Сахалинский форум родителей особых детей "НАШИ ДЕТИ" (ДетиСах)

Объявление


ЕСЛИ У ТЕБЯ ПРОБЛЕМЫ - ПРИХОДИ, МЫ ПОСТАРАЕМСЯ ПОМОЧЬ. ЕСЛИ У ТЕБЯ НЕТ ПРОБЛЕМ - ПРИХОДИ, ПОДЕЛИСЬ С НАМИ - КАК ТЫ СМОГ ЭТОГО ДОБИТЬСЯ.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Сахалинский форум родителей особых детей "НАШИ ДЕТИ" (ДетиСах) » Письма из интернета » Беседы с родителями незрячих детей (автор В.Д. Озеров)


Беседы с родителями незрячих детей (автор В.Д. Озеров)

Сообщений 1 страница 20 из 59

1

Беседы с родителями незрячих детей (автор В.Д. Озеров)

Предисловие

Прошло двадцать лет с того момента, как моя жизнь, до того текущая размеренно и прямолинейно, сделала крутой вираж - родился сын Максим, ставший с младенчества слепым. Наблюдая сегодня за ним и его товарищами по школе, я все больше и больше восхищаюсь способностью человеческого мозга адекватно воспринимать окружающий мир, даже при отсутствии такого канала информации, как зрение. Возможность самостоятельной и активной жизни незрячего человека в обществе зрячих подтверждает неограниченный потенциал мозга. Надо только задействовать его, а это в первую очередь зависит от условий, в которых рос и воспитывался незрячий человек в детстве.

К моменту рождения Максима у меня был десятилетний опыт воспитания старшего сына, который развивался без каких-либо отклонений, радуя и расстраивая взрослых, как все здоровые дети. А вот, как и что делать при воспитании незрячего ребенка ни мы, ни наши знакомые не знали. Поиск ответов на возникшие вопросы заставил начать поиск статей, книг и учебников, посвященных воспитанию незрячих детей. В одной из первых статей, найденных мною, прочитал: "Если своевременно создать необходимые и достаточные условия для развития незрячего ребенка, то его слепота может быть сведена до простого физического дефекта".

Сначала прочитанная фраза шокировала меня - что значит "создать ... условия", когда благодаря зрению человек воспринимает основной объем информации об окружающем мире? И как это свести слепоту "до простого физического дефекта"? Но затем она поразили своей исторической правдивостью - человечество со времен Гомера знает много имен слепых, достигших больших жизненных успехов и всеобщего признания. Так неужели я - взрослый человек, не смогу создать "необходимые и достаточные условия" для подготовки своего ребенка к самостоятельной жизни? Прошло двадцать лет. Два года назад, окончив школу, сын (как и большинство его однокашников) легко поступил в высшее учебное заведение, успешно учится, к нему с уважением относятся преподаватели и товарищи по учебе. Впереди у него самостоятельная жизнь со своими победами и поражениями. Не знаю, как она сложится, но уверен, что он сможет прожить её достойно.

Сегодня можно найти много книг, посвященных воспитанию незрячего ребенка в семье, детском саду, школе. Большинство книг написано специалистами, имеющими опыт педагогической работы с незрячими детьми. Материал в книгах излагается доходчивым языком, но в нем обычно не хватает живого родительского опыта. Поэтому, рассказывая в "беседах" о своем опыте, делюсь мыслями и сомнениями, овладевавшими мною в то или иное время, и о причинах, побудивших действовать так, а не иначе. Надеюсь, что мой опыт, наблюдения за жизнью других семей, мнения специалистов, приведенные в тексте, помогут родителям найти ответы на возникающие у них вопросы и сомнения.

Возможно, родителям, недавно узнавшим о слепоте, грозящей ребенку, будет тяжело читать первые беседы - темы, затрагиваемые в них, вызывают душевную боль. Пересильте себя - чем раньше родители смогут "вскрыть" в себе душевный "нарыв", возникший при известии о слепоте ребенка, тем быстрее и легче они приступят к главной обязанности своей жизни - подготовке ребенка к самостоятельной жизни.

В.Д. Озеров

Теги:  Беседы с родителями незрячих детей,Озеров

0

2

Беседа первая: Верить - не верить?
У Вас родился ребенок, Вы его ждали, и вдруг через некоторое время Вам говорят: "Ваш ребенок никогда не будет видеть, он слепой". Несколько простых слов вызывают такой приступ отчаяния, горя, страха, что у самого свет меркнет перед глазами. Через некоторое время, когда приходишь в себя, возникают вопросы: "Верить или не верить? Как растить и воспитывать незрячего ребенка? Как он будет учиться? Что будет, когда он вырастет? Как он сможет жить самостоятельно?..". Всё это я пережил 20 лет тому назад. Вспоминая прошедшие годы, хочу поделиться своими мыслями, что бы помочь Вам найти ответы на эти вопросы.

Сегодня, глядя на своего сына, бодро идущего на занятия в университет, наблюдая, как живут его незрячие товарищи, могу однозначно сказать, что родители могут не только найти ответы на эти вопросы, но и сделать так, что бы их ребенок, ставший по воле судьбы слепым, мог бы жить самостоятельной и полнокровной жизнью.

Чтобы найти ответ на вопрос: верить или не верить тому, что Ваш ребенок будет слепым, попробуем разобраться, что такое слепота.

Из энциклопедического словаря - "слепота, это потеря зрения на оба глаза:", то есть неспособность человека с помощью глаз видеть окружающий мир во всех его деталях и красках. В обычном понимании зрячих людей, слепой - это очень несчастный человек, беспомощный и полностью зависящий от других. Слепому не скажешь - "посмотри туда...", бессмысленно махать ему рукой при встрече в людном месте, его не отправишь с поручением сходить к знакомым, живущим по адресу: "двухэтажный дом синего цвета, стоящий за кривой березой в конце улицы". Для зрячих непонятно, как слепой может учиться и работать, делать покупки и готовить пищу, стирать и гладить. Рядом со слепым зрячему "неудобно" говорить об окружающем мире, о его красоте, "неприлично" произносить слова - "гляди, смотри". Да и вообще, зрячему человеку неуютно со слепым.

Давайте попытаемся представить себе, что такое НЕ ВИДЕТЬ. Закрываем глаза - и сразу же исчезает все разнообразие предметов, окружающих нас. Правда, мы прекрасно понимаем где находимся, и четко представляем это место; мы знаем, что у нас в руках, какие предметы и люди окружают. С закрытыми глазами или в полной темноте мы сможем пройти по знакомой квартире, найти нужный предмет на столе, в сумке, открыть шкаф и достать искомую вещь, налить в чашку воды, отрезать кусок хлеба. При этом могут возникнуть некоторые трудности: не сразу можно найти то, что нужно, или можно что-то задеть, уронить или разбить. Но если не спешить, немного потренироваться, то и эти проблемы можно свести к минимуму. При звуке голоса знакомого человека, которого мы не видим, мысленно представляем его образ. Услышав мурлыкание своей кошки, легко вспоминаем её изящную фигуру, мягкую спину и острые когти. По звуку определяем вид транспорта, проходящий мимо. Как же все это удается делать в абсолютной темноте или с закрытыми глазами? Образы окружающих предметов, людей, животных у нас запечатлены в головном мозге, и мы легко можем их представить. Образы формируются в ходе развития ребенка на основании информации, поступающей от органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание). То или иное нарушение функционирования любого из органов чувств ухудшает, но не нарушает возможность формирования правильных образов окружающего мира.

0

3

Специалисты говорят, что окружающий мир "видит" мозг, а глаз, имеющий сложное и уникальное строение, осуществляет упорядоченное восприятие световых волн в виде оптического изображения на сетчатке и формирование информационных сигналов для мозга. Способность видеть окружающий мир во всем его великолепии, не является врожденным свойством человека. Младенец, рожденный с "идеальными" глазами, имеет остроту зрения всего 0,03 и недоразвитые связи между клетками различных отделов зрительной системы. Ребенок в первую неделю жизни различает только резкие перепады между светом и тенью и может воспринимать четкие контуры на расстоянии до метра. Самые быстрые и главные фазы развития зрения приходятся на первый год жизни, но "видеть" ребенок учиться в течение всего детства и только к 7- 8 годам зрение созревает и становится практически таким же, как у взрослых людей. У большинства детей, имеющих "глубокие нарушение зрения", зрительное восприятие тоже развивается, но его качество и степень развития не достигают нормы. Зрячий человек, впервые попавший в школу для слепых, с удивлением обнаруживает детей, которые "носятся" по школе, играют в футбол и настольный теннис, ездят на велосипедах и скейтбордах, ставят спектакли и поют в хоре, ходят в пешеходные и лыжные походы, влюбляются и ссорятся. В этих школах учатся по обычной программе, хотя часть детей для письма и чтения использует специальный рельефно - точечный шрифт Луи Брайля. Во внеурочное время учащиеся школ слепых посещают музеи и театры, участвуют в различных конкурсах, выставках, соревнованиях, да и вообще живут, как "обычные" школьники. Старшеклассники хорошо, даже изысканно одеты.

В разговоре с учениками школы слепых выясняется, что они хорошо разбираются в событиях, происходящих в стране и в мире, знают последние достижения науки и техники, пользуются компьютером и Internet, активно обсуждают игру футбольных или хоккейных команд, прекрасно знают звезд эстрады. Школы для слепых отличаются от обычных школ в основном наличием интерната, малочисленностью классов (8 - 16 чел.) и тем, что учатся в них на один год дольше. Учащиеся школ слепых, как правило, более начитанны и имеют бОльший, чем их зрячие сверстники, багаж общих знаний.

Из ста человек, обучающихся в школах для слепых детей, 3 - 4 ребенка ни чего не видят (тотально слепые), 5-6 детей различают: светло - темно (имеют светоощущения), а остальные имеют остаточное зрение: для одних все окружающие предметы как в густом тумане - видны только контуры, но не различимы детали; другие видят как будто через маленькое отверстие непрозрачных очков; третьи ничего не видят прямо перед собой, но видят боковым зрением; четвертые плохо видят при ярком свете и так далее.

Но если ребенок научился использовать свое остаточное зрение, то он будет самостоятельно ориентироваться в окружающей среде, обслуживать себя, успешно учиться, заниматься спортом.

Многие из тех, кто не имеет заметных анатомических изменений глаз, для большинства окружающих - дети без каких-либо "особенностей". И только родные и близкие знают, что эти дети - инвалиды по зрению. Да, такие дети не могут в полной мере воспринимать красочность и изменчивость мира света и цвета, они могут не узнать Вас в нескольких шагах, если Вы молчите, для чтения обычных газет и журналов им потребуется помощник, они не смогут водить автомобиль, но я бы не назвал их слепыми. Недаром в последние годы для таких людей все чаще и чаще применяется определение - "частично зрячий человек".

Насколько полно слепой или частично зрячий ребенок научится "видеть" окружающий мир, зависит не столько от степени поражения зрения, сколько от того, как ему в этом помогут родители, педагоги, врачи. Может ли ошибиться врач, утверждая, что ребенок будет слепым?

0

4

Признаки глубоких нарушений зрения выявляются, как правило, в родильном доме, или в поликлинике в первые месяцы жизни ребенка. Но ни в роддоме, ни в районной детской поликлинике в этот период жизни ребенка невозможно точно определить степень нарушения зрения: - ребенок еще очень мал. Поэтому заявление персонала роддомов и поликлиник о том, что "Ваш ребенок будет слепым" нельзя принимать за абсолютную истину, но прислушаться к нему необходимо.

Что же делать? Надо найти врачей офтальмологов, которые занимаются глубокими нарушениями зрения. Для этого необходимо как можно раньше обратиться к главному детскому офтальмологу Вашего региона. Он поможет найти нужных врачей или получить направления в ведущие глазные клиники России.

А главное, не стоит впадать в панику и искать старушку, умеющую заговаривать глаза. Главное - не терять время. Для развития зрения, первый год жизни ребенка очень важен, и если в этот год глаза ребенка "не работали", то есть не обеспечивали формирования на сетчатке глаза оптического изображения и передачу информации о нем в мозг, то ребенок действительно никогда не будет видеть. Объясняется это тем, что с первых дней жизни у ребенка под воздействием оптического изображения на сетчатке начинают активно развиваться связи между клетками всех отделов зрительной системы. Но если этот процесс, по каким либо причинам нарушен, и глаза не передают сигнал в мозг, то связи между клетками не развиваются. Отсутствие сигнала особенно пагубно для зрительной коры - отделов мозга, расположенных в затылочной части головы. По данным отечественных и зарубежных исследователей, задержка развития зрительной коры в первый год жизни человека приводит к её недоразвитию, которое в последующие годы уже не устранимо.

Своевременное обращение к специалистам поможет разобраться с характером нарушения зрения, определиться с возможностью лечения и побороться со слепотой, если она угрожает Вашему ребенку. Но при этом необходимо обратить внимание на следующее очень важное обстоятельство: если Ваш ребенок кроме зрительных нарушений имеет другие функциональные нарушения центральной нервной системы, например энцефалопатию, детский церебральный паралич (ДЦП), то необходимо начать бороться и с этими нарушениями головного мозга. Практически не всегда есть возможность одновременно лечить у ребенка зрительные и неврологические нарушения, поэтому родителям приходиться выбирать что лучше: "плохое" зрение при "хорошей" голове или наоборот.

На личном опыте знаю, как трудно это решить. Сын родился на два месяца раньше срока и в нашем доме появился в трехмесячном возрасте после нахождения в больнице для недоношенных детей. Эпикриз, полученный при выписке, не насторожил нас. Такие термины как: энцефалопатия, нистагм, ничего нам не говорили и были восприняты как информация для специалистов поликлиники. При выписке нам было рекомендовано через месяц приехать с ребенком для консультации и проверки его развития. Ребенок по своему развитию отставал от сверстников. Малый вес, слабая двигательная активность, блуждающий взгляд (нистагм), не совсем нормальная реакция на прикосновения, нас не очень насторожили - ведь ребенок недоношенный, да ещё после трех месяцев больницы. Со временем все пройдет, решили мы. Первый месяц прошел, как и в любой семье, имеющей новорожденного. К концу месяца стала беспокоить реакция Максима на яркий свет - он смотрел на вечернее солнце, не зажмуриваясь. Офтальмолог местной детской поликлиники ничего вразумительного сказать не смог. Мы забеспокоились. Вспомнили про приглашение на консультацию. Должен признаться, что только беспокойство по поводу зрения заставило нас поехать на консультацию.

0

5

Консультативный прием вел ведущий специалист больницы, доктор Х. На консультации выяснилось, что у сына угроза детского церебрального паралича. Что это такое и чем это грозит ребенку, нам было неясно. Пугало слово - паралич, но разве он страшнее потери зрения. Выслушав наши сомнения, доктор еще раз внимательно осмотрел сына и согласился с нашими опасениями по поводу зрения. Посоветовал к кому обратиться за консультацией. Напоследок он сказал: "Учтите молодые люди, без зрения можно жить и притом счастливо, а вот если Вы не остановите развитие церебрального паралича, то Ваш ребенок будет несчастен всю жизнь. Поэтому, что бы Вам не сказал офтальмолог, первоочередная задача снять угрозу ДЦП". Затем, кратко обрисовав, что такое ДЦП, дал направление на лечение в детскую неврологическую больницу. Не буду описывать наше состояние после этой консультации.

Прошло больше недели, прежде чем мы начали что-либо делать. Через две недели были на приеме у офтальмолога, рекомендованного доктором Х. Опасения по поводу зрения подтвердились, причем в самом худшем варианте - угроза полной слепоты. Предварительный диагноз - ретинопатия недоношенных (РН). Первый порыв - "Доктор, так давайте лечить!", а в ответ: "Вам доктор Х, что порекомендовал? Вот и делайте это: - мозг без глаза обойдется, а глаз без мозга - нет!:. Зрением займемся позже".

Дома опять сомнения: вдруг ошибка, как же без зрения сын будет жить, может быть образуется, не хотят ли ставить над ребенком эксперимент и т.д. и т.п. Решил сам разобраться с эти вопросом. Стал искать литературу. Ничего не обнаружил о ретинопатии недоношенных, но нашел несколько книг, посвященных ДЦП. В них же рассматривались некоторые вопросы, связанные со зрением. Несмотря на то что текст поддавался очень трудно, начал осознавать правоту докторов, а главное понял, что нельзя терять время. Нарушения центральной нервной системы приводят к ухудшению переработки и усвоению информации, поступающей в мозг, то есть к задержке психического развития или к умственной отсталости, а нарушения сенсорных систем (зрения, слуха) приводят только к сокращению информации, получаемой мозгом. Бороться с большинством нарушений центральной нервной системы легче всего в первые полтора года жизни (чем раньше, тем лучше), а недостаток поступления информации можно компенсировать в ходе воспитания и обучения ребенка.

В первые год - полтора мозг очень пластичен. В результате воздействия внешних факторов в нем идет активное формирование связей между нейронами, а при целенаправленной стимуляции восстанавливаются связи, утраченные из-за патологии, возникшей при родах, или заболевания первых дней (недель) жизни ребенка. В последующие годы можно, что-то улучшать, тренировать, ускорять или замедлять развитие реакции мозга на внешние воздействия, но резко падает возможность восстановления утраченных связей между нейронами.

На ознакомление с литературой, на осознание случившегося, его оценку и принятие решения ушло около 3 месяцев - 1/4 года жизни младенца. Приняв решение, мы использовали весь возможный набор средств для противодействия ДЦП: больница, активный массаж и специальные физические упражнения дома, поликлиника и т.д. После первого курса лечения в больнице у семимесячного сына снижается судорожная готовность, улучшается реакция на прикосновения, появилась реакция на звуки. Два месяца занятий дома по 1,5 - 2,5 часа два раза в день и, к 10 месяцам, он уже сидел. Снова курс лечения в больнице - врачи удивлены динамикой развития. В год с небольшим, Максим встает на ноги, затем начинает ходить, произносить слова. К двум годам заговорил. В три года диагноз - угроза ДЦП был снят.

В промежутках между курсами лечения, посещаем офтальмологов - их прогнозы не утешительны. Спонтанное развитие РН произошло в первый - третий месяцы жизни, но приступить к лечению было невозможно из-за плохого неврологического и физического состояние ребенка. Уже в 5-6 месячном возрасте у Максима сетчатка обоих глаз была почти полностью повреждена. В три с половиной года был поставлен окончательный диагноз - РН 5 степени.

Прошло больше 10 лет, когда я вновь встретился с доктором Х, он показывал новое оборудование для реанимации недоношенных. За чашкой чая я напомнил ему о нашей первой встрече и рассказал о её последствиях. Доктор Х сказал: "Я помню Вашего ребенка, это был тяжелый случай. Я рад за то, что Вы нашли силы пойти рекомендованным путем, и уверен в дальнейшем успехе".

Решая дилемму "верить - не верить" и размышляя над сообщением о "плохом" состоянии здоровья Вашего ребенка, надо четко осознавать, что только от родителей зависит выбор направления медицинской реабилитации ребенка и своевременность её начала.

0

6

Беседа вторая: Вы не одиноки.
"На Земле все мы принадлежим и служим Богу. Ребенок дается родителям, чтобы они его вырастили и воспитали для служения Богу. А если ребенок родился именно таким, значит это необходимо Богу. Поэтому рождение ребенка с нарушениями не может быть ни наказанием за грехи, ни возложением благодати. Грехом является роптание против Божьей воли" - слова, сказанные священником - отцом Владимиром на заданный ему вопрос: "У вас двое здоровых детей и родился третий ребенок, дочь, которая будет инвалидом. Что это: Божье наказание за грехи или Божья благодать?".

Сообщение о том, что у родившегося ребенка имеются серьёзные нарушения зрения, грозящие слепотой, вызывает у всех родителей столько отрицательных эмоциональных реакций, что шок, ими вызванный, может заслонить самого ребенка. Одна из первых реакций, отрицание: "Этого не может быть". Отрицание быстро сливается с обвинениями, которые обычно направлены на медицинский персонал, или на мужа, жену, дедушку, бабушку, в действиях или в наследственности которых, ищут причину рождения ребенка с нарушениями развития.

Затем начинается самообвинение: "Вот, если бы я тогда-то сделала так-то, то этого бы не случилось! А теперь, что будет?". Мысли постоянно возвращаются в прошлое время, парализуя сознание. У матерей начинает формироваться чувство вины перед ребенком, родными. Появляется страх за будущее ребенка. Страх усиливается от мысли о том, как будут реагировать на Вашего больного ребенка окружающие: его братья и сестры, близкие родственники, друзья, соседи.

Мысли о том, "не сами ли мы виноваты в случившейся беде", усугубляет стресс, что приводят к нервным и психическим перегрузкам. А в этом состоянии любая информация воспринимается искаженно. Кажется, что специалисты, родные, друзья говорят совсем не то, что нужно в данном случае.

В это время важно осознать, что Вы не первый и не последний, кто попал в такую ситуацию. Причин появления у ребенка после рождения тех или иных нарушений, приводящих к отклонениям в развитии, бывает много. Это и недоношенность, и генетические заболевания, и несчастные случаи и другие факторы. Развитие Вашего ребенка может отличаться от развития других детей. Но это не делает его менее дорогим, менее важным или менее нуждающимся в Вашей любви и заботе.

Понятно, что родителям трудно смириться с собственной беспомощностью, с невозможностью изменить то, что уже произошло. У некоторых даже возникает мысль о самоубийстве, а другие начинают активно искать "стрелочника", на которого можно возложить ответственность за случившееся. Для некоторых родителей, попытки найти виновного становятся навязчивой идеей. Родители стараются любыми способами определить виновного и предъявить ему моральные и материальные претензии. На это тратиться время и деньги. Но в подавляющем большинстве случаев, при рождении больного ребенка, найти четкую причинно - следственную связь между неправильными (преступными) действиями кого - либо и наступившими за ними последствиями, не представляется возможным. Поиски могут быть столь длительными и изнурительными, что не будет времени и сил заниматься ребенком.

0

7

Я говорил в первой беседе, что на четвертом году жизни, сыну был поставлен окончательный диагноз - РН 5 степени. К этому времени я уже знал механизм развития РН. Основная причина появления РН - недоразвитость кровеносной системы глаз у недоношенного ребенка и её неадекватная реакция на концентрацию кислорода в крови. При выхаживании недоношенного ребенка первую задачу, которую решает неонатолог (врач, занимающийся выхаживанием новорожденных), это сохранение жизни ребенка. Для этого создают специальные условия внешней среды, в которые помещают новорожденного. Воздух, которым он дышит, имеет повышенное содержание кислорода. Избыток кислорода в крови может спровоцировать развитие РН. Своевременное обнаружение признаков РН позволяет остановить процесс развития болезни, но сделать это может только офтальмолог. А его-то, во время выхаживания сына в больнице для недоношенных, не было.

В середине 80-х годов советская педиатрия только осваивала технологию массовой реанимации недоношенных. Не было соответствующего оборудования, не были укомплектованы штаты больниц. Несмотря на это, врачи энтузиасты выхаживали многих ранее нежизнеспособных детей. Среди них были и такие, как мой сын - Максим. За три года хождения с сыном по врачам мы хорошо познакомились с детской медициной и убедились, что врачи делают все возможное, чтобы ребенок был здоровым. Наверное, можно было бы добиться и наказать кого-либо из персонала больницы, но, скорее всего, это был бы какой-нибудь "стрелочник", а не то лицо в системе здравоохранения, которое должно отвечать за нормальную деятельность больницы, за её оснащенность необходимым оборудованием и наличием соответствующего штата. Сколько на это надо будет потратить времени, сил, и даст ли это какой-нибудь результат, кроме морального удовлетворения? А что это даст Максиму? То, что такие наши действия создадут сильнейшую "нервотрепку" для медперсонала больницы, это точно. Но будет ли это способствовать улучшению их работы?

Обдумав все эти вопросы, мы пришли к выводу, что в нашем случае мы не будем предпринимать ни каких действий против работников больницы. Со своей стороны, работая в общественной организации родителей детей-инвалидов, я внес некоторую лепту в обеспечение больницы для недоношенных современным реанимационным оборудованием, которое показывал доктор Х на встрече, упомянутой мною в первой беседе.

В жизни бывают разные ситуации - иногда необходимо обязательно добиться наказания виновного, но делать это надо не на основании эмоций, а на четком понимании случившегося и всех его обстоятельств. И главное ответить себе на следующий вопрос: - "А так ли важно для самого новорожденного, будет или нет, найден тот, кто виноват в том, что он родился именно таким"? Думаю, что для ребенка полезнее, чтобы родители в первую очередь тратили своё время и свои силы на него, а не на поиски виновного.

Как бы ни горестно было от всего случившегося, постарайтесь быстрее пережить этот мучительный период Вашей жизни и все свое внимание направить на подготовку ребенка к будущей самостоятельной жизни. Опыт человечества говорит, что если незрячему ребенку своевременно создать необходимые и достаточные условия для развития, то слепота будет скомпенсирована, а ребенок, став взрослым, сумеет найти достойное место в обществе зрячих. История человечества сохранила фамилий многих слепых людей, ставших выдающимися учеными, музыкантами, общественными и политическими деятелями.

А о том, что нужно знать о развитии незрячего ребенка, на что необходимо обратить внимание при его воспитании, как и чему его можно научить, а так же, как влияет на его личностное становление Ваши взаимоотношения с окружающими, поговорим в следующих беседах. Обо всем я буду говорить, основываясь на личном опыте, наблюдениях за жизнью других семей, примерах из жизни моего сына, мнениях специалистов.

0

8

Беседа третья: Особенности первого года.
Один из самых трудных периодов для семьи - первые три года после рождения ребенка. А для ребенка - они одни из самых важных в его личностном становлении. В эти годы у ребенка формируются первые знания о предметном мире, налаживается взаимодействие с "ближним кругом": родственниками, друзьями семьи. И насколько успешно в эти годы он начнет познавать мир, и какие у него сформируются отношения с окружающей средой - зависят его успехи в будущем. И хотя в эти годы основные процессы развития незрячего ребенка не очень сильно отличаются от процессов развития зрячего ребенка, родителям, даже если у них это не первый ребенок, придется решать новые, и ранее не встречавшиеся в их жизни задачи, а каждый год жизни ребенка будет иметь свои особенности.

Как правило, прежде чем оказаться дома, новорожденный, имеющий нарушения в развитии, длительное время находится в роддоме или в реанимационном отделении детской больницы, где весь его распорядок жизни определяют врачи. При этом родители часто даже не имеет доступа к ребенку.

Постарайтесь использовать это время как можно продуктивнее: подробнее выясните у врачей всю информацию о состоянии ребенка и характере заболевания, об их прогнозах и возможностях лечения ребенка по месту Вашего проживания; адреса профильных медицинских учреждений Вашего региона и в России. Поинтересуйтесь где и какую литературу о заболевании можно найти. Люди боятся неизвестного больше, чем известного. Знание точного диагноза и перспектив на будущее переносится легче, чем неопределенность. Необходимо отметить, что в этот период врачи не очень хотят, а часто не могут делать каких либо прогнозов из-за отсутствия достаточной информации или по этическим соображениям. В этом случае постарайтесь сами разобраться с характером заболевания, формами и видами его проявления. Если Вам будут непонятны термины, применяемые врачами, попросите их разъяснить. Не паникуйте, если Вам ничего не понятно из объяснения врачей или их прогнозы малоутешительны. Пройдет некоторое время, и Вы сами по результатам общения с врачами, знакомства с другими такими же детьми и их семьями, сумеете сделать нужный прогноз развития зрения у ребенка.

В это же время надо поставить в известность о проблемах с ребенком близких родственников. Держите их в курсе всех дел. Не скрывайте от близких своих чувств, не замыкайтесь на проблемах больного ребенка, общайтесь с другими детьми, встречайтесь с друзьями. Через общение с другими людьми можно найти неожиданные решения Ваших проблем.

Наконец, ребенка выписали из больницы домой. Что дальше делать?

А что делают с новорожденным? Кормят, пеленают, купают, ласкают, ставят клизмы, играют, гуляют, разговаривают и радуются его успехам. Но в Вашем случае есть некоторые особенности.

0

9

Во-первых, ребенок будет постоянно нуждаться в наблюдении врачей офтальмологов и особенно в первый год жизни. Чтобы максимально сохранить зрение, придется заняться медицинской реабилитацией - ездить с ребенком на обследования и лечение. При проведении обследований постарайтесь посетить нескольких врачей (желательно в разных клиниках), специализирующихся на глубоких нарушениях зрения. Сравнивайте их заключения и, если они совпадают, начинайте действовать, а если заключения не совпадают, постарайтесь выяснить причины. Помните, что только от Вас зависит, где и как лечить ребенка. Остерегайтесь врачей, обещающих полное или "почти полное" исцеление, особенно если на это надо будет потратить большие деньги. Чудеса в медицине бывают, но очень и очень редко.

Не рвитесь в зарубежные клиники - у Вас мало времени. Опыт других родителей по вывозу детей на лечение за границу показывает, что только на поиск денег, нужной клиники, правильное оформление вызова, подготовку медицинских и выездных документов уходит несколько месяцев. В России много медицинских учреждений, где Вам смогут помочь быстрее и не менее эффективно.

Заведите дневник и записывайте все, что происходит с ребенком. Заносите в дневник все особенности его поведения, реакции на окружающее.

Во-вторых. Не дожидаясь окончательного заключения офтальмологов необходимо принять все меры для стимуляции зрения. Вот что пишет в своей книге "Зрение у детей: нормальное и с нарушениями" финский офтальмолог Леа Хювяринен: "Раньше считалось, что зрение у детей со зрительными нарушениями развивается и без тренировок настолько, насколько оно может развиваться у данного ребенка. Теперь, однако, известно, что зрение - это функция организма, поддающаяся обучению, и что оно может быть улучшено с помощью тренировки, осуществляемой в определенный (чувствительный к тренировке) период развития ребенка: Иногда дети, которые, кажется, не использовали свое зрение во время первого года жизни, учатся этому на протяжении второго года. Как только они начинают смотреть на предметы, зрительная функция быстро развивается. Поскольку количество связей между мозговыми клетками увеличивается в течение первого года, не исключено, что достаточная зрительная информация постепенно достигает высших ассоциативных зон и ребенок начинает осознавать свои зрительные возможности. Если это произойдет, он начинает использовать зрение и быстро обучается по мере созревания межнейронных связей" 1.

Какие приемы рекомендуют специалисты для тренировки (стимуляции) зрения в первый год жизни?

Необходимо научить ребенка с ослабленным зрением фиксировать взгляд на предметах. Для этого, используя яркие и контрастные предметы, члены семьи сами должны носить хорошо различимые вещи: например, очки, яркие заколки в волосах, пестрые косынки, одежду, хорошо выделяющуюся на общем фоне. Эффективно использование полосатых (как зебра) бутылочек для молока, простых геометрические фигур с закрепленными по углам или краям электрическими лампочками, которые периодически включаются и выключаются. Все игрушки должны быть яркими, приятными на ощупь.

Все малыши любят чувствовать тепло, исходящее от взрослого. А поэтому чаще берите ребенка на руки. Это улучшает эмоциональное состояние ребенка, укрепляет его мускулатуру, расширяет число зрительных стимуляторов, а нахождение Вашего лица и рук рядом с его лицом - стимулирует его остаточное зрение, развивает тактильные ощущения и звукоподражание. В конце первого, начале второго года Максим освоил игру, которую мы называли - "бурчалки". Сидя на руках у взрослого, он обследовал руками его лицо. Когда детские пальчики добирались до губ, взрослый начинал издавать "бурчащие" звуки. Затем освоили игру "пыхать". Максим нажимал своими кулачками на надутые щеки взрослого, а он: Скоро Максим сам научился "бурчать" и "пыхать".

0

10

Леа Хювяринен отмечает, что очень важно подобрать нужную освещенность в помещении, где находится ребенок. "Хорошее освещение", по общепринятым стандартам, может быть ребенку очень неприятно. Подбор соответствующего уровня освещенности комнаты или использования затемненных очков необходимо детям, страдающим дегенерацией сетчатки или помутнением оптических сред глаз. Если врачи рекомендуют использовать очки, то это можно делать с 3 - 4 месячного возраста.

В третьих. Ребенок с глубокими нарушениями зрения требует значительно большего внимания со стороны взрослых, чем его зрячий сверстник. "Некоторые родители думают, что если слепота является основной причиной отставания в развитии, то следствие может быть устранимо только при устранения причины. Опыт показывает, что подобный вывод неверен и что отставание в темпах развития незрячего ребенка полностью определяется не только слепотой" 1.

С первых дней жизни мозг ребенка активно воспринимает и перерабатывает информацию от органов чувств. У новорожденного ребенка, как в норме, так и с отклонениями от нормы, основными источниками информации об окружающей среде в первые 1,5 - 2 месяца являются тактильные и вкусовые ощущения (губы, язык, кожа), обоняние (нос) и ощущения о положении тела в пространстве (вестибулярный аппарат). Ребенок в этот период в первую очередь реагирует на сигналы, связанные: с кормлением (запахом матери, вкусом молока), пеленанием (сухостью и свежестью пеленок, прикосновением рук матери), положением тела (переворачиванием, укладыванием для кормления, укачиванием). Но уже в конце первого месяца жизни, ребенок с нормальным зрением начинает рассматривать предметы находящиеся близко от его глаз, во втором - третьем месяце появляется фиксация взгляда и попытки прослеживать перемещение предметов. Примерно в это же время нормально слышащий ребенок начинает реагировать на голос матери. Зрение и слух становятся важным для изучения окружающего мира с 1,5 - 2 месячного возраста. У слепого ребенка фиксация взгляда и прослеживание перемещения предметов не наблюдается, а у частично зрячего эти процессы начинаются с запозданием или идут не отчетливо. В первые годы, ребенок развивается в необычно быстром темпе, его активно развивающийся мозг требует постоянного притока информации. Уже со второй половины первого года жизни у нормально развивающегося ребенка зрение становится ведущим источником информации об окружающем мире.

Снижение зрительной информации приводит к снижению двигательной активности ребенка. Зрячий ребенок при обнаружении на периферии его поля зрения движущегося объекта инстинктивно поворачивает голову. Ребенок с глубокими нарушениями зрения обычно этого не делает, из-за чего задерживается развитие мускулатуры, он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть. Информация, получаемая незрячим ребенком с помощью слуха, начинает увязываться им с конкретными действиями или предметами только с 6 - 7 месячного возраста. Все это приводит к тому, что у незрячего ребенка, по сравнению с его зрячим сверстником, наблюдается снижение общей активности, а это в свою очередь приводит к задержке физического и психического развития. Задержка развития ребенка может быть приостановлена, применением специальных приемов обучения и воспитания.

1 Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье. Библиотечка для родителя. Под ред. В.А. Феоктистовой. М.: РИО ИПТК Логос, 1993.

0

11

"Специально организованное обучение и воспитание, направленное на преодоление последствий слепоты, называется коррекционным. Эффект коррекционного воздействия, во многом зависит от того, когда его начинают осуществлять. Чем раньше он проводится, тем более эффективен". Если не компенсировать недостаток физической активности, то у незрячих детей уже в 4-5 месячном возрасте наблюдаются навязчивые движения - замещающая деятельность, выражающаяся в том, что ребенок давить пальцами (согнутыми фалангами пальцев) на глаза. Позднее проявляются другие формы замещающей деятельности: подпрыгивание на одном месте, ритмичные вращения головой и верхней часть туловища, размахивания руками или раскачивания туловища. Такое поведение вызывает очень неприятное, отталкивающее впечатление у окружающих. Если допустить закрепление замещающейся деятельности, то она может превратиться во вредную привычку. В первые годы жизни противодействовать замещающей деятельности не сложно, необходимо создать условия, чтобы незрячий ребенок во время бодрствования был постоянно занят продуктивной деятельностью. Для защиты глаз от надавливания пальцами, можно использовать очки. Борьба же с этой привычкой в старшем возрасте малоэффективна и приводит к конфликтам между ребенком и взрослыми.

Задержка физического развития и появление замещающей деятельности заметно сказываются на психическом развитии ребенка и формировании у него познавательной деятельности. Ребенок уходит в себя, у него начинает развиваться вторичный (приобретенный) аутизм 1. Поэтому родители должны принять все меры, чтобы научить ребенка в первый год жизни держать и поворачивать голову, переворачиваться и сидеть, действовать руками.

Учить ребенка держать и поворачивать голову можно разными способами: легким щекотанием подбородка, шеи, плеч или заставить искать сосок, соску, прикасаясь ими к углам губ, или выкладывая ребенка на живот лежащего родителя. Как учится переворачиваться зрячий ребенок? Случайно увидев что-то интересное, и потянувшись рукой за ним, он теряет равновесие и переворачивается на бок, а потом на спину. Через некоторое время переворачивается уже осознано. Незрячего ребенка придется учить тянуться рукой, переворачиваться на бок, на спину, на живот. Учат этому разными способами. Например, помещают ребенка на одеяло и двое взрослых, натянув одеяло, перекатывают ребенка на нём. После того как ребенок научился переворачиваться со спины на живот и обратно, его учат сидеть в кроватке, на руках и коленях взрослого.

В 5-6 месяцев нормально видящий ребенок начинает использовать зрение для координации движений и быстро осваивает управление руками под контролем глаз. Незрячий ребенок координацию движений рук должен осваивать на основе информации от других органов чувств (осязание, слух, вестибулярный аппарат). Поэтому незрячего ребенка надо обучать "захватывать" и "отпускать" окружающие предметы. Когда он начнет это делать самостоятельно, необходимо помогать ему соединять ("искать") руки, находить игрушки, лежащие в кроватке или висящие над ней. Учить захватывать и искать предметы надо не только одной, но сразу двумя руками. Стимулируйте попытки ребенка ощупывать окружающие предметы, удерживать игрушки в руке, извлекать из них звук - стучать. Все Ваши действия по помощи ребенку должны сопровождаться простыми пояснениями. Тогда у ребенка начнут формироваться ассоциативные связи между собственными действиями, ощущениями от контакта с руками матери, предметами и словами, обозначающими действия и предметы.

1 Аутизм - состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира.

0

12

Упражнения и игры, направленные на компенсацию недостатка физической активности у незрячих детей, достаточно полно описаны в различных пособиях для родителей, приведенных в разделе "Литература". Настоятельно рекомендую родителям прочитать потрясающую книгу Михаэля Брамбринга "Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье", выпушенную в свет в 2003 году издательством "ACADEMA", г. Москва.

Интенсивность и качество психологического развития ребенка зависит от деятельности, в которой участвует ребенок. Для каждого возраста и особенностей физического развития ребенка специалисты выделяют свою "ведущую деятельность". В раннем возрасте для любого ребенка ведущей деятельностью является общение с взрослым. Поэтому очень важно как можно чаще брать ребенка на руки, играть, ласкать и разговаривать с ним. У незрячего ребенка процесс налаживания общения затруднен. Видимая реакция на обращение к нему взрослого начинает проявляться несколько позже, чем у зрячего. От родителей требуется больше личного внимания к ребенку, выдержки и даже некоторой настойчивости в достижении ответной реакции ребенка. Как отмечает в своей работе Л.И. Солнцева "Расширение круга всевозможных раздражителей, возбуждающих слух, осязание, вкус, обоняние, и приуроченные к определенным видам деятельности (сну, кормлению, купанию, прогулке и т.д.), является необходимым условием формирования и установления связей между различными объектами и действиями и готовит почву для формирования компенсации слепоты" 1.

Нарушение зрения, задержка и снижение двигательной активности создают условия для задержки формирования речи. Ребенка надо будет учить говорить. Это одна из причин, по которой необходимо как можно больше разговаривать с ребенком. Он должен Вас слышать, и пытаться на слух определить, где Вы находитесь. О том, как научить слепого ребенка говорить, очень хорошо описано в книге "Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье. Библиотечка для родителя" 2 под редакцией В.А. Феоктистовой, выпущенной Российским государственным университетом им. А.И. Герцена.

От себя хочу добавить, что если Вы не можете постоянно находиться рядом с ребенком, когда он бодрствует, то включайте музыкальные записи. Это скрасит его одиночество, позволит почувствовать объем комнаты. Музыка и музыкальные сказки, подобранные с учетом возраста ребенка, являются хорошими стимулами для развития слуха, слуховой ориентации ребенка в пространстве, подготовки его к использованию речи. Я считаю, что сын стал чисто и правильно говорить, во многом благодаря тому, что в нашем доме с первых дней пребывания сына звучала музыка, детские песни и сказки.

Во всем остальном с ребенком, имеющим глубокие нарушения зрения, в первый год его жизни надо заниматься так же, как с обычным новорожденным. Фундаментом хорошей деятельности мозга в будущем является правильное развитие у ребенка в этот период двигательных функций. Для любого ребенка первого года жизни, а особенно отстающего в развитии, обязательным являются лечебные процедуры, направленные на укрепление и развитие костно-мышечного аппарата, такие как массаж и лечебная зарядка. Естественно все лечебные мероприятия должны контролироваться детским врачом. На практике, наша бесплатная медицина не всегда может предоставлять эти процедуры в нужном объеме и вовремя, а у Вас могут не найтись деньги для оплаты дополнительных процедур. Постарайтесь сами освоить приемы классического массажа и зарядки и, применяя их (естественно по согласованию с лечащим врачом), Вы увидите, как ребенок начнет догонять ровесников. Поверьте, это не так уж и сложно.

1 Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М.: Полиграф сервис, 2000.
2 Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье. Библиотечка для родителя. Под ред. В.А. Феоктистовой. М.: РИО ИПТК Логос, 1993.

0

13

Беседа четвертая: Особенности второго года.
Вот и отметили первый день рождения. За прошедший год Вы очень многому научились: освоили школу взаимодействия с медиками, многое узнали о своем ребенке, определились с прогнозом развития зрения, приняли все возможные и невозможные меры для его стимуляции.

Ребенок тоже научился держать голову, переворачиваться на живот, сидеть, а возможно даже стоять в кроватке. Он начал интересоваться игрушками, научился "гулить", радоваться, услышав Ваши шаги. Стал различать близких по голосу, запаху, шероховатости кожи, начал реагировать на интонации Вашего голоса. Это был очень трудный, но плодотворный год. Какие особенности в воспитании ребенка ждут Вас в следующем году?

Второй год жизни - это год, когда ребенок "вылезает" из кроватки и начинает осваивать пространство комнаты, квартиры, двора.

Зрячие дети, после того как научатся стоять, начинают ползать, а затем ходить. Незрячие дети начинают ходить позже своих зрячих сверстников, а ползать учатся, как правило, после того, как освоят хождение. В этом нет ничего страшного, но если Вы хотите, чтобы ребенок сначала стал ползать, то этому его надо учить. Для этого, используя звуковые стимулы - голос, музыку, звук игрушки, а для детей имеющих остаток зрения, световые стимулы - свет фонарика, яркие вспышки, цветомузыку, побуждайте ребенка тянуться к источнику звука или света. Помогайте ему удерживать равновесие, передвигать ноги и руки. Одна из первых задач - это научить ребенка уверенно стоять и ходить. Для ребенка с нормальным зрением освоение процесса хождения основывается на подражании - видя, как это делают другие, он пытается повторять их действия. Незрячего ребенка необходимо учить удерживать равновесие, стоя на двух ногах, правильно переставлять ноги, использовать руки для опоры, приседать и т.п. Если его не учить этому, но он будет неустойчиво стоять, ходить мелкими шажками, переступать, приставляя одну ногу к другой, не уметь переносить вес тела с пяток на носки.

Когда ребенок стал уверенно стоять, держась руками за ограждение кровати, манежа, нужно научить его ходить вдоль ограждения. Затем ребенок должен освоить хождение по комнате, квартире, на улице. "На первых порах ему полезно держаться за ноги взрослого, чтобы освоить способ ходьбы" 1. Затем ребенок, держась одной рукой за Вашу руку, а второй рукой опираясь на окружающие предметы, учится обходить комнату, квартиру, заодно знакомясь с окружающей обстановкой. Следите за тем, чтобы ребенок правильно переставлял ноги. Подтягивая его руку несколько вперед, стимулируйте, чтобы он переносил вес тела с пяток на носок и делал нормальный шаг, а не мелкие шажки. Процесс освоения хождения может прерываться периодами нежелания ходить. Это может быть вызвано появлением в доме малознакомого для ребенка человека. Тогда ребенок видимо предпочитает передвигаться по дому на руках родителей. Ребенок может перестать ходить, найдя какое-нибудь другое занятие. Иногда в виде замещающей деятельности, например, подпрыгиванием на месте. Надо понаблюдать и попытаться понять причину такого поведения. Причин может быть несколько. Одной из причин может быть желание вызвать звук и вибрацию окружающих предметов. Через некоторое время после того, как незрячий ребенок встает на ноги и может стучать по полу и другим предметам ногой, звук и вибрация от удара ногой становятся у него средством исследования предметов. С помощью звука и вибрации незрячие дети находят удивительные способом познания окружающего мира и защиты себя от различных страхов.

1 Леа Хювяринен. Зрение у детей: нормальное и с нарушениями. СПб: Петербург - XXI век, 1996.

0

14

Однажды, когда сыну было около двух лет, глубокой ночью нас разбудил резкий, но короткий крик сына. Но Максим, лежа в кроватке, не проявлял беспокойства. Мы легли и стали уже засыпать, когда звук повторился. И опять признаков беспокойства нет. Тогда я решил тихонько понаблюдать за сыном через открытую дверь. В доме ночная тишина, все спят. Проходит минут десять. Вдруг Максим издает резкий звук. И видно, как он слегка поворачивая голову, прислушивается к эху. Оказывается, он не спал, и в ночной тишине "озвучивал" комнаты, проводя своего рода её эхолокацию. Я подошел к нему, мы поговорили, затем он уснул. Таким "озвучиванием" он занимался неоднократно. Чаще всего это происходило, когда приходилось ночевать в новом для него помещении. Причина такого поведения для нас была не ясна, но если его голос будил нас, мы подходили к нему и разговаривали, пока он не засыпал. Часто, услышав наши голоса, он просил, включит проигрыватель или радио, что мы и делали. Обычно, минут через десять - пятнадцать он засыпал.

Выяснилась причина позже, в начальной школе. Максим объяснил, что при бодрствовании в ночной тишине ему бывает неуютно (страшно). Как он сегодня говорит: "Абсолютная тишина, даже сейчас вызывает у меня неприятные ощущения. Помню, что в детстве ночная тишина вызывала у меня панику. Поэтому я всегда просил, когда меня укладывали спать, чтобы не выключали проигрыватель или не делали тише звук телевизора, стоящий в соседней комнате. Ночные страхов не было, если, проснувшись, можно было услышать тиканье ручных часов, стук падающих капель воды в ванной или любой другой "знакомый" звук. Если в тишине долго не было звуков, я голосом или хлопками "вызывал эхо". При звуке знакомого голоса страх у меня проходил. А, став постарше, успокаивался, услышав в комнате "знакомое" эхо".

Наступило долгожданное время, когда ребенок стал уверенно ходить. Что делает ребенок после того, как пошел? Начинает знакомиться с миром вещей, окружающих его. На этом этапе главное, чтобы у незрячего ребенка не появилось чувство страха перед огромным ещё не познанным окружающим миром. Каждый самостоятельный шаг, это шаг в неизвестность. Необходимо убедиться, что на него ничего не упадет сверху, если он наткнется на какой-либо предмет, или нигде нет острых углов, режущих кромок, не торчат гвозди и т.п. Вы должны приучить себя и всех домашних, что все вещи в доме должны иметь строго определенное место. Двери должны бать либо полностью закрыты, либо полностью открыты. В этом случае ребенок достаточно быстро освоится с расположением предметов, и будет уверенно чувствовать себя в доме.

Надо внимательно изучить с ребенком дверные проемы и освоить открывание (закрывание) дверей и перешагивание порогов. Когда ребенок начнет ходить по квартире самостоятельно, приучите его ходить, слегка касаясь стен, мебели, вдоль которой он идет, а при пересечении комнаты (свободных от предметов пространств) слегка выставлять вперед руки. Не надо делать трагедию из-за того, что ребенок наткнулся на какой-либо предмет, стукнулся или, упав, набил шишку. Столкновение можно и нужно превратить в веселое приключение, как бы сильно (по мнению взрослых) ни ушибся ребенок. Утешая его, надо объяснить, с чем он столкнулся, помочь "увидеть" предмет на ощупь, пошутить по поводу "вмятины", которая якобы осталась на предмете от столкновения, погладить это место его рукой. В результате слезы и боль быстро проходят, страха не остается, а вот положительный опыт преодоления таких "неприятностей" останется. Уверен в том, что, Ваш ребенок, став постарше, не будет хныкать по пустякам, а если обратится за помощью, то значит, она действительно ему нужна.

0

15

Мы уже говорили о роли звуковых и тактильных ощущений незрячего ребенка в познании окружающего мира и ориентировки в пространстве. В раннем возрасте, для развития слуховых ощущений хорошо использовать игрушку типа - "озвученный мяч". Если его не купить, то можно самим сделать из воздушного шарика, надувного мяча, небольшой пластиковой бутылки. В них насыпают немного гороха, фасоли, которые при перекатывании издают шуршащий звук. Ребенку очень нравится доставать рукой подвешенный шарик, который, отскакивая от руки, начинает шуршать над головой. Звуковой мяч, перекатываемый между взрослым и ребенком, сидящими на полу, позволяет ребенку по звуку почувствовать направление и дальность движения мяча.

Необходимо уделять большое внимание развитию пальцев - мелкой моторики. У незрячего ребенка руки и пальцы, являются важным инструментом познания окружающего мира. Для их развития, кроме обычных игрушек для зрячих малышей (пирамиды, колечки) хорошо использовать зашитые мешочки с горохом, фасолью, крупой, мелкой галькой, пуговицами. Перебирая пальцами, сквозь ткань содержимое мешочка, ребенок не только развивает пальцы, но и учится воспринимать разнообразие форм. Использование ткани различной фактуры развивает тактильные ощущения.

В этом возрасте дети очень некомфортно себя чувствуют, когда не далеко от них раздаются незнакомые громкие звуки, шумы. Максим, испугавшись громкого звука, приседал, весь съеживался, обхватывал руками голову. В таком положении он продолжал сидеть и после того, как шум прекращался.

Ребенка надо научить преодолевать этот страх. Если источником шума являются бытовой аппарат (пылесос, мясорубка, холодильник), то необходимо подвести ребенка к этому аппарату, когда он не работает (не шумит), сказать, как он называется, объяснить, зачем он нужен, вместе осмотреть (ощупать) его и вместе включить и сразу же выключить. Такое знакомство можно повторить несколько раз, пока ребенок не привыкнет к шуму данного аппарата. Аналогично можно действовать при знакомстве с другими источниками шума, например уличными. Если на улице ребенок пугается шума от трамвая, грузовика или другого механизма, то при их приближении надо взять ребенка на руки, чтобы он почувствовал, что Вы не боитесь этого шума.

Выходя на улицу, рассказывайте ребенку о том, где находитесь, куда идете, откуда и почему раздается тот или иной шум, то есть обо всем, что происходит вокруг. Пока ребенок ещё не научился хорошо ходить, ему на улице удобно совершать пешие прогулки, опираясь на движущуюся опору, например коляску. Такая опора легко контролируется родителем и служит в качестве трости, защищающей от ненужных столкновений с препятствиями.

Когда начнете осваивать хождение по лестницам, наклонным поверхностям и преодоление мелких препятствий на пути (паребриков, канавок, ямок и т.п.), обратите внимание на то, как Вы держите ребенка за руку. Обычно, боясь, что ребенок, не видя препятствия, может споткнуться и упасть, сопровождающий берёт его крепко за руку и, вытягивая её вверх, помогает делать шаги. В результате, ребенок как бы "висит" над препятствием (ступенькой лестницы), едва касаясь его подошвами ног, что не только плохо для ребенка, но и небезопасно. Ребенок, находясь в подвешенном состоянии, плохо учится контролировать свое тело при перешагивании препятствия или со ступеньки на ступеньку. У Вас из-за напряжения в руке (на ней висит ребенок) резко увеличивается время двигательной реакции. Ваша рука быстро устает, а если ребенок оступится, Вам будет сложно помочь ему удержать равновесие. Помогать ребенку необходимо таким образом, чтобы при преодолении препятствий он использовал Вашу руку в качестве опоры. Необходимо, чтобы Ваша рука была расслаблена и опущена вниз, а ребенок своей рукой опирался на её ладонь или держался за пальцы. В этом случае, если ребенок споткнется, Вы сможете легко и быстро среагировать и, подтянув руку вверх, поможете ребенку удержаться на ногах. О любом препятствии на дороге необходимо предупреждать ребенка: "Делаем шаг вверх (вниз). Поднимаемся (спускаемся) по лестнице. Переступаем камень, канавку, бордюр и т.д.". При такой помощи ребенок быстро почувствует, какие необходимо делать движения. Вскоре Вы обнаружите, что ребенок держась за Вашу руку, сам будет чувствовать характер Вашей шагов. Где надо, будет делать шаг шире, уже, притормаживать, поднимать ногу выше. В дальнейшем ребенок сам научится не только ходить, но и бегать по лестницам, слегка опираясь на перила или ограждения.

0

16

После того, как ребенок освоил хождение и стал уверенно переходить от одного предмета к другому, пора начинать тренировки вестибулярного аппарата и умение безопасно падать. Для этого не требуются, какие либо специальные приемы или приспособления, все можно легко организовать дома. Вот простой способ, который применялся у нас дома: старший сын ставил брата посреди комнаты на ковер и слегка толкал его на уровне живота. Толчок выводил младшего из равновесия, и он вынужден был его удерживать. Иногда это ему не удавалось, и сын плюхался на ковер. Для его возраста такое "контролируемое" падение не приводило ни к ушибам, ни тем более к травмам. Все это происходило под веселые шутки, смех. Такие тренировки по 5 - 10 минут 2 - 3 раза в неделю научили хорошо держать равновесие, а главное, через нескольких дней тренировок он почувствовал, что падать "сгруппировавшись" безопаснее, чем "плашмя", то есть, он самостоятельно научился при падении принимать наиболее безопасную позу. Это его умение сохраняется до сих пор. Зрячих детей "группироваться" при падении немного учат в школьном возрасте на уроках физкультуры. Хорошо же умеют "группироваться" при падении только люди, которые серьезно занимались спортом (борьбой, футболом, волейболом, гимнастикой).

Хорошим инструментом тренировки вестибулярного аппарата стали обычные комнатные детские качели на веревках. Обычно их вешают на два подвеса и на них раскачиваются вперед - назад. Я же их подвесил на одном подвесе в центре широкого дверного проема. Такой способ подвески качелей позволил не просто качаться, а качаться с закручиванием вокруг вертикальной оси. Сын быстро освоил качели и в конце второго года сам стал забираться на них и качаться с "закруткой". Аналогичный прием я применял на даче, качаясь, вместе с сыном, на больших веревочных качелях. С 5 лет он успешно качался один, наравне с другими ребятами. Тренировки вестибулярного аппарата выработали у Максима хорошую устойчивость и если, во время ходьбы он спотыкается, то не падает.

На втором году жизни ребенка обычно усаживают за стол, начинают кормить из ложки, учат пить из чашки. Вначале ребенок принимает эти предметы за игрушки - стучит и возит по столу, бросает, но вскоре понимает их назначение. Пора учить ребенка самостоятельно пользоваться ложкой и кружкой.

Взрослые люди любят умиляться, наблюдая, как мама кормит младенца из ложки. Мама довольна - ничего не испачкано и все съедено. Младенец доволен - не прилагая усилий, получил удовольствие. Но чем раньше ребенок получит удовольствие от самостоятельной еды, тем больше у мамы будет свободного времени.

Обучить пользоваться кружкой не составляет труда, а вот в обучении пользоваться ложкой есть некоторые особенности. Зрячий ребенок, видя, как пользуются ложкой другие, сначала берет ложку в кулак, а потом через некоторое время начинает её брать правильно - пальцами. Незрячих детей надо сразу учить брать ложку правильно, иначе в последствии придется переучивать, что очень сложно.

Обучают ребенка пользоваться ложкой следующим образом. Взрослый, стоя за спиной сидящего за столом ребенка, вкладывает в его руку ложку и, помогая ребенку удерживать её правильно пальцами, обучает необходимым движениям. Размер и вес ложки должны соответствовать физическим возможностям ребенка. Часто бабушки дарят родителям для внука мельхиоровые или серебряные ложки и настаивают, чтобы только из них кормили ребенка. Но для руки маленького ребенка такие ложки возможно тяжеловаты. На этом этапе лучше использовать легкую ложку из алюминия. "Не стремитесь научить ребенка всему сразу. Для него какое-либо действие может быть просто непосильным. Разделите действия на мелкие операции. Добивайтесь поочередного и прочного усвоения каждой операции" 1. Процесс обучения правильно пользоваться ложкой для незрячего ребенка достаточно сложный и может продлиться несколько месяцев. Но какое удовольствие получает ребенок, когда его хвалят за то, что он сам поел.

1 Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье. Библиотечка для родителя. Под ред. В.А. Феоктистовой. М.: РИО ИПТК Логос, 1993.

0

17

Ребенок все больше начинает бодрствовать, у него появляется свободное время, которое не должно быть занято бездельем. Ребенка надо научить играть игрушками. Зрячий ребенок, увидев игрушку, берет её одной или другой рукой, пробует "на зуб", возит, стучать ею о другие предметы. Наблюдая, как действуют с игрушкой другие, повторяет их движения. Увидев новую игрушку, тянется к ней, бросив первую. Незрячий ребенок, "захватив" в руку игрушку, долго её удерживает в руке или делает с ней одни и те же повторяющиеся движения. Когда это надоедает, бросает игрушку и, не видя другой, начинает бездельничать. Отсутствие занятости провоцирует замещающую деятельность. Часто незрячий ребенок играет в игрушки "по своему" - ломает, давит их ногами, стучит ими, что вызывает непонимание окружающих. Но ребенок не виноват - он не знает, как можно играть с игрушкой и делает с ней то, что ему понятно и интересно. Его надо учить правильно пользоваться игрушкой. Большую помощь в освоении игрушек может оказать зрячий ровесник, играющий вместе с Вашим ребенком в те же игрушки. Ваш ребенок, слыша возню зрячего товарища, его возгласы, шум от игрушек, начинает тянуться к нему и, найдя его и почувствовав на ощупь движения, пытается повторять их. Постепенно он осваивает игровую деятельность и начинает получать удовольствие от игры. В этом возрасте для детей игровая деятельность становится ведущей.

При покупке игрушек обращайте внимание на их "звучность". Игрушки, обладающие возможностью пищать, звенеть, шуршать, гудеть становятся любимыми игрушками незрячих детей. Запоминают они их надолго. Поражает тактильная и звуковая память незрячего ребенка. Когда Максиму было пять лет, на даче мы нашли ящик с игрушками, которыми он играл в 2 - 3 года. Все забыли про игрушки, и они больше двух лет пролежали в ящике. Максиму хватало одного прикосновения или малейшего звука, издаваемого игрушкой, что бы узнать и назвать её. Хочу обратить внимание на одну особенность незрячих детей - они до 3 - 4 лет "не любят" мохнатых и меховых игрушек.

Чтобы быть спокойным за ребенка, находящегося в другой комнате, разговаривайте с ним, спрашивайте, что он делает, говорите, что делаете Вы и что, собираетесь делать. Слыша ответы ребенка, легко контролировать как его самочувствие, так и место нахождение. Словами легко приободрить, подсказать, утешить и приласкать ребенка. Разговаривая с незрячим ребенком, нужно применять абсолютно все слова зрячих - запретных слов нет. Скоро Ваш ребенок будет смотреть телевизор, фактически слушая его, или будет рассматривать новую игрушку, ощупывая руками. Незрячий ребенок должен воспринимать все слова в том смысловом контексте, в котором их применяют зрячие. Первые вопросы у ребенка, почувствовавшего несовпадения его ощущений с ощущениями других людей, возникнут в 5 - 7 лет и как на них отвечать мы поговорим позже.

Человеческая речь является мощнейшим инструментом познания мира и обучения незрячего ребенка. Когда-то, очень давно, я прочитал в журнале "Курьер ЮНЕСКО", что воспитать слепого ребенка легче, чем глухого и очень удивился. Сегодня я понимаю, что с помощью речи слепому ребенку можно передать любую информацию, необходимую для его возраста. И это можно делать практически с первых дней его жизни. А как это сделать для маленького глухого ребенка? Жестами? Нет, жестовую речь он начнет осваивать намного позже, кроме того, жестовая речь имеет большие ограничения на полноту передачи речи слышащих. Жестами нельзя передать ни интонации, ни смысловые звукосочетания. А как контролировать ребенка, находящегося в другой комнате, не слыша его ответов на Ваши вопросы?

0

18

Ребенок с нарушениями зрения в полтора - два года начинает использовать развивающуюся речь в качестве основного средства общения с взрослым. Образование системы связей речевой деятельности со всей системой сохранившихся анализаторов, с развивающейся двигательно-мышечной системой обеспечивает основу для компенсации зрительной недостаточности в этом возрасте" 1. Использование развивающейся речи активизирует совместную деятельность с взрослым, что позволяет формировать у ребенка самостоятельную деятельность с предметами.

Заговорив об общении с незрячим ребенком, хочу предупредить о вреде причитаний над ним. Часто этим грешат бабушки и "тетушки", которые при встрече с ребенком льют слезы и причитают: "Бедненький. Несчастненький. Слепенький. Горюшко ты моё, да как ты будешь жить, не видя света:" и так далее, и тому подобное. Такое общение надо категорически пресекать. Ребенок еще мал и не понимает, какие у него есть проблемы, это он начнет осознавать в 6-7 лет, а внушить, "вбить в голову", что он несчастный, можно уже в 2-3 года. Если это допустить, то ребенок с раннего детства будет чувствовать себя несчастным, а Ваша жизнь превратится в кошмар. Причитание и плач над ребенком вызваны не любовью к нему, а страхом, который испытывают зрячие взрослые люди при виде незрячего младенца или от мысли, что такой ребенок родился у их близкого родственника. Причитающие родственники плохие помощники и если Вы не сумеете убедить их во вреде причитаний, то Вам придется оградить ребенка лет на 6-7 от их близкого присутствия. От ребенка не надо ни скрывать его проблем, ни акцентировать на них внимание. Придет время, когда их надо будет обсудить вместе с ним, но до этого ещё далеко.

Обычно в конце первого, начале второго года жизни ребенка, имеющего глубокие нарушения зрения, врачи предлагают родителям подумать об оформлении инвалидности, что вызывает шок не менее сильный, чем тот, о котором шла речь во второй беседе. Но, давайте подойдем к этому вопросу не с эмоциональной, а с практической точки зрения. То, что у Вашего ребенка есть серьезные нарушения зрения, вы уже убедились. Инвалидность - это юридический факт признания государством того, что данному ребенку и его семье требуется социальная поддержка. В большинстве семей, имеющих ребенка инвалида, один из родителей вынужден не работать или ограничивать свою трудовую деятельность, что серьезно влияет на материальное положение семьи. Социальная поддержка предусматривает выплату пенсии и пособий на ребенка, ряд льгот.

Признавать ребенка инвалидом или нет, это только Ваше право. Вам могут говорить и советовать, что угодно, но только Вам решать - делать этот шаг или нет. Но если Вы не согласитесь с предложением специалистов и не оформите инвалидность, то потеряете право на социальную поддержку от государства. Окончательный выбор за Вами.

1 Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М.: Полиграф сервис, 2000. С. 56.

0

19

Беседа пятая: Особенности третьего года.
Как быстро прошли два года! Чему "мы" только не научились: ходить, пить из чашки, проситься на горшок, знаем, что можно делать с ложкой. Стали играть в игрушки, узнаем знакомых по голосу. Все это делаем не всегда правильно и четко, но с большой радостью. Немного боимся незнакомых людей, новой обстановки, но когда рядом мама, то не страшно. Меньше стали бояться незнакомых шумов, стуков, скрипов.

К трехлетнему возрасту, в процессе совместной деятельности с взрослым, ребенок овладевает достаточным словарным запасом. Говорить можем, не только отдельные слова, но и целые предложения. Умеет отвечать на вопросы, выражать свои желания, просить помощи. За прошедший год у него сформировались связи между многими словами, предметами и действиями с ними. Дома на слух можем определять, кто пришел, где находится и что делает. Ребенок начинает осваивать предметную деятельность. Третий год жизни ребенка - это особый год, когда у ребенка формируется собственное "Я". Он начинает выделять из окружающего мира предметов себя и других людей как самостоятельных субъектов. В этот год дети начинают проявлять самостоятельность, у них появляется желание самим действовать, общаться, не только с родственниками, но и с другими людьми. Проявляется интерес к исследованию окружающего мира.

Формирование "Я" - "дифференциация восприятия себя, как отдельного субъекта, отличающегося от других близких людей и, самое главное, вычленение себя из мира вещей приводит к тому, что окружающее пространство становится для ребенка незнакомым, наполненным предметами, качества которых он не знает и которые могут таить в себе опасность. В результате возникает боязнь пространства, новых объектов" 1. Естественно, что для ребенка имеющего глубокие нарушения зрения проявление самостоятельности наталкивается на объективные трудности, связанные с недостаточным сенсорным опытом, нечетким контролем своих движений, слабой ориентировкой в пространстве и предметном мире, сложностями в общении. В успешности преодоления трудностей этого периода основную роль играют люди, которым ребенок больше всего доверяет, с кем чувствует себя безопасно - это его родители.

К сожалению, многие родители, боясь травм ребенка, которые могут быть (а могут и не быть!), ограничивают его самостоятельную деятельность, оказывая ему постоянную помощь во всем. Родители стараются предугадать любое желание ребенка и все сделать за него. Такая избыточная помощь, или как говорят специалисты - гиперопека, идет в разрез с возможностями и интересами ребенка. Ребенок не может реализовать появляющуюся у него потребность, называемую психологами - "Я сам". Возникают противоречия между желанием быть самостоятельным и возможностью осуществлять самостоятельную деятельность. Гиперопека часто сопровождается избыточными проявлениями любви к ребенку, его заласкиванием, захваливанием, чрезмерным восхищением его "успехами". Ребенок, приободренный словами восхищения, пытается "проявлять самостоятельность даже там, где не может справиться с желаемой деятельностью" 2 и, не достигнув успеха, чувствует разочарование. Неудачи вызывают страх перед новой деятельностью, желание уйти от решения трудных задач. У ребенка появляется пассивность, формируется иждивенческая позиция, сначала в отношении близких, а затем по отношению ко всем окружающим. При этом ребенок, отстаивая свои интересы, начинает диктовать родителям свою волю, используя капризы, упрямство, строптивость.

1 Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М.: Полиграф сервис, 2000. С. 54.
2 Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М.: Полиграф сервис, 2000.

0

20

Другие родители, наоборот жестко ограничивают незрячего ребенка во всем, придумывая для него особые правила поведения. Они или игнорируют трудности ребенка, возникшие из-за нарушения зрения, или внушают ему, что он не на что не способен. По их мнению, незрячий ребенок должен находиться либо рядом с взрослым, под его постоянным надзором, либо в одиночестве в закрытой комнате (замкнутом пространстве). За любое неповиновение следует наказание. Жесткая дисциплина, наказания, постоянные одергивания приводят к подавлению в ребенке собственного "Я". Ребенок вырастает скрытным, малоинициативным, боящимся что-либо сделать самостоятельно. Со временем у него может развиться скрытая или открытая агрессивность по отношению к близким людям. Такие дети очень плохо уживаются в детских коллективах.

Развитие незрячего ребенка идет успешно тогда, когда родители относятся к ребенку чутко, учитывают его индивидуальные возможности и возрастные потребности, не допуская вышеописанных крайностей.

Как уже отмечалось, третий год - особый год жизни ребенка. В этом году у ребенка появляется желание к самостоятельной деятельности, и если Вы не упустите этот момент, то он легко овладеет основными навыками самообслуживания. Поэтому идите на встречу его желаниям и помогите ему научиться есть со всеми за общим столом, одеваться, пользоваться туалетом, мыться в ванной и под душем, доставать и убирать вещи, игрушки, играть и общаться со сверстниками. Ребенок будет стараться повторять самостоятельно те действия, которые Вы ежедневно делали с ним во время еды, одевания, мытья, игр.

Как обучать ребенка самостоятельно пользоваться ложкой и кружкой, мы говорили в четвертой беседе, но самостоятельная еда включает в себя не только умение пользоваться этими предметами. Ребенка необходимо научить: самостоятельно приходить к столу и садится на отведенный для него стул, находить на столе тарелку, кружку, ложку, брать хлеб, есть аккуратно и т.п. Для удобства ребенка, все предметы, необходимые для еды, должны иметь четко определенное место на столе. Рядом с тарелкой, можно поставить блюдце для хлеба, кружку с питьем. Расположение посуды, используемой ребенком при еде, должно позволять ему быстро её находить и при этом не уронить (не разбить) при нечетком движении.

Научиться самостоятельно и правильно одеваться в два года сложное дело и для хорошо видящего ребенка, а незрячему и подавно. Но раз у ребенка появилось такое желание (или Вы почувствовали, что он готов к этому), то начинайте его учить. Для освоения незрячим ребенком действий, необходимых для одевания, используйте тот же прием, что и при обучении пользования ложкой. Обучают надевать трусы, колготки, штаны, обувь следующим образом: взрослый усаживает ребенка на свои колени, спиной к своей груди, берет его кисти пальцами своих рук. Затем, помогая ребенку взять одежду пальцами, обучает его движениям, необходимым при надевании. Надевать майку, рубашку, кофточку и верхнею одежду надо так же, только стоя на ногах или коленях за спиной ребенка. Все движения необходимо комментировать: "Берем штаны в руки. Находим пояс штанов. Надеваем левую штанину на левую ногу. Поджимаем правую ногу и надеваем на неё правую штанину. Подтягиваем штаны. Застегиваем молнию" и так далее. Таким же образом обучают ребенка раздеваться. Чтобы ребенок хорошо освоил все движения, их придется, не спеша повторять десятки, а может быть и сотни раз. Сотня повторений не такое уж большое количество. В течение дня Вы будете повторять с ребенком каждое движение не менее 5 раз, следовательно, для сотни нужно всего 20 дней.

0


Вы здесь » Сахалинский форум родителей особых детей "НАШИ ДЕТИ" (ДетиСах) » Письма из интернета » Беседы с родителями незрячих детей (автор В.Д. Озеров)