Сахалинский форум родителей особых детей "НАШИ ДЕТИ" (ДетиСах)

Объявление


ЕСЛИ У ТЕБЯ ПРОБЛЕМЫ - ПРИХОДИ, МЫ ПОСТАРАЕМСЯ ПОМОЧЬ. ЕСЛИ У ТЕБЯ НЕТ ПРОБЛЕМ - ПРИХОДИ, ПОДЕЛИСЬ С НАМИ - КАК ТЫ СМОГ ЭТОГО ДОБИТЬСЯ.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Сахалинский форум родителей особых детей "НАШИ ДЕТИ" (ДетиСах) » Зрение » Игры для детей с нарушениями зрения


Игры для детей с нарушениями зрения

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Игры для грудничка и двухлетки

Пока ребёнок у вас один, играть с ним можно во что угодно — пирамидки, мозаика, конструктор, мячик, машинки, куклы, можно почитать книжку или просто побегать. Но когда в доме появляется младенец, оказывается, что большинство привычных занятий и развлечений организовать почти невозможно. Книжки грудничок тащит в рот, постройки из конструктора ломает, мозаику может проглотить, а самой желанной для него всегда является именно та игрушка, которую облюбовали для себя старший брат или сестра. Особенно тяжело приходится мамам погодок или деток с маленькой (до 3-4 лет) разницей в возрасте.
Выход из этой ситуации — ролевые и подвижные игры, то есть минимум предметов-аксессуаров и максимум действия. Вот несколько игр, в которые одновременно можно играть с малышом 2-4 лет и крохой от 0 до 2 лет.
Прятки
Как говорится: «Всё гениальное — просто!». Прятки — очень удачная игра для двух маленьких детей. Сначала вы громко считаете: «Раз, два, три, четыре, пять! Я иду искать! Кто не спрятался — я не виновата!». Если младшему ещё нет 6 месяцев, то можно «искать», положив его в слинг (или просто взяв на руки). При этом пока старший прячется в своём укрытии, вы можете даже кое-что сделать по дому. Главное не забывайте в процессе «поиска» громко декламировать: «Где же наш Ванюша?! И на кухне нету (быстренько убрали посуду со стола)! И в ванной нету (достали бельё из стиральной машинки)! И в коридоре нету (вешаем бельё)!»
Не забывайте обращаться и к младшему, описывая окружающие предметы: «Ищем мы с Мишенькой Ванюшу! Вот прошли мимо зеркала, вот на кровати посмотрели. Вот стульчик — есть под ним Ванюша? Нету!» Но особенно лучше поиски не растягивать, а то спрятавшийся малыш заскучает.
Находить лучше не сразу, а как бы постепенно. Если ребёнок спрятался под одеяло, то подойдите поближе и спросите: «А что это такое из-под одеяла виднеется?! Уж не Ванюшина ли пяточка?..» (В этот момент малыш весь замирает в радостном ожидании.) «Ага! Вот он Ванюша! (открываете одеяло) Нашла!» Или можно «случайно» присесть (только, конечно, очень аккуратно) на одеяло, под которым спрятался ребёнок. А потом «испуганно» подскочить: «Ой! Что это такое под одеялом?! А! Да это же Ванюша! Вот он! Нашёлся!»
Когда младший ребёнок научится ползать, пусть помогает вам искать, передвигаясь по дому. Теперь прятаться детки будут по очереди. Сначала — старший, а вы с малышом его ищете. А потом какое-то время все вместе играете с младшим ребёнком в «ку-ку» (накрываете его пелёнкой: «Где Миша?» — и тут же сдёргиваете — «Вот он!»). Если старшему тоже захочется поиграть в «ку-ку», ни в коем случае не отказывайте, а раздобудьте ещё одну пелёнку и для него.
Ковбои
А это уже настоящая ролевая игра. Вы будете изображать ковбоев, которые скачут куда глаза глядят и встречают на своём пути много интересного. Если у вас есть игрушечная лошадка, то пусть старший ребёнок скачет на ней, а если лошадки нет, то можно оседлать обыкновенный стул со спинкой. Мама тоже поскачет на стуле. Младшего вы сажаете «на лошадь» вместе с собой — можно в слинге, можно на руках.
Итак, вы седлаете своих «лошадей» и отправляетесь в путешествие. Включайте фантазию и скачите на родник за водой, на поле за цветами, в сад за фруктами. Можно поехать в гости к любимым сказочным героям. Например, угоститься мёдом у Винни-Пуха, а Кролику помочь в огороде. Причём если мама будет описывать происходящее достаточно подробно и с большим воодушевлением, а фантазия у малыша хорошо развита, все эти встречи могут происходить исключительно в воображении ребёнка. Это большой плюс, так как разыгрывать кукольный спектакль с младенцем на руках довольно неудобно.
Эту игру можно сделать не только весёлой, но и познавательной. Предложите малышу отправиться, например, в африканскую саванну — и рассказывайте, каких животных вы встречаете на своём пути, чем они примечательны. Только не засиживайтесь «в седле» — если вы не будете периодически спешиваться и ходить по комнате, кроха у вас на руках может заскучать и раскапризничаться.
Когда младший ребёнок подрастёт, можно включать в игру и его. Старшим детям обычно очень не нравится, когда малыши «мешают играть» — ломают постройки из кубиков, капризничают и требуют к себе внимания. Но если правила игры достаточно свободные, то участие младшего ребёнка всегда можно как-то обыграть. Например, пока младенец просто лежит на развивающем коврике с игрушками, вы можете сказать: «Вот мы проезжаем мимо большой реки. Тут резвится маленький бегемотик. Он очень любит играть с мячиками. Но он немножко неуклюжий, и мячик постоянно от него укатывается. Давай поиграем с ним, будем подавать ему мячик!» Тут же можно разучить с ребёнком какой-нибудь забавный стишок про бегемотика.
Когда младший начнёт вставать и ходить, скажите про него, что это, например, маленький жеребёнок. Когда он подойдёт к вашим «скакунам», предложите старшему ребёнку приласкать кроху, чем-нибудь угостить его хотя бы понарошку. Таким образом, старшему будет казаться, что вы играете с ним, но и младший вниманием обделён не будет.
Поезд
Путешествовать в мире фантазий можно и на поезде. Постройте состав из стульев, в качестве приборной панели хорошо использовать какой-нибудь детский музыкальный развивающий центр. Старший ребёнок, скорее всего, захочет быть машинистом. Пусть так и будет — это позволит ему почувствовать свою значимость и немного покомандовать вами. Подберите для маленького машиниста подходящий головной убор и подготовьте «билеты на поезд».
Теперь можно начинать игру. Купите в кассе билет, предъявите его кондуктору-машинисту (он может «пробить» ваш билет дыроколом или степплером) и занимайте своё место. Младший ребёнок, конечно, поедет вместе с вами. На остальные стульчики можно рассадить мягкие игрушки. Машинист даёт гудок — можно отправляться! По пути остановитесь искупаться в море, купите на станции пирожки, отстреливайтесь от нападающих бандитов — в общем, пусть ваше путешествие будет полно приключений и интересных открытий.
Змей Горыныч
Расскажу правила на примере, когда у вас оба ребёнка — мальчики.
Пока младший ещё мал, он просто сидит вместе с мамой «в логове Змея Горыныча» на кровати. Начинается игра с того, что мама декламирует:
«Жил был могучий богатырь Добрыня Никитич (его будет изображать старший ребёнок; можно назвать богатыря как-то иначе — это зависит от того, какой супергерой пользуется у вашего сынишки наибольшим уважением), и был у него маленький братик. Налетел страшный Змей Горыныч и утащил маленького братика в своё логово. Не испугался Добрыня страшного Змея, бросился выручать любимого братца».
Дальше вы «боретесь» со старшим на кровати: он пытается освободить брата, вы свою «добычу» защищаете. Чтобы детям было веселее, можно продолжать комментировать «в былинном стиле»:
«Набросился Добрыня на Змея и оседлал его (покатайте малыша немного на спине по кровати), но и Змей не растерялся — взвился под самое небо (можно „полетать“ и по комнате). Богатырь не испугался — крепко держался он за змеиную шею. Устал Змей и опустился на землю, а потом изловчился и пощекотал Добрыню хвостом. Расхохотался Добрыня и выпустил Змея!»
Ну, и дальше в том же духе. В конце концов, богатырь, конечно, побеждает Змея и освобождает братика. Подобная «куча-мала» обычно нравится детям, причём не только мальчикам, но и девочкам. А ещё для старшего ребёнка такая возня с мамой — хорошая возможность восполнить недостаток тактильных ощущений. Ведь кроха очень много времени находится на руках, и в результате подержать на ручках старшего, да и просто лишний раз обнять его мамы часто забывают. Кроме того, чувствуя себя могучим спасителем младшего братика, старшему ребёнку легче будет научиться уступать малышу, оберегать его.
Когда младший подрастёт, он сможет вместе со старшим братом бороться со Змеем Горынычем, освобождая из плена, например, мягкие игрушки или друг друга по очереди. Если у вас сын и дочь, то вместо богатырей можно предложить детям роли Ивана Царевича и Василисы Прекрасной. А из папы Змей Горыныч получается даже лучше, чем из мамы. В общем, простые правила игры оставляют большой простор для фантазии.
Космонавт
Эта игра поможет вам незаметно провести со старшим ребёнком любое обучающее занятие, причём ему не будет казаться, что младший мешает вам заниматься.
Подготовьте космическую ракету (подойдёт детская кроватка, коляска или просто перевёрнутый стол, летом очень удобно использовать гамак). Обязательное условие — находясь в полете, малыш не должен видеть, что происходит в комнате, так что перед запуском завесьте свой космический корабль, например, одеялом.
Копошащийся рядом младенец, хватающий все подряд ходовые части ракеты, вам вовсе не мешает — это технический специалист проверяет готовность механизмов к запуску!
А вы пока проверяете, готов ли к полёту космонавт — ваш старший ребёнок. Чтобы быть допущенным к полёту ему придётся выполнить все ваши задания (выбирайте и придумывайте свои в зависимости от конкретной ситуации):
объяснить, что нарисовано на картинке (проверка зрения и адекватного восприятия реальности),
спеть и сплясать (способность наладить дружеские отношения с внеземными цивилизациями),
нанизать бусики (вдруг придётся в полёте чинить ракету, а для этого очень важна мелкая моторика),
посчитать (способность наладить торговлю),
почитать (способности к обучению инопланетным языкам и письменности) и т.п.
Ну вот, наконец, все проверки закончены, и можно отправляться в полёт. Малыш занимает своё место в корабле, а вы начинаете обратный отсчёт: «10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск!» Пока ракета летит, её может немного потрясти, она может попасть под метеоритный дождь (постучите по поверхности подушкой или мягким мячиком).
Попутешествовав по космическим просторам какое-то время, ракета опускается на неизвестную планету. Вы с младшим ребёнком будете изображать жителей этой неизвестной планеты — это очень помогает вовлечь в игру карапуза так, чтобы это минимально раздражало старшего.
И тут опять всё зависит от вашей фантазии и возможностей ребенка. Вы можете попросить отважного космонавта о любой помощи — научить местных жителей петь песенки, рассказывать стихи, танцевать, собирать пирамидки, изучить местный язык (например, английский) и т.п. В ответ инопланетяне помогут маленькому путешественнику отремонтировать ракету, угостят его местными деликатесами. Но не стоит зацикливаться на учебных заданиях — пусть на некоторых планетах малыша ждут настоящие приключения: он будет искать клады или помогать собирать урожай (идеи для дачи!), спасать попавших в беду или сражаться с врагами.
Волк и зайцы
Когда младший ребёнок чуть-чуть подрастёт и научится ползать, играть со старшим в конструктор или в кубики станет совершенно невозможно. Малютка будет стараться участвовать в строительстве, но на самом деле, конечно, будет только всё ломать. Старших детей такое «участие» очень раздражает. Но его можно обратить в свою пользу.
Скажите старшему, что будете играть в зайцев и волка. Вы с ним будете зайцами, а малыш — волком. У зайчиков должен быть домик (например, стол, завешенный одеялом) и полянка с травкой (коврик), куда они бегают подкрепиться. Чем дальше полянка окажется от домика, тем веселее играть, но всё это должно находиться в одной комнате, иначе младший ребёнок, потеряв вас из виду, может занервничать.
Играем так: зайчики выходят из домика и бегут на полянку щипать травку. То есть вы со старшим вылезаете из укрытия, добегаете до коврика, садитесь там на корточки и изображаете, что кушаете траву. Малыш-волк, видя, что вы со старшим ребёнком чем-то интересным занимаетесь, конечно, ползёт к вам с максимальной скоростью, на которую способен. И тут вы кричите: «Ай-ай-ай! Волк! Сюда бежит волк! Спасайся скорее в домик, малыш, я его отвлеку!».
«Зайчонок» скорее заползает обратно под стол. Стол надо огородить диванными подушками — это будет дверь, защищающая от волка. «Волк», конечно, поползёт за «зайчиком» к домику и начнёт шатать эти подушки, пытаясь дотянуться до своей добычи. Ваше дело комментировать: «Подбежал волк к зайкиному домику и начал стучать в дверь!» Когда «дверь» начнёт поддаваться, зовите старшего ребёнка обратно на «лужок»: «Пока волк занимался дверью, хитрый зайчонок выбрался тихонько по потайному ходу и прибежал опять на полянку кушать травку!» Дальше волк замечает побег и снова ползёт к вам. И так всё повторяется, пока детям не надоест.

0

2

ИГРЫ В СЛОВА

“КУЗОВОК”

Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзину, коробку. Это и будет “кузовок”.

Ведущий передает “кузовок” одному из играющих и говорит:

- Вот тебе кузовок. Клади в него, что есть на -ок. Обмолвишься – дашь залог.

Дети по очереди говорят слова в рифму на -ок:

- Я положу в кузовок грибок.

- А я – платок!

- Я – замок (сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, листок, мешок, цветок, крючок, молоток и т.д.).

Если кто-то ошибся, все говорят:

- Не клади в кузовок пенек. Он кончается на “-ёк”! Давай фант!

По окончании разыгрываются залоги (фанты). Один из детей спрашивает:

- Чей залог вынется, что тому делать?

Дети по очереди называют каждому залогу выкуп, например: попрыгать по комнате на одной ноге, или рассказать стихотворение, или спеть песню.

“ЛЮБОПЫТНЫЙ”

1-й вариант:

Играющие садятся в круг. Один водящий – “любопытный” – становится в середине. Он громко называет какую-нибудь букву и выжидает, пока играющие приготовятся. Затем быстро обращается то к одному, то к другому играющему, забрасывая их короткими вопросами: кто? куда? когда? зачем?

Играющие должны быстро отвечать словами, начинающимися с объявленной буквы. Например, объявлена буква к. Ответы могут быть следующими: композитор, в кино, каждый день, с керосином и т.д.

Ответивший на вопрос не сразу или словами, начинающимися с другой буквы, становится “любопытным”, а прежний “любопытный” садится на место. Новый водящий объявляет другую букву.

2-й вариант:

Ведущий дает (говорит) половину слова каждому сидящему в круге. И каждый должен продолжить вторую половину. Не может – штрафное очко. Ведущий начинает говорить свою половину слова, например: теле… Играющие продолжают: телефон, телеграмма, телескоп, тележка, телевизор, телеграф и т.п.

ПЯТЬ СЛОВ

Ведущий диктует слово, состоящее из трех-четырех букв. Его записывают в строчку, далеко отставляя одну букву от другой.

Задача играющих – как можно скорее подобрать по пять слов, начинающихся с букв, входящих в это слово. Например, дано слово сова. Запись может быть такой:

С – сокол, сито, сосна, старик, сарай;

О – облако, окно, огород, орех, окунь;

В – вилка, вата, воск, ворот, венок;

А – арфа, арба, арбуз, анкета, алмаз.

Выигрывает тот, кто первым выполнит задание.

ДВЕ БУКВЫ

Есть много слов (имен существительных), начинающихся с буквы О и оканчивающихся буквой К и наоборот. Пусть каждый из играющих постарается написать как можно больше тех и других слов. Например, огарок, окурок, остаток, отросток и т.п.; кольцо, колесо, колено, копыто и т.п.

Тот, кто в условленное время напишет больше слов, выигрывает.

Можно договориться так: выигрывает тот, кто первым напишет по десять тех и других слов.

СХОДСТВО И ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ

Надо продиктовать участникам игры ряд слов: сильный, порожний, темнота, спешить, пылкий, древность, зной, горе, спелый, доблесть, юный, ссора.

Играющие должны подобрать к каждому из этих слов еще два: одно – схожее с ним по смыслу, другое – противоположное ему, т.е. синоним и антоним. Например, сильный – мощный, слабый. Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задачу и правильно подберет слова.
ИГРЫ С ДВИЖЕНИЯМИ

“КОЛПАК МОЙ ТРЕУГОЛЬНЫЙ”

Ведущий объясняет правила игры. Слова в тексте заменяются движениями. А текст такой:

Колпак мой треугольный.

Треугольный мой колпак.

А если не треугольный,

То это не мой колпак.

Сначала заменяем слово колпак (показываем место колпака на голове), все остальные слова в тексте произносим; затем – слово мой (показываем рукой на грудь), а остальные слова, кроме колпак и мой, произносим; а потом – слово треугольный (показываем руками треугольник). Теперь, произнося текст, заменяем три слова: колпак, мой, треугольный.

Игру можно повторять несколько раз, ускоряя темп.

НАШИ ПОДАРКИ

1-й вариант:

Ведущий: Сегодня в порт корабль придет, груженный:

- веерами (обмахивается одной рукой, как веером);

- ножницами (правой рукой, двумя пальцами, указательным и средним, стрижем, как ножницами);

- ножными швейными машинками (ногами качаем, словно управляя швейной машинкой);

- часами с “кукушкой” (все говорят: Ку-ку, ку-ку).

Повторяем снова.

2-й вариант:

Ведущий: Дед Мороз под Новый год принес нам подарки:

- Папе – расческу (”причесываем” волосы левой рукой);

- Маме – мясорубку (крутим “мясорубку” правой рукой);

- Брату – лыжи (ногами вперед-назад);

- Сестре – куклу с закрывающимися глазами, которая говорит: “Мама” (закрываем и открываем глаза и говорим: Мама).

- Все рады подаркам:

Папа (показываем движения, относящиеся к его подарку), мама, брат, сестра (все показывают соответствующие движения).

ПЕРЕТЯГИВАНИЕ НА ПАЛКАХ

Двое играющих садятся на землю один против другого, упершись друг в друга ступнями. Взявшись руками за палку, каждый из играющих старается по сигналу поднять своего противника с земли. Сгибать ноги в коленях и отпускать палку не разрешается.

СБОР “ГРИБОВ”

В этом аттракционе участвуют два человека. У обоих завязаны глаза, а в руках – мешочки или корзины. На полу в разных местах расставляются игрушечные грибы. По сигналу ведущего начинается сбор “грибов”. Тот, кто наберет “грибов” больше и при этом быстро, получает приз.

ГЛАВНОЕ – НЕ РАССМЕЯТЬСЯ!

Одного из играющих объявляют “скульптором”, а остальные становятся вокруг и по его сигналу превращаются в “статуи”: каждый принимает какую-нибудь выразительную позу и замирает в ней.

“Скульптор” прохаживается между играющими и с глубокомысленным видом рассматривает их, всячески стараясь рассмешить. Но “статуя” должна быть бесстрастной – ни шевелиться, ни улыбаться ей нельзя. Нужна выдержка, чтобы не рассмеяться, а у кого ее не хватает, того “скульптор” “бракует” – удаляет из круга. Кто дольше всех продержится – тот и победитель в игре.

СЛЕПОЙ УДАР

Играющий стоит с закрытыми глазами на расстоянии одного шага от нитки, протянутой между двумя палками (деревьями). Повернувшись спиной к нитке, он должен сделать пять шагов вперед, повернуться направо, потом – еще раз направо, потом сделать полный оборот на 360 градусов. Если играющий проделал все эти повороты точно, то, следовательно, он находится в данный момент как раз напротив натянутой между палками (деревьями) нитки. Играющему остается только сделать пять обратных шагов на прежнее место, откуда он начал свой путь. После этого играющему дается палка и он должен, размахнувшись как следует, разорвать натянутую нитку.

УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ

Все играющие садятся на стулья. Водящий сидит отдельно, глаза у него завязаны, он начинает петь какую-нибудь знакомую всем песню.

Спев один куплет, водящий замолкает. Второй куплет песни поет кто-нибудь из ребят. Водящий должен сказать, кто пел. Если водящий угадал – игра продолжается, но водящим становится уже тот, кто пел второй куплет.

ДОСТАВАЛКИ (ЧЕХИЯ)

Эта игра требует ловкости. В ней одновременно могут участвовать 3, 5, 10 человек. У каждого играющего в руках мячик, который он кладет на землю около правой ноги на расстоянии 1-2 см.

Играющие стоят, расставив ноги на ширину плеч, и по сигналу судьи должны наклониться и достать положенный на землю мячик из-за правой ноги. Оказывается, это не так-то просто сделать. Надо не один раз потренироваться, чтобы скоординировать работу рук, корпуса и достать быстро мяч. Кто первым это сделал, тот и победил.

СЕСТЬ, ВСТАТЬ, СЕСТЬ!

Участник игры садится на стул. На глаза ему надевают повязку. Упражнение на первый взгляд несложное: встать, сделать пять шагов вперед, повернуться направо, сделать еще пять шагов, еще раз повернуться направо и отмерить такое же количество шагов, наконец, сделать еще поворот направо, пройти пять шагов и с поворотом направо сесть на стул.

Только обладающие хорошим чуством пространства и умением четко выполнять повороты смогут выполнить это упражнение.


ИГРЫ НА ВОДЕ ДЛЯ НЕ УМЕЮЩИХ ПЛАВАТЬ

“КАРУСЕЛЬ”

Взявшись за руки в воде, играющие начинают движение по кругу по указанию взрослого, постепенно ускоряя шаг и произнося следующие слова:

Еле-еле, еле-еле

Закружилась карусель,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Бегут до тех пор, пока взрослый не произнесет:

Тише, тише, не спешите -

Карусель остановите.

Все постепенно замедляют шаг и останавливаются со словами:

Вот и кончилась игра.

Остановиться – раз и два.

Игру повторяют с движением в другую сторону.

ХОРОВОД

Играющие, взявшись за руки, медленно идут по кругу и хором произносят:

Мы идем, идем,

Хоровод ведем.

Сосчитаем до пяти,

Ну, попробуй нас найти!

Хоровод останавливается, играющие считают до пяти, опускают руки и все одновременно погружаются с головой в воду. После этого они выпрямляются, берутся за руки и хоровод двигается в другую сторону.


ЯПОНСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ
из книги Нобуо Сибата

ЦЗЯНЬ-ЧУЙ-БАО

Так называется способ, когда победителя определяют по жестам.

Жесты: “камень” – пальцы сжаты в кулак; “ножницы” – вытянуть указательный и средний пальцы; “бумага” – вытянуть все пальцы. Жест “камень” побеждает жест “ножницы”, а “ножницы” побеждают “бумагу”, потому что бумагу можно разрезать ножницами; “бумага” побеждает “камень”, потому что камень можно завернуть в бумагу. Когда раздаются слова “цзянь-чуй-бао”, каждый из игроков показывает свой жест – так и определится победитель.

ЛАБИРИНТ

Делать лабиринт на снегу, топтать снег ногами и плющить его ведром. Бегать по снегу кругом, чтобы он стал твердым. Когда все это сделано, создать на двух концах лабиринта базы, например, А и Б. Разделить участников игры на две группы – каждая группа занимает одну базу. После сигнала игроки из каждой группы (А-1 и Б-1) двигаются со своей базы бегом и встречаются где-то в лабиринте. Далее встретившиеся ребята играют в “Цзянь-чуй-бао”, и если, например, А-1 выигрывает, то он ведет на свою базу побежденного противника, но если по ходу вовращения А собьется с пути, то Б-1 может возвратиться к себе. Игра повторяется многократно.

ПРЕСЛЕДОВАТЬ ПО ЦВЕТУ

Эта игра подходит слабовидящим детям. Сначала избрать одного игрока. Он рассказывает о каком-нибудь цвете, и другие трогают какую-то вещь этого цвета. Игроку, рассказавшему о цвете, нельзя ловить тех, кто тронул вещь этого цвета; можно ловить лишь тех, кто до нее еще не дотронулся.

ИГРАТЬ РОЛЬ ЖИВОТНЫХ

Все садятся в круг. Один из игроков подражает крикам животных, а другие отгадывают. Например, можно изобразить крики петуха, кошки, вороны и др.

ТЯНУТЬ ВЕРЕВКУ

Для этой игры нужно десять веревок, длина каждой – один метр. На одну из веревок вешается маленький колокольчик. Веревки связываются вместе с одного конца, узел – на земле, а свободные, то есть не связанные концы веревок раздаются (или кладутся на землю). Каждый игрок тянет одну веревку. Тот, кому досталась веревка с колокольчиком, будет победителем.

“ВАМ ЧАЙ?”

Все стоят в кругу. Заранее избранный игрок стоит в центре круга и спрашивает: “Вам чай?” – а другие отвечают по очереди (например: “Мне чаю, пожалуйста”, “Спасибо”).

Спрашивающий отгадывает по голосу, кто из игроков отвечает. Если отгадал, то вместо него в центр круга встает тот, кого угадали. Игра продолжается.

НЕПРИЯТНЫЙ ОТВЕТ

Играют пять или шесть детей. Все садятся в круг. Первый избранный игрок А пишет на бумаге рельефно-точечным шрифтом для слепых. Например: “Какая прекрасная погода, как хорошо нам пойти в поле!”. Следующий игрок Б пишет: “Пошел дождь”. Участник В продолжает: “Непогода! Сильный ветер”, – а игрок Г пишет: “Мне придется купить зонт”. То есть каждый последующий игрок должен “разочаровывать” игрока А.

ПЕРЕДАТЬ ПЛАТОК

Приготовить несколько больших платков. Игроки садятся в круг и начинают передавать платки одновременно, пропуская одного-двух человек. По сигналу все останавливаются. Если кто-то не успел передать платок, а возможно, у него в руках окажется два-три платка, то он должен придумать что-то такое, чтобы развеселить остальных.

0

3

ИГРУШКИ

Слепому ребенку нужны озвученные игрушки: погремушки, резиновые пищащие игрушки. Они должны издавать приятный, не резкий звук, чтобы ребенок не пугался.Малышам первого – второго года жизни лучше давать небольшие игрушки хорошо моющиеся. Мелкие игрушки и предметы меньше 9 см давать вообще не следует, поскольку дети не смогут различить их детали.

Для слепых детей создаются и специальные дидактические игры и игрушки, которые условно можно разделить на две группы. К первой группе относятся игрушки, рассчитанные, главным образом не на зрительное, а на тактильное , осязательное восприятие. Например, кубики с выпуклым рисунком. Ко второй группе относятся игрушки, способствующие полноценному развитию, как слепого, так и зрячего ребенка.

Холодные материалы могут быть неприятны для осязания. Игрушки, выполненные из них, вызывают у детей отрицательную эмоциональную реакцию, и дети могут отказаться играть с ними. Напротив мягкие теплые материалы стимулируют познавательную активность.

Слепого ребенка необходимо знакомить с различными материалами и их свойствами. Поэтому его следует знакомить и учить играть с игрушками, выполненными из ткани, дерева, резины, пластмассы.

Неприемлемыми для игры слепых детей являются сюжетно – образные игрушки из очень мягких материалов, когда при нажатии на игрушку изменяется ее форма. Это значительно затрудняет создание у ребенка правильного образа игрушки.

Слепые дети, особенно маленькие, при обследовании игрушки подносят ее ко рту, касаются губами, трогают языком, сжимают зубами. Поэтому игрушки должны отвечать определенным гигиеническим требованиям: краска, покрывающая игрушку, должна быть прочной, не токсичной, они должны легко мыться.Действия с мелкими игрушками способствуют формированию ручной умелости детей, развитию тонкой моторики.

К трем годам основное значение приобретают соразмерные игрушки, с помощью которых дети познают окружающий мир и учатся действовать в нем.В воспитании слепого ребенка большое значение имеют погремушки, различные дидактические игрушки, строительные наборы и универсальные конструкторы.Все игрушки должны иметь четкую форму и быть окрашены в чистые, яркие и в то же время сочетающиеся друг с другом цвета. Некоторые игрушки, такие, как строительный материал, не следует окрашивать.
Детали, 2.предназначенные для украшения построек, напротив, должны быть яркими, красочными. Следует подчеркнуть, что все игрушки должны быть аккуратно выполнены.

Существует целый ряд игрушек, помогающих развитию движения рук слепого ребенка, его осязательного восприятия, формированию умения соотносить предметы по величине в процессе действия с ними. К таким игрушкам, прежде всего, относятся пирамидки, матрешки, вкладные шары, кубики и стаканчики. Пирамидка должна состоять из 3-5 колец одного цвета. Развитию пальцев рук малышей с глубоким нарушением зрения способствует винтовая пирамидка. Это стержень с винтовой нарезкой, на который навинчиваются различные по форме и цвету элементы. Прежде всего, ребенок должен познакомиться с кубиками, научиться отличать их от других игрушек.

Для игры слепого малыша с природным материалом (песком) необходимо иметь совочек, ведерко, формочки. Совочек не должен быть слишком широким, лучше, если он сужается к концу.

Для игры с мячом можно подобрать озвученный мяч, а также резиновый средних размеров (35 – 50 см в окружности).

Можно использовать игрушечные автомобили и мотоциклы – каталки, сидя на которых, дети передвигаются, отталкиваясь ногами от земли.Можно использовать заводные игрушки, но с осторожностью, т.к. такие игрушки могут испугать.

Заводная машинка не годится. В тоже время ребенку можно предложить волчок, клюющего цыпленка, кувыркающуюся обезьянку.

Значительную помощь в развитие ребенка оказывают музыкальные игрушки. Для игр и занятий можно использовать колокольчики, бубен, барабан, игрушечную дудочку, свистульки, металлофон, А также музыкальные каталки, пищащих птичек и т.д.

Детей 3 года жизни нужно познакомить с куклой. Кукла должна быть среднего размера (20-30 см). Наиболее соответствуют требованиям осязательного восприятия куклы, изготовленные из мягкой пластмассы.

0


Вы здесь » Сахалинский форум родителей особых детей "НАШИ ДЕТИ" (ДетиСах) » Зрение » Игры для детей с нарушениями зрения