Как вывести из депрессии ребенка и по каким признакам ее можно заподозрить?

Как маскируется депрессия у детей

Депрессия у детей – тема, которая в последние годы становится все более актуальной для родителей и педагогов. Она касается не только ребят, находящихся в приемных семьях и лишенных родительской заботы, но и тех, кто воспитывается в семье. Развод родителей, смерть близкого человека, конфликты, непонимание и непринятие, ощущение внутреннего одиночества, потеря смысла жизни – все это создает “благоприятную” почву для развития детской депрессии.

А может ли вообще быть депрессия у детей? Этот вопрос вызывал и вызывает жаркую дискуссию в среде профессионалов. У взрослых данное состояние имеет четкие “критерии”: ощущение тоски и печали, уход от общения, потеря интереса к работе, хобби, близким людям, физическая слабость, упадок сил.

В отличие от взрослой, детская депрессия многолика и умеет хорошо скрываться. К тому же не всегда малыш может подробно и понятно описать свое эмоциональное состояние. Так депрессивное состояние у ребенка может проявляться в виде высокой тревожности и беспокойства, различных страхов, дезадаптации в коллективе, школьной неуспеваемостью, конфликтными отношениями со сверстниками и взрослыми. По факту детская депрессия имеет ярко выраженную атипичность, то есть не соответствует основным характерным признакам заболевания.

Стоит обратить особое внимание на то, что депрессия у детей практически всегда идет рука об руку с жалобами на плохое физическое самочувствие:

  • тошнота;
  • боли различного происхождения;
  • упадок сил, вялость (“нет сил”, “еле дошла”);
  • нарушение сна (малыш плохо засыпает, часто просыпается, его мучают ночные кошмары и т.д.);
  • учащенное сердцебиение;
  • головные боли и головокружение;
  • нарушение аппетита.

И это далеко не полный перечень “масок”, которые может надевать на себя детская депрессия. Все эти симптомы могут стать объектом внимание педиатра, гастроэнтеролога, невролога, кардиолога, но никак не врача-психиатра. Как правило, анализы, дополнительные функциональные исследования не показывают какой-либо патологии. Однако, вышеперечисленные признаки дают повод обратить более пристальное внимание на эмоциональное состояние ребенка и вовремя оказать ему помощь.

Ирина К., 6 лет. Мама обратилась к психологу Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ за помощью. Девочка категорически не хотела ходить в новой одежде, считая ее некомфортной.

Ходили на прием к неврологу, который прописал успокоительные препараты, витамины. Лечение результата не дало.

Из беседы с мамой выяснилось, что проблемы начались, когда ребенка отдали на подготовку к школе. Повышенные требования к выполнению домашних заданий, дисциплина сказались на физическом самочувствии девочки. Она стала раздражительной, плаксивой, жаловалась на головные боли и головокружение. Перед занятиями отказывалась одеваться.

Психолог предложила девочке нарисовать свой образ и одеть себя в одежду которая нравится. С мамой была проведена беседа, о том что ребенок может сам выбирать одежду в магазине и надевать, что хочет.

Признаки детской депрессии у дошкольников

В дошкольном возрасте признаки депрессии отличаются своим разнообразием. В некоторых случаях – одна, но постоянная жалоба, например, болит голова, в других – целый “букет”. Наиболее часто малыши-дошколята жалуются на боли в животе, а ребята младшего школьного возраста на головокружение и головные боли. Многие из них уверены, что их заболевание неизлечимо и смертельно опасно, а разговоры взрослых о болезнях только усиливают тревожность.

У детей, склонных к депрессии, часто наблюдается повышенная тревожность, страхи, которые могут усиливаться к вечеру (ночи). Страхи также отличаются свои разнообразием:

  • смерти близких, особенно матери;
  • одиночества;
  • темноты;
  • за свое здоровье, жизнь;
  • все вокруг несет угрозу и опасность (беспредметный страх).

Еще одним проявлением депрессивного расстройства у детей может быть паника или так называемое паническое расстройство, которое сопровождается болями различного происхождения, учащенным сердцебиением, тошнотой, ознобом. Паническая атака в большинстве случаев возникает вместе с чувством страха смерти, клаустрофобией (боязнью замкнутого пространства).

Как распознать детскую депрессию?

В разном возрасте признаки депрессии проявляются по-разному. У малышей дошкольного возраста – плохой аппетит, капризы, вялые движения, незначительная прибавка в весе по сравнению с нормой.

Депрессия в дошкольном возрасте напрямую связана с состоянием физического здоровья. У ребенка в этом возрасте можно заметить и характерные для взрослой депрессии признаки, такие как: печаль, тихий голос, скудная мимика, “шаркающая” стариковская походка.

У ребят младшего школьного возраста наблюдаются: снижение или потеря интереса к играм и хобби, ощущение тоски и печали, отсутствие друзей, безразличие к окружающему миру. Типичные жалобы ребенка будут звучать примерно так: “скучно”, “плохо”, “мне это не интересно”, “как-то мне не так”. Одной из самых распространенных жалоб у детей и самым распространенным признаком депрессии бывает именно жалоба на скуку. Слово “скучно” является своеобразным маркером, указывающим на потерю интереса к жизни.

Сережа, 5 лет. Родители обратились к психологу с жалобами на повышенную тревожность и плохой сон у ребенка. Мальчик ходит в сад с 3 лет, всегда отличался эмоциональностью, тревожностью, плохим аппетитом и нарушением сна. Проблемы усугубились с началом подготовки к школе.

Психолог предложила мальчику нарисовать рисунок, показала комплекс дыхательных упражнений, направленных на саморегуляцию, а также дала специальный блок упражнений – “гимнастика для мозга”.

В депрессивном состоянии отмечается повышенная слезливость. Чем младше ребенок, тем чаще он может плакать по поводу и без. Также отмечается повышенная чувствительность, жалостливость не только по отношению к себе, но и другим (случайно раздавленная букашка, надломленная ветка, сорванный цветок, бездомное животное). Дети в депрессивном состоянии могут проситься на руки, требуют, чтобы их покачали. В речи присутствуют интонации младенца.

По внешнему виду депрессивного ребенка видно невооруженным глазом. У него угрюмое, мрачное, тоскливое выражение лица. Такие ребята не верят в родительское принятие и своим поведением требуют подтверждения любви. Могут по много раз задавать один и тот же вопрос: “Вы меня любите?”. Малейшее недовольство взрослых воспринимается как вызов и провоцирует истерику, плач, крики, повышенную двигательную активность. Ребенок пытается различными способами, пусть даже самыми наивными, найти подтверждение любви к нему.

Школьная дезадаптация, как признак детской депрессии

Дезадаптация в школьном коллективе проявляется сложностями в запоминании пройденного материала и, как правило, дает о себе знать постепенно. Ребята тратят много сил и времени на подготовку к занятиям, испытывают проблемы в освоении новых знаний, часто не понимают только что прочитанного материала.

Читайте также:  Сколько молочных зубов должно быть у детей?

Родители жалуются, что у ребенка плохая память, внимание, рассеянность, неусидчивость. Дома со взрослыми задания делает, а у доски рассказать не может. Не умеет решать самые простые математические задачи. Не может пересказать текст. Забывает дома учебники, тетради.

Дети начинают думать, что учителя их считают “бестолковыми”, “тупыми”, сверстники не хотят с ними общаться, а родители все свое внимание и любовь отдают братьям и сестрам. У ребенка появляется неуверенность в себе и своих силах, пропадает мотивация и интерес к занятиям, появляется социальная отчужденность. Ребенок отказывается идти в школу, не выполняет свои обещания, “убегает” в болезнь. Состояние “школьной фобии” может длиться годами.

Признаки депрессии у подростков

Депрессия у подростков отличается своей яркостью. Гормональная перестройка всего организма, меняющаяся внешность только усугубляют и так непростое состояние. К физическим изменениям добавляются душевные переживания. Появляется ощущение своей незначительности, ущербности, ненужности. Чувство вины перед самим собой (“я ничего не могу”, “у меня все плохо получается”, “я не такой как все”) и родителями (“от меня все беды и несчастья”, “я плохая и никчемная”). Проявляться такие переживания могут в поведении, когда подросток становится вялым и безразличным или наоборот ведет себя демонстративно грубо и вызывающе, а также в тревожных мыслях о своей внешности, здоровье.

Подросток утрачивает интерес к увлечениям, которые раньше доставляли радость и удовольствие. “Убивает” время перед телевизором, “зависает” в социальных сетях, уходит в компьютерную реальность, прогуливает уроки или вообще не ходит в школу. При этом может испытывать чувство вины за отсутствие силы воли. Родители бывают твердо убеждены, что это все лень и “дурной” характер, пытаются его перевоспитать, наказывают. И получают за свои действия сполна – грубость, резкость, враждебность, а иногда и физическая агрессия. В семье начинаются конфликты, ухудшается коммуникация и отношения.

Причины детской депрессии

Как и у любого заболевания, у детской депрессии есть определенные внешние и внутренние предпосылки и причины.

Самым распространенным психотравмирующим фактором у детей до 4 лет считается ранняя сепарация, когда ребенка по тем или иным обстоятельствам разлучают с матерью. Например, малыша помещают в больницу, детский сад или ясли, дом малютки.

Для малышей от 5 лет и старше – это неблагоприятная ситуация внутри семьи (смерть родителей, насилие или жестокое обращение, развод и т.д.).

Когда ребенок начинает учебу в школе на первое место выходят проблемы, связанные с обучением, отношениями со сверстниками и учителями.

Стоит обратить внимание, что депрессивное состояние может продолжаться от 1 месяца до 1 года и дольше.

Ранняя диагностика и своевременно оказанная медико-психологическая помощь – основной фактор успешного преодоления проблемы. Родителям стоит обратить серьезное внимание на эмоциональное состояние своего ребенка и на те признаки, которые были перечислены в статье. Игнорирование, избегание проблем – не выход из ситуации. Детская депрессия – это душевная болезнь, которая требует не только медицинской и психологической помощи, но и поддержки всех членов семьи. В некоторых случаях при не ярко выраженных признаках, она может со временем пройти сама и не потребует вмешательства специалиста. В более трудных ситуациях стоит обратиться к врачу, психологу, психотерапевту, ведь далеко не всегда ребенок может описать свои переживания и эмоциональные проблемы.

Фактор времени. Если ребенку “грустно, скучно, плохо” один или два дня, то это нормально, т.к. любой человек имеет право на такое состояние. Если у вашего ребенка (подростка) состояние тоски, печали длится две недели и дольше – это уже повод обратиться к специалисту. Чем раньше будет оказана помощь, тем быстрее изменится состояние и меньше будет неблагоприятных последствий.

У некоторых родителей есть страх, что врачи-психиатры сделают из ребенка “овоща”, назначив антидепрессанты. Но на сегодняшний день наука ушла далеко вперед. В Центре им. Г.Е Сухаревой ДЗМ при лечении депрессии используются самые современные медикаментозные препараты с минимальными побочными эффектами. Все препараты подбираются строго индивидуально с учетом текущего состояния и анамнеза.

Как показывает опыт, залогом достижения стабильного результата служит не только медикаментозная терапия, психотерапия, но и активное вовлечение родителей, членов семьи и самого ребенка в процесс выздоровления.

Депрессия у детей: каприз или проблема?

Уже сегодня специалисты ВОЗ сообщают о том, что примерно через пять-десять лет депрессия статистически «догонет» сердечно-сосудистые заболевания и «перегонет» онкологию. Ведь в наше время с депрессивными симптомами к психологам и психиатрам обращается около пятой части жителей развитых стран. Да, именно там, где людям живется комфортнее и безопаснее, симптомы депрессии прогрессируют и приводят к суицидам в 45-60% случаев.

По этой причине психиатры и психотерапевты уже не первое десятилетие называют депрессию «киллером № 1». И, кроме того, обращают внимание на то, что депрессия с каждым годом становится все «моложе»: если 10-20 лет назад основным контингентом на приеме у специалистов были 35-40-летние пациенты с «кризисом среднего возраста», то сегодня на фрейдовские кушетки все чаще ложатся 16-18-летние выпускники школ и студенты. Однако настоящую тревогу у современных специалистов вызывает растущая подростковая суицидальная «эпидемия»: по статистике каждый двенадцатый российский подросток в возрасте 13-17 лет предпринимает попытку самоубийства. При этом число законченных суицидов среди юношей в 3 раза больше, чем среди девушек, хотя девушки пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем юноши. Самыми распространенными причинами самоубийств среди подростков называют проблемы в личной жизни (24,32%) и проблемы в семье с родителями (17,57%), а также проблемы со сверстниками и учебой в школе (14,86%). Это — данные исследования за 2018 год, проведенного Центром по контролю заболеваний (CDC), где говорится о том, что самоубийство является второй по значимости причиной смерти людей в возрасте от 15 до 34 лет. По данным этих же исследований Россия занимает третье место в мире по числу подростковых самоубийств.

Читайте также:  Симптомы, лечение и профилактика дифтерии у детей

Депрессия у детей: причины

Каждому из нас периодически бывает свойственна грусть и состояние беспомощности. Однако переход такого состояния в затяжное имеет особые клинические симптомы — подавленное настроение, в котором пациент пребывает практически всегда, потеря интереса к тому, что его окружает, а также мысли о смерти и суициде. В таком случае психиатры и психотерапевты используют термин «клиническая депрессия».

Депрессия может возникать не просто по причине «затянувшегося плохого настроения». Здесь все гораздо серьезнее, ведь заболевание может быть связано и с наследственными факторами, и с социальными, и даже с физиологическими. К примеру, депрессию в детском возрасте способно спровоцировать не только отвращение к воспитателю в детском саду или развод родителей, ее причиной могут стать особенности биохимических изменений в организме, которые будут вызывать у малыша подавленное состояние и беспричинную грусть. Обычно родители не обращаются за помощью к специалисту, если ребенок постоянно грустит и часто выражает недовольство: они полагают, что у него «просто скверный характер» или «он капризный и избалованный». Конечно, при физиологических проблемах такого ребенка отведут к педиатру. Однако статистика показывает, что всего 5% педиатров могут распознать «замаскировавшуюся» депрессию у детей. Какие же «маски» она может надевать? Самые распространенные — начиная от банальной лени и нежелания слушаться родителей до дерматитов, кишечных колик, головных болей, проявлений анорексии и т.д..

И уж тем более мало кто из родителей знает о возможном развитии анаклитической депрессии у детей, которая возникает у младенцев 4-6 месяцев жизни, оставленных матерью. Даже новорожденный малыш может впасть в депрессивное состояние, отказываясь от еды и мучаясь бессонницей. Специалисты-неонатологи утверждают, что в определенных случаях такой недостаток эмоциональных контактов даже способен привести к смерти малыша.

В отличие от детской депрессии, подростковая «выглядит» несколько иначе. Поэтому и проявления депрессии у детей и подростков разные. Подростковые особенности — чувство тоски и недовольства. Подросток мало общается, хотя внешне он подвижен. Его типичное поведение — бегство из среды, где еще вчера он привык быть веселым и жизнерадостным, но сегодня это стало для него невыносимым. Поэтому утром он делает вид, что собирается в школу, но плохое настроение заставляет его не идти в класс, а бесцельно бродить по коридорам, прятаться в кино или на улице. Депрессия у детей школьного возраста не проявляется в каких-то «философских рассуждениях». У молодых людей все проще, а их переживания, как правило, направлены на самих себя: «У меня волосы просто ужасные, я некрасивая и толстая», «У меня невыносимый характер, поэтому моя мама страдает», «Я слабый, так что вряд ли могу кого-то защитить». Однако вызвать подростка на такие откровенные высказывания довольно сложно — обычно эти мысли вслух они произносят вовсе не перед родителями или друзьями, а перед врачом, да и то после многократных встреч.

Сами же родители даже не предполагают, что у их ребенка депрессия, ведь они ведут подростка к доктору не с жалобами «на плохое настроение», а с симптомами головной боли, ожирения или резкого снижения веса, с болями в области сердца и ощущениями нехватки воздуха, проявлениями бронхиальной астмы и проблемами ЖКТ. Кроме того, депрессия у детей способна «прятаться» не только за симтомами болезней, но и за агрессивным или распущенным поведением подростка — такое поведение психологи обычно называют «асоциальным».

Когда депрессия у детей подросткового возраста достигает серьезной стадии, даже самый наблюдательный родитель вряд ли опознает ее симптомы. В таком состоянии вызвать подростка на откровенность практически невозможно, ведь на вопрос о плохом настроении он будет либо все отрицать и агрессивно реагировать на любое «вмешательство», либо вовсе уйдет в себя и откажется общаться. Такое игнорирование обычно сопровождается полным бездействием — когда подросток перестает выходить из своей комнаты и подолгу лежит в кровати, глядя в одну точку. В таком подавленном состоянии ребенок перестает общаться с адекватными ровесниками и переходит в «плохие» компании. Застать его в хорошем расположении духа практически невозможно: он постоянно вмрачен и пессимистичен. Родители надеются, что с возрастом все эти проявления уйдут также, как и начались. И мало кто догадывается о том, что подростковые изменения могут быть никак не связаны с диагнозом детской депрессии.

Детская депрессия: симптомы

Как понять что у ребенка депрессия? Проявления депрессии у детей зависят от возраста — к такому выводу пришли врачи-психиатры при наблюдении за малышами и подростками. Так, главными признаками депрессии у детей до трехлетнего возраста является сочетание плохого аппетита с грустным и унылым видом. От этого малыша не услышишь типичного вопроса трехлетки «а почему…?», он не принимает участия в детских играх, ведет себя вяло и выглядит сонливым, сидя где-то в сторонке. При этом родители отмечают, что ему сложно засыпать ночью, он часто мучается бессонницей.

Депрессия у детей после трех лет и до школьного возраста проявляется в крайностях: ребенок то становится медлительным, нежелающим общаться и мрачным, то впадает в истерику и ведет себя крайне беспокойно. Обычно депрессивный ребенок обвиняет родителей в том, что они его не любят, может рассказывать посторонним, что его усыновили из детдома. Он страшится замкнутых пространств (лифтов, помещений без окон) и темноты. Также симптомами детской депрессии могут быть недержание мочи или нервный тик.

По каким еще признакам можно заподозрить детскую депрессию?

  • Признаками депрессии у детей являются изменения чувств: если раньше ребенок был общителен, активен и весел, то сейчас он стал часто пребывать в печали, испытывать страх и чувство вины, проявлять гнев и агрессию, а иногда напротив — демонстрировать вялость и беспомощность.
  • Также проявлением депрессии у детей может стать ухудшившееся состояние организма: они жалуются на боли в голове или животе, у них нет желания играть или что-то делать, пропадает аппетит, мало энергии, они долго засыпают, хотя и выглядят усталыми.
  • Симптомом депрессии у детей может стать изменение образа мышления: ребенок может часто упоминать о том, что виноват в чем-то и что его жизнь никому не нужна, часто теряет концентрацию и не может сосредоточиться. У него неожиданно может случиться истерика по незначительному поводу.
  • Ребенок не желает играть и общаться с детьми, теряет интерес к развлечениям, которые раньше ему нравились.
Читайте также:  Как сбить температуру у ребенка народными средствами?

Что делать, если вы пытались помочь ребенку самостоятельно, однако ни движение, ни творчество, ни разговоры по душам не дают даже мизерных результатов? Как выйти из депрессии ребенку, как оказать ему помощь? Прежде всего — не впадайте в панику. Депрессия у детей, даже самая глубокая, поддается лечению. И теперь ваша задача — обратиться к специалисту. Начните с педиатра, но не рассчитывайте, что любой из детских врачей серьезно отнесется к симптомам вашего ребенка. Поэтому, в любом случае, добивайтесь комплексного обследования, чтобы определить — не являются ли усталость, недомогание, боли и печальное настроение следствиями какого-либо заболевания. К примеру, проблемы со щитовидкой или анемия могут вызывать симптомы, похожие на депрессию. Но чтобы это установить, потребуется пройти специальные тесты.

Если с физиологией все нормально, подкрепите свои предположения наблюдениями других людей — поговорите со школьными учителями, воспитателями, спросите — не заметили ли они изменений в поведении и настроении ребенка. И даже если никто ничего не подтвердил, сосредоточьтесь на вашем чаде и будьте готовы обратиться к специалистам. В зависимости от степени и длительности депрессии, на помощь ребенку придут детскиий или подростковый психолог, детский врач-психиатр или врач-невролог.

Депрессия у детей

Депрессия у детей – психическое аффективное расстройство, характеризующееся сниженным настроением, неспособностью переживать радость, моторной заторможенностью, негативным мышлением. Заболевание проявляется тревогой, страхами, фобиями, навязчивыми действиями, нарушениями социальной адаптации, соматическими симптомами (головной болью, недомоганием, нарушениями пищеварения). Диагностика осуществляется с использованием метода клинической беседы, опроса родителей, проективных психологических тестов. Лечение включает психотерапию, социальную реабилитацию, применение медикаментов.

  • Причины депрессии у детей
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы депрессии у детей
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение депрессии у детей
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Слово «депрессия» имеет латинское происхождение, означает «давить», «подавлять». Патология занимает значительное место в структуре детских психических расстройств. Распространенность колеблется от 0,5% до 5%. Отмечается тенденция роста заболеваемости, снижения среднего возраста пациентов. Частота аффективных расстройств возрастной группы до трех лет составляет 0,6-0,9%. Первичные проявления эмоциональной нестабильности малышей являются предвестниками депрессии дошкольников, школьников, взрослых. Отмечается сезонность обострений, пик заболеваемости приходится на осенне-зимний период.

Причины депрессии у детей

Причины депрессивных состояний определяются возрастом. Для детей до 3 лет они подразделяются на:

  1. Поражения ЦНС. Аффективное нарушение развивается в результате повреждений клеток мозга при внутриутробной гипоксии плода, внутриутробных инфекциях, родовой асфиксии, энцефалопатии новорожденных, перенесенных тяжелых заболеваниях, нейроинфекциях.
  2. Наследственную предрасположенность. Дети, близкие родственники которых страдают психическими и неврологическими заболеваниями, более подвержены депрессии.
  3. Патологические семейные отношения. Причиной депрессивного состояния становится разрыв контакта с матерью: физическое отделение (детский дом, стационар), эмоциональное отчуждение (алкоголизация матери, увлеченность другими сферами жизни). Тяжелая семейная обстановка является провоцирующим фактором. Частые скандалы, проявления агрессии, насилие, алкоголизм, наркомания родителей формируют чувство подавленности, угнетенности.

В дошкольном возрасте ребенок переживает первый опыт социализации – начинает посещать детский сад, секции, творческие студии, устанавливает контакты со сверстниками. Депрессия может развиться вследствие биологических причин, сложных межличностных отношений. Эмоциональное нарушение формирует:

  1. Стиль воспитания. Причиной детской депрессии нередко становится отношение родителей: применение насилия, гиперконтроль, гиперопека, равнодушие, недостаточная заинтересованность жизнью ребенка. Повышается уровень невротизации, проявляющийся депрессивным состоянием.
  2. Социальные отношения. Усложняющиеся межличностные контакты становятся источником стресса. Отвержение сверстников, требование подчиняться указаниям педагогов негативно отражаются на эмоциональном состоянии дошкольника.

У детей младшего школьного возраста сохраняются перечисленные выше причины и добавляются новые. Они представлены усложнением социальных взаимоотношений, ростом учебной нагрузки, особенностями психического развития. Состояние утяжеляется при неспособности справиться с требованиями взрослых, невозможности достичь поставленных целей, оценке себя как слабого, глупого среди сверстников.

Патогенез

Депрессия у детей – многофакторное заболевание, обусловленное биологическими, генетическими, психосоциальными причинами. К числу биологических патогенетических факторов относится дефицит серотонина, норадреналина, повышенное содержание кортизола ночью, дисбаланс синтеза мелатонина. Существует катехоламиновая теория, согласно которой депрессия развивается при нарушениях гипоталамо-гипофизарных взаимодействий, дефиците нейротрансмиттеров ЦНС, отвечающих за обратную передачу сигналов.

Существуют психофизиологические и личностные особенности, способствующие возникновению депрессии. Эмоциональное расстройство развивается на фоне повышенной нервозности, нарушений адаптации, страха, интровертированности, тревожности. Воздействие негативных средовых факторов – патологических отношений, неудачного опыта – увеличивает риск развития болезни. Ребенок становится уязвимым к негативным событиям, замыкается, хуже адаптируется к внешним условиям. Иногда патогенетическим механизмом депрессии является чувствительность к климатическим условиям (сезонность), изменение биохимических процессов в головном мозге.

Классификация

Существует несколько вариантов классификации депрессии у детей. По продолжительности, полноте проявлений заболевание подразделяют на депрессивную реакцию, депрессивный синдром, депрессивное расстройство. По характеру течения выделяют адинамическую форму болезни, для которой свойственна вялость, медлительность, монотонность, и тревожную форму, характеризующуюся двигательным беспокойством, фобиями, страхами, плаксивостью, нарушениями сна, ночными кошмарами. В российских руководствах по психиатрии для классификации детской депрессии рекомендуется использовать следующие рубрики МКБ-10:

  • Тревожное расстройство, обусловленное разлукой. Ключевой диагностический критерий – отделение ребенка от близких людей, проявляющееся эмоциональными и соматическими нарушениями.
  • Фобическое расстройство детского возраста. Диагностируется при наличии страхов, специфических для определенного возрастного периода.
  • Социальное тревожное расстройство. Тревога, депрессия развиваются при взаимодействии с малознакомыми людьми, новыми социальными ситуациями.
  • Смешанные расстройства поведения и эмоций. Тревога, боязливость, навязчивости, компульсии, ипохондрия дополняются нарушениями поведения – агрессивностью, замкнутостью, пренебрежением социальными нормами.

Симптомы депрессии у детей

Характерной чертой заболевания является маскированность. Маленький пациент еще не оценивает эмоции, не осознает их, не предъявляет жалоб. В раннем детстве центральное место занимают соматические симптомы, тревожность. Часто наблюдаются нарушения сна, снижение аппетита, недостаточная масса тела, диарея, запор, боли различной локализации (головные, абдоминальные, суставные, мышечные), учащенное сердцебиение. Дети дошкольного возраста говорят об усталости: «ножки не хотят идти», «хочу полежать». В младшем школьном возрасте к физическому недомоганию может добавиться идея наличия болезни, повышенное внимание к собственному состоянию, тревога даже при незначительном недомогании. Диагностические исследования (лабораторные анализы, УЗИ, МРТ) без изменений.

Читайте также:  Симптомы и лечение полиомиелита у детей

Эмоциональное состояние характеризуется тревожностью. Напряженность, страхи усиливаются вечером, достигают пика в ночное время. Тревога беспредметна, беспричинна, при нарастании трансформируется в оформленный страх. Малыши кричат, плачут. Панику вызывает уход мамы, новая обстановка, незнакомые люди (врач, друг семьи). Дети плохо адаптируются к детскому саду, переживают, что мама забудет забрать их домой. Чем старше становится ребенок, тем более страшные картины рисует его воображение. Появляется страх смерти родителей, несчастного случая, войны. В тяжелых случаях тревога генерализуется, все события выглядят угрожающими. Формируются фобии – боязнь замкнутых пространств, внезапной смерти, темноты, высоты. Развиваются панические атаки – приступы учащенного сердцебиения, головокружения, удушья.

У младших школьников депрессия проявляется поведенческими изменениями: нарастает замкнутость, безразличие, снижается интерес к играм, урокам, общению. Появляются жалобы на скуку: «мне скучно», «хочется плакать», «я ничего не хочу». Снижение интереса к жизни является явным признаком депрессии. Дети становятся слезливыми, заметен эмоциональный регресс: ребенок плачет без мамы, успокаивается при укачивании. Депрессия выражается дистимией – мрачностью, угрюмостью, озлобленностью, высказыванием упреков, обвинениями. Снижение заинтересованности учебой и общее недомогание влекут за собой школьную дезадаптацию: нарастает учебная неуспеваемость, отсутствует желание посещать школу.

Осложнения

В 20-50% случаев депрессия у детей со временем отягощается другими расстройствами настроения и поведения. 30-80% пациентов имеют тревожное расстройство, 10-80% – нарушения поведения, 20-80% – дистимию, 18-30% – субстанционную зависимость. Наиболее опасным исходом депрессии является суицид. Примерно у 60% больных детей появляются мысли о самоубийстве, 30% совершают попытки, часть из них завершается летальным исходом. Своевременная диагностика, периодический контроль врача снижают вероятность возникновения осложнений.

Диагностика

Диагностика депрессии у детей включает комплексное обследование педиатром, детским неврологом, психиатром. До четырехлетнего возраста заболевание выявляется методом исключения и определения факторов риска (пре- и постнатальных повреждений ЦНС, наследственности). В старшем возрасте становится возможным выявление эмоциональных изменений, социальных причин, провоцирующих расстройство. Процесс постановки диагноза включает следующие мероприятия:

  • Консультация врача-педиатра. Специалист осматривает ребенка, опрашивает родителей, выдает направление на стандартные исследования для исключения соматических заболеваний.
  • Консультации узких специалистов. Врачи профильных направлений (гастроэнтерологи, дерматологи, хирурги) используют необходимые клинические, лабораторные, инструментальные методики для окончательного исключения соматической патологии.
  • Консультация невролога. Врач проводит осмотр, направляет на инструментальные исследования: УЗИ, ЭЭГ, МРТ головного мозга. Результат позволяет определить наличие биологической основы развития депрессии.
  • Консультация психиатра. Когда соматические болезни исключены, пациент направляется к психиатру. Специалист оценивает эмоциональные реакции, поведенческие особенности, выясняет наличие психологических причин депрессии, анализирует данные обследований невролога и клинического психолога, устанавливает диагноз.
  • Клинический психолог. Определение депрессии после 3-4 лет проводится с использованием специальных психодиагностических методик – рисуночных тестов, методов, предполагающих интерпретацию образного материала. Эмоциональная сфера, особенности социальных взаимодействий оцениваются по результатам рисунка человека, несуществующего животного, методики «дом-дерево-человек», «моя семья», теста Розенцвейга.

Лечение депрессии у детей

Признанными методами лечения являются детская психотерапия и лекарственная терапия. Параллельно проводятся социально-реабилитационные мероприятия. Комплексный подход предполагает:

  • Прием антидепрессантов. Наиболее распространено применение селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. Они обезболивают, успокаивают, сглаживают панические проявления, фобии. Вероятность побочных эффектов низкая. Терапевтический эффект наблюдается через несколько недель.
  • Когнитивно-бихевиоральную терапию. Наиболее эффективными являются когнитивно-поведенческие методы: ребенок научается осознавать, выражать и переживать эмоции, рассказывать о травмирующем опыте, получать поддержку, изменять поведение и настроение при помощи различных техник. Основу работы составляют методы расслабления – дыхательные упражнения, телесно-ориентированная терапия. Проективные методики (рисунки, лепка, сказкотерапия) помогают пережить и осознать негативные чувства. Игровая терапия вырабатывает эффективные поведенческие навыки.
  • Семейную психотерапию. Встречи родителей, ребенка и психотерапевта направлены на восстановление гармоничных семейных отношений, поиск «общего языка» между членами семьи. Родители научаются помогать ребенку преодолевать трудности, создавать условия для скорейшего выздоровления.

Лечение проводится амбулаторно, при тяжелом течении болезни (психотические эпизоды, попытки самоубийства) требуется стационарный режим. После устранения тяжелых симптомов пациента выписывают. Родителям советуют сообщить о заболевании педагогам, подчеркнуть важность толерантного отношения, помощи, поддержки в период выздоровления. Следует предупредить их о конфиденциальности информации о болезни. Дома важна постоянная эмоциональная поддержка, соблюдение режима сна-бодрствования, питания, посильных физических нагрузок (регулярные прогулки).

Прогноз и профилактика

Отмечается высокий риск развития повторного эпизода депрессии: 25% детей имеют рецидивы заболевания через год, 40% – через два года, 70% – спустя пять лет. У 15-40% во взрослом периоде диагностируется биполярное расстройство личности. Профилактика депрессии у детей позволяет снизить вероятность развития первого эпизода, при установленном диагнозе – уменьшить риск рецидивов. Основной профилактической мерой является создание благоприятной семейной обстановки, поддержание доверительных близких отношений, поддержка, участие в делах ребенка. Важен периодический врачебный контроль, систематический прием назначаемых лекарств, посещение психотерапевтических занятий. Самостоятельная отмена лечения недопустима, даже если пациент выглядит здоровым.

Как вывести из депрессии ребенка и по каким признакам ее можно заподозрить?

Депрессия у ребенка (подростка) 10-17 лет: советы экспертов

Депрессия у ребенка в возрасте 10-17 лет выражается немного иначе, чем у взрослых. Родителю необходимо знать, как заподозрить этот недуг. Самостоятельно подростки редко говорят о своей депрессии, обычно они не способны распознать ее или не уверены, что встретят понимание родителей. Тем не менее состояние подавленности, апатии, агрессии может свидетельствовать именно о наличии депрессии. Задача родителей вовремя отследить тревожный симптом и обратиться к специалисту.

В этой статье мы поговорим о причинах депрессии у ребенка, способах ее определения и методах лечения. Своевременная работа с проблемой способна предотвратить ее развитие и найти эффективные пути решения

Читайте также:  Депакин Хроносфера детям

Содержание

Идёт запись в группу по развитию навыков общения, уверенности, эмоциональной сферы.

Депрессия у ребенка (подростка) – что это?

Слово «депрессия» произошло от латинского deprimo — «давить», «подавить». Депрессия у ребенка (подростка) характеризуется подавленным или сниженным настроением, нежеланием получать удовольствие, пессимизмом, расстройством сна, а иногда и суицидальными наклонностями.

Дети в период 10 – 17 лет переживают различные эмоциональные потрясения: ссора с близким другом, конфликты в семье, неуспеваемость в школе, неудачи с противоположным полом. Помимо этого, многие недовольны своей внешностью (угревая сыпь или «немодная» одежда, внешность, не соответствующая «стандартам красоты»), что тоже отрицательно влияет на психологическую обстановку.

Усугубляется положение гормональными перестройками в организме: для некоторых детей они проходят бесследно, а для части подростков – это очередная буря эмоций, которую надо побороть.

Признаки детской депрессии:

В суете рабочих дней родители не всегда успевают полноценно общаться с детьми. Но заметить негативный настрой можно и за короткий промежуток времени. Обратите внимание на следующие симптомы:

· снижение интереса к любимым занятиям (к учебе или хобби)

· нарушение сна (например, вечером не может долго уснуть или просыпается несколько раз за ночь)

· изменение веса (набор лишних килограмм или похудение)

· состояние повышенной усталости

· перебои в аппетите, длительный отказ от еды

· чувство вины или стыда

· рассеянность, не может сосредоточиться на конкретном задании

· нежелание общаться с кем-либо

· мысли о суициде

В течение дня симптомы могут проявляться не сразу, а постепенно: подросток просыпается с хорошим настроением, завтракает, с удовольствием собирается в школу. Сталкиваясь с трудностями на занятиях или общаясь со сверстниками, он начинает заполнять себя негативными эмоциями. Часто происходит зацикливание на своих переживаниях, замыкание в себе; может придя домой, сидеть неподвижно, смотреть в одну точку, отказаться от еды. В такие моменты подростки часто жалуются на окружающих, критикуют любую ситуацию, замечают только негативную сторону, не видя позитивных нот.

В голове поселяется мысль (я некрасивый/ толстый/скучный/ у меня нет друзей/ меня никто не любит/я никому не нужен), которая сопровождает его на протяжении подавленного состояния. Постоянно думая об этом, он не может спокойно уснуть, что приводит к нарушению сна.

Депрессия у детей сопровождается внезапным всплеском хорошего настроения — ребенок радуется, шутит, общается. Но через час снова сидит уставший, грустный, недовольный.

Причины депрессии у детей и подростков:

Депрессия у ребенка никогда не возникает на пустом месте. Всегда существуют предпосылки к такому состоянию. Скорее всего, подросток столкнулся со стрессовой ситуацией, и в силу своего возраста, не смог ее правильно принять и пережить. А этого вполне достаточно для неокрепшей детской психики.

К основным причинам можно отнести:

1. Гормональные перестройки – процесс «бурный» и длительный. Созревание половой системы сопровождается высокими эмоциональными нагрузками: раздражение, тоска или повышенная тревожность. Как правило, этот период проходит через 2-4 года. За это время накопленный стресс может легко перерасти в серьезное расстройство.

2. Реалии взрослого мира – приходит понимание того, что мир, который он видел детскими глазами, не такой добрый и безоблачный, а полон жестокости и несправедливости.

3. Юношеский максимализм — подростку кажется, что его игнорируют, не видят и не замечают. Все делится на черное и белое, плохое и хорошее. На этом фоне зарождаются конфликты с родителями и педагогами.

4. Семейные конфликты – дети остро реагируют на ссоры между родителями, тяжело переживают развод или сложное материальное положение. Тяжело, если он постоянно слышит критику в свой адрес или недовольства родителей, связанные с неуспеваемостью в школе.

5. Отсутствие друзей. Самое главное для подростка – это общение со сверстниками, среда общения, возможность разделить общие интересы с друзьями. В подростковом возрасте происходит эмоциональная эмансипация от родителей: если раньше ребенок делился своими переживаниями с родителями, то теперь может закрываться, не рассказывать о событиях дня и своих переживаниях. В целом, это нормально для подростка, но важно найти место, где такой обмен эмоциями будет происходить. Эмоциональный контакт

подросток ищет со сверстниками, и если найти такой контакт не удалось, не произошло принятия в коллективе, установления дружеских связей — для подростка это очень болезненно и травматично. Он чувствует себя ненужным, неуспешным.

6. «Неидеальная» внешность – подростки склонны переживать, что выглядят не как все, имеют лишний вес (по его мнению), или проблемы с кожей обернут против них весь мир. Несоответствие пресловутым «стандартам красоты» или стандартам, принятым в конкретном коллективе (например, обязательно быть спортивным или одеваться в брендовую одежду) могут обернуться для подростка насмешками в коллективе, низкой самооценкой, анорексией и в итоге- депрессией.

7. Частые переезды – отрыв от сложившегося коллектива и его привычной зоны комфорта выбивают из колеи. Приехав на новое место, подросток сталкивается с трудностями в общении и создании новых связей, что конечно же влияет на его состояние.

8. Издевательства в школе – подростки часто проявляют неоправданную жестокость, которая оставляет свой отпечаток на психике.

9. Зависимость от интернета и компьютерных игр — в виртуальном мире быть успешным легко и просто, в реальном — это намного сложнее.

10. Усиленные нагрузки – некоторым детям тяжело дается школьная программа. А многие родители настаивают на посещении дополнительных занятий и кружков, считая, что это идет только на пользу. Такой ритм жизни создает дополнительную стрессовую ситуацию, которая не каждому под силу.

11. Безответная любовь или первый неудачный сексуальный опыт — переживания в таком состоянии отнимают много энергии, а поделиться переживаниями и получить поддержку -зачастую не с кем и неоткуда.

Некоторые признаки потенциальной депрессии у подростка:

Ощущение пустоты и бессмысленности – подросток может хорошо учиться, вести нормальный образ жизни, но при этом чувствовать пустоту. Нет понимания, для чего он живет, ему кажется все однообразным и не интересным.

Читайте также:  Сироп «Пантогам» для детей: инструкция по применению

«Ничего не хочу». Отсутствие интересов, отсутствие желания общаться, заводить друзей, апатия.

«Я никому не нужен» – ощущение себя никому не нужным, становится ведомым. Попав под влияние более сильного товарища, расстройство только усиливается.

Эмоциональные перепады. Резкие смены настроения, затяжное плохое настроение может сменяться припадками ярости и агрессии, а затем пассивностью и самоуничижением.

Разговоры о смерти и суициде. Если подросток стал интересоваться темой смерти и суицида, важно вовремя обратить на это внимание. Подросток может использовать такие фразы как «незачем жить», «все равно все умрем», « не вижу смысла…».

Бессмысленные действия, зацикленность – зацикливание на бесполезном занятии, например постоянное пребывание в социальных сетях (регулярное обновление «ленты», в ожидании новой бессмысленной информации).

Резкие изменения – подросток резко меняет свое социальное поведение, изменяет внешний вид (покрасить волосы, пирсинг). Изменения могут касаться образа жизни, интересов, круга общения и мировоззрения.

«Всегда успешен» – это такие дети, которые «из кожи вон лезут», что бы достичь положительных результатов, добиться успеха. Но за ширмой «успешного подростка» скрывается ребенок, который прячет свои истинные переживания. Зачастую такие достижения не приносит морального удовлетворения и сопровождаются сильным страхом разочаровать родителей.

Каждый отдельно взятый пункт может и не быть обязательным признаком депрессии, но совокупность признаком иили явно выраженные проявления могут быть поводом для беспокойства и обращению к специалисту.

Виды депрессии:

Реактивная – считается доброкачественным видом расстройства. Такое состояние характерно для подростков, которые пережили сильное эмоциональное потрясение. Например: развод родителей или смерть близкого человека.

Меланхолическая – характерно состояние угнетения и тоски, интерес ко всему потерян, часто сидит в своей комнате в одном положении либо медленно передвигается (заторможенность). На фоне этих симптомов развивается нарушение сна и аппетита. Для девушек характерен сбой в менструальном цикле. К затянувшейся меланхолии могут прибавиться суицидальные мысли.

Биполярное расстройство –характеризуется быстрой сменой фаз, иногда в короткие промежутки времени. Чем меньше возраст, тем короче фазы и могут составлять от нескольких часов, до 2-3 недель. Мания проявляется в виде агрессии и гнева. Психологи могут не заметить биполярного расстройства, сославшись на «подростковое изменение характера», поэтому рекомендуется привлечение специалиста более узкого профиля (клинический психолог, психиатр).

Дистимия – это длительное психическое расстройство, обычно преследует в течение года, возможно несколько лет. Ребенок выглядит пассивными и одинокими, не может сосредоточиться на выполнении конкретной задачи. Может сопровождаться нарушением сна и потерей аппетита. Это заболевание часто перетекает в хроническую форму, изредка прерывается сменой настроения.

Сильная (большая) депрессия — носит затяжной характер. Длится от полугода до 9 месяцев. Подросток печальный и раздражительный, его ничего не интересует. Симптомы могут быть не явными, например нарушение сна: родитель ссылается на усталость и загруженность. Некоторые дети начинают «заедать» это состояние большими порциями еды. Вот этот момент должен насторожить. Ситуация усугубляется мыслями, в некоторых случаях попытками суицида.

Следует обратить особое внимание, если все чаще слышите упоминания о смерти и суициде, например:

1. Читает стихи и рассказы о самоубийстве, или начал сам писать на эту тематику

2. Романтизирует смерть и самого умирающего.

3. Шутит о смерти

4. Прощается с близкими и друзьями как будто в последний раз

5. Частые травмирования и порезы

6. Слышите фразы: «Лучше бы я умер», или «Зачем я родился?» или «Выхода нет»

В этом случае действовать надо немедленно, и как можно скорее найдите специалиста для оказания помощи.

Что делать родителям?

Семейная атмосфера очень важна для формирования детской психики. Родители всегда обратят внимание на нестандартное поведение ребенка. Но что именно нужно делать, если начались проблемы с учебой или школьными друзьями?

Если вы обнаружили признаки депрессии, то эксперты советуют следующее:

· Разговаривайте в комфортной для него обстановке. Постарайтесь выяснить, что именно вызвало беспокойство и такой результат.

· Помогите укрепить его самооценку. Покажите ему, насколько он важен и значим для вас и окружающих.

· Узнайте о его увлечениях, чем он интересуется, что делает пока вы на работе.

· Ограничьте опеку, дайте почувствовать, что вы ему доверяете.

· Дайте право выбора, не стоит все решать за него.

· Постарайтесь не критиковать, а направлять на правильное действие.

· Исключите разговоры на повышенных тонах, постарайтесь не конфликтовать.

· Найдите общий интерес – это может быть совместная вечерняя прогулка или катание на велосипедах, или игра в футбол. Посещайте мастер – классы: рисуйте и творите.

Психологи советуют найти как можно больше точек соприкосновения. Ребенку важно чувствовать поддержку и заботу. Но не стоит забывать, что усиленная опека только навредит и осложнит ситуацию.

Всегда искренне говорите, что вы его любите, цените и уважаете. Теплые и доверительные отношения в семье – залог крепкого психического здоровья всех ее членов.

Если вы понимаете, что ситуация не поддается вашему контролю, не затягивайте с походом к специалисту.

Лечение депрессии

Депрессия у детей и подростков – это серьезное заболевание, которое требует консультации специалиста. Родители должны понимать, что только они смогут помочь своему ребенку, разглядев характерные признаки. Не стоит пускать на самотек, лучше все держать под контролем, следуя советам специалиста.

Легкая форма поддается консультативному лечению: это может быть индивидуальная работа с психологом или посещение психологической группы. Тяжелые случаи (например, попытки суицида) требуют более серьезного, медикаментозного подхода. В таких случаях психолог и психиатр часто работают в паре, дополняя друг друга.

Обычно первый специалист, к которому необходимо обратиться за помощью – это психолог. В ходе беседы он помогает разобраться в причине появления заболевания. Поможет узнать какие эмоции и чувства сопровождают подростка. Используя разные методики, специалист сможет пояснить какие страхи и сомнения поселились в детской голове. Есть вероятность, что после общения с психологом, он сам найдет пути решения проблемы и выйдет из этого состояния.

Читайте также:  Стрептодермия у детей: от симптомов до лечения

Психолог поможет справиться с легкими формами заболевания. Если ситуация сложная – то понадобится дополнительная помощь психотерапевта, психиатра.

Психотерапевт – врач, который помогает пациентам справиться с психическими заболеваниями. Схема лечения содержит психотерапевтические методики в комплексе с медикаментозным лечением.

Для постановки диагноза врач проводит беседу с пациентом, в ходе которой оценивает его состояние. Диагностика помогает установить точное заболевание, которое сопровождает подростка, а так же определиться с методом лечения.

Если выявляется затяжной характер заболевания, то одних бесед будет недостаточно. К лечению могут добавить антидепрессанты, которые снимут симптомы тревожности и апатии, помогут убрать раздражительность и справится со страхами.

«Эмпатия» — студия практической психологии

В «Эмпатию» приходят дети и подростки с разными эмоциональными проблемами. Мы помогаем им преодолеть трудности. Для этого в нашей команде есть специалисты, которые на протяжении 14 лет работают с детьми и взрослыми, помогают разобраться с внутренними проблемами.

Подростковый возраст — это период становления личности. И наша задача — помочь ребенку не сбиться с пути. Мы помогаем подросткам и родителям обрести и сохранить ту гармонию, при которой всем комфортно жить и развиваться.

В «Эмпатии» действуют психологические группы для подростков, в которых ребята могут поделиться важными переживаниями, получить поддержку и обратную связь, научиться выстраивать отношения со сверстниками и найти друзей. Здесь подросток может делиться своими проблемами, а мы поможем ему понять и разобраться в себе. В таком формате общения формируется поддержка, уважение и доверие к сверстникам, а предпосылки к развитию депрессии у ребенка проходят сами собой. Безусловно, нельзя говорить об универсальной панацее, но психологическая работа в группе очевидно является профилактикой депрессии; в случае необходимости, мы также направляем подростка и родителей к специалистам более узкого профиля.

Если вы столкнулись с непониманием внутри семьи, или обнаружили признаки депрессии у ребенка, обращайтесь к нам за помощью. Мы ждем вас в Студии практической психологии «Эмпатия».

Чем опасна подростковая депрессия и как её предотвратить

Депрессия – это опасное психологическое заболевание, которое может возникнуть у ребенка в период взросления. В этот момент очень важно заметить первые признаки: если вовремя не начать лечение, заболевание может перерасти в хроническую форму и проявиться уже во взрослом возрасте с более тяжёлыми последствиями. Почему родителям стоит внимательнее относиться к психологическому состоянию ребёнка и как предотвратить подростковую депрессию, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала психолог и консультативный член Профессиональной психотерапевтической лиги Елена Павлова.

– По каким признакам можно понять, что у ребёнка депрессия?

– Первый признак проявления депрессии у подростков – вялость, апатия, отказ от каких-либо развлечений и снижение успеваемости в школе. Часто в ответ на потерю интереса у ребёнка к школе родители начинают на него давить и критиковать, пытаясь заставить учиться. Это неверно, так как здесь нужно попытаться выяснить причину, почему так происходит. Бывает и обратный эффект: некоторые дети используют учёбу как способ «бегства» от себя и своих проблем, наоборот повышается успеваемость, и родители не берут это во внимание, радуясь успехам ребёнка.

При возникновении каких-либо проблем человек всегда начинает вести себя не так как раньше. Соответственно, при депрессии, например, хочется лежать целыми днями, ничего не делать. Взрослые трактуют это как признак расслабленности и начинают ругаться. Также одним из признаков депрессии является бессонница, у подростков она чаще всего принимает определённые формы: ребёнок не спит, всю ночь проводит за компьютером или в смартфоне. Такой сбитый режим воспринимается родителями как саботаж.

Следующий признак – нарушение аппетита и пищевых привычек. На это стоит тоже обращать внимание. Еще один маркер – потеря интереса к привычным занятиям, к общению со сверстниками. И, конечно, самые незаметные симптомы, которые чувствует только сам ребёнок, – это депрессивные мысли, ощущение тоски, постоянное состояние тревоги и страха, негативное восприятие себя и окружающих. Родители это могут заметить только тогда, когда подросток начинает задавать какие-то непривычные для него вопросы, например, о жизни и смерти. Здесь не нужно отмахиваться и называть это «ерундой», нужно попытаться узнать, почему ребёнок заинтересовался этой темой, почему у него возникли такие мысли и с чем они связаны.

– Почему подростки заболевают депрессией? Какие дети в группе риска?

– По статистике ВОЗ, в России около 11% юношей и девушек в возрасте до 18 лет страдают депрессией. То есть это каждый десятый подросток, однако в статистику входят только те случаи, которые были зарегистрированы, соответственно, эта цифра может быть гораздо больше. К сожалению, чаще всего депрессия в период пубертата остается без внимания окружающих: очевидные для специалистов симптомы родители зачастую игнорируют, либо принимают их за капризы или возрастные изменения характера, поэтому единственное, к чему они прибегают для борьбы с таким состоянием подростка – нравоучения или даже наказания.

Кризисы в подростковый период неизбежны, так как в организме детей происходят физические изменения и гормональный взрыв, что рождает эмоциональную нестабильность. В этот период ребёнок начинает переоценивать жизненные установки, меняется его характер и способы социального взаимодействия с окружающими. На этом этапе родителям ни в коем случае нельзя проявлять давление, подростка нужно поддержать, проявить любовь и понимание. Ведь помимо внутренних процессов, которые его волнуют, извне также усиливается давление: от учителей в школе, со стороны друзей; первый опыт взаимоотношений с противоположным полом. Дополнением ко всему может стать неуверенность в себе. Все эти факторы могут ввести ребёнка в состояние депрессии, если он не будет чувствовать поддержку со стороны семьи.

Кроме того, заболевание депрессией может быть и наследственным. Но чаще причиной становится среда, в которой находится подросток: какие у него взаимоотношения с родителями, насколько его принимают и любят, насколько он комфортно себя чувствует в семье, насколько успешен в той или иной деятельности.

Читайте также:  Можно ли новорожденному спать на спине?

– Современная молодёжь чаще страдает от депрессии, чем прошлые поколения. Верно ли это? Почему сложилась такая тенденция?

– Современные подростки страдают от депрессии гораздо чаще, чем их предшественники. Это обусловлено тем, что сейчас на детей направлен неограниченный поток информации, они получают её из огромного количества источников, и далеко не всегда она положительная. Подростки в период взросления очень мнительные, и часто готовы верить всему, что пишут и говорят в социальных сетях. Кроме того, подростковая неуверенность в себе рождает желание сравнивать свою жизнь с той «красивой» жизнью, которую диктуют соцсети. Дополнением является постоянное общение в интернете, которое заставляет детей чувствовать себя одинокими в реальной жизни. Именно поэтому современная молодёжь больше подвержена развитию тяжёлых психологических состояний. И родителям нужно учить ребенка взаимодействовать с миром с самого детства, стараться выстраивать с ним доверительные взаимоотношения, чтобы он не боялся рассказать маме и папе о своих проблемах и переживаниях.

– Как помочь подростку избавиться от депрессии? Какие последствия могут быть, если вовремя не начать терапию?

– Подростку в депрессии изначально хуже, чем взрослому, потому что он еще не выработал привычных способов защиты своей психики и не в состоянии игнорировать происходящее с ним, у него еще отсутствуют навыки эмоциональной саморегуляции. Очень часто подростки ощущают стыд и вину за своё состояние, это может проявляться через агрессию. Им больно, но стыдно плакать и жаловаться, и они выражают это, как умеют. Поэтому чаще всего агрессивный подросток – несчастный подросток. Таким детям нужна в первую очередь помощь, а не воспитание. И если вовремя её не оказать, в пубертатный период, со временем депрессия проявится в более тяжелой форме. Поэтому раннее вмешательство напрямую влияет на течение заболевания в будущем.

– Как убедить подростка посетить психотерапевта или психолога?

– Если родители обнаружили у ребенка симптомы депрессии, не нужно спешить, нужно вести аккуратную работу и начинать с малого. В первую очередь, постараться восстановить утраченное доверие, проявить поддержку, заинтересованность, предложить помощь. В этот момент нужно быть полностью на стороне ребёнка. Если же депрессия уже приняла клиническую форму, то здесь нужно обращаться за помощью к специалистам. И как показывает опыт, самым эффективным средством в борьбе с подростковой депрессией является разговорная практика в сочетании с правильно подобранными препаратами.

Сразу скажу, что родителю лучше всего идти на приём вместе с подростком. Только так психолог сможет хорошо рассмотреть сложившуюся ситуацию. Когда вы озвучиваете ребёнку идею пойти к психологу на консультацию, чтобы убедить его в необходимости такого визита, нужно действовать по определенному алгоритму. Первое – ни в коем случае не занимать позицию «надо», говорить с ребёнком на равных, как со взрослым. Попытаться объяснить ему, что сейчас, возможно, вы друг друга не понимаете, но несмотря ни на что вы любите его и хотите помочь. Второе – донести до подростка, что в разрешении сложившейся ситуации нужен кто-то третий и предложить выбрать специалиста вместе. Третье – родитель может попробовать сказать, что он сам хочет пойти к психологу, чтобы разобраться в сложившихся проблемах между им и ребёнком, однако объяснить, что, если он пойдет один, у психолога не будет возможности услышать две точки зрения.

Если в итоге эти способы не помогли убедить подростка, можно предложить просто сходить на первый приём и сказать, что, если не понравится, вы больше не будете возвращаться к этой теме. Но ни в коем случае не нужно давить, заставлять, шантажировать, угрожать или давать какие-то чрезмерные обещания. Это табу.

– Какую роль играют соцсети и интернет в формировании депрессивных состояний?

– Как утверждают исследователи Монреальского университета, социальные сети и телепередачи стали причиной снижения самооценки у подростков и как следствие – триггером депрессии. По их мнению, телевидение и социальные сети включают в себя контент, который представляет жизнь других молодых людей в очень позитивном ключе, формирует представление об идеальной жизни. Подростки невольно начинают сравнивать себя с теми, кого видят в социальных сетях, оказываются неудовлетворёнными результатом, и эта неудовлетворённость становится причиной развития депрессивного состояния. Таким образом, чем больше ребёнок проводит времени в социальных сетях, тем выше риск развития у него депрессии.

Детская депрессия

Депрессия — это психическое расстройство, при котором у человека наблюдаются подавленное, разбитое настроение и снижение или даже полная утрата способности получать удовольствие. Депрессия бывает не только у взрослых, как многие привыкли думать.

Данное заболевание стали диагностировать и у детей. Причем этот недуг может проявляться практически с самого рождения. Заболевание включено в Международную классификацию болезней (МКБ-10) под кодом F32 и имеет три степени: легкую, среднюю и тяжелую.

В некоторых случаях детскую депрессию могут ошибочно принять за РАС, особенно в раннем возрасте. Это происходит из-за схожих симптомов обоих расстройств. При расстройстве аутистического спектра дети также испытывают проблемы с общением, коммуникацией, поведением, как и при детской депрессии.

Депрессивное состояние у ребенка тормозит когнитивное развитие, поэтому нуждается в обязательной коррекции. Можно предотвратить негативные последствия, если вовремя выявить признаки начинающегося заболевания.

Причины детской депрессии

Депрессия у ребенка может появиться лишь тогда, когда у него имеется определенная почва для этого состояния. Это биохимические, неврологические, наследственные и психосоциальные факторы. Уже на это накладываются формальные поводы, провоцирующие депрессию, такие как проблемы в школе, дома, чувство одиночества и т.д.

Возможные причины детской депрессии:

  • Поражения центральной нервной системы. Могут быть вызваны внутриутробными инфекциями, внутриматочной гипоксией плода, энцефалопатией новорожденных, асфиксией. Все это приводит к повреждениям головного мозга;
  • Наследственная предрасположенность. Дети, родители которых часто страдали от депрессий, и сами подвержены данному недомоганию;
  • Проблемы психологического и эмоционального характера. Например, ребенок постоянно наблюдает конфликты между родителями, испытывает чрезмерную заботу и внимание от родителей или их недостаток (гипер- и гипоопека, воспитание по типу «кумир семьи»), растет только с одним родителем, встречает регулярное непонимание при общении со значимыми взрослыми;
  • При переживании сильной душевной травмы. Например, развод родителей, болезнь близких или чья-то смерть;
  • Непостоянное место проживания. При частых переездах ребенок испытывает стресс и не успевает завести близких друзей, с которыми мог бы поделиться своими переживаниями, рассказать о секретах;
  • Ребенок много времени проводит за уроками и занятиями в секциях, не высыпается. В период умственного и физического перенапряжения он наиболее подвержен депрессивным состояниям;
  • Проблемы с учебой. Ребенок начинает отставать от своих сверстников, вследствие чего может быть подвержен насмешкам и издевательствам с их стороны, у него начинает снижаться самооценка;
  • Подростковый период. Во время переходного возраста происходит перестройка организма (появление менструаций у девочек и ночных поллюций у мальчиков), изменение формы тела, появление прыщей. От выработки определенных гормонов дети могут стать более агрессивными. В их кругу общения начинают выделяться лидеры и аутсайдеры. Подросток, непринятый в группы общения, чувствует себя одиноким и ненужным, что приводит к депрессии.
Читайте также:  Аналоги Мирамистина для детей

Поводом к появлению болезни зачастую становятся проблемы со здоровьем. К ним относятся частые головные боли, аллергия, заболевания желудка, щитовидной железы, неправильное питание и чрезмерное потребление сахаров. Но сами по себе эти проблемы могут вызвать депрессию только в том случае, если имеют хронический характер и ухудшают качество жизни, тем самым вызывая переживания ребенка по этому поводу.

Симптомы и признаки детской депрессии

Очень сложно определить развитие заболевания на начальном этапе, особенно в раннем возрасте, когда малыш не предъявляет никаких жалоб. Также сложности доставляет схожесть с другими болезнями.

При депрессивных реакциях часто наблюдают:

  • Общую вялость и слабость. Ребенок быстро устает даже при минимальных физических нагрузках, у него замедляется реакция, ухудшается координация движений;
  • Нарушения сна. Малыш просыпается и плачет во сне, у него может развиться бессонница;
  • Заторможенность;
  • Частая смена настроения, неумение радоваться и получать удовольствие от жизни;
  • Снижение интереса к жизни. Дети становятся замкнутыми, безынициативными, не хотят учиться, общаться, играть;
  • Неконтролируемый аппетит или его отсутствие, а также нарушения пищевого поведения. Родителей должно насторожить то, что ребенок отказывается от еды или, наоборот, ест слишком часто и большими порциями;
  • Тревожность;
  • Дистимию. Ребенок начинает быть угрюмым, мрачным, капризным, озлобленным, постоянно жалуется, высказывает упреки и обвинения;
  • Речевые дефекты. Может развиваться специфика речи, похожая на алалию, ЗРР;
  • Снижение самооценки, уверенности в своих силах;
  • Психосоматические нарушения (рвота без причины, боли в животе неясного происхождения, нейродермит, бронхиальная астма, учащение сезонных простуд, аллергии и другие).
  • Энурез, энкопрез;
  • Отказ от выполнения повседневных дел (чистка зубов, расчесывание волос, посещение школы и т.д.);
  • При тяжелой степени детской депрессии — мысли о суициде;

Лечение детской депрессии

Лечение обычно производится несколькими специалистами: врач-психиатр проводит медикаментозную терапию, психотерапевт или детский психолог применяет психотерапевтические методы. Применение одних лекарств считается неэффективным, так как они могут снять симптомы или устранить обострение, но не устранят причину заболевания. Тем не менее, прежде чем приступить к психотерапии, важно снять острую форму депрессии, чтобы не усугубить состояние ребенка, избежать попыток суицида, если речь идет о тяжелой форме депрессии.

После этого проводится работа с психотерапевтом или с психологом. Если причины депрессии связаны с обстановкой в семье, в психотерапии обязательно должны принять участие родители ребенка.

Вместе с психологом ребенок учится решать свои проблемы, которые его беспокоят. Восстанавливается здоровый эмоциональный фон и настроение в целом. Специалист применяет такие методики, как арт-терапия, песочная терапия и др.

Отдельно стоит сказать о семейных занятиях, во время которых психолог будет взаимодействовать одновременно с ребенком и его родителями. Очень важно, чтобы родители не противились посещению сессий с психологом и приняли участие в психотерапии. Они должны создать благоприятную обстановку дома для выздоровления своего ребенка. Нужно наладить климат в семье, а для этого нужно разрешить собственные проблемы. Но слишком сильно вмешиваться в личную жизнь ребенка тоже не стоит, а в некоторых случаях это вмешательство наоборот необходимо урезать. Например, когда родители и так постоянно заботятся о нем и мешают ему принимать самостоятельные решения.

Вот некоторые общие рекомендации:

  • Нужно принимать нужды и мнения ребенка;
  • Следить за тем, чтобы ребенок достаточно спал и правильно питался;
  • Обратить внимание на самооценку ребенка. Она должна быть стабильной и адекватной;
  • Учить самостоятельно разрешать трудные проблемы;
  • Правильно распределять учебную нагрузку;
  • Позволять отдыхать. Важно чередование видов деятельности, труда и отдыха;
  • Не запрещать ему гулять и проводить время с друзьями;
  • Следить за тем, чтобы его не обижали в школе/детском саду.

Только при совместной работе специалистов и родителей можно добиться полного выздоровления ребенка.

Депрессия у детей

Депрессия — одно из тех аффективных расстройств, которые в наше время неуклонно прогрессируют в количественном отношении. Данное состояние классически включает в себя триаду симптоматических признаков: гипотимию (снижение настроения), брадипсихию (замедление мышления с затрудненными ассоциативными характеристиками, порой имеется наличие чувства вины или фиксация на психотравмирующей ситуации) и снижение двигательной активности.

Согласно статистическим данным ВОЗ на данный момент депрессией страдает порядка 350 миллионов человек (причем, необходимо учитывать, что это здесь имеются в виду лишь диагностированные случаи, когда пациент обращается за помощью к врачу). Многие исследователи отмечают, что депрессия в настоящее время «молодеет» и в отдельной категории сейчас рассматривается депрессия у детей.

В каком возрасте может появиться депрессия у ребенка и что ее вызывает

Тема изучения такого явления, как детская депрессия была открыта еще вначале ХХ века Крепелином, отмечавшим в частности, что 1,5% всех случаев диагностированной депрессии приходятся на первые 10 лет жизни пациентов. Впрочем, точной картины проявления детской депрессии в своих работах Крепелин не описал, а позже появились научные данные об особенностях депрессивных проявлений у детей раннего возраста ( до лет). (В.В. Ковалёв, 1985 г.).

Читайте также:  Амосин 250: инструкция по применению для детей

То есть, депрессия в детском возрасте — это вполне реальное явление, наблюдаемое психиатрами во всем мире. Как правило, такие дети пассивны, вялы, не проявляют интереса к окружающему, имеют плохой аппетит, выражение лица — страдальческое, а в движениях характерны однообразные и ритмичные движения. В зарубежной литературе (Матейчек, Лангмейер, 1984 г.) нередко признаки детской депрессии /их появление/ связывается с психической депривацией ребенка, его изоляцией от матери или другого значимого взрослого, например, в силу помещения его в какое-либо специализированное учреждение или неправильное отношение к нему в семье. Следовательно, для того, чтобы вывести ребенка из депрессии, необходимо, в первую очередь, поменять его жизненную ситуацию и начать лечение как можно раньше.

Здесь необходимо отметить, что перечисленные признаки могут внешне показаться тождественными проявлениям раннего детского аутизма (РДА — это сугубо наш, отечественный термин, в мировой практике признан термин «аутизм»; данное обстоятельство связано, скорее, не с медицинскими категориями, а с тем, что существует проблема в отечественной медицине в плане классификации и определения термина аутизма по отношению ко взрослым). Итак, не стоит путать указанные выше проявления детской депрессии с аутизмом или спектром аутистических расстройств, так как здесь есть весьма значимые и четкие различия.

Лангмейер и Матейчек отмечают, что «дети, бывшие до того улыбчивыми, милыми, спонтанно активными и находившимися в дружеском, свободном общении с окружающей средой, становятся заметно плаксивыми, грустными или боязливыми, при попытке общения они отчаянно прижимаются к взрослому, требуют внимания, перестают активно играть. » Аутичный ребенок очень редко (в тяжелых случаях — никогда не настаивает на контакте даже со значимым взрослым, порой остро и негативно реагирует на тактильные (физические) прикосновения к нему, а подобные проявления нередко хорошо заметны уже в самом раннем возрасте и данное состояние у аутичного ребенка никак не бывает связано с внешними факторами воздействия, то есть причина аутизма никак не бывает вызвана разлукой с матерью, психотравмирующим переживанием и проч.

Каковы же симптомы детской депрессии в детском возрасте?

Потеря жизнерадостности, любознательности, сниженный фон настроения, плаксивость, безынициативность, печальное выражение лица, чрезмерная тревога по поводу разлуки с близкими, пугливость, кошмарные сновидения. Со стороны соматики: симптомы вегетативной дисфункции пищеварения, сердечно-сосудистой системы, терморегуляции, нарушение сна и аппетита.

Естественно, любой внимательный и ответственный родитель, наблюдая изменение поведения своего ребенка и видя нетипичные для него черты, задумается и попытается справиться с ситуацией. Если же Вы видите, что самостоятельно помочь ребенку не получается, то имеет смысл как можно раньше обратиться к квалифицированным специалистам. Проблемой детской депрессии занимаются психотерапевты, психиатры, и, как вспомогательное звено — психологи.

Сложность дифференциальной диагностики данного состояния заключается в том, что часто проявления депрессии выглядят как детские капризы; в семье ребенок может вести себя грубо, становится непослушным, либо предъявляет соматические жалобы. То есть симптоматический спектр достаточно широк, проявления весьма разнообразны, а клиническая картина может быть насыщена множеством расстройств, оказывающихся часто фрагментарными и синдромально незавершенными. ( Иовчук Н.М.) Именно в этом заключается сложность постановки диагноза.

Еще больше может усугубить положение недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей: многие из подобных проявлений часто становятся предметами замечаний и упреков родителей, что вполне объяснимо, ведь постоянно лежащий на диване школьник, отрешенно смотрящий в экран телевизора или дошколенок, который кричит на свою мать вызывают чаще всего желание прекратить подобное поведение путем наказания, назидания или упреков, что только усугубляет ситуацию, а внутренние переживания ребенка делает просто непереносимыми.

Это обстоятельство еще больше омрачает статистика детских самоубийств, по количеству которых мы, к сожалению, уже на протяжении долгого времени лидируем среди всех стран мира. В мире очень мало стран, где уровень смертности по причине суицида детей то 5 до 14 лет превышал бы 1 на 100 тыс. детей. В России же этот показатель в 2 раза выше, то есть 2 ребенка на 100 тыс. детей. Отмечается, что больший процент из них — это дети, страдавшие именно депрессивными расстройствами.Особенно, остро эта проблема выделяется в пубертатном периоде, так как именно депрессия у подростков — нередкая причина суицидальных намерений или актов суицидального поведения.

Что делать, если есть депрессия у детей, лечение депрессии у детей?

При малейшем подозрении на наличие у ребенка депрессии обращайтесь к специалистам. Чем быстрее будет проведена диагностика и назначено лечение, тем меньше вероятность возникновения печальных последствий. Нужно помнить, что большинство вовремя диагностированных депрессивных расстройств успешно лечатся современными методами.

При этом необходимо отметить, что здесь крайне важна именно комплексная диагностика, начиная от психологического анализ семейной ситуации и определения характерологических личностных особенностей ребенка (психологические опросники, проективные методы и т. д.) до исследования работы структур мозга (ЭЭГ, МРТ, нейронный тест и проч.), а так же — консультация невролога, эндокринолога и других специалистов. Обобщенные данные результатов комплексной диагностики, слаженная работа нескольких специалистов позволяют правильно построить целостную картину развития нарушения, а так же — составить грамотный план лечения и максимально быстро и эффективно вывести ребенка из депрессии.

Зачастую лишь своевременное обращение к опытным специалистам способно сохранить здоровье и жизнь ребенка.

В нашей клинике работают врачи — детские психиатры, психотерапевты, неврологи и психологи с большим опытом работы в области лечения депрессии именно у детей. Мы прекрасно осознаем всю ответственность такой работы, а потому обеспечиваем ее качество комплексным подходом к диагностике, лечению и социально- психологической реабилитации детей, а так же психологическому и медицинскому просвещению родителей. Только таким образом можно вернуть ребенку и его семье радость и полноценною жизнь. Детская депрессия излечима. Обращайтесь!

Ссылка на основную публикацию