Грудничковое плавание и формирование привязанности между ребенком и родителями

Грудничковое плавание и формирование привязанности между ребенком и родителями

  • Польза
  • Упражнения
  • Советы

Школы грудничкового плавания Океан

и любящая мама двух дочек

Валентина Курносова

Польза

Грудничковое плавание становится все более привычным занятием для молодых родителей. Уже с первых месяцев жизни ребенка многие вводят плавание как обязательную процедуру по уходу в ежедневный график. Пользу плавания для физического развития ребенка сложно переоценить. Оно укрепляет сердечно-сосудистую систему и опорно-двигательный аппарат младенца, способствует профилактике заболеваний дыхательной системы и закаливанию организма. Грудничковое плавание в бассейне – это комплексное занятие, которое содержит не только плавание, но и элементы массажа, аквагимнастики и развивающих игр.

Не менее важным является и психоэмоциональная составляющая занятий – общение родителей и малыша в воде. На каждом занятии опытный инструктор стремится создать атмосферу поддержки и заботы в паре родитель-ребенок, обеспечить развитие доверия и укрепить нежную привязанность между родителем и малышом.

Близость, возникающая на занятии, важна для формирования надежной привязанности в раннем возрасте. Занятия в бассейне сопровождаются напеванием мамой песенок и чтением стишков. Это стимулирует слуховую систему ребенка и задает ритм движений, успокаивает и расслабляет. Водная среда при этом обеспечивает дополнительный приток сенсорной информации. Однако, тактильные рецепторы стимулируются не только водой, но и при контакте младенца с телом и руками взрослого.

Занятия в воде идут на пользу не только малышу, но и его родителю, спустившемуся в чашу бассейна. Родители в воде расслабляются, обучаются более глубокому взаимодействию с детьми, учатся лучше считывать их сигналы, которыми они выражает свои желания. Все мы хорошо поймем младенца, когда его потребности удовлетворены – сияющие глаза, сфокусированный взгляд, малыш тянется вперед, оживленно двигается, легко вовлекается в игру. Недовольство малыша мы можем распознать по тому, как он выгибает спину, плюется, зевает, хмурит брови и избегает смотреть в глаза. Получив такие сигналы, родители под чутким руководством инструктора должны постараться определить причину недовольства и предложить ребенку ту форму занятий и упражнений, которая ему понравится больше.

Если же сигналы маленького человечка не приняли во внимание, то он плачет и проявляет беспокойство. Вернуть его в прежнее состояние комфорта, способствующего легкой адаптации к воде, может стать непростой задачей.

Упражнения

При работе в бассейне мы используем упражнения для улучшения взаимодействий детей и родителей. Их можно использовать как на групповых занятиях, так и при индивидуальной работе с семьями, когда в воде находятся одновременно и мама, и папа. Особой атмосферой наполнены занятия с двойней, когда мы видим и поддерживаем контакт между малышами.

Коммуникативные упражнения хорошо включать во второй части урока. Дети к этому времени получили достаточную нагрузку и адаптировались к окружению. Вот для примера несколько таких заданий:

  1. Взрослые и малыши держатся за обруч и поют песенку, перемещаясь по кругу.
  2. Взрослый располагает малыша у себя за спиной и, придерживая за ручки, совершает покачивающие движения вправо-влево, двигается по кругу. Более опытные малыши уже могут самостоятельно удерживаться у взрослого за спиной, держа родителя за шею или лямки купальника. Когда ребенок уверенно держится у вас на спине, вы можете начать отрывать свои ноги ото дна и поплыть.
  3. Взрослый помещает нудл (или два) себе под спину и руки и располагает малыша у себя на груди в положении на животе или спинке, придерживая его с обеих сторон. Когда в этом положении вы почувствуете себя уверенно, можете медленно отрывать ноги ото дна и плыть.
  4. Взрослые и малыши встают по кругу и передают игрушку друг другу по очереди.

В зависимости от вашей подготовки и умений малыша, в эти игры можно добавлять ныряния способами, которые хорошо освоены ребенком.

Советы

Если по какой-то причине малыш волнуется и не хочет принимать участия в таких занятиях, лучше проявить терпение и не настаивать. Со временем он обязательно адаптируется, и будет получать от этого удовольствие. А пока дайте возможность ему понаблюдать за другими детками или выполните действие сами, например, передавая игрушку от родителя инструктору и обратно.

Постарайтесь не напрягаться во время движений, иначе эти ощущения передадутся ребенку. Будьте расслаблены и наслаждайтесь общением, не отвлекаясь ни на что другое. Находясь в условиях поддержки и дружелюбной игры, ребенок начнет доверять окружающим и в последствии включится в игру.

В итоге малыш будет получать не только физическую нагрузку, но и научится слушать маму, а мама будет лучше чувствовать и больше доверять своему ребенку. На занятиях нам важно заложить позитивное отношение к воде и сделать ее дружественной средой для наших малышей. Помните, что навыки, получаемые в бассейне в младенчестве и раннем детстве, не самое важное, главное – здоровый, радостный ребенок и хорошо проведенное время в дружеской компании. Почувствуйте свои эмоции – нежность, принятие и любовь, и ребенок в такой атмосфере ответит вам взаимностью и нежной привязанностью.

Грудничковое плавание дома: знакомимся с водой

Грудничковое плавание – очень полезное занятие, и его азы родители могут познавать даже дома! Рассказывает эксперт, тренер по плаванию.

Что такое грудничковое плавание и чем оно полезно?

Вода является привычной стихией для малышей, ведь в ней они проводят 9 месяцев до рождения. Грудничковое плавание – это своего рода адаптация к окружающему миру после появления крохи на свет. Такой комплекс водных процедур направлен на оздоровление и укрепление организма. Он способствует не только физическому развитию, но и улучшает работу головного мозга и развитие речи.

Плавание – это закаливание, профилактика заболеваний и формирование иммунитета. Во время процедуры мышцы малыша расслабляются, проходит гипертонус, который часто бывает у новорожденных, а также со временем формируется правильная осанка.

Еще один важный момент – это психологический контакт родителей с крохой и эмоциональная привязанность, которая возникает во время такого взаимодействия.

Долой страхи: советы родителям

Многие молодые родители первое время боятся даже купать малыша, однако это не так сложно, как может показаться. Если вы уже освоились в ванной и хотите извлечь максимальную пользу от водных процедур, обязательно обратитесь к специалисту- тренеру по грудничковому плаванию. Он наглядно покажет, как можно заниматься с малышом в домашних условиях: делать правильные поддержки на груди и спине, расскажет, как правильно начать нырять, объяснит и покажет методику постепенного подхода к осознанному нырянию у малыша, научит вас упражнениям и играм в воде.

Фото из личного архива

Не стоит переживать и за малыша: детки, которые плавают с рождения, в дальнейшем не испытывают страха воды, чувствуют себя комфортно и безопасно в любом водоеме, если уже умеют плавать. Но не забывайте, что даже домашние тренировки должны быть регулярными, только тогда от них будет толк и польза!

Читайте также:  Молды для полимерной глины

Когда и с чего начинать занятия грудничковым плаванием?

  1. Если у ребенка нет противопоказаний, то начинать плавание можно уже на третьей неделе жизни, когда заживёт пупочная ранка. В таком возрасте адаптировать малыша к воде следует плавными движениями, без резких смен положения тела. А в 4-5 месяцев малыши уже «перерастают» ванну, и заниматься плаванием нужно в бассейне.
  2. Купите специальный детский термометр для ванной, который также будет интересной игрушкой для малыша. Наиболее комфортной считается температура 35-37 градусов. Когда грудничковое плавание становится привычным для малыша, можно практиковать легкое закаливание, снижая температуру воды до 34-32 градусов. Однако заканчивать купание всегда следует в теплой воде.
  3. Держите малыша уверенно, не слишком сильно, а так, чтобы ему и вам было комфортно. Левой рукой поддерживайте малыша под грудь, а большим пальцем той же руки – под подбородком. Правая рука при этом должна находиться под попой ребенка.
  4. Опускайте его в воду, держа на животике, чтобы малыш видел воду и был готов к контакту с ней. Опускайте плавно, слегка покачивая. Во время купания общайтесь с малышом, разговаривайте спокойным и уверенным голосом, рассказывайте о своих действиях, о том, какая приятная водичка и как здорово плавать в ней.

В какое время суток лучше заниматься?

Считается, что купать малыша лучше вечером, однако первое время занятия грудничковым плаванием лучше проводить в течение дня, так как оно скорее будет бодрить. Когда ребенок привыкнет, можно совместить его с вечерним купанием.

Начинать нужно с 5-10 минут и постепенно увеличивать время плавания до 30 минут.

Depositphotos

Лучше всего заниматься плаванием с грудничком через 20 минут после кормления (на грудном вскармливании) и через 40 минут (если на искусственном). После плавания также малышу следует дать крохе «награду» – грудь или бутылочку.

Как подготовить ванну для купания?

Перед каждым заплывом помойте ванну детским мылом и хорошенько сполосните, а затем набирайте воду. Не стоит стремиться к стерильности: в данном случае это будет лишним и может только навредить. Все должно быть в меру.

Противопоказания для грудничкового плавания

  • Внутричерепное давление,
  • повышенная возбудимость,
  • изменения в головном мозге,
  • отсутствие подготовки у родителей и малыша.

Плюсы грудничкового плавания

Дети, которые с раннего возраста регулярно занимаются плаванием, отличаются крепким иммунитетом, редко болеют, а после болезни быстро выздоравливают. Они прекрасно развиты физически (координированные, сильные, выносливые), эмоционально устойчивые, легко и быстро адаптируются к новой обстановке и деятельности, чувствуя себя «как рыба в воде».

Грудничковое плавание способствует даже развитию таких навыков, как коммуникабельность и любознательность. Становясь старше, дети отлично проявляют себя в учебе и других сферах.

Начинать занятия плаванием желательно «чем раньше, тем лучше», но верно также и утверждение, что «начинать никогда не поздно»!

Консультация для родителей «Грудничковое плавание»

Наталья Рогозина
Консультация для родителей «Грудничковое плавание»

Цель: Создать представление о методике грудничкового плавания

Задачи: 1. За интересовать родителей в раннем развитии ребенка.

2. Познакомить с особенностями и правилами занятий.

Вода в жизни человека играет огромную роль. Вода — удивительная жидкость. У неё нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха. Калорийность воды равна нулю. Некоторые люди называют её, настоящей загадкой. В воде удивительным образом сочетается как простота, так и сложность.Казалось бы: в молекуле воды всего три атома — один кислорода, и два водорода. Тем не менее, учёным всё ещё не ясно до конца, как действуют эти молекулы. Но точно известно,одно: не будет воды — не будет и жизни на Земле.

Многие современные родители являются поклонниками различных методик для раннего развития детей. В последнее время особой популярностью пользуется грудничковое плавание.

Формирование и развитие человеческого зародыша происходит в утробе женщины в водной среде – амниотической жидкости. Малыш чувствует себя в таких условиях достаточно комфортно. Поэтому едва родившийся грудничок отлично справляется с водной средой. Он умеет дышать под водой и держаться на ней. С дальнейшим взрослением ребенка эти способности постепенно пропадают. Они сохраняются у детей до одного года.

При появлении на свет новорожденный получает большой набор инстинктов. Они действуют, пока малыш совсем мал, и его мозг еще не способен взять защитную функцию на себя. Плавательный рефлекс является одним из врожденных инстинктов.

Как оказывается, дети плавают с самого рождения. Как же действует такой рефлекс? Если грудничка опустить в воду, он автоматически задержит дыхание. В этот период сердцебиение крохи становится медленнее, что позволяет меньше расходовать кислород. Циркуляция крови осуществляется преимущественно возле головного мозга и сердца, которые являются органами жизненно необходимыми. Поэтому груднички могут оставаться под водой дольше взрослого человека без вреда для здоровья. Толчковый рефлекс позволяет малышу плавать в воде без всяких сложностей. Причем кроха легко может делать это самостоятельно без посторонней помощи.

По утверждениям большинства специалистов, такая методика пойдет малышу только на пользу. Во время плавания вода мягко массажирует все тельце малыша, в том числе и животик, что является профилактикой колитов. Укрепление скелетной мускулатуры. Малыши, которые плавают, намного быстрее развиваются физически, чем их сверстники. Укрепление организма. Сильный, закаленный ребенок реже болеет ОРЗ и легче переносит вирусные заболевания. Интеллектуальное развитие. Груднички, которые ныряют и задерживают дыхание, развиваются быстрее одногодок. Задержка дыхания на 7-8 сек. приводит к усиленному питанию мозга, чем обуславливает быстрое развитие интеллекта. Укрепление сердечно-сосудистой системы. Контраст температур воздуха и воды, активные движения в воде – все это укрепляет не только скелетную, но и сердечно-сосудистую мускулатуру, развивая систему кровообращения. Занимаясь в группе, малыш видит, что он такой не один, есть другие мамы, инструктор, такие же детки как он. Это первый шаг к осознанию того, что малыш живет в обществе.

Исследования ученых доказали – большинство детей, которые постоянно занимаются плаванием, начинают раньше своих сверстников сидеть, ползать и ходить.

Груднички, которые ныряют и задерживают дыхание, развиваются быстрее одногодок.

Если одни родители купают малыша с особой осторожностью на подставке в детской ванночке, то другие, напротив, придерживаются утверждения «научиться плавать раньше, чем ходить». Именно последним важно знать основы грудничкового плавания.

Когда начинать плавать:

Мнения специалистов насчет возрастных ограничений к плаванию для очень маленьких детей, расходятся. Но большинство считает, что чем раньше родители начнут приучать младенца к плаванию, тем лучше. Поэтому, если пупочная ранка у крохи полностью зажила, можно без страха и сомнений приступить к приучению малыша к водной среде.

Читайте также:  Рост и вес девочки в 2 года 8 месяцев

Чтобы начать занятия плаванием в раннем возрасте, родителям настоятельно рекомендуется ознакомиться с особенностями, советами специалистов, отзывами и правилами методики.

Как раннее плаваниевлияет на организм малыша:

• После проведения исследований, было доказано, что расслабление крохи в воде позволяет в дальнейшем быть увереннее и смелее, а также не бояться водной глади;

• Выпрямление ног и рук;

• Формирование правильной осанки;

• Организм малыша с раннего возраста привыкает к температурным перепадам, что укрепляет иммунитет;

• Формирование крепкого здорового сна;

• Нормализация работы сердечно-сосудистой деятельности;

• Положительное влияние на артериальное давление, кровообращение и работу легких;

• Профилактика аллергии и инфекций;

• Активизация работы головного мозга;

• Укрепление мышечной ткани.

• Процедуры на воде для малыша намного полезнее, чем массаж. Они не только укрепляют мышцы всего организма, но и расслабляют их.

Также польза раннего плавания еще в том, что активно налаживается связь крохи с мамой. Поэтому малыш более спокоен, меньше плачет и капризничает.

Исследования ученых доказали – большинство детей, которые постоянно занимаются плаванием, начинают раньше своих сверстников сидеть, ползать и ходить.

Принципы и правила плавания в ванной:

Новоиспеченные родители должны осознавать всю серьезность данного мероприятия. Чтобы заниматься грудничковым плаванием, нужно ответственно и максимально внимательно подойти к изучению информации об этой методике. Рекомендуется предусмотреть следующие моменты, для того чтобы плаваниекрохи было комфортным:

• Если вы заметили, что карапуз не настроен на процедуру, плачет и капризничает, не стоит настаивать на своем. Не заставляйте кроху – отложите занятие.

• Время водных занятий подбирается правильно. Младенец должен быть в приподнятом настроении и выспавшимся. Не проводите процедуру на голодный желудок или сразу же после кормления ребенка. Наиболее удобное время для проведения упражнений – спустя час после приема пищи.

• Предварительно перед процедурой подготавливается пеленка, которой обтирается малыш после плавания;

• На пол в ванной комнате лучше положить прорезиненный коврик. Он поможет избежать чрезмерного скольжения.

• Температура воды является очень важным параметром, к которому нужно отнестись внимательно. Нельзя слишком резко снижать температуру воды, но и высокой она тоже не должна быть. Температурный режим воды снижается под постоянным контролем и постепенно, без перепадов. В первые дни водных упражнений температура должна быть не ниже 35 – 36 градусов, меньше не допускается. Температура в 32 градуса должна быть наименьшей. Больше понижать ее нельзя. Обязательно следует уделять внимание тому, чтобы новорожденному при выполнении упражнений было максимально комфортно.

Водные упражнения можно проводить регулярно. После систематических занятий родители увидят существенные изменения в поведении новорожденного. Кроха станет спокойнее, его сон стабилизируется.

С какого возраста начинать?

Специалисты отмечают, что врожденные рефлексы начинают утрачиваться к трем месяцам жизни малыша. Если упустить это время, новорожденному будет сложнее адаптироваться в водной среде.

Лучше начинать первые занятия, когда ребенку еще не исполнилось одного месяца с момента рождения. Организовывать плавание для малышей можно не только в бассейне, но и в домашних условиях, в ванной. Для новорожденного ванна будет казаться большой.

Один из родителей должен совместно с карапузом заниматься плаванием. На первое занятие настоятельно рекомендуется пригласить квалифицированного специалиста по купанию грудничков.

С чего же начинается раннее плавание? Когда ванна полностью готова к процедуре, начните знакомство крохи с водой. Не нужно делать резких движений. Знакомить новорожденного с водной средой нужно максимально постепенно. Вначале намочите ручки малыша, затем стопы и только после этого погрузите ножки в воду.

Следующим движением будет погружение всего тельца грудничка. Погружать кроху нужно не в горизонтальном, а в вертикальном положении. С малышом нужно все время разговаривать и понемногу поливать тельце водой. Обратите внимание, в 3 месяца у ребенка врожденные рефлексы начнут понемногу угасать. Поэтому, если родители решили научить ребенка раннему плаванию, сделать это нужно пораньше.

Родителяммладенца настоятельно рекомендуется хорошо изучить два вида поддержки крошки в воде: под затылок и под подбородок. В первом случае такая поддержка используется, когда младенец плавает на спине. Вторая поддержка выполняется, когда кроха расположен на животике.

Можно освоить одну из поддержек, но лучше, если вы освоите сразу две. Чередование этих поддержек будет очень полезным. Движения карапуза при плавании будут более уверенными и раскованными, если использовать специальный круг. При регулярных занятиях вы сможете приучить младенца уверенно купаться и плавать самостоятельно.

Комплекс упражнений для плавания с грудничком

Существует несколько разновидностей упражнений и поддержек новорожденных при занятиях в воде. Их можно применять по очередности. Папа или мама, которые занимаются с карапузом, определяют, какие из поддержек нравятся крохе больше всего. В процессе проведения упражнений на воде родители должны быть умиротворенными, чтобы беспокойство и волнение не передавалось малышу.

• Поддержка под затылок

Это упражнение, с которого начинается раннее плавание. Один из родителей поддерживает новорожденного рукой под затылок, когда тот плывет на спине. Эта поддержка является первой, поэтому, самое главное, ее нужно проводить очень внимательно и ответственно. Перед началом выполнения эту поддержку настойчиво рекомендуется изучить.

• Поддержка под подбородок

Также первая поддержка, с которой знакомится кроха на первом этапе плавания. Кроху поддерживают рукой за подбородок, когда он плывет на животике. Поддержка под подбородок тоже требует особого изучения. Изучив две основные поддержки, родители смогу чередовать их и уверенно пользоваться.

Плавание по прямой

Карапуза переворачивают на животик и удерживают в таком положении, придерживая подбородок. На некотором расстоянии от него помещают интересную игрушку, до которой кроха пытается добраться и старается активно грести. Игрушку понемногу отдаляют от маленького пловца, а поддержку уменьшают, давая малышу почувствовать силу воды. Карапуз чувствует, что вода держит его, и ведет себя в ней уже увереннее.

• Толчки и повороты

Это упражнение в большинстве случаев нравится всем малышам. Ребенка приближают к стенке и дают ему возможность оттолкнуться. Один из родителей поддерживает его, но старается принимать минимальное участие. Кроха должен самостоятельно почувствовать силу своих отталкиваний и расстояние, на которое он проплывает.

Новорожденный расположен на животике. Его держат одной рукой за подбородок,а второй показывают аккуратные плескания: круги на воде, стекание воды по руке. Малышу будет это интересно. Вскоре он сможет освоиться лучше в водной стихии и будет самостоятельно плескаться, не имея страха. Данное упражнение специалисты рекомендуют выполнять до тех пор, пока кроха полностью не привыкнет к воде.

Читайте также:  Рост и вес мальчика в 1 год

• Плывем за игрушкой или догонялки

Упражнение выполняется на животике, малыша аккуратно придерживают под подбородок. Плавающего грудничка учим догонять уплывающую от него игрушку. Родитель показывает жестами и говорит о том, что игрушка уплывает. Ее необходимо догнать. В процессе упражнения скорость плавания игрушки чуть-чуть увеличивают. Малыш изо всех сил пытается ее догнать.

Данное упражнение выполняется при условии, когда малыш уже освоил технику плавания по прямой. Упражнение может выполняться на спине или животе. Ребенок плавает по форме восьмерки. С каждым занятием размер цифры нужно увеличивать.

Упражнение, как и многие другие, выполняется в положении, когда грудничок находится на животике, и является начальным этапом нырянию. Ребенка поддерживают за голову таким образом, чтобы она находилась над водой. Карапуза опускают вниз, а затем вверх.

Ныряние младенца под воду является серьезным и ответственным этапом. Многие родители очень волнуются перед тем, как новорожденный будет выполнять процедуру ныряния. Родители бояться, что малыш может захлебнуться под водой. На самом деле, такой страх необоснованный.

При правильной подготовке ребенка к этому этапу, вреда для его здоровья не будет. Ребенок с легкостью задержит дыхание под водой. Ему только нужно напомнить, как это делать. Нырять научить грудничка может каждый родитель, внимательно изучив особенности и правила занятий.

Перед тем как приступить к выполнению упражнения, нужно предупредить малыша о погружении словом «ныряем» и прикрыть ему глаза рукой. У крохи произойдет автоматическая задержка дыхания при погружении в воду с головой.

Такие действия проводятся в течение десяти дней, после поставленную задачу нужно усложнить. Теперь после команды нужно не просто прикрыть глаза крохе, но и слегка брызнуть на личико водой. Первые промежутки времени нахождения новорожденного под водой должны быть около нескольких секунд. Далее с каждым днем время чуть-чуть нужно добавлять.

Как поясняют специалисты, занятия грудничковым плаванием до года – это не совсем полноценное плавание. Опытные инструкторы по плаванию для грудничков учат детей привыканию к водной среде.

Основной целью плавания является не окунание его в воду, а польза, от проделанных процедур. Несмотря на то, что мнения специалистов о раннем плавании неоднозначны, доказано, что водные упражнения полезны малышам.

Если родители чувствуют неуверенность в собственных силах и знаниях для начала самостоятельного обучения карапуза, лучше записаться на специальные занятия в бассейне с инструктором для грудничков.

Консультация для родителей «Авторитет родителей в воспитании детей» Многих родителей волнует вопрос, как заработать авторитет, как правильно воспитывать своих детей. Авторитет родителей заключается в умении.

Консультация для родителей «Безопасность детей — забота родителей» Внимание, дорога! Знание правил дорожного движения – это важный момент в воспитании и формировании навыков ребёнка, это обеспечение его.

Консультация для родителей «Роль родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни» Сегодня, наверное, нет на земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но сами взрослые порой почему-то.

Консультация для родителей «Наказания. Правила поведения для родителей» Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций. 1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психологическому.

Консультация для родителей «Проблемы во взаимоотношениях родителей и детей» Можно совершенно точно утверждать, что все любящие своих деток папы и мамы мечтают видеть их не только счастливыми, но и реализовавшимися.

Консультация для родителей «Роль родителей в преодолении агрессивного поведения ребенка» «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители пример ему» (народная мудрость) Что такое агрессивный ребенок, как вовремя распознать.

Консультация для родителей «Ссоры родителей. Монолог малыша» Дорогие мама и папа! Вчера вы поругались. Вы совершенно забыли в этот момент про меня. Я тихо сидел, играл со своими любимыми игрушками,.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей “Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка” «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Оздоровительное плавание для детей младшего дошкольного возраста. С чего начать? С чего начать? С начала учебного года маленькие воспитанники приходят в сад и для многих это большой стресс. Малыша «оторвали» от мамы,.

Совместное творчество родителей и детей. Консультация для родителей Совместное творчество родителей и детей. Совместная творческая деятельность- интересное и увлекательное времяпровождение. Совместное творчество.

Грудничковое плавание: с какого возраста и чем полезно

Грудничковое плавание появилось еще в 60-х годах 20 века. С его помощью инструктор-спасатель Чарковский пытался выходить свою недоношенную дочь. Впоследствии было установлено, что грудничковое плавание положительно влияет на физическое и интеллектуальное развитие ребенка.

  1. История
  2. Физиологические рефлексы новорожденного
  3. Что дает грудничковое плавание
  4. Для чего нужно грудничковое плавание
  5. Противопоказания для грудничкового плавания
  6. Возраст ребенка для рудничкового плавания
  7. Приемы и методики
  8. Упражнения для грудничкового плавания
  9. Плескание
  10. Толчки и повороты
  11. Плавание по прямой
  12. Восьмерка
  13. Покачивание
  14. Обучение малыша нырянию
  15. Грудничковое плавание в бассейне
  16. Как выбрать бассейн
  17. Техника безопасности
  18. Сколько раз в неделю
  19. Грудничковое плавание в домашних условиях
  20. Температурные показатели воды
  21. Место занятий дома и инвентарь
  22. Приспособления для купания
  23. Основные правила
  24. Малыш поплыл — что дальше
  25. Мнение педиатров и родителей
  26. Больше полезных статей о плавании вы найдете в разделах:

История

То, для чего нужно грудничковое плавание, было детально изучено еще Чарковским. Инструктору-спасателю удалось добиться впечатляющих результатов. Недоношенная дочь Чарковского уже в три месяца опережала сверстников в плане физического и интеллектуального развития. Через несколько месяцев ребенок начал плавать в бассейне для взрослых. Девочка самостоятельно погружалась на глубину в несколько метров.

Обратите внимание! После достижения успехов в укрепления здоровья собственной дочери Игоря Чарковского стали приглашать в Дома Ребенка, родительные дома. Методика инструктора-спасателя противоречила основным медицинским доктринам того времени. Поэтому повсеместного распространения грудничковому плаванию получить было не суждено.

В других государствах развитие методики шло более прогрессивно. В зарубежных странах появились специальные исследовательские институты, сотрудники которых занимались занятиями с детьми в водной среде. Пионерами в этом плане стала австрийская семья Тиммерманс. В последующем методика грудничкового плавания стала распространяться на территории Японии, стран Европы, Америки.

Министерством здравоохранения СССР подобные занятия с детьми первого года жизни были одобрены лишь в 70-х годах прошлого века. В немалой степени этому способствовала деятельность председателя Федерации плавания Фирсова. Вскоре отделения грудничкового плавания были открыты во всех лечебных учреждениях для детей, в которых проводились специальные оздоровительные курсы.

Физиологические рефлексы новорожденного

У грудничка после рождения и до достижения трехмесячного возраста сохраняются врожденные инстинктивные умения, обусловленные длительным нахождением в мамином животе. Основной из таких рефлексов, помогающий малышу держаться на воде, — плавательный.

Читайте также:  Правильно выбираем кисти для рисования

Обратите внимание! У грудничков развит и дыхательный рефлекс, помогающий задерживать дыхание при погружении под воду. Именно он помогает обучать детей первого года жизни нырянию.

У младенцев развит и толчковый рефлекс. При принудительном сгибании ножек грудничок немедленно разгибает нижние конечности. Благодаря толчковому рефлексу малыш со временем начинает отталкиваться от бортиков и дна бассейна.

Удельный вес грудничка намного меньше веса взрослого. Это положительно сказывается на способности ребенка с легкостью держаться на поверхности воды.

Что дает грудничковое плавание

Водные тренировки положительно воздействуют на:

  • сердечно-сосудистую систему. Активные движения ребенка в воде способствуют укреплению сердечной мышцы, насыщению крови кислородом, активизации кровотока;
  • центральную нервную систему. Грудничковое плавание активизирует кровообращение в головном мозге, устраняет нервозность и раздражительность;
  • дыхательную систему. Благодаря грудничковому плаванию происходит улучшение дренажной функции легких. Физическая активность предупреждает развитие инфекционных недугов, оказывает общеукрепляющее воздействие;
  • костно-мышечную систему. При нахождении грудничка в воде происходит равномерное распределение нагрузки на суставные, мышечные и костные структуры. Это способствует правильному развитию мышечного корсета, позвоночника крохи. В процессе плавания преодолевается сопротивление воды, происходит укрепление дыхательной системы. В результате грудничок начинает ползать, ходить и сидеть раньше сверстников;
  • мочевыделительную систему. Мышечная активность, наблюдающаяся в процессе плавания, улучшает работу почек. В итоге активизируется выведение токсинов из организма малыша.

Наблюдается и укрепление иммунитета ребенка первого года жизни. Температурные перепады воды и внешней среды способствуют быстрому закаливанию.

Для чего нужно грудничковое плавание

Занятия в воде показаны при наличии перечисленных ниже патологий:

  • мышечный гипертонус;
  • патологии суставов;
  • ДЦП;
  • патологии костно-мышечной системы;
  • вялость мышц;
  • недостаточный вес при рождении;
  • кривошея.

Занятия в бассейне полезны и детям с ослабленным иммунитетом.

Противопоказания для грудничкового плавания

Грудничковое плавание предусматривает противопоказания, перечисленные ниже:

  • острый воспалительный процесс, сопровождающийся высокой температурой;
  • глубокие раны на теле;
  • кожные патологии;
  • печеночная недостаточность;
  • психические болезни, сопровождающиеся судорожными припадками;
  • сердечно-сосудистая недостаточность;
  • болезни инфекционной природы (вирусный гепатит, туберкулез);
  • почечная недостаточность.

Возраст ребенка для рудничкового плавания

По мнению большинства педиатров, к упражнениям в воде стоит приступать после заживления пупочной ранки (во избежание проникновения в ранку инфекции). Помимо этого, малышу необходимо время для адаптации к условиям жизни вне утробы матери. Оптимальный возраст для начала тренировок — два месяца.

Занятия желательно начать до того момента, пока сохраняются врожденные плавательные инстинкты малыша. В противном случае нужные навыки придется прививать с нуля, преодолевая имеющийся у малыша страх воды.

Приемы и методики

В 80-х годах прошлого века была популярна методика Гутермана. Она рассчитана на 4 основных этапа:

  1. Подготовительный. Этот этап включает в себя гимнастику, массаж. Подготовку начинают на пятый день после появления ребенка на свет. Этот этап заканчивается при достижении крохой возраста трех месяцев.
  2. Обучение плаванию. В течение трех месяцев у малыша закрепляются плавательные рефлексы в ответ на команды мамы. Грудничком постепенно осваиваются основные движения. Малыш отвыкает от поддержки взрослого.
  3. Самостоятельное плавание. Кроха начинает плавать и нырять без посторонней помощи в возрасте 6-9 месяцев.
  4. Закрепление полученных навыков. В годовалом возрасте ребенок осваивает навыки подводного плавания.

Упражнения для грудничкового плавания

Плавание предусматривает регулярно упражнение простых упражнений, абсолютно безопасных для ребенка. Взрослым нужно сохранять сосредоточенность и спокойствие во время тренировок в водной среде. В таком случае кроха также чувствует себя уверенно.

Плескание

Плескание выполняется следующим образом:

  1. Малыша держат под подбородок на животе одной рукой. Другой аккуратно похлопывают по воде.
  2. Взрослый выполняет разнообразные движения ладонью. Ею медленно водят по поверхности воды.
  3. Нужно показать грудничку, как вода плавно стекает с руки. В последующем малыш будет плескаться в воде самостоятельно, получая от этого занятия истинное удовольствие.

Толчки и повороты

Грудничка приближают к стенкам ванны. Малыш должен чувствовать опору ножками, отталкиваться от нее и плыть. При этом взрослый поддерживает кроху при переворачивании. Основная цель — показать ребенку, что существует взаимосвязь между силой отталкивания и расстоянием, которое грудничок сумеет проплыть.

Плавание по прямой

Грудничка кладут на животик. Перед ним кладут яркую игрушку, вызывающую активный интерес крохи. Малышу нужно стараться достать красочный предмет. При этом игрушку каждый раз отодвигают от крохотного пловца. Меняют и скорость движений. Интенсивность поддержки взрослого постепенно ослабляют. Малыш должен понять, что он может самостоятельно держаться на воде.

Восьмерка

К выполнению этого упражнения приступают после освоения юным пловцом техники плавания по прямой. Ребенка держат попеременно то на спине, то на животе. При этом на воде плавно выводят зигзаги, восьмерки, прочие волнообразные фигуры. Скорость изменяют постепенно (пока не подберете оптимальную). Одним грудничкам нравятся плавные движения, другие предпочитают плыть максимально быстро.

Покачивание

При выполнении этого упражнения юного пловца кладут на живот, поддерживая кроху за подбородок. При этом голову придерживают так, чтобы она располагалась над поверхностью воды. Грудничка плавно перемещают сверху-вниз и вперед-назад, медленно погружая в воду и поднимая из нее. При этом имитируют покачивание на качелях.

Подобное упражнение предназначено для подготовки ребенка к нырянию. Тренировки выполняются около 30 дней. В противном случае юный пловец может испугаться и неприязненно воспринимать водные процедуры.

Обучение малыша нырянию

Перед тем как приступить к обучению нырянию, убеждаются в закреплении необходимых навыков и рефлексов задержки дыхания.

Упражнение выполняют таким образом:

  1. Крохе дают четкую команду «нырять», дуя при этом ему в лицо.
  2. Малыш задерживает дыхание и закрывает глаза.

Упражнение выполняют в течение 10 дней. В дальнейшем тренировки усложняются. После команды «нырять» малышу надо не только дуть, но и брызгать водой в лицо.

Непосредственно к нырянию приступают после освоения указанных выше навыков. Сначала кроху погружают под воду на 2 секунды. Затем продолжительность тренировок увеличивают до 30 секунд.

Грудничковое плавание в бассейне

Продолжительность тренировок в бассейне — 45 минут. Занятия могут быть групповыми, так и индивидуальными. На первую тренировку к инструктору приносят справку от педиатра об отсутствии у карапуза соответствующих противопоказаний.

Занятия с крохой состоят из таких этапов:

  1. Проведение разминки на суше.
  2. Начало тренировок у бортика бассейна. В этот период выполняются разнообразные гимнастические упражнения.
  3. Завершение тренировки играми, сопровождающимися освоением навыков ныряния.

Спустя месяц подобных тренировок карапуз уже уверенно чувствует себя в воде. Беспокойство, порой присутствующее в первые недели посещения бассейна, к этому времени исчезает.

Как выбрать бассейн

К выбору бассейна подходят максимально внимательно. У младенцев очень чувствительная кожа. Поэтому правильная очистка воды в бассейне имеет большое значение. Привычное для взрослых хлорирование неприемлемо для нежной детской кожи. Такой метод обработки воды провоцирует шелушение кожного покрова, появление аллергической сыпи. Более того, младенцам не нравится резкий запах хлора. Он зачастую становится причиной частого чихания, ухудшения самочувствия крохи.

Читайте также:  Рост и вес ребенка в 1 год 9 месяцев

Для занятий с детьми первого года жизни стоит выбирать бассейн, где для очистки воды применяется один из таких методов:

  • обеззараживание ультразвуком;
  • ионизация;
  • обеззараживание активным кислородом;
  • озонирование.

В специализированных детских учреждениях создаются комфортные условия для детей. К ним стоит отнести специальные ванночки, оптимальную температуру воздуха, присутствие в учреждении инструктора, специально обученного для работы с детьми.

Техника безопасности

Тренерам и родителям, занимающимся с грудничками, нужно придерживаться таких правил безопасности:

  • для посещения тренировок необходима медицинская справка от педиатра;
  • детям до трех лет нужно находиться в воде в специальных плавательных подгузниках;
  • родителям стоит иметь при себе обувь с антискользящей подошвой;
  • бег по бортикам бассейна строго запрещен.

Родителям не рекомендуется спускаться в бассейн, держа грудничка на руках. Для этой цели стоит воспользоваться помощью инструктора. По лестнице поднимаются и спускаются строго лицом к бортику.

Сколько раз в неделю

В течение первого года жизни малыша рекомендуется посещать занятия дважды в неделю. После того как карапузу исполнится 12 месяцев, тренировки продолжают в специальных группах «мать и дитя». При продолжении занятий до достижения ребенком трехлетнего возраста приобретенные навыки сохранятся на всю жизнь.

Возобновление занятий после перерыва. При возобновлении занятий, приостановленных из-за болезни, тренировки проводят с самого начала. При этом предварительно консультируются с педиатром.

Грудничковое плавание в домашних условиях

Занятия начинают со знакомства карапуза с водой. При этом нужно сначала подержать малыша над ее поверхностью так, чтобы кроха дотронулся до нее ладошками. После этого ноги младенца аккуратно окунают под воду, держа их в таком положении несколько минут. Затем тело крохи полностью погружают в воду, держа ребенка столбиком.

Температурные показатели воды

Во время первых занятий температура воды должна быть не более 36 градусов. Постепенно ее снижают до минимального допустимого значения в 32 градуса. В ходе тренировок тщательно следят за реакцией младенца. Ребенок должен ощущать комфорт. Если малыш чувствует себя в воде слишком расслабленно и не проявляет физической активности, вода слишком теплая.

Место занятий дома и инвентарь

Закаливание младенца проводят в обычной домашней ванне. Рядом с ней должен располагаться столик для пеленания с:

  • салфетками;
  • водным и комнатным термометрами;
  • ватой;
  • пеленками.
Возраст малыша Продолжительность плавания Оптимальная температура воды
5 дней-2 недели 10-15 минут 36,5°С
1 месяц 14-16 минут 36,0°С
2 месяца 19-21 минута 35,5°С
3 месяца 24-27 минут 35,0°С

Приспособления для купания

Родителям стоит приобрести такие приспособления:

  • надувной жилетик, который надевают на шею. Это приспособление предназначено для поддержания головки младенца на поверхности воды;
  • шапочку на голову для плавания. В ней дополнительно имеется пенопласт, помогающий удерживать шею малыша на поверхности воды;
  • специальный коврик в ванну. Это приспособление стелют на дно, чтобы младенец не скользил. Специальные коврики изготавливаются в виде животных. Есть и множество изделий с красочными картинками;
  • резиновые игрушки ярких расцветок.

Если занятия проходят в бассейне, дополнительно приобретают непромокаемые трусики-подгузники. В домашних условиях рекомендуется купаться голышом.

Основные правила

Родителям не следует:

  • опережать события. Резко снижать температуру воды и слишком быстро увеличить продолжительность тренировок не следует;
  • переходить к следующему этапу обучения до твердого усвоения предыдущего;
  • ждать от младенца быстрых успехов;
  • ориентироваться на достижения более активных детей;
  • пользоваться кругами, нарукавниками и другими дополнительными приспособлениями. При их применении у младенца нередко формируется навык неправильного положения в воде.

Малыш поплыл — что дальше

Постепенно учите карапуза скользить по воду, при этом держась за палку или обруч, отталкиваясь от бортика. Малыш должен уметь правильно выдыхать в воду, нырять, доставать различные предметы с поверхности дна. В 3 года можно отдать ребенка в подготовительную группу к тренеру.

Мнение педиатров и родителей

Во время тренировок повышается уровень доверия, крепнет духовная близость между детьми и родителями. Упражнения, выполняемые в водной среде, помогают укрепить мышечный аппарат. В то же время грудничковое плавание может сделать ребенка гиперактивным. При наличии у крохи проблем с дыхательной системой тренировки в воде повышают риск воспаления легких, развития бронхита.

Большинство родителей, практикующих грудничковое плавание, отмечают исключительно положительные результаты. Улучшается сон и аппетит младенца, кроха быстрее адаптируется к строгому режиму дня. Занятия в водной среде дарят большинству малышей исключительно положительные эмоции.

10 показаний для грудничкового плавания + 6 полезных упражнений

Как правильно осуществлять грудничковое плавание на дому? Есть ли у него плюсы и минусы? Всем ли детям можно заниматься этим спортом? Если какие-то правила и условия выполнения данной процедуры? Какие упражнения разрешены в этом возрасте?

С рождением малыша все родители хотят, чтоб он вырос здоровым, красивым, умным и способным ребёнком. Поэтому многие из них начинают развивать навыки крохи ещё с рождения. И некоторые из родителей прибегают к такому виду спорта, как плавание. Именно им малыш может заниматься практически с самого рождения.

Основные полезные моменты грудничкового плавания

Этот вид спорта задействует практически всю основную мышечную систему, минимизирует нагрузку на позвоночный столб, улучшает работу сердечно-сосудистой и дыхательной, нервной систем. Так, например, он способствует расправлению лёгких и увеличению их объёма.

Плавание для грудничков способствует улучшению обмена веществ, физического развития, аппетита, сна. Эти малыши начинают быстрее переворачиваться, сидеть, ходить, ползать и разговаривать, а помимо этого у них формируется правильная осанка.

Как определить, можно ли новорождённому малышу заниматься плаванием?

Важным является тот факт, что выполнение данных процедур допускается только после разрешения врачей: педиатра, ортопеда, невролога! Стоит внимательно отнестись к этому требованию, чтобы не навредить крохе.

Рекомендовано начинать эти процедуры сразу после заживления пупочной ранки (первая – третья неделя после родов) или до трёх месяцев. Этот фактор является очень важным из-за того, что крохи в этом возрасте рефлекторно могут задерживать дыхание, при попадании им воды на лицо. И если этот рефлекс не развивать, то он угасает, а регулярные занятия этим видом спорта укрепляют его и развивают. Поэтому очень важно как можно раньше начать занятия.

Показания для грудничкового плавания

Занятия этим видом спорта показаны практически всем малышам (за исключением небольшой группы пациентов), но некоторым из них они крайне необходимы.

Эти процедуры показаны детям:

  • с гипертонусом (повышенным тонусом мышц). В тёплой воде и комфортной для него среде кроха расслабляется и успокаивается;
  • с гипотонусом (пониженным мышечным тонусом). При этом состоянии малыш чаще всего вялый, малоподвижный. Плавание способствует укреплению мышечной системы и приведению её в тонус;
  • с малой массой тела, то есть рождённым весом менее 2500 граммов. Данные процедуры таким малышам повышают аппетит, улучшают двигательную активность, сон, адаптационные возможности крохи, а также нормализуют работу нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной систем. Такие изменения чаще бывают при задержке внутриутробного развития и недоношенности;
  • с асимметрией мышечного тонуса. Постоянные смены поз, а именно сгибательные и разгибательные движения в конечностях, способствуют расслаблению и напряжению мышечной системы крохи и формируют нужные двигательные ощущения в них;
  • рождённым путём кесарева сечения («кесарятам»). Вода способствует запуску тех механизмов, которые не были запущены в момент рождения и улучшает его адаптацию к окружающей среде;
  • с дисплазией тазобедренных суставов (то есть с врождённой их неполноценностью). Этот вид процедур профилактически действует на суставно-связочный аппарат, а также способствует укреплению суставов, самостоятельному движению в них;
  • с вальгусом, варусом, плоскостопием. Эффект при данных патологиях возникает за счёт укрепления связочного аппарата, мышечной системы;
  • с кривошеей. Чаще всего она установочная, то есть возникает ещё внутриутробно или во время родовой деятельности, но может быть и истинной — возникающей при недоразвитии грудинно-ключично-сосцевидной мышцы или в результате родовой травмы в шейном отделе позвоночного столба. При первом случае таким образом можно расслабить шейные мышцы, а при втором – эта процедура является дополняющей к основному лечению;
  • с детским церебральным параличом (ДЦП). Эта процедура является наиболее для них оптимальной, так как в ней задействованы и руки, и ноги. В результате чего достигается реакция с этих конечностей, движения становятся более скоординированными, ритмичными и согласованными. А также она устраняет болезненные ощущения, улучшает психическое, физического, эмоциональное и неврологическое состояния крохи;
Читайте также:  Рост и вес ребенка в 5 месяцев

  • с проблемами со стулом. Этот вид спорта способствует усилению перистальтики кишечника, во время плавания крохи происходит массаж животика, улучшение кровоснабжения и работы внутренних органов.

Противопоказания

Но как бы ни был полезен этот вид спорта, он показан не всем.

Запрещено им заниматься детям с:

  • пневмонией, острыми респираторными вирусными инфекциями (орви), сопровождающимися гипертермией;
  • обострениями хронических болезней;
  • кожными заболеваниями, имеющими инфекционную природу;
  • аллергическими проявлениями на кожном покрове;
  • активной формой туберкулёза, сифилиса;
  • болезнями брюшной полости, которые склонны к кровотечениям;
  • эпилепсией;
  • тяжёлыми врождёнными пороками сердца, почек;
  • вывихами и подвывихами тазобедренных суставов;
  • врождёнными аномалиями, которые исключают возможность плавать;
  • острой сердечно-сосудистой, почечной или печёночной недостаточностями;
  • кишечными инфекциями и расстройствами кишечника;
  • гидроцефалией;
  • открытыми ранами;
  • серьёзными травмами и нарушениями опорно-двигательного аппарата, при которых необходима полная фиксация конечности.

Частые вопросы мам и пап

Когда начинать?

Одним из правил приучения крохи к этой процедуре является своевременное начало занятий с ним.

Согласно научным данным, рекомендованный возраст для занятий с ребёнком – менее трёх месяцев, потому что после достижения его происходит угасание врождённых рефлексов, одним из которых является способность плавать. Наилучший возраст для начала занятий с ребёнком – это один месяц.

Ванна или бассейн?

Довольно часто педиатру задают следующий вопрос: где лучше начинать плавать с ребёнком, в ванне или в бассейне? Мнения учёных на этот счёт разделились. Одни считают, что до одного-двух месяцев с крохой лучше заниматься дома, по их мнению, адаптация к воде в привычных для него условиях происходит быстрее. Другие – с трёхнедельного возраста рекомендуется посещать бассейн, чтоб малыш скорее привык к большому объёму воды.

Коллегией европейских врачей-педиатров (Бельгии, Франции, Германии) в две тысячи десятом году была проведена научно-исследовательская работа. В результате которой было установлено, что дети, занимающиеся этим видом спорта с самого рождения, имеют больший риск развития болезней дыхательной системы в четыре раза, по сравнению с малышами, которые не занимаются им или редко посещают бассейн.

Причиной этому служит содержание в воде хлора, который является очень вредным для незрелой системы органов дыхания, а она во время купания попадает в уши, нос, а иногда и в рот к крохе.

Всегда ли можно?

Перед тем как провести эту процедуру в домашних условиях, необходимо оценить общее состояние ребёнка (настроение, самочувствие, сытость).

Тренер или родитель?

Проведение первых занятий рекомендовано с тренером, так родители смогут научиться правильно проводить данную процедуру, выучат последовательность действий её выполнения и меньше будут переживать за то, насколько верно они всё делают.

Важное правило при выполнении этих процедур – это сопровождение голосом каждого упражнения. Так, к примеру, перед окунанием крохи в воду необходимо обязательно предупредить его об этом. Благодаря чему происходит подсознательное запоминание слов и формируется готовность ребёнка к определённым действиям.

Нужные приспособления

Плавание грудничков в ванне не является столь скучным, как может показаться изначально. На сегодняшний день существует много приспособлений, благодаря которым малыш сможет быстрее адаптироваться к этому виду спорта.

  • коврики. Их застилают на дно ванны, чтоб кроха не скользил при наступании на него. Они имеют самые разнообразные расцветки и рисунки. Благодаря этому они ещё и привлекают внимание малыша во время плавания и заинтересовывают его;
  • круги, они надеваются ребёнку на шею и не позволяют ему захлебнуться;
  • шапочки на голову. Их надевают также с целью удержания головы крохи над поверхностью воды;
  • специальные трусики. Их необходимо надевать, чтобы не было неприятных сюрпризов в бассейне, а в ванной можно обойтись и без них.

Основные правила грудничкового плавания в домашних условиях

Готовим ванну

Прежде чем приступить к данной тренировке, очень важно правильно подготовить место для неё. Для этого необходимо тщательно помыть ванну при помощи детского или хозяйственного мыла, соды и хорошо ополоснуть напором горячей воды, так как организм крохи ещё не адаптирован к окружающим его микроорганизмам.

Плавание грудничков в ванне необходимо осуществлять в обычной некипячёной воде. Специального кипячения, заваривания настоев трав (ромашки, шалфея, календулы и т.д.) не требуется.

На дно ванны рекомендуется положить специальный резиновый коврик на присосках (до этого необходимо его тщательно вымыть, как и ванну).

Благоприятно на процесс обучения крохи влияет приятно звучащая мелодия во время занятий и/или множество ярких плавающих в воде игрушек. Они повышают настроение малыша и желание дольше заниматься.

Занятия этим видом спорта дома благоприятно влияет и подготавливает организм ребёнка к выполнению этих процедур в бассейне.

Температурный режим воды и помещения

Во время первых занятий вода должна быть не менее 36 – 37 °C, с последующим снижением её до 28°C, а воздуха – 24 — 25°C. Снижение этих показателей должно быть постепенным. Рекомендовано еженедельное снижение температуры на 1 °C. В том случае, если во время купания малыш начинает длительно или тревожно плакать, то не стоит временно снижать эти параметры. Длительность этой процедуры в среднем в начале может составлять 9 – 15 минут, а в последующем — 30 — 60 минут.

Читайте также:  Рост и вес девочки в 11 месяцев

При обучении ребёнка плаванию и снижении температурного режима существует несколько периодов. Поэтому важно постепенно и последовательно увеличивать нагрузку на организм крохи.

Допустимый возраст малыша

Рекомендуется начинать занятия с малышом как можно раньше (как только заживёт пуповина), то есть от 2 – 3 недель жизни крохи и до трёх — четырёхмесячного возраста (пока не угасли безусловные рефлексы). При не начатых своевременно занятиях их стоит перенести на возраст три – четыре года.

Для закрепления плавательного рефлекса необходимы занятия этим видом спорта как минимум до трёхлетнего возраста.

Важным является тот факт, что малыши, занимающиеся этим видом спорта с рождения, приобретают навыки, которые уберегают их от опасных ситуаций в воде в дальнейшем.

Рекомендуемые упражнения

После того как инструктор обучит родителей, рекомендовано попробовать произвести первую процедуру с использованием куклы, а затем с малышом под чётким контролем тренера.

Существует множество упражнений для занятий грудничковым плаванием. Примеры нескольких способов их выполнений в виде:

  1. «Отталкиваний от стенки». Руку необходимо установить в области затылка крохи. Его же необходимо положить животиком на воду. Ножки грудничка при этом должны коснуться стенки ванны. После чего он должен оттолкнуться от неё. Это упражнение позволяет малышу понять, что чем сильнее будет толчок от стенки, тем дальше он будет плыть.
  2. «Часиков». Ребёнка необходимо держать за подмышками и аккуратно погрузить в воду. Затем необходимо покачивать его в ней в левую и в правую сторону. Вначале данную процедуру нужно выполнять медленно, а в последующем — постепенно увеличивать амплитуду движений, касаться щёчкой воды и добавлять «хвостик русалки», то есть прибавлять подъёмы ног.
  3. «Вертикальных восьмёрок». Кроху необходимо удерживать, как и во втором пункте, при этом рисуя телом малыша лежачие восьмёрки спинкой и животиком.
  4. «Ложечки». Ребёнка нужно взять за подмышки. Тело аккуратно погрузить в воду и мешать туловищем её во все стороны.
  5. «Плесканий». Придерживая голову крохи за подбородок, необходимо осторожно опустить малыша в воду на животик, показав ему как приятно плескаться. Сначала нужно самим водить его ручки назад и вперёд, а затем он научится это делать самостоятельно.
  6. «Качель». Рукой необходимо придерживать голову крохи, а тело погрузить в воду вниз животом. Плавно покачивая тело ребёнка вперёд – назад, постепенно погружая его в неё и поднимая туловище над поверхностью воды.

Плавание с грудным ребёнком в бассейне

Обучение плаванию грудничков не должно начинаться сразу с бассейна. Необходимо дать организму крохи адаптироваться к воде и к её температурному режиму сначала в ванной.

Если у ребёнка появилась «гусиная» или «мраморная» кожа, необходимо сразу вытащить его на сушу, так как это симптомы переохлаждения.

В том случае, если во время посещения бассейна ваш малыш испугался и не хочет в нём купаться – сядьте на его ступеньки или на бортики (дайте ему время на адаптацию), а затем постепенно попробуйте повторить ещё раз погружение в воду. Если же беспокойство и плач ребёнка продолжаются – отмените это занятие и повторите попытку в следующий раз. Не выполняйте насильно, так как таким образом Вы можете сформировать у него чувство страха к воде.

После занятий необходимо почистить крохе ушки, чтоб в них не осталась вода, а если во время них малыш глотнул воду, нужно выпоить его сорбентом (Смектой, Энтеросгелем, Полисорбом и т.д.).

Все плюсы и минусы грудничкового плавания

Плюсы данного вида спорта:

  • во время занятий расслабляется мышечная система новорождённого, нормализуется её тонус;
  • благоприятно влияет на физическое и нервно-психическое развитие крохи. Польза от этих процедур заключается в том, что ребёнок начинает раньше сидеть, ползать, ходить, стоять, разговаривать и т.д.;
  • способствует закаливанию организма, оздоровлению и укреплению иммунитета;
  • нормализует работу нервной системы (улучшает сон, аппетит, успокаивает и расслабляет кроху);
  • улучшает работу пищеварительной системы (благодаря тому, что вода «массирует» кишечник, можно избежать запоров и колик у младенца);
  • благоприятно влияет на сердечно-сосудистую систему и дыхательную систему (увеличивает жизненную ёмкость лёгких, повышает гемоглобин и т.д.).

Минусы этих процедур:

  • занятия в бассейне проходят в закрытом помещении с повышенной влажностью воздуха и в хлорированной воде, что предрасполагает к развитию бронхиальной астмы и аллергических реакций на хлорку в виде дерматитов и др.;
  • они могут способствовать развитию простудных заболеваний, отитов, частых ринитов. При неправильном снижении температуры и при наличии сквозняков, может возникнуть переохлаждение;
  • мало квалифицированных специалистов и хороших тренеров в этой сфере;
  • при заглатывании воды может возникнуть расстройство кишечника.

Заключение

С рождением крохи для родителей «весь мир переворачивает с ног на голову». Каждый из них хочет, чтоб их малыш рос и развивался быстрей, чем сверстники или хотя бы не отставал от них. Одним из наиболее часто применяемых методов, который позволяет им достичь этой цели, является грудничковое плавание.

Благодаря этому виду спорта можно хорошо укрепить иммунитет, оздоровить ребёнка, способствовать его лучшему физическому и нервно-психическому развитию, а также улучшить работу пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем. Однако при выборе этих процедур, следует ознакомиться не только с полезными их свойствами, но и со всеми показаниями и противопоказаниями, так как важно не нанести вред крохе, а для этого допуск к занятиям нужно получать строго у врача.

Не относитесь халатно к здоровью своего чада. При выраженном беспокойстве во время тренировок – отмените их хотя бы временно или поменяйте упражнение, отвлеките малыша. Не выполняйте эти процедуры насильно и не развивайте у ребёнка страх перед водой! Берегите своих детей! Будьте здоровы!

Частые вопросы родителей

Некоторое время после проведения занятия по плаванию с ребенком, мои мысли заняты осмыслением только что произошедшего, анализом реакций малыша, обдумыванием разговора с родителями и так далее. Подмечаются особенности в развитии ребенка, на что надо обратить внимание в следующий раз, о чем еще рассказать, какие материалы подготовить.

В этом разделе представлены наиболее частые вопросы родителей. Многие из них повторяются и возникают вновь и вновь после первого занятия плаванием с малышами. Присылайте свои вопросы по грудничковому плаванию через форму обратной связи или на электронную почту, я отвечу вам в ближайшее время.

Читайте также:  Как развивать ребенка в 1 месяц?

1. Страхи родителей, что они не смогут сами заниматься с ребенком или «А давайте вы придете к нам еще…».

Количество первых занятий, на которых необходимо присутствие инструктора, индивидуально. В среднем – это 3-5 занятий в домашней ванне. Через некоторое время можно снова встретиться, оценить и скорректировать текущую ситуацию. Или обсудить вопросы по телефону.

Основная задача инструктора по грудничковому плаванию, – сопроводить и дать стартовый толчок. Рассказать и показать основы. В дальнейшем необходима заинтересованность и непосредственное участие родителей. Иначе, сколько бы инструктор не ходил, рано или поздно занятия прекратятся – ребенок перерастет ванну. И не вовлеченные родители с очень малой долей вероятности пойдут в бассейн.

Кроме того, никто лучше мамы или папы не знает, что нужно ребенку в данный момент. Никто лучше родителей не чувствует малыша. Телесный контакт, опыт общения, совместное время провождение, выстраивание диалога – это самое важное и необходимое для ребенка в любом возрасте. То, что дает чувство комфорта, безопасности и уверенности маленькому человечку.

2. Сомнения родителей, есть ли смысл так рано начинать заниматься или «Он же еще такой маленький, к чему это все?».

Страшно – это когда не понятно. Важно понимать для чего мы занимаемся с ребенком в воде. Основные причины для занятий грудничковым плаванием изложены здесь. В общем же следует отметить: нужно создавать ребенку возможности для развития с рождения. И даже раньше.

В период внутриутробного развития у ребенка происходит формирование нервных клеток (нейронов) и нервных связей между ними. Чем больше этих связей – тем талантливее и способнее человек. Почти 70% нервных клеток гибнут еще до рождения ребенка. Человеческий мозг продолжает терять нейроны и после рождения, на протяжении всей жизни. Такая гибель клеток запрограммирована генетически. То есть на момент рождения у малыша количество нейронов и связей между ними намного больше, чем у взрослого человека. Некоторые клетки погибают, выполнив определенные функции в формировании системы нейронных связей. Другие же отмирают, оказавшись не востребованными. Они не были включены в развивающуюся сеть нейронов и погибли за ненадобностью. Не получили достаточной стимуляции. В случае с новорожденными детьми – это недостаток или отсутствие физической активности, сенсорного, светового, тактильного, речевого, музыкального и иного воздействия. Яркий пример – дети-отказники, к которым редко подходят, мало разговаривают, не берут на руки и т.д. Их задержки в развитии обусловлены именно отсутствием какой-либо стимуляции деятельности головного мозга. Ничего, кроме белого потолка над кроваткой.

За первый год жизни ребенок получает 70% всей информации, которую он способен получить за всю жизнь. Остальное – к 9 годам (в некоторых источниках до 5 лет). Далее – всего лишь вариации на тему и тренировка «серого вещества» разными задачками в школе и по жизни. Число межнейронных связей находится в прямой зависимости от процессов обучения: чем интенсивнее идет обучение, тем больше связей образуется и поддерживается. Существует мнение, что нейродегенеративные заболевания – болезнь Альцгеймера, Паркинсона и прочие прелести – особенность развитых стран. В силу того, что человек отучается думать и придумывать, изучать и изобретать, творить, то есть тренировать свое тело и мозг.

Возвращаясь к нашим детям. Нужно давать им пищу для размышления. Питать с рождения. Пусть осваивают и открывают мир новых возможностей с вашей помощью. Не ради того, чтобы вырастить вундеркинда или супер-ребенка. А ради того, чтобы воспитать здорового, гармоничного и многосторонне развитого человека, для которого постоянное развитие и исследование нового – это норма.

3. «Не будет ли для малыша стрессом…».

Будет. Но стресс в умеренных дозах приводит к развитию. Наша задача дать возможность ребенку научиться адаптироваться к различным жизненным ситуациям. Жизнь разная, многообразная, яркая и интересная. Пусть он ее познает и исследует под вашим внимательным и спокойным взглядом. Исследует с первых дней, чувствуя вашу поддержку и уверенность. Таким образом, он учится адаптироваться к нестандартным ситуациям, становится мобильнее, стрессоустойчивее, адаптивнее, легко и спокойно осваивает новое. Пытливый ум. Исследовательский интерес. Живая фантазия. Открытость и сообразительность. Все это отсюда.

В качестве примера. Обратите внимание, как малыш грудничкового возраста реагирует на громкий, неожиданный звук: пугается, вздрагивает, смотрит на реакцию взрослого и. заливается громким плачем! Или, как вариант, увидев улыбающееся лицо взрослого, который еще проговорит своими словами “бух! ух какой бух!” – улыбнется в ответ. В следующий раз у малыша будет соответствующая реакция на громкий звук. Если он получил от вас сигнал – все в порядке, я рядом. Он уверенно и спокойно переживает ситуацию.

4. «Как часто можно заниматься плаванием с малышом?».

Сколько угодно часто и долго. Главное – в радость и удовольствие всем участникам процесса.

5. «Если вода попадает в уши, может быть отит?».

При соблюдении основных правил гигиены и безопасности отитов не будет. Строение внутреннего уха маленького ребенка отличается от строения уха взрослого человека. Слуховая (Евстахиева) труба короче, шире и расположена более горизонтально, барабанная перепонка толще, чем у взрослых.

Чтобы избежать возникновения наружного отита достаточно после купания аккуратно промокнуть каждое ухо ребенка мягким, чистым полотенцем, повернув голову на соответствующий бок. И не допускать проникновения каких-либо предметов дальше слухового прохода (чистить только наружное ухо), так как есть вероятность протолкнуть серу к барабанной перепонке и вызвать образование пробки или занести инфекцию своими руками.

В большинстве случае детские отиты возникают на фоне воспаления носоглотки, то есть изнутри.

Грудные дети почти постоянно находятся в горизонтальном положении, т.е. лежат, поэтому молоко при срыгивании попадает через слуховую трубу в барабанную полость. У грудничков причиной отита может стать попадание смеси или грудного молока из носоглотки в среднее ухо.

Отиты чаще возникают на фоне ОРВИ у детей с ослабленным иммунитетом, недоношенных, а также у малышей, находящихся на искусственном вскармливании. В подавляющем большинстве случаев инфекция попадает в среднее ухо из воспаленной носоглотки по слуховой трубе…

Необходимо учитывать, что у детей, склонных к аллергии, бывают аллергические отиты.

Таким образом, плавание является хорошим средством профилактики отитов. Ребенок находится в движении, у него не образуется застойных явлений в носоглотке, ныряния способствуют ее прочищению.

6. «Как долго ребенок может находиться под водой?»

Все зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребенка, возраста начала занятий, количества, качества, периодичности тренировок. На самом деле, я не считаю и не записываю рекорды :).

В процессе занятий идет контроль за состоянием ребенка, постепенно увеличивается количество нырков, время пребывания ребенка под водой, добавляются новые упражнения, в конце концов, осуществляется переход к свободному плаванию.

Читайте также:  Основные правила поведения учащихся в школе

7. Реакция мамы/папы на то, как второй родитель занимается с малышом…

«Ты не так держишь. Ты не так делаешь. Ему/ей так не удобно!». Милые, дорогие родители… Давайте жить дружно. Не стоит комментировать, критиковать, ссориться. Наберитесь терпения, доверьте и расслабьтесь. В крайнем случае – выйдите из ванны/бассейна :). Все мы когда-то чему-то учились впервые. Лучше подождать, помочь и поддержать, сохраняя позитивный настрой и общее спокойствие, которое передается ребенку.

Отдельная просьба к мамам. Вы, конечно, мамы. И лучше всех знаете, что надо ребенку и как ему хорошо. Но папы тоже знают, поверьте. Но они знают по-своему. И не утопят, и не задушат – инструктор же рядом. Не отталкивайте и не отгоняйте – «ой, да чего ты понимаешь тут вообще»! Наоборот! Привлекайте всеми силами. Пусть папа получит радость от общения с малышом. Пусть у него будет своя зона ответственности. Пусть это будет ИХ совместное, важное дело. Папы обожают чувствовать сопричастность, заниматься с крошечными детьми. И мамам следует им позволить это делать. Надо доверить. Пусть формируется прочная, хорошая связь между ребенком и папой. А вам, мамам, будет проще в дальнейшем.

8. «А когда мы поплывем?».

Здесь снова нужно задуматься о цели наших занятий. Первоочередная цель – гармоничное развитие и здоровье ребенка. Умение плавать – это, так скажем, неизбежное последствие регулярных занятий. Чтобы к этому прийти, нужно много работать родителям, в первую очередь: со своими страхами (потому что ваши страхи передаются ребенку), со своей ленью (потому что занятия должны быть регулярными), со своими амбициями иногда (потому что нужно много терпения, умения принять и не форсировать события) и так далее. Успехи ребенка, в том числе, зависят от индивидуальных физиологических и психических особенностей. Иногда в течение долгого периода времени нет видимых изменений в развитии малыша. Потом резко происходит большой скачок вперед. Или все идет, как по маслу, и вдруг – регресс. Словом, тренироваться надо! И тогда, первые успехи самостоятельного плавания ребенка возможны в возрасте 1-2,5 года.

На видео Кристиан Фокин, малышу 1 год. Плывет в море.

Крису здесь 1 год
Posted by Alexandra Fokina on 18 Октябрь 2014 г.

Многофакторный анализ, принятие ответственности или «никто кроме нас!». Я всегда призываю родителей помнить о том, что ответственность за принятие решений по поводу своего ребенка нужно уметь брать на себя. По любому вопросу: плавать или нет, закалять или нет, ставить прививки или нет, рожать дома или в роддоме, кормить грудью или нет (и как долго), отдать в садик или нет.

Не нужно перекладывать ответственность на врачей, воспитателей, учителей, тренеров, психологов и пр. Нужно собрать и проанализировать как можно больше информации, полярных мнений, исторических и научных фактов, в конце концов, опробовать на себе лично. Чем серьезнее вопрос – тем больше объем данных для анализа. И принять решение, взяв ответственность на себя. Дальше наблюдать, анализировать, делать выводы и снова принимать решение. Потому что это ваша жизнь и ваш ребенок. Этим, к слову сказать, вы учите и малыша принимать решения за себя и отвечать за свои действия в дальнейшем.

Блог Анны Михниной

мамы и консультанта по грудному вскармливанию

Грудничковое плавание

Sorry, there are no polls available at the moment.

Грудничковое плавание сегодня приобретает широкую популярность в России. Хотя у него по-прежнему достаточно противников. Коммерческая сторона популярности этого вида детского спорта стоит не на последнем месте в вопрое его популяризации и «раскрутки». Уроки грудничкового плавания с инструктором — удовольствие дорогое. Не многие могут себе позволить полноценный курс занятий.
Стоит разобраться в том, на сколько всё-таки грудничковое «плавание» полезно, или же это просто новая мода, пришедшая из заграницы, и способ вытряхивания денег из молодых неопытных родителей, и действительно ли целесообразно заниматься плаванием с ребёнком именно с периода новорожденности?

Большинство родителей, услышав о грудничковом плавании, задают вопрос: «А зачем оно нужно ребёнку?», и даже «Зачем я буду его мучить?!» В принципе, научится плавать можно в любом возрасте. Было бы желание. Некоторые родители считают занятия плаванием с маленькими детками насилием над ними. Отсюда и формулировка вопроса в ключе, что это — мучение. Однако, так мыслят, скорее всего, люди, которые сами плавать не умеют или плавают плохо, а потому в воде находиться не любят.
Самые стандартные «бабушкины» опасения: «Ребёнка простудишь!», будет отит, почки застудишь, и вариации на эту тему. Стоит, однако, отметить, что сама по себе формулировка «обучение грудничка плаванию» некорректна. Ниже я поясню это подробнее.
Также при обсуждении грудничкового плавания активно муссируется психологический аспект. В Интернете много статей на темы предполагаемых психологических травм у новорожденных, вызванных обучением их плаванию и нырянию. Аргументами в статьях подобной направленности служат неспособность новорожденного оказывать сопростивление действиям родителей (инструктора), в связи с чем он не может адекватно выразить степень своих «страданий» от процедуры плавания и проныривания, страх утопления, который может возникать в сознании младенца при погружении в воду с головой, а потом трансформироваться в подсознательные фобии, результатом таких страхов психологи предполагают в последствии недоверие детей к родителям (а в случае с матерью — отказ от груди) и т.п. Однако, это лишь догадки. Неонатальная психология на сегодняшний день не существует как наука.

Чтобы немного покрутиться вокруг истины, давайте пойдём по порядку. Целей у грудничкового плавания на самом деле 2:
первичная и основная — неврологическая реабилитация, лечение последствий гипоксии. При проныривании у новорожденного происходит тренировка лёгких, при регулярных нагрузках на дыхательную систему посредством задержки дыхания в организме усиливается метаболизм кислорода, клетки мозга получают лучшую вентиляцию (глубокое полноценное дыхание). Далее при развитии плавательных навыков в результате затрудненного вдоха при давлении воды на грудную клетку и выдоха в воду происходит развитие аппарата внешнего дыхания и увеличение жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Пловцы высокого класса имеют самую большую ЖЕЛ по сравнению с представителями других видов спорта — до 7000-13000 мл. Бронхиальная проходимость, максимальная скорость вдоха и выдоха у пловцов также больше, чем у других спортсменов (соответственно 8,15 и 6,15 л/с). Для достижения видимого терапевтического эффекта детям с неврологическими отклонениями требуется регулярность занятий. Программа лечебного грудничкового плавания включает в себя курс ежедневных занятий с постепенно увеличивающейся продолжительностью нахождения в воде и количества проныриваний, а затем и их длительности. Оптимальным и полноценным считается занятие продолжительностью 40 мин. с количеством проныриваний от 30 до 50 за занятие (в зависимости от длительности задержки дыхания под водой).
вторичная — научить ребенка не впадать в панику при падении в воду и задерживать дыхание в случае погружения под воду с головой (на случай неожиданного падения в воду).

Читайте также:  Рост и вес мальчика в 1 год

Обе цели достижимы при правильном подходе и терпении занимающегося с ребенком родителя.
На примере своего сына, который занимается со мной в бассейне с 2 месяцев, могу проиллюстрировать динамику развития младенца с помошью грудничкового плавания в направлении достижения обеих поставленных целей. С одной стороны имелась постгипоксическая энцефалопатия определенной степени выраженности и гипертонус, после курса плавания с проныриванием (ежедневные занятия в течение 4 мес.) на электроэнцефалограмме отклонений от нормы не выявлено. Все последствия гипоксии ушли!
Что касается «плавательных» навыков, в 6 мес. сын пассивно с моей помощью (не дрыгаясь под водой) проныривает 3-х метровый басейн с задержкой дыхания до 8 секунд, держится (лежит) на спине на воде без поддержки, с удовольствием играет с игрушками при поддержке под грудь.
Очень важным моментом при занятиях плаванием с грудным ребенком является понимание того, что необходимо избежать выработки и закрепления у него неправильных движений в воде, иммитации плавания. Переучить его впоследствии будет невозможно! Еще раз заострю внимание на том, что целью грудничкового плавания не является обучение плаванию: это оздоровительная процедура, водная гимнастика и тренировка легких.
Приучайте ребенка к воде, к закаливающим обливаниям, погружению в воду с головой с задержкой дыхания или поливкой на головку (личико), и ВСЕ! В остальном — пусть резвится, брызгается, играет, постарше — прыгает с бортика, катается на маме или на папе на спине, буксируйте его за ручки — лишь бы получал удовольствие и не делал неправильных движений конечностями и, таким образом, чтобы он не приобретал и не закреплял неправильные навыки плавания!!
Учить ребёнка делать гребки и проплывать какие-либо дистанции ТОЧНО НЕ НАДО, потому что после такого «обучения» переучивание под руководством профессионального тренера может оказаться невозможным, не говоря уже о его дороговизне. (Настоящее обучение плаванию начинается в возрасте 4-5 лет с профессиональным инструктором и без применения вспомогательных средств (круг,нарукавники, ласты).)
Если говорить о психологическом аспекте занятий с грудничками в воде, то как и в любом деле, в плавании необходим разумный подход. Слёзы и капризы возможны и при обучении ребенка, например, езде на велосипеде, если давить на ребенка, подавая занятие ему в неинтересном свете. Прежде всего, каждый родитель понимает своего ребенка и именно его особенности, оценивает, как с ним лучше и эффективнее заниматься, как найти подход именно к нему. Универсальная методика Фирсова для занятий плаванием, применяемая и к грудничкам, требует индивидуального терпеливого подхода. Помогают, как и везде при обучении детей, игры. (Кстати, попыток отказа от груди мой сын не предпринимал )

Из собственного опыта занятий с грудничком лечебным плаванием с нырянием могу заключить, что основной проблемой, формирующей негатив по отношению к воде у младенца, является переживание захлёбывания. Важно не допускать того, чтобы ребёнок «хлебал» воду во время занятия. Если малыш не захлёбывается, он не пугается и не ревёт. Занятия проходят в совершенно нормальной и спокойной обстановке. У новорожденного есть природный рефлекс задержки дыхания. И он не боится воды и погружения в неё. Никакого стресса он не испытывает. Поэтому причиной захлёбывания является мокание (по недосмотру) его лицом (ротиком) в воду постоянно во время занятия, когда он находится бОльшую часть времени ниже ватерлинии. Он просто не может дышать нормально, и это его, естественно, беспокоит и средит. Такая ситуация — ошибка и недогляд родителя! А не проблема общения младенца с водой как таковой вообще. И ни в коем случае нельзя малыша ронять в воду! Это будет действительно стресс. Он должен быть уверен в том, что руки родителя держат его надёжно. Доверие и уверенность формирует именно ваше поведение!
Второй причиной недовольства и отвращения к плаванию у малыша может быть переохлаждение, если занятия проходят в слишком холодной воде. Он быстро замерзает и поэтому плачет. Повторяя эти ошибки из раза в раз, вы получите фиксацию условного рефлекса у малыша и ненависть к водным процедурам, крик и слёзы при одном только виде ванны с водой.

Что же касается домыслов на тему психологических травм и глубоких переживаний у младенцев, то считаю их именно домыслами, т.к. никаких доказательств подобных вещей нет. При нормальных занятиях, исключающих упомяутое захлёбывание и роняние в воду, никакого негатива у ребёнка не возникает в принципе. Новорожденный малыш расслабляется, а постарше — охотно играет с игрушками. Лично я чаще всего в бассейне видела именно радостных и с удовольствием резвящихся в воде детей. Кроме того, малыши месяцев с 3,5 в бассейне уже общаются друг с другом, что доставляет им само по себе также огромное удовольствие. Мой сын демонстрирует во время купания с проныриванием только позитивные эмоции, если проныривание не слишком интенсивное, а уж если с нами в воде есть ещё дети — то просто полный вострог!
Рекомендуемая температура для начала занятий находится в интервале 36-38 градусов. Следует отметить, что слишком тёплая вода не стимулирует малыша к движению. Мой сын в ванне 38 градусов просто засыпал, поэтому мы сразу начали тернировки с воды 35 градусов. Постепенно температуру воды в бассейне (ванне) рекомедуется понижать и доводить до 32 градусов с ростом и увеличением двигательной активности ребёнка. Проныривания в горячей воде для него очень утомительны.
О пользе плавания как закаливающей процедуры не буду отдельно говорить. Тут всё известно и ясно.
В общем, для многих грудных детей плавание — необходимая лечебная процедура (как ЛФК), и нужно ли оно вашему ребенку, зависит от медицинских показаний. Для большинства же это в целом ничем не опасный, а весьма приятный и оздоравливающий вид физической активности. А какие эмоции при этом будут преобладать у ребенка — положительные или отрицательные — зависит от родителей. Правильный настрой и правильная методика — и всё у вас получится!
И в заключение небольшой видеоотчёт по нашим достижениям 🙂

Ссылка на основную публикацию