Как выбрать палитру для рисования?

Как выбрать палитру для рисования

Я уже рассказывала вам как выбрать холст, масляные краски и кисточки, теперь пришло время и для палитры. Незаменимая вещь для всех, кто учится рисовать и работать с красками. Читайте мой подробный гид, о том какие бывают палитры, для чего они нужны, и как правильно выбрать ту, которая подойдет именно вам!

  1. Зачем художнику палитра?
  2. Как выбрать палитру? Основные критерии
  3. Чек-лист: как выбрать палитру и пользоваться ей
  4. Чем можно заменить палитру для красок

Зачем художнику палитра?

Прежде чем ответить на этот, казалось бы, простой вопрос, давайте я уточню, что же такое палитра для красок?

Палитра – это как правило небольшая доска, из пластика или дерева, чаще овальной формы, с небольшим отверстием для пальца, на которой художник смешивает краски для рисования.

Свое название палитра получила от немецкого слова palitter, которое было образовано, как и многое в мире, от латинского слова paleterum – что значит «пластинка» или «дощечка».

Для чего же художнику нужна палитра?

  1. Для смешивания красок

Если вы собрались написать картину, не состоящую из 2-3 цветов, например, в стиле авангардистов, то рано или поздно вам придется смешивать масляные краски.Конечно, есть художники с очень экспрессивной манерой письма, которые выдавливаю краску из тюбика сразу на холст и там уже смешивают. Но это скорее исключение, да и смешивать краски на палитре удобнее, чем на холсте – не придется ничего исправлять, если случайно не тот цвет добавите при смешивании.

  1. Для экономии

Масляные краски продаются в тубах, и в отличие от гуаши и акрила, которые уже в баночках, масло так просто не достать. Такую краску нужно выдавливать, иначе ей просто не воспользуешься нормально. А куда лучше всего выдавить такую краску, не израсходовав лишнего? Правильно, на палитру.

  1. Чтобы облегчить себе жизнь

С палитрой вам не придется постоянно искать нужный тюбик, ведь краска всегда будет у вас буквально в руках. Плюс, если правильно располагать цвета на палитре, то можно экономить не только материал, но и время. но об этом позже.

А сейчас давайте разберемся, какой должна быть палитра для смешивания масляных красок?

Как выбрать палитру? Основные критерии

Художественные палитры, как правило, отличаются материалом, размером и формой, а иногда еще и покрытием. И каждый, кто занимается живописью, должен подобрать максимально удобную для себя палитру. Рассмотрим подробнее каждый из этих критериев для выбора.Материал для палитры, конечно, может быть разным, но лучше дерева, пожалуй, еще ничего не придумали.

  • Винсент ван Гог
  • Сальвадор Дали
  • Эжен Делакруа

Палитры известных художников

Обработанное дерево имеет гладкую и ровную поверхность, а также, такая палитра достаточно легкая по весу. А это очень важно, так как в большинстве случаев, вам придется держать ее в руке по несколько часов почти без перерыва.

Деревянная палитра для масляных красок, это то, что вам нужно, если вы планируете рисовать постоянно. А если вы хотите только попробовать и не думаете написать больше одной картины, то можно сэкономить и взять пластиковую палитру.

Теперь о размерах палитры. В большинстве случаев, для стандартных холстов 30х40, 50х40, берут палитру размером 25х30 или 30х40 см.

Вообще, размер вашей палитры будет зависеть от размеров холста и объема работы – сколько цветов придется смешивать. Сразу скажу, что маленькой палитрой, которая умещается в ладошку лучше не пользоваться, так как на ней просто не будет хватать места и вы смешаете краски, которые не нужно смешивать.

А вот большая палитра, 50х60 см идеально подойдет для работы над картиной больше 1 метра. Вот только держать ее будет не так удобно. Кстати, почему я так заостряю внимание на том моменте. Что вам придется постоянно держать палитру в руках?

Дело в том, что краски на палитре не должны отличаться от красок на холсте. А это может произойти из-за разного освещения, если палитра будет все время на столе, а вы у холста.

Чтобы точно угадать с размером, при выборе палитры подержите ее в руке и представьте, как будете смешивать краску и набирать ее кисточкой для будущих мазков на картине. Вам должно быть удобно и комфортно.Как я уже говорила, по форме палитра может быть овальной, прямоугольной или квадратной, со скошенными углами, с отверстием для пальца, а также с местом для расположения масленки.

Читайте также:  Почему ребенок спит с открытым ртом?

Овальную палитру 20х30 очень удобно держать в руке

Принципиальной разницы нет, какой формы палитру выбрать, так как в палитре все-таки главное материал и размер доски. Но по опыту могу сказать, что прямоугольная палитра со скошенными углами обычно самая универсальная.

Так же при выборе стоит обратить внимание на выемку для пальца – вам также должно быть удобно держать палитру в руке, а в прорези не должно быть никаких дефектов.Выбирая деревянную палитру, помните также и о защитном покрытии. Так как масляная краска состоит из масла и пигментов, то без покрытия дерево будет впитывать это самое масло при нанесении краски, и работать будет не очень удобно.

Поэтому, перед использованием деревянной палитры, пропитайте ее льняным маслом, просушивая каждый слой в течении нескольких дней.

Также важно знать, что в процессе использования, ваша деревянная палитра «посереет» от количества оставшегося цвета на ней. Но не пугайтесь, такую палитру выкидывать не нужно, наоборот, смешивать краски на сером фоне гораздо удобнее, так как он не дает искажения цветов, как белый или коричневый, например.

Теперь, подводя итог по выбору палитры, вот вам несколько практических рекомендаций, как выбрать палитру для рисования.

Чек-лист: как выбрать палитру и пользоваться ей

Размер палитры будет зависеть от размера холста и вообще размаха вашей работы – чем больше холст и количество цветов, тем больше и палитра.

Прямоугольная палитра с гладкими, скошенными краями – самая классическая форма.

Дерево – лучший материал для вашей палитры, но помните, что его нужно обработать перед первым использованием.

Если живопись для вас – всерьез и надолго, купите несколько палитр для сравнения. Плюс, так вы сможете собирать понравившиеся оттенки, а не смешивать их по новый каждый раз.

Не используйте слишком много красок сразу. Так у вас есть вероятность запутаться в цветах и не получить нужный оттенок.

Располагайте каждый цвет на небольшом расстоянии друг от друга, в спектральной последовательности.

Ухаживайте за своей палитрой, и она прослужит вам долгие годы.

Чем можно заменить палитру для красок

Многие начинающие художники часто спрашивают меня – а что еще можно использовать вместо палитры?

Действительно, а стоит ли вкладываться в новые палитры, которые стоят не дешево, или можно взять что-то другое на время? Конечно можно! Но, как у любого материала, у этих аналогов тоже есть свои плюсы и минусы.

Например, если вы участвуете в мастер-классе или просто хотите быстро написать одну картину, чтобы попробовать свои силы в живописи, можно взять пластиковую или бумажную тарелку (или палитру).

Они не требуют особого ухода, их в принципе можно выкинуть после написания картины. Но вот постоянно пользоваться такими палитрами я не рекомендую.

Пластик имеет пористую поверхность, поэтому краска въедается и остается на палитре, чем бы вы ее не очищали. Тоже самое касается и пластиковых панелей для отделки и ремонта.

Существует также одноразовая бумажная палитра, но это тоже не самый популярный вариант, так как она дорогая.Некоторые художники делают себе палитру из стекла, зеркала или керамических плит/тарелок.

Чистить такие палитры удобно, да и не страшно поцарапать, например, при работе мастихином. А вот из недостатков, это хрупкость, а в некоторых случаях и тяжесть.

Тяжелыми и не практичными будут палитры из куска металла, а еще у такой поверхности будет плохая связка с краской.

Если же вы уже выбрали классическую деревянную палитру для масляных красок, но хотите, чтобы она как можно дольше оставалась более новой – оберните ее пищевой прозрачной пленкой.

Так после использования пленку можно просто выкинуть и сэкономить время на мытье палитры. Но из минусов будет то, что вы уже не вернете нужный вам оттенок, а еще часто пленка скатывается и мешает смешиванию красок. Ну и конечно же, легко рвется, поэтому не подходит для мастихиновой живописи.

Выбрать палитру не сложно, но, чтобы понять, какая лучше всего подходит именно вам, сверяйтесь с моим чек-листом и не забудьте подержать палитру в руках перед покупкой, если будет такая возможность!

Понравилась статья? Тогда поставьте 5 звезд!

Художественная палитра

О днажды великий французский живописец ХIХ в. Эжен Делакруа сказал: «При одном только виде своей палитры, как воин при виде своего оружия, художник обретает уверенность и мужество». Его слова ярко подчёркивают значимость художественной палитры для живописцев. Мы приглашаем в мир этого оружия, без которого большинство мастеров изобразительного искусства не представляют своей профессии.

Читайте также:  Ребусы по сказкам для занятий с детьми

Для чего художнику нужна палитра

В первую очередь наша героиня служит незаменимым помощником в подборе нужного цвета. Очень редко художнику удаётся с одного мазка получить нужную гамму красок на полотне. В большинстве случаев этому предшествует долгий и мучительный поиск. Вот здесь палитра просто не заменима. Она избавляет автора от постоянных исправлений в самой картине.

Во-вторых, не все краски так, как акварель с гуашью, упакованы в удобные ванночки и баночки. Масло и темпера, например, чаще всего продаются в тюбиках. Держать их открытыми – себе дороже. Они могут высохнуть и испортиться. Опять же, здесь без хорошей палитры не обойтись. Выдавил нужные цвета на неё и пиши в удовольствие, а тюбики можно надёжно завинтить и спрятать в коробку.

В-третьих, иметь профессиональную палитру – это правило хорошего тона для любого живописца. Представьте себе дирижёра симфонического оркестра в шортах и футболке с половником в руках вместо дирижёрской палочки. Смешно. Очень похож на него живописец без палитры. Впрочем, везде есть исключения. А хороший тон становится всё более расплывчатым и спорным. Однако, у нас не урок философии. Мы говорим о важном инструменте в наборе живописца. Что это так, отрицать вряд ли кто возьмётся, поэтому давайте поговорим о том, как обзавестись надёжным оружием.

Как выбрать палитру для рисования

Самая простая палитра – это обычный лист бумаги, которую вы используете для рисования. Не спешите выкидывать неудачные работы. Обратная сторона такого листа может стать замечательным местом для смешивания акварельных или гуашевых красок. Многие настолько привыкли к такой палитре, что не хотят ничего менять в своих привычках. А надо бы!

Специальные приспособления для красочных замесов намного удобнее и экономичнее. Бумага впитывает часть краски и быстро сохнет. Вот почему пластмассовые и металлические аналоги намного эффективнее в этом отношении. Кто-то любит керамические и стеклянные палитры. Но эти помощницы только для очень аккуратных художников, что большая редкость в среде творческих людей.

Мы перебрали почти все известные материалы, но не затронули самый древний и наиболее популярный до наших дней. Вы конечно догадались, что это дерево. Деревянные палитры до сих пор надёжно служат большинству из живописцев. Давайте рассмотрим основные качества таких инструментов, на которые стоит обратить внимание при их выборе.

  • Порода. Имеется в виду порода древесины из которой изготовлена палитра. Обычно берутся лёгкие, но прочные сорта дерева: яблоня, груша, бук, берёза.
  • Форма. Обычно это прямоугольник или овал. Для удобства в одном из углов делается отверстие для пальца, чтобы было удобно её держать.
  • Поверхность. Должна быть хорошо прошлифована, без дефектов и коррозии.
  • Грунтовка. Деревянную палитру можно пропитать растительным маслом или обработать клеевым раствором. После этого её хорошо просушивают. Чтобы не покоробилась, на время сушки кладут под пресс.

Итак, вы обзавелись отличной подругой, с которой готовы и в огонь, и в воду, но пока не знаете как ею пользоваться. Здесь нет точных правил. Каждый со временем вырабатывает свою манеру применения палитры. Однако, большинство признанных мастеров заметило, что общепризнанные принципы ещё никому не повредили. Давайте их тоже повторим:

  • Использовать не очень много красок. Обычно для создания насыщенного произведения достаточно 6-8 основных цветов.

  • Располагать их на поверхности лучше всего в спектральной последовательности на расстоянии друг от друга, чтобы смешивать с другими цветами в промежутках.
  • Обязательно хорошо мыть палитру после использования. Можно, конечно, соскребать засохшие остатки краски через неделю, но лучше смыть их пока они ещё свежие. Приучив себя к этому, вам не придётся часто менять, столь необходимый, инструмент.
  • Храните палитру в сухом, тёмном месте, подальше от нагревательных приборов.

Ну вот и всё, что надо знать о нашей героине начинающим живописцам. Смело мешайте краски на ней, помните наши советы и решительно идите к намеченной цели.

Ещё:

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.


Палитра в живописи. Можно ли обойтись без нее?

Распространенные техники живописи

Секреты гармонии в живописи

Палитра в живописи. Можно ли обойтись без нее?

Когда мы слышим слово «палитра», в нашем воображении предстает образ художника, который совершает некий магический обряд с красками, в результате чего появляются новые цвета. И действительно процесс смешивания красителей впечатляет, особенно, когда при сочетании двух совершенно разных оттенков рождается не похожий ни на один из них третий.

Читайте также:  Рост и вес ребенка в 2 года 7 месяцев

Можно смешивать и большее количество красок в разных соотношениях, что позволяет художнику получать любую цветовую тональность, которую способен воспринять человеческий глаз. Таким образом, палитра является одним из главных атрибутов художника, использующего стандартные методы письма. Однако есть альтернативный и, как показывает практика, более эффективный способ получения новых оттенков. Речь идет о технологии, которую применяли художники эпохи Возрождения, чьи картины являются эталоном цветовой гармонии и реалистичности. В чем разница между традиционной методикой и техникой Старых мастеров , и почему именно вторая позволяет точно передавать оттенки и достигать колористического единства?

Виды палитр

В переводе с латыни «paleterum» означает «пластинка» или «дощечка». Однако сегодня палитры изготавливают не только из дерева, но также из пластика, стекла, бумаги холста и других материалов, поэтому каждый может выбрать оптимальный для себя вариант.

Палитра для рисования маслом

Классическая палитра для масляной живописи представляет собой тонкий лист древесины, покрытый лаком. Промышленный вариант – это обладающая легкостью, жесткостью и прочностью фанера, но, если вы решили изготовить палитру самостоятельно, не забудьте залакировать лицевую поверхность. В противном случае масло будет просачиваться в древесину, и краска станет слишком густой, что приведет к неудобствам в работе и ухудшит качество кроющего слоя.

Палитры для акварели и других красок на водной основе

Многие художники, рисуя красками на водной основе, предпочитают в качестве палитры белую бумагу. Краситель хорошо ложиться на бумажную основу, легко смешивается и позволяет увидеть результат, приближенный к тому, каким он будет на полотне будущей картины. Лицевая поверхность листа пропитывается водоотталкивающим слоем, предотвращающим промокание палитры. Кроме того, бумага является одноразовой палитрой, поэтому мыть ее не придется.

Для получения нужного цвета путем смешивания красок на водной основе можно использовать пластик и стекло. Главное преимущество пластиковых и стеклянных палитр – гладкая поверхность, которая легко отмывается. Правда для акварели это не самый удачный вариант, поскольку при смешивании водянистых красок могут образовываться капли. В качестве альтернативного варианта стеклу, пластику и бумаге можно использовать холст, который, следует предварительно закрасить, чтобы нивелировать зернистость.

Размеры палитры

Оптимальный размер палитры составляет 30-40 см. Маленькая поверхность не слишком удобна, так как ее приходится постоянно чистить, чтобы освободить место для новых смесей. Особенно обидно, когда случайно удалишь комбинацию, которую долго и скрупулезно подбирал, и приходится «страдать» заново. Художники, предпочитающие творческий простор, используют дощечки размерами до полуметра, а при работе стоя пользуются двумя палитрами – стационарной, находящейся возле мольберта, и мобильной, которую держат в руке, когда приходится часто подходить картине и отходить от нее.

Недостатки палитры

Несмотря на то, что палитра – достаточно простой инструмент, она играет ключевую роль в работе художника, избавляя его от необходимости покупать огромное количество красок. Чтобы получить альтернативный цвет, достаточно иметь несколько основных красителей – главное подобрать правильные пропорции. На первый взгляд – ничего сложного, но на самом деле это и есть «камень преткновения», не позволяющий передать нужный оттенок.

Проблема заключается в следующем. Во-первых, краски от разных производителей при смешивании дают различную цветовую тональность. Во-вторых, не существует формулы, позволяющей получить точный цвет. Даже при использовании цветового круга , художнику приходится действовать интуитивно и добавлять красители фактически «на глаз». В-третьих, перенесенная с палитры на полотно краска часто смотрится по-другому, и художнику приходится снова «играться» с цветом, что приводит к грязи. Необходимо обладать природным чутьем и большим талантом, чтобы преодолевать все эти ограничения, поэтому неудивительно, что большинство живописцев даже, потратив десятки лет, не могут разгадать «секрет» смешивания красок.

Получение гармоничных оттенков по технике Старых мастеров

Великие художники эпохи Возрождения никогда не использовали палитру, но их работы поражают реалистичностью, гармонией цвета и тонкой проработкой мельчайших деталей. Как им это удавалось? Неужели они держали тысячи флаконов с красками?

Конечно же нет. Все дело в технологии, существенно отличающейся от традиционных методик, в которых упор делается на краски. Техника старых мастеров – это многослойная живопись, где палитрой является само плотно, а красители смешиваются не физически, а оптически подобно наложению друг на друга цветных стекол. В качестве полупрозрачных слоев выступают имприматура, лессировки, темперные смеси и акварель. Важную роль играет подготовка полотна, работа наждачной бумагой и локальный ввод красок тончайшими слоями без мазков. Только применяя комплексный подход можно получить:

  • точные цвета;
  • интересные цветовые отношения;
  • глубину пространства;
  • реалистичную фактуру;
  • правильный объем.
Читайте также:  Рост и вес девочки в 2 года

Техника старых мастеров предусматривает работу «от пятна» с использованием законов воздушной перспективы , что позволяет писать «живые» картины, которые выгодно отличаются от «искусственных» произведений корпусного письма, где используется палитра. Большинство цветов получаются после проработки полотна темперными смесями, а краски применяются точечно для усиления эффекта и оживления тона. Суть методики описана в книге, посвященной технологии оптических просветов, которая основана на технике Старых мастеров и включает в себя современные приемы, инструменты и материалы. Скачать книгу можно бесплатно по этой ссылке .

Палитра для масляных красок. Требования к палитре художника.

Палитра для живописи маслом отличается от палитры для акварели или гуаши, причём значительно. Благодаря специфичности технологии живописи в том и другом случае необходимы разные качества и технические особенности. То есть, палитра выбирается под каждый тип красок своя, в соответствии с определёнными критериями.

Кроме того, каждый художник выбирает палитру под себя, по размеру, форме, тяжести и материалу изготовления. Особенности живописной техники и, например, способы рисования маслом, тоже диктуют свои условия относительно качества палитры для живописи.
Рассмотрим основные критерии выбора палитры для рисования маслом и определим, какую палитру купить и как подготовить палитру к занятиям живописью. Также немного поговорим о культуре палитры художника и о том, как использовать палитру для живописи маслом и как её хранить.

Размер палитры.

Желательно выбирать небольшую палитру для первых уроков рисования маслом – размера 20х30 вполне достаточно. Дело в том, что палитры для живописи масляными красками выбираются в соответствии с размером холста. То есть, палитры бывают маленькие, средние и большие. Сразу скажу, что большие палитры – это плоскости размером от 50 см по большей стороне и нужны они для работы на холсте размером от 1 метра. Для небольших этюдов и живописных упражнений до размера 50х60 см включительно, подойдут маленькие палитры. Во всех остальных случаях, можно использовать палитру среднего размера.

Это, во-первых, дисциплинирует художника в использовании рабочего места, во-вторых, продиктовано размером используемых кистей и диапазоном размеров мазков. В-третьих, оптимальную по размеру палитру удобно держать в руке во время сеанса и писать маслом будет легко и технически удобно (рука с палитрой не устаёт, в замесах цвета легко ориентироваться, проба мазка на палитре соответствует мазку на холсте по размеру, качеству цвета, фактуре и т.д.).

Если вы собираетесь осваивать масляную живопись основательно, то стоит приобрести несколько палитр разного размера для разнообразных задач. Также имеет смысл разделить палитры по назначению – для рисования на природе (пленэр), для живописи маслом в студии, а также выделить отдельные палитры для рисования пейзажей и для живописи человеческого тела и портретов. Они будут отличаться не только по размеру, но и по весу и по оставшимся после промывания цветовым вкраплениям в поверхность – по ним можно ориентироваться в следующих работах.

Форма палитры.
Существует 3 классических формы палитры для художников – овал, квадрат и квадрат со скруглёнными углами. При обучении живописи форма палитры особого значения не имеет, а вот художники-профессионалы, приноровившись к какому-то одному типу палитры, отдают предпочтение излюбленной форме.

Для работы с моделью в студии, художнику удобнее использовать овальную палитру – она не ограничивает движения во время сеанса живописи, достаточно удобна технически (краски из тюбиков выдавливаются по периметру палитры, а в середине остаётся довольно много места для смесей) и лёгкая.

Для того, чтобы рисовать маслом на пленэре, удобнее использовать квадратную палитру – она легко входит в этюдник и закрепляется в нём так, что фиксирует тюбики с краской и они не мешают при переноске. Кроме того, квадратную палитру удобно чистить в походных условиях, также она может послужить прочной перекрывающей основой для только что написанного этюда, если её закрепить надлежащим образом над красочным слоем (смотри статью: https://jotto8.ru/blog/plener-maslom-kak-donesti-napisannuju-kartinu-do-doma-v-tselosti ).
Палитра в виде прямоугольника со скруглёнными углами универсальна, на ней удобнее всего учиться рисовать маслом. Она компактна и комфортна как для работы в мастерской, так и на природе.
Обязательное условие для всех типов палитр – наличие вырезки для руки и отверстия для большого пальца. Обязательно проверьте в художественном салоне, удобно ли вам держать выбранную палитру при классическом захвате. Убедитесь, что скос края соответствует наклону руки (особенно важно для левшей), а края отверстия для большого пальца и выемки под руку округлые и не будут натирать или резать кожу.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам до года

Материал для палитры.
Классическая деревянная палитра – самый лучший вариант. Ни в коем случае не стоит использовать для живописи маслом пластиковую палитру для акварели. Во-первых, для рисования маслом нужна гладкая поверхность, без ячеек и углублений. Во-вторых, пластик пористый, даже если палитра не деформируется под воздействием сильного растворителя при промывании в конце сеанса (что вполне допустимо), то частицы краски проникнут в поры пластика и будут мешать последующим замесам.
Деревянные палитры изготавливают из твёрдых пород дерева (орех, клён, груша). В большинстве своём, это многослойная склейка (фанера), но палитра из цельной древесины удобнее и легче.
В некоторых случаях в качестве палитры используют лист металла или стекло, окрашенное с тыльной стороны в белый цвет. Это не самые лучшие варианты – такие палитры невозможно держать в руке во время занятий живописью, замесы на них выполняются в иной рабочей плоскости по отношению к картинной плоскости (палитра лежит горизонтально, а холст закреплён вертикально на мольберте), а значит по степени освещения они будут сильно отличатся друг от друга (один и тот же замес краски в разных рабочих плоскостях выглядит по-разному), что усложняет процесс подбора оттенков в масле. Кроме того, палитры из стекла хрупки, а из металла – имеют плохую связку с красочным слоем. Их сложнее чистить и переносить с места на место, также они тяжелы.

Профессиональная палитра.
Особенно дотошные живописцы изготавливают палитру под себя самостоятельно. Это нужно максимального удобства в работе и особой технической эстетичности процесса живописи. В этом случае учитываются индивидуальные размеры длины и ширины предплечья, расстояние между большим пальцем и второй фалангой указательного пальца, комфортный вес и т.д. Так называемая палитра Веронезе не только обогащена врезкой для плеча, но и специальным утяжелителем в одном из краёв палитры для оптимального распределения веса, что особенно важно при длительных занятиях живописью. Выглядит она вот так: https://www.facebook.com/svyatoslavbrakhnovacademy/photos/pcb.817704505258529/817703921925254/?type=3&theater .
Но это уже изыски, которые не должны волновать начинающего живописца.

Уход за палитрой для масляных красок.
Новую палитру нельзя использовать сразу – дерево будет сильно впитывать масло, разбавитель и частично пигменты, поэтому смешивать цвета на такой “тянущей” будет неудобно. Деревянную палитру следует подготовить к занятиям живописью – пропитать поверхность веществом, не пропускающим краску. Есть три способа обработки новой палитры:
+ натирание пчелиным воском;

+ покрытие нитра лаком (на 2 слоя);

+ пропитка маслом для живописи или олифой.
После обработки палитра высушивается до тех пор, пока поверхность не станет сухой.
В конце сеанса, когда живопись окончена, с палитры следует счистить все оставшиеся краски и протереть палитру сухой тряпочкой. В этом случае тонкий красочный слой частично распределится по поверхности палитры и придаст ей равномерный серый цвет, что очень хорошо для последующих сеансов живописи (намешивать оттенки цвета на серой палитре лучше и точнее, чем на белой или коричневой – это помогает избежать сильного тонального контраста и позволяет объективно оценить степень тепло-холодности цветов и оттенков). До следующего живописного сеанса палитра высохнет естественным образом и масляная живопись может продолжиться.
Мыть палитру можно (если вы пишете много и она не успевает высохнуть после предыдущего сеанса или если нужно кардинально сменить цветовые отношения) растворителями (скипидар, уайт-спирит). После мытья палитру насухо вытирают хлопчато-бумажной тряпочкой и высушивают. Сушить палитру у источника тепла (батарея, обогреватель и т.д.) не рекомендуется – дерево может рассохнуться, деформироваться, скалываться.
Чтобы убрать с палитры засохшую краску, её следует немного подогреть феном и счистить острым шпателем или мастихином. Размачивать палитру с краской в разбавителе не рекомендуется, чтобы не испортить саму деревянную основу. Также не стоит соскабливать остатки сухой краски ножом – можно деформировать деревянную поверхность.
Засохшую старую краску с палитры удалить можно, для этого потребуется наждачная бумага и электродрель. Будьте аккуратны, не заденьте саму деревянную поверхность. Если всё же старые краски удалось удалить с палитры вместе с верхним защитным слоем, то следует очистить поверхность палитры от сухого мусора, пыли и частиц краски. А затем придётся снова обработать поверхность палитры пропиткой, как было сказано выше. Срезы старых масляных красок или те места, с которых они были удалены на палитре также обрабатываются пропиткой, иначе палитра будет “тянуть” масло и краски и рисовать маслом будет сложно.

Читайте также:  Рост и вес девочки в 2 года 11 месяцев

Культура палитры.
Обращение с палитрой и правильная её организация и использование очень важно для художника. К этому стоит отнестись внимательно и сразу приучить себя правильно распределять краски на палитре и организовывать сам рабочий процесс живописца. Выработанные строгой дисциплиной условия и нормы облегчат процесс рисования и сделают масляную живопись приятным благодатным процессом.
Держать палитру нужно в нерабочей руке хватом снизу (чтобы она не соскальзывала, в ней вырезаны отверстие под большой палец и углубление для остальных пальцев ладони). Маслёнка прикрепляется к палитре специальным зажимом – она не должна “ездить” и скатываться. Держать палитру в руке удобно, к этому просто нужно привыкнуть. Особенно это важно при рисовании стоя за мольбертом, когда художник постоянно отходит от картины на небольшое расстояние для уточнения и общего анализа.
Пробы краски делаются у края палитры так, чтобы приложив палитру к холсту можно было понять, нужный ли цвет получился в замесе. Для этого также удобнее держать палитру в руке постоянно, всё занятие живописью. Краски смешиваются посередине плоскости палитры в любом удобном месте – проба цвета выносится на край (мазок краски кладётся в самый край), чтоб приложив цвет к цвету можно было почувствовать разницу и внести изменения цвета по мере надобности.

Краски на палитре распределяются вдоль её верхнего края последовательно – от светлой к тёмной. Есть разные версии организации красок на палитре:

1) краски выкладываются на палитру слева направо (от белого, через светлые тёплые, коричневые, зелёные, холодные к чёрному);

2) краски выдавливаются на палитру справа налево в той же последовательности;

3) по верхнему краю палитры распределяются тёплые оттенки красок от светлого к тёмному (белила, лимонный, жёлтый оранжевый и т.д.), по правой боковой стороне – холодные оттенки от светлого к тёмному.

Выбор за вами. Старайтесь сразу приучить себя к какой-либо стандартной организации красок на палитре, это помогает легко ориентироваться в замесах и находить нужные сочетания цветов и оттенков максимально быстро. Выдавливать краску из тюбика прямо на середину палитры не рекомендуется, так как места для смешения оттенков будет мало, а использовать 2 палитры одновременно не удобно.

Правильная и хорошо организованная палитра – первый помощник начинающего живописца. Именно с таких основ начинается обучение масляной живописи, в том числе и в нашей художественной школе. Поэтому на вопрос, с чего начать рисовать маслом?, я обычно отвечаю с качественных красок, правильно подобранных кистей и верной палитры. Рисовать маслом с нуля научиться можно, но для этого стоит провести серьёзную подготовительную работу, по выбору и организации палитры, например. Ведь качественные материалы и инструменты – это уже полдела.

Пусть ваши картины маслом радуют глаз, а процесс живописания будет лёгким и радостным!

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂

Екатерина Крюкова — художник-педагог во втором поколении, член Союза художников России, член Международной Федерации Искусств UNESCO, участник и лауреат многочисленных выставок в России и за рубежом. Подробнее >>>

Какую выбрать палитру для живописи маслом?

Какую палитру выбрать?

Палитра для художника — неотъемлемый помощник в создании шедевра. Ведь именно благодаря палитре можно создать не просто цвета, а оттенки краски. Палитры используются для смешивания масляных, акварельных, темперы, акриловых красок…
Скорее всего, если Вы увлекаетесь живописью Вы знаете что такое палитра. Давайте рассмотрим какие бывают палитры и какие у них качества.
Прежде всего расскажу Вам о разных палитрах для масляной живописи.

Палитра для живописи должна быть плоской, тонко и легкой.

Думаю, все понятно:

— плоской чтобы удобно было смешивать краски,

— тонкой чтобы удобно было переносить и брать с собой на пленэр,

— легкой палитра должна быть обязательно, ведь положив ее в этюдник Вы недолжны чувствовать ее веса (художник может пройти до десяти дополнительных километров в поисках хорошего пейзажа).

Палитры для рисования бывают, из разных материалом:

Деревянная палитра

Палитры из дерева наиболее часто используемые среди художников. Деревянная палитра удобна, легка и довольно долговечна. На таких палитрах пишут художники как в студиях, так и на пленэре (деревянная палитра неотъемлемая часть этюдника). На деревянной палитре удобно смешивать краски, ее легко чистить, но после покупки обязательно загрунтуйте свою палитру чтобы дерево не тянуло масло из красок. Для этого вскройте палитру масло в 2-3 слоя, с обязательным полным высыханием каждого слоя. После этого Ваша палитра готова.

  • даже если вы купили загрунтованную деревянную палитру все равное вскройте ее маслом.
  • деревянная палитра может деформироваться от влаги (даже если загрунтована маслом).
  • палитра из дерева может принять небольшой изгиб если она не лижит горизонтально, а стоит под углом (опирается на что-то).
Читайте также:  Рост и вес девочки в 1 год 8 месяцев

Палитра из пластика

Пластиковые палитры — это уже новшество, которое подарило нам современное время. Данные художественные палитры отличаются особой тонкостью и легкость. Из плюсов это то что ее не нужно грунтовать и очень легко держать в руке. Часто в таких палитрах есть даже ячейки для разных красок.

  • пластиковые палитры очень легкие, за счет чего на пленэре ее легко может снести ветром.
  • от влаги палитра из пластика конечно не пострадает, но вот хранить ее совету Вам в месте где не попадают прямые солнечные лучи. За длительное время это может деформировать пластик.

Бумажная палитра для масляных красок.

Удивлены? Да-да, бумажные палитры завоевывают свой авторитет среди современных художников. Это вовсе не та бумага, которая часто используется для акварельных красок. По сути это блокнот с бумажными листами, которые являются одноразовой палитрой. Лицевая сторона каждого листа имеет покрытие которые не дает бумаге промокать и тянуть масло из красок. Бумажная палитра продается по 36-40 листов. Минусом такой палитры является то, что блокнот стоит обычно как деревянная палитра, а то и дороже, но ха комфорт нужно платить.

  • лицевая сторона бумажной палитры конечно водоотталкивающая, а вот тыльная сторона, может вбирать в себя влагу, что обязательно даст «волнистость» бумаге даже после высыхания. Это больше относится к ее хранению, не советую хранить ее в помещениях с высокой влажностью.

Палитра из холста?

Именно! Небольшой холст может служить отличной палитрой. Не смотря на то что холст за частую загрунтованный (если вы его покупаете, а не делаете самостоятельно), его все же стоит доработать чтобы палитра была полноценной, просто смешайте на нем разные краски по всей поверхности (кажется у Игоря Сахарова есть видео как это сделать). Это необходимо для того чтобы уменьшить структурность зерна холста, после «закрашивания» палитры из холста дайте ей полностью высохнуть и Ваша «палитра-холст» готова. Не советую брать совсем маленькие холсты для палитры, ведь Вам понадобится место не только для того, чтобы разместить краски, а еще и место для их смешивания.

Бывает, что художники используют палитры из других материалов (крайне редко, за частую если нет под рукой палитры, а порисовать хочется). Это такие нераспространенные материалы для палитры: стекло, металл, картон. Картон кстати тоже нужно грунтовать, можно просто клеем ПВА в несколько слоев.

Также стоит сказать, что палитры бывают: круглая, овальная, квадратная, прямоугольная.

Честно сказать палитры каждый художник подбирает под себя сам. Лично мне нравится дома использовать палитру из холста, а на пленэре деревянную палитру. Выбирайте и Вы, ту которая понравится именно Вам.

Эжен делакруа

Вы обращали когда-нибудь внимание на палитры известных художников?

Если присмотреться, то можно рассмотреть в этих измазанных дощечках и почерк мастера, и его отношение к живописи. Не случайно поэтому на некоторых выставках вместе с картинами можно встретить и палитры.

Они достоверно передают не только цветовую гамму, но и манеру письма того или иного художника.

Так палитра Клода Моне описывается как яркая и богатая. А вот палитру Рембрандта можно охарактеризовать как простую, с минимальным набором красок. Ренуар же в силу свой аккуратности и экономности, всегда имел начисто вытертую палитру.

К слову, немецкий фотограф Маттиас Шаллер создал уникальный фото-проект «Das Meisterstück» («Шедевр»). Автор запечатлел более 70 палитр известных художников девятнадцатого и двадцатого века.

Какими бы красками вы не писали (масло, акрил, акварель, гуашь, темпера), палитра станет вашем верным помощником в получении нужного оттенка цвета.

Палитры для масляной живописи делают из разных материалов (дерево, пластик, бумага, холст). Давайте коротко рассмотрим каждую из них.

Читайте также:  Рост и вес ребенка в 6 лет

Палитра деревянная

Деревянная палитра – это классика. Ранее деревянные палитры изготавливали из цельной древесины. Сейчас, как правило, для этого используют фанеру.

Деревянная палитра – неотъемлемая часть этюдника.

Она удобна в использовании и прослужит долго, если правильно подготовить ее.

Дело в том, что масло, уходя из краски в деревянную поверхность, делает ее (краску) более густой. Это неудобно в работе и не лучшим образом отразится на качестве красочного слоя в будущем. Поэтому:

  1. Обращайте внимание, чтобы поверхность палитры была покрыта лаком. Гладкое лаковое защитит поверхность от впитывая масла. Кроме того, палитру будет легче чистить.
  2. Если палитра не покрыта лаком, самостоятельно залакируете ее или прогрунтуйте маслом (достаточно 2-3 слоев, каждый новый слой только после окончательного высыхания предыдущего).
  3. Некоторые художники предпочитают перед работой оборачивать палитру полиэтиленовой плёнкой, закрепив ее с обратной стороны малярным скотчем.

Важно:

  • деревянная палитра деформируется под воздействием влажности (даже если загрунтована маслом)
  • палитра из дерева может изогнуться, если она не лежит горизонтально, а стоит под углом (опирается на что-то)

Палитра пластиковая

Палитра из пластика — это уже изобретение современности.

Такую палитру не нужно грунтовать и очень легко держать в руке.

Часто в таких палитрах уже есть готовые ячейки под краски.

Важно:

  • пластиковые палитры очень легкие, поэтому на пленэре их может сносить ветром
  • от влаги палитра из пластика не портится, но хранить ее лучше, избегая попадания прямых солнечных лучей во избежание деформации пластика

Палитра бумажная

Бумажные палитры достаточно популярны у художников.

По сути это альбом с бумажными листами, которые являются одноразовой палитрой.

Согласитесь, очень удобно – не нужно заморачиваться потом с отмыванием палитры. )

Лицевая сторона такого листа покрыта специальным водоотталкивающим слоем, который препятствует промоканию палитры.

Бумажная палитра продается по 36-40 листов. Правда такой блокнот стоит не дешевле деревянной палитры (а зачастую и дороже).

Важно:

  • Обратная сторона такой палитры может впитывать влагу, что обязательно даст «волнистость» даже после высыхания. Поэтому лучше не хранить такие палитры в помещениях с большой влажностью.

Палитра из холста

Холст так же может справиться с задачей палитры!

Несмотря на то, что холст за частую загрунтованный, его все же стоит “усовершенствовать”.

Для этого достаточно смешать на нем разные краски, заполнив всю поверхность.

Этот простой прием уменьшит первоначальную структурность зерна и подготовит палитру-холст к работе.

Мы рассмотрели основные виды палитр. Однако художники – народ изобретательный:) И в качестве палитры использую самые разные материалы!

Например, стекло, металл, картон. Картон кстати тоже нужно грунтовать. Для этого вполне подойдет клей ПВА.

С масляными палитрами разобрались? Теперь давайте отдельно поговорим о палитрах акварельных.

Посмотрите это видео, где я подробно рассказываю и показываю свои палитры для акварели!

палитрА для акварели: какую выбрать?

Запись эфира длится 27 минут, непосредственно о палитрах говорим до 18-ой минуты:) Для вашего удобства я составила план эфира с указанием хронометража:

01.48 Чем хороша палитра, которая идет в комплекте с набором красок?

03.00 Можно ли пользоваться бумажной палитрой?

06.14 Какую пластиковую палитру брать точно не стоит?

08.04 Главное правило акварельной палитры + несколько моих “любимиц”

12.30 Если вы работаете с большими размерами.

15.18 Что делать, если краски на палитре “скатываются”?

Как очистить палитру?

Рекомендации, как очистить масляную палитру

С бумажной палитрой все очень просто – достаточно оторвать и выкинуть израсходованный слой.

– Чтобы очистить деревянную масляную палитру нужно сначала снять остатки краски мастихином, а потом промыть поверхность растворителем.

Раковину (да и саму палитру) можно помыть потом любым хозяйственным средством для борьбы с жиром. Можно использовать и профессиональные растворители для масляных красок – они имеют более “щадящий” запах (например, художественный уайт-спирит).

После рекомендуется протереть палитру тряпкой.

В случае, если краски засохли, кроме мастихина очистить палитру поможет. чеснок. Чесночный сок размягчит затвердевший слой краски, поэтому его будет проще счистить.

– Если вам не очень хочется чистить палитру и вы предпочитаете ее выбрасывать, то в этом случае удобно будет взять используемый в отделке помещений кусок пластика.

Рекомендации, как очистить акварельную палитру

В случае с акварельными палитрами важно помнить о том, что пластик легко поцарапать. Поэтому не стоит чистить палитру:

  • щеткой с жесткой щетиной,
  • растворителем,
  • порошком всухую (за исключением предварительного замачивания)

С осторожностью стоит использовать и различные виды спирта. Не забывайте в этом случае надевать перчатки, тщательно проветривать помещение. Не лишним будет проверить на небольшом кусочке пластика, как ведет себя спирт.

Читайте также:  Рост и вес девочки в 1 год 8 месяцев

Использование обыкновенного мыла тоже не даст вам желаемого результата. Как быть?

  • Вариант 1: зубная паста

Очень доступный вариант и при этом дает неплохой результат, несмотря на то, что какие-то следы останутся. Для чистки используйте старую зубную щётку.

Этот вариант особенно хорош для стыков, мелких участков и уголков палитры.

  • Вариант 2: меламиновая губка

Такая губка поможет отмыть палитру быстро и без особых усилий. Купить ее можно в хозяйственных и строительных магазинах.

Перед использованием смочите губку водой. Действует она подобно ластику: в процессе использования стирается сама. И не царапает поверхность.

Губка станет отличным помощником, если нужно справляется с большими ровными поверхностями.

Итак, в этой статье мы затронули различные стороны выбора палитры и работы с ней. Надеюсь, данная информация была полезной для вас!

Пишите комментарии и делитесь этой статьей с друзьями!

Зачем нужны цветовые палитры и как ими пользоваться?

Многие рукодельницы знают, что выбрать подходящие цвета для изделия бывает неимоверно сложно. Но есть доступный способ грамотно подобрать цвета для работы и не испытать необоснованных мук творчества.

В этой статье я расскажу о подборе цветовой палитры, раскрою секреты и поделюсь своим опытом

Есть несколько правил для правильного подбора цвета.

Правило 1. Ограничьте количество цветов.

При выборе цвета очень важно соблюдать баланс. При большом количестве используемых цветов баланса достичь почти невозможно. Поэтому существует основное правило «Трех основных цветов», где вам нужно выбрать только 2-3 цвета из палитры, а все дополнительные цвета должны быть их оттенками.

Как построить цветовую схему:

В этом поможет цветовой круг из 12 цветов — это один из главных инструментов для создания цветовых схем.

Стандартные цветовые схемы

Есть несколько принципов подбора цветовых схем, которые будут полезны:
Монохромная (одноцветная) схема. Это самая простая цветовая схема, в которой используются различные оттенки одного цвета. Все оттенки цвета хорошо сочетаются друг с другом и создают успокаивающий эффект. Такие схемы очень хорошо воспринимаются глазом, выглядят элегантно.

Аналоговая схема. В такой палитре используются родственные цвета, то есть те, которые на цветовом круге расположены рядом. Здесь выбирается один доминирующий цвет, а два других дополняют его. Хитрость этой схемы в том, что в цветах варьируется насыщенность, создавая необходимую зрительную нагрузку – можно сделать очень яркое сочетание либо наоборот, использовать оттенки, которые вызовут умиротворение.

Комплементарная схема. Контрастная схема, в которой использованы два противоположных цвета. Эта схема применяется для акцентирования деталей и привлечения внимания. Например, среди зелени яркое красное пятно будет несомненно заметным и сразу притянет все взгляды.

Также существуют кастомизированные палитры или выборочные. Создать такую палитру очень просто – возьмите нейтральную гамму (черно-белая, оттенки черного) и добавьте в нее любой яркий акцент. Такая палитра будет выглядеть свежо и очень эффектно.

Правило 2. Вдохновляйтесь природой.

Самые гармоничные цветовые схемы дарит нам Природа. Это те самые сочетания цветов, которые хорошо воспринимаются человеческим глазом и которые Природа математически точно создала для нас.

Если вы видите красивую «картинку» — сфотографируйте ее и сделайте новую потрясающую цветовую палитру для работы.

Кроме этого можно черпать вдохновение из палитр дизайнеров, например, DesignSeeds регулярно выкладывают в своем блоге невероятные палитры с указанием цветов и вы можете легко подобрать подходящие цвета для нового пледа или открытки.

Правило 3. 60-30-10

Это правило любого дизайнера — пропорция 60% + 30% + 10% поможет гармонично «раскрасить» любое пространство. Эта концепция невероятно проста в использовании: 60% — ваш доминирующий оттенок, 30% — вторичный цвет и 10% — цвет акцента. Идея заключается в том, что вторичный цвет поддерживает основной цвет, но отличается от него насыщенностью. А 10% акцента — это то самое яркое пятно, о котором часто любят говорить дизайнеры Такое соотношение позволяет глазу комфортно перемещаться от одной фокусной точки к другой.

Правило 4. Начинайте с черно-белой гаммы

Когда начинаешь новый проект, так и тянет «поиграть с цветом». Мало того, зачастую именно яркий цвет и становится источником вдохновения (вспомните, как вы стоите перед рядами разноцветной бумаги в магазине и взгляд притягивает какой-то умопомрачительного цвета лист — вы уже видите прекрасную открытку?

Как бы ни было сильно искушение, мы советуем не спешить. Сделайте сначала прототип будущей открытки в оттенках серого (или в других монохромных тонах). Вы увидите общую «картинку» и внедрить в нее другой цвет будет потом несложно.

Читайте также:  Почему ребенок ест козявки из носа и как его отучить от этого?

Правило 5. Не используйте черный цвет.

При подборе цвета для своего проекта никогда не используйте чистый черный цвет. Черный — цвет неестественный, и при размещении его с другими цветами, черный их «задавит». Здесь как раз пригодится Правило 2 — понаблюдайте, ведь в реальности, в природе вы никогда не найдете чистый черный цвет, вам будут встречаться лишь его оттенки.

Правило 6. Используйте цвет для получения эмоций

Творческие люди, как никто другой знают, что цвет может вызывать эмоции и влиять на настроение людей. Поэтому очень важно в вашей работе использовать благоприятные для восприятия цвета. Цвет может как помочь вашему изделию выглядеть выгоднее, так и легко «перечеркнет» всю ценность вашей работы.

Величайший колорист XX века Пьер Боннар сказал: «Цвет не добавляет приятного к дизайну — он его усиливает».

С правилами всё понятно, а как же эти палитры создаются? Инструментов имеется очень много, я хочу рассмотреть некоторые из них, которыми пользуюсь сама.

Необходимые инструменты для создания цветовых палитр

Adobe Color CC — отличный инструмент для поиска, изменения и создания цветовых схем. Каждый цвет на палитре может быть индивидуально изменен, или выбран в качестве базового цвета, с помощью нескольких простых щелчков мыши. Палитры могут быть сохранены и добавлены в библиотеку, и есть ряд готовых цветовых схем, доступных на сайте.
Можно также загрузить свое изображение и «разложить» его на палитры разной яркости и насыщенности.

ColorScheme — похожий инструмент, который позволяет делать более тонкую настройку палитры.

Здесь не получится загрузить свое изображение, но зато можно выбрать цветовую модель (например, смотреть палитру в цветах Pantone, выбрать симуляцию нарушений зрения, и даже найти соответствие цвета ниток мулине в зависимости от производителя!)

Material Design — крутой гайдлайн по подбору цвета. Кроме описания основ подбора и всех необходимых правил можно найти коллекцию цветов, гармонирующих друг с другом.

Coolors — это мощный инструмент для создания цветовых схем. Вы можете просто заблокировать выбранный цвет и нажать пробел, чтобы создать новую палитру. Самое классное в этом инструменте то, что вы не ограничены только одним результатом — можно получить несколько цветовых схем, просто изменив контрольную точку.

Можно загрузить свою фотографию и сделать прекрасную палитру:

И теперь самое интересное) Создали мы палитру, получили цвета, а как же применять их на практике, для подбора цвета пряжи или краски?

Как пользоваться номерами цветов в палитрах?

Это, пожалуй, главный вопрос А ответ будет очень простым.
Во всех цветовых палитрах цвет указывается в виде RGB-цветов, их еще называют WEB-цвета. Обозначаются они обычно комбинацией букв латинского алфавита и цифр, впереди ставится «решетка»:

Из номера такого цвета можно получить аналог в RGB, CMYK или Pantone, а затем подбирать похожие цвета у производителя товаров.

Как это работает

Например, у нас есть прекрасная цветовая палитра от DesignSeeds, где указаны следующие коды цветов:

Нам нужен зеленый, его код в палитре 597B67. В фотошопе переходим в настройки цвета и копируем номер цвета в нужное поле:

Мы видим аналог этого цвета в палитрах RGB (89-123-103) и CMYK (73-47-71-4).
Также можно воспользоваться одним из вышеописанных инструментов. Например, идем на ColorScheme и выбираем раскладку цвета в палитре Pantone — получаем коды цветов в RGB, CMYK и Pantone.

Дальше потребуются данные от производителя. Производители бумаги могут запросить коды CMYK или Pantone и точно подберут цвет бумаги. Для определения цвета краски понадобится Pantone. По ниткам мулине есть в сети довольно обширные справочники по цветам например:

Можно найти подходящий цвет и потом воспользоваться таблицей перевода цветов ниток мулине из одной марки в другую.
Некоторые производители указывают соответствие цвета товара основным цветовым схемам.
Воспользовавшись этими советами вы можете создать собственную цветовую палитру очень легко и успешно использовать ее для создания своих изумительных работ!

А вот пример сочетания цвета в готовом изделии согласно цветовой палитре:

Ссылка на основную публикацию