Куклотерапия в качестве психологической помощи ребенку

Консультация для родителей «Куклотерапия»

Наталья Юрченко
Консультация для родителей «Куклотерапия»

Каждый ребенок – особенный, со своими мыслями, переживаниями, мечтами. Обычно родной и близкий, порой он бывает совсем загадочным, непонятно почему агрессивным, чрезмерно застенчивым или упрямым. И трудно ему бывает порой в нашем мире взрослых найти себя, решить волнующие его проблемы. Как понять, что ребенку мешает жить счастливо? Как помочь ему избавиться от негативных поведенческих проявлений?

Есть особая наука куклотерапия. Лечение куклами? Странное лечение, скажут многие. Да, необычно, но игрушки – это самое близкое к ребенку, потому что в игре он живет.

С помощью некоторых театральных этюдов можно помочь детям избавиться от страха, застенчивости, робости, агрессии, упрямства. Причем усугубление, окарикатуривание типажа в пьесе ведет к освобождению от природных негативных черт ребенка. Эти этюды можно разыгрывать и в домашних условиях.

ВЕСЕЛЫЙ СТРАХ (страхи)

Страшный сон. Мальчик или девочка (кукла) ложится спать, и вдруг … в темном углу появляется что-то страшное (приведение, волк, ведьма, робот – желательно, чтобы ребенок сам назвал персонаж; не забудьте только, что “чудовище” должно изображаться как можно смешнее). ребенок-кукла боится, дрожит (тоже преувеличенно, а потом сам или с помощью куклы-мамы зажигает свет. И тут оказывается, что страшное чудовище – это всего-навсего колышущаяся от ветра занавеска, или брошенная на стуле одежда, или цветочный горшок на окне…

Гроза. Дело происходит в деревне. Хозяин-кукла ложится спать, но только засыпает, как вдруг начинается гроза. Гремит гром, сверкает молния (молнию не обязательно показывать, можно лишь о ней сказать; проговаривание действий, а не только их демонстрация на ширме очень важно, так как у детей, подверженных страхам часто нарушена словесно-образная связь, и восстановление ее необходимо для демистификации образов страха). Хозяин трясется от ужаса, стучит зубами… а затем слышит, как кто-то жалобно скулит и скребется в дверь. Это продрогшая собака. Она хочет войти в теплый дом, но дверь никак не поддается. Хозяину и жаль пса, и, с, другой стороны, страшно открыть дверь на улицу. Какое-то время два чувства борются в его душе, но сострадание побеждает. Он впускает собаку, успокаивает ее.

В этом этюде важно подчеркнуть, что хозяин (ребенок) чувствует себя благородным защитником.

КТО ТАМ ЗА СТЕНОЙ? (застенчивость)

Кинопроба. По радио объявляют, что для съемки фильма про собак желающие приглашаются на кинопробу. Хозяин приводит собаку. Режиссер просит ее выполнить различные задания (например, встать на задние лапы, взять барьер, но она от застенчивости ничего не может сделать. На следующий день, придя на кинопробу, собака собралась с духом, проделала все, даже очень сложные трюки, и была взята на главную роль.

БУМАЖНЫЙ ТИГР (агрессия)

Испорченный день рождения. У хозяина было прекрасное настроение, потому что в тот день ему исполнилось (сколько) лет. Он готовился принять гостей и предвкушал, как все повеселятся. Но его собака была очень мрачной, грубой и ничего не хотела делать. Мало того, что она не захотела помогать хозяину, так даже отказалась поздравить его. Имениннику стало очень обидно. Что было дальше?

“НЕ ХОЧУ – И НЕ БУДУ!” (упрямство)

Этюд 1. Выйдя на прогулку, собака заартачилась, не желая пойти в ту сторону, куда звал ее хозяин, и пошла в противоположную. Там оказалось страшно грязно, она вся измазалась и пришлось вернуться домой. Потом выяснилось, что там, куда хотел пойти хозяин, был цирк-шапито, где показывали… (перечислить как можно больше захватывающих цирковых номеров, демонстрируя на ширме каких-то персонажей – слона, клоуна.)

Этюд 2. Хозяин привел собаку на собачью выставку, где нужно было перепрыгнуть через барьер, выполнять команды, побегать по арене. Но собака наотрез отказалась от участия, хотя осталась в качестве зрителя. Как же она огорчилась, когда увидела, какими медалями и призами наградили собак-победителей! (показать). А потом и всем участникам выставки вручили разные чудесные подарки… (перечислить как можно больше любимых ребенком вещей).

Хотелось бы отметить, что понимание внутренних проблем ребенка и их разрешение приходит со временем. Поэтому всем родителям необходимо запастись терпением, хорошим настроением и играть в театр с удовольствием.

Консультация для родителей «Азбука для родителей. Учим ребенка правилам безопасности» «Азбука для родителей» (учим ребенка правилам безопасности) Адрес и номер телефона учите с ребенком с самого раннего возраста. Будьте.

Презентация «Куклотерапия» 1 СЛАЙД. «Куклотерапия» 2 СЛАЙД Куклотерапия — это метод психологической помощи детям, заключающийся в коррекции поведения и.

Читайте также:  Почему ребенок спит с открытым ртом?

Консультация для родителей «Рекомендации для родителей. Режим дня дошкольника в выходные и праздничные дни» Уважаемые родители, большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня не только в дошкольном учреждении, но и дома.

Консультация для родителей «Учись, играя. Добрые советы для родителей» Ребенок в возрасте 6-7лет физиологически готов к развивающему обучению. Именно в этом возрасте у ребенка появляется желание и интерес к.

Куклотерапия — метод помощи в устранении болезненных переживаний, укрепления психического здоровья Кукла – это образ человека в «миниатюре», существующий первобытных времен, отсюда становится возможным принять куклу как носителя архетипа,.

Куклотерапия как метод психокоррекции в дошкольном возрасте Кукла – это образ человека, его копия, только в уменьшенных размерах. Еще в древние времена люди начали мастерить куклы; в настоящее время.

Мастер-класс для педагогов-психологов «Сказочная куклотерапия» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №89 «Крепыш» Тема: СКАЗОЧНАЯ КУКЛОТЕРАПИЯ (мастер-класс.

Речевые игры для детей и их родителей старшего дошкольного возраста. Консультация для родителей Каждая мамочка, бабушка, папа мечтают, чтобы их ребёнок как можно раньше овладел необходимым для человечества дарам – это речью. Очень важно,.

Сценарий родительского клуба «Игра в жизни ребенка. Куклотерапия» Заседание клуба «Содружество»: «Игра в жизни ребенка. Куклотерапия» Форма проведения: семинар – практикум. Продолжительность: 1-1,5 часа.

Здоровьесберегающая технология «Куклотерапия» Куклотерапия Психолого-педагогическая работа по освоению образовательной деятельности по направлению “Здоровье”, включает в себя охрану.

Применение куклотерапи в коррекционной работе с детьми.

Куклотерапия — это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. Куклотерапия является одним из методов арттерапии. Это метод лечения с помощью кукол, театрализованных игр и этюдов. Все дети любят играть. В детстве кукла для ребёнка является партнером в общении, играя с ней, он формирует идеальные, по его мнению, модели поведения, проигрывает разные роли, даёт выход потаенным эмоциям. На этом и основывается куклотерапия – через игру корректируются отклонения в поведении ребёнка, снимается эмоциональное напряжение, происходит коррекция поведения.

Несмотря на простоту и доступность метода, куклотерапия – это глубокая и серьезная форма терапии, имеющая свои показания, к которым относятся:

– повышенная тревожность, страхи, агрессия;

– трудности взаимоотношений с окружающими;

– проблемы с саморегуляцией;

Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:

  1. коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
  2. релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
  3. развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.);
  4. обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

Задачи куклотерапии: совершенствование мелкой моторики руки и координации движений; развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять; обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоций, чувств, состояний. Коррекционная работа предполагает:

  1. Воздействие психолога на ребёнка с помощью куклы;
  2. Непосредственное взаимодействие ребёнка с куклой;
  3. Лечебные этюды;
  4. Лечебные спектакли.

Метод куклотерапии помогает компенсировать функции, нарушенные болезнью. Дети с психофизическим и умственным недоразвитием отличаются моторной неловкостью, эмоциональной незрелостью, значительно сниженной познавательной активностью, низкой способностью к подражательной деятельности. Ребятам сложно понимать обращенную к ним речь, а следовательно, и выполнять задания. Для успешного взаимодействия с такими детьми требуется посредник. Таким посредником становится кукла. Благодаря кукле ребенок приобретает психологическую защиту и действует от имени куклы. Общение с такой куклой способствует самоидентификации ребенка и расширяет возможности его взаимодействия с окружающим миром. От имени куклы ребенок учится задавать вопросы и отвечать на них. Особенно это важно для аутичных детей.

Примерный список вопросов:

Как зовут твою куклу?

С кем она живет?

Как она проводит время?

Чем любит заниматься?

Есть ли у нее друзья?

Благодаря куклотерапии создается особая среда, стимулирующая развитие личности ребенка, а также достигаются следующие результаты: • развивается речь детей; • развивается эмоциональная и моторная адекватность; • повышается качество коммуникации; • развивается пространственная ориентация; • формируются нравственно-этические навыки; • преодолеваются поведенческие проблемы. В куклотерапии используются такие виды кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые, плоскостные, перчаточные, теневые, веревочные и т.д.

Работа с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким-то причинам не может или не позволяет себе проявлять. «Оживляя» куклу, ребенок впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь»; может осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменениями движений куклы; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям; развивать произвольное внимание и способность к концентрации.

Читайте также:  Наборы Play-Doh для девочек

Пальчиковые куклы — Благодаря своей фактуре они позволяют учить ребенка дифференцировать свои ощущения. Особой популярностью пользуется у детей пальчиковый театр.

Перчаточные куклы. Они помогают вызывать положительные эмоции или постепенно ослаблять нервное напряжение у детей. Кукла на руке взрослого, выступающая для ребенка в роли собеседника, концентрирует на себе его внимание, помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям.

Теневые куклы. Такие куклы используются преимущественно для работы над детскими страхами. Играя с такой куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своей проблемы. Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей. Ребенок может делать со своей «куклой-страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра и теневых кукол.

Веревочные куклы. Веревочные куклы являются многофункциональными. Они эффективны для проработки у детей проблем общения, повышенной тревожности.

Плоскостные куклы. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.

Таким образом, использование кукол на занятиях, и в индивидуальной работе с детьми помогают корректировать эмоционально – волевую сферу ребенка, развивают речь, укрепляют связь ребёнок – педагог.

Куклотерапия как метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям.
учебно-методический материал

Куклотерапия – метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям, заключающийся в коррекции их поведения посредством кукол. Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний, укреплять психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. В соответствии с данным методом с любимым персонажем разыгрывается в лицах история, связанная с травмирующей ситуацией.

Скачать:

Вложение Размер
renge_kukloterapia.pptx 2.24 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Куклотерапия Подготовила: Ренге Л.Э. Педагог ГБДОУ № 22 Санкт- Петербург

Куклотерапия – метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям, заключающийся в коррекции их поведения посредством кукол. Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний, укреплять психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. В соответствии с данным методом с любимым персонажем разыгрывается в лицах история, связанная с травмирующей ситуацией.

Первой эту крепкую связь детей и игрушек предложила использовать в лечебных и диагностических целях дочь известного психоаналитика Зигмунда Фрейда Анна. Но её труды стали лишь основой для основной массы исследований, которые провели (и окончательно сформировали методику) советские учёные Ирина Медведева и Татьяна Шишова. Их работа стала основой метода куклотерапии . Первой эту крепкую связь детей и игрушек предложила использовать в лечебных и диагностических целях дочь известного психоаналитика Зигмунда Фрейда Анна. Но её труды стали лишь основой для основной массы исследований, которые провели (и окончательно сформировали методику) советские учёные Ирина Медведева и Татьяна Шишова. Их работа стала основой метода куклотерапии .

Виды и методы Куклотерапия бывает индивидуальной и групповой. В первом случае занятие проводится с одним ребёнком, во втором — с группой детей. Далее, классификация подразумевает отличия по функциям.

• коммуникативной — направленной на улучшение способностей к общению, налаживание отношений между детьми в коллективе, налаживание отношений между взрослым и ребёнком; • релаксационной — направленной на устранение психологических блоков, страхов, эмоционального напряжения ребёнка; • педагогической — обучающей новым знаниям, навыкам, способствующей расширению кругозора малыша;

• коррекционной — направленной на коррекцию поведенческих проблем, а также проблем с речью (используется как вспомогательная методика в логопедии) и психическим развитием; • развивающей — направленной на развитие памяти, внимания, моторики, речи. В подавляющем большинстве случаев в рамках одного занятия сочетают несколько методик. Так, при аутизме ребёнку показана коммуникативная, педагогическая и коррекционная куклотерапия , а при гиперактивности и дефиците внимания — сочетание обучающей и коррекционной методик.

По типу используемых кукол также выделяют несколько важных направлений и видов куклотерапии .

• Марионетки — куклы на ниточках, которыми можно управлять. С их помощью устраивают кукольный театр, сказочные истории в котором разыгрывают и взрослые для ребёнка в рамках обучающего занятия, и дети — для взрослых зрителей в рамках релаксационного метода. • Перчатки — куклы-варежки с твёрдой головой и мягким телом, одевающимся на руку. С их помощью развивается моторика, координация движений и речь, мышление и логика.

• Пальчиковые — это куклы, оптимальные для домашних занятий, ведь изготовить их можно из любого небольшого пластмассового шарика просто прорезав в нём дырочку для пальчика и нарисовав на шарике мордочку. Полезны при любых формах куклотерапии . • Верёвочные — это довольно абстрактные куклы, которые не подходят малышам, лучше всего проводить с ними релаксационные и коррекционные занятия для детей постарше. Сделаны из верёвок петельным плетением.

• Плоские — фигурки, вырезанные из картона, пластика, бумаги. Полезны для развивающих и обучающих занятий, поскольку в большинстве случаев сделать их предлагается самому ребёнку. • Теневые — любые фигурки, в том числе и плоские, предназначенные для театра теней. Хороши для детей самого разного возраста.

• Ростовые — это куклы в человеческий рост, представляющие собой костюм для человека. Очень полезно не только в качестве забавного аниматора на детский день рождения, но и для психокоррекции самых разных состояний, не подходят маленьким детям — они их в большинстве случаев боятся. Метод не подразумевает необходимости покупать или делать какой-то один вид кукол. Для домашних занятий подойдут абсолютно любые куклы, которые есть в распоряжении, а также масса подручных средств: тряпки, старая одежда, платки, ненужные коробочки и пузырьки. Кукол можно сделать из всего.

Создание куклы — важный этап для начала терапии. Пока она делается, важно расспрашивать малыша, почему он нарисовал ей такое лицо, почему у неё именно такие волосы, одежда. Это даст ответы на первичный вопрос — каково исходное психологическое состояние малыша. После того как кукла будет готова, ребёнок должен научиться ею управлять: покажите ему, на что она способна, как она двигается, как говорит, пусть малыш попробует продемонстрировать это сам.

Далее, идёт самый трудный этап — этап её «оживления», кукле нужно дать имя, вместе с малышом придумать, кто она, где живёт и чем занимается, какой у неё характер. После этого можно смело придумывать разные сценки для домашних спектаклей.

Вот несколько подсказок — шаблонов, которые помогут в той или иной ситуации . Разговор по душам . Ребёнок может по вашему заданию, рассказать кукле, как прошёл его день, что нового и интересного, а также неприятного случилось в садике или школе. Можно взять интервью у куклы. Пусть малыш сам придумает, кем она при этом будет: артистом, врачом, космонавтом или кем-то ещё, сам задаёт ей вопросы и сам придумывает на них ответы.

Монологи . Задача ребёнка — от имени куклы изложить в форме монолога её жизнь, её прожитый день и переживания. Сказка с главным действующим героем. Попросите ребёнка придумать сказку, в которой главный персонаж — ваша кукла. Можно задействовать в ней и других кукол. Следите, какие эмоции и поведение закладывает в главного персонажа маленький кукловод. Кукла-наставник . Разыграйте перед малышом сценку, в которой кукла обучается важному: читать, говорить проблемный звук, который не получается у самого малыша, чистить зубы или мыть руки после прогулки

Социальные навыки . Сюда входят «взрослые» проявления в поведении малыша: лечение куклы, обучение её чему-либо, кормление или уход. Сложное представление. Репетируйте сказку с участием нескольких взаимодействующих кукол, участвуйте в ней вместе с ребёнком, потом устройте премьерный показ, пригласите домочадцев и друзей. Раздайте пригласительные билеты. После спектакля обязательно устройте разбор и обсуждение, но не ребёнка и его куклы, а поступков и слов разных героев сказки.

Кукла – это образ человека в «миниатюре», существующий с первобытных времен, отсюда становится возможным принять куклу как носителя архетипа, т. е. нашего бессознательного, которое структурирует понимание мира, себя и других людей. Л.Войцехович

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В специальной психологии и педагогике в последнее время всё большую актуальность стал приобретать вопрос, связанный с изучением важных факторов формирования личности при различных отклонениях в развит.

Коррекционно-развивающая работа с детьми, направления коррекционной работы педагога-психолога, игры -упражнения с детьми с ЗПР, основные задачи работы психолога с родителями.

В статье раскрываются особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР, а так же даются рекомендации для родителей воспитывающих детей данной категории.

психологическая помощь детям(пиступ истерики у ребенка).

В данной статье рассматриваются 4 формы ЗПР, а так же направления психологической помощи детям данной категории.

В данном разделе показана презентация.

Метод куклотерапии эффективен в дошкольном возрасте. В процессе неё можно решить различные задачи, в том числе вести работу по профилактике и коррекции страхов и тревожности у детей.

Статьи

Психотерапия — это вид лечения, при котором основным инструментом воздействия на психику больного является слово врача. Психотерапия в широком смысле охватывает всю область общения врача и больного. Врач-клиницист любого профиля, общаясь с больным, неизбежно оказывает на него психотерапевтическое воздействие.

Что такое психокоррекция? Кто занимается ПК, на кого и на что она направлена? Основные методы используемые в психокоррекционной практике с детьми и подростками. Некоторые методы ПК работы со взрослыми.

Черепно-мозговая травма (ЧМТ) является одной из наиболее актуальных проблем современной педиатрии и неврологии, поскольку количество больных с ЧМТ в мире ежегодно увеличивается на 2%, из них 1,5 млн. погибает и 2,5 млн. становится инвалидами [1,2,3]. Распространенность ЧМТ в Европе составляет 150–300 (в среднем 235) на 100 000 населения, в США 200-610 на 100 тысяч, в России – 630 на 100 000 населения

Сон – это жизненно необходимое, периодически наступающее особое состояние организма, занимающее ежедневно у человека около трети времени, характеризующееся отсутствием произвольной активности, почти полным отключением от сенсорных воздействий внешнего мира, сновидениями, а также специфическими электрофизиологическими и гуморальными проявлениями

В настоящее время в РФ проживает более 166 тысяч детей-инвалидов с нарушениями психических функций (включая умственную отсталость, речевые расстройства, другие психологические расстройства), что составляет 32,8% от общего количества детей-инвалидов, определяя высокую социальную значимость данной проблемы.

Инсульт – острое нарушение мозгового кровообращения, характеризующееся внезапным (в течение минут, реже – часов) появлением очаговой неврологической симптоматики (двигательных, речевых, чувствительных, координаторных, зрительных и др. нарушений) и/или общемозговых нарушений (изменения сознания, головная боль, рвота и др.), которые сохраняются более 24 часов или приводят к смерти больного в более короткий промежуток времени вследствие причины цереброваскулярного происхождения [1,2,3]. Заболеваемость инсультом у детей составляет, в среднем, 2-3 на 100 тыс. в год, при этом 40% всех случаев приходится на возраст до года [4,5,6,7].

Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание, возникающее в результате поражения головного мозга в перинатальном периоде, или вследствие аномалии его развития, и характеризующееся нарушениями двигательных и статокинетических функций, а также психо-речевыми и сенсорными расстройствами, не прогрессирующее, отчасти поддающееся функциональной компенсации и коррекци. Распространенность ДЦП в России составляет: 1,6-6 на 1000 доношенных детей, 9-40 на 1000 недоношенных

Магнитотерапия широко применяется в медицине. Магнитное поле обладает противовоспалительным действием, уменьшает отек тканей, способствует более быстрому заживлению ран, повышает устойчивость к вредным воздействиям на организм (радиации, химиотерапии).

Первые психотропные средства были созданы в середине 20 века, в 1952 году. Тогда врачи отметили эффективность аминазина при лечении страха, возбуждения, эмоциональной напряженности. С тех пор было синтезировано и изучено большое количество его аналогов, каждый из которых имеет свои особенности и сферу применения.

Все знают, что «бессонница» – это нарушение сна. Но важно понимать, что сон у человека может нарушаться при совершенно различных, или даже диаметрально противоположенных состояниях.

Сексуальная жизнь во многом определяет качество жизни человека. Распространенность эректильной дисфункции (ЭД) среди мужчин всех возрастов составляет 15–17%, у мужчин старше 45 лет достигает 40%, прогрессируя с возрастом и охватывая 75–80% к 80 годам.

Сексуальную функцию и ее расстройства принято оценивать с позиций воздействия повреждающих факторов на каждую из составляющих полового акта. У мужчин эти составляющие условно разделяются: 1) на половое влечение (либидо), 2) сексуальную возбудимость, 3) эрекцию, 4) эякуляцию, 5) оргазм. Выпадение всех указанных функций встречается крайне редко и в современной терминологии обозначается как импотенция. Сегодня термин «импотенция» в случае длительной (более 6 мес) неспособности мужчины «достигать и поддерживать эрекцию» заменен на более благозвучный и менее обидный — «эректильная дисфункция», «сексуальная дисфункция».

Кардинальным отличием современной методики ЭСТ является использование современной анальгезии и физиологично действующих кортокоимпульсных аппаратов (конвульсаторов). Эти характерные особенности модифицированной ЭСТ, сделав методику гораздо более безопасной и эффективной, обеспечили ей признание во всем мире как адекватного инструмента в терапевтическом арсенале психиатрии, наркологии и неврологии.

В наше время термин «депрессия» вышел далеко за рамки профессиональных кругов и пустился в свободное плавание, подменяя собой и грусть, и разочарование, и отчаяние, и боль потери, и усталость, и еще великое множество состояний, свойственных здоровому человеку.

Что должно послужить сигналом для обращения к психиатру? Как помочь близкому?

Не будем описывать все многообразные жизненные явления, вызывающие ту или иную психическую реакцию или состояние. Давайте углубимся в химию процесса. Рассмотрим, что создает наше настроение и обуславливает поведение изнутри. Что такое нейромедиаторы, и как они работают.

Несмотря на то, что средство не новое, оно остается уникальным для решения целого ряда терапевтических задач в мировой психиатрии.

Серотониновый синдром – последствие неверного выбора лекарств, впервые описан в 1960 году.

Лечение цветоритмом эффективно в пограничной терапии. Четыре цвета – красный, желтый, синий и зеленый – различное действие, разные сферы применения.

Элекстростимуляция головного мозга (транскраниальная элекстростимуляция)

ТМС (транскраниальная магнитная стимуляция) существенно влияет на работу синапсов в головном мозге и улучшает функционирование нервных клеток.

Негативные кардиоваскулярные эффекты психотропных препаратов встречаются в 75 % случаев их применения, особенно опасно улинение интервала QT

Тест Равена предназначен для изучения логичности мышления. Его относят к “культрно-независимым” невербальным тестам.

Электроэнцефалография (как наука) – это раздел клинической нейрофизиологии, изучающей закономерности возникновения, распределения по коре и взаимодействия электрической активности головного мозга. Электроэнцефалография (как методика) – техника регистрации электроэнцефалограммы.

Шизофрения — это не стиль жизни, не способ общения с окружающим миром, не исключительный взгляд на действительность, не особенность характера, не дурное воспитание. Шизофрения — это заболевание.

Дети 2-3 лет боятся чего-то конкретного (животных, чудища, живущего в шкафу, темноты). В 4 года страхи начинают терять свою конретность и становятся более “смысловыми” (страх воды, высоты).

Куклотерапия в качестве психологической помощи ребенку

  • Что это такое?
  • Историческая справка
  • Виды и методы
  • Какие проблемы решает?
  • Как организовать самостоятельные занятия?
  • Полезные советы

Игровой процесс — наиболее естественный для детей, он доставляет им удовольствие. Но играть в куклы — это не только забава, но и лечение. Метод психологической коррекции, который получил название «куклотерапия», поможет при самых разных проблемах в развитии ребёнка. О том, в чём суть метода, а также о том, как самостоятельно организовать занятия для малыша, мы расскажем в этой статье.

Что это такое?

Куклотерапия — форма психокоррекции, которую можно использовать для детей от года, а также для дошкольников, младших и средних школьников. Практически до подросткового возраста некоторые приёмы и основы этой арт-терапевтической позитивной методики могут применяться с неизменным успехом.

Взаимодействие с куклами позволяет ребёнку лучше понимать собственное место в этом мире, легче выражать свои эмоции в словах. Детям не всегда бывает просто рассказать о том, что их тревожит и волнует, о том, чего они боятся напрямую. Куда проще бывает перенести свои страхи, обиды, тревоги и другие сильные деструктивные эмоции на что-то неодушевлённое — на лист бумаги (при рисовании), на фигурку (при лепке), на кукол, разыгрывая спектакль в специальном кукольном театре.

Этот метод признан во всём мире, как один из самых эффективных методов психологической помощи детям, который позволяет улучшить их социальную адаптацию, разрешать внутренние и внешние конфликты. Малыш может с помощью кукол при помощи взрослых, знакомых с основами методики, разыграть любую ситуацию, которая, так или иначе, его волнует, травмирует.

Разные специалисты относят метод к разным областям психологических разделов знаний: к психодраме, игротерапии. Чаще её считают одним из видов арт-терапии либо, вообще, выделяют в отдельный вид.

Историческая справка

Ещё в самые древние времена взрослые заметили, что дети очень любят играть с куклами. Их делали из травы, соломы, бересты, дерева, плодов, ткани. На Руси новорождённому обязательно своими руками делали куклу-оберег. Считалось, что такая кукла будет оберегать малыша от злых чар, от болезней и неприятностей. Своя обережная кукла хранилась у мужчин и женщин на протяжении всей жизни.

Кукла, по наблюдениям родителей, была не только игрушкой, но и настоящим другом малышу — он лучше ел, если с собой брал куклу, лучше спал, если и она была рядом в кровати или колыбели. На куклах ребёнок «тренировал» первые взрослые навыки: ответственность, заботу (кукол «лечили», «учили», «кормили» и одевали). В определённом возрасте все дети свято верят, что куклы — живые, просто они тщательно скрывают это от взрослых. На этом основаны лучшие сказки всех времён и народов: ожившие Буратино, Щелкунчик и другие персонажи.

Первой эту крепкую связь детей и игрушек предложила использовать в лечебных и диагностических целях дочь известного психоаналитика Зигмунда Фрейда Анна. Но её труды стали лишь основой для основной массы исследований, которые провели (и окончательно сформировали методику) советские учёные Ирина Медведева и Татьяна Шишова. Их работа стала основой метода куклотерапии. И относиться к методу нужно не просто как к модному развлечению, а именно как к подтверждённой крепкой научной базой методике работы с детьми и подростками.

Виды и методы

Куклотерапия бывает индивидуальной и групповой. В первом случае занятие проводится с одним ребёнком, во втором — с группой детей. Далее, классификация подразумевает отличия по функциям.

Куклотерапия бывает:

  • коммуникативной — направленной на улучшение способностей к общению, налаживание отношений между детьми в коллективе, налаживание отношений между взрослым и ребёнком;
  • релаксационной — направленной на устранение психологических блоков, страхов, эмоционального напряжения ребёнка;
  • педагогической — обучающей новым знаниям, навыкам, способствующей расширению кругозора малыша;
  • коррекционной — направленной на коррекцию поведенческих проблем, а также проблем с речью (используется как вспомогательная методика в логопедии) и психическим развитием;
  • развивающей — направленной на развитие памяти, внимания, моторики, речи.

В подавляющем большинстве случаев в рамках одного занятия сочетают несколько методик. Так, при аутизме ребёнку показана коммуникативная, педагогическая и коррекционная куклотерапия, а при гиперактивности и дефиците внимания — сочетание обучающей и коррекционной методик.

По типу используемых кукол также выделяют несколько важных направлений и видов куклотерапии.

  • Марионетки — куклы на ниточках, которыми можно управлять. С их помощью устраивают кукольный театр, сказочные истории в котором разыгрывают и взрослые для ребёнка в рамках обучающего занятия, и дети — для взрослых зрителей в рамках релаксационного метода.
  • Перчатки — куклы-варежки с твёрдой головой и мягким телом, одевающимся на руку. С их помощью развивается моторика, координация движений и речь, мышление и логика.
  • Пальчиковые — это куклы, оптимальные для домашних занятий, ведь изготовить их можно из любого небольшого пластмассового шарика просто прорезав в нём дырочку для пальчика и нарисовав на шарике мордочку. Полезны при любых формах куклотерапии.
  • Верёвочные — это довольно абстрактные куклы, которые не подходят малышам, лучше всего проводить с ними релаксационные и коррекционные занятия для детей постарше. Сделаны из верёвок петельным плетением.

  • Плоские — фигурки, вырезанные из картона, пластика, бумаги. Полезны для развивающих и обучающих занятий, поскольку в большинстве случаев сделать их предлагается самому ребёнку.
  • Теневые — любые фигурки, в том числе и плоские, предназначенные для театра теней. Хороши для детей самого разного возраста.
  • Ростовые — это куклы в человеческий рост, представляющие собой костюм для человека. Очень полезно не только в качестве забавного аниматора на детский день рождения, но и для психокоррекции самых разных состояний, не подходят маленьким детям — они их в большинстве случаев боятся.

Метод не подразумевает необходимости покупать или делать какой-то один вид кукол. Для домашних занятий подойдут абсолютно любые куклы, которые есть в распоряжении, а также масса подручных средств: тряпки, старая одежда, платки, ненужные коробочки и пузырьки. Кукол можно сделать из всего.

Какие проблемы решает?

На первый взгляд, кукла не может решить серьёзных проблем, но это только на первый взгляд. Взаимодействие ребёнка с куклой, которую он отождествляет с чем-то важным для себя, а часто — именно с самим собой, помогает диагностировать многие проблемы детского возраста, включая психологические и даже психиатрические проблемы.

Правильно построенное занятие позволяет научить ребёнка выражать свои эмоции, рассказывать о том, что его тревожит, что очень важно для стеснительных и замкнутых ребят, малышей с коммуникативными проблемами, с расстройством аутистического спектра; для детей, которые перенесли серьёзный стресс, трагедию, насилие, получили психологическую травму. Куклотерапия полезна для адаптации ребёнка к новым условиям: началось посещение садика, семья переехала на новое место жительства, мама и папа разводятся и т.д. Упражнения в сопровождении родителей и детей помогут наладить контакт первых со вторыми, если он нарушен.

Сочетание логопедических занятий с нетрадиционными технологиями, к которым относят куклотерапию, даёт отличные результаты при коррекции речи: при алалии, заикании и других проблемах речевого развития. Непослушные дети, невротики и истеричные малыши с помощью кукольного театра получают возможность взглянуть на своё поведение со стороны, что является эффективной формой коррекции поведения.

Куклы могут «рассказать» и «объяснить» то, к чему дети не прислушиваются, если им говорят об этом в быту: о необходимости мыть руки, чистить зубы, убирать постель и т. д. В исполнении кукол даже простые истины становятся более понятными и доходчивыми.

Как организовать самостоятельные занятия?

Если родители обращаются со своим ребёнком к специалисту-психологу, куклотерапевту, то у него в кабинете обычно есть множество разнообразных кукол, ребёнок может выбрать любые. Но в домашних условиях оптимальным считается такая организация занятий, при которой ребёнок делает куклу сам или с помощью взрослых. Понятно, что такой метод не подойдёт для совсем маленьких детей, но уже с полутора лет чадо может принимать самое активное участие в создании кукол для очередного лечебного сеанса. Поэтому на первом этапе нужно сделать кукол.

Нет большой разницы, из чего они будут изготовлены, будут ли они красивыми или нет: важно, чтобы ребёнку они нравились, чтобы он идентифицировал их с самим собой. Для этого взрослым нужно пояснять в процессе создания, что «глазки у куклы похожи на твои, сын» или «смотри, у неё волосы получились совсем как у тебя!».

Можно добавить кукле один из привычных ребёнку аксессуаров: резинку для волос, его носовой платок, игрушечное колечко или что-то иное из детских «сокровищ».

Создание куклы — важный этап для начала терапии. Пока она делается, важно расспрашивать малыша, почему он нарисовал ей такое лицо, почему у неё именно такие волосы, одежда. Это даст ответы на первичный вопрос — каково исходное психологическое состояние малыша. После того как кукла будет готова, ребёнок должен научиться ею управлять: покажите ему, на что она способна, как она двигается, как говорит, пусть малыш попробует продемонстрировать это сам.

Далее, идёт самый трудный этап — этап её «оживления», кукле нужно дать имя, вместе с малышом придумать, кто она, где живёт и чем занимается, какой у неё характер. После этого можно смело придумывать разные сценки для домашних спектаклей.

Вот несколько подсказок — шаблонов, которые помогут в той или иной ситуации.

  • Разговор по душам. Ребёнок может по вашему заданию, рассказать кукле, как прошёл его день, что нового и интересного, а также неприятного случилось в садике или школе. Можно взять интервью у куклы. Пусть малыш сам придумает, кем она при этом будет: артистом, врачом, космонавтом или кем-то ещё, сам задаёт ей вопросы и сам придумывает на них ответы.
  • Монологи. Задача ребёнка — от имени куклы изложить в форме монолога её жизнь, её прожитый день и переживания.
  • Сказка с главным действующим героем. Попросите ребёнка придумать сказку, в которой главный персонаж — ваша кукла. Можно задействовать в ней и других кукол. Следите, какие эмоции и поведение закладывает в главного персонажа маленький кукловод.
  • Кукла-наставник. Разыграйте перед малышом сценку, в которой кукла обучается важному: читать, говорить проблемный звук, который не получается у самого малыша, чистить зубы или мыть руки после прогулки.
  • Социальные навыки. Сюда входят «взрослые» проявления в поведении малыша: лечение куклы, обучение её чему-либо, кормление или уход.
  • Сложное представление. Репетируйте сказку с участием нескольких взаимодействующих кукол, участвуйте в ней вместе с ребёнком, потом устройте премьерный показ, пригласите домочадцев и друзей. Раздайте пригласительные билеты. После спектакля обязательно устройте разбор и обсуждение, но не ребёнка и его куклы, а поступков и слов разных героев сказки.

Полезные советы

Самостоятельная организация занятий куклотерапией довольно сложна и полна подводных камней, а потому мамам и бабушкам, которые решили практиковать этот метод, мы рекомендуем следующую литературу.

  • А. Татаринцева «Куклотерапия в работе психолога».
  • А. Татаринцева, М. Григорчук «Детские страхи: куклотерапия в помощь детям».
  • Л. Гребенщикова «Основы куклотерапии».
  • Т. Шишова, И. Медведева «Дети, куклы и мы».

В большинстве случаев куклотерапия позволяет в короткие сроки без применения медикаментозных успокоительных и иных средств нормализовать психическое состояние ребёнка, о чём свидетельствуют многочисленные отзывы родителей и детских психологов.

Важно быть гибкими, не навязывать ребёнку игру, если он в данный момент не настроен.

О том, что такое куклотерапия и как кукла помогает решить психологические проблемы детей и родителей, смотрите в следующем видео.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Игротерапия для детей

Содержание статьи

  • Показания к применению метода
  • Виды и формы игротерапии
  • Средства игротерапии

Игра для ребенка – один из главных способов познания жизни и становления в ней. Во время игрового процесса дети учатся взаимодействию со сверстниками и другими взрослыми людьми, расширяют кругозор, развивают интеллект. Игротерапия как метод психологической коррекции преследует цель помочь детям с нарушениями психики, это один из методов арт-терапии, базирующийся на проведении ролевой игры для интенсивного воздействия на развитие личности. Обязательно существуют правила, при необходимости используются игрушки. Источник:
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4825459/
The Effect of Group Play Therapy on Social-Emotional Skills in Pre-School Children
Ahdieh Chinekesh, Mehrnoush Kamalian, Masoumeh Eltemasi, Shirin Chinekesh, and Manijeh Alavi

Возможности игротерапии очень широки, она применяется при нарушениях речи, стрессах и др., такая технология эффективна, потому что позволяет в легкой и доступной форме скорректировать поведение ребенка, привить ему правильные навыки, социально адаптировать. Основной принцип такой терапии – понять малыша, а не управлять им, научить его видеть себя и свое «Я» с разных сторон, правильно оценивать поступки, поднять уверенность в себе, помочь принять себя как личность. Источник:
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2989834/
Play Therapy
Considerations and Applications for the Practitioner
Ritesh Kool, MD and Timothy Lawver, DO

Показания к применению метода

Для маленьких детей все – игра. Поэтому существенных показаний выделить нельзя, так как игры – это основной досуг малышей. Когда дети играют, они находятся в хорошем настроении, не расценивают это как что-то неприятное и отталкивающее. Средства игротерапии эффективны в следующих случаях:

  • фобии;
  • необщительность, замкнутость;
  • агрессия к окружающим и животным;
  • непослушание или чрезмерное послушание;
  • проблемы в отношениях с родителями, братьями и сестрами и др.;
  • отсталость в речевом развитии;
  • вредные привычки (например, грызть карандаш во время рисования);
  • постоянные стрессы;
  • проблемы с успеваемостью;
  • проблемы с чтением. Источник:
    О’Коннор К.
    Теория и практика игровой психотерапии. — С-Пб., 2002.

Виды и формы игротерапии

В зависимости от психологических принципов, выделяют следующие виды методики:

  • для построения отношений;
  • индивидуальная;
  • групповая;
  • отреагирования;
  • примитивная;
  • и др.

В зависимости от используемых игрушек и особенностей приемов, выделяют очень много видов игротерапии. Рассмотрим основные:

  • Песочная. Ее цель – дать ребенку раскрыться, такая методика наиболее эффективна при работе с детьми с задержками психического развития. Песочная игротерапия способствует развитию фантазии, эмоций, мелкой моторики, речи, она позволяет побороть страх, агрессию, излишнюю активность, тревожность. Подробнее вы можете прочитать в нашей отдельной статье про песочную терапию.
  • Сказкотерапия. Общая характеристика такой игротерапии – лечение сказкой. Один из самых эффективных и доступны методов коррекции поведения ребенка, его сознания. При такой терапии детям читают терапевтические сказки. Это специальные истории, иллюстрирующие переживания и проблемы ребенка, его трудности в повседневной жизни, а также содержащие поучительные выводы и ненавязчивую мораль. Благодаря сказкотерапии, ребенок видит, что существует множество способов достичь своей цели, решить казавшиеся сложными задачи, раскрывается его творческий потенциал, появляется уверенность в себе, самоконтроль. Проводить такую терапию можно малышам с самого раннего возраста, когда они уже понимают речь. Для детей постарше сюжеты усложняются.
  • Куклотерапия. Метод лечения куклами, применяемый для развития самовыражения, коррекции отношений с родителями, саморегуляции.
  • Терапия отношениями. Основное – это подход к ребенку как личности, которая может управлять собой, имеет внушительный запас внутренних сил. Дети учатся понимать свои чувства, мысли, переживания, осознают себя как любимых и любящих людей.
  • Шахматная терапия. Это одновременно и творчество, и соревнование, и изучение стратегий.

Средства игротерапии

Обязательно присутствие взрослого, который будет ведущим – родитель, игротерапевт. Ведущий предоставляет ребенку средства, чтобы он мог в игровой форме раскрыться, подобранные строго индивидуально. Это могут быть: лепка из пластилина, танцы, рисование, куклы, песок, конструкторы, ролевые сюжеты, подвижные игры. Кроме того, могут подбираться и любые другие средства, чтобы раскрыть личность ребенка, его внутренний мир, смоделировать проблемные ситуации и разрешить конфликты – внешние и внутренние.

Куклотерапия в помощь педагогам и родителям

Подготовила: учитель-логопед Осколкова Л.А.

В психокоррекционной и логопедической работе с детьми, имеющими нарушение в развитии, наиболее эффективным методом является куклотерапия.

Куклотерапия – это раздел частной психотерапии (арттерапии), использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Куклотерапия позволяет педагогу решать разные коррекционно-воспитательные задачи:

  • Развитие познавательной сферы ребенка.
  • Развитие эмоционально-волевой сферы.
  • Обогащение представления об окружающем мире.
  • Формирование коммуникативных навыков.
  • Активизация и развитие речи.
  • Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.
  • Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.

Использование данного метода даёт весомый эффект в коррекции следующих нарушений:

– различные отклонения в развитии речи;

– эмоциональная неуравновешенность, неадекватная самооценка;

– проблемы в общении.

В качестве основного приема коррекционного воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Пальчиковая кукла обеспечивает спонтанное включение ребёнка в игровой процесс. Одевая на руку куклу, малыш «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Именно в этом удивительном перевоплощении состоит основной принцип куклотерапии, принцип «переноса доминанты».

Стоит отметить, что уже с первых занятий ребенок трижды психологически защищен. Во-первых, ширмой, за которой можно спрятать свое смущение, неуверенность и как бы остаться наедине с собой. Во-вторых, ребенок защищен и пальчиковой куклой на руке, которая представляется ему самостоятельной «фигурой» или личностью, способной взять на себя его проблемы, что содействует самовыражению и самопознанию. В-третьих, специфика кукольного театра облегчает детям перенос внутренних переживаний на символический объект.

Куклы могут показывать, рассказывать, хвалить, спрашивать, помогать играть в разные дидактические игры. Куклы не только привлекают внимание детей, и воспитывают культуру поведения, активность, но и помогают в закреплении поставленных звуков (кукла Лягушка, кукла Машенька, кукла Попугай и др.). Разыгрываются небольшие сценки между ребёнком и куклой. Кукла – Ветерок проводит с детьми дыхательную гимнастику. Есть куклы, которые помогают закреплять грамматические обороты речи (Кукла Солнышко; Куклы Матрёшки; Куклы Домовички ; Кукла Весёлая; Кукла Грустная; Кукла Радуга и многие другие куклы. В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые, веревочные, плоскостные, печаточные куклы, куклы-костюмы. Есть множество способов быстрого изготовления кукол. Для этого можно использовать мячи, спичечные коробки, картонные трубочки, бумагу, пластиковые бутылки, платки, палочки, чулки, перчатки, прищепки, ложки, овощи и т.д. Более прочных кукол делают из папье-маше. Главное – не бояться проявить фантазию. Самый быстрый и простой способ – изготовление бумажных кукол. Для этого потребуются: листы бумаги для рисования, карандаши, фломастеры, краски, или другие изобразительные средства, ластик, клей, ножницы, нитки, скотч. На маленьком листочке прямоугольной формы нарисуйте куклу. Склейте бумагу в виде цилиндра. При желании сделайте кукле одежду, добавьте необходимые детали, аксессуары. Главное условие – серьезное и бережное отношение к изготовленной кукле, ведь это персонифицированный образ автора. В вашем арсенале могут быть задействованы пальчиковые куклы собственного изготовления. Это персонажи разных сказок: злые (волк, баба-яга), коварные и хитрые (лиса), трусливые (заяц, мышь), неуклюжие и ленивые (медведь), грязнули (поросёнок), драчливые (петух), хвастливые (лягушка), преданные (собака), добрые и ласковые (котёнок), мудрые (змея), смешные и забавные (клоун), а также куклы-человечки (бабушка, дедушка, девочка, мальчик, мама, папа) и ряд других.

При помощи фигурок пальчикового театра перед малышом открывается удивительный мир сказки, которую он может по своему желанию создавать и переделывать. Тут у ребенка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и автором сценария постановки. Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у малыша появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций. Это могут быть проблемы, связанные с общением со сверстниками, родителями, воспитателями, отражение страхов и тревог ребенка, разбор уже случившихся конфликтов и поиск правильного выхода из них.

В работе можно выделить ряд этапов, которые рекомендую соблюдать родителям и педагогам при создании сказочных историй с ребёнком:

  1. Обдумать проблему, которая выявилась у ребёнка в момент диагностического знакомства с куклой, попытаться понять чувства и переживания ребенка, посмотреть на ситуацию с его точки зрения.
  2. Сформулировать основную идею рассказа. Определить, какие мысли и решения нужно сообщить ребенку.
  3. Содержание рассказа должно быть понятным, а длительность определяться устойчивостью внимания и интересом ребенка.
  4. Начать рассказ с представления героя, который живет в доме, похожем на дом ребёнка, имеет проблемы, сходные с проблемами ребенка. Рассказать о положительных чертах, которыми герой рассказа похож на ребенка.
  5. Кульминация сюжетной цепочки рассказа – описать проблемную ситуацию сказочного героя.
  6. Развязка – в конце истории обязательно подчеркнуть, что герой проявил настойчивость и нашел выход из затруднительного положения, а все его знакомые и родственники очень гордились тем, как он преодолевал временные неудачи и терпеливо шел к победе.
  7. Наблюдать за реакцией ребенка по ходу рассказа: он может потерять интерес, остаться безучастным или, наоборот, «подправлять» рассказ, задавать вопросы, подсказывать, комментировать.

Сочинение историй некоторые специалисты рассматривают как самостоятельное психотерапевтическое направление. Однако сказкотерапия тесно переплетается с куклотерапией, неразделима с ней и является связующим звеном в коррекционной работе с проблемными детьми.

Игры и упражнения, которые можно использовать в сеансах куклотерапии: (Все действия производятся при помощи и от имени куклы)

Назовите слова на заданные звуки. Ведущий произносит звуки, (гласные, согласные). Участники (Куклы) поочередно называют слово, начинающееся с заданного звука.

Придумайте рифму к слову.

Выставлены перевернутые предметные картинки. Ребенок переворачивает картинки, называет предметы. Члены его команды придумывают рифмы к этим словам. (Кошка-мошка, картина-корзина, жучок-паучок и т.д.)

Подберите слово к схеме. (Выставляются варианты схем слов из трех звуков. Обозначение: гласные звуки – красные, твердые звуки -синие, мягкие звуки-зеленые).

Надо подобрать к ним как можно больше слов: «сад, тис, лес, дом, луг. Мох, мех, рис, пес, чай» и т.д.

Определите место звука в слове. Ведущий предлагает выполнить задание: «Если в слове, которое я произнесу, звук «Л» будет стоять в начале слова, кукла стоит на правой ножке. В середине—на левой ножке. В конце – на двух ножках». (Лапа, кулак, лыжи, колба, полка, молоко, волосы, осел, лопата, футбол).

Игра: «Похожие слова».

Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.

Есть сладкое слово– конфета,

Есть быстрое слово – ракета,

Есть слово с окошком – вагон,

Есть кислое слово – лимон!

А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!

Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).

Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).

Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).

Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.

Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).

Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа).

Игра: «Кошка»

Задание: подобрать как можно больше глаголов к существительному.

– Что умеет делать кошка? (бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять, кусаться, царапаться, кушать, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться,

отряхиваться, мыться, кувыркаться, плавать)

Задание: подобрать существительное по ассоциации.

Исследователи складывают из пальцев фигурку – кошку.

Кошка:

из пальцев – . фигурка,

из карамельки, ириски – …конфетка,

из глины, пластилина – …поделка,

из теста – …печенье,

из бумаги -…аппликация,

из плюша, резины, пластмассы -…игрушка, из ниток -…вышивка,

из сказки -…герой.

Пальчиковая гимнастика.

Маленькие ножки шагают по дорожке,

Топ, топ, топ, топ – шагают по дорожке.

Куколка наша идет по дорожке,

И высоко поднимает ножки.

На одной ноге стоит, во все стороны глядит.

На другую ножку встала, закачалась и упала.

Лестница противоположностей:

Поднимаемся по лестнице, называя противоположные по значению слова.

Кричит – молчит и т.д.

Продолжить чистоговорку:

• Ра – ра – ра — начинается …. (игра).

• Ры – ры – ры — нужны куклы… (для игры).

• Ло – ло – ло — нашим куколкам…. (тепло).

• Ши – ши – ши — наши куклы (хороши).

• За – за – за — у куклы… (синие глаза).

• Ла – ла – ла — моя куколка ….(мила).

• Ор – ор – ор — вышли куколки …. (во двор).

• Лы – лы – лы — наши куколки… (милы).

Игры с мячом Су-Джок, направленные на развитие умения ориентироваться в пространстве.

Для игры необходим лист бумаги.

Раз-два-три, в правый верхний угол мяч кати!

Раз-два-три, в правый нижний угол мяч кати!

Раз-два-три, в левый верхний угол мяч кати!

Раз-два-три, в левый верхний угол мяч кати!

Свяжем мы из слов цепочку, мяч не даст поставить точку.

Мяч можно перекатывать друг другу в зависимости от количества играющих.

Слова могут содержать определенный звук: нос-слон-носок-коса-аист…

Упражнение «Один-много».

Взрослый катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».

Эти и другие игры и упражнения помогут не только в решении коррекционно-образовательных задач, но и просто эмоциональному сближению с ребенком.

Ссылка на основную публикацию