Комплекс упражнений при плоскостопии у детей

Комплексы упражнений и игр для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста

Татьяна Яковлева
Комплексы упражнений и игр для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста

Гимнастика для стоп как средство профилактики плоскостопия

Основным средством профилактики плоскостопия у детей раннего и дошкольного возраста является гимнастика для стоп, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голеней. Она также благотворно влияет и на общее укрепление организма ребенка. Гимнастика для стоп обеспечивает увеличение общей и силовой выносливости мышц, в первую очередь нижних конечностей, повышает физическую работоспособность, формирует навык правильной осанки. Физические упражнения, входящие в комплекс гимнастики оказывают хорошее вспомогательное воздействие, улучшают кровоснабжение и тонизируют мышцы, подтягивающие свод стоп.

Предлагаемые упражнения можно использовать в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, как в специально-организованной деятельности, так и в самостоятельной двигательной деятельности воспитанников.

Комплекс №1

1. И. п. – стоя, носки и пятки вместе, спина прямая, держась за опору (спинка стула, шведская стенка, выполнить подъем на носки, 5-8 сек. и снова опуститься на стопу.

2. И. п. – сидя на стуле постараться поднять с пола мячик для настольного тенниса или иной мелкий предмет при помощи пальцев ног.

3. И. п. – сидя на стуле, широко расставив ноги, приближайте и отдаляйте от себя стопы по полу при помощи сгибания и разгибания пальцев ног, имитируя движения тела гусеницы.

4. И. п. – сидя на стуле, ноги вместе, ступни сомкнуты, следует развести колени в стороны и, оторвав пятки от пола, сомкнуть подошвы.

5. Походить 1-2 минуты на носочках, потом 30-60 сек. на пятках, на внутренней и на внешней стороне стопы.

6. Стоя, сомкнуть стопы вместе, а потом развести как можно шире носки, а потом и того же положения развести как можно шире пятки.

7. Не отрывая стоп от пола выполнить 5-10 приседаний.

8. Стоя на одной ноге, вторую согнуть под прямым углом в колене и выполнять вращательные движения голенью, а потом стопой. Сначала по часовой стрелке, затем против. Выполнив по 4 оборота в каждую сторону повторить то же самое с другой ногой.

9. Ходьба гусиным шагом 30-60 секунд, затем столько же в полуприсяде.

10. Захватив пальцами одной стопы карандаш походить так 30-40 секунд.

Комплекс №2

1. Ходьба по коврику с пуговицами.

2. Сидя на стуле, катаем палку ступней.

3. Ходьба по толстой веревке- «змее».

4. Катаем пальцами ног специальный гимнастический обруч.

5. Подпрыгивание на пальчиках (осторожно).

6. Сидя на стуле, подтягиваем к себе коврик пальцами ножек.

7. Захватываем пальцами ног карандаш или ручку, пытаемся что-то нарисовать в воздухе или листе бумаги.

Комплекс №3

Упражнениявыполняются сидя на стуле:

1. Выполняем стопами круговые движения.

2. Тянем носки на себя, затем от себя, не сгибая колени.

3. Сгибание-разгибание пальцев ног.

4. Сведение-разведение носков, при этом пятки не отрываем от пола.

5. Соединяем подошвы (колени не согнуты).

6. Большим пальцем ноге проводим по голени другой снизу вверх, затем меняем ноги.

7. Отрываем от пола носки, пятки поочередно.

8. Захват пальчиками ног различные предметы вокруг себя.

9. Провести подошвой и внутренним краем левой ступни по правой голени, поменять ногу.

10. Катаем подошвой различные овальные предметы.

Комплекс №4

Упражнения выполняются во время ходьбы.

1. Ходьба на носочках.

2. Перекаты с носка на наружную часть стопы, затем обратно.

3. Упираемся на внешние части подошвы, в таком положении стоим 40 секунд.

4 Приседание, не отрывая от пола пятки.

5 Стоя прямо, согнуть одну ногу в колене под прямым углом, выполняем вращения голенью, самой ступней.

Комплекс №5

Упражнения выполняются из и. п.– сидя на стуле:

1. Поджимание пальцев ног- 5 раз.

2. Приподнимание ступни на себя -5 раз. (пятки от пола не отрывать и наоборот).

3. Поочередное поднимание больших пальцев ног. -5 раз.

4. Ступни разверните внутрь, пятки прижаты к полу, поочередно поднимать каждый палец. Повторить- 5 раз.

5. И. п. – сидя на стуле, одну ногу поставить на пол, другую на мяч. Ногами попеременно, перекатывать мяч в разные стороны- 5 раз.

6. Обе ноги обхватывают мячик и поднимают его вверх — вниз -5 раз.

Комплекс №6

И. П. сидя на гимнастической скамейке, стуле, полу; ноги вытянуты вперед, руки свободно лежат на ногах, спина прямая.

1. «Здравствуйте – до свидания» – совершать движения стопами от себя/ на себя.

2. «Поклонились»– согнуть и разогнуть пальцы ног.

3. «Большой палец поссорился»– двигать большими пальцами ног на себя, остальными от себя. Если не получается, можно помочь руками.

4. «Поссорились, помирились»– развести носки ног в стороны, свести вместе.

И. П. сидя на коврике, руки в упоре сзади.

5. «Ёжи»– стопа опирается на массажный мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него (8-10 раз каждой стопой).

6. «Подними платки»– около каждой стопы лежит по носовому платку. Захватить их пальцами ног, ноги поднять и удерживать в таком положении на счет 1-3, затем пальцы разжать, чтобы платки упали. Опустить ноги (6-8 раз).

7. «Растяни ленточку»– около пальцев ног лежит ленточка. Захватить ее концы пальцами, ноги поднять и развести в стороны (3- 4 раза).

8. «Нарисуй фигуру»– пальцами ног, захватывая по одному карандашу, выкладывать фигуры (квадрат, треугольник, стрелку) и буквы (А,К,Г,Л,П).

9. Ходьба на носках с разным положением рук (вверх, в стороны, на плечах).

10. Ходьба на пятках, руки в замке на затылке.

11. Ходьба на внешней стороне стопы.

Комплекс №7

1. Ходьба на носках, не сгибая ног, руки за головой, туловище прямо- 1-3 мин.

Читайте также:  Синие десны у ребенка

2. «Мишка косолапый» ходьба на внешних сторонах стоп, руки на поясе, туловище прямо- 2-5 мин.

3. Ходьба на носках по наклонной плоскости (по гимнастической скамейке, приподнятой над полом на 25-30 см).- по 5-8 раз вверх и вниз.

4. Ходьба по положенной на пол гимнастической палке, отводя ступни наружу, руки в стороны- 10-12 раз.

5. Ходьба по гимнастической палке правым и левым боком приставными шагами – 10-12 раз.

6. Приседание на палке, держась за гимнастическую стенку – 8-12 раз.

Комплекс №8

Упражнения выполняются в И. п.– лежа на спине:

1. Поочередно и одновременно оттягивать носки стоп.

2. Согнуть ноги, упереться стопами в пол. Развести пятки и свести. После серии движений расслабление.

3. Поочередное и одновременное приподнимание пяток от опоры.

4. Ноги согнуты в коленях и разведены, стопы соприкасаются друг с другом подошвенной поверхностью. Отведение и приведение пяток с упором на пальцы стоп.

5. Положить согнутую в колене ногу на колено другой, полусогнутой ноги. Круговые движения стопы в одну и другую сторону. То же сменив положение ног.

6. Скользящие движения стопой одной ноги по голени другой, «охватывая» голень. То же другой ногой.

Комплекс №9

Упражнениявыполняются в исходном положении сидя:

1. Ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимание пяток одновременно и поочередно.

2. Тыльное сгибание стоп одновременно и поочередно.

3. Приподнимание пятки одной ноги с одновременным тыльным сгибанием стопы другой ноги.

4. Ноги прямые. Сгибание и разгибание стоп.

5. Положить одну ногу стопой на колено другой ноги. Круговые движения стопой в обе стороны. То же другой ногой.

6. Захватывание пальцами стоп мелких предметов и перекладывание их на другое место. То же другой ногой.

7. И. п. – сидя, развести колени и подтянуть стопы до полного соприкосновения подошвенными поверхностями.

Комплекс №10

Упражнениявыполняются в исходном положении стоя:

1. Стопы параллельно, на расстоянии ширины ступни, руки на пояс. Подниматься на носках одновременно и попеременно. Приподнимать пальцы стоп с опорной на пятки одновременно и попеременно. Перекат с пятки на носок и обратно.

2. Полуприседания и приседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед.

3. Стопы параллельны. Перекат на наружные края стопы и обратно.

4. Пятки вместе, носки врозь. Полуприседания и приседания в сочетании с движениями рук.

5. Стопы параллельны, руки на пояс. Поочередное поднимание пяток.

6. Стоя на гимнастической палке, стопы параллельны. Полуприседания и приседания в сочетании с движениями рук.

Игры и упражнения для профилактики плоскостопия

Цель: формировать навыки прав ильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Эстафета “Загрузи машину”

Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.

Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Эстафета с палочкой

Оборудование: палочки длиной 20 см.

Дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Эстафета “Построим лесенку”

Оборудование: то же.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка лежит 12-18 палочек. Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстраивает лесенку.

Эстафета с машиной

Оборудование: машина с веревочкой.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Игра-имитация “Перейди вброд”

Оборудование: ящик, наполненный камешками (галька, косточки).

Дети имитируют движение мышат. Приставным шагом идут по камешкам друг за другом.

Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета).

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.

Оборудование: то же и образец — схема-рисунок.

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу и схеме.

Оборудование: бумага, гуашь, кисти.

Дети берут пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т. п.).

Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки, камешки.

Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног “ловят рыб” (пробки).

Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной. Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.

Оборудование: платочки (салфетки).

На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.

Консультация «Нетрадиционные средства профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста» Самым лучшим средством профилактики плоскостопия у детей является ходьба по земле, гальке, песку и траве. Но что делать в холодное время.

«Путешествие в джунгли». Конспект физкультурного занятия для профилактики плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста Задачи: Образовательные: • упражнять детей в ходьбе и беге в колонне с дополнительными заданиями; • учить детей выполнять общеразвивающие.

Использование корригирующих упражнений как средство профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям. Каждый из нас постоянно находится в поиске.

Картотека игровых упражнений, направленных на профилактику плоскостопия у детей для старшего дошкольного возраста Цель: укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы. Игровое упражнение «Спрячь мышку»Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист.

Читайте также:  Спрей "Йокс": инструкция по применению для детей

Комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия Комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопияДанный комплекс упражнений направлен как на профилактику, так и на коррекцию.

Комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия у детей дошкольного возраста кружка «Здоровый ребенок» 1. «Качели» (и. п – о. с, руки на пояс. Поднимаемся на носочки и опускаемся на пяточки) Раскачались все качели, Выше сосен, выше елей. В.

Комплексное использование игровых упражнений по профилактике плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность.

Комплексы дыхательных упражнений для детей Упражнения для дыхания полезны не только для профилактики простудных заболеваний, бронхитов и синуситов, они обучают ребенка правильному.

Методическая разработка для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста «Обезьяний остров» Методическая разработка для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста «Обезьяний остров» Автор Бурова Светлана Александровна.

Самодельные массажные коврики как средство профилактики плоскостопия для детей Доказано, что каждый внутренний орган связан с наружными покровами организма рефлекторными путями. На стопе, как на распределительном.

Гимнастика при плоскостопии

Упражнения при плоскостопии у детей

Раз, два, три, четыре… На зарядку становись! И что можно вот так, простыми упражнениями устранить плоскостопие? А как же! Делай каждый день с ребенком специальную гимнастику, и это поможет и в коррекции, и в профилактике детского плоскостопия. Разучим упражнения?

Лечебная физкультура при плоскостопии

Несложный комплекс движений для стоп и голеней является неотъемлемой частью лечения плоскостопия у детей. Элементы лечебной физкультуры присутствуют на занятиях, проводимых в школах и детских садиках. Да ты и сама легко можешь освоить эти упражнения и проводить их с ребенком дома.

Один из главных принципов лечебной физкультуры – это ее регулярность. Упражнения при плоскостопии у детей необходимо выполнять каждый день (даже желательно по 2 раза). Каждое упражнение выполняют по 10 – 15 раз так, чтобы весь комплекс занял примерно 15 минут.

Под влиянием гимнастических упражнений в ножках ребенка происходят следующие изменения:

  • укрепляются мышцы и связки, поддерживающие свод стопы;
  • улучшается кровообращение и лимфоотток;
  • стимулируется выработка внутрисуставной жидкости, благодаря чему улучшается подвижность суставов, уменьшается воспаление и болезненность при их движениях.

Лечебная физкультура прекрасно дополняется массажем при детском плоскостопии. С его помощью все положительные изменения в стопах происходят гораздо быстрее.

Примерный комплекс упражнений при плоскостопии у детей

  1. Ходьба: на носках, на пяточках, на внешних краях стоп, по полу и по массажному коврику.
  2. Ребенок сидит на стуле, прижимая стопы к полу. Просим его максимально потянуть пальцы вверх.
  3. Из того же положения – сгибание и разгибание пальцев ног.
  4. Более сложное упражнение: просим ребенка одновременно и согнуть пальцы ног и развернуть стопы кнутри.
  5. «Пальчики встречаются» – просим ребенка развернуть стопы навстречу друг другу, чтобы большие пальцы соприкасались, а затем разворачиваем ноги друг от друга.
  6. Попроси ребенка переложить мелкие предметы (шарики, детали конструктора) пальцами ног с правой стороны от стула на левую, а затем обратно.
  7. Подложи под ноги ребенка простынку и попроси скомкать ее пальцами ног.
  8. Опять же, сидя на стуле, предложи ребенку погладить правой ногой левую – от пальцев до колена, а затем наоборот.
  9. Упражнения с мячом: ребенок катает мяч по очереди обеими ногами по часовой стрелке, захватывает мяч обеими ногами и насколько возможно приподнимает его и опускает обратно.
  10. Упражнение с палкой: кладем ровную округлую палку (или трубку) на пол, задача ребенка – перекатывать ее стопами вперед – назад.
  11. Очень хороша гимнастика при плоскостопии у ребенка в положении сидя. Нужно сесть на пол, сделать упор руками сзади, и далее захватывать пальцами ног какие-то мелкие предметы (палочки, шнур, шарики), и перекладывать их влево и вправо. Затем можно захватывать предметы покрупнее внутренними сводами стоп — кеглю, мяч, подтягивать их к себе, передавать рядом сидящему.

Рекомендуется, чтобы ребенок после сна разминал стопы, прежде чем встать: сидя, разгибать и сгибать пальчики ног, поднимать вверх ножки, разводить в стороны носочки, делать круговые движения стопами, массировать подъем одной ножки другой.

Очень полезны занятия при плоскостопии на природе. Так приятно и забавно походить по траве,перекатывать и поднимать ногами камушки и палочки,а дома на массажном коврике!

И главное – не забывайте хвалить своего малыша! Тогда полезное будет в радость!

Комплекс упражнений при плоскостопии у детей

Памятка для родителей и учащихся общеобразовательных учреждений

Движение тела, плавная и грациозная походка зависят от строения ног и нижней их части – стоп. Стопа состоит из 26-ти костей, соединенных мощным связочным аппаратом. В норме стопа имеет три точки опоры: задний отдел пятки, 1-ый (большой) палец и головка 1-ой плюсневой кости и наружный край стопы. В положении стоя стопа образует своды – продольный и поперечный, которые при ходьбе пружинят и защищают тело и мозг человека от сотрясений и чрезмерных нагрузок. Рост и формирование стопы завершается к 23 – 25 годам.

Правильное формирование свода стопы

Среди заболеваний костно-мышечной системы статическая деформация стоп – плоскостопие – по частоте занимает одно из первых мест. Плоскостопие проявляется в быстрой утомляемости ног при ходьбе, в появлении болей в ногах, отечности голеней и стоп, появлении мозолей и «натоптышей» на подошвах.

Наиболее частой причиной плоскостопия является слабость мышечно-связочного аппарата тазобедренного, коленного, голеностопного суставов и самой стопы в результате чрезмерной нагрузки на ноги (длительная ходьба и стояние, ношение тяжестей, повышенный вес) и наоборот, вследствие недостаточной нагрузки из-за малоподвижного образа жизни.

Читайте также:  Применение Церепро в лечении детей

Другой причиной, вызывающей уплощение стопы и плоскостопие, является неправильная обувь. У девочек в подростковом возрасте хождение на высоких каблуках приводит к уплощению поперечного свода, при этом происходит смещение центра тяжести тела вперед с последующей деформацией тазовых костей и смещением органов малого таза. Нельзя также носить в течение всего дня обувь совершенно без каблуков: тапочки, кеды, чешки, валенки и т.д.

Сохранить правильную походку и осанку, а также предотвратить деформацию стоп помогает правильно подобранная обувь.

Так, обувь, которую носят постоянно в течение всего дня, должна быть на каблуке высотой 2-3 см, а по ширине каблук должен занимать 1/4 подметки. При таких каблуках значительная часть тяжести тела приходится на пятки, которые для этого и приспособлены. Девушкам до 18 лет вообще не рекомендуется носить обувь на высоких каблуках из-за еще не сформировавшейся стопы, неокрепших связок, мышц голени и голеностопных суставов. Кроме того, вредно носить как узкую и короткую, так и слишком свободную обувь, так как она не может поддерживать своды еще неокрепших связок и мышц голени и стопы. Следует правильно подбирать спортивную обувь – кеды, кроссовки, туристические, конькобежные, лыжные ботинки и т.п. нужно использовать по назначению.

Чтобы избежать плоскостопия важно иметь: правильную осанку и походку – всегда держать корпус и голову прямо, не разводить широко носки при ходьбе; нормальный вес, для обеспечения которого необходимы рациональное питание и подвижный образ жизни. Для профилактики плоскостопия нужно с ранних лет постепенно и систематически тренироваться совершать продолжительные пешие прогулки, ежедневно заниматься гимнастикой, включая в утренние упражнения пружинящие прыжки, приседания, ходьбу на носках, пятках, наружных и внутренних краях стоп. В теплое время года полезно ходить босиком по неровной почве, песку, гальке, скошенной траве. Укрепляют мышечно-связочный аппарат ног и всего организма занятия спортом – футбол, легкая атлетика, плавание, альпинизм, фигурное катание.

При первых признаках плоскостопия следует обратиться к врачу-ортопеду. Основным методом лечения этого заболевания является ежедневная специальная лечебная гимнастика. При этом индивидуально подобранные упражнения полезно сочетать с комплексом общей физической подготовки, ежедневными, теплыми ножными ваннами (Т=35-37°С), специальным массажем стоп и голеней.

УПРАЖНЕНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ

Упражнение «Каток» – катать вперед-назад мяч, скалку или бутылку. Выполнять вначале одной, затем другой ногой.

Упражнение «Разбойник» – сидя на полу с согнутыми ногами, пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ног стараться подтащить под пятку разложенное полотенце (салфетку), на котором лежит какой-либо груз (небольшой камень или книга). Выполнять сначала одной, затем другой ногой.

Упражнение «Маляр» – сидя на полу с вытянутыми ногами, колени выпрямлены. Большим пальцем одной ноги проводить по подъему другой ноги по направлению от большого пальца к колену. Поглаживание повторяется 3-4 раза сначала одной, затем другой ногой.

Упражнение «Сборщик» – сидя на полу или стоя собирать пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, шишки, прищепки для

белья и т.д.), и складывать их в кучки. Другой ногой повторить то же самое. Затем пальцами ног без помощи рук переложить эти предметы из одной кучки в другую. Стараться не допускать падения предметов при переносе.

Упражнение «Художник» – карандашом, зажатым пальцами ноги, рисовать на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист бумаги другой ногой. Выполнять сначала одной, затем другой ногой.

Упражнение «Гусеница» – сидя на полу с согнутыми коленями и пятками, прижатыми к полу. Сгибая пальцы ног подтягивать пятку вперед к пальцам, затем пальцы снова выпрямляются, и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Выполнять двумя ногами одновременно.

Упражнение «Кораблик» – сидя на полу с, согнув колени, подошвы ног прижаты друг к другу. Постепенно стараться выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног не будут прижаты друг к другу (стараться придать ступням форму кораблика).

Упражнение «Серп» – сидя на полу с согнутыми коленями, поставить подошвы ног на пол (расстояние между ними 20 см). Согнутые пальцы ног сначала сближаются, затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте.

Упражнение «Мельница» – сидя на полу с выпрямленными коленями, описывают ступнями круги в двух направлениях.

Упражнение «Окно» – стоя на полу разводить и сводить выпрямленные ноги, не отрывая ступни от пола.

Упражнение «Барабанщик» – сидя на полу, согнуть ноги в коленях, не касаясь пятками пола, двигать ступнями вверх-вниз, касаясь, пола только пальцами ног. В процессе выполнения – колени постепенно выпрямляются.

Упражнение «Хождение на пятках» – ребенок ходит на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.

Каждое упражнение повторяется несколько раз. Продолжительность таких занятий 10минут. Перед каждым упражнением следует походить на носках, затем попрыгать на носках через скакалку на одной или двух ногах. Дыхание произвольное. (См. иллюстрации).

Лечебная гимнастика при плоскостопии и косолапости у детей

Что такое плоскостопие и почему оно возникает. Лечебная гимнастика при продольном плоскостопии: упражнения для малышей, комплексы для дошкольников, универсальная гимнастика.

При плоскостопии у детей гимнастика является неотъемлемой частью лечения. Её несомненный плюс в том, что заниматься можно дома, не посещая поликлинику или больницу. Более 80% случаев плоскостопия у детей исправляются без операции. Чаще всего начинают именно с комплексного лечения, в которое, помимо гимнастики, входит массаж, мануальная терапия и ношение специально подобранной обуви.

Что такое плоскостопие

Плоскостопие — это заболевание, при котором своды стопы становятся плоскими. Из-за того, что ходьба — неотъемлемая часть жизни, любые нарушения в здоровье ног негативно сказываются на многих органах. При плоскостопии проблемы появляются в коленных суставах, бёдрах и позвоночнике.

Читайте также:  Почему у ребенка слезает кожа на пальцах рук?

Заболевание может быть как врождённым, так и приобретённым. К одиннадцати годам почти половина детей страдает плоскостопием. Однозначно назвать причину его возникновения нельзя, но выделяют несколько основных:

  • Избыточный вес;
  • Наследственная предрасположенность;
  • Высокие нагрузки на ноги;
  • Последствия заболеваний, вызывающих паралич мышц и связок стопы: ДЦП, рахит, полиомиелит и др.;
  • Травмы;
  • Слабость мышц и связок.

Важно вовремя заметить начало деформации стопы. Обычно в первую очередь внимание на изменения в походке ребёнка обращают родители или воспитатели в детском саду. Реже малыш сам жалуется родителям на изменения. Вот признаки имеющейся проблемы:

  • Косолапость, когда малыш наступает не на всю стопу, а только на внутренние края или сильно подворачивает ступни внутрь.
  • При долгой носке подошва обуви (особенно заметно на каблуках) стаптывается с внутренней стороны гораздо сильнее.
  • Ребёнок не любит долго ходить, а если, всё же, приходится, то жалуется на боли в ногах и спине.

Если есть хотя бы один из перечисленных признаков, то нужно обратиться к врачу-ортопеду. Даже если нет твёрдой уверенности в том, что что-то не так, лучше проконсультироваться — это позволит предупредить болезнь.

Здоровая стопа опирается только на три точки: в области мизинца, большого пальца и пятки. Эти точки соединены сухожилиями, связками и мышцами, которые образуют своды. Своды бывают двух типов в зависимости от расположения:

  1. Продольные, которые проходят по внутреннему краю стопы;
  2. Поперечные, которыми соединены основания большого пальца и мизинца.

При плоскостопии опора перемещается на середину стопы, а эти своды уплощаются. Продольное плоскостопие можно обнаружить даже при осмотре: кожа на своде должна быть нежно-розового цвета. Если она синюшная, багровая или, наоборот, слишком бледная, нужно обратиться к врачу.

Важно обращать внимание на детей годовалого возраста. У них проблемы с ногами не так очевидны, потому что подворачивание стоп и косолапость чаще всего списывают на детский возраст. На деле, если в год малыш весит больше 12 килограммов и подворачивает стопы при ходьбе, нужно обратиться к врачу.

Упражнения для малышей

Первые занятия советуем проводить в поликлинике под присмотром врача, а затем уже заниматься дома. При косолапости у детей гимнастика помогает натренировать мышцы, что позволит держать стопу правильно.

Если ребёнок не ходит, то упражнения ему помогают выполнять родители. Вернуть своды на место можно простыми сгибаниями и разгибаниями стопы вниз, к подошве, и обратно, затем внутрь.

Когда малыш подрастёт и сможет уверенно стоять на ногах, нужно выполнять с ним ряд других упражнений. Удобнее делать это босиком:

  • Ходить на носочках и на пяточках;
  • Собирать с пола мелкие детальки пальцами ног, катать карандаши;
  • Ходить попеременно на внутреннем и внешнем крае стоп;
  • Ходить по гимнастической палке или обручу.

Для детей от 5 лет гимнастика от плоскостопия уже более сложная и комплексная, поэтому такие упражнения рекомендуются для совсем маленьких. Малышей лучше не заставлять выполнять упражнения насильно, это отобьёт у них охоту заниматься и процесс только усложнится. Желательно проводить зарядку в игровой форме. Начинать надо с 2−3 минут постепенно увеличивая время до 15 минут.

Комплекс для дошкольников

Дети дошкольного и школьного возраста могут выполнять упражнения и самостоятельно, и под присмотром взрослых. Главное, чтобы это происходило регулярно. Вот подходящие упражнения:

  • Нужно катать мячик ногой в положении сидя. Сначала одной ногой, потом другой, затем обеими.
  • Сводить носки, не отрывая пятки от пола.
  • Сесть на пол, можно опереться спиной на стену. Затем согнуть ноги, развернув стопы подошвами друг к другу, и сводить — разводить их.
  • Сжимать — разжимать пальцы ног.
  • Ходить наружными краями стоп, отведя плечи назад и поставив руки на пояс.
  • Лечь на спину, расставить ноги и хлопать подошвами.
  • В том же положении согнуть ноги к груди, зажать стопами мяч и покатать его от пятки к носку.
  • Лёжа вытянуть вперёд ноги и делать стопой по другой ноге скользящие движения.
  • Лечь на живот, прижать пятки к ягодицам, вытянуть носки и схватить их руками. Полежать некоторое время.
  • Стоя ухватиться за стул и, имитируя ходьбу, поднимать пятки. Носки при этом от пола не отрывать.

Универсальная гимнастика

Есть и другие упражнения, делать которые лучше вместе со взрослыми. Так будет удобнее контролировать их правильность. Следующие упражнения выполняются, когда ребёнок находится в положении лёжа:

  • Нужно тянуть носочки ребёнка влево, потом вправо, потом на себя. Потом нужно развернуть ступни друг к другу, как при хлопке.
  • Слегка приподнять пятки, чтобы они не касались коврика. Ребёнок в это время должен потянуть носки вниз. В идеале они должны коснуться пола.

После этого малыш должен сесть. Вторая часть комплекса:

  • Ребёнок вытягивает ноги и по очереди опускает и поднимает пальцы то на одной, то на другой ноге.
  • Нужно, чтобы ребёнок нагнулся вперёд к вытянутым ногам и ухватился за пальцы. Потом он должен потихоньку тянуть стопы к себе.
  • Сидя ухватить пальцами стоп теннисный мячик. Когда это получится, поднимать и опускать его.
  • Сидящий ребёнок должен согнуть ноги в коленях и опереться на носочки. Нужно сводить и разводить его пятки, не отрывая носочки от коврика.

Следующая часть выполняется сидя на стуле. Важно, чтобы он был ребёнку по росту: стопы должны уверенно касаться пола, в то время как ребёнок удобно сидит, оперевшись на спинку:

  • Простое сгибание и разгибание пальцев ног.
  • Сидя, ребёнок должен описывать в воздухе максимально ровные окружности. Сначала по часовой стрелке, затем против.
  • По очереди отрывать от коврика то пятки, то носочки. Можно делать это перекатом.
  • Катать по полу теннисный мячик. Делать это нужно сводом стопы.
Читайте также:  Софрадекс для детей: инструкция по применению

Следующий блок выполняется стоя. Желательно для него использовать ортопедический коврик, продолжительность занятия не должна быть дольше 15 минут:

  • Сначала по коврику нужно походить на носочках, потом на пяточках.
  • Походить на внешней, потом на внутренней стороне стопы.
  • Сделать перекаты с носков на пятки.
  • В конце просто попрыгать.

Пример некоторых упражнений на видео:

Следующая часть выполняется на ровном коврике. Нужно использовать гимнастическую палку:

  • Сначала ребёнок должен покатать её стопой на шаг назад, затем вперёд. Это укрепит всю стопу.
  • Потом палку нужно зажать поперёк лопаток и сделать пару приседаний, стараясь держать спину ровно и не отрывать пятки от пола.
  • Опираясь на поставленную перед собой палку крутиться на пятках.

Каждое упражнение желательно выполнять по 5-7 раз. Оптимальное время для занятий с малышами — 15 минут в день, с подростками — 25. Если ребёнку сложно или больно, не нужно настаивать на выполнении упражнения, но и переставать совсем тоже плохой вариант. Нужно начинать с простого и постепенно усложнять задачу.

Массаж и рельефные коврики для лечения

Продольное плоскостопие у детей гимнастика полностью вылечивает в больше случаев. Ортопедические занятия укрепляют мышцы стоп и голени, а также сухожилия. Наиболее эффективно лечение при комбинированной деформации стоп 1−2 степени. При тяжёлой форме назначают хирургическое вмешательство, но случается это нечасто.

Лучше всего плоскостопие поддаётся лечению массажем и упражнениями у детей 10−15 лет. Наиболее эффективно оно с 10 до 12. Продольное лечится легче, чем поперечное. Но лучше всего, заранее озаботиться его профилактикой.

Курс лечения обычно занимает 2−3 года, в некоторых случаях требуется больше времени. Главное — регулярность и упорство. Можно выполнять задания по одному или комплексно. Главное, чтобы они были ежедневными.

Существуют специальные приспособления, которые помогают в занятиях. Например, коврики, валики и мячи. Их поверхность имеет различные неровности: шипы, фигуры разной формы и т. п., которые раздражают подошвы ног и укрепляют мышцы. Все эти приспособления нужно выбирать исходя из рекомендаций врача, потому что размер, форма и материал изделий напрямую зависят от конкретной патологии, обнаруженной у ребёнка.

Для лечения рекомендуются жёсткие коврики с выраженным рельефом, а для профилактики подойдут и мягкие. Выполнять упражнения на лечебном коврике нужно 15−20 минут в день, затем лучше перейти на мягкий материал.

Существуют также разные тренажёры для лечения деформации стопы, но применять их можно только с разрешения врача. Нужно учитывать, что они дополняют гимнастику, но не заменяют её.

Также стоит отметить, что при плоскостопии у детей гимнастику для ног должен прописать врач. Именно он может подобрать наиболее подходящий комплекс упражнений, хотя существуют и универсальные, которые подходят почти каждому.

ЛФК при плоскостопии у детей: упражнения в картинках

Зарядка от плоскостопия для детей состоит из 10–20 простых упражнений в зависимости от возраста больного. Делать гимнастику можно под руководством специалистов в лечебном кабинете или в домашних условиях. Овладеть знаниями по терапии и профилактике плоскостопия может любой родитель, даже без медицинского образования. Достаточно распечатать картинки с описанием упражнений, запомнить последовательность действий либо посетить один–два урока ЛФК с тренером. Но перед этим обязательно прочитайте за пару минут нашу статью.

Из этой статьи вы узнаете

Немного о заболевании

Стопа формируется полностью к 16–18 годам. Правильная подошва имеет две выемки: продольную и поперечную, тогда человек при ходьбе может опираться на три точки стопы.

Если подошва плоская, то роль амортизатора играть не может, нагрузка будет распределяться между тазобедренным суставом, позвоночником. В этом и состоит основная опасность плоскостопия.

У человека с подобным дефектом неверно формируется осанка, искривляются кости, болят ноги при малейшей активности. В будущем нескорректированное плоскостопие провоцирует артрозы, артриты, межпозвоночные грыжи, на стопах образуются болезненные натоптыши. Поэтому так важно устранить ортопедический дефект до полного созревания организма. Восстановить природные функции стопы легко с помощью консервативных методов терапии — ЛФК и гимнастики.

Маленькие хитрости! Если ребенок после 7 лет категорически отказывается посещать массажиста, не соглашается заниматься ЛФК дома или в терапевтической группе, предложите капризуле смотреть фото ног с невылеченным плоскостопием, расскажите подробно, какие последствия его ждут.

Стресс зачастую является более эффективным воспитателем, чем обещания и уговоры.

Разминка

Зарядка от плоскостопия у детей обязательно начинается с разминочных упражнений. Это необходимо для разогрева организма, снятия тонуса с мышц, подготовки мускулатуры к полноценной работе. Разминка включает в себя стандартные задания: наклоны, взмахи руками и ногами, повороты головы, туловища и другие. Основным упражнением для разогрева является ходьба. Дети должны двигаться по кругу, выполняя следующие указания педагога или родителя:

  • На носочках — 1–2 минуты. Руки нужно держать на поясе, голову не опускать к груди.
  • На носочках по счету и поднимать высоко колени — 1–2 минуты. Ритм не делайте слишком быстрым: раз – пауза – два – пауза – три – пауза и так далее. Ускорить темп выполнения задания можно на последних 10–15 секундах.
  • Попеременно на носочках и пяточках — 2–3 минуты. Чередуйте положение ног через 8–15 шагов.
  • На внутренних частях стопы — 1 минута.
  • На внешней части стопы — 1–2 минуты.

Разминку проводите весело, задорно, включайте маршевую музыку, подбадривайте «спортсменов». После 8–10-минутной разминки можно переходить к выполнению основной части ЛФК.

На заметку! Упражнения при плоскостопии у детей нужно делать босиком. Это обязательное условие эффективности лечения. Если пол холодный, можно надеть тоненькие носки, но лучше обходиться без них и запланировать занятия в теплом помещении.

Упражнения для коррекции плоскостопия у детей различаются по сложности.

При выборе заданий ориентируйтесь на возраст, физическую подготовленность маленьких пациентов.

Читайте также:  Ларингит у грудничков

ЛФК для детей до года

В грудничковом возрасте диагноз плоскостопие поставить еще нельзя, поскольку все дети рождаются с ровными подошвами. Дефект будет явно заметен позже, в 5–7 лет. Комплекс упражнений для детей до года рекомендован всем малышам как профилактика плоскостопия, косолапости и подготовка к самостоятельной ходьбе.

Мамам грудничков рекомендуется ежедневно проводить с ножками любимого карапуза следующие манипуляции:

  • вращения стоп по кругу;
  • наклоны ступней в разные стороны;
  • потягивание носочка на себя и от себя;
  • соединение стоп между собой;
  • велосипед ножками;
  • легкий массаж подошв и пальчиков.

На заметку! Упражнения выполняйте в положении лежа, в те дни, когда грудничок здоров и расположен к зарядке. Нажимы, наклоны, повороты стоп делайте без усилий, для массажа пользуйтесь маслом.

Упражнения для дошкольников (с 5–7 лет)

Длительность зарядки без учета разминки — 15 минут. Каждое упражнение нужно повторять 7–10 раз. После разминки малыш садится на невысокий стульчик и выполняет следующие задания:

  1. Отрывает ноги от пола по очереди и сгибает стопу наверх, разгибает с максимальной амплитудой.
  2. Не меняя исходного положения, поворачивает стопу по часовой стрелке, потом обратно.
  3. Пишет стопами ровные и широкие круги.
  4. Катает мячик или палку по полу. Сначала каждой ногой, затем обеими.

Затем перемещается на коврик, ложится на спину:

    Приподнимает ноги, хлопает ступнями друг об друга.

Переворачивается на живот:

  1. Заводит руки назад, поднимает согнутые в коленях ноги. Захватывает руками носок стопы и раскачивается в позе «Лодочка».

Заключительный этап — выполнений упражнений стоя:

  1. Поднимается на носочки, задерживается в таком положении на несколько секунд, опускается.
  2. Встает на пяточки, фиксирует позу на 1–2 секунды. Длительность задержки с такой опорой нужно увеличивать постепенно до 5 секунд.
  3. Ходит по кругу сначала на пятках, потом на носках.
  4. Полуприседает на пальцах не больше 10 раз.
  5. Ходит на внешней, затем внутренней части стопы.
  6. Собирает пальцами ног мелкие предметы (шарики, карандаши, мягкие игрушки) с пола.

На заметку! С детьми младшего дошкольного возраста лучше всего проводить занятия в игровой форме, в группе. Родители должны не только руководить процессом, но и стать активными участниками тренировки.

На этом видео вы можете посмотреть, как правильно делать эти упражнения:

Комплекс для занятий в группе (в ДОУ)

В детском саду ЛФК преследует цель предупреждения плоскостопия у детей. Набор заданий может быть следующим:

  1. Дети делают упражнения на индивидуальном массажном коврике:
  • Ходят на внешней, потом на внутренней части стопы.
  • Делают перекаты с пятки на носочки.
  • Прыгают на пяточках, на носочках.

    Есть мнение! Доктор Комаровский считает, что невылеченное плоскостопие у детей старше 14–16 лет — результат халатности родителей.

    При таком количестве методов терапии деформацию стопы однозначно можно исправить, занимаясь не больше 10–15 минут в день на протяжении 1–2 лет.

    Для детей школьного возраста (от 7 до 16 лет)

    Подросткам и младшим школьникам 7–10 лет включайте в гимнастику больше заданий с предметами: мячиками, палками, скалками. Лечебный комплекс варьируйте по сложности и продолжительности с учетом возраста, подготовленности ребенка, в качестве основы рекомендуем следующие задания:

    1. Захват мяча внутренней частью стоп. Когда ребенок поймал мячик, его нужно приподнять от пола и удержать на весу несколько секунд.
    2. Подросток сидит на стуле, под ногами коврик. Пальцами ног нужно сложить подстилку гармошкой, затем расправить ее ровно. Для усложнения задания используйте вместо толстого ковра салфетки, головные платки.
    3. Положите под подошвы палку. Ребенок катает ее назад-вперед, прижимает к полу. Так же можно использовать мячи.
    4. Школьник приседает с опорой на пальчики, руки вытянуты вперед. Когда упражнение освоено, можно просить перекатываться в положении сидя с пятки на носок.
    5. Подготовьте ровную доску, положите ее под наклоном на пол. Подростку нужно ходить по ней на носках.
    6. Затем предложите школьнику ходить по узкой опоре — палке, скамье.
    7. Для ЛФК полезно использовать жесткие маты — ребенок прыгает сначала на обеих ногах, потом на одной.
    8. Заключительное задание – лазанье по шведской стенке. Обязательно переносить вес тела на ступни.

    В качестве массажа ступней 2–3 раза в неделю используйте ходьбу по крупе (гречке, рису) или выстилайте для ребенка дорожку из фасоли.

    Школьник должен стоять на натуральной поверхности босыми ногами, переминаться подошвами на одном месте. Упражнение способствует улучшению кровотока в ножках.

    На заметку! Не забывайте корригировать набор упражнений по мере взросления пациента. Подростку после 12 лет можно заниматься ЛФК не 15, а 30 минут, и делать по 20 повторов каждого задания.

    Видео с гимнастикой для подростков:

    Физкультура для ног при продольном плоскостопии

    Продольное нарушение строения стопы чаще встречается у подростков с лишним весом. ЛФК обязательно сочетайте с плаванием, диетой, контролем режима дня. Ежедневно на протяжение 2–3 месяцев ребенок должен выполнять следующие тренировочные упражнения:

    1. Сидя на стуле, приподнимать ноги наверх и вращать попеременно стопами.
    2. Подниматься на пальчиках 20–30 раз.
    3. Ходить на носочках 1–2 минуты.
    4. Сжимать и разжимать пальцы ног с силой. Можно использовать удержание карандаша, ватных палочек.

    На заметку! Боль, судороги в ногах, ступнях во время выполнения комплекса упражнений ЛФК и после тренировки — сигнал к прекращению занятий. Возможно, комплекс заданий не подходит ребенку по насыщенности или сложности. За коррекцией физкультуры и консультацией обратитесь к ортопеду, физиотерапевту.

    Упражнения при вальгусном дефекте стопы

    Для устранения косолапости при вальгусном деформации стопы у малыша стандартным набором упражнений обойтись не получится. К зарядке при плоскостопии добавьте еще несколько заданий:

      Катание палки, мяча стопами в положении сидя.

    Ребенку нужно с силой нажимать на предмет.

  • Сжимание твердого предмета пальцами ног. Используйте карандаши, игольчатые мячи, камушки.
  • Захват пальцами ног мелких деталей с пола.
  • Подъем на пальчиках.
  • Используйте такую тренировку для расслабления мышц ног после тяжелого дня, большой нагрузки в школе или длительной ходьбы. Упражнения выполняйте в комплексе не более 2–4 минут, по 30 секунд – 1 минуте на каждое задание.

    Физкультура при поперечном плоскостопии

    Основная причина поперечного плоскостопия — недостаточная развитость связок подошвы. Задача специальной гимнастики при таком нарушении: растяжение мышц, сухожилий, снятие тонуса. Самым частым последствием поперечного плоскостопия являются натоптыши и искривленные пальцы, когда фаланги заходят друг за друга.

    Не допустить негативных последствий ортопедического дефекта и исправить легкую степень плоскостопия поперечного типа у ребенка помогают следующие упражнения:

    1. Ходьба на внутренней и внешней части стопы — 2–4 минуты.
    2. Походка балерины (на пальчиках, вытянутом по максимуму носке) — 1–2 минуты.
    3. Приседания на носках и возврат в исходное положение стоя — 10 повторов.
    4. Перекатывание предметов по полу с упором на пальцы и стопы — 3–4 минуты.
    5. Бег на месте.

    На заметку! Для профилактики и лечения поперечного и продольного плоскостопия эффективно использовать коврики с неровной поверхностью. Обязательно приобретите несколько штук домой или сделайте сами из подручных материалов.

    Противопоказания

    Отказаться от гимнастики придется совсем или на короткое время до стабилизации состояния здоровья в следующих ситуациях:

      Если у ребенка высокая температура, признаки гриппа, простудных заболеваний.

    На заметку! Активный образ жизни, занятия спортом положительно влияют на общее состояние здоровья, мускулатуру. Но к выбору секции при плоскостопии нужно подходить внимательно. В 90% случаев детям с продольным и поперечным дефектом подошвы запрещены танцы, большой теннис, фигурное катание, конькобежный спорт, любые виды спорта, связанные с поднятием тяжестей.

    Альтернативные методы лечения

    Лечебная физкультура при плоскостопии у детей — действенный метод терапии ортопедических дефектов, но зачастую школьники, да и взрослые тоже, ленятся приходить на занятия длительное время. Малышей родители могут, конечно, простимулировать обещаниями, подарками, сладкими сюрпризами после каждого урока, но все равно зарядка остается скучным и нудным повседневным процессом.

    Если справиться с ленью, упертостью ребенка не получается, воспользуйтесь альтернативными методами лечения:

    Прыжки на батуте

    Метод рекомендуется детям от 5 до 7 лет. В процессе зарядки используются не только элементарные прыжки вверх, но перекаты, кувырки, преодоление препятствий и другие задания. Методика разработана сотрудниками института физической культуры Иркутска, внедряется в организацию коррекционно-оздоровительной работы с детьми 5–7 лет с 2013 года.

    Авторская методика «Спринг-Эластика»

    Г. Трибургом для придания связкам и мышцам эластичности. Лечение плоскостопия не является основной целью данного комплекса упражнений, но с их помощью достигается неплохой терапевтический эффект у детей с подобными дефектами.

    Ортопедическая обувь

    Для лечения плоскостопия подойдут не обычные ортопедические сапоги или сандалии, а специально разработанная обувь. Это ботинки-тренажеры. При их использовании происходит тренировка мышц стопы, голени с помощью оригинальной формы обуви. Дети дошкольного возраста должны носить их не менее 5–6 часов в сутки, желаемый результат достигается через 10–14 месяцев в 60% случаев. Рекомендованный курс лечения тренировочной обувью — 2–4 года.

    Спорт

    Плавание, виды спорта, связанные с прыжками (баскетбол, волейбол) особенно полезны детям с косолапием. Бег, езда на велосипеде, катание на лыжах показаны всем школьникам с плоскостопием без исключения.

    На заметку! Значимость физиопроцедур, ЛФК при плоскостопии у детей некоторые специалисты ортопедии считают переоцененной. Но статистические данные говорят об обратном. Регулярные тренировки в полную силу являются результативными в 60–70% случаев. ЛФК в сочетании с правильной обувью, бассейном, диетой, здоровым образом жизни — в 70–90%. Отсутствие эффекта чаще объясняется срывами тренировок, нежеланием заниматься и достигать успеха.

    Полезные советы

    • Исправление ортопедического дефекта будет более результативным, если проводить лечение комплексно. Кроме зарядки используйте другие физиотерапевтические процедуры. Это массаж, плавание, расслабляющие ванны, тейпирование. Физиолечение согласовывайте с врачом.
    • Дети с плоскостопием второй и третьей степени чаще всего страдают лишним весом. Следите за питанием дошкольников, старайтесь снизить массу тела физическими нагрузками, строгим режимом дня. Во время интенсивного лечения плоскостопия рекомендуется наладить легкую фруктово-овощную диету, пить больше киселя, есть холодец, студень. Желеобразные блюда способствуют формированию хрящевой ткани.
    • Приучайте маленьких непосед ходить дома, на пляже, по дачному участку босиком. Чем выше рельефность поверхности, тем эффективнее будет результат.
    • Не покупайте ортопедическую обувь, особенно при сильной косолапости, наугад. Лучше заказать ботинки по индивидуальному слепку ножки. Для лечения первой и второй степени плоскостопия достаточно использовать ортопедические стельки, вставлять их в обычную пару туфель.
    • Не забывайте о профилактике плоскостопия у грудничков с 6 месяцев. Делайте массаж стоп, не используйте ходунки до 7–8 месяцев, лечите врожденную дисплазию тазобедренных суставов до полугодовалого возраста, обращайте внимание на осанку малыша, вовремя просите совета у ортопеда.
    • Внимательно подходите к выбору обуви при ортопедических дефектах и при их отсутствии. Здоровый ребенок должен носить туфли с небольшим каблуком и супинатором, упругой подошвой, из натуральных материалов, точно по размеру. Использования обуви на плоской подошве, мягкими задниками до 11–14 лет избегайте.
    • Обратите внимание на иппотерапию. Катание на лошадях тренирует спину, формирует осанку, закрепляет сухожилия и мышцы ног. Перед записью в секцию или на комплекс занятий обязательно посоветуйтесь с ортопедом — пациентам с ослабленным позвоночником в тяжелой степени нужны особые условия для подобного спорта.

    Плоскостопие — серьезный недуг, но весьма хорошо поддающийся коррекции, особенно в дошкольном возрасте. Вовремя обратите внимание на ортопедическую проблему, приложите максимум усилий к ее решению, и через пару лет ножка малыша будет выглядеть идеально.

    ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/zdorovie/uprazhneniya_pri_ploskostopii_u_detej.html

    Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

    Плоскостопие у детей

    • 1 С какого возраста можно обнаружить плоскостопие?
      • 1.1 Дети дошкольного возраста
      • 1.2 Дети школьного возраста
    • 2 Причины развития плоскостопия
    • 3 Виды плоскостопия
    • 4 Симптомы заболевания
    • 5 Последствия плоскостопия
    • 6 Диагностика заболевания
    • 7 Лечение плоскостопия
      • 7.1 Лечебный массаж
      • 7.2 ЛФК
    • 8 Профилактика плоскостопия у детей
    • 9 Выбор обуви для ребенка

    Плоскостопие у детей, как и у взрослых, – распространенная проблема. Оно может быть выявлено с самого рождения. Примерно к 2-4 годом проблемы со стопами отмечаются у 20-30% детей, к 7 годам показатель повышается до 40%. В возрасте 12 лет практически у половины подростков отмечается плоскостопие разной степени выраженности.

    С какого возраста можно обнаружить плоскостопие?

    Заболевание связано с изменением конфигурации стопы с уплощением ее сводов, плоская подошва начинает соприкасаться всей поверхностью.

    Примерно в год ребенок встает на ноги и делает первые шаги. До трех лет стопа имеет плоскую поверхность и большой слой жировой прослойки, а костно-мышечная система еще только развивается. По мере роста стопа начинает приобретать обычный вид – формируются своды.

    В данный период появляются 3 точки давления, которые находятся в зоне большого пальца, пятки, около мизинца. Эти зоны скреплены между собой сухожилиями, связками, мышцами, что формирует два свода – поперечный и продольный. За их счет идет равномерное распределение нагрузки, смягчаются толчки при движении.

    Дети дошкольного возраста

    С 3 до 7 лет формируется стопа, уже более похожая на взрослую. Именно в данном возрасте чаще всего обнаруживают первые признаки плоскостопия. Заподозрить его можно по неправильной постановке ног, появлении хромоты после долгой прогулки.

    Дети школьного возраста

    После 7 лет практически заканчивается развитие сводов, и тут уже могут выявляться первые осложнения заболевания в виде нарушения осанки.

    В целом, в раннем возрасте у всех детей плоская стопа, это физиологическая норма, которая связана с анатомо-функциональными особенностями. При правильном развитии, нормальной выносливости мышц по мере взросления она самостоятельно должна сформировать естественные своды примерно к 6-7 годам.

    Причины развития плоскостопия

    Заболевание могут спровоцировать многие факторы, наиболее частые:

    • предрасположенность – если у родителей есть плоскостопие, то есть вероятность, что оно будет и у ребенка;
    • неправильно подобранная обувь – тесная, узкая, слишком высокая или на абсолютно плоской подошве;
    • врожденная слабость связочно-мышечного аппарата стопы;
    • сильная нагрузка на ноги из-за избыточного веса, физических занятий;
    • рахит;
    • слишком ранняя и нерациональная нагрузка в период, когда ребенок только начинает подниматься на ноги. Причиной могут стать ходунки, которую зачастую начинают использовать, когда малыш еще не готов самостоятельно вставать;
    • травмы стопы;
    • паралич мышц, связок из-за неврологических заболеваний.

    Согласно исследованиям заболевание чаще встречается у городских детей, которые постоянно ходят в обуви в отличие от деревенских, часто бегающих босиком. Негативное влияние оказывает и пассивный образ жизни, когда ограничена активность и дети большую часть времени сидят за компьютерами. Это влияет на осанку и вызывает проблемы с нижними конечностями.

    Виды плоскостопия

    С учетом биомеханики есть два вида: функциональное и анатомическое плоскостопие. В первом случае стопа не уплощается полностью, но появляется ее проседание при нагрузке, при движении она наклоняется кнутри. Опора приходится преимущественно на 2 точки – пятку и область большого пальца, что ведет к его отклонению кнаружи. Анатомическое плоскостопие не несет такого негативного влияния на организм, как функциональное. Стопа в любом положении – при нагрузке или покое – имеет уплощенный продольный свод.

    С учетом причины выделяют следующие виды заболевания:

    • травматическое – появляется в результате травмы, чаще переломов, когда своды опускаются из-за нарушения анатомического строения;
    • паралитическое – результат заболеваний, при которых происходит снижение или потеря тонуса мышц, например, при неврологических болезнях;
    • рахитическое – связано с рахитом, различными патологиями, которые затрагивают соединительную ткань;
    • врожденное – наблюдается при внутриутробном нарушении развития сухожилий, костей, мышц.

    По характеру изменения сводов выделяют следующие виды плоскостопия:

    • продольное – уплощение продольного свода, встречается чаще всего. В данном случае стопа распластывается в продольном направлении, чуть удлиняется и прикасается к опоре (поверхности) не только наружным краем, как должно быть в норме, а почти всей поверхностью;
    • поперечное – наблюдается поперечное распластывание стопы и отклонение большого пальца кнаружи. Длина стопы уменьшается, передний отдел опирается на головки плюсневых костей;
    • комбинированное – уплощение поперечного и продольного сводов.

    Большое клиническое значение имеет классификация плоскостопия по степени, но это определяется рентгенологически. На снимках отклонения выявляют с учетом оценки углов свода стопы, костных изменений.

    Симптомы заболевания

    Большинство детей редко жалуются на дискомфорт, или родители зачастую не придают жалобам особого значения. Это связано с тем, что дети ведут активный образ жизни, усталость в конце дня – результат непрерывного движения, поэтому не вызывает у родителей беспокойства. Но есть признаки, на которые нужно обратить внимание:

    • стаптывание обуви по внутреннему краю подошвы;
    • отказ ребенка от длительной ходьбы, поскольку она вызывает усталость в ногах либо боль в спине;
    • наступание при ходьбе на внутренний край стопы;
    • косолапость, ступни заворачиваются вовнутрь.

    Любой из указанных признаков – повод обратиться к врачу, чтобы как можно быстрее принять меры и предотвратить прогрессирование плоскостопия.

    Последствия плоскостопия

    Стопа человека имеет сложное строение и выполняет очень важные функции, которые не может осуществить ни один механизм, поскольку она должна выдерживать огромные нагрузки. Человек делает в сутки тысячи шагов. Во время ходьбы, бега, прыжков организм получает удары, которые смягчает стопа, выступая амортизатором. При деформации сводов тонус мышц ослабляется, они не могут поддерживать стопу, удары не амортизируются. Это приводит к ускоренному износу всего опорно-двигательного аппарата, может затрагиваться даже работа внутренних органов.

    При прогрессировании деформации возникают и трудности с подбором обуви. Безобидное на первый взгляд плоскостопие может привести к развитию:

    • артроза;
    • сколиоза;
    • искривлению пальцев стопы;
    • хромоте;
    • косолапию;
    • изменению походки;
    • межпозвоночных грыж;
    • остеохондрозу.

    Дети с плоскостопием быстро устают, поэтому не могут долго бегать и играть, появляются ограничения на уроках физкультуры.

    Диагностика заболевания

    Выявлением и лечением заболевания занимается врач-ортопед. При первом визите он подробно собирает анамнез – уточняет жалобы, когда они появились, есть ли плоскостопие у кого-либо в семье и т.д. При осмотре специалист обращает внимание на:

    • особенности постановки стопы;
    • наличие отклонений стопы в стороны;
    • походку;
    • состояние сводов;
    • характер снашивания обуви.

    Установить плоскостопие у детей до 6-7 лет весьма сложно, так как ребенок растет и стопа меняется вместе с ним, но есть случаи с выраженными изменениями, где диагноз очевиден. Объективными методами исследования детей старшего возраста являются:

    1. Плантография – изучение стопы по ее отпечатку. Хороший метод диагностики для массивных профилактических осмотров в детских учреждениях. Исследование не требует подготовки, выполняется легко и быстро. На стопы ребенка наносят красящее вещество, далее он становится на белый лист бумаги и оставляет отпечаток, по которому проводят измерение различных показателей.
    2. Компьютерная плантография – вместо бумаги используется специальная платформа, на которую наступает ребенок для сканирования. Исследование проводят в положении стоя и сидя на стуле, чтобы изучить состояние стопы без действия веса. Все полученные данные обрабатываются соответствующими программами.
    3. Подометрия – измерение подометрического индекса свода стопы.
    4. Рентгенография – используют для уточнения диагноза, оценки состояния костной ткани и определения степени выраженности плоскостопия.

    Для изучения биомеханики ходьбы, особенностей движений, походки назначают подографию. Для исследования требуется специальное оборудование, которым оснащены далеко не все лечебные учреждения.

    Лечение плоскостопия

    Заболевание имеет прогрессирующий характер, и чем раньше будут предприняты меры, тем лучше результаты. Если плоскостопие врожденное, лечение должно начинаться с первых недель жизни ребенка, чтобы по максимуму устранить деформацию. С этой целью назначают лечебную гимнастику, массаж. Чтобы удерживать стопу в правильной позиции, используют бинтование, гипсовые повязки, ночные ортезы. При ухудшении состояния единственным решением остается оперативное лечение.

    Лечебный массаж

    Правильное, ежедневное выполнение массажа принесет ощутимую пользу в борьбе с плоскостопием в комплексе с физиотерапией, ЛФК. Эффект от процедуры:

    • улучшение работы связочного аппарата, обменных процессов;
    • повышение тонуса мышц;
    • усиление кровообращения;
    • уменьшение усталости в ногах.

    Первые пару сеансов должен выполнять профессиональный массажист, родители, понаблюдав за его движениями, могут их освоить и делать массаж дома самостоятельно.

    Лечебная физкультура дает прекрасные результаты в сочетании с массажем и соблюдением рекомендаций врача относительно правильного выбора обуви, активности ребенка. Упражнения направлены на укрепление связок и мышц, исправление неправильной постановки стопы, формирование походки. Занятия необходимо выполнять ежедневно, лучше в утреннее время. Чтобы ребенку было интереснее их выполнять, рекомендовано родителям присоединиться к упражнениям.

    Примерный комплекс упражнений в положении сидя:

    • сгибание, разгибание пальцев ног;
    • круговые движения стопой каждой ноги;
    • максимальное разведение пяток в сторону не отрывая носки от пола;
    • подтягивание носков к себе и от себя;
    • отрывание от пола пяток, носков по очереди.

    В положении стоя рекомендовано приседать без отрыва пяток от пола, делать стойку, опираясь на ребра внешней стороны стопы, подниматься на носках. Дома можно заниматься перекатыванием мячика с носка на пятку, поднятием предметов пальцами ног. Главное, не перенагружать ребенка, для начала достаточно 3-4 минут на каждое упражнение. Занятия должны быть подобраны индивидуально для каждого малыша с учетом выраженности заболевания, сопутствующих проблем.

    Профилактика плоскостопия у детей

    Для формирования правильных сводов стопы требуются сильные мышцы, их симметричное развитие. Этого можно достичь активным образом жизни, босой ходьбой в природном ландшафте. Правильно развитые мышцы, которые крепятся сухожилиями к костям за счет своей тяги, формируют правильные своды. Но, к сожалению, детская стопа все реже сталкивается с условиями, которые способствуют развитию крепких мышц и костей. Дети начинают свои первые шаги на гладком полу дома, а далее постоянно находятся в обуви.

    Родителям нужно разрешать ребенку ходить босиком по траве, неострым камням, песку и любым другим неровным поверхностям. Дома можно использовать специальные массажные коврики. Можно рассыпать на полотенце горох и позволить ребенку ходить по нему в тонких носках.

    Важно следить за нагрузкой. Если она минимальна или вовсе отсутствует, то повышается и вероятность плоскостопия. Активность детей в современное время очень снизилась, многие вместо прогулок на улице стали сидеть перед телевизорами, компьютерами, что не только является риском плоскостопия, но и становится причиной нарушения осанки.

    Дети должны заниматься физкультурой, различными игровыми видами спорта, например, футболом. Для полноценного развития опорно-двигательного аппарата, включая стопы, очень полезно плавание. Важно правильно подбирать обувь с мягким супинатором, минимальным каблучком (около 0.5 см), относительно жестким задником. Большую роль играет и полноценное сбалансированное питание, особенно важно не допускать дефицита фосфора, кальция, витамина D.

    Если на момент осмотра у ребенка не выявлено плоскостопие, это не гарантирует, что оно не появится, поэтому с профилактической целью ежегодно детей нужно приводить на консультацию к ортопеду.

    Выбор обуви для ребенка

    Подбор правильной обуви – очень важный момент для сохранения здоровья стоп. Если у ребенка есть предпосылки к заболеванию или имеются уже первые его признаки, рекомендовано ношение ортопедической обуви, стелек. Даже если нет никаких проблем, к подбору обуви нужно относиться более ответственно. Практически всегда при покупке обращают внимание только на внешний вид, немногие родители задумываются о качестве и удобстве.

    Современные модели детской обуви красивые и яркие, но большая их часть не отвечает качеству. Лучше всего ее приобретать в ортопедических салонах, где специалист поможет с выбором. Также нужно придерживаться следующих рекомендаций:

    1. Не надевать на ребенка обувь, которая осталась от старших братьев, сестер. Даже если ее носили совсем недолго, она уже приобрела форму ноги хозяина. Стопа ребенка быстро подстроится под дефекты другой ноги;
    2. Использование мягких пинеток допустимо только у младенцев. Когда ребенок встает на ножки и учится ходить, обувь должна быть с широким носом, высоким задником для фиксации голеностопного сустава. Подошва должна быть гибкой, мягкой, не скользящей. Если она будет чрезмерно жесткая, малыш не сможет полноценно сгибать стопу, если она будет слишком тонкая, будут ощущаться все камни и ямы, которые могут деформировать стопу.
    3. Не нужно долгое время держать ребенка в обуви, чтобы не было перегрева. Если он во время прогулки просто сидит на лавочке, лучше на это время ее снимать.
    4. Нельзя допускать, чтобы ребенок носил обувь, которая для него стала тесной. Она должна быть впору, чтобы не происходило деформации пальцев. Если при снятии обуви на коже остается отпечаток от ремешков, внутренних швов, рисунка колготок, значит, ее пора менять. Покупать на вырост тоже нельзя, так как в свободных ботинках нога не будет зафиксирована.
    5. При выборе обуви обращать внимание на супинатор – валик с внутренней стороны. Он отвечает за поддержание свода стопы, улучшает ток крови, снимает усталость, снижает нагрузку. Если в обуви его нет, от нее лучше отказаться, и не имеет значения, летние это босоножки или зимние ботинки.

    Лучший материал для детской обуви – кожа или нубук без грубых швов, чем их меньше, тем лучше. На летнее время лучше отдавать предпочтение перфорированной коже, чтобы нога могли «дышать».

    Большое внимание нужно уделять и подбору каблука, особенно это касается подрастающих модниц, которые хотят раньше времени встать на каблуки. Это объясняет и высокую распространенность плоскостопия среди женщин. Они практически в 4 раза чаще сталкиваются с заболеванием, чем мужчины. Каблук у девочки должен быть на невысоком, устойчивом, широком основании, чтобы создавалась хорошая опора для пятки. Пальцы должны быть в свободном положение – недопустимо, чтобы они были сжаты узким носком, что происходит при ношении высоких каблуков.

    Плоскостопие у детей вовсе не простое заболевание, на которое можно не обращать внимания. Это ортопедическая проблема, которая прогрессирует и в будущем повлечет за собой другие проблемы. Изменения стопы начинаются еще в детстве, именно в это время легче всего на них повлиять.

    Плоскостопие. Упражнения для детей при плоскостопии

    Что такое плоскостопие?

    Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уплотнением ее сводов. Различают поперечное и продольное плоскостопие (рис 1,2), возможно сочетание обеих форм.

    При поперечном плоскостопии, уплощается поперечный свод стопы, передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей, а не на I и V, как это бывает в норме (рис. 2). При продольном плоскостопии уплощен продольный (свод и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы (рис. 3).

    Плоскостопие может быть врожденным (встречается редко) и приобретенным. Наиболее частые причины приобретенного плоскостопия — слабость мышечно-связочного аппарата стопы (например, в результате рахита или чрезмерных нагрузок), ношение неправильно подобранной обуви, косолапость, травмы стопы, голеностопного сустава, лодыжки, а также параличи нижней конечности (чаще после полиомиелита — так называемое паралитическое плоскостопие).

    Иногда плоскостопие возникает как профзаболевание у людей, чья работа связана с длительным пребыванием на ногах (парикмахеров, продавцов и др.).

    Наиболее ранние признаки плоскостопия— быстрая утомляемость ног, ноющие боли (при ходьбе, а в дальнейшем и при стоянии), стопе, мышцах голени и бедра, пояснице. К вечеру может появляться отек стопы, исчезающий за ночь.. При выраженном плоскостопии стопа удлиняется и расширяется в средней части. Страдающие плоскостопием ходят, широко расставив ноги и развернув стопы, слегка сгибая ноги в коленных и тазобедренных суставах и усиленно размахивая руками; у них обычно изнашивается внутренняя сторона подошв и каблуков обуви.

    В профилактике плоскостопия важную роль играет правильный выбор обуви: она не должна быть тесной или слишком просторной, высота каблука не более 3—4 см. Людям, чей труд связан с длительным пребыванием на ногах, рекомендуется во время работы ноги ставить параллельно, отдыхать несколько раз в день по 5—10 мин., опираясь на наружные края стоп. Для профилактики плоскостопия у детей необходимо следить за их осанкой, обращая внимание на то, чтобы они всегда держали корпус и голову прямо, не разводили широко носки ног при ходьбе.

    Мышечно-связочный аппарат ног укрепляют ежедневная гимнастика и занятия спортом; в теплое время года полезно ходить босиком по неровной почве, песку, в сосновом лесу. Это вызывает защитный рефлекс, «щадящий» свод стопы и препятствующий появлению или прогрессированию плоскостопия.

    При первых признаках плоскостопия следует обратиться к врачу. Лечение проводится врачом – ортопедом. Основу лечения плоскостопия составляет специальная гимнастика, которую больной проводит ежедневно. При этом индивидуально подобранные упражнения полезно сочетать с обычными, укрепляющими мышечно-связочный аппарат стопы. Рекомендуются также ежедневные теплые ванны t 35—36° до колен, массаж мышц стопы и голени. В ряде случаев применяют специальные стельки — супинаторы (рис. 5), которые приподнимают уплощенный свод.

    Упражнения для детей при плоскостопии:

    При плоскостопии полезно делать следующие упражнения



    1 — зажав мячик между ногами, медленно идти, стараясь не уронить его;

    2 — сидя на полу, упереться руками в пол и стараться как можно выше, поднять ногами мяч;

    3 — положить на под палку и пройти по ней боком, заложив руки зa голову;

    4 — поднять пальцами ног с пола носовой платок;

    5 — вращать на полу мяч ногой;

    6 — сидя на стуле, брать пальцами ног разбросанные по полу карандаши;

    7 — подскоки на одной ноге, на цыпочках; в пальцах другой ноги зажат платок;

    8 — ходьба попеременно на носках и пятках.

    КOММЕНТАРИИ 10

Ссылка на основную публикацию