Сахалинский форум родителей особых детей "НАШИ ДЕТИ" (ДетиСах)

Объявление


ЕСЛИ У ТЕБЯ ПРОБЛЕМЫ - ПРИХОДИ, МЫ ПОСТАРАЕМСЯ ПОМОЧЬ. ЕСЛИ У ТЕБЯ НЕТ ПРОБЛЕМ - ПРИХОДИ, ПОДЕЛИСЬ С НАМИ - КАК ТЫ СМОГ ЭТОГО ДОБИТЬСЯ.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Сахалинский форум родителей особых детей "НАШИ ДЕТИ" (ДетиСах) » Зрение » Как помочь детям с нарушением зрения


Как помочь детям с нарушением зрения

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Родившись, малыш попадает в яркий мир красок, звуков, запахов, движений и тактильных впечатлений. Все эти ощущения становятся базой его развития. Слух является базовым для развития речи, а зрительная информация, совместно с другими, — основой мышления. Основную информацию об окружающем мире дети получают до трех лет, и более 90% этой информации — с помощью зрения. Вот почему важно поговорить сегодня о зрительном анализаторе, конкретно о его периферическом отделе — глазе и о нарушениях зрения, связанных с ним.

Чаще всего встречаются такие формы зрительной недостаточности, как амблиопия и косоглазие, близорукость (миопия), дальнозоркость (гиперметропия), близорукий и дальнозоркий астигматизм, нистагм. У преобладающего большинства детей эти нарушения — врожденные.

Даже небольшое снижение остроты зрения в младенческом возрасте задерживает способности различать и запоминать форму, величину и цвета окружающих предметов, оценивать их местоположение и рассматривать движущиеся объекты. Взрослый, сняв очки, все равно отличит по очертаниям один предмет от другого — у него есть опыт и знания. У маленького ребенка практически нет зрительного опыта, знаний, а нарушение зрения мешает ему приобрести их. Вот почему малышу без специальных занятий и коррекции зрения трудно определить, является ли то, что перед ним находится, предметом или это просто цветовое пятно. Только многократно воспринимая предметы, малыш начинает их выделять.

Характерной особенностью при нарушении зрения являются вторичные отклонения в психическом и физическом развитии детей. Ребенок, получающий нечеткую зрительную информацию об окружающем мире, не уверен в своих движениях, снижается его двигательная активность, нарушаются быстрота, точность, координация, темп движений, возможны нарушения осанки. Могут быть ослаблены познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление), ограничивается овладение социальным опытом, нарушается эмоциональное восприятие действительности, окружающих.

Следовательно, такие дети с раннего возраста нуждаются в дополнительных занятиях по развитию зрительного восприятия.

Среди детей с синдромом Дауна многие имеют то или иное нарушение зрения. И родители должны очень внимательно отнестись к этому. Если окулист уже поставил свой диагноз, вы и педагог знаете, что нужно предпринять для предотвращения вторичных нарушений. Но бывает и так, что педагог давно обратил внимание родителей на возможное нарушение зрения и предложил им сходить к врачу, а визит все откладывается. Следовательно, откладывается и коррекционная работа.

Если малышу, особенно с миопией или косоглазием, выписаны очки, то их обязательно нужно носить. Возможно, вам придется потратить много сил и терпения, но дело того стоит.

Несколько советов, как можно приучить ребенка носить очки:

    Очки должны быть удобными и соответствовать конфигурации и размерам лица. Очки не должны давить на виски и переносицу, иначе у ребенка может появиться головная боль.
    Чтобы очки хорошо держались — заушники должны быть закругленными.
    Прикрепите к заушникам резиночку, тогда ребенок не сможет сбросить очки на пол.
    Начните заранее носить очки сами. Мама, папа, бабушка в очках — это так интересно.
    Надевайте игрушечные очки на любимого мишку, куклу и т. п.

Детям с миопией и косоглазием пользоваться очками следует преимущественно на улице и на занятиях при рассматривании удаленных предметов. На время чтения, письма, рисования и игр с мелкими предметами на столе очки можно снимать.

При миопии: желательно, чтобы игрушки были крупного размера, спокойных тонов, используйте желтые и зеленые цвета. Учтите, что ребенок с близорукостью быстро устает, зрительная нагрузка должна быть щадящей. Все зависит от возраста. В дошкольном возрасте это может быть 10-15 минут интенсивной зрительной нагрузки, например, нанизывание бисера или чтение мелкого текста.

При гиперметропии: игрушки должны быть ярко-желтого, оранжевого цвета (если у малыша нет повышенного внутричерепного давления), рисунки нужно держать подальше от глаз. Расстояние зависит от остроты зрения и может быть рекомендовано окулистом.

При сходящемся косоглазии: нужно следить, чтобы во время занятия ребенок не склонялся над столом. Предлагайте ребенку книги и картинки на подставке. Рисовать лучше на мольберте или на стене.

При расходящемся косоглазии: детям нужно рассматривать книги, картинки на столе. Рисовать также лучше на столе.

Несколько слов о цветовом зрении. Первые два месяца ребенок предпочитает смотреть на контрастные простые фигуры в черно-белом варианте. По данным профессора Е.И. Ковалевского "первая более или менее отчетливая реакция на красные, желтые и зеленые цвета появляются у ребенка к первому полугодию его жизни". Помните, что если новорожденный постоянно находится в помещении с плохой освещенностью, то развитие цветоощущения задерживается. Для правильного развития цветового зрения необходимо позаботиться о хорошей освещенности и с раннего возраста привлекать внимание детей к ярким игрушкам, вешая их на расстоянии 30-50 см от глаз и меняя их цвета. (Близко подвешенные игрушки могут способствовать развитию косоглазия.) После трех месяцев игрушки должны висеть так, чтобы малыш мог дотянуться до них, так зрительный образ игрушки пополнится тактильной информацией.

Е.И. Ковалевский утверждает, что "детские гирлянды должны иметь в центре желтые, оранжевые, красные и зеленые шары, а шары с примесью синего, синие, белые, темные необходимо помещать по краям".

Что нужно помнить:

    Играя с ребенком, соотносите свою позу и расстояние со зрительными возможностями ребенка
    При нарушении зрения игрушки должны быть более яркими за счет увеличения контрастности и подбора цветов в зависимости от нарушения зрения.
    Не забывайте, что человек — лучшая и самая любимая игрушка ребенка. Не оставляйте малыша надолго одного, поместите ребенка так, чтобы он мог видеть и слышать вас.
    Перекладывайте ребенка в кроватке так, чтобы он, разглядывая комнату, должен был поворачивать голову то вправо, то влево.
    Если ребенок не заинтересовался игрушкой, поместите ее перед своим лицом. Через некоторое время перестаньте говорить с малышом, смотреть ему в глаза и улыбаться, тогда он постепенно сосредоточится на игрушке.
    При игре в "ку-ку" используйте ткань, которая резко контрастирует с вашим лицом, волосами. Ребенок должен понимать, что ваше лицо укрыто. Если это нужно — говорите с ребенком.
    Параллельно с работой над зрительным восприятием надо работать над слуховым и тактильным восприятием.

Ребенку с нарушенным зрением подходят обычные игрушки, соответствующие возрасту. Их можно подобрать и использовать, опираясь на рекомендации врача, педагога и советы, помещенные выше.

Несколько приемов, стимулирующих зрение ребенка:

    Ухаживая за ребенком, постарайтесь привлекать его внимание к своему лицу, поговорите с ним, улыбнитесь. Убедившись, что малыш смотрит на вас, медленно покачайте головой из стороны в сторону, чтобы он мог прослеживать ваши движения.
    Наденьте на бутылочку черно-белый чехол, можно использовать полосатый носок. При кормлении кладите ребенка то на правую, то на левую руку, сохраняя тем самым естественную схему кормления, что стимулирует поворот головы ребенка в правую и левую сторону.
    При кормлении можно надевать яркую косыночку, привлекая внимание малыша к лицу матери.
    Если члены семьи будут носить яркую, хорошо различаемую одежду, ребенок сможет прослеживать их передвижение по комнате.
    Нарисованное на картонной тарелке лицо — один из самых привлекательных для младенца предметов. Можно прикрепить его к кроватке, периодически меняя его место расположения.

Благодаря зрительной стимуляции вы развиваете не только зрение ребенка, но и его внимание, память, предметный и социальный опыт, что, безусловно, полезно.

Теги: нарушения зрения, зрительная недостаточность,острота зрения, зрение, окулист

+1

2

Элла, обращаюсь именно к Вам, но может быть кто то еще владеет такой информацией. Есть ли в Южном детский сад  или группа для слабовидящих детей? Когда то нам говорили что в одном из д/с  города существует такая группа, и там есть неплохой педагог, занимающийся с детками.

0

3

мама Ариши написал(а):

Есть ли в Южном детский сад  или группа для слабовидящих детей? Когда то нам говорили что в одном из д/с  города существует такая группа, и там есть неплохой педагог, занимающийся с детками.

Единственный садик в Южно-Сахалинске для детей с нарушением зрения это садик№ 37 здесь Главным направлением до недавнего времени у них было косоглазие и амблиопия, сейчас в садик ходят двое слепых детей в качестве эксперимента. Для маленьких деток- 2-х лет есть лекотека: 2 занятия в неделю в сенсорной комнате.  Вообщем-то, вы сами можете позвонить заведующей и расспросить по конкретным вопросам.

0

4

слышала отзыв родительницы, у которой ребенок ходит в этот садик. Воспитатели работают очень давно, к детям относятся внимательно, хорошо следят. В группе около 12 человек, что почти вдвое меньше, чем в обычном садике и проводятся занятия  по подготовке к школе.

0

5

Только в этот садик тяжело попасть, очередь...

0

6

Всем привет. Подскажите пожалуйста, кто то слышал, а может и применял препараты офтоламин и ретиноламин. У дочки сходящееся косоглазие, носим очки заклеивая поочередно глазик. Посоветовала знакомая вот эти препараты, у её дочки прошло косоглазие (ребёнок с ДЦП), только иногда глазик косит когда переутомится.

0

7

Центр психолого-педагогической помощи семье и детям (г.Южно-Сахалинск, ул.Пограничная,5) 24 мая 2013 года в 15-00 проводит педагогический практикум для родителей. Будут рассматриваться вопросы: коррекция зрения у детей, тренировочные игры для расслабления глазных мышц, тренировочные лабиринты для глаз, тренировочные игры для глаз.

P.S. Просьба, если Вы намерены принять участие в данном семинаре, отпишитесь мне в личку с указанием контактного телефона, т.к. возможно изменение времени.

0

8

сегодня уточнили по семинару - все остается в силе  - завтра 23 мая в 15-00, г.Южно-Сахалинск, ул.Пограничная 5, Центр психолого-педагогической помощи семье и детям

уважаемые родители, Вас очень ждут

странно, что никто не отписался... неужели никому не надо?

0

9

Алина написал(а):

странно, что никто не отписался... неужели никому не надо?

нам бы не помешало бы, но мы далеко...............

0


Вы здесь » Сахалинский форум родителей особых детей "НАШИ ДЕТИ" (ДетиСах) » Зрение » Как помочь детям с нарушением зрения