Сказкотерапия – лучшие сказки для борьбы со страхами детей
- Что это?
- В каких случаях и почему помогает?
- Виды и список лучших
- Варианты работы со сказкой
- Этапы работы
- Как написать сказку
- Советы родителям
У психологов существует много способов для лечения детских комплексов и страхов, но один из самых любимых форм работы является сказкотерапия. Именно при помощи сказки дети в игровой манере могут избавиться от страхов, побороть боязнь, стать уверенным и самостоятельным.
Что это?
Еще в древности считалось, что сказка лечит душу человека. А еще сказка учит жизни, и в сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять (не так обидно, не так больно). Множество авторов-психологов придумали свои сказки и рассказы на все случаи жизни, а родителям остается лишь выбирать те, которые окажут помощь ребенку.
В каких случаях и почему помогает?
Сказки удовлетворяют у детей очень важные психологические потребности:
- Быть самостоятельным – они учат его при помощи героев сказки принимать самостоятельно решения, делать выбор, полагаться на себя и свои силы.
- Быть активным – персонаж любой сказки всегда в поиске действий, он куда-то идет, что-то ищет, кому-то помогает, с кем-то борется. То есть он учит ребенка проявлять себя и свою активность в любой ситуации.
- Потребность в социализации – учат находить общий язык с другими людьми, проявлять внимание, сочувствие и сострадание. Выбирать адекватные способы общения и учитывать интересы других.
Вот представьте себе, ваш малыш не может заснуть в своей кроватке, вам достаточно будет рассказать ему сказку «Как кроватка искала себе хозяйку» и проблема будет решена.
Применение сказкотерапии помогает родителям легко и доступно решать любые трудные ситуации ребенка, капризы, непослушания и упрямство, а также научит правильно выстраивать с малышом взаимоотношения.
Виды и список лучших
Известный сказкотерапевт Зинкевич-Евстигнеева Т. Д считает, что вся концепция сказкотерапии строится на пяти видов сказок:
- Художественные («Репка», «Теремок»);
- Дидактические («Как зайка стал смелым»);
- Психокоррекционные («Непослушная Маша»);
- Медитативные («Розовый сон»);
- Психотерапевтические («Капелька»).
Но в работе с детскими страхами лучше использовать психотерапевтические сказки.
Слово “страх” все дети воспринимают по-разному и вкладывают в него свои эмоции и маленький опыт. Каждый ребенок, начиная с рождения, сталкивается со своими страхами, которые появляются по мере его взросления.
Психологи выделяют страхи по возрастам:
- 2-3 года дети испытывают ночные страхи, боятся животных;
- в 4 года пугаются сказочных персонажей и насекомых;
- в 5-6 лет катастроф, школы, пожаров, несчастий;
- в 7-8 лет – умереть и смерти близких.
Так откуда же появляются детские страхи? Может, вылезают темной ночью из ящика с игрушками или из стенного шкафа? Дети часто фантазируют и придумывают их подобным образом. В темной детской комнате страх может притаиться везде. И под одеялом, и под кроваткой, и за батареей. Существует много способов борьбы со страхами, но сегодня мы рассмотрим те сказки, которые каждый родитель может прочитать или рассказать своему малышу дома.
- Ваш малыш собирается в садик, и вы переживаете вместе с ним страх расставания, тогда почитайте замечательную книжку Ольги Громовой «Зайка идет в садик», которая адресована детям с 3х- 4 лет. Проживая с персонажем все незнакомые ситуации, ваш малыш легко и с радостью адаптируется к любому коллективу.
- В борьбе с детскими страхами родителям дошколят поможет книга сказкотерапевта Р.М. Ткач «Сказкотерапия детских проблем». Там вы найдете следующие сказки в борьбе с ночными страхами: «Мой друг-дракон», «Полезная боюська» «Волшебный фонарь».
- Страхи прививок и врачей – «Отважный флай», «Звездочет в поисках капризули», «Волшебная палочка».
Можно выделить еще одну книгу психологов О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева «Лабиринт души. Терапевтические сказки». В ней собрана коллекция психокоррекционных и терапевтических сказок для дошкольного и младшего школьного возраста. Они помогают решать разные проблемы и трудности, с которыми сталкивается ребенок. Но мы выделим сейчас лишь те, сказки, которые касаются детских страхов.
- Страх расставания с мамой – «Как кенгуренок стал большим», «Сказка о подсолнечном семечке», «Белочка-припевочка».
- Боязнь самостоятельности – Тревожность и боязливость « Сказка о вороненке», «Случай в лесу».
- Страх темноты, повышенная тревожность, ночные кошмары – «Смелое ухо», «Смелый гномик», «Медвежонок и Баба – Яга», «Слоненок, который боялся темноты».
- Проблемы в учебе, вызванные боязнью трудностей – «Кенгурёнок Вася», «Шустрик и Обжоркин».
- Страх сделать что-либо неправильно; страх школы, ошибок, оценок – «Сказка о котенке».
Также на прилавках книжных магазинов можно встретить еще очень много достойных книг в борьбе со страхами.
Книга литовской художницы и писательницы Лины Жутауте «Тося-Бося и темнота» для 3-6 лет. Персонаж – смелая девочка, которая боится темноты. Но однажды она набирается храбрости и решает избавиться от этого страха (для детей 3-6 лет).
Вот еще один любимый прием в сказкотерапии – это использование киносказкотерапии и мультсказкотерапии.
3а такими мудреными словами скрывается просмотр с ребенком фильма или мультипликационного фильма, сказки. Мы не просто включаем ребенку первый попавшийся фильм-сказку или мультик, а выбираем ту историю (страх), которая сегодня актуален для малыша. Даже сами названия мультфильмов говорят, с какими детскими страхами при просмотре может встретится малыш.
- «Ничуть не страшно – привидение»;
- «Принцесса и людоед»;
- «Бабка Ежка и другие»;
- «Тараканище»;
- «У страха глаза велики»;
- «Принцесса и людоед»;
- «Ахи страхи»;
- «Ничуть ни страшно»;
- «Корпорация монстров»;
- «Муха цокотуха»;
- «Крошка Енот»;
- «Про бегемота, который боялся прививок»;
- «Верните Рекса»;
- «Доверчивый дракон»;
- «Как ослик счастье искал»;
- «Легко ли быть храбрым»;
- «Айболит и Бармалей»;
- «Котенок по имени Гав»;
- «Медвежонок и тот, кто живёт в речке».
Варианты работы со сказкой
Рисование
Предложите малышу нарисовать тот или те моменты, которые вызывают у него страх, тревогу. Это вдвойне полезно и поможет ему освободиться от беспокоящих чувств и мыслей. А во-вторых, рисунок может стать поводом для разговора. Кто изображен? Что персонажи думают, делают? Почему? Что будет дальше? Можно сделать страх дружелюбным. Предложите ребенку развеселить свой страх, сделать его добрым, смешным. Пусть он дорисует в своих рисунках, банты, шарики и т.д.
Лучшее оружие против страха – смех, нарядите страшного монстра в смешную одежду или поставьте его на роликовые коньки, а можно и разукрасить его в яркие цвета. И тогда он уже будет не таким ужасным.
Если персонаж на рисунке продолжает вызывать у ребенка ужас, предложите уничтожить его. Пусть он разорвет на мелкие кусочки, посадит в клетку, запрет на замок в коробке или сделает из него причудливую снежинку. Главное важен результат: был страх – и нет его.
Этапы работы
Как сказано в одной притче «Жила была волшебница, которая облетела всех детей на свете и подарила им дар сочинения сказки. Поэтому они с такой легкостью придумывают различные истории, а мамы могут лишь немного помочь им в этом.
Ведь сказку мы будем сочинять в терапевтических целях, то ведь для ребенка – это лечение. Лечить будем эмоциональную боль и тревожность. Мы знаем, что просто так страхи в нашей жизни не появляются. Они защищают нас от напастей, обид, боли, которые мы переживаем. А это значит, что при сочинении сказки мы должны оказать ребенку эмоциональную поддержку, успокоить и научить, какими можно способами избавиться от его страха.
Как написать сказку
Для того чтобы любая история обрела нужную волшебную силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее сочинения.
1. Она должна отображать страх ребенка, (зайка боится оставаться один в темной норке).
2. Предлагать тот опыт, услышав который ребенок смог бы найти выход из сложившейся ситуации (мама подарила ему волшебный фонарик или на помощь приходит любимая игрушка). Если ребенок не в состоянии сделать выбор самостоятельно, то можно предложить ему свои варианты решения проблемы.
3. Придумывая сказку вместе с малышом, старайтесь придерживаться определенной последовательности:
- Начало сказки, встреча с героями различными и любимыми персонажами или животными, игрушками.
- Затем герой сказки встречается с тем страхом, которого боится малыш.
- Персонаж показывает ребенку различные способы борьбы с проблемой.
- Победа, конец сказки, страха нет, жизнь налаживается.
В конце сказки можно для окончательного избавления от страха, можно придумать с ребенком противострашное заклинание.
Помните, как три поросенка из сказки подбадривали себя, прогоняя свой страх.
Нам не страшен серый волк
Злой волк, серый волк
Где ты ходишь, глупый волк
Старый, хмурый волк.
Получается, что волк хоть и страшный, но глупый и старый, и бояться его нечего.
Можно найти любое другое заклинание. Здесь подойдут и странные сочетания Сим сабим, ахалай–махалай. Главное, чтобы ребенок знал, что эти слова прогоняют страх и дают силу.
А еще можно придумать талисман для бесстрашия – талисман, который дает силу и защищает от страха.
Чтобы он был работающим для ребенка, его нужно сделать своими руками. При изготовлении могут быть использованы бусинки, камешки, пуговки, бумага, лоскутки ткани, фантики, природный материал – все, что окажется под рукой. Пусть малыш на свое усмотрения или носит его на шее, в кармане или под подушкой, главное – чтобы он выполнял свою защитную функцию и дарил спокойствие и уверенность ребенку.
Советы родителям
- Никогда не ругайте ребенка за то, что он боится а, наоборот, проявите заботу. При наличие страхов задавайте ребенку вопросы: Как выглядит страх? Для чего он пришёл к нам? В каком мире он существует? Чего он хочет? Что мы можем сделать, чтобы подружиться с ним? Что произойдет, когда мы с ним подружимся?
- Принимайте и понимайте страх малыша и расскажите свою историю о том, как вы боялись в детстве и как справились с этим страхом.
- Обсуждайте прочитанные книжки, интересуйтесь, тем, какие фильмы и мультфильмы он смотрит перед сном. Однако это не означает, что ребенка нужно полностью изолировать от страшных сказок, ведь иногда они бывают и полезными.
- Если ваш ребенок имеет слабый тип нервной системы, то есть очень чувствительный, боязливый, старайтесь избегать дома криков, ругани и скандалов. Старайтесь чаще говорить ласковые слова, обнимать малыша. Если он, к примеру, испугался шума, сразу объясните, откуда он произошёл, труба шумит и т.д. Обязательно обратитесь к психологу, если у вашего ребенка на протяжении длительного времени наблюдается тревожность вызванная страхами.
Еще больше узнать о сказкотерапии вы можете, посмотрев следующие видео.
Сказкотерапия – лучшие сказки для борьбы со страхами детей
- Главная
- Обо мне
- Услуги
- Очное индивидуальное психологическое консультирование
- Семейное консультирование (очное)
- Консультация психолога по телефону
- Задать вопрос психологу по e-mail
- Консультация психолога по Skype
- Консультация психолога с выездом на дом
- Психологическое тестирование
- Приём детского нейропсихолога
- Материалы
- Новости
- События
- Статьи
- Статьи Блиновой Т.Н.
- Сказкотерапия (для детей и взрослых)
- Психологические сказки для детей
- Для агрессивных детей
- Для детей имеющих неудачи в учебе
- Для детей не желающих делиться
- Для детей с трудностями в общении со сверстниками
- Для ревнивых детей
- Если ребенка дразнят
- Зависимость от компьютерных игр
- Конфликты с младшей сестрой (братом)
- Сказки для боязливых детей
- Сказки для гиперактивных детей
- Сказки для детей неуверенных в себе
- Сказки для детей с низкой самооценкой
- Сказки для детей, чьи родители разводятся
- Сказки для капризных детей
- Сказки для хулиганов
- «Психологические сказки» для взрослых
- Притчи
- Ψ анекдоты
- Ψ загадки
- Видео для релаксации
- Новости
- Стоимость услуг
- Отзывы
- Добавить отзыв
- Контакты
Про страхи. Из серии Сказки на ночь
-
21/02/2019 Дмитрий «Психологические сказки»: для детей, для взрослых, притчи., Материалы, Психологические сказки для детей, Сказки для боязливых детей, Статьи Комментариев нет
Маленькому лисенку не спалось. Он ворочался и все думал, думал, думал. О том, какой большой мир вокруг и сколько в нем всего интересного. А он, лисенок, маленький и пока многого не знает.
Серое ухо
-
17/09/2012 Блинова Татьяна Николаевна Сказки для боязливых детей Комментариев нет
Для детей 4-7 лет. Рассматривает проблему: Страх темноты. Ночные кошмары. Общая боязливость. В одном лесу жил Зайчишка Серое ухо, у которого было много-много друзей. Однажды его друг Ежик Маленькие ножки пригласил Зайчишку на свой день рожденья. Зайчишка очень обрадовался приглашению. Он пошел на дальнюю поляну и набрал для Ежика целую корзину земляники, а потом отправился…
Сказка о Котенке, или Чего мне волноваться?
-
08/09/2012 Блинова Татьяна Николаевна Для детей имеющих неудачи в учебе, Сказки для боязливых детей, Сказки для детей неуверенных в себе, Сказки для детей с низкой самооценкой Комментариев нет
Для детей 6-10 лет. Рассматривает проблему: Страх сделать что-либо неправильно. Боязнь школы, ошибок, оценок. Общая боязливость.
Смелый Гномик. Сказка для детей 5-9 лет.
-
22/08/2012 Блинова Татьяна Николаевна Сказки для боязливых детей Комментариев нет
Для детей 5-9 лет. Рассматривает проблему: Боязнь темноты, повышенная тревожность. Ночные кошмары. Общая боязливость.
СКАЗКА ПРО ЕЖОНКА
-
25/07/2012 Блинова Татьяна Николаевна Сказки для боязливых детей Комментариев нет
Для детей 5-10 лет. Рассматривает проблему: Тревожность. Боязливость. Неспособность постоять за себя. Трудности в осознании своих поступков и их контроля.
Мальчик и светлячок
-
10/07/2012 Блинова Татьяна Николаевна Сказки для боязливых детей Комментариев нет
Сказка для детей 5-11 лет. Рассматривает проблему: Страх темноты, общая боязливость. Я хочу рассказать тебе интересную историю про одного Мальчика. Это замечательный Мальчик, но у него была одна страшная тайна, о которой он не мог никому рассказать. Он боялся темноты. Но не просто боялся, а совершенно жутко и ужасно. Когда Мальчик хотел войти в темную…
Сказка о ненастоящем страхе (сказка для детей, испытывающих страхи)
-
08/05/2012 Блинова Татьяна Николаевна Сказки для боязливых детей Комментариев нет
Жил на свете маленький тигренок Ава. Жил он со своими родителями в пещере в глубине леса. Папа добывал пищу, а мама работала в лесной школе, учила лесных жителей уму-разуму.
Сказка про мышонка
-
05/04/2012 Блинова Татьяна Николаевна Сказки для боязливых детей Комментариев нет
В одном деревенском доме жил мышонок, такой маленький, серенький зверек с длинным хвостиком. Все у мышонка было хорошо: и тепло ему было, и сытно. Все, да не все. Была у мышонка беда по имени Боюська. Больше кошек мышонок боялся темноты.
Сказка про дракона
-
05/04/2012 Блинова Татьяна Николаевна Сказки для боязливых детей 3 комментария
У меня есть знакомая девочка по имени Дарья. Мама и папа зовут ее Даша, а старший брат — Трусишка.
Сказка про Страшилок
-
05/04/2012 Блинова Татьяна Николаевна Сказки для боязливых детей Комментариев нет
В одном большом доме жили маленькие страшилки. Они были такие трусливые, что никогда не гуляли по дому днем. Страшилки тряслись от ужаса при одной только мысли встретить кого-нибудь из обитателей дома. Только с наступлением ночи, когда все жители ложились спать, страшилки осторожно выбирались из своего убежища и пробирались в комнаты мальчиков и девочек, чтобы…
Сказкотерапия. Коррекция фобического состояния ребенка
Наталья Шереметьева
Сказкотерапия. Коррекция фобического состояния ребенка
Коррекция фобичного состояния
Возрастная категория-5-10 лет
Цель: Продолжить знакомство с чувством страха; найти способы борьбы со страхами, создание позитивного настроения, научить элементам техники выразительных движений.
Научить детей руководить своим настроением; познакомить с «трансформированием» негатива в позитив как способ реагирования на ситуацию, установить позитивное эмоциональное настроение в детском коллективе.
Добрый день! Дети хотите в путешествие в страну сказки, и поиграть в интересные игры?
Упражнение «Не боюсь»
Цель: научить способам бороться со страхами.
Психолог: Давайте вспомним то что мы боимся. Дети,давайте попробуем сделать это так: сожмите кулачки, напрягите руки и все тело,а потом расслабитесь и дружно скажем: «Убегай от меня страх – я ничего не боюсь»…. (повторить 2-3 раза)
Игра «Создаем хорошее настроение» (автор Л. Козина)
Цель: Создание позитивной психологической атмосферы в группе.
Психолог и дети ходят по комнате и пожимают друг другу руки. Что бы настроение было хорошим- нужно здороваться с каждым, в право в лево поворачивается каждый друг к другу и улыбаться.
Сказка про Чебурашку
(автор Т. Зинкевич-Евстигнеева)
Цель: Продолжить знакомство с чувством страха; поиск путей в борьбе со страхами; развитие умения сопереживать и сочувствовать другим; развитие позитивного настроения.
Как то один раз Чебурашка, провел своих друзей а потом один остался дома. Он поужинал, помылся и хотел лечь спать. Но когда прикоснулся ручки дверей, которые вели в спальню, то испытал тревогу и ему показалась что в спальне кто-то есть.
Этот кто –то прячется в темноте и его не видно. Чебурашка не знал,что ему делать: спрятаться от неизвестного, или попробовать подружиться. Чебурашка решил позвонить Крокодилу Гене.
-Алло,- ответил Крокодил Гена.
-Гена, мне срочно надо твоя помощью наверно Шапокляк подклала в мою спальню бомбу. Я чувствую,как от туда слышны звуки: тик-так, тик-так.
-Чебурашка, а ты не забыл, что у тебя в спальне стоит большой будильник, это он наверно издаёт такие звуки.
-Ой, Гена,может это не бомба, но точно что то не безопасное, приезжай быстрей.
Гена приехал, и они вместе подошли к дверям в спальню. Открыли осторожно двери- все было тихо. Серавно это еще больше перепугало Чебурашку, он решил что кто то неизвестный спрятался и ждет момента, что бы причинить ему вред.
Послушай, Чебурашка,-сказал Гена, когда я был маленький то
Я тоже боялся темных комнат. Мне казалось, что там кто-то прячется. Как я не старался я не мог увидеть этого незнакомого потому что еще больше боялся. Все известно, что ты чего то или кого-то не знаешь, то начинаешь бояться.
-Знаешь Гена, я не хочу никого видеть и не скем знакомится. Если б этот кто-то был бы добрым и хотел со мной дружить, то вышел бы со своей норы.
-Чебурашка, этот кто-то не есть настоящим добрым, не злым, его просто не существует.
-А кто ж тогда издает такие звуки, которых я боюсь.
-Получается, Чебурашка, наш дом тоже умеет говорить, или он живет своей жизнью. Просто звуки, которые он издает-очень тихие. А днем мы говорим, что что-то делаем и поэтому, про это рассказывает нам наш дом. Когда наступает вечер, все стихает, тогда мы чувствуем, как скрипит пол, как гудит ветер за окном, как тикает будильник. Дом, в котором мы живем – хочет рассказать свою сказку.
Ничего себе сказочка, когда боишься войти в спальню,- выкрикнул Чебурашка.
Когда ты чего – то не знаешь или не можешь объяснить – тогда начинаешь бояться.
Выдумаешь себе бомбы и чудовищь. Знаешь когда я ложусь спать, то слушаю сказку, которые рассказует мне мой дом.
Есть там истории про приключения и про путешествия.
-Серавно боюсь выходить в темную комнату,- сказал Чебурашка. – Я тебя научу заклинанию. Когда заходишь в темную комнату,то обведи вокруг себя пальчиком в воздухе круг и скажи: «Охраняй меня, волшебный круг – мне знакомое все вокруг!»
-Спасибо тебе, Гена. Спокойной ночи.
Когда Гена пошол,Чебурашка погладил рукой стены, двери. «Неужели дом каждой ночи рассказывает мне сказки?-подумал Чебурашка. – Ждет меня, когда я гуляю с друзьями, согревает меня, когда холодно на улице. А я и не знал что мой дом также хороший и надежный друг». Чебурашка зашёл в спальню, начертил в воздухе вокруг себя и сказал заклинания: «Охраняй меня, волшебный круг-мне знакомое все вокруг!» Потом лег в кровать, закрыл глаза, и дом начал нашёптывать ему сказочные исторые,которые потом превращались в волшебные и интересные сны.
– правда-ли что у Чебурашки была в комнате бомба?
– в спальне кто-то прятался?
-почему мы вечером и ночью слышим удивительные звуки?
-что необходимо сказать, что-бы не боятся темноты?
Упражнение конкурс «Трусишки»
Цель: Научить некоторым элементам техники выразительных движений, тренировать умение выражать свои эмоции в мимике.
Инструкция. Дети и психолог садятся в круг. Психолог начинает рассказывать про свои страхи, про то что боится. Потом психолог передает эстафету рядом сидящему ребенку по кругу. По очереди все дети говорят про свои страхи. В конце дети и психолог встают взявшись за руки,проговаривают все вместе:
Брысь, брысь котись!
Цель: Научить детей приёмам саморасслабления.
Инструкция: Усядьтесь поудобнее, создайте тишину.
Можно проводить под музыку.
Солнечный зайчик заглянул к тебе в глазки. Закройте их. Он побежал дальше и дальше по вашему личику. Легонько погладьте его ладошками, вот он перебрался к вам на волосы, щечку,носик,ротик а потом опять вернулся на щечку. Погладьте лучик аккуратно, что-бы не спугнуть его. А теперь лучик побежал дальше-помохайте ему ручкой!
Сказка про храброго крабика
Для учащихся 5-10 лет
Цель: Преодоление и коррекция страха, неуверенности, умение постоять за себя.
Добрый день! Дети хотите в путешествие в страну сказки, и поиграть в интересные игры?
Глубоко на самом дне моря, жил маленький крабик. Он жил в домике и всего боялся. Только он набирался смелости выйти и тут подплывает большая рыба, и он сразу спрячется назад в домик. Над ним все смеялись, а крабик переживал. Но один раз его сестричка пропала и ему пришлось перебороть свой страх и выйти из домика на поиски сестренки.
Ползет крабик по морскому дну и всего боится. Боится каждого шороха и вдруг видит, как его маленькая сестричка играется с большущей зубастой рыбой. Крабик перепугался, что рыба хочет его сестричку съесть и спрятался в водорослях. Но вдруг сзади
-Не бойся! Это я! Твоя сестра. Что ты делаешь в водорослях?
– я перепугался этой большой рыбы и спрятался. А Почему ты с ней играешь? Она ж может тебя съесть!
– Не бойся! Это дельфин! Он не ест крабов. Давай завтра поиграем вместе, и ты увидишь, что он добрый.
На следующий день крабик вместе с сестричкой отправились играться с дельфином. Играли они долго и весело. С того времени крабик перестал бояться рыб и больше не прятался в свой домик.
Вопросы к сказке
Правильно сделала сестра, познакомивши крабика с дельфином?
Как вы думаете, почему крабик раньше боялся больших рыб?
Как еще можно было помочь крабику перебороть свой страх?
Внешний вид как отражение душевного состояния подростка Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает 1 место в психологии. Это самый трудный и сложный из.
Фотоотчет о НОД в старшей группе «Свойства и состояния воды» Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей. Задачи: образовательные: – систематизировать представления детей о свойствах.
Конспект образовательной деятельности «Состояния воды вокруг нас» Образовательная деятельность на тему «Состояния воды вокруг нас» Старшая группа Направления развития. Познавательное развитие Развитие.
Консультация «Работа с гиперактивными детьми — способы выхода из конфликта и стрессового состояния» “Работа с гиперактивными детьми:способы выхода из конфликта и стрессового состояния”. Работа с гиперактивными детьми,как правило,всегда.
Методики для оценки состояния эмоционально-волевой сферы Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика “Выбери нужное лицо” Данная методика используется для исследования тревожности.
Обследование состояния звукопроизношения у детей Логопедическое обследование проводится не позже чем в 4 года. Очень важно своевременно и полно обследовать речь ребенка, имеющего отклонения.
Психологический уголок, как средство снятия психоэмоционального состояния дошкольников Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в: неумении контролировать свой.
Семинар-практикум «Коррекция речи ребенка через работу внешних анализаторов» Цель: смотивировать коллег на использование представленного материала в образовательном процессе. Задачи: – закрепить знания и умения педагогов.
Тестирование «Исследование состояния вестибулярного анализатора» и «Ортостатическая проба» Тест Бондаревского: стойка на одной ноге, другая согнута и её пятка касается коленного сустава опорной ноги, руки на поясе, голова прямо.
Влияние сказкотерапии на коррекцию тревожного состояния детей дошкольного возраста Мне кажется, что нет на свете ни одного ребёнка, который бы не любил слушать сказки. Я очень люблю вечернее время, когда укладываю в кроватку.
Мастер класс “Борьба с детскими страхами с помощью сказкотерапии”
консультация (старшая группа)
Разные методы борьбы с детскими страхами, где основным методом является Сказкотерапия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.doc | 38 КБ |
master_klass.ppt | 2.31 МБ |
rekomendatsii.doc | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : « Коррекция страхов посредством сказкотерапии » .
Добрый день уважаемые коллеги, очень рада вас здесь видеть!
Обратите внимание на экран
Как вы думаете, что объединяет этих людей? Какое чувство они испытывают?
Да, это страх и он свойственен и детям и взрослым. Это одна из базовых эмоций человека. А как вы думаете, что вызывает страх ?
Причиной страха могут быть люди , события, ситуации, являющиеся сигналом опасности. Страх возникает в тех случаях, когда мы оказываемся в неразрешимой на наш взгляд ситуации.
Так что же такое страх ?
Страх-это эмоция , возникающая в результате реальной или воображаемой опасности.
По каким признакам можно понять, что человек испытывает страх ? (варианты ответов) . Спасибо! А еще :
-мимические проявления; учащается сердцебиение; тело пробирает дрожь; мучает бессонница.
-переживание страха сопровождается чувством неуверенности в себе, незащищенности.
-появляется излишнее напряжение, тревожность.
Находясь в ситуации затяжного и навязчивого страха человек начинает испытывать психологический дискомфорт.
Как помочь человеку избавиться от страха и вернуть чувство радости жизни? (варианты ответов)
Существует еще несколько способов :
-поговорить о страхе , поделиться своими переживаниями;
-проиграть травмирующую ситуацию; «поиграть» со страхом .
Поиграть можно прямо сейчас. Хлопните в ладоши те, кому бывает страшно .
Закончите мысленно предложение : «Я боюсь….» Попытайтесь увидеть свой страх . С каким образом он у вас ассоциируется? А теперь начинайте уменьшать свой страх , вот он становится все меньше и меньше и исчезает совсем.
Небольшая тренировка в игре со страхом может дать хороший результат!
– нарисовать свой страх , это способствует снятию напряжения;
– от души посмеяться, довести страх до абсурда ;
– А можно обратиться за помощью к сказке…
« Сказка-ложь , да в ней намек, добрым молодцам урок….» Как вы понимаете значение этого выражения? (варианты ответов)
Действительно, любая сказка нас чему-нибудь учит. А иногда сказка помогает найти выход из сложной жизненной ситуации. Уважаемые коллеги, если мы говорим о сказке как о положительном воздействии на человека в решении проблем, то о каком психологическом методе может идти речь? (варианты ответов)
Конечно, это сказкотерапия !
Сказкотерапия- метод , который использует сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и взаимодействия с окружающим миром. Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни; процесс активизации ресурсов потенциала личности.
Привлекательность сказок для психологической коррекции состоит в естественности развертывания сюжетной линии, отсутствии нравоучений. В образной форме ребенок в сказках проживает проблемы , через которые проходят сказочные герои . И, несомненно, наиболее важным является то, что в сказке зло всегда наказуемо, но даже из плохих поступков можно извлечь хороший урок.
Уважаемые коллеги, назовите сказки (мультфильмы, в которых упоминаются страхи (варианты ответов) . Спасибо!
Послушайте сказку о трусливом зайце .
5 СЛАЙД
«Рассуждал однажды заяц сам с собой :
«И что за горькая жизнь у меня! Люди не дают мне покоя. Волки не дают мне покоя. Орлы не дают мне покоя…. Всех я боюсь, всегда я дрожу. Трусливей меня, верно, нет существа на свете! Лучше умереть, чем так жить!» И отправился заяц к морю топиться. Вот пришел заяц на море и….
Закончите, пожалуйста, сказку (варианты участников мастер-класса ) .
Конец сказки у всех будет разным . Зависит он от нашей с вами жизненной позиции, от мировосприятия. Этот механизм работы со сказкой (придумывание окончания сказки ) помогает нам понять стратегию поведения в проблемной ситуации и сделать для себя соответствующие выводы.
Задание1. а теперь я хочу прочитать вам сказку о волшебном городе .
Когда-то давным – давно в одном чудесном городе жили маленькие веселые человечки. Жизнь их была светла и беззаботна. Жители ходили друг к другу в гости не только по праздникам но и просто так.
Но однажды в город пришла беда. Налетел черный ураган, и все в жизни жителей изменилось. Исчезли смех и радость, а когда на город спускался вечер, вместе с ним приходил и страх . Кто-то вдруг начинал бояться темноты, кто-то- оставаться один дома, а кто-то боялся простую кошку или собаку, и у каждого человечка страх был свой .
Как-то раз в город приехал цирк, и все жители пришли на представление, но у них были хмурые лица, и никто ни разу даже не улыбнулся, хотя клоуны смешили изо всех сил. Тогда один клоун придумал раздать всем зрителям краски и нарисовать то, чего они боятся.
Когда все рисунки были готовы, их сложили в огромную кучу, и факир пустил в них молнию. В тот же миг все страхи превратились в кучку пепла, а в город вернулись веселье и радость. И тогда все поняли, что страх можно победить – нужно только очень этого захотеть.
Ответьте на вопросы.
Чему учит сказка ? Что можно сделать, когда страшно ?
Можно ли использовать сказочные уроки в реальной жизни?
Различные приемы сказкотерапии (анализ сказки , работа со сказочным атрибутом (персонаж Бабы Яги, инсценировка проблемной ситуации) активизируют внутренние ресурсы ребенка, ориентируют его на собственные возможности в преодолении страха путем использования « сказочных уроков » в реальной жизни!
А сейчас я хочу раздать вам рекомендации, по проведению сказкотерапии с дошкольниками.
Подборка сказок для терапии детских страхов
Автор: Антонина Оксанич, детский и семейный психолог, гештальт-терапевт.
Сталкиваясь с детскими страхами, родители бывают озадачены, как лучше помочь ребенку с ними справиться. Откуда берутся детские страхи и как помогает малышам сказкотерапия – давайте обсудим.
Люди не могут жить без страхов. Страх – это важная, жизненно необходимая эмоция, главная задача которой – уберечь от опасности, пробудить в человеке осторожность и внимательность.
Так как для ребенка наш мир велик и во многом непознанный, дети часто встречаются с естественным страхом неизвестного. Они могут бояться повседневных вещей: шумного фена, свистящего чайника, замкнутого лифта или высоты; природных явлений, как удары грома, свист ветра, темноту. Застенчивых малышей может пугать большая или новая компания, выступление перед зрителями, новые места.
Многие детские страхи являются возрастными и имеют временный характер. Например, для годовалых малышей страшно отпустить маму, рядом с ней он чувствует себя в полной безопасности. В этот период важно, чтобы сформировалась уверенность ребенка, что мама всегда возвращается. Чаще играйте с малышом в прятки, крепко обнимайте и, шутя, говорите: “Не отпущу тебя!”.
Увеличивайте время разлуки постепенно, оставляя ребенка с другими родными людьми. Перед уходом дайте малышу вашу личную вещь, для него это будет ниточкой, связывающей вас. Также читайте детям сказки, где герой разлучается с мамой, а потом заново встречается с ней. Могу порекомендовать книгу Сары Нэш “Самые нежные объятия в мире” (изд-во Мікко).
Если вы хотите подготовить ребенка к посещению детского сада, также лучше постепенно знакомить его с детским коллективом и читать тематические книги. Например, “Зайка идет в садик” Ольги Громовой (изд-во “Карапуз”), она предназначена для детей 2-4 лет.
В 3-5 лет у ребенка могут возникнуть ночные кошмары, страх темноты, животных, насекомых, сказочных персонажей.
Родителям не стоит высмеивать эти страхи, лучше познакомить с ними ребенка. Например, зайти вместе в темную комнату и присмотреться, прислушаться к ней, посветить фонариком, что дети и так любят делать в этом возрасте. Сказкотерапия здесь также очень эффективна.
При страхе темноты рекомендую такие книги:
“Кто живет в темноте” (из-во “Оникс”) – это сборник стихов про вечер, ночь, темноту, которые описывают красоту ночного леса, тихого дома и звездного неба: “Ветерок свернулся и уснул, звери успокоились и птицы. Темный лес качнулся и вздохнул, и сомкнул дремучие ресницы. Где-то речка сонная слышна, но она покоя не тревожит. По лесу блуждает тишина и дороги отыскать не может” (Владимир Орлов). Книга подходит для детей от рождения до 6 лет.
“Почему ты не спишь” ирландского писателя Уодделла Мартина, получившего множество литературных премий, в частности за эту книгу. Добрая сказка о страхе темноты для самых маленьких слушателей. На русский язык книга переведена изд-вом “Поляндрия” (для детей 1-4 лет).
“Тося-Бося и темнота” известной литовской художницы и писательницы Лины Жутауте (изд-во Сlever). Героиня – храбрая девочка, но как только наступает ночь, приходит страшная Темнота и пугает малышку. Однажды Тося-Бося решает, что хватит бояться, и отправляется на поиски Темноты, чтобы от нее избавиться (для детей 3-6 лет).
При страхе животных и насекомых ребенка стоит лучше познакомить с природой, рассказать, чем отличаются животные, какие из них опасные, а какие – нет. С некоторыми животными можно познакомиться ближе, рассмотреть их, взять на руки, если ребенок готов. От опасных животных научить защищаться: не подходить близко, не дразнить, использовать маски. Информация рассеивает страхи, и не только у детей.
Кроме этого можно почитать забавные книги, как например:
“Як полюбити павучка” немецкой актрисы и писательницы Дианы Амфт (вид-во “Майстер-клас”). Книга есть и в русском переводе. Маленький паучок решил разобраться в волнующем вопросе, почему его так боятся люди. Для этого он отправился к родственникам и друзьям, чтобы услышать мнение каждого из них (для детей 3-6).
“Мурахи” испанского писателя Алехандро Альгара (вид-во “Богдан”). Автор знакомит детей с жизнью насекомых в форме доброй сказки, где муравьи рассказывают читателю о своей интересной повседневной жизни, раскрывая при этом свои маленькие секреты. (3-6)
Когда ребенок боится чудовищ.
Иногда ответ лежит на поверхности. Обратите внимание, возможно, кто-то из ваших родственников запугивает ребенка чудовищем: “Если этого не сделаешь, к тебе придет страшный Бабай!”. Намеренно запугивать малыша не стоит, ищите другие способы договариваться с ним.
Если ребенок боится монстров, поиграйте с ним в театр, пусть малыш побудет в роли чудовища и в свое удовольствие попугает родителей, а потом поменяйтесь. Изображайте страшного монстра, который хочет догнать и всего лишь крепко обнять малыша. Кривляйтесь, стройте рожицы, веселитесь вместе с ребенком.
Если вы замечаете, что страх чудовищ имеет затяжной и панический характер и малыша мучают ночные кошмары, в таком случае стоит обратиться к детскому психологу. Причиной этому может быть стрессовая ситуация, напряженная обстановка в семье либо подавленная агрессия ребенка. Когда малышу запрещают злиться, отстаивать свои границы, говорить “мне не нравится”, “не хочется”, “стоп”, его лишают возможности защищать свое “Я” – это развивает тревожность и неуверенность в себе. Ведь агрессия, в первую очередь, нужна для защиты, а запрет на агрессию лишает ребенка такого инструмента. Игро- и сказкотерапия в этом случае имеют отличный эффект. Могу посоветовать следующие книги:
“Там, где живут чудовища” американского писателя и иллюстратора Мориса Сендака (изд-во “Розовый Жираф”). В 1964 году, через год после издания, эта книга получила премию США как самая лучшая иллюстрированная книга для детей. С момента издания она была распродана тиражом в 19 миллионов экземпляров, переведена на 13 языков, по ее мотивам поставлена опера и снят полнометражный фильм.
Это необычная книга с необычной задумкой и великолепными иллюстрациями. Мальчик стал царем страшных монстров “страхобразов” и веселился вместе с ними пока “бесстрашному и отважному царю не стало одиноко…” (3-6 лет)
Знаменитая книга “Груффало” английской писательницы Джулии Дональдсон (изд-во “Машины творения”). Эта книга получила огромную популярность в Великобритании и была переведена на несколько десятков языков, стала одной из самых продаваемых книг в истории.
Рассказ о маленьком мышонке, который идет через дремучий лес и, чтобы спастись от лисы, совы и змеи, выдумывает страшного зверя Груффало (для детей 2-6 лет).
“Как справиться с монстрами” французской писательницы Катрин Леблан (изд-во “Поляндрия”). Это очень забавная книга-энциклопедия, в которой монстры изображаются настолько смешно, что страху просто нет места: “Огромные монстры только кажутся страшными, а на самом деле с ними справится проще всего. Огромные монстры не умеют быстро бегать, так что от них легко удрать”. Юмор продемонстрирован и в великолепных иллюстрациях Ролана Гарига. (2-6 лет).
Вот еще две смешные книги “Чем занимаются волки, когда не пугают детей? и “Чем занимаются ведьмы, пока не пугают детей” французских авторов Лямур-Кроше Селин и Домаса Оливье (из-во “Феникс”).
Чтобы маленькому волчонку стать настоящим Злым Волком, нужно хорошо потрудиться: старательно учится в Школе для Злых Волков, заниматься спортом и ходить на маникюр. А у юных ведьмочек жизнь еще сложнее;) (3-6 лет).
“Пятая овечка” немецкой писательницы Грундман Гарриет (изд-во “КомпасГид”). Эта книга включена в список выдающихся произведений мира, ежегодно составляемый Международной мюнхенской детской библиотекой.
Книга необычная, со своей изюминкой. Это история о том, как девочка считала овечек перед сном, пятая из которых оказалась волком, но малышка не растерялась и нашла выход из опасной ситуации. (3-6 лет).
Где-то в 5-6 лет у детей появляются страхи публичных выступлений, нового коллектива, любых изменений в жизни, а также несчастных случаев.
Что касается несчастных случаев (пожара, потопа, аварий, травм), то ребенка следует успокоить посредством информации. Познакомить с правилами безопасности и объяснить, как нужно реагировать во время несчастного случая. В этом возрасте дети должны знать на память телефоны родителей, скорой помощи, милиции, пожарной, а также адрес своего проживания.
Со страхом публичных выступлений ребенка можно познакомить в таких забавных книгах:
“Один на сцене” шведских писателей Ульфа Нильсона и Эвы Эриксон, лауреатов международной премии имени Астрид Линдгрен (изд-во “Самокат”).
Герой книги, мальчик 6 лет, делиться с читателем своими переживаниями перед выступлением на концерте: страхом, ужасом, стыдом, паникой, ночными кошмарами. А преодолеть эти чувства ему помогает младший брат. (3+).
“Котенок Шмяк, пой, не бойся!” знаменитого английского художника и писателя Роба Скоттона (изд-во Сlever). Котенок Шмяк очень волнуется перед выступлением, со страхом ему помогают справится учительница, друзья и его маленький друг мышонок. Очень милая книга. Адаптирована для самостоятельного чтения: большие буквы и простые фразы. (3+).
Отдельно хочу сказать о книгах известных психологов, где читатель может познакомиться со всем разнообразием детских страхов:
“Целебная боюська: сказки-раскраски для детей 3-6 лет” (изд-во “Колесо Жизни”). Каждая сказка в этой книге посвящена конкретному страху. Кроме сказок авторы-психологи рекомендуют упражнения для закрепления результатов и терапевтические раскраски для детей. Сделано со вкусом.
“Азбука храбрости” украинской писательницы и психолога Наталии Чуб (изд-во Pelican) на русском и украинских языках. Эта книга знакомит детей с жизненными ситуациями, в которых герои встречаются с различными страхами: врача, новой компании, выступлений, грозы, темноты, страшных снов, лифта, дрели и многих других. Истории краткие, простые, с рифмой, поэтому подходят для малышей даже 2 лет. (2-6).
Книга “Что делать, если” российского психолога Людмилы Петрановской (изд-во “Аванта”). Автор в увлекательной форме рассказывает ребёнку, как правильно поступать в сложных ситуациях, с которыми сталкивается школьник на своем жизненном пути. Есть отличные советы для подростков. (6+)
Сказкотерапия, игры и рисунки. Как бороться с детскими страхами
Все родители рано или поздно сталкиваются с детскими страхами. Иногда это что-то мимолетное и проходит само собой. Иногда нет, и у детей возникают устойчивые страхи, с которыми они сами не могут справиться. Может ли родитель сам помочь ребёнку преодолеть такие трудности? Психолог Лариса Милова говорит: да, если родитель готов узнать и попробовать что-то новое.
С чего начать
Надо понимать, что если страх сильный и сохраняется продолжительное время, то это, скорее всего, не просто страх, а вершина айсберга какой-то эмоциональной трудности ребёнка. Какой именно — разобраться сразу даже специалисту бывает непросто. Поэтому хорошо бы внимательно и аккуратно обращаться с той информацией, которую предоставляет ребёнок, а не отмахиваться словами «ничего страшного, само пройдет» или «перерастёт».
- Страхи бывают нормативные, то есть соответствующие определённому возрасту ребёнка. Их действительно перерастают, когда дозревают соответствующие психические процессы. Дети начинают сами понимать такие страхи и справляться с соответствующими эмоциями.
- Бывают страхи по возрасту, но количество их зашкаливает. С таким багажом маленькому человеку жить непросто, поэтому не удивляйтесь, если ребёнок просыпается ночью в ужасе и бежит к вам в постель.
Подробнее о причинах страхов и их нормативном количестве в каждом возрасте можно узнать из книги А. Захарова «Дневные и ночные страхи у детей». Если вы хотите на какое-то время стать психотерапевтом своему ребёнку, имеет смысл эту книгу прочитать — она очень толковая, написана простым языком, содержит методику работы со страхами и полезные рекомендации.
Чек-лист для поэтапной коррекции страхов
1 этап. Не игнорируйте
Начинать нужно с искоренения представления (если оно, конечно, у вас есть) о том, что чем меньше говоришь о травмирующей ситуации или страхах с ребёнком, тем ему будет легче и он скорее все забудет. Это не так. Так вы скорее вырастите невротика, обуреваемого кошмарами.
Если вы не разговариваете с сыном или дочерью о том, что их тревожит, чего они боятся, то вместо облегчения происходит усиление симптомов, потому что дети остаются один на один со своими тревогами. Поэтому внимательно выслушивайте ребёнка, если он говорит о том, чего боится, переспрашивайте, задавайте уточняющие вопросы: «А какое привидение тебе снится? Оно большое? Как оно выглядит? У него цветная одежда или однотонная? Что делаешь ты в этом сне?» и тому подобные.
2 этап. Не отрицайте
Ни в коем случае не начинайте убеждать ребёнка, что всего этого не существует, не смейтесь над тем, что он вам рассказывает. Поставьте себя на его место: представьте на минутку, что у вас в шкафу кто-то живёт, вы слышите его и даже иногда видите. Но все вокруг отрицают это и подсмеиваются над вами. Чувствуете, как становится ещё страшнее? То-то же!
3 этап. Воплощайте
Предложите ребёнку нарисовать страх (или сон, если речь идёт о нём). Не вмешивайтесь в творчество, не критикуйте, не подсказывайте. Поддерживайте простыми словами «ого!», «вот это да!», «ну надо же!» «как интересно!», проявляйте заинтересованность, включитесь в процесс. Рисование — это один из этапов работы со страхами.
4 этап. Рисуйте «безопасные» рисунки
Предложите ребёнку подрисовать что-то изображению, что-нибудь добавить в рисунок, чтобы стало не так страшно. Например, привидение можно украсить бантиками, а страшного волка посадить на цепь или в клетку. Обычно дети с этим неплохо справляются.
Будьте на одной эмоциональной волне с ребёнком: смейтесь, если он смеется, хмурьтесь, если он серьёзен и угрюм
Это поможет ему почувствовать себя в безопасности рядом с вами.
5 этап. Уничтожайте страхи
Спросите у ребёнка, что он хочет сделать с этим рисунком: разорвать, скомкать и выкинуть и т. д. В моей практике были дети, которые просили помочь сжечь эти рисунки и даже закопать во дворе. Некоторые просили меня запереть эти образы в ящике моего стола, после чего с облегчением уходили с родителями домой.
Альтернатива рисованию страхов
1. Истории
Неплохо работает метод рассказывания историй. Почитайте в интернете про методику Р. Гарднера или поищите статьи по запросу «Методики рассказывания историй с детьми».
Рассказывание историй — эффективный метод при проработке не только страхов, но и других трудностей. Кроме того, этот метод показывает ребёнку, что у него есть поддержка в вашем лице.
Можно сочинять рассказы на острые для ребёнка темы, добавляя предложения по очереди или целыми смысловыми частями. Кстати, этим можно заниматься в дороге: в машине, на прогулке или по пути из детского сада, школы, магазина.
2. Сказкотерапия
Со страхами у детей хорошо работает метод сказкотерапии. Если вы хотите попробовать себя в роли не просто рассказчика, а сказочника-целителя, возьмите себе в помощники книгу «Жила-была девочка, похожая на тебя», автор — психолог Д. Бретт (Австралия). На мой взгляд, эту книжку должен прочитать каждый заботливый родитель — в ней есть примеры, рецепты и рекомендации, что говорить ребёнку, который попал в трудную ситуацию.
3. Ролевые игры
- Попробуйте разыгрывать сценки на столе или на полу, используя небольшие игрушки. Конечно, это должны быть истории про то, чего ребёнок боится, ведь именно с этим страхом мы решили работать. Можно иногда помогать ребёнку, показывая те модели поведения, которые будут эффективными, чтобы победить страх.
- Дети любят ролевые игры, а значит, можно разыграть живую сценку (не игрушками), где ребёнок выступает в роли своего пугающего персонажа, а вы — тот, кто боится. Бойтесь натурально — обычно это очень поддерживает и заводит детей!
- И последний, самый важный этап (этот способ хорошо описан в книге А. Захарова, о которой я писала выше) — вы играете роль страха, а ребёнок сражается и побеждает вас. В этом месте будьте готовы к тому, что ребёнок может вас кусать и бить совсем не по-детски. Не ругайте его за это и не ограничивайте, ведь сила выражения эмоций часто зависит от того, как долго человек в себе копил и носил всё это.
Если вам хватило терпения и вы планомерно следовали инструкциям, не отчаиваясь по дороге, то:
- ваш ребёнок освободится от страха и мешающих развитию сильных эмоций,
- вы получите уверенность в том, что в любой момент сможете поддержать своего отпрыска и помочь ему справиться с трудностями.
Если вы уже помогали детям справляться со страхами, поделитесь в комментариях своими находками и методами, которые работали в вашем случае.
Рекомендованная литература для родителей по теме борьбы с детскими страхами:
- А. Захаров «Дневные и ночные страхи у детей»;
- Д. Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя»;
- Р. Гарднер, Методика сочинения историй.
Фото: Shutterstock (Everett Collection)
Сказкотерапия – лучшие сказки для борьбы со страхами детей
Рассылка obrazovanie9.ru
Подпишитесь на наши новости и
Вы всегда будете в курсе
предстоящих мероприятий
- Главная
- Манифест
- Об Институте
- Новости
- Преподаватели
- Программы обучения
- Архив программ
- Мероприятия
- Прошедшие мероприятия
- Статьи
Новости
“Сказка дает великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребенком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребенок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого. (Тем более что это взрослый чего-то хочет). Язык сказки их естественно сближает”.
- Для работы может использоваться существующая авторская или народная сказка.
- Терапевт и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы.
- Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.
- Как Петуху удается спастись от Лисы? (оказавшись в беде, Петух громко кричит, и Кот приходит ему на помощь) Важно не проводить параллелей с беспокоящей Вас возможно травматической ситуацией, пусть вся терапевтическая работа пройдет на уровне бессознательного девочки.
- Почему Кот спасает Петуха? (потому что они живут, как одна семья, а родственники обычно заботятся друг о друге и помогают в сложных и неприятных ситуациях). Здесь можно привести какой-нибудь пример из жизни Вашей семьи, о котором девочка имеет представление, например, кто-то оказался в больнице – все члены семьи: бабушки, дедушки, тети, дяди – навещают его, заботятся, потому что любят.
- Жил он хорошо и весело… (Денис серьезно задумался) А потом дед с бабкой себе еще одного колобка слепили…
- Денис, как ты думаешь, что было дальше с Колобком? Какие приключения и события? Как он дальше жил у старика со старухой?
- Первому колобку понравился второй колобок?
- Да, сначала понравился…
- Чем он понравился?
- Он был новый и интересный, и совсем маленький… Я хотел с ним играть… ОЙ! Колобок!
- Конечно, сказка ведь про колобка. А что было потом?
- Бабка сказала, что с ним нельзя играть, что он еще маленький и выгнала первого колобка в другую комнату…
- Да, первый колобок, наверное, расстроился и даже обиделся…
- Да…
- Первый колобок большой и сильный, он много знает и умеет. Как ты думаешь, что умеет первый колобок, чему бы он мог научить второго маленького колобка?
- Первый колобок умеет рисовать, строить гараж, катать машины, бросать мяч, дразниться…
- Да, это важные и нужные вещи. Тем более, что второй колобок ничего из этого не умеет, кто его будет этому учить? Бабке с дедом, наверное, некогда. Ты бы хотел, чтобы колобки подружились?
- Да…
- А что бы колобки стали делать, когда подружились? Ты мог бы досочинить эту сказку?
- Ну… Старший колобок бы возил маленького на коляске, срывал бы ему красивые листики и цветочки, камушки бы необычные показывал… еще качал бы на качели… потом… когда подрастет…
- А чем колобки могли бы дома заниматься?
- Дома бы… дома я бы строил ему замки, пусть бы он ползал и ломал, я еще построю, мне не жалко…сказки бы еще читал колобок, чтобы маленький засыпал быстрее… Много еще чего…
- Как мы назовем сказку, которую ты сочинил?
- Два колобка.
- Смотри, Денис, мама улыбается. Как ты думаешь, ей сказка понравилась?
Денис улыбается маме и бежит к ней обниматься. Для Дениса терапевтическая сессия окончена.
Для мамы обязательно должно быть продолжение в виде беседе о детской ревности, способах ее профилактики и действиях в критических ситуациях; результатом такой работы, как правило, становится осознание того, что только от родителей, их чувства такта, терпения и выдержки, зависит, какими будут взаимоотношения младших и старших детей.