Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок грызет ногти

Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок грызет ногти

Ребенок, который грызет свои ногти, выглядит не слишком красиво. Взрослый, у которого с детства сохранилась эта дурная привычка, выглядит еще более неприглядно – и даже отталкивающе. Шансы «перевоспитать» взрослого невелики. Значит, нужно позаботиться об этом в детстве. Доктор Комаровский рассказывает о том, как отучить ребенка грызть ногти.

О вредной привычке

Примерно 30% детей регулярно грызут ногти на руках. В подростковом возрасте это делает почти половина мальчиков и девочек. У 25% из них привычка сохраняется во взрослой жизни.

По словам Комаровского, формируется она (как и другие вредные привычки) как частая и многократная последовательность определенных идентичных действий. Постепенно это действие перестает управляться мозгом и становится рефлекторным. Ребенок совершенно не задумывается о том, начать ли ему грызть ногти или нет, он просто это делает. Из привычек, которые формируются в детстве, постепенно складывается характер человека.

Родители довольно часто обращаются к детским врачам с вопросом, как объяснить ребенку весь вред его привычки. Но проблема от этого быстрее не решается, поскольку она выходит за пределы чисто медицинской и становится частично педагогической, а частично психологической.

В разных странах и социальных кругах свои представления о вредных привычках и норме. Однозначно вредными Евгений Комаровский советует считать те действия ребенка, которые наносят ему физический и другой вред.

Грызть ногти — вредно:

  1. Регулярное обгрызание кожи вокруг ногтевой пластины может привести к утончению кожного покрова, повышению чувствительности кончиков пальцев, к воспалительным процессам в глубоких кожных слоях. От этого может меняться цвет и внешний вид ногтей, они выглядят нездоровыми, а также ломаются.
  2. Дети, которые часто грызут ногти, в большей степени рискуют заболеть, ведь микробы, обитающие в ротоглотке, могут проникнуть в кровоток через микроскопические ранки в районе травмированных зубами ногтевых пластин и вызвать довольно серьезные недуги.

Под ногтями обычно есть множество не самых полезных микроорганизмов и паразитов, которые при нахождении пальцев во рту легко проникают в полость рта, откуда отправляются в путешествие по организму, попутно вызывая самые разные болезни. Достаточно твердые ногтевые пластины при попытке разгрызть их могут травмировать эмаль зубов.

Поскольку привычка считается на самом деле патологической, врачи даже придумали ей вполне медицинское определение, она называется онихофагия. Привычка имеет свой номер в классификации болезней — F98.

Причины привычки

Относительно причин, по которым дети начинают грызть ногти, медики до сих пор спорят. Одни утверждают, что всему виной стресс, тревога, подавленное психологическое состояние. Другие считают, что привычка формируется у детей, мамы которых уделяли не слишком много внимания воспитанию гигиенических навыков у чада.

Евгений Комаровский говорит, что иногда причиной сосания пальцев, а потом и привычки грызть ногти, является неудовлетворенный сосательный рефлекс в самом раннем детстве.

Психиатры и психологи солидарны в том, что чаще всего привычка грызть ногти формируется у детей в возрасте 4-5 лет. В более редких случаях травмировать собственные ногтевые пластины зубами детки начинают в 2 или 3 года. Если до 5 лет родители не задумаются о срочных мерах, то в младшем школьном возрасте плохая привычка лишь усугубится, поскольку стрессы у ученика возрастают с каждой новой четвертью в школе.

Одной из самых распространенных причин возникновения онихофагии является личный пример родителей. Если кто-то из взрослых членов семьи грызет ногти, то малыш просто начинает подражать, и его потом очень сложно убедить во вредности привычки. Он каждый день видит, что это делают папа или мама, и ничего плохого с ними не случается.

Среди других вероятных причин возникновения пагубного пристрастия медики и психологи называют следующие факторы: наследственность, аутоагрессию, сопротивление ребенка тотальному контролю со стороны взрослых.

Иногда ногти у ребенка ввиду некоторых патологий обмена веществ слоятся и ломаются сами по себе – и на ногах, и на руках. Часто дети не находят лучшего выхода, чем просто обгрызть отломившуюся пластину.

Как отучить?

То, что ребенку разрешается один раз, говорит Комаровский, то, на что когда-то родители не обратили внимания, во второй раз делается малышом как вполне легальное действие, на которое не было запрета. По этой причине желательно корректировать действия ребенка на начальном этапе, пока еще привычка не успела стать именно рефлекторной.

Если грызть ногти — уже стойкая привычка, родителям нужно принять для себя серьезное педагогическое решение. Если бороться — то всегда и везде, без выходных и праздников. Требования родителей должны быть четко мотивированы. Ребенок должен знать, что именно он делает не так, чем это чревато именно для него.

На начальном этапе родителям нужно любой ценой установить истинную причину пристрастия своего ребенка. Если самостоятельно найти ее не получается, можно обратиться к участковому педиатру или детскому психологу, но не с вопросом, как искоренить привычку, а с вопросом, откуда у проблемы «растут ноги».

Читайте также:  Психосоматика проблем с суставами у детей и взрослых

Самое плохое, что могут придумать родители, вздумавшие отучать свое чадо от вредного пристрастия – это грубо одергивать его и бить по рукам. Проблему это не решает, а малыш довольно скоро поймет, что при родителях грызть ногти нельзя, зато в одиночестве, когда никто не видит – очень даже можно.

Чудодейственного лекарства в виде таблетки или сиропа от этой напасти не существует. Неэффективно и намазывать ногти чем-то горьким (горчицей, перцем). Еще хуже — начать запугивать ребенка и стращать его всякими ужасами, ведь на смену этой плохой привычке может сразу прийти другая. Ребенок довольно быстро начнет, к примеру, кусать губы или плеваться.

Если причина кусания ногтей кроется в стрессовых ситуациях, волнении ребенка, нужно научить его выражать свои эмоции по-другому – например, словами. Для этого есть множество психологических приемов, основанных на играх, заниматься которыми ребенку будет интересно.

Можно давать малышу успокаивающий травяной чай, делать расслабляющий массаж, обязательно нужно ежедневно проводить водные процедуры, больше гулять с ним на свежем воздухе и свести к минимуму время, которое ребенок проводит перед телевизором или монитором компьютера.

Параллельно с устранением психологического дискомфорта нужно заняться укреплением ногтевых пластин, ведь прочный и устойчивый к воздействию ноготь сложнее грызть. Для этого после консультации с педиатром имеет смысл начать давать ребенку препараты кальция в разрешенных возрастных дозировках. Для ногтей можно делать укрепляющие ванночки с солевыми растворами, с эфирными маслами (хорошо подходит масло кедра).

Ребенка следует научить не только расслабляться, но и концентрировать внимание. Если занять малыша интересным делом (рисованием, мозаикой, лепкой или чем-то другим), у него будет реже возникать желание взять руки в рот. Желательно, чтобы дело было именно рукотворным. Должны быть задействованы пальцы. Если это будут совместные со взрослыми занятия творчеством – просто замечательно.

Советы

Не стоит думать, что онихофагия — явление возрастное, и подросший карапуз «перерастет ее», повзрослеет и вдруг поймет, как это плохо и некрасиво, и перестанет грызть ногти. Этого почти никогда не происходит.

Маленькие хитрости замещающей терапии заключаются в том, чтобы предложить ребенку достойную «замену» – например, орешки или семечки, если его возраст позволяет и нет аллергии на орехи.

Каждый вечер перед сном маме нужно внимательно осматривать ногти ребенка. В случае появления заломов, заусенцев, расслоений следует аккуратно исправить дефект с помощью маникюрных ножниц и пилочки, чтобы у ребенка не было соблазна что-то отгрызть самостоятельно. Так будет формироваться новая привычка, полезная и нужная — ухаживать за ногтями регулярно.

Как отучить ребенка грызть ногти расскажет доктор Комаровский в видео ниже.

  • Грызет ногти
  • Доктор Комаровский
  • Синдром навязчивых движений
  • Комаровский о синдроме

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей

Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, – невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.

Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.

Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.

Читайте также:  Пимафукорт для детей: инструкция по применению

Неврологические проблемы

Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).

Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.

Когда проблема действительно существует?

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, – ор ребенка.

С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.

Советы доктора Комаровского

Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.

Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, – правильный образ жизни ребенка.

Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.

Онихофагия – привычка грызть ногти: причины и лечение

Что такое онихофагия

Онихофагия – это навязчивое действие, которое проявляется постоянным обкусыванием ногтей и окружающих их мягких тканей. Это расстройство развивается часто у детей в возрасте с 3 до 10 лет, но это не значит, что оно не может возникнуть у людей из старших возрастных групп.

Данное расстройство не несет опасности для здоровья, поэтому является проблемой скорее эстетического характера. Но эта вредная привычка имеет и другую негативную сторону – ногти становятся хрупкими, деформированным, а поврежденная вокруг них область сильно воспалена, поэтому есть риск занесения инфекции.

Сам термин «онихофагия» имеет греческое происхождение, что буквально означает «поедание ногтей». В МКБ-10 это расстройство является вариантом навязчивого действия, которое носит характер неврозоподобного или невротического ритуала.

Желание грызть ногти и обкусывать заусенцы – это выражение аутоагрессии. Ядром этого расстройства является отсутствие возможности или неспособность выражать негативные эмоции (гнев, раздражение и т.д.). Часто проявление таких эмоций порицается взрослыми, поэтому ребенок подсознательно меняет их направление, т.е. возникает агрессия, которая направлена на него самого. При этом эти действия помогают устранить возникшую у малыша напряженность.

Читайте также:  Как вывести из депрессии ребенка и по каким признакам ее можно заподозрить?

Это достаточно распространенная проблема среди школьников – порядка 35% от общего числа. Особенно заметно в возрасте от 7 до 9 лет, что объясняется стрессом и периодом адаптации к учебному процессу, который часто сопровождается сильными эмоциональными и психическими нагрузками. При этом проблема может возникать у детей и взрослых.

Основные причины

Навязчивое желание обгрызать ногти и кожу на руках формируется под воздействием определенных стрессовых факторов.

Выделяют основные причины онихофагии:

  • Ощущение вины. Данное навязчивое действие является своеобразной формой самонаказания путем причинения боли себе.
  • Тревожность. В данном случае, онихофагия представляет собой реакцию на внешние раздражители, т.е. ребенок таким образом снимает напряжение. Поэтому достаточно часто эта вредная привычка возникает у детей с заниженной самооценкой, у тех, кто не уверен в себе.
  • Неправильные стратегии воспитания ребенка. Развитию этой проблемы способствуют постоянные упреки со стороны родителей, негативная оценка внешности, поведения ребенка, определенные родительские табу, а также высокие требования к малышу.
  • Проблемы в семье. Частые домашние ссоры, развод родителей или смерть одного из них.
  • Проблемы с коммуникацией. Причиной онихофагии могут быть непростые отношения ребенка с его сверстниками, педагогами. Также на развитие этого навязчивого действия влияет желание ребенка получить одобрение окружающих, что само по себе повышает эмоциональное напряжение.
  • Чрезмерные психические, умственные и физические нагрузки.
  • Усвоенный поведенческий шаблон, т.е. ребенок копирует поведение взрослого. Кстати, в семьях, где у одного из родителей была вредная привычка грызть ногти, чаще встречаются дети с онихофагией. При этом наследственная предрасположенность не нашла свое подтверждение, поэтому речь идет именно о переносе опыта от взрослого к ребенку

Диагностика онихофагии

Онихофагия не рассматривается как отдельный диагноз, потому что она находится в рамках невротических или неврозоподобных расстройств.

Диагностика включает в себя:

  • Визуальный осмотр рук. Его проводит дерматолог или врач-педиатр. Определяется степень повреждений, локализация, а также вероятность наличия инфекции (грибковой или бактериальной).
  • Опрос. Выясняется частота этого действия (как часто человек грызет ногти). Оценивается состояние десен, зубов, выясняются жалобы на работу ЖКТ.
  • Наблюдение. Психолог или психиатр изучают поведение ребенка (или взрослого), определяют связь этого действия со стрессовыми ситуациями. Выясняются отношения внутри семьи, эмоциональные и поведенческие реакции человека.
  • Лабораторные анализы. Они проводятся в случае воспалительного процесса, чтобы определить наличие инфекции.
  • Различные тесты, которые предназначены для определения индивидуальных особенностей личностной и эмоциональной сферы. В ходе психодиагностики выясняются определенные качества человека, исправление которых поможет в решении проблемы (низкая самооценка, сильная тревога и т.д.).

Лечение онихофагии

Подобного рода проблемы возникают у человека вне зависимости от возраста, но чем люди старше, тем им проще контролировать этот процесс. Но это не значит, что в зрелом возрасте не надо решать эту проблему.

Само лечение включает в себя два этапа – это восстановление ногтевых пластин, окружающих мягких тканей, а также устранение причин этих навязчивых действий.

Используются следующие методы терапии:

  • Медикаментозное лечение. Специалист назначает различные мази и кремы с антибактериальным (или противогрибковым, в зависимости от типа инфекции) и противовоспалительным действием. Часто проблема является следствием повышенной тревожности, поэтому могут назначать успокаивающие средства и антидепрессанты.
  • Когнитивно-бихевиоральная терапия. На занятиях специалист учит человека активнее выражать собственные эмоции, обсуждать проблемы и находить совместные пути решения. Происходит обучение навыкам самоконтроля и релаксации.
  • Комплексная работа с родителями. Специалист консультирует родителей по поводу специфики этой проблемы, говоря им о возможных причинах появления онихофагии. Такое обсуждение позволяет выстроить стратегию дальнейшего взаимодействия с ребенком, чтобы исключить все негативные факторы. Важно донести до родителей, что малыш нуждается в родительском одобрении, поддержке и адекватной, а не избыточной, критике.

Как избавиться от привычки грызть ногти и кожу вокруг них?

Во многом, решение этой проблемы зависит и от самого человека. При этом повреждение ногтевых пластин и верхнего слоя кожи не является основным поводом для беспокойства, ведь их восстановление, в среднем, занимает от 2 до 6 недель. Что же касается устранения психологической основы онихофагии, то может потребоваться до полугода и больше.

Если проблема возникла у взрослого, то достаточно провести несколько сеансов психоанализа, чтобы понять ее истоки. В дальнейшем нужно поставить перед собой цель и контролировать свое поведение. При возникновении желания грызть ногти, нужно научиться переключать внимание.

Ребенку с этой проблемой должны помочь справиться родители и специалисты. Важен благоприятный эмоциональный фон в семье. Для предупреждения рецидива можно использовать массаж, теплые ванны и другие методики, которые снимают эмоциональное напряжение.

Советы родителям

Часто приходится сталкиваться с советом намазать ногти лаком с горьким привкусом или горчицей, но нет однозначного мнения по поводу эффективности этой методики. Если для ребенка грызть ногти – это способ разрядить психологическое напряжение, то эти средства вряд ли его остановят. Кроме того, если просто запрещать грызть ногти, не давая при этом выхода детской тревоге, то его внутреннее напряжение трансформируется в иное нарушение – психосоматику, нарушение аппетита, сна, эмоциональные и прочие проблемы.

Читайте также:  Гемолитическая желтуха у новорожденных

Есть несколько способов, которые родители могут использовать на практике:

  • Переключите внимание. Давайте ребенку в руки бусы, пластилин, игрушку, бумагу, т.е. то, что подходит для сенсорики именно вашего малыша.
  • Придумайте для него «грызлик» (это может быть какая-нибудь игрушка) и поставьте условие: он грызет не ногти, а «грызлик» и только 10-15 минут. Если оральная потребность велика, то пусть грызет его чаще и дольше. Но со временем вы сами заметите, что это время начнет сокращаться.
  • Когда ребенок начинает грызть ногти, не нужно заострять на этом внимание и ни в коем случае не бить по рукам и т.д. Нужно деликатно, даже без слов, дать ему в руки что-нибудь другое – к примеру, морковь.
  • Нужно снижать уровень тревожности. Не нужно разговаривать на повышенных тонах, лучше минимизировать телевизор и телефон. Важен режим дня, питания и сна (не менее 10 часов в сутки). Нужно чаще бывать на улице, играть с ним на открытом воздухе. Для снятия тревожности хорошо подходит работа с глиной, песком.
  • Добавьте больше мягкого телесного контакта с малышом.
  • Будьте спокойны и терпеливы, умейте выдерживать детские истерики и капризы.
  • Будьте не просто родителем, а другом для своего ребенка в этот момент. Никаких «Убери руки!» и других подобных фраз.

С трех лет уже можно обсуждать с малышом эту тему. Здесь важен контакт, т.е. вы должны разговаривать с ним максимально откровенно, задавая ему вопросы: «Как ты считаешь, что нам надо сделать для того, чтобы ты перестал грызть ногти? Какой герой из мультика сможет помогать тебе и напоминать в случае чего?». Важно дать понять ребенку, что с ним разговаривают на равных, что он может сам принимать решения, а не просто выполнять родительские указания.

Это небыстрый процесс, потому что дети могут и не понимать изначально смысла этих вопросов, но это важная часть работы с ребенком. В разговорах нужно акцентировать внимание не на прямом запрете (что нельзя грызть ногти), а на том, что мы хотим отрастить их красивыми!

Важна похвала и поощрение за каждый красивый и здоровый ноготок. Прямо спросите малыша о том, что именно он хочет (лакомство, поход в парк и т.д.). И постоянно повышайте ставки – за 2 красивых ноготка, за 5 и т.д. Мотивация и правда великая вещь, поэтому на практике малыш уже к первому подарку может не грызть по 4-5 ногтей. Не забывайте о похвале – хвалите его при дедушках, бабушках, дайте ему почувствовать, что он любим даже со съеденными ногтями.

Ребенок грызет ногти: 5 серьезных причин и совет Комаровского

Если дети начинают грызть ногти, впоследствии это может стать достаточно пагубной привычкой. И совсем уж нехорошо, если эта привычка будет сопутствовать ребенку во взрослой жизни. Взрослый человек, который грызет ногти, вызывает отталкивающие взгляды окружающих, а отучить себя от этого очень сложно. Для того чтобы не дать рефлексу закрепиться, следует прибегать к экстренным мерам. Необходимо понять причину, по которой дети грызут ногти. Источником данного рефлекса может быть болезнь. Также эта проблема может возникнуть в результате перенятого негативного опыта поведения окружающих.

Доктор Комаровский дает ряд советом по искоренению пагубной привычки.

Описание рефлекса

Дети грызут ногти, так как это откладывается у них в подсознании в виде вредной привычки. Данный рефлекс формируется за счет многократных повторений одного и того же действия. Таким образом, мозг образовывает связь, которая в дальнейшем работает как подсознательный рефлекс. Как только он выработается до автоматизма, ребенок будет грызть ногти, не придавая значения своему поведению. Привычка переходит на уровень сознания и сформировывает поведение и особенности характера во взрослой жизни.

Несколько фактов и цифр. Медицинская статистика свидетельствует о том, что 30 % детей до одиннадцатилетнего возраста подвержены привычке, грызть ногти. Аналогичный синдром наблюдается у юношей и девушек до 15 лет. Со временем, у 25% подростков данная привычка переходит во взрослую жизнь, формируя поведение.

Чтобы найти эффективные методы борьбы с данным рефлексом, требуется понять причины, по которым дети грызут ногти. Повод может быть самым неожиданным. Иногда это следствие развивающейся болезни.

По каким причинам дети грызут ногти

Детский педиатр Евгений Комаровский говорит о том, что конкретные причины данного рефлекса не установлены. Решать проблему необходимо в каждом конкретном случае, учитывая индивидуальные характеристики ребенка. Доктор Комаровский отмечает ряд причин, которые прямым или косвенным влиянием могут способствовать формированию этой вредной привычки.

Читайте также:  Диклофенак детям

Частые причины, по которым сформировывается рефлекс:

  1. Перевозбуждение нервного состояния – физическое развитие происходит быстрее, чем формирование нервных окончаний, психика не справляется с нагрузками и сформировывает навязчивый рефлекс.
  2. Подражание родителям и близким – если кто-то из взрослых страдает данной пагубной привычкой, этот негативный опыт перенимает ребенок.
  3. Аутоагрессия – срабатывает психологическая защита, тем самым формируя неосознанную привычку причинения вреда самому себе.
  4. Сопротивляемость тотальной опеке – ребенок воспринимает избыток заботы и контроля как факт агрессии и насилия, а пагубный рефлекс – ответ на чрезмерную опеку.
  5. Нарушение обмена веществ – из-за данного дисбаланса происходит отслаивание кутикулы ногтей рук и ног, а дети, на рефлекторном уровне, обгрызают ногти и кожу во избежание появления заусенцев.

Какой возраст больше подвержен данной проблеме

Эксперты в области психологии и педиатрии пришли к выводу, что данная проблема чаще всего возникает в возрасте четырех и пяти лет. Если не выяснить первопричины привычки, она обязательно оставит свой след в сознании ребенка и перерастет в устойчивый рефлекс. Гораздо реже привычка грызть ногти проявляется у малышей в возрасте двух и трех лет.

Искоренить навязчивый рефлекс необходимо до пяти лет. В противном случае у детей младшего школьного возраста эта проблема лишь усугубиться и перерастет в пагубную привычку. Тяга к надкусыванию ногтевых пластин детьми старше одиннадцати лет может указывать на легкие расстройства психического характера или очень сложные отношения в семье или школе.

Болезнь или пагубный рефлекс?

Если дети начинают грызть ногти, это не повод поднимать панику. Если оказать ребенку своевременную помощь – проблема может быть решена. Следует обратиться к специалисту для выяснения истоков данного рефлекса. Родителям следует запастись терпением. Нет смысла упрекать ребенка за испорченные ногти, та как он сам не знает причин, по которым это делает.

По утверждению доктора Е. Комаровского, привычка грызть ногти – никак не связана с заболеваниями. Таким образом, нервная система подает сигнал, на который необходимо отреагировать. Даже у взрослого человека, пагубная привычка грызть ногти, говорит лишь о том, что есть более глубокие проблемы.

Как искоренить привычку у ребенка?

Педиатры дают ряд советов по решению данной проблемы. Для начала, родителям следует проявить бдительность. Доктор Комаровский говорит:

«То, что изначально было разрешено, ребенок воспринимает, как разрешенное действие. Если не получается добиться результата объяснениями, лучше выслушать педиатра или участкового психолога. Это не говорит о несостоятельности родителей, а наоборот, указывает на проявление сознательности».

Категорически запрещена грубость по отношению к малышу: его нельзя ругать и бить по рукам. Дети запоминают, что в присутствии родителей грызть ногти запрещено. Но когда они будут оставаться одни, вновь займутся обгрызанием ногтей. Нельзя использовать дедовские методы: смазывать ногти горчицей или перцем. Это может выработать у малыша новые привычки.

По рекомендациям доктора Комаровского следует поить ребенка успокоительными травяными отварами, прибегать к массажам и солевым ваннам. Также можно снизить нервозность частыми прогулками.

Укреплению ногтевых пластин и кутикул способствует сбалансированное питание. Необходимо включить в рацион морепродукты и овощи. Не рекомендуется детям до пятилетнего возраста давать химические аналоги витаминов. Врачи также рекомендуют включить в ежедневный рацион питания рыбий жир.

Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок грызет ногти

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!

Аннотация: Специалисты советуют не пускать ситуацию на самотек, а начинать действовать сразу.

Статья:

Вредные привычки ребенка вызывают тревогу у родителей. Это вполне обоснованно, ведь часто они сохраняются в старшем возрасте и даже переходят во взрослую жизнь. Избавиться от них крайне непросто. И если на малыша, который, например, грызет ногти, смотрят снисходительно, то взрослый человек будет вызывать, по крайней мере, недоумение. Специалисты советуют не пускать ситуацию на самотек, а начинать действовать сразу. Действия взрослых должны быть целенаправленными и настойчивыми, но в то же время мягкими, чтобы не усугубить проблему и не нанести ребенку психологическую травму.

Почему обгрызание ногтей считается вредной привычкой

Доктор Комаровский считает, что любые вредные привычки формируются как многократно повторяющаяся последовательность каких-то действий. Со временем мозг перестает управлять ими, эти действия становятся рефлекторными. Сам того не желая и не замечая, ребенок тянет руки в рот, дергает себя за мочку уха, теребит волосы, раскачивает ногами, ковыряется в носу. Опасность в том, что из детских привычек формируется характер взрослого человека, которого отучить гораздо сложнее, чем малыша.

Вредными считаются те действия, которые способны нанести вред. В привычке грызть ногти врачи также видят опасность по ряду причин:

  1. Ногти несут защитную функцию, предохраняя кончики пальцев, наиболее уязвимые участки, от повреждений. Постоянное их обгрызание под самый корень ведет к тому, что кожа на пальцах становится очень тонкой и чувствительной. Это грозит травмами и воспалительными процессами не только кожи вокруг ногтевой пластинки, но и более глубоких слоев.
  2. Внешний вид и цвет ногтей постепенно меняется, они становятся ломкими, сильно слоятся, деформируются, у некоторых детей и вовсе перестают расти.
  3. В трещинки и ранки из ротовой полости попадают болезнетворные микроорганизмы, которые могут вызвать воспаление и заражение. Если бактерии попадут в кровоток, это вызовет серьезные заболевания, вплоть до сепсиса.
  4. Гораздо чаще происходит наоборот. Грязь из-под ногтей, где активно размножаются попавшие туда вирусы и бактерии, ребенок, когда грызет ногти, проглатывает. Также высок риск заражения глистами.
  5. Ногтем ребенок нередко травмирует мягкие ткани во рту, вызывая тем самым стоматит. Повреждение зубной эмали ведет к разрушению зуба.
Читайте также:  Цистит у мальчиков: симптомы и лечение

Хотя до 18 лет не принято ставить психиатрические диагнозы, врачи однозначно считают привычку грызть ногти расстройством, которое даже получило медицинское название – онихофагия.

Почему дети грызут ногти

В большинстве случаев специалисты сходятся во мнении, что развитию вредной привычки способствует стресс у ребенка, подавленное состояние. Такое наблюдается при конфликтах в семье, во время адаптации к детскому саду или школе, при смене места жительства или образовательного учреждения. У подростков такая привычка развивается на фоне разногласий с родителями и друзьями, переживаний по поводу первых симпатий и влюбленности.

Доктор Комаровский считает, что в некоторых случаях привычка грызть ногти развивается из другой вредной привычки – сосать пальцы, которая, в свою очередь, возникает из-за неудовлетворенности в сосательном рефлексе у малышей (например, ребенка рано отняли от груди, в период отучения от пустышки).

Существуют и другие причины психологического и педагогического характера:

  1. Дурной пример. Если папа или мама, кто-то из родственников или ближайшего окружения (в детском саду, в гостях) при малыше грызут ногти, вскоре можно заметить, как ребенок стал тянуть пальчики в рот. В семье с двумя, тремя и более детьми практически все они будут грызть ногти, так как достаточно одному продемонстрировать это занятие, «заразятся» и другие.
  2. Аутоагрессия, то есть осознанное или неосознанное причинение вреда самому себе. Догрызая до мягких тканей, ребенок не остановится, несмотря на боль, будет обдирать ногтевую пластинку вместе «с мясом».
  3. Сопротивление контролю со стороны взрослых. Происходит это, как правило, в переходные периоды: в 3-5-летнем или подростковом возрасте.
  4. Недостаточная гигиена. Если родители редко стригут ногти ребенку, они мешают, задевают за предметы, доставляют множество неудобств. Иногда пластинка слоится и ломается из-за травмы или нарушения обмена веществ. Не умея пользоваться ножницами, ребенок не придумывает ничего лучше, чем грызть торчащие ноготки. Достаточно быстро это перерастает в привычку.
  5. Чрезмерная сосредоточенность на чем-либо. Можно заметить, что ребенок усиленно грызет ногти, решая сложную задачу, читая книгу, просматривая телевизор или играя в компьютерную игру.

Чаще всего ногти начинают грызть в 4-5-летнем возрасте, реже – малыши 2-3 лет. К подростковому возрасту привычка сохраняется практически у половины таких детей. Как только родители заметили обгрызанные ногти или застали чадо за этим занятием, следует принимать меры. Чем старше ребенок и запущеннее состояние, тем сложнее от него избавиться.

Как отучить от вредной привычки

Если родители не обратили внимания на то, что ребенок грызет ногти, хотя бы один раз, это действие будет восприниматься как вполне «легальное». Именно поэтому следует постоянно следить за привычками малыша и не допускать того, чтобы он сосал пальцы, теребил волосы, болтал ногами или грыз ногти.

Многие современные педиатры вообще сходятся во мнении, что не следует разрешать ребенку держать руки во рту. Часто мамы не обращают на это внимания в период прорезывания зубов, когда малыш таким образом чешет десенки. Но существует масса современных приспособлений для этих целей – от прорезывателей до специальных игрушек, которые предполагается дезинфицировать и давать ребенку.

Следует сесть и поговорить с малышом. Не важно, сколько ему лет, говорить нужно, как с взрослым. Важно четко и аргументировано объяснить ему, почему грызть ногти нельзя и даже опасно. Ребенок должен знать, что именно он делает неверно, чем это грозит конкретно ему. Возможно, в разговоре удастся выяснить причину такого поведения.

Если обгрызание ногтей уже стало рефлекторным, придется подумать и выбрать правильную тактику коррекции поведения. Борьба с вредной привычкой должна быть целенаправленной, давать слабину нельзя ни в коем случае.

Уход за руками ребенка

Родители должны выработать привычку ежедневного ухода за руками и ногтями своего ребенка. Ноготки следует стричь очень коротко, при необходимости подпиливать их, убирая загибы, отломки, заусеницы, чтобы у малыша не возникало соблазна что-то оторвать или отгрызть.

Для юных модниц очень действенным оказывается красивый маникюр мамы, который она сравнивает с некрасивыми обгрызанными ногтями дочки. Для демонстрации разницы можно взять ножнички и пилочку, обработать ноготки, возможно, покрыть лаком, желательно ярким. Иногда это срабатывает с первого раза. Если же не помогло, через день-два ногти снова погрызаны, следует их просто обработать, но не красить. Накрасить только в том случае, когда после очередного осмотра они окажутся невредимыми.

Читайте также:  Парацетамол для детей 2 лет

Важно: Для детского маникюра следует выбирать только специальные детские лаки, которые не содержат ацетон.

Параллельно, если есть необходимость, следует заняться укреплением ногтевой пластины ребенка, чтобы они не слоились и не отламывались. Для этого важно пересмотреть питание малыша, обогатив его продуктами с большим содержанием кальция, витаминов и минералов. При необходимости посоветоваться с педиатром о приеме поливитаминов. Для ребят постарше в аптеке можно приобрести специальные лаки для укрепления или сходить к косметологу и провести укрепление ногтей акриловой пудрой.

Специальные приспособления и препараты

Некоторые дети выгрызают ногти далеко за свободный край, как говорится, «с мясом». В этом случае поможет только обматывание кончиков пальцев специальным лейкопластырем. Так ребенок не сможет добраться до пластинки. Совсем малышам можно надеть рукавички-антицарапки, которые мягко фиксируются на запястье. Пара недель таких ограничений для многих заканчивается успешным отучением от дурной привычки. Конечно, ребятам, посещающим детский сад, а тем более школьникам, такие методы не подойдут.

Для них можно попробовать специальный лак для ногтей, например, «Некусайка», «Belweder». Безобидный для детского здоровья, но горький на вкус, он приводит к тому, что ребенок вовсе перестает тянуть в рот пальцы. Лак помогает на начальной стадии онихофагии, если же привычка прочно укоренилась, скорее всего, средство окажется бессильным.

Создание психологического комфорта

Для расслабления при перенапряжении и стрессовых ситуациях подойдет массаж, водные процедуры, длительные прогулки на свежем воздухе, успокоительный чай на травах, которые посоветует педиатр. Нужно проводить с ребенком как можно больше времени, ограничивая время просмотра телевизора и компьютерных игр. В моменты, когда он занят сам или с родителями чем-то интересным, можно заметить, что он «забывает» грызть ногти. Отучить такого ребенка можно, постоянно отвлекая его от этого занятия.

Иногда бывает и так, что ребенку не хватает именно этих повторяющихся действий. Девочкам заменить привычку грызть ногти можно, например, вязанием крючком или плетением из бисера, вышиванием, другими видами рукоделия. Мальчикам предложить собирать конструктор, какие-то мелкие детали, заняться робототехникой. Это не только вырабатывает умение сосредоточенности на руках, но и помогает понять, что пальцы – весьма важный инструмент, который следует беречь. Ранка и воспаление из-за плохой привычки ведут к сильной боли, потери чувствительности и временной нетрудоспособности, когда ребенок не сможет заниматься любимым делом.

Некоторым подходит так называемое действие-замещение. Например, при просмотре телевизора или чтении книги поставить перед ребенком семечки, орешки, любимые фрукты, овощи. Хорошо помогают «занять» руки игрушки-антистресс, которые вполне можно смастерить совместно из натуральных материалов, наполнив их рисом, горохом или гречкой.

Психологи советуют учить малыша выражать свои эмоции, всегда говорить с ним, узнавая, в чем причина его волнений, помогать решать трудные ситуации. Тогда накопленное внутреннее напряжение не будет выливаться в плохие привычки. Помогут и некоторые психологические приемы, например, дыхательная гимнастика, медленный счет до 10 на выдохе и так далее.

Обучающие методики

Особо впечатлительным детям помогает «одуматься» и навсегда отказаться от дурной привычки демонстрация того, к чему она ведет. Следует выбрать несколько наиболее устрашающих картинок, примеров негативных последствий обгрызания ногтей, сопроводив их неутешительными комментариями.

Малышам можно рассказать сказку о двух товарищах, один из которых грыз ногти, а у другого такой привычки не было. Детками постарше почитать медицинскую энциклопедию о вредных бактериях и глистах, посмотреть познавательные мультфильмы или медицинские передачи. Если есть возможность, рассмотреть под микроскопом подногтевую грязь, обязательно сделать акцент на том, что все это оказывается внутри, как только руки попадают в рот.

Чего нельзя делать

Бабушки пользовались аналогом современного безопасного горького лака: горчицей или красным перцем, которыми натирали кончики пальцев малышу. Следует понимать, что вместо рта ребенок вполне может потереть глаза, и тогда ожог слизистой обеспечен.

Перепробовав все методы и не получив результата, в отчаянии родители пытаются воздействовать наказаниями. Если вспомнить, что в большинстве случаев причиной дурной привычки является стресс, можно понять, что грубое одергивание, шлепки по рукам и губам не решат проблему, напротив, только усугубят ситуацию. Действовать нужно настойчиво, но достаточно мягко.

Если, несмотря на все старания, ребенок продолжает не просто грызть ногти, а делает это с некоторым остервенением, следует обратиться к неврологу. Вполне возможно, такая привычка является предшественником синдрома гиперактивности и дефицита внимания, который в будущем может вылиться в серьезные проблемы, а на начальной стадии вполне поддается коррекции.

Уполномоченный по правам ребёнка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

Замечая, что ребенок постоянно грызет ногти, ковыряет в носу, сосет палец, грызет губы до крови, кусает подушку, родители стремятся поскорее искоренить эти привычки, так как они считаются непристойными или, по крайней мере, не эстетичными. Зачастую родители подходят к вопросу достаточно жестко: стремятся убрать нежелательные навыки ребенка, применяя насильственные методы воспитания (ругань, запреты, наказания). Это не приводит к желаемому результату, а иногда, наоборот, закрепляет привычку еще больше, потому что эти действия связаны у ребенка чаще всего с преодолением возникшего страха или стресса.

Читайте также:  Вирусная ангина у детей

В этом случае гораздо важнее выяснить, почему это действие возникло и закрепилось. Нужно внимательно понаблюдать за ребенком, его окружением и эмоциональным состоянием и постараться определить причины.
Причины возникновения привычек

Большинство негативных привычек детей возникают не сразу, а поэтапно. Сначала они являются нормальным поведением раннего возраста, когда еще не до конца сформированы те или иные структуры нервной системы. Эти действия, по сути, пока не являются привычками в полном смысле слова и могут постепенно пройти сами, если развитие ребенка идет гармонично. Например, сосание пальца или других предметов обусловлено сосательным рефлексом, который в норме формируется еще до рождения и пропадает после четырех лет.

Также существуют объективные факторы окружающей среды. Так, ковыряние в носу может быть вызвано сухостью слизистой оболочки носа из-за постоянной низкой влажности воздуха в помещении.

Еще один фактор – подражание поведению родителей: то, как ведут себя родители, является для детей нормой. Поэтому, хотят этого родители или нет, если у них самих есть какие-либо вредные привычки, ребенок, скорее всего, будет их повторять.

Если какое-то действие начинает ассоциироваться у ребенка с положительным эмоциональным состоянием или уменьшением отрицательных эмоций, то оно начнет повторяться и постепенно станет привычкой. Когда положительные эмоции ассоциируются у ребенка только с этим действием и ничто другое не ослабевает тревожности и не доставляет ему радости, привычка становится невротической. То есть ребенок начинает совершать эти действия подсознательно, автоматически, чтобы испытать положительные эмоции или войти в комфортное состояние.

Тогда возможными причинами закрепления привычек могут быть следующие:

Сильный стресс. Он может быть вызван жизненными событиями, серьезными переменами. Примерами таких событий могут быть поступление в детский сад, школу, смена учебного заведения, переезд, рождение младших братьев и сестер, смерть кого-либо из членов семьи.

Несоответствующая возрасту учебная или умственная нагрузка.

Неблагополучная эмоциональная обстановка в семье: ссоры родителей, особенно при детях.

Авторитарные, жесткие методы воспитания или, наоборот, игнорирование ребенка.

Недостаточное внимание к ребенку, неудовлетворение его потребностей, отсутствие проявлений любви к нему, эмоциональная холодность родителей.

Пережитое ребенком насилие.

Все эти явления вызывают сильное внутреннее напряжение, с которым ребенок не может справиться самостоятельно. Если в этот момент родители не принимают эмоции ребенка, осуждают за злость, страх, обиду или печаль («Мальчики не плачут», «Девочки себя так не ведут», «Прекрати реветь», «На обиженных воду возят»), то у ребенка возникает подсознательный запрет на выражение негативных чувств. Поскольку любые чувства возникают естественным образом, человек с таким запретом ощущает тяжелый внутренний конфликт: с одной стороны, он никуда не может деться от отрицательных эмоций, с другой – винит себя за их возникновение. Как итог – сильное психоэмоциональное напряжение, которое и выливается в привычку грызть себя – в прямом и переносном смысле. И только снизив это напряжение, можно снять уже устоявшуюся потребность грызть ногти, губы или сосать палец.

Крайними проявлениями негативных привычек становятся неврозы навязчивых состояний. Это создание каких-либо постоянно повторяющихся ритуалов: частое мытье рук, похлопывание, постукивание. Только повторение этих ритуалов дает ребенку чувство безопасности и комфорта. Эти действия уже нельзя назвать просто вредной привычкой – они очень устойчивы и могут возникать из-за психических или органических нарушений работы нервной системы. Поэтому, чтобы с ними справиться, необходима консультация врача.
Что делать родителям

Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки. Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его. А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия. Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет. Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия.

Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное – не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него. Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери. Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность

По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений. Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период.

Читайте также:  Стоит ли ставить свечи «Виферон» детям и как это делать: инструкция по применению

Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами. Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.

Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри. Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций. При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право. Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.

Улучшайте семейные отношения, создавайте дома атмосферу тепла и психологической безопасности. Если замечаете, что в вашей семье стало много конфликтов, попробуйте разобраться, в чем их причина, что вы сами чувствуете, и что лично вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию. Это не только поможет вам справиться с негативной привычкой ребенка, но и принесет много других позитивных изменений в вашу жизнь.
Если долгое время не удается самостоятельно справиться с вредной привычкой ребенка, вы можете прийти на очную консультацию к психологу.

В любом случае следует проявлять особое внимание к состоянию ребенка и его внутреннему миру. Проводите вместе как можно больше времени, чаще проявляйте любовь. Это поможет ребенку легче отпустить ненужное поведение, так как он почувствует, что вы его любите, даже когда не одобряете его поведения. Ваша любовь и безусловное принятие помогут ему справиться с вредной привычкой.

Если ребёнок грызёт ногти

Если ребёнок грызёт ногти

Причина и помощь

Очень часто задаваемый вопрос: “Что делать, мой ребенок грызет ногти?” Подобные навязчивые действия вызваны тревожным состоянием ребёнка. И скорее причина тревоги в отношениях в семье или с мамой.

Ребёнок- зеркало. Мы, взрослые, можем подавить, сдержать страх, злость, переключиться, в конце концов. А дитё все считывает, как бы мы это не прятали. Как ему справиться со своими эмоциями, а если в добавок ещё и родителя «грузят» ребёнка своими нерешёнными проблемами? В его возрасте не развиты настолько функции самоконтроля. Как может, так и справляется. начинает грызть ногти.

Мы рассмотрим все причины обгрызания ногтей у детей и подростков. От самых простых – как следствие бытовых ситуаций, до более серьезных и сложных – психологических.

  • Держа палец во рту, ребёнок возвращается на более ранние стадии психического развития, так он справляется со стрессом. Он как бы хочет сказать, что в каком-то смысле еще не готов к более взрослой жизни или тем событиям, что сейчас происходят в его жизни. Тот же самый концерт в садике может у ребёнка вызывать переживания и тогда он автоматически берёт пальцы в рот – сосёт их или грызёт ногти.
  • Стеснение, изучение чего-то нового, новые знакомства, места, события.
  • Если в семье кто-то грызёт ногти или отрывает заусенцы. Копирует поведение важного члена семьи.
  • Длинные, не стриженные во время ногти.

В других, более серьезных случаях, причина обгрызать ногти это психоэмоциональное напряжение ребёнка или подростка. Давайте рассмотрим причины этого напряжения более подробно:

  • Как способ дать выход накопившейся агрессии. Но агрессии на самого себя. Если ребёнок находится длительное время в стрессе, под давлением родителей, в жёстких рамках ограничений, то накапливающиеся эмоции должны иметь выход. А куда он их может позволить себе выдать, если кругом запреты на проявления чувств? Конечно! На самого себя. Это и называется аутоагрессией.
  • Ребёнок может бессознательно иметь цель злить родителей, сгрызая ногти до болячек, мстить им за что-то.
  • Привлекать внимание мамы своим плохим, запретным поведением. Мысли ребёнка могут звучать так: «Если мама думает и говорит, что я плохой, тупой, то я так и буду себя вести – грызть, ломать, драться… И хотя бы так, через плохое поведение, мама будет на меня обращать внимание». Дорогие мамы и папы! Обратите на это особое внимание – ребёнок будет тем, кем вы его назовёте. Как с именем корабля…

Вдобавок, мы понимаем, что родителей этот акт обгрызания ногтей и заусениц очень злит. Возможно, родители видят в этом НЕПРАВИЛЬНОСТЬ: «Так ведь нельзя!», видят в этом слабость своего ребёнка, что он с чем-то не справляется и ведёт себя не так, как им бы хотелось. А на деле ребёнок отражает лишь то, с чем не справляется сама семейная система – мама, папа, бабушки и дедушки. Например: в семье принято не решать конфликты, не говорить о своих потребностях, желаниях, чувствах, а молчать о больном или ссориться, решать вопросы на повышенных интонациях, с криком, матом, битьем друг друга и пр.

Читайте также:  Профилактика стоматита у детей

Чего делать нельзя?

Угрозы, наказания и все другие похожие приемы тут абсолютно не рекомендуются! Не делайте никаких замечаний ребенку, никаких кличек, обзываний.

В чем решение? Как себя вести?

Более простые ситуации и способы решения:

  • Мазать ногти горчицей, зелёнкой, горьким лаком – возможно и поможет, если это для ребёнка не является очень помогающим способом снизить тревогу. Т.е. если для ребёнка грызть ногти очень важно для его психологического состояния, то навряд ли его эти средства остановят. И другой момент. Если только запрещать грызть ногти и не давать выходу его тревоги, не менять отношения в семье – это внутренне напряжение ребёнка трансформируется в иное нарушение – психосоматику, нарушение сна, аппетита, эмоциональные проблемы и прочее.
  • Сходить в салон красоты и сделать маникюр. Кому-то помогает. Почему бы и нет…
  • Возможна помощь в разъяснении ребёнку про микробов. Но не делайте из этого фильм ужасов с историей про поедание тебя червяками изнутри. От таких «добрых, поучительных» историй будет только хуже.

Если выше указанное не даёт своего устойчивого решения, то следует прибегнуть к более сложным для родителей работам, их делать не единоразово. Любую ситуацию улучшаем в комплексе, т.е. используйте не один способ, а сразу несколько. И долгое время, что бы достигнутый результат сохранить.

· Переключайте внимание. Дайте игрушку, пластилин, тесто, змейку-рубик, бумагу, фольгу, то, что для сенсорики именно ВАШЕГО ребенка будет приятно.

· выделите для ребенка грызлик. И условие: он грызет не ногти, а грызлик и только 10-15 минут. И если потребность оральная столь большая, пусть грызет дольше и чаще. Но со временем, вы увидите, что это время сокращается. Т.е.грызть МОЖНО, но не ногти. ))))

  • В момент самого процесса – не заостряёте на этом внимание, а мягко, можно даже без слов, дать тихонечко в его руки что-то другое – морковь!

· снимайте общую тревожность. Говорим спокойно, тихо. Минимизируем телефон и телевизор. Соблюдаем режим дня. Ребенок должен спать по 10 часов в сутки. Гуляем больше. Активные игры на улице.

· в 3 года уже можно рассуждать с ребенком на тему сгрызанных ногтей. Задавать ему вопросы: – как ты думаешь, что мы можем сделать, что бы ты перестал грызть ногти?
– что тебе может в этом помочь? Какой герой из мультиков, сказок станет твоим помощником и будет напоминать тебе? Можно его СОВМЕСТНО нарисовать, вылепить, вырезать, придумать что-то своё. Разместить этого помощника на видном месте и вы как родитель обращайтесь к нему: «Леопольд, смотри, Машеньке нужна твоя помощь! Доча, что тебе может подсказать Леопольд?»
– как ты можешь себя останавливать?

– что тебе может в этом помочь?

– как я могу тебе помочь?

– какой сигнал мы можем придумать, что бы он тебе помогал вспомнить и остановиться? Заняться другим делом?

Возможно вы возразите, что это не понятно ребёнку! Возможно. но Вам важно научиться задавать ему вопросы так, что бы он чувствовал себя человеком, который РЕШАЕТ, а не исполняет ваши указания. И тогда он уже не ведомый, а сам может со стороны посмотреть на свои привычки. Да, это сложнее и дольше. Вам придётся побыть изобретателем новых вопросов и уметь работать с возражениями ребёнка. Иной раз родители жалуются, что им не хватает слов и доводов, как отвечать на его новые вопросы и хитрые ходы)))

· работа с песком, глиной для снятия тревожности. Сказкотерапия. Проигрывание ролей, рассуждения на тему сказки.

  • Больше мягкого, тёплого телесного контакта.
  • Уметь выдерживать детские капризы и истерики.
  • Важно, что бы ребёнок чувствовал вас как друга, партнёра в этот момент, а не агрессора или дрессировщика, который выдаёт команды: «Убери руки!».
  • В своих разговорах с ребёнком, мы обращаем внимание не на то. Что нельзя грызть ногти, а на то, что мы их попытаемся отрастить красивыми! И обязательно хвалим за даже один красивый, ровный ноготок!
  • Договоритесь с ребёнком о поощрении. Какую ты хотела бы игрушку или совместный поход в зоопарк? За первых два красивых ноготка? Далее другой подарок, за следующие уже 5 ноготков и т.к. На практике этот ход даёт гораздо большие результаты, ребёнок уже к первому подарку может не грызть и по 5-7 ногтей.
  • Обязательно подкрепляёте ребёнка, хвалите при бабушках, дедушках. Пусть он знает, что он любим и хорош для своих родителей даже со сгрызанными ногтями.

И помните: изменить негативное поведение легче, чем исключить его!

Ссылка на основную публикацию