Навязчивые движения у детей – «дурные» привычки или болезнь?
Навязчивые движения у детей – «дурные» привычки или болезнь?
Некоторые родители сталкиваются с тем, что у их детей появляются странные, необъяснимые и очень устойчивые привычные действия. Эти странные «привычки» могут появиться внезапно или нарастать постепенно. Сначала появляется один элемент действия, некоторое время повторяется, затем к нему присоединяется другой, третий… Родители начинают бить тревогу тогда, когда эти странные, непривычные и не имеющие никакого рационального объяснения «привычки» становятся заметными для окружающих или мешают ребенку учиться, общаться в детском саду или выполнять обычные ежедневные действия.
Одной из сложностей для родителей выступает то, что нет какого-то определенного описания этих «привычек». У каждого ребенка они свои. Родители задаются вопросом «что это»? Это издержки воспитания, странные склонности ребенка или болезнь? Приведу несколько примеров.
Девочка, 5 лет. В возрасте 4 года, 8 мес. наотрез отказалась надевать шапку. По мере изменения температуры на улице (наступления осени и зимы) проблема усугублялась. Каждый раз, при одевании шапки или любого другого головного убора – истерика, которая не прекращается даже если родители настаивают и одевают ребенка, выводят на улицу. На улице постоянные попытки снять шапку, непрекращающийся плач, падения на землю и т.п. Девочка успокаивается и «забывается» только спустя 2 – 3 часа прогулки. Но в каждый следующий выход на улицу все повторяется сначала.
Мальчик, 11 лет. Сначала появился страх темноты. Боялся ложиться спать, если выключен свет. Потом к этому страху присоединился страх туалетной комнаты. Избегает заходить в туалетную комнату один. Соглашается зайти и справить нужду только в присутствии отца. Может по долгу не ходить в туалет или просит, чтобы ему дали горшок… Ребенок не может объяснить, чего именно он боится. Никакие уговоры родителей не помогают ребенку справиться со страхом. Попытки родителей не поддаваться на «манипуляции» сына приводили к тому, что мальчик справлял нужду в штаны….
А. девочка, 10 лет. Обратились по поводу школьных проблем. Несколько месяцев девочка под разными предлогами пытается избегать посещать школу. По утрам сказывается больной или сбегает с уроков. Причиной такого поведения послужили навязчивые звуки, которые издает девочка. С некоторой периодичностью А. выкрикивает протяжное «Ииии». После этого кажется испуганной и подавленной, но через некоторое время вновь издает этот же звук. По словам мамы, эта особенность появилась примерно полгода назад. Сначала не обращали внимания, считали, что обычная детская игра и пройдет самостоятельно. Но А. издавала звуки не только, когда играла одна, но и во время принятия пищи или когда всей семьей смотрели телевизор. Никакие попытки уговорить А. не делать этого не имели успеха. Поскольку такое поведение продолжалось и в школе на уроках, это привело к тому, что одноклассники стали не только дразнить А., но и применять физическую силу – толкали и на уроках и на переменах, рвали ее тетради и т.п.
Столкнувшись с подобными особенностями поведения у детей, большинство родителей в первую очередь обращаются к неврологам. Чаще всего у таких детей не находят каких-либо отклонений и патологий в развитии. Иногда неврологи назначают успокаивающие препараты. Но, в подавляющем большинстве случаев, эффект от приема медикаментов либо не стойкий, либо полностью отсутствует.
Так что же это такое? И что делать родителям, если у их ребенка появляются навязчивые действия?
Устойчивые навязчивые действия, практически не поддающиеся волевому контролю и коррекции могут говорить об обсессивно-компульсивном расстройстве личности (обсессии – навязчивее мысли, компульсии – навязчивости в двигательной сфере). Обсессивно-компульсивное расстройство у детей может проявляться не только в описанных выше «странных» привычках или страхах, но и в виде тиков, простых и сложных. К простым тикам относятся моргания, подергивания головой, плечами, вокализации (голосовые тики). К сложным тикам относят навязчивые действия в виде прикосновения к отдельным частям тела в определенной последовательности, сгибания и разгибания пальцев рук, подпрыгивания и т.п.
Для детей с подобными особенностями развития характерно появление ритуалов – закономерной цепочки действий, которая обязательно должна быть выполнена. Это может быть простой ритуал в виде раскладывания одежды или предметов в определенной последовательности, ритуал умывания или сборов в школу. Или это может быть довольно сложная цепочка действий, не всегда имеющая рациональную природу – совершение последовательности определенных действий перед выходом на улицу или перед отходом ко сну (например, три раза обойти вокруг стула, затем посидеть на нем 1 минуту и вновь обойти вокруг него, но уже в обратную сторону). Если ребенку не удается совершить привычные действия или ритуал, нарастает напряжение, тревога, вплоть до панических состояний.
Следующая категория состояний, характерных для обсессивно-компульсивного расстройства – навязчивые сомнения и навязчивые страхи, такие как страх того, что что-то может случиться с родителями, страх заболеть какой-то болезнью, страх заражения.
К причинам подобных расстройств чаще всего относят конституциональные (врожденные) особенности личности. Исследователи чаще всего указывают на врожденную повышенную чувствительность таких детей, что приводит к выраженной боязливости и формированию тревожности как свойства личности. С недавних пор стали говорить о возможной роли стрептококковых инфекций, так как в ряде случаев расстройство возникало после перенесенного заболевания.
Поскольку имеет место повышенная чувствительность, то для провоцирования начала расстройства таким детям достаточно малозаметного для окружающих людей стресса. Именно из-за этого появление «странностей» в поведении ребенка для взрослых кажется не связанным с какими-то событиями. Тем не менее, первичный «пусковой момент» всегда присутствует.
В последние пятнадцать лет в мировой практике изменилось отношение к данному расстройству. Если раньше считалось, что обсессивно-компульсивное расстройство встречается довольно редко, то теперь известно, что распространенность данного расстройства довольно высока, но его диагностика затруднена в связи с тем, что дети, подростки и взрослые скрывают свои симптомы, так как осознают их необычность, «странность» и опасаются реакции окружающих людей.
Необходимо отметить, что далеко не все повторяющиеся действия действительно являются признаками обсессивно-компульсивного расстройства. Особенно важно учитывать возраст ребенка. Нередко в возрасте 5 – 6 лет у детей появляются навязчивые действия, которые имеют характер «внушенных» – ребенок мог увидеть и «подцепить» какое-то действие, жест или гримасу. Такие «внушенные» привычки проходят самостоятельно или легко поддаются психологической коррекции.
В целом же прогноз при обсессивно-компульсивном расстройстве неутешительный. По данным исследователей, только незначительное меньшинство детей выздоравливают через 2 – 3 года. У большинства детей симптомы устойчивы не только на протяжении всего детства, но и сохраняются в зрелом возрасте. Кроме того, симптоматика обсессивно-компульсивного расстройства не ограничивается навязчивыми действиями или тиками – как правило, имеет место специфические особенности мышления и формирования структуры личности.
Какие методы лечения существуют? Безусловно, существует медикаментозная терапия, которую может назначить врач-психиатр. Но, повторюсь, лишь малое количество детей избавляются от симптомов. Когда медикаментозное лечение исчерпало себя, родители обращаются к психологам. Основным методом лечения является поведенческая терапия, дающая заметный эффект. Желательно, чтобы программу терапии для ребенка разрабатывал и проводил специалист не только специализирующийся на лечении обсессивно-компульсивых расстройств, но и умеющий работать с детьми. Программа лечения специфична для каждого возраста и чем младше ребенок, тем сложнее, зачастую, ему помочь.
Очевидно, что терапия подобных нарушений не может быть кратковременной.
Многие родители сталкиваются с проблемой поиска специалиста и, что немаловажно, с финансовым вопросом. Посещение психолога в течение нескольких месяцев – довольно дорого. Какие рекомендации можно дать родителям, если нет возможности обратиться за квалифицированной помощью?
Первое, что необходимо помнить, если у вашего ребенка есть вышеперечисленные симптомы, это то, что для таких детей нужна максимально благоприятная обстановка в семье, чтобы снизить уровень тревоги. Характерный для этих детей высокий уровень базовой тревоги зачастую является основой для появления симптомов и даже небольшой стресс может свести на нет полученные результаты.
Родителям не следует концентрировать внимание на симптомах, тем более наказывать ребенка за них. Лучшей стратегией является отвлечение. В момент, когда у ребенка начинаются привычные навязчивые действия, постараться переключить его внимание на что-то другое, желательно, чтобы то, на что родители переключают внимание ребенка, было достаточно сильным впечатлением, способным «захватить» внимание ребенка и некоторое время удерживать его.
Важен режим активности и отдыха. Достаточный сон и достаточная активность сами по себе являются факторами, улучшающими психическое и физическое здоровье детей, а в случае с детьми с обсессивно-компульсивным расстройством выступают как одно из важнейших условий. Активность помогает сбросить и нейтрализовать избыточное напряжение, накапливающееся из-за высокой тревожности ребенка. Кстати, родители не всегда замечают высокий уровень тревожности у ребенка, так как не знают, что именно относится к нормальным реакциям ребенка, а что свидетельствует о повышении уровня тревоги.
Для тех родителей, у кого достаточно времени, чтобы заниматься самостоятельно со своим ребенком для преодоления симптомов обсессивно-компульсивного расстройства могу предложить курс (www.b17.ru/courses/help_your_child/), в котором приведены методы для работы с детьми и даны инструкции, как самостоятельно провести с ребенком терапию, направленную на избавление от навязчивых действий и страхов у ребенка.
В заключение хотелось бы сказать, что не смотря на то, что обсессивно-компульсивное расстройство признается плохо поддающимся терапии и склонным к хроническому или рецидивирующему течению, самое опасное – «не замечать» проблемы. Все исследователи отмечают, что при проводимой терапии симптомы обсессивно-компульсивного расстройства если и сохраняются, то имеют значительно меньшую выраженность и склонность к расширению. Если же ребенок или подросток остается «один на один» со своей проблемой, симптоматика может утяжеляться и расширяться – к уже имеющимся навязчивым действиям добавляются новые, усугубляется склонность к обсессивному мышлению.
За консультацией к автору статьи можно обратиться по скайпу Login: mzayriy.
Навязчивые движения у детей
В современном мире с его ускоренным ритмом жизни становится больше и больше людей, страдающих различными невротическими расстройствами. Неврозы – это практически бич двадцать первого века, и, к сожалению, с каждым годом они «молодеют». Всё чаще загруженность в школе и на дополнительных занятиях, хроническая усталость, стрессы и многие другие факторы способствуют развитию невротических расстройств у детей и подростков. Одно из таких заболеваний – невроз навязчивых движений.
Навязчивые движения или обсессивно-компульсивное расстройство у детей — что это?
Синдром навязчивых движений входит в целую группу неврозов, объединённых понятием обсессивно-компульсивное расстройство личности.
Обсессивно–компульсивное расстройство – это расстройство психики, характеризующееся одержимостью навязчивыми состояниями (мыслями, фобиями, воспоминаниями, сомнениями, действиями). Больной постоянно находится под гнётом тревожных мыслей и страхов (обсессий). Например, ребёнок панически боится заразиться какой-нибудь страшной смертельной болезнью или ему кажется, что он своими мыслями может причинить кому-то вред, либо он не может спокойно выходить из дома, потому что считает, что тогда обязательно что-нибудь случится. Тревога нарастает, довлеет, и тогда, чтобы как-то разрядиться, больной совершает какие-то действия (компульсии), которые, по его мнению, должны предотвратить то или иное событие: постоянно моет руки; плюёт через левое плечо и стучит по дереву при каждой «дурной мысли»; перед выходом из дома расставляет вещи на столе в определённом порядке. Для навязчивостей характерны их цикличность и непроизвольность (они имеют чуждый больному характер, он не хочет, чтоб они появлялись, борется с ними). Борьба (компульсия) может быть прямой (как в случае с мытьём рук), то есть направленной непосредственно против страха (боюсь заразиться – мою руки, убиваю микробов) и косвенной, не связанной со страхом по своему смыслу (перед выходом из дома досчитать до десяти и провернуться на одной ноге против часовой стрелки). Такие компульсии называются ритуалами.
Синдром навязчивых движений у детей также проявляется в непроизвольных, часто повторяющихся действиях. Это может быть:
- гримасничание;
- причмокивание, покашливание, щёлканье пальцами или суставами;
- накручивание волос на палец;
- подёргивание щекой;
- обгрызание карандашей, ручек, ногтей;
- сосание пальца;
- выдёргивание волос;
- расчёсывание кожи;
- взмахи руками;
- подёргивание плечами и прочее.
Трудно перечислить все возможные двигательные навязчивости, они достаточно вариативны и индивидуальны. Некоторые из них можно перепутать с нервными тиками, но в отличие от тиков, которые вызваны автоматическим сокращением мышц и не поддаются контролю, навязчивые движения возможно (хоть это и не просто) подавить усилием воли.
Кроме того, как говорилось выше, существуют так называемые защитные ритуалы, которые со стороны выглядят как странные привычки. Например, ребёнок обходит все препятствия с определённой стороны, складывает тетради в рюкзак только левой рукой, перед тем, как лечь спать, определённое количество раз прыгает на одной ноге и т.д. Характер таких «обрядов» может быть очень сложным.
Также детям, страдающим обсессивно-компульсивным расстройством, свойственно патологическое стремление к порядку, чистоте (бессмысленное перекладывание предметов с места на место, частое мытьё рук).
Навязчивые движения (действия) вызваны психоэмоциональным дискомфортом, они направлены на то, чтобы утихомирить тревогу.
Причины навязчивых движений
К синдрому навязчивых движений предрасположены застенчивые, боязливые, тревожно-мнительные, чрезмерно впечатлительные, неуверенные в себе дети. Причинами развития невроза могут стать следующие факторы:
- стрессы;
- хроническая усталость;
- психологические травмы (конфликты родителей, неблагополучная семья, потеря близкого человека или домашнего питомца, переезд на новое место жительства, смена детского сада или школы и т.п.);
- появление в семье ещё одного ребёнка;
- диктаторское воспитание или же, наоборот, чрезмерная вседозволенность;
- завышенные требования родителей и невозможность им соответствовать;
- строгое религиозное воспитание;
- наследственность;
- некоторые заболевания (туберкулёз, мононуклеоз, вирусный гепатит, корь)
- органические поражения головного мозга;
- черепно-мозговая травма.
Диагностика синдрома навязчивых движений у детей основана на жалобах родителей и наблюдении за пациентом. Для постановки точного диагноза необходимо пройти неврологическое, психиатрическое обследование, а также психологическое тестирование.
Лечение синдрома навязчивых движений у ребёнка
Если не придавать значения «странным или дурным привычкам» и ничего не предпринимать, качество жизни ребёнка с синдромом навязчивых движений ухудшается. Он может физически навредить себе: расчесать руки в кровь, вырвать клок волос и т.п. Кроме того, рано или поздно может наступить моральное истощение, ведь жить в постоянной тревоге и страхе очень тяжело и для взрослого человека, что уж говорить о неокрепшей детской психике. Такое положение вещей чревато нервными срывами, депрессиями, проблемами с социальной адаптацией, замкнутостью. Часто ребёнок становится заложником собственных ритуалов. Со временем они могут разрастаться, что делает жизнь попросту невыносимой.
Сложность лечения синдрома навязчивых движений у детей заключается в том, что в раннем возрасте они не способны адекватно оценивать своё состояние. То есть взрослый человек с обсессивно-компульсивным расстройством в 80% случаев осознаёт иррациональность своего поведения, бессмысленность и бесполезность своих же ритуалов, понимает, что с ним что-то не так, и рано или поздно сам идёт к специалисту. Ребёнок же не может понять и проанализировать, что с ним происходит.
Если вы замечаете, что ваш ребёнок часто и непроизвольно совершает какие-либо движения (действия) или имеет странные привычки, необходимо внимательно пронаблюдать за ним, постараться самостоятельно выявить причины подобного поведения. Очень часто причиной синдрома навязчивых движений у детей являются конфликты родителей. Ребёнок, страдающий неврозом, подсознательно пытается привлечь внимание окружающих к имеющейся у него проблеме. Самое главное — определить психотравмирующий фактор и устранить его. Для начала нужно наладить психологический климат в семье, постараться минимизировать конфликтные ситуации и обеспечить ребёнку спокойные, комфортные условия жизни. Очень важно не ругать за навязчивые движения, помнить, что это не баловство, не блажь и не протест. Это расстройство психики, и ребёнку нужна помощь. В тех случаях, когда у родителей не получается своими силами выяснить, чем вызваны навязчивые движения у ребёнка, им следует незамедлительно обратиться к медицинскому или детскому психологу.
Для устранения синдрома навязчивых движений у детей психологи в нашем Центре используют методы игровой, песочной терапии, сказкотерапии, арт-терапии. Кроме того, обязательно проводится консультирование родителей по созданию психологически комфортной для ребенка обстановки в семье и по необходимости коррекция стиля воспитания (если эти факторы легли в основу детского невроза). Такой подход помогает быстро снять повышенную тревожность, нейтрализовать последствия психотравмы (если она была), научить ребенка справляться со стрессом более конструктивным способом, повысить адаптационные ресурсы. При получении своевременной поддержки специалиста синдром навязчивых движений снимается в сжатые сроки и уходит без следа.
Запишитесь на консультацию детского психолога по телефону (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.
Синдром навязчивых движений у детей ( Навязчивый невроз у детей )
Синдром навязчивых движений у детей — это один из компонентов обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР). На его развитие влияет ряд факторов: отягощенный акушерский анамнез, генетические и приобретенные неврологические отклонения, особенности воспитания и воздействия социума. Синдром проявляется неконтролируемыми движениями конечностями и туловищем, гримасничаньем, бессмысленными ритуалами. Для диагностики требуется клиническое обследование у психиатра и невролога. Лечение патологии включает прием медикаментов (антидепрессантов, ноотропов, транквилизаторов), индивидуальную, групповую, семейную психотерапию.
МКБ-10
- Причины
- Патогенез
- Симптомы
- Осложнения
- Диагностика
- Лечение синдрома навязчивых движений у детей
- Медикаментозная терапия
- Психотерапия
- Прогноз и профилактика
- Цены на лечение
Общие сведения
Истинный навязчивый невроз бывает в 0,5-2% случаев, а распространенность субклинических расстройств достигает 19% в детской популяции. Синдром может начаться в любом возрасте, даже в периоде младенчества. Пик его клинических проявлений приходится на возрастной интервал 7-11 лет. Состояние чаще встречается у девочек, в то же время мальчики более подвержены раннему дебюту и тяжелому течению ОКР. Расстройство представляет серьезную проблему для психиатров, поскольку с трудом поддается терапии, нарушает социальную адаптацию и вызывает у детей депрессивные нарушения.
Причины
Синдром навязчивых действий имеет полиэтиологическую природу, что значительно затрудняет его лечение. Обычно на формирование патологии влияют сразу несколько факторов, причем их не всегда удается выявить и правильно идентифицировать. В современной детской психиатрии все причины навязчивостей объединяют в несколько групп:
- Биологические факторы. Сюда относят перинатальные поражения нервной системы, которые провоцируют обсессивно-компульсивные нарушения в 15% случаев. Синдром также формируется под влиянием приобретенных заболеваний ЦНС, нарушений вегетативной регуляции, затяжных соматических болезней. Большое значение имеет генетическая предрасположенность.
- Социальные предпосылки. Навязчивые действия зачастую проявляются у детей, проживающих в неблагоприятных семейных обстоятельствах, что подразумевает неполные семьи, асоциальных родителей, плохие материально-бытовые условия. Авторитарное воспитание и гиперопека также являются независимыми факторами риска невроза.
- Психологические причины. К этой группе относят психические травмы, которые наблюдаются при сильном эмоциональном потрясении либо при причинении ребенку физического насилия и являются триггером для 35% неврозов. Компульсивное поведение более характерно для детей с акцентуациями личности — чрезмерным усилением отдельных черт характера.
- Инфекционные воздействия. Появление навязчивых движений возможно при синдроме PANDAS — аутоиммунном нейропсихическом расстройстве, которое провоцируется стрептококковой инфекцией группы А. Состояние отличается внезапным возникновением симптомов и их эпизодическим течением, оно может встречаться у абсолютно психически здоровых детей.
Патогенез
Современные психиатры рассматривают навязчивые движения как наиболее простой вариант реализации патологической избыточности двигательного акта. Синдром возникает при нарушениях передачи импульсов в стриопаллидарной области головного мозга, которые обусловлены недостаточностью ГАМКергической трансмиссии. В формировании патологии не принимают участие высшие центры церебральной коры, поэтому типично наличие максимально простых и однотипных движений.
Двигательная активность направлена на нормализацию работы нейронов и улучшение нейротрансмиттерной передачи в разных отделах экстрапирамидной системы. При этом у пациента уравновешиваются процессы возбуждения и торможения в ЦНС, отмечается субъективное ощущение комфорта. При совершении навязчивых действий аналитическая и контролирующая функции нервной системы сохранены, ребенок полностью осознает свои поступки.
Симптомы
Ребенок с компульсивным неврозом имеет непреодолимое и необъяснимое желание совершать и многократно повторять однотипные движения. Синдром отличается разнообразием клинических симптомов. Среди типичных двигательных расстройств выделяют кивания головой, «болтания» конечностями, непроизвольное вытягивание или сгибание туловища. Некоторые больные постоянно двигают руками, поправляя волосы либо расправляя складки одежды.
Многие дети начинают непроизвольно и слишком часто зажмуриваться, складывать губы трубочкой, морщить нос и выдавать «хрюкающие» звуки. Подобные движения, возникающие в дошкольном возрасте, часто воспринимаются родителями как гримасничанье. Родители пытаются отучить малыша от таких привычек, слишком эмоционально реагируют на непослушание, в результате чего невротические расстройства усугубляются.
У подростков компульсивный синдром иногда проявляется в виде ритуалов, которые носят защитный характер и могут сопровождаться различными фобиями. Ритуалы могут включать многократные проверки закрытого окна и двери, раскладывание книг и письменных принадлежностей в определенном порядке, использование одних и тех же маршрутов для передвижения по городу.
Осложнения
Без коррекции все проявления навязчивостей усиливаются, вследствие чего у ребенка начинаются проблемы с социальной адаптацией. Постоянно повторяющиеся бессмысленные движения делают его объектом для насмешек сверстников, мешают целенаправленной учебной деятельности, снижают способности к концентрации внимания. Такие дети отказываются посещать школу и общаться с ровесниками, в тяжелых случаях ситуация заканчивается полной изоляцией.
Пациенты с навязчивыми неврозами, как правило, страдают от множественных фобий: насекомых, высоты, замкнутых пространств, тяжелых заболеваний. К распространенным навязчивым страхам при ОКР у детей относят эритрофобию (боязнь покраснеть), лалофобию (боязнь разговора из-за опасения заикания), никтофобию (страх темноты). Распространенным последствием компульсивного невроза являются тревожно-депрессивные состояния.
Диагностика
Синдром навязчивых движений выявляется при клиническом обследовании ребенка психиатром. Врач беседует с пациентом и его родителями, подробно узнает об особенностях компульсивных движений, собирает анамнез жизни с момента рождения. Для оценки психоэмоционального состояния используются специальные тесты и опросники (шкала Йеля-Брауна), у малышей для психодиагностики применяют тесты с картинками.
Навязчивые действия по клиническим признакам напоминают тики, возникающие при органических поражениях ЦНС, для исключения которых назначается консультация детского невролога. Врач проводит стандартный физикальный осмотр, оценивает работу вегетативной нервной системы, проверяет рефлексы и делают пробы на координацию движений. По показаниям ребенку выполняют инструментальные методы: ЭЭГ, эхоэнцефалографию, КТ или МРТ головного мозга.
Лечение синдрома навязчивых движений у детей
Медикаментозная терапия
Лечение навязчивостей представляет собой сложную задачу для детского психиатра, что обусловлено сложным переплетением этиологических и триггерных факторов, невозможностью полностью исключить негативные влияния социума и отсутствием четких схем терапии. При компульсивных неврозах у детей применяется комплексный терапевтический подход, который предполагает лечение медикаментами и разнообразные методы психотерапии. Фармакотерапия состоит из 3 этапов:
- Купирующая терапия. Начинается после постановки диагноза для полного устранения или редукции симптоматики навязчивых движений и продолжается в течение 1-2 месяцев. Лечение включает анксиолитики, антидепрессанты и ноотропы, реже рекомендуют нейролептики и нормотимики.
- Стабилизация. Ребенку назначают препараты первого этапа в поддерживающих дозах, чтобы добиться стойкой ремиссии, улучшить прогноз для социальной адаптации. Второй этап продолжается до полугода и более с учетом клинической ситуации.
- Поддержание ремиссии. Детям с хроническим или рецидивирующим течением синдрома показана длительная амбулаторная терапия, которая рассматривается как вторичная профилактика осложнений и средство для повышения уровня социального функционирования.
Психотерапия
Высокую эффективность при навязчивых неврозах имеют методы психологической коррекции, которые дополняют или заменяют медикаментозное лечение в зависимости от степени выраженности симптоматики. Детские психологи используют, групповую, парную, индивидуальную формы работы, применяют игровую терапию, арт-терапию и релаксационные упражнения. Большую роль в социальной адаптации играют тренировки коммуникативных навыков.
Комплексное лечение навязчивых движений включает методику семейной психотерапии. Психологи работают с улучшением эмоционального фона в семье, помогают достичь взаимопонимания, мягко корректируют неправильные родительские подходы к воспитанию. Изменение отношения членов семьи к психологическим особенностям ребенка и принятие имеющихся у него отклонений очень важно для успеха дальнейшей терапии.
Прогноз и профилактика
При неврозе навязчивых движений врачи не дают однозначных прогнозов. В среднем у 2/3 детей, несмотря на проводимое лечение, остаются отдельные проявления компульсивного поведения, которые усугубляются на фоне психотравм. Однако комплексная психологическая и медикаментозная помощь помогает больным минимизировать проблему, научиться контролировать свое состояние и не допустить дальнейшего прогрессирования невроза.
Профилактика навязчивостей должна начинаться еще в антенатальном периоде развития и включать регулярный контроль беременности, выбор оптимальной тактики родов и предупреждение гипоксических повреждений ЦНС. В постнатальном периоде родителям необходимо обеспечить ребенку комфортную и доверительную семейную обстановку, максимально оградить от психотравмирующих ситуаций.
Опасность невроза навязчивых движений и состояний у детей
В современном мире навязчивый невроз — самый распространенный вид нервно-психической патологии. Навязчивые движения рассматриваются, как реакция организма на временные или длительные переживания, из которых карапуз не смог найти. Физиологическая дезорганизация особы показывается вместе с изменениями психики. В детском возрасте негативные эмоции, связанные с проблемами в школе или на детской площадке, превращаются в причину проявления подобной болезни.
Навязчивые неврозы у ребенка, симптомы и лечение существенно отличаются в зависимости от специфики конкретного случая, возникает и развивается очень быстро, и только врач поставит правильный диагноз.
Происхождение заболевания
Формирующаяся особа карапуза зависит от многих внутренних и внешних факторов, которые, в свою очередь, при определенных обстоятельствах вызывают подобное заболевание. Основными основаниями считают:
- Социально-культурные связаны с проблемами жизни в крупных городах. Возникновение психоневроза можно связать с нехваткой требуемого количества срока для полноценного отдыха.
- Социально-психологические сопряжены с эмоциональной изоляцией грудничка, к примеру, долгий домашний арест или конфликты. Встречается другая трудность в благополучных семьях. Только групповая терапия позволит создать положительные условия для формирования ребят.
- Социально-экономическая возникает при отсутствии требуемых условий для комфортного проживания. При этом мамы часто занимаются своими делами и не уделять требуемое количество времени. Также у ребеночка могут отсутствовать вещи, которые есть у его сверстников. В последнее время социально-экономическая встречается намного чаще.
Достаточно большое значение имеют соматические патологии, которые оказывают непосредственное влияния на нервную систему. Повышение чувствительности к психологическим воздействиям определяет то, что ребёнок остро реагирует даже на незначительное управление со стороны окружающего мира.
В последнее время медики все больше уделяют внимание тому, что симптомом является долгое пребывание в интернете нарушает ЦНС. Это сопряжено с большим потоком различной информации, оградить ребят от источников боязни и душевных переживания практически невозможно.
Невроз — признаки, симптомы, методы лечения
В медицинской практике они делятся на многие виды, но только часть из них может возникнуть в детстве.
Согласно итогам проведенных исследований, мальчики чаще всего страдают от навязчивого невроза. Некоторые действия ребенком, на которые мамы не сразу обращают внимание, указывают на трудность. Наиболее распространены следующие признаки:
- Тики. Мышцы способны делать непроизвольные сокращения из-за неправильной работы системы. Мигания, судороги, подергивания, длительные шмыганья носом воспринимаются как основные сигналы. Со временем тики усиливаются, если не провести лечение.
- Надоедливые движения. Они бросаются в глаза не сразу. Некоторые дети накручивают волосы на палец, другие дергают мочку уха или хрустят пальцами, делают периодические наклоны, третьи грызут ногти.
- Вредные привычки. Отличиями навязчивого состояния детей считаются привычки, взаимосвязанные с сосанием пальца или ковырянием в носу, специально портят материалы. Некоторые не обращают внимательности на другие сигналы появления неврозов.
Неврастения станет основанием нарушения сна или потери аппетита, возникновение панических атак или паники. При этом дети не охотно рассказывают о паниках своим отцам.
Опасения врачей вызывает навязчивость, которая проявляется в детстве до 3-х лет. Обычно они указывают на тяжелые расстройства, результат эволюции которых заключается в нарушение действия ЦНС. Требования, взаимосвязанные с обследованием и выздоровлением, лечение невроза несколько отличается, так как причина заключается в генетическом несоответствии.
Действия, которые чадо совершает не задумываясь, также основные аналогичного вопроса. Невроз навязчивых состояний станет поводом прогулки по определенному маршруту или подчеркивания букв.
Симптомы обсессивно-компульсивного расстройства следующие:
- Появление абсурдных мыслей, которые в итоге приводят к развитию страхов.
- Тревожные сомнения, касающиеся своих поступков или окружающих.
- Поступки, не имеющие смысла, повторяющиеся неоднократно.
- Совершение различных поступков, направленные на временное устранение панического положения.
- Боязнь совершить неправильный поступок.
Только опытный врач знает все сигналы, указывающие на расстройства.
Взрослые привыкли решать вопросы лечения с психами принимая антидепрессанты. С детьми нужно сразу обратиться к медработнику, так как неврастения это повод сбоя. Специалист порекомендует:
- Ссоры должны прекратиться, как и выяснения отношений. Комплексное предусматривает создание среды, при которых чадо будет ощущать заботу и любовь.
- Сложнее всего помочь ребеночку побороть свой страх. Для этого нужно создать условия для откровенных разговоров.
- Имеет значение то, сколько подросток проводит в интернете или за использованием разных гаджетов. Прогулки на улице выгодно влияют на положение психики.
- После консультации у специалиста многие решают записать детишек в спортивную секцию или на танцы. На аналогичных занятиях представлено общением со сверстниками, физическим развитием и отдыхом душой.
Функциональные сбои, стесненные со стрессами, можно устранить, записав кроху к профессионалу. Он будет под контролем психолога, который также даст указания родителям. Если затруднения стесненные с нарушением функциональности клеток мозга, психологи могут назначать разные медикаменты или прохождение терапии у психиатра.
С окружающими дети часто ведут себя по-разному. Родители и педагоги должны обращать внимание на все несоответствии. Основными критериями определения эффективности можно назвать психологическое самочувствие и отсутствие аномалии.
На устранение отводится самое разнообразное количество времени. Сроки зависят от разнообразных моментов:
- Запущенности состояния.
- Источник образования.
- Применяемой методики.
- Обстановки дома.
Необходимо тщательно следить за собственным детьми на момент формирования личности.
Особенности у детей
Начинать выздоровление необходимо при проявлении первых знаков. У детишек они координированы с эмоциональными кризисам, возникающими при конфликте или постоянными выяснениями отношений. Непроизвольно повторяющиеся движения проявляются уже при затяжном протекании недуга.
Истерия показывается неодинаковым образом. Протекание недуга и его выраженность зависят от:
- Пола и возраста. Дети разного годов по-разному реагируют на напряженные ситуации.
- Специфики среды проживания. Такими факторами являются обеспеченность, их образ существования, моральные устои.
- Темперамента.
Плохое поведение также воспринимается как реакция организма на стрессы. При резкой смене настроения, характера обязательно следует обратиться к медработнику.
Прогрессия и последствия не лечения
Существует довольно много методик, выбор проводится в соответствии с результатами проведенного обследования. Прогрессия в детском возрасте стремительная, так как личность еще не сформировалась.
Любые нервно-психические детские кризисы имеют тенденцию компенсироваться со временем. Ни один диагноз не считается пожизненным приговором, но если не заняться затруднениями своевременно, то она станет виновником перебоя сознания и образования тиков.
Как правило, истерия значится знаком стрессового самочувствия. У взрослых надоедливые меры сохраняются по причине того, что являются виновником более глубокой дисфункции.
Выздоровление в стационаре (круглосуточно, комплекс, анализы)
Приход первых отличий становится мотивом, по которой обращаться за помощью к невропатологу. Специалист проводит осмотр и обследование крохи. Лекарственное лечение назначается крайне редко, в большинстве случаев при клеточных и других перебоев.
Постановка диагноза “невроз” проводится в несколько этапов. Последовательность следующая:
- Для нахождения требующегося ответа сначала проверяются разрушение ЦНС и генетические дефекты. Такого рода прецеденты встречаются крайне редко. Выявить генетические аномалии можно только при проведении непростых обследований. Поэтому надобно обратиться в клинику, которая специализируется на решении такого рода сложностей.
- Некоторые признаки значатся последствиями травм или приход других тяжелых хворях. Примером являются тяжелая форма гриппа, энцефалиты, черепно-мозговая травма и другие. На данном этапе определяется связанное с дисфункцией хворь, для чего проводятся неодинаковые тесты и анализы.
- К наиболее встречающейся сложности относится разлад, которые возникают из-за драматичных ситуаций. На нее оказывают влияние даже конфликты во дворе или частые ссоры. Оценка производится путем продолжительного общения.
Сбор анализов выполняется для поиска недомогания, которые превращаются в мотив выхода психического разлада.
Психотерапия — самый встречающейся метод. В стационаре следующие характерности:
- Пациент находится под постоянным наблюдением.
- Выполняется создание групп. Общение со сверстниками оказывает благоприятное воздействие на сознание.
- Лекарственный препарат используется в крайних или запущенных прецедентах.
Стационарное врачевание назначается в отдельных эпизодах, когда дома не обеспечивают надлежащую среду. После того как прошел непростой период дитя сможет вернуться к своему обычному существованию.
Самолечение (вред, последствия, нежелательность опасность) призыв обратиться к врачу
Плохим решением можно считать самолечение. Самостоятельно оказать правильную помощь малютке родители не способны по ряду предлогов. Последствия недостатка профессиональной помощи со стороны психотерапевта следующие:
- Разрушение психики. Проявляется оно неадекватной реакцией на жизненные ситуации.
- Выхода тиков. Они координированы с потерей контроля над мышцами.
- Разрушение личности. Это осложнение заметно в тяжелых эпизодах.
- Организм становится менее устойчивым к стрессу и другим недомоганиям.
В независимости от того, какой предлог привела к происхождению отклонений в психике надобно обращаться к профессионалу. Некоторые меры перерастают в привычку, и малыш будет совершать их постоянно.
Амбулаторная программа, ремиссия
Работа психотерапевта согласована с выявлением настроя. Впервые осложнение было описано в 1617 года и сегодня применяют проект, который характеризуется высокой эффективностью. Амбулаторная программа содержит следующие особенности:
- После определенного врачевания на стационаре курс реализуется в амбулаторной атмосфере. Это этап требуется для того, чтобы малютка учился и привыкал к жизни в своей семье.
- Важной предпосылкой считается недостаток напряженной обстановки. Если ссоры повторяются, этом нарушает проект.
- Родители и эксперты уделяют внимание проведению мероприятий по восстановлению социальных связей. Нехватка друзей приводит к тому, что загвоздка перерастет в синдром.
Прием некоторых трав и продуктов, другие народные методы ускоряют прохождение ремиссии. Восстановлению способствуют:
- Прием успокаивающей травы, например, валерианы или мелиссы. Антидепрессанты прописываются исключительно экспертом, самостоятельно их давать не рекомендуется.
- Перед сном малышу можно дать молоко с медом. Похожее сочетание также успокаивает.
- Можно принять ванну с добавлением морской соли, мяты или лаванды. Теплая вода оказывает расслабляющий эффект на мышечные ткани.
- Надо больше проводить времени с малышом. При этом следует выбрать какую-нибудь игру или занятие, в котором он сможет достигнуть успеха.
Изменив атмосферу пребывания кровинки, к примеру, на момент каникул можно способствовать его лечению. При выезде на другую местность для временного проживания меняется круг общения.
Физическая активность маленького чада контролируется ради его безопасности. Некоторые меры приводят к травме.
Профилактика
Рассмотрев каждый фактор, который становится стимулом явлению неврологических отклонений, можно разработать эффективную профилактику. Наиболее популярны нижеприведенные рекомендации:
- Развитие не должно отставать от эволюции сверстников. В противном деле он будет чувствовать себя неполноценным, это приведет к комплексам. Для этого надо с ним заниматься.
- В семье должна быть благоприятная обстановка. Рассчитывать на положительный успех можно только при отсутствии скандалов дома.
- В современном мире изменение сознания происходит под управлением интернета и гаджетов. Сильнейший естественный антидепрессант заключается в продолжительном пребывании на свежем воздухе и активном отдыхе.
- Периодические откровенные разговоры позволят своевременно выявить страхи и помочь ему с их преодолением.
В большинстве профилактика не требуется. Если ваша кровинка не проявляет никакой реакции на воздействие окружающего мира, стрессовые ситуации, то достаточно обеспечить благоприятную обстановку дома и психостения не появится.
Если была проведена соответствующая терапия самостоятельно под наблюдением медперсонала в юности после 8 лет, тогда она пропадет практически бесследно. Если показатели проявлялись в детстве с 3 до 6 лет, то они проявляются в период 8-11 лет. Лечение обсессивно в силах провести в любой возрастной период, но в позже отвыкание проходит сложнее.
Даже в самом сложнейшем деле не стоит забывать о том, что психостения лечится и практически во всех стечениях её показатели обратимы. Дошкольник может полностью выздороветь и вернуться к нормальной жизни. Различные клиники разработали собственные методики, которые характеризуются своими особенностями. Поэтому перед обращением нужно подробно изучить план.
Намного проще предотвратить, чем потом устранять, поэтому необходимо создать максимально комфортные условия жизни. В противном случае существующая патология не будет лечиться и приведет к осложнениям.
Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей
Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, – невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.
Особенности детской нервной системы
Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.
В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.
Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.
Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.
Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.
Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.
Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.
Неврологические проблемы
Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).
Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.
Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.
Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.
Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.
Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.
Когда проблема действительно существует?
Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.
Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, – ор ребенка.
С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.
Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.
К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.
К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.
Советы доктора Комаровского
Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.
Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, – правильный образ жизни ребенка.
Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.
Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.
Синдром навязчивых движений у ребенка
Материал подготовила Якунина Светлана Геннадьевна, педагог-психолог ОЦДиК
Среди «малых бедок малых деток» встречаются навязчивые движения.
У мальчиков в 2 раза чаще, чем у девочек, а в возрасте до 10 лет — у 20% детей, то есть у каждого пятого! Как проявляется навязчивость? Обгрызание ногтей, щелканье пальцами, однотипные гримасы, причмокивание, покашливание, шмыганье носом, моргание с явным усилием, скрежет зубами, повороты шеи, взмахи кистями рук, покручивание пуговицы на одежде, накручивание волос на палец и выдергивание волос, стереотипное повторение одного и того же слова — всего не перечислишь. Бывает и так, что одновременно с этим в поведении ребенка появляются нелепые ритуалы. Например, ребенок обходит все препятствия только с одной стороны, справа или слева; дует на ладони, прежде чем сесть за стол; закрывая двери, дергает дверную ручку определенное число раз. На просьбу родителей прекратить навязчивые действия малыш может ответить нелепой вспышкой раздражения, детской истерикой, чего раньше за ним не водилось.
Что же это может быть? Верный диагноз может поставить только врач-невропатолог.
Самому ребенку все эти проявления могут не причинять ровным счетом никаких неудобств – если, конечно, он не травмирует себя. Стандарта лечения невроза навязчивых состояний также не существует — тут все зависит от конкретного врача-невролога.
Понаблюдайте за ребенком, когда он получает долгожданное мороженое или шоколадку: есть ли симптом? Есть ли навязчивые движения, когда ребенок чем-то увлечен?
Факторы, которые могут запустить механизм:
Поскольку имеет место повышенная чувствительность, то для провоцирования начала расстройства таким детям достаточно малозаметного для окружающих людей стресса. Именно из-за этого появление «странностей» в поведении ребенка для взрослых кажется не связанным с какими-то событиями.
Тем не менее, первичный «пусковой момент» всегда присутствует. Это может быть:
• сильный стресс;
• долгое нахождение в психологически неблагополучной обстановке;
• тотальные ошибки в воспитании — попустительство или чрезмерная строгость;
• дефицит внимания;
• перемены в привычной жизни — переезд, смена детского сада, отъезд родителей и их долгое отсутствие.
• длительная эмоциональная перегрузка в семье (скандалы и разводы);
• подражание в детском коллективе. Дети подражают симптомам лидера группы (причем неважно даже, ровеснику или взрослому), подражают предмету симпатии, подражают даже героям фильмов!
• переутомление;
• недосыпание;
• недоедание и так далее
Поэтому, при появлении неадекватных симптомов родителям нужно хорошо подумать, а что предшествовало этому — были ли конфликты в семье, в детском коллективе, болел ли чем-то малыш, принимал ли при этом какие-либо медикаменты?
Временному стрессовому синдрому всегда имеется объяснение, у него всегда есть причина. А вот у психического заболевания причины чаще всего может не оказаться. Если ничего не менялось, не болело, никаких лекарств ребенок не принимал, у него не было температуры, он хорошо ел и спал, а наутро он мотает головой из стороны в сторону, морщится, моргает и жмурится, пытается спрятаться, убежать, трясет руками без перерыва уже битый час – это, безусловно, повод для обращения к детскому неврологу, а затем и к детскому психиатру.
Рекомендации для родителей
Движения, которые совершает ребенок, немотивированные, их очень сложно взять под контроль. Примечательно, что ребенок начинает повторять такие движения именно тогда, когда попадает в неудобную или некомфортную, с психологической точки зрения, ситуацию. Если он боится, если он растерян, огорчен, раздражен, обижен, он начинает компенсировать дискомфорт привычным и успокаивающим его движением или целой серией таковых.
Родителям не стоит акцентировать внимание на навязчивых движениях – и уж тем более пытаться запрещать ребенку их совершать. Он делает их неосознанно (или практически неосознанно), а потому запретить их в принципе невозможно, а вот усугубить эмоциональное нарушение запретами – легко. Лучше отвлечь ребенка, попросить его сделать что-то, помочь, куда-то вместе сходить.
Нельзя повышать голос и кричать на ребенка в тот момент, когда у него началась серия немотивированных движений. Реакция родителей должна быть спокойной, адекватной, чтобы не испугать ребенка еще сильнее. Лучше всего продолжать говорить с малышом тихим, спокойным голосом, короткими предложениями, не спорить с ним, ни в коем случае не оставлять его одного. Не стоит также смотреть малышу прямо в глаза. Ребенок очень нуждается в том, чтобы с ним поговорили, обсудили его проблему. В конце концов, у него эти новые «вредные» привычки тоже вызывают недоумение и испуг. Порой именно доверительно общение помогает избавиться от проблем.
Специальных таблеток нет, но есть другие, более действенные способы помочь ребенку избавиться от невроза — это любовь мамы и папы, терпение, время и участие. Если родители возьмут за правило каждый день гулять со своим чадом, обсуждать фильмы и книги, которые вместе посмотрели и прочитали, если дома создадут благоприятные эмоциональные условия, то довольно быстро у ребенка исчезнут все навязчивые состояния и движения, которые так беспокоили его родственников.
Поможет и домашняя видеосъемка — дети часто вообще не осознают наличие у себя навязчивых движений, пока им не показали со стороны. Возможно, один только простой просмотр видеозаписи избавит ребенка от симптома, бывает и такое.
Литература
1. Еникеева Д.Д. «Популярная психиатрия» – М. 1998.
2. Лимонцева Г. В. Кузнецова Е. Н., «Общие особенности неврозов у детей» – М., 2012.
3. Лордкипанидзе Л. Н «Книга о неврозах. Просто и понятно о сложном» М.- 2017.
Интернет-ресурсы 1. Материалы с сайта о здоровье и развитии ребенка «Цветы жизни» https://childflovers.ru/doktor-komarovskij-o-sindrome-navyazchivyx-dvizhenij-u-detej.html
2. Материалы с сайта «О крохе» https://o-krohe.ru/psihologiya/sindrom-navyazchivyh-dvizhenij-u-detej
3. Материалы с сайта https://letidor.ru/psihologiya/detskie-navyazchivosti-chto-delat-esli-vy-zametili-u-rebenka-strannye-dvizheniya.htm
О проекте
«Всегда рядом» – это информационно-просветительская площадка для поддержки родителей. Здесь вы найдете полезную информацию по воспитанию и уходу за детьми, в том числе и обучающие видеоролики,а также узнаете о предстоящих и прошедших мероприятиях в Калининграде и Калининградской области.
Навязчивые движения
Это было ожидаемо.
Американская и европейская ассоциация психологов и психотерапевтов (подразделения здоровья детской психики) предложила выделить навязчивые движения у детей в отдельный блок заболеваний требующих обязательной помощи и коррекции без помощи препаратов подавляющих работу психики.
К сожалению, во время карантина количество случаев может возрасти. Стресс; тревога родителей и конфликты в эти дни могут способствовать.
Что за навязчивые движения:
- сосание пальца для детей старше 6 месяцев;
- обгрызание ногтей;
- кручение пупка;
- натирание любых частей тела своих иди близких людей;
- кручение или сосание воло;
- теребление одеял, привычных кусочков ткани;
- покусывание губ.
И целый ряд других проявлений которые чаще всего случаются во время:
- засыпания
- когда скучно
- в стрессе
- при просмотре мультиков или чтения книг.
Если вы заметили такие движения и знаете, что они держаться больше месяца – ребёнку нужна помощь!
Идеально, если нейропсихолог или психолог.
Категорически:
- не подавлять
- не наказывать
- не шантажировать.
По прикидкам каждый 5 ребёнок испытывает это состояние.
Причины и что делать самим я писала сотни раз. Повторим.
Переходим к причинам – это их список, подтверждённый исследованиями:
- эмоциональная и физическая перегрузка ребёнка. Этим в том числе объясняют нарастающий рост этих состояний. Детей с рождения нагружают уроками; заставляют рано читать и писать. Не учитывают необходимость ребёнка в игровой деятельности и свободной игре. И, кстати, ‼️когда я говорю родителям о необходимости снизить нагрузку, то часто слышу «пусть лучше дальше ногти грызёт (или другое состояние называют)».
- наследственная предрасположенность и пример близких. Если папа вырывает волосы (или любое другое состояние) то большая вероятность, что ребёнок будет.
- деспотичные родители, подавляющие ребёнка.
- конфликты в семье, тогда черёд навязчивые движения ребёнок успокаивается.
- травматичное отучение от груди, когда мама исчезла на несколько дней.
- последствия стресса от травмы, испуга и тд.
У ребёнка может быть одна причина или целый комплекс.
Что делать?
- сейчас рекомендуют полностью уйти от методов подавления, например, намазывания пальцев горечью. Или пеленания, чтобы не мог достать руки.
- необходимо понять и убрать причину. Чтобы вы не делали без этого, все будет бесполезно. Если у ребёнка навязчивые движения, скажем, из-за перегруза, то не убрав его невозможно решить проблему.
- снижения внимания! Если вечно дёргать или кричать: «Не лезь, не трожь, не крути; не соси; не грызи» – будет только хуже.
- проблему надо решить до 5-7 лет, потом гораздо сложнее. А взрослым так совсем тяжело ( Почему надо убирать? По мере взросления ребёнку все тяжелее справляться с эмоциями и при этом он понимает, что скажем, сосать палец плохо. Итог – тяжёлые степени неврозов; гипервозбудимость; или наоборот апатия. А ещё травмы. Гнойные пупки; травмы пальцев и комки волос в желудке, которые убирают врачи. А ещё, истерзанные морально и физически родители. Которых натирают и не дают просто спать.
- работа с психологом и нейропсихологом поможет найти причину и начать лечение.
- про сказкотерапию рассказывала.
- сейчас доказана результативность терапии животными! При этом для детей сосущих пальцы; ковыряющих пупки и тд, подходят больше лошади; лысые кошки и собаки с короткой шерстью. А вот для детей, у которых проблема с волосами (крутят или жуют) больше подходят звери с длиной шерстью.
- придавать страдающим частям тела признаки живых объектов. Напальчники из кукольного театра для пальцев. Надеть и играть, называя имена. Или нарисовать рожицу, где пупок будет носом и рассказывать о нем сказку.
- отвлекать ребёнка и переключать внимание.
- массировать пальцы рук, делая глубокий массаж пальчиков. При любой форме навязчивых движений. В сети можно найти отличные терапевтические сказки по любому виду навязчивых движений.
- Убирайте планшеты и ТВ, ведь именно во время просмотра часто они проявляются. Замените чтением, когда вы читаете, а ребёнок лепит или играет в кинетический песок.
- Не пугайте, что он сгниет и так далее. Говорите только правду! Что может заболеть, покраснеть и т.д.
- Детям после трех лет показывайте в книге, зачем нужна та или иная часть тела, говорите, как со взрослым.
- Занимайтесь ребенком. Эта категория навязчивых движений убивается, когда ребенок загружен вашим вниманием. Хотя бы на время отвлечения погрузитесь в ребенка на 500%.
Ну вот как-то так из общих советов. Остальное нужно решать через терапию семьи и поиска причины.