Как научить грудничка переворачиваться с живота на спину?

Как научить грудничка переворачиваться с живота на спину?

Развитие маленького ребенка всегда умиляет его родителей. Когда кроха уверенно удерживает голову, в семье настоящий праздник. Естественно, мама и папа с волнением ждут момента, когда малыш научится регулировать расположение тела — поворачиваться с живота на спинку и наоборот. Нужно ли ребенка обучать этому и как освоить повороты с живота на спину, мы расскажем в этой статье.

Нормы и сроки

Обычно в самом начале груднички осваивают повороты со спины на живот, и только потом наступает время для переворота в обратном направлении. Среднестатистические сроки переворота со спины на животик — 3-4 месяца, соответственно, из положения на животе ребенок в среднем обучается перекатываться на спинку на 4-5 месяце жизни.

Нормы придуманы неизвестно кем и когда, и их нельзя считать истиной в последней инстанции. Довольно часто малыши и к полугоду не могут освоить никаких переворотов либо поворачиваются максимум на бочок.

Родителям не стоит паниковать, если их пятимесячный малыш не совершает поворотов тела в пространстве. Он обязательно начнет это делать тогда, когда мышечная ткань и связочный аппарат подготовятся к таким движениям.

Развиваются все груднички в разном темпе, для каждого природа предусмотрела индивидуальную схему взросления, а потому ориентироваться на какие-либо нормы и советы знакомых и родственников не стоит. Ваш ребенок — только ваш, он не обязан быть похожим на другого малыша. Сравнивать их нельзя.

Если ребенок «отстает»

Родителям ни в коем случае не стоит считать своего ребенка «отстающим», если перекатываться с живота на спину он в данный момент не хочет. Такие движения становятся возможными в том случае, если в достаточной мере развиты мышцы спины, живота, боковые косые мышцы и связки. Эти мышцы крепнут и стимулируются постепенно, и у всех карапузов это происходит с разной скоростью.

Подвижные, любознательные и беспокойные малыши раньше начинают переворачиваться, а дети с изрядной массой тела, хорошим аппетитом, солидной долей лени и спокойным темпераментом могут освоить новые двигательные навыки позднее.

Медленнее развиваются и позднее осваивают перевороты дети, которые родились преждевременно, а также дети, которые родились от беременности, сопровождавшейся патологиями, гипоксией плода. Малыши с врожденными недугами, слабые и болезненные дети также будут осваивать перевороты значительно позднее.

Многое зависит и от стимула. Если он у ребенка есть, перевороты будут им освоены раньше. Главный стимул для него — стремление познавать этот мир каким-либо дополнительным способом, не только просто лежа на спине.

Если с ребенком заниматься, увлекать его игрушками и яркими предметами, интересными ему, вероятность, что он повернется раньше, повышается.

Мнение доктора Комаровского

Известный педиатр Евгений Комаровский довольно часто призывает взрослых не наводить панику на пустом месте. В 99% случаев, если чадо в свои 4-5 месяцев отказывается перекатываться с живота на спину, нет ни малейшего повода для волнений и тревог. Если отсутствуют иные жалобы, подозревать какие-либо патологии у карапуза не стоит.

Грудничок, который нормально ест, эмоционально реагирует на родных, поворачивает голову на звук, пытается производить звуки сам, но не переворачивается, здоров. Просто он развивается согласно собственному плану и графику, не похожему на нормы, опубликованные в интернете или лежащие в виде таблички-подсказки на столе детского врача.

Поэтому доктор рекомендует просто выждать определенное время. Когда мышцы крохи будут готовы, он обязательно начнет переворачиваться. Болезней, препятствующих работе опорно-двигательного аппарата, медицине известно не так уж много, все они тяжелые – такие, как ДЦП или иные поражения центральной нервной системы. О них родители обычно узнают еще на первом осмотре или даже от неонатолога родительного дома, где появился на свет малыш.

Если таких недугов до этого дня врачи не обнаружили, то волнения по поводу отсутствия переворотов излишни.

Желание родителей помочь малышу как можно раньше освоить новые двигательные навыки Комаровский понимает и принимает как неизбежное. Педиатр рекомендует приступать к обучению или тренировкам малыша только тогда, когда у мамы и папы совсем не остается выдержки и желания ждать. Но такое обучение ни в коем случае не должно навредить ребенку.

Комаровский допускает, хотя и не считает необходимостью, укрепляющий массаж, гимнастику, направленные на укрепление мышц спины, шеи, конечностей и боковых мышц. Однако прыгунки и ходунки, как и прочие вертикализирующие устройства, Комаровский использовать не советует. Позвоночник малыша не готов к таким нагрузкам ни в 3 месяца, ни в 6 месяцев, и желание родителей сделать как лучше может обернуться травмированием, тяжелыми последствиями для здоровья ребенка в будущем.

Интенсивный и агрессивный массаж, который измучает и маму, и ребенка, пользы не принесет, а вот навредит запросто. Если хочется научить малыша переворачиваться с живота на спину, Евгений Олегович рекомендует родителям не заставлять ребенка делать это силой. Если мышцы не готовы, никакие занятия не дадут возможности карапузу освоить новые движения.

Наиболее разумным родительским поведением в этой ситуации Комаровский считает создание благоприятных условий для развития, а не принудительное воздействие на детский организм.

Готовность к занятиям

Родители, которые твердо вознамерились научить грудничка переворачиваться с живота на спинку, должны честно ответить себе на главный вопрос — готов ли их карапуз к таким занятиям. Оценить степень готовности не так трудно, достаточно отметить уже имеющиеся навыки:

  • ребенок уверенно чувствует себя в положении на животе, без труда удерживает головку, умеет поворачивать ее в положении лежа на животе в сторону предмета или знакомых голосов;
  • в позе на животе карапуз может кратковременно опираться на локти, пытаясь подняться выше;
  • в позе на спинке малыш может поднимать ноги, подносить их к лицу, хватает их, а также пытается приподнимать головку.
Читайте также:  Рост и вес ребенка в 1 год 7 месяцев

Если на эти вопросы вы ответили утвердительно, значит, мышечная система спинки, шеи и живота уже почти готовы включиться в новый для них процесс, заниматься можно. Если ответ хотя бы на один пункт отрицательный, подождите еще месяц и ответьте на вопросы еще раз.

Для занятий вам понадобятся массажное масло или детский крем, гимнастический детский коврик, который можно постелить на жесткую и ровную поверхность, например, на пол, а также мяч фитбол (по желанию).

Массаж и гимнастика

Общеукрепляющий массаж любая родительница или бабушка в состоянии освоить и проводить самостоятельно в домашних условиях. Именно в привычной обстановке, при прикосновении родных и уже знакомых рук ребенок будет чувствовать себя максимально спокойно и расслабленно. Толка от массажа, который орущему от стресса ребенку делает профессиональный массажист (то есть совершенно посторонний человек для малыша), будет немного.

Домашний массаж укрепит контакт между мамой и ребенком, сделает процедуру интересной игрой, а также сэкономит немалое количество денег из семейного бюджета, ведь массаж — удовольствие дорогое. Занятия следует проводить только тогда, когда малыш здоров, он хорошо отдохнул, не голоден. Рекомендуется сочетать их с принятием воздушных ванн — это будет двойная польза.

Тренироваться можно и два раза в день, и один, все зависит от настроения всех участников процесса. Если ребенок не в духе, не нужно проводить гимнастику или делать массаж любой ценой. Полезными упражнения будут только в том случае, если малышу интересен сам процесс затеянной мамой игры.

При проведении массажа обратите внимание на силу давления рук — прикосновения должны быть легкими, не вызывающими боли. Если малышу некомфортно, он обязательно даст знать об этом криком, прислушайтесь к нему и измените тактику воздействия.

Перечислим несколько эффективных приемов, которые рекомендуется применять не ранее 3-месячного возраста для того, чтобы освоить перевороты с живота на спину.

  • «Круги и дуги». Это упражнение должно способствовать укреплению пресса. Со слабым прессом переворот на спину будет затруднительным. Ребенок должен лежать на спине. Мама круговыми движениями легко поглаживает и массирует живот ребенка по часовой стрелке — вокруг пупка, расширяя окружность, и обратно. Затем большими пальцами рук следует проводить дуги от пупка к ребрам и от пупка к паховой зоне.
  • «Крепкая спинка». Этот прием проводят, положив ребенка на живот. Сначала легко массируют и поглаживают спину вдоль позвоночника, а потом совершают поперечные постукивания кончиками пальцев по линии ребер к позвоночному столбу.
  • «Гусеница». Этот прием проводят для укрепления боковых и косых мышц. При повороте с живота на спину малыш опирается на ручку, перенося на нее вес тела, во многом благодаря работе боковых мышц происходит сам переворот на спину. Нужно расположить ребенка на животе и «вытянуть» его, подняв руки вверх. Легкими движениями массируются и поглаживаются боковые мышцы от подмышечных впадин до коленей или стоп.

Массаж дома делайте только теплыми руками, прикосновение холодных ладоней не будет приятно ребенку, он не сможет расслабиться и довериться вам. Применяйте массажные смягчающие средства. Длительность сеанса увеличивайте постепенно — с пяти минут до 10-15 минут. После десятидневного курса делайте перерыв на пару недель.

Гимнастика должна быть ежедневной. Если она повторяется изо дня в день, ребенок привыкает к ней и воспринимает ее с большим удовольствием. Самые эффективные упражнения для переворота с живота на спину таковы.

  • «Велосипед». Данное упражнение способствует укреплению ножек, поясницы и боковых мышц грудничка. Лежа на спине, согните ножки малыша в коленях и делайте ими ритмичные движения, будто малыш крутит педали велосипеда. Такое попеременное приведение ножек скажется положительно не только на развитии мышц, но и на пищеварении — скопление кишечных газов будет маловероятным.

  • «Перевертыш». Это упражнение поможет ребенку быстрее освоить сам переворот. Положите его на животик, осторожно подведите противоположную ножку и переверните малыша на бок, а потом и на спинку. Если подводится правая нога, переворачивать ребенка нужно влево, если подводится левая ножка, поворот совершается вправо.

  • «Потягуши». Данное упражнение потребует наличия интересной и яркой игрушки, которая является для ребенка новой и пока незнакомой, либо иного безопасного и интересного предмета. Ребенок, лежащий на животе, видит перед собой игрушку. Поставьте ее прямо перед ним, и сделайте так, чтобы кроха смог до нее дотянуться и потрогать. Потом переставьте игрушку чуть вбок и подальше, чтобы малышу пришлось за ней потянуться, напрягая боковые и косые мышцы. Помогите ему, создав ладонью упор под стопы, так кроха сможет оттолкнуться и продвинуться вперед. Постепенно малыш начнет переворачиваться, чтобы ему было легче дотягиваться до интересного предмета.
Читайте также:  Как научиться ребенку быстро считать в уме?

Развивать спину, живот и бока, чтобы в конечном итоге перевернуться с живота на спину и обратно, можно и на фитболе. Но предварительно стоит проконсультироваться с педиатром, чтобы не навредить малышу.

Можно практиковать дополнительно занятия плаванием. Они показаны даже новорожденному. Научить малыша плавать можно в большой ванне самостоятельно, а можно воспользоваться опытом и знаниями профессиональных тренеров, которые могут помочь карапузу. Для этого нужно записаться вместе с крохой в специальную группу для самых маленьких в бассейне.

Советы и рекомендации

Родителям, которые занимаются с ребенком, чтобы обучить его первым переворотам, нужно запастись терпением, не все будет получаться сразу. Все упражнения и массажные приемы следует выполнять правильно, с неукоснительным соблюдением техники их выполнения.

Взрослым нужно следить, чтобы мышцы тренировались симметрично — с двух сторон, в противном случае малыш может начать переворачиваться только на один бок.

Нередко бывает так, что ребенок, который уже начал переворачиваться из положения лежа на животе на спину, неожиданно перестает это делать. В этом нет ничего патологического или необычного. Довольно часто маленькие дети осваивают новые навыки фрагментарно, через несколько дней, поверьте, кроха обязательно «вспомнит» приобретенную возможность менять положение тела в пространстве и воспользуется ею, но уже осознанно — когда у него будет на то веский мотив.

О том, как научить ребенка переворачиваться, смотрите в следующем видео.

Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей

Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, – невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.

Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.

Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.

Неврологические проблемы

Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).

Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Читайте также:  Использование мнемотехники для обучения школьников

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.

Когда проблема действительно существует?

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, – ор ребенка.

С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.

Советы доктора Комаровского

Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.

Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, – правильный образ жизни ребенка.

Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.

Как научить ребенка переворачиваться с живота на спину?

В первый год жизни младенец растет и развивается очень быстро. Родители радуются каждому новому успеху крохи. Вот он уже держит головку, а вот и переворачивается со спинки на бочок. Но иногда у малыша не получаются перевороты со спины на живот и обратно. В таком случае мама и папа могут ему помочь. Как научить ребенка переворачиваться с живота на спину и наоборот?

вторник, июля 24th, 2018

  • Печать
  • Поделиться

Определяем готовность ребенка к переворачиваниям

Согласно медицинским нормам, здоровый малыш должен в переворачиваться со спины на бочок в 4 месяца. В 5 месяцев он делает переворот со спины на живот, а в 6 месяцев – с живота на спинку.

Но каждый ребенок индивидуален и развивается в своем темпе. Поэтому одни дети делают все эти движения раньше указанных сроков, а другие – позже. Если родители хотят ускорить процесс, они могут помочь грудничку переворачиваться. Однако важно определить его готовность к этому. Ребенок готов к переворотам, если уже выполняет следующие действия:

Лежа на спине может отталкиваться ножками от стенки или ладоней взрослых.

Движения руками стали осознанными, он хватает игрушки, окружающие предметы.

Лежа на спинке поднимает голову и держит ее не меньше 5 – 10 секунд.

В положении лежа на спинке или животике поворачивает голову в стороны, реагируя на звук.

В позе лежа на животе поднимает голову и верхнюю часть торса, опираясь на предплечья. Это движение особенно важно освоить перед тем, как научить ребенка переворачиваться с живота на спину.

Педиатры рекомендуют сначала учить малыша переворачиваться со спины на живот. Только когда он освоит это движение, можно приступать к переворотам с живота на спину.

Подготавливаем младенца к переворотам

Чтобы обучение крохи прошло легко, нужно укрепить его мышцы. Хороший эффект оказывает плавание. Можно организовать малышу плавание во взрослой ванне или же посещать специальные курсы в бассейне. Плавание способствует развитию вестибулярного аппарата, гармоничному развитию всех мышц тела, а также улучшает эмоциональное состояние.

После двух недель жизни ребенка можно проводить занятия на фитболе. Этот спортивный снаряд идеально подходит малютке, поскольку он стимулирует ее рефлекторные движения. Фитбол тренирует весь мышечный аппарат. К тому же существует особая методика, направленная на обучение малыша переворачиванию.

Читайте также:  Рост и вес мальчика в 3 месяца

Педиатры рекомендуют проводить специальную гимнастику, которая укрепит ребенка и подготовит его к переворотам. Приведем несколько эффективных упражнений:

Ребенок лежит на спинке, ручками крепко обхватывает большие пальцы взрослого. Делайте разведение ручек в стороны и сведение их к груди.

Малыш в положении лежа на спине. Поочередно делайте сгибание и разгибание ножек по типу упражнений «велосипед».

Кроха лежит на спинке, ручками держится за большие пальцы взрослого. Стимулируйте его подтягиваться за вашими руками.

Учим малыша переворачиваться со спины на живот

Для того чтобы обучить ребенка переворотам со спинки на животик, выполняйте следующие упражнения.

Уложите ребенка на спину. Возьмите яркую игрушку и водите ее перед глазами малыша на расстоянии 30 см. Затем положите игрушку в стороне, так чтобы он не мог дотянуться до нее. Когда младенец повернется на бок, легонько подтолкните его со спинки. Переворачивание произойдет само по себе.

Положите кроху на спинку. Согните одну ножку в колене и отведите ее в сторону. Она должна соприкасаться с поверхностью. По инерции малыш станет подтягивать в ту же сторону и ручку. Дайте ему обхватить ваш палец и помогите грудничку переворачиваться.

Как научить ребенка переворачиваться с живота на спину с помощью упражнений?

Если ваш младенец уже умеет переворачиваться со спины на животик, то освоение навыка обратного переворота пройдет намного быстрее. Помогут ему в этом следующие упражнения.

Уложите ребенка на живот. Покажите яркую игрушку, и когда он заинтересуется перенесите ее вправо от него. Малыш потянется правой ручкой за игрушкой. Затем медленно переносите игрушку через спинку младенца к его левому боку. Следуя ручками за интересным предметом, ребенок перевернется на спинку.

Положите грудничка на живот. Левую ножку согните в колене и переставьте за правую. Инстинктивно ребенок попытается привстать на предплечьях, и после этого перевернется. Если сразу не получится, помогите ему.

Все упражнения делайте в обе стороны. Общее время гимнастики должно быть не дольше 3 минут. Важно выполнять ее на твердой поверхности, например на теплом полу на коврике. Мягкие одеяла и матрасы будут затруднять движения.

Многие родители задаются вопросом: «Как научить малыша переворачиваться с живота на спину?». На самом деле это не трудно. Главное – выполнять все движения правильно и без усилий. Малыш должен получать удовольствие от упражнений, делать их охотно.

Мы знаем, что быть мамой – это не только безграничное счастье, но и большая ответственность. Мы поможем вам! Присоединяйтесь к Клубу Nestle Baby&Me!

Интервью с неврологом

От 23 700 рублей

Невролог – один из основных специалистов для детей с рождения. Впервые ваш малыш встречается с детским неврологом еще в роддоме, потом плановые осмотры этого врача проводятся в месяц, в три, в полгода, в 9 месяцев (при наличии показаний), в год. Мы поговорили с детским неврологом «ЕвроМед клиники» Натальей Петровной Исаенко о том, зачем ребенка так часто показывают специалисту, какие самые распространенные заболевания неврологического профиля встречаются у малышей и что нужно делать для того, чтобы ваш ребенок рос здоровым и спокойным.

— Наталья Петровна, на что обращает внимание врач-невролог при плановых осмотрах малышей?

— В первую очередь, невролог выявляет грубые врожденные аномалии. Далее смотрим, как идет предречевое, моторное, эмоциональное развитие ребенка.

В каждом возрастном периоде у ребенка должны быть определенные навыки. Родители, в отличие от врача-невролога, чаще всего, не могут объективно оценить, насколько развитие их ребенка укладывается в возрастные нормы.

— Но ведь все дети разные, и их развитие может не соответствовать таблицам и установленным рамкам?

— Да, такое бывает. Здесь надо подходить очень индивидуально. Действительно, несмотря на то, что мы ориентируемся на существующие нормы, у нас есть определенные таблицы, расписанные схемы, что ребенок должен делать в каком возрасте, существует возможность отклонений от них, и это не страшно. Какой-то ребенок может чуть раньше начать выполнять определенные действия, какой-то — чуть позже. Многое зависит и от того, в каких условиях живет ребенок, что делают родители по отношению к ребенку и пр.

Но именно поэтому и важна консультация врача-невролога, чтобы профессионально оценить, развивается ребенок нормально или есть пугающие моменты, которые могут говорить об определенных проблемах со здоровьем.

— Нормально ли, когда маленький ребенок часто плачет?

— В последнее время считается, что здоровый ребенок, когда он сыт, которому хватает дневного и ночного сна, плакать не должен. Если ребенок часто и беспричинно плачет, значит, есть проблема. Это могут быть головные боли, проблемы с шеей (подвывихи, ущемление), неврологические проблемы. В первые месяцы жизни – проблемы с желудочно-кишечным трактом: колики, повышенное газообразование и пр. В связи с этим же может быть плач вовремя еды, отказ от груди, от бутылочки. Во время еды усиливается перистальтика кишечника, в связи с чем ребенок испытывает дискомфорт.

Читайте также:  Динамическая гимнастика для грудничков

Маленькие дети обычно очень метеозависимы и реагируют на погоду – это тоже может быть причиной плача.

Мне кажется, многие дети плачут потому, что им скучно, они так требуют родительского внимания. Сейчас наблюдается у детей психологическая акселерация и, соответственно, им требуется больше внимания. Это обычно хорошо видно. Многие родители сами провоцируют это закрепление: ребенок заплакал, мама взяла его на ручки, покачала, приложила к груди. Конечно, малышу у мамы на ручках и, тем более, у груди – хорошо, и он будет повторять плакать, требуя повторения. Не надо каждый раз, когда ребенок заплакал, прикладывать его к груди. Лучше попытаться переключить: отвлечь, погреметь погремушкой, погладить…

Еще одна причина плача — переутомление. Родители зачастую не верят, что грудничок может переутомляться, не понимают, с чего. У малышей незрелая нервная система, плюс они ежедневно получают огромную массу новой информации и впечатлений – для них же всё в мире ново и незнакомо! Поэтому так важен полноценный сон, когда ребенок может отдохнуть от впечатлений.

Если ребенок кричит перед сном, спит мало, нервно, часто просыпается, надо двигать режим, налаживать сон, отслеживать качество сна.

— Когда мы говорим о полноценном сне, что имеется ввиду, как должен спать ребенок?

— Для совсем маленьких деток норма – спать минимум по часу–полтора на дневном сне, шесть часов подряд – ночью. В период адаптации, в первые месяцы жизни, малыш может просыпаться ночью чаще, но все равно – промежутки должны быть не менее 3 часов. Сны по 30–40 минут – это мало, ребенку не хватает этого времени для того, чтобы отдохнуть. Тут важен такой момент: фаза сна у ребенка как раз эти 30-40 минут. Но ребенок должен уметь переходить от фазы к фазе самостоятельно. А что происходит на практике? Ребенок завозился, открыл глаза, мама сразу берет его на руки, начинает кормить. Он привыкает и уже не засыпает самостоятельно. Поэтому важно учить ребенка переходить из фазы в фазу, не просыпаясь: не трогать его, если он просыпается, не беспокоить; если заплакал, закапризничал — подкачать его, погладить, но стараться, чтобы ребенок продолжил спать без перерыва на еду.

У детей постарше, которые спят один раз в день, продолжительность дневного сна должна составлять 2–3 часа. Если спит больше – это хорошо.

Чтобы наладить сон, важен режим. Я рекомендую прям записывать в тетрадочку (или в приложение на смартфоне), сколько ребенок спит, время, когда заснул и проснулся, когда кричит перед сном, какое у него настроение после сна… Так мы можем отследить количество и качество сна. Смотрите – в какие дни ребенок спал хорошо, засыпал легко – и ориентируетесь на распорядок этого дня.

— Один из распространенных диагнозов, который многим детям ставят в роддоме, — «нейрогенная кривошея». Насколько это серьезная проблема?

— Нейрогенная кривошея – асимметрия мышечного тонуса. Ребенок нередко рождается с асимметрией мышечного тонуса. У маленького ребенка еще нет произвольных движений, они хаотичны. И в момент расслабления, сна ребенка тянет туда, где повышен тонус. То есть ребенок лежит с определенным поворотом головы. Если не заниматься этой проблемой, не корректировать, идет деформация шеи и черепа. Ребенок постоянно смотрит в одну сторону, лежит на одном боку, в результате уплощается голова, меняется ее форма.

С этим можно работать, главное – заниматься. Что делают для того, чтобы скорректировать кривошею и последствия от нее? Меняем положение, перекладываем ребенка, чтобы он лежал на разных боках попеременно, а не на одном, на спине. На живот выкладываем. Также для коррекции кривошеи рекомендованы лечебная гимнастика, массаж, бассейн.

Кривошея приходит в норму в период от 3 до 6 месяцев жизни ребенка. В этот период ребенок становится более активным, крутит головой, руками, начинает переворачиваться, пытается ползти, садиться.

Важно не путать нейрогенную кривошею, которой занимаются неврологи, с врожденной мышечной кривошеей — грубой патологией, которую лечат врачи-ортопеды.

— Головные боли у детей – это повод для обращения к неврологу?

Да, безусловно. У детей до 5-6 лет головных болей быть не должно – они еще не созрели для этого. У маленьких детей головные боли могут быть вызваны соматическими причинами: паразитозом, анемией, аллергией, какими-то проблемами со стороны ЖКТ…

У детей постарше головные боли могут провоцироваться проблемами со стороны позвоночника шеи. В пубертатном периоде нередко встречаются различные вегетативные дисфункции. Это распространенная проблема у подростков.

В любом случае, надо обязательно обследоваться. Велик шанс, что мы ничего не найдем, а головные боли со временем пройдут сами. Но это может быть симптом и некоторых серьезных заболеваний, которые нельзя пускать на самотек.

— Часто ли встречается ночной энурез (недержание мочи)? Когда мы говорим об этом диагнозе?

— Да, это тоже распространенное заболевание. Как диагноз энурез выставляется после 3-4 лет.

Читайте также:  Рост и вес мальчика в 5 лет

Если говорить о нормах в развитии, к полутора годам ребенок должен научиться не мочиться ночью. Современный ребенок какой-то промежуток времени находиться в одноразовых подгузниках. Потом их снимают. Первое время ночи будут «мокрые». Но к двум годам уже должны сформироваться «сухие ночи».

После этого проходит какое-то время – и ребенок начинает опять мочиться ночью, скажем, в 4 года. Это вторичный энурез.

Если же подгузник сняли, а ребенок как мочился ночью, так и продолжает, – это первичный энурез.

Причин энуреза существует немало: это и инфекционные заболевания, и пороки развития, и нарушения функции мочеполовой системы, и незрелость нервной системы, стрессы, неврозы и пр. В любом случае, нельзя игнорировать эту проблему, а нужно как можно раньше обратиться к неврологу для коррекции этого заболевания.

— У маленьких детей бывают судороги при повышении температуры. Насколько это опасно?

Фебрильные судороги (то есть судороги при повышении температуры тела) – это парадоксальная реакция нервной системы, коры головного мозга на такой раздражитель, как высокая температура. На этом фоне идет выплеск. Фебрильные судороги могут случиться всего раз, а могут повторяться при каждом эпизоде повышения температуры. Чаще всего, они бывают у эмоциональных и активных детей. Специального лечения не требуется, главное — не допускать повышения температуры тела выше 37,5 °С, сбивать ее сразу жаропонижающими препаратами, чтобы не повторялись эпизоды судорог. При необходимости — невролог порекомендует седативные препараты. Такие дети наблюдаются у невролога, рекомендуется показываться врачу раз в полгода.

— А не могут фебрильные судороги быть признаком начинающейся эпилепсии?

Выхода в эпилепсию, как правило, фебрильные судороги не имеют. Бывают единичные случаи, когда судороги могут действительно оказаться дебютом эпилепсии. Поэтому в любом случае необходимо показать ребенка неврологу, чтобы врач посмотрел, в каком направлении это развивается.

— Эпилепсия вообще часто встречается?

— Да, эпилепсия — это распространенное заболевание. У нас, в Новосибирске, даже есть специальный центр, где работают специалисты-эпилептологи — это очень узкая специализация в неврологии. Когда мы подтверждаем эпилепсию у ребенка, я обычно направляю пациента наблюдаться в специализированный центр. Так там смогут максимально качественно помочь малышу, грамотно подобрать препараты и назначить корректное лечение.

— На какие симптомы важно обращать внимание родителям, чтобы не пропустить начало эпилепсии у ребенка?

— Как правило, когда случается приступ, это хорошо видно. У ребенка наблюдаются конвульсивные подергивания, дергается угол рта, может тянуть мышцы, течет слюна, может пойти пена изо рта, он может обмочиться. Но бывает, что ребенок при приступе просто замирает, и, например, потирает руки или совершает жующие движения в течение какого-то времени. А потом все проходит. После приступа могут наблюдаться головная боль, тошнота, нарушение координации и речи.

Иногда первые признаки эпилепсии появляются еще до приступа. Например, ребенок подергивается во сне. Или просто меняет свое обычное поведение, становится навязчивым, плаксивым, задает по кругу одни и те же вопросы и т.п. Это обусловлено неврологическими изменениями, которые происходят при эпилепсии.

Таким образом, если вы заметили изменения в поведении ребенка, он ведет себя необычно, странно, обязательно покажите ребенка неврологу!

Если есть возможность – рекомендую снять приступ на видео – так врачу намного проще будет понять, что происходит с ребенком.

— Существуют ли успокоительные препараты, которые можно давать детям?

— Практически нет. Имеющиеся лекарственные препараты могут назначить и дать только в стационарах. В амбулаторном лечении в неврологической педиатрии это не практикуется.

При повышенной возбудимости и эмоциональности ребенка я обычно предлагаю начинать издалека – налаживать режим дня, дать ребенку возможность активно двигаться и полноценно отдыхать, гулять на свежем воздухе и пр.

Все лекарственные препараты (сосудистые, ноотропы и пр.) назначаются строго по показаниям и принимать их без рекомендации врача нельзя. Последствиями неконтролируемого приема лекарств могут быть неврологические и поведенческие проблемы в дальнейшем: гиперактивность, расторможенность, неусидчивость, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

— Насколько часто встречается у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?

— Сейчас этот диагноз ставят очень часто. Хотя, мне кажется, нередко мы списывает на СДВГ то, что им не является: особенности темперамента и характера ребенка, его активность или даже педагогическую запущенность…

Патологической гиперактивности много, но больше все же историй с проблемами в семье и в взаимодействии родителей с ребенком.

— Еще одно распространенное заболевание — нервные тики. Как их лечат?

— Да, тики встречаются очень часто. Лечим и медикаментозно, и – самое главное – нормализацией режима. Для «тикающего» ребенка очень важен полноценный сон, отдых, минимизирование телевизора, телефона, компьютера. Очень полезно таких детей отдавать в спортивные секции. Как правило дети, страдающие от нервного тика, очень эмоциональные, темпераментные, много читают и сидят за компьютером. У них идет эмоциональная и информационная перегрузка. И нервная система сбрасывает напряжение, проявляясь тиками.

Читайте также:  Развитие фонематического слуха у детей

— Кстати о информационных перегрузках, как вы относитесь к так популярному сейчас раннему развитию?

— Плохо. Любой невролог, я думаю, со мной согласится. Если ребенку давать неадекватную его возрасту и развитию нагрузку, это мот вылиться в достаточно серьезные проблемы в будущем, вплоть до психиатрических расстройств. Не надо ребенку всего этого раннего чтения с двух лет, английского языка с трех и математики с пяти. Ребенок должен в спокойном режиме познавать мир, важно стимулировать его познавательную активность, но не надо пичкать его огромным количеством знаний не по возрасту.

— Какие существуют обследования для диагностики неврологических заболеваний?

— Электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Придумана и создана чтобы записать эпи-активность — подтвердить или исключить эпилепсию, это основное направление этого обследования.

Также я направляю на ЭЭГ детей с речевыми и с психическими нарушениями, чтобы посмотреть насколько сформированы все корковые ритмы – по возрасту или нет. Это корректируется возрастом, со временем. Также помогают занятия с нейропсихологами, дефектологами, метод «Томатис» (программа для нейро-сенсорной стимуляции).

Магнитно-резонансная томография (МРТ). Это одно из наиболее информативных обследований.

Обязательно направляем на МРТ, чтобы понять причину головных болей, особенно, если ребенок жалуется на головную боль при движении, когда он начинает прыгать, бегать, активно двигаться.

Также МРТ информативен при эпилепсии, приступы которой не поддаются лечению. Тогда мы смотрит на МРТ, нет ли сосудистой мальформации (отклонении от нормального развития) или другого сосудистого дефекта. Это может быть причиной приступов, и проблема решается хирургическим путем. Как правило, после операции приступы у ребенка прекращаются.

МРТ позволяет увидеть структуру мозга и сосудов, оценить состояние структуры, наличие кист и пр.

Компьютерная томография (КТ). Как правило, КТ назначается после травмы, для того, чтобы посмотреть наличие крови в поврежденной области.

УЗИ сосудов шеи. Головные боли, расторможенность, дефицит внимания, речевые задержки могут быть вызваны нарушением кровотока по сосудам. УЗИ позволяет это диагностировать, а также увидеть анатомические дефекты (С-образный, S-образный ход сосудов), анатомически неправильно сформированные сосуды, неправильное отхождениесосудов в позвоночный столб, сужение сосудов.

Нейросонография (НСГ) – УЗИ мозга. В обязательном порядке рекомендовано как скрининг (профилактическое обследование) всем новорожденным. НСГ показывает структуры головного мозга, как сформированы все сферы, полостную систему, желудочки, борозды, наличие жидкости. Параллельно с НСГ выполняется допплерометрия – смотрим кровоток сосудов.

НСГ выполняют в роддоме детям после осложненных родов, в месяц НСГ назначается абсолютно всем. НСГ может показать грубые нарушения, которые необходимо начать корректировать как можно раньше, чтобы минимизировать их влияние на развитие малыша. В первые месяцы жизни многие аномалии развития не проявляются, примерно до 3-4 месяцев они хорошо компенсируются, а потом ребенок начинает отставать в моторном и психическом развитии. Именно поэтому НСГ надо выполнять в обязательном порядке, даже если внешне ребенок выглядит абсолютно нормально.

Как научить ребенка переворачиваться

Умение переворачиваться – один из важнейших навыков, помогающий ребенку познавать мир. Научившись менять положение своего тела, малыш получает возможность изучать окружающее пространство без непосредственного участия взрослых. Освоив перевороты, младенец переходит на новую ступень развития. Далее грудничок начинает садиться, затем ползать и вставать на ножки. Последовательное обучение всем этим навыкам – залог гармоничного развития ребенка и показатель его физического здоровья.

  1. Когда ребенок должен переворачиваться?
  2. Нужно ли учить ребенка переворачиваться?
  3. Советы родителям
  4. Техника безопасности, или чего нельзя делать

Когда ребенок должен переворачиваться?

Согласно нормам, принятым в современной педиатрии, здоровый ребенок должен начинать переворачиваться со спины на живот в возрасте 3–5 месяцев. С живота на спину малыш начинает вертеться чуть позже – в 4–6 месяцев. Одни дети начинают переворачиваться раньше четырех месяцев, другие и в полгода не желают совершать активных движений. Это не всегда говорит о задержке физического развития. Зачастую незначительное отставание лишь указывает на некоторые особенности:

  • Темперамент ребенка. Медлительные, спокойные и флегматичные дети переворачиваются на живот и на спину позже своих сверстников. Активные малыши осваивают этот навык еще в 3–4 месяца.
  • Вес грудничка. Детям, которые быстро набирают вес и выглядят пухленькими, сложнее научиться переворачиваться, чем худеньким младенцам.
  • Течение беременности и родов. Гипоксия, перенесенная в период внутриутробного развития и в процессе появления на свет, тормозит освоение новых навыков. Ребенок при этом может быть признан педиатром совершенно здоровым, и все происходящее – лишь незначительное последствие нехватки кислорода.
  • Срок родов. Дети, родившиеся недоношенными (до 37 недель), медленнее осваивают новые движения и позже переворачиваются. Чем больше степень недоношенности, тем ниже темпы развития.

Если малыш не переворачивается в указанный педиатром срок, не стоит впадать в панику. Вполне возможно, что это связано с одним из перечисленных факторов и не говорит о развитии патологии. Не страшно, если младенец научится переворотам чуть позже, чем его сверстники. Важно, чтобы он был здоровым, а остальное приложится.

Нужно ли учить ребенка переворачиваться?

Мнения педиатров по этому вопросу разделились. Одни доктора утверждают, что грудничка обязательно нужно учить новым навыкам, иначе он будет отставать в развитии. Особенно это касается пухлых детей, которым не слишком комфортно переворачиваться на живот самостоятельно. Другие врачи успокаивают мам и пап, говоря что здоровый ребенок рано или поздно освоит новый навык. Это заложено в его природе, так стоит ли переживать?

Если придерживаться золотой середины, можно сделать вывод: здоровому младенцу специально помогать не нужно. Придет срок – и он удивит родителей моментальными переворотами, а вскоре и порадует первыми попытками сесть.

Но если медицинская карта пестрит диагнозами, стоит попытаться помочь ребенку в освоении этой непростой задачи.
Тревожные факторы:

  • перинатальное поражение нервной системы;
  • заболевания позвоночника, мышечного аппарата, суставов;
  • задержка физического развития, установленная педиатром
Читайте также:  Рост и вес ребенка в 1 год 7 месяцев

Если присутствует один или несколько указанных факторов, стоит начать заниматься с ребенком – и тем самым помочь ему в исследовании мира. При наличии любых сомнений нелишним будет посоветоваться с доктором.

Советы родителям

В основе помощи малышу лежат два момента – массаж и гимнастика. Медикаментозная терапия назначается только при наличии показаний и после обследования у профильного специалиста.
Как научить ребенка переворачиваться с помощью массажа:

  • Акцент на мышцы спины. Положите малыша животом на твердую и ровную поверхность. Начинайте поглаживать спинку легкими движениями, после чего постепенно переходите к растиранию ладонями и вибрациям (постукиванию). Не делайте резких и сильных движений – грудничку может быть больно.
  • Массаж живота. Расположите малыша на спине. Большой палец поставьте выше пупка и начинайте описывать круги вокруг него. Постепенно увеличивайте радиус движения. В заключение сделайте несколько дугообразных движений от пупка к реберным дугам.

Массаж проводится только в том случае, если малыш здоров, доволен жизнью и не слишком сыт. Не делается массаж сразу после еды, в плохом настроении, во время болезни. Для облегчения скольжения рук нужно использовать массажное масло или детский крем. Продолжительность процедуры – 15 минут или до того момента, как ребенок начнет капризничать.
Как научить ребенка переворачиваться с помощью лечебной гимнастики:

  • Подведите поочередно левую и правую ножку младенца к животу.
  • Подведя вверх левую ногу, аккуратно переверните младенца на правый бок. Повторите с другой стороны.
  • Предложите ребенку подержать вас за пальцы, слегка потяните вверх и в сторону.
  • Положите малыша на бок и аккуратно подтолкните так, чтобы он перевернулся на живот.

Чтобы заинтересовать ребенка, можно поставить перед ним игрушку – рядом, но так, чтобы он не сразу дотянулся. Желание поймать яркий предмет заставит младенца совершать активные движения и научит переворачиваться.

Делать массаж и заниматься гимнастикой можно и нужно дома – ежедневно, не менее двух раз в день. Желательно, чтобы первый раз нужные навыки показал специалист. В дальнейшем родители смогут делать массаж и лечебную физкультуру самостоятельно.

Техника безопасности, или чего нельзя делать

В попытках помочь младенцу освоить новые навыки важно не перестараться. Все следует делать плавно, не торопясь, внимательно наблюдая за состоянием и реакцией грудничка. Если малыш категорически не настроен заниматься, не нужно настаивать. Стоит перенести процедуры на другой день.
Запрещается:

  • пытаться подтянуть ребенка слишком высоко, держа его за руки;
  • резко переворачивать младенца с живота на спину и обратно;
  • оставлять ребенка на долгое время в положении на животе;

Ранняя вертикализация и попытки ускорить физическое развитие ребенка без явных показаний ведут к нарушению работы опорно-двигательного аппарата и серьезным проблемам со здоровьем.
Важно знать:

  • Когда ребенок начнет переворачиваться, нельзя оставлять его одного без присмотра. Освоивший новый навык малыш может упасть с дивана или пеленального столика.
  • Тренировки лучше проводить на полу, постелив мягкую ткань. Так грудничок будет в безопасности и вместе с тем получит возможность вертеться сколько ему угодно.
  • Если освоивший новый навык малыш активно переворачивается во сне и от этого просыпается, ограничьте его движения – обложите по бокам упругими валиками или свернутым в жгут пледом (но не большими подушками!).

Соблюдение этих несложных правил сделает тренировки приятными и безопасными, а значит, поможет малышу быстрее освоить нужный навык и перейти на новый уровень своего развития.

Как научить ребёнка переворачиваться?

Переворот со спины на живот груднички начинают осваивать в возрасте 3-4 месяца. В норме самостоятельный переворот должен «состояться» к 4-м месяцам. Но часто наши специалисты приезжая к детям на дом видят «картину» полного отсутствия желания, сил или умения переворачиваться, не только в 4 месяца, но и в 5 и даже в 6 месяцев. Каковы же причины такого «возмутительного бездействия»? Наиболее распространённые причины: мышечная гипотония, гипертонус, либо ребёнок просто не умеет (не понимает), как и что нужно сделать, для того чтобы перевернуться. В любом случае придётся убирать причину, и научить ребёнка переворачиваться. Для освоения переворотов необходима достаточная амплитуда движений, и мышечная сила. Снижение амплитуды движений может быть вызвано гипертонусом мышц (возможно остаточным физиологическим).

Ребенок научился переворачиваться

Массаж и гимнастика ребёнку просто необходимы. Напряжение с мышц снимается расслабляющим массажем и пассивной гимнастикой, в случае гипертонуса у ребёнка. Тонизирующим массажем и активной гимнастикой мы укрепляем гипотоничные (слабые) мышцы, в случае гипотонуса у ребёнка. В числе гимнастических упражнений, для укрепления или расслабления мышц проводятся упражнения и для стимуляции самих переворотов.

Читайте также:  Как научиться ребенку быстро считать в уме?

Учим ребёнка переворачиваться:

Упражнение № 1. Ребёнок лежит на спине, массажист (мама или папа), взяв правой рукой за левую ножку ребёнка, сгибает её, приводя к животу колено малыша. Далее поворачиваем ребёнка на правый бочок перемещая, левую ножку, которую вы держите в согнутом положении (согнута в коленном и тазобедренном суставах), в правую сторону. Ваш малыш оказывается на правом боку. Далее можно довершить переворот, либо задержав ребёнка на боку покачать вперёд назад, чтобы больше нагрузить боковые группы мышц туловища, с целью их лучшего укрепления. В процессе процедуры массажа детям это упражнение можно повторять 6-7 раз в каждую сторону. Этим упражнением мы тренируем преимущественно ротаторы туловища и мышцы верхнего отдела туловища.

Упражнение № 2. Переворот за ручку. Лучше делать после того, как закрепим упражнение №1. Берём малыша за правую (левую) ручку и подтягиваем в противоположную сторону, стимулируя переворот, но не торопимся помогать ребёнку, необходимо дать ему возможность самому продолжить движение. Можно также задерживать на боку малыша, не давая завершить переворот, раскачивать немного вперёд назад. Малыш должен подтягивать ноги вслед за верхней частью туловища, которую вы поворачиваете, подтягивая его за руку. Этим упражнением укрепляются косые мышцы брюшного пресса (они же ротаторы туловища), а также сгибатели бедра. Это упражнение можно повторять после массажа ребёнку, во время гимнастики 6-7 раз в каждую сторону.

Упражнение № 3. Можно делать также после массажа, во время гимнастики, если малыш уже немного окреп от предшествующих сеансов массажа и гимнастики для детей 3-4-х месяцев, но сам не может перевернуться. Мы просто обхватываем своей рукой малыша за боковую часть туловища и стараемся его подталкивать в противоположную сторону (за руки и ноги не трогаем) , цель научить самостоятельно начать переворот и закончить его. Если ленится, то поворачиваем его на бочок и раскачиваем вперёд назад, но не даём сразу повернуться с бочка на живот, тренируем мышцы. Необходимо добиться, чтобы ребёнок поднял голову от поверхности стола, тогда напрягаются боковые мышцы шеи, а затем и туловища, участвующие в перевороте.

Важно! Когда ребёнок начинает переворот, он сначала поднимает ноги кверху, и подтягивает их к себе, а затем, закидывая их на привычную ему сторону, следует за тяжестью ног и совершает переворот. Значит, ему не должно ничего мешать (гипертонус, гипотонус) поднять ножки от поверхности, на которой он лежит. Для этого и делается предварительно массаж и гимнастика для новорождённых, ведь тонус снимается или повышается сначала массажем с гимнастикой, а после ребенок учится переворачиваться.

Для осуществления переворота также необходимы достаточно крепкие мышцы шеи (сгибатели головы и шеи, и мышцы осуществляющие боковой наклон головы и шеи), которые укрепляются на предыдущих курсах массажа, либо параллельно на этом же курсе.

Читайте также:

  1. Как научить ребёнка ходить?
  2. Как научить ребёнка ползать?
  3. Ребенок не держит голову
  4. Ребенок лежит дугой как банан
  5. Ребенок ползает как раненый солдат

Если вам была интересна эта статья, поделитесь пожалуйста ей в социальные сети, возможно кому-то ещё она будет полезна. У мамочек всегда много вопросов, давайте им поможем найти ответы!?

Что делать после того, как ребенок падает?

Младенцы, как правило часто падают на первом году жизни, когда учатся ходить или из-за недосмотра взрослых, очень часты падения с кровати. Если это происходит, важно спокойно оценивать ситуацию и внимательно следить за признаками травмы.

Хотя это может выглядеть пугающе, падение с кровати обычно не наносит серьезного вреда. Тем не менее, возможны травмы, поэтому родителям следует знать признаки, указывающие на то, что ребенку нужна медицинская проверка после падения.

Что делать вначале

Если ребенок падает с кровати, важно сохранять спокойствие. Пока у ребёнка не закрылись роднички (большой на середине темени и малый на затылке), они, в случае удара защитят малыша от перелома черепных костей.

Когда ребенок или малыш падает с кровати, важно оставаться спокойным и быстро оценить ситуацию.

Немедленно позвоните в скорую помощь, не трогая ребенка, если:

  • Он потерял сознание
  • Ребёнок неподвижен (до падения он был активен, возможно, ползал и переворачивался, после падения лежит без движения).
  • Появились судороги (ручки и ножки ребёнка непроизвольно подергиваются, дрожат веки).
  • Нарушилась координация. Этот симптом можно проследить у ребёнка, который уже умеет сидеть и производить действия с игрушками. Например, он до падения умело складывал предметы в какую-либо емкость, но после падения не может стоять или спотыкается через каждые 2-3 шага.
  • Рвота
  • Внезапная выраженная вялость и сонливость ребёнка.
  • Сильный плач
  • Кровь из носа (это может быть довольно опасное состояние, которое говорит о серьезной травме черепных костей. Кровянистые или, наоборот прозрачные выделения могут появиться из ушей).
Читайте также:  Рост и вес мальчика в 3 месяца

Перемещение ребенка с травмой головы или позвоночника может вызвать серьезные осложнения. Однако, если ребенок находится в месте, где существует опасность получения дальнейших травм, его можно осторожно переместить в более безопасное место.

Если ребенка рвет или у него приступ, осторожно поверните его на бок. Удостоверьтесь, чтобы шея ребенка была прямая, пока вы переворачиваете.

Осторожно проверьте его, обращая пристальное внимание на его голову, на удары, ушибы или другие травмы. Проверьте остальную часть тела ребенка, включая руки, ноги, грудь и спину. Если вы видите повреждения, самим вправлять суставы, трогать или нажимать на кости нельзя ни в коем случае. К месту ушиба можно приложить холод – для этого подойдут любые продукты из морозильной камеры. Их нужно обернуть в мягкое полотенце и подержать там, где образовалось покраснение. Если есть рана, ее нужно обработать перекисью водорода, чтобы остановить кровь, наложить стерильную повязку и ждать приезда врача.

Если ребенок не показывает никаких видимых признаков травмы, наблюдайте за ним в течение короткого времени, чтобы убедиться, что ничего не меняется.

Возможные травмы

Несколько возможных травм могут возникнуть в результате падения, в том числе:

Сотрясение

Врач должен оценить травмы головы при сотрясении мозга.

Сотрясение представляет собой тип травмы головы, что обычно происходит, когда удар по голове заставляет мозг получать толчок внутри черепа. Трудно обнаружить сотрясение мозга у малыша, потому что они не могут описать свои симптомы.

Признаки сотрясения мозга у младенца включают:

  • потеря сознания
  • безутешный плач
  • рвота
  • избыточная сонливость
  • длительные периоды тишины
  • отказ от еды
  • временная потеря недавно приобретенных навыков
  • раздражительность

Повреждения мягких тканей.

Скальп — это кожа, покрывающая голову, и она содержит много мелких кровеносных сосудов. Даже незначительный разрез или травма могут обильно кровоточить, поэтому повреждение может выглядеть более серьезным, чем есть.

Иногда, внутренняя гематома под скальпом может привести к отеку на голове ребенка, что может длиться несколько дней.

Перелом черепа

Череп — это кость, которая окружает мозг. Возможен перелом черепа, при падении с высокого места.

Младенцы с переломом черепа могут иметь:

  • вдавленная область на голове
  • прозрачная жидкость, вытекающая из глаз или ушей
  • синяки вокруг глаз или ушей

Немедленно отведите ребенка в отделение скорой помощи, если у него есть какие-либо из этих признаков.

Мозг — это тонкая структура, которая содержит много кровеносных сосудов, нервов и других внутренних тканей. Падение может повредить эти структуры, иногда сильно.

У родителей мощная интуиция. Если что-то кажется неправильным с ребенком, важно понять это, чтобы обратиться к врачу. Всегда лучше быть в безопасности и следить за тем, чтобы не было серьезных травм.

Уход на дому

Врач может порекомендовать отдых для ребенка после падения.

Ребенок может немного поспать после падения, особенно если это произошло во время или после сна. Может быть полезно дать ребенку отдохнуть. Тем не менее, врач может рекомендовать будить ребенка через регулярные промежутки времени, чтобы проверить его.

Пробуждение ребенка может облегчить обнаружение любых признаков более тяжелой травмы головы. Ребенок должен:

  • нормально дышать
  • признать своих родителей или опекунов
  • легко проснуться

Если это не так, обратитесь к врачу или обратитесь за неотложной медицинской помощью.

Падение с кровати может вызвать головную боль, боль в шее или теле у ребенка. Безрецептурные болеутоляющие средства, такие как ибупрофен, могут помочь ребенку успокоиться. Лучше всего проверить тип лекарства и дозировку с врачом.

Отдых — лучшее лечение после травмы головы. Родители должны поддерживать спокойную деятельность в течение нескольких дней и следить за тем, чтобы ребенок избегал активной игры.

Профилактика

Предотвращение падения — лучший способ удержать ребенка от травмы головы. Однако происходят несчастные случаи. После падения важно переоценить безопасность и защиту детей в домашних условиях.

Никогда не оставляйте ребенка на взрослой кровати без присмотра, даже если подушки на месте, чтобы они не приблизились к краю. В дополнение к падениям, кровати для взрослых представляют риск других видов несчастных случаев, в том числе защемления или удушья.

Кроме того, не размещайте автокресло или надувное сиденье поверх приподнятой поверхности даже после того, как пристегнули ребенка.

Всегда кладите ребенка в кроватку, когда оставляете его одного в комнате. В кроватке не должно быть мягких постельных принадлежностей, которые могли бы прижать или задушить ребенка.

Прогноз

Несмотря на то, что факт травмы выглядит страшно, как для родителей, так и для ребенка, большинство падений не наносит серьезных травм. После падения важно оставаться спокойным и быстро оценить состояние ребенка. При необходимости незамедлительно обратиться за неотложной помощью.

Понимание и использование мер профилактики может помочь остановить падение или повторение.

Ссылка на основную публикацию