Графический диктант “Жираф”

Математические диктанты по клеточкам для 1 класса: скачайте и распечатайте сами

Многие из современных методик, используемых в начальной школе, совмещают несколько функций: игровую, образовательную, развивающую. Важно использовать такие обучающие способы, которые будут формировать и закреплять у первоклассника интерес к учебе.

К таким относят графический диктант по клеточкам для 1-го класса, который охотно используется педагогами и родителями и в качестве диагностического инструмента, и как интересная развивающая игра.

Из этой статьи вы узнаете

В чем польза

Готовить ребенка к школьным нагрузкам нужно заранее, как минимум за год до начала обучения. Этот процесс заключается в формировании таких качеств, как усидчивость, самоконтроль, внимательность и активность. Большое значение имеет и правильная постановка руки для письма. Все эти навыки закрепляет выполнение графических диктантов.

Этот метод был разработан психологом и педагогом Д.Б. Элькониным для определения степени развития различных навыков у ребенка. Заключается он в упражнении, проводимом под диктовку специалиста и составлении протокола психологической диагностики детей. Спустя десятилетия метод стали применять и как обучающее занятие.

Проводить графический диктант можно и для дошкольников с четырех лет, он будет полезен все время, пока учащийся находится в начальной школе, и много позже. С интересом участвуют в упражнениях и взрослые, можно проводить занятия в качестве семейного досуга. Их суть — в пошаговом построении схематического изображения линиями определенной длины в соответствии с заданием. Итог работы – готовый рисунок.

Эффект от методики следующий:

  • Развивается пространственное и абстрактное мышление.
  • Происходит знакомство с различными видами линий: вертикальными, горизонтальными, параллельными.
  • Формируются графомоторные навыки.
  • Закрепляется умение считать.
  • Повышается внимание и сосредоточенность.
  • Появляется стимул доводить начатое до конца.

Удобна эта методика тем, что занятия можно проводить в поездке, в период ожидания, дома, для них не нужны сложные пособия и приспособления, достаточно карандаша и тетради в клеточку.

Данный способ – хорошая подготовка к различным урокам, принятым в старшем школьном возрасте, таким как алгебра, информатика, геометрия, черчение. Элементы графического диктанта включены в учебник Г.В. Дорофеева за первый класс. Ребенок с их помощью легко освоит такие нужные математические понятия, как угол, график, чертеж, диагональ, формула.

Уже во 2–3-м классе многие педагоги проводят контрольные в форме арифметического диктанта, где малышу необходимо быстро принять решение по заданию на слух: сложить, вычесть, умножить. Такая форма опроса, как математический диктант, проводится и в старших классах по методике Л.С. Атанасяна. Поэтому чем раньше школьник научится воспринимать задание на слух, тем лучше.

Особенности проведения занятий

Приступающий к упражнению малыш должен обладать следующими навыками:

  • Свободно ориентироваться на листе бумаги, различать понятия «вправо – влево», «вверх – вниз».
  • Владеть навыками счета до 10 или уметь считать до той цифры, которая обозначает максимальное количество клеток при выполнении задания.

Перед началом занятий желательно убрать с рабочей поверхности все предметы, кроме необходимых. На столе должны быть:

  • простой карандаш и ластик;
  • тетрадь в крупную клетку;
  • образец рисунка, если ребенок выполняет задание самостоятельно.

Рисовать нужно на пустом листе. Начальную точку, от которой малыш продолжит движение, необходимо поставить взрослому. Нужно объяснить ребенку, что цифры в упражнении обозначают количество клеточек, на которые он должен переместить линию.

Если в задании указаны стрелочки, расскажите, что они указывают на направление движения. Обратите внимание малыша, что некоторые из них лежат наискосок, это значит, что вести линию надо из одного угла клеточки в другой. Нарисуйте действие наглядно.

Вот правила, которых нужно придерживаться:

  • Продиктовать каждый шаг нужно четко, громко и понятно.
  • Переходить к другому пункту, нужно убедившись, что малыш выполнил предыдущий.
  • При необходимости помогать, спрашивать, все ли понятно.
  • Подбирать графический диктант в форме стихотворения или повышать интерес к занятию загадками, скороговорками.
  • Устраивать физминутки.

Если занятие ведется в групповой форме, не рекомендуется повторять этапы выполнения несколько раз: дети могут запутаться. Если один из малышей отстал, предложите ему подождать, пока остальные не выполнят упражнение.

Способы выполнения

Графический диктант можно выполнять двумя способами. Первый основывается на указаниях педагога и воспринимается на слух.

Цель работы – поэтапное построение изображения. В этом случае ребенок может нарисовать правильную картинку, если внимательно слушает учителя. Второй способ выполнения предполагает самостоятельную работу и может заключаться:

  • В графическом копировании предложенной картинки.
  • Рисовании по клеточкам в соответствии с инструкцией со стрелками, указывающими направление. Часто малыш может увидеть картинку целиком только по окончании упражнения.
  • Симметричном повторении половины фигуры: задача малыша – дорисовывать изображение по предложенной форме. Этим способом малыш знакомится с таким понятием, как равенство.

Скачать и распечатать диктанты

Диктант по клеточкам для 1-го класса может проводиться индивидуально и в группе, с ограничениями по времени и на скорость. Учитывайте возраст и начальную подготовку: на первых порах рисунки должны быть простые: дома, геометрические фигуры, несложные элементы – сердечки, звездочки, фрукты и овощи.

Занимаясь индивидуально, подбирайте картинки по теме: мальчикам могут быть интересны роботы, машины, строения необычной формы, девочкам – цветы и узоры. Животные: заяц, кот, рыбка, собака – заинтересуют малыша любого пола и возрастной группы.

После того как ученик освоит этот вид деятельности, можно предложить сложные рисунки: жеребенок, носорог, замок, олень, техника.

Жираф

Елочка

Кошка

Петух

Робот

Бабочка

Олень

Парусник

Чайник

Кошечка

Собачка

Верблюд

Коляска

Паровоз

Пингвин

Вертолет

Можно выбрать бесплатный способ и разработать задания по индивидуальному проекту. Для этого нужно найти рисунок в интернете, скачать, напечатать понравившийся файл в Word или в графическом редакторе и приступить к заданию.

В Сети есть и примеры текста диктанта. Можно сделать распечатки с разным уровнем сложности и использовать по мере развития навыков ребенка. Ниже мы предлагаем вам скачать и распечатать незаполненные варианты, где ребенку необходимо самостоятельно сделать работу.

Олень

Машина

Кораблик

Дерево

Ботинок

Рисунки, инструкции и пособия для занятий также можно приобрести в книжных магазинах, киосках периодической печати и точках для продажи канцелярских товаров.

Дошкольникам подойдет издание в виде рабочей тетради К.В. Шевелева «Занимательная математика».

Для детей 7–8 лет интересны будут развивающие пособия по арифметике, разработанные О.И. Мельниковым.

Педагог О.А. Холодова – автор изданий, предназначенных для развития познавательных навыков у детей дошкольного возраста и младших школьников. Ее издания для 1-го класса рассчитаны на первое и второе полугодие и соответствуют материалу, изучаемому в каждой четверти.

Советы по выполнению

  • Негативные эмоции со стороны взрослого исключены. Нужно создать доброжелательную атмосферу, хвалить за успехи.
  • Во время диктовки нельзя спешить, выполняйте устный диктант в соответствии с развитием малыша.
  • Проводите занятия в течение времени, установленного ФГОС: дошкольникам – 15–25 минут, младшим школьникам – 30–40 минут. Устраивайте перерывы каждые 5–10 минут занятий.
  • Почаще устраивайте гимнастику для глаз и пальцев.
  • Если ученик переспрашивает, дайте ответ незамедлительно.
  • Место, где занимается первоклашка, должно быть хорошо освещено.
  • Наблюдайте за правильной осанкой и захватом карандаша пальцами у ребенка.
  • После работы проведите итоговый анализ вместе с малышом, при необходимости исправьте недочеты, стерев ластиком неправильный ход.
  • Распечатывать карточки и бланки можно вместе с ребенком, с учетом его пожеланий.

Признак хорошо проведенного графического диктанта – не только картинка, полностью соответствующая оригиналу, но и отличное настроение у педагога и детей.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/intellect/graficheskij_diktant_po_kletochkam_dlya_1_klassa.html

Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
картотека по логопедии (старшая группа) на тему

Материал для воспитателей и родителей по развитию графомоторных навыков у старших дошкольников.

Скачать:

Вложение Размер
graficheskiy_diktant.docx 201.27 КБ

Предварительный просмотр:

Графический диктант КОТ

Диктант : от начальной точки 3 клетки вправо, 1 вверх, 1 вправо, 4 вниз, 7 вправо, 1 вверх, 1 влево, 8 вниз, 1 влево, 3 вверх, 5 влево, 3 вниз, 1 влево, 7 вверх, 3 влево, 3 вверх, соединяем в начальной точке.
Ответ: см. рисунок.

Заштрихуйте ваш рисунок. Соблюдайте правила штриховки:
– не выходить за контуры рисунка,
– соблюдать параллельность линий,
– не сближать штрихи, они должны быть на равном расстоянии,
– направление штриховки выбираем сверху вниз, снизу вверх, слева направо.
– можно штриховать в одной фигуре в разных направлениях, разными цветами.

После выполнения задания, дети сами оценивают свою работу.

Загадка:
Он высокий и пятнистый,
С длинной – длинной шеей.
И питается он листьями –
Листьями деревьев. (Жираф.)

Диктант : от начальной точки 1 клетка вверх, на уголок вправо, 2 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз на уголок вправо, 1 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 вверх на уголок, 1 влево, 1 вверх, на уголок влево, 8 вниз, 1 влево, 5 вверх, 5 вниз, 1 влево, 5 вверх, 3 влево, 5 вниз, 1 влево, 4 вверх, 1 вниз на уголок влево, 2 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 вверх на уголок вправо, 1 вверх на уголок вправо, 1 вверх на уголок влево, 1 вверх, 1 вверх на уголок вправо, 7 вверх, 1 влево, 1 вверх на уголок влево, соединяем в начальной точке.

Графический диктант “Жираф”

Графический диктант
Загадка:
На носу рога торчат,
Неприветлив, мрачен взгляд,-
Очень вспыльчив, очень строг
Африканский … (носорог).

Диктант : от начальной точки 2 клетки вниз, 1 клетка вниз на уголок вправо, 1 вправо, 1 вверх на уголок вправо, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1вниз, 2 клетки вниз на уголок вправо, 7 вправо, 3 клетки вниз на уголок вправо, 1 влево, 1 вверх на уголок влево, 1 вверх, 7 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 1 влево, 3 вверх, 3 влево, 3 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 клетки вверх на уголок влево, 1 вверх, 1 вверх на уголок влево, 1 вверх на уголок влево, 2 влево, 1 вверх на уголок влево, 2 влево, 1 вверх на уголок влево. 1 вправо, 2 влево, 1 клетки вверх на уголок вправо, 1 вверх, 1 вверх на уголок вправо, соединить в начальной точке.

Графический диктант “Носорог”

Загадка:
Весь день рыбак в воде стоял.
Мешок рыбешкой набивал.
Закончил лов, забрал улов.
Поднялся ввысь – и был таков. (Пеликан.)

Диктант : от начальной точки 1 клетка вверх, 4 вправо, 1 вверх, 3 вправо, 4 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 2 вверх, 2 вправо, 2 вверх, 3 вправо, 1 вниз, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 2 вниз, 2 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 5 вниз, 1 вниз наискосок влево, 9 влево, 1 вверх наискосок влево, 4 вверх, 2 влево, 2 вверх на уголок влево, 4 клетки вправо.

Ответ: см. рисунок.

Графический диктант “Пеликан”

Загадка:
Мой парус ветер ловит,
А волны режет киль,
Меня не остановит
Ни ураган, ни штиль. (Парусная яхта.)

Диктант : от начальной точки одна клетка вверх, одна влево, две вниз, одна вправо, одна вниз, десять вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 влево, 1 вниз, 6 влево, 1 вверх, 3 влево, 1 вверх, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1вверх, 1 вправо, 1 вверх, 3 вправо, 1 вверх, 2 влево, 1 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 10 вниз, 7 влево, соединяем в начальной точке.

Графический диктант “Парусная яхта”

Графический диктант
Загадка:
Быстро в небе проплывет,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что такое. (самолет.)

Диктант : от начальной точки 2 клетки вправо, 1 клетка вниз на уголок вправо, 5 вправо, 3 вверх на уголок влево, 2 вправо, 3 вниз на уголок вправо, 3 вправо, 1 вниз на уголок вправо, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 2 вниз на уголок вправо, 5 влево, 3 вниз на уголок влево, 2 влево, 3 вверх на уголок вправо, 5 влево, 3 вверх на уголок влево, соединить в начальной точке.

Увлекательная деятельность для дошкольников — графические диктанты

Четыре задания для распечатки «Дорисуй вторую половину картинки» вы можете скачать под ознакомительными материалами во вложениях. Ребятам предстоит выполнить непростую задачу — создать на листке бумаги целостный образ различных предметов: дорисовать вторую половинку каждой картинки в зеркальном отображении. Подобные задания развивают у детей пространственное восприятие, формируют зрительную систему и активируют работу мозга, помимо этого, хорошо развивается мелкая моторика ребенка, а также способность воображать и фантазировать.

В первом задании ребенку предлагается дорисовать: летающую тарелку, ракету, автомобиль, павлина, зайца и лягушку, после чего раскрасить получившиеся картинки.

Если ваш малыш впервые приступает к выполнению таких заданий, ему будет довольно сложно создать пропорциональную часть половинки картинки в зеркальном отображении. Начинать тренировку ребенка лучше с тех заданий, где половинки картинок расположены на поле с клеточками.

Графический диктант: что это такое

Графические диктанты для дошкольников по клеточкам. У каждого ребенка богатая фантазия и желание играть всегда и всюду. Эти врожденные способности можно использовать для планомерной подготовки дошкольника к новому для него периоду жизни – школьной поре.

Графический диктант – дидактическое задание, позволяющее развивать мышление и воображение ребенка, его возможности «видеть» в проекции, ориентироваться в пространстве.

По сути, работа с карандашом не представляет ничего сложного. Ребенку нужно лишь нарисовать конкретную картинку, двигая карандашом в нужном направлении, выполняя рекомендации взрослого, проводящего графический диктант.

Главное, что должен уяснить будущий ученик: отвлекаться нельзя, иначе вместо красивой и правильной картинки получится недоразумение, которое расстроит ребенка.

Графические диктанты не потребуют от дошкольника художественных способностей. Ему нужно только четко следовать инструкции, чтобы получился хороший результат. Сложных иллюстраций воспроизводить не придется. В графической коллекции простые изображения: слон, жираф, другие животные, вернее, их контуры. Также могут быть дома, различный транспорт, цветы, рисование которых не нуждается в детальной проработке. Все, что предлагается нарисовать дошкольнику, должно быть ему хорошо известно, понятно. Кроме того, не стоит забывать о длительности выполнения работы. Чтобы возникшая усталость не вытеснила интерес, графический диктант должен занимать немного времени.

Разновидности рисунков по клеточкам

В настоящее время рисунки по клеточкам всё активнее вводят в свою работу многие специалисты, работающие с детьми и не только. Самый популярный вариант подобных рисунков – это так называемый графический диктант.

Данная технология используется в первую очередь для того, чтобы подготовить руку малыша к письму, а его самого к школьным занятиям. При этом занятия могут проходить в нескольких вариантах:

  1. Ребёнок копирует уже готовое изображение, сделанное по клеточкам. Такое упражнение хорошо развивает внимание и усидчивость.
  2. Малыш дорисовывает начатое изображение. При этом хорошо развивается пространственное воображение.
  3. Взрослый диктует порядок действий, например: 1 клеточка вправо, 2 вверх. В результате в тетрадке должна получиться некая картинка. Данный вариант помогает отроку научиться ориентироваться в пространстве, воспринимать информацию на слух и опять же быть внимательным. Графические диктанты смотрите здесь.

Подобные задания дети, как правило, выполняют с большим удовольствием. Если же дополнить их развлекательно – развивающими упражнениями, то веселья и пользы от них будет ещё больше.

Нажмите на рисунок – картинка увеличиться. Правой кнопкой мыши – клик. В открывшемся окне выбирайте “Сохранить картинку как”.

Сохраняете к себе на рабочий стол. Распечатайте.

Чем полезен графический диктант для дошкольников

С помощью графического диктанта можно подготовить ребенка к выполнению заданий в школе. Ребенок чувствует свою ответственность, что положительно сказывается на его самооценке.

Графический диктант помогает развивать многие качества:

  • внимательность;
  • усидчивость;
  • дисциплину.

У дошкольника активно развиваются:

  • воображение;
  • восприятие;
  • словарный запас;
  • мышление;
  • память;
  • внимание к деталям;
  • кругозор.

Стоит отметить и развитие физических возможностей. Это:

  • координация движений;
  • мелкая моторика.

Упражнения по развитию графических навыков ребенка.

«Умелые ручки » — графические упражнения на развитие мелкой моторики рук. Автор: Куриленко Татьяна Алексеевна, учитель-логопед МДОУ д/с «Земляничка»р.п. Посевная, Черепановского района, Новосибирской области. Описание: Рекомендация посвящена проблемам развития тонкой моторики, ловкости и координации. В ней предложены коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовке руки к письму. Назначение: Материал предназначен для родителей подготовительной к школе группы. Цель: развивать начальные графические навыки через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму Задачи: 1. развивать зрительно-моторную координацию движений и зрительно-пространственные представления; 2.развивать крупную (кистевую) и мелкую (пальцевую) моторику, право- и левостороннюю ориентацию, внимание; 3. формирование интереса к выполнению графических упражнений и заданий; 4.воспитывать чувство коллективизма при выполнении совместных действий. Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Реализация упражнений позволит развить и совершенствовать точные движения пальцев рук и скоординировать ловкость движений. Для формирования у ребенка графического навыка необходимо обучать его с помощью системы специальных упражнений.

Для развития графического навыка следует использовать: рисование линий: прямые дорожки, фигурные; рисование по точкам, по контурам по клеточкам; выполнения штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.


Для развития мелкой моторики рук следует использовать: пальчиковую гимнастику; упражнения на освоение предметных действий. При выполнении различных видов заданий, ребенок приобретает опыт графических движений. Необходимо сразу учить ребенка правильным приемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо; уметь выполнять линии различной толщины и формы; штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур. При выполнении упражнений следует обращать внимание на: правильность посадки за столом; выполнение нужно начинать с простых заданий и постепенно повышать сложность.


Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо. Специальные упражнения на развитие графических навыков Прямые дорожки Ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги. Фигурные дорожки Ребенка просят провести фигурную дорожку, при прохождении дорожки ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линии. Карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается.


Рисование по точкам Ребенка прося соединить точки согласно инструкции под рисунками. Карандаш не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется и его положение не изменяется.


Рисование по контурам Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.


Рисование по клеточкам На бумаге в клеточку ребенка просят продолжить узор по заданному образцу.


Выполнение штриховок (с различным направлением движения руки) Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам: • вертикальные (сверху вниз) • горизонтальные (слева направо) • наклонные • «клубочками» (круговые движения руки) • полукругами. Линии должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается.


Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках в разных вариантах.


Освоение предметных действий Для развития тонкой моторики можно использовать упражнения с применением мешочка с песком, мяча. В зависимости от индивидуальных возможностей ребенка характер манипуляций с предметами можно варьировать, используя такие приемы как перекладывание, подбрасывание, ловля: изменяя темп работы и степень ее сложности, количество одновременно задействованных предметов. Ребенку с недостаточной сформированностью мелкой моторики рук, освоение предметных действий вызывает трудности.


Помните! Развитие тонкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом! Не пренебрегайте графическими упражнениями — эти задания помогут вашему ребенку не только научиться писать, но и подготовиться в целом к обучению в школе.

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание у детей подготовительной группы интереса к школе Игры с бумагой для детей дошкольников Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Сенсомоторное развитие дошкольников

Похожие статьи:

Конспект совместной деятельности в старшей логопедической группе по развитию мелкой моторики рук

Игры с пальчиками для старших дошкольников

Изучение азбуки с дошкольниками в детском саду

Восприятие информации детьми

Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста

Как правильно выполнять графический диктант

Чтобы ребенок получил удовлетворение от проделанной работы, нужно придерживаться правил проведения графического диктанта. Самое первое и основное правило – не спешить. Если ребенок не успевает за инструкцией педагога или взрослого, проводящего занятие, если из-за торопливости ошибается, вследствие чего картинка не получается, то такой графический диктант пользы не принесет.

Второе правило – четкий инструктаж дошкольника. Непонятое задание не будет выполнено верно.

Инструкция к диктанту

Инструкция начинается с точки на листе бумаги. Вернее, педагог предварительно готовит лист в клеточку, на котором уже стоит точка. Это старт для будущей картинки.

Если на графическом диктанте ребенок впервые, дошкольнику нужно помочь. Для этого педагог указывает на листе бумаги стрелками направление, в котором должен двигать карандаш ребенок, чтобы получилась вожделенная фигура. Это сначала нужны стрелки. На втором и последующих занятиях ребенок может ориентироваться без них, следуя указаниям взрослого. Более того, и точку ставить не придется. Ребенок сам выберет, где будет старт, опять же следуя совету педагога.

Педагог должен помнить, что каждое действие проговаривается. Каждый шаг: влево, вправо, вверх, вниз. Также педагог должен объяснить дошкольнику, что одна клеточка – это один шаг. Важно объяснить, что такое вертикально, горизонтально. Рассказать о наклонной линии, чем она отличается от вертикальной и горизонтальной. Эти первоначальные знания помогут ребенку качественнее выполнить предложенную работу.

У педагога обязательно должен быть готовый вариант графического диктанта. После выполнения работы с дошкольником нужно разобрать возможные ошибки, похвалить за старательность.

Сколько времени ребенок может выполнять графический диктант

У каждого ребенка усидчивость развита по-разному. Это зависит и от физических и психических данных дошкольника. Поэтому под единые рамки подогнать всех детей не получится. Однако существуют примерные временные границы, которые можно использовать при проведении графического диктанта:

  • У детей пятилетнего возраста занятие не должно быть продолжительнее четверти часа;
  • У детей шестилетнего возраста занятия должны быть не более 20 минут;
  • У детей семилетнего возраста занятия должны быть не более 25-30 минут.

Периодически на занятии нужно уделять время для физминуток и пальчиковых разминок. Ведь то, что кажется взрослому чересчур легким, для дошкольника вызывает сложность и напряжение.

Простое рисование по клеточкам в тетради

Маленьким детям (4-5 лет) для начала надо предложить в качестве образца яркие рисунки, где каждая клеточка закрашена. Малышу будет интересно раскрашивать клеточки в разные цвета, и получить красивый рисунок. Кстати, лучше использовать для подобных упражнений листки с крупной клеткой. Четырёх или пятилетнему малышу так будет намного проще. Кроме того, надо объяснить малютке, что закрашивать клеточки лучше снизу вверх.

Детям постарше (6-7 лет) рекомендуется предложить дорисовать половину готовой картинки, что бы получился законченный рисунок. Выполнять такие графические диктанты можно простым карандашом или ручкой на листочках со стандартной клеткой.

Младшим школьникам уже можно предлагать настоящий графический диктант. Его можно как диктовать, так и дать ребёнку в схематичной форме. Если чадо ещё плохо читает, то родителям придётся зачитать ему краткое пояснение, расположенное в начале каждого подобного диктанта. Как правило, там указано, сколько клеточек нужно отступить от какого-либо края листа, чтобы поставить точку, которая и станет началом всего рисунка.

Какого бы возраста ни был ребёнок, родители обязательно должны следить, чтобы он не переутомился. Поэтому время занятий не должно превышать 15 минут для самых маленьких и 25-30 минут для дошколят и младших школьников.

Нажмите на рисунок – картинка увеличиться. Правой кнопкой мыши – клик. В открывшемся окне выбирайте “Сохранить картинку как”.

Сохраняете к себе на рабочий стол. Распечатайте.

Сказка о жирафе диктант

Графический диктант «Жираф»

Популярность графических диктантов вполне объяснима. С их помощью вы можете помочь малышу в процессе адаптации к школе, научите слушать и слышать, что говорит учитель – это очень важное умение, без которого учеба не будет успешной.

Ребенок научится ориентироваться на тетрадном листе, будет развиваться мелкая моторика руки, мышление, усидчивость. Графические диктанты оказывают неоценимую поддержку, помогая избежать типичных трудностей в обучении.

Для детей выполнение графического диктанта – увлекательный игровой процесс. При этом ребенок не только играет, но и развивается.

Рисование по клеточкам, которые можно найти в пособиях Холодовой, можно начинать уже с четырехлетними детьми. Уровень сложности следует увеличивать постепенно. Сложные графические диктанты будут интересны и детям-подросткам.

Провести время с пользой для малыша вы можете не только дома, но и в очереди в поликлинике, в путешествии. С помощью них вы отвлечете ребенка от скучного ожидания и подготовите к обучению в школе.

Для проведения вам потребуется минимум материалов: тетрадный лист в клеточку, простой карандаш и ластик, образец готового диктанта с заданием. Задание может быть прописано словами, а могут быть использованы цифры и стрелочки. Цифра указывает насколько клеток необходимо продвинуться, а стрелочка – направление движения. После выполнения рисунка можно предложить малышу его раскрасить или заштриховать.

Разнообразить проведение графических диктантов вы можете, предлагая ребенку разные способы их проведения: под диктовку, срисовывание с образца, рисование по указанному на листе заданию, дорисовывание картинки симметрично.

Задание «Жираф»

Точка отсчета: взрослому можно поставить ее самостоятельно. От верхнего левого угла листа необходимо отступить 2 клеточки вниз (2↓).

Начинаем рисовать: 1 клетка уголком вправо вверх, 2 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 10 вниз, 4 вправо, 2 клетки уголком вправо вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вверх, 2 уголком влево вверх, 8 вниз, 1 влево, 5 вверх, 5 вниз, 1 влево, 5 вверх, 3 влево, 5 вниз, 1 влево, 4 вверх, 1 уголком влево вниз, 2 вниз, 1 влево, 2 вверх, 2 уголком вправо вверх, 1 уголком влево вверх, 1 вверх, 1 уголком вправо вверх, 7 вверх, 1 влево, 1 уголком влево вверх.

Вот такой образец можно предложить ребенку для самостоятельной работы:

1↗, 2→, 1↑,1→, 10↓, 4→,2↘, 1→, 1↓,1←,1↑, 2↖, 8↓,1←,5 ↑, 5↓,1←, 5↑,3←,5↓,1←,4↑, 1↙, 2↓, 1←, 2↑,2↗, 1↖, 1↑,1↗, 7↑, 1←, 1↖.

Об особенностях проведения графических диктантов вы можете узнать из следующих видео.

Разработка Графический диктант «Жираф»

специалист в области арт-терапии

3 вправо

рафический диктант по клеточкам — развивающая игра для старших дошкольников и учеников 1 класса, учит ориентироваться на листе бумаги, развивает зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти. Помогает сформировать у детей старшего дошкольного возраста графические умения, необходимые для подготовки руки к письму. Графические диктанты развивают мелкую моторику и координацию движений руки, формируют пространственное мышление.

Номер материала: ДБ-676435

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Минздрав разрешит исследования «Спутника V» на детях с 12 лет

Время чтения: 1 минута

Низкие способности к самостоятельному выполнению заданий приводят к трудностям в обучении

Время чтения: 3 минуты

В российских вузах начнут готовить новых специалистов в области климата

Время чтения: 1 минута

Апелляция ЕГЭ 2021

Время чтения: 6 минут

Каждый третий школьник отстает в учебе

Время чтения: 3 минуты

Аккредитация российских вузов станет бессрочной с 1 марта 2022 года

Время чтения: 2 минуты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Графический диктант по клеткам «Жираф»

Графический диктант по клеткам «Жираф»

Оборудование: альбом, трафареты, фломастеры на водной основе.

Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики.

«Пальчики просыпаются» Правая рука в кулаке. (Выполняем доминантной рукой). Поочередно разгибаем пальцы руки, начиная с большого пальца, при этом считаем раз, два, три, четыре, пять. (3 раза в быстром темпе).
«Пальчики засыпают» Поочередно сгибаем пальцы руки, начиная с большого под счет раз, два, три, четыре, пять. (3 раза в быстром темпе).
«Пальчики здороваются» Кончик большого пальца последовательно прикасается к остальным (упражнение выполняется одновременно левой и правой рукой). Разновидность этого упражнения: ладони обеих рук подняты пальцами вверх и обращены друг к другу, пальцы разведены. При чтении первой строчки большими пальцами проводим вращающие движения. Выполнение данного упражнения сочетается с чтением наизусть потешки:
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Поочередное выполнение «козочка» и «зайчик» правой рукой.

Работа с трафаретами.

1. Обводим указательными пальцами левой и правой руки по линиям на трафарете.
2. Проводим данные линии – «дорожки» указательными пальчиками в воздухе стоя.
3. Проводим данные линии – «дорожки» указательными пальчиками по столу сидя или стоя, кому как удобно. (Можно использовать не поверхность стола, а салфетку из линолеума).
4. Обводим линии на трафарете цветными фломастерами левой и правой рукой одновременно.
5. Самостоятельно копируем линии на чистом листе бумаги.

Сегодня по нашим дорожкам будут ходить животные, которые живут в Африке.

Загадка:
Он высокий и пятнистый,
С длинной – длинной шеей.
И питается он листьями –
Листьями деревьев. (Жираф.)

Диктант: от начальной точки 1 клетка вверх, на уголок вправо, 2 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз на уголок вправо, 1 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 вверх на уголок, 1 влево, 1 вверх, на уголок влево, 8 вниз, 1 влево, 5 вверх, 5 вниз, 1 влево, 5 вверх, 3 влево, 5 вниз, 1 влево, 4 вверх, 1 вниз на уголок влево, 2 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 вверх на уголок вправо, 1 вверх на уголок вправо, 1 вверх на уголок влево, 1 вверх, 1 вверх на уголок вправо, 7 вверх, 1 влево, 1 вверх на уголок влево, соединяем в начальной точке.

Графический диктант «Кенгуру»

Заштрихуйте ваш рисунок. Соблюдайте правила штриховки:
— не выходить за контуры рисунка,
— соблюдать параллельность линий,
— не сближать штрихи, они должны быть на равном расстоянии,
— направление штриховки выбираем сверху вниз, снизу вверх, слева направо.

Как Жираф пошёл в школу — Мошковская Э.

Сказка про Жирафа, который не ходил в школу, и из-за этого его жизнь становилась все трудней и трудней: он никак не мог понять как на свете все устроено.

Как Жираф пошёл в школу читать

Жил-был Жираф, который всюду ходил. Он ходил в гости. Ходил в кино. Ходил в парк. Ходил в зоопарк. Только в школу он не ходил. Он сказал, что просто не успевает ходить ещё и в школу! Он так сказал и почесал правое ухо.

Жираф почесал правое ухо и увидел бананы.

— Ура!—сказал Жираф.— Теперь мне ясно: чтобы увидеть бананы, надо почесать правое ухо.— И довольный Жираф сорвал и съел сто бананов.

И вот, когда ему опять захотелось бананов, он, конечно, опять почесал своё ухо.

— Странно, — сказал Жираф,— где же бананы? — и почесал ухо ещё сильней.

Но оказалось, что это было левое ухо. Жираф по ошибке почесал левое ухо и увидел… нет, не бананы, а виноград!

— Ага,— сказал Жираф,— если почесать левое ухо, увидишь виноград. Неплохо, неплохо. Это тоже неплохо. Запомним: правое — бананы, левое—ви­ноград. Попробую почесать правый глаз и посмотрю, что из этого получится. Я вижу… вижу, какое сегодня небо. Ура! Я вижу синее-синее небо. Это очень красиво! Итак, синее нёбо — это правый глаз. А левый? Левый глаз — это белое облачко, вон оно показалось. А что можно увидеть, если почесать оба глаза сразу?

И Жираф почесал оба глаза сразу и — ох! — чуть не попал под автобус.

— Ясно,— сказал Жираф,— ясно, что оба глаза чесать опасно. Теперь повторим. Правое ухо — это бананы, левое ухо — это виноград. То есть виноград — это левое ухо. Левый глаз — это белое облачко. Правый глаз — это синее небо. То есть наоборот: левый глаз — это синее облачко, правый глаз — это белое небо. То есть наоборот: белое облачко—это синее небо, а левый глаз — это правый глаз. То есть если почешешь белое облачко, то увидишь левый глаз. А если… а если… а если почешешь синее небо, то будет…

Бух! бах! бах! И Жираф оступился и покатился с крутого обрыва.

— Ясно,— сказал Жираф,— теперь мне ясно, если упадёшь с крутого обры­ва, будет очень больно.— И Жираф лежал в постели и пил горькие лекарства и слушался доктора.

«Ясно,— думал Жираф,— ясно, если лежать в постели и пить горькие ле­карства и слушаться доктора, то можно поправиться».

И вот однажды, когда Жираф уже поправился, ему очень захотелось бана­нов и винограда. Но он совершенно забыл, что для этого надо почесать! Тогда Жираф горько заплакал. Как раз в это время мимо проходил Гипотам. Так раньше звали Гиппопотама.

— Почему ты плачешь? — спросил Гипотам.

И Жираф рассказал про ухо, и про глаз, и про облачко, и про небо, и про виноград, и про бананы, и про… про… про…

— Чтобы запомнить такую кучу всего, надо было записать! — строго сказал Гипотам.

— А что надо почесать, чтобы записать? — спросил Жираф.

— Чтобы записать, надо почесать… кто сказал, что надо почесать? Не поче­сать, а написать. Надо написать слова!

— А что надо почесать… то есть написать, чтобы получились слова?

— Надо писать, то есть чесать… буквы!

— А что надо че… писать, чтобы пи… чесать буквы?

— Надо чепичесать палочки! Это—дважды два!

— Дважды два? Первый раз слышу! — сказал Жираф и почесал шею.

— Дважды два — это четыре.

— Ага,— сказал Жираф,— чтобы узнать, что дважды два—это четыре, надо почесать шею.

— Трижды три,—сказал Гипотам.

— Для этого? Для этого нужно учить арифметику! — строго сказал Гипо­там и плюхнулся в озеро.

— Блям-блям-блям! Буль-буль-буль! — сказал Гипотам под водой.— То есть я хотел сказать, что для этого надо ходить в школу! — сказал он, высунувшись из воды.— По-по-порядочные жирафы в твоём возрасте обя-бя-бязаны ходить в школу,— закричал он не своим голосом,— не будь я Гип-по-по-там.

Графические диктанты

Графические диктанты – увлекательное, полезное и развивающее занятие! Ребята с энтузиазмом выполняют рисунки под диктовку, начиная от самых простых и переходя к более сложным. Они воспринимают эти занятия как увлекательную игру, требующую от них внимания и сосредоточенности . Данные графические диктанты помогут подготовить руку к письму , развить пространственное воображение, внимание, память.

В первый класс приходят дети с разным уровнем подготовки к школе. Для успешного обучения необходимо, чтобы первоклассники могли внимательно слушать и точно выполнять указания учителя, правильно ориентироваться в тетради, самостоятельно действовать по указанию педагога. Поэтому, начиная с первого урока, на уроках математики я использую методику “Графический диктант” в форме игры.

В организации графических диктантов придерживаюсь следующих требований:

  1. правила игры должны быть простыми, точно сформулированными;
  2. материал должен быть посилен для всех детей;
  3. начинать нужно с простых упражнений и постепенно переходить к более сложным упражнениям;
  4. перед выполнением проводится четкий инструктаж;
  5. при диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию.

На этих диктантах не ставятся отметки, хотя устное оценивание, конечно осуществляется. К тому же ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Ракета

Ключ

Слоненок

Машина

Ключ большой

Заяц

Жираф

Летящая птица

Змея

Осиновый лист

Уточка

Гусь

Дом

Собачка

Цветочек

Волк

Рыбка

Медведь

Кораблик

Сторожевой пес

Журавль

Ель

Робот

Груша

Утка

Конь

Курица

Олень

Зонт

Кот

Цапля

Кенгуру

Страус

Слон

Гиппопотам

Крокодил

Самовар

Верблюд

Рыба

Попугай

Лебедь

Бабочка

Верблюд

Лошадь

Летящая утка

по материалам сайта Premier

Увлекательная деятельность для дошкольников — графические диктанты

Четыре задания для распечатки «Дорисуй вторую половину картинки» вы можете скачать под ознакомительными материалами во вложениях. Ребятам предстоит выполнить непростую задачу — создать на листке бумаги целостный образ различных предметов: дорисовать вторую половинку каждой картинки в зеркальном отображении. Подобные задания развивают у детей пространственное восприятие, формируют зрительную систему и активируют работу мозга, помимо этого, хорошо развивается мелкая моторика ребенка, а также способность воображать и фантазировать.

В первом задании ребенку предлагается дорисовать: летающую тарелку, ракету, автомобиль, павлина, зайца и лягушку, после чего раскрасить получившиеся картинки.

Если ваш малыш впервые приступает к выполнению таких заданий, ему будет довольно сложно создать пропорциональную часть половинки картинки в зеркальном отображении. Начинать тренировку ребенка лучше с тех заданий, где половинки картинок расположены на поле с клеточками.

Графический диктант: что это такое

Графические диктанты для дошкольников по клеточкам. У каждого ребенка богатая фантазия и желание играть всегда и всюду. Эти врожденные способности можно использовать для планомерной подготовки дошкольника к новому для него периоду жизни – школьной поре.

Графический диктант – дидактическое задание, позволяющее развивать мышление и воображение ребенка, его возможности «видеть» в проекции, ориентироваться в пространстве.

По сути, работа с карандашом не представляет ничего сложного. Ребенку нужно лишь нарисовать конкретную картинку, двигая карандашом в нужном направлении, выполняя рекомендации взрослого, проводящего графический диктант.

Главное, что должен уяснить будущий ученик: отвлекаться нельзя, иначе вместо красивой и правильной картинки получится недоразумение, которое расстроит ребенка.

Графические диктанты не потребуют от дошкольника художественных способностей. Ему нужно только четко следовать инструкции, чтобы получился хороший результат. Сложных иллюстраций воспроизводить не придется. В графической коллекции простые изображения: слон, жираф, другие животные, вернее, их контуры. Также могут быть дома, различный транспорт, цветы, рисование которых не нуждается в детальной проработке. Все, что предлагается нарисовать дошкольнику, должно быть ему хорошо известно, понятно. Кроме того, не стоит забывать о длительности выполнения работы. Чтобы возникшая усталость не вытеснила интерес, графический диктант должен занимать немного времени.

Разновидности рисунков по клеточкам

В настоящее время рисунки по клеточкам всё активнее вводят в свою работу многие специалисты, работающие с детьми и не только. Самый популярный вариант подобных рисунков – это так называемый графический диктант.

Данная технология используется в первую очередь для того, чтобы подготовить руку малыша к письму, а его самого к школьным занятиям. При этом занятия могут проходить в нескольких вариантах:

  1. Ребёнок копирует уже готовое изображение, сделанное по клеточкам. Такое упражнение хорошо развивает внимание и усидчивость.
  2. Малыш дорисовывает начатое изображение. При этом хорошо развивается пространственное воображение.
  3. Взрослый диктует порядок действий, например: 1 клеточка вправо, 2 вверх. В результате в тетрадке должна получиться некая картинка. Данный вариант помогает отроку научиться ориентироваться в пространстве, воспринимать информацию на слух и опять же быть внимательным. Графические диктанты смотрите здесь.

Подобные задания дети, как правило, выполняют с большим удовольствием. Если же дополнить их развлекательно – развивающими упражнениями, то веселья и пользы от них будет ещё больше.

Нажмите на рисунок – картинка увеличиться. Правой кнопкой мыши – клик. В открывшемся окне выбирайте “Сохранить картинку как”.

Сохраняете к себе на рабочий стол. Распечатайте.

Чем полезен графический диктант для дошкольников

С помощью графического диктанта можно подготовить ребенка к выполнению заданий в школе. Ребенок чувствует свою ответственность, что положительно сказывается на его самооценке.

Графический диктант помогает развивать многие качества:

  • внимательность;
  • усидчивость;
  • дисциплину.

У дошкольника активно развиваются:

  • воображение;
  • восприятие;
  • словарный запас;
  • мышление;
  • память;
  • внимание к деталям;
  • кругозор.

Стоит отметить и развитие физических возможностей. Это:

  • координация движений;
  • мелкая моторика.

Упражнения по развитию графических навыков ребенка.

«Умелые ручки » — графические упражнения на развитие мелкой моторики рук. Автор: Куриленко Татьяна Алексеевна, учитель-логопед МДОУ д/с «Земляничка»р.п. Посевная, Черепановского района, Новосибирской области. Описание: Рекомендация посвящена проблемам развития тонкой моторики, ловкости и координации. В ней предложены коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовке руки к письму. Назначение: Материал предназначен для родителей подготовительной к школе группы. Цель: развивать начальные графические навыки через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму Задачи: 1. развивать зрительно-моторную координацию движений и зрительно-пространственные представления; 2.развивать крупную (кистевую) и мелкую (пальцевую) моторику, право- и левостороннюю ориентацию, внимание; 3. формирование интереса к выполнению графических упражнений и заданий; 4.воспитывать чувство коллективизма при выполнении совместных действий. Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Реализация упражнений позволит развить и совершенствовать точные движения пальцев рук и скоординировать ловкость движений. Для формирования у ребенка графического навыка необходимо обучать его с помощью системы специальных упражнений.

Для развития графического навыка следует использовать: рисование линий: прямые дорожки, фигурные; рисование по точкам, по контурам по клеточкам; выполнения штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.


Для развития мелкой моторики рук следует использовать: пальчиковую гимнастику; упражнения на освоение предметных действий. При выполнении различных видов заданий, ребенок приобретает опыт графических движений. Необходимо сразу учить ребенка правильным приемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо; уметь выполнять линии различной толщины и формы; штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур. При выполнении упражнений следует обращать внимание на: правильность посадки за столом; выполнение нужно начинать с простых заданий и постепенно повышать сложность.


Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо. Специальные упражнения на развитие графических навыков Прямые дорожки Ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги. Фигурные дорожки Ребенка просят провести фигурную дорожку, при прохождении дорожки ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линии. Карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается.


Рисование по точкам Ребенка прося соединить точки согласно инструкции под рисунками. Карандаш не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется и его положение не изменяется.


Рисование по контурам Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.


Рисование по клеточкам На бумаге в клеточку ребенка просят продолжить узор по заданному образцу.


Выполнение штриховок (с различным направлением движения руки) Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам: • вертикальные (сверху вниз) • горизонтальные (слева направо) • наклонные • «клубочками» (круговые движения руки) • полукругами. Линии должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается.


Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках в разных вариантах.


Освоение предметных действий Для развития тонкой моторики можно использовать упражнения с применением мешочка с песком, мяча. В зависимости от индивидуальных возможностей ребенка характер манипуляций с предметами можно варьировать, используя такие приемы как перекладывание, подбрасывание, ловля: изменяя темп работы и степень ее сложности, количество одновременно задействованных предметов. Ребенку с недостаточной сформированностью мелкой моторики рук, освоение предметных действий вызывает трудности.


Помните! Развитие тонкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом! Не пренебрегайте графическими упражнениями — эти задания помогут вашему ребенку не только научиться писать, но и подготовиться в целом к обучению в школе.

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание у детей подготовительной группы интереса к школе Игры с бумагой для детей дошкольников Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Сенсомоторное развитие дошкольников

Похожие статьи:

Конспект совместной деятельности в старшей логопедической группе по развитию мелкой моторики рук

Игры с пальчиками для старших дошкольников

Изучение азбуки с дошкольниками в детском саду

Восприятие информации детьми

Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста

Как правильно выполнять графический диктант

Чтобы ребенок получил удовлетворение от проделанной работы, нужно придерживаться правил проведения графического диктанта. Самое первое и основное правило – не спешить. Если ребенок не успевает за инструкцией педагога или взрослого, проводящего занятие, если из-за торопливости ошибается, вследствие чего картинка не получается, то такой графический диктант пользы не принесет.

Второе правило – четкий инструктаж дошкольника. Непонятое задание не будет выполнено верно.

Инструкция к диктанту

Инструкция начинается с точки на листе бумаги. Вернее, педагог предварительно готовит лист в клеточку, на котором уже стоит точка. Это старт для будущей картинки.

Если на графическом диктанте ребенок впервые, дошкольнику нужно помочь. Для этого педагог указывает на листе бумаги стрелками направление, в котором должен двигать карандаш ребенок, чтобы получилась вожделенная фигура. Это сначала нужны стрелки. На втором и последующих занятиях ребенок может ориентироваться без них, следуя указаниям взрослого. Более того, и точку ставить не придется. Ребенок сам выберет, где будет старт, опять же следуя совету педагога.

Педагог должен помнить, что каждое действие проговаривается. Каждый шаг: влево, вправо, вверх, вниз. Также педагог должен объяснить дошкольнику, что одна клеточка – это один шаг. Важно объяснить, что такое вертикально, горизонтально. Рассказать о наклонной линии, чем она отличается от вертикальной и горизонтальной. Эти первоначальные знания помогут ребенку качественнее выполнить предложенную работу.

У педагога обязательно должен быть готовый вариант графического диктанта. После выполнения работы с дошкольником нужно разобрать возможные ошибки, похвалить за старательность.

Сколько времени ребенок может выполнять графический диктант

У каждого ребенка усидчивость развита по-разному. Это зависит и от физических и психических данных дошкольника. Поэтому под единые рамки подогнать всех детей не получится. Однако существуют примерные временные границы, которые можно использовать при проведении графического диктанта:

  • У детей пятилетнего возраста занятие не должно быть продолжительнее четверти часа;
  • У детей шестилетнего возраста занятия должны быть не более 20 минут;
  • У детей семилетнего возраста занятия должны быть не более 25-30 минут.

Периодически на занятии нужно уделять время для физминуток и пальчиковых разминок. Ведь то, что кажется взрослому чересчур легким, для дошкольника вызывает сложность и напряжение.

Простое рисование по клеточкам в тетради

Маленьким детям (4-5 лет) для начала надо предложить в качестве образца яркие рисунки, где каждая клеточка закрашена. Малышу будет интересно раскрашивать клеточки в разные цвета, и получить красивый рисунок. Кстати, лучше использовать для подобных упражнений листки с крупной клеткой. Четырёх или пятилетнему малышу так будет намного проще. Кроме того, надо объяснить малютке, что закрашивать клеточки лучше снизу вверх.

Детям постарше (6-7 лет) рекомендуется предложить дорисовать половину готовой картинки, что бы получился законченный рисунок. Выполнять такие графические диктанты можно простым карандашом или ручкой на листочках со стандартной клеткой.

Младшим школьникам уже можно предлагать настоящий графический диктант. Его можно как диктовать, так и дать ребёнку в схематичной форме. Если чадо ещё плохо читает, то родителям придётся зачитать ему краткое пояснение, расположенное в начале каждого подобного диктанта. Как правило, там указано, сколько клеточек нужно отступить от какого-либо края листа, чтобы поставить точку, которая и станет началом всего рисунка.

Какого бы возраста ни был ребёнок, родители обязательно должны следить, чтобы он не переутомился. Поэтому время занятий не должно превышать 15 минут для самых маленьких и 25-30 минут для дошколят и младших школьников.

Нажмите на рисунок – картинка увеличиться. Правой кнопкой мыши – клик. В открывшемся окне выбирайте “Сохранить картинку как”.

Сохраняете к себе на рабочий стол. Распечатайте.

Графические диктанты – 2

Графические диктанты – рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, произвольного внимания, усидчивости.

Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет.

Как работать с данными графическими диктантами:

Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:

1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.

2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.

Графические диктанты дополнены загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой. В процессе занятия ребенок отрабатывает правильную, чёткую и грамотную речь, развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас.

Задания подобраны по принципу «от простого к сложному». Если вы начинаете заниматься с ребенком по этим графическим диктантам, выполняйте с ним задания по порядку: начинайте с самых первых простых диктантов и постепенно переходите к более сложным.

Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию. Для детей 5 – 6-ти лет лучше использовать тетрадь в крупную клетку (0,8 мм), чтобы не перенапрягать зрение. Начиная с графического диктанта №40 все рисунки расчитаны на обычную школьную тетрадь (в тетради в крупную клетку они не поместятся).

В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой. Например, запись:

следует читать: 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 4 клетки вниз, 1 клетка вправо.

Обратите внимание на то, как ребенок держит карандаш. Покажите малышу, как надо удерживать карандаш между фалангами указательного, большого и среднего пальцев. Если ребенок плохо считает, помогайте ему отсчитывать клетки в тетради.

Перед каждым занятием обязательно вспомните с ребенком где право, где лево, где верх, где низ. Покажите ребенку, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ. Покажите малышу, как надо считать клеточки.

Вам самим тоже может понадобится карандаш для того, чтобы отмечать прочитанные строчки и чтобы не запутаться, ставьте точки карандашом напротив строчек, которые читаете. Это вам поможет не сбиться.

Каждое занятие включает в себя графический диктант, обсуждение изображений, скороговорки, чистоговорки, загадки и пальчиковую гимнастику. Каждый этап занятия несет смысловую нагрузку. Занятия с ребенком можно выстраивать в разной последовательности. Можно вначале сделать пальчиковую гимнастику, прочитать скороговорки и чистоговорки, а затем сделать графический диктант. Можно наоборот, сначала сделать графический диктант, о потом скороговорки и пальчиковая гимнастика. Загадки лучше загадывать в конце занятия.

Поговорите о том, что каждое животное имеет свои отличительные особенности. Схематичное изображение показывает отличительные особенности, по которым мы можем узнать животное или предмет. Спросите у ребенка, какие отличительные особенности у животного, которое он нарисовал. Например, у зайца – длинные уши и маленький хвостик, у слона – длинный хобот, у страуса длинная шея, маленькая голова и длинные ноги, и так далее.

Поработайте со скороговорками и чистоговорками разными способами:

1. Пусть ребенок возьмет в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками, проговорит медленно скороговорку или чистоговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог.

2. Пусть ребенок проговорит скороговорку (чистоговорку), перебрасывая мячик из одной руки в другую.

3. Проговорить скороговорку можно, прохлопывая ритм ладошками.

4. Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.

Пальчиковую гимнастику делайте вместе, чтобы ребёнок видел и повторял движения за вами.

Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого. Помните, что занятия для ребенка – не экзамен, а игра. Помогайте малышу, следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.

Ваша задача – помочь ребенку в игровой форме овладеть необходимыми для хорошей учебы навыками. Поэтому не ругайте ребенка и если у него что-то не получается, просто объясните, как надо делать правильно. Чаще хвалите малыша, и никогда ни с кем не сравнивайте.

Продолжительность одного занятия с графическими диктантами:

• для детей 5-ти лет не должна превышать 10 – 15 минут,

• для детей 5 – 6-ти лет – 15 – 20 минут

• для детей 6 – 7-ми лет – 20 – 25-ти минут .

Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие.

Читайте также:  Почему ребенок не держит голову в 3 месяца и что делать родителям?
Ссылка на основную публикацию