Медитация для детей: советы по обучению и способы

Медитация для детей: советы по обучению и способы

  • Особенности
  • Как научить медитировать?
  • Методы

Пребывать в гармонии с самим собой, быть спокойным и уравновешенным – это закономерное желание каждого. Дети, как и взрослые, могут испытывать противоречия различного характера, и зачастую справиться с ними и совладать с самим собой помогает медитация. Чтобы научить ребенка медитировать и показать ему различные варианты этого процесса, необходимо освоить основные принципы медитации и методы обучения.

Особенности

Медитация для детей является средством помощи и поддержки ребенка в различных ситуациях, дает возможность успокоить себя, помогает совладать со страхами и эмоциями, потому важно научить свое чадо пользоваться такими приемами. Детская психика очень подвержена влиянию со стороны, особенно в современном мире, где роль медиа и современных технологий весьма значительна. Родители должны ежедневно следить за состоянием ребенка и его успехами, чтобы вовремя заметить любые отклонения. Наиболее распространенными сложностями, с которыми сталкиваются дети, являются:

  • избыток энергии;
  • проблемы в отношениях со сверстниками;
  • давление со стороны учителей;
  • трудности с концентрацией на учебе;
  • проблемы взаимоотношений с друзьями;
  • проблемы с самооценкой;
  • слабый контроль над своими эмоциями: чувством страха, злостью, беспокойством, грустью.

Проводить медитации можно в любое время суток, используя для этого различные приемы. Для самых маленьких наиболее удобным и приемлемым способом будет сеанс перед сном, позволяющий снять стресс, расслабиться и убрать все страхи и волнения.

Суть работы с детьми состоит в том, чтобы помочь им понять себя, научиться контролировать свои чувства и эмоции.

Родители не должны заставлять ребенка медитировать, это занятие должно быть добровольным и приносить исключительно положительные эмоции. Чтобы заинтересовать малыша, родители должны служить в качестве примера и время от времени медитировать, всем своим видом показывая, как им хорошо. Маленькие дети склонны к копированию, они с удовольствием станут повторять действия мамы или папы, приобщаясь к новому, полезному занятию, сами того не осознавая.

Дошкольники и дети младшего школьного возраста начинают получать излишнюю нагрузку на психоэмоциональную сферу, и не каждому удается с этим справиться. Если родители видят какие-то проблемы с социализацией или самоконтролем, стоит попробовать обучить малыша технике медитации. Для детей от 3 до 8 лет есть разнообразные упражнения, которые в игровой форме позволят расслабиться и познать себя.

Родители, которые готовятся к проведению медитаций со своими детьми, читают нужную литературу и подбирают креативные подходы в работе со своими детьми, получают поразительные результаты, чем те, что водят детей к специалистам и заставляют медитировать. Суть медитации с детьми младшего возраста – это игра, для более старших – медитация с элементами йоги и мантры, а подростки могут освоить любой метод, главное – им в этом не мешать.

Чтобы помочь малышу, важно четко понимать его желания и требования, помогать и всячески способствовать самопознанию, не наседая и не заставляя, участвуя в процессе, если того хочет ребенок, или давая ему личное пространство для этого.

Как научить медитировать?

Процесс медитации у каждого будет отличаться, особенно когда дело касается деток, но если родители желают помочь своему чаду, они должны сделать его занятия интересными и живыми, для чего стоит придерживаться следующих принципов.

  1. Сделать медитацию веселой и увлекательной – дети по своей природе активны, любознательны, им трудно усидеть на месте, потому монотонные сидения на полу не вызовут у них никакого интереса. Родители должны подбирать наиболее интересные варианты медитации, которые заинтересуют ребенка. Универсальными в этом случае являются игры, задействующие чувства малыша и позволяющие разыграться его воображению. Каждое упражнение должно подаваться таким образом, чтобы интриговать малыша и вызывать желание продолжать работу. Выбор методов воздействия на малышей должен подбираться исходя из возраста и личностных особенностей, иначе добиться желаемого результата будет трудно.
  2. Использовать воображение – многие физиологические процессы не осознаются ребенком и воспринимаются как должное. Благодаря медитации можно обратить внимание на дыхание, что является основополагающим моментом для медитации. Благодаря воображению можно придумать игры, в которых процесс дыхания будет иметь ключевую роль, и ребенок, не осознавая того, научится его контролировать. Помимо установок родителя, можно помочь отвлечься от реальности и перенестись в вымышленное пространство благодаря специально отведенному для занятий уголку, в котором будет сказочная или фантастическая атмосфера.
  3. Регулировать время проведения сеансов – детям трудно высиживать на месте долгое время, потому не стоит удерживать их принудительно, заставляя сидеть по 20-30 минут, оптимальной продолжительностью занятия будет 5-15 минут. Чтобы не ошибиться с выбором времени для медитации, можно воспользоваться формулой: возраст ребенка + 1, где детям в 5 лет стоит заниматься 6 минут, в 9 лет – 10 минут. Это правило отлично подойдет для ребят до 10 лет, которые еще с трудом контролирую свою активность. Если не перегружать сына или дочь занятиями, то они с удовольствием будут их проводить, наслаждаясь процессом.
  4. Быть примером для своего чада – чтобы заинтересовать малыша и стимулировать его самостоятельно прийти к практике медитации, стоит начать медитировать самому. Стремление подражать папе и маме поможет малышу познакомиться с медитацией. Если родители будут медитировать сами, не принуждая ребенка и не рассказывая, чем они заняты, то рано или поздно малыш сам заинтересуется и спросит. При правильном подходе можно вызвать у крохи сильное желание делать что-то новое с родителями, быть взрослым и делать что-то неординарное.
  5. Оказывать поддержку ребенку в процессе медитации и после нее – чтобы развивать осознанность процедуры и научиться лучше понимать своего ребенка, важно общаться с ним после процедуры, спрашивать о его ощущениях, делиться своими чувствами. Диалог родителя с ребенком позволит сблизиться, узнать друг друга лучше и правильно освоить технику медитации.
  6. Трезво оценивать результаты – польза и толк от медитации могут приходить в разное время. Родители не должны ожидать изменений в поведении своего чада после недели или месяца занятий, у каждого этот процесс проходит по разному, важно не требовать результатов, а поддерживать в процессе работы, сколько бы времени она ни заняла.
Читайте также:  Ребенок отказывается идти в садик: рекомендации психологов

Правильный подход к медитации, поддержка и собственный пример родителей позволяют ребенку меняться, самосовершенствоваться и становиться лучше.

Методы

Чтобы быстрее освоить технику медитации, существуют разнообразные методы и упражнения, которые подбираются с учетом возраста и любых других особенностей ребенка. Наиболее популярными и действенными считаются такие.

  • «Третий глаз» – необходимо взять небольшой камешек и положить его ребенку на лоб, попросив представить его цвет, размер, вес, теплоту или холод, почувствовать его, при этом расслабиться и спокойно дышать. Если детям надоедает лежать, можно предлагать им занимать различные позы, удерживая камешек на лбу.
  • «Дыхание океана» – уложив малыша на пол, нужно дать ему задание слушать свое дыхание, что позволит услышать море, шум волн. Благодаря такой установке ребенок расслабляется и контролирует свое дыхание.
  • «Воздушный шар» – необходимо попросить ребенка набирать воздух так, чтобы максимально надувать живот, как воздушный шар, а затем медленно его сдувать, тихо издавая шипение. Это позволит контролировать дыхание и релаксировать.
  • «Звуковая медитация» – дать задание слушать все звуки в комнате, потом прислушиваться к наиболее тихим. Это успокоит ребенка, даст возможность ему найти гармонию и самообладание.
  • «Медитация с мантрой Ом» – дать задание ребенку закрыть глаза и на выдохе произносить «Ом», каждое повторение нужно делать более протяжным и тихим. Такая медитация позволяет успокоиться, расслабиться, разгрузить голову и даже способствует улучшению сна.

Существует огромное количество разнообразных техник медитаций, которые применяются для детей и взрослых, потому стоит пробовать разные варианты и оставлять те, что получаются лучше всего и приносят удовольствие, позволяют расслабиться и познать себя.

Медитация для детей

Детство и подростковые годы являются основополагающими в нашем развитии как личностей. Именно в это время формируется наша индивидуальность, развивается взгляд на мир, мы учимся общаться с окружающими и самими собой. Навыки и инструменты, усвоенные в юные годы, оказывают огромное влияние на судьбу. Именно поэтому медитация является прекрасным подарком для ребенка.

Истинное образование означает создание оптимальной среды, в которой процесс саморегулируемого обучения каждого ребенка может развиваться естественным образом. В конце концов, само слово «образование» приходит к нам из латинского языка и означает «вывести изнутри», то есть это высшие качества каждой уникальной души. В процессе образования медитация оказывается наиболее эффективным и практичным средством (Свами Сатьянанда — мастер йоги и тантры)

Преимущества медитации для детей

Мечта многих родителей состоит в том, чтобы успокоить своих детей, научить их управлять собой и своими эмоциями, видеть, как они превращаются в здоровых и счастливых людей. Хотя здесь и есть некоторое количество сложностей, медитация может стать мощным инструментом для достижения такой цели.

Дети сталкиваются с множеством проблем:

  • переизбыток энергии;
  • давление со стороны сверстников;
  • требования учителей;
  • сложности с концентрацией;
  • трудности создания здоровых отношений с другими;
  • низкая самооценка;
  • неспособность справиться со своими эмоциями: злостью, страхами, разочарованиями, беспокойством.

В современном обществе эти проблемы усугубляются социальными медиа (что усиливает последствия издевательств и социального давления) и чрезмерным стимулированием, исходящим из средств массовой информации и технологий (оно приводит к большему беспокойству и сокращению объема внимания).

В результате появляются проблемы психического здоровья у детей, такие как тревожность и депрессия. Ответственность в первую очередь ложится на родителей. Но в наших руках есть методики, при помощи которых ситуацию можно исправить, ведь медитация дает детям инструменты для решения своих эмоциональных проблем.

Существуют исследования, которые показывают, что медитация дает много положительных результатов. К примеру:

  • улучшение концентрации, внимания и памяти (источник, английский язык);
  • развитие усидчивости (источник);
  • снижение уровня стресса и депрессии (источник);
  • достижение психологического благополучия (источник).

Было также обнаружено, что медитация помогает детям улучшать отношения с родителями, брать под контроль свое импульсивное поведение, укреплять самооценку, повышать уровень эмпатии и социальных навыков, снижать тревогу и влияние посттравматических симптомов.

С помощью медитации дети учатся лучше управлять своим телом, энергией и эмоциями. Увеличивается эмоциональный интеллект, позитивный взгляд на жизнь и способность к саморегуляции. Дети развивают организационные навыки и учатся быть более настоящими, спят намного лучше.

Как научить медитировать своего ребенка

У детей меньше терпения, чем у взрослых, они с трудом сидят на одном месте больше минуты. С другой стороны, у них сильнее воображение и присутствует чувство игривости, а также они учатся на примере. Чтобы эффективно научить медитации своих детей, придерживайтесь следующих шести принципов.

Сделайте процесс интересным и веселым

Самое главное во время обучения медитации – это представить свои занятия наиболее интересным и привлекательным образом. Никогда не позволяйте медитации становиться скучной для детей. Покажите, что это приятная игра.

Принцип «сделайте занятие веселым» означает, что вам нужно выбирать методы, которые по своей природе более привлекательны для детей. Например, работа с их чувствами и воображением.

Вместо того, чтобы сказать ребенку: «Понаблюдай за своим дыханием», вы можете попросить его поместить маленькую игрушку на живот и смотреть на то, как она движется вверх и вниз, когда он глубоко дышит. И, естественно, ваш подход сильно зависит от возраста ребенка.

Читайте также:  Настольный мольберт: преимущества и недостатки

Обращайтесь к воображению

Большинству детей трудно осознать абстрактные понятия. Скорее, дети наслаждаются деятельностью, которая позволяет им использовать свое воображение и творчество. Поэтому убедитесь, что вы задействуете их на практике.

Один из способов сделать это – сделать медитацию вызовом. Например:

  • Физическая неподвижность является мощным принципом медитации. Во время обучения бросьте ребенку вызов: «Давай сыграем в игру под названием «Будда-статуя». Мы сидим в этой позе, притворяемся статуей и медленно отсчитываем от 100 до 1. Кто первым двинется, тот проиграл»
  • Если вашему ребенку нравятся боевики, вы можете создать такую ​​метафору: «Твое дыхание похоже на секретного агента, который время от времени любит исчезать. Твоя задача – защитить его, поэтому тебе нужно внимательно и тихо следовать за ним.

Еще один способ – создать интересное пространство для медитации дома или в школе. Дети любят переноситься в другой мир с разными переживаниями и странными объектами.

Делайте занятия короткими

У детей нет терпения, чтобы сидеть на месте даже 20 минут. Поэтому делайте занятия короткими, особенно для детей в возрасте до 10 лет. Им никогда не надоест медитация, если все сделать правильно.

Используйте правило «Возраст ребенка + 1». Это значит, что если ребенку 9 лет, то сессия медитации должна длиться 10 минут. О ее окончании может свидетельствовать гонг или колокольчик.

Будьте примером

Дети учатся больше, имитируя, нежели следуя инструкциям. Им нравится подражать взрослым и чувствовать себя старше. Поэтому лучший способ научить ребенка медитировать – это медитировать самому!

Сидите в неподвижном положении, пока ребенок сам не подойдет и не спросит, что вы делаете. Чтобы усилить любопытство, создайте тайну и небольшой запрет: «Это специальная игра, в которую могут играть только взрослые. Но если ты будешь хорошо себя вести, я тебя научу».

Это значит, что вам нужно медитировать вместе со своим ребенком. Хотите, чтобы он стал дисциплинированным – сделайте медитацию семейной практикой.

Будьте гибкими и оказывайте поддержку

В конце совместной медитации спросите ребенка, как все прошло. Это, кстати, позволит ему практиковать осознанность, сравнивая «до» и «после», что еще больше поощряет развивать самосознание. Примите любую обратную связь от своего ребенка, а затем сделайте выводы.

Управляйте своими ожиданиями

Польза медитации может прийти очень нескоро. Вы не сделаете своего ребенка маленьким Буддой за две недели. Но это даст ему ценные инструменты, чтобы лучше узнать себя и создать пространство и силу внутри.

Техники медитации для детей

Следующие практики адаптированы из традиционных методов медитации. Скажите ребенку, что для каждой техники есть одно общее правило: «Каждый раз, когда ты замечаешь, что твой ум блуждает – аккуратно возврати его назад».

Звуковая медитация

Медитация на звуках является одной из самых мощных, и ее регулярно практикуют даже опытные люди. Познакомьте с ней своего ребенка. Инструкция должна быть такой:

  1. Закрой свои глаза и сделай глубокий вдох.
  2. Представь, что твои уши стали очень большими. Такими большими, как и твое тело. Ты можешь слышать все.
  3. Обрати внимание на звуки, которые ты слышишь в комнате. Прислушивайся к одному из них некоторое время, потом переходи к следующему.
  4. Теперь попытайся услышать самые тихие звуки.
  5. Просто позволь звуку быть звуком – не давай ему имя.
  6. Теперь попытайся прислушаться к звуку своего дыхания на несколько минут.

Это упражнение поможет вашему ребенку находиться в настоящем моменте, а также относиться к реальности без суждений.

Медитация с мантрой Ом

Универсальная мантра Ом оказывает глубокое успокоительное воздействие на ум, особенно из-за длительного звука «мммм». Это может даже помочь вашему ребенку заснуть. Инструкция будет следующей:

  1. Закрой свои глаза. Сделай глубокий вдох через нос.
  2. Когда выдыхаешь, медленно пропой: «ОООМММММММ».
  3. В самом начале звук должен быть громким, но с каждым мгновением – все тише.
  4. Повтори это упражнение много раз.
  5. С каждым выдохом пытайся сделать звук ОМ дольше и мягче.
  6. Затем повторяй этот звук в своем уме.

Эта простая медитация оказывает глубокое успокаивающее воздействие на организм, ум и эмоции.

Ментальная картинка

И еще одна замечательная медитация, заслуживающая отдельного внимания. С помощью нее ваш ребенок хорошо научится медитировать. Инструкция такая:

  1. Возьми игрушку, которая тебе нравится и положи ее перед собой.
  2. В течение минуты наблюдай за ней и подмечай все ее детали.
  3. Закрой глаза и попытайся представить эту игрушку в своей голове.
  4. Через несколько минут открой глаза и возьми вторую игрушку. Также рассматривай ее в течение минуты.
  5. Закрой глаза и попытайся представить ее в своей голове.

Это упражнение развивает творческое мышление, воображение и способности ребенка к визуализации.

Как видите, при помощи некоторых хитростей можно сделать медитацию достаточно привлекательной для детей, а сами практики весьма просты в освоении. Наберитесь терпения и постарайтесь сделать медитацию привычкой для своего ребенка. А первые результаты вы начнете замечать уже после нескольких сеансов.

Медитация для дошкольников

Мария Запысова
Медитация для дошкольников

Медитация.

1. «Я – Солнышко».

Дети становятся лицом на восток. Ноги на ширине плеч, руки свободно опущены (вдоль туловища); не сутулясь, держа спину прямо (позвоночник должен быть прямым, ровным, не скрюченным, чтобы не мешать глубокому дыханию и усиленному потоку энергии, дети закрывают глаза. Следует расслабиться, устремить взгляд под закрытыми веками к бровям, и как можно ярче, образней представить себе «Солнышко» и себя счастливым, довольным всем и всему. Затем спокойно, медленно открывают глаза. Дыхание должно быть глубоким, спокойным. Эту медитацию можно выполнять и лёжа на ковре, на кровати, сидя на стуле.

Читайте также:  Что слепить из Play-Doh?

– Я – Солнышко! Я – несу Свет!

– Я – Солнышко! Я – несу тепло!

– Я – Солнышко! Я – грею Землю!

– Я – Солнышко, сияющее всем Планетам, согревающее всех, кто нуждается в этом!

– Я – Солнце, сияющее красным светом!

– Я исцеляю всех, кто нуждается в этом!

Медитация: «ОМ!»

Желательно выбрать место, уединённое от шума. Можно проводить медитацию и лёжа, и стоя, и сидя. Но, главное, чтоб спина была прямой. И если сеанс проводится стоя или сидя, желательно, повернуться лицом на восток. Ушки дети закрывают средним пальчиком, и, набрав, полную грудь воздуха, делают глубокий вдох носом, и, медленно, певуче –протяжно произносят слог: «О…М.»: «О-о-о-о-м-м-м-м!» – на выдохе. (Повторить 3 раза).

При правильном произношении звука, переходящего в слог «Ом», зарождается из пупка с глубокой и гармоничной вибрацией и постепенно поднимается до ноздрей,где звучит как носовой звук: «М». Громкость звучания «Ом» должна соответствовать громкости обычного разговора между близко стоящими людьми (детьми). После завершения звучания «Ом», необходимо взять паузу, до тех пор, пока снова не захочется выполнить глубокий вдох. После полного вдоха снова повторяется – поётся слог – звук «Ом».

При этом надо представлять себя ярким, могучим, исцеляющим всех Солнцем, рассеивающим вокруг себя ярко – белые лучи. Чем меньше посторонних мыслей и глубже воплощение в образ Солнца, тем лучше эффект. Проводить данную медитацию можно проводить, как с детьми, так и с взрослыми.

Признаками правильного проведения медитаций является: теплота в теле, и даже интенсивное потение (особенно вдоль позвоночника).

Начинать надо с 3 – 5 минут, и постепенно, изо дня в день, прибавлять понемногу. Взрослые могут довести до 20 – 30 минут утром и вечером.

2. «Исцели Себя!»

«Силы небесные! Силы Матушки Вселенной!

Дайте Здоровья и душевного тепла!

Дети воодушевлённо, с вдохом, смотря вперёд, поднимают ручки вверх, – к Небу, руки разводят в стороны, на медленном выдохе, произнося соответствующие слова; дети, опускают ручки и голову вниз, и стоят в таком положении 1 – 2минуты. Первоначальные движения повторяются.

«Солнце ясное, подари мне лучик жаркий!

Подари тепла и света!

Наполни Силой, Энергией мои ручки, ножки, сердечко!

Дай Здоровья мне, друзьям и всей моей родне!

3. «Я люблю Вас!»

Воспитатель, произнося слова, протягивает свои руки к детям. Дети, соответственно, выполняют те же движения, относительно воспитателя. А затем прикладывают ручки к сердечку. Соблюдается правильное (глубокое, медленное)дыхание: Вдох – выдох.

Я люблю Вас, Дети!

Я дарю Вам всем здоровые Сердечки!

А, ну – ка,скажите словечко:

Как стучит Ваше Сердечко?

Слышим Сердца тихий стук:

Тихо,тихо: тук – тук – тук!

Я Вас очень всех люблю!

Дети произносят гласный звук: «У…»

Вам здесь нравится, в саду?.

Дети берутся за руки, образуя круг.

Мы за ручки взялись дружно,

Потому что все мы дружим!

От ладошки к ладошке идёт тепло понемножку.

Держишься ты, держусь и я,

Потому что мы – Семья!

Выполняется дыхательная гимнастика.На слове: «Ты!» – дети показывают указательный палец;На слове: «Мы!» – обе ручки вытягивают вперёд ладошками вверх; «Я!» – обе руки к груди ладошками внутрь.

«Ты!» «Мы!» «Я!» – дружная Семья!

В слове: «Мы!» – сто тысяч «Я!».

5. «Волшебник – ОМ».

Выполняется данная медитация перед сном детей. Дети, соблюдая правильное дыхание, на вдохе – поднимают руки, на выдохе,со словом: «ОМ!» дети руки опускают.

В спальню к нам явился Гном: – вдох –выдох: «О…М.»

Все в кроватки мы пойдём?. О…М!.

Спим спокойно крепким сном. О…М.

5. «Исцели сам себя!»

Вы, словно, Птицы в небе летите,

Просим Вас, Здоровьем нас наделите!

Чтоб Я (Мы) по жизни здоровая, сильная шла!

Дети за Воспитателем выполняют соответствующие движения, соблюдая правильное дыхание.

Солнышко ясное, нас обогрей,

Лучиков для нас своих не пожалей!

Взор детей направлен на Небо. Выполняются движения руками.

Своей силой, энергией нас надели!

Ветер, Ветер, поиграй, (Руки подняты над головой, покачивание руками.)

Освежи нас, Ветер, силы дай! (Руки вперёд, в стороны, к груди.)

7. «Прочь болезни изгони!»

Дети плавно, нежно проводят по своему торсу сверху – вниз, как бы, стряхивая с себя отрицательную энергию, негатив, и произносят слова –обереги:

Прочь, Болезни, уходите!

Быть здоровой, помогите!

Болезни прочь изгоним в ночь,

Быть сильными Мы себе должны помочь!

Проблемы все ушли в болото,

И ждёт сегодня нас работа!

Болезни все ушли во тьму, –

Здоровьем, Силой Я дышу!

8. «Волшебник ОМ!»

Невозможно не согласиться с тем, что регулярная медитация: снижает количество заболеваний сердечно – сосудистой системы, онкологических, нервно – психических заболеваний, респираторных и прочих заболеваний. Из мантра – йоги взяты священные слоги ОМ. На первый взгляд произношение их и текстов с ними довольно – таки, наивны. Но, как раз, в этой простоте и заключается их сила. Эти «хрустальные» дары и есть кладезь силы, могущества, мудрости и радости, а так же, любви к себе, к жизни.

Воспитатель и Дети:

Волшебник Ом пришёл в наш дом… ОМ! Ом! Ом!

Хорошо Мы с ним поём… ОМ!

Дружно, слаженно живём. ОМ!

ОМ и Мы в саду живём. ОМ!

То летим на аэродром. ОМ!

Утром, вечером и днём. ОМ!

Мы играем и поём. ОМ!

Спим, устав, Мы крепким сном. ОМ!

Читайте также:  Рост и вес мальчика в 1 год 6 месяцев

Дети проговаривают слог «ОМ!», соблюдая правильный вдох и выдох.

9. «Наш друг – ОМ!»

Проводится после дневного сна.

Наш прекрасный, светлый дом. ОМ!

Славно всем живётся в нём. ОМ!

Мы простились все со сном. ОМ!

Мы здоровье бережём. ОМ!

Помогает в этом ОМ. ОМ!

10. Медитация: «Солнышки».

– Вы, Дети, Солнышки! – Яркие и красивые!

Вначале дети называют цвета спектра, т. е радужные цвета. Каждый ребёнок выбирает себе определённый цвет. Глазки у детей широко открыты. Они, с воодушевлением, произносят предложения, используя выбранный для себя цвет, представляя себя Солнышками. Затем те же слова произносят с закрытыми глазами, и вновь с открытыми глазами (3 раза). Обязательно соблюдать правильное дыхание.

1. – Я – Солнышко Красного цвета!

– Я – Солнышко оранжевого цвета!

– Я – Солнышко зелёного цвета! (Жёлтого, голубого, синего, фиолетового, белого и др.)

2. Дети закрывают пальцами ушки. При вдохе носом набирают полную грудь воздуха, медленно, протяжно, певуче, при выдохе, произнести слог «ОМ». – 3 раза.

11. «Хорошее настроение!»

В садик утром мы идём. ОМ!

Даже, если под зонтом. ОМ!

Улыбаемся, идём?. ОМ!

А снег кружится за окном?. ОМ!

А чудес и сказок ждём?. ОМ!

С хорошим настроением в саду Мы все живём?. ОМ!

Сейчас Мы скажем громко ОМ. ОМ!

Ещё Мы можем тихо ОМ. ОМ!

12. «Исцели себя!»

Обогрей нас, пожалей – ка!

Обогрей, освети, подари свои Лучи!

Лучик мне забрался в грудь,

Ну, и ладно, ну, и пусть!

Пусть прогонит злость и грусть!

Мы откроем свету путь!

Тихонько мне шепни:

Чтобы крепкими росли недели целые и дни!

Ветер, нежный Ветерок,

Дай нам свежести глоток!

А ты, Водица, освежи нам лица!

Чтоб были Мы красивы и нежны!

13. «Добрый волшебник Гном по имени ОМ!»

К нам пришёл волшебник ОМ. ОМ!

Наш весёлый добрый Гном. ОМ!

Спал в лесу Он крепким сном. ОМ!

Сон прошёл, пришёл в наш дом. ОМ!

Потянулись! Всех Мы ждём. ОМ!

А сейчас все дружно, вместе, вдох глубокий, –

Все на месте! Выдох – просто и легко,

Повторим – ка Мы ещё!

А ещёволшебник Гном попросил сказать нам: ОМ!

14. «Сонятка – ОМ!»

Тишина пришла в наш дом. ОМ!

Засыпаем крепким сном… ОМ!

На подушке вашей ОН –

Маленький, воздушный Сон!

Засыпает с вами Он,

Угомон поёт канон!

15. «Просыпалочка – встречалочка!»

«Просыпалочка» молчком забралась к ребятам в дом!

А потом и под кровать, начала всех поднимать!

К Вам пришёл волшебник ОМ. ОМ!

Ждал Вас долго под окном,. ОМ!

Вам давно пора вставать –

«Просыпалку» забавлять!

Дружно Мы в саду живём. ОМ!

Учимся, играем, спим волшебным сном. ОМ!

Приходи к нам чаще в дом… ОМ!

Славный слог волшебник ОМ. ОМ!

Здравствуй, Солнце ясное, Лучик золотой,

Очень – очень здорово,

Что встретились с тобой!

Дай – ка, нам скорей тепла,

Будет жизнь всегда светла!

Там под полом есть фундамент,

А под ним живёт Земля!

Здравствуй, милая Земелька,

Дай Здоровья нам капельку,

Дай нам хлеба и тепла…

Благодарны Мы Земельке,

Оттого и хороша!

Кланяемся низко Матушке Земле:

Спасибо за Здоровье, что подарила мне!

17. «Дружок – Ветерок!»

Ветер, Ветер, Вихровей. Эй! Эй! Эй!

Ты подуй на нас смелей. Эй! Эй! Эй!

Дети хором отвечают Воспитателю, не забывая про глубокий вдох и медленный выдох. Дети махают руками, как веером.

Ветер буйный, волевой. Ой! Ой! Ой!

Повтори – ка всё за мной. Ой.

Подружись ка ты со мной!

18. «Вода – водица, Святая Кореница!»

Дети лежат на ковре, руки в стороны, ноги произвольно разведены. Махи руками вверх – вниз, не поднимая от пола. (Упражнение «Полёт птиц»)

Водица всех нас освежила,

Осветила и умыла!

Силу, здоровье вернула, вселила!

Дети встают, продолжая выполнять мхи руками, Стоя, – глубокий вдох, руки через стороны поднимают вверх и опускают вниз.

Водица, Водица, летишь, словно, птица!

Водица, Водица, Святая Кореница!

Освежи и умой, я рядом с тобой!

Дети продолжают выполнять махи руками, но перед собой, а так же,– массаж: потирание лица, рук, ног.

Дай нам радость и покой,

Две минуты так постой!

17. «Сила Небес!»

Сила небесная, всем своей властью известная!

Матушка Вселенная, ты неизменная!

Дайте нам Силу, Здоровье, Энергию,

Забери боль, простуду и слабость,

Подари нам Жизнь и великую радость!

18. «Владыка Земля!»

Ты, Владыка Земля. Я.

Я живу с тобой всегда. Да.

Кто накормит, напоит меня, Земля?. Я.

Мы, Земля, тебе благодарны всегда. Да.

Низкий поклон тебе, Владыка – Земля. Да!

Я – Тучка голубая, – воздушная такая!

А я – Цветочек аленький, –

Красивый, очень маленький!

Я – Птичка невесомая, –

Но Вам я всем знакомая!

Я – ягодка лесная, –

Вся красная такая!

А я, ребята – Мотылёк, и совершаю свой полёт!

Я – Солнце Жёлтое!

Я – Солнце оранжевое!

А я – Солнце Розовое!

А я – Радуга! (дети называют цвета радуги)

Как хорошо, когда есть краски!

Они приносят радость, ласку!

Хорошо, когда всё в цвете, -0

Вспоминаем Мы о Лете!

20. Медитация: «В лесу!»

Дети сидят на стульчиках, глаза закрыты, тело расслаблено. Звучит музыка. Глаза полуоткрыты, прищурены, медленно, спокойно помаргивают.

Солнце светит нам в глаза. За.

Ветер дует нам в лицо. Цо.

Махи руками перед собой.

Читайте также:  Сухая пастель: особенности использования

Лес шумит, поёт листва,

Шуршит под ногами трава. Ва.

Тихо травка шелестит. Ит. Ит.

Дети спокойно встают, выполняют движения «Ходьба»,

В лес пришли Мы подышать. Ать.

Дышим воздухом и ветром,

Дышим свежестью и Летом!

Позовём сейчас Сову,

Крикнем, дети, ей «Ау!»

Скажем Лесу Мы «Спасибо!»

Дети кланяются Лесу. Тянут руки вперёд и говорят:

Подари нам свежесть Леса,

Теплоту Небес и Лета!

Надели здоровьем нас,

Просим Вас, вот здесь, сейчас!

Ты прости, Природа, нас, –

Отдаём поклон для Вас!

Дети группируются в комочек, постепенно, меняя свои положения.

Я – Цветочек, – тихо сплю! (Руки под щёчкой)

А польёшь меня, -я – прорасту! (Один ребёнок изображает, что поливает цветы, подходит к каждому «Цветочку»)

Дети «Цветочки» медленно разводят ладошки, поднимают голову, тянут ручки вверх, постепенно встают, кулачки разжимают, Глаза широко открыты, на лице улыбка.

Прорасту я стебельком,

Стану сочным я ростком!

Лепесток за лепестком, –

Распускаюсь я потом! (Показываются пальчики на руках один за другим)

Там – листок, здесь – лепесток,

Вот и вырос наш цветок!

22. «Мои друзья!»

У меня есть добрый Слон. Он.

У меня живёт Питон. Он.

У меня цветёт Пион. Он.

К нам приходит добрый Гном. ОМ.

Громко в небе слышен Гром. ОМ.

В сказке правил Царь Дадон?. Он.

Лужи есть перед Окном?. ОМ.

Ты гулять пойдёшь потом?. ОМ.

Солнце светит тебе в Дом?. ОМ.

Спать ложимся Мы потом?. ОМ.

Угомон приходит в Дом. ОМ.

23. «Я и моя Семья!»

Дети лежат на ковриках с закрытыми глазами.

Медитация и практики осознанности: 7 упражнений для детей

© Лиза Стрельцова

Полезные практики, которые можно делать буквально несколько минут в день

Если вы уже перепробовали все возможные игры и активности и не знаете, чем еще можно занять детей, то хотим рассказать вам про детские медитации и предложить несколько идей. Выполняйте их вместе с детьми.

«Существует неправильное представление, согласно которому медитация носит религиозный характер», — говорит учитель медитации Атман Смит. Однако, это не так, по его словам, это прежде всего техника, которая позволяет снизить стресс и сделать нас сильнее в ментальном смысле. Это практика заботы о себе.

Видов медитаций существует очень много (сидячие и подвижные, успокаивающие и направленные на поиск решений, направляемые другим человеком и самостоятельные), но в основе, наверное, каждой из них лежит тренировка осознанности.

Клинический психолог Андреа Герни говорит, что «дети, которые практикуют медитацию и осознанность извлекают из этого множество выгод». Она отмечает развитие у них способностей фокусироваться, контролировать себя, преодолевать трудности, улучшение навыков эмоциональной саморегуляции и построения хороших отношений с другими людьми. А еще, по словам Аннаки Харрис, авторки книги про осознанность для детей, «это (медитация) позволяет детям заметить красоту настоящего момента».

Цель медитации заключается не в том, чтобы перестать думать. Смысл скорее в том, чтобы научиться замечать ощущения в теле, мысли и эмоции. Остановиться и получше их «разглядеть», при этом не давая им оценку и не рассказывая себе о них историй.

Как медитировать с детьми?

По словам Брайна Бруно, основателя и медицинского директора компании Mid City TMS, «Медитация — это одна из самых здоровых активностей, которыми вы можете заниматься вместе с детьми.» Дети могут не сразу понять ее смысл, но, если у них будет возможность смотреть на родителя, то они будут пытаться повторять, и им точно будет очень интересно. А еще лучше, если в медитации будут присутствовать игровые элементы.

Вот несколько идей того, как познакомить ребенка с медитацией.

1. Воображаемый лифт

Прежде чем вы начнете, вместе с ребенком устройтесь поудобнее на полу или на стуле (кресле, диване). Сядьте ровно, расправьте плечи и попросите сделать то же самое вашего ребенка.

Идея заключается в том, чтобы попросить ребенка представить себе лифт, который опускается на несколько этажей вниз. А потом, представить, что такой лифт есть у ребенка внутри. Если вы сидите на полу, то верхний этаж будет располагаться в области от головы и до груди, средний — на уровне от груди до живота, а нижний — на уровне копчика или пола.

Пусть со вздохом воображаемый лифт начнет медленно спускаться вниз, от самой макушки и до груди. Потом задержите дыхание и сделайте выдох, как будто это открываются двери лифта. На следующем вдохе опуститесь до уровня живота и повторите выдох. Проделайте то же самое в третий раз, теперь опускаясь на самый нижний этаж.

2. Считаем пальцы и дышим

Это упражнение можно проделывать в любое время дня, чтобы оперативно помочь ребенку успокоиться. Сложите обе руки в кулаки и начните делать медленные вдохи. На каждом выдохе разгибайте по одному пальцу. После выдоха можно ненадолго задержать дыхание. Делайте упражнение сами и попросите ребенка повторять.

Когда вы разгибаете пальцы, можно проговаривать «оооом» или повторять мантру, которая будет напоминать ребенку о любви, спокойствии, расслаблении и поможет настроиться на них.

3. Перед сном

Перед сном, когда ребенок уже лег в кровать или сидит в ней, можно предложить ему сделать следующее простое дыхательное упражнение. Нужно делать глубокие вдохи через нос, а на каждом выдохе проговаривать слова «триии», «двааа», а на последнем выдохе — «одииин». Вместе с этим можно обратить внимание ребенка, как расслабляется его тело, как тепло и приятно лежать под одеялом. При желании упражнение можно повторить несколько раз.

Читайте также:  Рост и вес ребенка в 5 месяцев
4. Осознанное слушание

В этом упражнении взрослый направляет внимание ребенка, предлагая ему обратить внимание на разные звуки. Это могут быть как звуки присутствующие в среде естественным образом, так и звуки, которые специально подобраны заранее. Можно, например, с разной силой звонить в колокольчик (или использовать любой другой инструмент) и просить ребенка поднимать руку, когда он или она услышит, что колокольчик совсем перестал звучать. Во время выполнения упражнения можно закрыть глаза.

5. Осознанное дыхание

В этом упражнении, которое тоже направляется словами взрослого, все внимание обращено на дыхание. Просто начните проговаривать, когда нужно сделать глубокий вдох и выход. Ребенку может быть предложено заметить, где он или она чувствует поток воздуха больше всего, в носу, когда только делает вдох, может быть в груди, а может в животе? Делать такое упражнение можно тоже с закрытыми глазами.

6. Осознанное наблюдение

Для этого упражнения закрывать глаза не понадобится. После того, как ребенок удобно расположится и сделает несколько глубоких вдохов и выдохов, можно предложить ему выбрать объект, который он будет очень тщательно рассматривать. Например, камушек, яблоко или листочек. Попросите ребенка обратить внимание на форму, цвет, текстуру предмета, на то, как на него падает свет или лучи солнца. После рассматривания предмета можно оглядеться вокруг и рассмотреть комнату, в которой вы находитесь.

7. Добрые пожелания

В этом упражнении ребенка просят закрыть глаза и представить, как он или она путешествует вокруг планеты и с птичьего полета наблюдает разных людей, зверей, деревья, реки, леса, и желает всем хорошего настроения, здоровья, счастья. Можно вспоминать друзей, родственников и мысленно отправлять им добрые пожелания.

Если вы знаете английский, то можете дополнительно послушать аудиозаписи последних четырех медитаций из списка по ссылке. Тогда вы будете иметь более полное представление о том, как они проходят, и сможете повторить услышанное для своего ребенка.

Медитативным эффектом могут обладать и уже привычные детям занятия. Например, рисование, слушание музыки, рассматривание картинок в книге. Взрослый может помочь ребенку обратить внимание на то, что он видит, слышит, чувствует, задавая соответствующие вопросы. Осознанность помогут развивать любые активности, которые помогают сосредоточиться на настоящем моменте и свежим взглядом смотреть на привычные вещи.

Практиковать такие медитативные упражнения достаточно всего по несколько минут, две-три минуты для дошкольников, пять-десять для тех, кто постарше. Говорят, что даже такое небольшое количество времени в медитации может быть очень полезным и для детей, и для их родителей.

Подпишитесь, чтобы получить
10 бесплатных уроков медитации

Безопасность ваших данных для нас очень важна и мы не будем ими делиться ни с кем.

Введите свое имя и адрес электронной почты, чтобы получить к БЕСПЛАТНОМУ путеводителю по
методу Сильва™.

ЭТО БЕСПЛАТНАЯ УСЛУГА

  • Home
  • Блог метод Сильва
    • Вебинар с Лаурой
    • Вебинар «За мечтой!» с Лаурой Сильвой

Как приучить ребенка к медитации

Все чаще для детей с раннего возраста характерны высокие показатели стресса, волнений и тревожности.

Мы знаем, что медитация – прекрасный инструмент для обретения покоя и равновесия в противовес бурному ритму жизни. За это мы ее и любим. Но что мы можем сделать, чтобы и наши дети полюбили медитацию?

Чем медитация полезна детям

«Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии» (JAACAP) и Центры по контролю и практике заболеваний США опубликовали исследование, в котором говорится, что в период с 2003 до 2012 в США было зарегистрировано около 2 миллионов случаев синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей и около миллиона детей начали принимать медицинские препараты, чтобы контролировать синдром. Что самое тревожное, большинство пациентов были младше 6 лет.

Исследование, проведенное научно-исследовательским отделом Королевского госпиталя для женщин в Сиднее, Австралия, показало значительное ослабление симптома СДВГ у детей, которых обучали медитации. Они могли дольше концентрировать внимание и в меньшей степени проявляли симптомы гиперактивности.

Были названы и другие обнадеживающие эффекты:

— Улучшение отношений с родителями;
— Повышение самооценки.
— Пятьдесят процентов детей, принимавших медикаменты, смогли уменьшить дозу или полностью отказаться от препаратов и демонстрировали дальнейшие улучшения по мере занятий медитацией.

Поделившись с нашими детьми этими древними, но очень практичными техниками, мы можем помочь им лучше справляться со стрессом и жить более здоровой жизнью в целом.

Так как же мы можем приобщить ребенка к медитации? Вот несколько советов и медитативных техник.

Будьте примером

Дети склонны копировать поведение родителей. Так что для того чтобы помочь им встать на путь медитации, может быть достаточно попросту подавать им личный пример. Если ребенок видит, что вы занимаетесь медитацией, это создает благоприятную атмосферу для его обучения.

Практикуйте тишину

Уделите один день – или даже полдня – тишине. Эти несколько часов будут настоящей радостью для вас и хорошим уроком для ваших детей.

Вы можете подать это в виде игры «кто сможет быть тише всех». Пусть дети относятся к этому, как к забаве. А когда тишина будет нарушена, придумайте игру или песню, посвященную прерыванию тишины, со словами, полными любви, добра и хороших намерений.

Начинайте с малого

Многие эксперты рекомендуют медитировать по минуте на каждый год возраста, начиная с восьми лет. Если вашему ребенку меньше шести лет и у него диагностировали СДВГ, возможно, следует начать заниматься медитацией раньше. Как именно это делать, зависит от возраста и личных особенностей вашего ребенка, и это познается методом проб и ошибок.

Пранаяма (дыхательные упражнения)

Дыхание связано с праной (энергией жизненной силы), и оно заряжает кислородом каждую клетку вашего тела. Пранаяма – один из самых важных инструментов, она помогает, когда ребенок вот-вот загрустит или когда его переполняют эмоции и он не может внятно говорить, просто скажите ему: «Давай подышим». Научив ребенка дыхательным техникам, вы с легкостью сможете вывести ребенка из стрессовой ситуации.

Читайте также:  Почему ребенок боится темноты и что делать? Советы психологов

Вот некоторые дыхательные техники:

Уджайи (победоносное дыхание): попробуйте попрактиковать «шум глубокого океана» при помощи задней стенки горла во время глубокого дыхания животом. Это упражнение хорошо успокаивает и придает сил.

Нади Шодхана (расслабляющее дыхание): считается, что эта техника помогает сбалансировать работу правого и левого полушарий мозга, что в свою очередь улучшает когнитивные функции. Можно начать с простой версии – когда нужно дышать, закрывая то одну ноздрю, то другую.

Капалабхати (огненное дыхание): прежде всего это очистительная техника, выдох активный и резкий, а вдох пассивный. Дети обычно с интересом наблюдают за тем, как втягивается живот при выдохе через рот.

Так же с ребенком можно позаниматься йогой. Ничто не сравнится с занятием йогой всей семьей. Приветствие солнца – веселый и обычно простой способ совместного занятия йогой. Считается, что эти 12 поз поддерживают каналы тела открытыми и налаживают течение энергии по ним, таким образом препятствуя множеству болезней.

Йога – это медитация в движении: нужно фокусироваться на упражнениях, дыхании, позах. Следите, чтобы дыхание вашего ребенка было равномерным на протяжении всего сеанса.

Визуализация

Визуализация — это наше воображение, фантазия, это представление некой информации в виде картинок. Для визуализации отлично подходит время перед сном.

Йога Нидра – древняя практика, которая подразумевает, что человек лежит без движения и концентрирует внимание на различных частях тела. Данное упражнение очень хорошо расслабляет и способствует хорошему сну.

Совместное пение мантр

Дети обожают петь. Пение улучшает способность фокусироваться и концентрироваться, а также способствует развитию мозга в целом. Вот некоторые мантры, которые можно практиковать со своими детьми:

Мантра Гаятри — эта мантра состоит из 24 слогов, каждый из которых отвечает за определенную часть мозга. Мантра используется для развития интеллекта и интуиции. А еще это красивая песня и отличное упражнение для памяти.

ОМ – звук Вселенной и высшего разума, с которыми дети, безусловно, могут устанавливать связь. Пусть ребенок поиграет с тембром и громкостью своего ОМ, и вы сами тоже произносите его в естественной манере. Звук может варьироваться от унисона до смеси криков разных зверей в джунглях.

Пение чакр: повесьте на стену схему расположения чакр (семи главных энергетических центров тела). Пусть ваш ребенок представляет, что каждая часть его тела раскрашена соответствующим цветом. И для каждой чакры пойте свою мантру. Так же можно использовать простые гласные звуки: ооо, ууу, ааа, аии, эии, иии.

После пения мантр скажите ребенку, не открывая глаз, прислушаться к своим ощущениям. Это мощный медитативный инструмент, который помогает детям осознавать эффекты использования мантр.

Массаж

Помимо того, что массаж обладает бесчисленным множеством полезных свойств, он также является одним из самых чудесных способов помочь ребенку влюбиться в медитацию. Он не только помогает лучше осознавать тело, но и создает атмосферу любви и прочной связи между вами и вашим ребенком. Спрашивайте ребенка, массаж каких частей тела ему приятен (для большинства людей это ступни, кисти, кожа головы и лица). Также рекомендуется пользоваться органическим кокосовым маслом.


Используйте творческий подход

Вот другие творческие способы включить медитацию в жизнь вашего ребенка:

— Подготовьте специальное место для медитации. Попросите детей принести с улицы камней (земля), налейте в стакан воды, подожгите свечу (огонь) и используйте что-то вроде пера, что может символизировать стихию воздуха. Поместите все это в центре комнаты. Детям это нравится, и каким-то образом они понимают, что так вы создаете священное место. Сядьте в круг вокруг этих предметов и начинайте медитировать.

— В качестве объекта фокусировки используйте пламя свечи (детям достаточно интересно смотреть на огонь, чтобы он завладел их вниманием).

— Поиграйте в игру, кто сможет медленно и осознанно пройти из одного конца комнаты в другой с книгой на голове.

Главное во всем этом – не заставлять ребенка медитировать, а стараться привить ему эту привычку , пробуждая в нем живой интерес. Превратите медитацию в приятное времяпрепровождение для вашего ребенка, и будет больше шансов, что он продолжит заниматься ей и во взрослой жизни.

Ваша,
Ирина Хлимоненко
и команда метода Сильва

P.S. А ваши дети любят медитировать? Как вы приобщаете своего ребенка к этой чудесной практике? Поделитесь с нами!

10 УРОКОВ МЕДИТАЦИИ

Введите свое имя и электронный адрес, чтобы получить мгновенный доступ. Уже 95,300 человека получили этот БЕСПЛАТНЫЙ путеводитель по методу Сильва.

12 медитаций в игровой форме для детей

К аждый йог-родитель наверняка хоть раз пытался приучить своего ребенка к практике. И если асаны детки могут выполнять с удовольствием, хоть и степень их концентрации обычно мала, то о медитации и вовсе не приходится говорить. Детям по их природе не свойственно сидеть и просто ничего не делать длительное время, не говоря уже о наблюдении и концентрации.

Тем не менее, дети тоже сталкиваются со стрессами, бесконтрольным поведением. Если посмотреть глубже в тему данного вопроса, то конечно больше внимания нужно уделить самим родителям своей практике. Спокойны, гармоничны родители в своем поведении и отношении к жизни – ребенок учится их примеру.

Читайте также:  Пособия Олеси Жуковой для обучения чтению

Предлагаем Вам 12 медитаций в игровой форме, которые помогут успокоить ребенка:

1. Третий глаз (от 2 лет)

Уложите ребенка на спину и положите ему на лоб камешек или кристалл. Пускай малыш закроет глаза, попытается представить и осознать цвет предмета, его вес, форму. Камень становится теплым, излучает свет, и ребенок весь заполняется этим теплом. Если надоело находиться в одном положении, то можно поменять его: например, запрокинуть ноги за голову или выйти в березку при этом, не сдвигая камень с места.

2. Остановись и послушай (от 2 лет)

Для этой практики Вам понадобится поющая чаша, колокольчик или какой-либо другой предмет, который будет издавать длительный звон. Дети бегают по комнате, играют, но как только зазвучит чаша или колокольчик, они должны остановиться, замереть и внимательно слушать этот звук, пока он не закончится.

3. Немой колокольчик (в группе от 2,5- 3 лет)

Сядьте с детьми в тесный круг и передавайте колокольчик из рук в руки, если ребенок захочет, он может зазвонить в него. Затем поменяйте правила игры, колокольчик нужно передавать таким образом, чтобы он не зазвонил, при этом нужно сохранять тишину, не разговаривать между собой. Если игра окажется легкой, то можно стремиться передать колокольчик ребенку, который находится дальше всех от вас. Такое упражнение учит детей контролю и осознанности своих движений.

4. Огонёк (в группе от 2,5-3 лет )

Предыдущее упражнение можно сделать со свечой, дети должны передавать ее друг другу так, чтобы огонь не погас.

5. Круг колокольчика (в группе от 4-5 лет)

Дети садятся в круг и закрывают глаза, их задача – сидеть неподвижно и не открывать глаза. Один ребенок берет колокольчик и ходит с ним по кругу, не произнося звона. Затем он встает над каким-то ребенком, тихо звенит над его ухом, тот ребенок встает и продолжает ходить по кругу, а первый ребенок садится на его место. Игра продолжается несколько минут. Когда все открывают глаза, то видят – как все дети поменялись местами.

6. Зоопарк (от 2,5- 3 лет)

Для этого упражнения Вам нужна будет поющая чаша. Выберите какое-то одно животное, и пусть дети изображают его, издают его звук. До тех пор пока не услышат звук чаши. Они должны замереть в животной позе и сохранять это положение до тех пор, пока не утихнет звук.

7. Тишина (от 4 лет)

Для следующей практики Вам также будет нужна поющая чаша и повязки на глаза. Детям нужно лечь на спину с завязанными глазами (или можно просто выключить свет), вытянуть руки вдоль тела. Как только зазвучит поющая чаша, им нужно будет положить руки на живот и лежать так, пока звук не исчезнет. Они снова кладут руки вдоль своего корпуса. Игра продолжается несколько минут, пока Вы не заметите, что дети перестали быть концентрированными и устали от игры.

8. Спящие эльфы и феи (от 2 лет)

Дети лежат в позе ребенка (живот на коленях, руки вдоль тела) с закрытыми глазами, все они эльфы и феи. Вы аккуратно проходите мимо ребят и касаетесь их своими пальцами, как будто покрывая их волшебной пыльцой, дающей им силу находиться как можно дольше в неподвижном состоянии. Кто продержится дольше всех?

9. Я вижу красивое (от 2,5 лет)

Гуляя по улице или в лесу, парке, позвольте детям остановиться тогда, когда они увидят что-то красивое – красивый цветок, дерево, небо или здание. Можно также попросить ребенка сказать, почему он считает это красивым, что особенно ему понравилось.

10. Дыхание океана (от 2 лет)

Детям нужно сесть прямо или лечь на пол и закрыть уши и глаза. Затем пусть они дышат глубоко, ровно и постараются представить и услышать шум океана.

11. Найти центр (от 3 лет)

Это упражнение лучше делать в положении лёжа или сидя. Пусть дети покачаются влево – вправо, вперед-назад до тех пор, пока не найдут центр, то положение, где лучше держится баланс. Пусть они почувствуют этот центр их тела от стоп до макушки головы.

12. Доска Будды (от 1 года)

Это специальная доска, на которой можно рисовать водой, вода испаряется с поверхности через минуту. Такие доски продаются уже готовые в магазинах, можно также попробовать рисовать мокрой кисточкой на асфальте, школьной доске.

Будда говорил о непостоянстве, что все проходит. Так же и в этом упражнении: все нарисованные изображения, надписи испаряются. Перед тем, как нарисовать что-то новое, надо подождать, пока старое исчезнет и уступит место. Такие занятия помогут ребенку развивать осознанность.

Вы можете попробовать сами придумать подобные упражнения для развития в своих детях внимательности, спокойствия и уравновешенности. Самое главное – это Ваше не фанатичное отношение к подобным практикам, не нужно пытаться добиться от ребенка особых состояний ума. Ведь он пока ещё ребенок, и такова его природа.

Материал подготовлен преподавателем йоги: Инессой Илюткиной

Медитация для детей

Здравствуйте, мои любимые читатели!

Уже много раз я получала письма с вопросами, касающимися медитации для детей. Полезно ли детям медитировать. Как медитация влияет на поведение и самочувствие ребенка? Не вредит ли медитация детской психике? Какие виды медитации рекомендуется предлагать детям. И многое другое.

Сегодня я готова ответить на ваши вопросы, основываясь на результатах исследований и своем личном опыте.

Результаты исследований о пользе медитации для детей

В исследовании, проведенном в пяти средних школах Бельгии, с участием около 400 студентов (13-20 лет), профессор Филип Раес пришел к выводу, что ученики, которые регулярно посещали уроки медитации осознанности, уже по истечению шести месяцев показали более низкий уровень подверженности депрессии, тревоге и стрессу.

Читайте также:  Графический диктант и рисунки по клеточкам "Олененок"

Шонет Райхль и Лоулер провели исследование эффективности медитации осознанности для школьников, в рамках которого участники медитировали три раза в течении дня. В целом, наблюдалось значительное улучшение позитивного настроя и снижение уровня агрессии у детей.

34 подростка с диагнозом «трудности в обучении» участвовали в 5-недельной программе по медитации осознанности. В результате участники, которые завершили программу, показали значительное снижение тревожности, улучшение коммуникативных навыков и академической успеваемости.

Польза медитации для детей

В целом медитация для детей приносит такую же пользу для юных практикующих, как и для взрослых:

  • Оказывает положительное влияние на успеваемость;
  • Помогает детям дольше удерживать внимание в настоящем моменте;
  • Улучшает концентрацию внимания и память;
  • Способствует расслаблению, обретению внутреннего мира и спокойствия;
  • Развивает такие чувства, как счастье, радость, любовь, сострадание;
  • Снижает уровень тревожности, беспокойства, стресса;
  • Помогает избавиться от агрессии и гнева или снизить их уровень;
  • Способствует принятию себя и развитию самоконтроля;
  • Повышает уверенность в себе и чувство собственного достоинства.

О пользе медитации для взрослых вы можете прочитать здесь.

Виды медитации, подходящие детям

Для детей разных возрастных групп подходят разные виды медитации. Это связано с особенностями возрастного развития ребенка. Я предлагаю вам попробовать следующие техники медитации, взятые мною из книги «Медитация для детей» автора Лама Тенчой. Полное содержание книги вы найдете по ссылке http://abhidharma.ru/A/Raznoe/0018.pdf.

Дети от 4 до 7 лет

Сеансы медитации для этой группы очень короткие. Не более 5-7 минут. В этом возрасте у детей преобладает чувственное восприятие и обучение через получение непосредствен­ нового опыта. Аналитические медитации, включающие в себя логические умозаключения, им не подходят.

Осознанное дыхание

Примите удобную сидячую позу. Позвольте своему уму обратиться внутрь. Сфокусируйтесь на собственном дыхании. Дышите мягко и естественно.

Вы знаете, где находится ваш живот? Положите вашу руку на живот. Вот так. Учитель кладет руку на свой живот, показывая детям, как это надо делать. Почувствуйте, как ваш живот поднимается и опускается под рукой, когда вы вдыхаете и выдыхаете. Вдохните, и почувствуйте, как ваш живот становится больше. Выдохните, и почувствуйте, как ваш живот становится меньше.

Сидите спокойно и расслабленно, с умом, обращенным глубоко внутрь себя, просто ощущая, как ваш живот увеличивается с каждым вдохом и уменьшается с каждым выдохом. Мы будем сидеть так в течение 2 минут, вдыхая и выдыхая.

А теперь откройте ваши глаза и немного потянитесь. Мягко разомните пальцы на ногах и на руках. Посидите спокойно еще немного, оглядитесь вокруг себя и при­ слушайтесь к звукам окружающего мира.

Пробуждение сердца

Начните с тихого и ровного дыхания. Вы чувствуете ритм вашего дыхания, ощущаете, как воздух входит внутрь и покидает ваше тело?

Представьте, что вокруг вас находятся члены вашей семьи, ваши друзья. Все они сейчас присутствуют здесь. Сделайте вдох и выдохните. С каждым выдохом посылайте свет и радость каждому, кто вас окружает. Теперь представьте, что вас окружает все больше и больше людей и животных, от крупных до самых маленьких. Вдохните и выдохните. С каждым выдохом посылайте свет и радость каждому, кто вас окружает. Все они становятся счастливы, улыбаются, ощущают прилив сил и спокойствие.

Почувствуйте, как ваше сердце становится большим и теплым, любящим и открытым.

Дети от 8 до 12 лет

В этом возрасте дети уже используют логическое мышление, однако их логика оперирует на предметном, ограниченном уровне.

Чистота ума

Представьте, что вы лежите на вершине горы и смотрите прямо в небо, на котором нет ни одного облака, небо чистое и ясное. Куда бы вы ни посмотрели, повсюду будет это чистое и ясное небо. Сконцентрируйтесь на этом огромном пустом пространстве.

Представьте, что это огромное ясное пространство неба проникает в вас и во все, что вас окружает. Ваше тело и все что, вас окружает, растворяется в этом пространстве пустоты. Нет ничего, кроме ясного, пустого пространства, подобного небу. Сохраняйте свой ум в спокойном и ясном состоянии. Почувствуйте, что ваш ум чист и сияет подобно чистому, открыты­ тому пространству. Ваш ум ясный и пустотный, как небо. Оставайтесь в этом ощущении так долго, как вы можете.

Мягко разомните пальцы на ногах и на руках. Сохраняя ощущение огромного пространства неба, почувствуйте свое тело как часть всего, что окружает вас. Вы спокойны и счастливы. В вашем уме ощущается ясность.

Осознанная ходьба

Для начала давайте постоим спокойно, без движения. Постарайтесь держать руки вместе, вот так. Соедините руки на уровне пупка. Закройте глаза. Расслабьте ваше тело, дышите спокойно. Вдыхайте и выдыхайте свободно и легко, позвольте вашему телу по-настоящему расслабиться и ощутить комфорт. С каждым выдохом почувствуйте, что вы становитесь свободнее и раскованнее.

Проверьте, как вы себя чувствуйте в настоящий момент. Если в вас присутствует ощущение, которое вам не нравится, по­звольте ему стать мягким и текучим и покинуть ваше тело. Как только это происходит, почувствуйте, как ваше тело тотчас рас­слабляется. Продолжая стоять без движения, ощутите, как ваши ступни каса­ются пола. Ощутите ваши пальцы на ногах, кожу подошв и другие части ва­ших ступней, соприкасающиеся с полом.

Начинаем медленно двигаться вместе, делая осторожные мягкие шаги. Поднимите сначала одну ногу и, двигаясь вперед, медленно и осторожно опустите ее. Затем поднимите другую ногу, и, двигаясь вперед, также медленно и осторожно опустите ее. Следите за тем, как с каждым движением меняются ощущения в ваших ступнях. Обратите внимание на изменение ощущений в разных частях ступни, по мере их соприкосновения с полом.

Читайте также:  Рост и вес девочки при рождении

Если вы начинаете думать о чем-либо еще, просто замечайте, как появляются мысли, и по-прежнему возвращайтесь к своим ощущениям в ступнях. Просто наблюдайте за своими мыслями со стороны и позво­ляйте им уйти. Так мы будем медленно прогуливаться несколько минут, обращая внимание на ощущения в ступнях.

Дети от 13 до 15 лет

Дети этого возраста способны успешно оперировать более сложным языком и понятиями, и могут концентрироваться и сидеть спокойно в течение более продолжительного времени.

Медитация Света

Сядьте удобно и дышите естественно. Затем, когда ваш ум станет спокойным и ясным, представьте, что вы находитесь на берегу прекрасной реки, озера или океана, над которым светит яркое солнце. Солнечный свет, отражаясь в волнах, сверкает и разбегается мно­жеством ослепительных лучей.

Думайте о том, что этот свет — это все самое хорошее, наполнен­ное силой, именно там содержатся ответы на все вопросы, кото­рые вас волнуют. Свет окружает вас со всех сторон и накрывает, переполняя ваше тело великой радостью, проникая внутрь через самые крошечные части вашего тела. Ваше тело превращается в чистый белый свет. Сконцентрируйтесь на этом.

Думайте о том, что все ваши пробле­мы и трудности полностью растворяются в этом сияющем белом свете, до тех пор, пока последние из них не исчезнут, оставив одно лишь белое сияние. Ваше тело становится телом белого света. Все ваши мысли растворяются в свете вашего тела. Почувствуйте, как вещи по-настоящему меняются, что все ваши страдания полностью исчезают. Почувствуйте, как вам становится лучше.

Сохраняйте это ощущение силы так долго, как сможете.

Разделение на возрастные группы достаточно условно, если вы считаете, что ваш ребенок готов к выбранной вами медитации, попробуйте провести ее с ним. Если ваш ребенок с удовольствием будет ее выполнять, то вы можете в дальнейшем снова обращаться к данной технике.

Самое главное, по-моему мнению, это вызвать у вашего ребенка желание медитировать, чтобы медитация не воспринималась им, как нудная обязанность, а выполнялась с радостью и удовольствием.

Мой опыт проведения медитации для детей

Я веду йогу и медитацию для детей от 4 до 12 лет, основной возраст 6-9 лет. Как правило, я провожу медитацию с детьми в конце класса. Скорее это даже не медитация как таковая, а некоторое медитативное расслабление. Оно способствует физическому и ментальному расслаблению детей, позитивному настрою, развитию таких чувств, как радость и спокойствие.

Дети ложатся в шавасану, я прошу их закрыть глаза и сфокусировать внимание на дыхании. При этом я не прекращаю монолога: «сделайте глубокий вдох, а затем медленно выдохните, дышите через нос, ровно и спокойно». Затем я прошу их расслабить части тела, называя их и давая некоторое время на расслабление.

Когда дети успокоились, расслабились, дышать ровно и спокойно, я предлагаю им представить, что они находятся на море, в лесу, на солнечной поляне, на цветочном поле, в своем самом любимом месте на земле или парят в облаках. Каждый раз это разное место, но всегда очень приятное, позитивное, безопасное.

Затем я спрашиваю, что они там видят, но призываю их не отвечать вслух, а только представлять и наблюдать. И помогаю им, перечисляя предметы, которые гипотетически могут быть в этом месте. Например, на море дети могут увидеть песок, пальмы, волны, корабль, дельфина, черепаху и т.д. Затем я спрашиваю, что они чувствуют, и снова перечисляю. Например, как теплый песок касается их стоп, ласковое солнышко согревает кожу, дует легкий ветерок и трепет волосы. Я стараюсь задействовать различные органы чувств: зрение, обоняние, осязание, слух, вкус.

А затем прошу, чтобы они почувствовали, как любовь, радость и счастье наполняют их, как солнышко заряжает их энергией, они расслаблены и спокойны. Или, например, что они могут поделиться своим секретом с животным, которого они встретят в выбранном месте. Или что они могут вернуться в это место всегда, когда только захотят, если им станет грустно. Я стараюсь каждый раз придумывать что-нибудь новое, но обязательно позитивное и доброе.

На мой взгляд, медитация для детей в первую очередь должна научить их расслабляться, концентрироваться на своих чувствах и ощущениях, и создавать состояния спокойствия и радости.

Еще мы иногда поем мантру ОМ. Для этого мы садимся в круг в позе лотоса, закрываем глаза, иногда беремся за руки. И затем я предлагаю сделать глубокий вдох, а на выдохе пропеть ОМ. Это хорошо помогает развивать легкие и также немного успокаивает детей, если они сильно возбуждены и неуправляемы после какой-нибудь активной игры.

Я также отношу такой вид активности, как раскрашивание мандалы, к медитации. И иногда даю деткам такое задание буквально на 15 минут.

Выводы

На сегодняшний день появляется все больше информации о клинических исследованиях позитивного влияния медитации на психическое и физическое здоровье детей. Во многих школах США и Европы уже реализуются проекты внедрения йоги и медитации в методические программы. И уже получены хорошие результаты.

В целом, дети, которые регулярно практикуют йогу и медитацию в школе, способны лучше регулировать свои эмоции, справляться со стрессом, показывают лучшую успеваемость.

Ссылка на основную публикацию