Развитие ребенка в 11 месяцев

Развитие ребенка в 11 месяцев

Одиннадцать месяцев – период, когда можно подвести первые итоги в развитии малыша. Ребенок стал более эмоциональным, начали проявляться особенности характера. Развитие ребенка в 11 месяцев радует родителей появлением новых физических возможностей. В этом возрасте многие малыши делают свои первые шаги без посторонней помощи.

Что должен уметь ребенок в 11 месяцев

В 11 месяцев многие малыши делают свои первые шаги, пытаясь пройти небольшое расстояние от опоры до мамы. Если первые попытки пойти самостоятельно закончатся падением, со следующими шагами ребенок торопиться не станет.

Тем не менее, в этом возрасте отмечается улучшение координации движений, продолжают развиваться психомоторные навыки. Можно заметить, что малыш реже падает, а достать игрушку из коробки для него не составляет труда. Ребенок в 11 месяцев:

  • Может уверенно стоять, держась за руку или опору. Некоторые дети уже могут сделать несколько шагов, одновременно с этим держа игрушку в руке.
  • Умеет садиться из положения стоя, практически без усилий.
  • Уверенно ползает на четвереньках, свободно перемещается из комнаты в комнату.
  • Показывает пальчиком на предмет, который заинтересовал, просит дать его.
  • Вполне неплохо справляется с ложкой, держит ее и подхватывает еду. Двумя руками крепко удерживает кружку.
  • Отлично хватает предметы двумя пальчиками, в том числе может легко взять мелкие вещи. Внимательно рассматривает игрушки, яркие картинки. Ребенку интересно собирать пирамидки, ставить предметы друг на друга и наблюдать.

Для возраста 11 месяцев характерно прорезывание зубов. У многих детей уже имеются по два зуба на верхней и нижней челюстях. Иногда в этом возрасте прорезывание зубов еще не наблюдается, что не рассматривается как патология. Однако при отсутствии хотя бы одного зубика в возрасте 12 месяцев следует обратиться к педиатру.

Навыки ребенка в возрасте 11 месяцев

Продолжается психическое и физиологическое развитие ребенка, многие действия малыша становятся осознанными. В 11 месяцев для ребенка характерны следующие навыки:

  • Ходит, придерживаясь за опору или руку мамы.
  • Ползает на четвереньках.
  • Карапуз может вскарабкаться по лестнице.
  • Пьет из чашки, держа ее двумя руками, также пытается пользоваться ложкой.
  • Активно общается с мамой, выполняет простые просьбы: «покажи носик», «дай игрушку», «возьми машинку».
  • Пытается подражать и повторять за мамой неизмененные слова (междометия): «ах», «брр», «ну», «ой».
  • Знает некоторые коммуникативные жесты, может покачать головой или помахать ручкой.

Рост ребенка в 11 месяцев – нормы для мальчиков и девочек

Специалисты в области отечественной педиатрии разработали нормы роста ребенка в 11 месяцев:

  • Девочки: от 70,0 до 76,4 см.
  • Мальчики: от 71,2 до 78,1 см.

Всемирная организация здравоохранения предлагает другие нормы роста для детей в этом возрасте:

  • Девочки: от 68,0 до 77,9 см.
  • Мальчики: от 69,8 до 79,1 см.

Вес ребенка в 11 месяцев – нормы для мальчиков и девочек

К 10-11 месяцам прекращается стремительный набор веса. По мнению отечественных педиатров, вес ребенка в 11 месяцев должен оставаться в таких пределах:

  • Девочки: от 8,2 до 10,6 кг.
  • Мальчики: от 8,5 до 11,3 кг.

ВОЗ предлагает другие рекомендации касательно веса детей 11 месяцев:

  • Девочки: от 6,8 до 11,1 кг.
  • Мальчики: от 7,5 до 11,8 кг.

Психическое развитие ребенка в 11 месяцев

Продолжает развиваться понимание речи и речевого аппарата. Ребенок знает свое имя и откликается на него, поворачивает голову. В этом возрасте малыш хорошо понимает разницу между похвалой и осуждением, начинает возмущаться или плакать, если ругают. Хорошо понимает простые просьбы, может подать мячик, угостить едой. Активно проявляется жестикуляция, малыш машет ручкой, когда прощаются, понимает «пока-пока».

Прогрессирует мышление ребенка. Теперь он начинает понимать значение таких предлогов, как «в», «из», «на». Малыш понимает, как достать игрушки из банки и самостоятельно откроет крышку, если мама покажет, как это сделать.

Продолжает усиливаться привязанность к родителям, особенно к маме. Ребенку нравится совместно проводить время, играть, читать или рассматривать картинки.

У некоторых детей развивается одинаково сильная привязанность к маме и папе. Малыш может требовать присутствия папы во время купания или кормления. В это время нужно приучать ребенка к самостоятельности, что поможет избежать развития у него чрезмерной капризности.

Некоторые родители жалуются на повышенную зависимость от настроения ребенка. Часто это проявляется отказом засыпать в одиночестве. Малыш может подолгу лежать в кроватке и кричать, требуя внимания мамы.

Приучайте его засыпать в одиночестве постепенно. Вначале можно петь колыбельную или укачивать на руках, дожидаясь, пока он заснет, после чего можно оставить его в комнате.

Читайте также:  Логопедические занятия для детей 4-5 лет

Педиатры советуют мамам не допускать ошибки – приучать ребенка спать в родительской кровати. У ребенка и родителей должно быть свое пространство.

Усиливается детский лепет. Можно слышать, как малыш произносит целые «монологи», находясь наедине с собой. Он активно подражает родительскому разговору, пытается копировать звуки, движения.

Общение с ребенком начинает приобретать «зрелый» характер. Малыши в этом возрасте активно вступают в беседу. Когда мама задает вопрос, то может получить ответ. И хотя большую часть лепета родителям не понять, но такое общение уже является диалогом.

В 11 месяцев детям для полноценного развития необходимы новые позитивные впечатления. Чаще нужно выбираться с малышом на прогулки, в гости, зоопарк или на пикники. Особенно положительно на ребенке скажется общение со сверстниками. Дети в 11 месяцев любят наблюдать друг за другом, переговариваться, играть.

У ребенка продолжает развиваться чувство вкуса, поэтому нужно добавлять разные продукты в рацион питания.

Также следует продолжать стимулировать мелкую моторику, когнитивные и языковые навыки ребенка, предоставляя для этого различные развивающие игры, головоломки, кубики.

Сейчас самое время начать учить малыша некоторым основным различиям между тем, что правильно, а что нет, что можно делать, а чего нельзя. Следует начинать с установления последовательных ограничений и правил (не бить, не рвать книги и т. д.) и также последовательно их применять.

Уход за ребенком в 11 месяцев

В этом возрасте следует обратить внимание на покупку правильной обуви. Сандалии или ботинки должны отличаться высоким качеством, иметь твердый задник и при этом хорошо сгибаться. Обувь следует покупать из натуральных тканей (кожа, замша). Для укрепления мышечных волокон стопы врачи рекомендуют ходить ребенку босиком по неровной поверхности. Идеально подходит естественное покрытие (трава, песок, камушки) на даче или в парке – только следите за безопасностью и отсутствием опасных предметов, о которые ребенок может пораниться. Также можно приобрести ортопедические коврики, используемые в домашних условиях.

Рацион питания – еще одна важная часть ухода за ребенком в 11 месяцев. Расширяется список разрешенных к употреблению продуктов. Теперь меню младенца похоже на диетическое питание:творог, каши, печенье, овощи, фрукты, кефир.

Уменьшается количество кормлений и сна. Теперь ребенок спит по 6-8 часов ночью и 1-2 раза днем. Следует продолжать проводить массаж и гимнастику, можно подключать водные процедуры (занятия в бассейне).

Тактика купания не меняется: мытье с пенками и шампунями проводится 2-3 раза в неделю, подмывание половых органов под проточной водой – ежедневно.

Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален и в разных возрастах овладевает разными навыками – ползание, хождение, разговоры. Дети учатся лучше всего, когда родители позволяют им развиваться в своем собственном темпе.

1. Аникеева Л. Педиатрия: полный справочник для родителей.

Развитие ребенка в 11 месяцев

Физиологическое и психологическое развитие

В одиннадцать месяцев мальчики весят 8,4–10,5 кг при росте 71,2–76,9 см, соответствующие показатели для девочек: 7,7–9,9 кг и 66,4–71,1 см.

Большинство детей этого возраста предпочитают ползать, ведь так легче и быстрее перемещаться по дому. Многим удается сделать несколько шагов с помощью родителей или держась за мебель. Есть малыши, которые упорно пытаются ходить самостоятельно.

Делая первые шаги, ребенок выглядит неуклюже: балансирует, расставив ноги, наклоняется вперед, подгибает коленки и высоко поднимает ручки – так ему легче удержать равновесие, ведь центр тяжести вашего крохи постоянно меняется, потому что он активно растет.

Некоторые дети предпочитают балансировать с помощью только одной руки, в другой они держат любимую игрушку, с которой чувствуют себя более уверенно.

Словарный запас малыша растет. Он уже способен различать отдельные слова и целые предложения в потоке речи, хотя сам пока еще может произнести всего 2–3 слова. Ваш ребенок прекрасно понимает простые просьбы, например: «Принеси, пожалуйста, маме мячик», – и с удовольствием их выполняет, особенно, если его труд будет вознагражден похвалой или поцелуем.

Малыш активно исследует звуки, запахи, прикосновения и вкусы. Новые ощущения в большинстве случаев вызывают позитивные эмоции, но для развития логического мышления ребенку необходим и отрицательный опыт: некоторые предметы оказываются несъедобными или неприятными на ощупь, а некоторые звуки слишком резкими и пугающими.

Если ваш кроха остро реагирует на новые ощущения, попробуйте знакомить его с ними постепенно и ненавязчиво.

В этом возрасте ребенок начинает лучше ориентироваться в пространстве и понимает, что такое «внутри» и «сзади». Теперь, если вы прячете игрушку за спину, его гораздо труднее обмануть. Он будет пристально следить за вашей рукой и сразу направится к «тайнику». Малыш испытывает определенные трудности, пытаясь поместить один предмет внутрь другого. Пока еще он не осознает, что схожие по форме предметы могут различаться по размеру, и не оставляет попыток положить большое ведерко внутрь маленького. Совсем скоро ребенок научится «на глаз» соотносить размеры предметов друг с другом и поймет, что можно положить маленькое ведерко в большое, а наоборот – не получится.

Читайте также:  Особенности медовой акварели

Большинство детей в этом возрасте любят убирать и раскладывать небольшие предметы или игрушки в ящики и коробки. Любимой игрушкой вашего крохи может стать обычная мамина сумка с кармашками, в которые можно сложить мелкие кубики, детали конструктора и другие ценные для малыша предметы.

Малыш становится более общительным, теперь он охотно знакомится с новыми людьми и радостно приветствует не только маму и папу, но и других уже известных ему взрослых. Свое хорошее отношение ребенок выражает не только мимикой и лепетом, но и действиями, например, протягивая вам свою любимую игрушку.

Общение вашего крохи с детьми происходит иначе, чем со взрослыми. Он может довольно долго с интересом наблюдать за играми детей постарше и даже пытаться им подражать. А вот малыши-ровесники, находясь рядом, сначала будут играть по отдельности, не обращая друг на друга внимания. Но через некоторое время они «познакомятся»: начнут рассматривать друг друга, трогать ручки и лицо и даже могут обменяться игрушками.

Дети в этом возрасте достаточно уверенно передвигаются по комнате, забираясь в самые неожиданные места. Возможные ограничения со стороны взрослых вызывают у ребенка бурный протест, ведь они мешают ему исследовать окружающий мир и совершать интересные открытия.

Даже понимая слово «нельзя», малыш теперь не всегда к нему прислушивается. Он активно пытается выбраться из коляски, кроватки или детского стульчика и сопротивляется привычным занятиям вроде смены подгузника или умывания после еды, потому что они ему наскучили.

Ребенок стремится все время быть в центре событий и будет громко выражать свое недовольство, если вы попытаетесь пообщаться с друзьями или сесть за стол без него. Некоторые дети даже отказываются ложиться спать, боясь пропустить что-нибудь интересное.

Безопасный дом

Еще раз убедитесь в том, что ваш дом достаточно безопасен для подросшего малыша. Уберите в труднодоступные места все потенциально опасные вещества и предметы, в том числе мамины украшения и косметику.

Если вы храните игрушки малыша в сундуке или коробке с крышкой, убедитесь, что крышка не может захлопнуться и прищемить ребенку ручки. Позаботьтесь о том, чтобы острые углы на мебели были снабжены специальными накладками, а дверцы – заглушками, не позволяющими малышу самому их открыть.

Возможно, стоит заклеить стеклянные или зеркальные дверцы шкафов специальной защитной пленкой, которая предотвратит рассыпание осколков.

Не оставляйте ребенка одного в ванной или на кухне. Не позволяйте ему без присмотра играть целлофановыми пакетами или оберточной бумагой. Помните, что даже самый дружелюбный и воспитанный домашний питомец в мире не должен находиться наедине с малышом без вашего контроля.

Детский сон

В одиннадцать месяцев малыш прикладывает много усилий, учась самостоятельно ходить и осваивая игры с мелкими предметами, поэтому полноценный сон ему просто необходим. В этом возрасте дети спят не меньше 14 часов в сутки.

Оптимальный режим: длинный ночной сон продолжительностью 10–12 часов и 2 перерыва на сон днем.

Постарайтесь следовать одной и той же схеме, готовя ребенку ко сну. Соблюдение определенных ритуалов поможет ему почувствовать себя в безопасности. Скорее всего, ваш малыш уже умеет засыпать самостоятельно, ведь он совсем большой. Однако из-за повышенной физической активности, дети легко перевозбуждаются, и поэтому могут спать беспокойно и часто просыпаться ночью.

Не оставляйте ребенка плакать в одиночестве. Поцелуйте его, обнимите, пожелайте спокойной ночи и напомните, что вы совсем недалеко. Чаще всего, малышу достаточно знать, что мама рядом, чтобы успокоиться и снова заснуть. У многих детей со сном ассоциируются определенные слова или поступки родителей: например, мама только перед сном гладит малышу пяточки. Такие «сонные» традиции также помогают крохе расслабиться и быстрее заснуть.

Важное о здоровье

Малышу в этом возрасте полезно как можно чаще ходить босиком по разным поверхностям, от мягкого ворса ковра до плитки в ванной. Разнообразие очень важно при восприятии мира через ощущения. Позже, это поможет ребенку при знакомстве с новыми предметами и явлениями: его не будет пугать и беспокоить резкая смена ощущений.

Читайте также:  Бумага для акварели: лучшие варианты

Меню малыша

Детям в этом возрасте рекомендуются следующие нормы суточного потребления продуктов:

  • грудное молоко (или адаптированная молочная смесь при невозможности грудного вскармливания) – 400 г;
  • овощи – 180–200 г;
  • каши –180–200 г;
  • фрукты – 70–90 г;
  • мясо – 60–70 г;
  • молочные продукты – 40–50 г.

Малышу можно съедать не больше половины желтка в день не чаще, чем 2 раза в неделю. Яичный белок, как и коровье (и козье) молоко, детям до одного года давать нельзя, поскольку велика вероятность возникновения аллергических реакций.

Основу рациона одиннадцатимесячного ребенка составляют грудное молоко и фруктово-овощные пюре, однако, для правильного формирования речевого аппарата и тренировки пищеварительной системы пора попробовать «взрослую» пищу с кусочками.

Чтобы заинтересовать малыша новой пищей, предложите ему вкусные мягкие кусочки, которые растворяются во рту при рассасывании: ломтики груши или яблока, , вареную тыкву или картошку.

В кашу на завтрак можно добавить ягоды, кусочки банана или яблока. На обед приготовьте малышу мясное блюдо с гарниром из овощей «как большому» – не в виде пюре, а с кусочками. Например, телятину по-домашнему с брокколи.

Чтобы малыш не проголодался до ужина, предложите ему на полдник кусочек печенья или пшеничный сухарик. Утром и вечером главной пищей малыша по-прежнему остается материнское молоко.

Совет месяца

У одиннадцатимесячных детей отличное чувство юмора. Они чутко улавливают настроение взрослых и могут развеселиться просто за компанию. Если родители совершают «детские» поступки, подражая малышу, это рассмешит ребенка и вызовет у него искреннюю радость.

Развитие ребенка в 11 месяцев

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!

Аннотация: Основные моменты развития ребенка в 11 месяцев. Изменения на физиологическом и психологическом уровне.

Статья:

Для младенца каждый прожитый месяц дает новые навыки и умения. Родители с интересом наблюдают за изменениями ребенка (рост, вес, развитие). С каждым днем он все увереннее постигает мир. Развитие ребенка в 11 месяцев происходит в соответствии с определенными нормами. Не стоит переживать, если какие-то моменты запаздывают. Небольшая задержка некритична.

Физические изменения

К одиннадцатому месяцу жизни мышечная система малыша полностью окрепла. Он может вставать без поддержки и ходить. Со временем он отточит этот навык. Начинают появляться вторые резцы. Обычно у детей к этому возрасту вырастают четыре зуба. Не стоит переживать, если количество зубов меньше или их совсем нет. До года это нормальное явление.

Важны для правильного развития ребенка в 11 месяцев вес, рост и питание. В среднем малыши прибавляют за четыре недели около 400 г. Вырастают они примерно на 1,5 см. Не надо забывать, что темп у каждого свой и небольшие различия нестрашны.

Педиатры пользуются специальными таблицами, которые были составлены после изучения большого количества младенцев. Согласно показателям специалистов ВОЗ, нижняя норма веса мальчика — 7600 г, верхняя — 11700 г. Для девочек требования иные: минимальный вес — 6900 г, максимальный — 11200. Сильное превышение показателей чревато ожирением, которое явно неполезно в таком возрасте.

Наглядно данные можно увидеть в таблице ниже:

Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 7,6 11,7
Вес девочек, кг 6,9 11,2
Рост мальчиков, см 69,9 79,2
Рост девочек, см 67,7 77,8
Окружность головы мальчиков, см 43,2 48,3
Окружность головы девочек, см 41,9 47,3

Эксперты российской педиатрии придерживаются несколько иных норм:

Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 8,6 11,2
Вес девочек, кг 8,3 10,5
Рост мальчиков, см 71,3 78,0
Рост девочек, см 70,1 76,5

Рост тоже контролируется. У мальчиков нижняя граница — 69,9 см, а верхняя — 79,2 см. У девочек допустимы иные показатели. Минимальная граница — 67,7 см, максимальная — 77,8 см.

Психическое развитие

В эмоционально-волевой сфере происходят незначительные изменения. Грудничок перестает быть частью мамы и все больше продвигается в сторону отдельной личности. Малыш становится самостоятельным человеком со своими потребностями и желаниями. Ребенок пытается делать те же действия, что и взрослые. Например, он смотрит, как мама расчесывает волосы, и пытается повторить ее движения рукой.

Речь крохи наполнена лепетными словами. Обыватели называют это случайное сочетание слогов и звуков «птичьим языком», но на самом деле это уже осознанное обозначение окружающих предметов определенными звукокомплексами, например: би-би – это машинка, гав-гав – собачка; также с их помощью малыш пытается показывать свои желания и потребности.

Складывать пирамидку или башенку из кубиков — вот что уже умеет ребенок в 11 месяцев. Развитие его мышления зависит от того, с какими предметами и как он контактирует. Многие современные игрушки предназначены для стимулирования познавательной деятельности малыша: музыкальные фермы, сортёры, бизиборды.

Эмоциональная сфера тоже претерпевает определенные изменения. Ребенок осознанно реагирует на родителей. Если он испытывает злость, то он пытается укусить или ударить взрослых. При ощущении радости — смеется или хлопает в ладоши. В это время пора учить его разделять эмоции и действия. Например, можно испытывать гнев, но бить или кусать кого-то нельзя.

Различия у мальчиков и девочек

Физическое и психическое развитие мальчиков и девочек идет почти одинаково. Однако наблюдательные родители могут найти небольшие отличия в поведении детей.

Так, девочки больше любят монотонные, размеренные и неспешные игры, они спокойно сидят на одном месте долгое время. Мальчиков же труднее усадить, они активны и любят все шумное. Хорошо идут на контакт со сверстниками.

Пытаться ходить и говорить — вот что должен уметь ребенок в 11 месяцев. Девочки обычно быстрее овладевают этими навыками. Мальчики часто запаздывают с их освоением. Представители сильного пола отличаются высокой любознательностью. Мамам только остается успевать доставать их из разных уголков квартиры.

Развитие основных навыков

Ребенок хорошо владеет своим телом. Помимо того, что он может уже ходить, ему легко доставать игрушки с пола. За ними он нагнется или присядет. Ему нравится музыка, он ритмично двигается под ее такт.

Основной навык ребенка в 11 месяцев — манипулятивная деятельность. Малыш легко берет игрушки в руки, открывает ладонь с учетом размера предмета. Способен взять двумя пальцами мелкие вещи.

Ребенку нравятся книги. Он внимательно изучает иллюстрации, показывает на героев пальцем. Способен на разные действия по просьбе. Например, помахать ладошкой, покачать куклу, сделать «ладушки». Может находить спрятанные в коробке или кровати игрушки.

Мелкая моторика совершенствуется. Малыш может расстегнуть молнию, обуться, снять носочки и многое другое. Он становится все более самостоятельным: начинает есть с помощью ложки, сам чистить зубы, умывается. Если ему нужен какой-то предмет, то он показывает на него пальцем, говорит «дай» и качает головой.

Примерный план питания

В 11 месяцев ребенок должен получать полноценный прикорм. Это делается вне зависимости от грудного или искусственного вскармливания. Организм малыша уже готов к новым продуктам и вкусам. Ему можно не делать пюре, достаточно отварить овощи и размять их вилкой. Постепенно идет приучение к откусыванию кусочков.

Кормление должно строиться по следующим правилам:

  • Приемов пищи — пять раз в сутки;
  • Между ними максимум 4,5 часов разницы;
  • Желательно кормить в одно и то же время.

В этом возрасте даются отварные овощи и фрукты (измельченные), мясо, творожки. Приоритетно приготовление на пару или тушение. Нежелательно добавление сахар, специй и крахмала. Обязательно включаются разные каши.

Родители должны внимательно наблюдать за реакцией малыша, так как он начинает формировать определенные вкусовые привычки. Какие-то продукты могут ему не нравиться, и это нормальное явление. Из меню ребенка исключают аллергены. К ним могут относиться следующие продукты: цитрусовые, мёд, шоколад, экзотические фрукты, орехи. Не стоит давать неразбавленное коровье молоко. Печенье выдается в ограниченном количестве.

Не пытайтесь высчитать идеальное количество порции. Ориентируйтесь на потребности ребенка. Если он не хочет доедать, то не стоит насильно в него впихивать продукты. Какие-то блюда он может воспринимать негативно, особенно если они новые. Не нужно усердствовать, повторить знакомство можно через какое-то время. Помните, что аппетит возрастает после прогулки или принятия водных процедур.

Развитие ребенка в 11 месяцев

Одиннадцатимесячный ребенок радует родителей самостоятельными шагами и простыми словами. Дети этого возраста активно развиваются и физически, и эмоционально, закрепляя приобретенные ранее навыки и осваивая новые умения. Давайте узнаем, как родителям определить, нормально ли развивается ребенок 11 месяцев и как стимулировать дальнейшее развитие малыша этого возраста.

Физиологические изменения

  • Мышечная система ребенка к 11 месяцам настолько окрепла, что позволяет малышу удерживать и перемещать тело в вертикальной позиции, то есть стоять без поддержки и ходить.
  • У большинства 11-месячных детей уже имеется четыре зуба. Однако у кого-то начали появляться следующие зубки (вторые резцы), а у кого-то не появилось еще даже первого зуба. Это варианты нормы и до годовалого возраста переживать не следует.

Физическое развитие

В течение одиннадцатого месяца жизни прибавка веса ребенка составляет в среднем 400 грамм, а роста – около 1,5 сантиметра. Увеличение окружностей грудной клетки и головы происходит примерно на 0,5 сантиметра.

Темпы роста разных детей, конечно же, отличаются, но для определения, нормально ли развивается кроха, существуют границы нормы и средние значения показателей физического развития. Основные из таких показателей вы найдете в такой таблице:

Показатель

Среднее значение в 11 месяцев

Мальчики в 11 месяцев

Девочки в 11 месяцев

Окружность грудной клетки

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Для музыкального развития ребенка проводите занятия по методике «Цветоник» Лазарева М. Л.

Что малыш умеет?

  • Одиннадцатимесячный ребенок активно и очень много двигается. Новым умением карапуза является навык стоять без помощи взрослого или удерживания за опору. Кроме того, карапуз уже неплохо ходит, держась не за две маминых руки, а лишь за одну. Чтобы достать любимую игрушку с пола, ребенок уже не будет падать, а нагнется или присядет. Некоторые дети уже начали ходить без поддержки.
  • С игрушками 11-месячный ребенок манипулирует умело и очень ловко. Ухватывая предмет, малыш открывает руку с учетом размера этого предмета. Карапузу уже удается складывать кубики в небольшую башню, собирать пирамидку, открывать коробочки, брать двумя пальцами маленькие предметы с пола или со стола.
  • Ребенок любит музыку, поэтому ему по нраву разные музыкальные игрушки. Услышав ритмичную мелодию, малютка начнет пританцовывать в такт.
  • Кроха интересуется книжками и подолгу разглядывает в них иллюстрации.
  • По маминой просьбе ребенок умеет показывать части тела и выполнять множество действий и движений, которые выучил и видел ранее. К примеру, малыш качает куклу, машет рукой на прощание, делает «ладушки», снимает носочки, расстегивает молнию на курточке, находит спрятанную под одеялом или в коробке игрушку.
  • Речь малыша становится все более эмоциональной и разнообразной. В ней появляются слова, состоящие из 1-2 слогов.
  • Ребенок хорошо понимает, что ему говорит мама. Он бурно радуется, когда его хвалят, а также сразу же реагирует на строгий тон.
  • Малыш в 11 месяцев становится все более самостоятельным. Кроха постепенно обучается одеваться и умывать лицо, чистить зубки, есть ложкой. Если малышу что-то нужно, он уже не просто плачет, а показывает на предмет пальцем, качает головой (утвердительно или отрицательно), а также произносит простые слова.

Чтобы проверить, нормально ли развивается 11-месячный малыш, вам нужно:

  1. Оценить, хорошо ли ребенок сидит, ползает на четвереньках и стоит у опоры.
  2. Показать ребенку закрывающуюся коробку, в которой на глазах у крохи спрятать игрушку. Ребенок должен заметить, что предмет исчез и попытаться найти его.
  3. Проверить, умеет ли ребенок имитировать движения взрослых, которые ему ранее показывали. К примеру, малыш должен пытаться есть ложкой, расчесаться, умыть лицо.
  4. Предложить крохе сложить башню из кубиков. Малыш уже должен уметь положить друг на друга 2-3 кубика.

Занятия для развития

  • Стимулируйте и ползание, и ходьбу ребенка. Положите на пол ленточку и предложите малютке перешагнуть через нее (держите при этом ребенка за одну руку). Пусть малыш также ходит за коляской, за мячом, передвигается с игрушкой-каталкой.
  • Не упускайте возможности ходить с крохой по лестнице. Многим малышам подниматься по ступеням довольно легко, а вот спускаться у них пока может не получаться.
  • Уделяйте много внимания развитию моторики карапуза и занятиям для маленьких пальчиков. Пусть кроха пересыпает крупу из одной чашки в другую, набирая ее ложкой. Дайте ребенку порисовать на подносе с мукой, предложите надевать на ваши и свои пальцы кольца, а также собирать пирамидку.
  • Во время купания дайте карапузу ковшик либо сито и предложите ловить в воде плавающие небольшие игрушки.
  • Дайте ребенку игрушку, завернутую в бумажную салфетку или фольгу, а потом предложите развернуть ее. Также давайте крохе возможность открывать коробочки и банки с завинчивающимися крышками.
  • Играйте с ребенком в сюжетные игры, например, можно вместе кормить мишку, надевать на куклу распашонку или шапку. В таких играх можете показывать малютке разные ситуации, например, зайчик попросил у мишки кубик и мишка поделился игрушкой, кукла упала и плачет, ей больно.
  • Рисуйте и лепите с крохой. Давайте для этого ребенку тонкие карандаши, мелки или фломастеры, а также соленое тесто и безопасный мягкий пластилин.
  • Поддерживайте развитие речи малыша постоянным общением с ребенком. Называйте игрушки, которые даете или показываете крохе, показывайте карточки Домана, комментируйте собственные действия.
  • Каждый день выделяйте немного времени на совместное чтение. В идеале у малютки должна быть собственная полочка для книг, к которой кроха может дотянуться, чтобы выбрать книгу. Часто читайте ребенку вслух, а также рассказывайте истории по картинкам.
  • Если вы пошли с 11-месячным ребенком за покупками, показывайте малышу разные продукты, а также дайте возможность крохе самостоятельно положить в корзинку или тележку несколько предметов.
  • Не упускайте возможности пообщаться с другими детками. Выходите на прогулки на площадку, приглашайте семьи с детьми в гости, заводите новые знакомства.

  • Каждое утро 11-месячного карапуза начинается с умывания, чистки зубов, расчесывания.
  • Регулярно высаживайте кроху на горшок после сна, приучая его к такой привычке, но не настаивайте, если малыш игнорирует горшок или даже боится его.
  • После туалета обязательно подмывайте младенца.
  • По мере необходимости состригайте крохе волосы и ногти, очищайте ушки.
  • Купать ребенка в этом возрасте уже можно не каждый день, но ежедневное купание может служить важным элементом вечернего ритуала, тогда отказываться от него не стоит.
  • Для закаливания используйте проветривание комнаты перед сном, воздушные ванны, ежедневные прогулки, обтирания, купание, обливание и другие процедуры, с которыми кроха познакомился ранее.
  • Не отказывайтесь от проведения массажа и гимнастических упражнений. В 11 месяцев детки по-прежнему нуждаются в них каждый день.

Режим дня

В 11 месяцев дети испытывают потребность в 14-15 часах сна в сутки. Примерно 10 часов ребенок этого возраста спит ночью, а днем сохраняется два сна длительностью около 1-2 часов. Дважды в день с 11-месячным малышом выходят на прогулку, организовывая ее так, чтобы часть прогулки ребенок поспал на улице (хотя бы один дневной сон), а часть провел активно. Выходить гулять с малышом рекомендуют в 10-11 часов утром и в 16-17 часов после обеда.

В организации бодрствования ребенка такого возраста учитывают время суток. Утром проводят гимнастику, активные игры, развивающие занятия, а после обеда времяпровождение крохи должно быть более спокойным. Рекомендуется соблюдение ежевечернего ритуала укладывания, который облегчит засыпание карапуза. Такой ритуал может включать купание, чтение и другие действия, повторяющиеся ежедневно в одном и том же порядке.

Питание 11-месячного ребенка по-прежнему остается пятиразовым. Между приемами пищи обычно проходит от 3 до 4 часов, при этом следует стараться кормить кроху примерно в одинаковое время каждый день (допустимы отклонения до 30 минут) и не допускать перерывов больше 4,5 часов.

Для определения общего объема пищи, которую нужно давать в день ребенку этого возраста, массу тела крохи делят на 9. В среднем малыши 11 месяцев съедают в день от 1000 до 1200 мл пищи. Этот объем распределяют на число кормлений, получая среднюю порцию в 200-240 мл.

Меню деток на искусственном вскармливании и малышей, которых продолжают кормить грудью, в 11 месяцев практически совпадает, с тем лишь отличием, что в первое и последнее кормление малышу дают либо смесь, либо грудное молоко. Кроме того, грудничок, получающий материнское молоко, нередко в этом возрасте прикладывается к маминой груди ночью, а детки-искусственники обычно всю ночь спят без кормлений.

Грудное вскармливание в этом возрасте немного меняется в связи с увеличением объема употребляемого крохой прикорма. Карапуз прикладывается в течение дня к маминой груди на несколько минут, а также может запивать любую пищу грудным молоком. В ночное время ребенок активно сосет во сне под утро.

Развитие ребенка в 11 месяцев

Лицензия ЛО-46-01-002092 выдана Комитетом здравоохранения Курской области 27.02.2019

Сведения об учреждении

  • Об организации
  • Пациентам
  • Специалистам
  • Медработники
  • Вакансии
  • Лекобеспечение
  • Надзорные органы
  • Документы
  • Отзывы
  • Контакты

Информация

  • Главная
  • Новости
  • Подразделения
  • Людям с ограниченными возможностями
  • Подать обращение
  • Профсоюз
  • Полезная информация
  • Диспансеризация
  • Противодействие коррупции

  • О нас
  • Статьи
  • История
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Госуслуги

Каждый малыш уникален и не похож на других, темп его развития тоже может отличаться. Какие-то навыки появляются раньше, а какие-то могут запаздывать. Часто молодым родителям бывает сложно понять – по возрасту ли развивается их ребенок.

«Не паникуй и не придумывай ребенку болезней!» – благодаря именно таким «успокаивающим» советам многие дети попадают на прием к специалисту намного позже, чем должны. Если и вы их слышите, но все равно чувствуете, что что-то не так – обратитесь к врачу! Ниже перечислены десять сигналов, свидетельствующих о том, что развитие вашего ребенка может протекать не так, как нужно. Если какие-то из них звучат знакомо, не слушайте «добрых советов» и примите меры.

  1. Ребенок не набирает вес. Младенцы на разных стадиях своего развития могут набирать вес быстрее или медленнее. Иногда на это влияют дополнительные факторы, например, простуда или воспаление мочевыводящих путей, которые могут привести к тому, что малыш немного отстает в весе. Однако резкое и длительное торможение прироста веса является уже чем-то другим. Особого наблюдения требует внезапная потеря уже набранного веса. Такие ситуации требуют более широкой диагностики и исключения серьезных нарушений
  2. Ребенок постоянно кричит. Может случиться, что абсолютно нормально развивающийся ребенок реагирует плачем на дискомфорт. Тем не менее, каждый здоровый ребенок имеет также очень длительные периоды спокойного бодрствования и сна, и они должны быть значительно длиннее, чем время плача. Если у вас есть впечатление, что ваш ребенок плачет почти без перерыва, не обманывайте себя. Есть вероятность, что ребенок страдает от боли, например из-за инфекции или воспаления. Необходима немедленная консультация с врачом.
  3. Ребенок не интересуется окружающей средой. Такое поведение часто воспринимается проявлением воспитанности и спокойного характера. К сожалению, такой подход часто задерживает диагностику и лечение. Ребенок может быть от природы спокойным, но он все равно должен интересоваться окружающей средой. Если у вас есть впечатление, что контакт с ребенком затруднен, что он не интересуется вами, братьями и сестрами, игрушками – обратитесь к специалисту. Причиной может быть аутизм, глухота и много других нарушений.
  4. Спустя несколько месяцев после рождения ребенок не фокусирует зрение на вашем лице и игрушках. Конечно, развитие вашего ребенка не обязано быть «хрестоматийным». Некоторые дети фокусируют взгляд на лицах и предметах в три месяца, другие только в четыре или пять. Однако, если ситуация не меняется после первого полугодия жизни малыша, уже нельзя говорить об индивидуальном темпе развития, это симптом нарушения связаны с дефектами зрения.
  5. Ребенок очень часто срыгивает. Есть дети, которые не срыгивают вообще, а есть такие, которые срыгивают довольно много. И те, и другие могут быть вполне здоровыми. Тем не менее, если малыш сразу после еды срыгивает несколько раз – доверьтесь специалистам.
  6. Ребенок ходит на цыпочках. Ходить на цыпочках для недавно начавшего ходить ребенка вполне нормально. Но если по истечении нескольких месяцев ничего не меняется, это может быть сигналом нарушения Ахиллова сухожилия или тканей. Стоит проконсультироваться с неврологом.
  7. В полтора года ребенок не реагирует на имя. Уже годовалый ребенок должен автоматически поворачивать голову после того, как кто-то произносит его имя. Если он этого не делает – это всегда повод для беспокойства. Наиболее распространенные причины такой аномалии – это проблемы со слухом или аутизм.
  8. Ребенок не говорит. Двухлетний ребенок должен говорить, и не обманывайте себя историями в стиле «двоюродный брат племянницы начал говорить в возрасте 4 лет, и вообще, мальчики начинают говорить позже». Другое дело – количество слов в лексиконе ребенка. Есть двухлетние дети, которые говорят лишь несколько слов, но кроме них также используют много жестов. Такой ребенок в ближайшие месяцы быстро наверстает упущенное. Другое дело, когда ребенок вообще не говорит и не владеет даже жестами
  9. Трехлетний ребенок имеет плохую координацию движений. О некоторых детях говорят, что они «неуклюжие», если они в моторном развитии заметно отличаются от сверстников. Не позволяйте, чтобы к вашему ребенку прицепился этот ярлык. Отставание в этой сфере требуют реабилитации. Если ваш трехлетний ребенок все еще спотыкается, имеет трудности с хождением по лестнице, все еще пускает слюни и невнятно говорит, сходите к неврологу и офтальмологу. Эти симптомы могут указывать на проблемы со зрением или на проблемы с мышечным тонусом.
  10. Трехлетний ребенок имеет проблемы с познавательной сферой. Правильно развивающиеся трехлетние дети любят играть в группе, рисовать, играть с игрушками, уже умеют сосредоточиться на одной операции в течение нескольких минут. Если вы видите, что у вашего ребенка когнитивное развитие проходит по-другому – реагируйте. Тревожные симптомы: нежелание рисовать, отсутствие интереса к игрушкам, играм и трудности концентрации. Причиной может быть гипоксия при родах или расстройства нервной системы. Обратитесь к педиатру! Реакция на ранние сигналы нарушений – это не «излишняя паника» и «придумывание ребенку болезней». Это проявление зрелости и ответственности – только вы, родители, отвечаете за то, что ваш ребенок получит помощь вовремя.

Энциклопедия мам

  • Физическое развитие ребенка в 11 месяцев
  • Нормы веса и роста у ребенка в 11 месяцев
  • Интеллектуальное и психологическое развитие
  • Режим дня в 11 месяцев
  • Как поддерживать развитие ребенка

Появление ребенка на свет – большое чудо. После рождения ему предстоит пройти долгий путь развития и роста. За первый год взросления из крошечного пищащего комочка малыш превращается в настоящего маленького человечка. Но прежде его ожидает несколько этапов, на каждом из которых ребенок приобретает определенные навыки и умения. 11 месяцев – важный рубеж перед первым серьезным юбилеем))). Малыш уже много достиг, нормы развития здесь не такие жесткие, как в 3-4 месяца. Но все же они есть, поэтому молодым родителям полезно будет узнать, что должен уметь ребенок в 11 месяцев.

Физическое развитие ребенка в 11 месяцев

Самый отличительный навык этого возраста – возможность стоять на ножках без поддержки взрослого или держась за опору. Малыш также может передвигаться, придерживая маму за одну руку, а не за две, как это было ранее. Некоторые детки уже способны ходить самостоятельно. Из положения стоя ребенок сможет присесть и подняться обратно. Также он свободно спускается и забирается на кровать или диван.

К одиннадцати месяцам у детей вырастает от 2-х до 8-ми зубов. Ребенок уже может держать ложку за едой и пытаться ее использовать. Также он сможет самостоятельно пить из детской кружечки-непроливайки.

В этот период малыш активно двигается, изучая пространство вокруг. В процессе игры довольно ловко пользуется ладошками и пальчиками. Может поднять мелкий предмет с помощью пальцев, и раскрыть ладонь на ширину предлагаемой игрушки.

Нормы веса и роста у ребенка в 11 месяцев

Средняя нормативная прибавка веса в течение 11 месяца составляет 400 грамм, норма по росту + 1.5 см. Естественно, это примерные показатели и у разных малышей они могут несколько отличаться. И все же есть определенные диапазоны, в которые малыш должен укладываться. Для девочек и для мальчиков они будут несколько разниться.

Развитие у девочек в 9 месяцев

Развитие у мальчиков в 9 месяцев

Что умеет ребенок в 11 месяцев

Внимательно рассматривает комнату. следит за взрослыми, с большим любопытством рассматривает все в новых для себя местах.

Даже если малыш не говорит, он хорошо слышит и уже неплохо понимает обращенную к нему речь, может выполнить простые просьбы (показать папу, игрушку).

Развитие речи у детей в этом возрасте идет полным ходом. И даже если ребенок не говорит конкретных слов, он произносит различные слоги и общается со взрослыми на своем языке. Не стоит переживать, если в одиннадцать месяцев ребенок не говорит «мама», «папа», «дай» и другие самые простые слова. У каждого малыша свой темп развития речи. Детки в этот период уже активно пользуются жестами для общения: показывают пальчиком на нужный предмет, качают утвердительно или отрицательно головой и т.д.

Дети активно повторяют за взрослыми действия с различными предметами. Сам стоит и ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги, пытается засунуть свои пальчики во все отверстия.

Начинает по разному относиться к окружающим, понимать слово нельзя – замирает, когда слышит это слово.

Игровая деятельность ребенка разнообразна. Он уже сможет без труда построить башенку из нескольких кубиков или собрать пирамидку. Обычно большой интерес вызывают электронные и музыкальные игрушки. Услышав понравившуюся мелодию, малыш может начать пританцовывать или кружиться. Все активные игры и развивающие занятия лучше устраивать в дообеденное время. Во второй половине дня рекомендуется более спокойное времяпрепровождение. Такой режим поможет не перегружать нервную систему малыша на ночь и легче уложить его вечером. Хорошему вечернему засыпанию способствует наличие ритуала подготовки ко сну. Это определенная последовательность действий, выполняющаяся изо дня в день перед укладыванием. Ритуалом могут быть вечерняя ванна, расслабляющий массаж, чтение книжки на ночь.

Режим дня в 11 месяцев

В этом возрасте малыши еще много спят. Ежедневно им требуется 14 -15 часов сна. При этом ночной сон должен длиться порядка 10 часов. Днем сохраняются оба перерыва на сон длительностью по 1.5 – 2 часа.

В режим дня обязательно включается ежедневная прогулка в светлое время суток. Желательно, чтобы часть прогулки ребенок бодрствовал, тогда он сможет изучать окружающий мир. Прогулка должна включать в себя не только катание в коляске, но и ходьбу за ручку.

На этом этапе развития питание детей на грудном и искусственном вскармливании становится примерно одинаковым. Для искусственников это первое и последнее кормления смесью. А для грудничков к утренним и вечерним прикладываниям могут добавиться еще ночные кормления. Детки на смеси в 11 месяцев обычно уже спят всю ночь.

Суммарной объем съедаемой ребенком пищи за день в среднем составляет 1000-1200 мл. То есть за порцию малышу необходимо получить 200-240 мл при нормативном пятиразовом питании. Перерыв между приемами пищи не должен превышать 4-х часов. Желательно, чтобы кормления происходили в одном и том же временном режиме. Допускаются отклонения от привычного времени, но не более чем на 30 минут. Рацион ребенка должен быть разнообразен. В питание необходимо включать овощи, фрукты, крупы, постное мясо и рыбу, кисломолочные продукты. В возрасте 11 месяцев ребенок уже учится жевать. Поэтому пищу можно предлагать небольшими кусочками.

Как поддерживать развитие ребенка

Сейчас существует огромное количество методик по занятиям с детьми с самого раннего возраста.

Малыша 11 месяцев уже можно вовлекать в подвижные игры и предлагать простые упражнения для стимуляции мелкой и крупной моторики.

  • Ходьба по ступеням с мамой за руку. Помогает ребенку быстрее освоить навык хождения и равновесия тела;
  • Перешагивание через ленточку или веревочку, разложенную на полу;
  • Хождение с мячиком в руках, игра с каталкой на длинной ручке;
  • Для развития моторики можно рисовать пальчиковыми красками, под присмотром мамы пересыпать мелкую крупу и фасоль из тарелки в тарелку, лепить первые фигурки из мягкого пластилина или теста, играть в пальчиковые игры;

Психологически

  • Для развития речи активно общайтесь с ребенком, проговаривайте свои действия, называйте предметы. Полезной будет игра в карточки с картинками с озвучиванием каждой;
  • Подберите ребенку первые книжки по возрасту. Они должны быть красочными, с большим количеством рисунков и минимумом текста. Уделяйте время чтению, показывайте иллюстрации;
  • Позволяйте малышу общаться с другими детьми. Проводите время на детской площадке, можно организовать совместный досуг с семьями друзей и родственников, в которых есть дети;

Это прекрасно, когда у родителей есть время и желание заниматься развитием своего малыша. Но не стоит забывать о том, что для гармоничного развития ребенку прежде всего необходима здоровая психологическая обстановка в семье. Малыши чутко ощущают негатив в общении между взрослыми, даже если при них никто не ссорится и не выясняет отношения. Поэтому один из важных пунктов здорового роста и развития ребенка – комфортная, стабильная и благополучная атмосфера в родной семье.

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни. Осмотр “Фундаментальный”

Салмагамбетова Елена Гарриевна

Стаж врачебной практики (лет): 14

Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.

В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.

Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.

Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.

Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.

Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:

  • положение туловища
  • объем движений
  • наличие асимметрии в двигательной сфере.

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» – прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.

Ссылка на основную публикацию