Когитум для детей: инструкция по применению при задержке речевого развития

Когитум – решение проблем с нервной системой

Когитум – это медикаментозный раствор в ампулах. Средство относится к препаратам общетонизирующего действия. Базируется лекарство ацетиламиноянтарной кислоте, которая представляется аналог особого соединения, которое содержится в тканях ЦНС.

Описание средства

Когитум предназначен для стабилизации состояния пациентов различного возраста при различных сбоях в работе ЦНС. Ацетиламиноянтарная кислота, которая является действующим компонентом в медикаментозном растворе– синтетический заменитель аспаргиновой кислоты. Данное соединение содержится в тканях ЦНС и отвечает за образование антител и иммунноглобулинов, способствующих улучшению защитных реакций организма.

При приеме раствора когитум, отзывы это подтверждают, улучшается физическая выносливость и нормализуются процессы возбуждения в ЦНС. Лекарственный препарат отличается общетонизирующим и общеукрепляющим воздействием. Средство при курсовом использовании позволяет справиться к хронической усталостью и уменьшить проявления депрессии.

Раствор когитум отличается желтоватым оттенком и узнаваемым легким банановым ароматом. Купить его можно в ампулах 10 мл. Они изготовлены из темного стекла и имеют маркировочное кольцо. В каждой ампуле – 250 мг действующего вещества. В одной упаковке – 30 ампул.

Показания для использования

Основным показанием для применения лекарственного раствора с иммунноукрепляющими и адаптогенными свойствами для взрослых и детей являются следующие состояния:

Повышенная утомляемость на фоне небольших нагрузок.

Астения, сопровождаемая сонливостью и раздражительностью.

Препарат назначают в качестве вспомогательного средства пациентам, которые принимают антидепрессанты. Когитум, инструкция акцентирует на этом внимание, может использоваться для стабилизации состояния при различных нервно-психических расстройствах. Средство востребовано при комплексной терапии в следующих случаях:

При аффективной лабильности, которая характеризуется частыми и необъяснимыми переменами настроения.

При непереносимость резких запахов, что часто вызвано различными патологиями нервной системы или стрессами.

При бессоннице и нарушениях сна, сопровождаемых кошмарами.

При ослаблении самообладания, когда человек теряет способность управлять своими поступками под воздействием внешних факторов.

При повышенной возбудимости, которая связана с переутомлением и сопровождается головными болями.

Лечение детей

В педиатрии лекарственное средство когитум, востребовано при комплексной терапии различных неврологических заболеваний. Препарат разрешен для использования детям старше 7 лет. В более раннем возрасте его принимать не рекомендуется, чтобы не нарушить природные процессы становления организма.

Когнитум для детей, инструкция это подтверждает, показан при лечении следующих патологических состояний:

Нарушении психомоторного развития. Эта патология проявляется нарушением координации и замедленным развитием моторики в соответствии с возрастными требованиями.

Депрессии, которая проявляется фобиями и навязчивыми желаниями, что мешает социальной адаптации.

Задержке речевого развития, которая проявляется тем, что тем, что у ребенка возникают трудности с произношением звуков и составлением предложений в определенном возрасте.

Невротических нарушениях, сопровождаемых капризностью, замкнутостью, расстройствами сна и пр.

Назначают когитум для детей, инструкция это предусматривает при повышенных умственных и эмоциональных нагрузках. Это позволяет минимизировать риски возникновения различных сбоев в работе ЦНС. Лекарство считается эффективным для стабилизации состояния при интоксикации, а также при лечении перинатального гипоксического синдрома.

Применять для лечения детей до 10 лет когитум следует не более месяца. При отсутствии терапевтического эффекта важно провести повторную диагностику или изменить курс лечения.

Противопоказания и негативные реакции

Абсолютным противопоказанием к использованию раствора когитум является гиперчувствительность к его компонентам. Это значит, что обязательно нужно внимательно ознакомиться с составом. В связи с тем, что тестирование препарата на предмет влияния на плод и новорожденного ребенка не проводилось, от его использование в период беременности и лактации следует отказаться.

Препарат когитум не оказывает избыточной нагрузки на почки или печень. Поэтому необходимость корректировки дозировки средства в процессе лечения не возникает. Побочные эффекты при его использовании могут проявляться аллергическими реакциями: кожным зудом, отеками и пр. В таких случаях от приема препарата нужно отказаться.

Факты передозировки при проведении лечения не отмечались. Также нет сведений о негативном влиянии на реакции человека, поэтому ограничений для вождения транспортных средств нет.

Рекомендации по использованию

Препарат принимают перорально в дозировке, назначенной доктором. Капсулу следует вскрывать непосредственно перед приемом. Вкус препарата позволяет употреблять его в чистом виде.

Рекомендации для лечения:

Взрослых – 2 ампулы в утреннее время и 1 ампула на ночь.

Детей 7 – 10 лет – 1 ампула утром.

Детей 10 – 18 лет – 2 ампулы утром.

Прием иммуностимулирующего раствора не должен сочетаться с одновременным употреблением спиртосодержащих напитков. Это снижает скорость метаболизма и ухудшает углеводный обмен, что приводит к снижению эффективности препарата.

Раствор когитум – это безрецептурный препарат, цена которого достаточно высокая. Хранить лекарственное средство следует при температуре не выше 25°С в затемненном и сухом месте, куда нет доступа детям. Срок хранения – 3 года. Просроченное лекарство использовать нельзя.

Все представленные на сайте материалы предназначены исключительно для образовательных целей и не предназначены для медицинских консультаций, диагностики или лечения. Администрация сайта, редакторы и авторы статей не несут ответственности за любые последствия и убытки, которые могут возникнуть при использовании материалов сайта.

Когитум (Cogitum)

Лек. форма Дозировка Кол-во, шт Производитель
раствор для приема внутрь 25 мг/мл 30

Сервисы РЛС ® Аврора Информация о лекарствах для медицинских систем

Содержание

  • Действующее вещество
  • АТХ
  • Фармакологическая группа
  • Нозологическая классификация (МКБ-10)
  • 3D-изображения
  • Состав
  • Фармакологическое действие
  • Фармакодинамика
  • Показания препарата Когитум
  • Противопоказания
  • Применение при беременности и кормлении грудью
  • Побочные действия
  • Взаимодействие
  • Способ применения и дозы
  • Передозировка
  • Особые указания
  • Форма выпуска
  • Производитель
  • Условия отпуска из аптек
  • Условия хранения препарата Когитум
  • Срок годности препарата Когитум
  • Отзывы

Действующее вещество

Фармакологическая группа

Нозологическая классификация (МКБ-10)

3D-изображения

Состав

Раствор для приема внутрь 10 мл
активное вещество:
калия ацетиламиносукцинат 250 мг
вспомогательные вещества: фруктоза — 1000 мг; метилпарагидроксибензоат — 15 мг; ароматизатор банановый — 7 мг; вода очищенная — до 10 мл

Описание лекарственной формы

Прозрачный светло-желтый раствор с запахом банана.

Фармакологическое действие

Фармакодинамика

Действующим началом препарата является ацетиламиноянтарная кислота — биологически активное соединение, содержащееся в ЦНС . Препарат способствует нормализации процессов нервной регуляции, обладает стимулирующим эффектом.

Показания препарата Когитум

В составе комплексной терапии астенического синдрома.

Противопоказания

реакции гиперчувствительности к ацетиламиноянтарной кислоте или любому другому компоненту препарата;

беременность (недостаточность клинических данных);

детский возраст до 7 лет (клинические данные отсутствуют).

Применение при беременности и кормлении грудью

Беременность. Применение при беременности противопоказано (в связи с недостаточностью данных).

Период грудного вскармливания. На время лечения препаратом грудное вскармливание следует прекратить.

Побочные действия

Возможны аллергические реакции.

Взаимодействие

Не было отмечено взаимодействия с другими лекарственными препаратами.

Способ применения и дозы

Внутрь. Доза назначается индивидуально врачом. Средняя доза для взрослых составляет 3 ампулы в день: 2 — утром и 1 — на ночь. Детям от 7 до 10 лет рекомендован прием внутрь 1 ампулы утром, от 10 до 18 лет — 2 ампул утром.

Максимальная доза неизвестна.

Для приема необходимо вскрыть ампулу с одной стороны, затем, подставив под вскрытый конец стакан или чашку, отломить противоположный конец ампулы. После этого жидкость беспрепятственно выльется в подставленную емкость. Вкусовые качества препарата позволяют использовать его без предварительного разведения. В случае его разведения водой возможна потеря бананового вкуса. Наиболее предпочтителен утренний прием препарата.

Средняя продолжительность лечения у детей и взрослых составляет 3 недели.

Если по каким-либо причинам была пропущена одна или более дозы препарата, то лечение может быть продолжено без необходимости вторичной коррекции дозы. Лечение может быть также внезапно прекращено без каких-либо серьезных последствий для больного.

Передозировка

До настоящего времени о случаях передозировки препарата Когитум не сообщалось. Не ожидается развития токсических эффектов.

Особые указания

Возможность и особенности медицинского применения лекарственного препарата детьми, взрослыми, и лицами пожилошо возраста

Дети и подростки. См. «Способ применения и дозы».

Пациенты пожилого возраста. Препарат может применяться у пациентов пожилого возраста.

Влияние на способность управления транспортными средствами, механизмами или занятия другими потенциально опасными видами деятельности. Нет данных.

Форма выпуска

Раствор для приема внутрь, 25 мг/мл. По 10 мл препарата в ампулах темного стекла (тип III), запаянных с двух сторон, с линией разлома и нанесением маркировочного кольца на каждую из сторон.

По 10 ампул помещают в упаковочный вкладыш из картона. По 3 упаковочных вкладыша из картона вместе с инструкцией по применению помещают в картонную пачку.

Производитель

Меда Мануфэкчуринг, Франция. Meda Manufacturing, France. Avenue JF Kennedy 33700 Merignac, France.

Выпускающий контроль качества. Патеон Франс, Франция. Patheon France, France. 40 Boulevard de Champaret, 38300, Bourgoin Jallieu, France.

Условия отпуска из аптек

Условия хранения препарата Когитум

Хранить в недоступном для детей месте.

Срок годности препарата Когитум

Не применять по истечении срока годности, указанного на упаковке.

Препараты для развития речи у детей

Задержка речевого развития (ЗРР) – запаздывание освоения устной речи по сравнению с возрастными нормами. Диагноз ЗРР ставят в том случае, если у ребенка к двум годам отсутствует фразовая, а к трем – связная речь. Задержка речевого развития встречается приблизительно у 10% детей, в 4 раза чаще у мальчиков. Недоразвитие речи негативно отражается на течении психических процессов, поэтому для формирования здоровой личности важно своевременно обращаться за медицинской помощью и как можно раньше приступать к коррекционной работе.

Причины задержки речевого развития

Причины ЗРР удается установить далеко не во всех случаях. Приблизительно у 30% детей причины задержки речи так и остаются невыясненными. Специалисты выделяют ряд физиологических и социальных факторов, которые увеличивают вероятность возникновения ЗРР. К физиологическим факторам относят:

  • перинатальную энцефалопатию;
  • черепно-мозговые травмы;
  • инфекционные заболевания ЦНС;
  • поствакцинальные осложнения;
  • нарушения слуха;
  • наследственную предрасположенность.

Среди социальных причин ЗРР на первое место выходят неблагоприятная окружающая среда, недостаток социальных контактов и педагогическая запущенность. Гиперопека и постоянное пребывание в чрезмерно насыщенной информационной среде также могут способствовать задержке речевого развития.

Ранние симптомы задержки речевого развития

Речевое развитие ребенка последовательно проходит несколько этапов, поэтому родители уже на ранних сроках могут заметить признаки ЗРР. В разном возрасте об отставании в развитии речи свидетельствуют следующие симптомы:

  • однотипные звуки, недостаточное гуление и однообразный лепет в доречевой период;
  • отсутствие реакции на звук и речь родителей у ребенка до года;
  • нежелание повторять чужие звуки и слова в возрасте 1,5 лет;
  • отсутствие слов при достижении ребенком двух лет;
  • неспособность строить простые фразы и предложения в возрасте 2,5-3 лет;
  • отсутствие собственной речи в 3 года (повторение только заученных фраз);
  • доминирование неречевых средств коммуникации (мимики и жестов) над словами.

Указанные признаки ЗРР не следует игнорировать. При наличии одного или нескольких симптомов ребенка необходимо показать врачу для проведения обследования и выбора адекватного лечения задержки речевого развития.

Методы лечения ЗРР у детей

Большая роль в лечении задержки речи у детей отводится коррекционно-педагогической работе. Если причинами ЗРР стали социальные факторы, необходимо сформировать благоприятную речевую среду, демонстрировать ребенку правильную речь, регулярно проводить занятия, направленные на развитие коммуникационных навыков.

При наличии неврологических нарушений дополнительно могут назначаться препараты, направленные на улучшение работы головного мозга, и физиотерапевтические процедуры (массаж, магнитотерапия, электрорефлексотерапия).

Хороший эффект при речевой задержке дают логопедические занятия и работа с психологом. Развитие мелкой моторики, пальчиковые и подвижные игры, специальные упражнения с логопедом, постановка связной речи помогают убрать зажимы и развить словарный запас ребенка.

Медикаментозное лечение ЗРР

Как правило, основная цель назначения лекарств для развития речи – улучшение питания нервных клеток и стимуляция работы головного мозга. Улучшение обменных процессов в ЦНС помогает повысить активность нейронов, что в сочетании с коррекционно-педагогической работой дает хороший терапевтический эффект.

Таблетки для развития речи у детей назначаются неврологом. Большинство лекарственных средств, применяемых при ЗРР, оказывают прямое воздействие на головной мозг, регулируя процессы возбуждения и торможения. Механизм действия препаратов при задержке речевого развития отличается, поэтому подбирать лекарственные средства должен лечащий врач, опираясь на диагностические данные, возраст и индивидуальные особенности ребенка.

Виды препаратов для улучшения речи у детей

Перечень лекарств при ЗРР у детей достаточно широк. Как правило, для улучшения развития речи неврологом подбираются несколько препаратов из разных групп. Комбинированное медикаментозное лечение в сочетании с коррекционно-педагогической работой зачастую позволяет быстрее достичь положительных результатов. Для лечения детей с симптомами ЗРР могут применяться следующие группы препаратов:

  • вазопротекторы;
  • антигипоксанты;
  • холинергические препараты;
  • адаптогены;
  • гомеопатические средства;
  • витамины;
  • ноотропные препараты:
    – производные пирролидона;
    – производные пиридоксина;
    – аналоги и производные ГАМК.

Вазопротекторы

Таблетки при ЗРР детям из группы вазопротекторов обычно назначают в качестве дополнительной терапии для восстановления реологических свойств крови и улучшения состояния кровеносных сосудов. Как правило, вазопротекторы добавляют в схему лечения ЗРР при выраженных нарушениях кровоснабжения в головном мозге. Любые препараты этой группы в педиатрической практике применяются с осторожностью, поскольку на данный момент не имеют полноценной доказательной базы о безопасности использования их в детском возрасте.

Антигипоксанты

Антигипоксанты способны повышать устойчивость клеток к кислородному голоданию и при лечении ЗРР также могут использоваться в качестве дополнительной терапии. Показаниями к применению антигипоксантов, как правило, являются недостаточность мозгового кровообращения, интоксикации различной этиологии, которые привели к нарушению нормальной работы нейронов. Перечень препаратов, разрешенных для детей, ограничен, и использование их без консультации с врачом может привести к развитию побочных явлений.

Холинергические препараты

Холинергические лекарственные средства направлены на улучшение питания головного мозга, регулирование обмена веществ, снижение потребности нейронов в кислороде. При задержке речевого развития холинергетики обычно стимулируют познавательные функции, улучшают память, повышают интерес к занятиям, а также снимают тревожность и страх. Холинергические препараты могут назначать при ЗРР различной этиологии как в качестве основного средства, так и составе комплексной терапии.

Адаптогены

Адаптогены способны снижать восприимчивость организма к стрессовым ситуациям, помогать быстрее восстанавливаться после высоких эмоциональных и физических нагрузок, перенесенных инфекционных заболеваний. Адаптогены могут стимулировать выработку АТФ, защищать нервные клетки от разрушения, стимулировать синтез белков и улучшать кровоснабжение тканей кислородом. Некоторые лекарства этой группы обладают ноотропной активностью и разрешены к применению с трех лет для нормализации работы ЦНС. Они могут усиливать действие ноотропных препаратов для детей при речевых нарушениях, что позволяет ускорить терапевтический эффект ноотропов.

Гомеопатические средства

Гомеопатические препараты зачастую используются для лечения ЗРР в качестве вспомогательных средств. Они обычно оказывают положительное влияние на центральную нервную систему, относительно безопасны и могут применяться у детей с первых дней жизни. Курсовой прием гомеопатических препаратов при ЗРР способен повысить эластичность сосудистых стенок и улучшить кровоснабжение головного мозга, что положительно сказывается на познавательных функциях и памяти.

Витамины

Витаминно-минеральные комплексы практически всегда назначаются детям с ЗРР, так как они помогают поддерживать нормальный обмен веществ, могут участвовать в выработке необходимых ферментов и гормонов, повышать защитные силы организма. Помимо основных витаминов в составе комплексных препаратов могут быть полиненасыщенные жирные кислоты, недостаток которых ухудшает проведение нервных импульсов, негативно отражается на процессах запоминания и усвоения информации.

Ноотропные препараты

Ноотропы при задержке речевого развития часто входят в стандартные схемы лечения. Они способны улучшать работу головного мозга и стимулировать познавательные процессы, необходимые для нормального обучения. Ноотропы при ЗРР могут ускорить мнестические функции, помочь ребенку лучше усваивать новый материал, обладают умеренным седативным эффектом.

Выбор ноотропных препаратов сейчас достаточно большой. Они отличаются формой выпуска, составом и механизмом действия. Какие лекарства принимать, если ребенок плохо говорит, может решить только лечащий врач, поэтому при ЗРР не стоит выбирать лекарственные препараты самостоятельно: любое лечение должно проводиться под контролем невролога или педиатра.

Производные пирролидона

Препараты этой группы часто используются для лечения ЗРР. Они способны повышать работоспособность головного мозга, защищать нервные клетки от негативного влияния токсинов и нехватки кислорода. Кроме того, производные пирролидона зачастую улучшают кровоснабжение в головном мозге, укрепляют связи между полушариями, тем самым ускоряя передачу нервных импульсов. При этом препараты на основе пирролидона не расширяют сосуды и не влияют на артериальное давление.

Производные пиридоксина

Производные пиридоксина могут стабилизировать состояние клеточных мембран и восстановить работоспособность нервных клеток. Препараты для лечения ЗРР на основе пиридоксина направлены на снижение тревожности, уменьшение возбудимости, стимулирование познавательных процессов. Если ребенок не говорит, эти лекарства в составе комплексной терапии могут ускорить формирование речевых навыков, улучшить запоминание и мыслительные процессы.

Аналоги и производные ГАМК

Лекарственные средства данной группы обычно назначают для улучшения речевого развития детей при патологиях, связанных с органическими поражениями головного мозга. Производные ГАМК способны снижать потребность нервных клеток в кислороде, защищать их от негативного воздействия вредных факторов, улучшать память, а также оказывать противосудорожное и седативное действие. Если ребенок не разговаривает, эти препараты могут помочь проводить коррекционно-педагогическую работу более эффективно, ускорить результаты лечения.

Гопантомид – ноотропный препарат для лечения ЗРР

Ноотропный препарат Гопантомид производится на Усолье-Сибирском химико-фармацевтическом заводе. Лекарственное средство изготавливается на предприятии полного цикла, что может гарантировать строгий контроль качества на каждом этапе производственного процесса.

Механизм действия

Попадая в организм, Гопантомид способен активизировать выработку аденозинтрифосфорной кислоты, белка и РНК, тем самым может улучшить обменные процессы в нейронах. Кроме того, препарат может улучшать энергетический метаболизм в головном мозге, усилить утилизацию глюкозы, обмен нуклеиновых кислот, что приводит к нормализации липидного спектра крови.

Форма выпуска

Гопантомид выпускается в виде раствора во флаконах по 50 и 100 мл, а также в форме таблеток по 250 и 500 мг.

Гопантомид при речевых нарушениях

В детской практике по назначению невролога или педиатра препарат может применяться для развития речи у ребенка. Дозировка и длительность курса лечения подбираются индивидуально в зависимости от возраста пациента и выраженности речевых нарушений. Курсовой прием Гопантомида в сочетании с психотерапевтической работой и логопедическими занятиями может ускорить процесс развития речи.

Когитум

Sanofi Aventis [Санофи-Авентис]

Товары из категории – Лекарства от астении

Инструкция по применению

Немного фактов

Когитум раствор общеукрепляющего, иммуномодулирующего и адаптогенного действия. Содержит в себе калия ацетиламиносукцинат, который является синтетическим заменителем аспарагиновой кислоты. В случае курсового применения стабилизирует работу ЦНС, что благотворно сказывается на функционировании других жизненно важных систем и органов.

Нозологическая классификация болезней (МКБ-10)

Общетонизирующий препарат используется в терапии заболеваний класса XVIII подгруппы R53 синдром хронической усталости.

Форма выпуска и биохимический состав

Когитум производится в форме лекарственной жидкости бледно-желтого оттенка со вкусом банана. Продается в стеклянных ампулах с острыми краями емкостью по 10 мл, в каждой из которых содержится 250 мг калия ацетиламиносукцината. Они упаковываются в ячейковые пластины из ПВХ по 30 штук. В белой картонной пачке содержится 30 ампул вместе с инструкцией по применению адаптогенного средства.

Фармакокинетические свойства

Медпрепарат Когитум относится к общеукрепляющим средствам, обладающим выраженными иммуностимулирующими свойствами. Он обладает способностью регулировать биохимические процессы, протекающие в мозговой ткани. В лекарственной жидкости содержится дикалиевая соль ацетиламиносукцината, которая по своей структуре практически не отличается от аспарагиновой кислоты.

Аспарагиновая кислота это одна из 20-ти протеиногенных кислот, которая локализуется преимущественно в клетках ЦНС. Она участвует в биосинтезе антител и иммунокомпетентных клеток, чем и обусловлено выраженное иммуномодулирующее действие лекарства. При систематическом применении адаптогена нормализуется процесс синтеза РНК и ДНК, вследствие чего ускоряются метаболические реакции.

Общетонизирующий препарат увеличивает физическую выносливость за счет нормализации процессов в ЦНС. Калия ацетиламиносукцинат стимулирует биотрансформацию углеводов в глюкозу, благодаря чему в организме увеличивается депо гликогена. Когитум отчасти является нейромедиатором в ЦНС, поэтому оказывает выраженное психостимулирующее действие.

Согласно практическим данным, при применении дикалиевой соли ацетиламиносукцината понижает негативное влияние радиационного фона на клеточные структуры. Заменить аспарагиновой кислоты обладает гепатопротекторной активностью, что обусловлено ускорением элиминации аммиака из тканей.

Показания к применению

Согласно инструкции, общеукрепляющий препарат может использоваться для профилактики нервно-психической слабости и других проявлений астенического синдрома. При лечении астении Когитум рекомендуется использовать в составе комбинированной фармакотерапии. Основными показаниями к применению адаптогенного средства считаются:

  • аффективная лабильность;
  • непереносимость резких запахов;
  • нарушение сна;
  • ослабление самообладания;
  • повышенная возбудимость;
  • хроническая усталость;
  • утрата способности к умственной деятельности.

Лекарство используется при патологических состояниях, вызванных интоксикацией, несбалансированным питанием, психоэмоциональными нагрузками, неврозами, психическими заболеваниями, неврастенией и т.д. В педиатрии перечень абсолютных показаний к применению адаптогена гораздо шире.

Дозировочный режим и особенности применения

Когитум предназначен исключительно для приема внутрь. Рекомендуется принимать лекарство только в первой половине дня по причине увеличения тонуса симпатической нервной системы. Для извлечения лекарственной жидкости из ампулы нужно проделать следующее:

  • отломайте один тонкий конец ампулы и подставьте под нее пустой стакан;
  • переверните ампулу и отломайте противоположный заостренный край;
  • вылейте жидкость в стакан.

Перед применением можно развести лекарственную жидкость с небольшим количеством негазированной воды. Длительность лечения и дозировка определяются степенью развития астенического синдрома и возрастом больных:

  • дневная доза для взрослого человека не более 3 ампул;
  • дневная доза для пациентов от 10 лет не более 2 ампул;
  • дневная доза для пациентов от 7 лет не более 1 ампулы.

Инструкция по применению указывает на то, что пропуск дозы не является основанием для приема лекарства в двойной дозировке. Это может привести к побочным реакциям и возникновению кожной аллергии. Средняя продолжительность терапии варьируется в диапазоне от 15 до 20 дней.

Курсовое применение лекарства можно проводить с периодичностью 2-3 раза в год. Когитум не вызывает привыкания и синдрома отмены, поэтому прекратить фармакотерапию можно в любое время без каких-либо негативных последствий.

Правила применения у особых групп больных

В педиатрии общетонизирующее средство используется при лечении множества неврологических патологий. Когитум применяется в терапии пациентов от 7 лет, что связано с повышенной сенсибилизацией организма у детей дошкольного возраста. Основаниями для применения адаптогена считаются:

  • нарушение психомоторного развития;
  • капризность и депрессивные состояния;
  • повышенная умственная и эмоциональная нагрузка;
  • невротические нарушения;
  • задержка речевого развития
  • быстрая утомляемость на фоне интоксикации;
  • перинатальное гипоксическое поражение ЦНС;
  • расстройства адаптации в социальной среде.

Согласно инструкции, продолжительность фармакотерапии у пациентов в возрасте до 10 лет не должна превышать 30 дней. Отсутствие терапевтического эффекта является основанием для пересмотра диагноза или изменения схемы терапии.

Компоненты препарата Когитум не создают избыточной нагрузки на почки или печень, поэтому при умеренном нарушении функций органов детоксикации дозировочный режим не корректируют. Однако при тяжелой степени печеночной недостаточности адаптогены не назначают из-за риска развития лекарственной интоксикации.

Гестация и лактация

Применение общетонизирующего медпрепарата в период гестации возможно только по рекомендации врача. Калия ацетиламиносукцинат не обладает тератогенной активностью, но стимулирует повышение тонуса миометрия. Впоследствии это может привести к преждевременным родам или выкидышу.

Информация о способности метаболитов лекарства Когитум экскретироваться с молоком отсутствуют. При назначении адаптогена во время лактации желательно прекратить грудное вскармливание на период лечения.

Совместимость с алкоголем

При применении иммуностимулирующего средства нужно отказаться от употребления спиртосодержащих напитков. Этанол негативно влияет на скорость метаболических реакций и углеводный обмен.

Взаимодействие с лекарственными средствами

Дикалиевая соль ацетиламиносукцината не взаимодействует с медпрепаратами для перорального применения. При этом нежелательно совмещать прием лекарства Когитум с медикаментами, в которых содержится L-Аспарагиновая кислота.

Передозировка

В случае применения лекарства в высоких дозировках могут возникать следующие нежелательные симптомы:

  • лихорадочное состояние;
  • повышенная потливость;
  • беспричинная тревога;
  • болезненное учащенное сердцебиение.

При обнаружении нежелательных реакций нужно отказаться от приема адаптогена до нормализации состояния. В случае возобновления терапии рекомендуется проводить мониторинг водно-электролитного и кислотно-щелочного баланса.

Побочные эффекты

Когитум нормально переносится больными всех возрастных групп. В случае гиперчувствительности к дикалиевой соли ацетиламиносукцината могут проявляться такие побочные эффекты, как:

  • кожный зуд;
  • гипергидроз;
  • эритематозные пятна;
  • экссудативные высыпания;
  • нервное перевозбуждение;
  • крапивница;
  • отек конечностей.

Если при применении общеукрепляющего средства возникают симптомы аллергии, нужно прекратить лечение и обратиться к дерматологу. Игнорирование побочных эффектов может привести к появлению экземы с последующим развитием поливалентной сенсибилизации.

Противопоказания к применению

Препарат Когитум не используется при гиперчувствительности к калия ацетиламиносукцинату. Также противопоказаниями к применению адаптогенного средства считаются:

  • возраст до 7 лет;
  • лактат-ацидоз;
  • нарушенное мозговое кровообращение;
  • интоксикация метанолом;
  • гипергидратация;
  • черепно-мозговые травмы;
  • нарушение аминокислотного обмена;
  • гиперкалиемия.

Применение лекарства у пациентов с декомпенсированной сердечной недостаточностью проводится только под наблюдением врача. При назначении адаптогенов лицам с тяжелой почечной недостаточностью необходимо добиться адекватного диуреза.

Аналоги

При наличии противопоказаний к применению калия ацетиламиносукцината рекомендуется заменить Когитум лекарствами, которые обладают общетонизирующими и иммуностимулирующими свойствами:

  • Адаптовит;
  • Апимикроэлфит;
  • Бефунгин;
  • Фитовит;
  • Алтайский эликсир;
  • Биосед;
  • Диа-Активанад-Н;
  • Геримакс Женьшень.

Вышеперечисленные лекарства могут использоваться при анорексии, быстрой утомляемости, частых рецидивах простудных заболеваний, гипофункции половых желез и т.д. В некоторых из них содержатся спиртовые вытяжки, поэтому перед применением медикаментов нужно проконсультироваться с врачом.

Условия продажи и хранения

Когитум продается в аптеках без письменного назначения от врача. Транспортировать и хранить лекарство можно при соблюдении определенного температурного режима 15-28 градусов Цельсия. Срок его годности составляет 36 месяцев с момента выпуска (указан на упаковке). Использовать лекарственную жидкость после замораживания или истечения срока годности не рекомендуется.

Медикаментозное лечение при аутизме, ЗРР, СДВГ, дизартрии

Лекарственная терапия – одна из трех составляющих помощи детям с ЗРР, аутизмом, дизартрией, СДВГ и другими нарушениями психоречевого и речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, какие препараты обычно рекомендуют врачи, действительно ли они помогают и как можно усилить их положительный эффект.

Когда назначают лекарства?

Как правило, препараты выписывает невролог или невропатолог после тщательного обследования (КТ, ЭЭГ и др.), в ходе которого были выявлены те или иные патологии центральной нервной системы, возникшие в результате ранее перенесенных тяжелых инфекций или травм, повышенного внутричерепного давления и других причин.
Основные показания к медикаментозному лечению:

  • Ребенок не вступает в эмоциональный контакт с людьми.
  • Для его поведения характерны частые вспышки агрессии, неуправляемость, истерики, «дикие» выходки, гиперактивность.
  • Он не понимает обращенную к нему речь.
  • У малыша плохая память, скудный словарный запас, он невнимателен и рассеян.

Медикаментозная терапия необходима, прежде всего, для того, чтобы:

  • обеспечить нервные клетки речевых зон полноценным питанием,
  • улучшить мозговое кровообращение,
  • нормализовать передачу нервных импульсов,
  • скорректировать поведение (например, при СДВГ),

то есть они «запускают» работу нервной системы в нужном направлении.

Что такое ноотропы и зачем они нужны?

При проблемах речевого и психоречевого развития в первую очередь назначают комплексы витаминов, аминокислот и микроэлементов, которые участвуют в формировании оболочек нервных клеток и энергетическом обмене. Даже незначительный дефицит этих веществ может негативно сказаться на речи и интеллекте ребенка. Врачи обычно выписывают:

  • препараты йода;
  • витамины группы В;
  • глицин;
  • L-каротин.

Важное место в медикаментозной терапии занимают ноотропы – лекарства, которые положительно влияют на высшие интегративные функции мозга. Их действие проявляется в стимуляции умственной и познавательной деятельности, улучшении способности к обучению и запоминанию информации, помощи быстрого и точного мышления.

Одни из таких препаратов – Энцефабол. Он разжижает кровь и улучшает кровообращение там, где оно частично нарушено, насыщает мозговые клетки кислородом, стимулирует обменные процессы. После курса препарата обычно наблюдается растормаживание речи, происходят резкие скачки от молчания к первым простым словам.

Чтобы повысить умственную и физическую активность, простимулировать обменные процессы в нервных клетках, применяют другой препарат Пантогам, содержащий гопантеновую кислоту. Он также обладает выраженным противосудорожным эффектом. Его рекомендуется принимать вместе с глицином, благодаря которому происходит:

  • повышение умственной работоспособности;
  • регулировка обменных процессов;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • нормализация защитного торможения в ЦНС.

В результате приема ребенок становится более спокойным, легче засыпает, меньше конфликтует с окружающими, быстрее адаптируется в коллективе.

Улучшить память и способность к обучению помогает препарат Семакс. Он выпускается в удобной форме капель и помогает ребенку сосредоточиться в момент восприятия, анализа информации и закрепления ее в памяти.

Препарат Церебролизин также дает хорошие результаты при развитии речи. После приема этого препарата родители и логопеды отмечают у ребенка расширение словаря, овладение грамматическим строем языка, а также другие речевые успехи. Он стимулирует энергетический обмен в клетках мозга, повышает внимание и улучшает память.

Мы перечисли самые распространенные препараты, которые назначаются при нарушениях речевого и психоречевого развития. Возможно, Ваш лечащий врач назначит ребенку другие лекарства подобного действия.

Уважаемые родители, мы приводим информацию о препаратах исключительно с ознакомительной целью. Пожалуйста, не давайте их ребенку без консультации со специалистом.

Помогут ли одни лекарства?

Как видите, лекарства значительно облегчают малышу путь к развитой речи. Ему проще сосредоточиться на занятии, запомнить новый материал, произнести тот или иной звук, соединить слова в целую фразу. Многие родители детей-«молчунов» отмечают, что значительные сдвиги в развитии речи произошли именно после курса того или иного препарата. Однако без регулярных занятий с логопедом и дефектологом в приеме лекарств нет смысла. Никакие медикаменты не научат ребенка правильно произносить звуки, говорить новые слова и строить предложения. Это могут сделать только специалисты.

Занятия с логопедом или дефектологом направлены на:

  • постановку звуков и введение их в речь;
  • обогащение активного и пассивного словаря;
  • развитие слухового, тактильного, визуального и речевого восприятия;
  • развитие высших психических функций – памяти, внимания, мышления, воображения;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие речи – построение связного высказывания, умение составить небольшой рассказ по
  • картинке, чтение, изложить свои мысли, описать ощущения и т. д.

Таким образом, медикаментозное лечение следует обязательно сочетать с занятиями у логопеда и дома. Процесс коррекции речевого и психоречевого развития должен быть всесторонним и непрерывным, только в этом случае можно добиться хороших результатов.

Можно ли самостоятельно «назначать» ноотропы и другие препараты?

Нет, ни в коем случае. Назначать любые медикаменты ребенку может только его лечащий врач – педиатр, невропатолог или психиатр, и то на основе результатов анализов и исследований, например, ЭЭГ или компьютерной томографии. Если какой-то препарат рекомендует логопед, сначала проконсультируйтесь с педиатром. Никогда не давайте малышу лекарств, которые прописаны ребенку Ваших знакомых, они могут навредить. Строго придерживайтесь рекомендаций доктора относительно дозировки и схемы приема.

Дата публикации: 15.03.2018. Последнее изменение: 16.08.2018.

Задержка речевого развития – симптомы и лечение

Что такое задержка речевого развития? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Гавриловой Татьяны Алексеевны, детского невролога со стажем в 20 лет.

Определение болезни. Причины заболевания

Задержка речевого развития (ЗРР) — более позднее в сравнении с возрастными нормами овладение ребёнком устной речью [2] . Например, в среднем в два года дети уже объединяют слова в небольшие фразы, в три — строят предложения, а в четыре — соединяют их в рассказ.

ЗРР встречается у 8-10 % детей, чаще — у мальчиков [17] .

Задержка речевого развития может сопровождать следующие нарушения:

  • расстройство экспрессивной речи — ребёнок не произносит слова, не строит диалог;
  • проблемы с рецептивной речью — не воспринимает речь;
  • отклонение в речевой артикуляции — не произносит звуки;
  • афазия при аутизме — не говорит и не понимает речь;
  • умственная отсталость — нарушены интеллект и поведение, не развиты социально-бытовые навыки;
  • глухота.

ЗРР могут вызывать причины, возникшие во время беременности. Основные из них:

  • хроническая внутриутробная гипоксия плода;
  • поражение центральной нервной системы из-за недостатка кислорода в органах и тканях;
  • внутриутробное инфицирование;
  • гидроцефалия (избыток спинномозговой жидкости в полости черепа);
  • генетические заболевания, в том числе синдром Дауна;
  • недоношенность;
  • родовая травма;
  • аномалии развития, например волчья пасть, заячья губа, микрогнатия (недоразвитая нижняя челюсть), которые затрудняют работу органов артикуляции [2][4] .

Факторы, приводящие к ЗРР после рождения:

  • нейроинфекция, напримерменингит , менингоэнцефалит;
  • снижение слуха после отита;
  • дефицит общения;
  • тяжёлая болезнь, госпитализация, сильный стресс — ребёнок может отставать в развитии после ожога, сильного испуга, потери близкого человека;
  • генетическая предрасположенность — высокая чувствительность речевых зон мозга к повреждающим факторам [3][11] .

Диагноз “задержка речевого развития” не ставят до двух лет, так как речь может спонтанно появиться без помощи специалистов. С двух до трёх лет ребёнку могут диагностировать “замедление темпов речевого развития”. В таком случае ему желательно начать заниматься с логопедом.

Если в три года постановлен диагноз “задержка речевого развития”, необходима комплексная медико-педагогическая реабилитация. Без лечения к пяти годам ребёнок начинает заметно отставать в психоречевом развитии. Это возникает из-за того, что он не общается с другими детьми и взрослыми, не задаёт вопросов, расширяющих кругозор. В дальнейшем это приводит стойкому речевому и интеллектуальному дефектам, и ребёнок сможет обучаться только в специальной коррекционной школе.

Таким образом, важно своевременно выявить задержку и начать развивать речь. Оптимальный возраст для педагогического и медицинского воздействия — 3-5 лет.

Симптомы задержки речевого развития

Отставание в развитии проявляется различными симптомами [2] [8] [9] [11] :

  • При задержке речевого развития (ЗРР) — ребёнок говорит, но словарный запас и построение фраз соответствуют более младшему возрасту. Например в три года он не составляет фразы, а использует единичные слова, как годовалые дети; у ребёнка нарушена дикция и его понимают только близкие родственники.
  • При задержке психоречевого развития (ЗПРР) — дети воспринимают речь на бытовом уровне, но не понимают сложные предложения и не вступают в диалог. Игры примитивные, чаще подвижные или разрушительные без сложного ролевого компонента. С опозданием формируются бытовые навыки — ребёнок не умеет самостоятельно есть, одеваться, ходить в туалет.
  • При моторной алалии — ребёнок понимает речь, выполняет просьбы и сложные задания педагога, но не говорит. Интеллект, как правило, сохранен, бытовые навыки сформированы.
  • При сенсомоторной алалии — ребёнок слышит звуки, но не понимает речь. Отсутствует пассивный словарный запас: дети не запоминают названия предметов на слух. В результате нет и активного словарного запаса: ребёнок не произносит слова.
  • При нарушении дикции(дизартрии) — у детей часто приоткрыт рот, нарушено звукопроизношение, усилено слюнотечение. Патология связана с повреждением отделов головного мозга: коры, мозжечка, стволовых и подкорковых структур, проводящих путей. При мозжечковой дизартрии нарушен темп речи (брадилалия — замедление темпа), ребёнок говорит тихим голосом, произносит слова по слогам. Это вызвано ослабленным речевым дыханием.
  • При аутизме ребёнок может механически произносить слова и фразы (эхолалия), не понимать смысл сказанного, либо же понимать речь, но не отвечать на неё. Заболевание проявлено характерными чертами: стереотипными движениями и играми, аутоагрессией (ребёнок бьёт и кусает себя). Дети не смотрят в глаза, не обращаются с просьбами, избирательны в пище, избегают контакта с посторонними людьми.

Патогенез задержки речевого развития

Патогенез зависит от причины, которая привела к задержке речевого развития [2] [3] [4] :

  • При перинатальном поражении головного мозга ( гипоксии, внутриутробном инфицировании, кровоизлиянии при родах) часть клеток головного мозга погибает, а оставшиеся повреждены и не формируют между собой новые связи. Взаимодействие между нейронами — необходимое условие для того, чтобы сформировались речевые навыки. В зависимости от пострадавших зон головного мозга, возникают различные нарушения. Например, если повреждена зона Вернике, то ребёнок не понимает речь и у него не формируется пассивный словарный запас — он не запоминает названия предметов и действий. Если пострадала зона Брока, то не пополняется активный словарный запас и ребёнок не произносит слова.
  • При гидроцефалии повышенное внутричерепное давление приводит к расширению желудочковой системы с истончением белого вещества головного мозга. Происходит сдавление проводящих путей, которые связывают различные зоны мозга. Нарушается взаимодействие речевых зон, необходимое, например, для ответа на вопросы. Когда ребёнку задают вопрос — “понимает” его зона Вернике. Она связывается по проводящим путям с зоной Брока, которая “формирует” активный ответ, и ребёнок отвечает. Но если пострадали проводящие пути, то ребёнок не отвечают на вопросы, хотя понимает речь и спонтанно произносит слова. Если повреждены проводящие пути, обеспечивающие нервами речевую мускулатуру, то у ребёнка нарушается дикция.

  • При внутриутробных аномалиях развития и генетических заболеваниях, например при синдроме Дауна, размеры языка часто не соответствуют нижней челюсти, что затрудняет произнесение звуков. Кроме того, у детей с синдромом Дауна мышцы губ, языка, челюсти расслабленные и вялые, поэтому ими труднее управлять.
  • При аномалиях развития мозжечка, таких как гипоплазия полушарий мозжечка (уменьшение его в размерах) или ретроцеребеллярная киста (новообразование в задней черепной ямке за мозжечком), ребёнок произносит слова тихим голосом по слогам. Это вызвано слабой воздушной струёй и происходит потому что киста сдавливает мозжечок и нарушает его работу.

Внешние факторы, сдерживающие речевое развитие [1] [8] :

  • Недостаточная речевая среда, например вместо общения дети весь день смотрят мультфильмы;
  • Постоянное использование соски в 2-3 года;
  • Двуязычность в семье может усилить даже небольшие нарушения речи. Мозгу сложно “разобраться” в разных структурах языков.

Классификация и стадии развития задержки речевого развития

Педагоги и неврологи используют разные классификации. Неврологи выделяют:

1. Нарушения, вызванные органическим повреждением головного мозга:

  • алалия — развивается при повреждении зон коры головного мозга до того, как сформировалась речь. Выделяют моторную алалию, при которой ребёнок не говорит, но понимает речь и сенсомоторную — не воспринимает речь и не говорит;
  • афазия — ранее ребёнок разговаривал, но перестал из-за поражения корковых зон речи, например после менингита или сотрясения головного мозга.
  • дизартрия — произнесение звуков нарушено из-за повреждения нервной системы и связанной с ней речевой мускулатуры;

2. Функциональные нарушения речи, например заикание .

3. Дефекты строения артикуляционного аппарата — заячья губа, расщелина верхнего нёба.

4. Задержка развития речи у недоношенных детей, ослабленных длительной болезнью или недостатком общения.

Педагоги применяют другую классификацию . Она помогает объединить детей в группы со схожим уровнем речевого развития [5] [15] :

  • первый уровень общего недоразвития речи (ОНР) — это “безречевые дети”, которые не говорят совсем либо произносят отдельные простые слова.
  • второй уровень ОНР — в разговоре используют простые фразы.
  • третий уровень ОНР — строят предложения, общаются, но в речи много ошибок (путают окончания, рода, числа, падежи, предлоги).

Занятия с логопедом-дефектологом развивают речь от первого уровня ОНР ко второму и третьему. При этом дикция может длительно оставаться нарушенной.

Осложнения задержки речевого развития

Речь — это основа интеллекта. Общаясь со сверстниками и взрослыми, дети познают окружающий мир, расширяют кругозор, учатся формулировать мысли. Если ребёнок не говорит, он всё сильнее отстаёт от сверстников и задержка развития усугубляется. До трёх лет это лишь отставание в темпе развития речи, в три-четыре года — задержка речевого развития, а в пять лет уже задержка психоречевого развития. Без комплексной медико-педагогической реабилитации у ребёнка нарушается память и внимание, появляются трудности в обучении. Такие дети с трудом учатся писать, читают медленно и с ошибками, испытывают проблемы с пониманием и пересказом прочитанного. Это приводит к тому, что ребёнок в дальнейшем может обучаться только в специальной корректирующей школе [1] [5] [8] [14] .

Диагностика задержки речевого развития

Задержку развития речи выявляют детский невролог и логопед-дефектолог [2] [3] [11] [15] .

Невролог уточняет у родителей, как протекали беременность и роды, в каком возрасте ребёнок начал говорить, строит ли он предложения, понимает ли простые и сложные фразы. При подозрении на умственную отсталость или аутизм невролог направляет ребёнка к психиатру. При снижении слуха — к сурдологу. Специалист определяет уровень нарушения и при необходимости подбирает слуховой аппарат.

Невролог может назначить следующие обследования:

  • электроэнцефалография (ЭЭГ) — чтобы исследовать деятельность головного мозга;
  • ультразвуковая доплерография (УЗДГ) — проверить состояние сосудов головного мозга;

  • компьютерная томография (КТ) или магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга — для выявления аномалий развития, повреждения коры или проводящих путей, гидроцефалию.

Все эти исследования необходимы, чтобы выявить причину нарушения. Для постановки диагноза “задержка речевого развития” достаточно установить отставание от возрастных норм развития речи [1] [2] [7] :

  • В год — ребёнок произносит до 10 простых слов: мама, папа, дай, на, ням-ням, бибика или другие подобные слова.
  • В два — речь усложняется, словарный запас расширяется до 50 слов и более. Дети соединяют слова между собой во фразы и задают вопросы, например: ” Что это? ” .
  • В три — появляются предложения и много новых слов, ребёнка начинают понимать посторонние люди. Дети знают и называют свой пол, возраст, имена родителей.
  • В четыре — ребёнок учится соединять предложения между собой по смыслу в маленький простой рассказ. Появляются вопросы: ” Зачем? ” и ” Почему? ” .
  • В пять лет — описывает произошедшие события и выговаривает все звуки, кроме “Р”.

Если ребёнок отстаёт от возрастной нормы более чем на полгода, то следует обратиться к врачу. Задержку речевого развития важно своевременно отличить от аутизма. При аутизме проблемы с речью осложнены специфическими симптомами: дети погружены в свой внутренний мир, не обращают внимание на сверстников, не смотрят в глаза. Они часто совершают стереотипные действия, механически повторяют слова, боятся перемен и всего нового. Такие дети любят выстраивать игрушки рядами, многократно смотреть один и тот же мультфильм, могут обладать феноменальной зрительной памятью. Они не откликаются на имя, не выполняют просьбы. Очень избирательны в пище: употребляют несколько продуктов, от других отказываются. Могут быть агрессивны, истеричны, гиперактивны.

При подозрении на аутизм лечение начинают немедленно, не дожидаясь 3-5 лет. В раннем детстве мозг пластичен и при своевременной реабилитации аутизм может сгладиться, а ребёнок в развитии догнать сверстников.

Лечение задержки речевого развития

Занятия с логопедом. Логопед проводит с ребёнком специальные уроки по запуску и развитию речи, помогает правильно строить предложения. Такие методики включают артикуляционную гимнастику, упражнения на постановку звуков, игровые техники, например пальчиковый кукольный театр. Если ребёнок понимают фразы, его интеллект сохранен, а речь запаздывает на полгода-год, то логопедических занятий бывает достаточно [1] [8] .

Занятия с логопедом-дефектологом отличаются от обычных логопедических занятий. Например, логопед-дефектолог умеет работать с детьми, которые плохо понимают речь, с грубыми задержками развития. На занятиях ребёнок изучает основные понятия (большое/маленькое, цвет, форма, размер), делает упражнения для улучшения мелкой моторики, заучивает названия предметов для формирования пассивного словарного запаса. После освоения базовых знаний логопед-дефектолог приступает к развитию экспрессивной речи [7] [12] [15] .

Комплексная медико-педагогическая реабилитация при задержке психоречевого развития. Если ребёнок плохо понимает речь, возбудим, у него не выработаны социально-бытовые навыки, то может потребоваться комплексная реабилитация. В таких случаях речь существенно отстаёт от возрастной нормы, грубо нарушена дикция, выражены другие неврологические симптомы [2] . Чтобы развить речь неврологи назначают ноотропные препараты: кортексин , когитум , цераксон . По заявлению производителей, препараты активизируют нейроны, улучшают передачу нервных импульсов и устраняют последствия гипоксии — нехватки кислорода. (Эффективность этих препаратов при задержке речевого развития не доказана в исследованиях, а в новых российских клинических рекомендациях по лечению аутизма группа экспертов уже описала ноотропы, как неэффективный метод лечения расстройства — прим. ред. “ПроБолезни”). Нормализовать работу нервной системы помогут и витамины группы В. Однако важно помнить, что назначает препараты только детский невролог с учётом особенностей ребёнка, так как лекарства способны вызывать перевозбуждение и аллергические реакции [2] [16] .

Микротоковая рефлексотерапия — метод лечения детей с задержками развития речи, разрешённый и рекомендованный Минздравом РФ. Заключается в выборочной активизации речевых зоны головного мозга:

  • область Вернике (отвечает за понимание речи);
  • область Брока (связана с активным словарным запасом и желанием разговаривать);

Кроме того, развития логическое мышление и сформировать бытовые навыки поможет воздействие на лобные доли. Лечение проводят под контролем электроэнцефалографии (ЭЭГ) [6] [13] [14] .

Логопедический массаж — это воздействие на артикуляционную мускулатуру: мышцы лица, языка, губ, мягкого нёба. Манипуляции проводят стерильными зондами. Цель массажа — нормализовать тонус мышц языка, круговой мышцы рта, улучшить кровоснабжение органов артикуляции. Метод необходим детям с чрезмерным слюнотечением, нарушенной дикцией. Процедуру назначают и неговорящим пациентам, поскольку речь может отсутствовать из-за неумения управлять органами артикуляции [10] [13] .

Прогноз. Профилактика

Если нет грубого органического поражения головного мозга, реабилитация начата до пяти лет и речь удалось развить до школы, то прогноз благоприятный [1] [2] [5] [7] .

При выраженной задержке психоречевого развития, органическом поражении головного мозга, серьёзных расстройствах речевых центров и без своевременного лечения нарушение сохраняется. Это приводит к тому, что ребёнок в дальнейшем испытывает существенные трудности в обучении и при социализации.

Для развития речи важно разговаривать с ребёнком с самого рождения, читать ему книжки вслух, объяснять, что происходит вокруг и показывать мультфильмы на родном языке.

Препарат на основе ацетиламиноянтарной кислоты: опыт и перспективы применения

Применение фармакологических препаратов на основе аминокислот является общепринятой практикой, используемой на протяжении последних десятилетий не только неврологами и терапевтами, но и врачами других специальностей [1–5]. Известно, что аминокислоты обе

Применение фармакологических препаратов на основе аминокислот является общепринятой практикой, используемой на протяжении последних десятилетий не только неврологами и терапевтами, но и врачами других специальностей [1–5].

Известно, что аминокислоты обеспечивают энергией мышечные ткани организма, выполняют роль нейромедиаторов (или являются их предшественниками) [6]. Они способствуют адекватной реализации функций макро-, микроэлементов и витаминов. Именно по этой причине в различных областях клинической медицины традиционно используются лекарственные средства на основе как эссенциальных (незаменимых), так и заменимых аминокислот [4, 7].

Если в организм не поступают заменимые аминокислоты, расходуются эссенциальные. Современные данные свидетельствуют о том, что биосинтез заменимых кислот (в том числе аспарагиновой) в количествах, полностью обеспечивающих потребности организма, невозможен [7, 8].

Считается, что аминокислоты целесообразно принимать вместе с кофакторами, участвующими в каскаде сложных метаболических процессов [7].

В этой связи целесообразно рассмотреть особенности применения препарата Когитум (Cogitum). Действующим веществом препарата является ацетиламиноянтарная кислота (acetylaminosuccinic acid) [9], представляющая собой синтетический аналог аспарагиновой кислоты, соответствующий ей по механизмам биологического действия в организме [8].

Аспарагиновая кислота

Аспарагиновая кислота синтезируется в организме из аспарагина. Она входит в состав животных и растительных белков, относится к неэссенциальным (заменимым) аминокислотам и является эндогенным биоспецифичическим соединением, содержащимся в центральной нервной системе (ЦНС), особенно в головном мозге [6–11].

Название аспарагиновой кислоты происходит от греческого слова asparagoe — спаржа, поскольку аспарагин был впервые обнаружен в побегах спаржи.

Механизмы действия характеризуются мультивариабельной направленностью. Аспарагиновая кислота обладает:

  • иммуномодулирующим действием (ускоряет процесс образования иммуноглобулинов и антител);
  • участвует в синтезе дезоксирибонуклеиновой и рибонуклеиновой кислот — основных носителей генетической информации;
  • повышает физическую выносливость;
  • нормализует баланс возбуждения и торможения в центральной нервной системе (ЦНС) и др. [6, 9, 10].

Аспарагиновая кислота выполняет важнейшую роль в различных метаболических реакциях [7, 11]. Она способствует трансформации углеводов в глюкозу с последующим созданием запасов гликогена, в результате чего повышается сопротивляемость к усталости.

В совокупности с глутаминовой кислотой и глицином аспарагиновая кислота служит нейромедиатором в ЦНС. Она стабилизирует процессы нервной регуляции, обладает психостимулирующей активностью [6].

Аспарагиновая кислота имеет ряд протекторных свойств:

  • доказанный гепатопротекторный эффект (в отношении некоторых токсичных субстанций);
  • защитное действие в отношении воздействия радиации;
  • эффект, способствующий элиминации нейротоксичного аммиака из организма, т. е. оказывает нейропротекторное действие [6, 10, 11].

Препарат Когитум не является биологически активной добавкой (БАД) или пищевой добавкой, «ортомолекулярным» комплексом, а относится к числу лекарственных средств рецептурного отпуска. Впервые препарат Когитум был описан во второй половине 1960-х гг. французскими исследователями A. Soulairac (1966) и др., а также C. Bouvier и A. Masqion (1969) [12–15]. Таким образом, мировой опыт применения Когитума cоставляет свыше 40 лет. В базе данных PubMed (медицин­ском портале, представляющем электронный архив Национального центра информации о биотехнологиях при Национальной медицинской библиотеке США) препарат фигурирует с 1966 г. [12].

В России он нашел сравнительно широкое применение в 1990-х гг. По данным PrIndex «Мониторинг назначений ЛП» (Москва, ноябрь 2006 г.), в настоящее время до 48% назначений препарата Когитум производят неврологи, 35% — терапевты, остальные 17% — врачи других специальностей (педиатры, психиатры, офтальмологи, ЛОР-врачи и др.). Когитум активно используется в различных областях медицины: педиатрии, терапии, неврологии, психиатрии, реабилитологии и др.

В Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) для использования препарата Когитум предусмотрены две основные рубрики: R53 — Недомогание и утомляемость, а также F32.0 — Депрессивный эпизод легкой степени [9].

В педиатрической практике препарат активно применяется на протяжении многих лет в следующих клинических ситуациях: задержка моторного, психомоторного, речевого, эмоционального и предречевого развития, различные синдромы перинатального поражения нервной системы и их исходы, неврологический дефицит вследствие различных форм детского церебрального паралича, гидроцефалии (врожденной и приобретенной) и т. д. [16–21].

По данным анализа, выполненного MEDI-Q «Мнение практикующих врачей», за 12-месячный период (ноябрь 2004 г. — ноябрь 2005 г.) количество назначений Когитума в Российской Федерации возросло в 1,5 раза. Наиболее активно он назначается пациентам (детям и взрослым) в таких городах России, как Москва, Самара, Воронеж, Иркутск и Новосибирск.

Препарат Когитум представляет собой раствор для приема внутрь, выпускаемый в ампулах из темного стекла (емкостью по 10 мл) в упаковках по 30 ампул. Раствор прозрачный, бледно-желтый, с запахом и вкусом банана.

В 1 мл препарата содержится 25 мг ацетиламиноянтарной (аспарагиновой) кислоты, в 1 ампуле — 10 мл, 250 мг.

В «Справочнике Видаль» (изд. 2, 1996) в качестве действующего вещества препарата указывалась аспарагиновая кислота (как вещество, более знакомое медицинским работникам); лишь впослед­ствии вместо аспарагиновой кислоты в качестве базового ингредиента Когитума стала приводиться ацетиламиноянтарная кислота [22–24].

Когитум принадлежит к фармакологической группе общетонизирующих средств и адаптогенов. Являясь общетонизирующим лекарственным средством, адаптогеном, он также способ­ствует стабилизации процессов нервной регуляции. Когитум относится к средствам, влияющим на церебральный метаболизм, способ­ствующим улучшению обменных процессов в тканях головного мозга. Препарат оказывает психостимулирующее и мягкое антидепрессивное действие; по действующему веществу — аналогу аспарагиновой кислоты — является представителем аминокислотных препаратов, обладающих доказанным ноотропным действием [25].

И. С. Зозуля и соавт. (2005) при классификации нейропротекторов, ноотропов и нейрометаболитов относят Когитум к условной подгруппе 9d «Препараты с комбинированным механизмом действия (коррекция энергетического обмена)» в группе 9 «Антиоксиданты» [25]. При этом указывается, что поиск препаратов с антиоксидантными свойствами привел к синтезированию лекарственных средств с комбинированными механизмами действия (антиоксидантное, антигипоксическое, мембраностабилизирующее, ноотропное). Такие медикаментозные препараты имеют прямое отношение к корректорам энергетического обмена (так называемые «метаботропные» средства).

Показаниями к назначению препарата Когитум в соответствии с аннотационными рекомендациями производителей являются:

  • функциональные астенические состояния, повышенная утомляемость со снижением настроения или без такового;
  • невроз с депрессией легкой степени.

Препарат принимают при лечении антидепрессантами в качестве вспомогательного средства [9].

Необходимость в назначении препарата Когитум также может возникать в следующих ситуациях:

  • генерализованные и парциальные нарушения когнитивных (познавательных) функций;
  • нарушения эмоционального баланса;
  • интенсивные физические и интеллектуальные нагрузки (тренировки и др.), психоэмоциональные стрессы;
  • синдром хронической усталости;
  • невротические реакции и т. д.

Опыт применения препарата Когитум, накопленный к настоящему времени в Российской Федерации, позволяет выделить целый спектр состояний в качестве «кандидатной» патологии, подлежащей терапии с использованием указанного лекарственного средства (рубрики МКБ-10):

  • G80 — Детский церебральный паралич;
  • G91 — Гидроцефалия;
  • G93.3 — Синдром утомляемости после перенесения вирусной болезни;
  • G93.4 — Энцефалопатия неуточненная;
  • T90.5 — Последствия внутричерепной травмы;
  • R62.0 — Задержка этапов развития;
  • F43 — Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации (F43.0 — Острая реакция на стресс, F43.1 — Посттравматическое стрессовое расстройство, F43.2 — Расстройство приспособительных реакций, F43.20 — Кратковременная депрессивная реакция, обусловленная расстройством адаптации, F43.21 — Пролонгированная депрессивная реакция, обусловленная расстройством адаптации, F43.23 — Смешанная тревожная и депрессивная реакция, обусловленная расстройством адаптации, F43.23 — Расстройство адаптации с преобладанием нарушения других эмоций, F43.24 — Расстройство адаптации с преобладанием нарушений поведения, F43.25 — Смешанное расстройство эмоций и поведения, обусловленное расстройством адаптации, F43.28 — Другие специфические преобладающие симптомы, обусловленные расстройством адаптации, F43.8 — Другие реакции на тяжелый стресс);
  • F48 — Другие невротические расстройства (F48.0 — Неврастения, F48.8 — Другие уточненные невротические расстройства, F48.9 — Невротическое расстройство неуточненное);
  • F79 — Умственная отсталость неуточненная;
  • F80 — Специфические расстройства развития речи и языка (F80.0 — Специфическое расстройство речевой артикуляции, F80.1 — Расстройство экспрессивной речи, F80.2 — Расстройство рецептивной речи);
  • F81 — Специфические расстройства развития учебных навыков (F81.0 — Специфическое расстройство чтения, F81.1 — Специфическое расстройство спеллингования, F81.2 — Специфическое расстройство арифметических навыков, F81.3 — Смешанное расстройство учебных навыков, F81.8 — Другие расстройства развития школьных навыков, F81.9 — Расстройство развития учебных навыков неуточненное);
  • F82 — Специфические расстройства развития моторной функции;
  • F83 — Смешанные специфические расстройства психологического (психического) развития;
  • F84 — Общие расстройства психологического (психического) развития (F84.8 — Другие общие расстройства развития, F84.9 — Общее расстройство развития неуточненное) и др. [26–28].

Когитум используется также при лечении последствий нейроинфекций и черепно-мозговых травм, общего недоразвития речи, интеллектуальной недостаточности, умственной отсталости различной степени выраженности, синдроме хронической усталости и т. д.

Чрезвычайно важно подчеркнуть, что Когитум может применяться не только при описываемых выше нозологических формах, но и у здоровых лиц любого возраста, подверженных воздействию физической, эмоциональной и умственной нагрузки в период интенсивной учебы, физического труда, тренировок и т. д. Таким образом, одним из важных показаний к применению препарата Когитум является стимуляция умственной деятельности у детей и взрослых при отсутствии стойкой соматической патологии и выраженного неврологического дефицита.

Спектр действия препарата Когитум и показания к его применению превышают таковые большинства известных средств ноотропного и нейрометаболического действия, представленных в России.

Строгих возрастных противопоказаний к применению Когитума не существует. Его можно принимать детям и лицам пожилого возраста. Прием препарата при беременности и кормлении грудью также не противопоказан. Случаев отрицательного действия не зарегистрировано [9, 22–24].

Единственным истинным противопоказанием к использованию препарата является повышенная чувствительность к ацетиламиноян­тарной кислоте и другим ингредиентам препарата (аллергические реакции и индивидуальная непереносимость).

В инструкции по медицинскому применению препарата Когитум образца 2006 г. указывается, что «отсутствуют клинические данные» по его использованию у детей в возрасте до 7 лет [9]. В то же время в РФ у врачей имеется значительный положительный опыт применения Когитума у детей более раннего возраста, включая первый год жизни. В этой связи при назначении препарата детям, не достигшим 7-летнего возраста, целесообразно получать информированное письменное согласие родителей пациентов.

Побочные действия отмечаются редко. О случаях передозировки препарата Когитум и сопряженными с ними нежелательными явлениями в доступной литературе не сообщается [9, 29].

Когитум не вызывает судорожной активности.

Возможны реакции повышенной чувствительности к компонентам препарата — аллергические реакции.

Препарат назначается внутрь в неразведенном виде или с небольшим количеством жидкости. Вкусовые качества Когитума позволяют использовать его без предварительного разведения. В случае его разведения водой возможна потеря бананового вкуса [9].

Утренний прием препарата считается наиболее предпочтительным. При необходимости дозировка препарата осуществляется индивидуально.

Для взрослых средняя суточная доза препарата Когитум составляет 750 мг (т. е. содержимое трех ампул). Препарат назначают внутрь (per os), кратность приема — 2 раза в сутки. Дозу 500 мг (2 ампулы) принимают утром и 250 мг (1 ампула) — на ночь. Максимальная суточная доза не определена. Средняя рекомендуемая продолжительность курса лечения составляет 3 нед.

Возможно изменение режима дозирования и кратности приема препарата в соответствии с рекомендациями лечащего врача. Если по каким-либо причинам была пропущена одна или более доз препарата, то лечение может быть продолжено без необходимости коррекции назначения. Внезапное прекращение приема препарата не влечет серьезных последствий для пациента [9].

Для детей в возрасте от 7 до 10 лет рекомендован прием внутрь 1 ампулы (250 мг) в утренние часы. Детям старше 10 лет следует принимать содержимое 2 ампул (500 мг) утром [9]. Для пациентов, достигших подросткового возраста, дозирование препарата может осуществляться (по показаниям), как у совершеннолетних индивидов. Имеющийся опыт применения питьевого раствора ацетиламиноянтарной (аспарагиновой) кислоты позволяет рекомендовать для пациентов детского возраста продолжительность лечебного курса от 2 нед до 1 мес.

Для детей грудного возраста (

В. М. Студеникин, доктор медицинских наук, профессор
С. В. Балканская
В. И. Шелковский
НЦЗД РАМН, Москва

Читайте также:  Мазь "Гиоксизон" для детей: инструкция по применению
Ссылка на основную публикацию