Сухая пастель: особенности использования

Сухая пастель: особенности использования

  • Что это такое?
  • Состав
  • Виды
    • Твёрдая
    • Мягкая
  • Лучшие марки
  • Отзывы
  • Как выбрать?

Существует версия, что пастель обязана своим названием от итальянскому слову pastello. Термином обозначали приём рисования, которым пользовались в Италии в 16 веке. Заключался он в том, чтобы использовать итальянский карандаш одновременно с сангиной. Сейчас пастель популярна в художественной среде, привлекает мастеров нежной текстурой, воздушностью, широким спектром цветовой гаммы.

Что это такое?

Пастель – это мягкие карандаши разных цветов, предназначенные для живописи. Преимущество этой краски в том, что её не надо разводить, она не имеет резкого запаха, совершенно не токсична. В живописи применяется несколько разновидностей пастели:

  • сухая;
  • восковая;
  • масляная;
  • акварельная;
  • кремниевая.

Сухая пастель – это чистый пигмент, смешанный с твёрдым связующим веществом. За счёт мела в составе изображение принимает матовую бархатистую текстуру. Выпускается в твёрдом и мягком виде. Яркость рисунка зависит от степени мягкости краски: твёрдая пастель – более тусклый рисунок, мягкая – более яркий. Цветовой спектр представлен большим количеством оттенков. Сухая пастель считается наиболее распространенной в использовании.

Изготавливается в виде мелков или пастельных карандашей. Легче, чем остальные виды, смешивается с разными цветами. Сухая пастель просто растушевывается на бумаге. В этом их разница с масляной, как, впрочем, и в некоторых других моментах. К примеру, если масляная пастель не пачкает всё вокруг, то сухая ложится на все рядом лежащие предметы. Работать с ней нужно очень аккуратно.

Пастель в сухом виде необходимо фиксировать, поскольку со временем краска начнет сыпаться. В художественных лавках продаются специальные фиксаторы в баллончиках. Для этих целей часто служит обычный лак для волос. Рисунок желательно хранить под стеклом или в папке под бумагой. Сухую пастель наносят только на бумагу, что отличает её от других разновидностей. При работе с твёрдыми мелками следует использовать грубую шершавую бумагу, чтобы краска легче ложилась. Наносить можно слоями.

Цвета сухого вида пастели легко смешиваются. Она может послужить для образования новых оттенков. Также, если раскрошить мелки, получившийся порошок можно добавлять в разные мягкие, густые или жидкие материалы, чтобы придать им цвета.

Хранить карски нужно в сухом месте при плюсовой температуре в 18-20 градусов. Избегать прямого излучения.

Состав

Сухая пастель состоит из пигмента, наполнителей и связующего вещества, в качестве которого могут выступить сахар, Часов-Ярская глина, трагант, гуммиарабик или другой водный клей. В массу добавляют различные белила для придания различных оттенков цветам. Если для разбавления цвета используются мел, тальк, гипс, то можно обойтись и без клеящего вещества, так как, примешиваясь к красящему порошку, они вяжут его. Степень твёрдости готовой пастели зависит от объёмов связующего вещества – чем его больше, тем твёрже мелки.

Сухая художественная пастель производится в двух видах: твёрдая и мягкая.

Твёрдая

Выпускается в виде мелков прямоугольной формы и пастельных карандашей. Использовать карандаши удобно, они не пачкают, а рисунок получается аккуратным. Но цветовой спектр не так широк, как у мелков. Твёрдые брусочки пастели можно точить, поскольку они не так легко крошатся. Обычно это делается наждачной бумагой.

Этот вид удобен для выполнения тонких чётких линий, контуров, мелких деталей, штришков. Но цвет получается не такой яркий, как у мягких мелков. Можно применять для создания эскизов, набросков, основы рисунка. Причем в этом плане лучше отдать предпочтение твёрдой пастели, нежели графитному карандашу.

Твердая пастель легче в использовании. Она подойдёт для детей и начинающих художников.

Мягкая

Выпускается в форме мелков округлой формы. Пользоваться ими сложнее, нежели твёрдыми, за счёт ломкости и сыпучести. В связи с этим их оборачивают в бумагу. Если мягкая пастель упадёт, она раскрошится на части, поэтому в обращении нужно действовать аккуратно и бережно.

Используется как профессиональный материал опытными художниками с выработанными навыками эксплуатации. Цветовой спектр самый широкий. Краска за счёт мягкости хорошо фиксируется на бумаге, а оттенки получаются яркими и насыщенными. Растушёвывается легко, фактура рисунка получается красивой и интересной. Мягкая пастель хорошо заполняет обширное пустое пространство на холсте. Этот тип сухой пастели отличается большей бархатистостью и воздушностью.

Чтобы воспрепятствовать случайному смешиванию цветов на бумаге и осыпанию, можно использовать специальный фиксатор или лак для волос. Лучше пользоваться специально предназначенным для этого веществом, чтобы не испортить цвет изображения и не образовать пятна. Работать можно одновременно с двумя видами сухой пастели.

Пастельные мелки выпускаются как поштучно, так и наборами для рисования в 12, 15, 18, 24, 36, 48, 60 и даже 120 цветов.

Лучшие марки

Рассмотрим наиболее популярные бренды.

Сонет

Эта отечественная фирма предлагает наборы красок в 8, 12, 36 и 48 цветов. Мелки округлой формы уложены в коробке в два яруса, что экономит место при переноске. Хрупкие; наносятся легко, имеют полутвёрдую структуру, не распыляются. Цена приемлемая.

Mungyo

Мягкие квадратные мелки. Имеются как привычные, так и специфические цвета. В первом случае наборы могут быть представлены 12, 24 и 48 цветами, во втором – 12 монохромных оттенков тёмных тонов. Также есть набор в 72 цвета. В составе краски высококачественные пигменты, способствующие устойчивости к свету. Цвета хорошо смешиваются, рисунок получается мягким и бархатистым.

Faber Castell

Наборы прямоугольных мелков выпускаются в количестве 24, 36 и 60 цветов. Фирма использует пигменты высокого качества, на каждом мелке указан уровень устойчивости к свету. Краска отлично ложится на любую бумагу: и гладкую, и с шероховатостями. Рисунок легко можно растушевать пальцами, кистью или другими приспособлениями. Подточенные концы можно использовать для выведения тонких линий, а плоскую широкую часть мелка для окрашивания больших участков рисунка. Готовую работу лучше фиксировать.

Читайте также:  Как развить внимательность у ребенка 6-8 лет?

Rembrandt

Профессиональный материал, подходящий как для опытных художников, так и для начинающих живописцев. Выпускаются мелки цилиндрической формы. В составе содержится китайский каолин и натуральные красители. Большое количество пигмента делает цвета насыщенными. Мелки неломкие, светостойкие, хорошо наносятся на бумагу различной фактуры. Всего в арсенале производителя 218 различных оттенков. Есть наборы в 15, 30, 45, 60, 90, 120, 150 цветов. Цена высокая.

Kon-i-noor

Чешская компания производит пастельные мелки округлой формы. Бренд популярен в среде живописцев. Связующие вещества и красители приобретаются фирмой у известных, зарекомендовавших себя на рынке производителей. Выпускаются наборы в 12, 24, 36, 48 цветов. Краски сочные, насыщенные. Цена приемлемая. Мелки мягкие, бумагу не царапают, краска наносится легко. Цвета можно смешивать.

Sennelier

Качественная пастель. Гладкая, приятная на ощупь. Ценится профессионалами. Выбор цветов очень широк – 525 тонов. Цена высокая.

Conte

Известный французский производитель. Мазки этой пастели получаются мягкими, бархатистыми. Краска хорошо наносится на материал. Подходит для написания больших картин. Цена средняя. Наборы удобны для переноски. В качестве уступает некоторым фирмам.

Прямоугольные пастельные мелки немецкой компании подходят как для профессиональной живописи, так и для любительской. Материал не крошится, цвета яркие, легко смешиваются друг с другом, что пользователям на руку, поскольку наборы выпускаются всего в 12 и 24 цвета. Цена высокая, но соответствует качеству.

Петербургская фирма выпускает сухую пастель цилиндрической формы. Всего производитель предлагает до 150 оттенков. Хорошо поддаётся растушёвке, удобна в использовании при окрашивании пальцами. Довольно привлекательная цена, но качество среднее, как самого материала, так и упаковки. Мелки легко ломаются.

Schmincke

Сухая мягкая пастель «экстра» немецкого производителя. Изготавливается брусочками округлой формы. Количество связующего вещества минимально, пигменты не токсичны. Можно использовать в разных техниках. Допускается нанесение на масло и акрил. Необходимо использование фиксаторов. Цветовая палитра – до 400 различных оттенков. Цена высокая.

Отзывы

Положительно покупатели отзываются, безусловно, о тех фирмах, что зарекомендовали себя хорошим качеством. Высокую оценку получила пастель Rembrandt. Среди минусов отмечается лишь дороговизна и труднодоступность. Производитель красок Faber Castell также привлекателен для покупателей. Среди недостатков выделяется размер мелков – слишком маленькие.

Положительные отзывы также получили краски Mungyo, Сонет, Schmincke, Lyra, Sennelier. В отрицательных характеристиках пользователей пастели других марок говорится в основном о ломкости мелков, неудобстве хранения, переноски и нанесения на бумагу, а также способности пастели запачкать всё вокруг.

Как выбрать?

Дилемма выбора обычно упирается в вопрос качества или бюджета. Поэтому выбирается пастель, исходя из финансовых возможностей и доступности продукта. Начинающим неопытным художникам-любителям или студентам художественных факультетов можно на первых порах остановить свой выбор на менее дорогих материалах. Профессионалы привыкли к качественным краскам, которые обычно влетают в копеечку.

Твёрдая сухая пастель, как правило, приобретается для прорисовки тонких чётких линий, мелких деталей. Основу рисунка лучше выполнять пастельным карандашом. Для подтачивания мелков используется обычно наждачная бумага.

Мягкую пастель выбирают для создания насыщенного фона, закрашивания деталей рисунка. Если планируете смешивать цвета для получения нового, подойдут мягкие мелки. Качественная мягкая пастель будет хорошо ложиться на бумагу, не ломаясь и сильно не крошась. Такие мелки хорошо подойдут для окрашивания фоамирана.

Независимо от вида сухой пастели, лучше использовать шероховатую бумагу, чтобы краска легче наносилась и не опадала. Но не сильно грубую, чтобы при нанесении краски пальцами, не чувствовать дискомфорт.

При покупке набора нужно внимательно ознакомиться со свойствами мелков и цветовой гаммой. Выпускаются наборы цветовой палитры для определенных целей, это указывается на упаковке: портрет, пейзаж, ассорти.

Также старайтесь выбирать марку в хорошей упаковке, которая в скором времени не сильно истреплется. Качественная коробка для хранения позволит сохранить мелки в целости при переноске или во время путешествий.

Бренды пастели, из которых можно выбрать подходящую краску, указаны выше. Помимо самих мелков рекомендуется приобрести для работы также растушевочные инструменты, наждачную бумагу, фиксатив, муштабель. Выполнять рисунки можно на холсте, почтовой бумаге, пастельной бумаге, картоне.

Насчёт пастели, как материала для рисования, взгляды профессионалов и любителей расходятся. Одни обожают работу с пастельными мелками, другие же испытывают неприязнь к их составу и дискомфорт при нанесении на бумагу.

Сколько людей – столько и мнений. Поэтому выбор: чем творить шедевры, определяется лишь вашими предпочтениями.

В следующем видео художник Виктория Полина тестирует марки сухой пастели со всего мира.

Сухая пастель. Обзор материалов

Я хочу рассказать о своем любимом художественном материале — сухой пастели, и всем, что ее касается. Итак, вы решили, рисовать пастелью, в первую очередь будьте готовы к тому, что обратной дороги уже не будет, вы не сможете просто так с ней порвать, убрать её в шкафчик и забыть про неё. Пастельная пыль на вашем ноутбуке, грязная мышка, руки и все что было рядом, просто не дадут вам этого сделать. Пастель влюбляет в себя сильно и навсегда, но если вас это не пугает, а даже наоборот то, как говорится, вперёд!

История пастели

В качестве самостоятельного живописного средства пастель получила широкое распространение в 18 веке. Мастера пастели 16-17 веков работали в традициях чистого рисунка. Сама мягкая пастель была изобретена в начале 16 века заурядным французским художником Жаном Паррелем для быстрых зарисовок военной компании Людовика Х11 в Северной Италии. Новый сухой художественный материал был высоко оценен Леонардо да Винчи (1452-1519), который использовал пастель для набросков. Современные художники, работающие в этой технике, имеют гораздо более богатую цветовую палитру. Метод рисования, популярный в 17-18 веках, базировался на «технике трех мелков», включающий использование черного мела, сангины (красного мела) и белил, которыми работали на тонированной основе. Портреты и наброски, традиционно исполняемые этими тремя мелками, постепенно стали дополняться пастелью. Около 1665 года французский художник Шарль Лебрен написал пастелью торжественный портрет Людовика Х!V, скрепив тем самым новое художественное средство печатью королевского благоволения.

Читайте также:  Фреска из песка – лучшее воплощение в жизнь своих фантазий

Первым мастером, работающим исключительно в технике пастели, стала знаменитая венецианская художница Розальба Каррьера (1675-1758). Перейдя от раскрашивания табакерок к созданию пастельных портретов, она стала очень популярной в Италии и Франции. Пастельные портреты знатных дам в ее исполнении отличались удивительной утонченностью. Художница им ела огромный успех и получала заказы на портреты пастелью со всей Европы. Только в 1720 году, приехав в Париж, она создала за год, как считается, не менее пятидесяти портретов. К тому времени в Париже стараниям и французского художника Жозефа Вивиана (1657-1735) пастель была утверждена в качестве художественного средства для создания портретов, но именно Розальба Каррьера оказала влияние на развитие портретного жанра в этой технике. Слава художницы не утихла даже много лет спустя после ее смерти. В результате к 1780 году в Париже работало уже более 2500 художников-пастелистов. Позже пастель стала излюбленным материалом в руках многих художников — Буше, Левитан, Дега, Бенуа, Серебрякова.

Бумага для пастели

Сегодня выбор материалов для пастели огромен, я постараюсь рассказать о тех, которые облегчают работу с этим материалом и позволяют расширить возможности техники. И начну я, пожалуй, с бумаги. Ее видов очень много, но здесь я напишу только о той, которую уже использовала в своих работах. Как правило, в качестве основы под пастель берут высококачественную тонированную бумагу с фактурной поверхностью, для того, чтобы иметь возможность наносить несколько слоев пастели. Наиболее распространенные марки — Canson Mi-Teintes, Fabriano Tiziano и Lana Colours. Бумага этих трек марок примерно похожа друг на друга, имеет ярко выраженную структуру: сетки, полосы или соты, что дает очень интересные эффекты, её вес от 130 до 160 g/m 2. Кроме всего, бумага Canson имеет обратную гладкую сторону, что позволяет писать на ней в жанре анималистика.

Следующий вид бумаги — бумага c мелким зерном, наждачная (по металлу с зернистостью 600 и 800), Pastelmat от Clairefontaine, Canson Mi-Teintes Touch и Uart. Вес этой бумаги 360 g/m 2. На такой бумаге легко добиться фактурных мазков, красивого смешивания цвета, а также проработки мелких деталей, например шерсти животных. Правда, расход пастели на ней увеличивается и при сильном усердии стирается кожа на подушечках пальцев.

Ну и последний вид бумаги — это Velour от Hahnemuhle (вес 260 g/m2). Это велюровая бумага с длинным ворсом и приятной бархатной поверхностью. Кстати в старину для рисования пастелью как раз использовали некоторые виды шелка, бархат и даже кожу. На эту бумагу хорошо ложится только мягкая и экстра мягкая пастель и она выдерживает очень много слоев и впоследствии пастель с рисунка практически не осыпается.
Вообще пастель очень интересный материал, и им можно рисовать практически на любой поверхности, и добиваться интересных результатов: на картоне, обычной бумаге, коже, бархате и даже асфальте.

Виды пастели

Сразу хочу сказать, что я расскажу только о тех марках пастели, которые пробовала я, и мое мнение на их счет сугубо личное. Пастельный мелок бывает цилиндрической или прямоугольной формы, диаметром обычно 1 см и длиной 9 см или 4,5 см (половинка). Если потереть мелком об основу, то на ней останется слой красочной пыли, которая проникает между волокнами бумаги. Пастельные краски укрывистые, непрозрачные, и их можно смешивать прямо на бумаге, накладывая один тон на другой. Ими можно писать светлым по темному и наоборот. Но главной особенностью пастели является легкость, с которой она растушевывается (обычно пальцем), что позволяет создавать тончайшую игру света и тени. Известные фирмы предлагают широкий ассортимент наборов пастельных мелков, различающихся количеством цветов и оформлением: от картонных коробок с 12 цветами до роскошных наборов в 400 цветов. Также сухая пастель бывает нескольких видов: твердая (hard) и полутвердая (semihard), я использую марку Koh-i-noor, мягкая (soft) — у меня это Rembrandt и Great American, экстра мягкая (extra soft) — Schmincke, ультрамягкая (ultrasoft) и ручной работы (hand made).

Твердая пастель, как правило, выпускается в прямоугольных брусочках, я использую её для предварительного рисунка, подмалевка или когда необходимо провести тонкую линию или штрих, ее ровный край, как раз позволяет это сделать. Из тех, что пробовала я, Derwent более твердая, чем Koh-i-noor. Мягкая пастель — это основная пастель для работы, так как она превосходно растушевывается и позволяет добиться любого задуманного эффекта. У меня это набор 120 цветов Rembrandt и 48 цветов Koh-i-noor. Конечно же цветов всегда не хватает, и я постоянно докупаю отдельные мелки, определенных оттенков. Из последних удачных приобретений — это пастель Remrandt dark colours 15 темных оттенков и 2 набора Koh-i-noor по 12 цветов — серые и земляные тона.

Экстра мягкая пастель обычно служит для финальных ярких штрихов или бликов, так как ее структура перекрывает любой слой пастели. Но также, мне нравится делать ею основной фон картин, он получается идеально ровный, с красивыми мягкими переходами. А также белый мелок экстра мягкой пастели Schmincke является самым белым. Как видно на фото — это тест четырех белых мелков на одном, двух и трех слоях пастели. Первый — это Koh-i-noor soft, второй — Rembrandt, третий -— Koh-inoor extra soft и последний четвертый как раз Schmincke. Он идеален для заключительных бликов.

И отдельно хотелось бы упомянуть еще несколько видов пастели. Pan pastel — эта пастель чем-то напоминает косметические румяна, она упакована в прозрачные круглые баночки и наносится специальными поролоновыми спонжами. Её очень часто используют в портретах и при создании фона.

Читайте также:  Поучительные сказки для детей, рекомендуемые психологами

Блестящая пастель и блестящие мелки фирм Great American и Townsend Terrages, которые тоже можно добавлять в работы, особенно красиво они смотрятся на песке, море и насекомых. Ниже как раз одна из моих работ, где в качестве фона использована Pan Pastel, а блестящими мелками сделаны блики на крыльях шмеля.

Пастельные карандаши

Пастельные карандаши больше используются для реализма в пастели. Это карандаши, грифель которых имеет ту же текстуру, что и пастельные мелки. У них нет четкого разделения по мягкости, но тем не менее они все разные.

DERWENT PASTEL PENCILS — на сегодняшний день это мои любимые карандаши. Они достаточно твердые, что позволяет прорисовывать ими шерсть животных или тонкие линии, у них большая цветовая палитра и ими также прекрасно делать первый подмалевочный слой. Отдельно хотела бы выделить Derwent tinted charcoal pencils — это набор из 24 цветных угольных карандашей, которые я также часто использую в работе, так как уголь более мягкий и позволяет наложить штрихи на уже имеющийся рисунок. Также я использую пастельные карандаши Koh-i-noor hardmuth “Gioconda” soft pastel — мне они нравятся своей мягкостью и яркими насыщенными цветами. И последнее мое приобретение — это карандаши Stabilo. У них также очень мягкая текстура, но зато очень богатая цветовая палитра.

Наборы пастельных карандашей не отличаются разнообразием цветовой палитры, максимальный набор 84 карандаша есть только у швейцарской фирмы Caran D`ache. Но тем не менее, у разных производителей количество карандашей определенных оттенков и сами оттенки отличаются. Также всегда можно докупить отдельно необходимый цвет, так как смешивать пастельные карандаши нежелательно. И в заключении хотела бы рассказать о самом черном угольном карандаше LYRA Rembrandt и самом белом угольном карандаше марки Generals. Он позволяет сделать идеально белый блик на рисунке. Ниже на фото как раз тест белых и черных карандашей на одном, двух и трех слоях пастели. Белые карандаши, слева направо: Derwent pastel pencil, Derwent charcoal pencil, Koh-i-noor pastel pencil, Cretacolor pastel pencil, Faber-Castell pastel pencil, Stabilo pastel pensil и General`s charcoal pencil. Черные карандаши, слева направо: Koh-i-noor pastel pencil, Derwent charcoal pencil dark, Koh-i-noor charcoal pencil, Stabilo pastel pencil и Lyra Rembrandt.

Дополнительные материалы, хранение пастельных рисунков и маленький секрет

Здесь я хотела бы рассказать о материалах, использование которых, существенно облегчит вам работу с пастелью.

1. Это всевозможные клячки и ластики, они необходимы для удаления ошибок, а иногда и для растушевки пастельного слоя.

2. Растушевки для пастели бывают бумажные (разной толщины) и резиновые, они просто необходимы для мелких деталей, когда палец оказывается слишком велик.

3. Держатель для пастели и пастельного карандаша — вещь, не первой необходимости, но когда у вас заканчивается карандаш или мелок, а картину нужно срочно доделать то без него не обойтись.

4. Наждачная бумага — для заточки мелка.

5. Точилка KW-trio30 Fa — идеальна для пастельных карандашей, позволяет затачивать их очень остро.

Как я уже говорила выше, пастель довольно сыпучий материал, и к хранению пастельных рисунков нужно относиться очень тщательно, если вы не хотите, чтобы ваш рисунок был испорчен. Я не пользуюсь фиксативами для закрепления своих работ, так они часто затемняют картины, а предпочитаю хранить рисунки в наборах с калькой (они бывают формата А4 и А3), это позволяет не бояться того, что рисунок будет испорчен. А в идеале, конечно, прежде чем рисовать пастелью, нужно определиться с размером картины, и подобрать недорогую рамку с паспорту в Икеа, и тогда точно ваш рисунок останется в первоначальном виде.

Ну и в заключении хочу рассказать о небольшом секретике. При использовании пастельных мелков в работе они сильно пачкаются, так как работаете вы руками и разными цветами. Так вот, легко и просто очистить ваши мелки и привести их в первоначальный вид поможет обычная манка. Все что вам нужно это взять небольшой контейнер с плотно закрывающейся крышкой, насыпать в него манку, положить мелки (желательно одного тона и начинать со светлых), плотно закрыть крышку, потрясти в течение минуты и все! Ваши мелки снова чистенькие и готовы к работе.
Как говорил Эйнштейн: “Творчество заразительно. Распространяйте его!”. Я надеюсь, что мой обзор заинтересует вас, и вы обязательно захотите попробовать волшебный материал — пастель!

Введение в традиционные материалы: сухая пастель

В этом руководстве я представлю вам сухую пастель – что это и как её использовать, – показав вам путь к ярким и красочным работам, которые никогда не потускнеют, и которые можно выполнять дома или на улице.

Почему пастель?

Должна признать, что пастель – мой самый любимый материал. Яркость огромного количества цветов невероятно, а детальность результатов всегда удивляет. Вам понадобятся только лист бумаги и пастель, никаких других материалов. Вы можете быстро нарисовать рисунок дома или на улице, и вам не нужно будет ждать, пока он высохнет.

Для меня рисование пастелью – это применение ряда тонкостей, и я учитываю множество нюансов:

  • Разные оттенки пастельных мелков и карандашей, с которыми я работаю
  • Цвет бумаги или картона, который я выбрала (нужен ли мне блеск, просвечивающийся сквозь рисунок, или нет?)
  • Цвета, которые я уже применила, и какого эффекта я могу добиться, если наложу поверх другие цвета
  • Как растушёвка пальцем изменит рисунок
  • Достаточно ли у меня храбрости не размазать чистые штрихи

Чем не является сухая пастель

Мелом

Пастель – не то, чем учителя рисуют на доске, или дети рисуют на асфальте. Мел состоит из карбоната кальция, в который добавлено немного цвета, и он обычно очень бледный и достаточно твёрдый.

Читайте также:  Двусторонний детский мольберт: какой выбрать?

Масляной пастелью

Как и сухая пастель, масляная пастель состоит из чистого пигмента, но масляная пастель смешана с невысыхающим маслом и восковым веществом и может использоваться со скипидаром для образования пасты.

1. Пастель

Пастельные мелки

Пастель – это чистый пудрообразный пигмент, смешанный с небольшим количеством связующего вещества. Он делает пастель мягче мела и более практичным. Цвет пастели варьируется от мягких оттенков до очень ярких и прекрасно подходит для создания больших или маленьких картин дома или на улице.

Некоторые виды пастельных мелков твёрже других, и мне кажется, что между ними нет большой разницы. Я использую оба вида для покрытия больших областей и для деталей – один вид более рассыпчатый, чем другой. Вот цвета, которыми я пользуюсь.

Есть также две формы пастельных мелков – круглые и квадратные. Я пользуюсь обеими – для больших областей и для деталей. Мне нравится задействовать разные формы штрихов, которые получаются. Ниже вы увидите фрагмент большой картины, на которой изображён кусочек шерсти воющего волка. Вы можете заметить разнообразие штрихов, где я использовала и круглые, и квадратные мелки, но я специально использую край квадратных мелков для придания шерсти матовости.

Подсказка

Когда начинаете рисовать, не делайте эскиз карандашом, т.к. пастель не очень хорошо его покрывает. Используйте пастельный карандаш или, в отсутствие такого, – карандаш конте, уголь или, конечно, пастельный мелок.

Что нужно купить?

Вы можете купить упаковки пастельных мелков разных цветов. Inscribe предлагает хороший набор для начинающих, но лучше взять 48 цветов, т.к. в наборе есть разные оттенки, и цена очень приемлемая. Однако, пастель достаточно твёрдая, немного зернистая и ею бывает сложно делать лёгкие штрихи. Постарайтесь избегать наборов с множеством ярких цветов, т.к. в работе вы сочтёте их ограничивающими.

С пастельными мелками фирмы Sennelier рисовать – одно удовольствие. Они такие гладкие на ощупь и выбор цветов в стартовых наборах отличный. Вы можете купить коробки с мелками специально для ландшафта, полутонов и тёмных тонов. У них даже есть забавные мелки металлического и радужного цветов. Однако, они дороже, чем Inscribe.

На фотографии с квадратными мелками вы можете увидеть, что я ношу их в маленькой коробке для инструментов. Я срезала прокладку из пенопласта, чтобы мелки подошли. Таким образом, я могу хранить их в небольшом пространстве и брать с собой, когда рисую вне дома. Картонные коробки, в которых они продаются, разваливаются через некоторое время, и мелки просто выпадают из них, когда вы держите коробку под неправильным углом.

Пастельные карандаши

Как я сказала ранее, я люблю пастельные мелки, но пастельные карандаши я люблю больше всего. С ними я могу добиться потрясающей детальности, и они прекрасно ложатся поверх мелков. У них точно такая же пигментная основа, обрамлённая деревом, что делает их менее пачкающими. Однако, я считаю, что пастельные карандаши нужно использовать с пастельными мелками, которые я использую для фона и больших областей.

Это глаз гепарда (снова фрагмент большой картины). В основе я использовала круглые пастельные мелки, а для шерсти и деталей – пастельные карандаши. Пастельные карандаши можно использовать как для покрытия цветом, так и для растушёвки.

Единственная проблема с ними – в их заточке, т.к. это нужно делать осторожно. Я использую точилку или, в случае с квадратным кончиком, очень острый нож с маленьким лезвием, которым точу с осторожностью.

Что нужно купить?

Есть большое количество хороших марок: Derwent, Faber Castell Pitt, или Stabilo. Покупайте тот набор, в котором есть тона и оттенки одного и того же цвета в наборе – наборы из 24 или более. Derwent кажется мне лучшим вариантом, где есть широчайший выбор цветов, но я не беспристрастна, т.к. использую их больше всего.

Если вы не уверены насчёт пастельных карандашей, можете легко купить их в отдельности, чтобы узнать, понравятся они вам или нет.

Я также использую пенал для карандашей (вы можете увидеть его выше). Он сохраняет их в целости, держит их вместе и позволяет легко переносить большое количество карандашей.

2. Дополнительные инструменты

Знаю, что ранее я сказала, что вам нужна только бумага и пастель для начала, но вот ещё несколько инструментов, которые помогают мне в работе.

Лак для волос/фиксатор

Я использую лак для волос вместо фиксатора, т.к. фиксатор невероятно дорогой, а лак для волос делает такую же работу. После того, как я наложила первоначальные цвета, я использую лак для их фиксации и затем рисую поверх него. Либо использую лак для исправления ошибок.

Песчаная структура лака (поэкспериментируйте с разными видами, чтобы найти нужный) позволяет создать текстурную основу для продолжения рисования. Однако, и лак, и фиксатор изменяют цвета пастели, делая их темнее. В результате я никогда не фиксирую рисунки по завершению. В Разделе 5 (Хранение и транспортировка) я расскажу об этом.

Муштабель

Для меня он незаменим. Замшевый шарик на конце мягкий, но не расплющивается, а размеры палки бывают разные, что удобно. Я кладу его поперёк своей работы справа, шарик находится на бумаге, а другой конец удерживаю в левой руке. Затем я опираюсь правой рукой на палку во время рисования. Таким образом я не смазываю работу.

Растушёвывающие стержни

Я использую их вместо пальцев для растушёвки и рисования. Разные размеры и кончики позволяют добиваться высокой детальности в работе. Они особенно хороши для шерсти, волос и травы.

Читайте также:  Рост и вес ребенка в 2 года 11 месяцев

Наждачная бумага

Это для удаления ошибочных областей, почти как ластик. С помощью наждачки можно восстановить места, которые становится сложно перерисовать – такое иногда случается, когда вы перегружаете часть рисунка, сделав пастель слишком плотной.

Трафарет

Вы помещаете его на рисунок и рисуете пастелью в отверстиях, оставляя формы на картине (ниже). Надо признать, я не так часть им пользуюсь.

Что нужно купить?

Если вы не знаете, что купить сначала, я рекомендую взять лак для волос сильной фиксации, муштабель и растушёвывающие стержни. Всё остальное полезно, но вы можете обойтись без них.

3. Рабочие поверхности: бумага, картон и другие варианты

Какую бы вы поверхность ни выбрали, вам всегда понадобится текстурная бумага – гладкая не возьмёт пастель.

Ниже представлен маленький набор бумаги и картона, который вы можете использовать.

Пастельная бумага

Пастельную бумагу около 160 г/м можно найти в скетчбуках или отдельно. В скетчбуке обычно около шести цветов. Они бывают разных размеров, в зависимости от предпочтений и цветов.

Бумага Pastelmat

Работать с ней одно удовольствие. Она от Clairefontaine, и на ощупь напоминает бугристую пробку. Вам вряд ли понадобится фиксатор (в моём случае – лак для волос). Однако, её размеры не очень большие, как для меня – мне нравится работать на большой бумаге.

Mountboard

Это то, на чём я предпочитаю работать. В нём достаточно текстуры и в то же время он плотный, и его сложно смять или согнуть. Листы также могут быть А1 (594 х 841 мм), что позволяет мне работать на большом пространстве и затем при необходимости вырезать мою картину. Цветов очень много и есть тёмные оттенки, которые мне нравятся, но также достаточно и более бледных и сдержанных оттенков.

Почтовая и крафт-бумага или картон

Любая бумага с текстурой подойдёт. Как вы могли заметить, у меня есть даже картон с блеском – просто чтобы посмотреть, какой эффект получится.

Наждачная бумага

Верьте или нет, но наждачную бумагу тоже можно использовать. Есть разные степени зернистости, но я рекомендую очень мелкую или ультра мелкую, т.к. более грубая текстура съест пастель.

Цвет выбранной вами бумаги действительно влияет на рисунок. Т.к. бумага текстурная, пастель лежит на поверхности, позволяя бумаге просвечиваться. Это повлияет на цвета пастели и общую атмосферу работы. Как вы можете видеть ниже, где я отметила кружком на очень приблизительном эскизе пляжа, просвечивается бледно-голубая бумага.

Вынуждена признать, мне нравится драматизм, поэтому старайтесь избегать более бледных цветов (не как выше) и двигайтесь к тёмно-серому, синему и, в крайнем случае, чёрному. Эти оттенки позволяют пастели оживать, позволяя создавать убедительные картины из самых бледных цветов. Вы также можете использовать яркие цвета, и есть множество художников, предпочитающих использовать их. Выбор за вами.

Что нужно купить?

Вы можете купить пастельную бумагу в формате скетчбука. Постарайтесь найти те, где есть промокашки между страницами, защищающие работы. Тем не менее, если вы покупаете в интернете, будьте осторожны, т.к. они не всегда показывают, какие цвета включены. Winsor & Newton и Derwent – прекрасный выбор самой простой бумаги. Но если вы не против потратить чуть больше, я очень рекомендую бумагу Clairefontaine.

Mountboard продаётся отдельными листами, в разных размерах и цветах.

Опять же, можете поискать поблизости любую текстурную почтовую бумагу или экстра мелкую наждачку – они тоже прекрасно подойдут.

4. На чём рисовать

Вам нужно найти поддержку во время рисования, которая подходит вам.

Столешница

Вы можете легко работать на столешнице. Просто накройте её газетой, т.к. пастельная пыль разлетается повсюду и почему-то становится тёмно-серой вне зависимости от своего цвета. Вы будете сдувать с картины пыль, и она будет оседать повсюду.

Мольберт

Во время работы я предпочитаю стоять, и когда я рисую на mountboard, я использую мольберт. Я прикрепляю большой кусок древесно-волокнистой плиты (вы можете использовать любой вид несгибающегося древесного материала) к мольберту и затем закрепляю картину на месте при помощи больших зажимов. Таким образом, пастельная пыль будет падать в углубление внизу мольберта и не будет разлетаться. Доска достаточно большая для меня, чтобы я могла опираться на муштабель, не касаясь работы.

Стена

Как я сказала ранее, я предпочитаю стоять во время работы, и когда я работаю на бумаге или маленьком куске mountboard, я обычно прикрепляю его маскировочной лентой к стене. Однако, как видите, стена становится грязной.

5. Хранение и транспортировка

Т.к. я никогда не фиксирую законченные работы, мне нужно защитить их при хранении или транспортировке. Решение очень простое.

Я использую высококачественную гладкую кальку и заворачиваю картины, как подарок. Все складки и маскировочная лента должны быть на задней стороне картины, позволяя мне чётко видеть саму картину спереди (так её проще найти). Таким образом я складываю картины на полки, в шкафы, помещаю в портфолио или безопасно отвожу багетному мастеру.

6. Обрамление

Оформить в рамку пастельную картину не так просто, как другие картины.

Всегда оформляйте пастель под стекло. Таким образом, никто не сможет потрогать вашу работу липкими пальцами и смазать её, и ей не страшна будет пыль.

Даже если вы хотите доработать картину после окончания, пастельная пыль опадёт и будет собираться в уголках вашей рамы (ниже), придав ей грязный вид.

Для решения этой проблемы багетный мастер должен создать маленький зазор между картиной и рамкой, позволяя пыли оседать между (ниже). Как видите, пыль почти не видна. Однако, не все багетные мастера знают об этом методе, поэтому вам нужно будет спросить своего мастера и, если нужно, рассказать, что вам нужно.

Читайте также:  Рост и вес ребенка в 2 года 6 месяцев

Заключение

С пастелью очень приятно работать, и вы увидите результаты почти мгновенно. Поэкспериментируйте с пастельными мелками и пастельными карандашами, их принадлежностями и разными досками и бумагой, чтобы найти наилучший для себя вариант. Хотя пастель достаточно грязный материал, она легко отмывается мылом и водой (включая одежду и пол).

Пастель очень легко переносить, с ней идеально работать на улице, и она быстро покрывает большие области. Её также легко достать. Почти во всех художественных магазинах есть пастель, и вы также можете приобрести богатый выбор цветов онлайн.

Как рисовать сухой пастелью

Как рисовать пастелью: сухая пастель

В этом уроке я познакомлю вас с пастельными мелками; расскажу, что они собой представляют и как ими пользоваться. Вы откроете для себя новое направление в создании ярких и красочных работ, которые не теряют своих качеств и которые можно рисовать как дома, так и вне его.

Почему именно пастель?

Должна признать, что пастель – мой абсолютный фаворит среди всех способов рисования. Динамика невероятного разнообразия цветов потрясает воображение, а детализация иногда поражает. Для работы вам нужны всего лишь лист бумаги и пастель – больше ничего. Вы можете быстро получить готовый рисунок дома или вне стен, и вам не придется ждать, когда он подсохнет.

Для меня рисование пастелью – что-то вроде осознанного выбора преимущества тонкостей, и под этим я подразумеваю:

— разные оттенки пастельных мелков и карандашей, с которыми я работаю;

— цвет бумаги или картона, которые я использую (должны ли они блестеть под моим рисунком или нет?);

— цвета, которые я уже использовала и тот эффект, который появляется при нанесении на них новых цветов;

— как растушевка пальцем может изменить рисунок;

Получить 10 бесплатных видео-уроков

Десять бесплатных видео-уроков от школы рисования Kalacheva School доступны сразу после регистрации.

— хватит ли мне духа оставить четкие линии нерастушеванными.

Чем не являются пастельные мелки

Пастель – не то, чем учителя пишут на классной доске и не то, чем дети рисуют на асфальте. Мел изготавливают из карбонатной извести и смешивают с красителем, и обычно он слишком блеклый и достаточно твердый.

Масляная пастель

Как и пастельные мелки, масляную пастель делают полностью из пигмента, однако масляную пастель смешивают с невысыхающей масляной субстанцией и восковым связующим веществом. Ее можно использовать вместе со смолой, чтобы приготовить пасту.

1. Пастель

Пастель – это чистый пудрообразный пигмент, смешанный с небольшим количеством связующего вещества. Это и делает их мягче мела, а область применения более универсальной. Они отличаются по цвету от спокойных тонов до очень ярких и являются прекрасным инструментом для создания больших и маленьких картин в любых условиях.

Некоторая пастель тверже, чем обычно, и мне кажется, что между ними небольшая разница. Я пользуюсь и теми, и другими как для масштабного рисования, так и для создания деталей – правда, некоторые виды более хрупкие. Я чувствую разницу только в цвете.

Пастель выпускают круглой и квадратной формы. Опять же, я пользуюсь и теми, и другими мелками как для масштаба, так и для деталей. Тем не менее, у каждого из видов есть свои преимущества – они дают разные типы штрихов. Внизу вы можете увидеть фрагмент картины с шерстью воющего волка. Вы видите разные штрихи и те места, где я пользовалась круглыми и квадратными мелками, но я сознательно наносила штрихи краем квадратного мелка, чтобы придать шерсти эффект спутанности.

Совет

Когда вы начинаете рисовать, не намечайте основу графитным карандашом, так как на него плохо ложится мелок. Пользуйтесь пастельным карандашом или, если у вас его нет, карандашом конте, углём или, наконец, самой пастелью.

Какие мелки выбрать?

Вы можете купить коробку пастелей с разными цветами. Компания Inscribe предлагает неплохой набор для начинающих, 48 цветов с различными оттенками по разумной цене. Однако их мелки довольно твёрдые, немного размазывающиеся; ими сложно рисовать тонкие линии. Избегайте наборов, в которых много ярких цветов, так как при рисовании вы поймете, что такое «разнообразие» слишком ограничивает.

Мелки фирмы Sennelier – это идеальный инструмент для работы. Они гладкие на ощупь, а выбор цветов в наборах для начинающих великолепен. Можно выбрать набор специально для пейзажей, с преобладанием средних и темных тонов, а также металлик и радужные цвета. Однако мелки этой фирмы дороже.

На фотографии вы видите квадратные мелки, которые я ношу с собой в маленькой коробке для инструментов. Я сняла с них пленку, чтобы можно было сложить их. Это помогло мне сэкономить пространство и носить их с собой, когда я работаю на природе. Картонная упаковка, в которой они продаются, быстро теряет форму через некоторое время, а мелки выпадают, если держать коробку с неправильной стороны.

Пастельные карандаши

Как я сказала ранее, я люблю пастель, однако пастельные карандаши я предпочитаю другим инструментам. Мне нравится изумительная детализация, выполненная с их помощью, и ее легко воспроизвести самой поверхностью карандашей. В состав стержней входит тот же самый пигмент-основа. Единственное различие – стержень изолирован древесиной, и это помогает избежать лишних пятен. Тем не менее, я считаю, что пастельные карандаши нужно использовать вместе с пастельными мелками, которые удобны для рисования фона и больших поверхностей. Тем не менее, я считаю, что пастельные карандаши нужно использовать вместе с пастельными мелками, которые удобны для рисования фона и больших площадей в принципе.

Это глаз гепарда (опять фрагмент более крупной картины). Для основы я использовала круглые мелки, для прорисовки шерсти и деталей – пастельные карандаши. Пастельные карандаши также можно использовать для эффекта растушевки.

Читайте также:  Раскрываем таланты ребенка

Единственная проблема с карандашами – их затачивание; единственный способ – быть очень аккуратными в процессе. Я использую точилку, а если мне нужен квадратный стержень, подойдет очень острый нож с маленьким лезвием.

Что выбрать?

Есть несколько хороших марок: Derwent, Faber Castell Pitt и Stabilo. Обращайте внимание на наборы с оттенками одних цветов – 24 и больше. Derwent, по отзывам, лучшие, и у них больше всего оттенков чистых цветов, но я не могу судить объективно, так как я чаще всего использую именно их.

Если вы сомневаетесь при выборе пастельных карандашей, вы можете покупать их отдельно, чтобы проверить, нужны ли они вам.

Я также заворачиваю мои карандаши в специальный пенал (см. фото выше). Это обеспечивает их сохранность, фиксацию положения и позволяет переносить большое количество карандашей одновременно.

2. Дополнительные инструменты

Я уже упоминала о том, что для начала работы вам понадобятся бумага и пастель, но существуют также другие инструменты, которые помогают мне в работе.

Лак для волос / Фиксатив

Я использую лак для волос вместо фиксатива, т.к. фиксатив слишком дорогой, а лак для волос справляется не хуже. После того, как я нанесу основные цвета, я могу зафиксировать их, а также в том случает, если я где-то ошиблась.

Песчанистость лака для волос (зависит от разных видов) позволяет продолжать рисунок благодаря своей текстуре. Однако, как лак для волос, так и фиксатив изменяют цвет рисунка, делая его темнее. В результате, я перестала фиксировать свои рисунки до того, как закончу их. Я подробно расскажу об этом ниже.

Муштабель
На мой взгляд, он просто необходим. Замшевая ткань на конце палки не слишком мягкая, а сама палка бывает разных размеров, что довольно удобно. Во время работы я кладу его справа, тканью на бумагу, придерживая второй конец левой рукой. Поэтому моя правая рука находится на палке во время рисования, и это препятствует лишнему размазыванию рисунка.

Растушевочные палочки
Я использую их, так же, как и собственные пальцы, для размазывания и рисования пастелью. Разные размеры и ширина основания помогают соблюдать детализацию в работе. Особенно они хороши при рисовании шерсти, волос и травы.

Наждачная бумага
Она необходима в те моменты, когда я хочу внести исправления – практически как ластик. Можно также удалить слой, который считаете лишним – такое случается, когда вы зарисовываетесь и добавляете лишнее, уплотняя слой пастели.

Трафарет
Вы можете положить его на рисунок и использовать его прорези для создания дополнительных фигур (ниже). Должна признаться, я редко его использую.

Что вам понадобится?
Если вы не уверены, что вам понадобится в первую очередь, я могу порекомендовать вам лак для волос, муштабель и растушевочные палочки. Все остальные инструменты тоже полезны, но вы можете обойтись и без них.

3. Рабочие поверхности: бумага, картон и другое

Вне зависимости от того, на какой поверхностью вы решите работать, необходимо, чтобы она обладала некоторой текстурой – что-либо гладкое не подойдет.

Ниже можно посмотреть возможные варианты бумаги и картона.

Пастельная бумага
Почти 160гр пастельная бумага встречается повсеместно в скетчбуках и отдельно. В скетчбуке обычно шесть цветов такой бумаги. Они отличаются по цвету и размеру, в зависимости от ваших предпочтений.

Pastelmat
С ней интересно работать. Она производства Clairefontaine и на ощупь напоминает пробку. Для нее вам вряд ли понадобится фиксатив (в моем случае – лак для волос). Однако ее размеры довольно ограничены, на мой взгляд, так как листы недостаточно большие, а мне нравится работать масштабно.

Холст
Я предпочитаю работать именно с ним. Он обладает достаточной текстурой для сохранения рисунка и достаточно жесткий, не гнется. Листы могут быть размера А1 (594 x 841 мм, 23.4 x 33.1″); это позволяет мне работать в масштабе и при необходимости быстро заканчивать рисунок. Цвета бумаги разнообразны, и я могу выбрать более тёмные оттенки; есть также более бледные.

Почтовая бумага и крафт-бумага (картон)
Так как они обладают достаточной текстурой, можете использовать их. Как показано выше, у меня даже есть блестящий картон – хочу посмотреть, какой от него будет эффект.

Наждачная бумага
Сложно поверить, но ее тоже можно использовать. У ее бывает разная зернистость, начиная с самой грубой, но я советую выбирать наименее зернистую, так как она истратит меньше пастели.

Цвет
Цвет бумаги на самом деле значительно влияет на результат. Так как бумага обладает текстурой, мелок оседает на ее поверхности, оставляя небольшие пробелы бумаги. Она также может повлиять на цвет используемой пастели и атмосферу рисунка в целом. Как вы видите на рисунке ниже, где я нарисовала беглый пейзаж пляжа, голубая бумага просвечивает сквозь пастель.

Должна признаться: мне нравится драматизм, поэтому избегаю бледных оттенков (как показано выше); я склонна выбирать тёмно-серый, синий и, в редких случаях, чёрный. Эти оттенки позволяют пастели ровнее ложиться на бумагу и уверенно использовать более бледные цвета. Вы также можете пользоваться яркими оттенками, и есть даже отдельные известные художники, которые предпочитают именно их. Выбор за вами.

Что вам понадобится?
Вы можете купить бумагу для пастели в формате скетчбука и попытаться найти те, которые выпускаются с папиросной бумагой между листами – это защитит ваши работы от смазывания. Однако, если вы покупаете бумагу через Интернет, будьте внимательны, так как большинство поставщиков не показывают цвета бумаги. Winsor & Newton и Derwent станут хорошим выбором. Если вы не против потратить чуть больше, я порекомендую бумагу Clairefontaine.

Читайте также:  Когда ребенок начинает держать голову самостоятельно?

Холсты продаются отдельными листами, разных цветов и размеров.

Можно также поискать дома любую текстурированную бумагу или наименее грубую наждачную бумагу – они тоже могут пригодиться.

4. Опора для рисования

Во время работы вам необходимо найти удобный для себя вариант опоры.

Дека стола
Вы можете просто рисовать на деке стола. Накройте стол газетой, так как пастельные крошки будут повсюду и каким-то образом превращаются в темно-серую грязь вне зависимости от того, какие цвета вы использовали. Во время работы вы заметите, что от вашего дыхания по всему столу разлетается пыль от пастели.

Во время работы я предпочитаю стоять, а когда я рисую на холсте, я использую мольберт. Я прикрепляю к мольберту большой кусок фибролита (можно использовать любой негнущийся кусок дерева), затем фиксирую рисунок большими зажимами. Таким образом, пыль от пастели падает в основание мольберта и уже менее вероятно, что она будет повсюду. Доска достаточно широкая для меня, чтобы я могла пользоваться также муштабелем, не прикасаясь к рисунку.

Как я уже говорила, я предпочитаю стоять во время работы, и, когда я работаю с бумагой или небольшим холстом, я просто приклеиваю их (малярным скотчем) к стене. Вы можете заметить, что стена становится грязной.

5. Хранение и перемещение

Так как я не привыкла фиксировать готовые работы, мне необходимо защищать их перед хранением или транспортировкой. Выход очень прост.

Я беру плотную скользящую бумагу и заворачиваю в нее рисунок. Я проверяю, действительно ли все сгибы и малярный скотч оказываются с обратной стороны картины, и я могу посмотреть на лицевую сторону рисунка. После этого я могу складывать рисунки на полки, в шкаф или портфолио, или безопасно переместить рисунок в раму.

6. Хранение в раме

Хранить пастельный рисунок в раме не так просто, так другие рисунки.

Всегда, прежде чем поместить картину под стекло, ограничьте пастель рамками. В этом случае никто не сможет залезть пальцами в вашу работу и размазать ее, а также это защитит рисунок от опадания лишней пастельной пыли.

Даже если вы решите зафиксировать свой рисунок после его завершения, пыль все равно будет опадать и собираться в уголках рамы, придавая картине неряшливый вид.

Помочь в этой ситуации может соблюдение небольшого расстояния между рисунком и рамой, что позволит лишней пыли свободно опадать. Как вы можете заметить, ее сложно различить. Однако я вынуждена сказать, что не все коллекционеры знают об этом правиле, поэтому вам придется попросить их об этом и, при необходимости, сказать им, чего вы добиваетесь.

Заключение

Работать с пастелью – сплошное удовольствие, и вы сразу же видите результат работы. Экспериментируйте с использованием пастельных мелков и карандашей, различными дополнительными инструментами, опорами и поверхностями для рисования, найдите лучшие варианты для себя. Несмотря на то, что пастель кажется чересчур маркой, она легко смывается водой с мылом (в том числе с одежды и пола).

Пастель легко переносить, это прекрасный инструмент для рисования на природе, и с ее помощью можно быстро закрасить большие поверхности. Техникой рисования пастелью несложно овладеть. Наборы пастели можно найти практически во всех художественных лавках и интернет-магазинах.

Пастель мягкая, сухая и масляная: отличия, что выбрать, как рисовать

Начало работы с пастельным искусством может вызывать массу вопросов. Если только вы не ребёнок: дети пастельными мелками (обычно детям дают восковые/масляные) рисуют легко и охотно. А вот если вы решили рисовать пастелью как художник, вы можете даже не знать, какую же из видов пастели выбрать. Эта статья вам поможет.

Итак, всё, что нужно знать о работе с пастелью.

Искусство пастели

Пастельное искусство — отличный способ создавать яркие работы с лёгкостью и контролем, который вы получаете от ваших лучших обычных карандашей. Пастель — портативное средство для рисования, позволяющее создавать яркое цветное искусство без необходимости воды, кистей или палитр. Её удобно брать с собой.

Но сначала, что такое пастель?

Определение не совсем ясно, и в художественных сообществах были некоторые дебаты относительно того, что именно квалифицируется как пастель. Пастельное общество в Великобритании, однако, гласит, что: “пастель — это в том числе и масляная пастель, уголь, карандаш, конте*, сангина, или любое сухое средство для творчества“.

*Карандаш Конте — группа художественных материалов на основе искусственного графита, применяемых в графике и живописи. Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей. По плотности уступает графиту, но твёрже пастели.

Сами пастели чаще всего выпускают в виде палочек, состоящих из чистого порошкообразного пигмента и связующего вещества (хотя вы можете найти и пастельные карандаши).

Пигменты, используемые в пастели, — такие же, как и для производства всех цветных художественных средств, включая масляные краски; связующее вещество имеет нейтральный оттенок и низкую насыщенность, не мешает пигменту.

Советы по рисованию пастелью

Мягкие пастельные палочки становятся пыльными или грязными при транспортировке, поэтому носите с собой ткань, чтобы вытереть их перед рисованием.

Как правило, пастелью легче работать на тонированной поверхности, а не на чистом белом листе. Вы можете купить тонированную бумагу или тонировать её самостоятельно, используя акрил или акварель. Подходит акварельная бумага.

Для предотвращения нежелательного смешивания вы можете использовать фиксатив-распылитель на той области, которую нужно защитить. Осторожно: если фиксатор распыляется слишком сильно, он резко притупляет и затемняет оттенки.

Существует огромное разнообразие пастели.
Как выбрать правильную?

1. Пастели: не все равны

Мягкие пастели имеют богатый, маслянистый вид и легко смешиваются. Твёрдые (сухие) пастели, в том числе пастельные карандаши, отлично подходят для добавления деталей.

Читайте также:  Рост и вес девочки в 12 лет

Масляные пастели имеют масляное связующее, менее прозрачны, чем мягкие пастели, и не размазываются так же легко, как мягкие. Новейшие водорастворимые пастели создают полупрозрачные смывы, если вы размываете их водой.

2. Наслоение и растушёвка

Пастели смешиваются на поверхности бумаги, а не на палитре. Различные цвета можно получить путём наложения и растушёвки. В пастели мы начинаем с более тёмных цветов, работая от тени до света. Растушёвывать можно различными инструментами, от салфетки или ватного диска до кистей и просто пальцев.

3. Правильная поверхность

Ключ к выбору бумаги для пастели — вам нужно выбрать то, что имеет текстуру. Если бумага слишком гладкая, пастель к ней не прилипнет. Убедитесь, что бумага pH-нейтральна. Если она не бескислотная, она может изменить цвет и вызвать хрупкость работы. Хороший выбор — холст, акварельная бумага, пастельная бумага.

4. Мягкая и твёрдая/сухая пастель

Мягкие пастели богаты, буквально светятся цветом, имеют рыхлую зернистую текстуру и легко смешиваются с разнообразным эффектом поверхности, но немного хрупки.

Твёрдые (сухие) пастели немного менее яркие по цвету, но более устойчивые, чем мягкие. Они отлично подходят для добавления деталей.

Твёрдые пастели (справа) немного менее яркие по цвету, но более устойчивые, чем мягкие (лучше держатся на бумаге).

5. Пастельные карандаши (мягкие/твёрдые) и масляная пастель

Пастельные карандаши бывают карандашной формы и просты в работе, идеально подходят для мелких деталей и рендеринга, являются более твёрдыми, чем мягкие пастели.

Масляные пастели (справа) содержат масляное вяжущее и имеют густой, интенсивный цвет.

Масляная пастель содержит масляное вяжущее вещество. Эти мелки имеют густой интенсивный цвет, но не размазываются и не смешиваются, как мягкие/твёрдые пастели.

Масляная пастель производится из растительного пигмента с льняным маслом путём прессовки. Очень яркие, насыщенные цвета, полная передача цвета. Прекрасно ложатся на бумагу. Более прозрачные тона получают добавлением терментина (пинена) или нефтяного масла.

С помощью масляной пастели, как и с помощью других типов пастельных мелков и карандашей, вы сможете создать иллюзию цвета, используя штриховку, перекрестную штриховку, наложение штрихов разного цвета друг на друга.

6. Водорастворимые пастели

Водорастворимые пастели можно использовать так же, как обычную мягкую пастель, за исключением того, что вы также можете создавать акварельные эффекты с помощью кисти и воды, обеспечивая большое разнообразие художественных эффектов.

Идеально подойдут для смешанных работ с акварелью, акварельными карандашами. Отличаются насыщенными цветами, исключительной способностью к растворению в воде.

Водорастворимая масляная пастель и ручка.

Рисуем пастелью: полезные лайфхаки для новичка

П астельная техника рисования в основном характеризуется легкостью и воздушностью. Многие знаменитые художники прошлого ценили данный материал за широкие возможности, приятную цветовую палитру и возможность исправления рисунка в ходе работы. К любителям пастели можно отнести Леонардо да Винчи, Эдгара Дега, Жана Энгра. Чтобы разобраться, как рисовать сухой пастелью красиво и с удовольствием, необходимо рассмотреть сам материал и особенности его использования.

Пастель — что это за материал

Материал классифицируют на следующие типы:

  • сухая пастель;
  • масляная;
  • восковая.

Первый тип наиболее распространен и пользуется популярностью у художников. Она представляет собой круглые или квадратные в сечении бруски спрессованного пигмента и связующего вещества. Консистенция пастели отличается от цветного мела мягкостью и деликатной фактурой, что позволяет художникам добиваться различных эффектов при изображении пейзажей, портретов, натюрмортов. Новички, желающие освоить различные техники, задаются вопросом, как рисовать сухой пастелью для начинающих. Однако материал отличается удобством в работе и прощает незначительные ошибки на начальных этапах освоения техники.

Пастельные цвета считаются нежными и неяркими. Несмотря на это, во многих современных наборах пастели представлены пигменты различной степени насыщенности: от белого до цвета грозового неба. К сухой пастели также относятся пастельные карандаши. Они удобны тем, что не пачкают руки в процессе работы. Также их можно остро заточить для работы над мелкими деталям. Нередко художники совмещают пастель с карандашами.

Процесс рисования пастелью

Как научиться рисовать пастелью без практики? Это невозможно, только практическое знакомство с материалом и регулярные занятия помогут улучшить навыки рисования. Пастелью рисуют на специальной бумаге. Она бывает цветной, многие современные бренды предлагают красивые оттенки: от кремовых до темно-коричневых, синих и черных. Специальная пастельная бумага характеризуется определенной плотностью и часто имеет ярко выраженную текстуру. Некоторые художники предпочитают рисовать на крафтовой бумаге или мелкозернистой наждачке, даже на фактурных акварельных листах.

Специальная бумага для пастели является самым оптимальным вариантом для новичка, так как она представлена широкой цветовой палитрой. Сочетание оттенка листа с гаммой работы позволит сделать картину более воздушной, так как не будет необходимости перекрывать всю поверхность пастелью. На начальном этапе намечать рисунок на бумаге обычным карандашом не рекомендуется. На графит пастель ложится плохо, поэтому серые линии сохранятся в итоговой работе. Лучше использовать с данной целью пастельный карандаш, пастель, сангину или сепию. Важно избегать сильного нажатия на мелок и не делать широкие линии — построения производятся максимально незаметно.

На следующем этапе необходимо распределить основные цветовые пятна с учетом света, полутени и тени. Некоторые художники предпочитают работать от наиболее темных участков к свету, можно поступить наоборот и рисовать от света к тени. Широкие участки можно затушевать, используя боковую поверхность брусочка пастели. К особенностям материала относится тот факт, что его легко можно растушевать на бумаге с помощью пальца, специальной растушевкой или кусочком бумаги.

На этапе уточнения деталей рисунок начинает обретать более ясные очертания. Художник прорисовывает текстуру, делает тени более насыщенными. Можно рисовать штрихами различной длины, точками, пятнами. Красивый эффект получается при наложении одного цвета на другой. Так как пастель является достаточно сыпучим материалом, необходимо продумать защиту для поверхности стола от цветового пигмента. Можно застелить его пленкой, бумагой.

Читайте также:  Рост и вес ребенка в 7 лет

Работа над рисунком обычно осуществляется от общего к частному. Последними, как правило, расставляют яркие цветовые акценты и блики света. Чтобы предыдущие слои пастели не осыпались, можно воспользоваться специальным спреем-фиксативом. Он поможет зафиксировать также и финальный вариант работы. Готовую работу можно оформить с помощью рамки и защитить от внешних воздействий при помощи стекла.

Рекомендации как рисовать пастелью

Человеку, впервые в жизни работающему пастелью, следует много экспериментировать, чтобы понять возможности материала. Новичку можно выбрать средний размер работы — в рамках формата А3. Слишком маленький или большой лист потребуют наличия определенных навыков. К ним можно приступить после того, как появится ощущение уверенности в себе и выбранном материале.

Важно поддерживать пастель в хорошем рабочем состоянии — периодически подтачивать мелки, очищать их, если брусочки запачкались другим пигментом. Растушевку можно также заточить и одновременно избавиться от загрязненных участков. Пастель и пастельные карандаши — хрупкие материалы, их нужно беречь от падений со стола, так как они легко ломаются.

Лучше всего хранить их в заводской коробке, в которой есть защитный поролон и специальные выемки для каждого мелка. Можно также запастись кусочком текстиля или салфетками для очищения рук. Для удаления осыпавшегося порошка пастели можно пользоваться широкой кистью с мягким ворсом.

Читайте также:

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

Пастель

Пастель (от лат. pasta — тесто) — представляет собой мелкие пигменты, спрессованные в однородную массу с использованием небольшого количества связующего. Не требует разбавителей, не нуждается в сушке и при работе великолепно передает свой цвет.

ВИДЫ ПАСТЕЛИ

Сухая пастель

Ультрамягкая пастель

Содержит на 35% больше пигмента, чем мягкая пастель. Внешне похожа на тени, выпускается в маленьких баночках, прекрасно смешивается, что позволяет добиться наиболее точной цветопередачи. Наносится специальными аппликаторами с насадками из микропористой губки.

Рисунок Natalia Vasilyeva

Мягкая пастель

Содержит большее количество пигмента, и меньше связующего вещества. Из-за такого состава мягкая пастель легко крошится, зато идеальна для растушевки или широких штрихов.

Рисунок Елены Таткиной

Твердая пастель

Содержит большее количество связующего вещества, из-за чего является более стойкой и четкой. Это идеальный инструмент для прорисовки линий, контуров.

Рисунок Елены Таткиной

Пастельные карандаши

Внешне напоминают обычные карандаши, с той лишь разницей, что имеют пастельный стержень. Используются в основном для проработки мелких деталей.

Рисунок Юлии Дубининой

Масляная пастель

Содержит пигмент с минеральным маслом. Цвета менее матовые. Работы, созданные масляной пастелью, легче хранить, цвета не смазываются и не требуют дополнительной фиксации. Мягкие сорта масляной пастели можно растушевывать пальцами, а твердые – с помощью растворителя, специального или для масляных красок. Нужно иметь в виду, что некоторые виды растворителя могут сделать пастель более блеклой, а льняное масло – наоборот дать блеск.

Восковая пастель

Также известна как акварельная. Содержит воск и водорастворимые компоненты, из-за чего рисунок, созданный акварельной пастелью, при взаимодействии с водой больше похож на рисунок акварельными красками.

ХРАНЕНИЕ ПАСТЕЛИ

Наиболее приемлемая температура хранения: +18-+20, при влажности не выше 50-55%. Старайтесь избегать прямых солнечных лучей, т.к. на солнце масляная пастель имеет свойство плавиться.

У нас можно выбрать и приобрести Упаковку для хранения пастели на разное количество ячеек.

Также на сайте есть Пенал-свиток для пастели на 36 ячеек, который удобно брать на выездные мероприятия.

ФИКСАЦИЯ И ХРАНЕНИЕ РАБОТ

Готовую работу необходимо оформить для лучшей сохранности. Рисунки, выполненные сухой пастелью, могут со временем осыпаться, поэтому многие художники для фиксации используют специальное средство – аэрозольные фиксативы (в баллончиках), либо обычный лак для волос. При использовании последнего работа может потускнеть, также теряется бархатистость текстуры.

При другом способе сохранения пастельной работы, работу необходимо поместить в рамку под стекло таким образом, чтобы стекло и рисунок не соприкасались. Для этого используют паспарту.

Работы, выполненные масляной пастелью, не нуждаются в каких-то специальных средствах хранения, достаточно лишь пары месяцев, чтобы работа подсохла. Но если время не терпит, можно использовать покрывной лак, который высыхает всего за час.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАСТЕЛИ

Пастельная живопись

Художники XVI века, в том числе и Леонардо да Винчи, именовали приём рисования одновременно чёрным итальянским карандашом и красной сангиной «а пастелло», откуда взяла свое название пастель. Пастельная живопись допускает большое разнообразие в технике. Каждый художник вырабатывает собственные приёмы работы пастелью, которые соответствуют его творческим задачам и темпераменту.

Работы: Елены Таткиной, Vicente Romero Redondo, Ольги Абрамовой, Юлии Дубининой.

Хобби-направления

Декупаж

В декупаже для тонирования поверхностей или выделения трещин кракелюра. Для этого используют сухую пастель в виде порошка (бруски сухой пастели можно сточить ножом для образования порошка). Необходимыми условием для работы пастелью в декупаже являются яркий мотив с четким контуром, сухая ровная поверхность (если на поверхности имеются глубокие неровности, пастель будет забиваться в них, образуя яркие пятна) с матовым покрытием. Нанесение пастели возможно подушечками пальцев или ватными палочками.

Скрапбукинг

В скрапбукинге пастель применяют для раскрашивания оттисков, сделанных штампами, а также для тонирования бумаги.

Лепка

Для создания правильных цветовых переходов и придания реалистичности, сухой пастелью тонируют изделия из полимерной глины. Для этого бруски сухой пастели также стачивают до образования порошка и похлопывающими движениями с помощью кисти добиваются необходимого эффекта. Также пастель возможно вмешивать в полимерную глину, добиваясь либо равномерного цвета, либо намеренно оставляя разводы.

Ссылка на основную публикацию