Сахалинский форум родителей особых детей "НАШИ ДЕТИ" (ДетиСах)

Объявление


ЕСЛИ У ТЕБЯ ПРОБЛЕМЫ - ПРИХОДИ, МЫ ПОСТАРАЕМСЯ ПОМОЧЬ. ЕСЛИ У ТЕБЯ НЕТ ПРОБЛЕМ - ПРИХОДИ, ПОДЕЛИСЬ С НАМИ - КАК ТЫ СМОГ ЭТОГО ДОБИТЬСЯ.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



ПРАВА РЕБЕНКА <

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Мало кто в обществе задумывается о том, что люди, имеющие физические или умственные нарушения, хотят прожить такую же жизнь, как и все: сначала пойти в детский сад, потом в школу, поступить в институт, получить профессию, навыки обычной жизни. На самом деле даже школа для детей-инвалидов порой становится недосягаемой, не говоря уже о специальном профессиональном образовании. Хотя такие дети, как правило, хотят учиться (если, конечно, болезнь позволяет), развиваться и готовы для этого преодолевать многие трудности.

1.1 ПРАВО на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется государством (статья 43 Конституции РФ). Одним из основных принципов государственной политики в области образования является адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников (статья 2 Закона «Об образовании»).

ПОМНИТЕ: Закон гарантирует Вашим детям возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения. (Статья 5 Закона «Об образовании»).

Учащиеся всех образовательных учреждений, в соответствии с государственными общеобразовательными стандартами, имеют право:

    на получение бесплатного общего образования;
    на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам;
    на ускоренный курс обучения;
    на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек;
    на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
    на участие в управлении образовательным учреждением;
    на уважение своего человеческого достоинства, свободу совести, получение информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

К сожалению в школах далеко не всегда соблюдаются права родителей и учащихся на получение информации.

А между тем, в соответствии со статьей 16 частью 2 Закона РФ «Об образовании», пунктом 47, Типового положения об общеобразовательном учреждении, «…при приеме в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей с уставом образовательного учреждения лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса».

Все документы должны быть зарегистрированы вышестоящим органом и обязательно доведены до сведения родителей (например, вывешены в виде плакатов на информационных стендах). Требования к уставу образовательного учреждения изложены в статье 13 закона РФ «Об образовании».

В указанных документах родители могут получить сведения о системе оценок и промежуточной аттестации, типах и видах конкретно реализуемых образовательных и специальных программ, режиме занятий обучающихся, наличии и порядке предоставления платных (дополнительных) образовательных услуг, а также об основании и порядке отчисления из школы, о правах и обязанностях всех участников образовательного процесса.

1.2 Детям с отклонениями в развитии государство создает условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (п.6 статьи 5 Закона РФ «Об образовании». Учитывая, его потребности и возможности, образовательные учреждения предлагают обучающие программы в различных формах: очной, заочной, очно-заочной (вечерней), в форме семейного, надомного образования, экстерната и самообразования (п.1 статьи 10 закона).

Имейте в виду, что, в соответствии с законом «О социальной защите инвалидов в РФ», обучение и образование является одним из основных направлений реабилитации инвалидов (статья 9).

При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе, например на дому. Ребенок-инвалид может обучаться дома, не посещая уроков в школе. Он прикрепляется к образовательному учреждению по месту жительства, и его обучают по утвержденной программе специалисты из числа педагогических работников этой школы. Промежуточную и итоговую аттестацию ребенок проходит в этой же школе, по окончании получает документ о соответствующем образовании. (Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 861.

ЗНАЙТЕ: Количество часов при обучении на дому ограничено: для учеников начальной школы – 8 часов в неделю, для учеников средней школы – 10 часов в неделю, для учеников старшей школы – 12 часов в неделю.

В соответствии с п. 6.1 статьи 29 Закона «Об образовании» государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, в общеобразовательных учреждениях обеспечивает соответствующий субъект Российской Федерации. В его же компетенции находится «…организация предоставления общедоступного и бесплатного образования в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с отклонениями в развитии, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи».

СОВЕТ: Прежде чем отдать ребенка в образовательное учреждение используйте свое право ознакомиться с документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

По мере взросления ребенка с ограниченными возможностями, родители начинают задумываться, в какую школу его отдать? В общеобразовательную или специальную (коррекционную). На каждый субъект Российской Федерации приходится по одной спецшколе каждого вида: для не слышащих детей (I вид), слабослышащих и позднооглохших (II вид), для детей с нарушением зрения (III-IV виды), с тяжелыми нарушениями речи (V вид), с нарушением опорно-двигательного аппарата (VI вид), с задержкой психического развития (VII вид), для умственно отсталых детей (VIII вид). В этих учреждениях работают специалисты-профессионалы, способные вам помочь и дать необходимое образование Вашему ребенку по отработанным методикам.

В зависимости от особенностей психофизического развития и возможностей ребенка устанавливаются сроки освоения образовательных программ. Для детей с отклонениями в развитии они могут быть увеличены по сравнению с общеобразовательной программой. Выбор учебного плана осуществляется на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций совместно с родителями. Возможно изменение учебного плана как в сторону уменьшения количества недельных часов, так и в сторону их увеличения, в зависимости от особенностей развития ребенка, характером протекания заболевания.

ПОМНИТЕ: Направление детей на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) осуществляется по инициативе родителей. Учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты могут инициировать направление ребенка на ПМПК, но только с согласия родителей.

Направление детей в коррекционное учреждение осуществляется органами управления образованием также только с согласия родителей (законных представителей) и по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.

Без Вашего согласия отправить ребенка в специальное (коррекционное) учреждение (класс) органы управления образованием не могут, так как это нарушает Ваше право зафиксированное в пункте 10, статьи 50 Закона РФ «Об образовании» и пункте 25 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

У Вас есть право обжаловать заключение психолого-медико-педагогической комиссии. Обратитесь в орган управления образованием, вышестоящую ПМПК (городскую, областную). Ваша важнейшая задача – обеспечить ребенку адекватные условия получения образования, так как на качество получаемого образования существенное влияние оказывают специальная подготовка педагогов, специальное оборудование класса, индивидуальный режим дня и индивидуальная учебная и физическая нагрузка. ТОЛЬКО В ЭТОМ СЛУЧАЕ ВЫ ПОЛНОСТЬЮ РЕАЛИЗУЕТЕ ПРАВО РЕБЕНКА НА ОБРАЗОВАНИЕ.

Замена обучения ребенка направлением его в дом-интернат для умственно отсталых детей является нарушением права этого ребенка на образование, поскольку детский дом-интернат для умственно отсталых детей является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания детей, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также социально-трудовой адаптации. Таким образом, он не является образовательным учреждением, т.е. учреждением, осуществляющим образовательный процесс. Это разъяснение дано в Письме Минообразования РФ от 02.04.2001 № 29/1476-6.

Организовать образование на территории муниципального района, уполномочены органы местного самоуправления (статья 32 Закона. В их ведении находятся и вопросы организации и координации работы по оказанию методической, диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому (статья 18 Закона РФ «Об образовании». Для восстановления нарушенных прав Вашего ребенка Вы вправе обратиться в орган местного самоуправления.

Если руководитель образовательного учреждения отказывается принимать Вашего ребенка, мотивируя тем, что учителя не могут заниматься с ребенком-инвалидом, а родители других учеников против того, чтобы он учился в этой школе, т.к. здоровые дети будут его обижать, дразнить и т.д., напомните ему, что в соответствии с п. 1 статьи 16 и п. 2 статьи 19 Закона РФ «Об образовании»каждая государственная и муниципальная общеобразовательная школа обязана принимать всех детей, достигших шести с половиной лет и проживающих на прикрепленной к ней территории. Поэтому отказ руководителя школы является незаконным. Согласно п. 1 статьи 51 этого же закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану здоровья всех учеников. А п. 7 статьи 51 – возлагает ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся на должностных лиц образовательного учреждения, т.е. на директора.

Отстоять право ребенка на образование поможет положение п. 1 ст. 52 закона РФ «Об образовании», согласно которому Вы имеете право выбирать образовательные учреждения, формы обучения ребенка, принимать участие в управлении учреждения, защищать законные права и интересы ребенка.

Если Вы получили отказ в приеме Вашего ребенка на обучение в образовательное учреждение по надуманным мотивам, для восстановления нарушенных прав Вам следует написать на имя руководителя школы заявление с просьбой принять ребенка в школу. При этом порядок Ваших действий смотрите в ПРИЛОЖЕНИИ 8 п.3.

1.3 ПРАВО НА ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. По поводу устройства ребенка-инвалида в детское дошкольное учреждение необходимо руководствоваться следующими положениями. В соответствии с п. 2 ст. 43 Конституции РФ  нашим маленьким гражданам гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Согласно п. 2 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»  государство обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения. Поэтому каждый ребенок, в том числе и ребенок-инвалид, имеет право на посещение детского сада. Если ребенка отказываются принимать в детский сад на том основании, что он инвалид, то это прямое нарушение закона «Об образовании» и закона «О социальной защите инвалидов в РФ» в частности статьи 18 которая гласит, что детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа.

Если Вашего ребенка отказываются принимать на основании того, что в детском саду нет свободных мест, сошлитесь на Указ Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», согласно которому дети-инвалиды обеспечиваются местами в детских дошкольных учреждениях в первоочередном порядке.

Вам могут порекомендовать направить ребенка-инвалида в детский сад компенсирующего вида для детей с отклонениями в развитие, но такую рекомендацию выдает только психолого-медико-педагогическая комиссия. Вместе с тем подобная рекомендация не является для Вас обязательной. Ваше право – воспользоваться ей или нет. Если поблизости от места жительства ребенка-инвалида нет специального дошкольного учреждения, в которое может быть принят Ваш ребенок, либо специальной группы для детей-инвалидов в обычном дошкольном учреждении, то ребенок-инвалид имеет право посещать обычную группу детского сада.

ПОМНИТЕ: Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями регулируются договором. Внимательно читайте договор, его положения не могут ограничивать установленные законом права сторон. Не подписывайте документ, который ущемляет Ваши права или права Вашего ребенка. Образец договора см. в ПРИЛОЖЕНИИ 8 п.4.

СОВЕТ: Если состояние здоровья Вашего ребенка исключает возможность пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, сошлитесь на статью 18 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» (Б-20) и потребуйте от органов государственного управления Вашего города (района) создания специального дошкольного учреждения. Этого легче добиться, объединившись с другими родителями, воспитывающими детей-инвалидов.

1.4. ПРАВО НА СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Если Ваш ребенок, изъявил желание получить специальное профессиональное образование, учтите, что дети-инвалиды, которым согласно заключению федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования принимаются вне конкурса. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование (статья 16 Закона «Об образовании» (Б-17). Зачисление на так называемые бюджетные места, должно проводиться после завершения вступительных испытаний и заканчиваться не позднее, чем за 10 дней до начала учебных занятий.

0

2

Анжела_Бенетт
А возможно "потребовать" ясли вместо группы 3-4 года? Если у ребенка задержка в развитии(при инвалидности). Сыну на момент поступления в сад будет 3,9

0

3

Мы идем в сад в сентябре, нам будет 4 года 2 мес., идем в ясли, так как развитие у нас от 1 до 1,5 года... Я сначала разговаривала с заведующей сада, потом пошла в отдел образования. Надеюсь на положительное решение.

0

4

Виктория
Виктория, расскажите, как действовали? Тоже буду добиваться яслей

0

5

Если наш договор закончился,ребенок достиг 7 возраста,могу я отказаться от коррекционнго сада и требовать оставить нас в нашем саду до 8 лет.ребенок инвалид,заключение психиатра о том,что он не готов идти в школу есть.

0

6

Во-первых, сначало у меня были проблемы с поликлиникой, так как у нас нет ни одной прививки. Как то мне получилось их убедить, что я на все согласна, и они выдали мне карту в садик. У нас в саду "Дружные ребята" г. Поронайска есть группа "особенный ребенок". Дети ходят туда по субботам и воскресеньям, на три часа. Матвей очень хорошо себя там ведет, даже уходит без меня с педагогами. Посмотрев на все это, я подошла к заведующей и спросила, может можно поробывать Матвея водить в ясли? Заведующая сначала сама подошла в отдел образования, а потом я сходила: нас вычеркнули из списка в один садик, и записали в ясли в другой. Но мне пришлось им напомнить, что ребенок - инвалид, и есть льготы. Сейчас в этот же садик ходит мальчик (он тоже инвалид), ему 9 лет, он ходит уже второй или третий год в подготовительную группу. Так решила медико-педагогическая комиссия, которую специально создавали для этого мальчика, так как он очень плохо разговаривает. Просто Матвейку физически нельзя отдавать в группу, где его сверстники, вес у нас 10кг 500 гр., рост 80 см, развитие на 1,2.....

0

7

Виктория написал(а):

вес у нас 10кг 500 гр., рост 80 см, развитие на 1,2.....

Мы тоже мелкие, нас сверстники выше минимум на полголовы. В общем, будем пробиваться в ясли)))

0

8

Вот нашла... очередное подтверждение жестокости и непонимания.

В сад через суд
Чтобы устроить больного ребенка в дошкольное учреждение, его маме пришлось заставить чиновников соблюдать закон
Сергей Ветошкин, Ивановская область

"Российская газета" - Верхняя Волга №4580 от 5 февраля 2008 г.
Версия для печати / сохранить материал

Имеет ли право больной ребенок с синдромом Дауна посещать детский сад общего типа? В Иванове веско высказались на эту тему сначала Ленинский районный, а потом и областной суды.

Когда мать пятилетнего Максима Вавилова обратилась в городское управление образования с просьбой устроить ее сынишку в обычный детсад по соседству с домом, она, конечно, и думать не думала, что дискуссии на эту тему переместятся в суды. Но иного выбора ей, увы, чиновники просто не оставили.

Сначала они сослались на некое "типовое положение" времен царя Гороха, по которому прием детей с синдромом Дауна в дошкольные образовательные учреждения общего типа противопоказан. Потом, видя упорство матери, направили Максима на обследование медико-психолого-педагогической комиссии, которая постановила: место ребенку в детском саду компенсирующего типа. Правда, Максима и в таком - № 12 - не захотели принимать: сад был полностью в тот момент укомплектован.

И вот тогда его мама решила потребовать устройства через суд, тем более что сводила Максима перед тем на обследование к двум частнопрактикующим неврологам - те никаких противопоказаний к посещениям обычного детского сада не выявили. А врачи детской поликлиники № 5, где постоянно наблюдается мальчик, и вовсе написали в истории болезни: ребенку необходима среда сверстников.

Действительно, психологи многих стран все больше склоняются к мнению, что наиболее эффективно для социализации таких больных (полностью синдром Дауна, увы, не излечивается) так называемое инклюзивное образование, когда ребенок-инвалид общается со здоровыми сверстниками и всеми силами старается подтянуться к их уровню развития. Телерепортажи такого рода из стран Европы, где детей с синдромом Дауна не изолируют от общества, а, наоборот, всемерно содействуют их вовлечению в здоровую психологическую среду, впечатляют. Ведь результаты просто поразительны.

Да и министерство образования РФ пока не приняло на этот счет каких-то обязывающих документов, но рекомендовало, однако, регионам минувшим летом смелее экспериментировать, пробовать разные формы инклюзивного образования.

Но ивановские чиновники от образование считают иначе. И даже когда судья Ленинского районного суда постановил: "Максима Вавилова направить в обычный детсад по соседству с домом", а коллегия по гражданским делам областного суда это решение одобрила (после кассационной жалобы городского отдела образования), приводили все новые и новые аргументы, лишь бы не создавать прецедент.

И здоровые, мол, дети не получат из-за Максима от воспитателя должного внимания (Максим будет в группе 23-м). И сам этот воспитатель, дескать, может уволиться - захочет ли он за ту же зарплату нянчиться с инвалидом. И другие мотивы пришлось услышать корреспонденту "РГ" из уст начальника управления образования мэрии г. Иванова Елены Юферовой.

С судебным решением, вступившим в силу, не поспоришь - Максиму все-таки выдали направление в детский сад № 104, на котором настаивала его мама. К тому же сама собою решилась и проблема дополнительного стимула для воспитателя этой группы - ей будет выплачивать ежемесячную надбавку ассоциация родителей, имеющих детей с синдромом Дауна, под очень хорошим названием "Солнышко".

А вот засветит ли это солнышко другим малышам-инвалидам - еще вопрос. Как заявила Елена Юферова, в этом году в порядке эксперимента откроется-таки одна детсадовская группа инклюзивного типа (так достали, мол, судебные разбирательства).

- Но войдет в нее не более двух детей с синдромом Дауна (на семерых здоровых), - сообщила Елена Юферова. - И то лишь при условии, согласно существующим нормативам, если родители здоровых детей дадут письменное согласие на то, чтобы их дети воспитывались вместе с инвалидами.

0

9

Скажите моему ребенку сейчас 4.5 года . 2 года он посещал логопедическую группу в обычном саду. Но в этом году нас направили на ПМПК и они нам отказали в направлении мотивируя это тем что мой ребенок с диагнозом гиперкиническое растройство с задержкой интеллектуального развития, моторная алалия, системное недоразвитие речи тяжелой степени не может посещать обычный детский сад так как ему требуется специальная группа для детей ЗПР. Но нас в городе нет таких групп.
Психиатр и неврапотолог у которых мы лечимся говорят что ребенку нужно общение, но сотрудники ПМПК категорически не допускают нас в садик. В отделе образования тоже отказывают. Что делать?

0

10

пока ответят специалисты, напишу, что мы уже обсуждали этот вопрос. Так вот решение комиссии ПМПК носит рекомендательный характер, за вами остается решение. Вам надо быть настойчивее.

+1