Скорочтение: 5 приёмов для быстрого чтения и запоминания прочитанного
К концу 3–4 класса у детей формируется устойчивый навык чтения на первой скорости — по одному слову. В 5–6 классах ребёнок оттачивает его и, к сожалению, большинство остаются на этом уровне. Как помочь ребёнку читать быстрее, используя приёмы скорочтения, расскажем в статье.
Медленное чтение приводит к тому, что человек постоянно отвлекается, быстро устаёт, а главное — не успевает за растущим объёмом цифровой информации.
Между тем с седьмого класса, то есть примерно в 13–14 лет, мозг готов осваивать более быстрые скорости чтения. Существует несколько приёмов, которые помогут развить навык скорочтения.
Методы и способы скорочтения
Обучение скорочтению поможет ребёнку быстро усваивать информацию и лучше учиться, кроме того, он будет тратить гораздо меньше времени на выполнение домашних заданий. Существуют различные методы и способы обучения скорочтению, которые включают в себя упражнения, работу с таблицами и текстами. В этой статье мы рассмотрим основные приёмы быстрого чтения.
Разминка «2–3–5»
Любая тренировка начинается с разминки мышц, а когда мы берём в руки книгу, то сразу приступаем к чтению. Чтобы глаза меньше уставали от печатных текстов и работы за компьютером, Павел Палагин в своей книге «Скорочтение на практике» рекомендует сначала «размять глаза», расширив периферическое зрение.
Представьте, что фокус вашего взгляда похож на луч прожектора и вы можете то расширять его, то сужать. Возьмите в руки секундомер, книгу формата А5 (это стандартный книжный размер), расслабьтесь и начинайте водить своим «лучом» по нескольким строчкам сначала слева направо, а затем справа налево.
Первую минуту водите по двум строкам, следующую — по трём, третью минуту — по пяти строчкам. Старайтесь чётко разглядеть все слова друг над другом, но пока не стремитесь понять их смысл.
На последнем этапе упражнения по обучению скорочтению вы должны не «перемещать луч прожектора» по строкам, а уже читать максимально быстро с пониманием по одной строчке слева направо.
«Клиновидные таблицы»
Процесс чтения основан на образах. Например, при последовательном прочтении фразы «Маша ела кашу» в голове сначала появляется образ девочки. Затем мы представляем, что она ест, а после — что ест именно кашу. Другое дело, когда видишь одновременно три слова. В голове сразу возникает образ девочки, которая ест кашу. Это происходит мгновенно и значительно ускоряет процесс чтения.
Чтобы видеть и воспринимать по два-три слова одновременно, необходимо расширять поле зрения. Для этого можно использовать специальные таблицы для скорочтения, которые помогут развить навыки.
Распечатайте «клиновидную таблицу» и сконцентрируйтесь сначала на центральном столбце. Затем медленно спускайтесь взглядом вниз, при этом проговаривая вслух боковые числа. Цель данной таблицы цифр для скорочтения — дойти до конца и увидеть одновременно числа и справа, и слева от центрального столбца.
«Лабиринт»
Ещё одна важная составляющая процесса чтения — способность длительное время концентрировать внимание.
Этот поднавык тренируется с помощью знакомых с детства головоломок-лабиринтов, которые также помогут освоить быстрый способ чтения.
Попробуйте одним только взглядом найти выход из этой ловушки.
Возвратные движения глаз
При чтении мы часто возвращаемся к уже прочитанной части текста. Это отрицательно влияет на понимание и снижает скорость.
Чтобы не перечитывать одно и то же, проводите пальцем или карандашом под строкой в процессе чтения. Выглядит этот приём быстрочтения «по-детски», зато он очень эффективен.
Техника развития скорочтения «Сбор урожая»
Этот приём также описан в книге Павла Палагина.
Когда вы прочли интересный параграф с полезной информацией и принялись за следующий, это не означает, что знания перешли из книги к вам. Ваш мозг запоминает следующее: «Полезная информация в книге. Если надо будет вспомнить её, то придётся перечитать книгу».
Чтобы информация стала частью вас и перешла в долговременную память, нужно сделать паузу, представить суть прочитанного и проговорить про себя основные моменты.
Три шага техники быстрочтения «Сбор урожая»:
- Стоп. Как только вы дочитали законченный смысловой блок до конца, остановите процесс чтения, отведите глаза от текста и сделайте короткую паузу.
- Суть. Представьте основу прочитанного текста в виде образа, схемы, ситуации и тому подобного. У вас в голове должны возникнуть главные аспекты новой информации и тот смысл, который они несут.
- Проговаривание основы. Постарайтесь ёмко и коротко описать своими словами суть текста, которую вы представили себе. Чем короче, тем лучше.
При этом во время самого чтения важно избегать артикуляции (проговаривания текста). Для этого можно плотно сжимать губы и прикусывать язык. А ещё больше «урожая» можно собрать, вооружившись текстовыделителем и отмечая важные моменты в тексте (не больше 10 слов на одну мысль).
Тексты для скорочтения
Для развития быстрого чтения можно использовать специальные тексты для скорочтения. Эти тексты отличаются от обычных и прекрасно подходят для развития быстрого способа чтения. Например, текст может быть повёрнут от читающего на 90 градусов, написан вверх ногами, либо в нём могут отсутствовать некоторые буквы, которые необходимо отгадывать. Также при обучении скорочтению используют «зашумлённые» тексты — на такие тексты накладываются различные «решётки» или «паутинки». Тексты для скорочтения можно найти в книгах-тренажёрах по развитию скорочтения у детей.
Резюме
Регулярные занятия помогут вашему ребёнку освоить навык скорочтения и успешно использовать его в учёбе. В процессе обучения вы можете обращаться к методикам, о которых мы рассказали в статье, использовать методические пособия, включающие таблицы для скорочтения, упражнения и тексты для быстрого чтения. Хвалите ребёнка за успехи и мотивируйте его обучиться скорочтению, чтобы открыть для себя новые возможности.
Как научить ребенка быстро читать в 1 классе: полезные упражнения
Родителей волнует вопрос, как научить ребенка быстро читать в 1 классе, ведь для многих мам это показатель успешности. Давайте разбираться, что для нас, взрослых, «читать быстро» и нужна ли эта гонка за медалями самому ребенку. Как научить ребенка читать: 1 класс сложный период, чем мы можем помочь новоиспеченному школьнику.
womanvote.ru
Быстрое чтение: дань моде или необходимость?
Меняются учебники, программы, но проверка техники чтения — неизменна и по-прежнему строго контролируется в начальной школе. И это вовсе не прихоть. Реалии современной жизни заставляет идти в ногу со временем. Чтобы не утонуть и не захлебнуться в потоке информации, современным детям важно научиться быстро читать как можно раньше. Если ребенок читает медленно, он больше времени тратит на выполнение заданий, быстрее устает и в результате вообще теряет интерес к учебе.
НО! Хотелось бы предостеречь родителей от необдуманных и опрометчивых решений и поступков.
Во-первых, следует раз и навсегда уяснить для себя, что темп чтения зависит в первую очередь от индивидуальных особенностей ребенка. Что-то мы можем подкорректировать, а на что-то повлиять бессильны. Если ребенок по жизни медлительный, с размеренным темпом речи, то читать быстрее, чем он говорит, мы его не заставим.
В статье «Ребенок читает медленно: что делать?«, мы подробно останавливались на возможных причинах медленного чтения и усредненных нормах для каждого конкретного класса начальной школы. Основная причина медленного чтения — неправильный СПОСОБ чтения. Устранив кое-какие технические ошибки, увеличив объем памяти и концентрацию внимания, мы получим ощутимые результаты. Ребенок в 1 классе начнет читать быстрее, ПРИВЫКНЕТ делать это правильно и в дальнейшем будет совершенствовать скорость и осознанность чтения. Улучшить технику чтения никогда не поздно! Даже ученики старшей школы и взрослые могут ходить на курсы быстрого чтения или заниматься этим дома.
У каждого ребенка индивидуальные особенности развития.
Это не значит, что процесс обучения чтению нужно пустить на самотек и не заниматься чтением с ребенком до школы. Это значить – слышать и видеть СВОЕГО ребенка, не сравнивать его успехи в чтении с Машей, которая в пять лет читает по слогам или с Ваней, которому шесть, и он читает бегло. Ваш ребенок – это не Маша и не Ваня, ему нужно равняться на самого себя и стараться научиться читать не просто быстро, а осознанно и правильно. К этим понятиям мы еще вернемся.
Не стоит ждать, когда у ребенка возникнут проблемы с техникой чтения, нужно начинать ее улучшать, как только ребенок начал учиться читать.
Второй важный момент, который должны понимать родители первоклассника. Научиться читать ребенку не так просто, как кажется нам, взрослым. Это у нас этот процесс доведен до автоматизма, это мы четко видим и знаем разницу между буквой и звуком, понимаем, как «жи» «ши» на письме звучат в реальности и т.п.
Важна мотивация. Если ребенку неинтересно, читать он не захочет.
Поэтому любое обучение детей 6 лет должно основываться на интересе, вовлеченности самого ребенка, игре. Никакого принуждения, иначе охота ходить в школу пропадет в одночасье. К детям более младшего возраста тем более нужно проявлять лояльность в плане раннего обучения их чтению: им достаточно игр на узнавание букв, умение слышать и выделять отдельные звуки. Не торопитесь учить читать ребенка 3-4 лет: физически и психологически, он к этому еще не готов. Подробно вопросы готовности мы рассматривали в статье «Как научить ребенка читать? Определяем готовность детей».
На что обратить внимание: учимся читать быстро
prochado.ru
1. Развитие антиципации (предугадывания).
Почему взрослые читают быстро? Потому, что предугадывают следующего слово, словосочетание, окончание фразы, т.е. видят текст в целом. Ребенок пока не умеет этого делать, поэтому его темп чтения гораздо ниже. Он видит лишь следующий слог, слово. Мало того, что ему нужно видеть, нужно еще понимать смысл уже прочитанного и фразы в целом. В этом основная сложность, над этим стоит работать, чтобы научить ребенка 1 класса читать хорошо и быстро.
2. Развитие памяти, внимания, восприятия, мышления.
На самом деле, работа непосредственно с текстом — лишь малая доля того, что способствует повышению техники чтения детей. Гораздо больше времени нужно тратить на развитие интеллекта в целом. Смысл не в том, чтобы научить ребенка 1 класса читать быстро, скорочтение — не самоцель. Цель — ускорить мыслительные операции, развить познавательные навыки. Только тогда вы увидите результат и успехи в чтении, письме, счете.
3. Воспитание культуры чтения, привитие интереса к чтению.
Отсутствие интереса — результат неправильного обучения. Учиться читать «из-под полки» — не выход.
4. Физическая подготовка и развитие мелкой моторики.
Возможно вы удивитесь, но всевозможные кружки и спортивные секции самым непосредственным образом влияют на развитие навыков чтения.
Как научить ребенка читать: 1 класс, игры и упражнения
pedsovet.su
Всевозможные игры со словами и регулярные упражнения и тренировки помогут привить интерес к самому процессу чтения и увеличить показатели по технике чтения.
«Буква-шутница»
Приготовьте карточки с короткими стихотворениями, загадками, пословицами и т.п. Напишите текст крупным шрифтом, чтобы ребенку было удобно читать. Несколько букв видоизмените: переверните, выделите другим шрифтом, замените картинками и пр.
Предложите ребенку прочитать текст. Постепенно, можно усложнять задание: больше букв-шутниц вводить в с виду «нормальный» текст.
«Вычеркивание»
Для упражнения подойдет любой текст, написанный крупным шрифтом (в книгах нельзя!). Например, газета или журнал (уже прочитанные, с доступным ребенку текстом), можно напечатать специально на А4 формате. Задание: вычеркивать букву А или закрашивать О. Засекаем время — и ребенок выполняет. Смысл задания не «как можно больше вычеркнуть», а «не пропустить ни одной».
Если ребенок справляется, можно усложнить: И зачеркивай синим, Ю — зеленым, О — закрашивай фиолетовым, Ы — обводи кружочком и т.п. Хорошо время от времени давать «редкие» буквы: Ф, Ъ, Щ.
Записывать задание не нужно — тренируем память, ребенок должен держать задачу в голове.
«Тарабарский язык»
Ученый изучал тарабарский язык, а слова записывал на карточках. Но все карточки перепутались. Задача: помочь профессору посортировать карточки со словами. Все одинаковые слова — в одну стопку.
Смысл в том, что слова не несут смысловой нагрузки. Упражнение развивает орфографическую зоркость, помогает в игровой форме улучшить технику чтения.
Приготовьте карточки с псевдословами. Желательно несколько комплектов, где будет по 5-7 слов. Псевдослова должны различаться одной-двумя буквами, порядком букв и т.п., но незначительно, почти незаметно. Например, можно использовать такие «тарабарские слова»: «МУРБУРКА», «МУРБУРГА», «МУРЬБУРГА», «МУБРУРКА», «МУБРУКРА» и т.п.
Чтение «по вершкам и корешкам»
Потренируйтесь читать с линейкой или закладкой, прикрывая половину строчки (нижнюю половину букв), т.е. ребенок читает «по вершкам». Если в начале будет сложновато, разрешайте ненадолго сдвинуть и подсмотреть. То же самое «по корешкам» — закрываем до половины верхнюю часть строки. Это уже сложнее, но со временем ребенок начнет справляться без ошибок и достаточно быстро.
«Вреднючка»
Вреднючка читает слова не слева направо, а справа налево. Очень полезное упражнение на начальном этапе обучения чтению. Ребенок тренируется без напряжения, т.к. не пытается уловить и запомнить смысл (значение) слова.
Читать наоборот труднее, но детям весело, они с удовольствием тренируются и играют со словами-перевертышами.
Одновременное чтение
Суть упражнения в том, что у взрослого и ребенка перед глазами одинаковый текст. Взрослый читает выразительно вслух, а ребенок следит (можно пальцем или указкой). В какой-то момент можно попросить показать то место, где изменилась интонация, темп чтения, найти определенное слово или предложение и дальше прочитать самому.
Эти задания направлены на повышение уровня оперативной памяти.
Зрительный диктант
Ребенку дается 1 предложение. Он смотрит на него, запоминает, а затем пишет по памяти. Такие задания нужно давать регулярно, это улучшает оперативную память. Уже через месяц вы заметите ощутимые результаты.
Скороговорки
Для улучшения работы артикуляционного аппарата подходят скороговорки. Разучивайте, повторяйте, соревнуйтесь, кто быстрее и пр.
«Бросок — засечка»
На слове «бросок» ребенок начинает читать. Услышав «засечка», он откидывается на спинку стула и закрывает глаза — отдыхает. Через 5 секунд снова «бросок!» — ребенок должен быстро найти то место, где он закончил и продолжить читать. Причем, следить пальцем или указкой нельзя, только глазами.
«Знакомый-незнакомый»
Очень полезно чередовать чтение знакомого отрывка текста с незнакомым. Темп будет отличаться. Первое время, перейдя на незнакомый отрывок, темп чтения будет сохраняться достаточно быстрым. Тренируясь так регулярно, можно значительно улучшить показатели чтения детей в 1 классе.
Если возникают какие-то сложности, не бойтесь обращаться за помощью к специалистам. Иногда, проблемы с чтением у ребенка ё1 класса связаны с дислексией. Что это такое и стоит ли этого бояться, читайте в нашей статье нашего автора, логопеда по образованию, Ольги Плешко «Нарушение чтения: дислексия. Как помочь ребенку?».
Уважаемые родители! Расскажите, с какими сложностями столкнулись вы при обучении детей чтению в 1 классе, как вы улучшали технику чтения. Реально ли научить ребенка быстро читать в 1 классе?
Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:
- Тренинг по освобождению от страха собак. 3+
- Занятия с собаками-терапевтами «Почитай собаке». 5+
- Занятие для малышей «Собаки-обнимаки». 0+ (до 3 лет)
- Обучающее занятие «Детям о профессиях людских и собачьих». 4+
- Обучающие занятия с собаками-терапевтами в рамках творческого лагеря. 8+
- Занятия с собаками-терапевтами и детьми с нарушениями в развитии. 5+
- Развивающий курс «Собака — друг человека». (4 занятия). 4+
Как научить ребенка быстро читать: 5 эффективных упражнений
Современный человек должен усваивать информацию очень быстро: уже в школе дети сталкиваются с колоссальной нагрузкой в виде большого количества уроков, внешкольных занятий, домашней работы.
Сейчас всё больше набирают популярность курсы ментальной арифметики, мнемотехники и скорочтения. Однако многие навыки можно легко развить в домашних условиях. В данной статье мы поговорим о том, как научить читать быстро ребенка в 1 классе и не только.
Почему мы решили остановиться именно на обучении чтению? Во-первых, читать быстро и при этом внимательно – залог успеха в учебе и работе. Этому вопросу, кстати, посвящена наша статья. Во-вторых, дети часто не читают, так как этот процесс кажется им скучным и долгим. На самом деле, причина в низкой скорости, трудности понимания текста и запоминания деталей.
Обучение скорочтению позволяет решить все эти проблемы. А если вы еще и сможете подобрать интересные книги, то дети без сомнения проникнутся любовью к чудесному миру литературы.
Ниже описаны 5 простых, но эффективных упражнений, которые помогут повысить скорость чтения. Важно, что скорочтение – это способность не только пробегать текст глазами быстро, но и понимать всё прочитанное. Поэтому не усложняйте упражнения (в описании каждого из них вы найдёте соответствующие опции), пока не научитесь после быстрого прочтения пересказывать текст близко к исходному (мы рекомендуем начать с половины страницы).
Упражнение 1. «20 минут скорочтения»
На что направлено: снятие психологического барьера перед началом развития скорочтения.
В чём суть: Засекаем 3 минуты и читаем с комфортной скоростью. Обязательно сделайте в тексте пометку, где вы остановились. Далее читаем ещё 3 минуты, но уже в два раза быстрее, вновь делаем пометку. Затем ещё 3 минуты читаем в четыре раза быстрее: скользим глазами по строчкам, пытаясь выхватить слова (вероятно, на этом этапе пропадет понимание, но оно пока не нужно).
Далее тот же текст читаем ещё раз, но уже засекаем по 2: старайтесь каждый фрагмент «дочитывать» до нанесённых отметок. На 3 круге отводим себе уже по 1 минуте. Если сразу после упражнения измерить скорость чтения на любом тексте (читать с максимальной скоростью в течение одной минуты, а потом посчитать количество слов), то результат окажется очень радостным и вдохновляющим. Эффект кратковременный, поэтому сразу после этого упражнения следует переходить к следующим.
Упражнение 2. «Шторка»
На что направлено: развитие периферического зрения, устранение эффекта возврата взгляда к уже прочитанному ранее.
В чём суть: Берем плотный лист бумаги и кладем на страницу книги над текстом. Эффект будет сильнее, если «шторка» окажется уже текста (так, чтобы и справа и слева от неё были видны 1-2 слова). Вы начинаете читать текст, передвигая «шторку» сверху вниз так, чтобы прочитанный текст исчезал под ней.
Глаза будут привыкать видеть только область под «шторкой», а слова по краям вашего листа бумаги помогут расширить угол зрения. После прочтения первых тренировочных страниц начните передвигать «шторку» быстрее комфортной скорости чтения. Так вы постепенно начнете увеличивать и собственный темп.
Упражнение 3. «Прыжки»
На что направлено: развитие периферического зрения, обучение охвату взглядом фрагментов текста.
В чём суть: На страничках текста чертим две (для начала можно три) вертикальные линии. При чтении нужно глазами перескакивать по строчке с одной линии на другую. Эффект возрастёт, если совершать «прыжки» под звук метронома. Не забывайте после прочтения пересказывать текст.
Упражнение 4. Чтение по диагонали
На что направлено: развитие периферического зрения, обучение охвату взглядом фрагментов текста.
В чём суть: Участвуют два пальца – указательный и средний. Ведём средним пальцем по первой строчке горизонтально, а дойдя до конца строки, меняем средний палец на указательный, ведём справа налево по диагонали на 3 строчки вниз. Попадая на четвертую строку, вновь ведём горизонтально средним пальцем и так далее. Со временем можно увеличивать длину диагонали: спускаться вниз на 4, 5 и более строк.
Упражнение 5. Таблицы Шульте
На что направлено: развитие периферического зрения.
В чём суть: Таких таблиц очень много в интернет-пространстве. В квадрат (5 на 5 клеток) вписаны числа от 1 до 25. Задача в том, чтобы за минимальное количество времени найти все числа и построить из них последовательность, при этом взгляд должен быть зафиксирован на центральной клетке. Интересная и очень полезная замена мобильным играм!
Еще больше полезных упражнений вы сможете найти в нашей статье здесь. Помните о том, что для полноценного освоения скорочтения необходимо заниматься регулярно и осознанно. Именно этому детей учат наши опытные преподаватели на курсах по скорочтению и развитию памяти в Юниум. Развивайтесь сами и развивайте ваших детей, а мы вам в этом с радостью поможем!
Автор статьи: Валерия Оксиненко — преподаватель Юниум по русскому языку.
Упражнения для увеличения скорости чтения — для детей и взрослых
Скорочтение возможно и без выполнения ряда специальных упражнений, если вы уже владеете навыками высокой концентрации внимания, качественного восприятия и усвоения прочитанного и обладаете превосходной памятью.
На LogicLike.com дети развивают логику и пространственное мышление, внимание и память. Взрослые поддерживают мозг в тонусе и совершенствуют интеллект.
Упражнения для освоения техники скорочтения будут максимально полезны тому, кто недоволен своей скоростью понимания и запоминания информации при прочтении текстов различного типа и уровня сложности.
С какого возраста можно упражняться в скорочтении?
Для взрослого человека крайне важно не просто уметь продемонстрировать способность как можно быстрее прочитать кусок текста «на секундомер», а реально необходима возможность экономить время благодаря скоростному чтению. Поэтому при прочтении текста на ту или иную тему взрослый просто обязан уметь «пропускать мимо» ненужные, неинформативные части текста, при этом вылавливая взглядом ключевые слова, отражающие главную мысль автора.
Наиболее распространенная рекомендация в отношении детей: не стоит обучать ребенка скорочтению до 14 лет. Мы согласны, что поверхностное чтение «по диагонали» — не самый лучший вариант для школьников, которым прежде всего нужно качественно усвоить учебную программу и научиться наслаждаться произведениями художественной литературы.
Безусловно, каждый ребенок и его способности уникальны, поэтому разумно будет ориентироваться на ключевые моменты готовности детей к освоению техники скорочтения. Так, если ваш ребенок уже умеет читать вслух, легко прочитывает страницу за пару минут и понимает смысл прочитанного (может пересказать суть своими словами), можно ставить задачу повышения скорости чтения с помощью набора упражнений для скорочтения.
5 ключевых навыков для высокой скорости чтения
Обучаясь скорочтению, важно постоянно тренировать следующие умения:
- концентрация внимания;
- подавление артикуляции (привычки проговаривать текст);
- улучшенный зрительный навык — широкое поле периферического зрения;
- умение быстро выделять в тексте ценную, полезную информацию и не растрачивать внимание на «воду»;
- хорошая память — усвоение ценной информации из прочитанного материала;
- повышение скорости мышления.
- Гибкий ум и уверенность Занятия на LogicLike развивают логическое и нестандартное мышление. Формируем уверенность: «Смогу решить любую задачу»!
- Фундамент успеха Учим работать с информацией, тренируем память и внимание. Развиваем познавательный интерес и интеллектуальные способности.
- Глоток «свежего воздуха» Родители могут потратить 20-30 минут на себя, пока ребёнок развивается. Кстати, заниматься на ЛогикЛайк интересно и взрослым.
Какие упражнения для повышения скорости чтения будут полезны в любом возрасте?
Наибольшую пользу несут те упражнения, которые устраняют причину низкой скорости восприятия и обработки визуальной информации.
Основным ошибками, создающими барьер в скорости чтения и у детей, и у взрослых, считают непроизвольные возвратные движения глаз (регрессию) и ненужную артикуляцию, которой обучились мы как раз в детстве.
Главные недостатки, препятствующие эффективному и быстрому восприятию информации:
- проблемы с концентрацией внимания;
- небольшой угол (поле) зрительного охвата текстовой информации.
Так, упражнения для скорочтения в 1 классе должны быть направлены в первую очередь на развитие способности концентрировать внимание и на расширение поля охвата информации. «Малое поле зрения» является, пожалуй, важнейшей причиной, по которой детей учат читать сначала по буквам, по слогам, затем по целым словам, фразами и предложениями с выражением, подтверждающим понимание читающим смысла написанного.
Умением воспринимать длинные фразы и целые предложение «одним взглядом» может похвастаться и далеко не каждый взрослый. На этом развитие зрительных навыков чтения у большинства людей и останавливается.
Расширяем поле зрения
Детям любого возраста рекомендуем развитие ряда перечисленных навыков с помощью увлекательной онлайн игры-упражнения на основе таблиц Шульте.
«Развитие периферического зрения по таблицам Шульте»
Регулярные тренировки с помощью таблиц Шульте позволят Вашему ребенку не только интересно провести время, но и поспособствуют повышению концентрации внимания, расширению периферического зрения и развитию памяти.
«Расфокусированный взгляд». Основная задача тренировки — использование рассредоточенного взгляда для восприятия большей площади страницы или экрана. Упражнение можно выполнять в различных вариантах, например, для поиска с помощью рассеянного зрения одинаковых элементов или для запоминания большего количества элементов, которые удалось охватить не перемещая взгляд с центрального объекта внимания.
Улучшаем концентрацию внимания
«Активизация обоих полушарий». Возьмите текст знакомой для вас тематики и читайте по абзацу попеременно то правым, то левым глазом. Благодаря такому нехитрому приему вы по очереди активизируете оба полушария мозга.
«Выделение главного». Многие выдающие личности пользовались этим приемом. Просто взять маркер или карандаш и выделить 2-3 самые важные мысли со страницы. Еще лучше это упражнение усовершенствовать и не просто выделить главное, а знаками проставить свои критические замечания: очень важная информация — «!» или «NB», согласны — ставим «+», не согласны — «-» и т.п.
«Называем цвет». Называйте вслух при чтении следующего цветного текста цвета слов. Именно цвета, а не то, что написано.
Красный . Зеленый. Синий. Желтый. Фиолетовый. Оранжевый. Коричневый. Синий .
Красный . Синий. Зеленый. Фиолетовый. Желтый. Коричневый. Синий. Зеленый. Синий.
Не спешите сделать это с невероятной скоростью. Хорошо, если после тренировки вам в принципе удалось выполнить упражнение без ошибок.
«Найди слово». Варианты выполнения упражнения:
- Искать на странице все слова, начинающиеся на определенную букву.
- Искать на странице все случаи упоминания определенного слова или фразы.
Отгадывание загадок – простой и очень эффективный способ тренировки навыков концентрации внимания в любом возрасте. Для этой цели хорошо подходят загадки обманки или вопросы на логику с подвохом.
Избавляемся от регрессии
«Режем пол строки». Читая текст, закрывайте листом бумаги половину строчки (верхнюю часть). Таким образом, вы заставите мозг догадываться о написанном и в то же время в такой ситуации закономерно захочется увидеть следущую строку еще до того, как Вы «срежете» ее часть. Это упражнение приучит вас при чтении забегать вперед и одновременно не возвращаться к прочитанному.
«Указка». Чтобы отучиться от привычки возвращать взгляд назад к уже прочитанному, пусть ваш взгляд постоянно следует за ручкой, карандашом или пальцем, который будет все время вести вас вперед.
«Чтение на скорость». Вспомним тест на скорость чтения в начальной школе. Берем таймер и замеряем свой нынешний результат по прочтению одной страницы, главы или статьи.
Подавляем артикуляцию
«Альтернативный текст». Параллельно с чтением проговариваем что-либо, не имеющее отношения к предмету внимания. Например, напеваем мотив песни («ля-ля-ля, тру-лал-ла») или произносим в уме другой текст, например, пословицы, скороговорки, или ведем счет по порядку независимо от количества прочитанных слов или строк. Главное при этом не терять концентрацию.
«С закрытым ртом!» Если во время чтения у вас еще и шевелятся губы или двигается язык, нужно их чем-то занять. Эта ошибка нередко присутствует у детей после постоянного чтения вслух в младших классах. Попробуйте параллельно грызть карандаш или сухари или жевать жевательную резинку.
«Барабанная дробь». Выстукиваем пальцами по столу какой-нибудь ритм, чем сложнее он будет, тем лучше. Если заняты пальцы рук, автоматически будет хотя бы частично блокироваться речевой центр мозга.
«Чтение под отвлекающую музыку». Отличный способ для подавления желания проговаривать читаемый текст — прослушивание музыки, не имеющей постоянного ритма. Лучше всего для этой цели подойдет джаз.
Развиваем память
«Нестандартное чтение». Чтение текста, повернутого от вас на 90 градусов, на 180, 45 и т.д. Пример выполнения упражнения: переворачиваем страницу вверх ногами и ставим задачу прочтения текста задом наперед (т.е. справа налево). Такая тренировка особенно полезна для детей с целью сформировать в памяти эталоны целостных букв независимо от того, как они расположены.
«Восстанови пропущенные буквы». Отличное упражнение на развитие словесно-логической памяти. Во время прочтения текста с пропущенными буквами остановки для «отгадывания» очередного слова вынуждают держать в памяти слова и смысл прочитанного ранее. Хорошая тренировка не только для памяти, но и для устранения таких помех быстрого чтения, как возвратные движения глаз и артикуляция.
Развитие скорости мышления
Одна из основных причин, по которой возможно существенно развить скорость чтение у любого человека — избыточность информации на всех уровнях текстов (особенно, размещаемых в интернете), начиная от предназначенных для привлечения внимания заголовков и вводных конструкций, до отдельных слов со слабой или вовсе отсутствующей смысловой нагрузкой.
Регулярное решение логических задач развивает умение отделять главное от второстепенного, вырабатывает навык «включения слепоты» в отношении избыточной информации и «мгновенного» восприятия важных мыслей. Достигается это, в первую очередь, благодаря регулярным упражнениям в скорости восприятии условий задачи и понимания сути задаваемого вопроса. Осознанный анализ структуры задач развивает навык дробления заданий на условия и группы условий, выделение одного или нескольких вопросов, осознание оптимального порядка решения подзадач, поиск вариантов решения.
Как научить ребенка читать быстро и правильно в 1 классе: упражнения и развивающие занятия
Умение читать — одно из главных требований к первокласснику сегодня. В начальной школе детей поджидает срез по технике чтения: с её помощью учитель проверяет, как быстро школьник вникает в текст и может ли воспринимать его без ошибок. Вместе с преподавателем Полиной Булатовой выбрали способы, которые помогут улучшить скорость чтения в начальной школе всего за 10-15 минут в день.
Источник
Скороговорки
Польза скороговорок очевидна: ребёнок буквально учится «скоро говорить». А увеличивая скорость речи, начинает быстрее читать и даже думать.
Примеры скороговорок
Вот несколько скороговорок, которые можно выучить с детьми.
- У Сени и Сани в сенях сом с усами. У осы не усы, не усища, а усики.
- Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
- Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
- Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
- Карл у Клары украл коралл, Клара у Карла украла кларнет. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
- Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
- Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Ещё больше примеров можно найти на специальных сайтах или в приложении «Скороговорун», где есть скороговорки, стихи, упражнения, слоговые таблицы и даже дыхательная гимнастика.
Дыхание
Иногда причина медленного чтения — неправильное дыхание. Например, ребенок произносит фразу на вдохе.
Источник
Попробуйте делать вот такие дыхательные упражнения.
- Пусть ребенок сделает глубокий вдох и на выдохе произносит как можно больше слов.
- Если первое упражнение дается легко, подключайте списки слов. Методика та же: ребёнок делает вдох, а на выдохе читает текст или список слов.
Таблицы Шульте
Скорость чтения во многом зависит от того, как быстро двигается взгляд от строчки к строчке. У некоторых детей не получается читать текст последовательно: они «перепрыгивают» через строчку, пропускают слова, постоянно возвращаются в начало предложения. Исправить эту проблему помогут таблицы Шульте.
Обычно это квадратная таблица 5×5, в ячейках которой размещены числа от 1 до 25. Иногда столбцов и строк бывает больше. Суть проста: нужно быстро и последовательно находить числа в таблице.
«В интернете есть много сайтов с таблицами Шульте, — рассказывает педагог по скорочтению Полина Булатова. — Но удобнее скачать приложение на мобильный телефон (AppStore, GooglePlay) и тренировать навык, как появится время: в очереди к врачу, в паспортном столе или магазине».
Целые слова
Как быть, если школьник все ещё читает по слогам? Нужно помочь ему перейти к чтению целых слов. Выход простой, но очень эффективный: расставьте в словах ударения.
Попробуйте сами: с ударением вы не сможете произнести «ко-то-фей», а скажете «котофе՛й».
Приклейте дома стикеры или карточки со словами, где стоят ударения. На стол, холодильник, зеркало, чайник, книжку с любимым героем. Там, где ребенок точно увидит надпись. Начинайте с простых слов из двух слогов, а затем переходите к сложным — из четырех-пяти.
Лесенки из слов
Ещё один простой способ улучшить скорость чтения — лесенки слов. Лесенка — это когда постепенно увеличивается длина фразы. Например:
- коты
- коты смотрят
- коты смотрят в окно
- коты смотрят в окно на облака
Лесенки также помогают тренировать дыхание. Самая ощутимая сложность — придумывать лесенки нужно самим. Зато можно включить фантазию и сочинить веселые и даже сказочные тексты, которые понравятся именно вашему школьнику.
Источник
Занимайтесь с ребёнком каждый день и скоро вы увидите первые результаты. Только не забывайте, что чтение должно приносит радость. Превратите занятия в игру и не забывайте хвалить вашего школьника. Советы для детей постарше есть в книге «Скорочтение».
Как научить ребенка быстро и правильно читать: упражнения и игры для улучшения техники чтения
Родители ругают ребенка за медленное чтение или ищут чудодейственную методику, как научить ребенка быстро читать, не задумываясь, что у каждого ребенка индивидуальные особенности развития. Кто-то просто готов «махнуть рукой» на школьную неуспешность: такой, дескать, уродился. И то, и другое — крайности. Предлагаем несколько игр и упражнений, помогающих развить скорость чтения.
Обучение чтению — процесс длительный. Кроме всего прочего, он требует от ребенка «совершить открытие» — понять, как из ряда графических изображений — букв — получается звучащее слово. Это далеко не просто, и каждый ребенок совершает подобное открытие в тот момент, кода его интеллект и жизненный опыт позволяют ему это. Не надо торопить события и сетовать, что сын соседки уже в 5 лет бегло читал, а ваш и в 7 читает медленно. С течением времени это выровняется.
Но на самотек этот процесс бросать нельзя: если ребенок уже читает, надо развивать технику чтения. Ведь хорошо читающий школьник лучше успевает по всем предметам.
Как же научить ребенка читать быстро и правильно в 1 классе и в более старшем возрасте?
Для начала надо осознать, что в процессе чтения задействованы разные механизмы. Это и внимание, и усидчивость, и наблюдательность с одной стороны, и различные функции мозга — с другой. Важна также и мотивация. Если ребенку неинтересно, он читать не захочет.
Ребенок должен запомнить начертание букв, научиться соотносить их со звуками, причем не с конкретно звучащим звуком, а с его моделью, которая существует в сознании человека. Мы, взрослые, делаем это не задумываясь, в силу привычки, ребенку это трудно, мыслительные процессы, которые при этом задействованы, сложны и многообразны.
Три проблемы низкой скорости чтения
Проблема 1. Собственно чтение
Допустим, ребенку хочется читать, но выходит пока плоховато. Упражнения для быстрого чтения смотрите ниже.
Когда человек читает, он:
- различает буквы;
- складывает их в слова;
- понимает смысл.
Вот в этих направлениях и надо работать.
Проблема 2. Различение букв
Упражнение «Буква-шутница»
Заготовьте карточки, на которых написаны стишки или пословицы, загадки. Все буквы «нормальные», а с тремя-четырьмя что-то не так: они стоят «на голове» или лежат «на боку», написаны другим шрифтом или цветом, стилизованные (солнышко вместо О, строительный кран вместо Г и т.п.). Пусть малыш читает. С течением времени все больше букв можно писать необычно.
Упражнение «Муха»
Представь себе, как бы говорила муха, если бы умела говорить по-человечески: «Ну и жжжжжжизнь! Жжжжжеле не досталось!». А змея? «Ссссчасссссстливо оссставатьссссся». А собака? «Добрррррое утрррро» и т.д. Попробуйте поговорить за этих животных.
Упражнение «Кто больше»
Надо придумывать слова на заданную букву.
Упражнение «Цепочка»
Игра по принципу «Городов», но слова любые — лишь бы первая буква последующего слова совпадала с последней буквой предыдущего: МамА – АпельсиН — НоС — Силач —…)
Упражнение «Вычеркивание»
Хороший эффект дает «вычеркивание». Для упражнения надо заготовить листы с любыми доступными ребенку текстами, напечатанные крупным шрифтом. Ребенок получает задание (скажем, вычеркивать букву А) и в течение трех минут выполняет его. Смысл задания не «как можно больше вычеркнуть», а «не пропустить ни одной».
Позже можно усложнить задание. Допустим, «А вычеркивай красным, а Б — зеленым». Или: «А вычеркивай, а Б обводи кружком»
- Можно взять детский журнал, если он уже прочитан, но не книгу — на книге нельзя рисовать.
- Записывать задание не следует — ребенок должен держать его в голове.
- Буквы необходимо менять. Хорошо время от времени давать «редкие» буквы: Ф, Ъ, Щ и т.п.
- Выполнять вычеркивания необходимо каждый день по 3 минуты, лучше купить для этой цели песочные часы.
Понимание смысла прочитанного
Нередко учитель сетует: ребенок читает с хорошей скоростью, но не может ответить на элементарные вопросы по тексту. Это происходит потому, что школьник читает бездумно, «на автомате». Этого, конечно же, следует избегать. А помочь научить читать осмысленно могут игры и занимательные упражнения. Некоторые из них смотрите ниже.
Смотрите также:
В основном это игры с карточками. Все игры из этой группы годятся для занятий в одиночку или в паре со взрослым. Исключение — «Печатная машинка», обычно в этой игре задействован весь класс, иной раз и учитель.
Упражнение «Тарабарский язык»
«Ученый изучал тарабарский язык, а слова записывал на карточках. Но вот незадача! — все карточки перепутались. Помоги профессору разложить карточки со словами на кучки: все одинаковые слова клади в одну стопку».
Для игры надо заготовить несколько групп карточек с псевдословами: каждого по 5-7 штук. Псевдослова должны различаться незначительно: одной-двумя буквами, порядком букв и т.п. Например, можно использовать такие «тарабарские слова»: «ШУРБУРКА», «ШУРБУРГА», «ШУРЬБУРГА», «ШУБРУРКА», «ШУБРУКРА» и т.п.
Игра развивает орфографическую зоркость, кроме того, это один из несложных и веселых способов улучшить технику чтения.
Упражнение «Письмо в бутылке»
Старая и известная игра, которая, тем не менее, очень нравится ученикам начальной школы и дает прекрасный эффект: повышается орфографическая зоркость, расширяется словарный запас, развиваются внимание, сообразительность, творческие способности, умение понимать других людей.
Кроме того, учитель может решать и специфические обучающие задачи: например, отрабатывать правописание сомнительных согласных или Ъ и Ь. Тогда надо пропускать соответствующие буквы, а детям дать задание не прочитать, а дописать слова.
«Из моря выловили бутылку, а в ней — нет, не лимонад! — настоящее письмо, которое кто-то прислал нам. Может быть, это дети с далекого острова? А может, моряки, терпящие бедствие? Надо узнать, что в письме, но — вот беда! — многие слова повреждены водой. Все же мы с вами попробуем разобрать, что здесь написано: вдруг кому-то срочно требуется помощь!».
«Письмо» может быть любого разумного содержания. «Стирать» буквы надо в зависимости от того, насколько дети уже научились читать и играть в эту игру. Наиболее простой вариант — одна «исчезнувшая» буква на два слова, в середине или в конце. Намного труднее читать, если пропущена первая буква или 2-4 буквы подряд. В соседних словах пропускать буквы нельзя.
Упражнение «Что на картинке?»
Можно играть в группе или в паре «учитель (родитель) — ученик». Дети рассматривают сюжетную картинку и обсуждают нарисованное. Затем составляется ее описание в письменной форме, но необычным способом: Первый человек пишет одно слово, второй — два, следующий (третий или первый, если игра в паре) — три и т.д. Свою часть текста можно разбивать знаками препинания или ставить их в конце.
Упражнение «Печатная машинка»
Играет большая группа детей. Каждый получает карточку с буквой, буквы не повторяются. Очень хорошо читающему ученику можно дать две буквы, чтобы он не скучал. Учитель называет слово, а ребята его «печатают», то есть хлопают по очереди те дети, которым достались нужные буквы. К примеру, Ане досталась буква А, Олегу — О, Саше — С, Вере — В, а Даше — Д. Учитель говорит слово «сова». Сначала хлопает Саша (у него С), затем Олег, потом Вера, а потом Аня. Даше в этот раз «печатать» не пришлось, но надо будет это делать, когда учитель скажет, например, «сад». Дети должны хлопать сами, без напоминаний со стороны учителя. Обычно несколько активных детей начинают стихийно следить за процессом и напоминают: «Вер, хлопай!». Если они делают замечания корректно, то можно им не запрещать.
Упражнение «Правда и ложь» («Верю — не верю»)
Опять потребуются карточки. На одних надо написать правдивые фразы, на других — неправильные. Примеры:
- «Многие люди любят ландыши: они красивы и изумительно пахнут» — правда;
- «Как обычно, на Новый год мы нарядили березку» — ложь.
Проблема 3. Мотивация
У ребенка в первом классе не столь уж велика возможность полюбить чтение. Самые интересные книжки для него недоступны из-за их объема, который им пока «не по зубам». Что же делать?
Во-первых, читать вслух. Договориться, что вы читаете страницу, а потом ребенок — одно предложение, и т.д.
Во-вторых, постараться найти интересную для школьника книгу с короткими текстами. Это могут быть:
- книга стихов;
- сборник анекдотов;
- детская (по-настоящему детская!) энциклопедия;
- комиксы.
Наконец, использовать внешнюю мотивацию: игру и т.п.
- Не давайте ребенку толстую книгу с мелким шрифтом и без картинок. Текст должен быть сгруппирован маленькими «порциями», напечатан разными цветами и шрифтами, оформлен красочными иллюстрациями. Ребенок теряется и пугается при виде целой страницы текста.
- Никогда не делайте чтение наказанием и не предлагайте за него награду: сладости, дополнительное время игры на компьютере… Иначе чтение начнет казаться скучным и противным делом.
- По возможности, сначала читайте произведение, а потом смотрите фильм или мультфильм. Говорите: «Смотри-ка, а вот той шутки — помнишь, как ты смеялся! — в фильме нет. Конечно, режиссер не может все внести в фильм, книга всегда интереснее».
- Читайте! Пусть ребенок видит: вам самим нравится читать. Рассказывайте о прочитанном.
Обратите внимание, что стойкие проблемы при чтении, наличие постоянных однотипных ошибок может говорить о том, что у ребенка дислексия — нейрологическое нарушение, которое приводит к неспособности правильно читать, обычно распространяется лишь на некоторые буквы. С таким нарушением работает логопед. Чаще всего ребенок с дислексией также ошибочно или нечетко произносит некоторые слова — но далеко не всегда. В случае такого нарушения вопрос, как научить ребенка читать быстро и правильно, должен решать специалист. Дислексия не приговор, но чтение от такого ребенка всегда будет требовать бОльших усилий.
Если же логопед не обнаружил никаких нарушений, можно работать самим — и лучше сразу по трем направлениям.
Повышение техники чтения — это задача не одного дня (часто даже не одного года). Чтобы она увенчалась успехом, надо планомерно и регулярно работать каждый день понемногу, уделяя этому особое внимание. В то же время необходимо добиться того, чтобы ребенку нравилась эта работа. Поэтому ни в коем случае нельзя его ругать, сравнивать с хорошо читающими детьми, показывать свой пессимизм и отчаяние. Тогда спустя время занятия обязательно дадут результат.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Как научить ребенка скорочтению в 1-2 классе: слоговая таблица и другие упражнения по технике быстрого чтения
Нередко у младших школьников учеба идет ни шатко ни валко, поскольку они очень медленно читают. Низкая скорость получения информации влияет на скорость выполнения всей работы в целом. В итоге ребенок подолгу сидит над учебником, а успеваемость находится на отметке «удовлетворительно».
Как научить ребенка быстро читать и в то же время осознавать прочитанное (подробнее в статье: как научить ребенка писать быстро и правильно?)? Можно ли добиться того, что чтение станет познавательным процессом, дающим массу новой информации и не станет «тупым» считыванием букв и слогов? Мы расскажем, как обучить школьника скорочтению и не потерять при этом истинный смысл занятия. Читаем быстро, но качественно и вдумчиво.
Крайне важно научить ребенка не просто читать, но еще и осознавать прочитанное
С чего начинать обучение скорочтению?
Говоря о классическом приеме скорочтения, подчеркнем, что основа в нем – это полный отказ от внутреннего проговаривания. Такая методика не годится для младших школьников. Начинать ее следует не раньше 10-12 лет. До этого возраста дети лучше усваивают информацию, которая считывается на той же скорости, что при говорении.
Родители и педагоги все же могут почерпнуть для себя ряд полезных принципов и приемов, которые входят в эту методику. Детский мозг в возрасте 5-7 лет имеет все возможности для полноценного раскрытия и совершенствования – об этом говорят многие педагоги маститых школ: Зайцева, Монтессори и Глена Домана. Все эти школы начинают обучать детей чтению именно в этом возрасте (около 6 лет), лишь одна известная всему миру Вальдорфская школа начинает процесс немного позже.
Готовим к чтению дошколят
Сегодня на прилавках магазинов существует огромный ассортимент пособий для обучения чтению. Мамы и папы, разумеется, начинают этот процесс с изучения букв, для чего покупаются азбуки в самых разных видах: говорящие книжки и плакаты, кубики, паззлы и многое другое.
На помощь самым младшим деткам приходит азбука
Цель у всех родителей чрезвычайно важная, но при этом следует помнить, что нужно учить сразу так, чтобы потом не пришлось переучивать. Часто, сами того не ведая, взрослые учат не теми методами, что в итоге рождает в голове у ребенка путаницу, которая ведет к ошибкам.
Наиболее распространенные ошибки родителей
- Произнесение букв, а не звуков. Ошибочно называть алфавитные варианты букв: ПЭ, ЭР, КА. Для правильного обучения требуется их краткое произнесение: П, Р, К. Неправильное начало приведет к тому, что позднее при словосложении у ребенка возникнет проблема в формировании слогов. Так, например, он не сможет идентифицировать слово: ПЭАПЭА. Таким образом, кроха не может увидеть чудо чтения и понимания, а значит, и сам процесс станет для него абсолютно неинтересным.
- Ошибочное научение соединению букв в слоги и чтение слов. Будет неверным следующий подход:
- говорим: П и А будет ПА;
- чтение по буквам: Б, А, Б, А;
- анализ слова только взглядом и воспроизведение его без учета текста.
Учим читать правильно
Следует учить малыша тянуть первый звук до начала произнесения второго – к примеру, МММО-РРРЕ, ЛЛЛУУУК, ВВВО-ДДДА. Обучив ребенка таким образом, вы увидите положительные сдвиги в обучении намного быстрее.
Навык чтения тесно связан с правильным произношением звуков
Очень часто нарушения чтения и письма берут свою основу в произносительной базе ребенка. Малыш неправильно произносит звуки, что влияет в дальнейшем на чтение. Советуем начинать посещать логопеда начиная с возраста 5 лет и не дожидаться, когда речь установится самостоятельно.
Занятия в первом классе
Известный профессор И.П. Федоренко разработал собственную методику обучения чтению, главный принцип которой заключается в том, что важно не сколько времени вы тратите на книгу, а то, как часто и регулярно вы занимаетесь.
Многие родители, сами того не желая, ставят палки в колеса стремлению ребенка научиться читать. Во многих семьях ситуация складывается однотипно: «Садись за стол, вот тебе книга, прочти первую сказку и пока не закончишь, не выходи из-за стола.» Скорость чтения у малыша, учащегося в первом классе, очень низкая и поэтому на прочтение одного короткого рассказа ему потребуется не меньше часа. За это время он очень устанет от умственного тяжелого труда. Родители таким подходом убивают в ребенке желание к чтению. Более щадящий и эффективный способ проработки одного и того же текста – это порционная работа над ним, по 5-10 минут. Затем эти попытки в течение дня повторяются еще раза два.
Дети, которых заставляют читать, обычно полностью теряют интерес к литературе
Когда ребенок садится за книгу без удовольствия, важно применять в таком случае щадящий режим чтения. При таком способе между прочитыванием одной-двух строчек малыш получает небольшой перерыв.
Для сравнения можно себе представить просмотр слайдов из диафильма. На первом кадре ребенок читает 2 строчки, затем изучает картинку и отдыхает. Затем переключаем на следующий слайд и повторяем работу.
Большой педагогический опыт позволил учителям применять различные эффективные методики по обучению чтению, которые можно использовать и дома. Ниже приведем примеры некоторых из них.
Упражнения
Слоговая таблица скоростного чтения
В данном наборе содержится перечень слогов, которые повторяются многократно за один сеанс прочтения. Такой способ отработки слогов тренирует артикуляционный аппарат. Сначала дети прочитывают одну строку таблицы медленно (хором), затем в чуть более быстром темпе, а в последний раз – как скороговорку. В течение одного урока отрабатывается от одной до трех строк.
Использование слоговых табличек помогает ребенку скорее запомнить сочетания звуков
Изучая такие слоговые таблицы, дети начинают понимать, по какому принципу они строятся, им проще сориентироваться и найти требуемый слог. Со временем детки понимают, как быстро находить слог на пересечении вертикальной и горизонтальной линий. Сочетание гласных и согласных становится для них понятным с точки зрения звукобуквенной системы, в дальнейшем становится проще воспринимать слова как единое целое.
Открытые слоги нужно читать как по горизонтали, так и по вертикали (подробнее в статье: как быстро научить ребенка читать слоги слитно?). Принцип чтения в таблице двоякий. Горизонтальные строчки отображают один и тот же согласный звук с различными вариациями гласных. Читается согласный протяжно с плавным переходом в гласный звук. В вертикальных строчках гласный остается одним и тем же, а согласные звуки меняются.
Хоровое произнесение текста
Тренируют артикуляционный аппарат в начале урока, а в середине снимают чрезмерное утомление. На листе, который выдается каждому ученику, предлагается ряд скороговорок. Первоклассники могут выбрать для отработки понравившуюся или относящуюся к теме урока скороговорку. Произнесение скороговорок шепотом также является отличной тренировкой для артикуляционного аппарата.
Выполнение упражнений на артикуляцию повышает чистоту речи и помогает скорочтению
Комплексная программа для чтения
- многократное повторение написанного;
- чтение в быстром ритме скороговорки;
- продолжение чтения незнакомого текста с выражением.
Совместное выполнение всех пунктов программы, произнесение не очень громким голосом. Темп у каждого свой. Схема проведения следующая:
Прочитанное и осознанное содержание первой части сказки/рассказа продолжается хоровым чтением вполголоса следующей части. Задание длится 1 минуту, после чего каждый школьник делает отметку, до какого места он дочитал. Затем задание повторяется с тем же отрывком, новое слово также отмечается и результаты сравниваются. В большинстве случаев второй раз показывает, что количество прочитанных слов стало больше. Увеличение этого количества создает положительный настрой у детей и им хочется добиваться все новых успехов. Советуем изменить темп чтения и прочесть как скороговорку, что будет развивать артикуляционный аппарат.
Третья часть упражнения заключается в следующем: знакомый текст читается в медленном темпе с выражением. Когда дети доходят до незнакомой части, темп чтения увеличивается. Прочитать будет нужно одну или две строчки. С течением времени количество строк нужно увеличивать. Вы заметите, что через несколько недель систематических занятий у ребенка будет отмечаться явный прогресс.
В обучении очень важна последовательность и легкость упражнений для ребенка
Варианты упражнений
- Задание «Бросок-засечка». При выполнении упражнения ладони учащихся находятся на коленях. Начинается оно словами учителя: «Бросок!» Услышав эту команду, дети начинают читать текст из книги. Затем учитель говорит: «Засечка!» Это время для отдыха. Дети закрывают глаза, руки же все время остаются на коленях. Услышав вновь команду «Бросок», учащиеся ищут строчку, на которой они остановились и продолжают чтение. Продолжительность упражнения – около 5 минут. Благодаря такой тренировке дети учатся зрительному ориентированию по тексту.
- Задание «Буксир». Целью данного упражнения является управление способностью менять темп чтения. Первоклассники читают текст вместе с учителем. Учитель подбирает удобный для учащихся темп, а школьники должны стараться не отставать. Затем учитель переходит в чтение «про себя», что также повторяют дети. Спустя небольшой промежуток времени учитель снова начинает чтение вслух, а дети, при правильном улавливании темпа, должны читать вместе с ним одно и то же. Повысить уровень чтения можно, делая данное упражнение в парах. Лучше читающий ученик читает «про себя» и одновременно водит пальцем по строчкам. Сосед читает вслух, ориентируясь на палец партнера. Задача второго ученика успевать за чтением более сильного партнера, что должно в перспективе увеличить скорость чтения.
- Найти половинку. Задачей школьников будет поиск в таблице второй половины слова:
Ва – ка ре – га солн – царь Ком – гон кни – лет ры – тух Редь – пас би – па пе – це Программа для детей старше 8 лет
- Поиск слов в тексте. За отведенное время ученики должны найти слова, начинающиеся на определенную букву. Более сложный вариант при обучении технике скоростного чтения – поиск определенной строки в тексте. Такое занятие помогает усовершенствовать зрительный поиск по вертикали. Учитель начинает читать строчку, а дети должны найти ее в тексте и прочитать продолжение.
- Вставка пропущенных букв. В предлагаемом тексте отсутствуют некоторые буквы. Как много? Зависит от уровня готовности детей. Вместо букв могут быть точки или пробелы. Такое упражнение помогает ускорить чтение, а также помочь объединять буквы в слова. Ребенок соотносит начальные и конечные буквы, анализирует их и составляет целое слово. Дети учатся прочитывать текст немного вперед, чтобы верно подобрать нужное слово, а этот навык обычно формируется уже у хорошо читающих детей. Более простой вариант упражнения для детей старше 8-летнего возраста представляет собой текст с пропущенными окончаниями. К примеру: Вече… наступ… в город…. Мы двигал… по тропин… между гаража… и замети… маленьк… котен… и т.д.
- Игра «Прятки». Учитель начинает произвольно читать какую-то строчку из текста. Школьники должны быстро сориентироваться, найти это место и продолжить совместное чтение.
- Упражнение «Слово с ошибкой». Читая, учитель делает ошибку в слове. Детям всегда интересно поправлять неточности, ведь так их авторитет возрастает, равно как и уверенность в своих силах.
- Самостоятельные замеры скорости чтения. Дети в среднем должны читать около 120 слов в минуту и даже больше. Достигать этой цели будет легче и интереснее, если они начнут вести самостоятельные замеры своей скорости чтения раз в неделю. Ребенок сам подсчитывает число прочитанных слов и заносит результаты в табличку. Такое задание актуально в 3-4 классе и позволяет улучшить технику чтения. Вы можете найти другие примеры упражнений и видеозанятий по скорочтению в сети Интернет.
Стимулируем результатами
Оценка положительной динамики очень важна. Ребенок получит хороший стимул к дальнейшей работе, если будет видеть, что уже добился некоторых успехов. Над рабочим местом можно повесить таблицу или график, который бы отображал прогресс в обучении скорочтению и улучшение самой техники чтения.
Особенно важно подтянуть чтение к концу третьего класса. В этом возрасте ребенок должен прочитывать минимум 120 слов в минуту. Скорочтение для детей – отличный вариант, чтобы научить ребенка ускорить темп чтения и в то же время понимать прочитанное, читая «про себя».