Ребенок 1 год 9 месяцев
В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей (“играет рядом”). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.
Показатели физического развития ребенка в 1 год 9 месяцев
Показатели роста и веса ребенка в 1 год 9 месяцев
Таблица 1. Рост и вес ребенка в 1г 9мес по данным отечественных педиатров
1 год 9 месяцев | Нижняя граница | Верхняя граница |
Вес мальчиков, кг | 10,6 | 13,6 |
Вес девочек, кг | 10,3 | 12,8 |
Рост мальчиков, см | 80,8 | 88,3 |
Рост девочек, см | 79,5 | 87,5 |
Окружность головы мальчиков, см | 47,2 | 50,6 |
Окружность головы девочек, см | 46,1 | 49,5 |
Окружность груди мальчиков, см | 47,9 | 54,3 |
Окружность груди девочек, см | 48,2 | 53,5 |
Таблица 2. Рост и вес детей в возрасте 1 год 9 месяцев по данным ВОЗ
1 год 9 месяцев | Нижняя граница | Верхняя граница |
Вес мальчиков, кг | 9,2 | 14,5 |
Вес девочек, кг | 8,6 | 14,0 |
Рост мальчиков, см | 79,4 | 90,9 |
Рост девочек, см | 77,5 | 89,8 |
Окружность головы мальчиков, см | 45,2 | 50,5 |
Окружность головы девочек, см | 44,0 | 49,5 |
Познавательное развитие ребенка 1 года 9 месяцев
В этом возрасте ребенок знает отличия предметов по форме, величине, цвету:
- Ориентируется в четырех контрастных формах (шар, кубик, призма, кирпичик). Различает, соотносит конфигурацию предмета с соответствующим отверстием на грани пособия.
- Ориентируется в трех величинах одной формы (большой- поменьше-маленький); находит по просьбе взрослого.
- Определяет каждый раз большой и маленький предметы из пяти-шести, расположенных по степени уменьшения.
- Собирает двух- или трехразмерную пирамидку, нанизывая на стержень по одному или по два кольца каждой величины.
- Ориентируется в трех-четырех цветах. Находит такой же цвет, как на образце (по просьбе взрослого).
- “Рисует” линии прямые и округлые, может назвать, что изображает.
- Сгибает лист бумаги.
Как играют дети 1 год 9 месяцев? Игровые действия в основном отобразительные:
- Отображает жизненные действия в игре, пользуется предметами-заместителями (кормит, возит, баюкает).
- Воспроизводит из кубиков несложные постройки (башня, дорожка, стол, стул, кровать, ворота, забор) после показа.
Социально-эмоциональное развитие ребенка в возрасте 1 год 9 месяцев
- Поведение спокойное, уравновешенное.
- Радостно настроен, постоянно интересуется окружающим.
- Подражает взрослым в ситуациях радости, огорчения, тревоги, безразличия.
- Эмоционально чуток к разным интонациям голоса взрослого: спокоен, встревожен, доволен.
- При общении с близким взрослым использует эмоционально окрашенные возгласы (слова), мимику, движения.
- Скучает при расставании с мамой.
- Проявляет наибольший эмоциональный интерес к взрослому, играющему с ним.
- Напряжен в незнакомой обстановке.
- Эмоционально контактирует со сверстником: привлекает внимание мимикой, жестами, возгласами, заглядыванием в глаза.
- Самостоятельные игровые действия сопровождает эмоционально выразительными “высказываниями”, мимикой.
- Получает эмоциональное удовлетворение от действий с игрушками.
- Радуется или огорчается в связи с умелыми или неумелыми игровыми самостоятельными действиями.
- Обижается, делает недовольное лицо в ответ на наказание, запрет.
- Эмоционально различно реагирует на пение, музыку, художественное слово (эмоциональное узнавание).
- Проявляет эмоциональную память в знакомых бытовых ситуациях.
Нормы речевого развития детей в 1 год 9 месяцев
- Понимает несложный сюжет на картинке. Отвечает на вопросы: “Где?”, “Кто это?”, “Что это?”, “Что делает?”.
- Выполняет (запоминает) два поручения (возьми и поставь и др.).
- Понимает несложный рассказ со знакомыми событиями.
Активная речь:
Использует предложения из двух слов (при общении со взрослыми, прося что-то, в играх). Называет словом свои или чьи-то действия. Договаривает последние слова знакомых стихов, песенок.
Рост и вес ребенка в 1 год 9 месяцев
Рост | Описание |
---|---|
Меньше 76,5 см | Ниже нормы (крайне низкорослый) |
76,5 – 79,4 см | Ниже нормы (низкорослый) |
79,4 – 82,3 см | В норме (ниже среднего) |
82,3 – 88,0 см | В норме (средний) |
88,0 – 90,9 см | В норме (выше среднего) |
90,9 – 93,8 см | В норме (высокий) |
Больше 93,8 см | Очень высокий рост |
Вес | Описание |
---|---|
Меньше 8,2 кг | Ниже нормы (крайне недостаточный) |
8,2 – 9,2 кг | Ниже нормы (недостаточный) |
9,2 – 10,3 кг | В норме (ниже среднего) |
10,3 – 12,9 кг | В норме (средний) |
12,9 – 14,5 кг | В норме (больше среднего) |
14,5 – 16,2 кг | В норме (очень большой) |
Больше 16,2 кг | Не соответствует возрасту |
Рост | Описание |
---|---|
Меньше 74,5 см | Ниже нормы (крайне низкорослый) |
74,5 – 77,5 см | Ниже нормы (низкорослый) |
77,5 – 80,6 см | В норме (ниже среднего) |
80,6 – 86,7 см | В норме (средний) |
86,7 – 89,8 см | В норме (выше среднего) |
89,8 – 92,9 см | В норме (высокий) |
Больше 92,9 см | Очень высокий рост |
Вес | Описание |
---|---|
Меньше 7,6 кг | Ниже нормы (крайне недостаточный) |
7,6 – 8,6 кг | Ниже нормы (недостаточный) |
8,6 – 9,6 кг | В норме (ниже среднего) |
9,6 – 12,3 кг | В норме (средний) |
12,3 – 14,0 кг | В норме (больше среднего) |
14,0 – 16,0 кг | В норме (очень большой) |
Больше 16,0 кг | Не соответствует возрасту |
- Развитие
- Витамины
- Массаж
- Подготовка к садику
- Гимнастика
Оценить статью можно здесь
Поделитесь статьей с друзьями, если она вам понравилась
- О проекте
- Реклама на сайте
- Мобильная версия
- Публикации в СМИ для педагогов
Сетевое издание «О крохе» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство ЭЛ № ФС77-77297 от 25 декабря 2019. Главный редактор — Лазутин В.С. Учредитель — ООО «МЕДИАЛАЙТ».
Сообщения и комментарии читателей сайта могут размещаться без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Запрещено использование любых материалов без нашего предварительного письменного согласия.
Все главные нюансы развития ребенка в 1 год и 9 месяцев
Кроха к этому возрасту заметно подрос и повзрослел. С каждым днем он продолжает познавать мир и приобретать больше навыков.
Теперь ребенок проявляет интерес к сверстникам, выражает свои эмоции доступным ему способом и пытается осваивать фразовую речь.
Физические параметры в год и девять
Нормы роста, веса, окружности головы и груди у мальчиков
- Рост от 80,4 до 88,4 сантиметров.
- Вес от 10,6 кг до 13,6 кг.
- Окружность головы — 47,5 см до 50,5 см.
- Окружность груди – 48,8 см до 52,0 см.
Нормы роста, веса, окружности головы и груди у девочек
- Рост от 79,7 до 87,6 сантиметров.
- Вес от 10,5 кг до 12,8 кг.
- Окружность головы — 46,5 см до 49,5 см.
- Окружность груди – 47,7 см до 51,9 см.
Количество зубов
У ребенка в год и девять месяцев должно быть примерно 17 зубов, но по данным ВОЗ их нормальное количество — от 14 до 16.
Что умеет делать малыш
- преодолевать невысокие препятствия, самостоятельно может забраться на стул, залезть на диван;
- взбираться по лестнице, держась за перила;
- строить башенку или собирать пирамидку;
- различать форму предметов, подобрать необходимую форму для отверстия сортера;
- определять размер предмета, например, найти самый большой и самый маленький кубик;
- различать цвета, найти по просьбе взрослого два одинаковых цвета;
- самостоятельно кушать из ложки пищу любой консистенции, к тому же старается практически без потерь донести ее до рта;
- надевать шапку, натянуть штаны, обуться, с раздеванием дела обстоят еще проще, с легкостью снимает с себя все, где не нужно
- расстегивать пуговицы и замки;
- может осознанно пользоваться горшком, сообщая о своих потребностях определенными словами;
- знает место хранения игрушек, по просьбе взрослого убирает книжки и игрушки на свои места;
- пытается быть самостоятельным, начинает протестовать, когда ему предлагают помощь в том, что он хочет сделать сам.
Особенности психоэмоциональной сферы
- Ребенок взрослеет с каждым днем, теперь он взаимодействует с вами в игре почти как взрослый, потому что, даже те дети, которые еще не говорят, умеют каким – либо способом выражать свои эмоции.
- Малыш этого возраста уравновешен и спокоен, ему очень интересно познавать мир, тревожность появляется в незнакомой обстановке и когда нет поблизости мамы, хоть ребенок и стал более самостоятельным, но маму все равно хочет всегда видеть рядом.
- Достаточно ярко выражается эмоциональность крохи, он проявляет радость, интерес, любопытство, играя со взрослым или один. Когда малыш, играя сам, пытается что – то сделать самостоятельно, то вы точно заметите по его реакции, получилось ли у него задуманное, если он стал кричать и плакать, значит — не получилось, а если доволен и улыбается — все удалось. Особенно сильно на эмоциональность малыша влияет настроение взрослого. Кроха очень чутко реагирует на вашу обиду, печаль или радость.
- Ребенок стал более коммуникабельным. Он начинает общаться с другими детишками, заглядывая им в глаза, показывая что – то жестами и мимикой.
Речевые способности
Большинство малышей отлично понимают простые картинки, могут показать, что там нарисовано, также ответить на вопросы «Кто это? Что это? Что делает?».
Задавать такие вопросы после просмотра иллюстраций или прослушивания сказки очень полезно, поскольку это развивает внимание, память, мышление ребенка.
Словарный запас ребятишек содержит около 30-50 слов. Но может быть и больше. Звучание бывает чаще упрощенным или своеобразно — индивидуальным.
Обычно малыш в год и девять месяцев использует в общение со взрослым или игре предложения из двух слов.
Кроха научился выполнять просьбы – поручения из двух действий. Например, «подойди ко мне, возьми мишку» или «подними мячик и брось мне».
С каждым днем ребенок запоминает новые слова, начинается формирование фразовой речи.
Интеллект
В интеллектуальном плане малыш тоже прогрессирует.
К этому возрасту дети умеют:
- различать цвет, форму, размер предмета;
- рисовать линии, геометрические фигуры, а также объяснить, что нарисовал;
- определять голоса животных и подражать им;
- на фото узнавать близких или знакомых людей.
Справка! Ребенка можно научить произносить свое имя, а также разучить с ним имена близких ему людей: мамы, папы, бабушки, дедушки, сестры, брата.
Рацион питания
Примерное меню
Меню крохи должно быть разнообразным и богатым витаминами.
- Завтрак (08:00) — молочная каша (манная, рисовая, пшенная, пшеничная, «Артек», геркулесовая) с маслом; хлеб (черный, белый) с маслом и сыром; чай или какао с молоком; яблоко.
- Обед (11:30) – суп на основе куриного или мясного бульона (с вермишелью, крупой, щи, борщ) со сметаной; картофельное пюре или овощное рагу и котлета (сосиски, тефтели, курица, отварная рыба) с подливой; фруктовый сок или компот из сухофруктов; хлеб.
- Полдник (15:30) – молоко кипяченое (ряженка, кефир, катык, йогурт); булочка (печенье, пирог); фрукт (груша, банан, апельсин).
- Ужин (18:00) – творожная запеканка (сырники) со сметной, молоко или чай.
Рецепт блюда
Творожная запеканка
Ингредиенты, необходимые для приготовления запеканки:
- Творог 200 грамм
- Сахар 3-4 ст. ложки
- Манка 3 ст. ложки
- Яйцо 1 штука
- Масло сливочное (для смазывания формы)
- Сметана 1 ст. ложка
- Ванилин
- Изюм
Приготовление в духовке:
- Положить изюм в кипяток и оставить, пока готовятся другие ингредиенты.
- Тщательно растереть творог вилкой, вбить туда яйцо и все хорошо перемешать.
- К полученной массе добавить сахар, манку и ванилин, все тщательно размешать.
- Изюм промыть под проточной холодной водой, убрать ненужные хвостики и положить в творожную массу.
- Приготовить форму, смазывая ее маслом.
- Выложить массу в форму для запекания, разравнять и сверху полить сметаной.
- Отправить в разогретую духовку и готовить при температуре 180 градусов 30 минут.
- Достать запеканку из духовки, можно украсить свежими ягодами.
Особенности гигиены и ухода
- Приучайте ребенка следовать правилам личной гигиены, обучая его другим доступным навыкам самообслуживания.
- Начинайте утро с регулярной зарядки, затем нужно умыться и почистить зубы.
- Пусть ребенок сам моет руки под краном, включайте ему воду, контролируйте, но не ограничивайте в самостоятельности.
- Купать малютку можно не каждый день, но перед сном нужно умыть его, желательно ополоснуть ступни прохладной водой (элемент закаливания).
Обратите внимание! Сажайте малыша на горшок, если он протестует, все равно не отчаивайтесь и старайтесь высаживать после сна, хотя бы 2 раза в день.
Режим дня и сна
Примерный режим дня для детишек в год и девять месяцев:
- 7:00 — 9:00 – подъем, гимнастика, водные процедуры, завтрак
- 9:00 – 11:30 – игры, прогулка, занятия на развитие
- 11:30 – 12:00 – обед
- 12:00 – 15:00 – сон
- 15: 00 – 15:30 – полдник
- 15: 30 – 20:30 — игры, прогулка (летом), ужин
- 20: 30 – купание
- 21:00 – 21:30 — сон
Дневной сон происходит один раз в течение 2-3 часов, ночью ребенок спит 10 – 11 часов. Общее время для сна за сутки составляет 12,5 -13,5 часов. Бодрствование длится до 5, 5 часов.
На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.
Занятия с малышом
Умеет строить башню из 4-5 кубиков, собирает пирамидку из 3-4 колец, можно научить строить пирамидку из двух — трех колец, учитывая размер.
Постройте пирамидку сами, а затем предложите сделать это малышу. Попросите его найти самое большое и самое маленькое кольцо.
Затем скажите «сначала ставим большое, а потом маленькое кольцо», следите за самостоятельной деятельностью ребенка, не давайте сразу подсказку, если у него не получается.
Когда все попытки оказываются не удачными, тогда помогите малышу, сказав «сначала ставим большое, потом маленькое, не забывай об этом».
Во время игр с различными развивающими наборами, запоминает и различает такие формы, как круг, квадрат, треугольник.
Может подобрать по предложенному образцу и по вашей просьбе одинаковые по форме предметы.
Например, вы просите ребенка найти из предложенных картинок предметы круглой формы.
Если ребенок не находит, тогда можно ему подсказать, потом через какое — то время еще раз спросить, таким образом, он постепенно запомнит предметы круглой формы и будет отличать их от квадратной и треугольной.
Дети этого возраста умеют вкладывать меньшую форму в большую. Так он умеет вкладывать друг в друга мисочки, стаканчики, колпачки, матрешки.
Очень полезны игры с вкладышами. Так, малыш уже спокойно может вставить в соответствующие отверстия одну или две фигуры.
Но при появлении нового пособия из –за недостаточно развитой системы зрительной координации, часто пытается всунуть в отверстия неподходящие фигуры, но если ему показать, как сделать правильно, то потом он запомнит это и может играть самостоятельно.
Игры ребенка все чаще носят конструктивный характер. Малыш уже может построить паровозик, положив 3-4 кубика подряд.
Умеет выполнять различные действия на одной игрушке. Например, причесать, покормить, уложить куклу спать.
В играх начинают проявляться элементы сюжетной игры.
Ребенок теперь не просто катает машинку, научите его положить в кузов игрушечные овощи или фрукты и отвезти их на кухню.
Так же в таких играх ребенок легко заменяет настоящий предмет другим, либо вообще придумывает несуществующий.
К примеру, может возить кубик в машине, называя его телефоном, или кормит всех членов семьи несуществующей кашей.
Малыш умеет держать карандаш и чиркать в пределах листа. Если показать, как рисовать линию, старательно повторяет это действие.
Любит листать и рассматривать книги с красочными иллюстрациями. Причем перелистывает по одной странице, а не по несколько, как раньше.
Очень полезны пальчиковые игры.
Например, игра «Семья», где называются члены семьи и по очереди загибаются пальчики ребенка.
Для развития речи будет очень полезно читать малышу сказки, петь песни, читать стихи и просить его повторять услышанное.
Рекомендуем посмотреть видео про идеи для игр:
Игрушки
Самыми любимыми игрушками малышей в этом возрасте все еще остаются пищащие, говорящие, светящиеся и яркие игрушки.
Но также они любят играть со сборно –разборными игрушками, такими как матрешки, пирамидки, разноцветные стаканчики, вкладыши.
Различные конструкторы с крупными деталями, кубики также очень интересны детворе.
Дети очень любят книжки с музыкой, разговаривающих кукол.
Интерактивные игрушки очень нравятся детям всех возрастов.
Обратите внимание! Следите, чтобы игрушки были по возрасту ребенка, не оставляйте малыша без присмотра с игрушками, где есть мелкие детали.
Развитие ребенка от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
Когда ребенку исполняется 2 года, начинается важное время для родителей. Прямо сейчас они учатся противостоять независимости своего малыша. Тем не менее, это чрезвычайно важное время в процессе изучения окружающей среды и мира вне дома. Развитие ребенка от 1 года и 9 месяцев – это прежде всего отработка ранее приобретенных навыков и формирование социальных установок.
Ребенку от 1 года и 9 месяцев до 2 лет: что он должен уметь
- Ребенок в возрасте 2 лет уже может прыгать, бегать, ходить по лестнице, самостоятельно садиться на стул, а также расставлять предметы.
- В этом возрасте уже достаточно хорошо развита мелкая моторика, малыш умеет нанизывать бусы на веревочку, рисует точки, линии и конкретные формы.
- Все игрушки для двухлетнего ребенка могут иметь кнопки и клавиши – малыш легко будет нажимать на них, рассматривать, изучать.
Что еще должен уметь ребенок от 1 года и 9 месяцев?
Малыш может пить и есть самостоятельно с помощью ложки или вилки. Он также может раздеться или помыть руки.
Развитие ребенка на втором году жизни также включает в себя овладение определенными подражательными навыками. В этом возрасте ваш ребенок наверняка сможет обнять и погладить плачущую куклу, обращаясь с ней так же, как взрослые со своими детьми.
Это время, когда ребенок начинает говорить все лучше и лучше. Двухлетнее развитие речи носит системный характер, он узнает новые слова и пытается сложить их в короткие предложения.
Ребенок уже начинает осознавать, что он отдельный человек – это проявляется в том, что он может заметить и показать себя в зеркале, узнать на фото или видео.
Двухлетний ребенок подвижен, а это значит, что его родители должны быть очень осторожны и заботиться о его безопасности.
Навыки ребенка от 1 года и 9 месяцев до 2 лет:
- Бегает, прыгает, поднимается по лестнице с небольшой помощью, садится и встает со стула.
- Может расположить объекты в ряд, перемещать игрушки, расставлять их.
- Рисует каракули или имитирует рисование.
- Пьет из чашки, держит ложку, использует вилку.
- Понимает и выполняет сложные команды, такие как «иди на кухню и принеси свою чашку».
- Знает названия большинства предметов, которые его окружают.
- Использует десятки слов, объединяет их в короткие, простые предложения.
- Знает и использует некоторые социальные действия, например рукопожатие.
- Подражает простым действиям, которые видел ранее.
Важным навыком для развития является «хвастовство» или привлечение внимания, ребенок может приложить немало усилий, чтобы взрослые смотрели только на него.
Также малыш может выразить свое желание, используя упрощенные слова, выражения лица и жесты. Некоторые источники говорят, что дети в возрасте около 2 лет могут использовать до 200-500 слов.
В это время развивается сенсорно-моторный интеллект – ребенок познает мир с помощью чувств и движений.
Рост ребенка от 1 года и 9 месяцев до 2 лет – нормы для мальчиков и девочек
Рост ребенка в этот период, согласно данным ВОЗ:
- Девочки: от 83,8 до 87,0 см.
- Мальчики: от 85,0 до 88,1 см.
Вес ребенка от 1 года и 9 месяцев до 2 лет – нормы для мальчиков и девочек
- Девочки: от 10,5 до 12,2 кг.
- Мальчики: от 11,3 до 13,0 кг.
В это время происходит дальнейшее интенсивное психомоторное развитие малыша, хотя физическое развитие уже не такое динамичное, как в первый год. Замедление прибавки в весе наблюдается при продолжающемся быстром росте, меняются пропорции тела – фигура ребенка худеет.
Психическое развитие ребенка от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
Ребенок наблюдает за окружающей обстановкой и то, что он видит, начинает выражать в своей игре или повседневной деятельности. Малыш может пытаться помогать маме с уборкой, например вынимать вещи из стиральной машины и имитировать повседневные заботы – вытирать пыль, пользоваться пылесосом, мобильным телефоном и т. д.
Психическое развитие ребенка от 1 года и 9 месяцев до 2 лет – это период изоляции его собственных границ и попыток самоопределения. Малыш может хотеть и не хотеть одновременно, быть очень ласковым, а через минуту стать капризным и плакать.
Во время игры на детской площадке все еще происходит параллельная игра – ребенок наблюдает за другими детьми, но не играет с ними. Иногда могут возникать конфликтные ситуации – малыш может толкнуть другого ребенка или отказаться делиться игрушками.
Психическое развитие ребенка до 2 лет может выражаться в появлении стеснения некоторых ситуаций, которые ранее вызывали у него равнодушие. У многих детей в этом возрасте появляются страхи – боязнь темноты или животных.
Малыш медленно осознает свою индивидуальность, он чувствует потребность в близости и одновременно в независимости. Множество ощущений создает напряжение, которое ребенок не может контролировать, отсюда и его крайние реакции – гнев, плач, капризность, резкая смена настроения.
Двухлетний ребенок очень эмоционально реагирует на все, но он не может контролировать свои эмоции. Он выражает недовольство и нехватку терпения с помощью крика, плача, бросая игрушки, может ущипнуть или укусить маму.
В это время развивается самооценка (самоорганизация). Ребенок с удовольствием подчеркивает, что «это мое». Он яростно защищает свои игрушки от сверстников, хочет ужинать, используя только свой набор посуды, засыпает со своей любимой мягкой игрушкой.
Уход за ребенком от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
Растущий малыш все больше подчеркивает свою обособленность, индивидуальность, стремление к независимости. Родители чаще слышат в общении с ребенком: «я сам», «я могу», «нет, не хочу». Важно не прерывать этот процесс развития с помощью таких замечаний: «я (взрослый) сделаю это лучше, быстрее, точнее», «ты слишком мал», «дети не могут этого сделать». Позвольте вашему ребенку заниматься домашними, повседневными делами, просто наблюдайте и помогайте ему.
Большинство двухлетних детей уже начинают проситься на горшок, но некоторые все еще предпочитают подгузник, что вполне нормально.
Двухлетний ребенок дома – это «марафон препятствий» для родителей. За малышом трудно ухаживать, но не стоит мешать ему свободно исследовать окружающий его мир.
Активность и динамизм ребенка свидетельствуют о его правильном развитии. Все проявления апатии, чрезмерного спокойствия, вялости, отсутствия интереса или постоянное повторение одних и тех же действий (например, постоянные игры с одной и той же игрушкой) могут быть тревожным сигналом, и тогда стоит поговорить с педиатром, чтобы рассеять любые сомнения.
Советы для родителей по уходу за двухлетним малышом
- Терпение в первую очередь. Нервные реакции не помогут вообще.
- Помните, что вы взрослые и не реагируете, как дети в песочнице. То, что ребенок в каждом случае говорит «нет», не означает, что он специально злит вас или дразнит. Он просто пытается найти свое место в мире.
- Иногда не стоит настаивать на каких-то простых вещах, например обувать тапочки дома или ходить в носках. Пусть ваш ребенок самостоятельно принимает подобные решения.
- Не наказывайте. Чтобы убедить упрямого и злого малыша в вашей точке зрения, внесите забавные элементы в повседневную жизнь. Если ваш ребенок не хочет ужинать сидя на стуле, предложите ему другое место. Помните самое важное правило – не спорьте с неспокойным двухлетним малышом, такие споры не работают. Однако это не означает, что вы должны дать ребенку полную свободу действий. Правила и основы сосуществования должны быть четко определены, объяснены и строго соблюдаться всеми, кто окружает ребенка. Это называется согласованность!
Для ребенка 2 лет все виды деятельности являются важным элементом развития – от простых манипуляций до сложных картографических и даже первых творческих занятий. С этого момента веселье является иллюстрацией того, как дети воспринимают окружающую реальность. Наблюдение за тем, как играет ребенок, дает информацию, что его интересует, что он замечает, какие вещи для него важны. Поэтому развиваться вместе с ребенком и быть компаньоном, другом в его развитии, быть родителем – это процесс непрерывного самообучения в контексте развития малыша. Развитие – это ваше общее приключение, так что веселитесь вместе, рисуйте, читайте книги.
Таблица веса и роста ребенка
Рост и вес ребенка являются основными показателями его физического развития. Именно поэтому сразу после рождения малыша обязательно измеряют массу его тела и длину туловища и продолжают ежедневно взвешиваться в одно и то же время вплоть до выписки из роддома.
Существует множество факторов, влияющих на физическое развитие ребенка, например:
- наследственность (не стоит ожидать у невысоких родителей сына-баскетболиста)
- питание (ни для кого не секрет, что при дефиците питательных веществ, витаминов и минералов замедляется рост и развитие ребенка)
- физические нагрузки (например занятия теннисом, волейболом, баскетболом способствуют увеличению роста)
- здоровье ребенка (дети, имеющие хронические заболевания зачастую отстают в физическом развитии от своих сверстников)
- психологическая ситуация в семье, в школе, недостаток сна и т.д.
Как понять, что является нормой?
Всероссийской организацией здравоохранения рекомендованы специальные таблицы соответствия роста и веса детей, или как их называют, центильные таблицы. При каждом осмотре педиатр измеряет рост и вес ребенка, сравнивает полученные значения с нормативными показателями. Такие таблицы позволяют выявить явные патологии, для более точного анализа врач рассчитывает дополнительные показатели по специальным формулам.
Таблица веса и роста грудного ребенка по месяцам (до 1 года)
В таблице представлены усредненные значения роста и веса грудных детей (возрастом до 1 года) по месяцам для мальчиков и девочек.
Возраст | Девочки | Мальчики | ||
Вес, кг | Рост, см | Вес, кг | Рост, кг | |
Новорожденные | 3,33 ± 0,44 | 49,50 ± 1,63 | 3,53 ± 0,45 | 50,43 ± 1,89 |
1 месяц | 4,15 ± 0,54 | 53,51 ± 2,13 | 4,32 ± 0,64 | 54,53 ± 2,32 |
2 месяца | 5,01 ± 0,56 | 56,95 ± 2,18 | 5,29 ± 0,76 | 57,71 ± 2,48 |
3 месяца | 6,07 ± 0,58 | 60,25 ± 2,09 | 6,26 ± 0,72 | 61,30 ± 2,41 |
4 месяца | 6,55 ± 0,79 | 62,15 ± 2,49 | 6,87 ± 0,74 | 63,79 ± 2,68 |
5 месяцев | 7,38 ± 0,96 | 63,98 ± 2,49 | 7,82 ± 0,80 | 66,92 ± 1,99 |
6 месяцев | 7,97 ± 0,92 | 66,60 ± 2,44 | 8,77 ± 0,78 | 67,95 ± 2,21 |
7 месяцев | 8,25 ± 0,95 | 67,44 ± 2,64 | 8,92 ± 1,11 | 69,56 ± 2,61 |
8 месяцев | 8,35 ± 1,10 | 69,84 ± 2,07 | 9,46 ± 0,98 | 71,17 ± 2,24 |
9 месяцев | 9,28 ± 1,01 | 70,69 ± 2,21 | 9,89 ± 1,18 | 72,84 ± 2,71 |
10 месяцев | 9,52 ± 1,35 | 72,11 ± 2,86 | 10,35 ± 1,12 | 73,91 ± 2,65 |
11 месяцев | 9,80 ± 0,80 | 73,60 ± 2,73 | 10,47 ± 0,98 | 74,90 ± 2,55 |
12 месяцев | 10,04 ± 1,16 | 74,78 ± 2,54 | 10,66 ± 1,21 | 75,78 ± 2,79 |
Таблица веса и роста ребенка по годам (от 1 до 18 лет)
В таблице представлены усредненные значения роста и веса ребенка по годам в возрасте от 1 до 18 лет для мальчиков и девочек.
Возраст | Девочки | Мальчики | ||
Вес, кг | Рост, см | Вес, кг | Рост, кг | |
1 год 3 месяца | 10,52 ± 1,27 | 76,97 ± 3,00 | 11,40 ± 1,30 | 79,45 ± 3,56 |
1 год 6 месяцев | 11,40 ± 1,12 | 80,80 ± 2,98 | 11,80 ± 1,18 | 81,73 ± 3,34 |
1 год 9 месяцев | 12,27 ± 1,37 | 83,75 ± 3,57 | 12,67 ± 1,41 | 84,51 ± 2,85 |
2 года | 12,63 ± 1,76 | 86,13 ± 3,87 | 13,04 ± 1,23 | 88,27 ± 3,70 |
2 года 6 месяцев | 13,93 ± 1,60 | 91,20 ± 4,28 | 13,96 ± 1,27 | 81,85 ± 3,78 |
3 года | 14,85 ± 1,53 | 97,27 ± 3,78 | 14,95 ± 1,68 | 95,72 ± 3,68 |
4 года | 16,02 ± 2,30 | 100,56 ± 5,76 | 17,14 ± 2,18 | 102,44 ± 4,74 |
5 лет | 18,48 ± 2,44 | 109,00 ± 4,72 | 19,70 ± 3,02 | 110,40 ± 5,14 |
6 лет | 21,34 ± 3,14 | 115,70 ± 4,32 | 21,9 ± 3,20 | 115,98 ± 5,51 |
7 лет | 24,66 ± 4,08 | 123,60 ± 5,50 | 24,92 ± 4,44 | 123,88 ± 5,40 |
8 лет | 27,48 ± 4,92 | 129,00 ± 5,48 | 27,86 ± 4,72 | 129,74 ± 5,70 |
9 лет | 31,02 ± 5,92 | 136,96 ± 6,10 | 30,60 ± 5,86 | 134,64 ± 6,12 |
10 лет | 34,32 ± 6,40 | 140,30 ± 6,30 | 33,76 ± 5,26 | 140,33 ± 5,60 |
11 лет | 37,40 ± 7,06 | 144,58 ± 7,08 | 35,44 ± 6,64 | 143,38 ± 5,72 |
12 лет | 44,05 ± 7,48 | 152,81 ± 7,01 | 41,25 ± 7,40 | 150,05 ± 6,40 |
13 лет | 48,70 ± 9,16 | 156,85 ± 6,20 | 45,85 ± 8,26 | 156,65 ± 8,00 |
14 лет | 51,32 ± 7,30 | 160,86 ± 6,36 | 51,18 ± 7,34 | 162,62 ± 7,34 |
15 лет | 56,65 ± 9,85 | 161,80 ± 7,40 | 56,50 ± 13,50 | 168,10 ± 9,50 |
16 лет | 58,00 ± 9,60 | 162,70 ± 7,50 | 62,40 ± 14,10 | 172,60 ± 9,40 |
17 лет | 58,60 ± 9,40 | 163,10 ± 7,30 | 67,35 ± 12,75 | 176,30 ± 9,70 |
Отклонения веса или роста от табличных значений
Не нужно при минимальном расхождении с указанными значениями в таблице, паниковать, и вот почему:
- Прежде всего, таблицы роста и веса ребёнка содержат эталонные показатели, то каким в идеале должен быть вес и рост ребёнка, без учёта множества других факторов. Иногда родители недоношенных малышей ошибочно используют для сравнения стандартную таблицу, в то время как для оценки развития детей, рожденных раньше срока, существуют специальные таблицы.
- Темп роста и набора веса для каждого ребенка уникален. В первый год жизни детки развиваются скачками. Например, в период введения прикорма вес малыша может не дотягивать до “нормы” из-за адаптации к новому виду пищи, а не из-за патологии.
Это не означает, что отклонения от нормы нужно игнорировать, но лучше расценивать их как повод обратить внимание и проконсультироваться со специалистом с целью выявить возможные проблемы со здоровьем, либо убедиться, что их нет.
С чем могут быть связаны явные отклонения от нормы?
Ранее речь шла о незначительных отклонениях от нормы и о том, что не нужно пугаться, если ваш ребенок растет и набирает вес не строго по таблице. Но что делать, если значения существенного вышли за границы допустимых параметров, либо находятся на стыке нормы и патологии?
Причины возможных отклонений можно разделить на две группы::
1. Неэндокринные:
- Конституциональная задержка роста. Или по-другому, синдром позднего пубертата. Один из вариантов нормы, когда пубертатный скачок наступает позже, чем у остальных детей.
- Семейная низкорослость. Имеет наследственную предрасположенность, в семье таких детей имеются родственники с низким ростом. Задержка роста проявляется с раннего детства.
- Недоношенность, внутриутробные и послеродовые травмы.
- Генетические синдромы. Как правило, имеют множество клинических проявлений, одним из которых является отставание в росте.
- Хронические заболевания сердечно-сосудистой, бронхолегочной систем, желудочно-кишечного тракта, а также анемия.
- Голодание.
- Прием некоторых лекарственных препаратов.
2. Эндокринные:
- Недостаточность гормона роста. Биологически активного вещества, который является главным регулятором процесса роста после 2 лет.
- Недостаток гормонов щитовидной железы. Чаще врожденного характера, клинически характеризуется задержкой физического и интеллектуального развития с рождения.
- Сахарный диабет 1 типа. Заболевание, при котором вследствие дефицита инсулина нарушено поступление глюкозы в клетки организма, т.н. “голодание” клеток, в итоге темпы роста замедляются.
- Болезнь (или синдром) Иценко-Кушинга. ри этом повышена продукция гормонов коры надпочечников – глюкокортикоидов, которые в больших дозах приводят нарушению секреции гормона роста.
- Рахит. Недостаток витамина Д приводит к разрушению костей и деформациям скелета, что в свою очередь проявляется в том числе и уменьшением роста.
- Другие редкие нарушения эндокринной системы.
Как видите, причин достаточно много.
При задержке роста ребенка родители должны обратиться к врачу для выявления причин низкорослости и своевременной ее коррекции.
К какому специалисту стоит обратиться? Для начала, следует записаться к педиатру. Также в большинстве случаев требуется консультация детского эндокринолога.
Помните, что для нормального роста ребенка необходимо полноценное, сбалансированное питание с достаточным количеством витаминов и микроэлементов, а также дозированные физические нагрузки.
Таблица роста и веса детей в норме, развитие ребенка: рост, вес, масса тела
Как рассчитать примерный нормальный вес и рост у детей? Антропометрия
Антропометрия – это наука, занимающаяся изучением особенностей строения тела отдельного человека и групп людей. Антропометрия имеет очень большое значение при проведении оценки физического развития ребенка, оценки его пропорциональности. ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) считает, что рост и вес ребенка в различные возрастные периоды очень важен, так как отклонения от нормальных показателей происходят при различных заболеваниях и при нарушениях работы организма. Чаще всего производится измерение показателей роста ребенка, его массы тела (веса), окружности головы, окружности грудной клетки. В этой статье Сарклиник остановится на нормальных показателях роста и веса детей с момента рождения до 16 лет. Для оценки роста ребенка используются антропометр, ростомер. Если ребенок плохо набирает вес, теряет вес, плохо и мало прибавляет после рождения, сильный недобор, нужно обязательно обратиться к педиатру, детскому врачу. Избыточный вес тоже является патологией. Не нужно перекармливать ребенка как на естественном вскармливании, так и на искусственном.
Как померить и измерить рост ребенка правильно? Антропометр и ростомер
Для определения роста ребенка врач просит его встать ровно по «стойке смирно», развернувшись правым плечом к исследующему. Антропометр располагают впереди ребенка в вертикальном положении. Штангу со шкалой можно держать правой рукой, измерительную линейку перемещать левой рукой. Величина показателя определяется как значение, которое находится у верхнего края измерительной линейки антропометра. Величина роста может колебаться в пределах 1 мм. Помните, что рост утром несколько больше, чем рост вечером.
При использовании для определения показателя роста ребенка ростомером измерения производятся очень просто. Ребенка просят встать на площадку ростомера, при этом нужно прижаться спиной к стойке со шкалой деления. Ребенок должен дотрагиваться до стойки затылком, областью между лопатками, попой (ягодицами), затылком до стойки. Измерительную планшетку нужно опустить вниз до головы исследуемого ребенка.
Если нужно измерить длину маленького ребенка, то есть ростомеры для грудничков, в которых рост можно измерить лежа. Также можно антропометром и ростомером измерять рост сидя.
Как правильно взвесить ребенка, как определяется вес, масса тела у ребенка?
Определение показателей массы тела ребенка производится с помощью специальных весов. Весы бывают чашечные и электрические. У детей первого года жизни применяют специальные весы. Измерение можно проводить лежа или сидя. У старших детей измерения можно проводить стоя. Когда правильно измерять вес ребенка? Показатель массы тела в идеале измерять утром после опустошения кишечника и мочевого пузыря до приема пищи.
Какие нормальные рост и вес ребенка? Как произвести расчет?
В норме рост и вес ребенка рассчитываются и оценивается с помощью различных методов: метод центильных таблиц, метод формул, параметрический метод. Метод индексов позволяет определить в норме ли соотношения показателей физического развития у детей. И так, самый простой способ – это метод формул. На нем мы сейчас и остановимся подробнее. Каждая мама должна купить электронные весы, чтобы можно было часто взвешивать своего малыша.
Метод формул для определения веса, формула, шкала, график веса
Если ребенку от 1 до 6 месяцев, то массу тела грудного малышки можно определить по формуле:
где МТР – это масса тела при рождении, вес родившегося доношенного или недоношенного малыша
М – это количество месяцев ребенку (от 1 до 6).
Таблица, вес в норме от 1 до 6 месяцев, в зависимости от веса при рождении (МТР)
МТР 1 м 2 м 3 м 4 м 5 м 6 м
2000 2800 3600 4400 5200 6000 6800
2100 2900 3700 4500 5300 6100 6900
2200 3000 3800 4600 5400 6200 7000
2300 3100 3900 4700 5500 6300 7100
2400 3200 4000 4800 5600 6400 7200
2500 3300 4100 4900 5700 6500 7300
2600 3400 4200 5000 5800 6600 7400
2700 3500 4300 5100 5900 6700 7500
2800 3600 4400 5200 6000 6800 7600
2900 3700 4500 5300 6100 6900 7700
3000 3800 4600 5400 6200 7000 7800
3100 3900 4700 5500 6300 7100 7900
3200 4000 4800 5600 6400 7200 8000
3300 4100 4900 5700 6500 7300 8100
3400 4200 5000 5800 6600 7400 8200
3500 4300 5100 5900 6700 7500 8300
3600 4400 5200 6000 6800 7600 8400
3700 4500 5300 6100 6900 7700 8500
3800 4600 5400 6200 7000 7800 8600
3900 4700 5500 6300 7100 7900 8700
4000 4800 5600 6400 7200 8000 8800
4100 4900 5700 6500 7300 8100 8900
4200 5000 5800 6600 7400 8200 9000
4300 5100 5900 6700 7500 8300 9100
4400 5200 6000 6800 7600 8400 9200
4500 5300 6100 6900 7700 8500 9300
4600 5400 6200 7000 7800 8600 9400
4700 5500 6300 7100 7900 8700 9500
Если ребенку от 7 месяцев до 12 месяцев, то можно использовать формулу:
5800 + 400 х М,
где М – количество месяцев жизни ребенка.
В норме от указанных величин вес ребенка может отличаться на 500 грамм в плюс или минус. То есть к полученным цифрам ± 500 гр. Вес годовалого малыша зависит от питания в течение года, наследственных факторов, перенесенных заболеваний.
Таблица, вес в норме от 7 до 12 месяцев
МРТ 7 м 8 м 9 м 10 м 11 м 12 мес
2000 7200 7600 8000 8400 8800 9200
2100 7300 7700 8100 8500 8900 9300
2200 7400 7800 8200 8600 9000 9400
2300 7500 7900 8300 8700 9100 9500
2400 7600 8000 8400 8800 9200 9600
2500 7700 8100 8500 8900 9300 9700
2600 7800 8200 8600 9000 9400 9800
2700 7900 8300 8700 9100 9500 9900
2800 8000 8400 8800 9200 9600 10000
2900 8100 8500 8900 9300 9700 10100
3000 8200 8600 9000 9400 9800 10200
3100 8300 8700 9100 9500 9900 10300
3200 8400 8800 9200 9600 10000 10400
3300 8500 8900 9300 9700 10100 10500
3400 8600 9000 9400 9800 10200 10600
3500 8700 9100 9500 9900 10300 10700
3600 8800 9200 9600 10000 10400 10800
3700 8900 9300 9700 10100 10500 10900
3800 9000 9400 9800 10200 10600 11000
3900 9100 9500 9900 10300 10700 11100
4000 9200 9600 10000 10400 10800 11200
4100 9300 9700 10100 10500 10900 11300
4200 9400 9800 10200 10600 11000 11400
4300 9500 9900 10300 10700 11100 11500
4400 9600 10000 10400 10800 11200 11600
4500 9700 10100 10500 10900 11300 11700
4600 9800 10200 10600 11000 11400 11800
4700 9900 10300 10700 11100 11500 11900
У детей после года, от 1 года до 4 лет используется следующая формула для определения массы в килограммах.
2 х Л + 9,
где Л – количество лет жизни ребенка.
Какие коридоры от указанных в таблице цифр существуют в медицине и педиатрии? В норме от указанных величин вес ребенка может отличаться на 1000 грамм в плюс или минус. То есть к полученным цифрам ± 1 кг.
У детей от 5 до 12 лет для определения нормального веса можно применять формулу:
3 х Л + 4,
где Л – количество лет жизни ребенка.
В норме от указанных величин вес ребенка может отличаться на 4 кг в плюс или минус. То есть к полученным цифрам ± 4 кг.
У детей от 13 до 16 лет можно для определения нормального веса применять формулу:
5 х Л – 20,
где Л – количество лет жизни ребенка.
В норме от указанных величин вес ребенка может отличаться на 4 кг в плюс или минус. То есть к полученным цифрам ± 4 кг.
Теперь перейдем к росту в норме.
Метод формул для определения роста, формула роста
У детей от 1 месяца до 6 месяцев рост в норме определить очень легко и просто.
3 М + РР,
где М – количество месяцев жизни ребенка,
РР – рост при рождении.
Если ребенку от 7 месяцев до 12 месяцев, то можно использовать формулу:
М + 64,
где М – количество месяцев жизни ребенка.
В норме от указанных величин вес ребенка может отличаться на 2 см в плюс или минус. То есть к полученным цифрам ± 2 см.
У детей старше от 2 лет до 8 лет используется следующая формула для определения роста в сантиметрах.
7 х Л + 74,
где Л – количество лет жизни ребенка.
В норме от указанных величин вес ребенка может отличаться на 3 см в плюс или минус. То есть к полученным цифрам ± 3 см.
У детей старше от 9 лет до 16 лет используется следующая формула для определения роста в сантиметрах.
5 х Л + 90,
где Л – количество лет жизни ребенка.
В норме от указанных величин вес ребенка может отличаться на 4 см в плюс или минус. То есть к полученным цифрам ± 4 см.
По приведенным Сарклиник формулам легко рассчитать самому нормальный вес и рост любого ребенка в любом возрасте, но если Вам тяжело это сделать самому, мы Вам поможем. Ниже приведены примеры расчетов для детей различного возраста роста и веса (массы) в норме (таблица).
Ребенок 1 месяц, рост и вес, норма роста и веса мальчика или девочки в 1 мес, месячного грудничка малыша (4 недели)
Для расчета не нужен калькулятор. Например, если масса тела мальчика при рождении 3500 гр, а рост 53 см, то в 1 месяц в норме должны быть следующие показатели.
Рост 56 см, вес 4300 гр.
Если вес девочки при рождении 3000 гр, а рост 49 см, то в 1 месяц в норме должны быть следующие показатели.
Рост 52 см, вес 3800 гр.
Ребенок 2 месяца, рост и вес, норма роста и веса мальчика, девочки в 2 мес
Например, если масса тела мальчика при рождении 3600 гр, а рост 52 см, то в 2 месяца в норме должны быть следующие показатели.
Рост 58 см, вес 5200 гр.
Если вес девочки при рождении 2900 гр, а рост 48 см, то в 2 месяца в норме должны быть следующие показатели.
Рост 54 см, вес 3800 гр.
Если Вы самостоятельно онлайн не сможете рассчитать нормальные показатели массы и роста у своего ребенка, задайте абсолютно бесплатно вопрос доктору и в течение 3 суток получите ответ не только о том, какое должно быть нормальное развитие ребенка, но и том, как узнать соотношение роста и веса, почему не идет прибавка, как поступать в различных ситуациях, лучше лечить болезни, почему ребенок не набирает вес, куда обращаться при раличных заболеваниях, как узнать средний вес ребенка, какие методы диагностики нужно использовать в конкретных случаях, как ребенку набрать вес легко и быстро, какими молочными смесями его кормить. Врач Сарклиник постарается Вам помочь. Как можно более полно изложите все жалобы, проблемы, которые Вас мучают.
Развитие детей от 1 до 2 лет
Через какие этапы физического и психологического развития проходит ребенок от 1 до 2 лет, как родители могут помочь ему активно познавать мир.
- Что умеет делать годовалый малыш
- Чему учится малыш от 1 года до 1 года 3 месяцев
- Чему учится малыш от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев
- Чему учится малыш от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев
- Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет
Что умеет делать годовалый малыш
Давайте посмотрим, что умеет кроха к своему первому дню рождения.
На втором году жизни малыш еще не так уверенно стоит на ногах, однако может вставать и садиться без помощи родителей, ходить самостоятельно или с поддержкой с одной стороны. Он может пережевывать твердую пищу и играть в более сложные игры с игрушками.
Также малыш умеет:
- Произносить несколько слов, кроме «мама» и «папа», или активно лепетать;
- Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
- Указывать части тела;
- По-разному вести себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
- Находить нужные предметы в комнате, выполнять просьбы взрослых.
Ребенок имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия; пытается участвовать в одевании (поднимает руку или ногу), умывании.
Психологи считают, что в 1 год ребенок переживает кризис, о котором мы рассказываем здесь.
В этом возрасте малыши заняты исследованием мира и при этом эмоциональны, их настроение часто меняется, и от родителей требуется повышенное внимание и терпеливость. Сейчас вам нужно помочь своему чаду перейти из периода младенчества в период раннего детства, организовать все условия для его гармоничного физического и психического развития.
Как правило, период от года до 2 лет делится на 4 отрезка: 1 год – 1 год 3 месяца, 1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев, 1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев, 1 год 9 месяцев – 2 года. Давайте посмотрим, как продолжается развитие ребенка в это время.
Чему учится малыш от 1 года до 1 года 3 месяцев
Именно сейчас он приобретает важнейшие навыки в области ходьбы, речи и мышления.
Физические навыки малыша от 1 года до 1 года 3 месяцев:
Надеемся, что вы изучили наш материал о ходьбе и позаботились о создании безопасного пространства для обучения малыша этому навыку.
- Процесс обучения ходьбе требует от малыша огромных усилий, он исследует рельеф, не избегая трудных мест, и часто падает. Но не стоит волноваться: именно так ребенок учится координации движений, чувству равновесия. Иногда малыш снова переходит на ползание.
- Ни в коем случае не лишайте ребенка движения: это может вызвать нервный срыв, раздражение или апатию и вялость.
- В этот период малыш удивляет нас потрясающим любопытством и страстным желанием узнать как можно больше о мире — именно сейчас надо позаботиться о том, чтобы он не трогал опасные вещи. Не нужно стараться убрать все предметы, которые ребенку захочется взять в руки, — пусть ваш юный исследователь накапливает сенсорный опыт, он ему необходим.
Конечно, совсем без болезненных ощущений ему не обойтись — но и это не вызывает в малыше страх, а, наоборот, дает толчок действовать еще упорнее.
Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года до 1 года 3 месяцев:
В этот период у ребенка продолжается развитие нервной системы, однако воля не развита, он импульсивен, еще не умеет регулировать проявления своих чувств: все вызывает острый интерес и смену эмоций. Он привязан к родителям, скучает по ним, узнает их на фотографиях, любит с ними играть. Незнакомых людей опасается.
Ваш малыш крушит, рвет и ломает все, к чему прикасается? На самом деле такое его поведение — повод радоваться: именно это и нужно ребенку для развития.
Вот чему он учится таким образом:
- Подражать взрослым — крохе хочется взять именно тот предмет, который находится в руках у родителей;
- Получать навыки обращения с новыми предметами и игрушками, от кубиков до вкладышей. Сейчас малышу понравятся игрушки, которые состоят из частей, удобных для разъединения и соединения. Мы подробно рассказываем о том, какие игрушки нужны ребенку в этот период, здесь (ссылка на медиацентр Игрушки);
- Анализировать, сравнивать и обобщать — что будет, если потянуть на себя лист бумаги из книги? А если бросить кубик на пол? Так формируется сенсомоторный интеллект.
Также сейчас активно развивается речь малыша — советуем познакомиться с материалом на эту тему. Пока понимает он гораздо больше, чем может сказать.
Он умеет держать в руках чашку и ложку, может самостоятельно пить и есть ложкой, но помощь взрослого еще необходима.
Чему учится малыш от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев
Малыш активно развивает навыки ходьбы и речи.
Физические навыки малыша от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев:
- В 1 год 6 месяцев ребенок, как правило, может ходить самостоятельно без поддержки — пускай и не очень ровно, ему предстоит совершенствовать это умение на втором и третьем годах жизни.
- Многие дети могут преодолевать препятствия, подниматься и сходить вниз по детской горке, переносить с собой предметы, играть в мяч.
- Ребенок может сам брать чашку и ложку, более скоординированно пользоваться ими.
- Он замечает, если одежда стала мокрой или грязной, и сообщает о своем неудовольствии. Начинает осваивать навыки гигиены (дает понять, что хочет в туалет). При умывании пытается показать, что может делать это сам.
Как помочь малышу учиться речи, мы подробно рассказываем здесь.
Сейчас надо говорить с ребенком эмоционально, но медленно, чтобы он все понял, делать паузы, строить короткие фразы. Показывайте малышу предметы, если вы говорите о них, поощряйте его интерес.
Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев:
Ребенок прошел кризис одного года и стал более спокойным, однако изъявляет желание находиться рядом с близкими людьми, требует соблюдения режима, стремится к постоянству в быту. Ему интересно общаться с детьми, но делить с ними игрушки не хочется. Именно сейчас важно правильно построить отношения в семье, где есть старшие или младшие дети: ребенок склонен к ревности.
- Малыш по-новому играет, пытаясь узнать все функции и возможности игрушек, отображая действия взрослых. Именно поэтому ему надо показывать, как обращаться с игрушками и предметами, проводить с ним много времени в совместных играх.
- При этом ребенку интересно долго играть с одним и тем же предметом, если он выглядит иначе в процессе игры, залезать в ящики, сумки и коробки в поисках интересного. Это естественно в его возрасте и полезно для развития умственных способностей: в 1 год 6 месяцев формируется отдел коры головного мозга, связанный с интеллектом.
- В этот период малыш продолжает проявлять непослушание, которым он удивил родителей в годик. Он проверяет, что будет, если нарушить запрет. Задача родителей заранее предугадывать такие ситуации и постараться избегать их, если речь идет об опасном препятствии. Если же ваш кроха заинтересовался, например, лужей, можно направить его любопытство в конструктивное русло — чтобы он поиграл, но не промочил ног.
- Если малыш все же делает то, что нельзя, надо демонстрировать свое недовольство: так ребенок учится; но наказаний и нотаций следует избегать, а количество запретов не должно составлять больше трети — остальные ваши действия должны быть разрешающими. И еще: всем членам семьи необходимо следовать одним и тем же правилам, чтобы он быстрее их усваивал.
- Малыш продолжает учиться речи: к году он в среднем знает около 10 слов, но теперь то или иное слово может означать не только один предмет, но и похожие с теми же признаками. Это говорит о том, что он учится сравнивать и обобщать. Сейчас ему очень важно видеть окружающий мир и находить новые возможности для обучения.
- К 1 году 6 месяцам ребенок знает около 30 – 40 слов, а понимает в 10 раз больше. Он внимательно слушает родителей и смотрит на их мимику.
Чему учится малыш от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев
В этом возрасте малыш совершает скачок в развитии. Он больше понимает, говорит и двигается.Физические навыки
- Ребенок в 1 год 9 месяцев готов забираться на высоту, самостоятельно быстро и медленно ходить; в целом это начало периода, когда он все хочет делать сам.
- Малыш умеет перешагивать через препятствия, подниматься на детскую горку и спускаться с нее, ходить по ограниченной поверхности или по доске.
- Он может катать мяч с мамой или папой — вообще ему нравятся активные игры со взрослыми. Ребенок с удовольствием занимается гимнастикой.
- Он ест самостоятельно и аккуратно, умеет пользоваться салфеткой.
- Малыш сам снимает и надевает шапку и обувь, просит переодеться, если одежда грязная или мокрая. Ему нравятся новые вещи, он с удовольствием одевается красиво.
- Если родители помогали ребенку развить способность говорить о том, что он хочет в туалет, то к этому возрасту малыш умеет это делать.
- Ребенок сам убирает на место свои игрушки по просьбе взрослого.
Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев:
В этот период малыш особенно интересуется предметами и игрушками, играет дольше и старается использовать их по назначению, причем ему нужно выбирать те игрушки и предметы, которые интересны для него.
- Сейчас ребенку важно понимать оценку взрослого, он ждет от мамы реакции на все, что происходит, чтобы понять связи между предметами и поступками.
- В этот период активно развивается тот участок головного мозга, который связан с познавательным и речевым развитием. Сейчас кроха не так пуглив, как в начале второго года, и готов исследовать неизвестные предметы. Уверенность ему внушает мама, которая должна быть рядом и обеспечивать безопасность.
- Что касается непослушания — ребенок также готов нарушать правила, но теперь он старается не делать этого открыто. Он просто не в состоянии управлять своим необузданным любопытством. Как вести себя родителям в такой ситуации? Важно понимать, что нельзя стараться «сломать» эту черту малыша, ведь именно так он развивается. Им необходимо занять ребенка чем-то интересным, но не разрушительным, направить его энергию в безопасное русло, но ни в коем случае не ограничивать его в активном движении и исследовании мира. Сейчас ребенка нельзя оставлять одного — с ним нужно очень много общаться и играть.
Речь в этом возрасте продолжает активно развиваться: все еще проявляет себя «автономная речь», когда малыш называет предметы подражательными детскими словами («собачка» — «ав-ав»; «машинка» — «би-би»). Родителям нужно много говорить с крохой, стараться понимать эти слова, реагировать на них, показывать, как произносить их правильно.
Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет
В этом возрасте малыш не только учится думать — происходит скачок в социальном развитии, он начинает понимать, как правильно себя вести, и ему доставляет удовольствие такое поведение при условии поощрения со стороны взрослых.
Физические навыки малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет:
К 2 годам у ребенка активно развиваются лобные отделы коры головного мозга, которые связаны с умением анализировать информацию. Большинство детей в это время играет еще дольше, увлеченнее и с большим количеством игрушек.
- Сейчас малыш умеет лазать по лестницам, ходить по неровной поверхности, он пробует бегать, хорошо бросает мяч, умеет сам катать машинки, велосипед и другие предметы.
- Он с удовольствием занимается гимнастикой и играет со взрослыми в активные игры.
- Ребенок сам старается мыть и вытирать руки, аккуратно ест без нагрудника, умеет надевать шапку, носочки, обувь, хотя пока не может самостоятельно завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Ему нравится новая одежда.
- Он умеет сам убирать игрушки на место, сообщает взрослым о том, что хочет в туалет.
Для малыша сейчас важна стабильность его мира, ему необходимо видеть, что все вещи находятся на своих местах. Поэтому он категорически не соглашается отдавать свои игрушки другим детям. И по этой же причине сейчас особенно важно соблюдать привычный режим сна, кормления и игр, иначе малыш может испытать стресс.
Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет:
За те 3 месяца, что прошли с момента, когда малышу был 1 год и 6 месяцев, его словарь увеличился в 10 раз — до 200 – 500 слов, он научился строить предложения из 2 – 3 слов. Родителям нужно продолжать обучать малыша речи — познакомьтесь с материалом на эту тему. Много говорите с ним, делая речь интонационно яркой, при игре изображайте голоса других персонажей, задавайте ребенку вопросы, чтобы поддержать его интерес. Рассказывайте малышу о смысле слов, явлений и отношений между ними.
- По мнению некоторых специалистов, сейчас можно начинать учить малыша буквам — предложить ему кубики с буквами и плакат-алфавит.
- Ребенок продолжает удивлять взрослых неожиданными поступками и экспериментами с предметами. Он делает так, потому что сопоставляет свои знания о мире и пробует применить их сам, на практике. Сейчас важно не ругать его, играть вместе с малышом и направлять его любопытство в нужное русло.
- В этот период малыш вовсю подражает взрослым: надевает очки, как бабушка, звонит по телефону, как папа. В этой игре он формирует собственный характер, примеряя на себя роли других людей. Ему нужно доброжелательное внимание и участие близких в играх.
- Теперь он проявляет терпеливость, послушание. Ему интересны другие дети, и он готов пообщаться с ними, может выбрать любимого ребенка, с которым ему хочется играть больше, чем с другими.
- Ребенок начинает понимать, что он мальчик или девочка, проявляет интерес к занятиям мужчин или женщин соответственно.
Изучая стандартные этапы развития малыша, помните, что не бывает двух одинаковых людей. У каждого ребенка освоение навыков происходит тогда и так, как может быть только у него. Не переживайте, если ваш малыш «молчун» или не интересуется пирамидкой: все дети разные!
Ваша задача — помочь ему в этом, обязательно обращаясь к специалистам за советами, чтобы обеспечить своему крохе все возможности для роста и развития.
Желаем вашему малышу радостного детства с вами!
Список использованной литературы:
- Евдокимова Т. А., Тимошина Е. Л., Камалтынова Е. М., Бушмелева Л. П. Питание детей первого года жизни. Москва: Издательство «Феникс», 2006.
- Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста. 1-3 года. Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2010.
- Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. 1-3 года. Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2009.
- Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2010.
- Ибука Масару. После трех уже поздно. Москва: Издательство «Альпина нон-фикшн», 2015.