Как развить память у ребенка?

6 упражнений для развития памяти ребёнка

Мозг человека хранит огромное количество информации. А можно ли сделать так, чтобы данные в нужный момент выпрыгивали из головы, как хлеб из тостера? Рассказываем про методики, которые помогут вашему ребёнку прокачать память.

Упражнение «Цифры и ассоциации»

Возраст: от 5 лет
Что развивает: память, образное мышление.

Выпишите на лист бумаги цифры от 0 до 9. Попросите ребёнка придумать ассоциации к каждой цифре. Например, 8 — снеговик, 6 — дедушка, 1 — крючок, 9 — бабушка.

Потренируйте каждую ассоциацию. Называйте ребёнку цифру, а он в ответ — свою ассоциацию. Важно привязать образ к каждой цифре.

Затем называйте по несколько цифр сразу. А ребёнок должен сложить образы каждой цифры в ситуацию. Например, 861 — снеговик в виде дедушки попался на крючок. Чем абсурдней и ярче ситуация, тем лучше.

А затем подключайте даты жизни известных личностей или важных исторических событий. Например, 988 — крещение Руси, а значит, бабушка танцует с двумя снеговиками.

Упражнение «Таблица Шульте»

Возраст: от 7 лет
Что развивает: периферическое зрение, наблюдательность и внимательность.

Упражнение для развития памяти «Таблица Шульте» — это таблица из квадратов, в которые в случайном порядке занесены цифры от 1 до 25. Нужно взглядом по порядку находить и собирать цифры. Чем быстрее ребёнок справится, тем лучше.

Таблицы можно составлять для ребёнка самостоятельно — просто расчертить лист бумаги — или скачать наш вариант.

Упражнение «Пять спичек»

Возраст: от 7 лет
Что развивает: внимательность, образное мышление.

Для этой игры для развития памяти понадобятся десять спичек и две разные поверхности. Например, обеденный стол в кухне и столешница около плиты.

Ребёнок должен взять пять спичек и бросить их на стол случайным образом. Затем запомнить, как легли все спички, отвернуться к другой поверхности и воспроизвести картинку при помощи оставшихся пяти спичек.

Упражнение «Что вокруг»

Возраст: от 5 лет
Что развивает: внимательность.

Для развития памяти и внимания у детей нужно научить ребёнка подмечать детали. Попросите его закрыть глаза и перечислить всё, что находится в комнате, — расположение мебели, элементы декора, оттенок ковра. Спросите, какой цвет волос или глаз был у учительницы. Или сколько раз по дороге в магазин встретилась кошка. Наблюдательность — это ещё и крутой социальный навык.

Упражнение «Спидкубинг»

Возраст: от 7 лет
Что развивает: стратегическое мышление, мелкую моторику, реакцию.

Спидкубинг — это сборка кубика Рубика на скорость. Такую тренировку на развитие памяти использует Дима Якинто, ученик домашней онлайн-школы «Фоксфорда». При сборке необходимо просчитывать последовательность действий и запоминать алгоритмы. Новички держат в голове около восьми комбинаций, профессионалы — до 200. Стихи и школьные формулы после кубика Рубика — просто легкотня.

Упражнение «Чертоги разума»

Возраст: от 7 лет
Что развивает: образное мышление, внимательность, логику.

Эту мнемотехническую методику развития памяти у детей использовали даже Цицерон и Шерлок Холмс.

Предложите ребёнку представить знакомое пространство — например, дом. Задача — мысленно прогуляться по комнатам и разложить информацию, которую необходимо запомнить, в определённые места. Нужно выбрать несколько опорных образов (телевизор, настольная лампа, холодильник и так далее) и, перемещаясь по часовой стрелке, проложить между ними маршрут. К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемый. Можно не один, а целую цепочку.

Воспроизвести материал будет легче, если представлять, как идёшь по комнатам, в какой последовательности и куда заглядываешь. Количество информации, которую ребёнок сможет запомнить, зависит от размера локации и тренированности.

Шпаргалка: что ещё полезно для памяти

Чтобы получить максимальный результат, нужно следовать методикам развития памяти у детей и придерживаться общих рекомендаций:

  • Предложите ребёнку читать вслух, когда нужно что-то выучить. Это помогает сосредоточиться на материале и запомнить его. Чтение вслух должно быть выразительным и эмоциональным. Через эмоции память работает гораздо лучше.
  • Следите за сном ребёнка. Согласно некоторым исследованиям канадских и американских учёных, одна из особенностей развития памяти у детей — при недосыпе работа мозга может ухудшаться. Если часто не высыпаться, информация влетает в одно ухо и вылетает из другого.
  • Посоветуйте ребёнку задействовать руку, которая не является основной. Например, правши могут начать чистить зубы левой рукой. Левши — взять ложку в правую. Лишь небольшой процент населения земного шара одинаково владеет обеими руками, а это отличная тренировка мозга.

Советы родителям «10 простых способов улучшить память ребенка»

Наталья Янгулова
Советы родителям «10 простых способов улучшить память ребенка»

Плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться. Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель.

Чаще всего такой момент наступает, когда малыш отправляется в школу, и на него сваливается разом огромное количество информации. Однако существуют несложные способы, при помощи которых вы не только сможете улучшить память своего ребенка, но, возможно, и сами избавитесь от забывчивости.

Стоит помнить, что плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться не так уж и сложно.

Способ 1. Спрашивайте, как прошел день ребенка

Каждый вечер просите своего малыша рассказать, как прошел его день. Со всеми мельчайшими подробностями. Это отличная тренировка памяти. Такие монологи помогут вашему ребенку научиться выстраивать хронологию событий, анализировать их.

Сначала рассказ ребенка будет сбивчивым, но со временем его речь станет более связной, он будет вспоминать все больше подробностей и мелких деталей.

Чтобы помочь малышу, можно задавать ему вопросы «А что делала твоя подружка Катя, когда ты играла в доктора?», «Какого цвета на ней было платье?» и т. д.

Способ 2. Читайте с ребенком книги

Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. А когда он научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу.

Пусть книга станет хорошим другом для ребенка. Даже если ребенок не очень хочет, пусть для него обязательным правилом будет чтение нескольких страниц в день какой-нибудь книги. И обязательно просите его пересказать прочитанное и высказать свое отношение.

Читайте также:  Витражные краски: состав и правила использования

Способ 3. Играйте с ребенком в слова

Называйте малышу 10 слов и просите его повторить их. Можно выбирать слова определенной тематики (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы есть в комнате и т. д.). Все слова, которые ребенок не назвал, ему обязательно нужно напомнить. Считается, что если малыш 6-7 лет может повторить 5 слов из 10, у него хорошая кратковременная память, а если он называет 7-8 – его долговременная память тоже прекрасно развита.

Для развития зрительной памяти можно выкладывать перед малышом картинки (например, 5-7 штук) и просить запомнить их.

Затем можно убрать одну или две и спросить, чего не хватает, либо перемешать все картинки местами и попросить малыша выложить их в изначальном порядке.

С детьми постарше можно играть в эту игру немного по-другому. Положите перед ними фотографию или картинку со множеством деталей. Пусть ребенок рассматривает ее в течение 15-20 секунд, стараясь запомнить как можно больше подробностей. Затем уберите изображение и попросите его написать на листе бумаги список всего, что он запомнил.

Способ 4. Тренируйте внимательность ребенка

Помните, в журналах нашего детства типа «Мурзилки» были задачки, в которых нужно было найти, чем отличается одна картинка от другой. Такие задания и сейчас можно легко отыскать в книгах по развитию ребенка, коих великое множество. Эти упражнения не только очень увлекательны, но и отлично тренируют память, внимательность и воображение.

Способ 5. Освойте метод Цицерона

Суть этого метода в том, чтобы мысленно расположить предметы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомом пространстве – это может быть собственная комната, чердак или любое помещение, которое ребенок хорошо знает. Главное правило этого принципа запоминания – большие предметы мы мысленно уменьшаем, а маленькие – увеличиваем.

Например, ребенку надо запомнить 5 слов – зонт, медведь, апельсин, бегемот, море, стул.Все эти слова нужно мысленно разместить в комнате: зонт повесить на ручку двери, большой апельсин положить на подоконник, стул поставить перед кроватью, крохотного медведя отправить гулять под цветком на окне, а маленького бегемота – спать на кровати, а море – бушевать в телевизоре. После некоторой тренировки ребенку, для того чтобы воспроизвести цепочку слов, нужно будет всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища.

Способ 6. Научите ребенка методу ассоциаций

Такой способ отлично поможет запомнить информацию, если хаотический набор фактов не желает укладываться в стройную классификацию. Научите ребенка выстраивать взаимосвязи между запоминаемым словом и чем-то очень знакомым и понятным ему. Спросите у малыша, с чем у него ассоциируется то или иное слово или вместе придумайте. Ассоциации могут быть привычными или смешными, знакомыми каждому или понятными только вам и малышу.

Способ 7. Изучайте с малышом иностранный язык

Это прекрасная тренировка для памяти, как и любой новый навык, например, игра на музыкальном инструменте или даже обучение танцам. 10 новых иностранных слов в день или пара простых фраз – запомнить их не отнимет много времени, зато это очень полезно и в будущем этот навык ребенку точно пригодится. И обязательно повторяйте выученное накануне на следующий день.

Способ 8. Отдайте ребенка на спорт

Подружите ребенка со спортом. Казалось бы, где связь с памятью? Однако любые физические нагрузки, особенно на свежем воздухе, стимулируют кровоток и способствуют лучшему кровоснабжению головного мозга, что, в свою очередь благоприятно сказывается и на памяти. Не пренебрегайте прогулками с малышом, чаще проветривайте его комнату, особенно перед сном.

Способ 9. Приучите малыша напрягать память

Самым простым способом развития памяти является тренировка. Звучит банально? Да, но без регулярных нагрузок ничего не получится. А в наш век планшетов, смартфонов и Интернета напрягать память становится все труднее, ведь проще всего поискать что-то забытое на просторах всемирной паутины. И дети овладевают этими навыками едва ли не с пеленок.

Поэтому так важно приучить ребенка, если он что-то забыл, пусть сначала постарается вспомнить самостоятельно, и только если ничего не выйдет в течение нескольких минут, пусть лезет в словарь или Интернет.

Также интересно: Как улучшить память — простые рекомендации восточной медицины

Нужные книги: что почитать детям от 10 до 13 лет

Способ 10. Составьте правильный рацион питания

Конечно, одним правильным питанием хорошую память у ребенка не развить, но есть базовые продукты, в которых содержатся вещества, необходимые для улучшения мозговой деятельности, а значит, и для улучшения памяти.

Поэтому включите в рацион питания своего ребенка:

– да, дети не в восторге от некоторых из этих продуктов, но они хотя бы в небольших количествах должны присутствовать в меню ребенка.

Консультация «10 способов улучшить память ребёнка» Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель. Однако существуют несложные способы, при помощи которых.

Советы родителям гиперактивного ребенка Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия. Активный.

Адаптация ребенка к детскому саду. Советы родителям (законным представителям) “Адаптация ребенка к детскому саду. Советы родителям (законным представителям)” Уважаемые родители, думаю, вы согласитесь с тем, что подсчитать.

Консультация для родителей «Советы родителям гиперактивного ребенка» Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия. Активный.

Некоторые советы родителям будущих первоклассников по обучению чтению ребенка 5–6 лет Ваш малыш подрос. С волнением думаете о новой ступени в его жизни. Начинаете готовить ребенка к школе, в том числе учить его читать. И у.

Советы родителям по сохранению здоровья ребенка Советы родителям Как испортить здоровье с детства: вредные советы Даже самые любящие родители, заботясь о детях, допускают ошибки. Мы собрали.

Советы родителям гиперактивного ребенка. Как определить, имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью Активный ребенок: – Большую часть дня “не сидит на месте”, предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы, но если его заинтересовать.

Советы родителям «Как научить ребенка любить книги» В последнее время во всём мире значительно снизился интерес к книге. Им на смену всё чаще и чаще приходят компьютеры и телевизоры. Книги.

Советы родителям по организации двигательной активности ребенка Движение-это жизнь. Именно движение делает ребенка выносливым, ловким, сообразительным. Но очень часто родителей раздражает и утомляет чрезмерная.

Читайте также:  Рост и вес девочки в 7 лет

Советы родителям о музыкальном воспитании ребенка Советы родителям о музыкальном воспитании ребенка Музыка создает необходимый энергичный фон для ребенка, помогает ребенку почувствовать.

Как развить память у ребенка

Дошколят мы терроризируем математическими действиями, слоговым обучением чтению, четко выверенным письмом. Нигде и никогда, ни до школы, ни в школе не отводится времени на развитие памяти ребенка! А память – это скрепляющий раствор, на котором держатся кирпичики-знания, образуя монолитно мощную стену образования. Куда важнее развить у ребенка навыки быстрого запоминания, чем умение скоростного чтения или сложения в уме двухзначных чисел. Хорошая память – это залог успешной учебы, здоровой психики и экономии времени. Поэтому, лучше до школы акцент сделать не на приобретении навыков, которым малыш и так обучится в школе, а на развитии памяти. Есть и вторая причина, почему стоит именно в раннем возрасте заниматься формированием навыка запоминания.

Сознание маленького ребенка свободно, оно не скованно различными табу, не ограниченно рамками «этого не может быть». Его не удивляет, что колобок умет говорить, зайчик строит избушку, живущая в лесах Баба-яга и Кощей бессмертный для ребенка так же реальны, как воркующие голуби за окном. Малыш верит всему, для него не проблема вообразить несовместимые вещи, «напридумывать» фантастические образы и соединить их неправдоподобными связями. И пока он не растерял феерическую способность сочинять, оживлять стоит научить его навыкам запоминания.

Что такое память? Это наши образы и ассоциации. Что мы помним долгие годы? То, что нас некогда поразило, потрясло. Снеговик детства, слепленный вместе с отцом, вместо носа – морковка. И ярко – оранжевый овощ на фоне зернисто – мартовского снега помнится до сих пор. Вековой шум моря, легкое щекотание крошечных подошв теплым песком, солено-мокрая прядь волос, попавшая в рот и безудержно беспричинное счастье, овладевшее нами… Это живо до сих пор, а химическая формула бензола и разложение трехчлена безвозвратно утеряны нашей памятью, потому что за ними никаких образов и ощущений нет, они были мертвы для нас в стадии запоминания.

Воспоминания держатся на образах, ассоциациях и ощущениях и чем они сильнее, тем дольше мы храним память о них. Поэтому именно в раннем детстве следует заняться развитием абстрактного и образного мышления, как базового фундамента для формирования хорошей памяти. И подспорьем в этом будет способность ребенка легко пренебрегать логическими связями.

Видов памяти существует великое множество: оперативная, механическая и логическая, кратковременная и долговременная, произвольная и непроизвольная, непосредственная и опосредованная. Память классифицируется по типу запоминаемой информации: зрительная, слуховая, двигательная; память на слова, цифры, лица.

Принцип развития любой памяти един. Информация, которую мы должны запомнить должна быть яркой и образной. Мы запоминаем то, что нас поразило и потрясло. Запечатлеваются яркие моменты жизни и для того, чтобы запомнить нужный информационный объем, мы должны его раскрасить, разложить на зрительные, слуховые и осязательные образы, и постараться войти в то, что запоминаем.

Не забывайте, объем запоминаемой информации должен быть интересен и понятен ребенку. Информация, «бьющая по нервам» сама запоминается. Учите ребенка прислушиваться к своим эмоциям, разбираться в них. Такого рода размышления о вызываемых чувствах способствуют лучшему закреплению информации.

Ниже перечислены игры – упражнения, которые научат придумывать ассоциации и находить черты сходства и различия в запоминаемых предметах и образах, упорядочивать нужную информацию. Игры не только разовьют память, но, и раскрасят, обогатят восприятие мира, научат видеть то, что раньше уходило от нашего внимания.

1. Сначала надо раздвинуть границы воображения. Помогут этому вот такие необычные предложения: «Вообрази, как звучит мягкое пушистое облако? Нарисуй животное, которое никто никогда не видел, что ты можешь ощутить, если дотронешься до радуги, нарисуй, как пахнут мамины духи».

2. Называете ребенку сначала знакомые слова, например: доктор, ручка, улыбка, а он вам перечисляет, какие ассоциации возникают в его воображении, описывая их по схеме: форма-цвет, запах, какие они на ощупь и вкус. Вы записываете прилагательные, а затем перечисляете их, ребенок вспоминает, какое слово соответствовало какой группе прилагательных. Задание усложняется, и для визуализации образов используются незнакомые слова.

3. Поиграв в предыдущую игру, усложните условия, перечислите ребенку, одну – две, на ваш взгляд, характерные детали предмета, а ребенок должен вспомнить объект. Например, белый, малыш вспоминает – это доктор, гладко-длинное, это ручка, красно-теплая, улыбка.

4. Берутся спички, пуговицы, мелкие детали конструктора, бумага, которую можно резать, рвать, мять. Вы диктуете с небольшим интервалом слова ребенку, а он выкладывает образы – ассоциации на услышанные слова и через некоторое время, глядя на выложенные фигуры, повторяет услышанное.

5. Игра на визуализацию слов и понятий, незнакомых ребенку. Малыш либо рисует образ, возникший в его сознании, либо описывает его словесно. «Как выглядит абракадабра, электрификация, субмодальность? А как эти слова пахнут, каковы они на ощупь?» В игре можно использовать различные термины и иностранные слова.

6. Малыш выбирает любой предмет и оживляет его, представляя, что выбранный объект обладает интеллектом, может говорить и двигаться. Что он расскажет, куда пойдет, что будет делать, среди каких предметов будет себя комфортно чувствовать. Можно придумать сказку, о житие-бытие ожившей вещи.

7. Эта игра достаточно известная. Ребенок выкладывает карточки – картинки, запоминает их, переворачивает и называет. Задание со временем усложняется, карточек становится все больше, времени на их запоминание – меньше. Эта игра – разминка. Следующий этап, вы с паузой диктуете слова, а ребенок выкладывает карточки, которые не связаны с вашим перечнем слов и, за тем, глядя на карточки, он воспроизводит услышанные слова. Малыш, например, выкладывает картинку «мяч», вы диктуете слово «шкаф», ребенку нужно быстро и на крепко связать эти два слова, чтобы впоследствии назвать то слово, которое услышал, а не увидел.
8. Игра на ассоциации. Называется слово, например, «луна» и ребенок перечисляет свои ассоциации на это слово: луна – космос – звезды – планеты – инопланетяне… Потом называется последнего слово ассоциативной цепочке и ребенок должен воспроизвести все слова-звенья наоборот, от последнего слова к первому.

Если вспомним НЛП и его классификацию по ведущей модальности: визуалы воспринимают мир через зрительные образы, аудиалы через слух, кинестетики через ощущения, то понятно, что визулы, будут стараться то, что следует запомнить – увидеть. Поэтому, родители ребенка – визуала должны сделать акцент на развитии тактильной и слуховой памяти, на том, что менее всего развито.

Читайте также:  Этикет для детей школьного возраста: правила и особенности поведения

Эти игры не только развивают память, но и тестируют способности малыша, показывая его «слабые» или малоразвитые виды памяти. Например, малыш легко запоминает зрительные образы, но «тормозит» при запоминании со слуха или в установлении логических ассоциаций. Для того чтобы помочь малышу обратимся к технике запоминания.

Логические закономерности помогают связать запоминаемую информацию логической связью. Если требуется запомнить перечень не связанных между собой слов или образов, то придумывается логическая связь, впоследствии помогающая вытянуть слово за словом и восстановить весь перечень. Из разрозненных слов составляется связанный рассказ, и затем при воспроизведении, вспоминается сочиненный текст, и вычленяются из него нужные слова.

Последовательные ассоциации – запоминаются не сами слова, а ассоциации, которые к ним придумываются. Эта техника применяется, когда следует запомнить нечто абстрактное: иностранные слова или понятия, тогда на каждое «ничего не говорящее» слово придумывается ассоциация, вот она и запоминается.

Фонетические ассоциации. Суть метода в подборе созвучных ассоциаций. Метод хорошо применять при запоминании иностранных слов. Например, при запоминании английского слова «ball» – мяч, представляется, что вас задели мячом, и вы почувствовали боль.

Автобиографические ассоциации, ассоциации с реально пережитыми событиями. Например, нужно запомнить текст, рассказывающий о жизни морских рыб. Тут же в памяти всплывает ваше путешествие в Египет, плавание в маске и множество ярких рыб проплывающих неподалеку. И «приложив» факты и содержание на ваше воспоминание, легко можно запомнить текст.

Раскрашивание и усугубление. Трансформация информации, черно-белого образа – в цветной, маленького – в большой, плоского – в объемный. Хорошо запоминаются гипертрофируемые образы.

Вхождение – войти вовнутрь представляемой картинки, стать ее участником.

Соощущение позволяет усилить представления, почувствовать шероховатость, вкус, цвет, запах, звук представляемого образа. Этот метод называется тактильной, обонятельной памятью. Любое «нечто» можно вообразить в виде предмета, имеющего размер, форму, цвет, запах, фактуру и вот две последующие составляющие мы крайне редко задействуем. А попробуйте определить на ощупь слово «генетика», а чем пахнет слово «транскрипция»?

Избыточность. Для запоминания используется больше информации, чем есть в исходном материале. Делается акцент на второстепенных деталях. Здесь задействовано умение видеть и чувствовать больше, чем есть на самом деле.

Цифро-буквенный код. Цифровая информация более абстрактна, чем словесная, поэтому важна перекодировка, то есть оживление. Цифру от 0 до 9 представляем в виде образных крючков. Например, 1 – это палка, 2 – лебедь… 9 – перевернутый замок. И при запоминании ряда цифр, мы запечатлеваем образы цифр, связывая их свыше перечисленными методами. Для того, чтобы не было путаницы в воспроизведение многозначных цифр, к каждой цифре от 0 до 9 придумывается несколько образов – крючков. Например, 8 – матрешка, очки, бантик, снеговик.

Метод Цицерона. По этому методу запоминаемые образы и предметы располагаются в знакомой комнате. Потом достаточно вспомнить комнату, чтобы всплыла нужная информация.
Комбинированный метод. Чем больше ассоциаций вызывает знакомство с новой информацией, тем прочнее запоминание. Поэтому преувеличивайте, раскрашивайте, заставляйте двигаться, оживляйте, становитесь сами действующим лицом информационной цепочки, заменяйте с целью усиления образа, связывайте неожиданным, невозможным в жизни способом. Запоминаемую информацию делайте уникальной, она должна быть разноцветным фейерверком огней вашей памяти. Натренировавшись, вы станете настолько быстро выстраивать ассоциации, что время запоминания будет практически равняться времени поступления информации.

Как выбрать метод для лучшего запоминания информации? Сначала следует до автоматизма отработать все техники, а потом… расслабиться и довериться своему первому ощущению, которое и будет самым ярким и запоминающимся.

Как и когда заниматься? К развитию памяти следует относиться не как кропотливому труду, а как к игре. А играть можно всегда и почти везде. Поэтому игры по развитию памяти не имеют временных ограничений, помните лишь, что внимание ребенка на одном виде деятельности можно удержать 15-20 минут. Внесите дух соперничества: кто больше запомнит, кто быстрее назовет, кто придумает самый неправдоподобный образ.

Запоминание стихов. Взрослый медленно читает стихотворение вслух. Малыш слушает с закрытыми глазами, прорисовывая перед внутренним взором каждую строчку, насыщая ее деталями, и чем больше будет второстепенных компонентов, тем ярче будет поэтический образ. Перенасыщение деталями ведет к тому, что малыш вживается в нарисованную им картинку, становится действующим лицом повествования. Замечательно, если малыш начинает не только видеть строки, созданные поэтом, но и чувствовать запах, температуру, ощущать поверхность описываемых предметов. И впоследствии ребенку нужно лишь описать мир, созданный его воображением. Для того, чтобы чтение стихотворения на память, не напоминало пересказ близкий к тексту, когда есть возможность слово заменить синонимом, научите малыша вслушиваться в звучание слов, рифму и ритм стиха.

Если малыш созрел к системному восприятию некого объема информации, например, вы, решили прочитать детскую энциклопедию с последующим пересказом отдельных глав, то выделите определенное время для ваших занятий и предложите малышу придумать некий обряд, позволяющий ему сосредоточиться, войти в состояние максимальной концентрации внимания. Это может быть любой жест или несколько глубоких вдохов. Повторив эти движения несколько раз перед занятиями, ребенок заякорит, свяжет обряд с последующей фиксацией внимания. И впоследствии, когда ему необходимо будет быстро сосредоточиться, достаточно будет повторить знакомый жест, ритуал.

Затем текст читается, одновременно в сознании фиксируется название и автор текста, факты, действия, основное содержание. Ребенок сначала отвечает на ваши вопросы: кто автор, как называется прочитанный рассказ… Отшлифовав умение отвечать на поставленные вопросы, малыш начнет уже автоматически давать ответы на эти вопросы при пересказе. При работе с текстом, изобилующим большим количеством фактов и понятий, дайте ребенку бумагу и карандаш, пусть рисует и пишет то, что поможет ему зафиксировать информацию. И ничего страшного нет, если вы не сможете разобрать его «закорючки», главное, чтобы они помогали ребенку воспроизвести текст.

При запоминании большого объема информации рисуйте карту памяти, используя разноцветные ручки и фломастеры, начиная с середины страницы. В центре пишется главная идея или тема, затем идут разветвления, указывающие на какие части, блоки делится текст. Для каждого ответвления напишите ключевое слово. Эти слова должны отражать суть идеи, будить память. Не забудьте отдельным цветом выделить факты. Если содержание текста понятно, то появляется свое мнение о прочитанном или услышанном, личное отношение и комментарии к тексту тоже помогают в пересказе. Добавляйте символы и рисунки, чтобы легче потом было вспомнить. В карте памяти должны быть отображены такие ключевые моменты: кто делает, что, когда, почему, где, как. Это позволит дольше сохранить информацию в активной зоне памяти.

Читайте также:  Что делать, если ребенок не хочет заниматься спортом: советы психолога

С какого возраста заниматься? Существуют игры по развитию памяти для детей (10 месяцев – 1,5 года), например, “Найди игрушку”, “Где мама?”, “Чего не стало?” (“Чего не хватает”). Правила игры кроятся уже в названии. Кто-то или что – то прячется, и это нужно вспомнить и найти. Для детей постарше есть игры “Узнай предмет”, «Волшебный мешочек”. В этих играх ребенок на ощупь должен определить предмет. При этом развивается тактильная память, а для развития двигательной памяти есть игра “Делай, как я”. Малыш повторяет движения взрослого, темп со временем убыстряется, усложняются и сами движения.

Помимо игр, чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок и ребусов тоже прекрасно развивает память.

Помните, чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка.

Как развить память у ребенка 3-12 лет

Проблема, как развить память у ребенка волнует всех заботливых родителей. Дети быстро впитывают информацию. Но, зачастую, из-за недостатка внимательности, плохой памяти им сложно обработать и запомнить ее. Это чревато нарушениями дисциплины, неуспеваемостью в школе, неуверенностью в себе.

У ребенка плохая память: что делать

Прежде, чем обращаться к специалисту, нейропсихологу, родителям следует проанализировать и устранить возможные источники проблемы.

Как влияет неправильный образ жизни на память ребенка?

Переутомление, недосыпание, несбалансированный рацион – вероятные ответы на вопрос, почему у ребенка плохая память. Активный отдых на свежем воздухе, 8-ми часовой сон в хорошо проветренном помещении обеспечат питание, а значит и развитие клеток головного мозга у детей.

Также на его работу благотворно влияют продукты:

  • фосфор (рыба);
  • Омега-3 кислоты (льняное масло, жирные сорта рыбы);
  • холин (яичный желток);
  • глюкоза и клетчатка (цельное зерно);
  • сложные углеводы (бобовые);
  • витамин В (молочные продукты);
  • железо и цинк (мясо, печень).

Важно! Сахар и сладости: фабричные кондитерские изделия, газированная вода, снеки нарушают баланс кровотока головного мозга ребенка. В результате ухудшаются высшие психические функции, в том числе и память.

Варианты эффективных занятий по развитию памяти

Как и любое другое умение, способность запоминать информацию совершенствуется при регулярных занятиях. Начинать тренировки можно в любом возрасте.

Малышам полезно читать сказки, особенно фольклорные, где множество повторений, коротких простых слов. Легко запоминаются потешки с созвучными рифмами. Одно из самых эффективных упражнений на развитие памяти, речевых навыков у детей – заучивание стихотворений.

Со свойствами сознания: мышлением, вниманием, двигательной и зрительной памятью взаимодействует мелкая моторика. Совершенствование навыков делать точные движения пальцами – идеальная гимнастика для детского мозга. Поэтому малышам полезно лепить, играть с крупами, горохом, катать предметы по поверхности стола.

Деткам постарше рекомендована пальчиковая гимнастика для развития внимания:

  1. Согните руки перед грудью, чтобы ладони были параллельно полу на одном уровне. Попеременно сжимайте то левую, то правую кисть в кулак.
  2. Сожмите кулаки на обеих руках. На одной руке поднимайте большой палец вверх, на второй показывайте кукиш. Одновременно чередуйте жесты.
  3. Поставьте руки перед грудью большим пальцем вверх. Одновременно сгибайте внутрь указательный и средний пальцы на одной ладони, мизинец и безымянный на второй. Чередуйте, увеличивая скорость.
  4. Прижмите друг к другу ладони на уровне груди. Разведите слегка пальцы так, чтобы они были прижаты: мизинец к мизинцу, указательный к указательному и т.д. Средние и большие пальцы остаются выпрямленными. Остальные попарно сгибайте.

Диагностика на внимание для дошкольников

Профессиональную диагностику проводят специалисты. Но родители с помощью нехитрых тестов на внимание легко определят масштаб проблемы или ее отсутствие. Занятия требуют минимум времени и подручных материалов:

  1. Подготовьте карточки с изображением различных предметов. Для малышей – максимально простые, для младших дошкольников – времена года, профессии. Давайте 10 секунд на запоминание, уберите одну карточку. Малыши в 3 года должны правильно отгадывать задачи с 4 карточками. Старшим усложните задания, перемешайте изображения, попросите разложить в первоначальной последовательности.
  2. Этот тест определяет объем внимания. На листе бумаги нарисуйте ряд геометрических фигур, можно повторяющихся. Через 10 секунд убирайте или переворачивайте лист. Хороший результат – если ребенок смог повторить последовательность для 5-9 фигур (в зависимости от возраста).
  3. Вырежьте из журнала или распечатайте изображения различных предметов, надписи, знаки. Наклейте на лист бумаги 9-12 фрагментов, дайте 20 секунд, чтобы запомнить рисунок. У детей младшего дошкольного возраста средним уровнем считается показатель 7-8 изображений, которые он смог впоследствии назвать. Для старших следует усложнить задачу. Задавайте вопросы о количестве предметов, например: «Сколько цветов в букете? или «Над каким животным расположен вопросительный знак?».

Это не только тесты, но и отличные упражнения для развития внимания у детей разного возраста.

Важно! Занимайтесь регулярно по 10 минут в день. Старайтесь проводить занятия для развития памяти и внимания в игровой форме.

Что делать с невнимательностью ребенка в школе?

Рассеянность, несобранность, отсутствие у ребенка усидчивости приводят к плохим успехам в школе, нарушениям дисциплины, неуверенности в себе. Нередко причиной становится неумение сосредоточиться и воспринимать большое количество информации.

Лучший способ повысить внимательность – воспитывать организованность. У детей младшего школьного возраста необходимо выработать умение составлять четкий план действий.

Сначала взрослым следует проговаривать вместе с ребенком порядок поступков. Например, «Сложить рюкзак, не забыть сменную обувь, проверить пенал и т.д.». Со временем он сам будет контролировать ситуацию, станет собранным.

При подготовке уроков не исправляйте ошибки, позвольте малышу найти их самостоятельно. Это полезно для развития концентрации внимания. Это важное качество можно совершенствовать. Разделяют следующие свойства внимания:

  • объем (тест на проверку указан выше);
  • устойчивость (умение сохранять интерес при решении сложных задач);
  • концентрация (способность вникнуть);
  • распределение (способность делать несколько дел одновременно);
  • переключение (перемещение интереса с одного предмета на другой).

У школьника могут быть проблемы только с одной или несколькими категориями. Зная личностные особенности, родителям легче научить ребенка внимательности, способности контролировать свою память. Видимый прогресс наступает после нескольких недель регулярных занятий.

Важно! Поощряйте инициативу, хвалите за умение контролировать ситуацию. Это развивает самостоятельность, повышает самооценку.

Упражнения на развитие внимания для дошкольников (3-6 лет)

В этом возрасте память ребенка имеет особенности: механический или непроизвольный характер запоминания. При отсутствии нарушений легко усваивается все, что увлекает, вызывает сильные эмоции. Самые простые игры с малышом – идеальный способ, как развивать внимание. Ниже представлены варианты занятий для деток 3-4 лет:

  1. Поставьте перед крохой 4 предмета. Пусть малыш отвернется, уберите одну игрушку, попросите назвать, что пропало.
  2. Называйте ребенку три предмета на одну букву. Попросите повторить. Это развивает внимательность, увеличивает словарный запас, знакомит с буквами.
  3. Разучивайте простые танцевальные движения, попросите малыша точно их повторять.
  4. Пазлы, мозайка, конструктор способствуют воспитанию усидчивости.
  5. Из вырезанных из цветной бумаги фигур составляйте дом, поезд, машину и т.д. Называйте вслух форму, цвет, размер частей аппликации.
Читайте также:  Рост и вес мальчика в 15 лет

Для концентрации внимания ребят постарше незаменимы игры в шашки, шахматы. Сосредоточенность воспитывают: игры с лабиринтами, решение головоломок, нахождение отличий на картинках.

Автор методики для тренировки памяти Шамиль Ахмадуллин предлагает эффективный комплекс для дошкольников:

  1. Прикрепите на настенные часы вырезанные из бумаги буквы. Они должны располагаться между цифрами. Попросите ребенка следить за секундной стрелкой и после знака (хлопка в ладоши) называть место ее положения.
  2. Игра «До этого я» – не только полезная гимнастика мозга для детей, но приятный ритуал перед сном. Попросите малыша подробно рассказать о последовательности своих действий в обратном порядке. Например, «Надел пижаму, почистил зубы, поиграл, поужинал, пришел с папой из садика и т.д.»
  3. Игра «Вычеркни букву» благотворно влияет на развитие внимания для детей 6-7 лет. Распечатайте текст или используйте старые книги. Дайте задание вычеркнуть карандашом все буквы, например, «о», на первой странице. Выполняйте задание с секундомером. Отличный результат – не более 3-х пропущенных букв на листе.

Методики на память для младших школьников (6-10 лет)

В школе дети сталкиваются с большим объемом информации. Лучший способ, как научить ребенка запоминать ее – ускорить развитие произвольной и словесно-логической памяти. Если у него получится формировать образы, выстраивать связи между словами – он с легкостью усвоит школьную программу.

Эффективно ускорит развитие памяти у школьников игра в ассоциации. Скажите ребенку любое слово, пусть он придумает максимально количество определений, действий, характеристик этого предмета. Детям 8 лет и старше задавайте сложные вопросы: «Сколько весит?», «Что напоминает?».

Важно! Усложняйте задачу в соответствии с возрастом и интеллектом: называйте абстрактные существительные: «боль», «счастье», «терпение», «воздух», «сюрреализм».

Развить память ребенка поможет навык создания умственного образа. Продекламируйте ему отрывок из стихотворения и попросите устно описать пейзаж, обстановку, время года, характер героев. Если человек ярко представляет себе картинку, он легче запоминает ее.

Работа на следующем тренажере – действенный способ, как помочь ребенку быстро находить правильный ответ среди множества вариантов. Подготовьте таблицу и попросите ребенка прочитать слово «синий» или найти слова, написанные шрифтом определенного цвета.

Мозг у младших школьников создает два образа, возникает диссонанс, приходится переключать внимание, чтобы найти верный ответ. Для ребят от 9 лет и старше готовьте тренажер большего размера.

Таблицы Шульте помогают развить параллельное внимание для школьников, запоминать цифры, улучшить счет. Составить их легко самостоятельно. Нарисуйте таблицу и хаотично расположите в ячейках числа от 1 до 9. Их необходимо найти в правильном порядке. Выполняйте с секундомером. Для детей 8 лет и старше делайте большие таблицы 5х5, 6х6 и т.д.

Тренировки на концентрацию внимания и внимательность для школьников (10-12 лет)

У подростков способности усваивать материал находятся на самом высоком уровне.

Важно! Лучший способ, как развивать внимательность – читать ноты, играть на музыкальных инструментах. Заинтересуйте школьника чтением, настольными играми, судоку. Это увеличит словарный запас.

Нет лучшего метода, как развить внимательность у ребенка 10 лет, чем проверка его наблюдательности. Когда вы гуляете вместе, попросите описать в подробностях уже пройденный участок дороги.

Игра «Шаг назад» тренирует кратковременную память. Запишите на листике буквы, диктуйте их. Сделайте остановку. Попросите назвать последние 3 или 4 буквы. Визуальный вариант можно проводить с карточками с нарисованными геометрическими фигурами. Необходимо будет назвать форму и цвет.

В этом возрасте прекрасным вариантом, как повысить внимательность станет устное решение примеров из нескольких действий. Метод тренирует устойчивость внимания. Распределение, переключение совершенствуются, когда одновременно решаются примеры и мама читает вслух короткие пословицы, а затем просит их повторить.

На развитие мозга ребенка влияет множество факторов. Но настойчивые занятия, забота взрослых обеспечат отличную успеваемость и его успешность в будущем.

Упражнения для развития памяти у младших школьников

Какие бывают виды памяти

Чтобы выбрать подходящие упражнения для развития памяти, стоит разобраться, как происходит процесс запоминания. Для этого обратимся к общепринятой классификации памяти.

  1. По длительности:
  • кратковременная (информация запоминается легко, но также легко и забывается);
  • долговременная (данные хранятся в памяти долго);
  • оперативная (информация удерживается некоторое время).
  1. По типу:
  • слуховая (лучше запоминается услышанное);
  • зрительная (легче запоминаются зрительные образы);
  • двигательная (все, что связано с движением – запоминает тело);
  • образная (эмоциональная, ассоциативная);
  1. По степени приложения усилий:
  • непроизвольная (не требуется усилий для запоминания чего бы то ни было);
  • произвольная (нужно постараться, чтобы запомнить событие или объект);
  • непосредственная (запоминается механически, мышление не «включается»);
  • опосредованная (требует построения логической цепочки, осмысления данных).

Кстати, у малышей хорошо развита именно механическая память, поэтому специалисты рекомендуют начинать изучение иностранных языков еще до школы.

Как «работает» человеческая память? Тут можно выделить три этапа:

  • запоминание;
  • хранение информации;
  • извлечение (воспроизведение) данных.

Три «кита» хорошей памяти

Приступая к занятиям с ребенком, обратите внимание на три «кита» или три «закона», на которых строится запоминание:

  • Первый – постараться получить яркое впечатление о том, что запоминается (для этого – сосредоточиться и быть внимательным).
  • Второй – повторение.
  • Третий – ассоциация.

Как развить долговременную память?

Память человека достаточно субъективна, поскольку после каждого последующего воспроизведения информации, воспоминания искажаются.

Задача родителей – развивать и тренировать долговременную память ребенка. Для этого нужно:

  • Научить свое чадо умению сравнивать объекты запоминания, находить в них сходства и отличия (для тренировок подойдут детские журналы с красочными картинками, таблицами, в которых предлагается найти либо одинаковые предметы, либо отыскать в них едва заметные отличия);
  • Практиковать пересказ ребенком любой полученной им информации – просмотренного мультфильма, прочитанного рассказа, пережитого впечатления (тренирует память, развивает речь, позволяет правильно составлять предложения);
  • Заучивать стихотворения, скороговорки, разгадывать кроссворды;
  • Постепенно переходить на запоминание прозы (здесь можно предложить одно интересное упражнение). Например, в журнале прочитать небольшой отрывок текста, вырезать этот фрагмент. Затем разрезать его на кусочки, дать ребенку одну часть и предложить по ней восстановить весь сюжет.
Читайте также:  Рост и вес девочки в 2 года 4 месяца

Тренируем слуховую память

Чем больше мы тренируем память, тем больше можем запомнить. Итак, приступаем к упражнениям по развитию слуховой памяти у младших школьников. Занятия могут проводиться как группой, так и индивидуально.

  • Добавь свое

Это упражнение хорошо отрабатывать группой. Здесь принцип такой. Взрослый предлагает нехитрый сюжет, например, поездка в путешествие или поход в магазин. Начинает так: «Я положил в чемодан (сумку) книгу». Ребенок должен повторить это предложение сначала и добавить что-то от себя. Например: «Я положил в чемодан (сумку) книгу и карандаши». Второй участник занятий снова повторяет все сначала (фраза уже длиннее) и добавляет свое.

  • Запомни ритм

Карандашом или палочкой вы постукиваете по столу в определенном ритме и предлагаете ребенку его повторить. Начинать нужно с простых звуков, по мере того, как школьник справляется, ритм можно усложнять.

  • Поем песенки

Для развития слуховой памяти эффективно помогает такой простой прием, как пение песенок голосами знакомых персонажей мультфильмов, например. Для того чтобы изобразить чужой голос, ребенку придется вспомнить его тембр, громкость, интонацию и ритм.

  • Ищем пару

Тренировка состоит из двух этапов. На первом этапе вы читаете пары слов. Например: цветок – ваза, школа – ученик, заяц – лес, река – берег. На втором этапе вы называете одно слово из зачитанной пары и предлагаете малышу назвать второе. Если ваш ученик справляется, значит у него все в порядке и с памятью, и с логикой.

  • Играем в ассоциации

Это более сложное упражнение, хотя вашему ребенку точно понравится. Подготовьте несколько карточек, на которых изобразите предметы, животных. Например, лиса, свитер, солнце, автобус. Разложите карточки перед ребенком. Поставьте задачу: вы называете слова, а ребенок подбирает к ним картинку. Слова могут быть такими: лес, одежда, погода, гараж.

Зрительная память

Для развития этого вида памяти можно применить такие упражнения:

  • Цветные картинки

Понадобится от трех до пяти картинок разного цвета. Покажите их ребенку в определенной последовательности и попросите повторить. Проверьте правильность.

  • Геометрические фигуры

Это упражнение хорошо тренирует фотографическую память. Нарисуйте на листке мультяшный персонаж в виде геометрических фигур. Как привило, это либо робот, либо космонавт/инопланетянин. Геометрических фигур должно быть не больше четырех. Покажите ребенку рисунок на 30 секунд, чтобы он изучил его во всех деталях. Затем попросите изобразить то, что запомнилось. Можно заранее подготовить три рисунка. На каждом последующем немного изменять какую-то деталь. При проверке задания обратите внимание, насколько точно оно выполнено.

  • Опиши картинку

Нужно подготовить до пяти вариантов рисунков, на которых изображено несколько предметов. Форма и цвет – разные. Дайте ребенку изучить изображенное секунд 10, потом пусть закроет глаза и подробно опишет то, что запомнил. Постепенно задание можно усложнять, увеличивая количество предметов на рисунке.

Развиваем ассоциативную память

Развитие ассоциативной памяти у учеников младших классов является очень действенным методом. Для тренировки формирования ассоциаций есть целая наука – мнемотехника. Упражнения на развитие ассоциаций включают в себя схемы, таблицы, пары слов, не связанные по смыслу. По поводу последнего – назовите пару слов, разных по смыслу и дайте задание ребенку придумать историю с использованием данных слов. А схемы, таблицы с картинками научат детей составлять рассказы; выполнять какие-то манипуляции в определенной последовательности, например, одеваться. Мнемосхемы помогают увеличить словарный запас, быстро запоминать текст. Говорят, что стихотворение лучше запомнить, если его «увидеть».

Как улучшить память школьника?

Если вы видите, что ваш школьник невнимателен, плохо запоминает то, что ему говорят в школе и дома, не может сосредоточиться, конечно же, не стоит мириться с таким положением вещей. Нужно приложить усилия, и ваш ребенок будет лучше учиться, станет более собранным и в целом успешнее. А для этого существует несколько простых способов.

  • Читайте хорошую литературу

Конечно, современного ребенка трудно оторвать от переписки в социальных сетях, просмотра мультфильмов, компьютерных игр. Но для любящих родителей нет ничего невозможного. Убедите ваше чадо, причем, на личном примере, что читать – это не только полезно, но и модно. Подарите ему электронную книгу, чтобы он мог читать при любом удобном случае. Подберите для него хорошую литературу.

  • Осваивайте новое

Освоение новых умений очень хорошо тренирует память. Если ваш малыш не занимается спортом и не посещает кружки «по интересам», расскажите ему о том, что все это существует и доступно. Если он уже занимается чем-то, предложите освоить новый вид спорта или посещать музыкальную школу, заодно выясните, к чему у вашего чада лежит душа.

  • Развивайте словарный запас

Здесь поможет не только чтение книг. Можно организовать дома такую игру: каждый день – новое слово. Знакомьте ребенка со сложными словами, толковать их поможет Интернет. Это будет интересно и полезно и родителям.

  • Учите на память

Учите вместе с ребенком заданные в школе стихотворения. Расскажите ему о своих поэтических предпочтениях, о том, как вы в детстве запоминали стихи.

  • Запоминайте числа

Прекрасно влияет на развитие памяти запоминание чисел. Это могут быть даты рождения родственников и друзей, номера мобильных телефонов. Подскажите ребенку, как лучше их запоминать. Если в вашей семье есть еще дети, организуйте между ними соревнования «Кто больше запомнит».

  • Правильно отдыхайте

Здоровый сон, достаточный по времени для ребенка младшего школьного возраста (не менее 10 часов в хорошо проветренном помещении), а также прогулки на свежем воздухе (до двух часов ежедневно) великолепно стимулируют работу головного мозга и, соответственно, позитивно влияют на память. Не пренебрегайте этими простыми правилами.

10 продуктов для вундеркинда

Чтобы улучшить память, нужно правильно питаться. В рационе вашего школьника обязательно должны быть продукты, содержащие необходимые витамины и минералы. Вот те десять продуктов, которые помогут вашему ребенку усваивать школьный материал на «отлично»:

  1. Рыба (желательно морская, содержит йод, фосфор, Омега-3 жирные кислоты, что благотворно влияет на мозг).
  2. Яйца (содержат белок и холин, который помогает сосредотачиваться).
  3. Чеснок (ускорит кровообращение, добавляйте к мясным блюдам).
  4. Красный виноград (антиоксидант, защищает клетки организма от старения и повреждения).
  5. Брокколи (просто кладезь витамина К, который улучшает работу мозга).
  6. Бобовые (содержат витамины В6, В12, фолиевую кислоту. Улучшают краткосрочную и долговременную память).
  7. Томаты (тоже мощный антиоксидант).
  8. Лимон (витамин С улучшает память).
  9. Грецкие орехи (содержат Омега-3 жирные кислоты, белок, лецитин. 5 орешков в сутки – и память ребенка будет в отличном состоянии).
  10. Мед (глюкоза позитивно влияет на работу мозга и памяти).
Читайте также:  Палочки Кюизенера: цель и задачи

Не забывайте давать ребенку пить достаточное количество воды, только не газировку!

Развивающие игры для улучшения памяти – на сайте IQКлуб

Для развития памяти используются не только упражнения, но также и игры. IQКлуб – интернет-сервис, который предлагает развивающие игры для тренировки памяти, внимания, навыков чтения, мышления ребенка. Чтобы воспользоваться услугами этого интернет-портала, нужно:

  • пройти регистрацию в системе;
  • ребенку – сдать тест, который его заинтересует.

После этого специалисты IQКлуб подберут для вашего малыша индивидуальную программу обучения, исходя из анализа его сильных и слабых сторон.

Разработкой игр занимается команда профессионалов – лучшие психологи, педагоги, дизайнеры.

Родители могут отслеживать результаты обучения в режиме online. Полезные игры на сайте IQКлуб – это прекрасный тренажер для развития интеллекта ребенка.

Это интересно

Рекомендации по развитию памяти младших школьников

Память дается каждому из нас при рождении, но не каждый может правильно ею пользоваться. Задача родителей и учителей обучить школьника приемам запоминания, чтобы он впоследствии использовал их бессознательно. Ребенок должен сам понять, как ему легче запоминать информацию. Однако любая наука не пойдет впрок, если у школьника отсутствует мотивация к учебе. В такой ситуации святая обязанность родителей заинтересовать ребенка, а для хорошего результата – занятия проводить систематически. Во время этих занятий педагоги-психологи рекомендуют родителям обращать внимание на следующее:

  • следите за тем, чтобы ребенку был понятен материал, который он запоминает;
  • пусть ребенок повторит выученный текст на следующий день;
  • при работе над запоминанием текста разбивайте его на небольшие отрывки, но не очень маленькие, чтобы ваш школьник не забыл, что было в самом начале;
  • во время заучивания текста просите малыша проговаривать его вслух;
  • мотивируйте ребенка к занятиям по запоминанию, проявите фантазию: предлагайте для изучения только те тексты, которые ему действительно интересны;
  • занимайтесь с ребенком не более получаса, а в первое время по 15 минут. Если видите, что малыш устал – сделайте перерыв;
  • всегда хвалите ребенка за даже самые маленькие успехи, поощряйте его к занятиям.

Занимаясь с ребенком, помогайте ему выполнять задания, подскажите, какую тактику по запоминанию лучше применить. Таким образом, ваш малыш не просто научится запоминать, он будет воспринимать информацию осознанно и тогда она надолго сохранится в его памяти.

Как развить память у ребенка

По мере взросления ребенку приходится запоминать все больше информации. Если память развита плохо, в школе у ребенка будут проблемы с учебой, а во взрослом возрасте он будет испытывать сложности на работе и в повседневной жизни.

Умение запоминать большие объемы информации можно развить с помощью несложных упражнений. Самое главное – регулярно заниматься с ребенком, лучше всего это делать с раннего возраста.

Содержание:

Как устроена память человека

Память – это способность человека запоминать, хранить и воспроизводить в сознании набор знаний, впечатлений и воспоминаний о событиях жизни. Это сложная система, которая включает множество процессов мозговой деятельности.

По длительности запоминания и количеству данных память делится на две группы:

  • кратковременная;
  • долгосрочная.

Кратковременная память позволяет нам легко запомнить ограниченный объем информации на короткий промежуток времени (около 30 секунд). Далее обработанная информация забывается или переходит в хранилище долговременной памяти.

В зависимости от восприятия информации выделяют следующие виды памяти:

  • образная – способность запомнить увиденное;
  • слуховая – аналогично для услышанного;
  • моторная – запоминание физических движений;
  • словесно-логическая – способность запомнить и затем воспроизвести в нужный момент последовательность услышанных или прочитанных слов;
  • эмоциональная – запоминание впечатлений, вызвавших сильные позитивные или негативные эмоции.

Нередко эти виды комбинируются между собой. К примеру, для списывания с доски ребенок использует зрительно-моторную память.

Процесс запоминания бывает:

  • непроизвольным – мозг запоминает информацию бесцельно (механически);
  • произвольным – сознательное запоминание нужной информации.

У дошкольников преобладает непроизвольное запоминание. Лучше всего они сохраняют в памяти те предметы и явления, которые их удивили и заинтересовали, а также те, с которыми они активно взаимодействовали.

Произвольная память начинает формироваться к 6-7 годам. Ребенок начинает прилагать волевые усилия для запоминания.

Общие рекомендации по развитию памяти у детей

Для достижения существенных результатов нужно систематически тренировать память. Заниматься надо постоянно, тогда и эффект будет максимальным.

Все занятия по развитию памяти у детей должны проводиться в игровой форме, чтобы не вызвать отторжения.

Рассказ о прошедшем дне

Просите ребенка рассказать, как прошел его день в садике или школе. Это отличный способ тренировки памяти и умения выстраивать хронологию событий.

Вначале задавайте малышу наводящие вопросы – к примеру, какие были занятия, что давали на завтрак и на обед и так далее. Выспрашивайте подробности, чтобы научить запоминать детали вроде цвета платья куклы или одежды подружки. Со временем ребенок научится сам описывать в деталях прошедший день.

Чтение и пересказ

Обязательно читайте малышу сказки и рассказы, после чего просите его пересказать события и выразить свое отношение. Благотворно влияет на память и заучивание наизусть небольших стишков, можно начинать с одного-двух четверостиший.

Когда ребенок научится читать сам, обязательно обсуждайте с ним прочитанное. В процессе рассказа он будет тренировать память, пополнять словарный запас и улучшать коммуникативные навыки.

Изучение иностранного языка

Ученые доказали, что проще и эффективнее всего выучить иностранный язык с детства. Если вы будет заучивать с ребенком 5-7 новых слов в день, это будет еще и отличной тренировкой памяти. Обязательно практикуйте повторения выученного ранее, чтобы слова не забывались.

Занятия спортом

Спортивные упражнения и любая двигательная активность способствуют развитию моторики, а также улучшают снабжение коры головного мозга кислородом. Не обязательно посещать занятия по гимнастике или акробатике. Пусть ребенок будет кататься на велосипеде, освоит ролики, научится плавать.

Читайте также:  Как научить ребенка держать голову?

Правильный рацион

Обязательно давайте ребенку продукты, стимулирующие работу полушарий мозга. Это – лосось и другая жирная рыба, яйца, грецкие орехи, морковь, темно-зеленые овощи, бананы.

Специализированные методики

Чтобы добиться максимального эффекта, развивать память нужно с использованием проверенных методик и упражнений, подобранных в соответствии с возрастом ребенка. Самые популярные из них – методика Глена Домана и метод Монтессори.

Методика Домана рассчитана на детей примерно с 6 месяцев до трех-четырех лет. Суть метода заключается в том, что ребенку показывают изображение с подписью и проговаривают слова. Каждое занятие длится несколько минут, заниматься нужно 3-5 раз в день.

Метод Домана имеет ряд особенностей:

  • занятия проводят в комфортной обстановке;
  • для обучения используют разнообразный материал;
  • занятия «через силу» недопустимы;
  • процесс обучения должен быть регулярным и непрерывным;
  • занятие прекращают до того, как малыш устанет и начнет капризничать.

Развитие памяти и внимательности по системе Монтессори заключается в том, что родители должны дать ребенку свободу в установленных границах. Это значит, что малыш сам выбирает из имеющихся вариантов игровых упражнений, чем он будет заниматься в данный момент.

Как развивать память у ребенка до 2 лет

Первая память у малыша начинает формироваться примерно с трех-четырех месяцев. Он учится запоминать лица и различать голоса родителей и близких, рассматривает игрушки и окружающие предметы. Обязательно разговаривайте с крохой, называйте предметы и комментируйте свои действия.

В этот период отличные результаты по развитию памяти дает методика Домана. Яркие изображения с озвучиванием позитивно воспринимаются детьми, поэтому знания легко усваиваются.

Тренировка памяти у детей 2-6 лет

Это период активного формирования и развития памяти, дети становятся «почемучками» – им интересно и любопытно все, что их окружает. Они учат буквы и цифры, осваивают чтение, письмо, арифметические действия.

В этом возрасте преобладает непроизвольное запоминание, поэтому лучше запоминается информация с сюжетом и эмоциональной окраской. Сухие факты малыши практически не воспринимают.

Методика Домана в этом возрасте используется как для запоминания новых слов, так и для игр. К примеру, можно просить малыша найти лишний элемент среди карточек или объединить изображения в группы по какому-либо признаку.

Чтобы малыш быстрее запоминал информацию, научите его методам мнемотехники – к примеру, способу ассоциаций. Просите ребенка назвать, с чем у него ассоциируется данный объект, а потом при попытке вспомнить подсказывайте ассоциацию.

Обязательно включите в расписание дня малыша игровые упражнения для развития памяти. Некоторые из них приведены ниже.

Игра в слова

Назовите крохе несколько слов и попросите повторить их. С течением времени усложняйте задачу – увеличивайте количество слов, просите повторять их, сохранить порядок.

Поиск различий

Показывайте малышу картинки с похожими изображениями и просите найти различия. Это упражнение тренирует память, развивает внимательность и умение сосредотачиваться.

Покупки

Когда идете в магазин, попросите ребенка запомнить список из 3-5 продуктов. А в магазине дайте задание вспомнить их. Задачу можно усложнять, увеличивая количество позиций.

Если малышу не нравится какое-то упражнение, не настаивайте на его выполнении. Предложите ему на выбор любое другое задание из тех, которые вызывают интерес.

Как улучшить память ребенку 6-12 лет

Начало учебы в школе – сложный период в жизни ребенка. К нему предъявляется множество новых требований, объем информации для запоминания резко возрастает. Если в более раннем возрасте ребенка вы не занимались развитием его памяти, стоит начать это делать в шесть-семь лет и продолжить в дальнейшем. От этого зависит успеваемость не только в младшей школе, но и в старших классах.

Наибольший эффект в этом возрасте дает воздействие сразу с нескольких сторон:

  • развивающие игры;
  • чтение и пересказ книг;
  • изучение иностранного языка.

Комбинируйте эти способы, но выбирайте те занятия и задания, которые вызывают у ребенка живой интерес. Развитие памяти «из-под палки» не даст никакого эффекта.

Для развития памяти ребенка в возрасте 6-12 лет можно также есть свои собственные упражнения.

Запоминание предметов

Покажите ребенку рисунок, на котором изображены несколько предметов, и дайте 15-20 секунд на запоминание. После этого переверните листок и попросите его перечислить, что было изображено. Также можно нарисовать все эти предметы повторно на новом листе.

Поиск отличий

В этом возрасте картинки для поиска отличий должны содержать множество мелких деталей. Такие задания тренируют не только память, но и внимательность.

Сравнение списков

Покажите ребенку перечень из 10 слов и попросите их запомнить. Потом дайте ему второй список, где есть 3-5 слов из первого списка и 5-7 новых. Попросите отыскать все слова из первого списка.

Заниматься развитием памяти ребенка можно в любом возрасте. Главное условие – делать это в игровой форме, не заставляя малыша.

Как развить память у ребенка?

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: В процессе обучения ребёнку предлагается усвоить столько информации, что без достаточного объёма памяти он просто не сможет этого сделать.

Статья:

В процессе обучения ребёнку предлагается усвоить столько информации, что без достаточного объёма памяти он просто не сможет этого сделать. А чтобы смог, с ним нужно регулярно заниматься. Есть специальные методики, которые позволяют эффективно решать данную задачу. Активно использовать их должны не только учителя и воспитатели, но и родители.

Методы

Для начала нужно познакомиться, какие именно методы развития памяти у детей есть и какие из них можно удачно реализовать в домашних условиях. Не лишним будет узнать также в детском саду и в школе, что используют там, чтобы не было противоречий в педагогических системах.

Так как ведущей деятельностью в детском возрасте является игровая (особенно у дошколят и в начальной школе), этот метод развития памяти считается одним из самых эффективных. Выбор достаточно большой. Главное — вписаться в возрастные рамки.

Для развития зрительной памяти

  • «Идём на выставку»

Даётся иллюстрация, картинка, репродукция художественного полотна (в зависимости от возраста) для изучения на 30-60 секунд. Задача — подробно описать её.

Выставляется несколько игрушек и через минуту убирается. Кто больше и подробнее опишет понравившиеся предметы, тот выигрывает.

Читайте также:  Рост и вес девочки в 7 лет

Для развития слуховой памяти

  • «Рассказываем сказку»

В группе из 5-7 человек каждый по очереди сочиняет 2-3 предложения, все последующие рассказчики не должны путаться в персонажах и должны продолжать сюжетную линию, чтобы получилась сказка.

Проговорить список покупок (количество варьируется в зависимости от возраста), чтобы ребёнок его запомнил.

Данные игры помогут развить память у дошкольников и в начальных классах. Подросткам необходимо предложить нечто иное. В частности, настольные (шахматы, шашки, лото) и компьютерные (стратегии, экшен).

Упражнения

Тренировать память хорошо помогают специальные упражнения. Они уже лишены игровой формы и подготавливают детей к тому, что этот процесс зачастую требует усилий и усидчивости. В подростковом возрасте данный метод становится ведущим.

Взрослый вслух произносит несколько слов, не связанных между собой. Задание — повторить их в той же последовательности сразу, через полчаса и через 2-3 часа.

Включается мелодия или любой звук. Нужно угадать песню, музыкальное произведение или кто произносит подобные звуки и где мы их можем слышать.

Запустив руки в закрытый и плотный мешок, нужно ощупать лежащие там предметы и назвать, что это.

Взрослый называет слова, ребёнок их рисует. При этом не обязательно изображать каждую деталь и стремиться к пропорциям и эстетической художественности. Задача — назвать эти слова через час, используя собственные иллюстрации.

Упражнения, развивающие память, хороши тем, что их можно использовать буквально в любом возрасте, правильно подобрав задания. После 12 лет ребёнок может выполнять их самостоятельно, без контроля взрослых.

Нейробика

Нейробика — гимнастика для мозга. Современная развивающая технология, находящаяся на пике популярности. Появились уже программы, адаптированные для детского возраста.

  1. Устный счёт в уме, без калькулятора.
  2. Разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок.
  3. Ходите с ребёнком в детский сад, школу, магазин или просто на прогулку разными маршрутами. Пусть он запоминает особенности каждого.
  4. Начиная с 10 лет, просите его раз в неделю совершать привычные действия другой рукой: чистить зубы, держать ложку, писать.
  5. Задавайте элементарный вопрос ребёнку и просите его ответить по-разному.

Пример последнего задания.

Вопрос: какое это яблоко?

  • «Вкусное» (зелёное, большое и другие его характеристики с помощью прилагательных).
  • «Мне нужно его попробовать, чтобы ответить на этот вопрос».
  • «Оно было куплено в магазине» / «Оно было недавно сорвано в саду» и т. д.

Нейробика развивает мышление, мозговую деятельность и интеллектуальные способности, а попутно с ними тренируется и память. Объём запоминаемой информации становится больше.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика синхронизирует работу правого и левого полушарий, а также помогает развивать речевые способности ребёнка в раннем возрасте. Специалисты утверждают, что её нужно обязательно включать в занятия для тренировки памяти от 3 до 10 лет и даже старше. Существует огромное количество комплексов в стихах, которые будут интересны всем деткам:

  • Сорока-белобока;
  • Зайка;
  • Замок;
  • Кораблик;
  • Ягодки;
  • Клён;
  • Рыбки и многие другие.

Пример упражнения «Замок»:

Все стихи для упражнений пальчиковой гимнастики читаются взрослыми чётко, ритмично, но не спеша. В первый раз можно сделать всё вместе, а затем попросить ребёнка повторить движения под слова взрослого самостоятельно.

Речевая зарядка

Чтобы развить память у ребёнка, с ним обязательно нужно проговаривать скороговорки. С возрастом они должны становиться всё сложнее и длиннее. Они активизируют речевые зоны мозга и укрепляют нейронные связи.

  • Для дошкольников

У Ивашки — рубашка, у рубашки — кармашки,
Кармашки — у рубашки, рубашка — у Ивашки.

  • Для начальной школы

На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.

  • Для подростков

Сшит колпак не по колпаковски, вылит колокол не по колоколовски.
Надо колпак переколпаковать и перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать и перевыколоколовать.

Авторские методики

Методика Домана

Автор: Гленн Доман — американский физиотерапевт, работавший с детьми, страдающими тяжёлыми поражениями ЦНС.

Другие названия: паттернинг, методика Домана-Делакато.

Суть: начинать развивать основные психические процессы с раннего детства.

  • начало занятий — с 6-месячного возраста;
  • только позитивный настрой: всегда хвалить, поощрять, не кричать, не наказывать;
  • заниматься только в благоприятной атмосфере, когда у ребёнка есть желание и хорошее настроение;
  • занятия должны быть короткими, чтобы он не успевал уставать;
  • применять разнообразный, но построенный в логической последовательности материал;
  • регулярный характер занятий;
  • отсутствие контрольных и проверочных занятий на оценку.

Многим детским психологам и воспитателям методика Домана позволяет активно и многосторонне подготовить ребёнка к школе. По мнению Гленна, с 6-7 лет начинается уже чистое обучение, которое вытесняет процессы естественного развития.

Методика Монтессори

Автор: Мария Монтессори — итальянский врач, педагог.

Другие названия: методика раннего развития.

Суть: предоставить ребёнку полную свободу в развитии, особое внимание этому уделять в раннем возрасте.

  • чем раньше начинаются тренировки — тем лучших результатов можно добиться;
  • опора именно на непроизвольную память: ребёнок сам выбирает формы, методы и техники занятий;
  • поэтому основная деятельность — игровая;
  • занятие заканчивается тогда, когда он устаёт;
  • взрослые играют роль наблюдателя;
  • мнемонические способности развиваются вместе с интеллектом, воображением, моторикой, логикой и речью.

В отличие от Гленна Домана, методика Монтессори охватывает не только возраст до 6 лет, но и школьный период жизни.

Ещё целый ряд развивающих методик:

  • Говарда Гарднера (США) — изучение английского языка с пелёнок (за счёт словарного запаса расширяется объём сохранённой информации, которую постоянно нужно воспроизводить).
  • Самбурской А. А. (Россия) — все занятия проходят под музыкальное сопровождение, которое активизирует работу мозга и улучшает кровообращение.
  • Дьеныша З. П. (Венгрия) — с помощью логических задач.
  • Зайцева Н. А. (Россия) — обучение чтению с ранних лет. Складовой принцип с помощью специальных кубиков.
  • Сесиль Лупан (Бельгия) — индивидуальный подход на любом возрастном этапе.
  • Супругов Никитиных (Россия) — опора на непроизвольную память и личностный опыт.
  • Макато Шичида (Япония) — развитие феноменальной фотографической памяти с раннего возраста.

Авторские методики представляют собой целую педагогическую систему и используются чаще всего в детских садах, школах и развивающих центрах. Однако и родителям тоже полезно заимствовать из них определённые идеи.

Возрастные особенности

У дошкольников

Особенности процессов запоминания и воспроизведения у детей раннего возраста:

  • чем выше интеллектуальные способности и чем лучше развита речь — тем крепче нейронные связи;
  • работает в основном непроизвольная память, которая тренируется в процессе игры, увлекая и заинтересовывая ребёнка;
  • произвольная ещё плохо развита: нежелательно ставить прямую цель — выучи (запомни) стихотворение, песню и т. д.;
  • основная база хранения — кратковременная, но при постоянных тренировках и повторах начинает формироваться долгосрочная;
  • основные причины нарушений и проблем — психологическая травма, врождённые заболевания, педагогическая запущенность.
Читайте также:  Рост и вес девочки в 2 года 4 месяца

Основная задача: развивать у детей дошкольного возраста одновременно речь, интеллектуальные способности, внимание и память.

  • кратковременная;
  • непроизвольная;
  • образная.

Самые выигрышные методики:

  • игра (как ведущая деятельность в дошкольном возрасте);
  • пальчиковая гимнастика;
  • речевая зарядка.

Остальные методики (упражнения, мнемотехника) используются, но реже и не так эффективно. Чтобы развитие памяти у детей дошкольного возраста происходило в соответствии с нормами, данным вопросом должны заниматься и воспитатели в детском саду, и родители дома. Если упустить этот момент, в начальной школе возникнут серьёзные проблемы с учёбой.

В начальной школе

Первый этап

Особенности процессов запоминания и воспроизведения у детей младшего школьного возраста:

  • всё ярче обнаруживается связь основных психических процессов: мышления, внимания, памяти, речевых особенностей — от уровня сформированности и степени развития одного зависят и другие;
  • постепенно начинает включаться в работу произвольная память, когда перед ребёнком ставится конкретная задача выучить что-то посредством элементарных повторений;
  • для этого начинают прикладываться усилия, что требует усидчивости;
  • от этого напрямую зависит адаптация ребёнка к школе и его успехи в учёбе;
  • основной базой хранения остаётся кратковременная, но при этом интенсивно и достаточно быстро формируется долгосрочная;
  • причины нарушений и проблем — психологическая травма, педагогическая запущенность.

Основная задача: развить память и внимание, подготовить ребёнка к новым видам занятий.

  • кратковременная;
  • непроизвольная;
  • образная, эмоциональная.

Самые выигрышные методики:

  • дидактическая игра;
  • пальчиковая гимнастика;
  • речевая зарядка;
  • упражнения.

Второй этап

Особенности процессов запоминания и воспроизведения у младших школьников:

  • связь психических процессов начинает ослабевать: развивается в первую очередь то, на что был сделан упор, — высокий IQ или грамотная речь без ошибок в этом возрасте не являются гарантией крепкой и хорошей памяти;
  • усидчивые, успешные в учёбе дети понимают, как важно развивать произвольную, выборочную память, тогда как для трудных учеников ведущей остаётся непроизвольная;
  • многократные повторения и заучивания наизусть обязательны;
  • баланс между краткосрочной и долговременной памятью достаточно индивидуален: у кого-то ведущей базой хранения информации остаётся первая, у других её догоняет последняя;
  • основные причины нарушений и проблем — психологическая травма, перенесённые инфекционные заболевания, педагогическая запущенность.

Основная задача: использование разнообразных методик, чтобы развить разные виды памяти.

  • кратковременная;
  • произвольная и непроизвольная — одинаково;
  • образная, эмоциональная, двигательная.

Самые выигрышные методики:

  • дидактическая игра;
  • речевая зарядка;
  • упражнения;
  • логические задачи.

Развивать память у маленьких учеников в начальной школе должны в первую очередь учителя, а родители и психологи активно им помогать.

В среднем звене

Возраст: 10-12 лет.

Особенности процессов запоминания и воспроизведения в переходный период:

  • если речь и внимание на предыдущих этапах были развиты недостаточно, хромают и мышление с памятью, но последние более тесно связаны между собой, поэтому их следует продолжать развивать параллельно;
  • несмотря на то, что непроизвольная память остаётся наиболее эффективной и не вызывающей затруднений, на первый план выходит произвольная, так как именно она обеспечивает возможность запоминать требуемый объём учебного материала;
  • продолжаются многократные повторения и заучивания наизусть как основа развития;
  • к этому возрасту в норме должна быть полностью сформирована долговременная;
  • основные причины нарушений и проблем — психологическая травма, заболевания, ЧМТ, начало пубертатного периода.

Основная задача: развить память ребёнку в плане объёма, чтобы подготовить его к старшему звену.

  • кратковременная и долговременная;
  • произвольная;
  • образная, эмоциональная, двигательная, словесно-логическая.

Самые выигрышные методики:

  • дидактическая игра;
  • упражнения;
  • нейробика;
  • логические задачи.

Развитием памяти у детей в среднем звене школы занимаются учителя-предметники, родители и при необходимости психологи.

У подростков

Первый этап

Возраст: 12-13 лет.

Особенности процессов запоминания и воспроизведения в младшем подростковом возрасте:

  • развитие разных психических процессов постепенно выравнивается;
  • произвольная память полностью сформирована, ребёнок умеет её использовать на все 100;
  • сокращается количество повторений, заучивание наизусть используется только для стихотворений и формул, потому что основой становится личностный опыт и полное усвоение информации, которую необходимо зафиксировать;
  • подросток учится использовать долговременную, но при этом необходимо постоянно тренировать и краткосрочную;
  • для расширения кругозора рекомендуется начать посещать кружки, секции, найти хобби;
  • основные причины нарушений и проблем — психологическая травма, гормональный сбой в результате полового созревания, перенесённые заболевания.

Основная задача: улучшить память, если какие-то моменты до этого были упущены, и развивать её в плане объёма и многообразия типов.

  • кратковременная и долговременная;
  • произвольная;
  • образная, эмоциональная, двигательная, словесно-логическая.

Самые выигрышные методики:

  • упражнения;
  • нейробика;
  • компьютерные и настольные игры;
  • логические задачи.

Второй этап

Возраст: 14-17 лет.

Особенности процессов запоминания и воспроизведения в старшем подростковом возрасте:

  • для дальнейшего развития основных психических процессов школьной программы становится мало, необходимо постоянно давать подростку дополнительную нагрузку;
  • произвольная и непроизвольная по степени значимости и частоте использования выравниваются;
  • для запоминания информации при хорошо развитом мышлении достаточно её понимания и личной заинтересованности в ней;
  • по своему функционированию выравниваются долгосрочная и кратковременная;
  • развитие максимально приближается к состоянию памяти у взрослого человека;
  • основные причины нарушений и проблем — психологическая травма, образ жизни (неправильное питание, курение, алкоголь), половое созревание.

Основная задача: переходить на более сложные методики, максимально приближенные к упражнениям и заданиям для взрослых.

  • кратковременная и долговременная;
  • произвольная;
  • образная, эмоциональная, двигательная, словесно-логическая.

Самые выигрышные методики:

  • упражнения;
  • компьютерные игры;
  • квесты;
  • мнемотехника;
  • нейробика;
  • логические задачи.

Учителя-предметники в старшей школе продолжают подбирать для учеников задания, чтобы развить память и другие психические функции. Роль родителей в этом вопросе постепенно сходит на нет, так как подростки сами начинают интересоваться упражнениями, тестами, задачами и мнемотехниками для индивидуальных тренировок.

Родителям нужно также постоянно помнить о том, что без правильного питания, здорового образа жизни, умеренной физической нагрузки и благоприятной атмосферы в семье любые занятия могут оказаться провальными.

Методов и способов развить у ребёнка память много, начиная с игр и заканчивая серьёзными медикаментозными препаратами. Чтобы они были максимально эффективными, они должны носить регулярный характер с постепенным усложнением заданий и занятий. Кроме того, необходимо постоянно консультироваться со специалистами, чтобы не упустить важные моменты.

Ссылка на основную публикацию