6 упражнений для развития памяти ребёнка
Мозг человека хранит огромное количество информации. А можно ли сделать так, чтобы данные в нужный момент выпрыгивали из головы, как хлеб из тостера? Рассказываем про методики, которые помогут вашему ребёнку прокачать память.
Упражнение «Цифры и ассоциации»
Возраст: от 5 лет
Что развивает: память, образное мышление.
Выпишите на лист бумаги цифры от 0 до 9. Попросите ребёнка придумать ассоциации к каждой цифре. Например, 8 — снеговик, 6 — дедушка, 1 — крючок, 9 — бабушка.
Потренируйте каждую ассоциацию. Называйте ребёнку цифру, а он в ответ — свою ассоциацию. Важно привязать образ к каждой цифре.
Затем называйте по несколько цифр сразу. А ребёнок должен сложить образы каждой цифры в ситуацию. Например, 861 — снеговик в виде дедушки попался на крючок. Чем абсурдней и ярче ситуация, тем лучше.
А затем подключайте даты жизни известных личностей или важных исторических событий. Например, 988 — крещение Руси, а значит, бабушка танцует с двумя снеговиками.
Упражнение «Таблица Шульте»
Возраст: от 7 лет
Что развивает: периферическое зрение, наблюдательность и внимательность.
Упражнение для развития памяти «Таблица Шульте» — это таблица из квадратов, в которые в случайном порядке занесены цифры от 1 до 25. Нужно взглядом по порядку находить и собирать цифры. Чем быстрее ребёнок справится, тем лучше.
Таблицы можно составлять для ребёнка самостоятельно — просто расчертить лист бумаги — или скачать наш вариант.
Упражнение «Пять спичек»
Возраст: от 7 лет
Что развивает: внимательность, образное мышление.
Для этой игры для развития памяти понадобятся десять спичек и две разные поверхности. Например, обеденный стол в кухне и столешница около плиты.
Ребёнок должен взять пять спичек и бросить их на стол случайным образом. Затем запомнить, как легли все спички, отвернуться к другой поверхности и воспроизвести картинку при помощи оставшихся пяти спичек.
Упражнение «Что вокруг»
Возраст: от 5 лет
Что развивает: внимательность.
Для развития памяти и внимания у детей нужно научить ребёнка подмечать детали. Попросите его закрыть глаза и перечислить всё, что находится в комнате, — расположение мебели, элементы декора, оттенок ковра. Спросите, какой цвет волос или глаз был у учительницы. Или сколько раз по дороге в магазин встретилась кошка. Наблюдательность — это ещё и крутой социальный навык.
Упражнение «Спидкубинг»
Возраст: от 7 лет
Что развивает: стратегическое мышление, мелкую моторику, реакцию.
Спидкубинг — это сборка кубика Рубика на скорость. Такую тренировку на развитие памяти использует Дима Якинто, ученик домашней онлайн-школы «Фоксфорда». При сборке необходимо просчитывать последовательность действий и запоминать алгоритмы. Новички держат в голове около восьми комбинаций, профессионалы — до 200. Стихи и школьные формулы после кубика Рубика — просто легкотня.
Упражнение «Чертоги разума»
Возраст: от 7 лет
Что развивает: образное мышление, внимательность, логику.
Эту мнемотехническую методику развития памяти у детей использовали даже Цицерон и Шерлок Холмс.
Предложите ребёнку представить знакомое пространство — например, дом. Задача — мысленно прогуляться по комнатам и разложить информацию, которую необходимо запомнить, в определённые места. Нужно выбрать несколько опорных образов (телевизор, настольная лампа, холодильник и так далее) и, перемещаясь по часовой стрелке, проложить между ними маршрут. К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемый. Можно не один, а целую цепочку.
Воспроизвести материал будет легче, если представлять, как идёшь по комнатам, в какой последовательности и куда заглядываешь. Количество информации, которую ребёнок сможет запомнить, зависит от размера локации и тренированности.
Шпаргалка: что ещё полезно для памяти
Чтобы получить максимальный результат, нужно следовать методикам развития памяти у детей и придерживаться общих рекомендаций:
- Предложите ребёнку читать вслух, когда нужно что-то выучить. Это помогает сосредоточиться на материале и запомнить его. Чтение вслух должно быть выразительным и эмоциональным. Через эмоции память работает гораздо лучше.
- Следите за сном ребёнка. Согласно некоторым исследованиям канадских и американских учёных, одна из особенностей развития памяти у детей — при недосыпе работа мозга может ухудшаться. Если часто не высыпаться, информация влетает в одно ухо и вылетает из другого.
- Посоветуйте ребёнку задействовать руку, которая не является основной. Например, правши могут начать чистить зубы левой рукой. Левши — взять ложку в правую. Лишь небольшой процент населения земного шара одинаково владеет обеими руками, а это отличная тренировка мозга.
Как развить память у ребенка 6-7 лет?
- Возрастные нормы формирования памяти в 6-7 лет
- Причины плохого запоминания
- Как улучшить?
- Советы психолога
Многих родителей волнует вопрос, как улучшить память ребёнка, чтобы он лучше запоминал учебный материал и не испытывал трудностей при поступлении в 1 класс. Давайте разберемся, как развить память у ребенка 6-7 лет.
Возрастные нормы формирования памяти в 6-7 лет
В этот промежуток времени ребёнок начинает обучение в школе. Из дошкольника он превращается в ученика. По-прежнему ведущую роль играет наглядно-образная память, но уже идёт формирование вербальной мыслительной деятельности.
Малышу всё ещё важна эмоциональная окраска для удержания в памяти нужной информации.
Развивается произвольная память, и младший школьник может запомнить информацию целенаправленно. К 6-7 годам у детей повышается навык самоконтроля. Для перехода знаний из кратковременного хранилища в долгосрочный архив памяти ребёнку требуется повторение заученных сведений.
В силу возраста детям сложно структурировать учебный материал и разбивать его на блоки. У них только начинает формироваться логическое мышление. Мальчики лучше девочек запоминают цифры, но хуже слова. Им легче даётся решение кроссвордов, построение ассоциативных связей.
Причины плохого запоминания
Временное ухудшение запоминания информации в этот возрастной период считается нормой, потому что начало обучения в школе приводит нервную систему к сильному напряжению. Ребёнок боится не оправдать ожидания родителей, опасается насмешек со стороны одноклассников. У него появляется забывчивость и рассеянность. Проблему родители могут решить самостоятельно с помощью специальных упражнений и игр.
Слабая продуктивность запоминания иногда появляется из-за сильного переутомления или болезни. Обеспечьте малыша полноценным питанием. Включайте в его рацион грецкие орехи, шоколад, морскую рыбу, свежие овощи. Эти продукты содержат все необходимые витамины и микроэлементы, способствующие улучшению памяти. Помогает пребывание на свежем воздухе и крепкий сон. При возникновении стойких нарушений в процессе усвоения знаний следует обратиться к психологу или неврологу. Причины могут крыться в интоксикации, гипоксии или полученной черепно-мозговой травме.
Как улучшить?
Есть несколько рекомендаций по развитию памяти семилетнего ребёнка. Ежедневно спрашивайте его впечатления о прошедшем дне. Пусть он извлекает из памяти подробности школьной жизни. Задавайте побольше уточняющих вопросов.
Такой беседой вы сможете укрепить с ним эмоциональную связь, а также поможете ему научиться запоминать информацию, формулировать свои мысли.
Предложите ребёнку найти 10 отличий на похожих картинках из детских журналов. Пусть он фокусирует внимание на мельчайших деталях. Со временем усложняйте задания. Попробуйте ограничить малыша во времени. Отведите 5 минут для поиска отличий.
Медленно произнесите 10 слов и тут же предложите малышу повторить их. Если он перечислит хотя бы 5 из них, то кратковременная память у юного человека работает прекрасно. Воспроизведение 7-8 слов свидетельствует о хорошей долгосрочной памяти. Подобные упражнения улучшают оба вида памяти.
Научите ребёнка создавать ассоциативные ряды. Играйте с ним в ассоциации. Пусть пробует запомнить слова, не связанные между собой логически. Для этого надо создать в воображении образ. Например, слова «книга», «дельфин», «карандаш», «мотоцикл», «часы» можно запомнить с помощью создания ярких образов. Чем насыщеннее образ, тем дольше он удержится в голове: «Открываю книгу и вижу нарисованного дельфина, который неожиданно зашевелился. В этот момент у него изо рта выпал ярко-красный карандаш. Он упал на пол и начал рисовать мотоцикл, у которого вместо фары висел огромный циферблат».
Тренировать память можно с помощью метода ассоциативных связей. Для этого надо найти 10 картинок, соответствующие любым словосочетаниям. Их раздают детям и вслух произносят названия предметов с определением: цветущая сирень, смешной мышонок, озорная девочка, вкусный обед, рычащий тигр, летний вечер, проливной дождь, строгая учительница, мужская дружба, искренняя радость. Затем картинки убирают. Дети занимаются другими делами. Через 30 минут им раздают листки с изображением ранее произнесённых понятий и предлагают их озвучить. Эта техника хорошо подходит для формирования навыка закрепления знаний.
Развить детскую память можно с помощью мнемотехники. Метод Цицерона подходит для запоминания необходимых слов. Каждое понятие прикрепляется к хорошо знакомому предмету, находящемуся в квартире или комнате ребёнка. Слуховую память тренируют чтением вслух интересных книг и стихов, пением и определением посторонних звуков, доносящихся отовсюду. Перед сном разучивайте вместе несложную фразу на иностранном языке или отрывок из стихотворения.
Упражнения
С целью обучения удерживать информацию в голове длительное время надо у детей развивать ассоциативное мышление. Можно делать с ними тренировочные упражнения. Предложите малышу несколько не связанных между собой слов, а он пусть придумает рассказ, где задействует их. Задания на логику формируют умение устанавливать связи между явлениями. Предлагается цепь слов, среди которых нужно найти лишние предметы. Например, «тарелка», «чашка», «холодильник», «блюдце».
Можно предложить малышу графический диктант для развития слуховой памяти. Надо выбрать простой узор и продиктовать. Например, «3 клетки вверх», «2 клетки вправо», «3 клетки вниз», «2 клетки влево».
Обязательно обсудите с дошкольником, что получилось.
Хорошо укрепляют память скороговорки, прочитанные в стихотворном ритме. Заучивание напоминавших стихи скороговорок является своеобразным тренажёром для улучшения дикции, преодоления косноязычия, выработки правильного дыхания, тренировки памяти и внимания, развития воображения и пробуждения творческих способностей.
Научить запоминать буквы можно с помощью развешанных по всей квартире табличек на различных предметах обихода. Например, на шифоньере должна красоваться надпись: «шкаф», на тумбочке – «тумбочка», на табуретке – «табурет». Гласные буквы советуют оформить красным тоном, а согласные – чёрным цветом. В течение дня заостряйте внимание малыша на табличках.
Детям 6 лет необходима внешняя мотивация для закрепления знаний, поэтому обучение предпочтительно проводить в игровой форме. Разложите на столе несколько картинок. Через несколько минут предложите ребёнку отвернуться. За это время поменяйте местами две картинки. Попросите малыша ответить на вопрос, что изменилось. Затем пусть ещё раз отвернётся на несколько секунд. Спрячьте одну из картинок. Малыш должен назвать исчезнувшее изображение.
Эффективны групповые игры. Один из участников внимательно разглядывает товарища. Потом он должен отойти и отвернуться. Ему предлагают назвать всю цветовую гамму, имеющуюся в одежде ранее изучаемого им субъекта.
По принципу снежного кома образуют цепочки слов. Один ребёнок произносит фразу: «Клумба пестрит разноцветными георгинами». Следующий участник должен повторить это предложение и добавить ещё одно слово: «Клумба пестрит разноцветными георгинами, астрами». И так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не собьётся. Отличным результатом считается добавление не менее 20 слов.
Заучивание стихов
Запоминание стихов приносит огромную пользу детской мыслительной деятельности, так как мозг находится в активном развитии. С 6-7 лет ребёнок способен осваивать сложные стихи. Он уже может проанализировать действия персонажей, представить себя на их месте, ответить на вопросы, связанные с содержанием произведения.
К этому возрасту формируется логическое мышление, поэтому дети могут изобразить на бумаге события сюжета. Помогите им почувствовать эмоции поэта. Глубокое яркое впечатление повышает восприятие и запоминание.
Образное оживление стихотворения способствует эффективному запоминанию рифмованных строк. Каждая строфа должна визуально превратиться в яркий образ. Все мысленно созданные картинки надо подчинить определённому ритму. Попробуем «оживить» стихотворение С. Погореловского «Снежная сказка».
Сначала объединяем первые две строчки и создаём красочные образы. Представляем высокие сугробы, над которыми снежные вихри на человеческих ножках лихо пляшут. Дальше воображаем гигантских снегирей. В их клювах виднеются огромные судейские свистки, из которых доносится песня. Завершается стихотворение прорезающими снег коньками. Но их название «снегурки» даёт возможность дать волю фантазиям и представить Снегурочек с ножами в руках. Они разрезают ими лёд на частички, напоминающие коньки.
Не забудьте уделить внимание ритмике.
Советы психолога
Установите чёткий распорядок дня. Не забывайте о прогулках. Получение достаточного количества кислорода улучшает мозговые процессы. Полноценный сон помогает снять нервное напряжение и восстановиться. Обязательно запишите ребёнка в спортивную секцию. Физическая нагрузка развивает мыслительную деятельность, помогает удерживать в мозге большой объём информации.
Никогда не заставляйте ребёнка заниматься через силу. Такие тренировки не принесут никакой пользы. Младшие школьники быстро утомляются, поэтому нужно завершить работу над упражнениями до наступления усталости. Оптимальная длительность занятия – 20 минут.
Упражнения для развития памяти у ребенка приведены далее.
Советы родителям «10 простых способов улучшить память ребенка»
Наталья Янгулова
Советы родителям «10 простых способов улучшить память ребенка»
Плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться. Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель.
Чаще всего такой момент наступает, когда малыш отправляется в школу, и на него сваливается разом огромное количество информации. Однако существуют несложные способы, при помощи которых вы не только сможете улучшить память своего ребенка, но, возможно, и сами избавитесь от забывчивости.
Стоит помнить, что плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться не так уж и сложно.
Способ 1. Спрашивайте, как прошел день ребенка
Каждый вечер просите своего малыша рассказать, как прошел его день. Со всеми мельчайшими подробностями. Это отличная тренировка памяти. Такие монологи помогут вашему ребенку научиться выстраивать хронологию событий, анализировать их.
Сначала рассказ ребенка будет сбивчивым, но со временем его речь станет более связной, он будет вспоминать все больше подробностей и мелких деталей.
Чтобы помочь малышу, можно задавать ему вопросы «А что делала твоя подружка Катя, когда ты играла в доктора?», «Какого цвета на ней было платье?» и т. д.
Способ 2. Читайте с ребенком книги
Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. А когда он научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу.
Пусть книга станет хорошим другом для ребенка. Даже если ребенок не очень хочет, пусть для него обязательным правилом будет чтение нескольких страниц в день какой-нибудь книги. И обязательно просите его пересказать прочитанное и высказать свое отношение.
Способ 3. Играйте с ребенком в слова
Называйте малышу 10 слов и просите его повторить их. Можно выбирать слова определенной тематики (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы есть в комнате и т. д.). Все слова, которые ребенок не назвал, ему обязательно нужно напомнить. Считается, что если малыш 6-7 лет может повторить 5 слов из 10, у него хорошая кратковременная память, а если он называет 7-8 – его долговременная память тоже прекрасно развита.
Для развития зрительной памяти можно выкладывать перед малышом картинки (например, 5-7 штук) и просить запомнить их.
Затем можно убрать одну или две и спросить, чего не хватает, либо перемешать все картинки местами и попросить малыша выложить их в изначальном порядке.
С детьми постарше можно играть в эту игру немного по-другому. Положите перед ними фотографию или картинку со множеством деталей. Пусть ребенок рассматривает ее в течение 15-20 секунд, стараясь запомнить как можно больше подробностей. Затем уберите изображение и попросите его написать на листе бумаги список всего, что он запомнил.
Способ 4. Тренируйте внимательность ребенка
Помните, в журналах нашего детства типа «Мурзилки» были задачки, в которых нужно было найти, чем отличается одна картинка от другой. Такие задания и сейчас можно легко отыскать в книгах по развитию ребенка, коих великое множество. Эти упражнения не только очень увлекательны, но и отлично тренируют память, внимательность и воображение.
Способ 5. Освойте метод Цицерона
Суть этого метода в том, чтобы мысленно расположить предметы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомом пространстве – это может быть собственная комната, чердак или любое помещение, которое ребенок хорошо знает. Главное правило этого принципа запоминания – большие предметы мы мысленно уменьшаем, а маленькие – увеличиваем.
Например, ребенку надо запомнить 5 слов – зонт, медведь, апельсин, бегемот, море, стул.Все эти слова нужно мысленно разместить в комнате: зонт повесить на ручку двери, большой апельсин положить на подоконник, стул поставить перед кроватью, крохотного медведя отправить гулять под цветком на окне, а маленького бегемота – спать на кровати, а море – бушевать в телевизоре. После некоторой тренировки ребенку, для того чтобы воспроизвести цепочку слов, нужно будет всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища.
Способ 6. Научите ребенка методу ассоциаций
Такой способ отлично поможет запомнить информацию, если хаотический набор фактов не желает укладываться в стройную классификацию. Научите ребенка выстраивать взаимосвязи между запоминаемым словом и чем-то очень знакомым и понятным ему. Спросите у малыша, с чем у него ассоциируется то или иное слово или вместе придумайте. Ассоциации могут быть привычными или смешными, знакомыми каждому или понятными только вам и малышу.
Способ 7. Изучайте с малышом иностранный язык
Это прекрасная тренировка для памяти, как и любой новый навык, например, игра на музыкальном инструменте или даже обучение танцам. 10 новых иностранных слов в день или пара простых фраз – запомнить их не отнимет много времени, зато это очень полезно и в будущем этот навык ребенку точно пригодится. И обязательно повторяйте выученное накануне на следующий день.
Способ 8. Отдайте ребенка на спорт
Подружите ребенка со спортом. Казалось бы, где связь с памятью? Однако любые физические нагрузки, особенно на свежем воздухе, стимулируют кровоток и способствуют лучшему кровоснабжению головного мозга, что, в свою очередь благоприятно сказывается и на памяти. Не пренебрегайте прогулками с малышом, чаще проветривайте его комнату, особенно перед сном.
Способ 9. Приучите малыша напрягать память
Самым простым способом развития памяти является тренировка. Звучит банально? Да, но без регулярных нагрузок ничего не получится. А в наш век планшетов, смартфонов и Интернета напрягать память становится все труднее, ведь проще всего поискать что-то забытое на просторах всемирной паутины. И дети овладевают этими навыками едва ли не с пеленок.
Поэтому так важно приучить ребенка, если он что-то забыл, пусть сначала постарается вспомнить самостоятельно, и только если ничего не выйдет в течение нескольких минут, пусть лезет в словарь или Интернет.
Также интересно: Как улучшить память — простые рекомендации восточной медицины
Нужные книги: что почитать детям от 10 до 13 лет
Способ 10. Составьте правильный рацион питания
Конечно, одним правильным питанием хорошую память у ребенка не развить, но есть базовые продукты, в которых содержатся вещества, необходимые для улучшения мозговой деятельности, а значит, и для улучшения памяти.
Поэтому включите в рацион питания своего ребенка:
– да, дети не в восторге от некоторых из этих продуктов, но они хотя бы в небольших количествах должны присутствовать в меню ребенка.
Консультация «10 способов улучшить память ребёнка» Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель. Однако существуют несложные способы, при помощи которых.
Советы родителям гиперактивного ребенка Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия. Активный.
Адаптация ребенка к детскому саду. Советы родителям (законным представителям) “Адаптация ребенка к детскому саду. Советы родителям (законным представителям)” Уважаемые родители, думаю, вы согласитесь с тем, что подсчитать.
Консультация для родителей «Советы родителям гиперактивного ребенка» Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия. Активный.
Некоторые советы родителям будущих первоклассников по обучению чтению ребенка 5–6 лет Ваш малыш подрос. С волнением думаете о новой ступени в его жизни. Начинаете готовить ребенка к школе, в том числе учить его читать. И у.
Советы родителям по сохранению здоровья ребенка Советы родителям Как испортить здоровье с детства: вредные советы Даже самые любящие родители, заботясь о детях, допускают ошибки. Мы собрали.
Советы родителям гиперактивного ребенка. Как определить, имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью Активный ребенок: – Большую часть дня “не сидит на месте”, предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы, но если его заинтересовать.
Советы родителям «Как научить ребенка любить книги» В последнее время во всём мире значительно снизился интерес к книге. Им на смену всё чаще и чаще приходят компьютеры и телевизоры. Книги.
Советы родителям по организации двигательной активности ребенка Движение-это жизнь. Именно движение делает ребенка выносливым, ловким, сообразительным. Но очень часто родителей раздражает и утомляет чрезмерная.
Советы родителям о музыкальном воспитании ребенка Советы родителям о музыкальном воспитании ребенка Музыка создает необходимый энергичный фон для ребенка, помогает ребенку почувствовать.
5 упражнений на развитие слуховой памяти у ребёнка 6–7 лет
Хорошая память — важная составляющая успеха в любом деле. От того, как много и какая именно информация хранится в сознании человека, зависит уровень его эрудиции, его способность быстро реагировать на изменившиеся обстоятельства и оперативно находить эффектные решения нестандартных задач.
Память бывает разная:
- образная;
- семантическая;
- двигательная;
- эмоциональная.
Образная же, в свою очередь, тоже подлежит классификации согласно тому, какие сенсорные органы участвуют в восприятии информационного сигнала. Если информация воспринимается на слух, задействуется слуховая память, важность которой сложно переоценить.
Вы хотите, чтобы ваши дети легко запоминали ваши слова, а в школьные годы демонстрировали отличные успехи в учёбе? Тогда советуем вам взять на заметку 5 несложных упражнений на развитие слуховой памяти ребёнка.
Упражнение 1: «Стоп-слова»
Это игровое упражнение прекрасно развивает слуховое внимание и память.
Назовите ребёнку стоп-слово. Попросите его повторить. А теперь вы перечисляете последовательность любых слов, а малыш, услышав сигнальное слово, должен крикнуть «стоп» или хлопнуть в ладоши.
На базе этого упражнения можно предложить несколько вариаций.
Вариант 1. Объявите тематику, которой будет посвящена последовательность слов, и попросите малыша хлопать каждый раз, когда он услышит неподходящее слово.
Например, тема — цветы:
- мак;
- роза;
- тюльпан;
- гвоздика;
- зебра (хлопок);
- ромашка;
- васильки;
- лютики;
- тыква (хлопок)…
Меняйте темы, отрабатывая тренировку слуховой памяти и знания об окружающем мире одновременно.
Вариант 2. Пусть малыш выберет книжку, которую хочет послушать в вашем исполнении. Откройте рассказ, сказку или стихотворение, которое будете читать, и несколько раз вслух прочитайте небольшое предложение ближе к концу произведения. Ребёнок должен запомнить эту фразу, а во время прослушивания обратить на неё внимание, хлопнув в ладоши или крикнув слово «стоп».
При чтении никак не акцентируйте внимание на заветной фразе. Если малыш заслушался и забыл подать оговорённый сигнал, дочитайте текст до конца, а потом напомните и обсудите задание.
Упражнение 2: «Великолепная десятка»
Назовите 10 произвольных слов. Произносите их чётко, медленно, делая между ними небольшие паузы. Попросите ребёнка повторить всё, что ему удалось запомнить с первого раза.
Повторите «великолепную десятку» ещё раз, а ребёнок должен называть те слова, которые забыл в первый раз.
Ещё раз произнесите «десятку», а через час малыш должен вспомнить всё, что удалось удержать в памяти за этот период.
Это упражнение для развития слуховой памяти у дошкольников тоже можно разнообразить:
- можно повторять слова за взрослым в любом порядке (что удалось вспомнить);
- все слова надо называть строго в том порядке, в котором их произносит взрослый;
- взрослый называет слова произвольно, а ребёнок должен упорядочить их в алфавитном порядке;
- слова для «великолепной десятки» можно выбирать произвольно или по одной тематике (цвета, фигуры, столицы, посуда и т.п.);
- прочитайте «великолепную десятку» один раз, а затем повторите её, но добавьте лишнее слово (конечно, добавлять его лучше в середине последовательности), а малыш пусть ищет затесавшегося новичка;
- прочитайте «десятку», а затем повторите последовательность, «забыв» назвать одно слово. Сможет ли ребёнок вспомнить «пропажу»?
Упражнение 3: «Цифровая цепочка»
Игра-упражнение отлично развивает слуховую память, хотя на первый взгляд может показаться очень простой для ребёнка 6–7 лет. Но не торопитесь сразу усложнять правила. Любая тренировка, будь то тренировка мускулатуры, интеллекта, внимания или памяти, должна проходить от малого к большему.
Итак, назовите произвольно 3 числа. Ребёнок должен их повторить. Это легко, если называть числа в пределах первой десятки. Если малыш отлично справляется с заданием, давайте повышать уровень сложности:
- Называйте двузначные и трехзначные числа, а если и так справляться с заданием очень легко, увеличьте количество разрядов.
- Постепенно увеличивайте количество чисел в цепочке.
- Пусть малыш слушает цепочку в прямом порядке, а называет в обратном. Это уже более серьёзное упражнение. Его можно предложить не только дошкольникам и младшеклассникам, но и взрослым, которые хотят тренировать свои способности к запоминанию информации на слух.
Упражнение 4: «Цветные истории»
Чтобы включить это упражнение в развивающие занятия с ребёнком 6–7 лет, придётся немного подготовиться. Найдите подходящую по возрасту картинку-раскраску и составьте по ней небольшой рассказ, в котором упоминаются цвета нарисованных предметов. Положите перед ребёнком раскраску и цветные карандаши. Предупредите, что сейчас надо будет внимательно послушать историю и разукрасить рисунок так, как описано.
Чтобы проверить, насколько внимателен малыш и как хорошо у него получается запоминать аудио информацию, придумайте рассказ, в котором цвета использованы неожиданно.
В зелёном небе из-за красной тучи выглянуло весёлое синее солнышко. Оно послало свои лучики на землю, согрев синие листики старого дуба, лепестки цветика-семицветика и молодую красную травку. Все радуются солнышку. Рад ему и розовый котёнок, и салатовый щенок, и даже маленький фиолетовый кролик прыгает от радости, что увидел тёплое весеннее солнышко.
Упражнение 5: «Графический диктант»
Мы уже писали о том, что собой представляют графические диктант и в чём их польза для развития дошкольника. Почитать наши материалы на эту тему можно тут и тут. В рамках сегодняшней темы нас интересует возможность использования занимательного рисования для развития слуховой памяти. Для этого выбирайте достаточно простые узоры, но диктуйте ребёнку схему не поэтапно, а сразу небольшим алгоритмом.
- 2 клетки вверх;
- 1 клетка вправо;
- 2 клетки вниз;
- 1 клетка влево.
Что получилось? Обсудите с ребёнком результат. Не забудьте похвалить за старание, а если что-то не удалось, объясните, в чём ошибка, и помогите её исправить.
Как ещё можно развивать слуховую память ребёнка:
- учите с ребёнком стихи;
- читайте вслух интересные сказки и просите малыша пересказать, что он запомнил;
- чаще играйте в полезные и увлекательные словесные игры;
- слушайте детские песенки, а в свободное время пойте их весёлым семейным ансамблем;
- предложите ребёнку дома или на улице прислушаться к миру звуков, определяя, какие источники вносят свой вклад в общий звуковой фон.
Пусть ваши занятия с маленьким непоседой приносят и пользу, и удовольствие. Счастливого вам родительства, друзья!
Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:
Развитие и особенности памяти детей 5-7 лет
статья (старшая, подготовительная группа)
Рекомендации для родителей по развитию и особенностях памяти детей 5-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_roditeley_-_pamyat.docx | 29.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Кононенко Л.В. Рекомендации о развитии и особенностях памяти у детей 5-7 лет
Рекомендации для родителей
Воспитатель ГБДОУ №27 Центрального района города Санкт-Петербурга
Кононеко Людмила Викторовна
Рекомендации о развитии и особенностях памяти у детей 5-7 лет
У детей 5-7 лет преобладает непроизвольная память , при которой отсутствует сознательно поставленная цель. Память ребёнка этого возраста – это его интерес. Ребёнок легко и надолго запоминает то, что вызвало у него непосредственный интерес, что привлекло его своей яркостью, необычностью, то, с чем ребёнок непосредственно действовал (конструировал, перекладывал). Если предметы при этом ещё и называются, то эффективность запоминания значительно увеличивается.
Психолог П.И. Зинченко, исследовавший непроизвольное запоминание у детей 5-7 лет, установил, что продуктивность непроизвольного запоминания увеличивается в том случае, если задание, которое предлагается ребёнку, предполагает непросто пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале, выполнение мыслительных операций (например, придумывание слов, установление конкретных связей и т.д.)
Но механизмы памяти детей этой возрастной группы не исчерпываются непроизвольным запоминанием. К 6-7 годам в жизни ребёнка появляется важное психологическое новообразование – дети овладевают собственно мнемической деятельностью, у них возникает непроизвольная память .
По степени развития произвольной память у детей 5-7 лет З.И. Истомина предлагает выделять три уровня:
- отсутствие вычленения цели запомнить или припомнить;
- наличие данной цели, но без применения каких-либо способов, направленных на её осуществление;
- наличие цели запомнить или припомнить и применение мнемических способов для осуществления этого.
Следовательно, дети этой возрастной группы уже достаточно хорошо могут выделить цель запоминания. Это происходит только в том случае, когда ребёнку создают условия, требующие от него активного запоминания и припоминания. Но одного этого недостаточно.
Запоминание детей этой возрастной группы должно быть чем-то мотивировано . Экспериментальным путём была выявлена зависимость вычисления мнемической цели от вида деятельности, которую выполняет ребёнок. Оказалось, что наиболее благоприятными условиями для формирования произвольной памяти являются игровая деятельность и выполнение ребёнком поручения взрослого.
Важным показателем развития произвольной памяти является не только умение поставить цель запоминания и припоминания, но и проконтролировать её выполнение. Психологами было установлено, что к 6 годам возможности самоконтроля в процессе запоминания значительно увеличиваются. Большая часть детей этого возраста успешно используют самоконтроль при запоминании наглядного и словесного материалов. Это очень важно в дальнейшем для успешного овладения учебной деятельностью.
В основе перехода от непроизвольного к произвольному запоминанию лежит повышение регулирующей роли второй сигнальной системы (речи) в поведении ребёнка. Дошкольник постепенно учится подчинять свои действия указаниям взрослого, в частности, его требованиям запомнить тот или иной материал получило подкрепление, приводило к достижению важного для ребёнка результата.
Количественные характеристики мнемической деятельности детей 5-7 лет достаточно высоки.
Большую роль в развитии памяти у ребёнка 5-7 лет играют слуховые и зрительные впечатления. но следует учитывать и то, что двигательные впечатления продолжают существенно влиять на формирование таких навыков, как бег, прыжки. Ребёнок учится умываться, застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. В дальнейшем работа двигательной памяти становится более сложной.
Шести-семилетний возраст очень важен для развития для развития многих двигательных способностей: именно в этом возрасте тренеры проводят отбор детей в секции гимнастики, акробатики, фигурного катания. Двигательная память детей этого возраста позволяет им освоить достаточно сложные движения, выполнять их быстро и точно, с меньшим напряжением, нежели прежде, гибко изменять освоенные движения.
Высокой степени развития достигает у детей эмоциональная память. Но ребёнок запоминает не вообще чувство, а чувство к конкретному человеку, предмету, т.е. эмоциональная память неотделима от образной, наглядной.
Чем меньше ребёнок, тем более непосредственно выступают его чувства, прежде всего удовольствие и неудовольствие от того, что он увидел, сделал, получил. Именно на этих чувствах строится вся система педагогического воздействия. Память на чувства с развитием ребёнка становится несколько другой, как и сами чувства, и причины, их вызывающие.
Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство – это исключительная фотографичность . Дети могут легко заучить наизусть какое-либо стихотворение или сказку. Если взрослый человек, пересказывая сказку, отклоняется от первоначального текста, то ребёнок тотчас же его поправит, напомнит пропущенную деталь.
У детей этого возраста сильно развито механическое запоминание. Однако детям 6-7 лет доступно не только механическое запоминание, но и элементы логического . Этот вид памяти проявляется в том случае, если содержание запоминаемого материала понятно детям. Ребёнок 6-7 лет воспроизводит в среднем из 10 хорошо знакомых слов – 4-8, а из незнакомых всего 1-2 слова.
Основную роль в развитии логической памяти играет процесс обучения . В качестве примера можно привести исследование З.М. Истоминой. Своих испытуемых она обучала тому, как нужно подбирать картинки, чтобы лучше запомнить слова. Среди шестилетних детей, входящих в экспериментальную группу, результаты после обучения приёмам запоминания логических связей выросли в 1,5 раза.
Дети этого возраста могут овладеть приёмами логического запоминания: смысловым соотнесением и смысловой группировкой. Такое обучение должно проводиться в три этапа, в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина:
- этап практического действия (дети учатся раскладывать картинки по группам);
- этап речевого действия (после предварительного ознакомления с картинками ребёнок должен рассказать, какие из них можно отнести к той или иной группе);
- этап умственного действия (на этом этапе распределение картинок по группам осуществляется ребёнком в уме, затем он называет группу).
Когда дети научатся в предъявленном материале определённые группы (например, животных, одежду, посуду и т.д.), относить каждую картинку к определённой группе или обобщающей картинке, подбирать отдельные элементы, тогда переходят к формированию умения применять группировку в целях запоминания.
Хотя у детей в возрасте 5-7 лет преобладает наглядно-образная память, но на протяжении всего этого периода возникает и развивается память словесно-логическая, при воспоминании начинают выделяться существенные признаки предметов.
Важным моментом в развитии памяти дошкольников выступает появление личных воспоминаний . В них отражаются наиболее важные события в жизни ребёнка, его успеха в деятельности, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Так, ребёнок долго помнит нанесённую ему обиду, подарок ко дню рождения, те или иные события (как он вместе с дедушкой прошлым летом собирал в лесу грибы).
Подводя итог, отметим особенности развития памяти у детей дошкольного возраста :
- преобладает непроизвольная образная память;
- память всё больше объединяется с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;
- словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание, расширяет познавательную деятельность ребёнка;
- складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции процесса запоминания сначала со стороны взрослого, а затем и со стороны ребёнка;
- формируются предпосылки для овладения логическими приёмами запоминания;
- развитие памяти включается в развитие личности.
Предлагаем задания, способствующие развитию памяти у детей 5-7 лет:
«Разучи стихотворение» Для развития памяти ребёнка 5-6 лет, особенно слуховой, можно рекомендовать заучивание стихотворений русских поэтов о природе: А.С. Пушкина, А.А. Бунина, А.А.Фета, Ф.И. Тютчева, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова. Разучивание стихотворений следует обязательно сопровождать беседой о временах года, их признаках, это будет способствовать развитию восприятия и мышления у ребёнка, умения сравнивать. Прочитайте ребёнку один раз стихотворение, затем попросите воспроизвести его. Если ребёнок сразу может повторить, то это говорит о высоком уровне памяти. Кроме того, стихи учат чувствовать слово, интонацию, понимать настроение автора, сопереживать.
Развитие памяти у детей 6 лет
Как развивать память у ребёнка? Как развивать внимание у ребёнка? На все эти вопросы вы найдет ответы в данной статье.
Развитие памяти у ребёнка
Память является одной из основных способностей человека и одним из необходимых условий развития интеллекта. Выделяют три типа памяти:
1) наглядно-образную память — помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет предметов;
2) словесно-логическую — преимущественно запоминаются формулы, схемы, термины;
3) эмоциональную — лучше всего сохраняются пережитые чувства.
Кроме этого существует разделение памяти на два вида: кратковременную (материал запоминается быстро, но ненадолго) и долговременную.
Следует помнить, что хорошо и надолго запоминается только то, что хорошо понято. Это означает, что механический способ запоминания хуже, чем осмысленное запоминание.
Люди различаются и тем, какой материал они лучше всего запоминают: бывает память зрительная, слуховая и двигательная (память на движения).
Для каждого возраста характерны свои особенности памяти. В возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память (когда человек прилагает усилия (волю) для запоминания или припоминания). Наряду с преобладанием наглядно-образной памяти возникает и развивается словесно-логическая память.
Развивать память помогают заучивание стихов или сказок и рассказы об увиденном во время прогулок.
Как развивать внимание у ребенка
Рассмотрим определение внимания и рассмотри основные виды внимания.
Внимание — это форма организации познавательной деятельности. Выделяют три основных вида внимания:
1) непроизвольное — возникает как бы само собой, без усилия воли;
2) произвольное — требует от человека волевых усилий для своего возникновения. Оно необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо;
3) послепроизвольное — возникает в процессе обучения или работы как интерес, увлеченность, вдохновение, снимающие волевое напряжение.
Одно из важных качеств внимания — устойчивость. Это способность сохранять долгое время сосредоточенность на одном виде деятельности.
Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. В основном внимание является непроизвольным и остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам.
Психологи говорят, что для формирования произвольного внимания ребенка нужно просить его рассуждать вслух.
Игры для развития памяти и внимания детей
Мы ходили в зоопарк
◈ Эту игру можно проводить с группой детей.
◈ Первый игрок начинает: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра».
◈ Продолжает второй участник игры: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра и слона».
◈ Следующий должен перечислить уже названных животных и назвать нового обитателя зоопарка.
◈ Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не ошибется при повторении названий упомянутых ранее зверей.
Вспомни, как было
Необходимый инвентарь: различные учебные принадлежности, кукла, мягкая игрушка.
◈ Расскажите ребенку историю: «Кукла Лена села за стол делать уроки. Она положила перед собой тетрадь, справа от тетради — ручку, рядом с ручкой — карандаш. Слева от тетради лежит учебник, выше него — счетные палочки. Все было разложено очень аккуратно и удобно. Но прибежал маленький бестолковый щенок и раскидал все учебные принадлежности».
◈ Попросите ребенка все собрать и разложить на свои места. Раскладывая, малыш комментирует свои действия: «Тетрадь лежала в центре стола, ручка — справа от тетради» и т. д.
Запомни и нарисуй
Необходимый инвентарь: картинки, бумага, карандаши.
Вариант 1
◈ Покажите ребенку картинку с несложным изображением. Уберите рисунок и попросите малыша воспроизвести то, что он видел на бумаге.
Вариант 2
◈ Покажите ребенку картинку с недостающими деталями. Убрав картинку, попросите нарисовать то, чего не хватало на картинке, например, на картинке изображена машина без колеса. Ребенок должен вспомнить и нарисовать колесо на отдельном листе бумаги.
Я тоже
◈ Расскажите ребенку какую-нибудь историю. В определенных местах рассказа делайте паузу и хлопайте в ладоши. По этому сигналу малыш должен вставить: «Я тоже», но только в том случае, если действие, о котором идет речь, может выполнить человек. В другом случае ребенок должен промолчать.
— Однажды девочка Лена пошла на речку.
— По дороге она встретила собаку и позвала ее с собой.
— Собаке было весело. Она бежала и виляла хвостом. (Молчит.)
— Подошли они к реке.
— Вдруг темная туча заслонила солнце. (Молчит.)
— Загремел гром. (Молчит.)
— Застучали капли дождя. (Молчит.)
— Девочка спряталась под тентом.
— А собака залезла в кусты.
— Вскоре дождь кончился. (Молчит.)
— Девочка искупалась в реке.
— И они побежали домой.
Съедобное-несъедобное
Игра способствует развитию внимания, знакомит с признаками предметов
Необходимый инвентарь: мяч.
◈ Правила игры: вы кидаете ребенку мяч, называя какой-нибудь предмет. Ребенок должен поймать мяч, если названо съедобное, и отбить мяч обратно, если вы назвали несъедобное.
◈ Можно играть детским коллективом и кидать мяч по кругу.
Кто наблюдательнее?
Игра способствует развитию внимания и восприятия
◈ Правила игры: по очереди называйте предметы с каким-нибудь признаком, например все круглое (сладкое, желтое). Предметы повторять нельзя.
◈ Играть можно большим коллективом. В этом случае тот, кто не вспомнил слово, выбывает из игры.
Кто летает?
Игра способствует развитию внимания, мышления
◈ Правила игры: вы перечисляете различные предметы — одушевленные и неодушевленные. При упоминании летающего объекта вы машете руками, как крыльями.
◈ Ребенок повторяет ваши действия, но при этом он должен быть предельно внимательным, потому что правила игры предписывают вам часто ошибаться и имитировать взмахи крыльями, чтобы сбить его с толку.
Лабиринты и ходилки
Игры способствуют развитию устойчивости внимания
◈ Можно нарисовать самим или купить в магазине готовые. Ходилку, в которой каждый игрок должен добраться до цели, можно нарисовать на обычном альбомном листе.
◈ Для этой игры вам понадобятся фишки (подойдут разные пуговицы) и кубик. Придумайте и обозначьте на дороге к цели различные препятствия, бонусы и задания. Оговорите правила, поставьте фишки на начало игры и ходите, кидая кубик по очереди.
Прогулка в картинках
Игра способствует развитию внимания, восприятия, воображения, памяти.
Необходимый инвентарь: альбом или бумага, цветные карандаши или фломастеры.
◈ Попросите ребенка нарисовать то, что он видел на прогулке. Не помогайте ему рисовать, можно задавать наводящие вопросы, думать вместе. Он обязательно нарисует то, что произвело на него впечатление.
Нарисуй узор
Развивает зрительную память, внимание, мелкую моторику рук
Необходимый инвентарь: картинки с узорами, чистая бумага, ручка или карандаши.
◈ Попросите ребенка посмотреть на нарисованный узор и повторить его на чистом листе бумаги по памяти.
Найди пару
Игра способствует развитию внимания, восприятия, умения сравнивать
Необходимый инвентарь: игрушки (парой), картинки из специальных наборов.
◈ Попросите ребенка посмотреть и найти подходящую пару. Обязательно спросите, почему он так или иначе составил пары.
Найди отличия
Игра способствует развитию внимания, восприятия, умения сравнивать
Необходимый инвентарь: игрушки (парой), картинки из специальных наборов.
◈ Попросите ребенка посмотреть и найти отличия.
«Хлоп» или «топ»
Игра способствует развитию внимания
◈ Правила игры: вы называете различные предметы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если вы назовете животное, или топнуть ногой, если услышит слово «дом».
◈ Более сложный вариант: просите ребенка проделывать какое-либо действие (на ваше усмотрение), если вы назвали предмет, который может быть красного цвета (тонет в воде, не намокает и т. п.).
Будь внимателен!
Игра способствует развитию внимания, навыков самоконтроля
◈ Договоритесь с ребенком, что он повторяет слова, которые вы произносите. Но весь секрет в том, что слова определенной категории повторять нельзя (см. предыдущую игру). Например, нельзя повторять слова, обозначающие посуду.
Найди игрушку
Развивает внимание, умение находить по описанию, умение ориентироваться в пространстве
Необходимый инвентарь: любая игрушка.
◈ Задача ребенка — по описанию найти игрушку, находящуюся в комнате. Одновременно с описанием игрушки можно указать ее месторасположение (например: справа от ребенка).
Посмотри и запомни
◈ На столе поставьте несколько предметов и игрушек. Покажите их ребенку на 10 секунд. После этого попросите ребенка отвернуться и измените расположение предметов на столе, добавьте или уберите какой-нибудь предмет. Поверните ребенка и попросите его повторить первоначальную картину на столе.
◈ Для начала ребенок может просто проговорить, что изменилось. Затем предложите ребенку все предметы вернуть на свои места.
◈ Начинайте с небольшого количества предметов (например, с трех), постепенно увеличивая его.
◈ Меняйтесь ролями с ребенком — нет ничего лучше, чем пример любимой мамы. Родителям, кстати, эта игра тоже очень полезна.
Послушай и запомни
◈ Подберите пять пар связанных друг с другом по смыслу слов, например: туча — дождь, ночь — луна, постель — сон. Предложите ребенку прослушать их два раза. Затем называйте по одному слову из каждой пары. Задача малыша — вспомнить второе слово.
◈ Усложняя задание, увеличивайте количество пар.
Игры на развитие памяти и внимания у детей 6-7 лет
Ребёнок часто отвлекается, переключает своё внимание с одного предмета на другой, не может запомнить предложенную ему информацию. Действительно ли малыш такой невнимательный или ему просто неинтересно на занятиях? На что стоит обратить внимание родителям, и как развить произвольную память ребёнка.
Содержание
- Зрительная память
- Слуховая память
- Обонятельная и осязательная память
- Вкусовая память
Память у ребёнка 6-7 лет развивается очень интенсивно. Дошкольники могут запоминать внушительный объём информации. При этом часто это бывает услышанная реклама, имена любимых персонажей или марки автомобилей, а вот материал, который преподают на уроках, даётся с трудом. Почему так происходит? Всё дело в произвольном и непроизвольном внимании. Всё, что вызывает интерес, запоминается само собой, без особого труда. А то, что требует воспитатель или учитель, основывается на произвольном запоминании. Этот навык необходимо тренировать.
В зависимости от того, как мы воспринимаем информацию, память можно поделить на несколько видов: моторную, образную, эмоциональную и вербальную. В свою очередь, образная память подразделяется на: зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и тактильную. Развивать каждый из видов памяти лучше всего в игровой форме. Предлагаем вам десятки интересных заданий, которые помогут улучшить память ребёнка 6-7 лет.
Игры и упражнения для развития двигательной памяти
Двигательная или моторная память помогает человеку запоминать, сохранять и воспроизводить разные движения. С помощью неё формируются такие умения и навыки, как ходьба, письмо, езда на велосипеде, печатание на клавиатуре, плавание и т.д. Двигательная память работает с самого раннего возраста, когда малыш начинает ползать, вставать, ходить, кушать ложкой, пить из кружки.
Часто этот вид памяти дети применяют в играх, воспроизводя отличительные черты животных или людей разных профессий.
«Слушай и исполняй». Родитель придумывает несколько движений и называет их ребёнку не показывая. Задача малыша – понять, о чём идёт речь, и воспроизвести действия в нужной последовательности. Например: подбеги к столу, попрыгай на одной ноге, подбрось мяч и сделай хлопок, присядь, ляг на спину.
«Повторяй за мной». Ведущий встаёт в центр и начинает показывать комплекс движений под музыку. Ребёнок повторяет за ним. Как только один круг упражнений будет пройден, музыка ускоряется. Нужно продемонстрировать всё тоже, но быстрее.
Увеличиваем скорость до тех пор, пока малыш не начнёт путаться. Чем больше количество движений в комплексе, тем сложнее.
«Лабиринт». Ребёнок становится в любом месте комнаты – это будет «отправная точка». Взрослый диктует ему маршрут: 2 шага вправо, 1 вперёд, 3 назад, 2 влево и т.д. Малыш запоминает указания и двигается в соответствии с ними. В зависимости от того, как ребёнок будет справляться с заданием, можно увеличивать маршрут, дополняя его новыми деталями: прыжками, приседаниями, хлопками.
«Крокодил». Популярная игра для больших компаний. Ребёнок загадывает любое животное. Затем выходит в центр и пробует с помощью жестов и движений описать того, кого загадал. Участники начинают по очереди угадывать загаданное животное. Тот, кто ответит верно, становится на место ведущего. Игра продолжается. Можно усложнить правила, отведя на угадывание определённое количество времени, например, 5 минут.
«Птицы – цветы – деревья». Дайте малышу задание: когда прозвучит название цветка, нужно присесть, если услышал про птицу – взмахни руками, названо любое из деревьев – сделай руки в бок.
Пример для игры: ворона, роза, тополь, колокольчик, синичка, липа, филин, астра, ромашка, воробей, ива, одуванчик, ёлка, цапля, лилия, берёза, василёк.
Игры и упражнения для развития образной памяти
Образная память тесно связана с нашими органами чувств. Соответственно разделяют пять видов этой памяти: зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, тактильную. Развиты они неравномерно.
Одному человеку легче запомнить информацию, слушая её, другому читая, третьему – трогая. Чтобы выяснить, какой вид образной памяти лучше развит у ребёнка, поиграйте с ним в разные игры.
Зрительная память
Такой вид памяти ответственен за хранение и воспроизведение зрительных представлений. Он особенно хорошо развит, к примеру, у художников. Для детей-визуалов отлично подходят всевозможные наглядные пособия. Чтобы развить зрительную память, предлагаем несколько заданий.
«Найди отличия». Одна из самых распространённых игр – поиск отличий на картинках. На двух схожих изображениях есть несколько различных деталей, которые сразу и не заметишь.
Чтобы справиться с заданием, нужно быть внимательным и сосредоточенным. Выбирайте картинки с любимыми героями ребёнка или интересными ситуациями. Дошкольнику 6 лет вполне под силу отыскать порядка 10 непохожих друг на друга элементов. Когда малыш начнёт без труда справляться с заданием, предложите ему картинки с множеством мелких деталей. Можно устроить поиск отличий на время. Подборку заданий можно скачать у нас на сайте по ссылке ниже.
«Чего не хватает?». Покажите малышу рисунок с недостающими элементами, например, дом без окна, автомобиль без колеса или кошку без хвоста. Уберите картинку и предложите ребёнку назвать, какие детали забыл изобразить художник.
«10 картинок». Положите перед ребёнком 10-15 карточек, на которых изображены хорошо знакомые ему предметы. Дайте время всё внимательно рассмотреть. Затем спрячьте карточки, подождите полминуты и попросите малыша вспомнить, что он видел. Так можно проверить работу кратковременной памяти. Если ребёнок назовёт 6-7 предметов, то это хороший результат. Затем дайте посмотреть те картинки, которые остались забыты.
Спустя 10 минут, а потом ещё через час попросите снова назвать карточки. На этот раз начнёт работать долговременная память. Хорошо, если ребёнок вспомнит 7-8 предметов из 10.
«Расставь точки». Подготовьте два квадрата. На одном расставьте несколько точек и покажите ребёнку в течение нескольких секунд. Первый квадрат закройте. Задача ребёнка – расположить точки в том же порядке на втором пустом квадрате.
Слуховая память
Про тех ребят, у которых преобладает слуховая память, часто говорят «схватывает на лету». Для запоминания ребёнку достаточно послушать, о чём говорят, дополнительно просматривать изображения и схемы уже не требуется. Чтобы развить этот вид памяти, предлагаем несколько простых игр.
«Игра в слова». Назовите ребёнку несколько слов и попросите запомнить их. Например: весна, ворона, вечер, вода, ворота, вишня. Предложите воспроизвести слова в том же порядке. Есть ли у них что-то общее? Напиши букву «В».
«Читаем и спрашиваем». Выберите любой рассказ или сказку, интересную ребёнку. Прочтите один абзац или страницу, затем остановитесь и спросите у малыша: «что произошло в истории?», «как зовут главного героя?», «куда отправилась девочка?». Пусть ребёнок попробует рассказать своими словами, о чём вы только что прочитали.
Возможно, сначала малышу будет сложно, помогите ему справиться с заданием и продолжите чтение. Не нужно останавливаться на каждой странице, устраивайте подобные тренировки время от времени. Так ребёнок не утомится и не потеряет интерес к совместному чтению.
«Рассказываем сказку». Все участники игры садятся в круг. Первый человек начинает придумывать историю, произносит 1-2 фразы. После чего ход переходит к следующему по часовой стрелке, тот продолжает рассказ, добавляя свои предложения. Игра длится до тех пор, пока сказка не завершится логически.
«Запретное слово». Такая игра отлично развивает внимательность малыша, его сообразительность. Заранее определите, какое слово будет запретным, например, при ответе нельзя говорить «Нет». Родители задают вопросы, часто с подвохом: «Брюки носят на голове?», «А корова любит конфеты?», «Когда ты ложишься спать, на улице светло?». Задача ребёнка – отвечать «не носят», «не любит», «темно».
Если же малыш собьётся и скажет «Нет», он проиграет. Многим мамам и папам знакомы подобные забавы с детства, к примеру «Да и нет не говорите, чёрное с белым не берите». Пришло время поиграть в них со своими детьми.
«10 цифр». Продиктуйте ребёнку цифры от 1 до 10 в любой последовательности. Задача малыша – постараться запомнить порядок и повторить за вами.
Обонятельная и осязательная память
Тактильная или осязательная память – это умение вспоминать ощущения после прикосновения. Обонятельная – это то, что мы чувствуем, как запоминаем запахи.
«Узнай предмет». Соберите в непрозрачный пакет 10 разных вещей. Это может быть карандаш, губка, пуговица, ключи, игрушка, носок. Ребёнок закрывает глаза и начинает по очереди вытягивать предметы из мешочка. Его задача – без подсказок догадаться, что у него в руках. Когда все предметы будут угаданы, попросите перечислить всё, что было в мешке, в той последовательности, в которой ребёнок доставал вещи.
«Запахи и звуки». Предложите ребёнку представить, что на улице дождливо. Какие образы у него в голове возникают? Попросите рассказать, что он видит. Помнит ли он, как шумит дождь?
А что происходит с природой, когда начинает выглядывать солнышко? Какие запахи чувствует малыш? Можно ли их с чем-то сравнить?
«Что растёт в лесу?». Вам понадобятся ёмкости, в которых будут «храниться» разные лесные ароматы. Например, еловая веточка, сирень, смола. Если природный материал взять проблематично, то для игры вполне можно использовать ароматическую соль. Предложите ребёнку закрыть глаза и мысленно пройтись по лесу. На него нельзя посмотреть, но можно ощутить запахи. Дайте понюхать каждую баночку и определить, какое растение так пахнет.
«Запомни фигуру». Разложите перед ребёнком несколько разных геометрических форм, например, куб, шар, звезду, цилиндр и т.д. Малыш должен с завязанными глазами ощупать их, назвать, что за фигура перед ним и запомнить порядок, в котором они лежат. После чего дошкольник открывает глаза, находит нужные формы и выстраивает их в той же последовательности.
«Тёплый — холодный, сухой — мокрый». Приготовьте несколько предметов, которые будут отличаться качеством: температурой, рельефом, мягкостью. Это может быть кусочек льда, грелка, влажная тряпочка, кусочек сухой ткани, мягкая игрушка, камень и т.д.
Пусть ребёнок потрогает каждый предмет и расскажет, что он собой представляет. Затем закройте ему глаза и предложите потрогать те же вещи, описав их по ощущениям. Например, я взял мокрую и прохладную губку.
Вкусовая память
Этот вид памяти основан на деятельности вкусовых анализаторов и направлен на запоминание вкусов. Для тренировки вкусовой памяти предлагаем следующие игры.
«Вкус фруктов». Попросите малыша представить лимон. Пусть попробует вспомнить, как он пахнет и какой у него вкус. Какие ощущения возникают, если вообразить, что лимон лежит в руке? Предложите нарисовать фрукт.
После чего попросите таким же образом представить апельсин. Чем отличаются фрукты, а чем похожи?
«Я бы съел…». Все участники игры усаживаются в круг. Каждый задумывает что-нибудь съедобное. Затем игроки по очереди описывают этот продукт. Задача остальных – понять, о чём идёт речь.
«У меня на язычке…». Подготовьте фрукты и овощи. Затем завяжите ребёнку глаза, положите ему на язык небольшой кусочек апельсина, банана или морковки. Малыш должен понять, что же у него во рту.
Игры и упражнения для развития эмоциональной памяти
Эмоциональная память отвечает за воспроизведение чувств и эмоций, которые мы испытывали в прошлом при виде конкретного предмета, занимаясь определённым делом. С помощью этого вида памяти человек, вспомнив события из жизни, может заново ощутить эмоции: радость, огорчения или испуг.
Например, когда малыш обжигается об утюг или его кусает собака, то в будущем эти впечатления, как правило, ограничивают его любопытство. Эмоциональная память важна для нравственного воспитания детей. Для совершенствования эмоциональной памяти важно гулять по новым местам. Обращайте внимание малыша на незнакомые запахи, звуки, цвета, ощущения.
«Эмоции персонажей». Для занятия подготовьте несколько картинок с разными эмоциями. Скачать карточки с эмоциями можно у нас на сайте по ссылке ниже.
Разложите их перед ребёнком. Начните читать рассказ. Малыш должен внимательно слушать, в тот момент, когда кто-то из персонажей огорчится или, наоборот, обрадуется, ребёнку нужно поднять соответствующую картинку. Следите за тем, чтобы поднятая карточка верно отражала эмоциональное состояние героя.
Для усложнения игры можно попросить ребёнка самому выдумать историю, в которой персонажи будут испытывать эмоции, показанные на картинках.
«Снежки». Предложите ребёнку вспомнить игру в снежки. Пусть он представит снег, как он хрустит под ногами, блестит на солнышке. Вообразите, что вы делаете шарики из снега и играете. Что малыш чувствует при этом?
«Важное событие». Сядьте рядом с ребёнком и вместе вспомните события прошлого дня. Что вчера было? Что запомнилось больше всего и почему? Какое у тебя было настроение? Затем подготовьте несколько семейных фотографий, которые были сделаны неделю, месяц или полгода назад. Это может быть поездка за город, в гости к бабушке, поход в кино, прогулка по парку и т.д. Спросите, что это за события? Что понравилось, а что огорчило ребёнка?
Важно выбирать те происшествия, которые оставили яркий след. Ведь именно сильные эмоции запоминаются лучше всего. Малыш, рассматривая фотографии, снова будет мысленно переживать испытанные в прошлом чувства.
«Плохое и хорошее». Подберите изображения, которые вызывают положительные и отрицательные чувства. Например, сладости или картинка с мальчиком, который разбил коленку. Затем по очереди показывайте их ребёнку. Малыш должен рассказать о своих эмоциях при виде этих карточек. Когда речь будет заходить об отрицательных чувствах, поинтересуйтесь, как бы ваш ребёнок помог тому, кто нарисован на картинке. Затем предложите ребёнку вспомнить собственные положительные и отрицательные чувства, которые он испытывал в последнее время.
Игры и упражнения для развития словесно-логической памяти
Словесно-логическая память позволяет запоминать, сохранять и воспроизводить логические высказывания, выражения и понятия. Принцип смысловой организации памяти начинает работать в старшем дошкольном возрасте. Именно этому виду памяти отводится одна из главных ролей при усвоении материала в школе.
«Послушай и запомни». Придумайте пять пар слов. В каждой паре слова должны быть связаны логически. Например: море – корабль, туча – дождь, медведь – мёд, краски – альбом, автомобиль – путешествие.
После чего называйте по одному слову из каждой пары, ребёнок должен вспомнить второе слово. Затем поменяйтесь ролями. Чтобы усложнить задание, увеличивайте количество пар.
«Сравни». Придумайте два близких по смыслу предмета, например, цветы – трава, комар – бабочка, кошка – леопард. Попросите дошкольника рассказать, что у них общего, и чем отличаются. Ребёнок в 6-7 лет способен выделять и называть главные признаки предметов.
«Пары картинок». Возьмите 5-6 пар карточек и разложите их перед ребёнком. В каждой паре картинки связаны друг с другом по смыслу. Так, изображение дерева находится рядом с рисунком леса, а резиновые сапоги в паре с зонтом. Пусть малыш в течение 1-2 минут внимательно рассмотрит все карточки и запомнит их. Затем спрячьте один ряд картинок и попросите ребёнка назвать недостающую пару.
«Рисуем стихотворение». Прочтите ребёнку небольшое стихотворение. После чего попросите его изобразить с помощью красок на листке бумаги то, о чём там говорилось. В завершение выучите стихотворение.
«Четвёртый лишний». Перед ребёнком разложено четыре изображения. Три из них объединены по общему признаку, четвёртое отличается. Малышу нужно понять, что в ряду лишнее и почему. Выбор для ребят старшего дошкольного возраста должен соответствовать их знаниям и не быть слишком очевидным.
Например, на карточках изображены четыре животных: зебра, жираф, носорог, корова. Лишней здесь будет корова, потому что это домашнее животное. Другие — животные Африки.
Встречаются и неоднозначные варианты ответов. Если ребёнок может логически объяснить, почему он выбрал тот или иной предмет, это тоже будет правильно.