Ребенка обижают в школе: советы психолога

Ребенка обижают в школе – что делать родителям

Было такое и в «благополучной» советской школе, не зря же в 80-х фильм Ролана Быкова «Чучело» произвело эффект разорвавшейся бомбы, когда об издевательствах сверстников впервые было сказано вслух.

Есть два пути борьбы с буллингом. Первый этап – психологический, второй – юридический. Вот об этом я и предлагаю сегодня поговорить.

Если ребенка обижают в школе, что делать родителям? Прощать насмешки, обзывания, запугивания и тем более физическое насилие ни в коем случае нельзя. Что же делать конкретно, чтобы ребенка в школе не обижали, вам подскажут советы психолога.

Каких детей обижают чаще всего

Обижают слабых, застенчивых, неуверенных в себе, интровертов, тех, у кого мало или вообще нет друзей, детей с нетипичной внешностью или физическими недостатками, очень полных или наоборот слишком худеньких, детей, которых чрезмерно опекают родные, то есть «маменькиных сынков». Пожалуй, главное – обижают тех ребят, которые в конфликтной ситуации не могут постоять за себя.

Обидчиками в большинстве случаев бывают физически сильные, те, кто стремится к лидерству, но плохо учится, юные властолюбцы, которые хотят подчинить себе других и командовать ими. Буллер (таким термином определяют обидчика) не сочувствует другим и не представляет себя на месте того, кого он обижает.

Обидчик и его жертва – это как две стороны медали. Вы удивитесь, но у них есть общая черта – они не умеют правильно решать социальные проблемы.

Как понять, что вашего ребенка обижают в школе?

Одна потасовка у мальчишек или выяснения отношений у девочек – это не буллинг. Когда же издевательства, запугивание, насилие становятся систематическими и приобретают жесткие формы, надо бить тревогу.

От мам, которых я консультировала, довелось услышать: «Сын пришел из школы мокрый, грязный. Говорит, что упал в лужу. Я, конечно, его отругала. А на следующий день опять то же самое. Буквально клещами из него вытащила, что это его специально толкал в лужу одноклассник. Да еще и пригрозил: «Пожалуешься, хуже будет!»

«Дочка вся в слезах. Мальчишка из их класса ручкой исчеркал весь альбом для рисования. Но что меня больше всего возмутило, никто из ребят за нее не заступился! Почему наши дети такие равнодушные?!»

Хорошо, если ваши сын или дочка сами рассказали вам об обидчиках. А если они молчат? Что может подсказать вам, что они столкнулись с этой бедой?

Будьте внимательны к своему ребенку, тогда вы заметите, что у него испорчены вещи или они вовсе пропали. Он не может объяснить, на что потратил карманные деньги. Не хочет идти в школу, даже начинает болеть (жалуется на живот или головную боль). Ребенок стал нервозным, часто плачет. Ну, а синяки и царапины буквально прокричат вам, что проблема очень серьезная.

Конечно же, вы не хотите, чтобы ваше дитя стало жертвой и терпело насмешки, издевательства, пинки и вымогательство агрессивных сверстников. Злу нужно противостоять.

Чтобы знать, как правильно поддерживать ребенка в ситуации буллинга, читайте мою статью “Как правильно поддерживать ребенка”!

Стоит ли говорить ребенку «дай сдачи!»?

Это непростой вопрос, потому что, если ребенок поймет буквально, то драка может ухудшить ситуацию. Когда начнется разбирательство – «кто первый начал» – нет гарантии, что правда будет на вашей стороне.

Мне приходилось слышать от некоторых мам и такое: «Я пришла в школу, схватила за шиворот обидчика сына и пригрозила, что размажу его по стенке», «Я сказала, что сама сделаю с этой гадкой девчонкой то, что она с моей дочкой делает». Скорей всего, маленькие агрессоры испугаются таких угроз взрослых людей. А как отреагируют на это их родители? Не исключено, что вместо решения конфликта вы получите его обострение.

Но и это не главное. Поступая так с чужими детьми, вы нарушаете права другого ребенка! Чем тогда вы сами отличаетесь от школьного агрессора?

Каким должно быть поведение родителей, если ребенка обижают в школе?

Я хорошо представляю, какая буря эмоций накрыла вас, когда вы об этом узнали. Поэтому предлагаю такой алгоритм действий:

Первый шаг. Возьмите себя в руки, эмоции в этом случае плохой советчик.

Не нагружайте ребенка дополнительно своими негативными чувствами, ему и своих переживаний хватает. Если вам нужно время, чтобы овладеть собой, возьмите его и действуйте рационально.

Чтобы не “нарубить дров” на этом этапе, внимательно изучите, как НЕ надо поддерживать детей в моей статье: “3 ошибки, как не надо поддерживать ребенка”

Второй шаг. Поговорите откровенно со своим школьником.

Сначала скажите ему о том, что вы ему сочувствуете, поддерживаете и обязательно поможете. Подробно расспросите ребенка, кто его обижает, каким образом, как часто. Это поможет составить план ваших последующих действий.

Третий шаг. Никогда не говорите ребенку, что он сам виноват.

Нередко бывает, что учителя осуждают жалобщиков, и дети боятся оказаться ябедами. И даже, когда им реально нужна помощь взрослого, они молчат и терпят, соблюдая этот сомнительный «кодекс чести».

Объясните своему ребенку, что он может и всегда должен пожаловаться на тех, кто его обижает в школе. Это не значит, что он «ябеда», ничего зазорного в этом нет. Вы тоже просите кого-нибудь помочь, если не можете справиться с чем-то самостоятельно. Таким образом вы поддержите контакт с ребенком, ваши доверительные отношения – залог того, что о конфликтных ситуациях вы будете узнавать первой.

Четвертый шаг. Формируйте модель уверенного поведения.

Я уверена, что прежде всего нужно воспитать в своем ребенке чувство уверенности и умение постоять за себя, тогда у него больше шансов не стать жертвой агрессора.

Желаемый результат можно получить, если обидчику младшего школьного возраста твердо сказать: «Прекрати! Еще раз так сделаешь, я скажу маме, а она позвонит твоим родителям!» или «Имей ввиду, еще раз будет такое, скажу учительнице!» Но, пригрозив обидчику, надо довести дело до конца. Если он не одумается, нужно обязательно сообщить об этом родителям и учительнице.

Предлагаю выступить в ролях «режиссера» и «актера», это хороший способ выработать нужные навыки:

  1. Простое упражнение: посмотри, какой цвет глаз у этого человека? Прямой уверенный взгляд не раз поможет вашему ребенку и во взрослой жизни.
  2. Тренируйте мимику перед зеркалом. Пусть ребенок сделает сердитое и веселое, печальное и смелое лицо. Спросите у него, каким будет выражение его лица, когда он станет говорить с другом, а какое с обидчиком?
  3. Расскажите ребенку, что поднятая голова, уверенное выражение лица, прямой взгляд, твердый голос бывают гораздо важнее, чем те слова, которые он будет говорить нападчику.
  4. И тем не менее в конфликтной ситуации нет времени на экспромты, поэтому сделайте домашние заготовки. Придумайте несколько фраз, которые ваш ребенок может сказать своему обидчику. И не забудьте, прежде, чем показать спектакль зрителям, режиссер много репетирует с актером!
Читайте также:  Зумба для детей: особенности занятий, польза и противопоказания

В моем детстве распространенным ответом тем, кто дразнился, было: «кто обзывается, тот сам так называется».

Важно, чтобы реплика не была оскорбительной, потому что это может только раззадорить буллера. Что называется, дальше – больше.

Во все времена надежным щитом было предупреждение – «Я скажу старшему брату, (папе, дяде). Знаешь, кто он? Боксер! Он тебе даст!» Возможно, кто-то из соседских детей постарше учится в вашей школе. Попросите этого старшеклассника несколько раз на переменах зайти в класс вашего ребенка и спросить: «Ну, как ты тут? Никто не обижает? Если что, я рядом».

Шаг пятый. Хвалите ребенка за успехи.

Если ему удалось мирно отстоять себя, похвалите его. Если нет – продолжайте тренировки.

Если это не помогло, надо идти в школу.

Как вести диалог с учителем, если ребенка обижают в школе

Тщательно продумайте, что именно вы будете говорить учителю (классному руководителю). Не забывайте, учителя тоже люди, и, если вы придете к ним с обвинениями, они станут защищаться, тогда конструктивного диалога не получится.

Расскажите о проблеме спокойно, подкрепите свой рассказ фактами. Сообщите ваше понимание причины и то, как вы видите решение проблемы.

Спросите учительницу, как, по ее мнению, можно погасить конфликт.

Договоритесь о своих действиях, что будете делать вы, а что педагог.

Если ребенка обижают в школе, куда обращаться

Если администрация школы не идет вам навстречу, надо привлечь на свою сторону закон.

  • Во-первых, напишите заявление на имя директора школы и зарегистрируйте его.
  • Во-вторых, узнайте, какие официальные органы в вашем городе отвечают за соблюдение прав ребенка. Например, инспекция по делам несовершеннолетних. Возможно, работает специальная «горячая линия», где подскажут, как получить юридическую помощь в случае буллинга.
  • В-третьих, будьте моральны готовы, что при обострении конфликта или бездеятельности педагогов придется перевести ребенка в другую школу. Его психологический комфорт важнее других обстоятельств. Но помните, что в уже сложившемся детском коллективе ваши сын или дочь будут «новенькими», а это тоже трудная роль. Так что советы психолога, как научить ребенка постоять за себя и в этом случае актуальны.

А что еще можно сделать?

Прочитала отклик моей подписчицы. Она пишет: «Всю школу терпела издевательства. Пыталась поначалу жаловаться родным и учителям. Но ничего не помогло. Перевести в другую школу тоже не смогли. Отстаивала себя сама, как могла, жутчайший ежедневный стресс. В последних классах все совсем достало, пошла на тхэквондо, дала сдачи, все стало прекрасно».

Частично этот опыт, по-моему, стоит позаимствовать. Запишитесь в спортивную секцию, в которой ребенку помогут стать сильным и ловким. Известно, что спорт воспитывает бойцовский характер, уверенность в себе.

Тем более это следует сделать, если с ребенком никто не хочет дружить. В секции ваш школьник обязательно подружится с новыми ребятами, потому что у них будут общие интересы.

Будьте всегда надежным защитником вашего ребенка, помогайте ему бороться за свои права. И тогда, если даже вы столкнетесь с тем, что ребенка травят в школе, вы с этой конфликтной ситуацией справитесь.

Инструкция для родителей: что делать, если вашего ребёнка бьют в школе

Учитель истории и отец троих детей, который сталкивался с проблемами школьной травли, рассказывает о том, как родители должны бороться и заступаться за своих детей, если тех обижают в школе.

Фото: © EAST NEWS

Я, как человек, который был директором школы, и как родитель детей-школьников, прошёл через разные стадии процесса отстаивания прав тех или иных ребят, своих или чужих. Поэтому могу сказать, какие шаги можно, а какие нужно делать родителю в той или иной ситуации, когда вашего ребёнка в школе обижают. Обижают одноклассники (или один), обижают старшие ребята. Понятно, что обижать можно по-разному. Можно доводить до слёз оскорблениями, а можно быть побитым каждую неделю. И вот на это надо обращать внимание.

Первое. Если вы несколько раз в течение довольно короткого времени (а время летит быстро, поэтому если раза четыре в месяц) услышите от ребёнка одну и ту же “фамилию”, которая сделала то-то или то-то, созвонитесь с классным руководителем и постарайтесь выяснить, не замечал ли он что-то в их отношениях и как складываются отношения с обидчиком у других детей. Если по косвенным признакам будет понятно, что не знакомая вам ещё мама того мальчика или девочки вменяемая, то можно попробовать встретиться с ней и поговорить. Отцам было бы проще решить конфликт вообще на этом этапе. Но, повторюсь, при вменяемости сторон.

Второе. Если жалобы не прекращаются, контакт с родителями стопорится, на уровне классного руководителя вопрос стопорится, вам от этого тревожно и вообще синяки, честно говоря, начинают уже доставать — идите в бой, но с полной уверенностью, что пойдёте до конца. Потому что путь до конца слишком нервен, грузен и требует большой бюрократической волокиты, хотя и кратковременной с вашей стороны. Вовсе не обязательно, что вам придётся топить кольцо в кипящей лаве, но уверенность должна быть. А чтобы она была, нужно помнить чётко цель и алгоритм действий.

Цель — то, что вы хотите в конечном итоге. Вы хотите, чтобы обидчика высекли розгами перед всей школой? Вы хотите, чтобы ему дали 15 лет строгого режима? Любая цель может быть реализована, дело во времени и в личном психическом здоровье.

Допустим, вы хотите, чтобы обидчика перевели в другую школу. Такое возможно, согласен. Но требовать этого незаконно: решать, где ребёнку обучаться, — это право родителей.

Читайте также:  Рост и вес девочки в 17 лет

Самая реальная цель — зафиксировать и громко заявить о ситуации, чтобы она начала рационально решаться и на неё обратило внимание максимальное количество заинтересованных лиц, в том числе и внутри школы. Потому что иногда информация до директора банально не доходит, пока вы не напишете письменное заявление на его имя и не проведёте его через канцелярию. Либо запишитесь к нему на личный приём. Но встречу должно предварять письменное заявление с детальным описанием ситуации и того, что было сделано, проведённое через секретаря, и у вас на руках должна остаться копия с входящим номером, заверенная у секретаря. Возможно, на этом вопрос и начнёт решаться. А если нет?

Ситуация обостряется, и начались побои. Мелкие тычки, толчки, унизительные клички и издевательства. В конце концов вашего ребёнка побили в школе. Отмечу, не после уроков на улице, а непосредственно в школе. Ваши действия.

Идите в школу, по дороге созванивайтесь с классным руководителем либо с кем-то из администрации, проходите вовнутрь и сразу вызывайте полицию. Набираете 112, выбираете по голосу — и вперёд. Сообщаете, что вы находитесь по такому-то адресу, это здание школы, ваш ребёнок получил физические травмы, вы просите прислать наряд полиции, чтобы зафиксировать произошедшее. Вам будет предложена скорая помощь — решайте сами в зависимости от тяжести. Если разбили нос, то, может, и стоит вызвать скорую, чтобы сделали снимок. В любом случае вам будет необходимо в тот же день появиться в лечебном учреждении и снять побои. Но об этом позже.

Вы сообщаете сопровождающему вас лицу о вызове полиции, ожидаете приезда. По приезде полиции вы вправе написать заявление (и чтобы с вас сняли объяснения) прямо на месте. Но это на практике мало реализуется по одной простой причине: вам в любом случае нужно будет иметь корешок регистрации вашего заявления в журнале регистраций, который находится в отделе полиции. Поэтому если ребёнку не грозит смертельная опасность и он просто сидит, хлюпает носом и держит пятак у фингала, то соглашайтесь на любезное приглашение проследовать в отделение для дачи показаний как законный представитель своего ребёнка. Далее вам определят инспектора по делам несовершеннолетних, который возьмёт с вас объяснения произошедшего: расскажет ребёнок, расскажете вы. Вы же и заверите оба листа показаний. После вы напишете заявление, отдадите его в окошко дежурной части, и — самое главное — не забудьте взять корешок регистрации, он вам пригодится, это единственный документ, доказывающий, что вы подали заявление. В течение десяти дней они должны произвести проверку изложенных вами сведений и дать вам письменный ответ. Неплохо было бы при прощании с инспектором ПДН взять контактный телефон и держать на контроле, делается что-то или нет.

Фото: © EAST NEWS

Инспектор затребует с вас справку из травмпункта с фиксацией побоев, поэтому вы едете в травмпункт и едете именно сегодня.

Внимание: взрослые травмпункты не выдают такие справки детям, вам нужен именно детский травмпункт.

После получения справки дома её сканируете. Вообще, теперь все документы сканируете, все они будут нужны в электронном виде. Из травмпункта врач обязан сообщить в полицию, так как побои произошли в школе. Это ещё один плюс вам в вашей истории, потому что в отдел по делам несовершеннолетних о вас сообщат дважды.

Дома первым делом, не затягивая, открывайте сайт департамента образования вашего города или области и пишите в электронную приёмную. Департамент образования города Москвы откликается очень оперативно.

Описывайте ситуацию, прикрепляйте сканы всех документов, которые подтверждают ваши слова (в том числе и все сканы заявлений на имя классного руководителя или директора школы, бумаги из полиции), просите организовать проверку изложенных фактов. Делайте это сразу, завтра у вас на это уже не хватит сил, да и настроение пропадёт. При этом надо понимать, что Федеральный закон “О порядке рассмотрения заявлений граждан Российской Федерации” трактуется таким образом, что позволяет отправить письмо на “рассмотрение по компетенции”, то есть школе. Так и будет, поэтому своим письмом вы лишний раз побудите руководство школы вникнуть в ситуацию, но никак их не накажете. То есть ещё раз: ваше письмо в департамент образования — это трата времени директора на составление вам ответа. Но ваша проблема будет решена, если вы уже сформулировали для себя, что вы хотите, а не в порыве праведного гнева палите вокруг из всех орудий.

Если ничто не работает

Ваши действия не приносят результата — стопорится что-то на всех уровнях, в течение трёх дней до вас не доходят никакие сигналы. Маловероятно, но всё же. Не ждите — ищите СМИ, которые готовы осветить вашу ситуацию: школьная тема актуальна. Три дня у вас на всё на это и уйдёт — описание ситуации, подтверждение документами, принятие решения на планёрке по поводу нужности материала. Обычно медиа понимают, что такие темы могут и не выстрелить, и должны быть готовы остановить вашу публикацию по вашей просьбе в случае изменения ситуации и при должном этическом уровне отношений, но и вы должны понимать, что вас могут женить и без вас. Это крайний шаг к огласке. По степени распространения этой информации последствия будут различаться — вы сами видели разные примеры.

Но публикация даёт вам следующий шаг — вместе со ссылкой на публикацию вы пишете письмо в мэрию Москвы, Генеральную прокуратуру, Министерство образования, президенту РФ с просьбой проверить изложенные в статье факты, так как вы и являетесь тем лицом, о котором идёт речь. Далее опять начинается круговерть бумаг, но она дополнительно стимулирует какие-то рациональные изменения в ситуации, а возможно, что приведёт и к возбуждению уголовного дела по факту халатности.

Я описал предельное количество уровней, которым был свидетель или прошёл сам. Редко требуются все этапы. Самое главное правило — вовремя остановиться! Идите на любой контакт, который вам будет предлагаться, ищите варианты разрешения ситуации, возможности перевести всё в область человеческих отношений. Вашему ребёнку ещё в этой школе учиться, а вам ещё несколько лет встречаться с этими людьми и на выпускном вечере постараться не испортить друг другу настроение.

Читайте также:  Рост и вес ребенка в 8 месяцев

Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым

За мою практику преподавания в школе и в техникуме мне приходилось не раз сталкиваться с фактами травли кого-то из учащихся их сверстниками. Поэтому то, о чём я напишу по данной теме – не только советы меня как психолога, но и как практика в устранении подобных явлений в учебном коллективе.

Для начала важно понять, что травля – это психологическое насилие членов коллективах над одним или несколькими другими членами. Простая непопулярность ребёнка в среде сверстников, отсутствие к нему интереса, игнорирование в общении не является формой насилия. Травля – это именно постоянно повторяющийся в разных видах акт агрессии. Психологическое насилие в учебных коллектива достаточно хорошо исследовано в зарубежных странах и получило название – буллинг.

Объектом травли в коллективе может стать практически любой ребёнок. Вовсе не обязательно это будет физически слабый «ботаник-зубрила». В моей практике такими объектами были дети из неблагополучных семей и дети с инвалидностью, и даже дети из вполне обеспеченной семьи, но совершившие противоправные действия, попавшие из-за этого под следствие.

Учителям и родителям важно понимать: если в коллективе возникла травля, то это не проблема того, кто стал её объектом, это проблема всего коллектива. Поэтому работа должна проводиться со всеми членами коллектива, даже с теми, кто непосредственно травлей не занимается, но молчаливо наблюдает за происходящим со стороны.

Перевод ребёнка, подвергшегося травле, в другую школу – это, конечно, выход. Однако и в новом коллективе ситуация может повториться. Потому что «жертва травли» – это набор поведенческих и психологических характеристик, которыми обладает этот ребёнок. И все эти характеристики он унесёт и в другой коллектив.

Кроме того, удалив из коллектива объект буллинга, тенденция к психологическому насилию над кем-либо сама по себе у членов коллектива не исчезнет. Либо такой коллектив выберет себе новую жертву, либо все его члены на всю свою жизнь сохранят в своей системе ценностей и нравственных норм те аморальные и безнравственные поступки, которые допускали в адрес объекта травли. При этом эти аморальные и безнравственные поступки закрепятся в сознании детей как социально одобряемые. И потом уже подобное поведение такие дети могут демонстрировать и в адрес своих родителей.

Что предпринять родителям жертвы травли

Если ваш ребёнок стал объектом травли в школьном коллективе или в студенческой группе, оставлять его один на один с ситуацией нельзя. Сколько бы ни было лет ребёнку, он нуждается в помощи взрослых и, в первую очередь, близких людей.

Вам обязательно нужно вмешаться в происходящее. И начать следует с посещения школы, беседы с классным руководителем вашего ребёнка. Ранее я уже писала, что в буллинг всегда включён каждый член коллектива, даже тот, кто держится в стороне. Обсудите с учителем сложившуюся ситуацию, выясните, что он намерен предпринять для устранения проблемы. При необходимости подключите к решению вопроса администрацию школы и школьного психолога, социального педагога. Не лишним будет приглашение на классный час и родительское собрание представителя правоохранительных органов для проведения разъяснительной беседы.

Родителям не стоит устраивать «разборки» с самими детьми, участвующими в травле. Желаемого результата вы можете не достичь. Наоборот, можете оказаться объектом преследования за противоправные действия в отношении чужих детей.

Каждый вечер после школы расспрашивайте своего ребёнка о ситуации в школе, чтобы быть в курсе развития ситуации. При необходимости встречайтесь с педагогами и родителями одноклассников несколько раз. Главное в данной ситуации не накалять обстановку ещё и с родителями, а именно найти решение проблемы.

Поддерживайте морально своего ребёнка, оказавшегося объектом травли. Научите его простым приёмам психологической защиты от агрессоров. Например, научите его представлять себя как бы в стеклянном колпаке, от которого отлетают все оскорбления, которые бросают в адрес ребёнка сверстники. Объясните, что дразнить и задирать интересно только тех, кто даёт хулиганам ответную реакцию. Если на их нападки не реагировать, то интерес продолжать обижать пропадает.

Помните о том, что вашему ребёнку, как бы он ни старался не реагировать на нападки, всё равно приходится эмоционально тяжело. Накопившуюся внутри ответную агрессию, эмоции, ребёнку нужно снимать. Для этого можно использовать разные методы. Например, проговаривать с ребёнком эти эмоции или же предлагать нарисовать тех ребят, которые его обижают, и порвать рисунки. Можно надуть воздушные шарики, нарисовать на них рожицы обидчиков, написать их имена и попинать шарики. Пусть ваш ребёнок лучше так выпустит своё внутреннее эмоциональное напряжение, чем на самих обидчиков.

Чтобы весьма травматичная ситуация травли не оставила неизгладимый отпечаток в психике ребёнка, деформировав его личность, спровоцировав развитие различных психологических комплексов, обязательно проработайте ситуацию с детским психологом.

Что предпринять родителям детей, участвующих в травле

Помните, что ваш ребёнок, считая социально одобряемым поведением проявление агрессии в адрес сверстников, со временем может обратить её и на вас самих. Поэтому игнорировать факт участия вашего ребёнка в буллинге ни в коем случае нельзя.

Если ваш ребёнок принял участие в травле одноклассника или сокурсника, не стоит оставлять данный факт без внимания. Чаще всего дети «отрабатывают» свои собственные психологические травмы на том объекте, который его заведомо слабее. Такими объектами могут быть не только сверстники, но и животные. Источником психологической травмы вашего ребёнка может быть, а чаще всего так и есть, обстановка в семье. Агрессивное отношение родителей или одного из родителей к ребёнку, прессинг, гиперопека и гиперконтроль, большое количество запретов и табу, ограничений, частые скандалы в семье – всё это не проходит бесследно для психики ребёнка. В то же время безразличие родителей к ребёнку, игнорирование его интересов, недостаток внимания и любви тоже могут вызывать в душе ребёнка озлобленность. Особенно по отношению к тем сверстникам, которые живут в более благоприятной атмосфере.

Постарайтесь вызвать ребёнка на откровенный разговор, услышать его проблемы, пойти ребёнку навстречу. Будет совершенно не лишним проработать проблемы ваших отношений в семье с детским или семейным психологом.

Читайте также:  Рост и вес девочки в 2 года 10 месяцев

Важно не только выяснить причины, культивирующую в ребёнке агрессивное поведение, но и научить его навыкам саморегуляции, снятия стресса, психологической и эмоциональной разрядки, не причиняющей вреда другим, не нарушающим их права и неприкосновенность личности. Неплохо будет рассказать ребёнку и о правовых последствиях проявления нетерпимости и агрессии в адрес других.

Важно, чтобы этот диалог состоялся в позитивной, благоприятной атмосфере, чтобы не укрепить негативизм и агрессивность ребёнка ещё больше.

Если же ваш ребёнок активного участия в травле одноклассника не принимал, но молчаливо наблюдал за этим со стороны, с ним также важно поговорить откровенно. Пассивное поведение в подобных ситуациях тоже не самое правильное. Позиция невмешательства культивирует в ребёнке безразличное отношение к проблемам окружающих, формирует в нём бездушие и цинизм.

Что предпринять педагогам

  1. Как справиться с ситуацией своими силами

Травлю в учебном коллективе не заметить не возможно. Факты агрессии могут иметь место как во время уроков, перед их началом в кабинете, так и на переменах, после уроков, во время внеклассных и внешкольных мероприятий.

Обнаружив, что ваши ученики включены в ситуацию травли, вы можете сначала попробовать справиться с происходящим самостоятельно. Однако предлагаемые мною 2 способа могут быть успешными только тогда, когда травля во времени длится относительно недолго.

В своей преподавательской практике мне всегда удавалось это сделать без привлечения других лиц: администрации школы, школьных психолога и социального педагога, родителей учеников и студентов. Поэтому я поделюсь с вами своим опытом, а также опишу алгоритм решения проблемы, если силами одного учителя проблему устранить не получается. Но это уже в следующей заметке.

Итак, два примера из моей практики, описывающие модели решения проблемы травли.

Метод 1 . Он был удачно применён в коллективе старшеклассников и в группе студентов техникума. В отсутствие ученика, являвшегося объектом травли, я в жёсткой форме потребовала от остальных прекратить третировать их сверстника, сказав, что в моём присутствии они не смели оскорблять и бить этого ученика, портить или прятать его вещи. Детям было сказано, что тот, кого они унижают и оскорбляют, ничем не хуже, а может даже и лучше их самих. Одного такого жёсткого требования без угроз в адрес детей, оказалось достаточно. Стоит, однако, уточнить, что в одном из случаев объектом травли был мальчик-инвалид с ограниченной вменяемостью. Его сверстникам в дополнение к требованию прекратить его третировать, я сказала, что этот мальчик в своём поведении непредсказуем. И если в ответ на их агрессию он причинит травмы обидчикам, то ответственности он никакой не понесёт. А вот сами агрессоры могут остаться на всю жизнь инвалидами похуже этого парня.

Метод 2 был удачно применён несколько раз, как в школьных коллективах, так и в техникуме. Высказав своё неодобрение по факту травли, произошедшего на моих глазах, я задала всем детям вопрос, чем так плох их сверстник. Кроме оскорбительных эпитетов в адрес объекта травли я ничего от них не услышала. Тогда я задала вопрос о том, что они конкретного знают об этом ребёнке: чем он увлечён, как он живёт, что его интересует, что он умеет. Ответа не последовало. Тогда я предложила всем дома посидеть и подумать, написать на бумаге и принести на следующее моё занятие список негативных качеств этого ребёнка. Листок с этим описанием я им предложила сделать анонимным, если они стесняются назвать себя, предложила положить мне такие листы на стол под журнал на перемене, пообещав, что я специально выйду на всю перемену в коридор. Перед следующим занятием я напомнила классу о моём предложении выразить на бумаге свои претензии к объекту травли и ушла. В каждом из случаев под журналом не оказалось ни одного листка. В начале урока я обсудила с учениками ситуацию, сказав, что по факту о ребёнке, ставшем объектом травли, никто ничего плохого сказать и не может. Даже анонимно. После этого я предложила детям также анонимно и также на листке бумаги дома написать, что хорошего они могут сказать об этом ребёнке. И в следующий раз под журналом не оказалось ни одного листка. Снова в начале урока я акцентировала внимание детей на том, что как показала практика, никто из них ничего – плохо или хорошего – о своём однокласснике не знают. И, тем не менее, они его обижают, унижают, оскорбляют. На мой вопрос, в чём же причина такого отношения к нему ответа я тоже ни от кого не получила. После этого факты травли прекратились. В одном из подобных случаев у девочки, подвергавшейся травле, среди одноклассниц появились две подруги из числа тех, кто пассивно следил за травлей. В другом случае – самые ранее агрессивно настроенные одноклассницы взяли девочку, которую ранее обижали, под свою защиту и покровительство.

  • Как справиться с ситуацией совместными усилиями педколлектива

Если буллинг длится уже достаточное время, в него включены много сверстников, ситуация зашла далеко, справиться с проблемой одними описанными в части 4 методами не получится. Понадобится более серьёзная и масштабная работа с коллективом. Далее я опишу один из алгоритмов работы над подобной проблемой класса.

Первыми двумя важными шагами на пути устранения проблемы травли являются беседы с классом и родителями.

Необходимо провести классный час, на котором возникшее в учебном коллективе будет названо своим именем. Ученикам необходимо разъяснить, что они совершают психологическое насилие над своим одноклассником. До них также следует донести, что такое поведение недопустимо. Оно не свидетельствует о какой-то силе, превосходстве агрессоров над жертвой. Оно свидетельствует о моральной деградации агрессоров и противоправности их поступков. На таком классном часе важно не выставлять перед классом объект травли как жертву, не давить на жалость, не требовать к нему сочувствия и сострадания, а предложить детям, каждому по отдельности, высказаться, что чувствует, что испытывает, что переживает их жертва. Также каждому ученику нужно поставить задачу самому оценить, скажем, по 5-балльной шкале, степень своего участия в травле, свой персональный вклад в болезнь коллектива. Например, 1 – я в этом никогда не участвую, 2 – я в этом иногда участвую, но потом мне стыдно, 3 – я иногда в этом участвую и мне потом не стыдно, 4 – я в этом участвую достаточно часто и не сожалею об этом, 5 – я один из главных активных участников травли.

Читайте также:  Что такое песочная терапия и как она помогает детям?

Для начала такая беседа может быть проведена одним учителем. Если она не даст результата, то повторный классный час на эту тему надо проводить с участием психолога и представителя правоохранительных органов.

Встречу и обсуждение сложившейся в классе ситуации необходимо провести и с родителями учеников. На родительском собрании также необходимо описать подробно происходящее, назвать имена участников травли, назвать травлю своим именем и предложить родителям провести со своими детьми воспитательные беседы. На родительское собрание могут быть приглашены те же специалисты, что и на классный час. Родителям важно дать однозначно понять, что проблема травли – это не проблема непосредственных участников буллинга, это болезнь всего класса, которую нужно лечить именно как коллективную болезнь.

Вторым шагом будет выявление среди учеников тех, кто готов взять на себя функции поддержки и защиты жертвы буллинга от агрессоров. Таких, впрочем, может и не найтись. Но попытаться всё же следует.

Третьим шагом должна быть работа школьного психолога с коллективом учеников. Самым эффективным будет тренинг на сплочение группы, а также индивидуальная работа психолога с активными участниками травли по отработке психологических проблем, толкающих детей на проявление агрессии. Работа психолога должна быть также направлена и на жертву травли с тем, чтобы отработать последствия травмирующей ситуации.

На этом этапе можно использовать метод формирования моральных и нравственных качеств по принципу осознания собственной неправоты и подражания позитивному примеру других. Для этой цели можно периодически организовывать для детей просмотр кинофильмов о дружбе. В кинофонде СССР таких фильмов можно найти немало. Продемонстрировав такой фильм детям, можно его сразу же обсудить с ребятами и предложить написать эссе или сочинение на тему дружбы, а также что-то из разряда отзыва о фильме. Такой просмотр лучше устраивать в классе, чтобы гарантировать то, что кино посмотрел каждый. При коллективном просмотре удобнее организовать и его обсуждение.

Четвёртым шагом должна быть выработка с учениками правил межличностных коммуникаций, правил общения и взаимодействия между учениками. Правила должны включать в себя как запреты на негативные действия, так и позитивные действия между учениками. Выработанные правила поведения между учениками важно закрепить как некий свод. Его нужно распечатать и повесить на видном месте в классе. Кроме того, будет полезно их распечатать и выдать каждому ученику на руки. Каждый последующий классный час или урок у классного руководителя важно начинать с вопроса к классу о том, насколько успешно им удаётся придерживаться выработанных правил общения. Можно просить поднять руку сначала тех, у кого не очень получается придерживаться правил. Затем тех, кто нарушает их редко, потом тех, кто их практически не нарушает. В конце тех, кто их не нарушил ни разу с момента последнего опроса. В адрес тех, кто всё же допускает нарушения, надо высказать уверенность в том, что если они будут стараться, то у них обязательно получится. Тех, кто правила не нарушает, следует публично похвалить и поставить в пример остальным. Иными словами, позитивные изменения в характере взаимодействия детей в классе надо поощрять и поддерживать.

Для того чтобы поднять авторитет жертвы буллинга в группе сверстников, можно поручить ему какое-то ответственное задание, выполняя которое ему будут предоставлены несколько большие права и полномочия, чем у других одноклассников. Однако, при этом, важно следить за тем, чтобы этот ребёнок не начал отыгрываться на своих обидчиках.

Любите своих детей! Будьте для них опорой и защитой! Будьте для них проводником в вопросах чести, достоинства, морали и нравственности!

Ребенка обижают в школе: что делать родителям

Часто ли жалуются ваши дети на то, что их обижают в школе? А что вы отвечаете им на это? Можете ли вы без жалоб ребенка понять, что в школьном коллективе он чувствует себя не комфортно? Если вы не знаете, как ответить на эти вопросы, то эта информация именно для вас.

Здесь мы попробуем разобраться с тем, как реагировать на детские жалобы, как помочь ему научиться постоять за себя и как наладить контакт со сверстниками. Ведь от внутреннего спокойствия и уравновешенности вашего ребенка зависит и его успеваемость, а значит и дальнейшая жизнь. Насколько легкой и успешной она будет, зависит от нас с вами.

Как понять, что ребенка обижают в школе?

Что делать, если ребенок отказывается ходить в школу. Как понять родителям, что пропуски занятий, плохая успеваемость являются следствием не того, что он не желает учиться, а потому, что ему там плохо.

Самым первым признаком того, что малыша «травят» сверстники, является его нежелание посещать учебное заведение. Проблема усугубляется еще и тем, что дети, попадая в такую ситуацию, не любят объяснять причины нежелания посещать коллектив и не хотят обсуждать подобные темы с родителями.

Из-за подверженности своего рода насилию (ведь издевательства со стороны сверстников являются именно насилием над ребенком), ребенок может начать заикаться, у него проявляются признаки развития нервного тика, может нарушиться сон, аппетит, общее эмоциональное состояние.

Утром, отправляясь на занятия, ребенок часто симулирует болезнь, ищет любой удобный повод, чтобы остаться дома, будь то выдуманная болезнь, другие занятия и прочее.

Возвращаясь из школы, ребенок, который подвергается насмешкам и издевкам, чаще всего агрессивен, морально раздавлен, утомлен, печален.

Если педагог стал жаловаться на частые опоздания вашего сына или дочери на уроки, это тоже является тревожным звоночком, свидетельствующим о том, что ребенку неприятно находиться в стенах школы. Кроме того, на фоне негативного отношения одноклассников, у него может ухудшиться успеваемость по предметам.

Если вы заметили, что у ребенка часто портятся личные вещи (рвутся книги, тетради, ломаются пеналы, ручки и прочие школьные принадлежности), он возвращается грязный, его одежда испорчена, измазана, то это прямой признак, что в отношениях с классным коллективом у него далеко не все в порядке.

Дети часто дерутся в школе, особенно мальчишки. Не каждую драку следует расценивать, как обиды. Если ребенок ведет себя в целом обычно, если ссора с товарищами не вызывает у него нежелания посещать занятия, то причин для паники нет. Но в любом случае, родители должны посетить классного руководителя и выяснить, не является ли драчливость обычной характеристикой их ребенка. Возможно, он сам является зачинщиком «травли» кого-то из одноклассников.

Читайте также:  Когда ребенок начинает стоять?

Кого чаще всего обижают в школе?

Как ни странно это может прозвучать, но мы сами, родители, можем стать причиной того, что нашего ребенка могут обижать в школе. Все зависит от того, как мы воспитываем своих детей, как относимся к их неудачам, успехам, как обращаемся в семье с ними.

Чаще всего насмешкам и издевательствам со стороны других детей могут стать дети с нетипичной внешностью, иной национальности, имеющие врожденные или приобретенные дефекты внешности, прыщи, шрамы, имеющие проблемы с зубами, слишком худые или наоборот, склонные к полноте.

Если ваш ребенок по натуре лидер, то и он может подвергаться насмешкам, если по каким-то причинам ему пришлось сменить коллектив. Скорее всего, по законам «естественного отбора» ему придется «биться за место под солнцем», или уступить другому лидеру. Это достаточно сложно, особенно, если учесть, что у новичков, как правило, в новом коллективе еще нет друзей и нет поддержки.

Всеобщей травле подвергаются дети из неблагополучных семей, из малообеспеченных семей, которые внешне выделяются из общего фона школьного коллектива. Такие дети чаще начинают испытывать на себе насмешки и издевательства в несколько старшем возрасте, когда ровесники начинают конкурировать между собой и стараться выделиться внешне на общем фоне.

Как правило, в качестве изгоев выбираются именно неряшливые и бедно одетые дети.
Особенности темперамента и воспитания также могут стать причиной того, что ребенка будут обижать в классе. Например, скромные, тихие, неуверенные в себе дети часто становятся предметом для насмешек. Эту же категорию можно отнести и медлительных, рассеянных флегматиков, болезненных детей, худощавых и нескладных. Однако агрессивные холерики также не являются исключением из этого правила. Дети в неуравновешенной психикой сами по себе склонны провоцировать конфликты с одноклассниками. Любой «смешок» в их сторону расценивается в глобальном масштабе и конфликт становится неизбежным.

Если подобное поведение входит в привычку всего коллектива, то ребенок-холерик становится своеобразным «местным клоуном» и доводить его до «белого каления» одноклассникам просто доставляет удовольствие.

Ну и конечно же, нельзя сбрасывать со счетов другие мелкие поводы для начала детской травли в коллективе: неблагозвучная фамилия, проявление неуклюжести на глазах класса, неудачное признание в чувствах и прочее.

Во все времена детям рекомендовалось много читать. Как ни странно, но именно чтение может помочь некоторым образом решить проблему. Читая, ребенок нарабатывает словарный запас, учится поведенческим основам у персонажей книг, пытается проживать их жизни, примеряя их на себя.

Что предпринять родителям?

Очень часто из уст родителей слетает фраза: «Разбирайтесь сами, не хватало мне еще в детские дела лезть». И очень напрасно!

Конечно, политика невмешательства в некоторой степени очень рациональна, ребенок учится принимать самостоятельные решения, искать выход из сложившейся ситуации, самостоятельно решать свои проблемы, не надеясь на кого-то со стороны. Но это не означает, что на проблемы ребенка следует махнуть рукой и предоставить ему плацдарм для действий.

Контроль ситуации, пусть даже косвенный, ненавязчивый, возможно даже незаметный для самого ребенка, должен быть обязательно.
С другой стороны, детская жестокость временами не знает границ, и порой детям ничего не стоит перейти от насмешек к избиениям и унижениям. Поэтому, если вы видите или чувствуете, что ребенок нуждается в вашей помощи и в вашем вмешательстве, нужно обязательно вмешаться.

Это не означает, что завтра же вы отправитесь в школьный коллектив, где учится ваше чадо, и устроите там разбор полетов и допросы с пристрастием. Подходить к этому этапу следует очень аккуратно, осторожно и взвешенно.

К тому же примерные планы действий родителей во многом зависят от того, какого возраста их ребенок, какого он пола и прочего. Например, если в младшей школе в случае нежелания ребенка посещать занятия из-за насмешек одноклассников, разговора с классным руководителем будет достаточно, то в среднем звене это не даст никаких плодов.

Это связано с тем, как, к сожалению, современное общество относится к профессии педагога. И в этом тоже виноваты мы с вами, мы не прививаем своим детям благодарного, уважительного отношения к профессии учителя.

На просторах интернет-ресурсов «бродит» высказывание, что в прошлом веке учителя сталкивались с поколением сложных учеников и пытались с ними бороться, воспитывать их и стараться вкладывать в их души что-то прекрасное. Сейчас же учителям приходится сталкиваться с поколением сложных родителей этих учеников.

Если с проблемой издевательств вы и ваш ребенок столкнулись в средней школе, разговор с одноклассниками ничего не даст, кроме того, что ребенка засмеют еще больше, называя его «маменькиным сынком иди дочкой». Однако, разговор с педагогом должен состояться в любом случае, чтобы со своей стороны он старался усмирять конфликты в детском коллективе.

Ваша же задача – дать понять ребенку, что он не один со своими проблемами, что вы его понимаете, и поддерживаете. Но очень важно научить его грамотно и правильно противостоять обидам, и не давать делать из себя «жертву».

Советы психолога

Психологи часто становятся сообщниками родителей, если возникают какие-либо ситуации с детьми, требующие деликатного подхода к их решению. Специалисты рекомендуют постараться наладить с ребенком доверительные отношения и откровенно поговорить, попытаться проанализировать сложившуюся ситуацию, понять, почему она произошла и поискать вместе решение этой проблемы.

Рассмотрим основные действия родителей, которые рекомендуют осуществлять психологи, если ребенок подвергается травле со стороны одноклассников.

Откровенный разговор с ребенком

Это первый и главный шаг навстречу своему чаду, если он попал в такую ситуацию. Настраивайтесь на то, что ребенка будет трудно разговорить, дети не любят обсуждать подобные вопросы и всячески будут стараться скрыть факт морального или физического насилия.

Чтобы расположить к себе ребенка, заведите непринужденную беседу, подойдите к проблеме издалека, расскажите о каких-то своих переживаниях – словом, наладьте с ним доверительный контакт. Если ребенок почувствует, что вам можно довериться, он обязательно раскроется перед вами и расскажет терзающую его правду.

Читайте также:  Рост и вес мальчика в 1 год 11 месяцев

Анализ ситуации и возможное решение проблемы

Проблема, вызвавшая насмешки, издевательства и возможно избиения ребенка, может быть какой угодно. Если, например, причина заключается во внешности, то необходимо начать заниматься ее устранением.

Прыщи помогут вылечить врачи-дерматологи, лишний вес – повод начать посещать спортивные секции, плаванье. Искоренить в себе неуверенность и робость помогут кружки ораторского искусства, театральные кружки, уроки вокала.

Кроме этого, посещая другие коллективы, дети приобретают колоссальный опыт общения, заводят новых друзей по интересам.

Если причиной травли стал характер ребенка, его излишняя агрессивность, следует постараться помочь ему справиться с этим недостатком. Возможно, понадобятся индивидуальные занятия с психологом.

Объясните ребенку и научите его правильно выражать эмоции, отстаивать свою точку зрения, не обижая своим поведением окружающих и не провоцируя их на ответную агрессию.

Неряшливость и неопрятность решается совместными усилиями. Контролируйте внешний вид ребенка, проверяйте, что он носит и как он это носит. Не поощряйте стиль «хиппи» в одежде.

Помощь специалиста

Помощь психолога может понадобится, если ситуация приняла серьезный оборот. Например, если ребенок уже просто боится посещать занятия в классе, у него имеются признаки невроза, депрессивности, у него нарушена психика (ребенок может вздрагивать от прикосновений, часто плачет, у него нарушен сон и прочее). Иногда может помочь просмотр художественного фильма, где рассматривается подобная проблема и показано ее решение.

Кардинальные меры

Иногда кардинальное решение проблемы может на время облегчить ситуацию. Временная характеристика объясняется тем, что если ребенок плохо воспринимает смену коллектива, плохо переносит период адаптации, то возвращение к насмешкам – всего лишь дело времени.

В новом коллективе, ребенка, скорее всего, будут ждать те же проблемы, что только добавит ему неуверенности в себе. Но в целом же смена школы может стать выходом из сложившейся ситуации. Просто не акцентируйте внимания на том, что причина перехода связана именно с тем, что ребенка обижали в прежней школе. Пусть переход будет связан с тем, что эта школа ближе к дому, что в ней более требовательные педагоги, а это важно для получения качественных знаний и прочее.

Другой кардинальной мерой является заявление в полицию, на имя администрации школы. Особенно, если к ребенку применяется физическое насилие (побои, издевательства и прочее). По возможности встречайте и провожайте ребенка в школу, старайтесь незаметно «заглядывать» в учебное заведение.

Вместо заключения

Издевательства в школьном коллективе являются очень серьезной проблемой для общества. Ее опасность состоит в том, что она ломает психику ребенка, лишает его уверенности в себе, вредит здоровью, как физическому, так и эмоциональному.

Учите ребенка с ранних лет уметь постоять за себя, водите в различные кружки, чтобы он рос всесторонне развитой личностью, чтобы не терял свою индивидуальность. Ну и сами, конечно, поддерживайте своего ребенка, контролируйте его школьную жизнь и старайтесь быть для него другом.

Что делать, если ребёнка обижают в школе?

Ребёнок возвращается из школы в слезах или подавленный? Мало с кем общается в классе? С неохотой идёт в учебное заведение? Возможная причина – травля, буллинг в школе. Если у вас появилось подозрение в том, что сына или дочь обижают, не отмахивайтесь от него. Нужно разобраться в ситуации и предпринять правильные действия.

Шаг 1. Разведка

Узнайте, действительно ли имеет место травля в школе. Здесь потребуется действовать максимально деликатно и осторожно. Что можно делать:

Завести с ребёнком отвлечённый разговор

Начать стоит с вопроса об его успехах, новостях. Если почувствовали, что этот разговор неприятен, наткнулись на замкнутость или агрессивность, скажите, что хотите больше узнать о жизни сына или дочери, расскажите историю из собственной юности или отметьте, что волнуетесь, не зная, что происходит в его жизни.

Использовать обходные пути

Например, «невзначай» оставьте на мониторе компьютера информацию об анонимной психологической помощи подросткам. Или начните при ребёнке обсуждение ситуации «с сыном одной знакомой», который подвергся травле. Ответное поведение детей на эти действия позволит сделать заключение о том, верно ли ваше подозрение.

Стоит начать с разговора с учителями, которые часто бывают свидетелями подобных ситуаций. Если есть друзья ребёнка, с которыми вы хорошо знакомы (они бывают у вас дома, знакомы с раннего детства и т.д.), можно обратиться к ним. Однако, делать это нужно очень осторожно: отметить, что заметили изменения в поведении; спросить, не знает ли друг/подруга, с чем это связано; сказать о своем волнении и подозрениях в том, что не всё благополучно.

Воздержитесь от давления и от угроз в адрес кого-либо. Подобные агрессивные действия только обострят ситуацию.

Шаг 2. Выявление причины

Далее нужно выяснить, почему ребёнка обижают в школе. Ответ на этот вопрос должен сложиться после всестороннего анализа ситуации. Важно узнать мнение дочери/сына, учителя, друзей, самостоятельно понаблюдать, как ребёнок общается со сверстниками. Возможные причины:

Сверстники считают, что он/она в чём-то хуже остальных. Например, более «дёшево» одевается, имеет телефон старой модели, не умеет делать то, что хорошо получается у большинства, отличается национальностью.

Ребёнок ведёт себя вызывающе, провоцируя соответствующую реакцию окружения. Иногда дети сами вызывают шквал негатива, отказываясь общаться со сверстниками, оскорбляя других или позиционируя себя лучше остальных. В этом случае важно помнить, что изначальной причиной может быть неуверенность в себе, неумение расположить к себе людей, жажда внимания.

Замкнутость и робость. Такому ребёнку сложно заводить друзей, а даже самая незначительная вещь может приводить к «уходу в себя» и к слезам. Подобное поведение нередко становится для задир поводом посмеяться и позлословить.

Однако, в чём бы конкретно не заключалась причина того, почему ребёнка обижают в классе, в конечном итоге это сводится к неумению постоять за себя, выстраивать конструктивные отношения с окружающими. То есть он не нашел своё место в коллективе, стал «изгоем». Подробнее о ролях и различных качествах личности читайте в статье «Лидер в классе — не ваш ребёнок. Хорошо это или плохо?». И именно эту проблему предстоит рано или поздно решить.

Шаг 3. Решение

Если буллинг принял серьезный оборот, есть физическая угроза, то понадобятся немедленные действия. Если обижает одноклассник, стоит поговорить с его родителями и с ним самим. Но ни в коем случае не нужно угрожать и применять силу.

Читайте также:  Пластилин-песок для детей

Когда разговоры и попытки прекратить травлю миром не работают, исчерпаны все способы воздействия, стоит подумать про обращение в правоохранительные органы или смену учебного заведения. О том, как лучше это сделать, подробно рассказывает статья «Перевод ребёнка в другую школу: как организовать?».

Если подобные радикальные действия не требуются, стоит подойти к решению проблемы изнутри. Другими словами, ребёнку предстоит научиться грамотно ставить себя и давать отпор обидчикам. С чего можно начать:

  • с проигрывания действий в определённых ситуациях дома;
  • с борьбы с робостью, замкнутостью и застенчивостью. В этом могут помочь упражнения для развития навыков публичных выступлений в этой статье.
  • с обучения ребёнка минимальным приёмам самообороны для формирования уверенности в себе.

Также стоит задуматься о прохождении курсов по искусству общения, которые научат ребёнка выстраивать конструктивные отношения и помогут занять комфортное место в коллективе. А наши преподаватели с радостью в этом помогут!

Автор статьи: Ксения Михеева — психолог, преподаватель Юниум по биологии.

Агрессор в классе: что делать учителю и родителям

Что делать учителю, если один ученик в классе регулярно срывает уроки, обижает одноклассников, отказывается вступать в диалог? А что делать родителям, если их ребёнка обидели в школе? Рассказывает наш блогер, куратор школы безопасности Анастасия Беренова.

Однажды после лекции для педагогов к нам подошла учитель: «Что делать? В классе агрессивный ребёнок, терроризирует всех. Ему прописали таблетки и лечение у психиатра, но мама отказывается что-либо делать». Мы рассказали ей о тактике возможного диалога, о том, как важно весь класс научить не реагировать на ребенка — не создавать почву для провокаций и травли, а в случае агрессии всем вместе защищать каждого.

Но всё это полумеры. Потому что, во-первых, мы не знаем, верное ли было выбрано лечение, а во-вторых, историй таких — легион. Где-то ребёнок агрессивно ведет себя, потому что не умеет контролировать поведение, как в данном примере, а где-то копирует поведение взрослых или дурно воспитан. На попытку диалога с родителями учитель получает от них волшебное слово «ачотакова» или и вовсе встречное обвинение — в травле «идеального ребенка».

К сожалению, юридических мер воздействия на семью не так много (может и к счастью?). Заставить ребенка уйти из школы или принудительно обратиться к психиатру невозможно. Разве что ситуация настолько страшна, что есть основания для административной или уголовной ответственности. Последняя наступает, если ребенок в 14 лет и старше вымогал деньги, грабил, его действия имели характер сексуального преследования или распространение порнографии, особенно с шантажом. Угроза жизни и здоровью также квалифицируется по статье УК 119 (ответственность наступает с 16 лет), но доказать угрозу — сложно.

Прочитайте УК РФ и КоАП РФ, чтобы проверить с какого возраста наступает ответственность за произошедшее. Если ребенок младше, а агрессия малозначительна или не доказуема, сделать ничего нельзя. Если действия опасны для окружающих, а ребёнок мал — есть шанс при настойчивости добиться постановки на учет или беседы с родителями органами опеки.

Но если родители маргинальны или высокопоставлены, от этой не будет никакой пользы, более того, может их разозлить ещё больше

Например, ребенок 7 лет кидался ножиками в выходящих из школы подростков. Участковый поговорил с родителями, но на этом история и закончилась. А ребенок продолжал проявлять агрессию. Оценить опасность ситуации для окружающих можно по следующим признакам: наличие оружия (нож, баллончик, шокер и т. д), агрессивный ребёнок сильнее жертвы или группа агрессоров. Это высокий уровень для жизни и здоровья. По малолетству и при этих обстоятельствах можно уйти от ответственности, но можно воздействовать на родителей — штрафы, ограничение родительских прав и т. д. В остальных ситуациях при низком уровне опасности повторяющихся ситуаций — срыв уроков, драки, мат, брань — воздействовать на агрессора в правовом поле практически невозможно.

Значит ли это, что нужно опускать руки? Конечно нет, и здесь мы приведём некоторые схемы возможных действий

Есть ситуации, которые стоят особняком — ребенок агрессирует из-за того, что не может управлять собой или транслирует внутреннюю боль. Если родитель готов работать над проблемой, идет на диалог и помогает ребенку — отлично. Здесь важно поддержать его в этом, а не травить. Возможно, в некоторых случаях ребенку может понадобиться тьютер.

Узнайте и помогите родителю агрессора — составьте хартию поведения в коллективе, обозначьте границы, поделитесь рекомендациями специалистов или помогающих служб, обучите своих детей специфике общения, если это нужно. Ребенок-агрессор может нуждаться как в помощи медикаментозной, так и в новых навыках — управление гневом и эмоциями, легитимным способам подружиться. Все эти вопросы решаемы.

10 лёгких способов вырастить агрессивного ребёнка

Если ребенок транслирует эпизоды насилия, которые видит дома, — важно поговорить с одним из родителей о проблеме. Возможно, он тоже нуждается в помощи, и просто не понимает, что происходящее в семье не норма и не признак «крепкой руки», а опасная ситуация, прерывать которую нужно срочно! Расскажите о том, как опасно и психологическое насилие — угрозы, ругань, обесценивание, насмешки, газлайтинг, экономическое насилие в семье и т. д. А если родитель не вступает в диалог или даже обвиняет коллектив школы в сложившейся ситуации?

Чего делать нельзя

1. Оставлять учителя один на один с проблемой

То, что учитель должен за всё отвечать, всех научить и перевоспитать — опасное заблуждение, которое развязывает руки родителям дурно воспитанных детей, а не решает проблему. Если у вас в классе есть неуправляемый ребенок, лучше объединиться всем. Но не с посылом «Мы против него», а с посылом «Давайте вместе решать сложившуюся проблему». Замотивируйте учителей и администрацию объединиться с вами: в конце концов, школа, не обеспечивая безопасность учащихся, очень рискует.

2. Надеяться, что проблема «израстет»

Ребенок, который не получает должный отпор за проявление агрессии или должной помощи в управлении поведением будет чувствовать себя дальше более развязано.

Читайте также:  Рост и вес девочки в 7 месяцев
3. Ни в коем случае не решать вопрос силой!

Реальная ситуация: ребенок попал в больницу в результате нападения, родитель пошел выяснять отношения с обидчиком. Сейчас его судят по УК, а нападавший подросток продолжает ходить по школе «королём», ведь теперь для общества он — жертва. По этой же причине ни в коем случае нельзя говорить с чужими детьми о поведении: не факт, что сработает, а завтра уже его родители выступят против вас. И не забывайте, что вы можете получить искаженную информацию и излишне эмоционально повести себя. Поэтому правило номер 1: действуем только в правовом поле.

4. Не настраивать коллектив против ребенка-агрессора

Учите детей легитимным способам самозащиты. Иначе вы получите так называемую «травлю самозащиты», когда дети в ответ на агрессию ведут себя не лучше, чем обидчик. Это потом даст полное право родителям зачинщика выставить агрессорами остальных, а своё чадо — жертвой.

5. Не показывать слабость

Это самое сложное. Психологи советуют учителям и родителям «просто поговорить» или пожалеть, но без должного проявления силы воли или авторитетного (не авторитарного!) поведения взрослого, обидчик посчитает такую реакцию слабостью, это его только раззадорит. Особенно, если в его поведении проявляются садистические черты. Рекомендации «давайте жить дружно» отлично работают в травле незнания, когда дети по неумению без умысла обижают друг друга, но в садистской травле это не поможет.

«Учителя, который кричит и давит на детей, можно понять, но нельзя оставить в школе»

Прочитайте Макаренко — он никого не жалел, был тверд, но справедлив, поэтому и смог справиться с воспитанием беспризорников. К сожалению, очень мало психологов систематизируют свои советы в зависимости от состояния системы и вида травли.

Что делать нужно

1. Объединяйтесь!

Если обидчик выбрал одного ученика в классе, не факт, что завтра он не найдет другого — под раздачу может попасть уже ваш ребёнок. Не пытайтесь придумать отговорки, что ваш ребенок сильнее, смелее и его-то не тронут. Критерии выбора жертвы вам неизвестны. Но самое главное — наблюдение насилия не менее травматично для психики.

Если даже ваш ребенок не пострадал, лучше составляйте коллективное обращение к директору. Коллективу сложнее противостоять, а аргумент «я не хочу, чтобы мой ребенок был наблюдателем агрессии» весом и подкрепляется данными, что это не менее вредно, чем наблюдать за травлей. Проговорите это руководителю, если не уверены в аргументах — принесете распечатки статей квалифицированных психологов.

2. Соберите доказательную базу

Вполне возможно, что возмутительное поведение, которым недовольны родители, имеет состав преступления. И тогда обращение к руководству будет совсем иным. Так, например, мама первоклассника была уверена, что старшеклассник, который угрозами вымогал у него телефон, просто дурно воспитан. Но когда она поняла, что это квалифицируется как грабеж, а ответственность за него уже есть — пошла к руководству с совсем другим настроем. Ведь её сыну в этой школе еще учиться! Как и другим детям.

Запросите записи с камер. Возможно, как в приведенном случае, всё происходящее было записано. Храните скрины переписок в социальных сетях, не удаляйте контакты. И самое главное — научите своего ребенка не отвечать ответной агрессией — тогда виноваты станут оба в равной степени.

3. Обратитесь за помощью

Вы собрали доказательства, нашли поддержку у родителей и руководства школы, теперь — обращайтесь к юристу, он поможет вам добиться цели быстрее и грамотнее. Кстати, чего вы хотите? Возмещения ущерба, исключения ребенка из школы, постановки его на учет, перевоспитания? Не все цели выполнимы в вашем конкретном случае. Юрист поможет заменить эмоциональную повестку на структуру действий.

4. Разберитесь с причиной агрессии

Ребенок копирует поведение родственников? Просто плохо воспитан? Имеет проблемы с психикой или неврологией, поэтому не справляется с ситуацией. От причины зависит решение: в первом и втором случае коллектив может занять позицию «у нас так не принято» и сделать так, что агрессору невыгодно будет так себя вести. Не модно, не престижно. Такое воспитание коллективом. В третьем случае, увы, без помощи специалиста ничего не сделать — разве что выработать с коллективом схемы действий, которые не провоцируют. Но это не всегда работает. Да и приучать детей к идее, что действия агрессора зависят от поведения жертвы — не лучшая стратегия.

5. Поговорите с родителем обидчика

Если родители готовы идти на диалог, начинайте со слов: «У нас есть проблема и мы должны решать ее вместе». Расскажите, как мелкие садистические поступки при попустительстве взрослых создавали почву для серьёзных проступков и уголовного наказания в итоге. Вы хотите такого? А психиатрический диагноз без должной коррекции может привести к большой психиатрии и даже преступлениях на этой почве.

«Меня били нещадно. Я отвечала, махала кулаками, но никогда не побеждала». Людмила Петрушевская — о травле

К сожалению, факт наличия психиатрических проблем у нас страшно стигматизирован и многие родители готовы отрицать диагноз, лишь бы не попасть на учет к психиатру. У этого опасения есть и реальные основания, и вымышленные.

Покажите в диалоге, что для вас признание диагноза не «ужас ужас», и это лучше, чем закрывать глаза на него. Возможно, что родитель не из умысла, а по незнанию или невозможности выдержать правду без поддержки, отказывается от помощи психиатра.

6. Переходите к активным действиям

Если у ребёнка нет родителей или они отказываются вступать в диалог, скажите, что будете обращаться в органы опеки или полицию. Не самый лучший сюжет, но, увы, истории «папа и мама сидят, а бабушка умеет только жалеть внука и не задаёт ему границ» — нерешаема без вмешательства извне. Конечно, в идеале родителям и опекуну нужны не запугивания и угрозы, а грамотная и квалифицированная помощь. Главное, чтобы опекун был готов её принять.

7. Научите детей объединяться

Не чтобы устроить «темную», а чтобы каждый знал, что все вместе они защитят любого. Против всех разом противостоять сложнее, и агрессор, почувствовав себя не у дел, не сможет пакостить. В конце концов, есть виды агрессии, которые ищут зрителя или почитателя. Если такого нет, если есть осуждение и сплоченность — ему просто будет нечем подпитывать свою подлость.

Читайте также:  Рост и вес мальчика в 1 год 8 месяцев

В заключении скажу, что дружному, сплоченному коллективу, гораздо легче противостоять нападкам агрессии одного ученика. И это будет ключевым навыком, который поможет детям. А память о том, что мы все были «один за всех и все за одного» не из агрессии, а из справедливой соразмерной силы, станет крепким фундаментом жизненной стойкости.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Что делать, если ребенка обижают в школе: советы психолога

Неприятие коллективом — всегда непростой и болезненный процесс. Однако если в этой ситуации оказался ваш ребенок, меры необходимо принимать оперативно. Вместе с психологом разбираемся в проблеме.

Конфликт ребенка с коллективом — одна из самых сложных тем, о которых приходится говорить. К сожалению, адаптация в коллективе и общение со сверстниками не у всех детей происходят одинаково гладко и хорошо. Бывает, что у ребенка не получается наладить отношения в классе, его регулярно обижают и всячески притесняют.

У родителей такого ребенка возникает огромное количество вопросов, однако ответы на них найти крайне непросто. Отягощающим фактором во всей этой ситуации может быть молчание самого ребенка, ведь дети в таких непростых ситуациях не особо спешат обратиться за помощью к своим родителям, чаще всего скрывают происходящее с ними в стенах школы. Вместе с клиническим психологом Марианной Абравитовой разбираемся, что можно сделать, если ребенок столкнулся с травлей.

Как понять, что ребенка притесняют в школе?

О том, что у вашего ребенка сложились трудные отношения с одноклассниками, могут свидетельствовать такие факты, как, например, нежелание ходить в школу, вплоть до полного отказа. Также сигналом тревоги могут быть частые прогулы, о которых вы даже не догадывались, опоздания, ссадины и синяки неизвестного происхождения.

Картину может дополнять в разы увеличившаяся закрытость ребенка, отсутствие настроения и, естественно, школьных друзей, о которых он бы мог вам рассказать или привести домой. И, пожалуй, самый тревожный звоночек, который поступает родителям ребенка, которого обижают — это постоянные поломки и пропажа вещей, с которыми он ходит в школу, а также грязная, помятая, порванная одежда.

Как помочь своему ребенку?

Если вы знаете, что ваш ребенок застенчив, стеснителен, спокоен и неконфликтен, с трудом заводит друзей, а также если он — новичок в коллективе, ему надо помочь адаптироваться, а не пускать дело на самотек.

Праздник-знакомство

Например, как только, вы пришли в новую школу или в новый класс, изначально договоритесь с педагогом о том, что знакомство с вашим ребенком у одноклассников будет не совсем обычным — как вариант, можно устроить праздник для детей, с клоунами, подарками и различными вкусностями. Делается это для того, чтобы у детей образ вашего ребенка зафиксировался с положительным эмоциями.

Можно обойтись без праздника, устроить обычное чаепитие, но сделать это так, чтобы у детей остались приятные впечатления, напрямую связанные с вашим ребенком.

Положительная стимуляция — это, по сути, программа SOS, когда ничего другого не остается. И помогает эта программа даже в том случае, когда вашего ребенка по тем или иным причинам уже не приняли в коллектив, он никак не может найти общий язык со сверстниками, не получается притереться, и от этого он мучается и страдает.

Здесь тоже можно посоветовать устроить «корпоратив». Например, зачем их устраивают на работе? Для того, чтобы сотрудники, которые сидят каждый в своем кабинете, на разных этажах, не знакомые друг с другом, сумели раскрепоститься, сблизиться и подружиться в нерабочей обстановке. Детский коллектив от взрослого ничем не отличается, поэтому в нем также можно провести корпоратив и поддерживать эту традицию, чтобы сблизить между собой и подружить всех детей.

Естественно, если вы делаете корпоратив для своего ребенка, заранее продумайте такой момент: дети в классах часто разбиваются на группировки, и общаются между собой внутри своего маленького коллектива. Чтобы ваш застенчивый ребенок не выпал из общения, нельзя все пускать на самотек — необходимо придумать развлечения, которые будут детей объединять, а не разобщать, тогда ваш ребенок станет участником всего происходящего.

Моральная поддержка

Самое главное, что необходимо сделать — оказать своему ребенку всестороннюю поддержку и сделать все, что от вас зависит, чтобы защитить его. Если ситуация критическая, стоит подумать о переводе в другой класс или другую школу, где будет возможность начать все с чистого листа, и на новом месте не стоит забывать о положительной стимуляции. Важно не откладывать решение о переходе надолго, если ситуация вызывает серьезные опасения.

Кроме того, ребенку необходимо объяснить, что коллективная агрессия чаще всего связана с тем, что дети таким образом проявляют защитную реакцию, а значит, просто боятся того, кто не похож на них. Именно поэтому дети-интроверты часто сталкиваются с проблемными ситуациями в коллективе — им не нужно сбиваться в группу, чтобы почувствовать себе лучше или сильнее, все, что им необходимо — внутри.

Предварительная работа

В жизни есть ситуации, в которых лучше действовать на опережение, чем потом разбираться с их последствиями. Поэтому, чтобы ваш ребенок не оказался изгоем в школе, лучше еще до школы социализировать его по максимуму. Гармоничная, спокойная и уверенная в себе личность формируется в условиях выхода из зоны комфорта, приучая себя постоянно осваивать какие-то новые пространства, новые коллективы, взаимодействуя с разными людьми.

Пока ребенок маленький, пока он еще нигде не «новенький», а новенький только в этом мире, необходимо всячески инициировать его знакомства с новыми людьми: водить его в разные секции и кружки, где он может познакомиться с большим количеством детей и, что самое важное, освоить навыки общения. Водить его на представления в театры, на елки, туда, где есть другие дети, с которыми он еще не знаком. Все это делается для того, чтобы такая тема как «новые люди вокруг» не вызывала у ребенка ступор и воспринималась совершенно естественно.

Ссылка на основную публикацию