Йога для детей: правила и основные упражнения
- Польза и вред
- Со скольких лет можно начинать заниматься?
- Основные правила
- Лучшие упражнения
- Кому противопоказана йога?
Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Ни для кого не секрет, что одним из основополагающих условий сохранения здоровья является движение, физическая активность. Поговорим о том, может ли йога стать хорошим „другом «для ваших детей.
Польза и вред
Сразу хочется сказать, что вреда детская йога (или, как ее еще называют, бэби-йога) вашему ребенку не причинит. Она принесет только пользу, если нет противопоказаний. Это система разнообразных асан (упражнений), направленная на гармоничное развитие личности ребенка и укрепление его здоровья.
Физическая выносливость и активность, повышение уровня внимания и концентрации, гибкое тело, полноценное и всестороннее развитие, укрепление не только мышечной мускулатуры, но и дыхательной, сердечно-сосудистой систем, улучшение работы всех остальных систем организма – всех этих значимых показателей детского развития, а также многих других можно достичь благодаря йоге.
Если, например, вашему ребенку по определенным показателям здоровья нельзя заниматься другими видами спорта, то он вполне может начать осваивать упражнения йоги. Потому что йога – это не просто спорт и обычные физические упражнения, это целое учение, призванное оздоравливать и очищать души и тела людей, созданное еще в древности и веками доводимое до совершенства.
Приведем перечень основных полезных свойств йоги для детей:
- улучшает кровообращение, работу органов дыхания и усиливает кислородный обмен, что положительно влияет на работу головного мозга;
- укрепляет мышцы всего тела;
- придает гибкость позвоночнику и суставам, является прекрасной профилактикой скелетных искривлений, устраняет проблемы с осанкой, что очень актуально для школьников;
- предупреждает или устраняет болезни спины;
- способствует более легкому восприятию и осмыслению информации;
- приводит в норму вес, как избыточный, так и недостаточный;
- способствует более быстрому и качественному очищению организма от ядов;
- улучшает иммунитет и повышает стойкость к вредным воздействиям внешней среды;
- улучшает работу пищеварительной и выделительной систем;
- если есть проблемы с эндокринной системой, то и с ними можно справиться с помощью йоги;
- избавляет от повышенной тревожности и различных страхов, снижает возбудимость, учит контролировать эмоции.
Несомненно, йога очень полезна и приводит в тонус все тело, заставляя активно и правильно работать все системы организма. Занятия йогой позволяют ребенку учиться положительно смотреть на окружающий мир и направляют его энергетические ресурсы в конструктивное русло.
Постепенно в ходе тренировок маленький человек обретает равновесие духа и тела и осознает себя как счастливую, неповторимую и единственную в своем роде личность.
Важно отметить, что наибольшую пользу йога приносит часто болеющим ослабленным детям, имеющим различные проблемы с нервной и иммунной системами.
Со скольких лет можно начинать заниматься?
По заверению специалистов этой области, уже с 4-5 лет дети могут приступить к освоению простых упражнений йоги. Но в занятиях должен присутствовать игровой характер. И конечно, необходимо наличие помощи взрослых. Играя, представляя себя разными животными, ребята дошкольного возраста вполне могут выполнить простейшие упражнения (асаны). Тренировки надо проводить дважды в неделю, уделяя им от 30 до 40 минут.
Восьмилетние дети могут начинать знакомиться с понятием «медитация» и приступать к освоению различных дыхательных техник. К этому моменту количество тренировок можно увеличить до трех в неделю, а время тренировки до двух часов. До 14 лет не рекомендуется осваивать так называемые глубокие наклоны, так как позвоночник ребенка еще полностью не сформирован. Но в целом к этому возрасту дети могут уже заниматься самостоятельно, без помощи взрослых и даже учиться выполнению сложных асан.
Основные правила
Существует ряд правил, которых надо придерживаться, если вы хотите, чтобы ваш ребенок с удовольствием занимался йогой и получал от этого максимум пользы:
- занятие можно начинать не раньше, чем через 1,5-2 часа после еды;
- оптимальное время занятия для дошкольников 15-30 минут, для младшеклассников и подростков – 20-40 минут;
- продолжительность тренировки увеличивать надо постепенно, первичные занятия не надо проводить больше 10-15 минут;
- перед началом тренировки надо провести легкую разминку, чтобы разогреть тело и подготовить к занятию;
- наверняка вам известно, что существуют специальные коврики, на которых будет правильным проводить занятие;
- одеваться можно и нужно в удобную, не стесняющую движения, дышащую одежду;
- обувь для занятий вообще не нужна – тренируемся либо босиком, либо в носках;
- в целях безопасности украшения, часы, очки и прочие аксессуары снимаются;
- нежелательно заниматься незадолго до сна, чтобы не перевозбуждать нервную систему;
- перед тренировкой обязательно надо сходить в туалет, ничто не должно отвлекать и доставлять дискомфорт;
- если ребенок болен или плохо себя чувствует, то отмените занятие;
- пусть ваш ребенок дышит носом, а не ртом, выполняя упражнения, скажите, что это важное условие;
- если возникла сильная усталость, надо полежать некоторое время, прикрыв веки, полностью расслабившись;
- не надо делать те упражнения, которые вызывают сильные болевые ощущения.
Лучшие упражнения
Хатха-йога предлагает много оздоровительных программ для семейного обучения, для ребят дошкольного возраста, для учеников младших классов и даже для грудничков. Значительную часть курса упражнений занимают так называемые асаны и позы. Их довольно много. Конкретно для детей специалисты предлагают осваивать следующие.
- Поза горы. Вытягивает позвоночник и тело, улучшает работу пищеварительной системы, особенно кишечника. С этой позы следует начинать занятия. Особенно хорошо подходит для детей 3-6 лет.
- Поза ветров. Прекрасно снимает стресс и позволяет избавиться от такой проблемы, как повышенное газообразование (для младенцев, мучающихся «газиками», это спасительное средство);
- Поза кобры. Благотворно влияет на мышечный корсет спины и устраняет проблемы системы пищеварения (подходит ребятам 5 лет, 7 лет и 9 лет).
- Поза героя. Помогает стать спокойнее, уравновешеннее и поверить в себя (для детей 8 лет, 10 лет и 11 лет).
Занимайтесь йогой, где вам удобно. Для этой цели подойдут любые помещения, будь то спортивный зал или комната в вашем доме. Главное, хорошо их проветривать перед началом тренировки.
Отличный вариант — освоение асан на полянке в парке, где вас окружит свежесть воздуха и пение птиц.
Опытные тренеры непременно должны следить за ходом тренировки. Что не менее важно для эффективности и пользы, занятия должны быть регулярными. Бэби-йога отличается более динамичным темпом в силу характерной для детей несдержанности и порывистости. Лишь со временем они учатся концентрироваться на чем-либо более длительно и продолжительно.
Для малышей
Самым маленьким покорителям йоги в возрасте от 3 лет специалисты рекомендуют начать с простого комплекса упражнений. Естественно, что сразу малыш не сможет начать творить чудеса и демонстрировать сверхгибкость и умение стоять голове. Поэтому начать надо с азов и постепенно увеличивать навыки. Первые шаги в йоге могут содержать следующие приемы и упражнения.
- Медвежонок. Упражнение надо проводить в форме игры, чтобы вызвать интерес у малыша. Пусть он попытается вообразить себя медвежонком, который вышел из спячки после долгой зимы. Такой подход увлечет малыша, и он с радостью и удовольствием будет выполнять то, что его попросят. Надо, чтобы он сел на корточки или в положение, похожее на позу лотоса, вытянув руки, хорошенько потянулся в разные стороны.
- Мечты о яблоке. Еще одно очень интересное упражнение. Теперь малыш снова мишка, но на сей раз желающий полакомиться яблоком. Яблоко – это его голова, а края тарелочки – плечевые суставы. Пусть покрутит головой то в одну, то в другую стороны, представляя, что голова – яблочко, катающееся по блюдцу.
- Поиск еды. Малыш-медвежонок отправляется на охоту. Пусть он вытянет вперед ладони, сомкнет и разомкнет несколько раз пальцы, разведет ножки, хорошенько их потянет, потом потрясет и покрутит в обе стороны стопами.
- Выход в лес. Пусть малыш попробует ходить как медвежонок, переступая с внутренней стороны стопы на внешннюю. Потом пусть поднимет правую ногу и упрется подошвой в левую. Соединенные между собой ладони пусть поднимет над головой, потянет их вверх и попытается удержаться в такой позиции какое-то время.
- Строим заборчик. Эту позу еще называют треугольником. Ноги расставляем широко, разводим по сторонам руки, левую опускаем вниз к той же ноге, а правую поднимаем и вытягиваем вверх.
- Поза бабочки. В положении сидя надо взять в руки соединенные между собой стопы, затем поднять вверх, как бы закрывая колени, потом опустить вниз, раскрывая их, это похоже на имитацию взмахов крыльев бабочки.
Заканчивать занятие надо лежа в расслабленном состоянии, закрыв глаза и раскину руки по сторонам.
Для детей старшего возраста
Подростки вполне могут осваивать более сложные асаны, но в пределах разумного.
- Фламинго. Прекрасно развивает баланс и тренирует мускулатуру ног. Надо ровно встать, соединив ноги вместе и раскинув руки в стороны, затем поднять правую ногу и завести ее назад, при этом наклонить тело вперед, балансируя разведенными руками. Вес тела надо стараться перенести на опорную ногу и удержаться в этой позе секунд 30, затем передохнуть и то же самое сделать на левой ноге.
- Лук. Данное упражнение делает позвоночник гибким, а мышечный корсет спины крепким, а также улучшает работу выделительной, пищеварительной и эндокринной систем. Лежа на полу лицом вниз, нужно вытянуть руки параллельно телу, ноги соединить вместе. Затем не спеша согнуть ноги в коленных суставах и постараться обхватить руками лодыжки. Голову запрокидываем вверх и отклоняем назад. Надо постараться поднять ноги выше и прогнуть мышцы спины. Удержаться в такой позе надо максимально долго, не сбивая при этом дыхание. Затем медленно вернуться в начальное положение. Повторить хотя бы 3 раза.
- Собака мордой вниз. Ступни ровно стоят на полу. Торс наклонен вниз, руки упираются ладонями в пол. Колени не сгибаются. Старайтесь хорошенько тянуть все мышцы, которые чувствуют натяжение. Таким образом прорабатывается пресс и задние мышцы ног.
- Корова. Пусть ребенок сядет на корточки, разведет носки в стороны, руки заведет назад и сцепит в замок, начнет поочередно поднимать вверх локти.
- Ледяная горка. Упражнение отлично позволяет проработать мускулатуру верхних конечностей и ягодиц. Ребенок, сидя на коврике, должен соединить вместе ноги, опереться руками назад, затем стопы прижать к полу, а бедра поднимать вверх, голову постепенно запрокидывать назад.
- Счастливый малыш. Это отличный способ растянуть тазобедренные и поясничные мышцы. Лежа на коврике, согнув ноги в коленях и подтянув их к груди, надо обхватить их ладонями и прижать к торсу. И в такой позиции аккуратно покачиваться влево и вправо, направлять и тянуть бедра вниз.
- Свеча. Лежа на коврике, ноги соедините вместе и согните в коленях, руки нужно развести перпендикулярно телу в стороны, затем приподнять таз, при этом поддерживая себя руками. Постепенно тело и ноги поднимать вверх. Подбородок начнет упираться в грудь. Надо стремиться, чтобы тело выгнулось в одну дугообразную линию. Сохранить такую позу надо хотя бы 30 секунд. Упражнение эффективно борется с недугами нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и эндокринной систем, а также со стрессом и головными болями.
Кому противопоказана йога?
Противопоказаний к освоению йоги как таковых нет. Но лучше ознакомиться с небольшим перечнем предостережений, отмечаемых специалистами. Они связаны в основном с возрастными нюансами и наличием у детей некоторых заболеваний.
- Перевернутые асаны нежелательно делать ребятам, у которых имеются проблемы с сердцем и артериальным давлением.
- Наклоны тела назад лучше избежать, если выявлены патологии щитовидной железы. Вообще сложные упражнения не стоит осваивать в подростковые годы, потому как это время определяется интенсивной работой желез внутренней секреции.
- При травмах и заболеваниях позвоночника лучше быть осторожными, вставая на голову и делая скручивания, а лучше вообще воздержаться от подобных упражнений.
Чтобы ребенок смог без вреда для себя извлечь максимум пользы из занятий йогой, лучше будет проводить тренировки под наблюдением опытных специалистов. Но есть ряд абсолютно безопасных упражнений для новичков, их вполне можно осваивать дома или на природе.
Занятия йогой с детьми смотрите в видео.
медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей
Йога с детьми: 12 упражнений
Мария Балашова (Малеева)
Йога с детьми: 12 упражнений
Йога с детьми: 12 упражнений
У детей есть то,что практически отсутствует у многих взрослых: природная гибкость, выносливость и невероятная энергичность. И они с удовольствием делают что-то интересное за компанию со взрослыми.
Если вы пробовали ходить на занятия йогой и они показались вам скучными и сложными, может быть, стоит попробовать хотя бы одно занятие в компании ребёнка? Будет весело, это я вам гарантирую. 😉
Если же ваша основная цель — увлечь ребёнка и привить ему любовь и интерес к занятиям спортом, попробуйте превратить йогу в увлекательную игру. Например, можно устроить что-то вроде йоги в стиле «Море волнуется раз» — это когда вы включаете музыку, проговариваете заветное «Море волнуется раз…», но заменяете фразу «Морская фигура замри» на «Фигуру в позе дерева замри», ну и так далее, и тому подобное. Если включить фантазию, можно переделать практически любую подвижную игру или придумать новую. Итак, детская йога для начинающих.
Упражнение № 1. Лягушка
Упражнение лягушка
Прыжки в этой позе повышают гибкость в тазобедренных суставах и нижней части спины. Встаньте прямо, ноги на ширине бёдер. Присядьте на корточки и заведите руки за ноги. Из этой позиции медленно переместите свой вес немного вперёд и начинайте прыгать. При этом от пола должны отрываться руки и ноги. Можете даже поквакать немного, пока прыгаете — деткам это понравится. Если прыжки кажутся вам невыполнимой задачей, тогда просто постарайтесь сесть в этой позе как можно глубже.
На самом деле эта поза является подготовкой к позе светлячка — это когда вес полностью переносится на руки и ноги отрываются от пола. Поэтому после того как дети хорошо освоили позу лягушки, пусть попробуют немного побалансировать на руках.
Упражнение № 2. Фламинго
А это что-то вроде нашей ласточки, которую учат делать даже в школе на уроках физкультуры. Это упражнение для баланса и укрепления ног и корпуса.
Встаньте прямо, ноги вместе, руки вытянуты по бокам и в стороны, как крылья. Отведите свою левую ногу назад и наклонитесь вперёд. Сохраняйте баланс с помощью рук. Можно махать ими, как крыльями. Лучше всего балансировать получается, если вы одновременно наклоняетесь вперёд и отводите ногу назад. Вес тела должен быть перенесён на внутреннюю часть опорной ноги. Также вы можете зацепиться взглядом и постоянно смотреть в одну точку — очень помогает! И не забудьте сменить ноги! Как правило, на одной из ног легче удерживать баланс, чем на второй. У кого-то это может быть правая нога, у кого-то — левая.
Упражнение № 3. Дерево
Ещё одно упражнение на баланс, которое укрепляет ноги и вытягивает позвоночник.
Встаньте прямо, ноги вместе. Согните правую ногу в колене, отведите в сторону и поместите подошву на колено левой ноги. Чем выше относительно колена вам удалось поставить стопу, тем легче балансировать, поэтому можно помочь себе руками и поставить стопу как можно выше. После того как вы зафиксировали ногу в удобной позиции, сожмите руки ладонями перед грудью в намасте и поднимите их вверх над головой. В этой позе можно легко покачиваться из стороны в сторону, как деревья на ветру.
Упражнение № 4. Лодка
Эта поза отлично подходит для того, чтобы держать в тонусе ваш пресс. Для детей предлагается упрощённая версия.
Сядьте на пол, согните ноги в коленях, оторвите стопы от пола и попробуйте немного побалансировать на своей попе. Как только вы почувствовали стабильность, обхватите большие пальцы ног руками и медленно выпрямите ноги, продолжая сохранять баланс. Можете немного покачаться вперёд-назад, как лодка на волнах. Ещёодин вариант: вы может делать это без помощи рук, просто подняв ноги и сохраняя баланс в позе буквы V.
Упражнение № 5. Собака мордой вниз
Эта поза хорошо знакома всем, и она замечательно растягивает спину и заднюю поверхность ног, а также укрепляет верхнюю часть тела.
Упритесь руками в пол, при этом колени должны находиться под бёдрами, то есть ноги у вас будут немного согнуты. Затем постарайтесь выпрямить колени и надавите ладонями на пол, пятками тянитесь к полу. Получается, что вы вытягиваете спину и растягиваете заднюю поверхность ног. Если для детей это слишком легко, они могу поднять одну ногу вверх (носок вытянут, колено смотрит в пол, таз не разворачивается в сторону, а смотрит чётко вниз) или упереться головой в пол. Вариантов этой позы существует довольно много, так что вам будет из чего выбрать. При этом желательно, чтобы ступни полностью стояли на полу.
Упражнение № 6. Морская звезда
Дети любят вызовы, так что эта поза должна им очень понравиться. Она укрепляет руки и верхнюю часть тела.
Встаньте в позу собаки мордой вниз. Сделайте небольшой шаг вперёд правой ногой и разверните стопу так, чтобы носок смотрел влево. Раскройте свою правую сторону, оторвав левую руку от пола и подняв её вверх. После этого поднимите вверх левую ногу. Постарайтесь сохранить устойчивость как можно дольше.
Упражнение № 7. Ледяная горка
Эта поза только со стороны выглядит простой. На самом же деле это отличная тренировка для рук и попы.
Сядьте на пол, ноги вместе. Поставьте руки за бёдра на небольшом расстоянии, пальцы должны быть направлены в сторону ног. Упритесь ступнями в пол и поднимите вверх таз и бёдра, голова запрокинута назад. Представьте себе, что вы детская горка и дети скользят по вам вниз. Если это положение для вас слишком тяжёлое, можете согнуть колени.
Упражнение № 8. Тачка и свеча
Это упражнение хорошо помогает растягивать шею и нижнюю часть спины.
Лягте на спину, колени согнуты, ступни на полу. Оттолкнитесь ногами от пола и перенесите их себе за голову так, чтоб пальцы ног доставали до пола. Колени слегка согнуты. Если позволяет растяжка, можете попытаться выпрямить ноги. Руки лежат на полу вдоль тела и обеспечивают вам устойчивость. Убедитесь в том, что ваши лопатки плотно прижаты к полу, и медленно переходите в стандартную берёзку, выпрямляя полусогнутые ноги вверх. Из берёзки также медленно возвращайтесь в исходное положение, укладывая спину на пол позвонок за позвонком.
Упражнение № 9. Мостик
Кто из нас в детстве не пробовал встать на мостик? Думаю, что с этим упражнением знакомы все.
Лягте на пол, ноги согнуты в коленях, ступни плотно прижаты к полу как можно ближе к тазу. Руки согнуты в локтях и поставлены чуть выше плеч, ладони плотно прижаты к полу, пальцы смотрят в сторону стоп. Аккуратно и медленно вытолкните своё тело вверх, выгнув позвоночник. Вес должен быть перенесён на руки, бёдра должны продолжать смотреть вперёд и не разъезжаться в стороны.
Упражнение № 10. Танцор
Эта поза на баланс. Также она хорошо растягивает и укрепляет позвоночник и ноги.
Встаньте прямо, ноги вместе. Согните правую ногу и обхватите её правой рукой за ступню или лодыжку. Наклонитесь немного вперёд и одновременно с этим постарайтесь отвести правую ногу назад и вверх. Левую руку вытяните вперёд для балансировки. Дети умудряются в этой позе не просто стоять, но ещё и прыгать или вертеться вокруг своей оси.
Упражнение № 11. Сэндвич
А это стандартная продольная складочка, которую спокойно делают практически все дети. Взрослым же придётся немного попотеть, прежде чем у них получится сложиться пополам.
Сядьте на пол, ноги вместе, колени выпрямлены. Начинайте наклоняться вперёд к ногам с выпрямленной спиной. И помните, что вы делаете наклон не за счёт спины и поясницы, а за счёт тазобедренных суставов. Что это значит? Это значит то, что вы должны тянуться животом (нижними рёбрами) к бёдрам, грудью к коленям и подбородком к ступням. Никаких прогибов в пояснице, смотрите вперёд, спина плоская, лопатки сведены вместе. Можно помогать себе руками, обхватив ступни и притягивая себя к ногам.
Упражнение № 12. Счастливый малыш
Эта поза расслабления, и она отлично растягивает бёдра и нижнюю часть спины.
Лягте на спину, ноги согните в коленях, притяните их к груди и возьмитесь руками за ступни, колени или заднюю часть бёдер. Осторожно нажмите руками на ноги так, чтоб бёдра тянулись к полу, и покачайтесь немного из стороны в сторону.
Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровления Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития умственных способностей.
Комплекс упражнений «Веселые мячики» «Веселые мячики» Мяч – это рука ребёнка, развитие её напрямую связано с развитием интеллекта. Мяч – круглый, как Земля, и в этом его сила.
Картотека артикуляционных упражнений Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию пособие для занятий артикуляционной гимнастикой. Изготовлена была эта картотека детками средней.
Картотека игр и упражнений в средней группе Игровая терапия Игровая терапия основана на естественной потребности детей, которая дает ребенку необходимый жизненный опыт и развивает.
Картотека игр и упражнений в бассейне Октябрь Задачи: Создать условия для участия гиперактивных детей в играх. Корригировать эмоциональную сферу через игровые формы работы.
Картотека кинезиологических упражнений Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка,.
Комплекс упражнений для утренней гимнастики Утренняя зарядка способствует активному переходу от сна к бодрствованию. Она позволяет сохранить бодрость и работоспособность в течение.
Младшая группа картотека игр и упражнений. Комплекс игр и упражнений по развитию воображения и эмоций у детей дошкольного возраста. Младшая группа. Упражнение, “Какая игрушка?” В.
Стихи для выполнения графических упражнений детьми подготовительной группы Уважаемые коллеги! В подготовительной группе работа по укреплению руки, по ориентировке в тетради имеет большое значение. Предлагаю вашему.
Стихи для выполнения графических упражнений детьми подготовительной группы (2 часть) Дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию 2 часть методической разработки. Стихи, предложенные мной можно разделить на темы и использовать.
Детская йога — основные принципы построения групповой практики. Д.Пивцова
Я хотела бы описать принципы построения и ведения занятий йогой в группе для начинающих практиков младшего возраста. Являясь мамой двух детей, которых мне также очень хотелось приобщить к миру йоги, мне стало интересно попробовать себя в качестве преподавателя йоги для детей. Вооружившись книгами, одобрением своего преподавателя и опытом мамы — я начала свою преподавательскую деятельность. Так как про йогу для детей нам на курсах не рассказывали, здесь я хотела поделиться своими знаниями и приобретённым опытом. Вполне возможно, что для кого-то это окажется полезным и пойдет на благо.
Наши дети вовлечены в гонку достижений в различных сферах жизни: конкуренция, желание и обязанность быть лучшими во всём — порождают нестабильную самооценку. Йога приветствует подход к жизни, в котором нет места конкуренции. Она обеспечивает достижение эмоционального равновесия через физическое развитие, даёт ребенку чувство заботы и внимания, ощущение самоконтроля и душевного комфорта. Тело становится сильным и гибким, разум — сосредоточенным и спокойным. На своих занятиях я объясняю детям, что им нет необходимости сравнивать друг друга, каждый обладает индивидуальными способностями. Так как занятия йогой разительно отличаются от всевозможных спортивных секций, которые посещают дети, мне нравится наблюдать, как на моих занятиях, они начинают расслабляться и самовыражаться, не боясь суждений и критики. Эта свобода помогает развивать чувство уверенности и желание прислушиваться к себе, заниматься самоизучением.
Заниматься йогой дети могут начинать в 3-4 летнем возрасте. Однако следует помнить, что все дети разные и что родителям виднее, когда ребёнок в состоянии приступить к занятиям йогой. Дети младшего возраста особенно восприимчивы к йоге, если её преподносят в форме игры.
Мои занятия рассчитаны на один час. Выстраиваются они в следующем соотношении:
1 блок — настройка на практику — 10%
2 блок — разминка — 30%
3 блок — основной — 50%
4 блок — перевёрнутые асаны — 5%
5 блок — шавасана — 5%
Нашу практику мы начинаем с обсуждения притчи (заранее приготовленной и рассказанной мной). Вот, например, одна из таких:
Далее, прикрыв глаза, мы учимся «проходиться» по своему телу и «собирать» обиды, тревоги, злость в комок ( у кого-то он очень маленький, а кто-то его буквально катит по полу к двери, где у нас находится воображаемая корзина с мусором, в которую мы выкидываем все ненужные и отрицательные эмоции). После этого я наблюдаю, легкость в движениях, улыбки на лицах — так, словно дети только и ждали этого момента, чтобы скинуть груз с плеч. Тем самым мы стараемся освободиться от мыслей, с которыми пришли и настроиться на практику.
Сначала возникали сомнения по поводу мантры «ОМ», давать её или нет. Но как обычно именно детский интерес развеял все мои сомнения, дети первым делом стали интересоваться символикой мантры, изображенной на покрывале в зале. Теперь наша практика начинается и заканчивается мантрой. Дети с удовольствием её поют.
Далее идут разминочные упражнения для подготовки тела к выполнению поз. Для детей особенно важно хорошо размять всё тело, проработать суставы, так как во время дальнейшего выполнения асан, многие достаточно энергично и шустро занимают те или иные позы. Практически в каждую практику я включаю комплекс «Сурья намаскар», дети легко его осваивают и им нравится возможность самостоятельно продемонстрировать столь длинную последовательность. Обычно, перед выполнением этой практики, мы при помощи ковриков образуем круг — символизирующий солнце.
Затем идёт блок с основными позами. Всегда нужно помнить об игровом аспекте и подключив воображение «превращать» асаны в занимательные позы, при этом давать им необычные названия.
Во избежание перенапряжения хрупких суставов советуйте детям удерживать позы не более одного-двух вдохов-выдохов. Восьмилетним ребятишкам можно начинать с удержания позы на один вдох-выдох, постепенно увеличивая до трёх. Детям старше восьми лет можно позволять увеличивать этот время (что зависит от регулярности занятий и способности ребёнка).
Вплоть до возраста семи-восьми лет занятия йогой заключаются в непринужденных играх и упражнениях на растягивание под музыку. Йога с детьми должна включать много «давайте представим» и занимательных рассказов.
От простых поз постепенно переходите к сложным. Используйте комбинации из поз различных групп (например, позы с наклоном вперёд, а затем позы с наклоном назад, стоячие и сидячие позы и т.д.). Предлагайте новые позы, чтобы никто не заскучал.
Чтобы естественным образом удлинять выдохи, во время асан, приносящие огромную пользу телу и разуму, мы на выдохе издаём жужжащие, шипящие звуки и тянем их как можно дольше.
Целесообразно рядом с ковриком размещать сложенное одеяло, так как во многих позах оно может послужить опорой для более простого варианта асаны, а также одеяло может быть использовано для безопасности ребёнка во время выполнения балансовых асан.
Не забывайте про игры, которые помогают отвлечься и передохнуть от сложных практик. Например, игра в позе дерева: один ребёнок принимает позу дерева, а другой бегает — летает вокруг него, как птичка. Его задача — заставить «дерево» утратить равновесие, но при этом, не толкая и не прикасаясь к нему. Затем поменяться ролями.
В этот блок я включаю также упражнения пранаямы. «Дыхание йогов» (где мы представляем как наш живот надувается и сдувается словно воздушный шарик), брамри (или «пчела»), ситкари-шиткари («свистящий воздушный шарик»). Детям до восьми лет можно предлагать лишь самые простые дыхательные техники, они заложат надежную основу для развития контролируемого дыхания впоследствии.
Также я использую упражнение «Зоркость орла» — адаптация дисциплины из хатха-йоги, называемой тратака, предназначенной для развития дхараны — направленной сосредоточенности. Оно особенно полезно, чтобы выйти из несфокусированного душевного состояния, в котором внимание рассеяно. Это упражнение также полезно для мышц глаз. Помогите ребёнку освоить его с помощью следующих указаний. Выставьте указательный палец левой руки на расстоянии 10 см. от вашего носа. Вытяните правую руку на уровне плеча, поднимите указательный палец правой руки. Делая выдох, пристально посмотрите на кончик пальца левой руки, находящейся перед вашим носом. Делая вдох, смещайте взгляд на палец вытянутой правой руки. Продолжайте тоже самое, пока не сделаете 5-10 вдохов и выдохов. При ощущении дискомфорта, остановитесь.
Дети обожают такую технику, как симха крийя (зевок льва). Эта поза полезна для миндалин и горла, её включают даже в комплексное лечение заикания. Кроме того, это прекрасный способ сбросить напряжение!
4 блок — перевёрнутые асаны. На этот блок отводится немного времени, т.к. детям рекомендуется удерживаться в этих позах непродолжительное время. Для начала вполне достаточно несколько секунд для одной из асан (например сарвангасаны). Стойки на голове небезопасны для детей младше 12ти лет, т.к. кости черепа и шейный отдел позвоночника ребёнка ещё недостаточно крепки для подобной нагрузки.
5 блок — шавасана. Впервые выполняя это упражнение, посвятите ему поменьше времени — в полне достаточно двух минут. Позднее продолжительность упражнения можно увеличить, дополняя визуализацию. На протяжении всего времени разговаривайте с детьми, ваш голос не даст уснуть. Не заставляйте ребёнка закрывать глаза во время медитации, если он не хочет. Медитируя с закрытыми глазами, некоторые дети нервничают.
После шавасаны дети обычно ощущают прилив творческой энергии. Приготовьте бумагу и карандаши, предложите ребёнку записывать или рисовать всё, что приходит в голову.
В заключение хотела призвать вас заниматься йогой со своими детьми, это поможет вам установить глубокую связь с ребёнком и помочь постичь ему божественное, заключенное внутри. Дети — одни из самых благодарных практиков йоги.
ДЕТСКАЯ ЙОГА: 10 САМЫХ ПОЛЕЗНЫХ АСАН
Международный день йоги празднуется ежегодно 21 июня. Так что у вас есть целых 2 дня, чтобы собраться с духом и начать наконец-то заниматься практикой или возобновить прерванные занятия. Ведь йога – это полезно и интересно. Даже дети это знают. Кстати, именно для них мы нашли самые подходящие и полезные асаны и при этом совсем не скучные.
Врикшасана (Поза дерева)
Эта поза развивает мозг, улучшает внимание, стимулирует умственную деятельность, обладает общеукрепляющим действием на организм. Поза хорошо тонизирует мышцы ног и развивает ощущение равновесия. В основном используется для расслабления мышц ног, рук и позвоночника, поскольку предполагает максимальное их растяжение. Относится к равновесным позам.
Как выполнять?
С полным вдохом поднять над головой прямые руки через стороны ладонями вниз (девочкам – ладонями вверх). Соединить ладони над головой так, чтобы бицепсы касались ушей. Вытягивайте все туловище вверх, как будто собираетесь взлететь, но при этом не поднимайтесь на носки. Стойте так до первых признаков усталости. Опустите руки через стороны ладонями вверх (девочки – ладонями вниз).
Одна из самых легких асан. Необходимо находится в ней поначалу не более 15 секунд, затем задерживаться в ней настолько долго, насколько это удобно и приятно. Поза эта ценна тем, что осуществляет поддержку органов таза, нормализует кровообращение, укрепляет внутренние мышцы бедер. Асана очень полезна мамам, а детям не только полезна, но и интересна.
Как выполнять?
Сядьте на пол, вытянув ноги перед собой, затем согните колени и максимально придвиньте стопы к телу. Соедините стопы, обхватив их руками, бедра положите на пол, пятки должны касаться промежности. Спина должна быть прямой, соединенные стопы захвачены ладонями, взгляд устремлен вперед. В такой позе необходимо оставаться как можно дольше, насколько это позволяет подготовка маленького йога.
Оказывает укрепляющее действие на позвоночник, растягивает мышцы спины, регулирует работу желудочно-кишечного тракта. Весь позвоночник в целом укрепляется, а грудная клетка расширяется.
Как выполнять?
Лягте на пол, лицом вниз. Вытяните ноги, держа стопы вместе. Колени напрягите, пальцы ног вытяните. Ладони поместите на пол около таза. Выдохните, твердо прижав ладони к полу, и подтяните туловище вверх. Вдохните, продолжая поднимать туловище до максимально возможного положения. Останьтесь в крайней точке некоторое время. Выдохните, согнув руки в локтях, и опустите туловище на пол. Повторите позу 2-3 раза, затем расслабьтесь.
Придает ребенку спокойствие и уверенность в себе. Такое упражнение укрепит мышцы ног ребенка, станет отличной тренировкой для сохранения равновесия.
Как выполнять?
Встаньте прямо, держите спину прямо, ноги вместе. Наклонитесь вперед, правую ногу отведите максимально назад, отведите руки вправо и влево, будто это ваши крылья. Сохраняйте равновесие как можно дольше, держась неизменно в этой позе. Это упражнение легко выполняется, если вы сумели грамотно перенести весь вес на внутреннюю часть опорной ноги. Не забывайте менять ноги. Иногда бывает так, что на правой ноге держать баланс куда легче, чем на левой, и наоборот.
Асана напоминает потягивающуюся собаку, отсюда и название. Одна из самых расслабляющих поз, возвращающих умственные и физические силы.
Как выполнять?
Лягте на пол лицом вниз, ноги раздвиньте чуть меньше, чем на ширину плеч. Ладони поставьте на пол на уровне груди. На выдохе поднимите тело, выпрямив руки, которые на протяжении всего упражнения должны оставаться прямыми. Подвиньте голову к стопам и положите голову на пол. Руки и ноги должны быть прямые, пятки касаться пола. Оставаться в данной позе необходимо минуту. Затем на выдохе поднять голову с пола и вытянуть тело вперед, опустив его на пол.
Развивает в ребенке чувство доверия, сохраняет позвоночник эластичным, увеличивает способность к концентрации.
Как выполнять?
Лягте на пол во всю длину тела на живот лицом вниз. Выдохните и согните ноги в коленях. Вытяните руки назад и ухватитесь левой рукой за левую лодыжку, а правой – за правую лодыжку. Сделайте два вдоха-выхода. Выдохните полностью и тяните ноги вверх, поднимая колени и одновременно поднимая от пола грудь.
Поднимите голову и отведите ее как можно дальше назад. Ни ребра, ни тазовые кости не должны касаться пола. Только живот несет на себе вес тела. Когда ноги полностью вытянуты вверх, соедините бедра, колени и лодыжки. Оставайтесь в позе по возможности от 20 секунд до 1 минуты, затем с выдохом отпустите лодыжки, ноги вытяните прямо, опустите голову и ноги на пол и расслабьтесь.
Асана оказывает успокаивающее и освежающее действие на мозг, она очень полезна для женщин и очень веселит детей. Из плюсов – снимает боль в спине, укрепляет позвоночник, рекомендуется при заболеваниях верхних дыхательных путей.
Как выполнять?
Встаньте прямо, затем сядьте на корточки, расположите стопы на ширине таза и разверните их немного наружу. Следите за тем, чтобы стопы полностью были прижаты к полу.
Прижмите локти к внутренним сторонам коленей, направьте копчик вниз и сложите ладони. Начинайте прижимать локти к коленям, одновременно сопротивляясь коленями. Вытягивайте грудную клетку, уводя ее от пупка. Задержитесь в асане на 15-30 секунд, затем высвободите руки, поднимите корпус и сядьте на пол. Высвободите ноги, отдохните.
Это королева асан, она оказывает положительное влияние на все системы организма. Стимулирует умственный рост ребенка.
Как выполнять?
Если у Вас мало практики, то используйте при выполнении асаны одеяло, сложенное вчетверо. Лягте на него таким образом, чтобы лопатки оказались на краю одеяла, а голова лежала на полу. Ступни и ноги соедините вместе. Медленно заведите руки за голову, а на выдохе колени подтяните к груди. Стопы заведите за голову, руками подоприте спину в районе поясницы, локтями упирайтесь о пол. Теперь выпрямите ноги вверх, при этом помогайте себе руками, как бы толкая тело вверх. Локти должны располагаться как можно ближе друг к другу, ноги выпрямлены строго вверх, перпендикулярны к полу. Стопы соединены вместе, колени не сгибаются. Весь вес тела приходится на плечи. Задержитесь в асане несколько минут, затем медленно опуститесь на пол.
Значительно укрепляет мышцы брюшного пресса и ног. Оказывает положительное действие на все органы брюшной полости, рекомендуется при любых заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Эта асана также укрепляет спину, что подчеркивает ее исключительное значение для детского организма.
Как выполнять?
Cядьте на пол, подтяните ноги к себе, зафиксируйте положение. Оторвав ноги от земли, вытяните руки перед собой (руки должны находиться параллельно полу, ладони направлены друг на друга). Толкните поясницу вперёд, обозначив «поясничный прогиб». Постарайтесь выпрямить ноги в коленных суставах таким образом, чтобы пятки оказались приблизительно на уровне глаз. Шея и голова должны находиться на одной линии с позвоночником, грудную клетку необходимо слегка «раскрыть».
Именно эта поза способствует выработке грациозной осанки, поскольку в ее выполнении задействованы все мышцы спины, ног и все отделы позвоночника. Развивает чувство равновесия. Поза сама по себе очень красива и энергична.
Как выполнять?
Встаньте прямо. Вдохните и перенесите вес тела на правую ступню. Согните левую ногу в колене и поднимите ее назад на уровне ягодиц. Подайте таз вперед, подтяните колено, чтобы правая нога стояла ровно и неподвижно.
Левой рукой ухватитесь за ступню или лодыжку левой ноги и крепко держите ее. Поднимайте ступню левой ноги выше и отводите ее дальше от тела. Левое бедро параллельно полу. Вытяните правую руку вперед параллельно полу. Сделайте 3-6 дыхательных циклов. Выпустите ногу, опустите ее. Повторите упражнение с другой стороны.
Что надо учесть до начала занятий с ребенком?
Приготовьте йога-мат. Остальные приспособления – ремни и блоки – для ребенка лишние.
Учитывайте время дня для занятий: в первой половине дня упражнения должны приносить бодрящий эффект, а во второй – релаксирующий.
Детям следует воздержаться от еды за полтора-два часа до занятия. Если ребенок проголодался, дайте ему стакан свежевыжатого фруктового сока.
Детская практика не требует согласования движения и дыхания. Малыш может дышать как обычно. Единственное правило – упражнения не должны выполняться на задержке дыхания.
Начинайте занятия с 10-15 минут, постепенно увеличивая их до получаса, внимательно наблюдая за реакциями ребенка. После практики он не должен чувствовать усталости!
Самое важное!
Проконсультируйтесь с врачом. Вы должны быть уверены, что ваш ребенок готов к самостоятельной практике, без присмотра преподавателя. Если у ребенка имеются какие-то заболевания, они не должны находиться в стадии обострения.
Йога для детей: правила и основные упражнения
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Чугунова Ольга Евгеньевна
Организация: МБОУ ДОД ЦДТ №1
Населенный пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Йога для детей» предназначена для обучения детей дошкольного возраста в школе раннего развития. Набор детей происходит согласно «Санитарно – эпидемическим требованиям к учреждениям дополнительного образования Сан ПиН 2.4.4.1251-03» на основании заявления от родителей (законных представителей), медицинского заключения о состоянии здоровья ребёнка, Договора на оказание дополнительных образовательных услуг.
Данная программа реализуется в школе раннего развития учреждения дополнительного образования детей. Возраст детей 6 -7 лет. Срок реализации программы – 1 год – 36 часов. Программа является модифицированной. В основе положена книга «Йога для детей» под редакцией Кеннета, Коэна, Хайма.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека. В дошкольный период ребёнок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. В тоже время, в возрасте 6-7 лет закладываются основы нравственного и эстетического мироощущения человека.
Актуальность и новизна программы заключается в решении проблемы оздоровления детей дошкольного возраста через занятия йогой.
Цель программы – укрепление физического здоровья детей посредством занятий йогой.
Задачи программы.
Дать понятие, что такое «йога».
Учить общеразвивающим, дыхательным упражнениям, упражнениям на расслабление мышц и укрепление осанки.
Учить детей концентрировать внимание.
Учить детей прислушиваться к самому себе.
- Развивать силу и выносливость.
- Расширять кругозор детей.
- Формировать навыки самостоятельного выражения упражнений йогой.
- Развивать выдержку
- Воспитывать активность, эмоциональность.
- Воспитывать желание заниматься, трудолюбие и умение слушать педагога.
Принципы построения программы.
Занятия йогой должно осуществляться на основе принципов современного физического воспитания.
- Принцип воспитывающего обучения. Работа, направленная на развитие физических качеств, должна обязательно предусматривать и решение воспитательных задач, таких, как настойчивость, смелость, выдержку.
- Принцип всесторонности. Обеспечение высокого проявления качеств в разнообразных видах двигательной деятельности, обеспечение общего подъёма функциональных возможностей организма.
- Принцип развивающего обучения. Предлагаемые упражнения должны быть направлены не на имеющийся в данный момент у детей уровень качеств, а опережать его, требовать приложения усилий для овладения новыми движениями.
- Принцип систематичности. Последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным, повышение требований к уровню качеств по мере их развития.
- Принцип сознательности и активности детей. Сознательное отношение детей к предполагаемым упражнениям увеличивает прочность их усвоения, воспитывает самостоятельность, инициативу.
- Принцип индивидуального подхода. Основывается на учёте разного уровня двигательных качеств, имеющегося у детей, и требует дифференцированного отношения, гибкости в подборе двигательных заданий.
Возрастная характеристика детей 6-7 лет.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека. В данный период закладываются основы нравственного и эстетического мироощущения человека. Ребёнок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этом возрасте. Детство – это удивительное время, когда естественная энергия и творческая фантазия находятся на высоком уровне, глаза и разум открыты навстречу миру, а учение превращается в игру. Это самый подходящий момент, чтобы ребёнок мог изучить своё тело и радоваться его способностям, познать внутреннее «я».
Организация образовательного процесса.
Основной формой образовательного процесса являются учебные занятия, которые обычно проводятся в игровой форме. Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных. На занятиях дети постоянно упражняются, развивая навыки музыкального восприятия в единстве с выразительным движением, соединяя дыхание и движение. Неоднократно повторяется выученный материал, закрепляя знания и умения, которые дети смогут применять в самостоятельной деятельности. Длительное изучение и проработка небольшого количества движений дает возможность прочного их усвоения, что послужит фундаментом дальнейшего образовательного процесса.
Структура занятий йогой включает в себя: разминку (5-10 минут), дыхательную гимнастику, выполнение поз (асан) и спокойный отдых. Занятия всегда заканчиваются релаксацией в течение 5-10 минут.
Методы и приёмы обучения:
- словесные – объяснение, рассказ;
- игровые – подвижные и малоподвижные игры, сюрпризные моменты;
- наглядные – показ способов выполнения;
- практические – упражнения.
Краткое содержание программы.
Программа содержит два блока: «Организационный» и «Йога». «Организационный» блок направлен на концентрацию внимания, он помогает усвоить новую информацию. В блоке «Йога» изучаются позы (асаны) и игры. В блоках расписана «теория» и «практика», формы преподавания, материал и оборудование, расписаны формы контроля. В конце содержательной части дано методическое обеспечение: разработки для укрепления мышечного аппарата и упражнения, вырабатывающие правильную осанку.
Условия реализации программы.
Для более успешного освоения программного материала необходимо наличие следующих условий:
- Хореографический класс, соответствующий санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.
- Свободная, удобная одежда.
- Коврики для занятий йогой.
- ТСО: музыкальный центр (расслабляющая музыка).
- Подушки или мягкие игрушки.
Диагностика и критерии оценки ЗУН.
Низкий уровень – Не могут соединять дыхание и движение. Не держат равновесие. Все позы выполняют при помощи педагога. Дышат и носом и ртом.
Средний уровень – умеют соединять дыхание и движение при подсказки педагога. Не все позы выполняют правильно. Стесняются самовыражаться. Умеют дышать носом. Умеют расслабляться на позитиве. Равновесие держат при помощи опоры.
Высокий уровень – умеют соединять дыхание и движение. Умеют самостоятельно выполнять позы. Умеют самовыражаться. Умеют выполнять позы на равновесие тела для обеих сторон. Умеют дышать носом. Умеют расслабляться на позитиве.
Предполагаемые результаты.
- Дети знают, что такое «йога».
- Дети умеют выполнять общеразвивающие, дыхательныеупражнениям, упражнения на расслабление мышц и укрепление осанки.
- Дети умеют концентрировать внимание.
- Дети умеют прислушиваться к самому себе.
- У них развита сила и выносливость.
- Кругозор детей стал шире: в активный словарь детей введены новые слова.
- Дети владеют навыком самостоятельного выполнения упражнений йогой.
- Развита выдержка.
- Воспитаны активность, эмоциональность.
- У детей воспитано желание заниматься, трудолюбие и умение слушать педагога.
Все о yoga kids: когда и зачем отдавать ребенка на йогу и не вредны ли для него асаны на скручивания
Тренд на yoga kids набирает обороты: сегодня занятия для детей проводят почти все известные йога-центры. BeautyHack.ru поговорил об этом с преподавателем московской студии «Материал» Елизаветой Кудряшовой. Читайте ответы Елизаветы на главные вопросы родителей: когда и зачем отдавать ребенка на йогу, как ему объяснить философию йоги, не вредно ли выполнять еще растущему организму асаны на скручивания и всем ли детям вообще подходит такой вид нагрузки.
Зачем отдавать ребенку в йогу?
Елизавета Кудряшова
сертифицированный преподаватель виньяса-флоу йоги, хатха-йоги, и йоги для детей в студии «Материал»
– Отдавать детей на йогу можно уже в четыре года, но по моим наблюдениям особый интерес к практике дети проявляют в шесть лет. Йога для детей очень полезна, причем и в физическом, и в психологическом аспекте. Во время практики уделяется внимание упражнениям на укрепление спины, развитию опорно-двигательного аппарата и суставов, правильному дыханию. Также дети учатся чувствовать свое тело, правильно выражать свои эмоции и направлять внимание внутрь себя. Иногда на занятиях мы в форме игры изучаем анатомию – выясняем, где находится плечо, где расположен сустав. Это ведь тоже очень важно для развития. В некоторых случаях на йоге дети учат и иностранные языки.
Если ребенок занимается каким-либо видом спорта, то йога может быть прекрасной дополнительной нагрузкой раз в неделю. Если же другого вида физической активности нет, то йогой можно заниматься чаще – два или три раза в неделю.
Как проходят занятия?
Занятия обычно проходят в интерактивном формате, преподаватель разговаривает с детьми и, используя различные игры, настраивает на практику и выполнения асан, уделяет внимание правилам дыхания, медитации. Но, в отличии от взрослой йоги, все проходит в легкой форме, нет серьезной концентрации и длительного удержания асан. Также практика длится не очень долго – от 20 до 40 минут, хотя некоторые дети могут удерживать внимание и в течение часа. На моих уроках музыка играет фоном, мне нравится включать что-то спокойное и расслабляющее, например, мантру «Ом».
Как объяснять детям философию йоги?
На занятиях мы изучаем и философию йоги, чаще всего во время выполнения упражнений. Например, я в форме сказки рассказываю детям про древних индийских мудрецов, которые придумали асаны и определили, в какой момент нужно делать вдох, а в какой – выдох. Также в форме игры мы с детьми рассуждаем о том, как можем контролировать свои эмоции, что нам необязательно держать в голове дурные мысли, но важно всегда быть добрыми и позитивными. Обычно детей очень увлекают такие темы.
Не навредят ли скручивающие асаны еще неокрепшему детскому позвоночнику?
В йоге – много направлений, в одних скручивающие асаны исключены, в других, наоборот, важны и даже решают некоторые проблемы со здоровьем, в том числе и грыжи. Выполнять скручивание или нет, взрослый человек должен решить индивидуально, после консультации со специалистом. Что касается детской йоги, то мы используем скручивания, потому что у детей позвоночник подвижный и нужно его развивать. Тем более все скручивания делаются только на вытянутый позвоночник, не с круглой спиной. Когда мы скручиваемся с круглой спиной, межпозвоночные диски могут зажиматься позвонками, это правда может быть вредно.
Впрочем, даже если ребенок сделал скручивание неправильно, ничего страшного не случится. Как я говорила ранее, в детской йоге мы не используем долгое удержание асан и к тому же преподаватель всегда следит за техникой каждого ученика. Со временем дети и вовсе начинают делать все упражнения правильно. Это можно сравнить с тем, как малыши учатся ходить: сначала они делают это очень неуверенно, не совсем ровно, а потом получается все лучше и лучше. На занятиях йоги происходит то же самое.
Может ли йога не подходить ребенку по темпераменту?
Мне кажется, что йога не может не подойти по темпераменту или характеру, скорее может не подойти стиль или преподаватель. Все-таки энергический момент, даже с детьми, никто не отменял. Если ребенок не хочет идти на занятие, советую поменять преподавателя или студию. У меня, кстати, была подобная история с дочкой – ей не нравилась йога, но когда мы поменяли преподавателя, она стала ходить на практики с удовольствием. При этом важно понимать, что некоторым мальчикам, особенно очень активным и подвижным, комфортнее заниматься с мужчиной, им важен наставник. Обычно не так много мужчин преподают йогу, поэтому в этом случае лучше отдать мальчика на боевые искусства. Заставлять, конечно, не стоит.
Как сделать занятия
йогой с детьми более увлекательными
Расскажите ребёнку эту сказку, чтобы объяснить упражнения, а затем создайте свою, чтобы дать волю воображению.
С нашими сказками совместные занятия взрослых и детей будут несложными и увлекательными. Кроме того, в каждой главе мы объясняем, чем йога так полезна. В первую очередь она развивает тело, а ещё учит расслабляться и медитировать и содержит дыхательные упражнения. А детская йога – это ещё отличная школа творчества, а также возможность отдохнуть от шумных игр в тишине.
Независимо от того, как долго ребёнок сможет держать ту или иную позу, будет выполнять одиночные упражнения или целые серии – эффект гарантирован в любом случае. Просто пусть сделает, как получается! И не забывайте, что все мы разные и наши тела тоже выглядят по-разному.
В конце сказки найди минутку, чтобы поблагодарить себя. Для этого йоги складывают ладони перед грудью и говорят: «Намасте!»
Отправляемся в полёт! Но для начала нам нужно наполнить ШАР воздухом, чтобы он смог подняться высоко и лететь далеко.
Делай так:
- Встань на колени и присядь на ноги, опустив тело на пятки.
- Сделай глубокий вдох и встань на колени, распрямив тело. Потянись вверх. Потом выдохни и снова опустись на пятки. Повтори три раза.
На воздушном шаре мы отрываемся от земли и медленно поднимаемся в небо. Слегка захватывает дух и в животе щекотно. И у тебя? Посмотри вниз. Видишь ЗМЕЙ, которые извиваются на земле? Давай попробуем изобразить змею.
Делай так:
Лёжа на животе, обопрись на прямые руки. Выгни спину и потянись вверх, расправляя грудь. Только осторожно!
Наш воздушный шар медленно поднимается над лесом. И теперь он выше самых больших ДЕРЕВЬЕВ, которые тянут свои ветви к небу.
Делай так:
- Встань прямо. Потянись к небу макушкой. Перенеси вес на одну ногу.
- Вторую ногу оторви от пола и приставь к опорной. Подними руки, потянись. Представь, что ты дерево. Три раза глубоко вдохни и выдохни. Поменяй ноги.
И вот ты поднимаешься и летишь высоко над облаками. Совсем как САМОЛЁТ.
Делай так:
Найди точку равновесия и оторви одну ногу от пола. Разведи руки — пусть это будут крылья. Потянись ими в разные стороны, почувствуй свои пальцы. Готово? Поменяй ногу.
Мы летим над покрытыми снегом горами, за которыми простирается бескрайнее море. На ветру наш шар немного трясёт. Твои щёки порозовели. Там внизу ЛОДКИ.
Делай так:
Сядь на пол и приподними ноги так, чтобы видеть их перед собой. Оторви руки от пола и попробуй удержать равновесие в таком положении. Представь, что ты на вёслах. Сделай хотя бы несколько гребков руками.
А теперь посмотри на тех смельчаков, которые занимаются СЁРФИНГОМ.
Делай так:
Встань как они. Широко расставь ноги, а переднюю согни в колене. Руки разверни в стороны, как показано на картинке. И вперёд, рассекая волны! Поменяй ноги.
А теперь под нами виднеется прекрасный песчаный пляж. Приземляемся на воздушном шаре. Как приятно шагать босиком по тёплому песку! А сколько здесь МОРСКИХ ЗВЁЗД! Их вынесло на берег волной, но, похоже, они нисколько не жалеют об этом.
Делай так:
Представь, что ты — морская звезда. Обопрись на одну ногу, а вторую отведи в сторону. Руки также разведи в стороны и приподними вверх. Попробуй удержать равновесие в таком положении. Поменяй ноги.
Но мы на пляже не одни. Мы разбудили СОБАК, которые грелись на солнышке. И теперь они поднимаются и потягиваются, разминая спины. Присоединяйся к ним!
Делай так:
- Встань на четвереньки и обопрись ладонями о пол.
- Выпрями ноги и спину так, как показано на картинке. А теперь попытайся стать пятками на пол.
Пожалуй, мы немного устали, пора отдохнуть. И лучше всего прилечь на песок. Ложись, закрой глаза, сделай глубокий вдох… Чувствуешь, какой здесь свежий воздух? Пара минут покоя. А теперь сядь в позу со скрещёнными ногами, сомкнутые ладони прижми к груди.
Заполни пропуски — и у тебя получится новая йога-сказка. Придумай упражнения, которые ты будешь делать, и выбери для каждого из них подходящее место: в лесу, на море или в небе. Помни, в мире йога-сказок ошибок быть не может, что ни придумаешь — всё правильно. Так что фантазируй смелее!
Сегодня мы идём в/на _________ (место). Но сначала нам нужно туда добраться.
И мы _________ (упражнение 1). Наконец мы добрались. Как это выглядит? Ты слышишь какие-нибудь звуки?
Первое, что происходит, мы встречаем _________ (упражнение 2).
Приключения продолжаются. Мы выходим на/в _________ (место).
Смотри-ка, к нам приближается _________ (упражнение 3) и приветствует нас.
Это здорово — знакомиться с новыми друзьями. Но что это такое там впереди? _________ (место).
Мы слышим какой-то звук и оборачиваемся. И тут видим _________ (упражнение 4).
Ну всё, пора двигаться дальше, к/в/на _________ (место).
Чтобы туда добраться, нам нужно _________ (упражнение 5).
Уфф… Подумать только, сколько невероятных приключений нам довелось испытать!
Пришла пора отдохнуть. Ложись на пол и закрывай глаза. Сделай глубокий вдох, чтобы лёгкие наполнились до отказа. А теперь выдохни весь воздух без остатка.
Вспомни всё, что только что увидел и услышал, и дай телу и мыслям успокоиться. Ты чувствуешь, как тело становится мягким и тяжёлым. Когда отдохнёшь, сядь в позу со скрещёнными ногами и сложи ладони перед грудью.
Фрагмент книги «Йога-сказка. Упражнения, дыхание, расслабление и медитация для детей», Филиппа Одеваль, Карин Лундстрём. Издательство «Попурри».