Как заинтересовать ребёнка учёбой в школе: советы родителям
Узнайте, как увлечь подростка образовательным процессом, какие виды мотивации существуют и что думают об этом психологи. В статье приводим действенные советы, как заинтересовать ребёнка учёбой.
Почему важно увлечь ребёнка занятиями
Как заинтересовать ребёнка учёбой — вопрос, который наверняка задавал себе каждый родитель. Прокрастинировать и лениться время от времени свойственно всем, и нестрашно, если это единичные случаи. Но что делать, если ребёнок совсем безразличен к школьной программе, не хочет учиться и старается ускользнуть от «домашки» под любым предлогом? Как заинтересовать детей занятиями?
Жёсткий контроль и «зубрёжка» из-под палки — не выход. Рано или поздно ребёнок начнёт списывать, а отношения в семье могут испортиться. Никто не любит, когда его постоянно заставляют. Более того, такой подход может навсегда вызвать отвращение к образованию. Этого нельзя допустить, ведь мир в XXI веке стремительно меняется, и чтобы угнаться за ним, необходимо постоянно развиваться.
Надёжный способ заинтересовать ребёнка учиться — создать мотивацию. Она может быть внешней и внутренней, а также положительной и отрицательной. Рассмотрим эти виды подробнее.
Типы учебной мотивации
Внешняя мотивация связана с какими-либо обстоятельствами извне, например, наградой или, наоборот, наказанием. Внешняя мотивация, в свою очередь, может быть положительной — когда ребёнок за хорошие оценки по итогам четверти получает новый телефон — и отрицательной — если заканчивает год с «тройкой» и поэтому не едет в лагерь.
Внутренняя мотивация связана с самой деятельностью и её значением для человека.
Положительная внутренняя мотивация — это когда ребёнок старается получать «пятёрки», чтобы хорошо сдать экзамены, поступить в вуз на специальность своей мечты и работать тем, кем хочет. Отрицательная — когда понимает, что если не будет хорошо учиться, не сможет поступить на бюджет.
Самая продуктивная мотивация — внутренняя положительная. Именно она источник всех выдающихся поступков, реализованных проектов и свершений. Люди, которые многого добились в жизни и в своём деле, — это, прежде всего, люди с высокой внутренней мотивацией. А вот внешняя, по мнению психологов, совсем не поможет заинтересовать ребёнка учёбой в школе. Так, Альфи Кон, автор популярной книги «Наказание наградой» утверждает, что при попытках замотивировать «пряником», то есть внешним поощрением, ребёнок ищет не творческий способ выполнения задания, а самый простой и безопасный. Отсюда возникают списывания, решебники, выполнения домашних работ методом «гугления». Какая разница, как добиться результата, если главное — не знание, а новый телефон?
Так что лучший совет, как заинтересовать ребёнка учёбой, — сделать так, чтобы он сам искренне полюбил образовательный процесс. Это не всегда бывает просто, особенно если в школе авторитарные преподаватели, испорчена атмосфера в классе или есть конфликты.
Как заинтересовать ребёнка учёбой: советы психологов
Совет 1. Создавайте настрой на учёбу
Если у вас есть какое-то хобби — допустим, игра на фортепиано, — вы вряд ли садитесь за него, когда голодны, устали, пребываете в плохом настроении или когда болит голова. Так же и с учёбой.
Ребёнок должен садиться за уроки спокойным, отдохнувшим и сытым. Вы можете привлечь его к занятиям, помочь ему настроиться на учёбу, сделав вместе с ним идеальное рабочее место: с органайзером, стикерами, с удобным стулом и подходящим освещением. Помогает настроиться и просматривание конспектов по предыдущим занятиям перед подготовкой домашних заданий.
Совет 2. Поддерживайте увлечения ребёнка
Поощряйте всё положительное, что попадает в радар интересов подростка. Если ему нравятся астрономия и звёзды, сводите его на лекцию в планетарий, купите карту звёздного неба и красочную энциклопедию. Есть интерес к чтению — посетите литературные места, например, Пушкинские горы и Ясную поляну, побывайте на открытых поэтических вечерах. Старайтесь участвовать во всех активностях по интересующей ребёнка теме, а после обязательно делитесь впечатлениями друг с другом.
Совет 3. Вдохновляйтесь примерами великих людей
Как уже было сказано выше, люди, которые добились успеха в жизни, — это ходячие вулканы внутренней мотивации. Поколение центениалов любит истории успеха бизнесменов, предпринимателей, технологических инноваторов. Почитайте вместе с ребёнком биографии Джека Ма, Илона Маска, Сергея Брина. Каждый из них — пример постоянного самообучения. Джек с детства проводил много часов, общаясь с иностранными туристами, чтобы выучить английский, Илон с нуля штудировал пособия по космонавтике, физике, ракетостроению и стал большим профессионалом. Их истории успеха наверняка помогут заинтересовать детей учиться.
Совет 4. Отвечайте на все вопросы
Не отмахивайтесь, какими бы наивными или бесполезными вам ни казались вопросы ребёнка. Рассказывая всё развёрнуто и с удовольствием, вы сформируете у него привычку быть любознательным, анализировать происходящее вокруг, мыслить критически, задавать вопросы себе и другим. И тогда не придётся заставлять ребенка учиться, он сам будет это делать с большим удовольствием.
Совет 5. Формируйте правильное окружение
Зачастую именно отсутствие интереса к обучению у сверстников отбивает у подростка желание учиться. Привить любовь к образованию может помочь правильное окружение. Друзья по секциям и кружкам, одноклассники и наставники, старшие братья и сёстры, приятели с олимпиад и конкурсов — любой человек, которого уважает подросток, может преподать ему пример и заинтересовать в учёбе.
Совет 6. Учитесь вместе с ребёнком
Покажите, что вам тоже интересно узнавать новое. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», например, вы можете смотреть вебинары вместе с ребёнком, когда у вас есть свободная минутка. Подойдут также образовательные ролики и документальные фильмы на YouTube.
Ещё один хороший способ совместного обучения — игры.
Совет 7. Хвалите и правильно критикуйте
Грамотная обратная связь — один из действенных инструментов мотивации. Хвалите ребёнка за проявленный интерес к обучению, творческие решения и дисциплинарные успехи. Критика тоже нужна, но не в виде оценочных суждений («Ты подготовился плохо!») или эмоций («Я так и знала, что ты опять подведёшь меня»). Сядьте вместе с ребёнком и проанализируйте, что получилось, а что можно улучшить в следующий раз.
«Не оценивайте ребёнка: “Ты очень умный”, “Молодец, ты справился лучше всех”. Так он будет постоянно ждать оценки своих поступков, станет зависим от вашего мнения о нём. Лучше говорите, что чувствуете из-за его действий. Это оценит сам поступок, покажет, что вам не всё равно, вы искренне переживаете, и научит ребёнка проговаривать свои эмоции. Например, если он верно выполнил задание, скажите “Я очень рада, что ты отлично усвоил эту тему”. А ещё лучше спросите, как чувствует себя ребёнок, преодолев трудности».
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»
Совет 8. Освободите ребёнка от лишнего
Знать всё и обо всём невозможно. Если подростку совсем неинтересна, допустим, химия, не стоит заставлять ребенка учиться, достигая идеальных результатов, — достаточно знать аттестационный минимум. Он окончит школу и забудет про валентность и химические формулы, а углублённый курс по любимому предмету может сыграть решающую роль при поступлении. Пусть лучше направит силы на те дисциплины, которые его действительно увлекают. В «Домашней школе Фоксфорда» существуют индивидуальные образовательные маршруты, в которых большее количество часов уделено нужным ученику дисциплинам.
«Чем больше свободы получаешь, тем выше взлетаешь. Когда я поняла, что в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» мне доступны любые знания — только успевай брать, — я начала больше к ним стремиться».
Мария Соколай, ученица «Домашней школе Фоксфорда»
Чего не стоит делать, чтобы заставить ребёнка учиться
Сравнивать с «сыном подруги»
Конкуренция, конечно, способна стать источником мотивации, но уже во взрослом возрасте и далеко не для всех. А если постоянно сравнивать ребёнка с другими детьми, это, наоборот, демотивирует и не поможет заинтересовать ребенка учёбой.
Переходить на личность
Как бы ни расстроил вас ребёнок своим очередным проявлением разгильдяйства, не оскорбляйте его. Слова ранят сильно, помните о том, что одна фраза может запомниться навсегда и стать установкой, которая негативно отразится на всей жизни человека.
«Если ребёнку постоянно повторять, что он глупый, разгильдяй, неряха и другие неприятные вещи, у него даже не появится желание стараться это исправить. Зачем что-то делать, когда взрослые уже навесили на тебя «ярлык»? Лучше оцените старания ребёнка или результат его работы. Например, скажите «Я видел(а), как долго ты готовился к этой контрольной. Я горжусь тобой!».
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»
Перегружать учёбой
В 1965 году американский педагог начальной школы Барбара Шил провела интересный эксперимент со своим классом из 36 трудных подростков. Она объявила, что каждый в течение дня сможет заниматься тем, чем захочет. Назавтра всё повторилось, но теперь Барбара помогала школьникам составлять план на день. Затем объяснила, что есть определённая учебная программа на неделю, которую нужно пройти. Результатом эксперимента стало то, что у всех ребят запустилась внутренняя мотивация, и они стали гораздо успешнее заниматься.
Не ставьте образование во главу угла, поощряйте хобби, занятия спортом, музыкой, творчеством. Оставляйте время на увлечения и общение с друзьями. Даже когда учёба станет любимым делом, нужны перерывы на другие занятия.
Продолжать ходить в обычную школу
Если вы чувствуете, что традиционная школьная система снижает внутреннюю мотивацию и природную любознательность ребёнка, подумайте о смене формата обучения. И тогда не придётся думать, как заинтересовать ребёнка учёбой, он сам будет учиться с удовольствием. С каждым годом всё больше мам и пап выбирают семейное обучение, где можно индивидуализировать учебный процесс и найти поддержку профессионалов. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», к примеру, обучение проходит онлайн, но записи доступны в любое время: ребёнок сам выстраивает свой график дня, просматривает уроки, выделяет время на домашнюю работу.
Когда и как привить любовь к учёбе?
Когда и как привить любовь к учёбе?
Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки! Кажется, ещё совсем недавно вы любовались вашим малышом, принеся его из роддома, и наслаждались общением с ним, затем преодолевали первые трудности, связанные с самостоятельной ходьбой и овладением горшком, радовались вместе с ним, когда у него получалось произносить всё больше и больше слов, соединять их в предложения. А какое удовольствие наблюдать, как наш малыш научился сам себя кормить с ложечки и одеваться. Ещё интереснее наблюдать за игрой и общением нашего ребёнка с ровесниками. И вот теперь, когда ребёнку исполнилось пять лет или чуть меньше, он начинает потихоньку всё больше и больше походить на нас: рассуждать, конфликтовать, отстаивая свои границы и потребности и т. д. Дети в возрасте 4-5 лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они начинают узнавать, как устроен мир, и как можно на него воздействовать. Если родители создают условия, чтобы их исследовательская деятельность в целом была эффективной (не наказывают за проявление инициативы, не критикуют их строго за те или иные поступки) и при этом сами активно вовлечены в этот процесс, то ребёнок становится уверенным в себе и самостоятельным человечком. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок с удовольствием ходил в школу за знаниями и не только, то необходимо заранее подготовиться к новому этапу в вашей жизни. Иначе, если вы не сориентируетесь и не сможете систематически и регулярно, удовлетворять активный исследовательский интерес вашего дошкольника, то этот самый интерес угаснет, и ребёнок будет воспринимать школу как десятилетнее заточение, которое сменяется скукой и просмотром телепрограмм.
К школе надо готовить не только детей, но и взрослых: мам и пап, бабушек и дедушек.
Подготовка ребёнка к школе начинается с подготовки родителей, ответственных за этот нелёгкий шаг. Почему это так важно и что же может включать в себя подобная подготовка?
Прежде всего, такая подготовка должна включать в себя знакомство родителей с основами возрастной психологии, с особенностями развития детей дошкольного возраста. Причём очень важно знать о том, что детям пяти, шести и семи лет необходимы различные подходы, о том, что учёт возрастных особенностей (физиологических и психологических) поможет ребёнку стать успешным.
Если же родители неправильно организуют работу по подготовке к школе, то рискуют отбить у ребёнка охоту учиться и подвергнуть опасности как свою, так и его нервную систему. Когда ребёнку трудно справляться с заданиями, не потому, что он глупый, а просто в силу того, что не учтены его возрастные особенности, то у него два выхода:
– отказ от деятельности («мне школа не нужна»)
-отказ от себя (путь к неврозу).
Как же развивается ребёнок?
Развитие ребёнка всегда проходит через определённые стадии или, как их ещё называют, периоды. Давайте посмотрим общие закономерности развития. Они помогут нам понять, что было с вашим ребёнком, что происходит с ним сейчас и что можно (и нужно) ожидать от него в ближайшем будущем.
Приведём для примера периодизацию развития, принятую в нашей стране:
перинатальный до рождения
новорождённый до 10 дней
младенческий до года
ранний возраст от года до 3 лет
преддошкольный возраст от-3 до 5 лет
дошкольный от 5 до 6-7 лет
младший школьный возраст от 6-7 до 10 лет
подростковый возраст от 10 до 14-15 лет
возраст ранней юности от 14-15 до16-17 лет
Через эти этапы развития проходит каждый ребёнок. Полноценное проживание каждого возрастного периода подготовит юного человека к восхождению на следующую ступеньку.
По этой лестнице он поднимается вверх. На каждой новой ступеньке:
· ребёнок по-новому, иначе, чем на предыдущей, воспринимает и осознаёт мир и самого себя;
· у него появляются новые возможности и новые потребности;
· его ждёт новое главное задание. (Психологи называют его «центральной задачей возраста».) И прежде, чем отправиться дальше вверх, он должен её решить.
· если задача не решена вовремя, ребёнок, конечно, на второй год не останется, но идти дальше ему будет гораздо сложнее. По большому счёту, от того, как он её решит, зависит, как он будет развиваться и каким, в конце концов, станет.
Вместе со своими детьми эти ступеньки одолеваем и мы с вами. Но теперь уже в новом качестве – родительском. Всё устроено очень мудро – вы помогаете развиваться своему ребёнку, ребёнок помогает расти вам. Вместе вы составляете идеальную команду и у вас есть все необходимые качества, чтобы справиться с любой жизненной задачей.
Есть задача у ребёнка. Есть задача у вас.
На каждой «ступеньке» интенсивно развивается психика и личность ребёнка, он накапливает знания, умения, опыт. Такое накопление происходит постепенно, плавно, без резких падений и взлётов; а вот начинается и заканчивается каждый из периодов тем, чего опасается большинство родителей: возрастным кризисом.
Возрастной кризис (от греческого «решение», «исход») – нормальный (обратите внимание: нормальный!) переход от одной стадии развития к другой.
В это время резко меняется «внутренняя позиция» ребёнка и его положение в системе общественных отношений (семья, школа и т. д.). Зачем нужен кризис? Затем, что он даёт ребёнку новый жизненный опыт и новые переживания (родителям, кстати, тоже даёт, и довольно ощутимо). Всё логично: прежде чем приобрети что-то новое, надо отбросить кое-что старое. (И больше всего этого «кое-чего» в нашем отношении к растущему человеку.)
Чтобы кризисный период не превратился в период сплошных страданий, стоит помнить вот что: если ребёнок протестует, значит, у него есть на это свои причины.
Прежде чем приобрести (принять, найти и освоить) что-то новое, надо подготовить для него место. Как вы расчищаете место, когда, например, приобретаете новый шкаф? Выбрасываете старый. Освобождаетесь от того, что вам уже не нужно. Так и ребёнок, он тоже интенсивно освобождается от того, что мешает ему двигаться дальше. Упрямство, негативизм и сплошное непослушание становятся «нормальным» поведением ребёнка. И это – хорошо. Так дети подают сигнал своим родителям и прочим взрослым, что закончилась одна стадия развития и начинается другая и пора кое-что менять в ваших взаимоотношениях. Если вы услышите эти шумные сигналы и вовремя перестроитесь, то больших воспитательных проблем (конфликтных ситуаций) не возникнет.
Что будет, если вы не сориентируетесь и не изменитесь (не измените отношения) сами? Проблемы и конфликты пойдут по нарастающей. Много, долго и громко протестуют те дети, чьи родители не желают принять то новое, что рождается в них. А можно ли вообще пресечь всякий бунт на корню?
Можно, но тогда вы сломаете своего ребёнка – сломаете как личность.
Общий принцип развития личности таков. Всё, что не пройдено на предыдущем этапе, переходит на следующий. (То, что не выработано и не усвоено, соответственно, должно усвоиться и выработаться.) Если нет – «не пройденный материал» останется проблемой на всю жизнь, а значит, будет всё равно «проходиться», но очень болезненно: проявляться в виде комплексов и других форм неадекватного поведения. Например, когда молодой мужчина никак не найдёт себе достойного занятия, чтоб обеспечить себя и семью, и при этом легко поддаётся чужому влиянию, можно с уверенностью сказать, что в дошкольном возрасте его инициатива и желание самому что-то делать постоянно гасили любимые взрослые, а он не смог их «победить». В результате центральная задача возраста (проблема доверия, а затем – независимости) не была им решена. Удел такого человека – вечно сомневаться в своих способностях, потому что в нём глубоко укоренилось чувство вины за любое усилие быть независимым.
У лесенки развития есть одна особенность: по ней не подняться одному. Даже самый талантливый, даже гениальный ребёнок в одиночку не сможет её одолеть. Ему нужен посредник – взрослый, который когда-то уже прошёл этот путь и теперь сможет стать как бы промежуточным звеном между ребёнком и обществом.
Он – образец и представитель большого мира, с него (или с них) будет ребёнок писать свой портрет.
И отношения в этом тандеме не просто «взрослый – ребёнок», то есть «старший – младший», а сотрудничество, партнёрство.
Для чего нужно учитывать возрастные особенности ребёнка?
Принцип «хочу всё знать» во многом определяет развитие дошкольника. Ребёнок в 5-6 лет с удовольствием рисует, лепит, сочиняет и рассказывает сказки, задаёт огромное количество вопросов и сам же пытается ответить на них. И разве такой пытливый и любознательный ребёнок может стать «трудным» или «ленивым» учеником? А может быть, именно мы, взрослые, что-то делаем не так, начиная обучать ребёнка?
Давайте разберёмся, чем же отличаются дети четырёх с половиной – пяти с половиной лет (условно будем называть их «пятилетками») от дошкольников с пяти с половиной до шести с половиной – «шестилетками»?
У «пятилеток» личные интересы и желания составляют основу жизни. При общении со сверстниками они зачастую навязывают им личные мотивы, однако всё чаще проявляется способность слушать и слышать других детей, в совместной деятельности дети учатся договариваться. В общении со взрослыми ребёнок четырёх-пяти лет в первую очередь нуждается в сотрудничестве.
Проходит год, и шестилетний ребёнок начинает соотносить свои интересы с интересами и желаниями окружающих его детей. При общении со взрослыми для ребёнка становится важным признание его значимости. Ребёнок испытывает потребность в одобрении и стремится быть хорошим, а неудачи огорчают его. Настроение взрослого оказывает влияние на ребёнка.
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Специалисты отмечают, что первые виды детских игр появляются на границе раннего и дошкольного детства. Сначала это режиссерская игра, чуть позже – образно-ролевая (ребёнок воображает себя кем-то и действует в соответствии с этим). Уже к середине дошкольного возраста (около пяти лет) эти виды игры перерастают в сюжетно-ролевую игру, где дети исполняют ту или иную роль. Позднее из таких игр возникают игры с правилами, в которых главным становится чёткое соблюдение правил игры. Старшие дошкольники стараются придерживаться правил игры и контролируют их выполнение другими участниками.
В возрасте от 3-5 лет игры детей воспроизводят предметные действия окружающих их людей, в 5-7 лет игра отражает их социальные отношения. Трёх-четырёхлетний ребёнок посвящает игре 10-15 минут в день, в четыре-пять лет игра может продолжаться 40-50 минут, а в шесть лет он может играть в одно и то же уже в течение нескольких часов и даже дней.
И если мы хотим, чтобы подготовка к школе стала эффективной и приносила ребёнку максимальное удовольствие, необходимо включать в неё игровые элементы. Причём ребёнку в 6 лет можно предложить игру, которая продлиться несколько часов и будет представлять собой, например, поиск сокровищ по заранее придуманным нами инструкциям и ориентирам. В процессе игры мы можем потренировать ребёнка в чтении слова задом наперёд, в нахождении различий на двух картинках, в счёте до 10 и обратно и т. д. Включённые в игру, эти действия доставят ему удовольствие. Если же мы занимаемся с малышом 4-5 лет, лучше иметь в арсенале несколько коротких увлекательных развивающих игр. Например, можно попросить его помочь сказочному Медвежонку и раскрасить для него в рабочей тетради только съедобные предметы.
Третьим параметром, характеризующим определённую стадию развития ребёнка, является центральное возрастное новообразование; в дошкольном детстве таковым считается формирование произвольности, слабое развитие которой может создать проблемы при обучении ребёнка в первом классе.
Развитие произвольности является частью психологической готовности ребёнка к школе. Данный параметр характеризуется следующими умениями ребёнка:
– способность ребёнка сознательно подчинять свои действия определённым правилам;
– умение внимательно слушать говорящего, воспринимать и выполнять его задания;
– возможность самостоятельно выполнить задание по образцу.
Замечено, что при выполнении заданий по инструкции взрослого ребёнок 4-5 лет нуждается в его постоянной поддержке, т.к. не всегда может оценить правильность выполнения задания, поэтому ребёнок полностью доверяет оценке взрослого.
Чем младше ребёнок, тем более красочной и эмоционально заинтересовывающей должна быть подача материала, поскольку в таком случае увеличивается объём непроизвольного внимания и памяти, которые компенсируют недостаточное развитие произвольности. Яркие предметы, рисунки позволяют удерживать внимание на изучаемом материале.
Ребёнок 5-6 лет способен понимать инструкцию и выполнять задание с чётко поставленной целью, планируя свою деятельность. Однако сложный алгоритм своих действий выстроить самостоятельно он ещё не способен и оценивать правильность выполнения задания в целом. Поэтому взрослый не должен требовать от ребёнка, чтобы тот полностью контролировал свою деятельность. При смене задания лучше, чтобы ребёнок немного отдохнул, например, прогулялся по комнате.
При подготовке ребёнка к школе не стоит резко переводить его от игровой деятельности к учебной. Именно в игре формируется механизм управления собственным поведением. Умение подчиняться правилам складывается именно в игре по правилам, а затем проявляется в другой деятельности.
Например, игра «Говори!». Цель игры: научить детей следовать групповым правилам.
Дети сидят в кругу. Взрослый говорит: «Я буду задавать вопросы, но отвечать на них можно будет только после того, как я дам команду «Говори!» Отвечать можно всем вместе. Но только после команды». Давайте потренируемся: «Какого цвета у нас занавески? Говори! Какое сейчас время года? Говори! Какой сегодня день недели? Говори!» Эта игра очень полезна для гиперактивных детей.
Таким образом, при подготовке ребёнка к школе, необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка даже в пределах одного и того же периода развития. В противном случае требования, предъявляемые к нему, могут оказаться невыполнимыми, и тогда ребёнок, либо откажется их выполнять, либо, стремясь во что бы то ни стало угодить учителю или родителям и, форсируя свои возможности, переутомится и потеряет интерес к обучению.
Роль семьи в развитии ребёнка с пяти до семи лет.
Развитие ребёнка с пяти до семи очень важно потому, что после семи лет формирование основных психических функций, обеспечивающих успешность в школе и в жизни, заканчивается. И если в этот период что-либо не формируется, то после семи лет нужно приложить в пять раз больше усилий, чтобы добрать недобранное, причём с неизвестным результатом.
Именно после пяти лет ребёнку нравится корпеть над конструктором, решать шахматные задачи, нравиться думать. И вот тут недогрузить его было бы обидно. Чтобы понять, всё ли у ребёнка развито нормально (память, внимание, мышление, и т. д.), необходимо пройти консультацию психолога, логопеда или опытного педагога.
Гармонично развитый семилетка, всесторонне готовый к школе, получается, если ребёнок живёт вместе с родителями, а не в каком-то параллельном мире (мультики, компьютерные игры), при ежедневном участии в жизни семьи. Мы можем заниматься вместе с детьми чем угодно, хоть веники вязать, – и это будет их развивать. Потому что по ходу дела мы обсудим, что вот эти хворостинки гибкие, а эти жесткие, эти длиннее, а эти короче, количество хворостинок. Что закончить пока нельзя, потому что ещё не довели дело до конца. И вместе уберём рабочее место и т. д. То же самое происходит, когда мы вместе с ребёнком готовим обед или печём пирожки, или ставим кукольный театр.
Итак, всесторонняя готовность к школе – следствие полноценной жизни вместе со всей семьёй. Вместе, а не рядом! Тогда все нужные для учёбы функции обязательно будут развиты нормально, а навыки он сможет образовать в школе.
Часто родители жалуются на дефицит времени. Многие мамы работают, причём подолгу. Приходят домой поздно. Приходиться считаться с реальностью. Воспитывать детей – это большая нагрузка, при сильной занятости родителей. Поэтому при хронической усталости и занятости родителей есть два пути:
1. Преодоление себя. Придя домой, начинаем совместную жизнь с ребёнком, вопреки усталости и нежеланию. Дело в том, что крайне важно даже не количество, а качество общения. Лучше уделить ребёнку 15- 30 минут времени, полностью посвятив себя общению с ним. Чем находится рядом с ним весь день, занимаясь своими делами, разговаривая по телефону или смотря телепередачи, например, в выходные.
2. Оплачивать работу специалистов. Няни, гувернантки, психолога, логопеда. Если родители осознанно не готовы заниматься своими детьми. Нет времени, желания, нет уверенности, что я – мама или папа – сделаю это хорошо, или нет сил. Но в этом случае, если мы неудачно подобрали специалиста, то возможны и разочарования.
Главное родителям понимать, что ребёнок не растёт сам по себе!
Если вспомнить о задачах дошкольного возраста, то необходимо ещё затронуть тему развития навыков общения со сверстниками. Для этой цели для детей, не посещающих детский сад, подходят прекрасно группы кратковременного пребывания дошкольников. При условии, что вы интересуетесь тем, как прошло общение вашего ребёнка с другими детьми при каждом посещении дошкольного учреждения. Если у вашего ребёнка возникают проблемы при установлении дружеских отношений с ровесниками, то необходимо ему помочь. Потому что если ребёнок испытывает дискомфорт при общении с другими детьми, то это может отразиться неблагополучно и на общем развитии ребёнка, и в частности на посещении ребёнком дошкольных учреждений, вплоть до отказа посещать их.
Ребёнок хочет или должен учиться?
Многие дети, ещё недавно мечтающие об учёбе, отказываются идти в школу, делать уроки. Почему так происходит?
Скорее всего, потому, что, не учитывая их возрастных особенностей, мы взрослые, снова наталкиваемся на главное противоречие воспитания: дети хотят играть и учиться, играя, а педагоги и родители спешат усадить их за школьную парту, взывают к их чувству долга: «Ты уже большой, ты должен сидеть и слушать учителя»
Но ребёнок – дошкольник – непоседа, исследователь, экспериментатор. И если мы научимся поддерживать его в «научных открытиях», в стремлении узнавать новое, то и развиваться он будет семимильными шагами. И уж если его познавательная активность не затухнет, а «разгорится», то он гораздо быстрее освоит все учебные премудрости. И учиться тогда он будет не только потому, что должен, но и потому, что так захотел сам!
Психолог Акопян Р. Р., мама троих детей
Как привить ребенку любовь к обучению?
- Место игры в обучении дошкольников
- Как привить любовь к обучению?
- Как не отбить желание учиться?
- Любовь к чтению
Любому родителю хочется, чтобы ребенок учился с удовольствием и ему нравился процесс получения новых знаний. Добиться такой ситуации не сложно, ведь все дети от природы любознательны и стремятся изучать новое. С раннего возраста малыши открыты для новой информации, умеют мыслить нестандартно и быстро усваивают полученные знания. И главной задачей родителей является поддержка природной любознательности и интереса к обучению.
Место игры в обучении дошкольников
Игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста, поэтому обучение малышей 3-6 лет с включением элементов игры намного эффективнее, чем традиционный учебный процесс. Во-первых, из-за позитивного эмоционального фона, благодаря которому дети лучше усваивают материал. Во-вторых, из-за непосредственного воздействия на коммуникативную деятельность ребенка и его интеллект. Кроме того, благодаря раскрепощению в игре ребенок получает возможность находить творческие решения.
В обучении дошкольников игра не должна быть противопоставлена учебе. И в современных детских учреждениях это знают и учитывают при составлении занятий для деток дошкольного возраста. Такие занятия не только обучают малышей, помогая им приобретать определенные знания и умения, но и развивают их интеллект, помогают в общении между собой, выявляют проблемы развития и положительно влияют на личность каждого ребенка.
Обучение детей-дошкольников проводят с помощью:
- Сюжетных игр. Ребенок строит игру с помощью игрушек и других детей, разыгрывая определенный сюжет.
- Игр-драматизаций. Ребенок представляет себя в виде определенного персонажа, показывая его переживания, чувства, интонации, мимику, одновременно изучая литературу и речь.
- Режиссерских игр. Ребенок придумывает сюжет и реализует его через игрушки или других детей.
- Театрализованных игр. В таких играх участвует несколько детей, а их тематика очень обширна. В процессе игры дети улучшают речь, изучают окружающий мир, развивают интеллект.
- Конструктивных игр. Ребенок создает игру или предметы с новым назначением.
- Дидактических игр. Они больше остальных видов игр приближены к процессу обучения. Такие игры интересны детям и поучительны.
- Подвижных игр. Во время таких игр ребенок развивает ловкость, скорость реакции, умение ориентироваться в пространстве.
Как привить любовь к обучению?
- Когда у ребенка что-то получается, он дает правильные ответы или выполняет задание верно, хвалите и поощряйте. Однако здесь важно не перестараться, чтобы ребенок не стал слишком зависим от оценок извне.
- Когда ребенок усвоил информацию или умение, предлагайте ему более сложные задания, чтобы он постепенно двигался от простых навыков к освоению сложных задач.
- Изучайте все вокруг в процессе общения с ребенком. Спрашивайте о том, как малыш провел день в детском саду, считайте по дороге домой деревья или облака, называйте цвет машин, которые проезжают рядом, отгадывайте загадки. Детей-школьников обязательно спрашивайте о том, что учили в школе, что нового узнал ребенок. Дома играйте в шахматы и другие настольные игры.
- Не забывайте, что ребенку нужно достаточно отдыхать. Пусть у малыша будет время для своих занятий, не связанных с обучением.
- Если вы не знаете ответ на какой-то вопрос ребенка или не понимаете, как решить задачу, не бойтесь искренне признаться в этом малышу. При этом скажите, что вам интересно узнать ответ или решение. Ребенок будет брать пример и сам с интересом вовлечется в процесс получения новых знаний.
Совместные занятия, химические опыты в виде фокусов и другие интересные занятия обязательно помогут ребенку развить любовь к обучению.
Как не отбить желание учиться?
Родителям не следует формировать у ребенка отношение к учебе, как к обязательству. Поэтому не говорите сыну или дочке «ты обязан учиться» или «ты должен учиться», взамен предлагайте позаниматься или поупражняться.
Кроме того, родители не должны расстраиваться из-за плохих оценок ребенка, а наказывать за низкие баллы просто недопустимо.
Не реагируйте на неправильные действия дочери или сына слишком эмоционально, иначе ребенок станет бояться совершать ошибки (а без ошибок обучения не бывает). Мягко корректируйте действия сына или дочки, предлагая отыскать новое решение, подумать вместе, решить по-другому.
Любовь к чтению
Чтобы ребенок полюбил книги, родителям следует чаще ему читать в первые годы жизни. Начните с книг с мелодичными стихами, а позже перейдите к сказкам. Чтобы малыш слушал стихи или истории заинтересовано, читать нужно эмоционально и с выражением.
Позволяйте ребенку самостоятельно выбирать книгу, которую вы ему сегодня почитаете, даже если малыш ежедневно берет одну и ту же книжку. Спросите его, чем ему так понравилась история, что он запомнил из прочитанного, как называется книга, кто автор, что нарисовано на обложке. Также ребенку можно предложить переворачивать страницы во время чтения.
Читая малышу, периодически останавливайтесь и задавайте вопросы. К примеру, вопрос «как считаешь, что будет в этой истории дальше?», поможет в развитии фантазии ребенка. Если на страницах есть картинки, обращайте на них внимание. Пусть ребенок покажет персонажа или предмет, о котором вы только что прочли.
Когда придет время изучения алфавита, подберите азбуку, которая понравится вашему ребенку. Сейчас ассортимент букварей для деток очень большой, поэтому вы без труда найдете подходящую книгу. Если никакой магазинный вариант не подошел, вы можете сделать с ребенком собственную азбуку. Для этого вырежьте из старых журналов яркие картинки, наклейте их на страницы альбома и напишите сверху подходящую букву.
В прививании любви к чтению большое значение имеет и пример родителей. Если мама или папа читают книги, газеты или журналы, ребенок будет им подражать и тоже захочет читать. Вы можете выписать для ребенка детский журнал, а также записать кроху в библиотеку. Так вы обеспечите своему ребенку возможность читать, что он, несомненно, оценит в будущем.
О том, как пробудить интерес к учебе, смотрите в видео Павла Зыгмантовича.
Как заинтересовать ребенка учебой: советы нейропсихолога
— Многие родители полагают, что ребенок готов к обучению, когда достиг определенного возраста (чаще всего 7 лет) и освоил счет, сравнение, чтение и прочее. Но помимо интеллектуальной готовности есть еще физиологическая, психологическая и эмоциональная, которые определяются умением ребенка следовать правилам и делать не то, что хочется, а то, что нужно, — говорит эксперт. — В младшем школьном возрасте это намного важнее для мотивации и любви к обучению, чем набор знаний.
Следите, чтобы ребенок гулял (насыщал мозг кислородом), хорошо питался, соблюдал режим дня. Это уже приучит к определенной саморегуляции. Полезны будут нейропсихологические игры и упражнения, которые развивают умение планировать и контролировать свои действия, тренируют память, внимание, способность сосредоточиться.
Как понять, с чем у ребенка сложности? Обратите внимание, на что он обычно жалуется.
- «Никак не могу вспомнить, уже забыл, не могу выучить» — проблема с памятью.
- «Нечаянно пропустил, не заметил» — проблема с вниманием.
- «Не понял» —проблема с мышлением, скоростью обработки информации.
- «Не могу представить» — проблема с воображением.
Также важна работа с эмоциями. Через игры, книжки проговорите с ребенком его переживания и страхи, связанные со школой, подскажите, как себя вести, если кто-то обидел, что-то не получается и так далее.
— Покажите, как здорово, например, учить английский: поедем за границу, и ты сам сможешь заказать себе в кафе напиток или любимое блюдо! Знание, подкрепленное практической пользой, — хороший стимул к обучению в этом возрасте, — напутствует Анастасия.
Также важно находить интересные форматы изучения предметов. Историю можно дополнительно к учебникам изучать по интерактивным видео на YouTubе или сериалам, математику — через игры и приложения. Пусть ребенок попробует разные форматы и выберет самый интересный. Увлечения тоже могут стать инструментом обучения — те же компьютерные игры. Поиграйте вместе, попросите рассказать, что его там привлекает.
Самое важное правило — интересоваться тем, что нового ребенок узнал в школе, а не только его оценками.
1. Повторите пройденное: выкроите полчаса-час в день, чтобы вспомнить таблицу умножения, написать диктант, порешать задачки. В сентябре ребенок будет чувствовать себя увереннее.
2. Устройте полезный поход на школьный базар: объявите ребенку сумму, которую собираетесь потратить, а он пусть сам выберет ранец, пенал, тетрадки. Вот вам и повторение математики, и азы финансовой грамотности, и положительные эмоции, связанные со школой.
3. Организуйте ребенку «послевкусие» каникул осенью — занимайтесь в выходные тем же, что и летом: пикник, велопрогулка, кино, футбол во дворе.
4. Выберите интересные дополнительные занятия: кружки, секции. Так ждать сентября веселее. А сами заранее продумайте, как будете все успевать и кто вам будет помогать.
Лучшая репетиция для будущих первоклашек — поиграть дома в школу или почитать книжки, герои которых рассказывают о том, как пошли в первый класс первый раз, что было трудно и страшно, а что легко и весело. Особенно это полезно для ребят, которые сильно переживают по поводу всего нового и незнакомого.
- «Я туда не пойду». Катрин Леблан, Дани Обер и Эва Тарле.
- «Зайчонок Тим идет в школу». Ирина Зартайская.
- «Пес Веник идет в школу». Коля Гутман.
- «Откуда берутся друзья?». Елена Ульева (из серии книг про эмоции).
- «Маленький Мы в школе. История о том, как плохо, когда все против одного». Даниэла Кункел.
- «Что делать, если…». Людмила Петрановская. Ответы на актуальные для любого ребенка вопросы: что делать, если тебя дразнят, трудно учиться, потерялся, боишься темноты, застрял в лифте и другие.
Прежде о нормах. Вплоть до седьмого класса школьникам положено спать 10-10,5 часа, а первоклассникам медики советуют добавлять пару часов отдыха днем. То есть чтобы утром встать без проблем в семь, в 21.00 нужно быть в кровати. В 8-9-м классе нормы чуть ниже — 9-9,5 часа, в 10-11-м классе — 8-9 часов, как у взрослых. При недосыпе работоспособность снижается на треть! Расслабились на каникулах? Начинайте перестраиваться прямо сейчас.
Не переходите резко на подъем «как в школу». Лучше каждый день ставьте будильник на 10-15 минут раньше, а вечером старайтесь укладываться в одно и то же время.
Шумные игры, серьезные разговоры — до 19.00. А за час до сна уберите подальше гаджеты.
Придумайте ритуал подготовки ко сну: вечерний душ, прогулка, чтение. Спать лучше в полной темноте и в хорошо проветренной комнате.
Большинство школьников испытывают трудности в обучении из-за низких способностей к самостоятельному выполнению заданий — исследование ученых из МГППУ.
«Хотите самостоятельности детей? Приучите! — советует родителям младшеклассников педагог и мама Ирина Селищева в своем блоге. — Ребенок сидит за столом, вы рядом. Он проговаривает, что и куда будет писать. Даже если это простые палочки. Стихи наизусть учите вместе, но не как в детском саду: говорите ребенку, чтобы прочитал две строчки, потом закрыл учебник, повторил, если не запомнил — еще раз прочитал. Да, каждое промежуточное действие нужно проговорить, проконтролировать, проделать не один раз. Зато потом будет вам счастье».
По этой же схеме репетируйте, как сложить портфель, приготовить форму на завтра, сделать уроки: показываете все пошагово, потом проделываете все вместе с ребенком, далее — сам. Пока не доведете до автоматизма.
Как привить ребенку искренний интерес к учебе
6 способов привить малышу интерес к новым знаниям с ранних лет и помочь повысить успеваемость в школе
Дети, которые любят учиться, показывают высокие результаты в школе и в дальнейшей жизни. Это общеизвестный факт. Лучшее, что мы можем дать своим детям – это привить им интерес к учебе.
Помните: ребенок рожден для того, чтобы учиться. Только подумайте, скольким вещам ребенок учится в первые два года своей жизни: получить от взрослых желаемое, ходить и говорить, улыбаться и хмуриться, спать ночью и играть днем, хлопать в ладоши и играть в игры, держать ложку, отдавать и брать. К 4-5 годам большинство детей уже знает цвета и цифры, умеет кататься на трехколесном велосипеде, обращаться со сложными игрушками и общаться с не менее сложными людьми. Если в семье говорят на других языках, до 10 лет ребенок может освоить их на уровне носителя.
Каждый новый день для ребенка полон новых вещей, которым нужно научиться. Если ребенок не изолирован от окружающего мира, каждый день он учится чему-то новому и радуется новым достижениям. Понаблюдайте за ребенком, который решил преуспеть в чем-то – и вы поймете, что такое настоящее упорство. Родителям не нужно специально прививать ребенку желание учиться. Нужно только убедиться, что это желание у него никто не отбил.
Как поддерживать интерес ребенка к учебе
Совет № 1. Полюбите учиться сами
Интерес к новым знаниям, как и многое другое, ребенок перенимает у родителей. Если вы любите узнавать что-то новое, находить решение различных задач, развивать новые навыки – ваши дети тоже полюбят это. Интерес к новым знаниям заразителен. Показывайте свой восторг от новых открытий. Рассказывайте о случаях, когда вам удалось решить какую-то трудную задачу. Позвольте детям наблюдать за вашими усилиями, когда вы создаете или чините что-то, и радость от достижения цели.
Совет № 2. Исследуйте вместе с детьми
Дети любопытны от природы. Развивайте в них это любопытство, показывая пример. Высказывайте свое удивление относительно того, как в природе всё устроено. Серьезно относитесь к вопросам, которые задают дети: ищите информацию в книгах или в Интернете. Смотрите вместе с детьми научно-популярные передачи по телевизору и обсуждайте увиденное. Проводите дома эксперименты. В Интернете можно найти много примеров интересных экспериментов – как происходит извержение вулкана, как с помощью пищевых продуктов можно наблюдать за химическими процессами и т.д. Посвятите этому пару часов в выходные и ребенку всегда будет интересно узнавать что-то новое.
Совет № 3. Читайте вместе с ребенком
Успеваемость ребенка в школе во многом зависит от интереса к учебе и навыков чтения. Читайте детям вслух. Читайте отдельные страницы вместе или по очереди. Найдите книгу с захватывающим сюжетом, которая будет побуждать вас читать главу за главой. Запишите детей в библиотеку, и каждую неделю берите там новые книги. Когда дети смогут читать самостоятельно, это станет для них возможностью узнавать что-то новое и отличным развлечением. Детям, которые умеют и любят читать, легче дается обучение в младших классах, где большинство заданий связано с чтением.
Совет № 4. Тренируйте навыки письма
Навыки письма не менее важны для успеваемости ребенка, чем чтение. Родители всегда обращают внимание на момент, когда их ребенок научился писать свое имя. Но не останавливайтесь на этом. Развивайте навыки письма с раннего возраста так же, как и навыки чтения. Например, когда ребенок еще маленький, попросите его рассказать, что нарисовано на его рисунке, чтобы вы могли сделать подпись. Попросите его продиктовать вам, что хорошего произошло с ним за день, и запишите это в дневник. Когда ребенок учится писать буквы, предложите ему самому заполнять этот дневник. Так вы анализируете события, произошедшие за день, и придаете им ценность, записывая их. Кроме того, эти дневники в будущем могут стать ценным воспоминанием о детстве.
Совет № 5. Интересуйтесь, что ребенок проходит в школе
Дети во всем берут с нас пример. Если мы проявляем искренний интерес к тому, что ребенок учит в школе, интерес появится и у него. Уделяйте немного времени тому, чтобы поговорить с ним об уроках. Интересуйтесь, но не критикуйте. Обсудите вместе домашнее задание. Поинтересуйтесь, как ребенок собирается его выполнять. Задавайте вопросы, которые требуют развернутого ответа. Не делайте задание за него – просто интересуйтесь и поддерживайте.
Совет № 6. Организуйте ребенку место для учебы
Неважно, где ребенок учит уроки – на кухне или у себя в комнате. Важно, чтобы у него было достаточно места и времени, чтобы сделать задания, и чтобы под рукой было всё необходимое для этого. Если вы выделяете ребенку место и определяете время для выполнения домашних заданий, он начинает воспринимать учебу серьезно. Когда он учит уроки, телевизор и мобильный телефон должны быть выключены. Время от времени контролируйте процесс: поддерживайте малыша и хвалите его за проделанную работу. Заинтересованность и поддержка родителей важна для него больше, чем слова.
Детский психолог: 10 способов привить ребёнку любовь к учёбе
Многим родителям приходится ежедневно вступать в поединок с собственными детьми и бороться за их же собственное будущее. Зачастую школьники не проявляют никакого желания учиться, отлынивают от выполнения уроков и даже прогуливают. Что делать, если сборы в школу – стресс, выполнение домашнего задания – нестерпимые мучения? В Центре «Радость жизни» проводит консультации психолог для детей и подростков, которым трудно настроить себя на учебу и выполнение домашних заданий.
Идеальный вариант – записаться на психологическую консультацию с ребенком, чтобы специалист подсказал правильное решение этой задачи, но очень многое зависит и от самих родителей. Есть проверенные приемы, которые помогут пробудить интерес ребенка к учебе. Если родителям удастся привить любовь к постижению всего нового, они могут быть спокойны за будущее своих детей.
Дельный совет родителям от детского психолога
Не ожидайте и не требуйте от своего ребенка слишком многого. Разумеется, вы считаете его самым талантливым, способным и уверены, что он может одновременно быть отличником и великолепным танцором, скрипачом или художником. И все же смиритесь с реальностью: дети точно так же устают, плохо себя чувствуют, не испытывают желания заниматься той деятельностью, к которой их принуждают родители.
Нередко требуется психологическая помощь детям, которые живут в постоянном стрессе, с чувством вины из-за того, что не оправдывают родительских ожиданий. У каждого человека свои таланты, достоинства и недостатки. Ваш ребенок не исключение. Примите это! Подумайте, что для вас важнее: воспитать отличника-невротика или помочь своему ребенку стать счастливым.
Сравнивайте успехи ребенка только с его собственными. Вспомните неприятное чувство, когда вас самого сравнивали с другими людьми. Сколько комплексов можно привить только этим! А главное, вы ведь все равно не добьетесь цели: ребенок не станет похожим на ваш идеал, зато его самооценка может сильно пострадать, а результаты – ухудшиться. Отмечая и поощряя прогресс ребенка, сравнивая его с ним самим в прошлом, вы получите гораздо больше и сохраните хорошие отношения.
10 приемов, чтобы мотивировать ребенка к учебе
- «Дети видят, дети повторяют». Эта фраза актуальна во все времена. Если вы сами постоянно узнаете что-то новое, делитесь интересной информацией с ребенком, он станет делать так же. Читайте, смотрите познавательные фильмы, учитесь, развивайтесь сами и включайте в этот процесс своего ребенка. Докажите важность учебы на собственном примере.
- Используйте новые технологии. Многие родители ругают гаджеты, переживают из-за того, что детей «невозможно оторвать от планшета». Нередко это оборачивается настоящей зависимостью, и нужна психологическая помощь детям и подросткам, которые полностью погружаются в виртуальный мир. Но вы можете научить ребенка добывать знания с помощью новых технологий. Вместе осваивайте полезные программы и приложения: рисуйте, программируйте, изучайте, проектируйте.
- Создайте «ученую» атмосферу. Гарвардские ученые доказали, что хорошая библиотека в доме мотивирует детей больше читать. Постоянный доступ к интересным книгам только на пользу. Зачастую ребенок берет что-то почитать от скуки, а потом чтение входит в привычку.
- Позвольте ребенку учиться так, как ему удобно. Известный нейролингвист Татьяна Черниговская утверждает, что мозг каждого человека учится по-своему. Кому-то для концентрации внимания лучше сидеть за столом в полной тишине, а кто-то учится, развалившись на диване и включив музыку. Позвольте ребенку чувствовать себя свободным во время учебы. Кстати, это может создать дополнительные «зацепки для памяти» (ассоциации со звуками, цветами, движениями).
- Поощряйте хобби. Вы понятия не имеете, в каком мире придется жить в будущем, какие профессии будут востребованы. Позвольте ребенку любую деятельность, к которой он стремится, будь то складывание пазлов, бег, приготовление пищи или запись видеороликов. Включитесь в увлечение ребенка, водите на интересные для него выставки, находите тематические передачи. Нередко помощь психолога ребенку заключается в том, чтобы помочь раскрыть «особенные» таланты.
- Выбросьте телевизор. Серьезно. Если не можете от него избавиться, то включайте не более чем на 15-30 мин в день. Ни вы, ни ваш ребенок не становитесь счастливее, умнее, талантливее, часами смотря бестолковые фильмы и программы.
- Играйте. Развивающие игры вроде «Монополии» могут стать прекрасным способом совместного времяпрепровождения. Играйте вместе с ребенком. Вам это тоже может понравиться!
- Разговаривайте и честно отвечайте на вопросы. Иногда нужны консультации психолога ребенку, который уверен, что родители его не понимают. Зачастую причина такой уверенности кроется в отсутствии внятных ответов. Не игнорируйте вопросы вроде «Зачем это нужно?», отвечайте честно и подробно. Если вы сами понимаете, что та или иная тема не может пригодиться в жизни, объясняйте, какие навыки мышления ребенок приобретет, изучив ее.
- Не платите за оценки. Некоторые родители совершают ошибку, давая деньги за каждую хорошую отметку. Это путь в никуда. Поощряйте ребенка за хорошие результаты, но не платите деньги. Пусть это будут нужные вещи, поездки и т.п.
- Развивайте полезные навыки. Умение хорошо считать, быстро читать, находить нужную информацию – все эти навыки упрощают процесс обучения. Если ребенку интересно и легко учиться, он делает это с удовольствием.
Познание – это не только сидение за партой и бесконечные занятия. Не перегружайте расписание ребенка, дайте ему свободное время, чтобы он успевал отдыхать и у него оставались силы на новые интересы, хобби, увлечения. Это только увеличит эффективность обучения.
Если у вас не получается привить ребенку любовь к учебе, обратитесь за детской психологической помощью в наш центр «Радость жизни».
MoneyPapa
эксперт по семейным финансам
21 способ воспитать в детях любовь к учёбе
Смотрите видео версию — здесь
Слушайте аудио версию — здесь
Наверно каждый родитель знает, как иногда тяжело убедить ребенка сделать домашнее задание, дочитать книгу или сделать то, к чему у ребенка нет ни малейшего интереса. Часто это происходит потому, что учёба превращается в рутину и обязанность, которые дети терпеть не могут. Или они просто не понимают для чего нужно учиться. Однако существует множество способов, чтобы пробудить у детей интерес к учёбе.
Обратите внимание, что, говоря про интерес к «учёбе», я не имею в виду только учёбу в школе и институте, я говорю про жажду знаний, которую человек пронесет через всю свою жизнь.
1. Не ожидайте от детей слишком многого
Помните, все дети разные, даже внутри одной семьи, у всех свои таланты, сильные и слабые стороны.
2. Не сравнивайте своих детей с другими
Что чувствуете вы, когда вас с кем-то сравнивают? Хочется послать всех далеко, правда?! Сравнивая ребенка с кем-то другим, вы не добьетесь ничего, кроме демотивации, чувства отторжения учёбы и бессилия.
3. Покажите, что учиться круто, на своем примере
Делитесь интересными фактами, о которых узнаете сами. Рассказывайте про свои хобби, увлечения, прочтенные книги, интересные фильмы, и про то, что вы находите в них интересным, и не важно это спорт, наука, искусство или приготовление пищи. Сами читайте книги, чтобы показать пример детям.
Согласно исследованиям, слова передают только 7% информации, 38% передает тон голоса и 55% язык вашего тела (жесты, положение тела, головы и пр.). Поэтому меньше говорите о важности учёбы, больше показывайте на своем примере.
4. Читайте книги вместе. Зачитывайте интересные моменты из ваших книг
Смотрите список некоторых прочитанных мною книг здесь.
5. Используйте технологии
Компьютеры и гаджеты, как и любой другой инструмент, можно использовать во зло или на добро! Можно «отделаться» от ребенка, позволяя ему часто играть в игры и смотреть мультфильмы, а можно использовать компьютеры и гаджеты, чтобы научить ребенка петь, рисовать, создавать, проектировать, программировать, фантазировать, запоминать, изучать, читать и т.д.
Например, в YouTube вы сможете найти видео «Как делать» практически на любую тему или хобби.
6. Окружите детей книгами
Исследование Гарвардского Университета показали, что постоянный и легкий доступ к книгам, значительно увеличивает мотивацию детей к знаниям и чтению.
7. Не настаивайте на каком-то определенном месте для учебы
Хотят читать в кровати или в ванной – позвольте им это делать.
8. Поощряйте креативность
Пусть ребенок рисует, поет, снимает фильмы, записывает аудио, мастерит, лепит, путешествует, танцует, готовит еду, собирает пазлы и делает все, что ему интересно. Делать что-то самому – один из лучших способов получать знания и прививать к ним любовь. Вы никогда не знаете, к чему приведёт то или иное хобби.
Из личного. В 8 или 9 классе я мощно увлёкся программированием. Это хобби полностью поглотило меня, и вскоре, еще учась в школе, я начал продавать свои программы (склад, бухгалтерия, отдел кадров и пр.). Далее, это хобби кормило меня в течение всего студенчества. Своему продвижению по работе, я также, во многом обязан навыкам, которые получил от этого хобби. И сейчас, спустя 20 с лишним лет, эти навыки здорово пригождаются мне на онлайн проекте MoneyPapa! )))) Вот тебе и детское увлечение!
9. Выбросите телевизор или не включайте его более 15-30 мин в день
Пишу об этом не в первый раз. Не поленитесь, почитайте исследования, телевизор, скажу очень мягко, не «делает» из нас (и наших детей) умных людей. Даже образовательные передачи по эффективности уступают большей части развивающих занятий, игр и книг. К тому же, телевизор пожирает бесценное время. Через много лет Ваши дети скажут вам большое спасибо за это!
10. Используйте увлечения детей
Например, если ребенку интересна история древнегреческих мифов, сводите его на соответствующую выставку, купите книги по теме, накачайте в интернете фильмов по теме и посмотрите их вместе.
Исследование Чикагского Университета, проведенное среди успешных спортсменов и артистов, выявило одну общую деталь воспитания – родители этих успешных людей, с самого детства помогали детям выявить их таланты, а дальше, старались, как могли поддерживать и поощрять эти таланты в своих детях.
11. Найдите правильные объяснения
Детям легче что-то делать, когда они понимают зачем! (Взрослым кстати тоже! ))). Если ребенок говорит «Для чего я должен учить эту фигню, которая мне не пригодится никогда в жизни?!» можете сказать что-то вроде «Потому что, изучение этого предмета практикует навыки, которые тебе помогут на протяжении всей жизни: умение заканчивать нелюбимую и рутинную работу максимально быстро и эффективно; настойчивость в преодолении трудностей; способность находить, соединять и запоминать информацию; способность выполнять не только любимую работу, но и необходимую; способность фокусироваться в течение длительного времени и т.д.»
12. Играйте вместе в игры
Существует огромное количество развивающих игр, некоторые из них для интеллектуального развития, некоторые – для физического, а некоторые – успешно совмещают развитие мозга и движение.
Из личного. Примерно в 1990 г, за 3-4 года до окончания школы, родители купили мне настольную игру «Менеджер», аналог известной «Монополии». Купили, т.к. начали замечать во мне некоторые финансовые способности. Я влюбился в игру и начал выигрывать даже у взрослых ))) Далее мне стало скучно, и я добавил в игру свои элементы – товары, акции, золото. В итоге, эта игра позволила мне точно понять, какой профессией я хочу заниматься по жизни.
13. Найдите ролевые модели и поддержку извне
Ролевые модели — это не всегда только родители. Например, если ребенок видит, что у вас два образования, но при этом вы живете в нищете, объяснения «у всех в семье есть образование и у тебя должно быть» работать не будут, т.к. ребенок не будет понимать для чего оно нужно! В таком случае важно выбрать окружение и примеры, которые будут вдохновлять вашего ребенка. Как пример, истории предпринимателей – они всегда очень вдохновляющие.
14. Не пытайтесь, чтобы ребенок всё делал идеально
Не стоит контролировать каждый шаг, каждый результат, стараясь всё сделать правильно. Не нужно говорить: «Ты сделал не правильно, давай я покажу, как исправить». Иногда, ребенку нужно дать самому сделать ошибку и найти способ исправить её.
15. Задавайте вопросы, пробуждающие интерес
«Куда улетают птицы каждый год и как находят дорогу обратно?», «Сколько лететь до Марса и сколько бы весил автомобиль на Луне» — подобные вопросы пробудят интерес к знаниям у ваших детей. Сейчас можно найти тысячи книг, фильмов, статей и приложений, откуда родители могут черпать подобные вопросы (и ответы).
16. Помогайте объяснять и находить ответы
Дети задают бесконечное количество вопросов. Если вы знаете ответ – всегда объясните его и подскажите, как получить ответ самому, где найти информацию, как решить задачу и т.д. Если ответа не знаете – это нормально, найдите его вместе – слава Богу, сделать это сейчас, имея интернет, очень просто.
17. Не поощряйте хорошие оценки деньгами
Множество исследований показывают, что денежная (или другая материальная) мотивация действует на маленький процент детей и действует очень короткое время. Что вы будете делать потом?
18. Фокусируйтесь на процессе, а не на результатах
Всем родителям хочется, чтобы ребенок успевал лучше других детей. Мерилом успеха являются оценки, тесты, экзамены, скорость и т.д. Но все дети разные, и не у всех все получается быстро, поэтому часто успех приходит гораздо позже. Поэтому важно не убить интерес ребенка к делу погоней за оценками в краткосрочной перспективе.
19. Помогайте развивать навыки, которые помогают учиться
Такие навыки, как быстрый счёт, развитие логики и решение математических задач, умение фокусироваться длительное время, быстрое чтение, умение находить информацию и соединять разные её части для решения сложных задач, дисциплина и режим – помогут вашим детям успевать лучше других не только в любимых предметах, но и во всех остальных, и далее по жизни.
20. Бейте большие задачи на маленькие
Согласитесь, фразы «Ты до сих пор не прочел эту книгу?!» и «Отлично, ты прочел 11 глав, осталось одна, последняя!» могут быть об одном и том же, но абсолютно по-разному оказывать влияние на ребенка.
21. Спрашивайте мнение у вашего ребенка по разным вопросам (события, отношения, ценности, факты, жизненные ситуации)
Не осуждайте его за его мнение. Дайте ребенку понять, что его мнение интересно и его уважают, даже если с ним не согласны.
Ну и последнее, не забывайте про свободное время
Детям нужно больше времени, чем взрослым на познания. Не перегружайте расписание вашего ребенка, иначе у него может не остаться времени на то, чтобы усваивать новые знания и навыки, и чтобы получать от этого хоть какое-то удовольствие.
🔴 Видеоверсия подкаста
📢 Слушайте аудио версию — здесь
👍 Если Вам понравился данный подкаст, то, пожалуйста, поддержите проект MoneyPapa и сделайте один или несколько следующих шагов:
1️⃣ подпишитесь на мои новости здесь
2️⃣ подпишитесь на меня в фейсбуке, на ютубе и в инстаграм
3️⃣ поставьте лайк, сделайте репост и напишите свой честный комментарий
Так я буду знать, что Вам нравится то, что я делаю, и я буду создавать полезные материалы еще! Заранее большое спасибо!
Список всех подкастов здесь.
Спасибо, что смотрите, читаете и слушаете MoneyPapa!
👋 А я желаю Вам благополучия в финансах, семье и по жизни!
С Вами был Тимур Мазаев, он же MoneyPapa.