Как научить ребенка выговаривать звук “Л” в домашних условиях

Как научить ребенка выговаривать звук “Л” в домашних условиях

  • Возрастные отклонения речевого развития
  • Формирование правильного произношения звуков у ребенка
  • Как научить ребенка выговаривать твердый звук «Л» в домашних условиях
  • Как предупредить недостатки речи

Дошкольный возраст – это период наиболее активного развития ребенка. В его организме происходят существенные физиологические изменения, идет развитие мыслительных процессов, психики, эмоционально-волевой сферы и личности в целом.

Исследования показали, что все психические процессы у ребенка развиваются с прямым участием речи. И, очевидно, что нарушение этой человеческой функции ведет к трудностям в гармоничном развитии малыша. Чтобы своевременно помочь ребенку овладеть речью, родители должны знать закономерности речевого развития ребенка дошкольного возраста.

Возрастные отклонения речевого развития

В норме к трём годам малыш должен владеть почти всеми звуками языка, за исключением шипящих (Ш, Щ, Ч, Ж) и звука Р, Рь. Этот возраст характеризуется повышением речевой активности, дети начинают пользоваться речью, для того чтобы узнать новые для себя факты. По-другому, это возраст «почемучек».

Вот распространенные ошибки, которые совершают дети на данном этапе речевого развития:

  • замена звука Р на Л, Ль (рука – люка),
  • замена шипящих Ш, Щ, Ч, Ж мягкими Сь, Зь (шарф – сярф),
  • замена Л звуками Ль, Й (лук – люк, лампа – ямпа).

Пятилетний малыш уже должен правильно произносить все звуки речи и использовать для выражения своих мыслей не только простые, но и сложные предложения.

Если ребенок долгое время неправильно произносит звуки, то двигательные артикуляционные навыки у него закрепляются, а восприятие звуков речи искажается. Малыш неверно произносит звук, но сам этого не понимает. Если вовремя не помочь ребенку, то у него появится стойкий дефект речи, который преодолеть будет гораздо сложнее.

Формирование правильного произношения звуков у ребенка

Зачастую, если у ребенка нет хронических заболеваний, патологий развития органов речевого аппарата (языка, мягкого и твердого неба, губ), нарушений в работе нервной системы, взрослые в домашних условиях могут помочь малышу овладеть тем или иным звуком. В этом случае требуется лишь знать порядок действий, необходимых для постановки недостающего или искаженного звука.

  • Во-первых, главное, с чего стоит начать родителям – укрепление артикуляционной моторики. Это достигается посредством различных упражнений, которых литература предоставляет множество.
  • Во-вторых, это сама постановка или уточнение звука. Для каждого звука при этом есть своя методика.
  • Следующим этапом будет закрепление звука сначала в слогах, затем в словах.
  • После того как ребенок успешно произносит звук в словах, ему предлагаются задания на дифференциацию (различение) оппозиционных звуков (Ж-Ш, Ч-Щ, З-С, Т-Д и т.д.).
  • Далее идет этап заучивания потешек, скороговорок, загадок, стихов с поставленным звуком.
  • И, наконец, мы закрепляем звук в речи: рассказывание сказок, составление рассказов.

Как научить ребенка выговаривать твердый звук «Л» в домашних условиях

В этой статье хотим остановиться подробнее на постановке твердого звука «Л».

Чаще всего при произношении звука «Л» встречаются следующие недостатки: звук отсутствует совсем, заменяется другими – Ль, В, У, И. (лавка – «лявка», «уявка»). В связи с тем, что произнесение данного звука требует верхней позиции языка, нужно узнать, может ли ребенок поднять его вверх.

Для того, чтобы язык четко держал нужную позицию, предлагаем следующие упражнения, предназначенные на укрепление мышц языка:

  1. «Жало» – показать узкий язык
  2. «Жало» – «Лопатка» – показать то узкий, то широкий язык.
  3. «Качели» – язык касается попеременно то нижней, то верхней губы.
  4. «Маятник» – конец языка поворачивается в углы губ.
  5. «Накажем непослушный язычок» – высунуть язык, похлопать по нему губами (пя-пя-пя), чтобы он стал широким.
  6. «Язычок спит» – слегка прикусывать конец высунутого языка, открывая и закрывая рот, губы и язык расслаблены и неподвижны.

После того как вы заметите, что ребенок без труда справляется с предложенными упражнениями, можно приступать непосредственно к постановке звука «Л».

Первый способ вызывания Л: распластанный язык лежит неподвижно между зубами («Язычок спит»), мама предлагает спеть ААА и, не прерываясь, прикусить кончик языка, продолжая петь тот же звук, – получилось АЛЛЛ. Хочется предупредить, что не надо на данном этапе спрашивать у ребенка, какой звук у него получился. Это можно сделать только после многократного повторения упражнения, когда у него все получается.

Второй способ постановки: петь ЫЫЫЫ, при этом прикусить широкий язык. Ребенку показывается данное упражнение молча, чтобы звук Л был не слышим, иначе он произнесет его с привычным искажением.

Звук, полученный при данных приемах, закрепляется сначала в закрытых слогах (АЛ, ИЛ, ОЛ, УЛ); далее – между гласными звуками (АЛА, ИЛА, УЛО. ), затем в открытых слогах (ЛА-ЛА, ЛО-ЛО, ЛУ-ЛУ, ЛА-ЛУ, ЛО-ЛУ и т.д).

Далее, как мы говорили ранее, идет закрепление звука в словах:

  • где звук Л стоит в конце слова: тыл, осёл, стул, калач, бокал и т.д.
  • где звук Л стоит в начале слова: лыжи, лыко, лодка, лужа, лошадь и т.д.
  • где звук Л стоит в середине слова: клык, класс, слава, глаза, блоха и т.д.
Читайте также:  Почему ребенок врет и что делать? Действенные советы психолога

Следом вы начинаете заучивать с ребенком несложные стихи, потешки, загадки, в которых часто встречается звук Л. Это позволит автоматизировать полученный звук и ввести его в речь.

Примеры:

По глади оконной стекла

тяжёлая капля стекла.

Капля упала на синий цветок

и открыла один лепесток.

я с трудом его поймала,

Быть хозяйкой нелегко!

Всё бело, бело, бело.

Много снегу намело.

Вот весёлые деньки!

Все на лыжи и коньки!

Если вы не уверены в своих способностях или боитесь каким-то образом навредить малышу, то всегда есть выход обратиться в специализированные центры, которых сейчас большое множество. Посетив несколько логопедических занятий и овладев навыком произношения «трудного» звука, ваше чадо вполне сможет продолжить работу по развитию речи со своими родителями.

Предлагаем с ребенком сделать упражнения, показанные в следующем видео логопеда Натальи Гориной.

Как предупредить недостатки речи

Родители должны помнить, что их поведение тоже может сказаться на развитии речи малыша. Как же должны вести себя родители, если хотят, чтобы речь их ребенка формировалась без лишних сложностей?

  • В первую очередь, с малышом необходимо разговаривать медленно, спокойно. Это связано с тем, что вследствие недостаточно развитого слухового восприятия, ребенок не успеет услышать и распознать речь взрослого.
  • Необходимо подсказывать ребенку как правильно произнести слово, которое он затрудняется сказать. Обычно малыши с удовольствием повторяют за взрослыми. Только не надо забывать, что излишняя требовательность может обидеть ребенка, и он может совсем замкнуться.
  • Не желательно перегружать ребенка ранним изучением букв и чтению, особенно если это делается без его желания, так как ожидаемый результат может быть обратным.
  • Ошибочно принуждать ребенка раннего возраста к рассказыванию стихов перед гостями. Это большой стресс для малыша, у которого речь еще не до конца сформировалась. Впоследствии такие ошибки взрослых могут привести к заиканию.
  • При позднем развитии речи не следует паниковать, необходимо просто больше уделять внимания речевым играм с ребенком для того, чтобы пополнять его пассивный словарный запас.
  • Кроме того, предупреждению недостатков речевого развития способствует нормальное функционирование других речевых органов (слухового, голосового, дыхательного аппарата, зрения, обоняния, осязания), слаженная работа которых способствует формированию правильной речи.

Не забудьте, работа по развитию речи не заканчивается быстро. Это длительный процесс. Необходимо постоянно расширять словарный запас малыша, читать ему книги, составлять рассказы по картинам, по впечатлениям, которые у него возникли. Всячески побуждать ребенка к общению, мягко и ненавязчиво исправлять его ошибки, давая ему при этом образец правильной речи.

Вашему вниманию предлагаем следующее видео, в котором можно подробно рассмотреть постановку звука “Л” в домашних условиях.

Постановка мягкого звука “Ль” рассмотрена в следующем видео.


Как научить ребенка выговаривать букву [Л]: в домашних условиях

Взрослые привыкли произносить звуки определенным образом, и даже не обращают на это внимания. Но для малыша это целая наука. Он пытается подражать родителям и повторять за ними все звуки, слоги, слова, но у него это не всегда получается. И если вовремя не вмешаться и не научить его говорить правильно, в будущем он может стать объектом насмешек из-за дефектов речи.

Что такое физиологическая дислалия

У всех детей до 5 лет наблюдается возрастное расстройство в произношении звуков, или физиологическая дислалия. Со временем ребенок учится правильно произносить звуки и слоги и проблема сама устраняется. Но некоторые дети продолжают неправильно называть звуки, а порой и целые слова. Родители недоумевают, неужели сложно выговорить звук [л], ведь даже дети, не умеющие «рычать» (т.е. не выговаривающие звук [р]), не имеют проблемы со звуком [л]. Но оказывается для кого-то это целая проблема.

Имя этой проблемы – физиологическая дислалия – разновидность речевого нарушения, при котором у ребенка не отмечается ухудшения слуха или каких-либо патологий речевого аппарата. Чаще всего, нарушение встречается у детей в возрасте 3-5 лет и при работе с логопедом проблема решается благополучно.

Логопеды отмечают, что в последние годы у детей все чаще встречается физиологическая дислалия. При этом причиной частоты подобных нарушений они связывают с нежеланием молодых мам или невозможностью по субъективным причинам кормить грудью новорожденных детей. При этом младенцы получают питание молочной смесью из бутылочки. Как известно, получать сметь из бутылочки намного легче, ребенок не прикладывает никаких усилий, чтобы «добыть» себе пищу, а из-за этого его речевой аппарат не формируется, как следует. Но это только одна из причин.

Основные причины дислалии:

  1. Из-за раннего возраста органы речи не готовы занимать правильное положение. При этом речевой аппарат не имеет дефектов.
  2. Несформированный фонематический слух – ребенок плохо различает фонемы родного языка. Однако его физиологический слух не нарушен.
Читайте также:  Рост и вес девочки в 2 года 8 месяцев

К 4-4,5 годам дети выговаривают большинство звуков правильно. Поэтому родителям нужно внимательно слушать их речь, чтобы, при необходимости, исправлять произношение.

Проявление физиологической дислалии:

  • Звук выпадает (лошадка – ошадка).
  • Замена одного звука другим, более простым с точки зрения артикуляции. [л] часто заменяют на [й] (лошадка – йошадка), а также [в] или [у] (вошадка, уошадка). В первом случае звук становится не дентальным, а небным; во втором – губно-зубным или губным.
  • Твердый звук заменяют мягким.

Прежде чем учить ребенка выговаривать звуки, нужно стать перед зеркалом и самому произнести его несколько раз по всем правилам. Так родитель сможет увидеть, как должны двигаться органы речи, и потом объяснять это малышу.

Правильная артикуляция звука [л]

Чтобы успешно бороться с проблемой, необходимо следить за правильностью артикуляции звука [л]

  1. Губы в улыбке, зубы приоткрыты. Кончик языка острый, сильно упирается в основание центральных резцов верхней челюсти.
  2. Средняя часть (спинка) языка опущена, края не прикасаются к боковым зубам. Корень языка нужно отодвинуть назад и приподнять к мягкому небу. Язык принимает форму седла.
  3. Сильная и теплая струя воздуха проходит по бокам языка. Для сравнения: при артикуляции звука [с] поток воздуха выходит холодным.
  4. Голосовые связки сомкнуты. Чтобы это проверить, достаточно прислонить ладонь к горлу и поочередно произносить [л] и [ш]. В первом случае вибрация будет чувствоваться, во втором – нет.

Постановка произношения твердого звука [л]

Неправильное произношение [л] и [лꞌ] получило название ламбдацизм. Часто проблему вызывает именно твердый вариант. Но его нетрудно поставить и в домашних условиях.

Обычно детям сложно сразу ставить язык в правильное положение, поэтому сначала их учат межзубной вариации [л].

  1. Ребенок широко улыбается – это не позволит ему заменить [л] на [в].
  2. Он кладет кончик языка между зубами и начинает дышать ртом. Чтобы ему было интересно, можно попросить его изобразить собачку. При этом взрослый должен поднести ладонь к его лицу и проследить, чтобы поток воздуха проходил по бокам языка, а не через носовую полость.
  3. Теперь нужно попросить малыша покусать язык (наказать непослушный язычок). Сначала он делает это беззвучно.
  4. Продолжая покусывать язычок, он начинает говорить звук [а] – сначала медленно, потом ускоряется. Должно получиться «ла-ла-ла».
  5. Чтобы закрепить результат, нужно пропеть так любую мелодию.
  6. Ребенок тренирует слоги (ла-ло-лу-ле), затем – слова (лошадь, лопата, солома).

Когда малыш хорошо освоит межзубную артикуляцию, пора учить его сомкнутому произношению.

  1. Ребенок прижимает язычок к верхним зубам и пытается произнести «ла-ла-ла». Чтобы ему было легче, пусть вначале широко открывает рот.
  2. Если не получилось, нужно ложечкой или пальчиками ребенка поставить язык в верхнее положение. Далее ребенок произносит [л] за взрослым.
  3. Закрепление успеха серией слов.

Родителям нужно следить, чтобы их чадо всегда произносило звук четко и правильно. При необходимости его следует поправлять.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика поможет разработать активные органы речи. Это полезно для произношения всех звуков, а не только твердого [л].


Заборчик. Губы максимально растягиваются, видно верхние и нижние зубы. Не нужно их сильно сжимать, достаточно легонько сомкнуть.
Трубочка. Сильно вытягиваем губы в трубочку.

Часто у людей искажается звучание речи, поскольку губы при разговоре почти не двигаются. Поочередное выполнение этих упражнений поможет ребенку разработать подвижность губ. Достаточно 7-8 раз в день.

Ветерок. Улыбка, рот приоткрыт. Малыш прикусывает язычок зубками и выдувает поток воздуха. Должно получиться две струи. Чтобы проверить, поднесите к его рту перышко.

Звуки произносят при выдохе. Но детям обычно не хватает сильной струи воздуха. Поэтому рекомендуется заниматься с ними дыхательными упражнениями: выдувать мыльные пузырьки, задувать свечи, петь.

Следующие упражнения разрабатывают подвижность языковых мышц. При выполнении губы растянуты в улыбке, нижняя челюсть не подвижная.

Вкусное варенье. Рот приоткрыт. Языком нужно облизывать верхнюю губу сверху вниз.
Маляр. Язычок гладит твердое небо, как будто «красит» его – от зубов вглубь рта.
Чистим зубки. Кончик языка двигается по внутренней стороне верхних зубов – сначала в одну сторону, потом в другую.
Посчитаем верхние зубки. Кончик языка толкает каждый зуб.
Качели. Кончик языка поочередно толкает верхние и нижние резцы.
Лошадка. Ребенок имитирует языком цоканье копыт. Поначалу он делает это громко, затем все тише и тише.
Грибок. Язык сильно прислоняется к твердому небу.
Гармошка. Малыш повторяет упражнение «грибок», только теперь он открывает и закрывает рот.

Не нужно давить на ребенка и заставлять его заниматься. Занятия не должны быть наказанием за непослушание. Все упражнения выполняются в форме игры, так, чтобы ему было интересно. В этом случае результат будет заметным.

Вместо заключения

Но если дома поставить звук [л] не получилось, следует обязательно обратиться к логопеду. Вполне возможно, что у ребенка есть дефект строения речевого аппарата (к примеру, короткая уздечка языка). Специалист подберет для него индивидуальный комплекс упражнений.

Читайте также:  С какого возраста ребенок начинает ползать и какие упражнения этому способствуют?

Как научить ребенка выговаривать звук “Л” в домашних условиях

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!

Аннотация: В статье вы узнаете, почему ребенок не выговаривает Л и что предпринять для исправления.

Статья:

До 4 лет неправильное произношение звуков считается нормой. К 6 годам артикуляционный аппарат должен быть сформирован. Но не всегда картина благоприятная. Частое явление — нарушение выговаривания Л или ее отсутствие в речи. В логопедии это называется ламбдацизмом. Если поставлен такой диагноз, то нужна правильная постановка у логопеда. В статье вы узнаете, почему ребенок не выговаривает Л и что предпринять для исправления.

Произношение Л: норма и отклонения

Для правильной артикуляции необходимо, чтобы зубы были не сжаты, и между ними оставался промежуток. Кончик языка слегка напряжен и касается десен у верхних передних зубов, в середине и по бокам он опущен, а у основания немного приподнят. Струя воздуха идет с обеих сторон между языком и щеками. Задействуются голосовые связки, которые дают звуку звонкость.

Неправильное произношение возможно, когда нарушается положение речевых органов:

  • язык уходит слишком глубоко в полость рта, и его кончик не задевает десна и верхние зубы. Вместо Л получается Ы («лопата» — «ыопата»);
  • в момент произношения происходит резкий вдох и в процессе задействуются щеки — получается Ф;
  • нижняя губа приближена к верхним зубам, кончик языка лежит в нижней части рта. Получается звук В («пришла» — «пришва»);
  • поток воздуха при выдохе идет через нос. Выходит звук, похожий на «нг» («лампа» — «нгампа»);
  • губные мышцы напрягаются вместо языковых — двугубное произношение. Получается У вместо Л («лодка» — «уодка»);
  • отмечается межзубный звук. Слышится почти таким же как обычный Л, но кончик языка располагается между зубами, а не за верхними резцами.

Также возможны замены Л на Д, Й, мягкий Л( «класс» — «клясс») или полное выпадение звука («лиса» — «иса»). В некоторых случаях сначала ставят Р, а затем — тогда ребенок говорит вместо «луна» — «руна», а потом уже ставят Л.

Причины нарушений

Возможных провоцирующих факторов много:

  1. Нарушение дыхания в процессе речи, например, при такой патологии, как уменьшение объема легких или слабости дыхательных мышц;
  2. Проблемы с речевым слухом (ребенок плохо воспринимает речь);
  3. Слабость мимики и языковых мышц;
  4. Неправильное строение уздечки под языком.

Нередко родовые травмы, задержка психического и моторного развития в младенческом и дошкольном возрасте приводят к проблемам в артикуляции. Важно своевременно обратиться к логопеду, чтобы исправить ситуацию.

Этапы постановки звука Л — это подготовка, непосредственно коррекция и закрепление. Важно все делать поэтапно, отрабатывая каждый шаг.

Подготовка в постановке Л

Перед началом занятий продемонстрируйте ребенку правильное звучание Л. Отчетливо произнесите несколько слов, чтобы было видно, как располагаются язык и губы. Назовите несколько слов со звуком Л и попросите ученика определить, в какой части слова есть нужная фонема.

Неотъемлемый элемент занятий по постановке Л — подготовительные упражнения:

  • «гамак». Кончик языка упирается в передние зубы, а сам язык выгибается подобно гамаку. Нужно удержать мышцы несколько секунд в этом положении;
  • «леденец». Широким языком нужно сверху вниз облизать верхнюю губу, при этом нижняя губа неподвижна. Скорость постепенно наращивайте и просите ребенка добавлять при выполнении техники звуки «бл-бл-бл»;
  • «лошадка». Это любимый всеми детьми игровой способ постановки Л. Широкий язык поднимается и цокает по небу. Рот слегка приоткрыт, нижняя челюсть неподвижна;
  • «качели». Попросите подопечного широко улыбнуться с открытым ртом и упереться твердым кончиком языка сначала в заднюю поверхность верхних передних зубов, а потом — нижних. Необходимо 5 – 10 повторов;
  • «грибок». Спинку нужно прижать к верхнему небу, чтобы уздечка немного натянулась. Фиксируем положение на 5 – 10 секунд.

Стоит добавить и общеукрепляющие упражнения — сворачивать язык в трубочку, «чистить» им зубы, попеременно касаться щек. Весь комплекс нужно выполнять не менее 14 дней до начала постановки Л с логопедом.

Методы постановки

Сначала оттачивают артикуляцию мягкого звука, а затем твердого. Используют различные способы постановки: по подражанию, механические, от других звуков, а также дыхательную и артикуляционную гимнастику. Индивидуальная постановка всегда эффективнее, чем работа в группе.

По подражанию

Это наиболее распространенный и простой прием постановки — его можно выполнять дома. Нужно несколько раз показать, как правильно располагать язык и губы при правильном произношении Л. Затем ребенок повторяет. Для контроля прикасаются к щекам — они должны слегка вибрировать.

При такой постановке Л ребенку предлагают ощутить теплую волну воздуха на ладошке при звукопроизношении. Полезны картинки с изображением самой буквы и техники артикуляции — визуальный образ помогает быстрее освоить навык.

Читайте также:  Особенности профессиональных фломастеров для рисования

Механический способ

Это широко используемый метод. Механическая постановка подразумевает использование вспомогательных средств — пальцев рук, шпателя, зонда, деревянной палочки или черенка чайной ложки для фиксации речевых органов в правильном положении.

Возможные варианты коррекции:

  1. Создать необходимое пространство между боковыми сторонами языка и верхними зубами для правильного направления струи воздуха можно с помощью деревянной палочки, положенной поперек языка;
  2. Придерживание пальцами губ в положении улыбки поможет исправить У на Л при двугубном произношении;
  3. Надавливание подушечкой большого пальца или тыльной стороной кисти на ямочку под подбородком позволяет получить твердый звук при произношении мягкого.

С помощью легкого массажа кончиками пальцев легко расслабить мимические мышцы.

От других звуков

В логопедии есть способ постановки от А. Ребенок тянет гласный и выдвигает язык между зубами, затем прикусывает его посредине. Звучание А переходит в твердый звук Л.

Возможна постановка твердого звука Л через Ы. Нужно слегка прикусить кончик языка и протянуть звук Ы. Если все выполнено правильно, то будет слышен Л.

Есть более сложная вариация. Язык лежит до середины между зубами. Нужно начать с силой выдыхать воздух. Сначала выполняем беззвучно, потом подключаем голос. Слышим шумный твердый звук Л, который со временем становится чистым и отчетливым.

Артикуляционная гимнастика

Комплекс упражнений для постановки включает задания, похожие на те, что были в подготовительном этапе, но они несколько усложнены:

  1. «Окошко». Рот широко распахнут, зубы слегка приоткрыты, а язык лежит на дне рта. Челюсти неподвижны и немного напряжены. Положение удерживается до 5 – 10 секунд;
  2. «Ковш». Язык высовывается наружу, а его кончик загибается подобно ковшу. Средняя часть языка не задевает верхние зубы. Положение фиксируется на несколько секунд, затем язык расслабляется и убирается в рот. Нужно сделать несколько повторов;
  3. «Метелка». Загнутым и напряженным кончиком языка нужно водить по небу в разном темпе, постепенно подключая голос. Челюсть не двигается, зубы видны;
  4. «Чашка». Язык делаем «метелкой», как в предыдущем упражнении, достаем небо загнутым кончиком у альвеол. Губы принимают овальную форму;
  5. «Гармошка». Язык прикладывается к небу, после чего рот нужно открывать и закрывать, хорошо растягивая связки.

Упражнения направлены на увеличение двигательной активности языка, отработки нужного положения, повышения тонуса и улучшение эластичности подъязычной связки.

Дыхательная гимнастика

Упражнения для постановки Л сочетают с дыхательными техниками для усиления эффекта:

  1. Быстрый вдох и плавный медленный выдох;
  2. Дуем на вертушку как можно дольше;
  3. Останавливаем бегущую лошадку: делаем вдох, расслабляем губы, выдыхаем воздух, чтобы получился звук «прр»;
  4. Надуваем «мячик»: лежа на спине на вдохе сильно выпячиваем живот, на выдохе «сдуваем».

Можно поиграть в «угадайку» — попросить малыша с закрытыми глазами угадать фрукты или другие предметы по запаху. Для правильной постановки все задания выполняют на вдохе

Автоматизация звука

Звук после его логопедической постановки важно ввести в повседневную речь. Закрепите Л сначала в самостоятельном звучании, а потом в слогах и в словах. Секрет постановки в максимально комфортном и интересном формате — с использованием игр, скороговорок, стишков, загадок, содержащих слова с нужным твердым и мягким звуком.

Примеры использования Л в слогах, словах, скороговорках:

  • слоги: ля, кля, лю, флю, ли, гли, ле, пле, оль, ель;
  • слова: поля, лиса, лень, лодка, ложка, капель;
  • скороговорки: «Ля-ля-ля — холодная земля», «Ель-ель — за окном капель».

Автоматизация звука выполняется поэтапно. Постепенно приводите ребенка к составлению рассказов на основе картинок или собственных воспоминаний.

Занятия по постановке — это не конечный этап. Важно, чтобы ребенок отличал Л от близких по звучанию фонем. Л дифференцируют отдельно, а также в словах и предложениях.

Предлагаем следующие варианты игр и занятий для индивидуальной постановки:

  1. «Запомни и повтори». Ребенку предлагаются карточки, где напечатаны слоги с буквами Л, Р, В: ра-ла, ру-лу, ал-ар, ул-ур, ла-ва, ул-ув и т.д. Постепенно добавляются карточки со словами и предложениями;
  2. «Найди слова на картинке». Малыш называет слова с буквами В, Р, Л, например, «арбуз», «ложка», «сыр», «ведро»;
  3. «Вставь пропущенные слоги и слова». Ребенку предлагают текст с готовыми стихами и пословицами, где намеренно пропущены слоги с Л, Р, В в составе.

Дифференциация «л» и «ль» выполняется по тому же принципу — ребенок учится различать слова с мягким и твердым звуком. Например, «лодка-лето», «моль — мел».

Улучшение речевого слуха

Правильная постановка Л невозможна без комплексного развития. Для улучшения речевого слуха рекомендованы упражнения:

  1. Произнесение слов с разной громкостью — от тихого к громкому и обратно. Можно показывать при этом игрушки, объясняя, что маленькая говорит тихо, а большая громко, потом наоборот;
  2. Чтение сказок по ролям с озвучкой героев разным голосом — громким и тихим, низким и высоким;
  3. Показ картинок и намеренные ошибки в названии слов. Ребенок должен «подловить» вас и определить неправильно обозначенные слова;
  4. Работа с картинками, на которых изображены несколько похожих по произношению слов. Малыш должен правильно их назвать. Например, «лук-люк-луг».
Читайте также:  Как сделать аналог Play-Doh в домашних условиях?

Проводите тренировки регулярно, дополняя их играми под музыку. Важный элемент успеха — дисциплина. Приучайте ребенка не пропускать занятия, настойчиво трудиться. Продумайте мотивацию — расскажите о радостях общения при правильной речи. Будьте терпеливы и тактичны, не критикуйте за промахи и неудачи. Все получится!

Как научить ребенка выговаривать букву и звук “Л”: 9 упражнений для тренировки в домашних условиях

Осваивая речевые навыки, дети часто коверкают слова. Испытывают они трудности и в произношении отдельных звуков. Пресловутое «рррр» известно многим, а что делать, если ребенок изменяет букву «л»? Дефект легко поддается исправлению. Родителям следует показать ребенка логопеду – специалист установит причину дефекта и определит методику занятий, которые помогут его устранить.

Если имеют место нарушения речи, лучше по возможности показать ребенка специалисту: он определит степень отклонения и поможет семье справиться с ним

Что влияет на возникновение дефекта?

Большая часть звуков прекрасно осваивается ребенком к 4-4,5 годам. Если же вы заметили, что ваш малыш испытывает затруднения с произношением нескольких букв или одного звука «л», ищите причины. Одним из факторов может стать дефект речи у взрослого человека, постоянно контактирующего с крохой. Ребенок имитирует речь мамы или папы. Замечены сбои в произношении и у детей, растущих в двуязычных семьях. Малышу трудно осваивать сразу два языка, он путается, подменяет звуки одного языка на звуки другого. Среди физиологических причин отметим следующие:

  • нарушения, возникшие при развитии речевого слуха (ребенок слышит звуки неправильно);
  • патологии слухового аппарата и речевого дыхания;
  • изменения в строении артикулярного аппарата (в случае со звуком «л» это может быть укороченная уздечка).

Все анатомические изменения определяет специалист. Самостоятельные диагнозы часто приводят к неправильному лечению и усугублению дефекта.

Варианты произношения искаженного звука «л»

Пытаясь произнести «л», ребенок может заменять ее другими звуками. Определенной зависимости от причины, вызвавшей дефект, здесь нет – малыш говорит так, как ему легче. Звучание может быть таким:

  • ребенок пропускает букву «л» (лопата – опата);
  • заменяет «л» на «у» (лошадь – уошадь);
  • произносит вместо звука «л» звук «й» (молоко – мойоко, ложка – йошка);
  • хорошо говорит твердую «л» и заменяет мягкую букву на другую.

Правильная артикуляция

Чтобы что-то исправить, необходимо знать, как оно выглядит правильно. То же самое и со звуками, которые мы произносим. Вряд ли у вас получится проговорить букву «п», не соединив губы. Для того чтобы получился звук «л», надо:

  • упереть кончик языка в основание верхних зубов или в щель, образующуюся между верхними и нижними зубками;
  • произнося букву, сильно выпустить воздух вдоль боковых сторон языка;
  • края языка не должны соприкасаться с верхними и нижними зубами, расположенными по бокам челюсти.

Если логопед не нашел у вашего малыша серьезных проблем с артикуляционным аппаратом, правильное произношение «л» можно без труда поставить в домашних условиях. Достаточно нескольких занятий с малышом, чтобы научить его хорошо воспроизводить звук. Несколько специальных упражнений облегчат вашу задачу и доставят удовольствие ребенку. Они улучшат подвижность мышц гортани, языка и губ.

Учимся произносить звук «л»

Занятия в домашних условиях комфортны и для ребенка, и для родителей. Специалистами разработаны различные упражнения, которые вы можете делать вместе с малышом, превратив их в забавную игру. Дети любят гримасничать, но наши упражнения еще и несут пользу. Через веселое и увлекательное действие мы учим малыша, даем возможность тренировать свой язык для правильного произношения «л». Список упражнений:

  1. Улыбка . Попросите малыша широко улыбнуться, не размыкая губы. Пусть он подержит улыбку 8-10 секунд. Повторяйте упражнение 7-8 раз за день.
  2. Ветерок . Немного приоткрыть рот, просунуть между губами кончик язык, и слегка его «прикусить», сжав губами. Оставив язык в таком положении, надо сильно дуть в течение трех минут.
  3. Цоканье . Малыш должен цокать как лошадка, меняя интенсивность звука. Попросите, чтобы ребенок не двигал нижней челюстью, цокал только язычком и верхней челюстью. Первая часть упражнения делается с ускорением, во второй цоканье должно быть тихим, как будто лошадка крадется.
  4. Вкусное варенье . Предложите ребенку облизать свои губки язычком так, как будто он съел что-то очень вкусное. Движения должны быть широкими, круговыми.
  5. Длинный язык . Любимое упражнение малышей. Дети высовывают язык на всю его длину и пытаются достать им до носика или подбородка.
  6. Трубочка . Несколько раз в день просите ребенка свернуть язык в трубочку.
  7. Долгое «ы» . Кончик языка отводится вглубь рта, спинка языка приподнимается к небу, ребенок тянет звук «ы». Упражнение сложное, но оно улучшает гибкость языка.
  8. Дыхание . Сопровождайте уроки улучшением дыхательных навыков. Почаще давайте крохе пускать мыльные пузыри, поощряйте его желание петь. Летом малыш может сдувать созревшие одуванчики.
  9. Мелкая моторика . Упражнения на мелкую моторику способствуют стимуляции нервных окончаний. Лепка, рисование, вырезание и клейка аппликаций положительно влияют на становление речевых навыков и усиливают интеллектуальное развитие маленького человека.
Читайте также:  Рост и вес мальчика в 1 год 6 месяцев

Полезным будет также произнесение скороговорок и сочетания букв, в которых “л” соседствует с разными гласными.

Как правильно проводить занятия?

Приступая к занятиям, помните, что перед вами маленький ребенок. Лучший способ научить его чему-либо – это игра. Логопедические упражнения, проводимые под нажимом, быстро надоедают малышам, поэтому нельзя заставлять ребенка повторять их долго. Начните с 1-2 раз в день по 3-4 повторения. Используйте собственный пример. Расположитесь с малышом возле зеркала, чтобы он видел, как у него получается. Дети любят имитировать действия взрослых, используйте их интерес в учебных целях. Сопровождайте похвалой каждый успех крохи, объясняйте ему, что вы учите и зачем.

В каких ситуациях нужна помощь логопеда?

Несмотря на простоту корректировки звука, может получиться так, что занятия дома не приведут к успеху. Причины могут быть разные:

  • для вашей семьи русский язык не является родным, и взрослые ее члены говорят с акцентом;
  • кто-то из взрослых уже имеет дефекты речи и ему трудно проводить занятия;
  • продолжительные занятия не смогли помочь малышу научиться выговаривать букву «л».

В подобных ситуациях необходимо обратиться к специалисту. Логопед поможет скорректировать упражнения, подскажет другие способы исправления.

Частой проблемой становятся трудности в произношении буквы «р» (подробнее в статье: как самостоятельно научить ребенка выговаривать букву «р» в домашних условиях?). Рекомендуем обратиться к одному из наших материалов, рассказывающему, как справиться с этой проблемой. Принцип почти тот же: необходимо стимулировать детей, чтобы они чаще говорили слова с этим звуком. Изучите артикуляцию при произношении «р», покажите ее малышу. Используйте в занятиях картинки с изображением животных, в названии которых есть «р», учите с ним стихи и скороговорки.

Как научить ребенка выговаривать букву «Л» с помощью игр и упражнений?

Малыш быстро растет, щебечет, его лепет приводит родителей в умиление. Но если вашему чаду пошел пятый год, а речь его понятна только вам, срочно начинайте работу над звукопроизношением. Как научить ребенка выговаривать букву Л дома без помощи логопеда? В этом вам помогут игры и специальные упражнения.

Почему ребенок не выговаривает [л]?

Обычно к 5-6 годам детишки произносят почти все звуки. Но довольно часто можно встретить детей (и взрослых), у которых нарушено произношение звуков [л] и [л’]. Причем постановка твердого звука дается с большим трудом.

Причины неправильно произношения разные. Часто это результат сюсюканья родителей с крохой, повторение слов за малышом, стремление «поболтать на языке ребенка». Эта проблема актуальна и в двуязычных семьях, где русский язык не является родным. Конечно, если сами родители не выговаривают какие-то звуки, то и их чада будут говорить так же.

Могут быть и физиологические факторы – проблемы со слухом, с правильным дыханием, строением артикуляционного аппарата. Очень часто ребенок не выговаривает [л] из-за короткой уздечки языка, но при помощи специальных упражнений ее можно растянуть (а не подрезать, как это делалось раньше).

Кстати, просьба родителей научить их ребенка «выговаривать букву «Л» не совсем корректна. Мы произносим звуки, а буквами обозначаем их при письме.

Сложности при произношении звука [Л]

Неверное произношение звуков [л] и [л’], их пропуск в речи обозначаются термином ламбдацизм.

Виды ламбдацизма:

  • двугубный, когда звук произносится только губами и вместо «л» получается «у» («уампа» вместо «лампа»);
  • носовой, при котором из-за неправильного положения языка воздушный поток устремляется в нос и [л] звучит как [нг] («нгампа»);
  • межзубный – если кончик языка находится между зубов;
  • звук в речи опускается («ампа»).

Замены твердого [л] другими звуками называются параламбдацизмами. К ним относятся:

  • замена на [г] — «гасточка» («ласточка»), «гуна» («луна»);
  • замена на [в] — «мавыш» («малыш»), «ябвоко» («яблоко»);
  • замена на [д] — «дошадь» («лошадь»), «дыжи» («лыжи»);
  • замена на [j] — «йомтик» («ломтик»);
  • замена на [у] — «уисичка» («лисичка»);
  • ситуация, когда ребенок смягчает звук, говоря [л’] — «лямпа» («лампа»).

Эти недостатки произношения можно исправить, если выполнять каждый день несложные занимательные упражнения.

[л] и [л’]: говорим правильно

  1. Широко улыбнулись, зубы сомкнуты.
  2. Слегка приоткрыли рот.
  3. Краешком языка уперлись в просвет между зубами, или прижали его к альвеолам, или надавили им на верхние зубы. Боковые стороны языка не должны касаться зубов.
  4. Воздух выходит через отверстия, образующиеся у краев языка, с силой, под напором.

Поставить ребенку [л] проще из следующего положения: улыбка, зубки – заборчиком. Слегка прикусив кончик языка, начинаем гудеть, как самолет: «Л-л-л». Малыш должен слышать, какой звук у него получается. Постепенно переводите язык в нужное положение — за верхние зубы.

Артикуляционная гимнастика дома

Чтобы научить ребенка произносить звук «Л», на каждом занятии обязательны упражнения, развивающие артикуляционный аппарат и речевое дыхание.

Читайте также:  Рост и вес ребенка в 12 лет

Прежде чем показывать своему отпрыску упражнения, добейтесь четкого их выполнения перед зеркалом самостоятельно. Обстановка во время занятий должна быть непринужденной. Помните, все ваши тренировки должны выглядеть как занимательная игра, чтобы ребенку было интересно.

Сначала научимся расслаблять губы.

  • «Улыбка». Улыбаемся, обнажив верхние и нижние зубы, считаем до десяти.
  • «Трубочка». Вытягиваем губы трубочкой, как для звука «у». Делаем вытянутыми губками квадрат.
  • «Иголочка». В положении «Улыбка» выдвигаем кончик языка между зубов. Чередуем упражнения «Трубочка» и «Иголочка».
  • «Рыбка». Похлопаем расслабленными губами, как рыбка в аквариуме.
  • «Остановим лошадку». Глубоко вдыхаем через нос, выдыхаем через рот. Губы расслаблены и вибрируют. Получается «Пр-р-р».

Теперь разминаем язычок.

  • «Вежливая обезьянка». Улыбнувшись, приоткрываем ротик, как обезьянка, и показываем зубки. В течение нескольких секунд пытаемся удержать язык на нижней губе.
  • «Блинчик». Наш язычок превращается в широкий и плоский блинчик, располагаем его на нижней губе, не забывая улыбаться. Медленно дуем, «остужая блин», воздушная струя должна проходить через середину языка.
  • «Орешек». Упираемся изнутри языком в разные щечки по очереди, как будто катаем орешек или карамельку во рту.
  • «Гамак». Язык должен упереться в передние верхние резцы и прогнуться, как гамак. Задержать язычок, считая до 10.
  • «Качели». Качаемся язычком на качелях – вверх-вниз. Губы приоткрыты в улыбке, язык наружу не высовывается.

Переходим к упражнениям для постановки произношения [л’] и [л].

  • «Пароход». Раскрывая улыбающиеся губы, высовываем наружу кончик языка и прижимаем его зубами. Гудим, подражая пароходу: «Ы-ы-ы». Если малютка говорит «ль», пусть сильнее высунет язычок и прикусит его посередине.
  • «Индюк». Попробуйте с крохой изобразить «речь индюшки»: «Бл-бл». Слегка раскрываем рот, язык загибаем на верхнюю губу и двигаем его кончиком вверх-вниз. Затем на выдохе начинаем гудеть, постепенно ускоряя движения языка.
  • «Лошадка». Логопеды обычно разбивают упражнение на две части. Сначала учимся звонко цокать язычком («Лошадка скачет»). Мышцы языка укрепляются, усваивается положение поднятого язычка. Придержите нижнюю челюсть ладошками, если малыш не может держать ее неподвижно. Вторая часть – «Лошадка на разведке». Темп неторопливый, без голоса. Кончик языка упирается в верхнее небо.
  • «Ветерок». Ротик приоткрыли, прикусив зубками краешек языка. Делаем выдох – «ветерок». Воздушные струйки должны выходить с боковых сторон языка. Вы увидите, правильно ли малыш дует, поднеся ко рту перышко.

Занимаясь, не переусердствуйте, иначе вызовете негативную реакцию. Помните, что для постановки звуков нужен правильный выдох. Поэтому необходимы упражнения для контроля струи выдыхаемого воздуха. Пускайте мыльные пузыри, кораблики по воде, дуя на них, сдувайте перышки, задувайте свечи. Начинайте с постановки мягкого [л‘] – так проще для ребенка, и от него легче перейти к [л] твердому.

Как автоматизировать звук [л‘]?

Начать лучше с мягкого [л‘], проговаривая слоги «ля», «ле», «лю», затем перейти к словам: «земля», «легкий», «Люба».

Полезны чистоговорки (вы их можете придумать сами), например:

  • Ли-ли-ли, мы ягодку нашли.
  • Лю-лю-лю, капусту я полю.

Затем переходим к обратным слогам: «аль», «ель», «иль». Сочиняйте с ребенком слова и чистоговорки с этими слогами: «тюльпан», «стульчик», «мультик».

Постепенно добавляем согласные: с, п, к, в, г, ф («клю», «кля», «кли» и т. д.). Проговариваем слова: «клюв», «клятва», «кличка».

Переходим к твердому [л]

Чтобы кроха начал правильно говорить твердый [л], потребуется больше времени.

  1. Начинаем со слогов с ударной гласной: «ла», «ло», «лу».
  2. Когда добьетесь произношения [л] в слогах, переходите к словам, содержащим данные слоги. Определяйте с ребенком местонахождение слога — в начале, в конце, в середине слова. Слоговые песенки можно напевать не любой мотив: «Ла-ла-ла, муха денежку нашла».
  3. Если у крохи возникают затруднения в проговаривании открытых слогов, лучше начать с закрытых: «ал», «ул» и т. д. Используйте чистоговорки: «Ул-ул-ул, села Машенька на стул»; «Ил-ил-ил-ил, Петя ножки намочил».

Будьте терпеливы – постановка и автоматизация звуков [л] и [л‘] — процесс длительный. Даже если дитя изолированно произносит звуки, добиться их употребления в речи не так-то просто.

При постановке твердого и мягкого [л‘] избегайте слогов и слов со звуком [р], который ставится позже.

Как закрепить звуки в речи?

Обучение верному звукопроизношению происходит в несколько этапов:

  1. изоляция;
  2. слоги;
  3. слова;
  4. фразы;
  5. предложения;
  6. структурированная речь;
  7. беседа.

Одновременно с постановкой звуков изучаем букву Л. Произносим и читаем слоги, слова, используя карточки, логопедическое лото, набор «Говорим с пеленок». Находите вокруг слова с изучаемой буквой, определяйте ее местонахождение, мягкость или твердость.

Возьмите карточки детского лото, составляйте змейки, выкладывая друг за другом картинки с изображениями предметов, в состав которых входят слоги с буквой Л.

Известно, что речь ребенка зависит от развития мелкой моторики. Не забывайте про пальчиковые игры, лепку, давайте крохе мелкие игрушки. Это поможет вашему малышу научиться разговаривать грамотно и красиво.

Исправлять дефектное произношение звуков необходимо до того, как дитя пойдет в первый класс. От того, насколько правильно говорит ребенок, зависит его грамотность, овладение чтением, письмом и звукобуквенным анализом.

Читайте также:  Настольный мольберт: преимущества и недостатки

Логопедические упражнения для постановки звука [л]

  • Коррекция звука [л] в домашних условиях
  • Как научить ребенка говорить букву Л твердую
  • Постановка звука
  • Автоматизация звука
  • Песенки и стишки
  • Скороговорки
  • Упражнения на артикуляцию
  • Целесообразность логопедических занятий
  • Сколько надо занятий на постановку звука [л]
  • Как проходит индивидуальное занятие по постановке звука [л]
  • Как проходит индивидуальное занятие автоматизация звука [л]
  • Что делать, если ребенок вместо [л] говорит [в]

У детей дошкольного возраста часто встречаются нарушения звукопроизношения. Если ребенок вместо звука [л] говорит [в], то его родителям нужно заняться исправлением дефекта.

Коррекция звука [л] в домашних условиях

Нарушения речи возникают по разным причинам. В случае, когда ребенок не говорит только один-два звука, родители могут попробовать исправить дефект самостоятельно.

Занятия с логопедом позволят исправить любые проблемы с речью

Как научить ребенка говорить букву Л твердую

При дислалии у детей наблюдаются проблемы только со звукопроизношением. Нарушения возникают из-за особенностей строения артикуляционного аппарата или недостаточной подготовке мышц.

Для звука [л] важен верхний подъем кончика языка. При короткой подъязычной уздечке это сложно сделать. Поэтому предварительно ее нужно подрезать у стоматолога. Только операция решит эту проблему.

Проверить связку легко: нужно попросить ребенка дотронуться кончиком языка до верхних зубов. Соноры ([л], [р] и их мягкие пары) появляются к пяти годам и до этого времени беспокоится не о чем. В три года артикуляционный аппарат ребенка еще только формируется.

Важно! Не стоит торопиться и требовать, чтобы дети с раннего возраста выговаривали все звуки. Иначе можно спровоцировать развитие дефекта.

В домашних условиях можно попробовать самостоятельно исправить неправильное произношение звука [л]. Такое допускается только в случае дислалии. Иногда эту проблему можно спутать с дизартрией, которая требует работы с логопедом.

При дизартрии нарушается подвижность мышц артикуляционного аппарата. Подобная проблема выражается в гипертонусе или гипотонусе. Часто язык такого ребенка собран во рту или слишком расслаблен. Малышу будет сложно выполнять тонкие движения и переключаться с одной позы на другую.

На исправление неправильного произношения может уйти до одного года. С ребенком нужно заниматься каждый день — это позволит ускорить процесс. Необходимо соблюдать последовательность этапов и не торопиться.

Постановка звука

Механический способ в логопедии используют часто. Для него нужен специальный зонд в виде проволочной рамки или шпатель. Ребенок широко открывает рот, протяжно произносит «ЫЫЫЫЫЫ» и в это время взрослый поднимает его язык инструментом.

Легче учить ребенка произносить звук от межзубной позиции. Для этого дошкольника просят прикусить кончик язычка и произносить звук [ы] (ЫЫЫЫЫЫ), после чего постепенно убирать язык за верхние зубы.

Проговаривать [л] в межзубной позиции можно сразу со слогами. Постепенно происходит уход от этого положения. Автоматизацию начинают только с прямых слогов: ЛА, ЛО, ЛЫ, ЛЕ.

Важно! Нельзя торопиться с переходом к словам, иначе закрепится дефектное произношение.

Автоматизация звука

После того как правильное произношение отработано в прямых и обратных слогах переходят на слова. Для облегчения восприятия используют наглядный материал в виде картинок и специальных игр. Например, ребенка просят показать предметы со звуком [л].

Слоги можно проговорить с помощью зонда

Приучить дошкольника к самоконтролю сложно. Поэтому нужно постоянно с ним заниматься. Достаточно уделять меньше получаса для работы и эффект не заставит себя ждать.

Родителям стоит понимать, что нет способа, который даст быстрый результат. Только постоянные тренировки помогут закрепить правильное произношение.

Песенки и стишки

Для облегчения процесса автоматизации используют разный лексический материал. Чистоговорки и стихотворные формы проще запомнить и ребенку нравится их воспроизводить.

С дошкольником можно разговаривать на разные темы. Так ему будет легче привыкнуть к правильному произношению.

Пример стихов для автоматизации звука [л]

Скороговорки

Сложнее всего ввести звук в самостоятельную речь. Для облегчения процесса используют скороговорки на звук [Л]. В них подобраны слова, которые позволяют отрабатывать произношение звука в разной позиции.

Например, «У елки иголки колки», «Воля в поле», «Подошел к лотку Лука, лук Лука купил с лотка» и т. д. Постепенно ребенка просят произносить быстрее каждую скороговорку. Большое внимание уделяют правильному произношению.

Упражнения на артикуляцию

Учить правильно произносить звук начинают с артикуляционной гимнастики. Логопедические упражнения для быстрой постановки звука [л]:

  • Широкий язык лежит за нижними зубами, ребенок протяжно произносит протяженно «ЫЫЫЫЫЫЫЫ».
  • Облизывать кончиком языка верхнюю губу.
  • Цокать языком.
  • Широко открыть рот и языком провести по внутренней стороне зубов.
  • Кончиком языка проводить по небу.

Комплекс выполняют каждый день. Чтобы ребенок научился правильно произносить звук он должен все упражнения делать правильно. При этом важно следить за неподвижностью челюсти.

Артикуляционная гимнастика выполняется строго перед зеркалом

После того, как все движения будут легко выполняться, переходят к следующему этапу — к постановке твердого звука [л]. Для этого используют разные приемы. Нельзя заранее сказать какой из них подойдет конкретному ребенку.

Читайте также:  Детский маникюр для девочек 9-12 лет

Целесообразность логопедических занятий

Некоторые родители не задумываются над тем, как научить ребенка говорить букву Л. Они не считают дефект чем-то серьезным, но во взрослой жизни он станет основой комплексов и переживаний.

Важно! Нарушения речи лучше исправлять в дошкольном возрасте, тогда на процесс уйдет немного времени.

Если родители не знают, как правильно научить ребенка выговаривать букву Л и Р, то им стоит обратиться к специалисту. Логопед сможет исправить эту проблему и выработать нужное произношение.

Сколько надо занятий на постановку звука [л]

Нельзя однозначно сказать, сколько потребуется уроков для устранения дефекта. Иногда постановка звука занимает одно занятие, в другой ситуации потребуется больше 30-40 встреч.

Все зависит от особенностей ребенка, его мотивации и заинтересованности родителей. Научиться произносить звук [л] не так легко, так как дошкольник привыкает к определенному стереотипу. В силу возраста малышам еще сложно воспринимать учебную деятельность.

Как проходит индивидуальное занятие по постановке звука [л]

Постановку звука логопед проводит только после того, как ученик хорошо выполняет артикуляционную гимнастику. Комплекс выполняют строго перед зеркалом. После занимаются дыхательной гимнастикой и выполнением заданий на речевой слух.

Как проходит индивидуальное занятие автоматизация звука [л]

Логопед проводит индивидуальные занятия по автоматизации звука [л] только после вызова изолированного произношения. На таких уроках специалист развивает лексико-грамматический строй речи, фонетико-фонематический слух.

Для этого используют разные игры и тренажеры. Современные логопеды применяют компьютерные игры. Родители обязательно участвуют в процессе и дома выполняют задания специалиста.

Важно! Длительность урока для дошкольного возраста — примерно 25 минут. Обязательно проводятся физические минутки для переключения деятельности.

Что делать, если ребенок вместо [л] говорит [в]

Логопедические занятия на букву Л позволяют вырабатывать правильное звучание. Сложнее исправить случаи, где ребенок меняет [л] на другой звук, например, на [у] или [в].

В таком случае при постановке правильного звука, взрослому нужно пальцами удерживать губы ребенка в улыбке. Так он постепенно сможет произнести нужное звучание.

Для выговаривания звука [л] важна правильная артикуляционная поза. Поэтому особое внимание уделяют гимнастике. Дошкольник должен уметь растянуть губы и собрать их в кучку.

Ребенка учат переключаться с улыбки на «трубочку» и обратно

Важная часть коррекции замены звука — дифференциация. Для этого каждому звуку лучше присвоить определенный символ. Например, [л] — самолет, а [в] — дерево, которое согнуто ветром. После дошкольнику предлагают разные задания, где он должен на слух различить звуки.

Можно называть ему слоговые дорожки: ВА-ВА-ЛА, ЛА-ЛА-ВА, ЛА-ВА-ЛА и т. п. Или взрослый специально называет неправильно слово и просит ребенка найти ошибку — «гампа» вместо «лампы», «выжи» вместо «лыжи» и т. п.

Выговаривание того или иного звука может быть искаженным. Поэтому если родители сомневаются в том, правильно ли их ребенок говорит — им нужно обратиться к логопеду. Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее от него получится избавиться.

Как научить ребенка выговаривать букву Л

Говорить – умение, важность которого сложно переоценить. Люди общаются друг с другом автоматически и даже не задумываются над тем, какие речевые механизмы задействованы в процессе. Звуков, произносимых нами, очень много, однако проговаривание некоторых из них вызывает определенные сложности.

Обычно к 4-5 годам ребенок уже может выговаривать практически все звуки. К сожалению, ряд букв осваивается гораздо сложнее остальных. Нередко проблемы возникают с произношением звука Л. Малыши запинаются, коверкают слова и «сюсюкают». И если в детском саду это вызывает умиление, то в школе неумение произносить все звуки правильно, может стать серьезной проблемой. Как научить ребенка говорить букву Л? Выясняется, существует ряд эффективных методик, способных устранить такой дефект речи в домашних условиях.

Рекомендации для родителей

Прежде чем перейти к упражнениям на букву Л, взрослым необходимо усвоить ряд несложных правил, которые сделают занятия легкими, а времяпровождение с ребенком – приятным:

  • Говорите на равных. Не пытайтесь облегчить занятия «сюсюканьем», так вы сделаете только хуже. Проговаривайте все слова правильно – это крайне важное условие.
  • Отвечайте на вопросы. Если ребенку что-то не понятно, остановитесь и объясните подробнее. Так малыш почувствует сильную поддержку, а вы завоюете его полное доверие.
  • Превратите занятия в игру. Дети хорошо усваивают информацию в процессе игры. Важно, чтобы упражнения вызывали у малыша положительный эмоциональный отклик. Придумывайте сказки и устраивайте необычные приключения. В таких условиях ребенок начнет выговаривать звук Л рефлекторно.
  • Упражнения не должны быть наказанием. Таким образом вы отобьете у чада желание не только учиться, а и вовсе общаться со взрослыми.
  • Соблюдайте регулярность. Проводите занятия систематически, в комфортное для вас и ребенка время. Идеальный вариант – упражнения по 5-10 минут 3-4 раза в день.
Читайте также:  Рост и вес ребенка в 9 месяцев

Придерживаясь этих несложных рекомендаций, ваш ребенок быстро научится проговаривать букву Л в домашних условиях.

Речевая гимнастика

  • «Активное знакомство». Познакомьте малыша со всеми органами, которые задействованы при разговоре: губы, язык, щеки, небо. Попросите ребенка сесть перед зеркалом и внимательно посмотреть, что и где находится, как может двигаться. В процессе малыш незаметно проведет разминку органов ротовой полости, разогреет и подготовит их к занятиям.
  • Правильное дыхание. Большая часть букв проговаривается на выдохе. А чтобы произношение было чистым и четким, необходимо контролировать количество воздуха. Любимыми упражнениями на дыхание для ребенка могут стать выдувание мыльных пузырей или воздушных шариков, пускание бумажных корабликов или задувание свечей.
  • Улыбка. Важно помнить, что звук Л нужно выговаривать с широкой улыбкой. Предложите ребенку улыбнуться закрытом ртом от уха до уха и продержать гримасу 10 секунд.

Прежде чем начинать упражнения на проговаривание звука «Л», следует показать малышу правильное положение артикуляционных органов:

  • Кончик языка находится в основании верхних зубов или альвеол, он также может упираться в пространство между челюстями.
  • Выдыхаемый воздух должен проходить по боковым сторонам языка.
  • Боковые части языка не касаются щек и жевательных зубов.
  • Корень языка находится в приподнятом положении, голосовые связки напряжены и вибрируют.
  • Мягкое небо прикрывает доступ к полости носа.

Обычно у ребенка не возникает особых сложностей с освоением механизма проговаривания звука Л, поэтому видимый результат наблюдается уже спустя несколько занятий.

Упражнения для звука Л в домашних условиях

  • Лошадка на улице. Изображаем широкую улыбку, показываем зубы, приоткрыв рот. Воспроизводим языком цоканье копыт. Начинать нужно медленно, а со временем постепенно наращивать темп.
  • Лошадка – шпион. Усложненный вариант первого упражнения. Действия те же, но издавать характерное цоканье нельзя. Важно! Подвижная челюсть должна быть зафиксированной, работает только язык.
  • Перо. Подготовьте легкое перышко перед началом занятий. Попросите малыша улыбнуться, слегка приоткрыть рот, аккуратно прикусить кончик языка. Теперь ему нужно выдохнуть так, чтобы образовалось два воздушных потока. Силу и направление дыхания проверьте с помощью пера.
  • Сладости. Малышу следует приоткрыть рот, улыбнуться и показать зубки. Плоский кончик языка нужно положить на нижнюю губу и оставить в таком состоянии на 10 секунд. Пока ребенок выполняет первое задание, возьмите его любимую сладость и намажьте ею его верхнюю губу. Попросите малыша слизать лакомство широким языком с помощью движения «вверх-вниз» (а не из бока в бок). В последующие разы использовать сладости не обязательно.
  • Пароход. Малышу следует проимитировать звук парохода в домашних условиях. Для этого нужно произносить букву «Ы» со слегка приоткрытыми губами. Чтобы упражнение было эффективным, следите за положением языка: кончик опущен, корень приподнимается к небу.
  • Расческа. Звук Л поставить с помощью этого упражнения очень просто. Попросите малыша неплотно сомкнуть зубы и попытаться протолкнуть между ними язык, как бы расчесывая его.
  • Качели. Ребенку нужно покачать языком из стороны в сторону, упирая его в щеки.

Когда тренировки начнут приносить первые результаты, нужно начинать отрабатывать произношение твердого и мягкого звука Л у ребенка. Для этого вместе с ним проговаривайте слова с нужной буквой:

  • в начале слова: лава, ладушки, лампа, лодка, лыжи;
  • в середине слова: голова, золото, потолок, валун, улыбка;
  • в стечении согласных: облако, глаза, глобус, пазлы, клубника;
  • в конце слова: футбол, канал, сокол, пепел, металл.

Думаете, как еще можно научить ребенка говорить Л? Почаще пойте вместе с ним незаурядные песенки на «ла-ло-лу» и читайте стихи, в которых часто встречается необходимая буква (например, «Люлю-бай» из сборника стихов «От Ась до Язь» Т. Маршаловой). Другой интересный вариант – развивающие тренажеры от BrainApps. Игры на мышление, внимание и память позволят ребенку в игровой форме получать новые знания и повышать уровень интеллекта. Совместив речевую гимнастику, домашние упражнения и тренажеры от BrainApps, звук Л начнет выговариваться у ребенка правильно очень быстро.

Когда обращаться к логопеду?

К 4 годам звук Л легко дается ребенку, он начинает правильно произносить слова с этой буквой. Однако, по ряду причин, малыши могут коверкать слова:

  • забывать, пропускать или не слышать «Л» (вместо «ложка» говорит «ожка»);
  • менять «Л» на «У» или «В» («лампа» — «уампа», «Лариса» — «Вариса»);
  • вместо «Л» говорить «Й» («колобок» — «койобок»);
  • путать мягкую и твердую «Л».

Эти ошибки обычно устраняются сами по себе или спустя несколько занятий дома. В случаях, когда у ребенка дефект речи сопровождается наличием неправильного прикуса или неврологического заболевания, следует обратиться к специалисту. Опытный логопед назначит эффективную программу занятий и поможет малышу произносить слова верно.

Ссылка на основную публикацию