Доктор Комаровский о том, как ребенка отучить от рук

Доктор Комаровский о том, как ребенка отучить от рук

Есть дети, которые без укачивания уснуть не могут. Они будут реветь, рыдать, требовать, и, как правило, своего добьются. Родители, которые сначала приучили малыша так засыпать, а теперь уже и сами не рады, обращаются к педиатрам с вопросом, как отучить кроху от рук.

Не исключение и доктор Комаровский — известный детский врач и автор многочисленных книг и статей о здоровье малышей. К нему тоже поступают такие вопросы, и он старается дать максимально подробный ответ. Прочитайте его рекомендации о том, как быстро уложить ребенка спать.

О проблеме

Новорожденный в первое время после появления на свет находится «на одной волне» с мамой, разрезанная пуповина лишь разделила из физически, но психологическая зависимость друг от друга осталась. И в большей степени она выражена именно у ребенка. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ребенку, который слабо ориентируется в том большом мире, в который он попал, очень важен тактильный контакт с мамой. На практике это выглядит так: младенец беспокоится — мама берет его на руки, малыш чувствует ее присутствие, слышит голос, узнает родной запах и успокаивается.

Этим и пользуются мамы, начиная с самых первых дней самостоятельной жизни своего чада. Он закряхтел в кроватке — мама уже бежит и берет на руки, младенец мучается коликами — мама тут как тут — на руки. Очень быстро карапуз соображает, что заполучить маму очень просто — нужно просто заорать или хотя бы сердито засопеть. Однако дети до 2 месяцев практически не умеют злоупотреблять доверием, и они действительно просятся на руки по причине того, что в этом остро нуждаются.

К 3 месяцам все меняется. Колики уже стихли или стали более редкими, и уже нет такой большой потребности бежать на каждый писк чада, но мама это делает по привычке, и малышу это начинает нравиться.

В этом возрасте уже можно говорить об избалованности, и чем дольше мама с папой будут тянуть с отучением от рук, тем сложнее потом будет этот процесс.

Качать или не качать

С одной стороны укачивание — вполне естественный физиологический и привычный новорожденному ритм движений: все 9 месяцев его в животе у мамы только и делало, что укачивало. Но нет совершенно никаких доказательств, что после рождения качание хоть в какой-то степени требуется ребенку. Природа не предусмотрела для этого ровным счетом ничего, ведь качаться сам ребенок не может.

Это означает, что все доводы для укачивания ребенка придумали мамы, чтобы оправдать свое желание как можно скорее усыпить чадо и заняться уже наконец-то своими делами.

Комаровский утверждает, что никакого особого вреда в укачивании нет – для ребенка. Пользы тоже нет.

Но вот для мамы и папы вред от качания – колоссальный. В первую очередь потому, что привыкший к качанию на руках перед сном ребенок будет требовать этого ежедневно, постоянно. И чем старше он будет становиться, тем настырнее и отчаяннее он будет требовать свое, и тогда жизнь семьи превратится в хаос.

Как отучать

Если так получилось, что ребенка к рукам уже приучили, все лекции родителям о том, как надо было вести себя с крохой с первых дней после его появления на свет, теряют свою актуальность. Таким мамам и папам требуется рецепт — что именно надо сделать, чтобы ребенок перестал требовать качания и ношения на руках.

В первую очередь, Евгений Комаровский рекомендует постараться успокоиться самим родителям, попить валерианки или пустырника, собраться с силами и принять бесповоротное решение — больше не качать!

Естественно, ребенок возмутится. И будет орать, причем безостановочно, горько и безутешно. Но это нужно перетерпеть. Обычно двух-трех суток вполне хватает, чтобы малыш понял, что крик — это не способ добиваться желаемого. Хотя процесс может и затянуться.

Можно постараться отвлекать ребенка. Если после того, как его накормили, переодели, положили в манеж или кроватку, и он начал требовать, чтобы мама снова взяла его на руки, дать интересную яркую игрушку, положить (поставить, подвесить) рядом что-то очень интересное, то есть шанс, что малыш на время забудет о том, что ему надо было любой ценой попасть на руки. Постепенно таких «пауз» будет больше.

Ребенка над приучить больше заниматься чем-то самостоятельно. Разумнее положить игрушки и выйти из комнаты, а не сидеть с ним рядом.

Чем быстрее кроха освоит самостоятельные занятия чем-либо, тем быстрее можно будет отучить его от рук. Если уход мамы сопровождается новым приступом ора, можно попробовать удаляться незначительно — заниматься своими делами, находясь в одной комнате, и покидать пределы помещения лишь на несколько минут. Важно постепенно делать отлучки более частными.

Читайте также:  Чем мазать сыпь при ветрянке?

Главное — усвоить на этом этапе, что детский крик ничем плохим ребенку не грозит. Он больше опасен для родителей, у которых от него начинают дергаться веки и все падает из рук. А малыш не может орать до бесконечности — физиологические потребности во сне все равно возьмут верх, и малыш уснет. Нужно только сохранять спартанское спокойствие.

Советы доктора Комаровского

С самого рождения не стоит доводить демонстрацию родительского обожания до крайнего состояния — новорожденный, который не сходит с рук, и которого бережно передают друг другу, не забывая покачивать практически постоянно — это не нормально. Нормально, когда ребенка берут на руки, чтобы покормить, переодеть, успокоить, если что-то болит. Спать ребенок должен в своей кроватке, без качания и маминого присутствия.

Если вы решили отучать ребенка от рук, то важно помнить, что пути назад нет. Если мама сутки крика выдержит, а на вторые сдастся и снова возьмет малыша на руки и начнет качать, то процесс отучения в следующий раз будет значительно более сложным, трудным и затяжным. Если в семье объявлена борьба с ношением на руках, независимо от возраста ребенка (3-месячного или 6-месячного — не играет роли), она должна быть решительной.

О том, как отучить ребенка от рук, расскажет доктор Евгений Комаровский в следующем видео.

  • Доктор Комаровский
  • Ребенок часто болеет
  • Закаливание
  • Режим дня
  • Вес
  • Плохо спит
  • Дневной сон
  • Истерики

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Мы и наши дети

Казалось бы, простой вопрос: надо ли носить малыша на руках или он должен лежать больше в кроватке? Большинство скажет: приучать к рукам нельзя – ребенок “руки свяжет”. Видимо, это так и есть, если носить ребенка на руках и заниматься только им, всячески развлекая и ублажая его. А мы, признаемся, с самого первого месяца брали детишек на руки часто. Мама при этом даже домашней работы не прекращала – приспосабливалась: то прислонит его к плечу, поддерживая спинку, то положит животиком к себе на колени, то просто держит, как держат обычно, только одной рукой (другая нужна для разных дел). Все это без какого-то специального умысла: просто она чувствовала, что малышу лучше с ней. Не удобнее (какой уж тут комфорт, если одной рукой его тискаешь, а другой кашу метаешь, или дрова подкладываешь, или книгу перелистываешь), а спокойнее (мама рядом) и интереснее: он вертит головой, с любопытством глядит кругом. В поле его зрения то окно, то пестрая посуда, то разноцветная ткань, то раскрытая книга или шуршащая газета – да мало ли что! А тут еще и говоришь с ним, называешь разные предметы, с которыми имеешь дело: “Сейчас достанем ложки, чашки, хлеб. а что там на полочке?” и т. д. Важно это или не важно? Мы этого не знали, но часто носили на руках малышей. Мы заметили даже, что после таких “прогулок” ребенок и в кроватке играл охотнее и дольше, как будто бы на какое-то время заряжался впечатлениями. И тогда мы совсем перестали опасаться, что он привыкнет к рукам. Когда появляются собственные дети, волей-неволей начинаешь больше наблюдать за детишками на улице, исподволь даже сравнивать своих с другими. Может быть, потому мы обратили как-то внимание (понаблюдайте сами – проверьте!) вот на что: у некоторых малышей в коляске взгляд равнодушный, ленивый, какой-то тусклый, как у утомленных жизнью старичков. Они не смотрят по сторонам, не удивляются ничему и не радуются, сытые, малоподвижные, нелюбопытные. Нас это удивило: мы не видели такого у своих ребят, которым все всегда было интересно. В чем дело? Может быть, здесь сказываются какие-то врожденные особенности психики? На этот вопрос мы ответить не могли. А потом как-то прочитали вот что. Африканские матери носят обычно новорожденных за спиной. Ребенок постоянно при матери: во время ходьбы, любой работы, на праздниках, ночью и днем. То, что видит она, видит и он – какая смена впечатлений! Да еще и постоянное чувство защищенности, физической близости к матери. И что же? Африканские двухлетние малыши по интеллектуальному развитию намного обгоняют своих “кроватных” европейских сверстников из цивилизованного общества. Потом, конечно, может произойти отставание – так на ребенке сказывается уровень развития общества. В последнее время психологи экспериментально доказали, что в первые месяцы жизни малыш очень много получает от простого рассматривания окружающих его предметов. Даже обычное поворачивание малыша на бочок или укладывание его на животик позволяют ему сразу видеть многое из того, что происходит вокруг. А при этом он и голову начинает держать раньше, то есть крепнет физически. Вот к каким удивительным открытиям привело размышление над простым вопросом: стоит ли носить ребенка на руках или держать его в кроватке и возить в коляске, загородив от всего белого света, оставив для обозрения только кусочек неба да мамино лицо, которое частенько и обращено-то не к нему, а к книжке или. к другой маме с коляской.

Читайте также:  АнтиФлу Кидс (детский)

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Официальное приложение “Доктор Комаровский” для iPhone/iPad

Вакцинация от кори: кто защищен и кому прививка жизненно необходима

Доктор Комаровский

Внимание! Вышла из печати новая книга!

Рубрики раздела

  • Истории Везунчика
  • Материалы ВОЗ
  • Художественная литература
  • Биографии и мемуары
  • История медицины
  • Публицистика
  • Популярная медицина
  • Педагогика и психология
  • Специалистам
  • Медицинское право и законы. Декларации. Этика и деонтология
  • Творчество КлубКома
  • Консультации
  • Рекламодателям
  • Книга – почтой
  • Контакты
  • Войти

Мы в социальных сетях:

Использование любых материалов сайта доктора Комаровского допустимо только при соблюдении соглашения об использовании сайта и с письменного разрешения Администрации

Юридическую защиту обеспечивает Адвокатское бюро «Бурлаков и партнеры»

Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей

Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, – невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.

Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.

Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.

Неврологические проблемы

Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).

Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Читайте также:  Средства «Эдас» для детей

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.

Когда проблема действительно существует?

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, – ор ребенка.

С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.

Советы доктора Комаровского

Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.

Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, – правильный образ жизни ребенка.

Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.

Доктор Комаровский о том, как ребенка отучить от рук

У малыша основную часть времени занимает сон, но родители сталкиваются с трудностями укладывания. У многих привычкой становится укачивание, ребенок спит только на руках. Требуется время и терпение, родители устают, интересуются, как отучить младенца от зависимости.

Причины «ручного сна»

Во время родов малыш испытывает сильный стресс, попадает в агрессивную среду и вынужден приспосабливаться к трудностям. На руках он быстрее успокаивается, засыпает крепко и надолго. Запах, тепло, голос мамы и биение ее сердца напоминают новорождённому внутриутробную среду, ассоциируются с безопасностью. Тактильный контакт является естественной потребностью, способствует укреплению психологической связи.

Близость матери формирует доверие к окружающему миру, благоприятно действует на нервную систему и общее развитие младенца. Он лучше растет, отличается крепким иммунитетом. Прикосновения помогают грудничку чувствовать значимость, любовь родных. Психологи рекомендуют больше времени проводить рядом с малышом до достижения полугода.

Важно разобраться, почему грудничок спит только на маминых руках. Основной причиной является тревога, вызванная разными факторами:

  1. Перевозбуждение – из-за повышенной активности или особенностей нервной системы;
  2. Напряженная обстановка в семье, ссоры – грудной ребенок тонко чувствует негатив;
  3. Дискомфорт из-за неудобной одежды, холода или жары в комнате;
  4. Посторонние звуки, яркий свет;
  5. Смена обстановки, посещение родственников, путешествие.

Нахождение рядом с мамой помогает быстрее успокоиться при болях, прорезывании зубов, облегчает самочувствие новорожденного во время колик и вздутия.

Днем спит на руках

Многих детей приходится укачивать, укладывая днём. Заснув на руках, они начинают бодрствовать при попытке переложить в кроватку. Малыши могут отказываться засыпать самостоятельно по разным причинам:

  1. Активные игры, занятия перед сном, приводящие к перевозбуждению нервной системы;
  2. Голод из-за неправильного режима питания или снижения лактации;
  3. Отсутствие прогулки в дневное время. Иногда ребенок привыкает отдыхать в коляске на улице, а дома спит днем лишь на руках у мамы.

Отдыхать нужно в одно время для формирования привычки. Сразу отказаться от засыпания на руках не получится, нужно пробовать переложить в кроватку спящего. Предварительно можно завернуть младенца в пеленку – это снизит его чувствительность. Перекладывать следует во время фазы глубокого сна – первых 20-40 минут. Малыш при этом неподвижен и не просыпается в кроватке. Фаза чередуется с периодами быстрого, чуткого сна, когда ребенка легко разбудить.

Читайте также:  Можно ли давать «Кеторол» детям?

Слинг

Выходом может стать слинг, освобождающий руки мамы для домашних дел. Но удобство относительно: положение ребенка отличается от нормального, постоянное движение делает сон поверхностным и снижает его качество. Многие укладывают рядом с собой на взрослой кровати, если удобно, чтобы мамочка засыпала с ребенком в дневное время.

Посторонние дневные звуки

Родители советуют укладывать на фоне шума, что делать не всегда приемлемо. Вариант оптимален до 3-х месяцев, когда дети спят в любых условиях. При внутриутробном развитии их постоянно сопровождали звуки, схожие с работающим пылесосом. После рождения они по привычке лучше засыпают на фоне шума. Через три месяца детский организм перестраивается, посторонние звуки начинают раздражать. В это время необходимо обеспечивать тишину для полноценного засыпания.

Нужно ли укачивание?

Многие специалисты не рекомендуют укачивать младенца из-за негативного влияния на развитие вестибулярного аппарата. Равномерное движение оказывает гипнотический эффект, малыш засыпает быстрее. Укачивание на руках часто становится привычкой и причиной отказа засыпать в кроватке. Альтернатива в виде колыбели тоже формирует зависимость. Если спящего ребенка перестать укачивать, он может проснуться. Родители вынуждены тратить время и силы, а позже и нервы на попытки, как отучить грудничка от этой привычки.

Комаровский о проблеме

Доктор Комаровский поясняет, что засыпание на руках вредно в первую очередь для родителей, говорит о недостатке терпения и силы воли с их стороны. Потребность спать естественна, долгие капризы говорят о дополнительных раздражающих факторах, требующих устранения.

Многие родители берут плачущего ребенка на руки вместо выяснения причин его недовольства. Комаровский рекомендует оптимизировать образ жизни грудничка, чтобы он засыпал самостоятельно.

Что предпринять?

Как отучить его от привычки спать на руках? Нужно постепенно подбирать другие способы взаимодействия. Несколько рекомендаций:

  • Пеленать до достижения месячного возраста. Новорожденный ребенок не контролирует свои движения, во сне может испугаться своих рук;
  • Правильно организовать место для отдыха. Одевать и накрывать в соответствии с окружающей средой. Нужно устранить раздражители в виде работающего телевизора, яркого освещения, уличного шума, проникающего сквозь открытое окно. В дневное время плотно задвигать шторы для затемнения;
  • Чаще брать на руки во время бодрствования. Использовать это время для изучения дома, когда малыш начинает активно познавать окружающий мир. Это поможет постепенно уйти от ассоциации «руки-засыпание»;
  • Ласково разговаривать, напевать колыбельную, чтобы младенец чувствовал близость мамы. В первое время поддерживать тактильный контакт, держа руку рядом или мягко поглаживая его. Время постепенно сокращать, малыш научится засыпать самостоятельно. В кроватку можно положить мамину вещь, знакомый запах будет успокаивать грудничка;
  • Придумать ритуал для засыпания: ванночка с травами, расслабляющий массаж, чтение книги или колыбельная. Подойдет спокойная музыка;
  • Избегать активных игр в течение 30-40 минут перед сном. Придерживаться режима отдыха, укладывать ребёнка в одно время каждый день;
  • Наблюдать за грудничком, запоминать, при каких условиях он быстро уснул в кроватке без мамы. Научиться отличать манипуляцию от плача по другим причинам. При болях дети долго не успокаиваются на руках, если необходимость только во внимании, почти сразу засыпают.

Ребенку старше полугода нужно спокойным и рассудительным тоном объяснять, что нужно спать отдельно. Затем пробовать уложить в кроватку, не прерывая тактильного контакта и ласкового разговора. В случае сильного плача опять взять на руки, повторить действия. Может понадобиться несколько попыток, пока малыш успокоится.

Распространенные ошибки

Засыпание ребенка на руках приводит к недостатку времени, снижению качества маминого сна. По мере увеличения веса грудничка возрастает нагрузка на суставы и позвоночник взрослого. Это приводит родителей к крайностям.

Негатив

Недовольство, злость на ребенка или сложившуюся ситуацию. Негативные эмоции передаются младенцу, усугубляя его состояние. Взрослый должен уметь справляться с плохим настроением и смотреть на вещи позитивно. От этого зависит психологическое и физическое здоровье грудничка.

Внезапное изменение тактики воспитания

Резкое отучение от рук – лишает ребенка нужной ласки и является большим стрессом. Нужно действовать постепенно, подбирать альтернативные способы укладывания, первое время находиться рядом с кроваткой.

Одиночество

Оставление кричащего ребенка одного на долгое время. Методика была предложена американским педиатром Бенджамином Споком, признавшим свою ошибку. Малыш действительно кричит все меньше, постепенно привыкает засыпать самостоятельно. При этом испытывает большой стресс, вызывающий нервные расстройства в будущем. Нарушается здоровое формирование психоэмоциональной связи с матерью.+

Читайте также:  Психосоматика заболеваний позвоночника у детей и взрослых

Совместный сон

Совместный сон – подходит для новорожденных и недоношенных. Это может быть опасно для младенца, требует чуткости от взрослых. Если совместный сон перерастет в привычку, родители столкнутся со страхом малыша спать отдельно. Это потребует времени на отучение и станет новым стрессом.

Многие родители берут ребенка на руки, если он спящий издает звуки. Лучше выждать пару минут, малыш может успокоиться сам. Если плач усиливается, значит, есть весомая причина: дискомфорт, боль или голод, их нужно устранить.

Отучение малыша от сна на руках требует терпения, но является важным этапом развития самостоятельности. Может понадобиться несколько дней, но усилия будут вознаграждены спокойным детским сном и позволят полноценно отдохнуть родителям. В случае трудностей следует проконсультироваться у педиатра, как отучить ребенка от рук.

Советы Комаровского: как отучить ребенка от рук

В грудничковом возрасте ни один ребенок не может уснуть без предварительного укачивания. Малыш прибегает ко всем уловкам, чтобы мамочка как можно скорее взяла его на ручки. Только после этого кроха успокаивается и сладко засыпает. Через определенный период времени у родителей возникает вопрос, как отучить ребенка от рук? Процесс необходимо осуществлять своевременно. При этом важно предварительно изучить рекомендации педиатра, который дает их, опираясь на свой многолетний опыт.

Основные моменты проблемы

Как правило, через три месяца после рождения перед мамочкой встает вопрос, как отучить ребенка от рук. Комаровский – известный в нашей стране педиатр, написал большое количество статей на данную тему. Советы врача, максимально действенные и актуальные, помогут осуществить процесс не только быстро, но и без особой психологической травмы для ребенка.

Сразу после появления на свет малыш продолжает жить совместной с мамой жизнью. Еще совсем недавно их соединяла между собой пуповина. Именно поэтому незримая связь сохраняется в течение определенного периода времени.

Ребенок все еще зависит от женщины психологически и проявляет сильное беспокойство в том случае, если мамочка отказывается брать его на ручки.

Крохе необходимо постоянно ощущать ее прикосновение, голос и запах. Эти факторы способствуют быстрому успокоению.

Вряд ли кто-то из мам задумывается о том, как отучить новорожденного от рук. Наоборот, они стремятся как можно быстрее подбежать к колыбели. Младенцу достаточно издать все несколько звуков, и мамочка уже стоит рядом и берет на ручки. В этот период новорожденный страдает от колик, поэтому больше всего нуждается в тепле и заботе. Карапуз начинает также проявлять свой характер. Гневный крик можно услышать в том случае, если он злится.

Психологам удалось установить, что дети в возрасте до 2 месяцев не умеют злоупотреблять вниманием. Если они просятся на ручки, то эту потребность следует удовлетворить в обязательном порядке.

Однако позже потребуется задуматься, как отучить 3-месячного ребенка от рук. В этом период малыш уже перестает страдать от колик. Именно поэтому родители не должны откликаться на первый же призыв. В противном случае кроха понимает принцип процесса и стремится манипулировать родителями. Если продолжать и дальше брать малыша на руки по первому требованию, то можно полностью избаловать его. В таком случае процесс отучения пройдет намного болезненнее в психологическом плане.

Выбор варианта воспитания

Ребенок достаточно много времени был в животе у матери. Именно поэтому 1 месяц его будет практически невозможно уложить спать без укачивания. Однако до сих пор не удалось получить реальных доказательств тому, что укачивание помогает ребенку расслабиться и уснуть. Природа самостоятельно не предусмотрела данный момент. Малыш не может сам себя укачать и уснуть. Целесообразность проведения манипуляции до сих пор стоит под большим вопросом.

Психологи утверждают, что женщине необходим контакт с ребенком намного больше, чем ему самому.

Мать может приводить огромное количество доводов, которые будут полностью оправдывать такое поведение. Дополнительно укачивание помогает быстро усыпить кроху.

Сложно дать однозначный ответ на вопрос, как отучить ребенка от рук. Комаровский утверждает, что от данного процесса нет ни вреда, ни пользы.

Родители могут, наоборот, навредить себе. Они приучают малыша к определенному ритму.

Именно поэтому в будущем кроха будет более настойчиво требовать оказания такого рода внимания в свой адрес. Опасно, если ребенок вообще не может уснуть без укачивания. Ведь с каждым днем он будет требовать это все настырнее. В таком случае ни один из членов семьи не сможет заниматься своими делами, находясь дома.

Особенности процесса отучения

Чтобы не задумываться о том, как отучить годовалого ребенка от рук, необходимо с первых дней жизни правильно наладить с ним контакт. Мама и папа должны выбрать правильную модель поведения, которая не приведет к тому, что в будущем малыша придется постоянно носить на руках.

Это интересно! Как отучить ребенка от ночного кормления

На первом этапе необходимо ответить на вопрос, как отучить ребенка засыпать на руках. Комаровский в шутку советует родителям самим выпить немного успокоительного. Только в таком случае они смогут взять себя в руки и не бежать по первому требованию к малышу. Необходимо постепенно отучать его от того, что мамочка появится по первому его зову. В таком случае удастся свести к минимуму возникновение капризов в будущем.

Читайте также:  Герпес 6 типа у детей

Родители должны быть полностью готовыми к возмущениям ребенка. Особенно сильными они будут на первом этапе. Малыш может настолько горько плакать, что мамочка полностью поверит в необходимость взять его на руки немедленно.

В 4 месяца ребенка рекомендуется отвлекать. Предварительно его следует накормить и переодеть. Далее малыша кладут в кроватку.

Именно на этом этапе он начинает сильно капризничать и плакать. Родители не должны реагировать даже на очень настойчивые требования в свой адрес.

Можно дать новую яркую игрушку, которая должна заинтересовать и отвлечь.

Лучше всего новый предмет положить рядом или повесить над манежем. В таком случае повышается шанс того, что кроха перестанет плакать. Мамочка должна набраться терпения и постепенно увеличивать длительность пауз.

Вот советы, которые помогут родителям понять, как отучить новорожденного от рук:

  • Малыш должен понимать, что есть время, в течение которого он должен самостоятельно чем-то заниматься. Лучше всего на этот период вообще выйти из комнаты, а не находиться в поле его зрения.
  • Советуя, как отучить ребенка засыпать на руках, Комаровский рекомендует ограничить период его пребывания с взрослым. Даже во время приступов крика идти на поводу нельзя. Следует отвлечься и заняться домашними делами. Допускается иногда находиться в одном помещении. Однако постепенно необходимо увеличивать расстояние и период.
  • Родители должны понимать, что плач ребенка ничем ему не угрожает. Именно поэтому обращать внимание на капризы данного характера после трех месяцев категорически запрещается. Мамочка должна постараться взять себя в руки и понять, что в 6 месяцев уже считается ненормальным, если кроха постоянно сидит на руках. Именно поэтому важно своевременно начать процесс отучения.
  • Малыш нуждается во сне так же, как и в еде. Даже непрерывный плач и истерика в определенный момент окончатся. Именно поэтому поддаваться на уловки нельзя. В таком случае отучение отодвигается надолго. В старшем возрасте это может привести к появлению серьезных психологических расстройств.

Сразу после появления на свет все родители стремятся уделять все время ребенку. Они постоянно держат крошку на руках и только иногда передают друг другу.

Однако они должны понимать, что постоянные покачивания считаются ненормальными. Малыш не должен знать, что для успокоения родители непременно должны взять его на руки.

Он учится жить отдельно от матери, хоть связь между ними сохранится в течение еще длительного периода времени.

Педиатры рекомендуют укладывать кроху спать только в отдельную кроватку. Даже перед этим не допускается покачивать и успокаивать. Лучше всего создать такие условия, что при отходе ко сну мамы вообще не было в комнате.

Неважно, в каком возрасте было принято решение об отучении. Действия родителей должны быть слаженными и решительными. Только в таком случае удастся добиться требуемого результата в сжатые сроки. Необходимо запастись положительным настроем и не вестись на провокации крохи. Первое время он гарантированно будет сильно плакать и злиться.

Доктор Комаровский рекомендует начинать процесс отучения в три месяца. Этот период считается наиболее благоприятным. Процесс принесет минимальный вред психологическому состоянию крохи.

Полезное видео: доктор Комаровский — как отучить ребенка капризничать и не лезть на руки

​Отучаем ребёнка от рук. Когда начать, что делать?

Одни считают, что ребёнка нужно брать на руки по первому требованию, другие — что его с младенчества нужно приучать к самостоятельности. Кто прав? Где золотая середина? Это мы и попробуем выяснить, а также остановимся на вопросе, как отучить ребёнка от рук. Уж в том-то, что рано или поздно это придётся делать, сомнений быть не может.

Как быть днём?

К матери ребёнка тянет инстинкт — желание почувствовать себя защищённым, вернуться хотя бы относительно к ощущениям в материнской утробе. Дивный новый мир дарит крохе массу новых впечатлений, которые его пугают: это яркий свет, громкие звуки, это холод и жара. В объятиях мамы он успокаивается.

И если в 2–3 месяца это абсолютная норма, то с полугода пора задуматься о том, как окончательно отпустить птенчика в мир, да и носить его постоянно на руках становится тяжело и вредно для спины.

Читайте также:  С чем связана температура при прорезывании зубов у детей?

С возрастом ребёнок начинает тянуться к окружающим его вещам, проявлять интерес, включает свою природную любознательность. Мамины ручки — лучшая смотровая площадка, с которой можно пообозревать окрестности. Люлька такого простора, увы, не даёт, недаром некоторые детские психологи называют её «маленькой тюрьмой».

Как избежать ручек и люльки? Класть малыша животом на чистый пол или в специальный трек. Вертясь, ребёнок будет укреплять мышцы, учиться переворачиваться, ползать и в конце концов — ходить. И вы тоже отдохнёте и сможете наконец заняться своими делами.

Получив некоторую свободу передвижений, малыш сам начнётся проситься с рук, и для вашей семьи начнётся новая увлекательная пора: попытки уследить за уползающим непоседой.

А что делать ночью?

Для большинства мам основное мучение наступает с закатом солнца, ведь иных младенцев приходится час укачивать на руках, чтобы они заснули. Как приучить его засыпать в кроватке? Вот несколько советов:

1. Сядьте вместе с ребёнком в кресло: по крайней мере, спина не так сильно устанет.

2. Выработайте чёткий режим и ни в коем случае его не нарушайте. Конечно, всем хочется отдохнуть и расслабиться, но не стоит разрешать ребёнку спать днём после бессонной ночи, если не хотите повторения перфоманса.

3. Кладите ребёнка в кроватку, но не отходите: поглаживайте его, держите за руку или напевайте, пока он не уснёт.

4. Не стоит оставлять в детской ночник.

5. Днём побольше гуляйте, играйте, проводите время на свежем воздухе, позволяйте малышу исследовать окружающий мир. К вечеру он вымотается и быстро заснёт.

6. Не запрещайте малышу ворочаться и возиться в кроватке — так он устанет быстрее и заснёт спокойнее.

И другие ситуации

Бывают случаи, когда ребёнок в принципе отказывается засыпать где-либо, кроме как на родительских руках. Но обычно это касается болезненных и нервных малышей: их могут мучить колики, диатез и другие неприятности. Как только они излечиваются, малыш спокойно приучается спать самостоятельно.

Ребёнок может разнервничаться из-за приезда родственников. Оно и неудивительно, поставьте себя на место ребёнка: все хватают его на руки, тормошат, играют с ним, пытаются говорить и строить рожицы, вокруг стоит шум, гам, играет музыка, лают собаки и звенят бокалы. Тут и взрослого будут переполнять эмоции, что уж говорить о малыше. Поэтому не в меру шумные «набеги» гостей и родственников на время младенчества лучше сократить. Или попросить гостей вести себя потише.

И всё же — как отучить ребёнка от рук?

Несколько полезных советов:

  • Сокращайте время укачивания на руках — постепенно, конечно.
  • Перед началом «ручного» укачивания укутайте малыша в пелёнку, чтобы он не проснулся из-за прикосновения к холодным простыням.
  • Приготовьте для малыша особую спальную игрушку, например, плюшевого мишку.
  • Практикуйте совместный сон. Ребёнок привыкает засыпать не на руках, при этом близость родителей дарит ему спокойствие.
  • Даже если малыш привык лежать в кроватке, демонстрируйте ему время от времени своё присутствие — подавайте голос, к примеру.

И помните, что никто не знает малыша лучше, чем вы сами — его родители. Любящее сердце мудрее любых книг. Прислушивайтесь к себе и своему ребёнку, и всё будет хорошо.

Интервью с неврологом

От 23 700 рублей

Невролог – один из основных специалистов для детей с рождения. Впервые ваш малыш встречается с детским неврологом еще в роддоме, потом плановые осмотры этого врача проводятся в месяц, в три, в полгода, в 9 месяцев (при наличии показаний), в год. Мы поговорили с детским неврологом «ЕвроМед клиники» Натальей Петровной Исаенко о том, зачем ребенка так часто показывают специалисту, какие самые распространенные заболевания неврологического профиля встречаются у малышей и что нужно делать для того, чтобы ваш ребенок рос здоровым и спокойным.

— Наталья Петровна, на что обращает внимание врач-невролог при плановых осмотрах малышей?

— В первую очередь, невролог выявляет грубые врожденные аномалии. Далее смотрим, как идет предречевое, моторное, эмоциональное развитие ребенка.

В каждом возрастном периоде у ребенка должны быть определенные навыки. Родители, в отличие от врача-невролога, чаще всего, не могут объективно оценить, насколько развитие их ребенка укладывается в возрастные нормы.

— Но ведь все дети разные, и их развитие может не соответствовать таблицам и установленным рамкам?

— Да, такое бывает. Здесь надо подходить очень индивидуально. Действительно, несмотря на то, что мы ориентируемся на существующие нормы, у нас есть определенные таблицы, расписанные схемы, что ребенок должен делать в каком возрасте, существует возможность отклонений от них, и это не страшно. Какой-то ребенок может чуть раньше начать выполнять определенные действия, какой-то — чуть позже. Многое зависит и от того, в каких условиях живет ребенок, что делают родители по отношению к ребенку и пр.

Читайте также:  Монтелар для детей: инструкция по применению

Но именно поэтому и важна консультация врача-невролога, чтобы профессионально оценить, развивается ребенок нормально или есть пугающие моменты, которые могут говорить об определенных проблемах со здоровьем.

— Нормально ли, когда маленький ребенок часто плачет?

— В последнее время считается, что здоровый ребенок, когда он сыт, которому хватает дневного и ночного сна, плакать не должен. Если ребенок часто и беспричинно плачет, значит, есть проблема. Это могут быть головные боли, проблемы с шеей (подвывихи, ущемление), неврологические проблемы. В первые месяцы жизни – проблемы с желудочно-кишечным трактом: колики, повышенное газообразование и пр. В связи с этим же может быть плач вовремя еды, отказ от груди, от бутылочки. Во время еды усиливается перистальтика кишечника, в связи с чем ребенок испытывает дискомфорт.

Маленькие дети обычно очень метеозависимы и реагируют на погоду – это тоже может быть причиной плача.

Мне кажется, многие дети плачут потому, что им скучно, они так требуют родительского внимания. Сейчас наблюдается у детей психологическая акселерация и, соответственно, им требуется больше внимания. Это обычно хорошо видно. Многие родители сами провоцируют это закрепление: ребенок заплакал, мама взяла его на ручки, покачала, приложила к груди. Конечно, малышу у мамы на ручках и, тем более, у груди – хорошо, и он будет повторять плакать, требуя повторения. Не надо каждый раз, когда ребенок заплакал, прикладывать его к груди. Лучше попытаться переключить: отвлечь, погреметь погремушкой, погладить…

Еще одна причина плача — переутомление. Родители зачастую не верят, что грудничок может переутомляться, не понимают, с чего. У малышей незрелая нервная система, плюс они ежедневно получают огромную массу новой информации и впечатлений – для них же всё в мире ново и незнакомо! Поэтому так важен полноценный сон, когда ребенок может отдохнуть от впечатлений.

Если ребенок кричит перед сном, спит мало, нервно, часто просыпается, надо двигать режим, налаживать сон, отслеживать качество сна.

— Когда мы говорим о полноценном сне, что имеется ввиду, как должен спать ребенок?

— Для совсем маленьких деток норма – спать минимум по часу–полтора на дневном сне, шесть часов подряд – ночью. В период адаптации, в первые месяцы жизни, малыш может просыпаться ночью чаще, но все равно – промежутки должны быть не менее 3 часов. Сны по 30–40 минут – это мало, ребенку не хватает этого времени для того, чтобы отдохнуть. Тут важен такой момент: фаза сна у ребенка как раз эти 30-40 минут. Но ребенок должен уметь переходить от фазы к фазе самостоятельно. А что происходит на практике? Ребенок завозился, открыл глаза, мама сразу берет его на руки, начинает кормить. Он привыкает и уже не засыпает самостоятельно. Поэтому важно учить ребенка переходить из фазы в фазу, не просыпаясь: не трогать его, если он просыпается, не беспокоить; если заплакал, закапризничал — подкачать его, погладить, но стараться, чтобы ребенок продолжил спать без перерыва на еду.

У детей постарше, которые спят один раз в день, продолжительность дневного сна должна составлять 2–3 часа. Если спит больше – это хорошо.

Чтобы наладить сон, важен режим. Я рекомендую прям записывать в тетрадочку (или в приложение на смартфоне), сколько ребенок спит, время, когда заснул и проснулся, когда кричит перед сном, какое у него настроение после сна… Так мы можем отследить количество и качество сна. Смотрите – в какие дни ребенок спал хорошо, засыпал легко – и ориентируетесь на распорядок этого дня.

— Один из распространенных диагнозов, который многим детям ставят в роддоме, — «нейрогенная кривошея». Насколько это серьезная проблема?

— Нейрогенная кривошея – асимметрия мышечного тонуса. Ребенок нередко рождается с асимметрией мышечного тонуса. У маленького ребенка еще нет произвольных движений, они хаотичны. И в момент расслабления, сна ребенка тянет туда, где повышен тонус. То есть ребенок лежит с определенным поворотом головы. Если не заниматься этой проблемой, не корректировать, идет деформация шеи и черепа. Ребенок постоянно смотрит в одну сторону, лежит на одном боку, в результате уплощается голова, меняется ее форма.

С этим можно работать, главное – заниматься. Что делают для того, чтобы скорректировать кривошею и последствия от нее? Меняем положение, перекладываем ребенка, чтобы он лежал на разных боках попеременно, а не на одном, на спине. На живот выкладываем. Также для коррекции кривошеи рекомендованы лечебная гимнастика, массаж, бассейн.

Читайте также:  Гепарин для детей: инструкция по применению

Кривошея приходит в норму в период от 3 до 6 месяцев жизни ребенка. В этот период ребенок становится более активным, крутит головой, руками, начинает переворачиваться, пытается ползти, садиться.

Важно не путать нейрогенную кривошею, которой занимаются неврологи, с врожденной мышечной кривошеей — грубой патологией, которую лечат врачи-ортопеды.

— Головные боли у детей – это повод для обращения к неврологу?

Да, безусловно. У детей до 5-6 лет головных болей быть не должно – они еще не созрели для этого. У маленьких детей головные боли могут быть вызваны соматическими причинами: паразитозом, анемией, аллергией, какими-то проблемами со стороны ЖКТ…

У детей постарше головные боли могут провоцироваться проблемами со стороны позвоночника шеи. В пубертатном периоде нередко встречаются различные вегетативные дисфункции. Это распространенная проблема у подростков.

В любом случае, надо обязательно обследоваться. Велик шанс, что мы ничего не найдем, а головные боли со временем пройдут сами. Но это может быть симптом и некоторых серьезных заболеваний, которые нельзя пускать на самотек.

— Часто ли встречается ночной энурез (недержание мочи)? Когда мы говорим об этом диагнозе?

— Да, это тоже распространенное заболевание. Как диагноз энурез выставляется после 3-4 лет.

Если говорить о нормах в развитии, к полутора годам ребенок должен научиться не мочиться ночью. Современный ребенок какой-то промежуток времени находиться в одноразовых подгузниках. Потом их снимают. Первое время ночи будут «мокрые». Но к двум годам уже должны сформироваться «сухие ночи».

После этого проходит какое-то время – и ребенок начинает опять мочиться ночью, скажем, в 4 года. Это вторичный энурез.

Если же подгузник сняли, а ребенок как мочился ночью, так и продолжает, – это первичный энурез.

Причин энуреза существует немало: это и инфекционные заболевания, и пороки развития, и нарушения функции мочеполовой системы, и незрелость нервной системы, стрессы, неврозы и пр. В любом случае, нельзя игнорировать эту проблему, а нужно как можно раньше обратиться к неврологу для коррекции этого заболевания.

— У маленьких детей бывают судороги при повышении температуры. Насколько это опасно?

Фебрильные судороги (то есть судороги при повышении температуры тела) – это парадоксальная реакция нервной системы, коры головного мозга на такой раздражитель, как высокая температура. На этом фоне идет выплеск. Фебрильные судороги могут случиться всего раз, а могут повторяться при каждом эпизоде повышения температуры. Чаще всего, они бывают у эмоциональных и активных детей. Специального лечения не требуется, главное — не допускать повышения температуры тела выше 37,5 °С, сбивать ее сразу жаропонижающими препаратами, чтобы не повторялись эпизоды судорог. При необходимости — невролог порекомендует седативные препараты. Такие дети наблюдаются у невролога, рекомендуется показываться врачу раз в полгода.

— А не могут фебрильные судороги быть признаком начинающейся эпилепсии?

Выхода в эпилепсию, как правило, фебрильные судороги не имеют. Бывают единичные случаи, когда судороги могут действительно оказаться дебютом эпилепсии. Поэтому в любом случае необходимо показать ребенка неврологу, чтобы врач посмотрел, в каком направлении это развивается.

— Эпилепсия вообще часто встречается?

— Да, эпилепсия — это распространенное заболевание. У нас, в Новосибирске, даже есть специальный центр, где работают специалисты-эпилептологи — это очень узкая специализация в неврологии. Когда мы подтверждаем эпилепсию у ребенка, я обычно направляю пациента наблюдаться в специализированный центр. Так там смогут максимально качественно помочь малышу, грамотно подобрать препараты и назначить корректное лечение.

— На какие симптомы важно обращать внимание родителям, чтобы не пропустить начало эпилепсии у ребенка?

— Как правило, когда случается приступ, это хорошо видно. У ребенка наблюдаются конвульсивные подергивания, дергается угол рта, может тянуть мышцы, течет слюна, может пойти пена изо рта, он может обмочиться. Но бывает, что ребенок при приступе просто замирает, и, например, потирает руки или совершает жующие движения в течение какого-то времени. А потом все проходит. После приступа могут наблюдаться головная боль, тошнота, нарушение координации и речи.

Иногда первые признаки эпилепсии появляются еще до приступа. Например, ребенок подергивается во сне. Или просто меняет свое обычное поведение, становится навязчивым, плаксивым, задает по кругу одни и те же вопросы и т.п. Это обусловлено неврологическими изменениями, которые происходят при эпилепсии.

Таким образом, если вы заметили изменения в поведении ребенка, он ведет себя необычно, странно, обязательно покажите ребенка неврологу!

Если есть возможность – рекомендую снять приступ на видео – так врачу намного проще будет понять, что происходит с ребенком.

Читайте также:  Гепарин для детей: инструкция по применению

— Существуют ли успокоительные препараты, которые можно давать детям?

— Практически нет. Имеющиеся лекарственные препараты могут назначить и дать только в стационарах. В амбулаторном лечении в неврологической педиатрии это не практикуется.

При повышенной возбудимости и эмоциональности ребенка я обычно предлагаю начинать издалека – налаживать режим дня, дать ребенку возможность активно двигаться и полноценно отдыхать, гулять на свежем воздухе и пр.

Все лекарственные препараты (сосудистые, ноотропы и пр.) назначаются строго по показаниям и принимать их без рекомендации врача нельзя. Последствиями неконтролируемого приема лекарств могут быть неврологические и поведенческие проблемы в дальнейшем: гиперактивность, расторможенность, неусидчивость, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

— Насколько часто встречается у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?

— Сейчас этот диагноз ставят очень часто. Хотя, мне кажется, нередко мы списывает на СДВГ то, что им не является: особенности темперамента и характера ребенка, его активность или даже педагогическую запущенность…

Патологической гиперактивности много, но больше все же историй с проблемами в семье и в взаимодействии родителей с ребенком.

— Еще одно распространенное заболевание — нервные тики. Как их лечат?

— Да, тики встречаются очень часто. Лечим и медикаментозно, и – самое главное – нормализацией режима. Для «тикающего» ребенка очень важен полноценный сон, отдых, минимизирование телевизора, телефона, компьютера. Очень полезно таких детей отдавать в спортивные секции. Как правило дети, страдающие от нервного тика, очень эмоциональные, темпераментные, много читают и сидят за компьютером. У них идет эмоциональная и информационная перегрузка. И нервная система сбрасывает напряжение, проявляясь тиками.

— Кстати о информационных перегрузках, как вы относитесь к так популярному сейчас раннему развитию?

— Плохо. Любой невролог, я думаю, со мной согласится. Если ребенку давать неадекватную его возрасту и развитию нагрузку, это мот вылиться в достаточно серьезные проблемы в будущем, вплоть до психиатрических расстройств. Не надо ребенку всего этого раннего чтения с двух лет, английского языка с трех и математики с пяти. Ребенок должен в спокойном режиме познавать мир, важно стимулировать его познавательную активность, но не надо пичкать его огромным количеством знаний не по возрасту.

— Какие существуют обследования для диагностики неврологических заболеваний?

— Электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Придумана и создана чтобы записать эпи-активность — подтвердить или исключить эпилепсию, это основное направление этого обследования.

Также я направляю на ЭЭГ детей с речевыми и с психическими нарушениями, чтобы посмотреть насколько сформированы все корковые ритмы – по возрасту или нет. Это корректируется возрастом, со временем. Также помогают занятия с нейропсихологами, дефектологами, метод «Томатис» (программа для нейро-сенсорной стимуляции).

Магнитно-резонансная томография (МРТ). Это одно из наиболее информативных обследований.

Обязательно направляем на МРТ, чтобы понять причину головных болей, особенно, если ребенок жалуется на головную боль при движении, когда он начинает прыгать, бегать, активно двигаться.

Также МРТ информативен при эпилепсии, приступы которой не поддаются лечению. Тогда мы смотрит на МРТ, нет ли сосудистой мальформации (отклонении от нормального развития) или другого сосудистого дефекта. Это может быть причиной приступов, и проблема решается хирургическим путем. Как правило, после операции приступы у ребенка прекращаются.

МРТ позволяет увидеть структуру мозга и сосудов, оценить состояние структуры, наличие кист и пр.

Компьютерная томография (КТ). Как правило, КТ назначается после травмы, для того, чтобы посмотреть наличие крови в поврежденной области.

УЗИ сосудов шеи. Головные боли, расторможенность, дефицит внимания, речевые задержки могут быть вызваны нарушением кровотока по сосудам. УЗИ позволяет это диагностировать, а также увидеть анатомические дефекты (С-образный, S-образный ход сосудов), анатомически неправильно сформированные сосуды, неправильное отхождениесосудов в позвоночный столб, сужение сосудов.

Нейросонография (НСГ) – УЗИ мозга. В обязательном порядке рекомендовано как скрининг (профилактическое обследование) всем новорожденным. НСГ показывает структуры головного мозга, как сформированы все сферы, полостную систему, желудочки, борозды, наличие жидкости. Параллельно с НСГ выполняется допплерометрия – смотрим кровоток сосудов.

НСГ выполняют в роддоме детям после осложненных родов, в месяц НСГ назначается абсолютно всем. НСГ может показать грубые нарушения, которые необходимо начать корректировать как можно раньше, чтобы минимизировать их влияние на развитие малыша. В первые месяцы жизни многие аномалии развития не проявляются, примерно до 3-4 месяцев они хорошо компенсируются, а потом ребенок начинает отставать в моторном и психическом развитии. Именно поэтому НСГ надо выполнять в обязательном порядке, даже если внешне ребенок выглядит абсолютно нормально.

Ссылка на основную публикацию