Почему ребенок ест козявки из носа и как его отучить от этого?

Почему ребенок ест козявки из носа и как его отучить от этого?

С жалобами на то, что ребенок ест козявки из носа, мамы часто обращаются к педиатрам, но официальная медицина не готова предложить обеспокоенным родительницам никакого универсального лекарства от этой проблемы, ведь ее точные причины до сих пор неясны. На такие действия у ребенка может быть масса оснований.

Причины

Вопросом поедания «козюлек» детьми и некоторыми взрослыми наука озадачивалась на полном серьезе. Даже предлагалась иммунная версия, мол, так повышается иммунитет, ведь засохшая носовая слизь (а это и есть те самые «козявки») содержит большое количество лейкоцитов и других клеток иммунной системы. Но версия критики не выдержала, поскольку провести клиническое испытание не представляется возможным: сложно представить себе эксперимент, в рамках которого группа детей под контролем иммунологов будет есть «козюльки».

Психологи предполагают, что дети делают это исключительно из-за интуитивной потребности познавать мир, а до 3 лет они это делают в том числе и «на зуб».

Выковыривание козюлек – процесс кропотливый, и дети дошкольного возраста часто так коротают время вынужденного ожидания, например, находясь с мамой в очереди, а также чисто автоматически они делают это во время просмотра интересного мультфильма.

Ковыряние в носу может быть естественным желанием освободить носовые ходы, если что-то там мешает дышать. При этом многое ребенок тоже делает рефлекторно. Но куда девать то, что он неминуемо достанет из носа? Проще всего отправить это в рот, а дети не любят утруждать себя, зачастую выбирая самое простое решение в той или иной проблеме.

Клинические психологи утверждают, что упорное и постоянное ковыряние в носу и поедание «козявок» может быть признаком сильного внутреннего нервного напряжения малыша. По той же причине дети начинают грызть ногти в период волнения.

В медицине у этого явления есть свое название – ринотиллексомания. Незначительное временное увлечение ребенка ковырянием в носу опасений вызывать не должно, но упорное и постоянное ковыряние с поеданием содержимого носовых ходов расценивается как проявление синдрома дефицита внимания или гиперактивности. Иногда причина кроется в более серьезных психических отклонениях. Но большинство врачей склоняются к выводу, что ринотиллексомания – просто плохая привычка.

Опасно ли?

Носовая слизь выполняет важную функцию – она увлажняет носовые ходы, помогает бороться с вирусами и бактериями, которые попадают в нос (именно с защитной функцией связано появление соплей в период заболевания ОРВИ или во время простуды). Носовая слизь является такой же естественной средой нашего организма, как слюна, и с этой точки зрения ничего опасного в том, что ребенок ест козявки из носа, нет.

Опасны не сами «козюли», а способ их извлечения. Ногти могут острыми, что травмирует слизистые оболочки носовых ходов и может стать причиной носового кровотечения. В медицине описаны случаи, когда особо усердные «ковыряльщики» ломали себе носовую перегородку и повреждали синус.

Пальцы ребенка не стерильны – он до ковыряния брался за поручни в транспорте, гладил животных, играл в песочнице, и на пальчиках масса бактерий, которые попадают в носовые пути и вполне могут привести к развитию гнойного ринита, синусита и даже отита. Таким же образом распространяются порой и яйца глист и других паразитов.

Как избавиться от плохой привычки?

Большинство детей «перерастают» плохую привычку, и постепенно, годам к 5-6, начинают сами понимать, что «козюли» – это обычные отходы, как моча, каловые массы, а потому есть их точно не надо. Но если ребенку уже есть 6-7 лет, а он продолжает упорно ковырять в носу, то тут без помощи психолога не обойтись. Лучше с самого начала объяснить малышу, что в такой некрасивой привычке нет ничего хорошего. Если же все уже свершилось и ребенок упорно ест «козюльки», потребуется более тонкий подход.

Советы психолога для родителей малышей, которым еще нет 3 лет, сводятся к тому, что объяснять вред ковыряния в носу практически бесполезно. Маленький ребенок не в состоянии понять разумных доводов о потенциальном вреде ринотиллексомании. Наказывать ребенка тоже нет смысла, ведь он не поймет, за что понес наказание, что сделал не так.

Правильные родительские действия заключаются в развитии мелкой моторики – купите чаду пластилин, научите его лепить, преподнесите ему пальчиковые краски, займитесь вместе сборкой бус. Чем чаще ребенок занят «мелким» ручным трудом, тем меньше у него потребность ковыряться в носу.

В 4 года карапуз вполне может понимать ваши объяснения, если они сформулированы доступным малышу языком и подкреплены доступными для понимания примерами. Можно рассказать о невидимых бактериях, которые живут на пальцах. Остальное фантазия ребенка дорисует сама.

Малыши с 4 лет понимают, что ходить в туалет нужно уединенно, не прилюдно. Можно провести и такую параллель, ведь освобождение носа от засохших соплей – тоже дело довольно интимное, и делать это при людях не стоит. Расскажите, что человек, ковыряющий в носу, выглядит смешным, и эта привычка может сделать ребенка посмешищем перед друзьями в садике, во дворе.

Если ребенок упорно продолжает поедать содержимое носа, психологи советуют привить ему здоровое чувство брезгливости – достаньте из собственного носа «козюлю» и предложите чаду угоститься. Естественно, это вызовет у малыша недоумение и отторжение.

Бить по рукам не стоит, достаточно мимикой показать, как это неприятно, когда малыш снова отправил пальцы в нос. Тут будет кстати вовремя предложить носовой платок как альтернативу для утилизации того, что он достанет оттуда.

Запрещенные действия

Самое неправильное и неприятное, что могут сделать родители (и, главное, совершенно бесполезное!), так это начать бить ребенка по губам или по рукам. Помните, что делает это малыш часто рефлекторно, а потому физическое наказание вызовет недоумение, стресс и обиду. Он начнет прятаться от вас, чтобы спокойно поковыряться в носу, чтобы его никто не одергивал.

Читайте также:  Рост и вес девочки в 3 года

Кричать и ругаться – словесно-эмоциональная вариация побоев по рукам. Также не стоит запрещать поедание «козявок» в категорической форме. Чем запретнее плод для малыша, тем он слаще.

Психологи уверены, что не решает проблемы и постоянное увещевание ребенка с отрицательной частицей «не»: «не ешь», «не ковыряй». Дети просто не воспринимают эту частицу.

Профилактика

Специалисты в области детского здоровья подчеркивают, что не едят «козюлей» дети, у которых этих «козюлей» нет. Вот к этому и должны стремиться родители. Лучший способ не допустить образования пересохших соплей в носу – увлажнение воздуха. Если ребенок дышит воздухом, влажность которого 50-70%, у него «козюльки» обычно не образуются.

Важно проветривать детскую комнату регулярно, исключить ситуации, в которых ребенку придется дышать слишком пыльным или грязным воздухом. Чаще делайте влажную уборку в квартире.

Ребенок ест козявки. Почему и как его отучить?

Когда маленький карапуз начинает ковырять пальчиком в носу, многие взрослые с умилением улыбаются. А вот когда заветная козявка из носа отправляется в рот – картина становится неприятной, появляется чувство брезгливости.

С точки зрения иммунной системы, нос — это фильтр, в котором собрано множество бактерий. И бактерии прилипают к слизи, а затем она затвердевает, и превращается в корочки, так называемые козявки.

Почему ребенок ковыряет в носу? Почему ребенок ест козявки?

Потому что, они есть и они ему мешают. Основной причиной их образования является сухой воздух в помещении, запыленность. Поэтому регулярно проводите влажную уборку, приобретите увлажнитель воздуха и, скорее всего, ребенок просто забудет о своей привычке.

Никогда не замечали, что прежде, чем съесть засохшую слизь из носа, ребенок несколько секунд пребывает в нерешительности? Вытереть? Обо что? Об одежду — мама будет ругать. Об стену в поликлинике — поругает чужая тётя. Вот и «прячет улики» во рту.

Как отучить ребёнка есть козявки из носа?

Если ребёнок ест засохшие сопли или козюли очень редко, то достаточно объяснить ему как это некрасиво и предложить носовой платок для проведения очистки носа. Явной проблемой считается, когда у малыша палец находится в носу систематически. В данном случае возможно потребуется помощь квалифицированного врача. Все способы отучения ребёнка есть козявки, чётко связаны с причиной этого действия. В зависимости от мотива, можно отучать таким образом:

Высмаркиваться и увлажнять воздух

Родители должны следить за носом ребенка. Маленьким детям прочищать нос, а детям с 4-х лет почаще напоминать делать это самостоятельно. Для решения данной проблемы, рекомендуется создать определённые условия в доме, контролировать влажность воздуха. Поскольку сухой и тёплый воздух приводит к засыханию слизи и, соответственно, возникновению козявок. А если нет засохших соплей — нечего есть, и привычка забудется сама собой.

Не обращать внимания

Зачастую на первых порах дети ковыряются в носу и поедают свои козявки из-за безделья или незнания, куда пристроить руки. Поэтому основной принцип отучения от козявкоедения детей заключается в не акцентировании внимания.

Детский горький лак

Многие современные мамы практикуют специальный детский лак для ногтей, который не только помогает избавиться, от привычки есть козявки, но ещё и грызть ноги. Зачастую эти две проблемы одновременно беспокоят малыша. Такой лак также способствует отучению ребёнка сосать палец. Средство обладает горьким вкусом, который держится на ногтях коло двух суток.

Направить внимание ребенка в нужное русло

Если застали малыша за поеданием содержимого носа, предложите ему заняться чем-то увлекательным, например, лепкой или рисованием. Тем самым можно «убить двух зайцев сразу», отучить есть козявки, и развить творческое мышление и мелкую моторику.

Рассказать об этикете и правилах поведения в обществе

Статистика говорит о том, что 91% взрослых людей ковыряет в носу, очищая, таким образом, нос от содержащихся в нём сухих козявок. Так что нечестно и абсолютно бессмысленно наказывать ребёнка, который ковыряет в носу.

Для здоровья такое занятие безобидно, но окружающим очень неприятно на это смотреть. Поэтому мы рекомендуем научить ребенка очищать свой нос в одиночестве, чтобы это никто не мог видеть. Так можно избежать развития невроза и непослушания у детей на этой почве.

Детям постарше можно объяснить насколько это некрасиво и некультурно, рассказать о правилах этикета. Дошкольников и школьников можно мотивировать отучаться есть козявки, рассказывая им истории про детей, над которыми смеются и дразнят.

Некоторые родители практикуют довольно специфический способ как отучить ребёнка есть козявки. В основу его входит так называемая сказка, выдуманная самими родителями, о ребёнке, который любил есть козюли. Развязкой рассказа обязательно должен быть какой-то ужасный случай.

Сопли — это микробы

Дети с 5 лет уже понимают, что такое микробы, если им подробно объяснить. В носу обитает огромное количество микробов, но все они там и остаются, оседая на специально предназначенной для этого слизи. А вот если съесть эту засохшую слизь, тогда микробы попадут внутрь, что грозит развитием различных заболеваний.

Не ругать

Ни в коем случае нельзя наказывать ребёнка, ведь это только усугубит и без того неприятную ситуацию. Последствием будет не только травмированная психика. Ребёнок так и будет кушать козявки, только теперь не в вашем присутствии.

Советы психолога: запугивание и наказание оказывают на детей негативное влияние. В первую очередь, это касается детской психики и формирования уверенной личности. Практика показывает, что родители, увидевшие как их любимое чадо, с не скрываемым удовольствием поедает засохшую слизь, приходят в ужас. И первые их действия не обдуманы, как следует.

Хотелось бы отметить, что от любой привычки (вредной и безвредной) можно избавиться. Но подход должен быть сугубо индивидуальным, ведь с одним ребёнком достаточно поговорить об этикете и общепринятых нормах в его обществе (детский садик, школа), а другой малыш нуждается в целом комплексе мероприятий, направленных на отучение от поедания козявок без вреда для психики.

Читайте также:  Рост и вес мальчика в 2 года 7 месяцев

Мнение доктора Комаровского про козявкоедение

Детский врач Евгений Комаровский, как всегда, разложил всё по полочкам, изумительно ответив на этот вопрос.

Во-первых, доктор Комаровский авторитетно заявляет, что точные причины, заставляющие детей ковыряться в носу и есть козявки, медицине до сих пор неизвестны. Во-вторых, польза от поедания засохшего секрета из носа — не более чем гипотеза, но непосредственного вреда это занятие для организма не несет.

Однозначно, стоит объяснить ребенку, что поедание козявок на людях — абсолютно неприемлемое занятие, выглядит это некрасиво… А то вырастет из него примерно такой дядя или тетя!

Евгений Александрович дает ценный совет: «Если у вашего ребенка систематически образуются козявки, то это означает, что ваш ребенок систематически дышит сухим и теплым воздухом — это, собственно, и приводит к засыханию слизи».

Решение — регулярное проветривание, увлажнение воздуха и промывание носа физраствором. Это отличная профилактика ОРВИ и ОРЗ!

Кстати, один зарубежный ученый наоборот считает, что употребление своих козявок – это «вакцина» от многих болезней. А физиологи из США уверены, что пальцевой массаж слизистой в разы улучшает показатели мозговой деятельности.

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства. Ждем их на почту Late-maestro@ukr.net

по материалам форума
07.02.2018 279466 козявки, сопли, слизь, козявкоедение, брезгливсть, бактерии

Мой ребенок ест козявки! Что делать?

© Коллаж Кристины Савельевой

Не все так просто

Об этом не принято говорить. Об этом неприлично спрашивать и не очень приятно думать. Но это происходит независимо от нашего желания — иногда дети едят свои козявки, и это такое же естественное явление, как смена времен года. Рассказываем, как к этому относиться.

Зачем дети едят свои козявки?

На первый взгляд у этой весьма раздражающей и отвратительной на вид привычки нет никаких уважительных обоснований, однако ученые утверждают, что в поедании козявок есть свой скрытый смысл.

Если говорить о том, зачем именно дети это делают — то здесь причина может крыться во вкусе (он варьируется от сладкого до сладко-соленого) и в привычке — некоторые дети уже просто не замечают, как содержимое их носа перемещается им в рот.

Но вернемся к ученым: они отмечают, что поедание козявок — это не просто неэстетичный способ подкрепиться или дурная привычка — оно отчасти может даже считаться полезным.

Что полезного в поедании козявок?

По данным исследований, содержимое нашего носа — это засохшая слизь, которую наш организм производит для того, чтобы защитить нас от вирусов, пыли, пыльцы растений и других загрязнений. Когда дети извлекают козявки из своих ноздрей и отправляют их прямиком в рот, они поглощают небольшие количества тех патогенных организмов, которые задержались у них в носу.

По сути, поедание козявок — это своеобразная «прививка», которая помогает натренировать иммунную систему ребенка и познакомить его организм с микробами и бактериями в профилактических дозах.

Что плохого в поедании козявок?

Кроме того, что это в целом довольно неприятный и неаппетитный процесс, у поедания засохшей слизи из носа есть несколько существенных минусов. Первый напрямую связан с его плюсом — дети нередко ковыряются в носу грязными руками (а потом отправляют эти руки себе в рот).

С одной стороны, еще одна тренировка для иммунитета, с другой — лишний риск съесть что-то не то и подхватить кишечное расстройство или еще что-нибудь неприятное.

Второй минус связан с тем, что дети, которые регулярно едят козявки, регулярно ковыряются в носу, тем самым повышая риск травматизации слизистой. Из-за этого у них могут возникать кровотечения (а если в открытую ранку попадет грязь, то все может и вовсе закончится воспалением).

Как отучить ребенка есть козявки?

Мы прекрасно понимаем, если эта привычка (несмотря на то, что ее можно даже назвать полезной для иммунитета ребенка) вас бесит и расстраивает. Если вы решили отучить ребенка употреблять в пищу содержимое собственного носа, то запреты и наказания здесь не помогут.

Для начала определите причину, по которой у ребенка в носу образуются сухие козявки. Нередко это возникает из-за насморка или аллергии — в этом случае избавиться от засохшей слизи в носу поможет прием антигистаминных (их должен назначать врач) или капли в нос (с морской водой или физраствором).

Не стоит игнорировать важность микроклимата в помещении, в котором находится ребенок — если он дышит сухим воздухом, то и козявок у него будет больше. Избавиться от них поможет домашний увлажнитель воздуха.

Еще один способ, который поможет свести количество козявок к минимуму — научить (и приучить!) ребенка своевременно сморкаться и сделать так, чтобы у него в доступе всегда были носовые платки — бумажные или тканевые.

Если ковыряние в носу с последующим поеданием козявок уже крепко вошло в привычку, попробуйте переадресовывать внимание ребенка каждый раз, когда вы замечаете, что его рука тянется к носу. Например, если ребенок привык «подкрепляться» козявками, когда он сосредоточенно о чем-то думает, предложите ему занять руки чем-нибудь другим, например, приятной на ощупь игрушкой или эспандером.

Что в итоге?

Поедание козявок негигиенично и неэстетично, однако ничего страшного в этом нет — скорее, наоборот — предаваясь этому занятию, дети, на самом деле, укрепляют свой иммунитет и знакомятся с новыми бактериями. Если ваш ребенок изредка пробует содержимое собственного носа, не стоит беспокоиться.

Если же ребенок ковыряется в носу и ест козявки часто, навязчиво, что в результате приводит к травмам слизистой — вероятно, пришло время отучить его и переключить на более безобидные привычки.

Читайте также:  Рост и вес девочки в 1 год 11 месяцев

Ребенок любит козявки – как правильно отучить от вредной привычки, комментарии и советы психологов

Поведение людей в некоторых ситуациях не поддается объяснению даже ведущими учеными мира. У каждого человека есть слабости, часть из которых не принимается социумом. К подобным относят ковыряние в носу, поедание козявок. Многие дети лезут пальцами в нос и пробуют засунуть в рот то, что было изъято из носа. Явление довольно массовое, но медицинская наука не имеет понятия, почему это происходит.

Некоторые неравнодушные ученые анализируют поведения детей и стремятся найти научное объяснение козявкоединию. Например, в засохшей слизи присутствуют разнообразные факторы защиты организма или множество микробов. Подобные утверждения позволяют отнести систематическое поедание козявок к инстинктивному действию, оказывающее мощное стимулирование иммунной системы и являющееся профилактикой аллергических заболеваний.

Аргументы достаточно скептичны, так как известно: окружающая грязь и микробы будут прекрасной профилактикой аллергии, а козявки не являются главным компонентом бытия. Все ученые, придерживающиеся подобного мнения, отмечают, что это только гипотеза, которую невозможно доказать. Для полноценного исследования требуется разделить детей на две группы: одна из постоянно поедающих козявок, а другая – не едящих их вообще. Ученые не могут адекватно сформировать подобные группы.

Ринотиллексомания – повышенная увлеченность извлечения засохших соплей из носовой полости. В медицинских кругах это является признаком расстройства психики или развитием психологического расстройства. Но не стоит переживать, если ребенок ковыряется в носовой полости. В умеренной степени это не считается отклонением от нормы. С физиологической точки зрения ковыряние в носу вполне оправданная процедура по очистки носовой полости. Стоит помнить, что посторонние предметы в носовой полости, каким является палец, могут повредить поверхность и вызывать кровотечения. Родители должны быть внимательны к ребенку, который выковыривает пальцем из ноздрей козявок. Важно разобраться с причинами и правильно избавиться от вредной привычки

  1. Чистка носа
  2. Стоит ли отучать ребенка?
  3. Причины вредной привычки
  4. Вред от поедания козявок
  5. Как отучить ребенка

Чистка носа

Нос выполняет две физиологические функции:

  • является органом обоняния;
  • дыхание.

Внутри носовая полость покрыта слоем эпителия, на поверхности которого слизь. В ней не только расположены рецепторы обоняния, но и множество чувствительных окончаний. Когда в нос попадают посторонние микрочастицы, накапливается высохшая слизь, то чувствительные области раздражаются, провоцируя чихательный рефлекс. Для правильного функционирования носа и работы рецепторов требуется периодическая очистка пазух от слизи. Организм стремится самостоятельно избавить носовую полость от посторонних предметов различными способами. Так как постоянное дыхание вызывает дискомфорт, то обязательно требуется систематически освобождать носовую полость от лишнего.

Ковыряние в носовой полости является инстинктивной привычкой извлечения из носа высохшей слизи с помощью пальцев. Не стоит ругать ребенка за подобное поведение.

Слизь и ворсинки становятся преградой для мелких частиц пыли. Это требуется для предохранения дыхательной системы, является профилактикой многих осложнений. Когда слизистая раздражена, происходит автоматическое освобождение от мусора. Если она высохла и образовала корочку, то чихание не поможет очистить носовую полость. Человек стремится механическим способом освободить нос. Подобное поведение обосновано и не считается вредной привычкой.

Почему некоторые дети не ограничиваются простым доставанием козявок из носа, а еще и съедают их? Все достаточно просто – своеобразный метод познания мира. Наступает время, когда ребенок задумывается о происхождении козявок в носу и их предназначением, ведь они затрудняют дыхание. Он не осознает, что основная причина – обычная пыль, осевшая на полость носа. Если вкус козявок понравится малышу, то в вероятно он будет их кушать: когда скучно, нечего жевать и др.

Очень неприятно смотреть на взрослого человека, который извлекает, а потом поедает козявки. Это вызывает отвращение у окружающих, а в его организм попадает множество разнообразных микробов. Взрослому намного тяжелее избавиться от вредной привычки.

Стоит ли отучать ребенка?

Статистика указывает, что почти у 91% людей палец периодически оказывается в носу, очищая полость от засохшей слизи. Так что не стоит наказывать малыша за то, чем грешит большая часть взрослых людей.

Дети более подвержены воздействию различных новых микробов, а иммунная система только развивается. Поэтому по сравнению со взрослыми у ребенка больше слизи. Физиология детских носовых пазух усложняет ситуацию – слизи некуда деваться, она остается в носу. Это основная причина обильного числа козявок в детском носу.

Для здоровья умеренное ковыряние в носовой полости безобидно, но окружающим лицезреть процесс очистки носовой полости очень неприятно. Педиатры рекомендуют родителям научить детей вычищать нос в одиночестве, без свидетелей. Это будет профилактикой невроза, непослушания по этому поводу.

Причины вредной привычки

В большинстве случаев ребенок не знает, куда деть содержимое носа. Перед тем, как съесть, он несколько секунд находится в состоянии нерешительности. Что делать? Вытереть? Тогда обо что? Свою одежду – мама поругает, о стену – чужая тетя. Приходится прятать «улику» во рту.

В медицинских источниках можно прочитать про отклонения в развитии и поведении от нормы или психологических расстройствах. Частными случаями называют синдром недостатка внимания, повышенную активность. Естественный процесс очистки носовой полости может являться симптомом серьезного заболевания – синдрома Смита-Магениса.

Недавнее исследование в Индии повергло научное сообщество в шок. Тайный опрос более 200 школьников показал, что почти все они признали факт ковыряния более четырех раз за день. 20% опрошенных назвали это серьезной проблемой, усложняющей жизнь. Параллельно у многих были выявлены сопутствующие вредные привычки, которые свидетельствуют о психологических и неврологических отклонениях.

Другой причиной поедания козявок называют их вкусовые качества. Некоторым детям вкус засохшей слизи нравится, что заставляет их периодически искать новые «вкусняшки».

Часто найти причину поведению ребенка не удается. Все гипотезы докторов являются только предположениями и не могут считаться неоспоримыми. Единственная правда: поедание козявок не соответствует нормам человеческого поведения и считается некультурным жестом.

Бездумно «пилить» ребенка не стоит. Он начнет отдаляться от родителей, скрывает свои поступки в будущем. Нарушится уровень доверия.

Вред от поедания козявок

Большее беспокойство вызывает не ковыряние, а поедание козявок. У большинства детей вредная привычка проходит самостоятельно в процессе взросления и социализации. Если родители не готовы ожидать и спокойно наблюдать, то следует обеспечить условия, в которых появление корочек будет минимально:

  • Уделять больше внимания здоровью ребенка и начинать лечение насморка на ранних этапах заболевания.
  • Большое значение придать влажности и температуре в помещениях, где проводит время ребенок. Сухой воздух является причиной пересыхания слизистой носа, которая является виновником появления козявок. В доме с маленькими детьми лучше иметь увлажнитель воздуха, часто проветривать помещение, организовывать влажную уборку, гулять на свежем воздухе.
Читайте также:  Рост и вес девочки в 6 месяцев

  • Чтобы не нарушить целостность поверхности слизистой, ребенку необходимо постоянно стричь ногти на руках.
  • Стараться отвлекать ребенка от вредной привычки при помощи пальчиковых игр и подделок.

Некоторые ученые называют козявки «вакциной» от большинства болезней. На слизистой скапливаются микробы, которые не попали во внутрь. Поедание козявок заставляет иммунную систему бороться с новыми раздражителями, которые находятся в ослабленной форме. Активируются защитные функции организма. Отечественные педиатры рекомендуют использовать более традиционные способы повышения иммунитета.

Американские физиологи уверяют: ковыряние в носовой полости является пальцевым массажем слизистой, который в разы повышает показатели мозговой активности.

Как отучить ребенка

Обязательно стоит пообщаться с ребенком и объяснить, что доставать и поедать козявки неприлично. Для очистки носа лучше использовать носовой платок. Физиологи советуют приучить ребенка делать это незаметно для окружающих, в одиночестве. Чистка носа для организма является нормой.

Если палец малыша постоянно в носу, то стоит прибегнуть к помощи специалиста – детского психолога и невролога. Иногда стоит поискать объективное объяснение подобному поведению. Почему ребенок поедает козявки? Может проблема в безделье, мама не положила носовой платок или некуда деть руки.

Иногда ребенок ковыряется после того, как засунул туда посторонний предмет (пуговица, части от игрушек). Стоит проверить носовую полость на наличие мелких деталей. Если они обнаружены, то следует быстро отвести его к врачу, не вынимать их самостоятельно. Это может только навредить ребенку.

Если ребенок после носа тянет руки в рот, то не стоит ругать и акцентировать внимание на происходящем. Наказание только усугубит поведение – ребенок активнее продолжит есть козявки, но только не при родителях.

Иногда ребенок не осознает природу козявок и автоматически посылает их в рот после носа. Родители должны контролировать, чтобы палец ребенка не попал ниже, строго предупредив: «В рот нельзя, это гадость!». Для увеличения воздействия и отвлечения внимания, можно дополнительно хлопнуть в ладоши. Если подобного поведения будут придерживаться каждый член семьи, то у ребенка в памяти отложится подобная ситуация. В следующий раз эмоциональное предупреждение вовремя всплывет в памяти. Фраза будет директивой в подобных ситуациях и заставит вести себя правильно. Главный секрет – ребенок должен быть заинтересован и мотивирован к подобному поведению. В противном случае отучить малыша будет достаточно сложно, а некоторых случаях – невозможно.

Методы отучения ребенка от поедания козявок тесно связаны с причиной подобного поведения. Отучать можно несколькими способами, применяя различную мотивацию:

  • Увлажнять воздух и часто очищать нос. Родители должны контролировать чистоту носовой полости ребенка. Малышам очищают ее, а дети после 4-х лет должны самостоятельно высмаркиваться. Решить проблему поможет создание благоприятного для слизистой микроклимата и контроль влажности. Теплый сухой воздух сушит поверхность носа, что провоцирует появление козявок. Если в носу нет засохших соплей, то ребенку нечего есть, а привычка пройдет сама по себе.
  • Устранить причину насморка. Даже не больной ребенок может иметь забитый нос. Его стоит показать отоларингологу. Если патологии не выявлены, то обращаются к аллергологу.
  • Не обращать внимание – основной принцип отучивания от поедания козявок. Как говорилось выше, малыш может ковыряться из-за безделья.
  • Горький лак. Некоторые родители используют специальный детский лак для ногтей с горьким вкусом. Он поможет не только отучить есть козявок, но и грызть ногти. Часто одна проблема сопровождает другую. Так же ребенок отучится сосать палец. Горький состав держится на поверхности ногтя 2-3 суток.
  • Переключить внимание ребенка. Во время поедания козявок можно предложить заняться более познавательным и увлекательным делом: рисование, лепка, аппликация. Главное, чтобы руки были заняты другими предметами. Способ помогает не только решить проблему с вредной привычкой, но и способствует развитию творческого мышления и мелкой моторики.
  • Рассказать правила этикета. Метод подойдет для детей старшего возраста, которые способны понять: есть козы – некультурно. Важно приучить ребенка пользоваться носовым платком, а для выработки привычки он должен быть всегда под рукой. Мотивация может быть следующей: «Когда в школе узнают, что ты любишь козявки, то начнут обзывать и смеяться. Ты не хочешь быть посмешищем? Тогда попытайся избавиться от вредной привычки, а пока старайся чистить нос незаметно».

Психологи рекомендуют переключить внимание малыша на более увлекательное занятие, но не просмотр телевизора.

В крайнем случае, рассказывают сказку о мальчике (девочке), который постоянно поедал козявки, а они потом ожили и т.д. Главное условие – не переусердствовать, чтобы история не стала ужастиком и не травмировала психику ребенка.

  • Сопли содержат микробы. С 5 лет дети способны воспринимать информацию о микробах. Им стоит объяснить, что козявки являются засохшими соплями с множеством микробов: «А тебе известно, что только что съем много микробов. Давай договоримся использовать платок для очистки носа. Однако если тебе нравятся козявки, можешь собирать их, и я посыплю ими твой суп». В примере использован психологический прием «доведение до абсурда», он вызовет у ребенка чувство отвращения.
  • Устранение психологической проблемы. С ребенком стоит поговорить о его страхах. Если родители бояться, что не справятся, то можно обратиться к специалистам.
  • Не ругать. Крики и наказание только усугубят неприятную ситуацию. Психика ребенка может травмироваться. Запугивание приведет к тому, что вырастит неуверенная личность. Конечно, родителям тяжело сдержать ужас при виде счастливо поедающего козы ребенка. Первое необдуманное желание – накричать. Однако это не правильно!
Читайте также:  Рост и вес ребенка в 9 месяцев

От любой вредной привычки есть способы избавления. Лечение требует индивидуального подхода. Одному ребенку достаточно беседы об этикете и нормах поведения, а другому поможет целый комплекс мероприятий, который поможет отучить от вредной привычки без вреда для детской психики. Универсальной методики пока не существует, каждый родитель должен использовать уникальный подход к своему ребенку.

Ковыряние и поедание засохших козявок – достаточно распространенная привычка среди взрослых и детей. Умеренное выковыривание коз не является отклонением, но ринотиллексомания считается признаком психологического расстройства. Излишнее увлечение может вызвать кровотечения или серьезные повреждения.

Интервью с неврологом

От 23 700 рублей

Невролог – один из основных специалистов для детей с рождения. Впервые ваш малыш встречается с детским неврологом еще в роддоме, потом плановые осмотры этого врача проводятся в месяц, в три, в полгода, в 9 месяцев (при наличии показаний), в год. Мы поговорили с детским неврологом «ЕвроМед клиники» Натальей Петровной Исаенко о том, зачем ребенка так часто показывают специалисту, какие самые распространенные заболевания неврологического профиля встречаются у малышей и что нужно делать для того, чтобы ваш ребенок рос здоровым и спокойным.

— Наталья Петровна, на что обращает внимание врач-невролог при плановых осмотрах малышей?

— В первую очередь, невролог выявляет грубые врожденные аномалии. Далее смотрим, как идет предречевое, моторное, эмоциональное развитие ребенка.

В каждом возрастном периоде у ребенка должны быть определенные навыки. Родители, в отличие от врача-невролога, чаще всего, не могут объективно оценить, насколько развитие их ребенка укладывается в возрастные нормы.

— Но ведь все дети разные, и их развитие может не соответствовать таблицам и установленным рамкам?

— Да, такое бывает. Здесь надо подходить очень индивидуально. Действительно, несмотря на то, что мы ориентируемся на существующие нормы, у нас есть определенные таблицы, расписанные схемы, что ребенок должен делать в каком возрасте, существует возможность отклонений от них, и это не страшно. Какой-то ребенок может чуть раньше начать выполнять определенные действия, какой-то — чуть позже. Многое зависит и от того, в каких условиях живет ребенок, что делают родители по отношению к ребенку и пр.

Но именно поэтому и важна консультация врача-невролога, чтобы профессионально оценить, развивается ребенок нормально или есть пугающие моменты, которые могут говорить об определенных проблемах со здоровьем.

— Нормально ли, когда маленький ребенок часто плачет?

— В последнее время считается, что здоровый ребенок, когда он сыт, которому хватает дневного и ночного сна, плакать не должен. Если ребенок часто и беспричинно плачет, значит, есть проблема. Это могут быть головные боли, проблемы с шеей (подвывихи, ущемление), неврологические проблемы. В первые месяцы жизни – проблемы с желудочно-кишечным трактом: колики, повышенное газообразование и пр. В связи с этим же может быть плач вовремя еды, отказ от груди, от бутылочки. Во время еды усиливается перистальтика кишечника, в связи с чем ребенок испытывает дискомфорт.

Маленькие дети обычно очень метеозависимы и реагируют на погоду – это тоже может быть причиной плача.

Мне кажется, многие дети плачут потому, что им скучно, они так требуют родительского внимания. Сейчас наблюдается у детей психологическая акселерация и, соответственно, им требуется больше внимания. Это обычно хорошо видно. Многие родители сами провоцируют это закрепление: ребенок заплакал, мама взяла его на ручки, покачала, приложила к груди. Конечно, малышу у мамы на ручках и, тем более, у груди – хорошо, и он будет повторять плакать, требуя повторения. Не надо каждый раз, когда ребенок заплакал, прикладывать его к груди. Лучше попытаться переключить: отвлечь, погреметь погремушкой, погладить…

Еще одна причина плача — переутомление. Родители зачастую не верят, что грудничок может переутомляться, не понимают, с чего. У малышей незрелая нервная система, плюс они ежедневно получают огромную массу новой информации и впечатлений – для них же всё в мире ново и незнакомо! Поэтому так важен полноценный сон, когда ребенок может отдохнуть от впечатлений.

Если ребенок кричит перед сном, спит мало, нервно, часто просыпается, надо двигать режим, налаживать сон, отслеживать качество сна.

— Когда мы говорим о полноценном сне, что имеется ввиду, как должен спать ребенок?

— Для совсем маленьких деток норма – спать минимум по часу–полтора на дневном сне, шесть часов подряд – ночью. В период адаптации, в первые месяцы жизни, малыш может просыпаться ночью чаще, но все равно – промежутки должны быть не менее 3 часов. Сны по 30–40 минут – это мало, ребенку не хватает этого времени для того, чтобы отдохнуть. Тут важен такой момент: фаза сна у ребенка как раз эти 30-40 минут. Но ребенок должен уметь переходить от фазы к фазе самостоятельно. А что происходит на практике? Ребенок завозился, открыл глаза, мама сразу берет его на руки, начинает кормить. Он привыкает и уже не засыпает самостоятельно. Поэтому важно учить ребенка переходить из фазы в фазу, не просыпаясь: не трогать его, если он просыпается, не беспокоить; если заплакал, закапризничал — подкачать его, погладить, но стараться, чтобы ребенок продолжил спать без перерыва на еду.

У детей постарше, которые спят один раз в день, продолжительность дневного сна должна составлять 2–3 часа. Если спит больше – это хорошо.

Читайте также:  Когда ребенок начинает сидеть и какие упражнения этому способствуют?

Чтобы наладить сон, важен режим. Я рекомендую прям записывать в тетрадочку (или в приложение на смартфоне), сколько ребенок спит, время, когда заснул и проснулся, когда кричит перед сном, какое у него настроение после сна… Так мы можем отследить количество и качество сна. Смотрите – в какие дни ребенок спал хорошо, засыпал легко – и ориентируетесь на распорядок этого дня.

— Один из распространенных диагнозов, который многим детям ставят в роддоме, — «нейрогенная кривошея». Насколько это серьезная проблема?

— Нейрогенная кривошея – асимметрия мышечного тонуса. Ребенок нередко рождается с асимметрией мышечного тонуса. У маленького ребенка еще нет произвольных движений, они хаотичны. И в момент расслабления, сна ребенка тянет туда, где повышен тонус. То есть ребенок лежит с определенным поворотом головы. Если не заниматься этой проблемой, не корректировать, идет деформация шеи и черепа. Ребенок постоянно смотрит в одну сторону, лежит на одном боку, в результате уплощается голова, меняется ее форма.

С этим можно работать, главное – заниматься. Что делают для того, чтобы скорректировать кривошею и последствия от нее? Меняем положение, перекладываем ребенка, чтобы он лежал на разных боках попеременно, а не на одном, на спине. На живот выкладываем. Также для коррекции кривошеи рекомендованы лечебная гимнастика, массаж, бассейн.

Кривошея приходит в норму в период от 3 до 6 месяцев жизни ребенка. В этот период ребенок становится более активным, крутит головой, руками, начинает переворачиваться, пытается ползти, садиться.

Важно не путать нейрогенную кривошею, которой занимаются неврологи, с врожденной мышечной кривошеей — грубой патологией, которую лечат врачи-ортопеды.

— Головные боли у детей – это повод для обращения к неврологу?

Да, безусловно. У детей до 5-6 лет головных болей быть не должно – они еще не созрели для этого. У маленьких детей головные боли могут быть вызваны соматическими причинами: паразитозом, анемией, аллергией, какими-то проблемами со стороны ЖКТ…

У детей постарше головные боли могут провоцироваться проблемами со стороны позвоночника шеи. В пубертатном периоде нередко встречаются различные вегетативные дисфункции. Это распространенная проблема у подростков.

В любом случае, надо обязательно обследоваться. Велик шанс, что мы ничего не найдем, а головные боли со временем пройдут сами. Но это может быть симптом и некоторых серьезных заболеваний, которые нельзя пускать на самотек.

— Часто ли встречается ночной энурез (недержание мочи)? Когда мы говорим об этом диагнозе?

— Да, это тоже распространенное заболевание. Как диагноз энурез выставляется после 3-4 лет.

Если говорить о нормах в развитии, к полутора годам ребенок должен научиться не мочиться ночью. Современный ребенок какой-то промежуток времени находиться в одноразовых подгузниках. Потом их снимают. Первое время ночи будут «мокрые». Но к двум годам уже должны сформироваться «сухие ночи».

После этого проходит какое-то время – и ребенок начинает опять мочиться ночью, скажем, в 4 года. Это вторичный энурез.

Если же подгузник сняли, а ребенок как мочился ночью, так и продолжает, – это первичный энурез.

Причин энуреза существует немало: это и инфекционные заболевания, и пороки развития, и нарушения функции мочеполовой системы, и незрелость нервной системы, стрессы, неврозы и пр. В любом случае, нельзя игнорировать эту проблему, а нужно как можно раньше обратиться к неврологу для коррекции этого заболевания.

— У маленьких детей бывают судороги при повышении температуры. Насколько это опасно?

Фебрильные судороги (то есть судороги при повышении температуры тела) – это парадоксальная реакция нервной системы, коры головного мозга на такой раздражитель, как высокая температура. На этом фоне идет выплеск. Фебрильные судороги могут случиться всего раз, а могут повторяться при каждом эпизоде повышения температуры. Чаще всего, они бывают у эмоциональных и активных детей. Специального лечения не требуется, главное — не допускать повышения температуры тела выше 37,5 °С, сбивать ее сразу жаропонижающими препаратами, чтобы не повторялись эпизоды судорог. При необходимости — невролог порекомендует седативные препараты. Такие дети наблюдаются у невролога, рекомендуется показываться врачу раз в полгода.

— А не могут фебрильные судороги быть признаком начинающейся эпилепсии?

Выхода в эпилепсию, как правило, фебрильные судороги не имеют. Бывают единичные случаи, когда судороги могут действительно оказаться дебютом эпилепсии. Поэтому в любом случае необходимо показать ребенка неврологу, чтобы врач посмотрел, в каком направлении это развивается.

— Эпилепсия вообще часто встречается?

— Да, эпилепсия — это распространенное заболевание. У нас, в Новосибирске, даже есть специальный центр, где работают специалисты-эпилептологи — это очень узкая специализация в неврологии. Когда мы подтверждаем эпилепсию у ребенка, я обычно направляю пациента наблюдаться в специализированный центр. Так там смогут максимально качественно помочь малышу, грамотно подобрать препараты и назначить корректное лечение.

— На какие симптомы важно обращать внимание родителям, чтобы не пропустить начало эпилепсии у ребенка?

— Как правило, когда случается приступ, это хорошо видно. У ребенка наблюдаются конвульсивные подергивания, дергается угол рта, может тянуть мышцы, течет слюна, может пойти пена изо рта, он может обмочиться. Но бывает, что ребенок при приступе просто замирает, и, например, потирает руки или совершает жующие движения в течение какого-то времени. А потом все проходит. После приступа могут наблюдаться головная боль, тошнота, нарушение координации и речи.

Иногда первые признаки эпилепсии появляются еще до приступа. Например, ребенок подергивается во сне. Или просто меняет свое обычное поведение, становится навязчивым, плаксивым, задает по кругу одни и те же вопросы и т.п. Это обусловлено неврологическими изменениями, которые происходят при эпилепсии.

Таким образом, если вы заметили изменения в поведении ребенка, он ведет себя необычно, странно, обязательно покажите ребенка неврологу!

Если есть возможность – рекомендую снять приступ на видео – так врачу намного проще будет понять, что происходит с ребенком.

Читайте также:  Рост и вес мальчика в 12 лет

— Существуют ли успокоительные препараты, которые можно давать детям?

— Практически нет. Имеющиеся лекарственные препараты могут назначить и дать только в стационарах. В амбулаторном лечении в неврологической педиатрии это не практикуется.

При повышенной возбудимости и эмоциональности ребенка я обычно предлагаю начинать издалека – налаживать режим дня, дать ребенку возможность активно двигаться и полноценно отдыхать, гулять на свежем воздухе и пр.

Все лекарственные препараты (сосудистые, ноотропы и пр.) назначаются строго по показаниям и принимать их без рекомендации врача нельзя. Последствиями неконтролируемого приема лекарств могут быть неврологические и поведенческие проблемы в дальнейшем: гиперактивность, расторможенность, неусидчивость, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

— Насколько часто встречается у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?

— Сейчас этот диагноз ставят очень часто. Хотя, мне кажется, нередко мы списывает на СДВГ то, что им не является: особенности темперамента и характера ребенка, его активность или даже педагогическую запущенность…

Патологической гиперактивности много, но больше все же историй с проблемами в семье и в взаимодействии родителей с ребенком.

— Еще одно распространенное заболевание — нервные тики. Как их лечат?

— Да, тики встречаются очень часто. Лечим и медикаментозно, и – самое главное – нормализацией режима. Для «тикающего» ребенка очень важен полноценный сон, отдых, минимизирование телевизора, телефона, компьютера. Очень полезно таких детей отдавать в спортивные секции. Как правило дети, страдающие от нервного тика, очень эмоциональные, темпераментные, много читают и сидят за компьютером. У них идет эмоциональная и информационная перегрузка. И нервная система сбрасывает напряжение, проявляясь тиками.

— Кстати о информационных перегрузках, как вы относитесь к так популярному сейчас раннему развитию?

— Плохо. Любой невролог, я думаю, со мной согласится. Если ребенку давать неадекватную его возрасту и развитию нагрузку, это мот вылиться в достаточно серьезные проблемы в будущем, вплоть до психиатрических расстройств. Не надо ребенку всего этого раннего чтения с двух лет, английского языка с трех и математики с пяти. Ребенок должен в спокойном режиме познавать мир, важно стимулировать его познавательную активность, но не надо пичкать его огромным количеством знаний не по возрасту.

— Какие существуют обследования для диагностики неврологических заболеваний?

— Электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Придумана и создана чтобы записать эпи-активность — подтвердить или исключить эпилепсию, это основное направление этого обследования.

Также я направляю на ЭЭГ детей с речевыми и с психическими нарушениями, чтобы посмотреть насколько сформированы все корковые ритмы – по возрасту или нет. Это корректируется возрастом, со временем. Также помогают занятия с нейропсихологами, дефектологами, метод «Томатис» (программа для нейро-сенсорной стимуляции).

Магнитно-резонансная томография (МРТ). Это одно из наиболее информативных обследований.

Обязательно направляем на МРТ, чтобы понять причину головных болей, особенно, если ребенок жалуется на головную боль при движении, когда он начинает прыгать, бегать, активно двигаться.

Также МРТ информативен при эпилепсии, приступы которой не поддаются лечению. Тогда мы смотрит на МРТ, нет ли сосудистой мальформации (отклонении от нормального развития) или другого сосудистого дефекта. Это может быть причиной приступов, и проблема решается хирургическим путем. Как правило, после операции приступы у ребенка прекращаются.

МРТ позволяет увидеть структуру мозга и сосудов, оценить состояние структуры, наличие кист и пр.

Компьютерная томография (КТ). Как правило, КТ назначается после травмы, для того, чтобы посмотреть наличие крови в поврежденной области.

УЗИ сосудов шеи. Головные боли, расторможенность, дефицит внимания, речевые задержки могут быть вызваны нарушением кровотока по сосудам. УЗИ позволяет это диагностировать, а также увидеть анатомические дефекты (С-образный, S-образный ход сосудов), анатомически неправильно сформированные сосуды, неправильное отхождениесосудов в позвоночный столб, сужение сосудов.

Нейросонография (НСГ) – УЗИ мозга. В обязательном порядке рекомендовано как скрининг (профилактическое обследование) всем новорожденным. НСГ показывает структуры головного мозга, как сформированы все сферы, полостную систему, желудочки, борозды, наличие жидкости. Параллельно с НСГ выполняется допплерометрия – смотрим кровоток сосудов.

НСГ выполняют в роддоме детям после осложненных родов, в месяц НСГ назначается абсолютно всем. НСГ может показать грубые нарушения, которые необходимо начать корректировать как можно раньше, чтобы минимизировать их влияние на развитие малыша. В первые месяцы жизни многие аномалии развития не проявляются, примерно до 3-4 месяцев они хорошо компенсируются, а потом ребенок начинает отставать в моторном и психическом развитии. Именно поэтому НСГ надо выполнять в обязательном порядке, даже если внешне ребенок выглядит абсолютно нормально.

Ринолалия (гнусавость) – симптомы и лечение

Что такое ринолалия (гнусавость)? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Мисюрина Ю. В., ЛОРа со стажем в 18 лет.

Определение болезни. Причины заболевания

Ринолалия (с греч. “носовая речь”) — это искажение произносимых звуков из-за функционального нарушения или анатомических дефектов речевого аппарата. Речь при этом приобретает характерный гнусавый тембр.

Ринолалию, или гнусавость, часто путают с ринофонией. Их нужно отличать, чтобы правильно спланировать лечение. При ринофонии нарушается формирование голосовых звуков и возникает “коверкание слов”. При ринолалии, напротив, слова понятны, но страдает их произношение [1] [2] [10] .

Причины ринолалии

Ринолалия бывает органической и функциональной [7] [8] [9] [10] .

К причинам органической ринолалии относятся:

1. Слишком широкое сообщение между носовой и ротовой полостями — так называемая открытая ринолалия. Она может развиваться в результате:

  • расщелины мягкого и/или твёрдого нёба;
  • паралича мягкого нёба при миастении — мышечной слабости, вызванной аутоиммунным заболеванием;
  • детского псевдобульбарного паралича — обездвиживания мышц из-за прерванной передачи сигналов от коры головного мозга к нервам;
  • дифтерии;
  • врождённого укорочения мягкого нёба;
  • пареза мягкого нёба, то есть снижения силы его мышц.
Читайте также:  Развитие ребенка в 11 месяцев

2. Слишком узкий просвет или непроходимость полости носа и носоглотки — закрытая ринолалия. Она возникает при непроходимости в задних отделах носовой полости. Причинами этого могут быть:

  • увеличение аденоидов;
  • атрезия хоан (частичное или полное заращение внутренних носовых отверстий) и другие редкие врождённые аномалии развития;
  • рубцовая деформация мягкого нёба в результате воспаления при сифилисе, туберкулёзе и склероме — инфекционном воспалительном заболевании дыхательных путей с образованием узелков;
  • травмы, опухоли и полипы носоглотки.

3. Передняя закрытая ринолалия возникает при патологии передних отделов носовой перегородки, полипах в полости носа и гипертрофии носовых раковин.

Функциональная ринолалия также подразделяется на закрытую и отрытую:

  • закрытая может развиваться при воспалительном отёке во время ОРЗ и сезонного аллергического ринита;
  • открытая — после удаления увеличенных нёбных миндалин и хирургического лечения храпа.

Открытая гнусавость, как и закрытая, характерна для речи глухого человека. Он не слышит звуки и имитирует их, “читая по губам”, но повторить слаженный механизм работы речевого аппарата не может [11] .

Симптомы ринолалии

Ринолалия — это не заболевание, а симптом, который возникает при врождённых аномалиях развития и патологиях носа и глотки [9] . Она может быть следствием как безобидного разрастания глоточной миндалины, так и поражения центральной нервной системы. Эти болезни сопровождаются самыми разнообразными симптомами. При этом к характерным признакам ринолалии относят только гнусавый тембр голоса и невнятную речь [1] [2] .

Патогенез ринолалии

Механизм появления ринолалии связан с работой нёбно-глоточного клапана, объединяющего дыхательные и пищеварительные пути. Этот аппарат представлен мышцами мягкого нёба и стенками глотки, которые управляют и глотанием, и формированием речи.

При глотании мягкое нёбо поднимается и прижимается к задней стенке глотки. Чтобы пищевой комок мог устремиться вниз к пищеводу, носоглотка отделяется от ротовой полости. Такой же механизм используется и при речи.

Устройство речевого аппарата

Речевой аппарат состоит из трёх отделов:

  • дыхательного — диафрагма, мышцы брюшного пресса и грудная клетка с расположенными в ней лёгкими, трахеей и бронхами;
  • голосового — гортань с голосовыми связками; сюда же относятся резонаторы, усиливающие звук в гортани, а именно носовая, ротовая и гайморовые полости;
  • артикуляционного — язык, губы, зубы, верхняя и нижняя челюсти, мягкое и твёрдое нёбо.

Воздушная волна из лёгких направляется в трахею, где встречает первое препятствие — голосовые связки. Проходя сквозь них, воздух вызывает ритмичные колебания, и создаётся звук, называемый тоном. Если голосовые связки раздвинуты, то они не колеблются, в этом случае возникает шум.

Струя воздуха, состоящая из чистого тона, проходит ротовую полость свободно — так появляются гласные. Воздушный поток из тона и шума или одного шума встречает на своём пути препятствия: губы, язык и нёбо. Из сочетаний тона и шума с преградами на пути создаются различные звонкие и глухие согласные.

Открытая ринолалия (гиперназальная речь)

При открытой ринолалии струя воздуха проходит через рот и нос одновременно. Нарушение чаще всего возникает при расщелинах нёба, когда полости рта и носа полностью или частично соединены. В результате этого воздух движется неправильно и возникает специфиче­ский назальный акустический эффект, или гнусавость [13] .

Закрытая ринолалия (гипоназальная речь)

Это состояние вызвано органическими причинами, нарушающими ток воздуха в полости носа или носоглотке. Непроходимость носа затрудняет образование согласных “м”, “н”, “р”, “к”, “х”, которые слышатся как “б”, “д” или “л” [8] .

Если нос закупорен спереди, то речь приобретает носовой тембр. Препятствие в заднем отделе делает её глухой и отрывистой [12] .

Смешанная ринолалия

При смешанной ринолалии, возникающей при полипах и опухолях, присутствуют оба типа нарушений. Мягкое нёбо оттесняется новообразованием вперёд, что приводит к расширению носоглоточного пространства. Нёбная занавеска при этом временно обездвижена и дрябло свисает на расстоянии от задней стенки глотки [7] .

Классификация и стадии развития ринолалии

  • органическая;
  • функциональная.

Обе формы могут быть открытыми и закрытыми.

Стадии ринолалии не выделяют. Встречается только описание степеней нарушений:

  • Первая степень. Гнусавость и дефекты в речи не заметны.
  • Вторая степень. Речь понятна, но в произношении появляются гнусавость и ошибки.
  • Третья степень. Гнусавость и ошибки становятся более слышны.
  • Четвёртая степень. Возникает выраженная гнусавость и невнятная речь с сопутствующими мимическими движениями [1] .

Осложнения ринолалии

Будучи симптомом, ринолалия не вызывает каких-либо осложнений. Нарушения речи могут стать причиной трудностей при общении и социальной адаптации, но называть это осложнениями некорректно.

Также нельзя сказать, что ринолалия приводит к задержке психического развития. И то, и другое — симптомы поражения центральной нервной системы, а не осложнения друг друга.

Диагностика ринолалии

Диагностика начинается с консультации врача, прежде всего ЛОРа, а также специалиста челюстно-лицевой хирургии, стоматолога, невролога и логопеда. В некоторых случаях может понадобиться помощь генетика, онколога и рентгенолога.

На консультации оториноларинголог:

  1. Выяснит, есть ли проблемы с дыханием и глотанием, когда они появились и как часто возникают.
  2. Проведёт: фарингоскопию — визуальный осмотр зева, нёбных миндалин и задней стенки глотки с помощью шпателя при прямом освещении или с лобным рефлектором и зеркалами; переднюю и заднюю риноскопию — осмотр переднего отдела носа с помощью носового зеркала и заднего отдела со шпателем и носоглоточным зеркалом.

Инструментальные методы обследования

  1. Видеоназофарингоэндоскопия. Во время процедуры эндоскоп вводят через ноздрю, и с его помощью осматривают носовую полость, носоглотку и хоану — костную арку между ними. Метод позволит оценить подвижность мягкого нёба при произношении “ротовых” звуков”, то есть образуемых в полости рта. К ним относятся все гласные и часть согласных, например “п”, “б”, “т”, “ф”, “с”, “ш”.
  2. Компьютерная томография полости носа и рентгенография шеи в боковой проекции.
  3. Назометрия — объективная оценка речи при открытой ринолалии. Позволяет определить повышенное давление воздуха в носу при произношении звуков [9] . Для этого в нём устанавливаются датчики, которые активизируются при прохождении воздушной струи. Они не фиксируют нормальные перепады давления и определяют их только при открытой ринолалии.
  4. Флуороскопия основана на ионизирующем излучении. Метод показывает движения мягкого нёба, но из-за вредного воздействия его редко назначают детям.
Читайте также:  Рост и вес девочки в 1 год 11 месяцев

Дополнительные методы применяются для уточнения диагноза. При ринолалии они помогут определить расположение причинного дефекта. Стандартный осмотр и дополнительное обследование позволяют выявить анатомические особенности и патологию полости носа, а также аномалии строения нёбно-глоточного клапана.

Пробы для определения типа ринолалии

Определить тип ринолалии помогут специальные пробы:

  • Проба с зеркалом. Холодное зеркало или пластинку Чермака держат перед носом пациента, когда он произносит гласные звуки. Запотевание зеркала указывает на утечку воздуха через нос, что характерно для открытой гнусавости. У пластинки Чермака есть кольца, которые показывают степень запотевания и позволяют оценить утечку воздуха через нос.
  • Тест с последовательным произношением гласных звуков “АА-ЭЭ”. При гиперназальной речи изменяется звучание гласных букв — появляется характерное носовое произношение, не свойственное гипоназальной речи.
  • Тест “надувания щеки” с высунутым языком позволяет выявить органическую причину гиперназальной речи. Если мягкое нёбо укорочено из-за неполной расщелины, то пациент не сможет одновременно высунуть язык и надуть воздухом щёки.
  • Симптом “занавески” наблюдается при параличе мягкого нёба. В этом случае из возможных причин ринолалии важно исключить неврологические заболевания.

Лечение ринолалии

Лечение пациентов с ринолалией состоит из устранения причин гнусавости и последующей логопедической реабилитации.

Лечение закрытой ринолалии

Направлено на восстановление нормальной проходимости полости носа и носоглотки. Для лечения закрытой ринолалии применяются:

  • аденотомия и полипотомия — удаление аденоидов и полипов;
  • септопластика — хирургическая коррекция искривлённой носовой перегородки;
  • конхотомия — частичное удаление носовой раковины.

После операции необходима реабилитация. Она проводится совместно с логопедом, он же определяет её длительность. Реабилитация заключается в выполнении упражнений, например таких:

  • произношение с придыханием протяжных носовых звуков: хМ—-хН——хНГ;
  • произношение комбинации носовых и смычных звуков с ударением на носовые: а́ мпа—– а́ нта—- а́ нка и т. д. [7]

Лечение функциональной закрытой гнусавости направлено на устранение причин расстройства дыхания: насморка и аллергии. После терапии могут понадобиться логопедические занятия [11] .

Лечение открытой ринолалии

Лечение органической открытой ринолалии, вызванной расщелиной нёба, проводится совместно с устранением основного заболевания.

Ортопедическое лечение. При открытой ринолалии используются мягкие и жёсткие обтураторы — приспособления для временного закрытия дефекта нёба, напоминающие зубной протез. Резиновый обтуратор применяется с самого рождения, он важен при кормлении ребёнка. Впоследствии его заменяют жёстким обтуратором, который носится до проведения хирургического лечения.

Хирургическое лечение включает:

  • операции по закрытию дефекта дна полости носа;
  • коррекцию нёбно-глоточной недостаточности и сращений мягкого нёба с задней стенкой глотки.

Операция по закрытию дефекта дна полости носа проводится в первый год жизни, после появления молочных зубов. Беззубый рот новорождённого приспособлен для активного грудного вскармливания — у ребёнка есть десневая мембрана и выраженные складки эпителия твёрдого нёба. Они помогают малышу удерживать сосок матери при кормлении.

Кроме того, ребёнок может одновременно сосать и дышать. Такое возможно благодаря соединению высоко расположеной гортани непосредственно с носом. Сосательный рефлекс, утрачиваемый с появлением зубов, способствует развитию мышц языка и дна полости рта, челюстей, жевательных и мимических мышц.

Операция по пластике расщелины верхней губы называется хейлопластикой.

К методам хирургической коррекции расщелины нёба относятся двухлоскутная уранопластика V-Y лоскутами и операция по Furlow [9] . Разница между ними заключается в способе и месте формирования лоскутов, которые впоследствии сшиваются и увеличивают длину мягкого нёба. При двухлоскутной пластике формируется прямой шов, при пластике по Furlow — Z-образный [14] .

Операция при нёбно-глоточной недостаточности проводится тремя способами: уранопластика по Furlow, фиксация к мягкому нёбу глоточного слизисто-мышечного лоскута и фарингопластика [9] .

Операция при сращениях мягкого нёба с задней стенкой глотки состоит в рассечении, отделении, а самое главное — в удержании разъединённых тканей в нужном положении, пока сохраняется риск повторного сращения [6] .

До и после хирургического лечения и при ношении обтуратора для тренировки мышц нёбно-глоточного клапана проводятся логопедические упражнения. Их цель — мобилизовать мягкое нёбо для нормального разделения носовой и ротовой полостей [7] [11] .

  • при произношении гласных, например а – А, второй слог говорят громче и выше, чем первый: А——а а———о а——е а———-и а———у; постепенно гласные становятся чище и теряют свой носовой оттенок.
  • произношение отдельных звуков, начиная с “б”, “п”, “д”, “т”, “г”, “к”, с последующим их сочетанием с гласными: аТ——–а аТ—————о аТ————–у.

Также для лечения применяют механические приспособления: фонендоскоп М. Зеемана и артикуляторы Пискунова.

Фонендоскопом М. Зеемана тренируется ротовое речевое дыхание. При неправильном токе воздуха, возникающем при его прохождении через нос, воздушная струя ударяет по барабанной перепонке и вызывает небольшую боль или неприятные ощущения.

Артикуляторы Пискунова — съёмные приспособления, которые закрепляют на зубах пациента. С их помощью формируют нужный артикуляционный уклад.

Осложнения после операции

Кровотечение — это частое осложнение любой операции. Другим негативным последствием хирургического вмешательства может стать стеноз, или сужение дыхательных путей. Оно возникает из-за отёка языка при длительном сдавлении роторасширителем во время операции.

К осложнениям позднего периода относятся закрытие просвета глотки тканями нёба, изменение анатомии ротоглотки и формирование фистулы — патологического хода [9] .

Прогноз. Профилактика

Прогноз зависит от основного заболевания, из-за которого нарушилась речь. Если диагностика и лечение проведены своевременно и успешно, то он благоприятный.

Закрытая ринолалия, вызванная обструкцией носа, проявляется не только гнусавостью, но и затруднением носового дыхания. Оно может стать причиной хронического недостатка кислорода и неправильного развития лицевого отдела детского черепа.

У пациентов с расщелиной нёба и открытой ринолалией может нарушиться дыхание и возникнуть сложности с питанием: ребёнок не может сосать грудь и в дальнейшем есть обычную пищу.

Читайте также:  Подготовка к школе: какие занятия помогут ребенку быстрее адаптироваться в школе?

Профилактика ринолалии заключается в периодических медицинских осмотрах для раннего выявления патологии носа и глотки. Также следует проводить санацию очагов хронического воспаления верхних дыхательных путей, а при первых признаках нарушения речи посетить логопеда [9] .

Сухой насморк

Сухой ринит, лечение которого следует проводить специальными препаратами под наблюдением врача, протекает с такой же общей симптоматикой, как обычный насморк. Отличие – отсутствие жидких выделений из-за пересыхания носовых ходов.

Сухой ринит, лечение которого следует проводить специальными препаратами под наблюдением врача, протекает с такой же общей симптоматикой, как обычный насморк. Отличие – отсутствие жидких выделений из-за пересыхания носовых ходов.

Внимание! При отсутствии выделений из носа (а это наиболее характерный симптом обычного ринита) постановка часто диагноза затруднительна. Определение вида заболевания и подбор методов терапии – прерогатива опытного врача.

Симптомы сухого насморка

Заболевание имеет несколько стадий. К основной группе риска относят людей, занятых на вредных производствах.

В начальном периоде:

  • больному все время хочется пить;
  • после приема жидкости ощущение сухости носа только увеличивается;
  • сушит в горле, нос заложен, дышать трудно;
  • болит голова, ломит тело;
  • может повыситься температура тела.

Наряду с этими признаками появляется частое чихание, общее недомогание, то есть симптоматика, характерная для обычного ринита. Однако есть отличительная особенность – при жжении в носоглотке ощущается сильная заложенность, чрезмерная и мучительная сухость носа.

Следующая стадия, наступающая при отсутствии адекватного лечения – это переход болезни в хроническую форму.

Не стоит рисковать своим здоровьем! При первых признаках заболевания следует использовать качественные современные лекарства для лечения сухого ринита. Хорошим лечебно-профилактическим средством являются препараты, увлажняющие носовые ходы.

Причины заболевания

По статистке наиболее частая причина данной патологии – утолщение слизистой носа и врожденные или приобретенные деформации перегородки носа. Далее идут разнообразные заболевания, приводящие к гипертрофии слизистых носа.

Чтобы идентифицировать сухой насморк от других патологий следует обратить внимание на несколько факторов:

Нарушение носового дыхания как следствие раздражения (по разным причинам) или травмы слизистых оболочек носовых ходов. При возникновении стандартной ситуации (вирусная, бактериальная инфекции, аллергический ринит) происходит развитие воспалительного процесса, как естественная реакция на попадание в организм болезнетворной инфекции. Так организм борется с “врагом” и эффективнее уничтожаются микробы. Вследствие этого и возникает отечность, пациент ощущает тяжесть в носовых ходах и закладывание носа.

При отсутствии выделений из носа причины заложенности могут быть следующими:

  1. Необходимости в выделении слизи из пазух носа нет. Болезнетворная инфекция в носовых пазухах отсутствует. Воспаление возникло в результате травмы/ раздражения.
  2. Необходимость в выведении слизи из носа есть, но по каким-то причинам произошло нарушение ее оттока.

В первом случае речь идет либо о повреждении оболочек носа, либо о каком-либо скрытом хроническом заболевании, о котором пациент может не знать. Для второго случая существует следующее объяснение: при диагнозе вирусный или бактериальный ринит происходит пересыхание носовых ходов из-за слишком сухого воздуха в помещении. Слизь высыхает, не вытекая из носа наружу. Диагноз в этом случае самостоятельно поставить сложно.

Провоцирующие факторы, являющие дополнительным толчком к развитию заболевания:

  • резкое изменение погоды, перепад температур и влажности;
  • систематический насморк;
  • длительное отсутствие влажной уборки в офисе или дома;
  • чрезмерное курение табака;
  • длительное нахождение некурящего человека в прокуренном помещении;
  • злоупотребление спиртными напитками;
  • наркотическая зависимость;
  • большое количество пыли в воздухе/помещении (включая вредные производства).

Существует еще одна причина развития сухого насморка – это следствие перенесенной хирургической операции по поводу гайморита.

Виды сухого насморка

Сухой ринит бывает двух основных видов.

Определение

Причина заболевания

Признаки

Передний (наиболее часто встречающаяся форма)

Распространенная причина – травмы и воздействие раздражающих веществ

Поражение передней части полости носа

Атрофический (хроническая форма)

Следствие запущенного ринита

Сухой насморк – как лечить у взрослого?

Врачи назначают следующие традиционные методы:

  1. Сосудосуживающие средства (при закладывании носа).
  2. Препараты для увлажнения слизистых.
  3. Таблетки для улучшения микроциркуляции.
  4. Антигистаминные препараты.
  5. Антибиотики местного действия и противовирусные медикаменты (если есть необходимость).
  6. Средства для повышения иммунитета и витаминные комплексы.

Лечение подбирается в зависимости от особенностей течения болезни у конкретного пациента и наличия или отсутствия ринита инфекционной природы. Терапия обычно носит комплексный характер.

Сухой кашель и насморк у детей. Чем лечить?

Лечением малышей и детей старшего возраста должен заниматься педиатр. Только врач может назначить средства для улучшения отхождения выделений из носа и слизи из бронхов. Бактериальная инфекция лечится с помощью антибиотических средств. Если насморк и кашель аллергический, используются препараты из группы антигистаминных средств.

Самолечение ребенка, особенно в возрасте до одного года, недопустимо!

Осложнения

Из-за нарушения носового дыхания больным приходится дышать через рот. Снижается качество жизни, нарушается сон и аппетит, теряется обоняние. Появляются головные боли и другие симптомы, характерные для вегето-сосудистой дистонии, а также раздражительность, скачи артериального давления и пр. У детей подобное запущенное состояние редко приводит к отставанию в развитии.

Внимание! Запущенный насморк нередко приводит к глубокому некрозу, когда хирургическое вмешательство становится единственным способом помочь больному. Атрофический насморк – причина появления устойчивого хронического ринита.

Профилактика

Меры профилактики при сухом рините практически такие же, как при любом другом виде насморка. Это своевременное и правильное лечение любых болезней и недопущение их перехода в хроническую форму, влажная уборка помещений, закаливание организма, спорт, прием иммуномодулирующих средств (по назначению врача), витаминов и витаминных комплексов, а также использование специальных препаратов – увлажнителей для носа или средств на основе морской воды. Любое необходимое лекарство по выгодной цене можно выбрать/забронировать в сети социальных аптек Столички.

Ссылка на основную публикацию