Как научить ребенка считать примеры с числами в пределах 10?

Как научить ребёнка считать

Расскажем, с какого возраста начинать учить, какие есть методики и как это делать правильно.

Как правильно научить ребёнка счёту

Многие ребята приходят в первый класс уже с навыками счёта, поэтому родителям важно обучить его заранее. Сегодня есть много методик, которые позволяют сделать это интересно и весело.

Не навязывайте обучение счёту, оно должно быть лёгким: в процессе повседневных дел или игры. Считайте привычные предметы вместе, постепенно усложняя задачки. Например, два апельсина или четыре тарелки он легко визуализирует, а вот абстрактные множества — вряд ли.

Когда стоит учить ребёнка считать

Большинство специалистов считают, что лучшее время для обучения малышей счёту — это 3–5 лет. Именно в этом возрасте ребёнок начинает интересоваться новым и учится устанавливать закономерности между цифрами. Однако всё очень индивидуально. Если малыш активно осваивает мир и интересуется математикой раньше, можно начать обучение и с 1,5 лет.

Какие методики использовать для обучения счёту

Собрали проверенные методики, которые позволяют сделать это в игровой форме, интересной для ребёнка.

  • Счёт на пальцах. Методика помогает понять, как научить ребёнка считать до десяти. Запомнить сразу все цифры малышу будет сложно, поэтому можно начать с пяти и ориентироваться на пальцы одной руки. Познакомьте ребёнка с их названиями, далее подключите вторую руку. Можно использовать игры с пальчиками, когда один исчезает или два–три пальчика встречаются вместе.
  • Использование обучающих карточек и палочек. Можно выкладывать их по одной на стол и называть цифры, потом сдвинуть одну часть палочек вправо, а другую — влево и спросить, сколько палочек в каждой части.
  • Игры с цифрами. Обучение детей счёту может проходить в игровой форме. Например, сюжетно-ролевая игра «магазин». Нужно выбрать, кто будет продавцом, а кто — покупателем, и назначить валюту. Продавая или покупая конфеты и игрушки, ребёнок легко запомнит цифры до десяти и даже до двадцати.
  • Методика Монтессори. Она схожа с игрой в магазин. Можно дать ребёнку разные монеты, например, рубль, два, пять, и попросить его посчитать сумму или разменять деньги.
  • Методика Домана. Автор рекомендует использовать карточки с красными точками для счёта. Цвет привлечёт внимание малыша.

Как научить ребёнка считать до 20

Чтобы научить ребёнка считать до 20, используйте две пары рук — ваши и его собственные. Ещё можно задействовать кубики, карточки, палочки или рисовать чёрточки — что придёт в голову. Такой счёт даётся также легко, как и до 10. На этом этапе ребёнку нужно понять состав числа.

Как научить ребёнка считать до 100

Расскажите ребёнку о том, что десятков всего девять, после этого назовите каждый десяток: десять, двадцать, тридцать и так далее. Предложите ему каждый день заучивать по 10 новых цифр каждого десятка. В конце дня спрашивайте, что ребёнок запомнил, и повторяйте выученное в другие дни. Упростить повторение можно считая предметы, которые находятся перед вами. После того как ребёнок освоит десятки, предложите ему сыграть в игру: напишите ряд чисел с десятками и пропустите одно число в середине. Попросите ребёнка заполнить пропуск.

Также можно использовать методику Глена Домана. Сначала ребёнку нужно показывать карточки, где изображено не более пяти точек, затем увеличить их число до 20, 50 и далее до 100. Этот метод поможет также натренировать зрительную память.

Важно обратить внимание ребёнка на числа с 11 до 19, так как они называются отличным от остальных образом.

Как научить ребёнка складывать и вычитать

Чтобы научить ребёнка решать примеры, снова нужна наглядность. Загибайте и отгибайте пальцы, убирайте и доставайте конфеты.

Сложение и вычитание — взаимообратные операции. Эту связь нужно донести ребёнку. То есть продемонстрировать, что 2+1 = 3 — это то же самое, что 3−1 = 2 и 3−2 = 1. Если ребёнок усвоил принцип, проблем с другими числами не возникнет.

Чтобы научить ребёнка складывать и вычитать в пределах 20, понадобится числовой луч. Например, 5+3. Находим на луче цифру 3 и делаем пять шагов вправо. Точно также можно на пальцах. Так можно научить считать с переходом через десяток и без.

У действий с переходом через десяток есть особенность: необходимо знать состав числа и пары чисел, которые в сумме образуют десяток (1 и 9, 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5). Например, 7+6. Семёрке до десятка не хватает трёх, то есть получается 7+3+неизвестно. Шестёрка отдала тройку до десятка, значит, осталась ещё тройка. Тогда получается: 7+3+3.

Как правильно научить ребёнка считать столбиком

Объясните, что в сложении и вычитании все действия производят по разрядам: десятки с десятками, единицы с единицами. Например, 31+12: тройка складывается с единицей, единица с двойкой.

Для упрощения можно делать тренировочные упражнения — например, записывать числа друг под другом. Внизу цифра 6, вверху 12. Важно объяснить ребёнку, что шесть должна стоять под цифрой 2, а не 1, так как относится к единицам.

Начните с простых примеров, где цифры при сложении образуют число меньше 10. Дальше можно переходить к примерам с переходом через десяток: например, 25+16. 5+6 в сумме дают 11. Тогда единицу от 11 мы пишем под чертой, а единицу в качестве десятка мы запоминаем. Когда складываем десятки, получаем 2+1 и ещё +1, который мы держали в голове.

Читайте также:  Магнитно-маркерный двухсторонний детский мольберт: правила выбора

В случае с вычитанием нужно также начать с простых примеров, постепенно переходя к более сложным. Например: 25−16, в столбике, где стоят единицы, 5 меньше 6, объяснить ребёнку, что в этом случае мы как бы «занимаем» у десятков единицу.

Для удобства можно использовать обозначения, которые на рисунке отмечены голубым. В первом случае дописан десяток, во втором — точка служит напоминанием о «зАнятом» десятке.

Игры и упражнения для обучения счёту

Собирайте с ребёнком башни из определённого количества кубиков, чтобы научить считать. Позже лего понадобится в освоении дробей.

Сказки

Читайте ребёнку отрывки из сказок, в которых упоминаются числа. Ему нужно хлопнуть, как только он их услышит.

Раскраски с примерами

Научить ребёнка складывать и вычитать можно через раскраски, где в каждой ячейке написан пример, решив который ребёнок узнает цвет.

Настольная игра «Земляничные тропинки»

В игре два вида карточек: «Сбор ягод» и «Делимся ягодами». В первом случае нужно нанизывать какое-то количество на свою нитку, а во втором — вычитать, то есть отдавать. В процессе нужно пересчитывать ягодки и сравнивать.

Домино с цифрами

Принцип такой же, как с картинками. Одно домино с двумя числами по краям выкладывает ребёнок, родитель подбирает плашку с одним из чисел. Выиграет тот, кто раньше всех избавится от домино.

Игра на закрепление цветов и цифр. У каждого игрока есть по семь карт. Верхняя карта колоды переворачивается, и все по кругу должны класть сверху карту или того же цвета, или с такой же цифрой.

Настольная игра «Фрукто 10»

Нужно наперегонки искать подходящие фрукты с числами. Поможет тренировать навык беглого счёта и внимательность.

Резюме

Нет обязательного требования учить ребёнка считать до школы. Если у него есть природное стремление к новым знаниям и открытиям, учить малыша счёту можно с 3–5 лет. Сначала до десяти, потом до ста. Когда десятки и единицы изучены, приступайте к изучению сложения и вычитания. Важно действовать мягко и прививать ребёнку любовь к числам и математике. С этим вам помогут профессиональные педагоги начальной школы «Фоксфорда».

Как научить ребенка считать до 10 и решать простые примеры в уме?

Современные дошкольники буквально закормлены достижениями технического прогресса. Им не всегда понятно, для чего нужен счет в уме, если в телефоне или на компьютере есть калькулятор. А родители между тем обеспокоены подготовкой своих детей к школе. Как же научить ребенка считать в уме?

Этапы обучения

Процесс умственного счета у детей складывается из двух компонентов: речевого и двигательного.

Речевой компонент выражается в проговаривании счетных действий, затем в прошептывании (один плюс один будет два). И только после этого ребенок будет готов считать «глазами», про себя.

Двигательный элемент состоит в перекладывании считаемых предметов. Так ребенок наглядно представляет – больше или меньше предметов стало. Сначала малыш следит за появляющимися предметами пальчиком, потом – только глазами. И лишь затем он будет готов считать в уме: сначала до 5, затем до 10 и так далее.

Таким образом, для того чтобы научить ребенка считать в уме в пределах десятки, нужно совместить перекладывание предметов с запоминанием этого количества. А к этому ребенка нужно подготовить.

В самом начале дошкольника нужно научить:

  • осознавать разницу между понятиями «один» — «много»;
  • понимать, что значит «больше», «меньше», «столько же» (равно);
  • различать порядковый (первый, второй) и количественный (один, два) счет;
  • понимать, что такое состав числа (например, что 4 – это 2+2, 3+1);
  • связывать в сознании количество с его письменным числовым выражением (то есть понимать, что 5 морковок обозначается цифрой 5).

Учитывая наглядно-действенный способ мышления маленьких детей, объяснять эти понятия нужно на конкретных предметах. Лучше – любимых ярких игрушках малыша, позволяя ему в процессе игры перемещать их, чтобы сделать поровну, больше, меньше, много. Умение сравнивать количество поможет быстрому освоению счета в уме.

Начальным этапом освоения устного счета является усвоение счета сначала до 5, затем до 10. Далее нужно помочь ребенку запомнить все результаты сложения-вычитания чисел первой десятки. После этого дошкольники смогут освоить способы выполнения этих действий в уме с двузначными числами. Здесь уже главным будет научить ребенка понимать и запоминать методику сложения-вычитания в следующих десятках.

На каждом этапе важно не механическое зазубривание, а именно понимание и запоминание каждого шага.

Когда вы начнете решать с малышом простейшие задачки, старайтесь предлагать ему несколько вариантов решения, если возможно. Это разовьет математическую гибкость и облегчит обучение на последующих этапах.

С чего и когда начинать?

Начинать обучение устному счету возможно уже в 2 – 3 года, постепенно усложняя задачи. Главное при этом – считать в процессе игры. Например, собирая кубики или пирамидки, проговаривать: «Кладем первый кубик (первое кольцо), сверху – второй. Смотри, кубик был один, теперь их стало 2».

В игровой форме у ребенка просыпается естественный интерес– и он учится легко. При этом нужно помнить, что ребенок младшего дошкольного возраста запоминает лишь то, что ему интересно. Игра для этого будет лучшим способом. Главное здесь – расположение и поддержка родителей, их умение заинтересовать кроху процессом. А за этим придет нужный результат.

В 3–4 года можно считать кнопки, застегивая куртку, количество ложечек каши, которые малыш скушал на завтрак, число тарелок или ложек на столе, число ступенек до двери подъезда и т. д. На прогулке можно считать машины (если считать только красные или белые, можно заодно закрепить и название цветов), кошечек или фонари. Можно в магазине посчитать, сколько куплено яблок, йогуртов или еще чего-то штучного, во время готовки – количество продуктов, которые берет мама.

Читайте также:  Рост и вес ребенка в 1 год 5 месяцев

Визуализации счета способствуют и карточки с изображением количества предметов и числовых обозначений. Играя с ними, можно научить ребенка понимать, например, что цифра 3 – это 3 яблока. То есть малыш научится соотносить количество и его числовое изображение. Такие карточки можно сделать самостоятельно и применять начиная с 4 лет.

С помощью карточек, развивающих пособий или игрушек можно объяснять ребенку состав числа. То есть, что 5 зайчиков можно получить, если сложить 2 и 3, 1 и 4, или 3+2, 4+1. При этом слагаемые поменялись местами, но результат остался прежним. Это необходимо, чтобы научить ребенка решать простые примеры. Кстати, складывать или вычитать в пределах десяти дети прекрасно учатся на обычных монетах. Например, считая, сколько нужно монет, чтобы купить конфету. В 5–6 лет дошкольник с удовольствием будет складывать цифры на номерах машин (скажем, 135 – это 1+3+5).

Еще один способ закрепить это понимание (а также соотношения больше-меньше, один-много) – игра в магазин. Ребенок назначается продавцом. На столе раскладывают «товары» (фрукты, овощи, игрушки, книжки), присваивая каждому из них карточку-ценник с обозначением конкретного числа. Например, яблоко стоит 2 монетки (можно придумать свое название денежной валюты – будет только интереснее). Затем малыш должен будет считать покупки мамы, вычислять, сколько денег они стоят.

Мама может сказать: «У меня 3 яблока. Груш мне нужно на 1 меньше». Или: «Я беру 2 йогурта. Мне нужно, чтобы йогуртов и печенья было поровну». Можно развивать эту игру так, как подскажет фантазия родителей, задавая самые разнообразные вопросы, изучая не только счет, но и простейшие вычисления. Главное – чтобы чаду было интересно считать.

Чего делать не надо?

Почему для будущего школьника так важен именно устный счет? Потому что только он помогает дошкольнику развивать интеллектуальные способности, память. А еще – один важный навык, который мы обычно называем смекалкой. Устный счет помогает научиться не только считать, но и думать быстро. Это пригодится при последующей социализации, поможет быть успешным в карьере. Поэтому, обучая дошкольника устному счету, важно не пользоваться методиками, замедляющими его мыслительные процессы.

Например, современные педагоги не советуют начинать обучение счету на пальцах. Они всегда под рукой, их можно рассмотреть и потрогать, малышу нет необходимости запоминать количественно изменившуюся картинку. А когда пальцы закончатся – начнутся трудности. Такой подход лишь тормозит развитие памяти интеллекта.

К такому же итогу может привести и обучение при помощи записи примеров или с использованием счетных палочек.

Привычка считать медленно может выработаться и при обучении складыванию или вычитанию по единице (чтобы к 2 прибавить 2, нужно сначала прибавить 1, получится 3, а затем прибавляем еще один – получается 4). Считать – это значит уметь складывать или вычитать сразу все числовые группы.

Очень похож на работу с калькулятором способ счета с помощью линейки (складываемые числа откладывают по сантиметровой линейке вправо, начиная с первого слагаемого, вычитаемые – влево). Тренировки памяти при этом – никакой, однако это упражнение работает на закрепление понятия «числового ряда», которое ребенку помогает понять суть вычитания и складывания чисел.

Осваиваем простые математические действия

Для того чтобы научиться хорошо складывать и отнимать, ребенок должен манипулировать одними и теми же однородными предметами, соотнося их с представлением каждого числа. Это помогает включать зрительную и тактильную память дошкольника для запоминания результатов действий с целыми числовыми группами, а не по единице. Поэтому на этом этапе всевозможные разнородные предметы или игрушки уже не подходят. Лучше заменить их простыми и понятными кубиками.

Для начала понадобится 5 кубиков, коробка с расчерченными клетками под них и карточки с изображением чисел от 1 до 5. Расположение (конфигурация) и количество кубиков откладываются в памяти дошкольника, чего не приносит работа с палочками или пальцами – они расположены хаотично, не давая зрительного представления об определенной «конфигурации числа». Поэтому в голове ребенка не отложится конкретная «вычислительная картинка».

Малыша просят поставить в коробку 1 кубик, спрашивая, сколько это. При ответе – «один», он должен положить рядом с кубиком карточку с изображением цифры 1. Затем он добавляет второй кубик. Произносит: кубиков 2, меняет карточку с изображением единицы на карточку с изображением двойки. Повторив манипуляцию несколько раз, малыш запомнит изображение двух кубиков и далее будет называть их количество сразу, не пересчитывая. Таким же образом учат считать остальные цифры.

Далее обучаем непосредственно сложению и вычитанию. Ребенку нужно сказать, что кубики – это, например, веселые клоуны, клеточки в коробке – их домики. Теперь заселяем одного клоуна. Сколько клоунов станет, если придет еще один? Два. А сколько останется, если один уйдет? – Один. И так далее.

С помощью такой простой методики дошкольник довольно успешно освоит навыки устного счета и простые математические действия. А это, как уже говорилось, полезно не только для будущих уроков математики.

Читайте также:  Аэробика для детей: описание, виды и правила тренировок

Как научить ребенка считать
от 1 до 10

Пошаговая инструкция по обучению ребенка счету

«Собачка и котик»

Считайте все, что видите

С трех лет можно начинать полноценное обучение. И начните с самого простого, с пальцев, ведь их как раз десять.

Старайтесь с этого возраста как можно больше говорить с ребенком о цифрах. Это могут быть самые простые фразы: «Мы живем на третьем этаже», «Нам нужен автобус номер 15, а выходить нам на четвертой остановке» и так далее.

Просите ребенка пересчитывать все предметы, какие он видит, а также шаги, ступеньки и любые совершаемые им действия. На этом этапе обучения уже вполне можно работать и с картинками, поэтому можно изготовить специальные карточки, где будет изображено разное количество известных малышу предметов: одно яблоко, две сливы, три ягодки.

Очень полезны на этом этапе всевозможные стихи-считалки — они легко запоминаются, а вместе с ними выучивается и счет.

В целом же, приступая к обучению ребенка счету, помните две важные вещи.

1. Примерно до 5 лет ребенок не может оперировать абстрактными понятиями, поэтому счет должен быть обязательно привязан к конкретным предметам — реальным или нарисованным. По этой же причине не пытайтесь сразу показывать ребенку написание цифр, по крайней мере, до тех пор, пока он не начнет уверенно считать до 10 и решать простые примеры на сложение и вычитание.

2. Никогда не ругайте малыша за ошибки, но не жалейте похвалы. Учеба должна вызывать у него только положительные эмоции, а одобрение родителей дает ему стимул учиться лучше.

Несколько действенных приемов, как научить ребенка считать

Счет на пальцах

Больше-меньше

Считаем предметы

Всем поровну

Этот простой и действенный метод предлагает знаменитый педагог Мария Монтессори. Правда, подходит он для тех детей, которые уже знакомы со счетом до десяти. Когда в комнате соберется несколько человек (или, например, там будете вы и ваша собака), попросите ребенка принести из кухни столько конфет, чтобы хватило на всех. Таким образом вы предложите ему пересчитать всех присутствующих, а затем конфеты.

Кстати, это упражнение формирует в ребенке не только счетный навык, но и умение делиться и отдавать.

Популярные вопросы и ответы

С какого возраста можно начинать учить детей счету?

Наталья Мельничук, руководитель, педагог-психолог развивающих программ детского центра «Звездочка» (Симферополь):

— Мы учим счету детей с двух лет. Счет изучаем, играя в различные игры, с помощью счетного материала. Счетным материалом может выступать что угодно: капсулы от киндер-сюрпризов, различные деревянные или пластиковые фигурки, мячики. Очень хорошо работают подвижные музыкальные игры, направленные на собирание нужного количества предметов.

С чего нужно начинать обучение ребенка счету?

Елена Балакина, психолог-педагог по раннему развитию, сотрудник детского центра «Одуванчик» (Симферополь):

— Чтобы ребенка научить считать, надо, в первую очередь, выучить порядковый счет. Для этого мы считаем все подряд: цветы, конфеты, грибы, карандаши. Затем вводим понятия «прибавить» и «вычесть». Все действия проводим с наглядными примерами.

Как научить ребенка быстро считать?

Наталья Мельничук:

— Мы с вами говорим о счете от 1 до 10 — значит мы говорим о младших дошкольниках. Тут речь о скорости счета неуместна. Тут скорее надо обращать внимание на то, чтобы ребенок не заучивал счет как стих. И играть в количественно-визуальные игры. Причем так, чтобы цифры были вразброс, а не по порядку. К четырем годам можно давать и обратный счет.

Чтобы дети считали быстро, нужно постоянно тренироваться. Чем больше тренировки, тем быстрее будет счет. Упражнения, упражнения и еще раз упражнения! Тренируйтесь каждый день, считайте все, что видите, играйте с ребенком в игры на счет. Главное побольше. Но тут нужно понимать и то, что все дети разные и нельзя требовать от них одинаковых результатов: одни учатся быстро, другие медленнее. Да и упражнения тоже должны быть разные, поскольку кто-то воспринимает информацию на слух, кто-то просто запоминает цифры, а кому-то для счета нужны предметы. Поэтому для начала определите образ мышления вашего ребенка и только после этого подбирайте для него упражнения, которые в конечном итоге научат его считать быстро.

Ирина Мусинова, директор центра ментальной арифметики «Абакус Крым» (Симферополь):

— Чтобы повысить скорость счета, нужно использовать простые тренажеры, которые вы можете сделать сами. Напишите на листе бумаги простые арифметические примеры, которые ребенок уже умеет решать, но задайте малышу временные рамки: ты должен решить столько-то примеров за такое-то время (оно должно быть небольшим, но реальным). Таким образом вы зададите ему темп счета. Когда не получается решить все примеры сразу, я утешаю своих учеников такими словами: «Не переживай, просто, эти примеры не были готовы решиться. Они уехали в отпуск на море, а когда вернутся, ты их сразу же решишь». Дети смеются и больше не расстраиваются из-за того, что у них что-то не вышло.

Елена Балакина:

— Родители должны понимать, что систематические занятия дома помогут развить математические способности малышей. Для этого не надо проводить урок. Необходимо просто, в обиходе, задавать несложные задачи: «Сосчитай, сколько блюдец на столе», «Сколько у тебя конфет? А если ты съешь две конфеты, сколько останется?» Со временем задачи должны усложняться, а навыки устного счета улучшаться.

Читайте также:  Рост и вес мальчика в 1 год 10 месяцев

Как научить ребенка считать в уме?

Наталья Мельничук:

— Если мы говорим о совсем маленьких детках, то требовать от них счета в уме нельзя, они просто не смогут его понять, поскольку способны мыслить только категориями конкретных предметов. А вот начиная с 4-летнего возраста ребенок уже должен знать и сами цифры, и понятие количества.

Мы с нашими ребятами учимся считать от 1 до 10 на пальчиках — так им проще всего. И постепенно вместо того, чтобы действительно загибать пальцы, переходим к визуализации, то есть они представляют, как загибают пальцы. И так учатся считать в уме. Но, как я уже говорила, кому-то это дается легче, кому-то сложнее. Есть дети, которые легко запоминают не только цифры, но и сразу усваивают понятия состава числа, то есть 5 для них — это еще и 1+4, 2+3 и так далее. Некоторым же требуется больше времени на то, чтобы научиться считать в уме — все очень индивидуально.

Ирина Мусинова:

— Дети чаще всего воспринимают математику в виде образов. У нас есть малыши, которых я учу считать и обычным способом, но чаще дети начинают лучше считать, когда видят предметы: бусинки, фигурки, карандаши, палочки — что угодно. У детей развито образное мышление. Вспомните, как ваш ребенок разыгрывает с игрушками ситуации, увиденные им в мультфильмах. То есть он запоминает, а потом воспроизводит.

Помогает такой способ: посчитайте на каких-то предметах, а на следующий день попросите его представить их и вспомнить, какие математические действия с ними проводились. Лучше, чтобы вещи, которые вы использовали при счете с малышом, были яркими — так ему будет легче их запомнить.

Дети любят писать на доске и отлично запоминают то, что было на ней написано. Поэтому когда я впоследствии начинаю писать на доске те примеры, которые мы уже проходили, ученики тут же вспоминают их.

Елена Балакина:

— К 5-6 годам мы начинаем готовить ребенка к устному счету. Это сложная задача, поэтому подготовка медленная и поэтапная. После оперирования с наглядными пособиями мы заменяем их карточками, затем просим детей решить пример без карточек, но при этом можно проговаривать все вслух. Когда начинает получаться, мы просим детей говорить «по секрету», то есть шепотом. После долгих тренировок у детей получается считать в уме.

Елена Сапожник, сотрудник студии развития детей дошкольного возраста «Веснушка» (Симферополь):

— В обучении счету есть два главных аспекта. Первый — запоминание символа (цифры). Не все дошкольники могут это делать быстро из-за особенностей развития. Тут важно дать ассоциацию, интересный образ этой цифры. Второй — соотношения цифр и количества. Здесь хорошо работают игры типа «дай мишке вот столько конфет, а зайке столько яблок».

Как научить ребёнка считать примеры в пределах 10 и 20? 🙌

Современная реальность тесно связана с научно-техническим прогрессом. С раннего возраста дети привыкают к различным электронным приборам, легко осваивая их. С другой стороны, полноценное формирование личности человека требует развития познавательных процессов в раннем детстве. Внимание, память, мышление развиваются с помощью простых упражнений, органично вплетенных в игровую канву.

Это станет основой формирования понимания понятий «больше» и «меньше», умения концентрировать внимание, ориентироваться в пространстве, различать фигуры, определять длину, размеры предметов. Положительный результат обеспечит усердие, желание родителей, которые должны руководствоваться законами возрастной психологии.

Как быстрее всего научить ребенка считать примеры в пределах 10

Процесс счета в уме состоит из речевого и двигательного компонента. Вначале каждое счетное действие должно проговариваться вслух. Со временем такие процессы будут проходить автоматически с помощью только визуального восприятия. Перекладывание предметов в процессе счета поможет сформировать понятия «больше» – «меньше», запомнить количественные обозначения.

Математические задания в картинках на вычитание в пределах 10

В каком возрасте лучше это делать по ФГОС

В возрасте 1-3 года важнейшей деятельностью детей является манипулирование предметами, экспериментирование с различными материалами, совместные игры со сверстниками под присмотром взрослых. Именно на фоне этих активностей и нужно вводить арифметические упражнения. Осваивать счет по порядку, используя различные предметы, малыши могут уже с двух лет. Уже к 3-4 годам ребенок учится делить яблоки или конфеты между членами своей семьи, отнимать, складывать, выполнять некоторые простые математические действия.

Как понять, что ребенок готов

Чтобы сформировать у малышей арифметические навыки и умения, нужно опираться на определенные предпосылки. Категорически не рекомендуется что-либо навязывать. Дети начинают проявлять интерес к счету уже с раннего возраста. Заметить это легко, предлагая на прогулке подсчитывать количество ступенек, машин, других предметов. Если ребенок активно включается в процесс счета, можно постепенно усложнять задачи. Важно закрепить интерес и знания, развивая мотивацию с помощью увлекательных игр и примеров.

С чего начинать

Уже в возрасте 6 месяцев ребенку нужно начинать рассказывать простые стишки с цифрами, а когда исполнится один годик, уже можно учить показывать его возраст на пальцах.

С самого начала обучения родителям важно создавать положительный эмоциональный фон, заниматься с ребенком понемногу, но часто.

Обучать малышей лучше, используя любимые детские игрушки. В процессе игры рекомендуется перемещать их так, чтобы проиллюстрировать понятия «много», «больше», «меньше», «поровну», связывать видимое количество с цифровым обозначением. Кроме того, с их помощью можно научить детей понимать, что такое состав числа. Важно отдавать предпочтение пониманию, запоминанию каждого шага обучения.

Читайте также:  Рост и вес девочки в 10 лет

Популярные способы обучения ребенка

На начальной стадии обучения рекомендуется использовать различные наглядные материалы. В этот период полезными будут красочные картинки, кубики, пирамидки, матрешки.

Счет на пальцах

Наиболее простым и распространенным методом обучения является счет на пальцах. Эта проверенная методика основана на народном творчестве. Простые стишки, поговорки, детские песенки эффективно помогают формированию детских навыков счета на начальных этапах. Кроме того, метод развивает моторику пальцев.

Данный способ имеет свои недостатки, поскольку в детском восприятии цифра непосредственно связывается с конкретным пальцем.

Облегчить переход к другим методикам поможет специальное пособие, которое легко изготовить своими руками. Для этого понадобится 2 куска вспененной резины или ткани разного цвета, 22 липучки, лист картона. Из резины нужно вырезать две ладошки. На кончики пальцев с двух сторон и по их центру разместить по липучке. Это позволит загибать пальцы в нужном количестве, создавая различные комбинации.

С помощью этого пособия можно наглядно изучить понятие «состав числа».

На предметах

Для большей эффективности запоминания результатов счета нужно включать в процесс обучения зрительные и тактильные каналы. Это позволяет производить операции с целыми числовыми группами. Важно использовать однородные предметы в представлении определенного числа. Отлично подойдут простые привычные кубики.

Сначала понадобится 5 штук, коробка с расчерченными клетками, карточки с написанными числами.

Расположение и количество отдельных предметов запоминается детьми достаточно хорошо. Таким способом в детском сознании формируется представление о конфигурации определенного числа.

Вначале малыша просят положить в коробку один кубик, назвать число и выбрать соответствующую карточку. Затем при добавлении других элементов ребенок должен менять карточки. После нескольких повторений маленький ученик запоминает конфигурации кубиков. Далее можно переходить к операциям сложения и вычитания, используя игровую форму. При этом счет постепенно увеличивается до 10.

На линейке

Перед началом обучения устному счету, рекомендуется потренировать малыша с помощью линейки. Например, можно попросить его показать на делениях, сколько будет, если к четырем прибавить два. Данный метод помогает малышу научиться считать. С другой стороны, многие специалисты считают, что такая методика не способствует быстрому развитию познавательных процессов.

Например, память, мышление, внимание остается на прежнем уровне.

Как научить малыша устному счету

Устный счет развивает мышление, сообразительность, быстроту реакции, четкость мысли. Кроме того, данное умение повышает способности к обучению, уверенность в собственных силах.

Правила обучения счету в уме

Чтобы достичь видимых успехов в обучении, нужно проявить терпение и определенное упорство. Кроме того, необходимо придерживаться следующих важных правил:

  • поддерживать интерес у ребенка;
  • поощрять каждое достижение, успешное действие;
  • избегать принуждения учиться считать;
  • не повышать голос, не ругать малыша;
  • не давать детям слишком сложных заданий;
  • регулярно повторять пройденный материал;
  • закреплять умения считать с помощью окружающих предметов.

Начинать обучение детей устному счету можно уже с возраста 2-3 года, постепенно усложняя задания.

Игры, примеры и стихи

Чтобы сформировать необходимые навыки счета, достаточно выполнять специальные упражнения. В повседневной жизни можно тренировать ребенка с помощью таких игр:

  • номера машин. Это упражнение развивает умение быстро считать. Малышу требуется сложить все цифры автомобильного номера;
  • магазин. Перед походом за покупками ребенку следует о них рассказать и попросить считать купленные товары и держать их в уме. В процессе совершения покупок спрашивать малыша, сколько осталось купить;
  • задачи и стишки из Интернета. Иллюстрированные задания, специально созданные веселые стихи помогут детям быстрее включиться в обучение.

Обучение через стихи

Чем помогут таблицы сложения и вычитания

Такие материалы способствуют закреплению умения считать от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, сформировать навыки сравнивать числа, понимать состав числа 10, решать задачи на увеличение выбранного числа на несколько единиц. Современные методики обучения активно используют такие таблицы, они позволяют довести простые математические действия до автоматизма.

Одна цветная таблица состоит из 81 маленьких табличек с примерами на сложение и вычитание. На обратной стороне помещен ответ.

Таблица сложения и вычитания

Как научить ребенка считать примеры в пределах 20

Для объяснения основ арифметических действий в пределах второго десятка рекомендуется пользоваться проверенным алгоритмом. Это позволяет осмыслить понятия двухзначных чисел, научиться их складывать и отнимать.

Вначале нужно разложить предметы в два ряда по 10 штук, пронумеровав нижний десяток. Это облегчит запоминание двухзначных чисел. Например, над кубиком «один» будет располагаться «один-на-дцать», над «три» – «три-на-дцать» и так далее до двадцати. Затем повторять упражнение до запоминания.

На следующем этапе нужно попросить ребенка выложить по порядку нижний ряд кубиков так, чтобы получился десяток.

Затем попросить на него выкладывать по несколько элементов, производя математические действия с целыми десятками и несколькими единицами. При этом каждое счетное действие нужно проговаривать с ребенком вслух. Например, «десять плюс пять равно пятнадцать».

Данное упражнение в игровой форме нужно проводить до тех пор, пока малыш не поймет принцип сложения чисел. После этого можно переходить к упражнениям на вычитание, используя такой же развивающий материал и следуя этому же алгоритму.

Чего не следует делать при обучении счету

Правильно сформированные арифметические умения являются основой полноценного интеллектуального развития ребенка, поэтому категорически не рекомендуется использовать методики, которые могут негативно сказаться на мышлении и памяти. Например, злоупотребление счетом на пальцах не требует развития пространственного запоминания количества предметов. Такой способ помогает наиболее быстро ознакомиться с цифрами.

Читайте также:  Как сделать аналог Play-Doh в домашних условиях?

Обучение счету с помощью палочек и записей примеров может также привести к отрицательным эффектам в виде привычки считать медленно, складывая и вычитая только по единице. Если слишком часто использовать данный метод, то тормозится развитие умения складывать по числовым группам.

Счет с помощью линейки помогает изучить ребенку понятие «числового ряда». Этот метод тренирует понимание сути складывания и вычитания. С другой стороны, данная методика абсолютно не тренирует память.

При обучении малыша категорически не рекомендуется использовать сложные термины, поскольку для маленького ученика будет сложно понять суть заданий. Нужно подробно объяснить значение каждого слова.

Наиболее популярные вопросы

С самого начала обучения малыша нужно использовать разные способы и варианты решения задачи. Это помогает развить гибкость мышления, облегчит математическое образование ребенка на более поздних этапах.

Как научить ребенка считать примеры в пределах 10, 20, 100 и 1000: советы и рекомендации учителя начальных классов

При правильном подходе ребенка вполне можно научить ребенка считать примеры: быстро и без ошибок. Рассмотрим основные вопросы методики, которые помогут родителям и педагогам развить у ребенка вычислительные навыки. Читайте также нашу предыдущую статью Как научить ребенка считать.

Как научить ребенка считать по порядку и понимать числа

Правильно знакомимся с числами

Знакомство с математикой начинается со счета. Ребенок учится считать и запоминает цифры. Обычно это происходит в возрасте 5 – 6 лет. На этом этапе важно сформировать у ребенка представление о том, что число обозначает группу предметов с определенным количеством элементов.

Для этого нужно не просто учить его называть по порядку числа, так он просто заучит числовой ряд. Рекомендуется использовать методику изучения числа, которую применяют в 1 классе. Она следующая.

Этап №1. Мотивация

Любое занятие с ребенком должно проходить в веселой и непринужденной обстановке. По возможности превращайте свои занятия в игру, отдавайте предпочтение практическим действиям с предметами. Начните занятие с яркого события — дайте ребенку 2 конфеты, надуйте 3 воздушных шара, нарисуйте несколько предметов мелом и т.д. Ваше задание заинтересовать малыша.

Этап №2. Счет предметов

После того, как внимание ребенка будет сосредоточено на конкретном объекте, предложите ему пересчитать предметы. Нужно следить, чтобы при этом малыш не пропускал предметы и не путал числа. Обычно дети спешат и допускают неточности. Важно, чтобы ребенок соблюдал правильный алгоритм «указал на предмет — назвал число — перешел к следующему предмету — назвал следующее число и т.д.» Поначалу производите эти действия вместе с малышом — покажите сами, как надо считать, а он пусть повторит, указывайте на предметы, а он должен их считать и наоборот.

Этап №3. Игры с числом

Когда ребенок пересчитает элементы и назовет конечное число, нужно провести закрепление. Предложите:

  • еще раз пересчитать предметы, но в другом направлении;
  • положить перед собой столько же кружочков, сколько и предметов — посчитать и их;
  • нарисовать на листике столько же палочек;
  • посмотреть вокруг (или на картинку) и сказать, каких предметов соответствующее количество;
  • дорисовать (доложить) предметы, чтобы их стало нужное количество.

Этап №4. Знакомство с цифрой

Только после этого следует показать ребенку цифру и объяснить, что она обозначает. Многие специалисты рекомендуют придумывать ассоциации «На что похожа цифра». Это поможет малышу запомнить цифру и пригодится для применения приемов эйдетики.

Этап №5. Закрепление устойчивой цепочки взаимосвязи «количество предметов – число – цифра»

Для этого этапа есть множество дидактических игр. Опишем некоторые из них.

Домино

Сделать «костяшки» — на одной половине точки, на другой цифры. В ходе игры ребенку нужно пересчитывать точки и подбирать нужную цифру.

Аквариум

На аквариуме написана цифра. Ребенку нужно поселить в аквариум рыбок, на которых нарисовано нужное количество чешуек (точек, черточек, палочек и т.п.).

Спичечный коробок

На спичечных коробках написаны цифры, а ребенок должен положить в каждый нужное количество бусинок. Аналогично можно использовать картонные лотки для яиц.

Математическое LEGO

Нужно сделать игровое поле, на котором расположены кружки с написанными цифрами. Ребенок должен на каждом кружочке построить башенку с нужным количеством деталек.

Яблочки

Сделать макет дерева с кармашком внизу. В него вставляется карточка с цифрой. Ребенок должен слепить из пластилина нужное количество яблочек и прилепить на дерево.

В результате такого обучения ребенок не будет воспринимать число, как абстрактное понятие, а станет ассоциировать с конкретным количеством элементов. Это основной фундамент для развития вычислительных навыков.

Знакомимся с отношениями и математическими действиями

Не менее важно сформировать у ребенка понятие об отношениях «больше», «меньше», «столько же». Это нужно делать только на основе практических действий с предметами. У ребенка в возрасте 5 – 7 лет почти не развито абстрактное и логическое мышление, поэтому он поймет только то, что вы объясните на наглядном примере.

Для сравнивания групп предметов рекомендуется учить ребенка составлять пары — один предмет из первой группы соответствует одному предмету со второй и т.д. Он должен понять, что нужно сравнивать по количеству элементов, а не их размеру. Можно специально подбирать такие задания, в которых больших по объему предметов будет меньшее количество, чем тех, что помельче. В дальнейшем уже можно будет объяснить ребенку, что большее число в числовом ряду стоит дальше, чем меньшее.

Читайте также:  Ребенок в 2 месяца не держит голову – это норма или отклонение?

Обязательно предлагайте ребенку выполнять с предметами определенные действия и смотреть на результат, делать выводы. Например, попросите положить перед собой 5 кружочков. Затем положите еще несколько. Спросите у ребенка, что изменилось и почему? Вы должны подвести его к выводу, что кружочков стало больше, потому что вы добавили кружочки. Аналогично объясните, что когда предметы убирают, то их становится меньше.

Подобные упражнения нужно проводить практически на каждом занятии, меняя действия (что-то съели, кто-то прилетел, принес и т.п.). Ребенок должен научиться понимать математическую суть обычных действий.

Через некоторое время нужно будет поменять подход. Теперь вы должны предлагать ребенку задания, в которых ему самому нужно будет сделать так, чтобы предметов стало больше или меньше. Спрашивайте, в результате каких еще действий количество предметов будет увеличиваться или уменьшаться.

Эта работа является подготовкой для ознакомления с действиями прибавления и вычитания. Когда вы увидите, что ребенок хорошо усвоил суть действий, пора познакомить его со знаками «плюс» и «минус». Обычно это делают на основе сказки. Придумайте любую историю, в которой есть большой и толстый герой Плюс, который любит, чтобы ему дарили подарки (или приходили в гости и т.п.). Обязательно придумайте его образ и нарисуйте.

Ваша задача добиться, чтобы ребенок усвоил, что знак «+» обозначает действие сложения, когда предметы добавляются и их становиться больше. Аналогично проводиться ознакомление со знаком «-» и действием вычитание. Взрослым, кажется, что это легко и просто усвоить, но некоторые дети довольно долго путают знаки «+» и «-» и не знают, какие действия им нужно выполнять, поэтому допускают ошибку. В таком случае нужно практиковать использование непосредственно в примерах изображение большого жирного знака «+» и мелкого знака «-».

Учимся решать примеры в пределах 10

Теперь пора переходить к тому, как научить ребёнка считать примеры. Главное правило — практические действия и многократные тренировки. В идеале ребенок должен запомнить результаты всех примеров в пределах 20. Однако добиться этого путем механического заучивания очень сложно. Лучше делать это на основе выполнения различных интересных упражнений. Работая над их решением, ребенок постепенно запомнит все ответы в примерах. Приведем описание таких игр.

Таблица до 10

Очень эффективно использование карточки — таблицы. Она разделена на два ряда по пять ячеек в каждом. Также к этой карточке прилагаются 10 фишек. Ребенок в ячейки выкладывает нужное количество фишек, затем добавляет или убирает несколько и подсчитывает результат.

С помощью такой таблицы можно не только решать примеры. У ребенка постепенно откладывается в памяти зрительный образ каждого числа и в дальнейшем это очень поможет делать уже подсчеты в уме.

Счет на пальцах

Традиционно ребенку часто предлагается считать примеры с использованием пальцев. Это очень удобно, поскольку данный способ можно применять в любой ситуации. Поэтому некоторые специалисты категорически против обучения детей счету на пальцах. Они утверждают, что после этого будет трудно научить ребенка считать примеры в уме, ведь он продолжит подсчеты «по-старому». Практика показывает, что это не так. Дети с легкостью переходят на устные вычисления, как только у них это будет получаться быстрее, чем «вручную».

Счеты

Также популярным является обучение решать примеры на счетах. С помощью этого приема у ребенка тоже формируется зрительный образ числа, что поможет делать подсчеты в уме.

Ручной калькулятор

Можно вместе с ребенком сделать самодельный калькулятор. Для этого понадобиться картонная коробка и два одноразовых стакана. У стаканов надо отрезать низ и прикрепить их на боковую стенку коробки так, чтобы они не доставали до ее дна. Между стаканами на стенке написать знак «+», а внизу знак «=».

Чтобы посчитать пример ребенок в первый стаканчик бросает столько бусинок (макарон, пуговиц и т.п.), как показывает первое число, а во второй — как второе число. После этого подсчитывает общее число бусинок, оказавшихся в коробке.

Прищепки

Для формирования вычислительных навыков можно использовать прищепки. В качестве основы можно изготовить любые картонные шаблоны (солнышко, цветок, смайлик, личико и т.п.). Ребенок будет решать примеры, прикрепляя и убирая прищепки. Это занятие для него интереснее, чем простое использование счетного материала.

Линейка

Для развития у ребенка умения делать вычисления многие учителя используют линейку. Сначала на линейке нужно найти первое число из примера, а затем переместиться на нужное количество делений вправо (если «+») или влево («-»). Число, на котором остановились и есть ответ в примере.

Такой способ основывается на знании числового ряда. Он демонстрируется во многих учебниках по математике для 1 класса. С его помощью можно легко объяснить, как нужно прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3 и 4 путем перехода или перепрыгивания через числа.

Интерактивные игры и тренажеры

А также другие презентации и материалы по теме:

Как считать в пределах 20

Среди способов, как научить ребёнка считать примеры в пределах 20, наиболее эффективны следующие:

  • карточки – таблицы;
  • счетные палочки;
  • счеты;
  • знание состава числа.

Ребенку нужно объяснить принцип получения результата в таких примерах, при котором сначала первое число округляется до 10, а затем выполняются окончательные вычисления. Сначала это тоже нужно делать на основе практических действий и только впоследствии переходить к решению примеров на основе знания состава числа. Как правило, дети не очень хорошо осваивают эту тему, поэтому не стоит спешить переходить к устным вычислениям.

Читайте также:  Как научить ребенка считать?

В завершение работы над развитием умения решать примеры в пределах 20 детям предлагается заучить таблицы сложения и вычитания для каждого числа. Это помогает упорядочить знания, которые они получают в ходе тренировочных упражнений. К данному моменту ребенок хорошо помнит результаты многих примеров, может легко воспроизводит их и ему будет не сложно справиться с таким заданием.

Чтобы научить ребенка считать примеры необходимо поочередно предлагать ему разные способы получения результата. Впоследствии он выберет самый понятный и доступный для него прием и будет основываться только на нем. Не нужно навязывать малышу какие-либо варианты решения, дайте возможность самому производить вычисления так, как ему легче. Главное, чтобы ответ был правильный, а то, как ребенок его получил, не имеет большого значения.

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы более 20 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Состав числа до 10: как научиться быстро считать

Математика в 1 классе или при подготовке к школе

Наталья Большакова Педагог-психолог, репетитор начальной школы и подготовки к школе

  • Состав числа: объяснение и карточки
  • Состав числа: закрепление
  • Состав числа: примеры на вычитание

Знание состава числа — залог быстрого счета, устного и письменного. Если во время подготовки к школе состав числа до 10 не уложился у ребенка в голове, надо обязательно уделить этому время в первом классе, а потом не забывать о закреплении состава числа до 20 и далее — это сильно сократит время на вычисления.

Состав числа: объяснение и карточки

Когда мы просто складываем разные числа, результат может получиться любой. Но когда мы выясняем состав какого-то числа, то как бы идём в обратном направлении — от результата, который известен заранее (например, 8). Мы учим определённые пары слагаемых — у каждого числа они свои, — чтобы получался именно этот результат.

Я предлагаю действовать в таком порядке.

  1. Объяснить наглядно, как при одной и той же сумме одно слагаемое может увеличиваться, а второе — уменьшаться. Очень удобно это делать на предметах, которых всегда фиксированное и привычное глазу количество: отлично подходят коробки из-под яиц (10), прозрачные упаковки печенья или конфет (обычно 6, 8, 12), строчки календаря (7), упаковки акварели, пластилина и т.п.
  2. Ребёнок обязательно должен записать в тетрадь (или на листочек) все возможные варианты состава числа, проговорить их вслух, найти и соединить примеры с одинаковыми слагаемыми (7+1 и 1+7, например).
  3. Очень советую сделать для закрепления состава числа карточки вида
    7 + 1 = 8
    6 + 2 = 8
    5 + 3 = 8
    4 + 4 = 8

Отдельную карточку на каждый пример. Зачем? Карточки составом числа дают нам много возможностей для заучивания комбинаций. Например:

  • Раскладываем карточки по порядку.
  • Просим ребёнка все их назвать.
  • Переворачиваем, кладём карточки лицевой стороной вниз.
  • Просим ребёнка их припомнить.
  • Открываем, проверяем, хвалим!

Сделать столько раз, сколько понадобится, чтобы ребёнок назвал их все. Заниматься можно буквально по нескольку минут, между делом.

Состав числа: закрепление

А теперь будем тренировать запоминание. Точнее, припоминание. Теперь наши задания направлены на то, чтобы ребёнок припоминал нужные примеры.

Задание 1. Я делаю так — даю листок с примерами, где есть и те примеры, которые мы сейчас учим, и другие. Инструкция для ребёнка: «Найди все примеры, которые мы сейчас учили, и запиши правильный ответ. На другие примеры сейчас не обращай внимания».

(Некоторые прилежные дети начинают всё равно решать все примеры. Поэтому я стараюсь подбирать такие «ненужные» примеры, которые они должны были уже освоить.)

Самое главное — наблюдать за ребёнком в процесс работы: он припоминает примеры (те, которые мы сейчас заучиваем) или заново считает? Если считает — ничего не получилось! Либо ребёнок их ещё не запомнил (тогда надо вернуться к пункту 3), либо не понимает, чего мы сейчас от него хотим. Нам нужно именно это: найти знакомые примеры!

Задание надо выполнить хотя бы 3- раза (не сразу, с интервалами, в один день не более двух раз через промежуток времени).

Задание 2. Снова даём ребёнку листок с примерами, где есть и те, которые мы «учили», и на состав других чисел. И просто просим решать примеры. Не подсказываем, что некоторые примеры он уже «помнит».

Наблюдаем. Делаем выводы: если вспоминает «наши» примеры и сразу пишет в них ответы — ура, получилось! Если нет — возвращаемся к пункту 3.

Состав числа: примеры на вычитание

Теперь нас ждёт непростой момент — мы должны научить ребёнка решать примеры на вычитание, используя знание состава числа.

Если мы помогаем первокласснику, необходимо использовать математические термины: «Когда мы складываем два слагаемых, у нас получается сумма. Это примеры на сложение. А что такое пример на вычитание? Это когда мы знаем сумму и знаем одно слагаемое, а второе слагаемое не знаем. Как его найти? Для этого из суммы мы вычитаем известное слагаемое.

Читайте также:  Как научить ребенка читать быстро и правильно в 1 классе: упражнения и развивающие занятия

Но если ты помнишь состав числа, то неизвестное слагаемое ты можешь просто припомнить. Мы с тобой выучили состав числа 8. Ты помнишь все комбинации? Перечисли!»

7 + 1 = 8
6 + 2 = 8
5 + 3 = 8
4 + 4 = 8

«Молодец! А теперь давай будем менять числа местами! Наши примеры будут на вычитание, поэтому сумму 8 мы всегда будем ставить на первое место. Вычитать можно только из самого большого числа! Вычитать будем одно из слагаемых, а второе будет получаться в ответе. Давай попробуем: называй любой пример на сложение с ответом 8!»

«Сейчас мы с тобой будем „прятать“ одно слагаемое, делать его неизвестным. Что у нас получится:

Правильно, 3! Второе слагаемое!

Давай попробуем ещё раз:

А сколько будет:

Правильно, 2 — второе слагаемое!».

На этом этапе я даю детям вот такие примеры:

6 + 2 =
2 + 6 =
8 — 2 =
8 — 6 =

5 + 3 =
3 + 5 =
8 — 3 =
8 — 5 =

Такая последовательность примеров помогает ребёнку осознать связь сложения и вычитания. И опять же — всё направлено на запоминание. Когда мы решаем примеры на вычитание, можно посчитать, а можно припомнить. Припоминать — быстрее!

Момент связи сложения и вычитания очень важен для решения уравнений. Если ребёнок не улавливает эту связь, ему будет трудно решать уравнения.

Быстрое обучение детей счету примеров в пределах 10 и 20

  • Учимся решать примеры до 10
  • Принцип знания состава
  • Запоминания таблиц наизусть
  • Использование вычислительных приемов
  • Как объяснить связь сложения и вычитания
  • Когда можно решать примеры в пределах 20
  • Как научить решать примеры в уме?
  • Интересные способы научить прибавлять и отнимать

Обучение будущего школьника счету в пределах 10 – это первый шаг к устному счету. Важно, чтобы ребенок запомнил процессы всех вычислений, как делают это старшие. Второй этап состоит из осваивания основных методов вычисления. Преимуществом здесь уже становится не произвольное получение из воспоминаний готовых ответов, а осознание и заучивание способов сложения и вычитания в цифрах. Как научить ребенка считать примеры в пределах 10, какие игровые приемы можно использовать для лучшего усвоения?

Учимся решать примеры до 10

Для того чтобы выучиться верно и мгновенно считать, нужно постоянно решать примеры. Для высчитывания и запоминания на начальных этапах следует сделать акцент на мышлении ребенка на основе наглядных образов. Здесь возникает проблема: дети часто не воспринимают математические понятия. Решением станут практические действия с жизненными примерами.

Учителя используют три основных метода для обучения счету:

  1. На принципе знания числового состава
  2. Запоминать наизусть таблицы действий, включая деление и умножение.
  3. Использовать спец.приемы для получения результата.

Рассмотрим все методики по порядку.

Примеры на вычитание с картинками

Принцип знания состава

Подготовка должна начинаться с изучения азов математики. Рассказывая ребенку, нужно объяснять, что каждое число это группа с заданным количеством элементов.

Состав числа для запоминания

Важно! Мало сосчитать до пяти. Убедитесь, что вы предлагаете показать пять пальцев, положить на стол пять конфет или изобразить на листке пять кругов.

Необходимо связать число и сказочных героев или другие знакомые для ученика предметы:

  1. Одна репка.
  2. Две стороны у монетки.
  3. Три медведя.
  4. Четыре стороны света.
  5. Пять пальцев на ручке малыша.

Ребенка важно приучать к картинке, соединенной со всеми элементами. Необходимо играть в математическое домино. Для этого нужно взять десять кубиков с размером ребра 1,5-2 см, стоящих в коробке. Подойдут и детали конструктора Лего. Если нет подходящих предметов, то можно распечатать другие пособия.

Исходя из знания состава, ребенок может решить, складывать ему или вычитать. Например, чтобы ответить, сколько будет «шесть плюс три», он должен знать, что 6 и 3 равняются 9. А «семь минус два» получится пять, потому что 7 это 2 и 5.

Пособие для изучения состава

Запоминания таблиц наизусть

Есть большое количество приемов приучить ребенка сразу запомнить таблицы. Почти половина примеров на сложение и вычитание бессознательно заучиваются детьми по окончании ознакомления с законом перемещения.

Можно брать стихи, подпевки. Самым популярным образцом служит строка песни «Дважды два четыре, это всем известно в целом мире». Отличную информацию находят, познакомившись с методикой Николая Зайцева, программой «Песнезнайка».

Для закрепления знания табличных данных, можно предложить детям работать с:

  • раскрасками;
  • компьютерными играми по математике;
  • мультимедийными презентациями.

Умение прибавлять в тестах со звездочкой поможет потом учить сложный материал.

Использование вычислительных приемов

Наивысший уровень результата устного счета – это способность нахождения самого быстрого и удобного метода для подсчета итога. Так, например, одним из легких способов обучить школьника считать на занятиях является техника присчитывания и «перепрыгивания». Дети быстро усваивают, что при добавлении 1 получается последующее значение, а при уменьшении на 1 получается предыдущее. После этого можно узнать о лучшем напарнике числа 2 – кузнечике, который умеет перескочить цифру и вызвать результат сложения или вычитания 2.

Как объяснить связь сложения и вычитания

Для лучшего восприятия следует научить малыша составу. Методика заключается в трех шагах:

  1. На привычных предметах усвоить, что одно из слагаемых может меняться в сторону уменьшения, другое возрасти при одинаковой сумме. Удачным пособием станут упаковки для яиц (по 10); боксы для печенья (по 6,8 или 12), календарные дни (по 7).
  2. Следует проследить, чтобы ребенок сделал записи в тетради по возможным комбинациям числительных.
  3. Вместе с учеником подготовить карточки с надписями: 6 + 3 = 9; 4 + 5 = 9; 2 + 7 = 9; 1 + 8 = 9. Лучше распределить каждый пример на отдельную карточку.
Читайте также:  Развивающие книжки из ткани для детей своими руками

Теперь нужно приложить усилия к запоминанию. Ребенок должен наизусть, не считая, запомнить все возможные комбинации слагаемых, дающих одну сумму. Не нужны длинные занятия. Успех придет быстрее, когда урок на запоминание будет быстрым, как перерыв между лепкой или рисованием.

Связь между сложением и вычитанием

Если ребенок все запомнил и не пытается «посчитать», можно приступать к следующему шагу. При замене знакомых карточек новыми, малыш должен писать сразу ответы. Приступаем к самому сложному – вычитать, используя знание составляющих. Вначале необходимо повторить карточки с действиями. Потом нужно спросить у ребенка, что будет с результатом, если убрать одно из слагаемых.

Данная цепочка поможет оценить связь сложения с вычитанием методом запоминания. Ученик должен понять, что вспомнить знакомое сочетание легче, чем считать в уме. В дальнейшем принцип поможет легче освоить решение линейных уравнений.

Когда можно решать примеры в пределах 20

При полном усвоении навыков счета до 10 рекомендуют приступить к действиям на втором десятке. Здесь необходимо только понимание, без подсказки и списывания у соседа. Как научить считать и разъяснять примеры ребенку в пределах 20? Следует придерживаться пошаговой методики:

  1. Выучить порядковый счет второго десятка, очередность каждого элемента числового ряда. Для облегчения запоминания используют одинаковые предметы – карточки, кубики. Нанести числа только на первые десять единиц. Разложить их рядами, первый десяток с подписями, под ним второй, «слепой».
  2. Запоминать по схеме 14 – к слову четыре добавляется «– надцать», и так с каждым новым термином. Ребенок должен усвоить смысл названия порядковых чисел от 11 до двадцати.
  3. Приступить к понятию первый десяток, потом добавлять элементы второго ряда и проговаривать действия. «Десять плюс четыре получится четырнадцать». Должны прозвучать так все данные в интервале второго десятка.
  4. Отработать действия со сложением без перехода. По типу 10 + 6 = 16; 16 – 6 = 10. Когда этот этап освоен, выполняют действия повышенной сложности.

Пазлы для счета до 20

Примеры с переходом через десяток требуют развивать навыки устного счета. Знание состава числа при равной сумме облегчают запоминание алгоритма расчета по действиям на сложение и вычитание в пределах 100.

Как научить решать примеры в уме?

Для облегчения устного счета эффективны упражнения для ежедневной тренировки. К шести годам детвора может самостоятельно сосчитать количество конфет, кубиков или мячиков. Им не нужно использовать свои пальчики. Родителям необходимо вовремя подсказать, направить малыша для формирования навыков решения примеров в уме. Ребенок должен освоить:

  • простейший счет;
  • сумму и разность;
  • различие между «большим» или «меньшим» значением.

Визуальное восприятие счета – решение в столбик поможет быстрее научиться считать устно. Педагоги начального обучения рекомендуют начинать с простого. Сосчитать количество фруктов, от ребенка нужно услышать итоговый ответ, без проговаривания последовательных цифр числового ряда.

Несколько уроков, и малыш поймет, что можно сразу называть сумму. Для усложнения спрашивают, а если добавить еще три груши, сколько всего будет фруктов. «Добавки» не должно быть перед глазами. Юному счетоводу придется представить в уме и дать правильный ответ.

Прибавляем в уме

Следует устно повторять примеры на состав, учитывая все возможные двузначные пары. Для облегчения задачи можно применить карточки, затем полностью отказаться от них, перейдя целиком на устный счет. Все задания легче выполнять в течение дня, чтобы освоить быстрее счет:

  • Во время прогулки повторить с ребенком список планируемых покупок. После расчета у кассы малыш должен перечислить все товары. Если список не полный, малыш должен правильно назвать продукты или предметы для дальнейшего шопинга.
  • Номерные знаки на машинах послужат разминкой для сложения или вычитания на улице. Различные сочетания цифр помогают быстрее научиться считать. Если впереди машина с трехзначным номером, можно сложить все составляющие. Затем отнимать из самого большого значения наименьшее.
  • В учебных материалах опубликованы задачки для дошкольников. Они сопровождаются рисунками, четверостишьями, чтобы добавить игровую изюминку к «сухой» математике.

Важно! Каждый ребенок имеет особенности развития, одному будет легче усвоить материал, другой может схватывать на лету. Нужно грамотно направлять и помогать изучать азы математики.

Дети тренируются в устном счете

Интересные способы научить прибавлять и отнимать

Ребенок должен запомнить многие числовые комбинации. Чтобы помочь лучше понять этот материал, рекомендуется предложить ему следующие задачи:

  • Рассортировать данное количество объектов в три тарелки, создав разные комбинации (варианты разные: повесить игрушки на две елки, расставить цветы в двух вазах, разместить гномов в двух домах);
  • дополнить число до желаемого;
  • заполнить ячейки, в которых записан состав с присвоенным номером;
  • дорисовать домино.

Поможет усвоить устный счет игра в интервал между значениями. Мама говорит, что загадала определенное число в промежутке от 5 до 18. Ребенок должен угадать, если он ошибается, взрослый определяет место в ряду, регулируя поиски словами «больше», «меньше», «добавь один», «отними два».

Ребенку будет сложно понять на уроках математику в первом классе, если он не усвоил технику счета. Терпение, игровые методы, непринужденность и регулярность упражнений это необходимые условия для успешного обучения. Даже одна десятая материала, усвоенного ребенком самостоятельно, поможет освоить школьную программу.

Ссылка на основную публикацию