Как развить память у ребенка 5 лет?

Как развить память у ребенка 5 лет?

  • Методы развития памяти
  • Упражнения и игры
  • Сколько времени тратить на занятия?
  • Рекомендации

Память начинает развиваться с самого рождения, а к 5-летнему возрасту становится образно-эмоциональной. Дети в 5 лет уже способны запоминать не только то, что их заинтересовало, но и то, что их попросили запомнить взрослые. Если же у дошкольника есть проблемы с запоминанием, он не может пересказать небольшой текст, не запоминает буквы или другую информацию, можно улучшить его память с помощью специальных занятий.

Методы развития памяти

Способов и методик развить память у ребенка 5 лет довольно много. Они включают разные упражнения и задания, которые облегчают запоминание, помогают концентрировать внимание, увеличивают объем памяти.

  • Методика Домана. Она предполагает изучение карточек, на которых есть яркие изображения на белом фоне, а под ними – надпись. Когда ребенку показывается карточка, одновременно произносится название предмета или явления. На просмотр одной карточки тратится всего 1 секунда. Сначала дети просто изучают новые карточки, начиная от 5 штук за одно занятие, а позже можно проводить по ним игры, например, объединять изображения по цвету или форме, искать среди них лишнее.

  • Способ Эйдетика. С помощью такой методики стимулируется образное мышление, а ребенок эффективнее запоминает информацию в большом объеме. Детям предлагают придумывать свои истории и подыскивать ассоциации. Благодаря таким играм малыши быстро запоминают картинки, цифры, буквы, новые слова, разные движения.

  • Метод Шичиды. Согласно мнению японского профессора, разработавшего такую методику, развитие разных полушарий мозга должно происходить по-разному, ведь их возможности отличаются. Он предложил специальные упражнения для стимуляции правого полушария, благодаря которым у детей развиваются фотографическая память, отличная интуиция, хороший слух, способности к языкам. В методике используются короткие (до 5 минут) и разнообразные задания.

Упражнения и игры

Одним из самых популярных способов улучшить память считают заучивание стихотворений. Он оправдал себя многолетней практикой, поэтому успешно практикуется в дошкольном и школьном возрастах. Сначала детям предлагают короткие и несложные стихи. Это маленькие стишки на 4 строчки с легкими рифмами, поэтому запомнить их зачастую не составляет труда.

Если с ними все же возникают сложности, помогите ребенку усвоить информацию с помощью зрительной опоры.

К примеру, на каждой строчке нарисуйте несколько символов, по которым малыш сможет воспроизвести стихотворение. Далее усложняйте задачу, подбирая для малыша более длинные стихи, а позже можно попробовать заучивать небольшие тексты.

Хороший эффект дают и игры.

  • «Покупки». Отправляясь с ребенком в магазин, дайте ему задание запомнить ваш список покупок. Для начала называйте 3–5 наименований, а в магазине попросите их вспомнить. Включайте в перечень не только продукты, но и другие товары. Такая игра помогает развить слуховую память.
  • «Слова». Назвав ребенку 10 слов, нужно попросить его повторить то, что ему удалось запомнить. Это тоже одно из заданий для развития слуховой памяти. Хорошим результатом будет повторение 5–7 слов из названных взрослым.
  • «Поезд». Подготовьте изображение паровоза и 4–10 карточек, которые будут служить его вагончиками. На их обратной стороне нарисуйте или наклейте разные предметы. «Подсоедините» несколько вагончиков по очереди к паровозу, называя и показывая их содержимое, после чего переверните карточку изображением вниз. Ребенок должен называть по порядку то, что везут вагоны. Игра будет стимулировать зрительную память.
  • «Танец». Включите музыку и покажите ребенку несколько движений. Например, повернитесь, притопните ногой, подпрыгните, сделайте хлопок в ладоши. Задачей малыша будет повторение всех движений в той же последовательности. Такая игра нацелена на развитие двигательной памяти.
  • «Угадай предмет». Подготовьте несколько знакомых ребенку предметов, не показывая их ему. Попросите кроху закрыть глаза и по очереди давайте ему вещицу, предлагая определить, что попало ему в руки. Во время такой игры будет тренироваться тактильная память.

Сколько времени тратить на занятия?

Специалисты рекомендуют заниматься от 1 до 3 раз в неделю, а если ребенку очень нравятся предложенные вами игры, то можно устраивать их даже каждый день. Так как пятилетние дети могут концентрировать внимание не дольше 25–30 минут, занятия должны быть недлительными. Начните с 5–7 минут в день и постепенно увеличьте длительность до 10–15 минут.

Запаситесь терпением и объясните ребенку задание, пока он не полностью его не поймет. При этом не заставляйте выполнять, ведь это может отбить охоту к обучению.

Если малышу по какой-то причине неинтересно или сложно справиться с упражнением, перейдите к другой игре или ненадолго отложите занятие, но позже постарайтесь вернуться к нему, вызвав у ребенка интерес.

Рекомендации

Если у ребенка плохая память, его можно записать в детские группы развития. В них работают опытные педагоги, которые знают, что делать при проблемах с памятью или вниманием. Однако тренировать память можно и в домашних условиях, создав спокойную обстановку и подготовив интересные задания.

Помните, что для достижения значительных результатов тренировать память следует систематически. Занятия должны быть регулярными, тогда и эффект будет максимальным. Кроме того, постарайтесь равномерно воздействовать на разные виды памяти. И непременно учитывайте, что в 5-летнем возрасте основной развивающей деятельностью для ребенка является игровая.

Используйте для стимуляции памяти разнообразные игры и игрушки, но также помните, что улучшить способности к запоминанию можно не только во время отдельных занятий, но и в быту.

Например, если ребенок ходит в детский сад, вечером спрашивайте его, как прошел день, как зовут его друзей, какие были занятия, что давали на завтрак и на обед и так далее. Это не только развивает память, но и стимулирует речь малыша.

Читайте также:  Рост и вес мальчика в 8 месяцев

Организовывая занятия, возьмите во внимание такие факты:

  • дети лучше запоминают то, что им интересно и понятно;
  • улучшению памяти способствует дополнительная мотивация, например, вы можете устроить соревнование или придумать интересное поощрение;
  • у детей отлично откладываются в памяти события и действия, которые вызвали яркие впечатления;
  • если информация будет использоваться малышом в деятельности, ее запоминание будет более продуктивным;
  • так как середина рассказа усваивается хуже концовки и начала, уделите ей пристальное внимание.

Немаловажно также обеспечить качественную подпитку мозга, чтобы он мог развиваться и хорошо выполнять свои функции. Больше кислорода ребенок будет получать во время активных прогулок, а питательные вещества – из полноценного рациона.

Включайте в меню малыша жирную рыбу, зелень, овощи, каши, фрукты, орехи.

Такие продукты богаты витаминами, жирными кислотами и микроэлементами, которые очень важны для нормального состояния нервной системы.

Выучить с ребенком месяцы вы сможете, посмотрев следующее видео.

Поиграйте в игры кинезиологии.

6 упражнений для развития памяти ребёнка

Мозг человека хранит огромное количество информации. А можно ли сделать так, чтобы данные в нужный момент выпрыгивали из головы, как хлеб из тостера? Рассказываем про методики, которые помогут вашему ребёнку прокачать память.

Упражнение «Цифры и ассоциации»

Возраст: от 5 лет
Что развивает: память, образное мышление.

Выпишите на лист бумаги цифры от 0 до 9. Попросите ребёнка придумать ассоциации к каждой цифре. Например, 8 — снеговик, 6 — дедушка, 1 — крючок, 9 — бабушка.

Потренируйте каждую ассоциацию. Называйте ребёнку цифру, а он в ответ — свою ассоциацию. Важно привязать образ к каждой цифре.

Затем называйте по несколько цифр сразу. А ребёнок должен сложить образы каждой цифры в ситуацию. Например, 861 — снеговик в виде дедушки попался на крючок. Чем абсурдней и ярче ситуация, тем лучше.

А затем подключайте даты жизни известных личностей или важных исторических событий. Например, 988 — крещение Руси, а значит, бабушка танцует с двумя снеговиками.

Упражнение «Таблица Шульте»

Возраст: от 7 лет
Что развивает: периферическое зрение, наблюдательность и внимательность.

Упражнение для развития памяти «Таблица Шульте» — это таблица из квадратов, в которые в случайном порядке занесены цифры от 1 до 25. Нужно взглядом по порядку находить и собирать цифры. Чем быстрее ребёнок справится, тем лучше.

Таблицы можно составлять для ребёнка самостоятельно — просто расчертить лист бумаги — или скачать наш вариант.

Упражнение «Пять спичек»

Возраст: от 7 лет
Что развивает: внимательность, образное мышление.

Для этой игры для развития памяти понадобятся десять спичек и две разные поверхности. Например, обеденный стол в кухне и столешница около плиты.

Ребёнок должен взять пять спичек и бросить их на стол случайным образом. Затем запомнить, как легли все спички, отвернуться к другой поверхности и воспроизвести картинку при помощи оставшихся пяти спичек.

Упражнение «Что вокруг»

Возраст: от 5 лет
Что развивает: внимательность.

Для развития памяти и внимания у детей нужно научить ребёнка подмечать детали. Попросите его закрыть глаза и перечислить всё, что находится в комнате, — расположение мебели, элементы декора, оттенок ковра. Спросите, какой цвет волос или глаз был у учительницы. Или сколько раз по дороге в магазин встретилась кошка. Наблюдательность — это ещё и крутой социальный навык.

Упражнение «Спидкубинг»

Возраст: от 7 лет
Что развивает: стратегическое мышление, мелкую моторику, реакцию.

Спидкубинг — это сборка кубика Рубика на скорость. Такую тренировку на развитие памяти использует Дима Якинто, ученик домашней онлайн-школы «Фоксфорда». При сборке необходимо просчитывать последовательность действий и запоминать алгоритмы. Новички держат в голове около восьми комбинаций, профессионалы — до 200. Стихи и школьные формулы после кубика Рубика — просто легкотня.

Упражнение «Чертоги разума»

Возраст: от 7 лет
Что развивает: образное мышление, внимательность, логику.

Эту мнемотехническую методику развития памяти у детей использовали даже Цицерон и Шерлок Холмс.

Предложите ребёнку представить знакомое пространство — например, дом. Задача — мысленно прогуляться по комнатам и разложить информацию, которую необходимо запомнить, в определённые места. Нужно выбрать несколько опорных образов (телевизор, настольная лампа, холодильник и так далее) и, перемещаясь по часовой стрелке, проложить между ними маршрут. К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемый. Можно не один, а целую цепочку.

Воспроизвести материал будет легче, если представлять, как идёшь по комнатам, в какой последовательности и куда заглядываешь. Количество информации, которую ребёнок сможет запомнить, зависит от размера локации и тренированности.

Шпаргалка: что ещё полезно для памяти

Чтобы получить максимальный результат, нужно следовать методикам развития памяти у детей и придерживаться общих рекомендаций:

  • Предложите ребёнку читать вслух, когда нужно что-то выучить. Это помогает сосредоточиться на материале и запомнить его. Чтение вслух должно быть выразительным и эмоциональным. Через эмоции память работает гораздо лучше.
  • Следите за сном ребёнка. Согласно некоторым исследованиям канадских и американских учёных, одна из особенностей развития памяти у детей — при недосыпе работа мозга может ухудшаться. Если часто не высыпаться, информация влетает в одно ухо и вылетает из другого.
  • Посоветуйте ребёнку задействовать руку, которая не является основной. Например, правши могут начать чистить зубы левой рукой. Левши — взять ложку в правую. Лишь небольшой процент населения земного шара одинаково владеет обеими руками, а это отличная тренировка мозга.
Читайте также:  Пластилин-песок для детей

Советы родителям «10 простых способов улучшить память ребенка»

Наталья Янгулова
Советы родителям «10 простых способов улучшить память ребенка»

Плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться. Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель.

Чаще всего такой момент наступает, когда малыш отправляется в школу, и на него сваливается разом огромное количество информации. Однако существуют несложные способы, при помощи которых вы не только сможете улучшить память своего ребенка, но, возможно, и сами избавитесь от забывчивости.

Стоит помнить, что плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться не так уж и сложно.

Способ 1. Спрашивайте, как прошел день ребенка

Каждый вечер просите своего малыша рассказать, как прошел его день. Со всеми мельчайшими подробностями. Это отличная тренировка памяти. Такие монологи помогут вашему ребенку научиться выстраивать хронологию событий, анализировать их.

Сначала рассказ ребенка будет сбивчивым, но со временем его речь станет более связной, он будет вспоминать все больше подробностей и мелких деталей.

Чтобы помочь малышу, можно задавать ему вопросы «А что делала твоя подружка Катя, когда ты играла в доктора?», «Какого цвета на ней было платье?» и т. д.

Способ 2. Читайте с ребенком книги

Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. А когда он научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу.

Пусть книга станет хорошим другом для ребенка. Даже если ребенок не очень хочет, пусть для него обязательным правилом будет чтение нескольких страниц в день какой-нибудь книги. И обязательно просите его пересказать прочитанное и высказать свое отношение.

Способ 3. Играйте с ребенком в слова

Называйте малышу 10 слов и просите его повторить их. Можно выбирать слова определенной тематики (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы есть в комнате и т. д.). Все слова, которые ребенок не назвал, ему обязательно нужно напомнить. Считается, что если малыш 6-7 лет может повторить 5 слов из 10, у него хорошая кратковременная память, а если он называет 7-8 – его долговременная память тоже прекрасно развита.

Для развития зрительной памяти можно выкладывать перед малышом картинки (например, 5-7 штук) и просить запомнить их.

Затем можно убрать одну или две и спросить, чего не хватает, либо перемешать все картинки местами и попросить малыша выложить их в изначальном порядке.

С детьми постарше можно играть в эту игру немного по-другому. Положите перед ними фотографию или картинку со множеством деталей. Пусть ребенок рассматривает ее в течение 15-20 секунд, стараясь запомнить как можно больше подробностей. Затем уберите изображение и попросите его написать на листе бумаги список всего, что он запомнил.

Способ 4. Тренируйте внимательность ребенка

Помните, в журналах нашего детства типа «Мурзилки» были задачки, в которых нужно было найти, чем отличается одна картинка от другой. Такие задания и сейчас можно легко отыскать в книгах по развитию ребенка, коих великое множество. Эти упражнения не только очень увлекательны, но и отлично тренируют память, внимательность и воображение.

Способ 5. Освойте метод Цицерона

Суть этого метода в том, чтобы мысленно расположить предметы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомом пространстве – это может быть собственная комната, чердак или любое помещение, которое ребенок хорошо знает. Главное правило этого принципа запоминания – большие предметы мы мысленно уменьшаем, а маленькие – увеличиваем.

Например, ребенку надо запомнить 5 слов – зонт, медведь, апельсин, бегемот, море, стул.Все эти слова нужно мысленно разместить в комнате: зонт повесить на ручку двери, большой апельсин положить на подоконник, стул поставить перед кроватью, крохотного медведя отправить гулять под цветком на окне, а маленького бегемота – спать на кровати, а море – бушевать в телевизоре. После некоторой тренировки ребенку, для того чтобы воспроизвести цепочку слов, нужно будет всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища.

Способ 6. Научите ребенка методу ассоциаций

Такой способ отлично поможет запомнить информацию, если хаотический набор фактов не желает укладываться в стройную классификацию. Научите ребенка выстраивать взаимосвязи между запоминаемым словом и чем-то очень знакомым и понятным ему. Спросите у малыша, с чем у него ассоциируется то или иное слово или вместе придумайте. Ассоциации могут быть привычными или смешными, знакомыми каждому или понятными только вам и малышу.

Читайте также:  Рост и вес ребенка в 4 года

Способ 7. Изучайте с малышом иностранный язык

Это прекрасная тренировка для памяти, как и любой новый навык, например, игра на музыкальном инструменте или даже обучение танцам. 10 новых иностранных слов в день или пара простых фраз – запомнить их не отнимет много времени, зато это очень полезно и в будущем этот навык ребенку точно пригодится. И обязательно повторяйте выученное накануне на следующий день.

Способ 8. Отдайте ребенка на спорт

Подружите ребенка со спортом. Казалось бы, где связь с памятью? Однако любые физические нагрузки, особенно на свежем воздухе, стимулируют кровоток и способствуют лучшему кровоснабжению головного мозга, что, в свою очередь благоприятно сказывается и на памяти. Не пренебрегайте прогулками с малышом, чаще проветривайте его комнату, особенно перед сном.

Способ 9. Приучите малыша напрягать память

Самым простым способом развития памяти является тренировка. Звучит банально? Да, но без регулярных нагрузок ничего не получится. А в наш век планшетов, смартфонов и Интернета напрягать память становится все труднее, ведь проще всего поискать что-то забытое на просторах всемирной паутины. И дети овладевают этими навыками едва ли не с пеленок.

Поэтому так важно приучить ребенка, если он что-то забыл, пусть сначала постарается вспомнить самостоятельно, и только если ничего не выйдет в течение нескольких минут, пусть лезет в словарь или Интернет.

Также интересно: Как улучшить память — простые рекомендации восточной медицины

Нужные книги: что почитать детям от 10 до 13 лет

Способ 10. Составьте правильный рацион питания

Конечно, одним правильным питанием хорошую память у ребенка не развить, но есть базовые продукты, в которых содержатся вещества, необходимые для улучшения мозговой деятельности, а значит, и для улучшения памяти.

Поэтому включите в рацион питания своего ребенка:

– да, дети не в восторге от некоторых из этих продуктов, но они хотя бы в небольших количествах должны присутствовать в меню ребенка.

Консультация «10 способов улучшить память ребёнка» Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель. Однако существуют несложные способы, при помощи которых.

Советы родителям гиперактивного ребенка Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия. Активный.

Адаптация ребенка к детскому саду. Советы родителям (законным представителям) “Адаптация ребенка к детскому саду. Советы родителям (законным представителям)” Уважаемые родители, думаю, вы согласитесь с тем, что подсчитать.

Консультация для родителей «Советы родителям гиперактивного ребенка» Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия. Активный.

Некоторые советы родителям будущих первоклассников по обучению чтению ребенка 5–6 лет Ваш малыш подрос. С волнением думаете о новой ступени в его жизни. Начинаете готовить ребенка к школе, в том числе учить его читать. И у.

Советы родителям по сохранению здоровья ребенка Советы родителям Как испортить здоровье с детства: вредные советы Даже самые любящие родители, заботясь о детях, допускают ошибки. Мы собрали.

Советы родителям гиперактивного ребенка. Как определить, имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью Активный ребенок: – Большую часть дня “не сидит на месте”, предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы, но если его заинтересовать.

Советы родителям «Как научить ребенка любить книги» В последнее время во всём мире значительно снизился интерес к книге. Им на смену всё чаще и чаще приходят компьютеры и телевизоры. Книги.

Советы родителям по организации двигательной активности ребенка Движение-это жизнь. Именно движение делает ребенка выносливым, ловким, сообразительным. Но очень часто родителей раздражает и утомляет чрезмерная.

Советы родителям о музыкальном воспитании ребенка Советы родителям о музыкальном воспитании ребенка Музыка создает необходимый энергичный фон для ребенка, помогает ребенку почувствовать.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

В школе на детей обрушивается такое количество информации, что все запомнить, кажется, просто невозможно. Отсюда и плохая успеваемость, и усталость, и даже заболевания. Развивать память у ребенка необходимо с самого детства. Ну, а если ваш ребенок уже подросток и тоже имеет проблемы с памятью, то ее можно натренировать. Для развития памяти существуют различные методики, которые рассчитаны на детей всех возрастов и даже взрослых. Они помогают детям запоминать информацию правильно и легко, и учиться с удовольствием.

Зачем ребенку развивать память

Память формирует личность человека, эти понятия связаны неразрывно между собой. Жалобы на ухудшения памяти, или на плохую память изначально специалисты считают полной ерундой. Потому что развивать память никогда не рано и никому не поздно. Существует достаточное количество различных методик для тренировки и развития памяти. Для получения хороших результатов выполнять абсолютно все нет никакой необходимости.

Современные методики включают в себя специальные комплексы упражнений, которые охватывают различные категории детей разных возрастов. Родителям следует понимать, что задания для развития памяти у подростков будут существенно отличаться от программы дошкольников и школьников младшего возраста. Но все они направлены на развитие и концентрацию внимания, тренировку памяти.

Важно. Заниматься развитием памяти можно даже с детьми в возрасте от 6 месяцев. Для таких малышей существуют методики с заданиями, построенными в игровой форме.

Читайте также:  Шашки: правила игры для начинающих детей и советы по обучению взрослым

Многие родители скажут, зачем вообще заниматься с ребенком по этим специальным методикам, если он и без них хорошо запоминает стихотворения, детские песенки и прочее. Однако психологи и педагоги утверждают, что заниматься развитием памяти не бывает слишком много, так как в дальнейшем ребенку будет легко усваивать новую информацию, хорошо и бегло читать и успешно учиться в школе, сможет нестандартно мыслить и будет неординарной личностью.

К сожалению, школьная программа и программа обучения дошкольников не предусматривает того, чтобы научить детей правильно запоминать материал и тренировать при этом память. А, занимаясь с малышом дома, многие родители жалуются на то, что очень сложно увлечь его выполнением упражнений и заданий. Современные методики развития памяти хороши тем, что процесс обучения строиться в форме игры, развлечения, времени тратиться не много, что опять же хорошо для родителей, которые испытывают дефицит времени на занятия с ребенком, а эффективность таких занятий очень высока.

Методы развития памяти у детей

Прежде чем вбирать методику для развития памяти, следует сказать, что память бывает нескольких видов: зрительная, слуховая, сенсорная или тактильная, обонятельной, вкусовой. Кроме того различают кратковременную, долговременную и мгновенную память. Для каждого вида существуют свои задания, упражнения, развивающие игры. Работая над собой нельзя уделять внимание какому-то одному виду памяти, лучше делать это комплексно, тогда и результаты будут куда лучше. Для развития концентрации, внимания и памяти существует множество методик.

Методика Домана. Методика развития малышей и подростков Гленна Домана направлена на развитие как физического тела, так и интеллекта. Она включает в себя множество развивающих упражнений, которые для достижения результатов рекомендуется выполнять систематически. Занятия проводятся в игровой форме и имеют возрастные отличия: есть комплекс для новорожденных, есть для младенцев постарше, а так же для дошкольников и школьников.

Метод Шичида. Развитие памяти по методу Шичида направлено на развитие творческих навыков у малышей, эффективное запоминание материала, и стимуляцию креативного мышления. Упражнения и игры разработаны таким образом, чтобы можно было заинтересовать в занятии и дошкольников, и грудничков, поскольку комплексы разработаны для отдельных возрастных групп детей. По этой методике работают многие детские сады и школы, а также она рекомендуется для занятий ребенка с родителями. Важным требованием для достижения хороших результатов обучения является системность и регулярность занятий.

Методика эйдетики. Эйдетика представляет собой одну из современных методик развития речи, памяти ребенку, обучения его чтению и скорочтению, развития образного мышления у ребенка. С ее помощью, занимаясь по несколько минут в день, можно достичь потрясающих результатов. Те педагоги, которые обучали детей в школьных и дошкольных заведениях по упражнениям данной методики пришли к выводу, что с ее помощью даже самого слабого ученика можно вырастить развитой и неординарной личностью. Суть метода состоит в том, чтобы подключить к процессу запоминания все органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, тактильные ощущения. Таким образом, можно создавать ассоциации, которые помогут вспоминать необходимую информацию.

Методик для развития и тренировки памяти и внимания существует множество, но нет смысла опробовать на ребенке каждую. Можно выбрать для занятий упражнения из разных методик, которые больше нравятся малышу или родителям.

Не смотря на то, что некоторые методики рассчитаны на развитие детей от 0+, перед началом занятий следует проконсультироваться с неврологом на предмет зрелости мозговых структур к интеллектуальным нагрузкам.

Важно помнить, что любые упражнения для развития детей должны носить систематический характер, чтобы эффект от них был максимально высоким. Продолжительность занятия т особенности развития памяти и внимания прямопропорционально зависит от возраста ребенка.

Особенности развития памяти у малышей

У новорожденных младенцев памяти еще нет, ведь память, по сути, это способность головного мозга отображать пережитый опыт. Взрослея, малыши с легкостью запоминают то, что им предлагается. Это связано с тем, что процессы запоминания у них взаимосвязаны с естественными способностями. Скорость запоминания связана и с объемом той информации, которую малыш уже получил.

Родители должны отдавать себе отчет в том, что насколько продуктивными и регулярными будут их занятия с малышом, настолько будут развиты его умственные способности. Даже банальные детские стишки-потешки, которые мама изо дня в день будет повторять ребенку, способствуют формированию базовых навыков и умений малыша.

Память детей от рождения до года формируется благодаря их условным рефлексам и носит название моторной. Начиная с 6 месяцев, постепенно возникает и эмоциональная память. На втором году жизни закладывается фундамент образной памяти и образного восприятия.

Важным аспектом в развитии формировании памяти у младенцев является активное участие взрослых. От того, сколько времени родители готовы отдать своему малышу в его младенческом возрасте зависит уровень развития его мышления, воображения и памяти в дальнейшем.

Память младенца начинает проявляться уже примерно в 3 месяца его жизни. Ребенок запоминает лица, голоса близких людей, учится реагировать на их появление. Благодаря развитию памяти, он может отличать «своих» от «чужих». Постепенно кругозор малыша расширяется, особенно когда он научится переворачиваться на животик, чтобы рассматривать и запоминать окружающие его предметы.

Игры с ребенком не только коротают его времяпровождение, но и помогают развивать его память. Это могут быть прятки с игрушками, чтобы ребенок учился запоминать 2-3 игрушки, предложенные ему для игры, и мог определить, какой из них не хватает, если мама спрячет ее. Игрушки рекомендуется сразу называть их названиями, чтобы тренировать у малыша не только зрительную, но и слуховую память.

Читайте также:  Рост и вес мальчика по месяцам до 3 лет

Начиная с полугода, детям можно читать книжки. Это позволяет развивать словестно-смысловую память малыша. Доказано, что дети хорошо запоминают не только сюжет сказки, но последовательность действий персонажей. Позже, когда он начнет говорить, он обязательно порадует родителей, пересказанной сказкой.

Особенности развития памяти у детей дошкольного и школьного возраста

Память детей от 3 до 6 лет имеет отличительную особенность, запоминание у них развито на автоматическом уровне. Именно поэтому педагоги рекомендуют в этом возрасте начать обучать малышей иностранным языкам. Дошкольники быстро и хорошо запоминают иностранные слова, что существенно облегчает изучения языка в будущем.

У дошкольников младшего возраста с 3 лет начинает активно развиваться долговременная память. Малыш запоминает все, что имело эмоциональную нагрузку и впечатлило его. Хотя запоминание происходит неосознанно, так как ребенок еще не имеет конкретной цели, у него нет осознанной необходимости держать в памяти что-либо.

У детей младшего дошкольного возраста появляются задатки логического мышления, хорошо развита моторика. Словесная память начинает сочетаться со смысловой, что отражается в умении составлять небольшие осмысленные рассказы или умение пересказывать несложные тексты.

В старшем дошкольном возрасте, начиная с 5 лет, память ребенка становится более образной и эмоциональной. Пересказы историй или сочинение рассказов приобретает более эмоциональную окраску. Начинает проявляться произвольная память, что позволяет ребенку запоминать то, что от него требуют.

Формирование произвольной памяти свидетельствует о готовности ребенка к обучению в школе. Поэтому если к 5-6 годам ребенок еще не в состоянии пересказывать тексты и запоминать несложные рассказы, родителям следует заняться тренировкой его памяти.

Для развития памяти детей младшего дошкольного возраста можно использовать логические игры, учить и запоминать стихотворения, детские песенки. Любые, даже незначительные успехи, должны поощряться родителями, чтобы стимулировать у малыша желание к занятиям.

Упражнения для развития памяти у детей

К школьному возрасту память ребенка должна быть полностью сформирована. Дальнейшее ее развитие должно быть направлено на улучшение качества запоминания. Для этого родителям рекомендуется выполнять с детьми несложные упражнения в игровой форме.

  1. Для тренировки памяти и концентрации внимания следует развиваться оба полушария головного мозга. Для этого по Одно из таких упражнения направлено на концентрацию внимания ребенка, которое к тому же подойдут упражнения, при которых руки выполняют различные друг от друга движения. Например, одна рука вращается в правую сторону, вторая – в левую, или одна рука выполняет взмахи, а вторая – вращения.
  2. Еще одно упражнение развивает не только память, но и воображение. Можно попросить ребенка постараться запомнить какой-то предмет в мельчайших деталях, а затем убрать его из поля зрения и попросить малыша описать его как можно подробнее. С каждым разом рассматриваемый объект можно усложнять, например, попросив ребенка описать не только отдельные элементы, но и их цвет, и прочее.
  3. Для следующего упражнения можно использовать календарики, открытки, игральные карты или просто карточки с картинками. Карточки раскладываются на столе картинкой вниз в несколько рядов. Затем по очереди карточки переворачиваются, чтобы ребенок мог рассмотреть изображение и снова опускаются картинкой вниз на стол. После этого ему даются различные задания (например, найти карточку с конкретным изображением), и ребенок по памяти должен отыскать нужную картинку. Задания могут быть самыми разнообразными.
  4. Для развития памяти следует заучивать с ребенком стихотворения различной степени сложности. Когда он осилит запоминание стишков, можно переходить к прозе. Для облегчения задачи, родители должны направлять ребенка, объясняя, что для лучшего запоминания лучше всего «рисовать» в воображении картинки, соответствующие тексту.

Большое значение имеет питание ребенка. Правильно подобранный рацион, включающий в себя витамины и полезные минералы, благоприятно сказываются на состоянии памяти малыша и способствуют ее гармоничному развитию.

Заключение

Ребенок рождается без памяти, процесс ее формирования длиться на протяжении долгого времени. Насколько будет развит ребенок, зависит от того, насколько родители готовы помочь ему в этом. Главное, помнить, что от степени развития памяти малыша зависит его дальнейший успех в обучении и жизни.

Развитие памяти в дошкольном возрасте

В возрасте 5–7 лет у детей наблюдается интенсивная умственная деятельность. В это время дошкольники познают окружающий мир, учатся думать, взаимодействовать с людьми и предметами, анализировать, усваивают нормы поведения. Во все эти процессы вовлекается память. Количественному наращиванию её объема способствует расширение кругозора, различные развивающие занятия.

В дошкольном возрасте важно не перегрузить детский мозг информацией. Объём новых знаний должен быть таким, чтобы ребёнок мог им пользоваться, то есть воспроизводить и запоминать полученные сведения.

Особенности памяти детей дошкольного возраста

Некоторые исследователи замечают, что особенности развития памяти у детей дошкольного возраста высоки, а на протяжении всей жизни возможность запоминать быстро будет компенсироваться объёмом информации за счет скорости. В таком случае ребёнок запоминает всё механически, это способ овладения языком, понимание строения окружающего мира. Именно в этот период советуют наибольшее внимание уделять развитию памяти у дошкольников, поскольку закладывается фундамент дальнейшей жизни и формирования личности. Чем он будет обширней, многогранней и крепче, тем ребёнку будет проще познавать окружающий его мир.

Читайте также:  Развитие ребенка в 4 года

Классификация видов памяти

В современной науке принято выделять некоторые классы памяти в группы:

  • Вид психической активности подразумевает память через образы. К ней относятся воспоминания посредством сенсорных систем организма, например, через зрение, вкус, слух, обоняние, тактильные ощущения. Также к этому виду относятся эмоциональная и двигательная память.
  • Разница в осознанности. Память делится на неосознанную, которая появляется скрытно, и осознанную, в ходе которой человек пытается припомнить знания, почерпнутые ранее.
  • Продолжительность запечатления образов. К этому классу относят:

– Мгновенную – несколько секунд удержания образа информации;

– Кратковременную – 20-30 секунд с запоминанием 4-8 элементов информации;

– Оперативную. Сохраняет информацию до конца текущего действия;

– Долговременную. Составляет основу получения знаний на долгие года, она рассчитана на использование, которое предполагает множество восстановленных в памяти образов.

Произвольное и непроизвольное запоминание

В возрасте четырёх-пяти лет дети запоминают информацию неосознанно. В их мозгу оседают наиболее интересные или случайно привлёкшие внимание явления, предметы, названия. Дошкольники не умеют ставить целей запоминания и реализовывать их, не знают приемы, при помощи которых процесс восприятия может быть проще.

Задача родителей, педагогов, учителей – к началу обучения в школе подготовить почву для перехода от непроизвольного к осознанному восприятию. Для этого необходимо:

  • развивать речь, называть окружающие предметы. В ходе эксперимента, состоявшего в демонстрации группе детей карточек с изображениями предметов, выяснилось следующее. Объекты, названия которых проговаривались, дети запомнили лучше. Из 10–12 предложенных картинок они воспроизвели по памяти 8 с озвученными названиями и только 2–3 – без них;
  • читать детям вслух, вместе рассматривать и обсуждать картинки. В этом возрасте ребята склонны подражать сказочным героям, поэтому занятия дополнительно оказывают воспитательное воздействие.

Развитое произвольное восприятие является важным показателем готовности к началу обучения в школе. Есть дети, не желающие и не любящие учиться с первого класса. Всю энергию они тратят не на образовательный процесс, а на преодоление собственной лени. Это явление напрямую связано с развитием памяти. Ребята, плохо запоминающие информацию, не уверены в себе, скованы.

Существуют специальные занятия, на которых тренируется произвольное восприятие и развивается память. В числе упражнений – освоение мнемонических приемов, техник запоминания.

Несколько позже дети с развитым произвольным восприятием готовы к более сложным занятиям Меморикой. Это авторская методика, направленная на увеличение объема памяти, развитие внимания и его концентрации. После этого курса ребёнок сможет управлять всеми процессами своей памяти, сможет систематизировать любую полученную информацию. После прохождения курса у учеников увеличивается объем памяти, исчезает неуверенность в себе, страх перед экзаменами и контрольными.

Роль памяти в развитии ребёнка

Одна из базисных задач в обучении – это усвоение знаний, которыми ребёнок может легко пользоваться. Когда что-то запоминается, то уже не вызывает сложностей в воспроизведении. Знания, которые остаются в памяти, создают пласт, который готов к получению новой информации, и этот процесс бесконечен. Без этой особенности для всего человечества доставляло бы трудность делать даже самые обыденные и простые действия.

Формирование памяти у ребёнка

У детей до 3 лет память непроизвольна. Они запоминают яркие события, образы, повторяют за взрослыми фразы и выражения, особо не задумываясь об их необходимости. Позже, в 4-5 лет, создаётся произвольная память, сыну или дочери необходимо запоминать условия игр, небольших поручений, развивающих занятий. Однако он, скорее всего, не сможет запомнить вне игры какую-либо последовательность слов.

Упражнения на развитие памяти у дошкольников

Для домашних занятий с детьми 4–5 лет удобно использовать дидактические материалы, например, кубики, карточки с картинками. В числе полезных упражнений:

  • поиск изменений после перегруппировки;
  • нахождение лишнего предмета;
  • обнаружение нового элемента;
  • тренировка «Посмотри и повтори».

Постоянные занятия стимулируют развитие произвольного запоминания, благотворно сказываются на количественных характеристиках памяти. Чтобы развить память у дошкольника, необходимо регулярно заниматься. Только при условии постоянных тренировок, ваш ребёнок вскоре сможет быстро запоминать большие объёмы информации.

Рекомендации и советы родителям развития внимания и памяти у детей 5-6 лет
консультация

Многие родители, сталкиваются с проблемой концентрации внимания у детей дошкольного возраста и не знают, как её решить. Достаточная концентрация внимания и устойчивая память обеспечивают не только успешное обучение, но и легкую социализацию ребенка. Развивать и совершенствовать внимание так же важно, как и обучать чтению, счету, письму. Развитие внимания находится в неразрывной связи с развитием памяти.

К 5-6 годам внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (например, отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом). Память дошкольника в этом возрасте носит непроизвольный характер – ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить, запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания, но в тоже время определяется, скорее всего, интересом, деятельностью и желаниями ребенка. Чтобы ребенок запомнил, заучил какое-то определенное стихотворение, сочинил рассказ, сказку, перед ним надо поставить четкую цель: «Вспомни!» Взрослый должен побудить ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта: в игре, в продуктивной и речевой деятельности. Очень важно, чтобы цель, поставленная перед ребенком, соответствовала потребностям той деятельности, в которую включается дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать.

Читайте также:  Развитие ребенка в 2 года

Скачать:

Вложение Размер
rekomendatsii_i_sovety_roditelyam_razvitiya_vnimaniya_i_pamyati_u_detey_5-6_let.docx 28.78 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации и советы родителям

развития внимания и памяти у детей 5-6 лет

Многие родители, сталкиваются с проблемой концентрации внимания у детей дошкольного возраста и не знают, как её решить. Достаточная концентрация внимания и устойчивая память обеспечивают не только успешное обучение, но и легкую социализацию ребенка. Развивать и совершенствовать внимание так же важно, как и обучать чтению, счету, письму. Развитие внимания находится в неразрывной связи с развитием памяти.

К 5-6 годам внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (например, отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом). Память дошкольника в этом возрасте носит непроизвольный характер – ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить, запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания, но в тоже время определяется, скорее всего, интересом, деятельностью и желаниями ребенка. Чтобы ребенок запомнил, заучил какое-то определенное стихотворение, сочинил рассказ, сказку, перед ним надо поставить четкую цель: «Вспомни!» Взрослый должен побудить ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта: в игре, в продуктивной и речевой деятельности. Очень важно, чтобы цель, поставленная перед ребенком, соответствовала потребностям той деятельности, в которую включается дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать.

Для того чтобы развивать внимание, необходимо знать его основные свойства и степень развития этих свойств у ребенка.

1. Объем внимания – количество предметов, которые ребенок может одновременно воспринять. Объем внимания развивается с возрастом. До 3- 4 лет, ребенок может воспринимать только один объект, обычно это что-то яркое и необычное. В 5-6 лет таких объектов может быть уже несколько, обычно 2-3. Чтобы проверить объем внимания, проведите несложный тест: разложите на столе несколько предметов (10-12), накройте их чем-нибудь, например непрозрачной тканью, затем уберите ткань на 3 секунды, попросите ребенка запомнить, какие предметы находятся на столе, и вновь накройте их тканью. Затем попросите ребенка назвать предметы, которые он запомнил.

2. Концентрация внимания – свойство, характеризующееся способностью удерживать внимание на одном предмете, не отвлекаясь на остальные. Для развития концентрации внимания попробуйте заниматься с ребенком, какой-нибудь деятельностью, требующей сосредоточенности, в шумной обстановке, например, включив музыку. При этом можно постоянно усложнять задание, делая музыку все более громкой.

3. Переключаемость внимания – скорость перехода от одного вида деятельности к другому, это свойство внимания требует волевого усилия. С плохой переключаемостью внимания связана рассеянность, которую могут усиливать утомление и хронические заболевания (например, аденоидит – при котором затруднено носовое дыхание и мозг не получает достаточного количества кислорода). Ребенок, особенно впечатлительный, иногда долго не может сосредоточиться на выполнении задания, из-за воспоминания о каком-либо сильном образе. Переключаемость и объем внимания у маленьких детей развиты плохо. Для их тренировки, существуют специальные упражнения.

Научить детей думать – значит научить их анализировать, сравнивать предметы и явления между собой, находя в них сходство и различие, осуществлять обобщение, классифицировать предметы и явления. Именно мыслительные операции становятся при определенных условиях способами логического запоминания. Гораздо быстрее осваивается материал в игре , чем при простом объяснении. Эмоциональное переживание способствует оживлению непроизвольного запоминания, так как в памяти откладывается масса деталей второстепенных по существу, но помогающих удерживать главное. Дети запоминают лучше то, что привлекло их своей яркостью, необычностью; запоминают лучше то, с чем они активно действовали. Игра способствует развитию внимания и произвольной памяти. Игра помогает значительно увеличить концентрацию внимания и память. А также помогает детям развивать интеллект и познавательные способности.

Вот некоторые примеры игр и игровых упражнений, направленных на развитие памяти и внимания:

Игра «Повтори ритм»

Отхлопайте ребенку простой ритм ладошками и попросите его повторить. Когда малыш справится, усложняйте ритм, подключая хлопки по ногам, хлопки по мебели, притопывание, щелчки пальцами.

Игра «Соблюдай правила»

Вы озвучиваете ребенку определенное правило. Например, когда я барабаню быстро – нужно ходить быстро, когда барабаню медленно – ходи медленно. Если ребенок справился, усложняем задание: когда барабаню быстро – ходи медленно, когда медленно – ходи быстро.

Другим вариантом может быть ходить или прыгать в ритм музыки. По мере усвоения навыка, давайте задание ходить/прыгать, не попадая в такт.

Игра «Три задания»

Эта игра помогает расширить объем внимания. Вы даете ребенку подряд три инструкции, которые он должен выполнить в той последовательности, которую вы ему задали. Например:

  1. Подпрыгни два раза
  2. Назови какой-нибудь цветок
  3. Подойти к деревянному предмету

Когда ребенок справится, давайте задания по-сложнее:

  1. Хлопай столько раз, сколько тебе лет
  2. Назови дикое животное
  3. Дотронься до предмета на звук «К»

Количество заданий можно увеличивать до 4-5 и усложнять их в зависимости от возраста и развития ребенка.

Игра «Разучи стихотворение»

Для развития памяти ребенка 5—б лет, особенно слуховой, можно рекомендовать заучивание стихотворений о временах года, их признаках, это будет способствовать развитию восприятия и мышления у ребенка, умения сравнивать.

Игра «Опиши игрушку»

В течение 1-2 минут ребенок рассматривает незнакомую игрушку, а затем описывает её. Далее игрушку следует убрать. Через 30 минут предложите ребёнку по памяти описать игрушку и её свойства.

Игра «Какой игрушки не хватает?»

Поставьте перед ребёнком 5-6 игрушек на 15-20 секунд. Затем попросите ребёнка отвернуться и уберите одну игрушку. После чего , повернувшись, ребёнок отвечает на вопрос :какой игрушки не хватает?

Игра «Разрезные картинки»

Для проведения игры следует использовать 2 картинки. Одна картинка целая, другая — разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, открытки. Предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.

Игра «Запомни слова и воспроизведи»

Эту игру необходимо начать с трех-четырех слов и по мере того как ребенок справляется с этими словами, необходимо увеличить их количество до десяти и более. Если ребенок не запомнил трех-четырех слов, необходимо еще раз их прочитать и затем повторить задание.

Это совместное упражнение. Вы произносите фразу, например: «У нас в огороде растёт картошка». Ребёнок должен повторить вашу фразу и добавить слово, подходящее в данной ситуации: «У нас в огороде растёт картошка и репа». Постепенно фраза становится длиннее, приходится вспоминать новые и новые слова

Игра «Угадай слово»

Играют несколько человек, один игрок выходит («водящий»), другие загадывают слово. Это должно быть существительное, например слово «дом», «водящий» должен его угадать, с помощью подсказок, причем подсказывать ему могут, только три человека, да и то не прямо, а косвенно. Для того чтобы угадать первую букву, в нашем случае – это буква «Д», те, кто подсказывают, называют каждый по слову, в котором есть буква «Д». Например, один говорит «доска», второй «комод», а третий «радуга» – немного усилий, и первая буква угадана. Затем переходят к следующей букве и так далее, пока слово не будет угадано.

Взрослый будет называть, допустим, растения, ребенок должен внимательно слушать, и как только среди растений будет названо животное, он должен подпрыгнуть.

Игра «Что изменилось?»

Для игры необходимо 5-6 детей. Выбирают одного ребенка, он «водит», «водящий» в течение 1 минуты рассматривает детей, затем отворачивается или выходит из комнаты. Кто-то из детей меняет что-то в одежде, а «водящий» должен понять, что изменилось.

Это игра на объем внимания, учит выполнять одновременно несколько дел. Взрослый называет несколько цифр (3-4) и при этом показывает картинки с геометрическими фигурами. Ребенок должен запомнить и назвать и цифры, и фигуры. Чтобы улучшить концентрацию внимания можно выполнять различные задания по приведенному образцу. Например, дорисовать узор. Начало узора дано как образец, а все компоненты узора должны повторяться.

Например, можно предложить игру в «корректора». Ребенку дают лист с буквами (можно взять обычную газету), на котором он должен вычеркивать одну какую-то букву, обводить другую, а все остальные пропускать. Для дошкольников можно взять лист с рядами геометрических фигур различного цвета.

Упражнение на объем внимания

Взрослый дает ребенку задание рисовать треугольники, а сам, когда ребенок рисует, хлопает в ладоши. Ребенок должен нарисовать как можно больше треугольников и назвать количество хлопков.

Хорошо развивают внимание картинки, на которых нужно найти определенное количество отличий.

Загадайте ребенку несколько не связанных между собой слов (слон, магазин, велосипед, дедушка), а ребенок должен придумать историю, в которой будут использованы эти слова. Также вы можете предложить ребенку несколько картинок, он их должен рассматривать около тридцати секунд, затем вы прячете картинки, а ребенок должен нарисовать то, что запомнил. Большинство игр вы можете придумать сами, но главное — чем раньше вы начнете развивать память своего ребенка, тем проще ему будет учиться в дальнейшем.

Игра «Выложи фигуру»

Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т. д.). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение двух секунд, затем закройте эту фигуру и попросите ее повторить, сложить так же. Усложнить это упражнение можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно. Другой вариант: вы просите ребенка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек. Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и умение считать.

Игра «Я положил в мешок»

В эту игру можно играть с детьми, например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: “Я положил в мешок яблоки”. Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: “Я положил в мешок яблоки и бананы”. Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова, объединенные по общему признаку (фрукты, овощи и т. д.): “В саду у бабушки растут груши, сливы. ” (Порядок тот же.) В этих играх неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребенок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.

Игра «Я – фотоаппарат»

Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т. д. Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.

Игровой материал и наглядные пособия : 5-6 небольших предметов (игрушек). Описание: разложить на столе предметы (игрушки). Предложить ребенку внимательно посмотреть на стол, запомнить, какие предметы на нем лежат, а затем попросить ребенка отвернуться. Убрать или заменить один или несколько предметов. Ребенок должен определить, что сорока утащила, а что подменила.

Игра «Запомнил – нарисовал»

Игровой материал и наглядные пособия : листок бумаги, карандаши, картон с изображениями предметов. Описание : наклеить на картон шесть картинок в два ряда: три сверху, три снизу. На картинках должны быть изображены самые простые предметы: яблоко, шарф, флажок, пуговица, иголка, елка, березовый листок. В течение одной минуты показать ребенку верхний ряд. Ребенок должен зарисовать то, что он увидел и запомнил. Затем показать так же нижний ряд картинок и снова попросить ребенка зарисовать все то, что он запомнил. Открыть все картинки одновременно и сравнить, насколько рисунки ребенка соответствуют образу.

Описание: назвать какой-нибудь предмет и предложить ребенку представить, как этот предмет выглядит, какой он формы, цвета, какие он может издавать звуки и т. п. Затем попросить описать все то, что он представил. Например: яйцо – овальное, белое или коричневое, с пятнышками, сырое или вареное, белое и желтое внутри. Потом можно не только проговорить признаки предмета, но и зарисовать его.

Игра «Повтори орнамент»

Игровой материал и наглядные пособия : бусинки, пуговицы, счетные палочки (по 12 штук). Описание: взрослый дает ребенку половину игрового материала, остальную половину берет себе, выкладывает из бусинок произвольную композицию, затем в течение 1-2 секунд показывает ребенку. Тот должен выложить из своих бусинок точно такую же композицию по памяти. Затем можно поменяться ролями. Для составления следующих композиций к бусинкам можно добавить счетные палочки и пуговицы.

Игра «Кто где живет»

Игровой материал и наглядные пособия: рисунки с изображениями семей разных зверюшек и их домиков, с проведенными линиями, соединяющими животных с их домиками, которые даны в хаотическом порядке. Описание: нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям.

Игра «Хлопни в ладоши»

Взрослый называет ребенку разные слова, если он услышал слово, обозначающее, например, животное, то обязательно должен хлопнуть в ладоши. В другой раз предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объединить первое и второе задание, то есть ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих растения. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми.

Несколько советов родителям:

  • во время занятий, не будьте отстраненным зрителем, принимайте активное участие в играх, демонстрируйте свои эмоции;
  • когда даете инструкцию ребенку, позаботьтесь о том, чтобы она была конкретной, понятной и последовательной;
  • задания должны подбираться так, чтобы ребенку было интересно, то есть они должны немного превосходить умения ребенка на данный момент;
  • не упрекайте ребенка за невнимательность и не сравнивайте его с другими детьми, а просто помогите ему развить его внимание… и его успехи вас удивят

Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребенку. Поэтому старайтесь придумывать разные игры.

Тренируем память и внимание у детей старшего дошкольного возраста

  • Советы по тренировке памяти ребенка
  • Игровые формы
  • Актуальность традиционного заучивания стихов
  • Упражнения, развивающие память
  • Специальный рацион

Развитие памяти и внимания у детей проводится с помощью специальных упражнений и игр. От уровня высших психических функций зависит не только успешность в учебе, но и работоспособность.

Советы по тренировке памяти ребенка

Не только педагоги могут заниматься с детьми. Родители могут учить своего малыша в домашних условиях. Прежде всего нужно создать дома спокойную обстановку. Стресс, переживания не будут способствовать развитию.

Обучение можно начинать с дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ребенок особенно нуждается в эмоциональном взаимодействии. Поэтому каждый день его обнимают и целуют. Взрослым не стоит выяснять отношения при ребенке, так как это негативно скажется на его психике.

Важно! Можно завести ритуалы, например, определенное количество объятий в день.

Физическая активность тоже благотворно влияет на детское развитие. Даже обычная прогулка с катанием на горке или карусели поможет наполнить организм кислородом, который важен для работы нервной системы.

На внимательность влияет и веселье. Поэтому не стоит одергивать ребенка, мешая ему развлекаться и дурачиться. Подобное времяпровождение важно для развития творческих способностей.

Игровые формы

В дошкольном возрасте ведущая деятельность развития — игровая. Поэтому не стоит рассчитывать на то, что малыш начнет прилежно сидеть за столом. Особенно это актуально в 4 года и старше — в этот период дети не особо склонны к традиционному обучению.

С помощью игрушек можно создавать множество ситуаций, которые будут способствовать развитию памяти. Например, ребенку предлагают сходить с куклой в магазин и купить определенный набор товаров. Постепенно количество наименований с 2 предметов увеличивают до шести и больше.

Хорошо помогают пальчиковые игры, так как в них под счет выполняется определенная последовательность действий. Хорошо зарекомендовали себя мемо-игры, где нужно искать две одинаковых картинки.

Актуальность традиционного заучивания стихов

Существуют разные методики развития памяти. Одна из самых популярных – это запоминание стихов. Для детей дошкольного возраста используют простые четверостишия, которые легко рифмуются и запоминаются.

С помощью стихов дети расширяют кругозор, учатся рифмовать стихи и формируют культурный уровень

Упражнения со стихотворениями даются легко тем, кто обладает хорошей памятью. Поэтому нужно правильно подбирать материал с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Тренировка памяти начинается с небольших стихов в три-четыре строчки.

Для облегчения процесса используют небольшую помощь в виде зрительной опоры. Для этого составляются специальные схемы, которые состоят из маленьких символов. В таком случае ребенок использует зрение для запоминания и ему проще усвоить стих.

Заучивание стихотворение позволяет улучшить память в кратчайшие сроки. Поэтому такие упражнения начинают давать с детского сада.

Упражнения, развивающие память

Не стоит воспринимать процесс обучения как нечто скучное и неинтересное. Даже обычные игрушки можно использовать в процессе. Такие занятия определенно придутся малышу по душе.

Развитие памяти у детей начинают с простых заданий. Только после успешного выполнения их постепенно усложняют. Обычно берут столько предметов, сколько лет малышу, т.е. если ему два года, то две игрушки.

В младшем дошкольном возрасте хорошо идет игра «Спрячь предмет». Для этого в разных местах раскладывают игрушки, дают ребенку время для запоминания, после чего просят его выйти. Взрослый в этот момент прячет игрушку и просит вернувшегося малыша сказать, что изменилось.

Есть простой способ развить память у детей. Достаточно каждый день расспрашивать ребенка о детском саде.

Важно! Описание бытовых моментов способствует развитию памяти.

Поэтому дошкольник рассказывает о том, что он ел на завтрак и обед, во что играл, какие занятия были. Дополнительно у него формируется навык связной речи.

Тренировать память можно посредством обсуждения сказок. Как только взрослый прочитает какую-то сказку, стих или историю – ее нужно подробно разобрать. Малыш должен назвать главных героев, основные события и т.п.

Обязательно нужно улучшать не только зрительную память, но и слуховую, для этого подойдут игры с мячом. Дошкольник должен ловить его только в случае, если называется «съедобное» слово или оно начинается на звук [А].

Обратите внимание! С несколькими детьми можно усложнить работу. Каждый малыш называет какой-нибудь предмет из темы «Транспорт» (или любой другой), после чего ведущий должен воспроизвести все названные слова.

Дополнительно можно сделать мемо-игры по любой теме. Для этого нужно сделать набор парных карточек. Например, разных овощей. Для начала можно ограничиться 10 парами.

Перед ребенком выкладывают карточки рубашками вверх. Он должен искать одинаковые, но за раз он поднимает только две штуки.

Есть готовые наборы мемо-игр из разных материалов

Не всегда родители понимают, как развить память у ребенка. В таком случае им поможет консультация у психолога. Специалист подскажет упражнения для разных периодов.

Например, в старшем дошкольном возрасте можно называть ряд слов и попросить ребенка их повторить. Нежелательно использовать зрительную опору, так как это нужно для развития слуховой памяти.

Специальный рацион

Секрет успешного развития детей достаточно прост – полноценное питание способно благотворно влиять на организм. Поэтому к выбору продуктов нужно подходить очень внимательно.

Важно! При недостатке витаминов могут возникать нарушения работы центральной нервной системы.

Обязательно детям дают жирную красную рыбу, так как она содержит набор важных кислот. Помогают в развитии памяти свежие овощи, фрукты, зелень. Поэтому в сезон они должны быть каждый день на столе.

На завтрак лучше всего давать каши, так как они содержат витамины группы B, которые важны для работы нервной системы.

Некоторые родители считают шоколад вредным, но в небольших количествах он очень полезен

Ягоды и орехи тоже положительно влияют на организм. В некоторых случаях ребенок может нуждаться в курсовом приеме специальных препаратов. Они помогают стимулировать работу кровообращения и насыщают мозг кислородом.

Из рациона исключают быстрые углеводы, которые негативно сказываются на организме. Каждый день дают небольшое количество нежирного мяса, овощи, фрукты. Полноценное питание важно для нормального развития малыша и оно предупреждает появление проблем.

Не всегда родители правильно понимают, как нужно развить память и внимание у ребенка. В таком случае им поможет изучение специальной литературы и консультация у специалиста.

Ссылка на основную публикацию