Виды мастихинов: как выбрать?

Как выбрать мастихин и что это такое

Список инструментов художника не ограничивается только кистями и палитрой. Среди наименований обязательно есть мастихин. С ним хотя бы раз, работал каждый художник.

Мастихин: что это и для чего используют?

Мастихином называют небольшую металлическую лопаточку, которая при нажатии легко гнется. Название инструмент получил от итальянского слова, которое дословно переводится «шпатель».

Изначально он был создан для удобства перемешивания красок, их растирания для получения однородного цвета и избавления от примесей. С этой целью успешно применяется и до сих пор, поэтому всегда есть в арсенале художника, работающего с масляными и акриловыми красками.

Но художество не имеет границ. Поэтому все, что попадает в руки творцу, может использоваться по-разному. Вот и мастихины постигла такая же участь – их постепенно стали применять не только как вспомогательную лопатку, но и как инструмент для нанесения изображения. Родилось новое направление – живопись мастихином.

Мастихиновая живопись: техника 20 века

Про создание картин при помощи штапеля заговорили в 20 веке. Поэтому направление часто относят к современным течениям. На самом деле впервые подобные мазки использовали еще Рембрандт, Гойя, Тициан. Они не писали полотна в едином стиле, но порой добавляли элементы этой живописи для придания особой фактуры.

Широкую популярность техника рисования мастихином получила в период расцвета импровизации в живописи. Художники начали продумывать оригинальные полотна, соревноваться в создании причудливых техник и неповторимых фактур. Вот тут и пришлась «ко двору» необычная техника нанесения красок металлическими лопатками.

Техника мастихин предусматривает применение различных типов мазков. Конкретного способа нет, каждый художник использует разные варианты нанесения. Кто-то предпочитает наносить краску тонким слоем, другие, наоборот, стараются придавать фактуру изображению. Кстати, мазки мастихинов отлично создают объем и идеально прорабатывают отдельные детали.

Красиво передается фактура листьев и цветочных лепестков, кора деревьев. Мазки мастихина придадут объем при создании горного пейзажа, морских волн или неба.

Рисование мастихином дает свободу фантазии. В такой технике рисуют не все, но почти каждый художник хоть раз использовал её. Ведь необязательно писать всю картину металлическим шпателем, можно проработать различные комбинации инструментов на обычном изображении.

Как выбрать мастихин: виды и особенности

Мазки мастихинами напрямую зависят от формы и вида металлической лопаточки. А они представлены разными видами:

Для палитры – небольшие лопаточки с ровным краем. Предназначены для перемешивания краски, удобно применять для удаления излишек с холста.

Для живописи – специальные шпатели с изогнутым краем. Они гибкие, что дает возможность менять нажим при нанесении краски.

Мастихины бывают паяные и кованые. У паяных широкая часть припаивается к деревянной ручке, а у кованых она составляет с металлической основой одно целое. Она дополнительно покрывается деревянной оболочкой.

Кованые имеют более высокую стоимость, так как отличаются прочностью.

Шпатели для рисования отличаются по форме:

ромбовидные – классический вариант, удобный для работы с красками;

вытянутый ромбовидный – с ним удобно накладывать мазки в линию;

овальный – помогает создавать эффектные фактурные мазки;

многоугольник – разные грани помогают наносить краску под разным наклоном;

заостренный край – используют для тонких линий и создания картин в технике «сграффито», для которой характерно процарапывание слоя.

Обилие вариантов шпателей помогают создавать неповторимые картины, продумывать оригинальную фактуру изображения. Начинать можно с классической каплевидной лопатки, постепенно расширяя ассортимент инструментов.

Но не обязательно приобретать все виды мастихинов. Картины шпателем готов рисовать не каждый художник. Поэтому лучше начинать с малого, чтобы попробовать новую технику и понять, хочется ли работать с ней дальше. Но, выбор в пользу этой техники позволит создавать потрясающие вещи!

Виды мастихинов: как выбрать?

  • Особенности
  • Виды художественных шпателей
  • Критерии выбора
  • Ассортимент
  • Выбирать или сделать самому?

Для овладения всеми возможными техниками живописи и рисования необходимо не только старательно учиться, но и пользоваться всевозможными инструментами, позволяющими по-разному наносить краску на холст. Пожалуй, любой профессиональный художник обязан хотя бы раз в жизни попробовать работать с таким инструментом, как мастихин. Тем не менее, многие новички имеют лишь поверхностное представление о том, что это такое, как его выбирать и как им пользоваться.

Читайте также:  Как развить память у ребенка 5 лет?

Особенности

Название «мастихин» происходит от итальянского слова, которое можно перевести как «шпатель», ведь такой художественный инструмент действительно выглядит, как небольшая лопатка или даже нож. Как правило, профессионалы активно используют этот инструмент при работе с масляными или акриловыми красками, хотя в последнее время несколько возрос интерес к мастихину и среди акварелистов.

Назначение такого шпателя довольно многогранно: он поможет смешать краски на палитре, а затем очистить ее от пигмента, убрать излишнее количество краски с холста или нарисовать картину вовсе без кисти.

Следует заметить, что последняя техника становится все популярнее, так как результат получается довольно отличающимся от классической живописи. Безусловно, форма конструкции никак не предполагает прописывания тонких деталей, однако за счет отсутствия неминуемого размывания красок при пользовании кистью мастихин дает поразительно яркий и насыщенный цвет. Характерной чертой картин, написанных мастихином, является еще и выразительная фактура, которая традиционно двухмерную живопись немного превращает в трехмерную картину.

Конечно, профессионалы не рисуют в какой-то одной технике серьезную картину и мастихин используют в сочетании с классическими кистевыми мазками. Художественный шпатель применяют для крупных форм переднего или среднего плана с подчеркнутой, ярко выраженной фактурой. Сюда можно отнести архитектурные объекты, волнение на воде, каменистые ландшафты и другие актуальные темы.

Не исключено, что мастихины широко использовались художниками еще в эпоху Возрождения, однако тогда они в большей степени воспринимались в качестве вспомогательного инструмента для работы с палитрой, а не как заменитель кисти. Современное понимание роли шпателя в живописи распространилось только в прошлом веке, когда рисовать с его помощью стали буквально все, но и ранее некоторые известные художники понемногу использовали его для нанесения красок на холст. Среди выдающихся мастеров хотя бы иногда пользовавшихся такой техникой, следует выделить Тициана, Франсиско Гойю, Гюстава Курбе и Поля Сезанна.

Сами художники отмечают, что научиться рисованию шпателем не так уж и сложно, причем использовать его можно как в сочетании с кистью, так и независимо от нее.

Тем, кто за долгое время привык работать исключительно кистью, новый метод рисования поначалу может показаться неудобным, однако раскрываемые им возможности стоят того, чтобы попробовать.

Виды художественных шпателей

Как и большинство современных товаров, мастихины делятся на несколько видов по тем или иным качествам. Профессионального художника, в первую очередь, волнует классификация по методу применения, поскольку она играет огромную роль в выборе инструмента.

Первоначально лопатки такого типа предназначались для работы с палитрой, и в наши дни они, конечно же, никуда не делись. Мастихин для палитры представляет собой плоский инструмент, у которого отсутствует изгиб возле ручки. Край такого шпателя обязательно заострен, ведь с его помощью мастер снимает засохшую краску с палитры. Подобная форма также удобна и для смешивания красок на поверхности палитры, и для удаления излишков масла с холста.

Мастихины непосредственно для рисования отличаются особой изогнутостью, которая повышает аккуратность работы с холстом. Лезвие у такого инструмента обычно отличается упругостью, что способствует более мягкому нанесению краски на основу. Разнообразие шпателей собственно художественного направления довольно велико: в первую очередь, они отличаются по размерам, что позволяет легче подстраиваться под разные размеры холста.

Варьируется и ширина лезвия: узкий наконечник отличается повышенной гибкостью и более близок по своей сути к кисточке, тогда как широкие инструменты лучше подходят для придания рельефности крупным объектам. При этом точная форма лопатки может представлять собой самые неожиданные фигуры для достижения сложных целей, стоящих перед мастером.

Читайте также:  Рост и вес мальчика по месяцам до 2 лет

Вариативность мастихинов возможна еще и по материалу изготовления. Рукоятки изготавливаются из любых удобных материалов, среди которых обычная древесина и пластик, а также более экзотические – кость и стекло.

Для лезвия подходят всего лишь два материала: ожидаемый металл и несколько неожиданный пластик. Металлические лезвия шпателей считаются нормой и классикой: они хорошо гнутся, но иногда способны разочаровать своим качеством, ведь отдельные сплавы способствуют окислению масляных красок. Среди металлических мастихинов особенным успехом пользуются те, что сделаны из нержавеющей стали, поскольку влага для них не страшна.

Пластиковые разновидности художественного шпателя хороши разве что своей ценой, ведь они быстро ломаются и годятся в длительной перспективе фактически только для смешивания красок. Выбирать их нужно разве что для того, чтобы попробовать себя в такой технике живописи.

Критерии выбора

Художники, обладающие достаточным опытом рисования и имеющие возможность спросить совета у знакомых коллег, зачастую определяются с выбором мастихина самостоятельно, однако новичку обязательно понадобится совет о том, как правильно выбрать шпатель. Для своеобразной «пробы пера» лучше купить пластиковый вариант, поскольку он дешевле, а сам новобранец пока не может быть уверенным, что ему понравится такая техника.

Озадачить новичка может и выбор формы лезвия, потому что в художественных целях они выпускаются в самых разнообразных вариациях.

Профессионалы говорят, что пробовать лучше всего на каплевидном и геометрически правильном лезвии (не на каком-то одном, а именно на обоих) и лишь затем выбирать более необычные варианты.

Форма лезвия во многом определяет не только эстетический эффект от рисунка, но и удобство пользования шпателем. Например:

  • чтобы сберечь полотно от механических повреждений, стоит выбирать закругленные лезвия;
  • снять лишнюю краску, что уже само по себе является отдельной техникой, позволяет заостренное лезвие;
  • фактура лучше всего передается в том случае, если для ее создания использовался мастихин с лезвием овальной формы;
  • если есть необходимость в выписывании четких линий, без лезвия геометрически правильной формы не обойтись;
  • мастихины с особо сложной формой лезвия нужны только профессионалам, уже освоившим принципы работы с более простыми вариантами.

При этом в выборе инструмента ориентироваться следует не только на прогнозируемый творческий эффект, но и на банальное удобство ручки и качество товара. Хотя изделие выглядит просто, найдется несколько критериев, отличающих качественное от посредственного:

  • Лезвие мастихина никогда не будет таким же эластичным, как ворс кисти, однако признаком хорошего художественного инструмента считается пружинящий наконечник.
  • Шпатель состоит всего из двух частей – рукояти и лезвия, и для художника очень важно, чтобы они были соединены между собой максимально надежно. Малейшее болтание или, того хуже, прокручивание способно испортить настоящий шедевр, а ведь картину маслом, как известно, исправить сложно.
  • Инструмент художника должен быть продолжением его руки – он должен удобно лежать в ладони. Наличие каких-либо дефектов ручки недопустимо, а помарки обработки древесины в виде потенциальных заноз – это настоящий позор для производителя подобного товара.

Ассортимент

Приобрести художественный мастихин обычно можно там же, где продаются и другие сопутствующие товары, например, такие, как масляные краски, кисти и холсты для них. Позволить себе такой подарок может даже начинающий художник, ведь средний шпатель стоит всего лишь около 100-250 рублей.

Другое дело, если приобрести сразу несколько мастихинов, ведь здесь, как и в случае с кистями, набор инструментов разной формы и размера способствует повышенному разнообразию творческих методов.

Набор недорогих пластиковых шпателей, которые помогут новичку в данной технике полностью уловить основные преимущества такого способа творения, обойдется в те же 200 рублей, а вот набор хорошего инструмента с металлическими наконечниками ударит по кошельку сильнее, и даже цена в тысячу рублей не станет верхним пределом.

Читайте также:  Краски для рисования: виды и характеристики

Если говорить о производителях, выпускающих мастихины, то выбор брендов не так велик, как в случае с красками или кистями, и общепризнанных авторитетов здесь, соответственно, также нет. Человеку, никогда не вникавшему в эту тему, что-то сказать сможет разве что бренд «Сонет», поскольку под этой же маркой уже несколько десятилетий выходят весьма качественные отечественные краски ленинградского завода художественных красок.

Достойную конкуренцию этой компании могут составить шпатели «Арт-Квартал», Conda, RGM Classic, PinaxArtists Classic и Daler Rowney, однако сделать аргументированный выбор в пользу одной из этих марок сложно – они все приблизительно одинаковы как по качеству, так и по стоимости.

Выбирать или сделать самому?

Многие мужчины, способные творить руками шедевры не только с помощью кисти и красок, но и с помощью типичных мужских инструментов, отказываются тратить деньги и время на поиск и покупку нужного мастихина, если есть возможность изготовить его своими руками. Как показывает опыт таких людей, результат оказывается весьма достойным: значительно меньше бьет по кошельку, а главное – максимально соответствует пожеланиям своего хозяина.

Самое сложное в процессе самостоятельного производства шпателя – это создание лезвия требуемой формы. Для начала нужно найти кусок металла (вряд ли кто-то станет терять время на домашний выпуск пластикового варианта), из которого можно сделать лезвие. Из предлагаемых в интернете вариантов потенциального сырья реалистично выглядят старые шпатели строительного назначения, старые ножовки и даже металлический складной метр советского производства. В зависимости от формы и размера сырьевого листа из него при помощи «болгарки», специальной ножовки или ножниц по металлу вырезают заготовки для будущих лезвий.

Придание точной формы становится возможным благодаря затачиванию и шлифованию краев, в результате чего еще и определяется степень остроты лезвия.

Деталь, обеспечивающая соединение между лезвием и рукоятью, может изготавливаться разными путями. Если используемый лист металла был довольно крупным, лучше в процессе вырезания лезвия сразу сделать его цельным, объединенным с сердцевиной будущей рукояти. В таком случае металлическую заготовку нужно будет выгнуть, для чего ее раскаляют добела.

Подобную процедуру можно выполнить даже в домашних условиях, если достаточно долго нагревать металл над обыкновенной газовой горелкой, но тогда нужно как можно тщательнее соблюдать технику безопасности. Скрепить отдельные детали, из которых изготавливается самодельный шпатель, можно при помощи крупного гвоздя, например, шиферного. Его нужно согнуть под нужным углом и вставить в обе части мастихина через специально проделанные отверстия.

Рукоять для самодельного шпателя можно сделать и самостоятельно, выточив ее из дерева на станке, однако весьма практичной окажется и покупка уже готового изделия, которое обойдется потребителю в несколько десятков рублей. Как правило, в заводской заготовке уже есть отверстие для вставки металлической части, которую нужно просто правильно расплющить с обратной от лезвия стороны, чтобы избежать разбалтывания конструкции.

После этого стоит еще раз простучать молотком места соединений, чтобы должным образом расплющить места соединения и обеспечить неподвижность крепления одних деталей к другим. Точная стоимость произведенного вручную мастихина сильно колеблется в зависимости от наличия подручных средств, из которых его можно сделать. Однако пользователи, у которых есть опыт таких поделок, указывают затраты на производство одного такого инструмента в пределах сотни рублей.

О том, как выбрать мастихин, смотрите в следующем видео.

Как выбрать мастихин для рисования маслом: общие сведения

Описание и назначение товара

Мастихины – это маленькие стальные лопатки (от итальянского mestichino – «шпатель»), которыми пользуются художники при рисовании для удаления с холста излишков, а также для смешивания и растирания красок на палитре. Изначально именно в этом и заключалось назначение мастихина, но позже его стали применять для нанесения мазков на холст. Рисовать мастихином – это почти то же, что намазывать масло на хлеб. Можно наносить мазки самой разной толщины, хотя предпочтительнее более толстые, густые.

Читайте также:  Делаем кубики Зайцева своими руками

Картинам, созданным в технике мастихиновой живописи, присущи особая красота и выразительность, их отличают фактурность, контрастность, яркие натуральные цвета, а широкие мазки и отсутствие детализированности создают ощущение, что картина составлена из мозаики или из маленьких бумажных кусочков, наклеенных на холст. Но для того, чтобы работать в такой технике, надо быть профессионалом, так как от художника требуется точность и уверенность движений, умение класть краску на холст разнообразными мазками.

Характеристики инструмента для рисования

Для чего нужен мастихин

Существует два вида мастихинов:

  • Для палитры. Такой мастихин представляет собой лопатку с острыми краями, ровной поверхностью и ровной ручкой. Это инструмент лишь вспомогательный, а не живописный – для смешивания красок и удаления излишков.
  • Для живописи. Рукоятка такого мастихина изогнута, чтобы было удобнее наносить краску – рука не касается уже сделанных мазков. У него гибкое лезвие для более мягкого нанесения масла на холст.

Какими бывают мастихины для живописи

Мастихины для живописи различаются по следующим признакам:

  • Размер – чтобы можно было подобрать инструмент под холст любого размера.
  • Форма лезвия – от простой каплевидной до фигурных, волнообразных. И от формы зависит не только то, какими получатся мазки, но и удобство пользования инструментом.
  • Ширина лезвия – узким инструментом можно работать почти так же, как кисточкой, а широким – придавать объектам рельефности.

Форма лезвия

Следует остановиться на форме лезвия – как уже упоминалось, от неё зависит нечто большее, чем эстетический эффект.

  • С закругленным лезвием уменьшается риск повредить холст во время работы.
  • Заостренным лезвием гораздо проще и удобнее убрать с холста излишки краски.
  • Фактурные мазки лучше всего наносятся овальным лезвием.
  • Лезвие геометрически правильной формы поможет создавать более ровные, четкие линии.
  • Особо сложные формы лезвия – удел художников-профи, хорошо знакомы с мастихиновой живописью.

Материал для изготовления

Рукоятка может быть изготовлена почти из любого материала. В основном их делают из древесины и пластика, но встречаются костяные, стеклянные.

Лезвие мастихина может быть изготовлено только из двух материалов – металла или пластика. Пластиковое лезвие дешевле, но по сравнению с металлическим никуда не годится, так как гораздо быстрее ломается. Металлическое лезвие – нестареющая классика. Наиболее предпочтительны лезвия из нержавеющей стали, не боящиеся влаги. Единственная проблема – из-за некоторых сплавов масляные краски могут окисляться.

Советы по выбору мастихина

Живописцу, который только начинает работать в мастихиновой технике, можно посоветовать геометрически правильный инструмент каплевидной формы.

Качественное металлическое лезвие мастихина пружинит и при нажатии возвращается в исходное положение, а также надежно и прочно соединено с рукоятью. Малейшее провисание, прокручивание – и картина может быть безнадежно испорчена. В свою очередь ручка должна максимально удобно ложиться в руку, не иметь дефектов, художнику при работе ничто не должно мешать.

Вывод

Выбирая мастихин, следует задать себе вопрос, для чего он нужен – для удаления краски или для живописи. Базовый инструмент для начинающего художника – каплевидный мастихин правильной геометрической формы. При ограниченных финансовых возможностях можно купить инструмент с пластиковым лезвием, хотя металлическое предпочтительнее.

Как работать мастихином? 6 приёмов и 14 видов мастихинов

На иллюстрации вверху представлены различные замесы краски при помощи мастихина. Такие мазки создают иллюзию и обогащают живопись техничным исполнением. Но как создать красивую фактуру? В этой статье я поделюсь шестью основными способами работы мастихином в масляной живописи, хотя, вариантов здесь, конечно, может быть великое множество. Однако, прежде чем говорить о технике работы, нужно увидеть какими бывают мастихины.

Четырнадцать видов мастихинов

Мастихин представляет собой стальную, упругую пластину в виде «лопаточки», которая соединяется с рукоятью посредством изогнутого металлического стержня. Эта «лопатка» может иметь самую разнообразную форму. От классической клиновидной, до нестандартной. В начале списка я перечислю основные формы классических мастихинов, которые, впрочем, могут иметь различные вариации. А в конце списка посмотрим на мастихины с нестандартным лезвием. Я выбрал четырнадцать видов мастихинов, но в жизни их разновидностей намного больше. Однако, разница между другими видами непринципиальная, поэтому я сосредоточусь на этих четырнадцати:

Читайте также:  Как научить ребенка кататься на коньках?

1. Самый распространённый мастихин ромбовидной формы. Удобный в работе. Позволяет наносить краску как широкой плоскостью, так и острым кончиком.

2. Этот мастихин похож на предыдущий, за исключением основания. Оно не треугольной, а округлой формы. Благодаря этому, боковые стороны мастихина овальные. Ими можно снимать и укладывать краску таким образом, что она приобретёт «волнообразный» рельеф.

3. Мастихин со скошенным лезвием и округлыми боковинами.

4. Мастихин прямоугольной формы.

5. Узкий мастихин овальной формы. Интересный вариант для создания рельефных мазков не имеющих прямолинейных контуров. Можно работать как плоскостью, так и кончиком. Универсален и удобен в работе, подобно ромбовидному мастихину в начале списка.

6. Широкий мастихин овальной формы. Имеет те же преимущества, что и предыдущий, только оставляет более округлые мазки и создаёт более глубокий рельеф, если работать боковой стороной.

7. Очень «вытянутый» мастихин ромбовидной формы. Удобен для укладки краски в линию, а также для работы широкими мазками.

8. Мастихин в виде многоугольника, имеющий грани разной длины. В процессе работы данным мастихином можно менять размеры мазков, благодаря выбору грани нужной длины.

9 — 14. Мастихины необычной формы. Данная разновидность напоминает инструменты кондитера. Эти мастихины позволяют создавать мазки краски, похожие на лепестки, ленты, борозды… Хорошо подходят для декоративных работ.

Шесть основных приёмов работы мастихином

Теперь, когда мы рассмотрели какими бывают мастихины, можно подумать над техникой работы этим замечательным инструментом. Сразу оговорюсь, что в практической работе художники импровизируют и придумывают десятки и сотни своих собственных приёмов. Но существуют наиболее распространённые:

1. Широкие пастозные мазки плоскостью мастихина. Такая манера наиболее часто встречается у художников. В зависимости от формы мастихина, мазки краски могут приобретать разный характер.

2. Объёмные точечные мазки, выполненные кончиком мастихина. Эта техника чем-то напоминает пуантелизм. Однако, совсем необязательно писать в таком стиле всю живописную работу. Этим способом можно проработать какие-либо детали, например, блики, листья… Другие же части живописи можно написать посредством иных приёмов.

3. Процарапывание красочного слоя острым кончиком мастихина или боковой стороной его лезвия. При помощи такого подхода можно изобразить тонкие ветви деревьев или стебли травы. Из под снимаемой мастихином краски, просматривается светлый холст — это позволяет изображать светлые тончайшие линии простым процарапыванием. Если же снимать краску широкой, боковой стороной мастихина, то будут образовываться широкие просветы. При наличии нижнего слоя подмалёвка, эти просветы могут иметь не только светлую окраску, но и глубокий сложный цвет.

4. Фактурные, рельефные линии, образующиеся посредством продольных движений плоскостью мастихина. На иллюстрации видно, как такие линии могут изгибаться, иметь разную толщину, ширину… Некоторые художники пишут только мастихином и, вообще, не используют кисти. В их творчестве даже мельчайшие детали прорабатываются лезвием мастихина.

5. Обобщение посредством смазывания краски. В масляной живописи этот приём выглядит следующим образом: художник подробно пишет какой-нибудь элемент своей живописи, а потом, поверх проводит ребром мастихина. В результате контуры изображения размываются. Такое обобщение может «увести» на второй план слишком резкие силуэты. В живописи бывает необходимо что-то сделать менее заметным и уходящим вдаль. И этот приём обобщения при помощи мастихина может прийти весьма кстати.

6. Введение одной краски в другую. Данный способ работы мастихином может приобретать самую разную форму. Здесь большое значение имеет импровизация. Суть этого приёма такова: в пастозно уложенную краску, как бы «втирается» новый мазок плоскостью мастихина. Объёмные массы краски вливаются друг в друга и, порой, это происходит самым неожиданным образом. Краска то вливается, то «закручивается», то замешивается, а иногда и «врывается». Переходы одного цвета в другой во многом зависят от движений руки и наклона мастихина.

Читайте также:  Развитие фонематического слуха у детей

В начале этой статьи я разместил подборку разных фрагментов из своей живописи. Здесь Вы можете видеть самые разные приёмы работы мастихином — и те, что описаны выше, и другие. Наглядный пример поможет лучше понять как можно «играть» краской при помощи такого замечательного инструмента как мастихин.

Что такое мастихин и как им работать

На своих онлайн-курсах по живописи маслом для начинающих художников, я рассказываю и показываю, как правильно пользоваться мастихином и писать им картины маслом. В этой статье я тоже немного расскажу о самом инструменте и основных техниках написания.

  1. Немного истории – что такое мастихин?
  2. Для чего нужен мастихин
  3. Виды мастихинов
  4. Основные техники: как работать мастихином

Немного истории – что такое мастихин?

Небольшая металлическая лопатка с деревянной ручкой, это и есть тот самый мастихин. По своей форме он немного напоминает нож, от чего многие художники даже придумали такое сравнение: мастихин — это как нож, который разрезает масло и мажет его на хлеб.

Но не стоит думать, что мастихином можно только писать, нет. Он также предназначен для смешивания масляных красок, очистки палитры, удаления не засохшей краски с холста.

Своими корнями, техника живописи мастихином, уходит в далекое прошлое, а именно в эпоху Тициана, Рембрандта и Гойи, которые писали некоторые свои произведения с помощью этого инструмента.

Позднее, в ХIХ веке, живопись маслом с помощью мастихина достигла своего расцвета, в работах таких художников как Камиль Писсарро, Гюстав Курбе, Анри Матисс и Поль Сезанн.

В ХХ же веке, в процессе импровизации, художники стали позволять себе намного больше, чем могли раньше, и стали экспериментировать не только с цветом, но и с формой, техниками, фактурами. Поиск собственно стиля заставил взять в руки мастихин и начать творить многих живописцев двадцатого столетия.

  • Работа французской художницы Франсуазы Нилли
  • Городской пейзаж Даниэля Кастан
  • Картина из цикла «Времена года», Фан Тху Транг

Для чего нужен мастихин

Казалось бы, есть уже кисти, чего художникам еще не хватает? Начнем, опять же, с истории. Раньше мастихин был предназначен лишь для смешивания краски, или для удаления ее излишков с палитры. Позже, когда художники стали искать новые формы они стали писать мастихином портреты, пейзажи и натюрморты.

Мастихиновая живопись сама по себе выглядит очень красиво: крупные, экспрессивные мазки, краска густыми слоями, кажется этой лопаткой можно создать шедевр, даже не умея рисовать!

Картины, написанные мастихином, особенно яркими и насыщенными цветом красками, с крупными, фактурными мазками, всегда выглядят очень экспрессивно и надолго остаются в памяти зрителя. А если отойти от картины, написанной с помощью мастихина, на небольшое расстояние, то можно подумать, что ты смотришь на мозаику, пазл или лоскутное одеяло. Это происходит из-за того самого объема, который создается при помощи мастихина грубыми и толстыми мазками краски.

Кстати, об объемной фактуре. С помощью мастихина вы сможете красиво передать такие фактуры, как листья растений, лепестки цветов (очень красиво будут смотреться маки, розы и другие объемные цветы с крупными бутонами), деревья (особенно их кору). Также красиво будет выглядеть небо, или морские волны, написанные мастихином, ровно, как и горный пейзаж.

А если вы захотите дополнить сюжет картины и проработать мелкие детали, то вы всегда можете воспользоваться кистью.

Фактурные мазки, которые подчеркнут особенность пейзажа – так выглядит мастихиновая живопись

Некоторые начинающие художники думают, что мастихином можно писать только в одной технике, держа его в одном положении в руке. Но это, конечно же, не так. Давайте поподробнее рассмотрим, во-первых, виды мастихинов, какие бывают, а во-вторых, техники, с помощью которых можно создавать картины.

Кстати, подробнее о работе с мастихином и техниках масляной живописи я рассказываю на своем БЕСПЛАТНОМ теоретическом мастер-классе.

Виды мастихинов

Фактурные мазки, которые подчеркнут особенность пейзажа – так выглядит мастихиновая живопись

Читайте также:  Фреска из песка – лучшее воплощение в жизнь своих фантазий

Как я уже сказала ранее, мастихины используют не только для написания картин, но и для палитры. Существует даже отдельный вид мастихина, он так и называется – для палитры. Что же им делают? Такой мастихин больше всего похож на нож и шпатель, поэтому им очень удобно замешивать краску на палитре, а также удалять излишки краски с холста.

Классическая форма мастихина для рисования, это ромбовидная. Такой мастихин помогает создавать четкую форму, причем писать картины таким мастихином можно, как и всей площадью лопатки, так и кончиком.Чтобы создать волнообразный рельеф на картине, вам понадобится мастихин овальной или округлой формы. Также такая форма защитит холст от механических повреждений.

Чтобы лучше представлять себе их форму, можете посмотреть в каталоге моего магазина, как выглядит этот инструмент, а заодно прицениться — https://nyshop.pro/product-category/admaterial/mastikhin/.

Как правило, лопатка мастихина делается из стали, а сама имеет изогнутую форму. Ручки также могут быть металлические, но чаще всего, деревянные. Писать картины мастихином – особое удовольствие для художника. А многообразие его форм позволяет импровизировать и создавать по-настоящему яркие, запоминающиеся, а порой и необычные картины.

Представьте, какие картины вы бы написали при помощи грушевидного, овального, или, рифленого мастихина? Наверняка, это было бы что-то необычное, не как у всех. Поэтому, мастихин для рисования – это еще и отличная возможность проявить себя как художника, попробовать создать оригинальную работу.

Но вернемся к формам. Как я уже сказала, классической формой для мастихина является ромбовидная.

Однако, существует еще несколько не менее интересных форм. Например, тот же самый ромбовидный мастихин, но вытянутой формы. Им очень удобно накладывать широкие мазки в линию.

Также среди художников популярен мастихин-многоугольник. Так как у него много граней и они все разные, то под определенным углом и наклоном, вы можете менять размеры мазков и их направление.

Вообще, мастихины такой вот разнообразной формы – это очень хорошая возможность для экспериментов. Причем как в живописи, так и в декоративно-прикладном творчестве.

Кроме вышеперечисленных мастихинов, существуют также мастихины со скошенным лезвием и округлыми боковинами, мастихины прямоугольной формы, овальные мастихины. Овальным мастихином очень легко и просто создавать фактурные мазки.

Геометрической формы мастихин способен создать красивую ровную и четкую линию. Мастихины с заостренным краем не только легко удаляют краску, но еще и помогают создать картины или декоративные элементы в технике сграффито. Эта техника подразумевает «процарапывание» верхних слоев краски, под которым нанесен другой, контрастный цвет. Таким образом, можно получить необычный орнамент или рисунок.

Короткой лопаткой мастихина очень удобно наносить угловатые мазки, а волнообразными и веерообразными мастихинами – мелкие детали, например, листья, кору деревьев, лепестки, показывая их прожилки и фактуру.

Но сколько бы не существовало видов мастихинов, вы должны обязательно попробовать написать им картину, хотя бы для того, чтобы понять, ваш это инструмент или нет, нравится вам такая техника письма, или вам все-таки привычней писать любимыми кисточками.

В общем пробуйте, и ничего не бойтесь! В любом случае, если вам не понравится, можно будет убрать лишний слой краски, загрунтовать холст и переписать картину снова, но уже по-другому.

А если вы все-таки хотите попробовать себя в мастихиновой живописи, то подробнее читайте о том, как выбрать свой первый мастихин, в моей статье https://nyblog.ru/kak-vybrat-mastihin-dlya-maslyanyh-krasok/

Читайте также:  Развитие ребенка в 2,5 года

Там я рассказываю, на что обратить внимание при выборе, основные критерии, какой лучше взять и на что обращать внимание при работе.

Основные техники: как работать мастихином

Многие мастихины имеют большую площадь лопатки, в отличие от кисточки, к тому же, некоторые художники пишут картины мастихином в экспрессивной манере, поэтому, картины, написанные в такой технике, создаются достаточно быстро.

Так же, большинство техник живописи мастихином, сводится к тому, что вы накладываете краску слой за слоем, не заостряя внимание на деталях, почти что без проработки мелочей. Такая техника называется пастозной, и достигается при помощи плоского мастихина.

Именно эту технику, наряду с многими другими, мы разбираем на моем курсе “Живопись маслом для начинающих”. Этот курс создан специально для новичков, для тех, кто только начинает свой путь в масляной живописи.

Первое, что вы должны знать, нанося краску на холст, что то, какими будут ваши мазки, зависит от наклона и силы нажима на лопатку мастихина. Использовать лучше свежие краски, только что выдавленные из тюбика. Кстати, выдавливать можно сразу на холст, и можно не разводить краску, выбирая чистые цвета. Так у вас могут получиться свои насыщенные оттенки, и яркие, красивые переходы.

Техника точечных мазков, чаще всего встречается в картинах с натюрмортами, где художник изображает букеты с мелкими лепестками у цветов.

Еще одна техника, о которой я уже говорила, это техника сграффито, в которой вы процарапываете верхние слои краски, чтобы показать контрастный нижний слой.

Также я уже упоминала, что мастихином можно писать не только самой лопаткой, но еще и ее острым ребром. Таким образом, создается очень красивый рельеф, а для проработки деталей вам даже не придется использовать кисть!

Ну, и напоследок, самый интересный и, пожалуй, наиболее свободный в плане экспериментов, метод работы мастихином – введение одного цвета краски в другой. Особенность этой техники состоит в том, что вы никогда не знаете, что у вас получится, какой будет конечный результат. Ведь все эти переходы цвета, его сочетание друг с другом и что в итоге получится, зависит от движения ваших рук и того, под каким углом вы пишите картину.

Чтобы понять суть этой техники, представьте, что вы уже густо нанесли пастозными мазками слой краски. А теперь берете лопаткой новый цвет краски с палитры и наносите новый мазок плоскостью лопатки мастихина в этот слой, но не полностью, а постепенно добавляя новую краску, как бы «закручивая» один цвет в другом.

Несомненно, в такой технике у вас получится что-то особенное!

Вот мы и выяснили с вами, как рисовать мастихином на холсте масляными красками. А теперь я хочу оставить вам несколько полезных советов, по работе с мастихином, которые вам могут пригодиться:

  1. Чтобы очистить мастихин от масляных красок, достаточно всего лишь протереть его лопатку о тряпочку. И все, никаких растворителей!
  2. Холст для мастихиновой живописи можно взять средней и крупной зернистости, они хорошо удержат большое количество краски на холсте.
  3. Не покупайте пластиковые мастихины, берите металлические – они надежнее и долговечней.
  4. Мастихином также можно растушевать фон, достаточно лишь использовать его без краски.
  5. С подсохшей краской лучше не работать мастихином, так как можно повредить верхний слой и пленку.
  6. Вам не обязательно покупать сразу несколько видов мастихинов, достаточно взять один, классической формы средних размеров, чтобы научиться правильно держать его в руке и привыкнуть писать лопаткой под определенным углом.

А если вы все-таки хотите приобрести этот инструмент для живописи, можете посмотреть варианты мастихинов в моем интернет-магазине.

Приятного вам творчества и вдохновения! Поставьте оценку, если вам понравилась статья, а если остались вопросы, смело пишите их в комментариях к этой статье! ☺

Обзор специальных мастихинов для скульптурной живописи

Обзор специальных мастихинов для скульптурной живописи

Сейчас на рынке большое количество фирм, выпускающих мастихины. Достаточно трудно выбрать подходящие инструменты именно для техники скульптурной живописи. Особенно тяжело новичкам. Одни мастихины слишком мягкие, другие слишком твердые. Надо знать, какая форма мастихина для чего нужна.
Из всего многообразия Евгения Ермилова выбрала самые необходимые мастихины именно для скульптурной живописи и объединила их в набор. Только нужные формы, ничего лишнего.

Читайте также:  Рост и вес девочки в 13 лет

Мастихины бренда “Evgenia Ermilova” делятся на 3 категории: “Классика”, “Ультра” и “Специальные”.

Мастихины “Классика”

Мастихины этой категории самые популярные в скульптурной живописи. Имеют лопаточку каплевидной формы со скругленным широким носиком. Это облегчает набор лепестков и край элемента не так рвется. Мастихины этой категории мы рекомендуем новичкам.

Мастихины “Классика” представлены номерами: 2, 3, 4, 5 и 6. Номер соответствует длине рабочей области мастихина в см.

Мастихины “Классика” позволяют создавать цветы разных форм и размеров:

№6 – диаметр цветка от 12 до 20 см

№5 – диаметр от 10 до 15 см

№4 – диаметр от 8 до 12 см

№3 – диаметр от 5 до 7 см

№2 –диаметр от 4 до 5 см (например, для бижутерии).

Удобно использовать мастихины в паре. Например, №6 и 5, №5 с 4 или 6, №4 и 5, №3 и 2.

Мастихины “Ультра”

В категорию “Ультра” вошли мастихины удобной каплевидной формы с тонким носиком. Ими хорошо создавать листья с острым кончиком, а также лепестки с рваным краем и не только.

Мастихины “Ультра” представлены номерами: 30, 40, 50 и 60. Номер мастихина – это размер его лопаточки, но для различия с мастихинами “Классика” в нумерацию добавлен 0. Например, у мастихина №30 длина рабочей области 3 см.

Мастихины “Ультра” позволяют создавать цветы разных форм и размеров:

№60 – диаметр цветка от 10 до 18 см

№50 – диаметр от 8 до 15 см

№40 – диаметр от 7 до 12 см

№30 – диаметр от 5 до 9 см

Используйте инструменты в паре. Например, мастихин №60 и 50, №50 с 40 или 60, №40 и 30 или 50, №30 и 40

Мастихины “Специальные”

В категорию “Специальные” вошли мастихины предназначенные для нестандартных задач.

Мастихины “Специальные” представлены номерами: S5, S6,S7,S8, и S9

Номер мастихина – это размер его лопаточки в см, но для различия с мастихинами других видов в нумерацию добавлена S.

S5 – предназначен для создания тонких листьев с очень острым носиком, например для чашелистиков. Длина элементов до 5 см.

S6 – для создания более широких листьев и лепестков. Длина создаваемых элементов до 6 см. Удобен при переносе элементов с палитры.

S7 – для создания узких длинных листьев и лепестков, длиной до 7 см.

S8 – для узких длинных листьев и лепестков, длиной до 8 см. Удобно работать в паре с S7.

S9 – для создания фона или для переноса элементов и даже цветов целиком.

Все мастихины можно купить по-отдельности или сразу весь набор в фирменном пенале.

В полный набор мастихинов бренда “Evgenia Ermilova” вошли все 14 мастихинов, предназначенных для скульптурной живописи. Набор собран в красивый практичный тканевый пенал, что позволит удобно хранить инструменты.

Мастихин, как альтернатива кистям

В живописи, помимо кистей, нередко используется такой инструмент, как мастихин. С его помощью можно создавать сложные фактурные рельефы и придавать картинам особую яркость и многое другое. Что именно? Вы узнаете и увидите ниже. Итак!

Что такое мастихин?

Название инструмента происходит от итальянского слова mestichino, которое в переводе означает «шпатель». Мастихин для живописи – это узкая металлическая лопатка с ручкой, похожая на маленький строительный мастерок. Его применяют для работы с масляными, акриловыми и даже акварельными красками.

Изначально шпатель предназначался для растирания и смешивания красок на палитре, а также снятия лишних слоев с холста, но со временем трансформировался в самостоятельный художественный инструмент.

Читайте также:  Развитие ребенка в 2,5 года

Для чего нужен мастихин?

Художественный шпатель используют для создания фактуры и рельефности, придания насыщенности отдельным элементам картины. За счет послойного нанесения мазков на холст, их уплотнения, растирания картина приобретает особую выразительность и динамичность.

Лопаткой удобно изображать морские волны, облака, камни, траву, архитектурные объекты, цветы. Многие художники применяют смешанную технику, работая кистями и мастихином, но некоторые предпочитают писать картины только с помощью шпателя. Такие работы отличаются крупными и смелыми мазками, глубокими, насыщенными оттенками и объемностью изображения.

Виды мастихинов

Художественные шпатели можно разделить на две группы:

  1. Мастихин для палитры. Плоская лопатка с заостренным краем, похожая на нож. Не используется в рисовании, а служит для смешивания красок и удаления их излишков с холста.
  2. Мастихин для живописи. Гибкая, упругая лопатка изогнутой формы, с помощью которой удобно делать мазки. Существует большое разнообразие форм инструмента, предназначенных для создания тех или иных эффектов.
  3. Так же есть универсальные мастихины, которыми можно совмещать оба процесса.

Перед тем, как выбрать мастихин для рисования, стоит ознакомиться с его основными разновидностями:

  • Мастихин «рыбка». По форме напоминает силуэт рыбы, подходит для большинства техник. Универсальная модель, позволяющая работать как боковой стороной, так и кончиком.
  • Ромбовидный и Каплевидный. Такой же универсальный инструмент для реализации большинства задач, как и два предыдущих.
  • Узкий ромбовидный. Предназначен для прорисовки линий, накладывания мелких, точечных мазков.
  • Овальный с заостренным концом. С его помощью можно создавать волнообразную фактуру.
  • Прямоугольный. Используется для нанесения краски ровным слоем.
  • Широкий овальный. Подходит для нанесения округлых мазков, работа боковой стороной позволяет добиваться глубокого рельефа.
  • Многоугольный с гранями разной длины. Позволяет менять ширину и интенсивность мазков, используя разные грани.

Помимо вышеперечисленных моделей, существует много других разновидностей, различающихся формой и длиной лезвия. С их помощью художники добиваются самых разнообразных эффектов. На сайтах живописи можно посмотреть, как выглядит тот или иной мастихин на фото.

Если говорить про многофункциональность, и учитывая статистику продаж то все же многие предпочитают именно пресловутую «рыбку».

Она полюбилась именно начинающим художникам и вышла в лидеры продаж в 2015 году.

Это поняли китайские производители и сейчас ее сложно купить в хорошем качестве.

Мастихин: техника работы

Рисование художественным шпателем существенно отличается от традиционной работы кистью. Оно напоминает намазывание масла на хлеб, поэтому новичкам часто кажется необычным.

Рисуя картины маслом мастихином, художники используют разные приемы. Вот только некоторые из них:

  • Небольшие точечные мазки накладывают заостренным кончиком инструмента. Обычно для написания деталей цветов: лепестки,листы и пр.
  • Линии прорисовывают ребром лезвия, располагая его параллельно холсту. Такую технику используют при рисовании побережья, волны, дороги
  • Краску наносят не только на палитру, но и непосредственно на шпатель. Наложив несколько цветов, можно добиться красивого перехода.
  • Сильное нажатие на лезвие инструмента позволяет распределить краску тонким слоем. Доя получения чистых цветов.
  • Для растушевки оттенка используют шпатель без краски.
  • Легкое постукивание шпателем по влажной краске придает поверхности текстуру. Например капли
  • Процарапывание. Используются непосредственно при живописи или набросках.

Мастихин для живописи – весьма интересный и смелый инструмент.

Освоив техники работы с ним, можно создавать настоящие шедевры.

Мазок начинающего художника может поспорить с техникой проффи!

Чтобы не сильно путаться в выборе воспользуйтесь советом бывалых

– для начала купите 1-2 мастихина. Один из них обязательно «рыбку». После освоения техники работы с ним ваш арсенал пополниться.

Ссылка на основную публикацию