нейропсихологического сопровождения» в индивидуальном порядке разрабатываются упражнения и в игровой форме проводятся занятия, направленные на развитие памяти, письменной и устной речи, внимания. Другой их целью является снижение тревожности, повышение коммуникабельности и концентрации. В процессе коррекционной работы рекомендуется привлечь ближайшее окружение ребенка — родных, воспитателей, учителей.

Ссылка на основную публикацию