Развитие ребенка в 4 года

Развитие ребенка в 4 года

Четырехлетние дети уже вроде бы взрослые, но еще очень маленькие. В этом возрасте продолжает становление личности и характера ребенка, которое силами родителей должно мягко корректироваться. Какими умениями уже овладел ребенок к 4-летию и какие занятия подойдут для развития малышей 4-5 лет?

Особенности возраста

  • Кроха по-прежнему подвижен и энергичен, но уже стал более усидчивым и способен заниматься каким-то одним делом около 20 минут. Мелкая моторика постоянно совершенствуется. Большинству четырехлеток особенно нравится рисование.
  • После 4 с половиной лет ребенок изменяется внешне, так как у него начинается активное развитие мышечной и костной ткани.
  • Для ребенка старше 4 лет очень важна социальная составляющая развития. Малыш заводит друзей среди других деток, стараясь найти с ними «общий язык». Ребенок хорошо замечает чувства других людей, умеет сопереживать. Малыш научился формулировать собственные мысли в словах. У многих детей 4-летнего возраста имеются воображаемые друзья.
  • Ребенок 4 лет продолжает овладевать родной речью. Для многих деток данного возраста характерна незначительная шепелявость. Словарный запас четырехлетки разрастается очень стремительно (до 2500-3000 слов к 5-летнему возрасту). Речь карапуза обогащается выражением и интонацией. Кроха озвучивает собственные действия и все, что видит, а также постоянно задает большое количество вопросов. У примерно 5% деток развитие речи на начальных этапах сопровождается заиканием.
  • Интеллектуальные возможности ребенка 4-4,5 лет значительно возрастают. Малыш готов к изучению букв и цифр.

Что должен уметь ребенок?

Большинство детей в 4-4,5 года умеют:

  • Бегать, сохраняя равновесие при изменении направления или темпа движения.
  • Стоять на 1 ноге несколько секунд, а также несколько раз быстро подпрыгивать из этого положения.
  • Прыгать вперед на обеих ногах.
  • Спрыгивать с небольшой высоты (до 20 см).
  • Ходить по скамейке, удерживая равновесие.
  • Играть с мячом – бросать и ловить, попадать в предметы с расстояния.
  • Кататься на велосипеде.
  • Разговаривать понятно и разборчиво, составляя фразы из 6-8 слов. Поддерживать беседу.
  • Играть с другими детками в группе или в паре.
  • Правильно называть множественное число существительных.
  • Верно употреблять предлоги.
  • Не реагировать истерикой на разочарование или обиду.
  • Заботиться о животном.
  • Следить за собственной гигиеной (самостоятельно ходить в туалет, применять туалетную бумагу, включать кран).
  • Аккуратно есть с использованием ложки и вилки.
  • Помогать родителям в уборке.
  • Сдержанно вести себя на людях.
  • Знать некоторые буквы.
  • Называть свое имя, отчество и фамилию, а также адрес.
  • Отличать живое и неживое.
  • Понимать сюжет мультфильма или спектакля.
  • Знать названия животных, растений, профессий, бытовых предметов.
  • Ориентироваться в понятиях справа-слева-внизу-вверху.
  • Сравнивать предметы по ширине, высоте, длине, количеству.
  • Раскрашивать рисунки без выхода за границы.
  • Соединять точки линией.
  • Нанизывать пуговицы и бусинки.
  • Знать времена года, явления погоды, а также части суток.
  • Определять пропавший предмет.
  • Пересказывать сказку.
  • Находить различия между двумя изображениями.
  • Складывать пазлы из 2-4 элементов.
  • Обобщать предметы в группы.
  • Находить одинаковые пары предметов.
  • Определять лишние предметы.
  • Знать геометрические фигуры, а также цифры до 10.
  • Пользоваться ножницами.

Рост и вес

По сравнению с показателями в 3 года, к четырехлетию вес малыша увеличивается примерно на 2000-2200 грамм, а рост – на 7-8 сантиметров. Чтобы ориентироваться, в каком темпе проходит физическое развитие ребенка, врачи и родители сравнивают показатели малыша с нормами, выведенными для детей этой возрастной категории определенного пола (у девочек, как правило, показатели более низкие). Средние значения и границы нормы мы представили в такой таблице:

Показатель

Среднее значение в 4 года

Границы нормы для мальчиков 4 лет

Границы нормы для девочек 4 лет

Развитие ребенка в 4 года

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Для каждого возраста существуют свои критерии сформированности навыков, которых стоит придерживаться, оценивая общее развитие ребенка.

Статья:

Для каждого возраста существуют свои критерии сформированности навыков, которых стоит придерживаться, оценивая общее развитие ребенка. Если до 3 лет специалисты говорят о возможных вариантах нормы, то в 4 года эти критерии становятся более устойчивыми. Несоответствие большинству из них может свидетельствовать о проблемах в развитии, в то время как своевременно замеченные отклонения позволят скорректировать процесс воспитания и обучения, чтобы избежать отставания.

Внимание и память

Малыш хорошо ориентируется в знакомых местах, знает дорогу из детского сада домой или из дома до магазина. Можно притвориться, что мама забыла дорогу и предложить проводить ее. Это служит отличной тренировкой памяти и внимания. Специалисты советуют выполнять подобные упражнения ежедневно, ведь именно сейчас все психические процессы совершенствуются:

  • ребенок способен концентрировать внимание до 7 минут, а в поле зрения удерживает до 5 предметов;
  • запоминает события, произошедшие на текущей неделе, воспроизводит наиболее яркие моменты и их последовательность;
  • быстро запоминает стихи и тексты песен, сказки и детские рассказы;
  • узнает однажды прочитанное произведение по небольшому отрывку или иллюстрации к нему;
  • повторяет определенную сложную последовательность движений в игре, танце или гимнастике;
  • находит несколько признаков сходства или отличий на картинках, объясняя, в чем они заключаются;
  • находит и группирует предметы по определенному признаку самостоятельно;
  • собирает пазлы, состоящие из 6-10 элементов;
  • называет увиденные предметы по порядку, определяет, какой из них исчез;
  • повторяет произнесенную взрослыми цепочку слов;
  • посмотрев на сюжетные рисунки, может пересказать изображенные на них действия.
Читайте также:  Развитие ребенка в 3 года

Мышление

Познавательный интерес ребенка достигает своего пика, именно в этом возрасте многие родители начинают подготовку к школе. Специалисты не против раннего обучения, но советуют проводить его не самостоятельно, а руководствуясь советами методистов, определяющих, что именно должен знать и уметь ребенок в 4 года:

  1. С этого возраста можно начинать обучение иностранному языку, поскольку малыш все легко запоминает, способен отличить слова родного языка от иноязычных.
  2. Запоминает буквы и цифры, считает до 10 и больше, соотносит названную букву и цифру с ее графическим изображением. Некоторые дети способны сами изобразить нужный символ.
  3. Без труда находит пару представленному предмету, «лишний» предмет в заданном ряду.
  4. Сравнивает два или несколько предметов по форме, размеру, расставляет их от большего к меньшему и наоборот.
  5. Сам подбирает антонимы (днем светло – ночью (?) темно), решает простые головоломки, загадки, логические задачи.
  6. Находит несоответствия на рисунках и объясняет их, предлагая правильное решение.
  7. Знает и различает не только простые, но и некоторые сложные геометрические фигуры.
  8. Определяет правую и левую стороны, показывает соответствующие руки и ноги.
  9. Учится ориентироваться в схеме сборки конструктора, способен сам соорудить несложные конструкции. Из кубиков строит не только башенки, но более сложные сооружения.

Развитие речи

Словарный запас четырехлетнего ребенка растет стремительно. Он осваивает все новые слова, активно используя знакомые, узнавая значение незнакомых. Речь представляет не отдельные фразы, а связный текст с использованием сложных синтаксических конструкций: придаточных предложений и однородных членов. Минимальные речевые навыки ребенка в 4 года:

  • четко произносит гласные и согласные звуки;
  • умеет отвечать на вопросы, логично ведет диалог;
  • составляет связный текст до 6 предложений;
  • с легкостью описывает изображенное на картинке, может дать полное описание игрушки, увиденного, услышанного;
  • называет имя, отчество и фамилию, знает по именам своих близких и друзей, в детском саду называет воспитателя по имени и отчеству;
  • называет свой возраст, домашний адрес;
  • различает интонацию говорящего, сам может придать любую интонацию своей речи;
  • использует единственное и множественное число;
  • не путает мужской и женский род, согласовывает слова в роде, числе и падеже, правильно и к месту употребляет предлоги;
  • в разговоре использует все части речи, включая междометия, вводные и звукоподражательные слова.

Допускается, что ребенок может еще путать понятия «вчера», «сегодня», «завтра», названия приемов пищи: «завтрак», «обед», «ужин». Нормой является западение шипящих звуков и [р]. В целом же речь малыша этого возраста понятна не только близким, но и посторонним людям.

Мелкая моторика

Специалисты отмечают взаимосвязь развития мелкой моторики ребенка, его речи и мышления. Развивая моторику, родители подготавливают руку малыша к письму. Мелкая моторика в этом возрасте должна быть достаточно развита:

  • ребенок без труда показывает по отдельности указательный и большой пальцы, несколько пальцев вместе;
  • нанизывает бусины средней величины на нитку;
  • завязывает и развязывает узлы на толстом шнуре, застегивает и расстегивает молнии, пуговицы, крючки;
  • учится правильно держать в руках кисточку, карандаш, ручку;
  • проводит линию по нескольким точкам, не отрывая руки, разукрашивает картинки, не выходя за контуры;
  • обводит фигуры по трафарету, может сложить из нескольких фигур одну: квадрат и треугольник – домик;
  • из пластилина лепит не просто шарики и колбаски, но и собирает элементы вместе, превращая их в снеговика или цветочек.

Ребенок должен неплохо владеть ножницами: уметь вырезать определенные фигуры по контуру. Очень полезным будет вырезание снежинок к новому году. Это и совместное творчество, и развитие фантазии, и прекрасное упражнение для развития мелкой моторики.

Физическое развитие

В 4 года ребенок развит физически. Этот возраст характеризуется крайней подвижностью, ведь малыш понимает возможности своего тела и пытается поскорее их проверить. Развитие навыков совершенствуется с каждым днем:

  • ребенок хорошо и быстро бегает;
  • без труда забирается на вертикальную лестницу и спускается с нее;
  • прыгает в высоту и длину;
  • кидает мяч в заданном направлении далеко и точно, учится играть в футбол;
  • подтягивается на перекладине или кольцах (не без помощи взрослого);
  • преодолевает препятствия на пути.

Четырехлетнего ребенка уже можно отвести в спортивную секцию. Занятия укрепят мышцы и направят энергию малыша в правильное русло.

Эмоциональное развитие

Психологи настаивают на том, что в эмоциональном развитии малыш нуждается так же, как и в физическом. Мимика и жесты – это часть эмоций, освоить их сам ребенок вряд ли сможет, ему необходимо помочь. В этом возрасте он учится улавливать настроение близкого человека, сопереживать и утешать:

  • распознает настроение человека на фотографии или рисунке;
  • по просьбе родителей изображает мимикой ту или иную эмоцию;
  • может признать свою вину и попросить прощения;
  • выражает радость при приближении близких, пугается незнакомых людей.

В 4 года приходит осознание, что не все его шалости смешны, многие обижают или доставляют боль. Ребенок, порой, осознанно совершает подобные действия, проверяя, какие эмоции они вызовут.

Бытовые навыки

Ребенок должен уметь выполнять необходимые гигиенические процедуры без напоминания: чистить зубы, мыть руки перед едой и после улицы, контролировать физиологические потребности даже в ночное время. Некоторые малыши к этому времени предпочитают унитаз горшку. Дети едят самостоятельно, пользуясь столовыми приборами и салфеткой.

Читайте также:  Медитация для детей: советы по обучению и способы

Одеваясь на прогулку, четырехлетний малыш выбирает вещи соответственно погоде, без труда одевается и раздевается. Многие уже знают переднюю и заднюю сторону в одежде, правую и левую ноги и правильно надевают обувь.

Социальная адаптация

Дети подолгу играют самостоятельно, однако игры со сверстниками для них предпочтительнее. Они очень общительны, стремятся к новым знакомствам. Преобладают ролевые игры, игры на проверку своей ловкости и физических навыков.

В этом возрасте ребенок способен порадовать родителей игрой в спектакле, замечательно справляясь с несложной ролью, рассказать со сцены стихотворение или спеть песню. Кстати, все малыши очень любят аплодисменты и похвалу.

Именно в этом возрасте приходит осознание пола. Девочки начинают интересоваться куклами, мальчики – машинами и самолетами. Девочек все чаще можно застать перед зеркалом, их привлекают красивые платья и мамины украшения. Мальчики стремятся помочь папам, с удовольствием разбирают его инструменты, помогают ремонтировать автомобиль.

Ребенок отстает в развитии в 4 года. Признаки и действия

Ваш ребенок растет в своем темпе?
Кажется, в нем нет энергии, свойственной детям?
Вы переживаете, что что-то пошло не так в его развитии?

Четыре года – очень важный период. Кризис трех лет уже почти позади, а впереди ребенка ждет интенсивная подготовка к школе. В этом возрасте большинство детей говорит достаточно хорошо, интересуется окружающим миром, стремится к общению со сверстниками и взрослыми.

В их активном словаре около тысячи слов, и они уже умеют строить правильные, с точки зрения, грамматики, фразы. Четырехлетка уже в состоянии связно рассказать, что интересного произошло за день, поделиться впечатлениями об игре или мультфильме, подкрепляя свой рассказ жестикуляцией и мимикой.

На 4 года приходится интенсивное развитие речи, памяти, внимания, воображения, мышления. Уже можно заметить наклонности и таланты ребенка. Наибольший интерес у четырехлеток вызывают сюжетно-ролевые и подвижные игры со сверстниками, поскольку через них он общается и учится управлять своим телом.

Мальчики и девочки: есть ли отличия в развитии или нет?

Как правило, речь у девочек в возрасте четырех лет, более развита, чем у их сверстников-мальчиков. Они лучше выговаривают звуки и знают больше слов. Однако не следует принимать это явление за постоянную закономерность. Мальчики тоже используют в речи развернутые предложения и могут обладать неплохой дикцией.

В физическом отношении дети действительно отличаются. Мальчики обычно имеют более высокий рост, а их мускулатура лучше развита, чем у девочек, поэтому и вес их также немного больше, чем у ровесниц.

Когда нужно срочно идти к специалисту?

О том, что ваш ребенок отстает в развитии, указывают следующие признаки:

  • он не может прыгнуть в место, указанное взрослым, спрыгнуть со ступеньки, бросить мяч;
  • у него никак не получается научиться кататься на трехколесном велосипеде, удерживая ступни на педалях;
  • берет мелкие предметы, но не удерживает их;
  • избегает общения с детьми и взрослыми, которые не входят в круг семьи;
  • постоянно играет в одиночку в однотипные игры;
  • не может удержать в руке карандаш;
  • у него не получается построить башню или другую конструкцию более чем из четырех деталей строительного конструктора (кубиков, брусочков);
  • имеет скудный словарь и не может составить предложения из более чем двух-трех слов, даже если ему нужно выразить собственное желание или потребность;
  • речь состоит из нескольких слов, понятных только близким родственникам ребенка;
  • не задает вопросы, содержащие слова где, почему, куда, кто, что, когда, как и т. д.;
  • всегда сопротивляется, когда вы его просите одеться, вымыть ручки, покушать
  • или не может обслуживать себя вообще;
  • когда он спит в своей кроватке, то сон очень плохой, беспокойный, ребенок часто просыпается;
  • у малыша резко меняется настроение, он легко выходит из себя, устраивает бурные истерики, в ярости бросает и ломает предметы, мучает животных, младших детей. Вам требуется много времени, чтобы его утихомирить.

Если вы нашли более трех признаков отставания в развитии из приведенного списка, то нужна срочная помощь специалистов. Мы рекомендуем всегда внимательно присматриваться к своему ребенку: если он вдруг утратил хотя бы один из приобретенных навыков, то в его развитии происходит что-то очень нехорошее.

Что делать?

В первую очередь нужно установить причину отставания – это отправная точка для назначения грамотной терапии и составления индивидуальной коррекционной программы. Для этого вам нужно посетить нескольких детских специалистов.

  1. Невролог
    Обследование у этого врача – первое, что вы должны сделать. Если причина отставания в органическом поражении или незрелости структур ЦНС, то невролог подберет комплексную терапию, основанную на приеме медикаментов и лечебной физкультуре.
  2. Психолог
    Причиной отставания в развитии может быть соматический инфантилизм. Это явление не связано с каким-то физическим дефектом, а вызвано педагогической запущенностью, неблагополучной обстановкой в семье. Иными словами, по ряду причин ребенка мало и неправильно воспитывали, не уделяя достаточно времени его развитию. В результате он растет несамостоятельным, полностью зависящим от матери, у него нет интереса к учебе, познанию мира, общению. Этот диагноз обычно ставится в возрасте 3-4 года.

При возможности отдайте ребенка в коррекционный или дефектологический детский сад. Если отклонение в развитии выявлено в начальной форме, то после 2-3 лет в таком учреждении ребенок может догнать сверстников и пойти вместе с ними в обычную школу. В том случае, когда посещение детсада невозможно, обязательно ходите на занятия к детским специалистам и занимайтесь дома сами по индивидуальной коррекционной программе.

Самое главное в коррекции – не упустить время. Чем старше становится ребенок, тем сложнее ему догнать сверстников, тем хуже окажутся результаты занятий. Статистика показывает, что если, например, малыш не заговорил к пяти годам, то появление речи маловероятно. Поэтому не откладывайте визит к специалисту на неопределенное будущее, а запишитесь на консультацию прямо сегодня. Не жалейте сил и времени на занятия. Благополучие ребенка превыше всего.

Дата публикации: 20.08.2019. Последнее изменение: 13.01.2020.

Что должен уметь и знать ребенок в 4 года

Каждому возрасту свойственны определенные особенности развития. Поэтому родители обязательно должны знать основные нормы, на которые стоит ориентироваться по мере взросления ребенка.

Давайте узнаем, какими знаниями и навыками должны обладать дети в четыре года.

Содержание статьи:

Физическое развитие

В четырехлетнем возрасте ребенок активно развивается физически. Он уже хорошо координирует движения и становится все более активным. Нормально развивающийся малыш к четырем годам должен уметь:

  • быстро и уверенно бегать, легко меняя направление, темп, преодолевая препятствия;
  • держать равновесие, стоя на одной ноге;
  • ходить по бордюру, бревну, наклонной доске;
  • прыгать на одной и двух ногах вперед, в сторону, с разбега;
  • залезать по вертикальной лестнице, висеть на перекладине;
  • ходить на цыпочках, внешней, внутренней стороне стопы;
  • кувыркаться;
  • ходить задом наперед, повернув голову назад;
  • кататься на самокате или детском трехколесном велосипеде;
  • самостоятельно есть.

В этом возрасте ребенок может выполнять спортивные упражнения, разучивать несложные танцы. Он осознает, что его физические возможности увеличились и старается пользоваться ими по максимуму.

Умственное развитие

К четырем годам дети уже многое умеют. Малыши, которые ходят в детский сад или посещают развивающие занятия, обычно имеют больше интеллектуальных навыков, нежели их сверстники, сидящие дома.

Четырехлетний ребенок должен уметь следующее:

  • концентрировать внимание на текущем занятии в течение 7 минут;
  • знать свое полное имя, фамилию и отчество, а также имена членов семьи и домашний адрес;
  • помнить дорогу от дома до детского сада или другого места, куда он часто ходит со взрослыми;
  • запоминать и уметь пересказывать недавно произошедшие события;
  • собирать пазлы с крупными элементами;
  • хорошо ориентироваться в пространстве, различать право, лево, верх, низ;
  • запоминать основную сюжетную линию сказки, рассказа;
  • сравнивать предметы по форме, размеру, цвету;
  • знать время суток, времена года, уметь рассказать, чем они отличаются друг от друга;
  • знать названия животных, предметов, деталей одежды и т.д.;
  • выполнять несложные задания по образцу;
  • раскрашивать картинки.

Развитие памяти, мышления, внимания напрямую зависит от того, насколько взрослые занимаются с малышом. В этом возрасте у детей преобладает образное мышление, а память напрямую связана с эмоциями: кроха лучше всего запоминает эмоционально значимые для него события.

Развитие речи

В идеале словарный запас четырехлетки должен составлять около трех тысяч слов, хотя на практике дети обычно употребляют около одной тысячи. Малыш должен уметь четко и ясно доносить до взрослого свою мысль. В речи должны присутствовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. В этом возрасте дети могут рассказать, что произошло с ними за день.

Четырехлетний ребенок должен уметь:

  • говорить предложениями из 4-8 слов;
  • уметь согласовывать части речи между собой;
  • вести диалог со сверстниками и взрослыми;
  • уметь описать предмет;
  • понимать антонимы (светло-темно, большой-маленький);
  • различать единственное и множественное число;
  • заучивать на память короткие стихи;
  • уметь составлять короткий рассказ по картинкам;
  • пересказывать небольшие произведения, пользуясь подсказками и наводящими вопросами;
  • знать предлоги и понимать их;
  • уметь определять первый звук в словах;
  • знать некоторые буквы.

Для развития речи и пополнения словарного запаса полезно читать ребенку и чаще разговаривать с ним, задавать ему вопросы, объяснять значения слов.

Логическое мышление

В четырехлетнем возрасте наглядно-действенное мышление дополняется наглядно-образным. Малыш познает свойства предметов не только взаимодействуя с ними, он уже может размышлять о них и делать соответствующие выводы.

В четыре годика дети должны уметь:

  • находить лишний предмет в группе подобных;
  • отыскивать отличия на похожих картинках;
  • понимать, каких элементов не хватает на рисунке;
  • придумывать логический конец заданной сюжетной линии;
  • находить выход из нарисованного лабиринта;
  • угадывать предмет или животное по словесному описанию.

У детей логическое мышление развивается само собой, от взаимодействия с окружающим миром. Но его можно улучшить, если заниматься с малышом, играть в логические игры – настольные и словесные.

Математика

Многие дети четырехлетнего возраста уже считают и знают цифры. В норме малыш должен уметь:

  • считать, как минимум до пяти;
  • знать, как выглядят цифры от 1 до 5;
  • уметь сосчитать количество предметов на картинке в пределах пяти;
  • сравнивать группы предметов, используя понятия «один», «много», «мало»;
  • знать основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник).

В этом возрасте малыши могут считать не только до пяти, но и до десяти и даже писать некоторые цифры.

Окружающий мир

Дети 4 лет активно познают окружающий мир. Задача родителей – всячески помогать им в этом, пополняя копилку знаний. Ребенок в 4 года должен знать следующее:

  • названия и назначения основных бытовых предметов (посуда, холодильник, телевизор);
  • несколько названий деревьев и цветов;
  • названия всех частей тела человека и животных и понимание отличий строения человеческого тела от тела животного (руки-лапы, ногти-когти);
  • понимать, что у людей и животных, помимо внешних органов, есть и внутренние, знать названия некоторых из них (сердце, мозг);
  • уметь назвать и элементарно описать несколько профессий (водитель, врач), знать, кем работают родители;
  • различать разные виды транспорта;
  • знать названия продуктов питания, уметь описать их вкус (сладкий, соленый);
  • различать материалы, из которых сделаны предметы (дерево, металл, бумага);
  • уметь называть отдельные детали предмета (ручка чашки, ножка стола);
  • знать свой возраст, город и страну проживания;
  • понимать основные родственные связи в семье (бабушка – это мама мамы и т.д.).

Это минимальный набор знаний, которые должен иметь четырехлетний ребенок. Дети этого возраста могут знать намного больше. В детском саду они изучают погодные явления, деятельность, свойственную для разных времен года (осень – уборка урожая и т.д.), повадки животных и птиц, сезонные праздники.

Четырехлетние дети уже четко понимают свои гендерные роли. Мальчики знают, что они – будущие мужчины, а девочки – женщины. Соответственно, первые начинают интересоваться мужскими занятиями, а вторые – женскими.

Мелкая моторика

Развитие навыков мелкой моторики напрямую связано с когнитивными функциями – памятью, вниманием, мышлением, речью. Поэтому очень полезно организовывать игры и занятия, развивающие мелкую моторику рук – рисование, лепку, собирание мозаики, конструктора.

В четыре года ребенок должен уметь:

  • нанизывать бусины на нитку;
  • уверенно держать в руке ложку, карандаш, кисточку;
  • раскрашивать рисунок, не вылезая на контурную линию;
  • вырезать ножницами фигуру по контуру;
  • обводить карандашом, ручкой или фломастером трафарет;
  • лепить из глины и пластилина, соединять слепленные элементы в единую фигуру;
  • продевать шнурок через отверстия.

Для развития мелкой моторики хорошо подходят пальчиковые игры, игры с песком и формочками, различные творческие занятия.

Навыки самообслуживания

Основы навыков самообслуживания закладываются еще в трехлетнем возрасте. К четырем годам малыши уже могут самостоятельно, без помощи взрослых, выполнять элементарные бытовые действия.

Ребенок должен уметь:

  • чистить зубы, полоскать рот;
  • умываться, мыть руки, вытираться полотенцем;
  • принимать душ;
  • самостоятельно ходить в туалет;
  • сморкаться в носовой платок и вытирать нос и рот;
  • пользоваться расческой;
  • застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, липучки;
  • надевать и снимать одежду, обувь;
  • пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, кружкой);
  • знать, где лежат разные вещи (туалетные принадлежности, посуда, одежда);
  • понимать, какие вещи можно брать, а какие нельзя;
  • убирать игрушки, складывать одежду.

Некоторые дети в этом возрасте с удовольствием осваивают более сложные бытовые навыки – подметание пола, протирание пыли, мытье посуды. Чем больше взрослые поощряют такую деятельность (естественно, контролируя ее исполнение), тем быстрее малыш развивается в бытовом плане.

Изобразительная деятельность

Эстетическое развитие ребенка так же важно, как и интеллектуальное. У четырехлетних детей активно развивается восприятие, воображение, наблюдательность. Поэтому они могут и должны уметь переносить свои впечатления на бумагу в виде рисунка.

В детском саду изобразительная деятельность является неотъемлемой частью обучения детей. Она имеет три направления: предметное (изображение отдельных предметов), декоративное (узоры, орнаменты) и сюжетное рисование (предметы, объединенные общей сюжетной линией).

В 4 года ребенок должен уметь:

  • рисовать карандашами, фломастерами, красками;
  • раскрашивать раскраски;
  • уметь передавать на рисунке основные детали (на лице – нос, рот, глаза, уши);
  • уметь нарисовать человека, животное, дерево.

Изобразительная деятельность положительно влияет на развитие когнитивных процессов, поэтому стремление ребенка к творчеству нужно поощрять.

Английский язык

В дошкольном возрасте уже можно начинать учить иностранный язык. Малыши легко запоминают слова и не имеют психологического барьера, затрудняющего произношение звуков незнакомой речи. Поэтому многие родители водят своих детей на курсы английского для дошкольников.

Основная трудность, с которой сталкиваются учителя иностранных языков для малышей – сложность произношения. Далеко не все дети правильно произносят даже русские слова, не говоря уже об английских. Еще одна проблема – малыши часто путают слова родного и иностранного языка.

Дети в возрасте четырех лет, изучающие английский язык, знают названия разных бытовых предметов, животных, основных цветов. Также им знакомы слова «мама», «папа», «дедушка», «бабушка, «брат», «сестра».

Есть ли обязательный стандарт?

Все дети разные и развиваются они неодинаково. Поэтому единого стандарта, регламентирующего навыки и умения ребенка раннего возраста не существует.

ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) определяет основные направления развития ребенка 4 лет. Они включают элементарные бытовые навыки, физическую активность, умение ориентироваться в окружающем мире, владение речью, понимание своей гендерной роли.

За развитием малыша с самого рождения следит врач-невролог. Поэтому родителям необходимо периодически показывать ребенка этому специалисту. Основная функция невролога – наблюдать, правильно ли развивается ребенок, чтобы вовремя выявить возможные отклонения.

Все описанные выше умения и навыки не являются строго обязательными для четырехлетних детей. Каждый ребенок развивается со своей скоростью и может знать и уметь больше или меньше, чем указано в требованиях.

Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, то все новые знания и умения им проще осваивать именно в игровой форме. Задача родителей – найти или придумать полезные игры для малыша.

Отличия в развитии мальчиков и девочек в 4 года

Основным отличием в развитии мальчиков и девочек в этом возрасте является то, что первые лучше развиты физически, а вторые – интеллектуально. Мальчики быстрее бегают, дальше прыгают, легче осваивают велосипед или самокат.

Что касается девочек, то у них лучше развита речь, их словарный запас богаче. Они могут изъясняться более сложными фразами. Им проще даются задания, касающиеся пересказа сказок, составления рассказов по картинкам и т.д.

Однако эти различия проявляются не всегда. Нередко встречаются физически развитые девочки или мальчики с отличной дикцией и богатой речью. Здесь все зависит не от пола, а от индивидуальных особенностей ребенка.

Выводы

В четыре года дети активно развиваются по всем направлениям. Совершенствуются и расширяются физические и интеллектуальные возможности, ребенок учится владеть телом, понимать свои и чужие эмоции, делать логические выводы.

Основная деятельность четырехлетнего малыша – игра. В процессе игры он учится многим вещам, осваивает разные роли, которые пригодятся ему в будущем.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок получил как можно больше знаний и умений, обращайтесь в наши детские развивающие центры «Бэби- клуб». Программы занятий подобраны в соответствии с возрастом и направлена на развитие интеллекта и раскрытие способностей. Наши специалисты помогут подготовить вашего малыша к детскому саду или школе с учетом его индивидуальных особенностей.

4 года ребенку: развитие и что должен уметь

Что должен уметь ребенок в 4 года:

  • уверенно владеть собственным телом;
  • быстро бегать и прыгать;
  • хорошо говорить;
  • достаточно много знать об окружающем мире.

Все дети разные, но общие показатели уровня развития, чем ближе к школе — тем более конкретные, и их необходимо учитывать.

Физическое развитие

К 4 годам дети не просто вытягиваются, а внешне «взрослеют». В среднем рост составляет 98,3–105,5 см (мальчики) и 98,5–104,1 см (девочки); вес 15,1–17,8 кг (мальчики) и 14,8–17,7 кг (девочки).

  • быстро и хорошо бегают, уверенно «закладывают виражи» на поворотах, не теряя равновесия;
  • умеют перемещаться прыжками на двух ногах;
  • стоят и прыгают на одной ноге;
  • самостоятельно поднимаются и спускаются по веревочной лестнице или шведской стенке;
  • ловят и бросают мяч двумя руками, попадают им в цель;
  • пробираются под препятствием, перешагивают через пороги, бордюры и т.д.;
  • осваивают велосипед и самокат с боковыми колесами.

В этом возрасте организм ребенка достаточно окреп, а координация движений развита для начала занятий спортом. Будьте осторожны, не бросайтесь «с места в карьер» — начните с игровых групп у опытных тренеров, избегайте чрезмерных нагрузок. Важнее дать выход кипучей энергии вашего чада и вовремя выявить его собственные предпочтения.

Мышление, память и внимание

От трех до четырех лет происходит качественный скачок в умственном развитии детей. К «практическому» подходу в познании мира добавляется «теоретический»: не только потрогать руками или на вкус, а узнать у взрослых. Чада в этом возрасте засыпают родителей бесконечными «почему?», у них начинают формироваться основы абстрактного и логического мышления.

Конкретные навыки, что должен уметь 4-летний ребенок, очень разнообразны:

  • концентрировать внимание на 5–7 минут;
  • находить сходства и отличия предметов;
  • знать и использовать противоположные значения (антонимы) слов;
  • в группе предметов находить лишний;
  • объединять предметы в группы по самостоятельно определенным признакам, объяснять свое решение;
  • без труда запоминать небольшие стихи, сказки и рассказы;
  • запоминать события последних дней;
  • знать собственные имя-отчество-фамилию, имена членов семьи и своих друзей, домашний адрес, примерную дорогу из детского сада домой;
  • повторять последовательно цепочку слов;
  • по сюжетной картинке понимать и объяснять, что изображено.

К четырем годам у большинства малышей определяется главная рука. Пора учиться отличать «право — лево», «вверху — внизу», «сзади — впереди», «над — под» и т.д.

Речевое развитие и навыки общения

В лексиконе на пятом году около 4000 слов всех частей речи. К конкретным названиям добавляются обобщающие понятия (куртка — одежда, каша — еда, кубики — игрушки, дождь — погода и т.д.).

Необходимый минимум того, что должен уметь ребенок в четыре года в плане развития речи:

  • произносить все звуки четко; если есть проблемы с шипящими и «р», проконсультируйтесь с логопедом;
  • выговаривать многосложные слова;
  • говорить правильными предложениями по 6–7 слов;
  • составлять связный рассказ из 5–6 предложений;
  • понимать вопросы и отвечать на них;
  • различать интонацию речи.

ВАЖНО!
Наглядный показатель того, что ваш ребенок говорит хорошо, — его понимают посторонние люди, а не только члены семьи.

В 4 года уже интерсно начинать учить иностранный язык. Запомнить слова кроха мог и раньше, теперь он способен отличить, где русская речь, а где чужая.

В этом возрасте дети активно общаются друг с другом, находят друзей, ссорятся и мирятся. Постепенно уходят эгоизм и жадность, когда малыш прячет лакомства или игрушки — он уже понимает рациональные доводы, почему вредничать плохо, а делиться хорошо.

Мелкая моторика

Тренировка пальчиков не только готовит их к письму, она напрямую связана с мышлением и речью.

Если у ребенка все буквально валится из рук — это плохой признак. В 4 года ему необходимо уметь:

  • завязывать и развязывать узелки на толстом шнуре;
  • застегивать и расстегивать молнии и пуговицы;
  • надевать на нитку бусины средней величины;
  • лепить из пластилина простые и составные фигурки (грибок, снеговик и т.д.);
  • уверенно держать карандаш, провести линию по точкам, раскрашивать картинки, не выходя за контур;
  • ножницами вырезать из бумаги кружок, квадрат, треугольник и т.д.

Знания ребенка о счете, чтении, окружающем мире

В обязательном списке того, что должен уметь и знать ребенок в 4 года — основные представления о себе и о мире вокруг:

  • свое имя и возраст, как зовут родителей, бабушек, дедушек, адрес;
  • растения и животные (различать до десятка видов);
  • знать явления природы и соотносить их с временем суток и сезоном (чем отличаются ночь и день, зима и лето и т.д.);
  • предметы быта — еда, мебель, одежда и т.д. (как называются, зачем нужны);
  • представление о некоторых профессиях (доктор, продавец, воспитатель и т.д.), о разных социальных ролях мужчин и женщин.

Большинство четырехлетних детей знают буквы и цифры, но только как картинки. Читать и считать еще рано. В математике на пятом году важнее понимание разницы «один — много», «больше -—меньше». В чтении начинайте с запоминания и ассоциации заглавных букв, а уже потом слогов.

Обязанности по дому и навыки самообслуживания

Кроме умения и привычки чистить зубы, мыть руки, складывать одежду, в 4 года приучайте свое чадо собирать игрушки, относить испачканные вещи в стирку, застилать постель.

Если выполнить серьезную работу по дому малышу не под силу, то проконтролировать, сделали ли ее вы — вполне. Память у него в этом возрасте позволяет «работать ежедневником»: проверить, есть ли в ванной мыло или полотенце, купила ли мама хлеб и печенье, не пора ли гулять с собакой.

Игры и развивающие занятия

ВАЖНО!
Выбирая, чем интересным и полезным заняться дома с ребенком 4 лет, проконсультируйтесь со своими педагогами в детском саду. Они дадут конкретные рекомендации, на какую сферу обратить внимание, какие игры и развивалки подойдут вашему сыну или дочке.

Задержка речевого развития – симптомы и лечение

Что такое задержка речевого развития? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Гавриловой Татьяны Алексеевны, детского невролога со стажем в 20 лет.

Определение болезни. Причины заболевания

Задержка речевого развития (ЗРР) — более позднее в сравнении с возрастными нормами овладение ребёнком устной речью [2] . Например, в среднем в два года дети уже объединяют слова в небольшие фразы, в три — строят предложения, а в четыре — соединяют их в рассказ.

ЗРР встречается у 8-10 % детей, чаще — у мальчиков [17] .

Задержка речевого развития может сопровождать следующие нарушения:

  • расстройство экспрессивной речи — ребёнок не произносит слова, не строит диалог;
  • проблемы с рецептивной речью — не воспринимает речь;
  • отклонение в речевой артикуляции — не произносит звуки;
  • афазия при аутизме — не говорит и не понимает речь;
  • умственная отсталость — нарушены интеллект и поведение, не развиты социально-бытовые навыки;
  • глухота.

ЗРР могут вызывать причины, возникшие во время беременности. Основные из них:

  • хроническая внутриутробная гипоксия плода;
  • поражение центральной нервной системы из-за недостатка кислорода в органах и тканях;
  • внутриутробное инфицирование;
  • гидроцефалия (избыток спинномозговой жидкости в полости черепа);
  • генетические заболевания, в том числе синдром Дауна;
  • недоношенность;
  • родовая травма;
  • аномалии развития, например волчья пасть, заячья губа, микрогнатия (недоразвитая нижняя челюсть), которые затрудняют работу органов артикуляции [2][4] .

Факторы, приводящие к ЗРР после рождения:

  • нейроинфекция, напримерменингит , менингоэнцефалит;
  • снижение слуха после отита;
  • дефицит общения;
  • тяжёлая болезнь, госпитализация, сильный стресс — ребёнок может отставать в развитии после ожога, сильного испуга, потери близкого человека;
  • генетическая предрасположенность — высокая чувствительность речевых зон мозга к повреждающим факторам [3][11] .

Диагноз “задержка речевого развития” не ставят до двух лет, так как речь может спонтанно появиться без помощи специалистов. С двух до трёх лет ребёнку могут диагностировать “замедление темпов речевого развития”. В таком случае ему желательно начать заниматься с логопедом.

Если в три года постановлен диагноз “задержка речевого развития”, необходима комплексная медико-педагогическая реабилитация. Без лечения к пяти годам ребёнок начинает заметно отставать в психоречевом развитии. Это возникает из-за того, что он не общается с другими детьми и взрослыми, не задаёт вопросов, расширяющих кругозор. В дальнейшем это приводит стойкому речевому и интеллектуальному дефектам, и ребёнок сможет обучаться только в специальной коррекционной школе.

Таким образом, важно своевременно выявить задержку и начать развивать речь. Оптимальный возраст для педагогического и медицинского воздействия — 3-5 лет.

Симптомы задержки речевого развития

Отставание в развитии проявляется различными симптомами [2] [8] [9] [11] :

  • При задержке речевого развития (ЗРР) — ребёнок говорит, но словарный запас и построение фраз соответствуют более младшему возрасту. Например в три года он не составляет фразы, а использует единичные слова, как годовалые дети; у ребёнка нарушена дикция и его понимают только близкие родственники.
  • При задержке психоречевого развития (ЗПРР) — дети воспринимают речь на бытовом уровне, но не понимают сложные предложения и не вступают в диалог. Игры примитивные, чаще подвижные или разрушительные без сложного ролевого компонента. С опозданием формируются бытовые навыки — ребёнок не умеет самостоятельно есть, одеваться, ходить в туалет.
  • При моторной алалии — ребёнок понимает речь, выполняет просьбы и сложные задания педагога, но не говорит. Интеллект, как правило, сохранен, бытовые навыки сформированы.
  • При сенсомоторной алалии — ребёнок слышит звуки, но не понимает речь. Отсутствует пассивный словарный запас: дети не запоминают названия предметов на слух. В результате нет и активного словарного запаса: ребёнок не произносит слова.
  • При нарушении дикции(дизартрии) — у детей часто приоткрыт рот, нарушено звукопроизношение, усилено слюнотечение. Патология связана с повреждением отделов головного мозга: коры, мозжечка, стволовых и подкорковых структур, проводящих путей. При мозжечковой дизартрии нарушен темп речи (брадилалия — замедление темпа), ребёнок говорит тихим голосом, произносит слова по слогам. Это вызвано ослабленным речевым дыханием.
  • При аутизме ребёнок может механически произносить слова и фразы (эхолалия), не понимать смысл сказанного, либо же понимать речь, но не отвечать на неё. Заболевание проявлено характерными чертами: стереотипными движениями и играми, аутоагрессией (ребёнок бьёт и кусает себя). Дети не смотрят в глаза, не обращаются с просьбами, избирательны в пище, избегают контакта с посторонними людьми.

Патогенез задержки речевого развития

Патогенез зависит от причины, которая привела к задержке речевого развития [2] [3] [4] :

  • При перинатальном поражении головного мозга ( гипоксии, внутриутробном инфицировании, кровоизлиянии при родах) часть клеток головного мозга погибает, а оставшиеся повреждены и не формируют между собой новые связи. Взаимодействие между нейронами — необходимое условие для того, чтобы сформировались речевые навыки. В зависимости от пострадавших зон головного мозга, возникают различные нарушения. Например, если повреждена зона Вернике, то ребёнок не понимает речь и у него не формируется пассивный словарный запас — он не запоминает названия предметов и действий. Если пострадала зона Брока, то не пополняется активный словарный запас и ребёнок не произносит слова.
  • При гидроцефалии повышенное внутричерепное давление приводит к расширению желудочковой системы с истончением белого вещества головного мозга. Происходит сдавление проводящих путей, которые связывают различные зоны мозга. Нарушается взаимодействие речевых зон, необходимое, например, для ответа на вопросы. Когда ребёнку задают вопрос — “понимает” его зона Вернике. Она связывается по проводящим путям с зоной Брока, которая “формирует” активный ответ, и ребёнок отвечает. Но если пострадали проводящие пути, то ребёнок не отвечают на вопросы, хотя понимает речь и спонтанно произносит слова. Если повреждены проводящие пути, обеспечивающие нервами речевую мускулатуру, то у ребёнка нарушается дикция.

  • При внутриутробных аномалиях развития и генетических заболеваниях, например при синдроме Дауна, размеры языка часто не соответствуют нижней челюсти, что затрудняет произнесение звуков. Кроме того, у детей с синдромом Дауна мышцы губ, языка, челюсти расслабленные и вялые, поэтому ими труднее управлять.
  • При аномалиях развития мозжечка, таких как гипоплазия полушарий мозжечка (уменьшение его в размерах) или ретроцеребеллярная киста (новообразование в задней черепной ямке за мозжечком), ребёнок произносит слова тихим голосом по слогам. Это вызвано слабой воздушной струёй и происходит потому что киста сдавливает мозжечок и нарушает его работу.

Внешние факторы, сдерживающие речевое развитие [1] [8] :

  • Недостаточная речевая среда, например вместо общения дети весь день смотрят мультфильмы;
  • Постоянное использование соски в 2-3 года;
  • Двуязычность в семье может усилить даже небольшие нарушения речи. Мозгу сложно “разобраться” в разных структурах языков.

Классификация и стадии развития задержки речевого развития

Педагоги и неврологи используют разные классификации. Неврологи выделяют:

1. Нарушения, вызванные органическим повреждением головного мозга:

  • алалия — развивается при повреждении зон коры головного мозга до того, как сформировалась речь. Выделяют моторную алалию, при которой ребёнок не говорит, но понимает речь и сенсомоторную — не воспринимает речь и не говорит;
  • афазия — ранее ребёнок разговаривал, но перестал из-за поражения корковых зон речи, например после менингита или сотрясения головного мозга.
  • дизартрия — произнесение звуков нарушено из-за повреждения нервной системы и связанной с ней речевой мускулатуры;

2. Функциональные нарушения речи, например заикание .

3. Дефекты строения артикуляционного аппарата — заячья губа, расщелина верхнего нёба.

4. Задержка развития речи у недоношенных детей, ослабленных длительной болезнью или недостатком общения.

Педагоги применяют другую классификацию . Она помогает объединить детей в группы со схожим уровнем речевого развития [5] [15] :

  • первый уровень общего недоразвития речи (ОНР) — это “безречевые дети”, которые не говорят совсем либо произносят отдельные простые слова.
  • второй уровень ОНР — в разговоре используют простые фразы.
  • третий уровень ОНР — строят предложения, общаются, но в речи много ошибок (путают окончания, рода, числа, падежи, предлоги).

Занятия с логопедом-дефектологом развивают речь от первого уровня ОНР ко второму и третьему. При этом дикция может длительно оставаться нарушенной.

Осложнения задержки речевого развития

Речь — это основа интеллекта. Общаясь со сверстниками и взрослыми, дети познают окружающий мир, расширяют кругозор, учатся формулировать мысли. Если ребёнок не говорит, он всё сильнее отстаёт от сверстников и задержка развития усугубляется. До трёх лет это лишь отставание в темпе развития речи, в три-четыре года — задержка речевого развития, а в пять лет уже задержка психоречевого развития. Без комплексной медико-педагогической реабилитации у ребёнка нарушается память и внимание, появляются трудности в обучении. Такие дети с трудом учатся писать, читают медленно и с ошибками, испытывают проблемы с пониманием и пересказом прочитанного. Это приводит к тому, что ребёнок в дальнейшем может обучаться только в специальной корректирующей школе [1] [5] [8] [14] .

Диагностика задержки речевого развития

Задержку развития речи выявляют детский невролог и логопед-дефектолог [2] [3] [11] [15] .

Невролог уточняет у родителей, как протекали беременность и роды, в каком возрасте ребёнок начал говорить, строит ли он предложения, понимает ли простые и сложные фразы. При подозрении на умственную отсталость или аутизм невролог направляет ребёнка к психиатру. При снижении слуха — к сурдологу. Специалист определяет уровень нарушения и при необходимости подбирает слуховой аппарат.

Невролог может назначить следующие обследования:

  • электроэнцефалография (ЭЭГ) — чтобы исследовать деятельность головного мозга;
  • ультразвуковая доплерография (УЗДГ) — проверить состояние сосудов головного мозга;

  • компьютерная томография (КТ) или магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга — для выявления аномалий развития, повреждения коры или проводящих путей, гидроцефалию.

Все эти исследования необходимы, чтобы выявить причину нарушения. Для постановки диагноза “задержка речевого развития” достаточно установить отставание от возрастных норм развития речи [1] [2] [7] :

  • В год — ребёнок произносит до 10 простых слов: мама, папа, дай, на, ням-ням, бибика или другие подобные слова.
  • В два — речь усложняется, словарный запас расширяется до 50 слов и более. Дети соединяют слова между собой во фразы и задают вопросы, например: ” Что это? ” .
  • В три — появляются предложения и много новых слов, ребёнка начинают понимать посторонние люди. Дети знают и называют свой пол, возраст, имена родителей.
  • В четыре — ребёнок учится соединять предложения между собой по смыслу в маленький простой рассказ. Появляются вопросы: ” Зачем? ” и ” Почему? ” .
  • В пять лет — описывает произошедшие события и выговаривает все звуки, кроме “Р”.

Если ребёнок отстаёт от возрастной нормы более чем на полгода, то следует обратиться к врачу. Задержку речевого развития важно своевременно отличить от аутизма. При аутизме проблемы с речью осложнены специфическими симптомами: дети погружены в свой внутренний мир, не обращают внимание на сверстников, не смотрят в глаза. Они часто совершают стереотипные действия, механически повторяют слова, боятся перемен и всего нового. Такие дети любят выстраивать игрушки рядами, многократно смотреть один и тот же мультфильм, могут обладать феноменальной зрительной памятью. Они не откликаются на имя, не выполняют просьбы. Очень избирательны в пище: употребляют несколько продуктов, от других отказываются. Могут быть агрессивны, истеричны, гиперактивны.

При подозрении на аутизм лечение начинают немедленно, не дожидаясь 3-5 лет. В раннем детстве мозг пластичен и при своевременной реабилитации аутизм может сгладиться, а ребёнок в развитии догнать сверстников.

Лечение задержки речевого развития

Занятия с логопедом. Логопед проводит с ребёнком специальные уроки по запуску и развитию речи, помогает правильно строить предложения. Такие методики включают артикуляционную гимнастику, упражнения на постановку звуков, игровые техники, например пальчиковый кукольный театр. Если ребёнок понимают фразы, его интеллект сохранен, а речь запаздывает на полгода-год, то логопедических занятий бывает достаточно [1] [8] .

Занятия с логопедом-дефектологом отличаются от обычных логопедических занятий. Например, логопед-дефектолог умеет работать с детьми, которые плохо понимают речь, с грубыми задержками развития. На занятиях ребёнок изучает основные понятия (большое/маленькое, цвет, форма, размер), делает упражнения для улучшения мелкой моторики, заучивает названия предметов для формирования пассивного словарного запаса. После освоения базовых знаний логопед-дефектолог приступает к развитию экспрессивной речи [7] [12] [15] .

Комплексная медико-педагогическая реабилитация при задержке психоречевого развития. Если ребёнок плохо понимает речь, возбудим, у него не выработаны социально-бытовые навыки, то может потребоваться комплексная реабилитация. В таких случаях речь существенно отстаёт от возрастной нормы, грубо нарушена дикция, выражены другие неврологические симптомы [2] . Чтобы развить речь неврологи назначают ноотропные препараты: кортексин , когитум , цераксон . По заявлению производителей, препараты активизируют нейроны, улучшают передачу нервных импульсов и устраняют последствия гипоксии — нехватки кислорода. (Эффективность этих препаратов при задержке речевого развития не доказана в исследованиях, а в новых российских клинических рекомендациях по лечению аутизма группа экспертов уже описала ноотропы, как неэффективный метод лечения расстройства — прим. ред. “ПроБолезни”). Нормализовать работу нервной системы помогут и витамины группы В. Однако важно помнить, что назначает препараты только детский невролог с учётом особенностей ребёнка, так как лекарства способны вызывать перевозбуждение и аллергические реакции [2] [16] .

Микротоковая рефлексотерапия — метод лечения детей с задержками развития речи, разрешённый и рекомендованный Минздравом РФ. Заключается в выборочной активизации речевых зоны головного мозга:

  • область Вернике (отвечает за понимание речи);
  • область Брока (связана с активным словарным запасом и желанием разговаривать);

Кроме того, развития логическое мышление и сформировать бытовые навыки поможет воздействие на лобные доли. Лечение проводят под контролем электроэнцефалографии (ЭЭГ) [6] [13] [14] .

Логопедический массаж — это воздействие на артикуляционную мускулатуру: мышцы лица, языка, губ, мягкого нёба. Манипуляции проводят стерильными зондами. Цель массажа — нормализовать тонус мышц языка, круговой мышцы рта, улучшить кровоснабжение органов артикуляции. Метод необходим детям с чрезмерным слюнотечением, нарушенной дикцией. Процедуру назначают и неговорящим пациентам, поскольку речь может отсутствовать из-за неумения управлять органами артикуляции [10] [13] .

Прогноз. Профилактика

Если нет грубого органического поражения головного мозга, реабилитация начата до пяти лет и речь удалось развить до школы, то прогноз благоприятный [1] [2] [5] [7] .

При выраженной задержке психоречевого развития, органическом поражении головного мозга, серьёзных расстройствах речевых центров и без своевременного лечения нарушение сохраняется. Это приводит к тому, что ребёнок в дальнейшем испытывает существенные трудности в обучении и при социализации.

Для развития речи важно разговаривать с ребёнком с самого рождения, читать ему книжки вслух, объяснять, что происходит вокруг и показывать мультфильмы на родном языке.

Развитие ребенка от 2 лет и 6 месяцев до 3 лет

Как выглядит развитие почти трехлетнего ребенка? Что он должен делать и какие навыки развивать? Ребенок с удовольствием слушает сказки или те истории, которые родители рассказывают своими словами, показывая картинки в книжке. Воспринимает ребенок услышанное эмоционально. Его воображение развивается, и все сказки с чудовищами, рассказанные перед сном, могут вызвать беспокойство и даже бессонницу у малыша.

Ребенку от 2 лет и 6 месяцев до 3 лет: что он должен уметь?

  • В этом возрасте ребенок уже должен уметь самостоятельно представляться, знать свое имя, отвечать на вопрос «как тебя зовут».
  • Почти трехлетний малыш должен знать, как называются части тела и простые предметы в его непосредственном окружении – стул, кружка, кровать, мяч и т. д.
  • Трехлетний ребенок уже знает около 1000 слов, из которых он должен составлять короткие предложения – «хочу пить», «дай мяч» и т. п. Задача родителей – побудить ребенка говорить как можно больше. Например, гуляя по улице, малышу нужно показывать на различные предметы и говорить их название – машина, птицы, кошка, дерево.
  • Умеет подниматься по лестнице, поочередно ставя ноги, спускаться по лестнице шаг за шагом.
  • Может пинать, бросать и ловить мяч.
  • Ездит на трехколесном велосипеде.
  • Может идти вперед и назад.
  • Одевается и раздевается с помощью родителей (путает лицевую часть одежды и изнаночную, может надеть колготки задом наперед и т. п.).
  • Понимает значение слов «мой», «его/ее».
  • Показывает широкий спектр эмоций: грусть, гнев, радость, скука. Важно, чтобы преобладал положительный фон настроения.
  • Умеет называть основные цвета, разделять фигуры, сравнивать два объекта – больше и меньше.
  • Ведущая деятельность – игра, требуется взрослый, который организует игру, если детей несколько. Если ребенок играет один на один, то уже может предлагать свой сюжет игры.
  • Строит предложения из 3-4 слов, выполняет двухшаговые просьбы.
  • Помещает кубики один поверх другого.
  • Хорошо использует ложку, пьет из открытой кружки.
  • Сигнализирует о физиологических потребностях.

Не существует универсального ответа на вопрос, что должен знать трёхлетний ребенок. Некоторые дети в этом возрасте уже начинают изучать алфавит, другие по-прежнему мало говорят, но стоит обратить внимание, если существенного прогресса в речевом развитии нет.

Крупная и мелкая моторика развивается быстро. Если ваш ребенок подвижный, особенно важно дать ему возможность удовлетворить эту потребность.

Трёхлетний ребенок начинает играть с другими детьми, запоминает имя ребенка, если с ним часто видится. Играть детям вместе долгое время сложно, так как ребенок пока эгоцентрик, весь мир крутится вокруг него, он понимает только потребности и желания свои, но не других. Малыш в возрасте 3 лет охотно помогает родителям по дому, правда только тогда, когда хочет.

Основные навыки для ребенка от 2 лет и 6 месяцев до 3 лет:

  • Ребёнок способен в значительной степени удовлетворить свои собственные физиологические и гигиенические потребности при участии взрослых.
  • Некоторые дети уже умеют одеваться и раздеваться самостоятельно, умеют, но не любят этого делать сами с начала до конца, требуют помощи с пуговицами, молниями и шнурками.
  • Ребёнок в этом возрасте уже ест сам, хотя до сих пор съесть всю порцию от начала до конца без помощи взрослого большинству детей трудно; отлично держит ложку, кружку держит двумя руками.
  • Ребёнок на этой стадии развития может строить короткие предложения и вести короткий разговор, но иногда он заикается или повторяет слова (особенно в эмоциональные моменты), на это стоит обратить внимание и обратиться к специалистам.
  • Ребенок запоминает все больше и больше, знает свое имя и сколько ему лет. Может выучить несколько коротких стихов и песен.
  • После дневного сна первую половину дня ребенок может воспринимать как вчерашний день.
  • Умеет называть основные цвета, рисует квадраты, круги, зигзаги.
  • Свободно выполняет прыжки, даже на одной ноге, ходит на четвереньках, бегает.
  • Крупная и мелкая моторика совершенствуется и двигательной активности становится больше, но ребенок еще не может оценить риск для своей жизни и здоровья, поэтому может «экстремальничать», показывая свои умения.

Однако, несмотря на эти уже приобретенные навыки, ребенок по-прежнему не устойчив к усталости, физическим нагрузкам и шуму (отсюда необходимость дневного сна). Перевозбуждение нервной системы превалирует над торможением, и ребенку необходим дневной сон, чтобы усвоить всю информацию, которую он получил во время бодрствования.

Рост ребенка от 2 лет и 6 месяцев до 3 лет – нормы для мальчиков и девочек

Нормы роста в этот период согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):

  • Девочки: от 92 до 98 см.
  • Мальчики: от 94 до 99 см.

Вес ребенка от 2 лет и 6 месяцев до 3 лет – нормы для мальчиков и девочек

Вес ребенка в этот период согласно данным ВОЗ:

  • Девочки: от 13 до 15,8 кг.
  • Мальчики: от 13,8 до 16,2 кг.

Примерно в возрасте 3 лет кишечная микрофлора ребенка похожа на микрофлору взрослого, но животик трёхлетнего малыша все еще остается деликатным. Исследования показывают, что 52 % детей в возрасте 1-3 лет потребляют недостаточное количество пищевых волокон. Стоит позаботиться о рационе питания, богатом клетчаткой, что положительно скажется на функционировании пищеварительного тракта малыша.

Основные правила кормления ребёнка от 1 года до 3 лет:

  • Время кормления, совместное пребывание за столом должно быть радостным.
  • Посуду лучше выбирать яркую и красивую.
  • Позвольте ребенку есть самостоятельно из своей тарелки своей ложкой.
  • Помогайте закончить прием пищи, когда ребенок устанет есть самостоятельно.
  • Давайте маленькие порции и позвольте просить добавку.
  • Давайте основные блюда, а потом сладкие.
  • Если ребенок не хочет есть, то стоит убедиться, проголодался он или нет. Не стоит кормить насильно.
  • Ребенок смотрит на родителей и подражает им. Если вы привередливы в еде, то, скорее всего, ребенок тоже будет привередой.

Психическое развитие ребёнка от 2 лет и 6 месяцев до 3 лет

Второй и третий год жизни ребёнка – это время, когда малыш может раскрыть свою индивидуальность и независимость.

  • Ребенок начинает играть в ролевые игры с другими детьми, начинает делиться игрушками избирательно (не все игрушки готов дать поиграть).
  • Может проявлять сочувствие через действия (обнять, погладить).
  • Мышление ребенка предметно-действенное, поэтому для малыша так важно трогать все руками и с помощью эксперимента решать поставленные задачи, переход к образному мышлению только формируется.
  • Появляются первые страхи, и, как правило, первый страх – это страх темноты.

Это период, на который приходится пик «кризиса трёх лет». Возрастание самостоятельности ребёнка требует от родителей своевременной перестройки отношений. Ребёнок начинает интенсивно психологически отделяться от родителей.

У ребёнка в этот период появляются:

  • Негативизм – реагирует резко на требования или просьбы родителей.
  • Упрямство – настаивает на том, что сам только что предложил, требует, чтобы с его мнением считались.
  • Строптивость – перестает делать дела, которые раньше выполнял с радостью, своеволие – «я сам!», этот девиз относится к тому, что ребенок умеет, и к тому, что еще не умеет.
  • Протест – со всеми идет на конфликт, настаивая, чтобы выполнили его требование.
  • Обесценивание того, что раньше было дорого, любимых игрушек или значимого взрослого.

Ребёнок также очень эмоциональный, не может в полной мере совладать со своими эмоциями. Ему нужна помощь взрослого, чтобы успокоиться.

Следует помнить, что это возраст, когда у ребенка может появиться первый страх – страх темноты, одиночества или монстров, которые, по его словам, живут под кроватью или в шкафу. Ребёнок не отделяет фантазии от реальности, поэтому для него страх реален. Важно, чтобы родители не запугивали малыша дополнительно и уделяли внимание тому, какие мультфильмы смотрит ребенок.

Уход за ребёнком от 2 лет и 6 месяцев до 3 лет

По мере того, как ребёнок растет, увеличивается круг его потребностей. Следует помнить, что родители являются моделью социального поведения для своих детей, поэтому важно поддерживать психическое развитие малыша на каждом этапе его взросления.

Одним из важных пунктов в этом возрасте остается усиление развития трёхлетних навыков с помощью семейных игр и развивающих игрушек. Интерактивные игрушки для 3 лет способствуют развитию новых навыков малышей, положительно влияют на креативность и восприимчивость ребенка, одновременно заботясь о развитии слухового и зрительного восприятия, интеллекта, а также его двигательных способностей.

Каждый трёхлетний ребёнок развивается в своем собственном темпе.Не волнуйтесь, если ваш малыш еще не приобрел все навыки, присущие стадии третьего года жизни. Если вы видите постепенный прогресс в развитии и росте, это признак того, что все нормально. Вам следует сообщать педиатру о любых симптомах, которые вас волнуют, чтобы он мог объяснить их причину и поставить соответствующий диагноз.

Ссылка на основную публикацию