Графический диктант “Рыбка”

Математические диктанты по клеточкам для 1 класса: скачайте и распечатайте сами

Многие из современных методик, используемых в начальной школе, совмещают несколько функций: игровую, образовательную, развивающую. Важно использовать такие обучающие способы, которые будут формировать и закреплять у первоклассника интерес к учебе.

К таким относят графический диктант по клеточкам для 1-го класса, который охотно используется педагогами и родителями и в качестве диагностического инструмента, и как интересная развивающая игра.

Из этой статьи вы узнаете

В чем польза

Готовить ребенка к школьным нагрузкам нужно заранее, как минимум за год до начала обучения. Этот процесс заключается в формировании таких качеств, как усидчивость, самоконтроль, внимательность и активность. Большое значение имеет и правильная постановка руки для письма. Все эти навыки закрепляет выполнение графических диктантов.

Этот метод был разработан психологом и педагогом Д.Б. Элькониным для определения степени развития различных навыков у ребенка. Заключается он в упражнении, проводимом под диктовку специалиста и составлении протокола психологической диагностики детей. Спустя десятилетия метод стали применять и как обучающее занятие.

Проводить графический диктант можно и для дошкольников с четырех лет, он будет полезен все время, пока учащийся находится в начальной школе, и много позже. С интересом участвуют в упражнениях и взрослые, можно проводить занятия в качестве семейного досуга. Их суть — в пошаговом построении схематического изображения линиями определенной длины в соответствии с заданием. Итог работы – готовый рисунок.

Эффект от методики следующий:

  • Развивается пространственное и абстрактное мышление.
  • Происходит знакомство с различными видами линий: вертикальными, горизонтальными, параллельными.
  • Формируются графомоторные навыки.
  • Закрепляется умение считать.
  • Повышается внимание и сосредоточенность.
  • Появляется стимул доводить начатое до конца.

Удобна эта методика тем, что занятия можно проводить в поездке, в период ожидания, дома, для них не нужны сложные пособия и приспособления, достаточно карандаша и тетради в клеточку.

Данный способ – хорошая подготовка к различным урокам, принятым в старшем школьном возрасте, таким как алгебра, информатика, геометрия, черчение. Элементы графического диктанта включены в учебник Г.В. Дорофеева за первый класс. Ребенок с их помощью легко освоит такие нужные математические понятия, как угол, график, чертеж, диагональ, формула.

Уже во 2–3-м классе многие педагоги проводят контрольные в форме арифметического диктанта, где малышу необходимо быстро принять решение по заданию на слух: сложить, вычесть, умножить. Такая форма опроса, как математический диктант, проводится и в старших классах по методике Л.С. Атанасяна. Поэтому чем раньше школьник научится воспринимать задание на слух, тем лучше.

Особенности проведения занятий

Приступающий к упражнению малыш должен обладать следующими навыками:

  • Свободно ориентироваться на листе бумаги, различать понятия «вправо – влево», «вверх – вниз».
  • Владеть навыками счета до 10 или уметь считать до той цифры, которая обозначает максимальное количество клеток при выполнении задания.

Перед началом занятий желательно убрать с рабочей поверхности все предметы, кроме необходимых. На столе должны быть:

  • простой карандаш и ластик;
  • тетрадь в крупную клетку;
  • образец рисунка, если ребенок выполняет задание самостоятельно.

Рисовать нужно на пустом листе. Начальную точку, от которой малыш продолжит движение, необходимо поставить взрослому. Нужно объяснить ребенку, что цифры в упражнении обозначают количество клеточек, на которые он должен переместить линию.

Если в задании указаны стрелочки, расскажите, что они указывают на направление движения. Обратите внимание малыша, что некоторые из них лежат наискосок, это значит, что вести линию надо из одного угла клеточки в другой. Нарисуйте действие наглядно.

Вот правила, которых нужно придерживаться:

  • Продиктовать каждый шаг нужно четко, громко и понятно.
  • Переходить к другому пункту, нужно убедившись, что малыш выполнил предыдущий.
  • При необходимости помогать, спрашивать, все ли понятно.
  • Подбирать графический диктант в форме стихотворения или повышать интерес к занятию загадками, скороговорками.
  • Устраивать физминутки.

Если занятие ведется в групповой форме, не рекомендуется повторять этапы выполнения несколько раз: дети могут запутаться. Если один из малышей отстал, предложите ему подождать, пока остальные не выполнят упражнение.

Способы выполнения

Графический диктант можно выполнять двумя способами. Первый основывается на указаниях педагога и воспринимается на слух.

Цель работы – поэтапное построение изображения. В этом случае ребенок может нарисовать правильную картинку, если внимательно слушает учителя. Второй способ выполнения предполагает самостоятельную работу и может заключаться:

  • В графическом копировании предложенной картинки.
  • Рисовании по клеточкам в соответствии с инструкцией со стрелками, указывающими направление. Часто малыш может увидеть картинку целиком только по окончании упражнения.
  • Симметричном повторении половины фигуры: задача малыша – дорисовывать изображение по предложенной форме. Этим способом малыш знакомится с таким понятием, как равенство.

Скачать и распечатать диктанты

Диктант по клеточкам для 1-го класса может проводиться индивидуально и в группе, с ограничениями по времени и на скорость. Учитывайте возраст и начальную подготовку: на первых порах рисунки должны быть простые: дома, геометрические фигуры, несложные элементы – сердечки, звездочки, фрукты и овощи.

Занимаясь индивидуально, подбирайте картинки по теме: мальчикам могут быть интересны роботы, машины, строения необычной формы, девочкам – цветы и узоры. Животные: заяц, кот, рыбка, собака – заинтересуют малыша любого пола и возрастной группы.

После того как ученик освоит этот вид деятельности, можно предложить сложные рисунки: жеребенок, носорог, замок, олень, техника.

Жираф

Елочка

Кошка

Петух

Робот

Бабочка

Олень

Парусник

Чайник

Кошечка

Собачка

Верблюд

Коляска

Паровоз

Пингвин

Вертолет

Можно выбрать бесплатный способ и разработать задания по индивидуальному проекту. Для этого нужно найти рисунок в интернете, скачать, напечатать понравившийся файл в Word или в графическом редакторе и приступить к заданию.

В Сети есть и примеры текста диктанта. Можно сделать распечатки с разным уровнем сложности и использовать по мере развития навыков ребенка. Ниже мы предлагаем вам скачать и распечатать незаполненные варианты, где ребенку необходимо самостоятельно сделать работу.

Олень

Машина

Кораблик

Дерево

Ботинок

Рисунки, инструкции и пособия для занятий также можно приобрести в книжных магазинах, киосках периодической печати и точках для продажи канцелярских товаров.

Дошкольникам подойдет издание в виде рабочей тетради К.В. Шевелева «Занимательная математика».

Для детей 7–8 лет интересны будут развивающие пособия по арифметике, разработанные О.И. Мельниковым.

Педагог О.А. Холодова – автор изданий, предназначенных для развития познавательных навыков у детей дошкольного возраста и младших школьников. Ее издания для 1-го класса рассчитаны на первое и второе полугодие и соответствуют материалу, изучаемому в каждой четверти.

Советы по выполнению

  • Негативные эмоции со стороны взрослого исключены. Нужно создать доброжелательную атмосферу, хвалить за успехи.
  • Во время диктовки нельзя спешить, выполняйте устный диктант в соответствии с развитием малыша.
  • Проводите занятия в течение времени, установленного ФГОС: дошкольникам – 15–25 минут, младшим школьникам – 30–40 минут. Устраивайте перерывы каждые 5–10 минут занятий.
  • Почаще устраивайте гимнастику для глаз и пальцев.
  • Если ученик переспрашивает, дайте ответ незамедлительно.
  • Место, где занимается первоклашка, должно быть хорошо освещено.
  • Наблюдайте за правильной осанкой и захватом карандаша пальцами у ребенка.
  • После работы проведите итоговый анализ вместе с малышом, при необходимости исправьте недочеты, стерев ластиком неправильный ход.
  • Распечатывать карточки и бланки можно вместе с ребенком, с учетом его пожеланий.

Признак хорошо проведенного графического диктанта – не только картинка, полностью соответствующая оригиналу, но и отличное настроение у педагога и детей.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/intellect/graficheskij_diktant_po_kletochkam_dlya_1_klassa.html

Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

Графический диктант 3 класс

10 графических диктантов

Познакомьте ребенка с графичеким диктантом и попробуйте пройти первые 10 графических диктантов разного вида и разной сложности. На нашнм сайте представлены разные тематикии и можно с легкостью подобрать для начала интересные темы по 10 графическим диктантам.

Графический диктант машина

  • 6 вверх
  • 10 вправо
  • 2 вниз
  • 2 вправо
  • 2 по диагонали вправо вниз
  • 2 вниз
  • 1 влево
  • 1 по диагрнали влево вниз
  • 2 влево
  • 1 по диагрнали влево вверх
  • 4 влево
  • 1 по диагрнали влево вниз
  • 2 влево
  • 1 по диагрнали влево вверх
  • 1 влево

Графический диктант рыбка

  • 1 по диагонали влево вниз
  • 1 по диагонали вправо вниз
  • 1 по диагонали вправо вверх
  • 3 по диагонали влево вверх
  • 1 влево
  • 1 по диагонали влево вниз
  • 1 вправо
  • 3 по диагонали влево вниз
  • 2 вниз
  • 2 по диагонали влево вверх
  • 1 вверх
  • 1 по диагонали вправо вверх
  • 1 вправо
  • 3 по диагонали вправо вниз
  • 1 по диагонали влево вниз
  • 2 вправо
  • 2 по диагонали вправо вверх
  • 3 влево
  • 1 вверх
  • 1 вправо
  • 1 по диагонали вправо вниз.

Графический диктант по клеточкам для 3 класса

  • 1 вниз
  • 2 по диагонали вправо вниз
  • 1 вправо
  • 2 по диагонали вправо вверх
  • 3 вправо
  • 1 по диагонали влево вниз
  • 1 вниз
  • 1 влево
  • 1 по диагонали влево вниз
  • 1 вниз
  • 1 влево
  • 1 по диагонали влево вниз
  • 1 влево
  • 1 по диагонали влево вниз
  • 1 по диагонали влево вверх
  • 1 влево
  • 1 по диагонали влево вверх
  • 1 влево
  • 1 вверх
  • 1 по диагонали влево вверх
  • 1 влево
  • 1 вверх
  • 1 по диагонали влево вверх
  • 3 вправо
  • 2 по диагонали вправо вниз
  • 1 вправо
  • 2 по диагонали вправо вверх
  • 1 вверх
  • 1 по диагонали влево вниз
  • 1 по диагонали влево вверх.

Графический диктант на тему космос

Графический диктант кот

  • 1 по диагрнали вправо вниз
  • 1 вправо
  • 1 по диагрнали вправо вверх
  • 1 вниз
  • 1 по диагрнали вправо вверх
  • 2 вправо
  • 1 по диагрнали вправо вниз
  • 1 по диагрнали вправо вверх
  • 1 вправо
  • 1 по диагрнали вправо вниз
  • 1 вниз
  • 1 влево
  • 1 вверх
  • 1 влево
  • 1 по диагрнали влево вниз
  • 2 вниз
  • 2 влево
  • 1 вверх
  • 1 вправо
  • 2 вверх
  • 2 влево
  • 3 вниз
  • 2 влево
  • 1 вверх
  • 1 вправо
  • 1 вверх
  • 1 по диагрнали влево вниз
  • 1 влево
  • 1 по диагрнали влево вверх
  • 2 вверх.

Графический диктант белка

  • 1 вправо
  • 1 вверх
  • 1 вправо
  • 2 вверх
  • 1 вправо
  • 2 вниз
  • 1 вправо
  • 2 вниз
  • 2 вправо
  • 1 вверх
  • 3 вправо
  • 1 вниз
  • 1 вправо
  • 1 вниз
  • 1 вправо
  • 1 вниз
  • 1 вправо
  • 1 вверх
  • 1 вправо
  • 1 вверх
  • 1 влево
  • 1 вверх
  • 1 влево
  • 1 вверх
  • 1 влево
  • 1 вверх
  • 1 влево
  • 1 вверх
  • 1 влево
  • 1 вверх
  • 1 вправо
  • 1 вверх
  • 1 вправо
  • 1 вверх
  • 2 вправо
  • 1 вверх
  • 3 вправо
  • 3 вниз
  • 1 влево
  • 1 вниз
  • 1 влево
  • 2 вниз
  • 1 вправо
  • 1 вниз
  • 1 вправо
  • 4 вниз
  • 2 влево
  • 2 вниз
  • 1 влево
  • 1 вниз
  • 4 влево
  • 1 вверх
  • 1 вправо
  • 1 вверх
  • 1 влево
  • 1 вверх
  • 2 влево
  • 1 вниз
  • 1 влево
  • 2 вниз
  • 2 влево
  • 1 вверх
  • 1 вправо
  • 2 вверх
  • 1 влево
  • 1 вверх
  • 1 влево
  • 1 вверх
  • 2 влево
  • 2 вверх

Графический диктант верблюд

  • 2 по диагонали вправо вверх
  • 2 вправо
  • 1 по диагонали вправо вверх
  • 1 по диагонали вправо вниз
  • 5 вниз
  • 1 вправо
  • 2 по диагонали вправо вверх
  • 2 по диагонали вправо вниз
  • 2 по диагонали вправо вверх
  • 2 по диагонали вправо вниз
  • 1 вправо
  • 1 вниз
  • 1 вправо
  • 1 вниз
  • 1 влево
  • 8 вниз
  • 1 вправо
  • 6 вверх
  • 1 влево
  • 6 вниз
  • 1 влево
  • 6 вверх
  • 9 влево
  • 6 вниз
  • 1 влево
  • 6 вверх
  • 1 по диагонали влево вниз
  • 3 вниз
  • 1 влево
  • 3 вверх
  • 2 по диагонали вправо вверх
  • 6 вверх
  • 3 влево

Графический диктант дом

  • 1 вверх
  • 1 вправо
  • 1 вверх
  • 1 вправо
  • 4 вверх
  • 1 влево
  • 4 по диагонали вправо вверх
  • 1 по диагонали вправо вниз
  • 1 вверх
  • 1 вправо
  • 2 вниз
  • 2 по диагонали вправо вниз
  • 1 влево
  • 6 вниз
  • 8 влево.

Графический диктант, рисунок по клеточкам

Ниже представлены карточки с графическими диктантами для детей на цветных картинках. В правом столбце лист, который нужно распечатать и дать ребенку. В левом столбце, напротив карточки с графическим диктантом для ребенка, расположен лист для взрослого. Начинать рисовать нужно из указанной на картинке точки. Взрослый называет цифру, которая обозначает кол-во клеток над которыми нужно прочертить линию и направление движения вправо или влево (направление указано стрелками). В итоге должен получиться рисунок с изображением, как на шаблоне. Радостных и полезных вам занятий!

Художники: Е. Беляева, Е.А. Тимофеева.

Нажмите на рисунок и он раскроется во весь размер. Чтобы сохранить диктант к себе на компьютер, нажмите на выбранную картинку, затем кликните правой кнопкой мыши, в открывшемся окошке выберите “Сохранить картинку как” и укажите папку на вашем ПК куда вы хотите скачать диктант.

Карточка для графического диктанта (детям) Карточка для графического диктанта (взрослым)

Как выполнять графический диктант

(Правила рисования по клеточкам).

Для начала на листе с диктантом, в верхних уголках, нанесите метки – право и лево (если ребенок еще не знает этих понятий). Это нужно для того, чтобы не запутать ребёнка, чтобы он запомнил, с какой стороны, где и что находиться. Теперь приступайте к выполнению задания. На листе имеется изображение полностью, которое должно получиться в конечном итоге. Этот лист вы берёте себе, ребёнку даёте тетрадный лист в клетку, карандаш и ластик. Под рисунком есть стрелочки, указывающие вправо, влево, вверх или вниз. Возле стрелок есть цифры, указывающие сколько нужно прорисовать палочек в том или ином направлении (сколько закрыть клеточек в указанном стрелкой направлении). Сначала стоит цифра, около неё стрелка, указывающая направление.

Обратите внимание, что указатели (стрелки и цифры) в заданиях (предоставленных на нашем сайте) следует читать слева направо.

Вверху рисунка всегда указывается, сколько клеток нужно отступить от края и верха, чтобы начать диктант. В указанном месте, например: отступить 9 клеточек от края влево, сверху отсчитать 4 клеточки. В этом месте нужно ставить жирную точку. Помогайте детям младшего возраста, не умеющим ещё хорошо считать или самостоятельно отсчитывать клетки. Поставьте точку отсчёта (от этой точки ребёнок и будет проводить линии под диктовку).

Графические диктанты, которые можно скачать бесплатно

Нажмите на картинку и она увеличится в размере. Кликните правой кнопкой мышки и в появившемся окне выберите нужный вам пункт ( “печать” или “сохранить как”).

Графический диктант “Черепаха”. Рисунок по клеточкам.

Графический диктант “Змейка”. Рисунок по клеточкам.

Графический диктант “Белка”. Рисунок по клеточкам.

Графический диктант “Верблюд”. Рисунок по клеточкам.

Графический диктант “Ёлочка”. Рисунок по клеточкам.

Графический диктант “Ключик”. Рисунок по клеточкам.

Графический диктант “Зайчик”. Рисунок по клеточкам.

Графический диктант “Гриб”. Рисунок по клеточкам.

Графический диктант “Кораблик”. Рисунок по клеточкам.

Графический диктант “Рыбка”. Рисунок по клеточкам.

Графический диктант “Сердечко”. Рисунок по клеточкам.

Графический диктант “Собака”. Рисунок по клеточкам.

Графический диктант “Солнышко”. Рисунок по клеточкам.

Графический диктант “Цветок”. Рисунок по клеточкам.

Графический диктант “Рак”. Рисунок по клеточкам.

Польза графических диктантов

Подготовка ребёнка к школе – процесс длительный и обязательный. Поэтому психологи и педиатры рекомендуют начинать ещё за год до первого класса, в детском саду или на дому. Поскольку малыша нужно готовить не только к нагрузкам умственным и физическим, но и моральным. В общем, как следует заняться воспитанием, помочь стать более усидчивым, внимательным и смелым.

Если ещё морально ребёнка можно подготовить к большим переменам, по средствам общения со сверстниками во дворе и детском саду. То научить малыша быть более внимательным, развить навыки письма, внимательное выполнение неких заданий, можно с помощью графических диктантов и рисования по клеточкам. На сегодняшний день это невероятно популярное занятие, завоевало сердца не только дошколят, но и подростков. Это способ научить малыша письму, развить логику, абстрактное мышление, усидчивость и кропотливость, а так же мелкую моторику ручек. С помощью этого занятия ребёнок развивает координацию, устойчивость и корректирует правильность своих движений, так сказать, «набивает твёрдую руку», что, несомненно, поможет ему в школе, при написании диктантов и конспектов за короткий период времени.

Что такое графические диктанты? Представьте перед собой лист бумаги, на котором расчерчены клеточки. В задании указаны стрелочки (показывающие направление) и цифры (показывающее количество клеток, которые нужно пройти в указанном направлении). Если следовать указателям точно и внимательно, вести черту в нужном направлении на нужное расстояние, получается изображение – картинка. Иными словами: графические диктанты это рисование по клеточкам, пользуясь указателями в задании.

Такие занятия рекомендуются не только деткам дошкольного возраста, в детских садах, но ребятам до 12-летнего возраста. Ведь внимательность и координацию движений, можно развивать и в старшем возрасте. Увлекательное занятие является занимательным досугом не только для детей, но и взрослых. Рекомендуемый возраст для начала рисования графических диктантов – от 4 лет. Именно в этом возрасте начинают развитие мелкой моторики, с помощью рисования по клеточкам.

Графические диктанты в качестве развивающей игры используют в различных местах: дома, на дополнительных занятиях, на отдыхе, на море, на даче, и даже в летнем лагере. Деток важно заинтересовывать, а что сделает это лучше, чем такое занятие. Ведь в итоге получится неизвестная картинка, которую потом можно разрисовать карандашами или фломастерами. Объясняя малышу это, можно не волноваться за его заинтересованностью этим, не так занятием, как игрой, развивающей воображение.

Итак – начнём выполнение. В первую очередь нужно подготовиться, а именно приобрести сборник графических диктантов. Обзавестись ими можно не только в специализированных магазинах детских книг, но и в лавке с канцелярскими товарами, букинистических магазинах. Бесплатно их можно скачать на некоторых сайтах в интернете ( например на нашем сайте), можно зайти и на платные сайты. Выбор таких заданий велик, выбирайте, исходя из возраста, пола и хобби ребёнка. Для малышей, только начинающих занятия, лучше всего подобрать графические диктанты (рисование по клеточкам) с изображением зайчиков, котиков, собачек. Для девочек: принцесс, цветов. Но, можно начать и с простых геометрических фигур: квадратов, треугольников, призм. Так вы сразу обучите ребёнка и координации движений, улучшите моторику ручек, разовьёте усидчивость и внимательность, и расскажите о названиях и видах геометрических фигур. Для мальчиков подойдут диктанты с изображением машинок, животных, роботов, замков, смешных человечков. Самые легкие графические диктанты, с простыми фигурами и выполняющиеся одним цветов – для начинающих. Усложненные задания – для детей старшего возраста. Выбирайте графические диктанты на тему интересную вашему ребенку. Если малыш занимается музыкой, используйте рисунки музыкальных инструментов, скрипичных ключей и нот.

Если вы уже занимались с ребёнком рисованием по клеточкам, начинайте вносить разнообразие в ваши занятия. То есть, в 5-6 лет, можно выполнять диктанты, помогающие развиваться ещё больше. То есть, приобретайте рисунки с теми животными, которых ребёнок ещё не видел и не знает, как они выглядят. Пользуйтесь цветами, которых малыш ещё не очень хорошо выучил. Расширяйте кругозор ребёнка таким способом, пусть он увеличивает и пополняет свой словарный запас новыми словами, учит их, узнаёт, где их можно применять. Главное, это хорошее настроение, увлечённость и позитивный настрой крохи перед выполнением любого задания. При таких условиях, учёба будет и правда невероятно полезной, плодотворной и не напрягающей ребёнка.

После подборки графических диктантов приступайте к подготовке. Помните, что ребенка нужно обязательно хвалить за удачно выполненную работу. Даже если картинка ещё не получается, не нужно постоянно подсказывать, направлять и сравнивать с другими детьми. Необходимо направлять и немножечко подталкивать в нужном направлении. Для этого в первую очередь, нужно обучить ребенка, где находиться левая сторона, где правая. Покажите где на листочке верх, а где низ. Эти простые и бесхитростные знания, помогут выполнять с точностью до 100% все графические диктанты.

Сядьте возле стола, с ровной и гладкой поверхностью, чтобы ребёнок мог ровно и правильно присесть на стуле. Обратите внимание на освещение. Совет: если вы хотите приучить ребёнка к школьной тетради, дать ему возможность привыкнуть к ней, научиться ориентироваться, подготовьте графические диктанты на листе, точь-в-точь как школьная тетрадка. Теперь приготовьте простой карандаш и старательную резинку, чтобы неправильны полоски можно было легко удалить и продолжить тот же диктант заново. Себе так же подготовьте карандаш и ластик.

Стоит следить за временем, чтобы ребёнку не надоело, чтобы ручки и глаза отдохнули. Хотя если малыш не устал, хочет продолжить и закончить работу сейчас, не нужно забирать диктант, ребёнок сам решит, когда достаточно.

Существуют временные рамки работы с графическими диктантами

Для деток 5-летнего возраста – максимум 15 минут. Для детей старшего возраста, до 6 лет – максимум 20 минут (от 15 минут). Для первоклашек (6 или 7 лет) – максимум 30 минут, минимум – 20 минут.

Рисование по клеточкам – отличный способ приучить малыша к карандашу и ручке. Научить правильно её держать, практиковаться, чтобы пальчики не так сильно уставали от держания предмета в школе. Данное упражнение поможет вам обучить малыша правильно считать, поскольку ему потребуется отсчитать точное количество клеточек, прежде чем начать занятие.

И так: перед вами лежит задание графического диктанта, карандаш. Перед ребёнком листок в клетку или тетрадь, ластик и простой карандаш. На листе у ребёнка, с вашей помощью или без неё, изображена в указанном месте, точка отсчёта. Объясните, что с этой точки начинают рисовать линии (вправо, влево, вниз и вверх), в том направлении и с тем количеством клеток, которое вы назовёте. Теперь приступайте, возле названного задания, а они указаны в строчку, ставьте точку карандашом, чтобы не забыть на чём вы закончили диктовку, не запутать ребёнка и, конечно же, себя. Следите за тем, что делает ребёнок. Подсказывайте, если малыш путается, где левая и правая сторона. Считайте вместе, если понадобиться, количество клеток.

Например, у вас фигура, самая стандартная – дом. Расскажите малышу, какой рисунок в итоге получится, или сохраните это в тайне для ещё большего интереса. От точки нужно:

1 → — 1 клетка вправо

1 ↓ — 1 клетка вниз, и так далее.

Диктуйте чётко, ребёнок должен воспринимать всё на слух. В конце работы посмотрите, насколько фигуры малыша, совпадают с заданными элементами. Если малыш ошибся, выясните вместе, где именно. Ластиком сотрите лишние линии, начиная с точки сбоя, и продолжайте черчение. Важно в процессе учебы сохранить хорошее настроение ребёнка.

Графические диктанты – 2

Графические диктанты – рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, произвольного внимания, усидчивости.

Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет.

Как работать с данными графическими диктантами:

Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:

1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.

2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.

Графические диктанты дополнены загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой. В процессе занятия ребенок отрабатывает правильную, чёткую и грамотную речь, развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас.

Задания подобраны по принципу «от простого к сложному». Если вы начинаете заниматься с ребенком по этим графическим диктантам, выполняйте с ним задания по порядку: начинайте с самых первых простых диктантов и постепенно переходите к более сложным.

Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию. Для детей 5 – 6-ти лет лучше использовать тетрадь в крупную клетку (0,8 мм), чтобы не перенапрягать зрение. Начиная с графического диктанта №40 все рисунки расчитаны на обычную школьную тетрадь (в тетради в крупную клетку они не поместятся).

В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой. Например, запись:

следует читать: 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 4 клетки вниз, 1 клетка вправо.

Обратите внимание на то, как ребенок держит карандаш. Покажите малышу, как надо удерживать карандаш между фалангами указательного, большого и среднего пальцев. Если ребенок плохо считает, помогайте ему отсчитывать клетки в тетради.

Перед каждым занятием обязательно вспомните с ребенком где право, где лево, где верх, где низ. Покажите ребенку, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ. Покажите малышу, как надо считать клеточки.

Вам самим тоже может понадобится карандаш для того, чтобы отмечать прочитанные строчки и чтобы не запутаться, ставьте точки карандашом напротив строчек, которые читаете. Это вам поможет не сбиться.

Каждое занятие включает в себя графический диктант, обсуждение изображений, скороговорки, чистоговорки, загадки и пальчиковую гимнастику. Каждый этап занятия несет смысловую нагрузку. Занятия с ребенком можно выстраивать в разной последовательности. Можно вначале сделать пальчиковую гимнастику, прочитать скороговорки и чистоговорки, а затем сделать графический диктант. Можно наоборот, сначала сделать графический диктант, о потом скороговорки и пальчиковая гимнастика. Загадки лучше загадывать в конце занятия.

Поговорите о том, что каждое животное имеет свои отличительные особенности. Схематичное изображение показывает отличительные особенности, по которым мы можем узнать животное или предмет. Спросите у ребенка, какие отличительные особенности у животного, которое он нарисовал. Например, у зайца – длинные уши и маленький хвостик, у слона – длинный хобот, у страуса длинная шея, маленькая голова и длинные ноги, и так далее.

Поработайте со скороговорками и чистоговорками разными способами:

1. Пусть ребенок возьмет в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками, проговорит медленно скороговорку или чистоговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог.

2. Пусть ребенок проговорит скороговорку (чистоговорку), перебрасывая мячик из одной руки в другую.

3. Проговорить скороговорку можно, прохлопывая ритм ладошками.

4. Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.

Пальчиковую гимнастику делайте вместе, чтобы ребёнок видел и повторял движения за вами.

Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого. Помните, что занятия для ребенка – не экзамен, а игра. Помогайте малышу, следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.

Ваша задача – помочь ребенку в игровой форме овладеть необходимыми для хорошей учебы навыками. Поэтому не ругайте ребенка и если у него что-то не получается, просто объясните, как надо делать правильно. Чаще хвалите малыша, и никогда ни с кем не сравнивайте.

Продолжительность одного занятия с графическими диктантами:

• для детей 5-ти лет не должна превышать 10 – 15 минут,

• для детей 5 – 6-ти лет – 15 – 20 минут

• для детей 6 – 7-ми лет – 20 – 25-ти минут .

Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие.

Графические диктанты – 2

Графические диктанты – рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, произвольного внимания, усидчивости.

Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет.

Как работать с данными графическими диктантами:

Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:

1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.

2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.

Графические диктанты дополнены загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой. В процессе занятия ребенок отрабатывает правильную, чёткую и грамотную речь, развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас.

Задания подобраны по принципу «от простого к сложному». Если вы начинаете заниматься с ребенком по этим графическим диктантам, выполняйте с ним задания по порядку: начинайте с самых первых простых диктантов и постепенно переходите к более сложным.

Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию. Для детей 5 – 6-ти лет лучше использовать тетрадь в крупную клетку (0,8 мм), чтобы не перенапрягать зрение. Начиная с графического диктанта №40 все рисунки расчитаны на обычную школьную тетрадь (в тетради в крупную клетку они не поместятся).

В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой. Например, запись:

следует читать: 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 4 клетки вниз, 1 клетка вправо.

Обратите внимание на то, как ребенок держит карандаш. Покажите малышу, как надо удерживать карандаш между фалангами указательного, большого и среднего пальцев. Если ребенок плохо считает, помогайте ему отсчитывать клетки в тетради.

Перед каждым занятием обязательно вспомните с ребенком где право, где лево, где верх, где низ. Покажите ребенку, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ. Покажите малышу, как надо считать клеточки.

Вам самим тоже может понадобится карандаш для того, чтобы отмечать прочитанные строчки и чтобы не запутаться, ставьте точки карандашом напротив строчек, которые читаете. Это вам поможет не сбиться.

Каждое занятие включает в себя графический диктант, обсуждение изображений, скороговорки, чистоговорки, загадки и пальчиковую гимнастику. Каждый этап занятия несет смысловую нагрузку. Занятия с ребенком можно выстраивать в разной последовательности. Можно вначале сделать пальчиковую гимнастику, прочитать скороговорки и чистоговорки, а затем сделать графический диктант. Можно наоборот, сначала сделать графический диктант, о потом скороговорки и пальчиковая гимнастика. Загадки лучше загадывать в конце занятия.

Поговорите о том, что каждое животное имеет свои отличительные особенности. Схематичное изображение показывает отличительные особенности, по которым мы можем узнать животное или предмет. Спросите у ребенка, какие отличительные особенности у животного, которое он нарисовал. Например, у зайца – длинные уши и маленький хвостик, у слона – длинный хобот, у страуса длинная шея, маленькая голова и длинные ноги, и так далее.

Поработайте со скороговорками и чистоговорками разными способами:

1. Пусть ребенок возьмет в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками, проговорит медленно скороговорку или чистоговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог.

2. Пусть ребенок проговорит скороговорку (чистоговорку), перебрасывая мячик из одной руки в другую.

3. Проговорить скороговорку можно, прохлопывая ритм ладошками.

4. Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.

Пальчиковую гимнастику делайте вместе, чтобы ребёнок видел и повторял движения за вами.

Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого. Помните, что занятия для ребенка – не экзамен, а игра. Помогайте малышу, следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.

Ваша задача – помочь ребенку в игровой форме овладеть необходимыми для хорошей учебы навыками. Поэтому не ругайте ребенка и если у него что-то не получается, просто объясните, как надо делать правильно. Чаще хвалите малыша, и никогда ни с кем не сравнивайте.

Продолжительность одного занятия с графическими диктантами:

• для детей 5-ти лет не должна превышать 10 – 15 минут,

• для детей 5 – 6-ти лет – 15 – 20 минут

• для детей 6 – 7-ми лет – 20 – 25-ти минут .

Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие.

Графические диктанты

Графические диктанты – увлекательное, полезное и развивающее занятие! Ребята с энтузиазмом выполняют рисунки под диктовку, начиная от самых простых и переходя к более сложным. Они воспринимают эти занятия как увлекательную игру, требующую от них внимания и сосредоточенности . Данные графические диктанты помогут подготовить руку к письму , развить пространственное воображение, внимание, память.

В первый класс приходят дети с разным уровнем подготовки к школе. Для успешного обучения необходимо, чтобы первоклассники могли внимательно слушать и точно выполнять указания учителя, правильно ориентироваться в тетради, самостоятельно действовать по указанию педагога. Поэтому, начиная с первого урока, на уроках математики я использую методику “Графический диктант” в форме игры.

В организации графических диктантов придерживаюсь следующих требований:

  1. правила игры должны быть простыми, точно сформулированными;
  2. материал должен быть посилен для всех детей;
  3. начинать нужно с простых упражнений и постепенно переходить к более сложным упражнениям;
  4. перед выполнением проводится четкий инструктаж;
  5. при диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию.

На этих диктантах не ставятся отметки, хотя устное оценивание, конечно осуществляется. К тому же ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Ракета

Ключ

Слоненок

Машина

Ключ большой

Заяц

Жираф

Летящая птица

Змея

Осиновый лист

Уточка

Гусь

Дом

Собачка

Цветочек

Волк

Рыбка

Медведь

Кораблик

Сторожевой пес

Журавль

Ель

Робот

Груша

Утка

Конь

Курица

Олень

Зонт

Кот

Цапля

Кенгуру

Страус

Слон

Гиппопотам

Крокодил

Самовар

Верблюд

Рыба

Попугай

Лебедь

Бабочка

Верблюд

Лошадь

Летящая утка

по материалам сайта Premier

Волшебные клеточки

Рисование графических фигур – отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить. Кроме этого, при рисовании, штриховке, раскрашивании, дети, как правильно, испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Занятия с графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость

Педагоги

Конашкова Людмила Николаевна – педагог дополнительного образования.

Содержание программы

1. Определение ведущей руки у детей.

2. Знакомство с тетрадью, с клеткой.

3. «Рисование простого узора». Практика. Ходьба по клеткам. Хождение по клеткам пальчиками. Хождение по клеткам карандашом через клетку. Самомассаж карандашом.

4. «Кирпичики». Игровые упражнения «Волшебник Штрих», «Дорога». Работа с трафаретом: «Обведи овощи», штриховка.

5.«Строим дом». Графический диктант «Домик».

6. «Зубцы». Графический диктант «Дуга». Игра с карандашом «Удержи карандаш разными пальчиками».

7. «Зайчик». Рисование по образцу «Кораблик».

9. «Летящая птица». Игровое упражнение с карандашом «Паровоз» (скольжение по карандашу влево- вправо).

10. «Ключик». Рисование внутри клетки предметов округлой формы.

11. «Осиновый листочек». Подвижная игра «Мы листочки». Игра с карандашом «Удержи карандаш разными пальчиками».

12. «Змея». Игровое упражнение «Собираем ягоды». Поставь точки в уголках клеточек простым карандашом.

13. «Уточка». Игровое упражнение с карандашом «паровоз» (скольжение по карандашу влево- в право). Нарисуй по образцу «Клювик».

14. «Гусь». Нарисуй палочки аккуратно по клеточкам (вертикальные, горизонтальные). Нарисуй по образцу «Клювик».

15. «Рыбка». Игровое упражнение «Рыбки плавают в пруду». Песочные часы в клетке.

16. «Собачка». Игровое упражнение с карандашом «Собираем урожай».

17. «Цветочек». Упражнения с фасолью «Выложи цветок». Нарисуй квадраты через клетку. Раскрась половину квадрата желтым цветом, а половину зеленым.

18. «Кораблик». Нарисуй квадраты через клетку. Закрась первый и последний квадраты.

19. «Крокодил». Игровое упражнение «Привет». Нарисуй квадраты через клетку. Раскрась : через один разными цветами.

20. «Сторожевой пёс». Игровое упражнение «Гладим собачку». Рисуем кружочки в клеточке.

21. «Бабочка». Обведи фигуры и раскрась: один квадрат синим, а другой красным цветом. Нарисовать по образцу – цифра 0 по клеточкам.

22. «Зонт». Рисуем треугольник по клеточкам. Нарисовать по образцу – цифра 1 по клеточкам.

23. «Робот». Графический диктант «Ракета». Загадка. Чистоговорка. Нарисовать по образцу – цифра 2 по клеточкам.

24. «Ёлочка» Нарисуй рисунок по схеме. Выкладывание ёлочки счётными палочками. Нарисовать по образцу – цифра 3 по клеточкам.

25. «Кот». Нарисуй по образцу и разукрась – квадратный флажок. Упражнения с фасолью «Рыбка для кота».

26. «Медведь». Нарисуй по образцу и разукрась –треугольный флажок. Нарисовать по образцу – цифра 4 по клеточкам. Раскатывание карандаша между ладошками.

27. «Гиппопотам». Нарисовать по образцу – цифра 5 по клеточкам.

28. «Белочка». Работа с трафаретом «Орешек» – штриховка. «Большие и маленькие деревья» – выкладывание из счётных палочек деревьев разной высоты.

29. «Кенгуру». Нарисуй по образцу «Домик» и разукрась. Нарисовать по образцу – цифра 6 по клеточкам.

30. «Лебедь». Нарисовать по образцу – цифра 7 по клеточкам. Упражнения с фасолью «Лебедь».

31. «Журавль». Нарисовать по образцу – цифра 8 по клеточкам. Упражнения с фасолью «Цифра 8».

32. «Олень». Нарисовать по образцу – цифра 9 по клеточкам. Работа с трафаретом «Цифра 9» – штриховка.

33. «Страус». Тренировка в написании цифр по клеточкам.

34. «Слон». Мониторинг: определение уровня развития мелкой моторики на данном этапе овладение навыка письма.

35. Мониторинг: определение уровня развития мелкой моторики на данном этапе овладение навыка письма.

Цели программы

Создание социальной ситуации для подготовки руки ребёнка к письму.

Результат программы

К концу года дети должны знать и уметь:

знать гигиенические правила письма.

Знать правильное расположение тетради и карандаша.

Знать правила штриховки.

Знать правила работы с тетрадью.

Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме.

Уметь правильно держать карандаш.

Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради, на строке, на странице.

Уметь выполнять графический диктант.

Уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры.

Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила.

Уметь выполнять задания по словесной и зрительной инструкции.

Читайте также:  Как развить внимательность у ребенка 8 лет?
Ссылка на основную публикацию