Графический диктант “Баран”

Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин)

Назначение методики : методика направлена на выявление умения вниматель­но слушать и действовать по правилам, т.е. точно выпол­нять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятель­но действовать по указанию взрослого. Методика может быть использована для диагностики уровня сформированности произвольности.

Материал :протокол с тетрадным листком в клетку с нанесенны­ми на нем четырьмя точками, листы с диктуемы ми узорами, карандаш, доска, расчерченная на клетки, мел.

Процедура проведения

Методика «Графический диктант» проводится только фронтально, поскольку она направлена на изучение уме­ния ребенка следовать указаниям взрослого, адресован­ным группе учащихся или классу в целом.

Желательно, чтобы при проведении присутствовал ас­систент (его функции может выполнять учитель). Общее время проведения методики обычно составляет около 15 мин. Л.А. Венгер предлагает индивидуальный вариант проведения методики.

Каждому ребенку выдается тетрадный лист в клетку с нане­сенными на нем четырьмя точками, на котором записываются фамилия и имя ребенка, дата проведения обследования, в слу­чае необходимости — дополнительные данные. После того как всем детям розданы листы и карандаши, психолог дает предва­рительные объяснения.

Психолог:«Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивы­ми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня — я буду говорить, на сколько клеточек и в какуюсторону вы должны проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведете линию — ждите, пока я не сообщу, как надо проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите,она указывает на дверь. (Называет какой-либо реальный ори­ ентир, имеющийся в помещении.) Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете вот так — к двери. (На доске, заранее расчерченной на клетки, проводит линию слева направо длиной в одну клетку.) Это я провел линию на одну клетку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх. (На доске рису­ ет соответствующую линию.)

Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно. (Снова называет реально имеющийся в помещении ориентир.) Вот я, не отрывая руки, провожу линию на три клетки налево — к окну. (На доске проводит соответству­ющую линию.) Все поняли, как надо рисовать?»

После того как даны предварительные объяснения, переходят к рисованию тренировочного узора (рис. 1):

«Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаши на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна кле­точка вниз. Не отрывайте карандаша от бумаги. Теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продол­жайте рисовать такой же узор сами».

При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали закончить предыдущую линию. На само­стоятельное продолжение узора даются 1,5—2 мин. Детям нужно объяснить, что узор не обязательно должен идти повсейширине страницы. Во время рисования тренировочного узора (как под диктовку, так и далее — самостоятельно) ас­систент ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошиб­ки, помогая им точно выполнить инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается, и ассистент следит только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листки и начинали новый узор с нужной точки. По ходу само­стоятельного рисования детьми узора не дается никаких до­полнительных указаний, ошибки не исправляются. В случае необходимости робких детей ободряют. По прошествии вре­мени, отведенного для самостоятельного продолжения узора дается следующая инструкция (рис. 2):

«Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Пригото­вились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка напра­во. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».

Предоставив детям 1,5—2 минуты на самостоятельное продолжение узора, психолог дает следующую инструкцию (рис. 3):

«Все, этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисо­вать следующий узор. Поднимите карандаши. Поставьте их на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка на­право. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте ри­совать этот узор».

Через 1,5—2 мин начинается диктовка последнего узора (рис. 4):

«Поставьте карандаши на самую нижнюю точку. Внима­ние! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. (Слово «налево» выделяет голосом.) Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево. (Слово «налево» опять выделяет голосом.) Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка на­лево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисо­вать этот узор».

Для более четкой организации работы можно после прове­дения очередной линии спрашивать: «Все нарисовали? Диктую дальше».

По истечении времени, предоставленного на самостоятель­ное продолжение последнего узора, психолог и ассистент со­бирают у детей листки.

Оценка результатов :

Результаты выполнения тренировочного узора не оце­ниваются. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продол­жение узора. Первый показатель свидетельствует об уме­нии внимательно слушать и четко выполнять указания учи­теля, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Второй — о степени самостоятельности ребенка в учебной работе.

Оценка выполнения диктанта производится по следую­щей шкале:

—4 балла — точное воспроизведение узора (неровность линий, «дрожащая» линия, «грязь» и т.п. не учитываются и не снижают оценки);

—3 балла — воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;

Читайте также:  Йога-челлендж для детей

—2 балла — воспроизведение с несколькими ошибка­ми;

1 балл — воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором;

—0 баллов — отсутствие сходства даже в отдельных элементах.

За самостоятельное продолжение узора оценка выстав­ляется по той же шкале.

Образцом для ребенка может служить его собственный рисунок, который не соответствует диктовавшемуся узору.

Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки:

— за выполнение диктанта;

— самостоятельное продолжение узора.

Обе они колеблются от 0 до 4 баллов.

Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной (т.е. оценка, занимающая промежуточное положение или со­впадающая с максимальной или минимальной, не учи­тывается). Полученная оценка может колебаться от 0 до 8 баллов.

Аналогично из трех оценок выводится итоговая за про­должение узора.

Затем обе итоговые оценки суммируются, давая суммар­ ный балл, который может колебаться в пределах от 0 (если и за работу под диктовку, и за самостоятельную работу по­лучено 0 баллов) до 16 баллов (если за оба вида работы получено по 8 баллов).

Беседа«Что я знаю о школе?»

Цель: определение уровня знаний ребенка о школе и школьных правилах, выявить трудности и оценить умение ребенка рассуждать.

Инструкция: дошкольнику необходимо закончить (продолжить) предложения:

1. Учебный год в школе начинается…

2. На уроке дети…

3. Оценки бывают…

4. Школьники записывают домашнее задание в…

6. Урок начинается, когда…

7. Свои школьные принадлежности дети носят в…

8. У школьника есть дневник, а у учителя…

9. На каникулах ученики…

10. Стол, за которым в школе пишут называется…

11. Я буду учиться в школе…лет.

12. Если я хочу выйти в туалет или что-то сказать на уроке, нужно…

13. Учитель пишет мелом задание на…

14. В школе главный – …

15. Дети ходят в школу, чтобы…

Ответы ребенка фиксируются.

Оценка результатов: если ребенок верно ответил на:

10-15 вопросов – то он хорошо осведомлен о школьных правилах, это ему поможет легче адаптироваться к новой школьной обстановке.

6-9 вопросов – школьные правила ребенку известны, но многие могут стать неожиданными с приходом в школу. Некоторые объяснения со стороны взрослых будут полезны.

4-5 вопросов – можно поиграть с ребенком в школу, рассказать о правилах, поделиться своими школьными воспоминаниями.

«Сказки-подсказки»

№ п/п Название занятия Содержание основной части занятия
1 «Маша и медведь» – Упр. «Маша в лесу» – Упр. «Избушка медведя» – Игра «Что есть в избушке?» – Упр. «Наводим порядок» – Игра «Маша испекла 5 пирожков» – Упр. «Помоги медведю дойти до деревни»
2 «Три медведя» – Графический диктант «Дорожка в лесу» – Упр. «Чем похожи и чем отличаются?» – Выкладывание фигур из счетных палочек – Игра «Поменяйтесь местами те, кто…» – Упр. «Противоположности» – Упр. «Провожаем девочку домой»
3 «Красная шапочка» – Графический диктант «Цветочная поляна» – Выкладывание «волка» из счетных палочек – Упр. «По какой дорожке?» – Игра «Поменяйтесь местами» (деревья) – Упр. «Бабушкин платок» – Упр. «Задобри волка»
4 «Колобок» – Упр. «Дорисуй круги» – Упр. «Заселяем колобков» – Графический диктант «Зеркальные дорожки» – Упр. «Что было на картинке?» – Игра «Поменяйтесь местами» (дикие животные) – Упр. «Катится колобок, катится…» – Упр. «Спасаем колобка»
5 «Незнайка идет в школу» (Часть 1) – Упр. «Какой картинки не стало?» – Окружающий мир – Математика – Урок музыки – Урок рисования – Чтение – Русский язык
6 «Незнайка идет в школу» (Часть 2) – Упр. «Я положу в портфель» – Физическая культура – Создание альбома «Школьные годы чудесные» в технике коллажа – Анкетирование детей «Что я знаю о школе?»
7 «Гуси-лебеди» – Выкладывание «печки» из счетных палочек – Графический диктант «Пирожок» – Упр. «Изобрази действие» – Игра «Мостик» – Упр. «Раз, два, три – говори!» – Упр. «Да и нет не говори» – Упр. «Дорожка к дому»
8 «Разные колеса» – Упр. «Дорисуй круги» – Упр. «Сетка» (муха) – Упр. «Помоги лягушке» – Игра «Сосед, подними руку» – Упр. «Найди слово» – Упр. «Нарисуй ковер» – Игра «Что сначала, что потом» – Игра «Угадываем сказку» – разрезная картинка
9 «Теремок» – Упр. «Сетка» (муха) – Выкладывание «Мышки» из счетных палочек – Игра «Сосед, подними руку» – Игра «Земля, вода, воздух» – Упр. «Заселяем домик» – Графический диктант «Волк» – Упр. «Кто где живет?»
10 «По щучьему велению» – Упр. «Вправо-влево» – Упр. «Найди отличия» – Упр. «Рубим дрова» – Игра «Поменяйтесь местами» (речные рыбы) – Упр. «Путь ко дворцу» – Интеллектуальная таблица – Упр. «Дострой дворец»
11 «Скоро, скоро Новый Год!» – Упр. «Сетка» (снежинки) – Упр. «Наряжаем елку» – Игра «Снежинка, сугроб, сосулька» – Зимние загадки – Сочиняем стих – Упр. «Дед Мороз положил в мешок…»
12 «Лиса и волк» – Графический диктант «Лошадь» – Выкладывание «рыбы» из счетных палочек – Корректурная проба «Лиса» – Игра «Путаница» (прорубь) – Упр. «Что было на картинке?» – Игра «Волк поймал 5 рыб» – Упр. «Чем похожи и чем отличаются?» (герои сказки: волк и лиса)
13 «Рукавичка» – Упр. «Запомни узор» – Упр. «Продолжи узор» – Игра «Загадай животное» – Игра «Льдина» – Упр. «Кто слева, кто справа?» – Упр. «Помоги деду найти рукавичку» – Упр. «Дорисуй узор» – Упр. «Придумай узор»
14 «Зимовье зверей» – Танграм (складываем героев сказки) – Графический диктант «Баран» – Игра «Строим избушку» – Игра «В избушке жили 5 зверей» – Игра «Сосед, подними руку» – Упр. «Загадай животное» – Интеллектуальная таблица
15 «Мороз Иванович» – Игра «Шаг вперед, шаг назад» – Упр. «Сетка» (считаем мух) – Игра «Путаница» (колодец) – Упр. «Дорисуй фигуры» – Задачи со счетными палочками – Упр. «Делим подарки» – Упр. «Цветы для нянюшки»
16 «Серая шейка» – Игра «Птицы» – Упр. «Семейки» – Упр. «Да и нет не говори» – Упр. «Накорми зайца» – Игра «Льдина» – Танграм (складываем героев сказки) – Упр. «Раз, два, три – говори!»
17 «Снегурочка» – Упр. «Шифровка» – Упр. «Дорисуй овал» – Упр. «Да и нет не говори» – Игра «Цветочки, почки, листочки» – Упр. «Стоп» – Упр. «Ассоциации» – Упр. «Дорисуй фигуры»
18 «Айболит» – Упр. «Найди отличия» – Упр. «Что нужно доктору» – Упр. «Что было на картинке?» – Игра «Земля, вода, воздух» – Упр. «Животные жарких стран» – Выкладывание «жирафа» из счетных палочек – Упр. «Четвертый лишний»
19 «Кот в сапогах» – Упр. «Кот в лесу» – Упр. «Найди отличия» – Упр. «Мешок» – Упр. «Дорога к замку» – Игра «Карлики-великаны» – Упр. «Дорисуй мышку» – Упр. «Сосчитай фигуры»
20 «Заюшкина избушка» – Упр. «Парные картинки» – Выкладывание «Лисы» из счетных палочек – Упр. «Четвертый лишний» – Игра «Холодный – горячий» – Графический диктант «Медведь» – Упр. «Составь слово» – Кроссворд «Название сказки»
21 «Паровозик из Ромашково» – Игра «Транспорт» – Упр. «Отгадай название сказки» – Упр. «Вагончики» – Игра «Поезд» – Упр. «У кого больше» – Упр. «Часть и целое» – Упр. «Что за чем?» – Упр. «Пейзаж за окном»
22 «Соломенный бычок, смоляной бочок» – Упр. «Дорисуй картинку» – Упр. «Отыщи предметы» – Упр. «Найди отличия» – Игра «Запрещенное движение» – Упр. «Нарисуй такой же» – Упр. «В лес по ягоды» – Упр. «Кто что принес?»
23 «Дюймовочка» – Упр. «Отгадай название сказки» – Упр. «Раскрась по цифрам». – Упр. «Отгадай героя» – Упр. «Продолжи узор» – Игра «Три движения» – Корректурная проба «Жук» – Упр. «У кого сколько ног?» – Упр. «Спасаем Дюймовочку»
24 «Царевна-лягушка» – Упр. «Стреляем из лука» – Упр. «Соедини по цифрам» – Упр. «Шьем рубашку» – Игра «Запрещенное движение» – Упр. «Ковер» – Упр. «Лебеди» – Упр. «Логические пары» – Упр. «Перенеси буквы на новые места»
25 «Жили-были…» – Задания, приготовленный участниками программы – М/ф «Жили – были» – Игротека
Читайте также:  Почему ребенок не держит голову в 3 месяца и что делать родителям?

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Графический диктант для детей

Графический диктант для детей распечатать

  • 2 по диагонали влево вниз
  • 2 вниз
  • 1 по диагонали влево вниз
  • 2 вниз
  • 1 по диагонали вправо вниз
  • 2 вправо
  • 1 по диагонали вправо вверх
  • 2 вверх
  • 1 по диагонали влево вверх
  • 2 вверх
  • 1 по диагонали влево вверх
  • 1 вверх
  • 1 по диагонали вправо вверх
  • 1 вправо
  • 1 вниз
  • 1 по диагонали влево вниз
  • 1 влево.

Графические диктанты для детей распечатать бесплатно

  • 1 вправо
  • 1 по диагонали вправо вниз
  • 1 клетка вниз
  • 1 по диагонали вправо вниз
  • 1 вниз
  • 1 по диагонали влево вверх
  • 1 вниз
  • 1 по диагонали влево вверх
  • 1 по диагонали влево вниз
  • 1 вправо
  • 1 по диагонали влево вверх
  • 1 по диагонали влево вниз
  • 1 вверх
  • 1 по диагонали влево вниз
  • 1 вверх
  • 2 по диагонали вправо вверх
  • 1 вправо
  • 2 по диагонали вправо вниз
  • 5 вниз
  • 2 по диагонали вправо вверх
  • 4 вверх
  • 1 по диагонали влево вниз
  • 3 вниз
  • 1 по диагонали влево вниз.

Графический диктант Ракета

Отступите 2 клетки снизу и 4 клетки слева.

Графический диктант Ракета готов!

Графический диктант по клеточкам для детей

  • 2 по диагонали вправо вверх
  • 3 вниз
  • 1 по диагонали влево вниз
  • 1 вниз
  • 2 по диагонали вправо вверх
  • 3 вправо
  • 2 по диагонали влево вниз
  • 1 влево
  • 1 вниз
  • 5 вправо
  • 1 по диагонали влево вниз
  • 1 влево
  • 1 по диагоеали влево вниз
  • 5 влево
  • 1 по диагонали влево вверх
  • 3 влево
  • 1 по диагонали вправо вверх
  • 3 вправо
  • 4 вверх.

В дверь вошло животное графический диктант

  • 2 вправо
  • 2 вниз
  • 1 вправо
  • 1 вверх
  • 1 вправо
  • 1 вниз
  • 1 вправо
  • 1 вверх
  • 1 вправо
  • 1 вниз
  • 1 по диагонали вправо вниз
  • 4 вниз
  • 2 влево
  • 1 по диагонали вправо вверх
  • 1 вверх
  • 1 по диагонали влево вверх
  • 1 влево
  • 3 вниз
  • 2 влево
  • 1 по диагонали вправо вверх
  • 2 вверх
  • 1 по диагонали влево вниз
  • 1 по диагонали влево вверх
  • 3 вверх
  • 1 влево
  • 1 вверх.

Графический диктант баран

  • 1 влево
  • 1 вверх
  • 2 по диагонали вправо вверх
  • 2 вправо
  • 2 по диагонали вправо вниз
  • 2 по диагонали влево вниз
  • 1 вверх
  • 1 по диагонали вправо вверх
  • 1 по диагонали влево вверх
  • 2 влево
  • 1 вниз
  • 1 вправо
  • 1 по диагонали влево вниз
  • 1 по диагонали вправо вниз
  • 6 вправо
  • 1 по диагонали вправо вниз
  • 1 влево
  • 5 вниз
  • 1 влево
  • 1 по диагонали вправо вниз
  • 1 влево
  • 3 вверх
  • 1 по диагонали влево вверх
  • 3 влево
  • 3 вниз
  • 1 влево
  • 1 по диагонали вправо вниз
  • 1 влево
  • 5 вверх
  • 1 по диагонали влево вверх
  • 1 вниз
  • 1 по диагонали влево вверх
  • 1 вниз
  • 1 по диагонали влево вверх
  • 2 вверх.

Графический диктант олененок

Графический диктант транспорт

  • 1 вниз
  • 1 вправо
  • 1 по диагонали влево вниз
  • 1 по диагонали влево вверх
  • 2 по диагонали вправо вверх
  • 3 по диагонали вправо вниз
  • 2 вверх
  • 2 вправо
  • 1 вниз
  • 1 вправо
  • 1 вниз
  • 1 вправо
  • 1 по диагонали вправо вниз
  • 1 по диагонали влево вниз
  • 4 влево
  • 1 по диагонали влево вверх
  • 1 по диагонали вправо вверх
  • 3 вправо.

Основная образовательная программа начального общего образования (стр. 31 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

Список литературы:

Для учителя:

Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Методическое пособие 1,2,3,4 класс + Программа курса «РПС» (, «Росткнига», 2009г.).

Для ученика:

Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради 1, 2 часть 1,2,3,4 класс (, «Росткнига», 2009г.).

Читайте также:  Рост и вес мальчика в 9 месяцев

Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Учись учиться»

Развиваемые способности

I четверть (7 часов)

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок).

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Кенгуру».

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Кот».

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Корабль».

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Самолет».

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Жираф».

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант.

II четверть (8 часов)

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Носорог».

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Собака».

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Верблюд».

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Ящерица».

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Лошадь».

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Робот».

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Олень».

III четверть (9 часов)

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Рыба».

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Баран».

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Курица».

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Пеликан».

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Осел».

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Журавль».

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Гусь».

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Козел».

IV четверть (7 часов)

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Слон».

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Петух».

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Цветок».

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Космический корабль».

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Рак».

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Учись учиться»

Развиваемые способности

I четверть (8 часов)

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Поиск закономерностей. Развитие логического мышления. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

II четверть (8 часов)

Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания.

III четверть (10 часов)

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

IV четверть (8 часов)

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Учись учиться»

Тематическое планирование группы продленного дня (2 класс)

Развитие познавательных способностей (вторник) 3.10
-7620012319000
Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Жираф». 10.10
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант 17.10
1 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Носорог».
24.10
1 Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Собака»..Нравст-
венное (среда) 4.10
-7620013208000
О чем поведал Лесовичок «Что растет в лесу» – беседа.
11.10
Фотоконкурс «Эти забавные животные» 18.10
Звездный час: «Сохраним природу России» – игра. 25.10
Конкурс стихов: «Осенняя пора!» Правовое
(четверг) 5.10-7620015113000
Игра: «По страницам любимых книг». 12.10
«Где добро, там и тепло» – игра.
19.10
«Безопасное обращение с электроприбо-рами» – беседа.
26.10
«Один дома» – инструктаж.
Трудовое
(пятница) 6.10
-7620011811000
Лепка из соленого теста: «Фрукты, овощи и ягоды». 13.10
Роспись пальцем «Осенняя пора».
20.10
Поделки из природного материала: «Моя фантазия».
27.10
Изготовление игрушки из картона и ниток «Цыплята»
Ноябрь
Спортивно– оздорови-тельное
(понедельник) -7620014160500
6.11
«Питание – необходимое условие для жизни человека» – беседа.
13.11
«Питание – необходимое условие для жизни человека» – беседа.
20.11
«Как и кто предохраняет нас от болезней?» – беседа 27.11
«Весёлые старты» – спортивные состязания
Развитие познавательных способностей (вторник) -7620014097000
7.11
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Верблюд». 14.11
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Ящерица».
21.11
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Лошадь». 28.11
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Лошадь».
Нравст-
венное (среда) -7620012001500
8.11
«Волшебница – осень» – конкурс рисунков (свеча).
15.11
«Красная книга нашего края» – сигнал опасности – беседа 22.11
День матери. «Нет на свете краше: мама, ты любовь, надежда наша!» – беседа (чтениестихов, рисунки).
29.11
Конкурс рисунков «Мой любимый город»
Правовое
(четверг) -7620010223500
9.11
ПДД «Как нужно переходить дорогу – беседа».
16.11
«Моё поведение в школе» – беседа. Фотоконкурс «Мой дружный класс». 23.11
«Природная стихия – огонь» – беседа. 30.11
«Моё поведение дома, в семье» – беседа. Фотоконкурс «Моя дружная семья».
Трудовое
(пятница) -7620013017500
10.11
Работа с бумагой «Изготовление флага РФ » 17.11
Конструирование из полоски бумаги (игрушка “Заяц”.)
24.11
Подарок маме «Вазочка для цветов».
1.12
«В гостях у геометрических фигур» – аппликации.
Декабрь
99504529527500Спортивно – оздоровительное
(понедельник) 4.12
Игра-состязание «По морям,по волнам» 11.12
Разучивание народных игр.
18.12
«Мои спортивные достижения» – беседа Книга рекордов Гиннеса.
25.12
Игры на снеговой площадке.

Читайте также:  Графический диктант по клеточкам для 2 класса

Развитие познавательных способностей (вторник) 5.12
12.12
19.12
26.12
Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Робот». Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Олень». Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Рыба».
Нравст-
венное (среда) 6.12 13.12
20.12
27.12
Кто как празднует Новый год Экскурсия в зимний лес. Наблюдения за изменениями в природе.
Разучивание стихов о зиме и празднике «Новый год». Конкурс рисунков «Здравствуй, зимушка – зима!»
Правовое
(четверг) 7.12 14.12 21.12
28.12
«Пожар-стихийное бедствие» «На кануне Дня Конституции РФ» – беседа.
«Учителя и ученик» (поведение в школе)– беседа.
Профилактическая беседа «Мобильный телефон в школе». 99504530353000Трудовое
(пятница) 8.12
Изготовление игрушки в технике «киригами»
15.12
Учимся делать объемную снежинку.
22.12
«Бабочка на карандаш» – украшение из картона. 29.12
Нарядим елку сами.
“Фабрика Деда Мороза” (изготовление гирлянд и игрушек).
Январь
98552034671000Спортивно–оздоро-вительное(понедельник) 8/01
Разучивание подвижных игр («Самые быстрые», «Охотники и лисицы») 15/01
Наша тропинка «здоровья» – беседа.
Стенгазета «Здоровье – это класс!» 22.01
Наша тропинка «здоровья» – беседа.
Стенгазета «Здоровье – это класс!» 29.01
Весёлые старты «Выше, сильнее, быстрее».
Развитие познавательных способностей (вторник) 9.01 16.01
23.01
30.01 Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Баран». Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Курица». Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Пеликан». Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Пеликан». Нравст-
венное (среда) 10.01
17.01
24.01
31.01 «Новостройки – работа строителей» – беседа рисунки.
«Что такое дружба?» – беседа. Знакомство с известными людьми, жившими в нашем городе в военные годы.
Знакомство с известными людьми, жившими в нашем городе в военные годы.
Правовое
(четверг) 11.01 18.01
25.01
ПДД «Осторожно, гололёд!» – беседа – инструктаж. Акция «Внимание, опасность!»
Выразитель-ное чтение сказки с обсуждением.
«Мы – друзья природы» – викторина. Выпуск стенгазеты «Береги природу!»
98552033147000Трудовое
(пятница) 12.01
Тестопластика «Снеговичок».
19.01
Работа с бумагой «Кактус»
26.01
Изготовление кормушек для птиц.
Февраль
Спортивно– оздорови-тельное
(понедельник) 5.02 12.02 19.02 26.02
«Осанка – стройная спина» – беседа.
“Один за всех и все за одного”– соревнование к 23 февраля.
ПДД “Мы пассажиры” – беседа – инструктаж. Дню Защитника отечества посвящается
Развитие познавательных способностей (вторник) 6.02
13.02
20.02 27.02
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Журавль»..Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Журавль»..Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Журавль»..Нравст-
венное (среда) -5715014414500
7.02
«Что в имени тебе моём» – познаватель-ная беседа.
14.02
Конкурс рисунков «Спасибо за Победу!»
21.02
Конкурс рисунков «Спасибо за Победу!»
28.02
Литературные сказки
Правовое
(четверг) 1.02
8.02
15.02
22.02 «Моя родословная» – беседа
«Я имею право» – беседа, изготовление стенгазеты.
Литературный ринг «О дружбе, доброте и отзывчивости». «Давайте жить дружно» Трудовое
(пятница) 2.02
-57150-381000Изготовление «Валентинок» к 14 февраля.
9.02
Процарапывание по пластилину «Снежинка».
16.02
Поздравительная открытка к 23 февраля.
23.02
Поздравитель
ная открытка к 23 февраля.
Март
98552028575000Спортивно– оздорови-тельное
(понедельник) 5.03
Конкурс “Хорошее здоровье превыше всего” 12.03
Спортивные соревнования “Мой веселый звонкий мяч”. 19.03
Народные игры Развитие познавательных способностей (вторник) -5715014414500 6.03
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Слон». 13.03
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Петух». 20.03
Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Цветок». Нравст-
венное (среда) 7.03
14.03
21.03 “В гостях у радуги” – познаватель-ная беседа. КВН «Что ты знаешь о природе?» Экзотические животные Правовое
(четверг) 1.03
8.03 15.03
22.03 Катание на санках и лыжах – соревнования «Мисс Очарование»- конкурс.
«Ты один дома» -беседа.
«Умеем ли мы общаться?» – беседа с игровыми заданиями.
98552028130500Трудовое
(пятница) 2.03
Изготовление панно из хризантем – подарок маме к 8 марта
9.03
Работа с бумагой (оригами, мозаика)
16.03
Работа с бумагой (оригами, мозаика) «Весенние цветы».
23.03
Уголок природы «Посадка лука» Апрель
99504528575000Спортивно– оздорови-тельное
(понедельник) 2.04
Игры со скакалкой и мячом (по выбору детей). 9.04
Подвижная игра «Горелочка по кругу» (на улице). 16.04
«День космонав-тики»–соревно-вания.
23.04
«Чистота – залог здоровья» – игра – путешествие. 30.04
Подвижные игры
Развитие познавательных способностей (вторник) 3.04 10.04 17.04 24.04
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Космический корабль». Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Рак». 1Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Нравст-
венное (среда) 4.04
11.04 18.04 25.04 «Веснянка знакомит с новыми растениями» – познаватель-ная беседа «Рассматривание веточек деревьев» – познаватель-ная беседа.
«Огонь – друг, огонь – враг!» – конкурс рисунков.
Конкурс рисунков «К нам пришла весна».
Правовое
(четверг) 5.04
12.04 19.04
26.04
Акция «Будьте внимательны – знаки дорожного движения!» – ПДД ПДД «Знакомство с дорожными знаками» – беседа.
ПДД «Продолжаем знакомство с дорожными знаками» – викторина «Надо ли прислушивать-ся к советам родителей?» – беседа.
99504533083500Трудовое
(пятница) 6.04
Коллективная работа по оригами «Подводное царство».
13.04
Мозаика из манной крупы «Космическая фантазия».
20.04
«Встреча пернатых друзей!» – изготовление кормушек, беседа.
27.04
Мозаика из бумаги «Подснеж-ники». Май
97599530480000Спортивно– оздорови-тельное
(понедельник) 7.05
КВН «Наше здоровье» – игра.
14.05
Спортивные соревнования «Самые быстрые».
21.05
Спортивные соревнования по «Классикам», «Скакалке» 28.05
Незатейли-вые подвижные игры «День и Ночь», «Охотники и лисы».
Развитие познавательных способностей (вторник) 1.05
-5715014859000
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. 8.05
Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания. 15.05
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 22.05
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать..29.05
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать..Нравст-
венное (среда) 2.05 9.05
16.05 23.05
30.05
Устный журнал «Зеленый наряд нашей планеты» – познаватель-ная беседа. «Лесные опасности» (практические советы на каникулы) – беседа. Фотоконкурс «Природа глазами детей». «Растения лечат» – практическое занятие.
«Мишутка знакомит с растениями- медоносами»-внеклассное занятие
Правовое
(четверг) 3.05 10.05
17.05
24.05
31.05
ПДД “Правила движения для велосипедис-тов” – беседа. Беседа «Никто не забыт, ничто не забыто!»
«Безопасность на воде» – беседа – инструктаж.
«Безопас-ность во время грозы»- беседа – инструктаж.
«Все профессии важны. Кем хочу стать?» – беседа.
Профессия «Пожарник»
97599532321500Трудовое
(пятница) 4.05
Лепка из солёного теста «Смешарики». 11.05
Лепка из солёного теста «Смешарики». 18.05
«Моя семья – мои друзья» – портрет друга.
Работа с бумагой «Белая берёзка» 25.05
«Чистота и труд рядом идут» – уборка кабинета группы продлённого дня.

Читайте также:  Альбом для рисования: виды и размеры

  • 000b288e-c65a0e65
    Размер файла: 79 kB Загрузок: 0

Словарные слова 1 класс

а лф а вит за я ц м о л о ток п о м и дор с о бака
а льбом ин е й м о рковь п о ртфель с о рока
а рбуз й од м о роз п о суда с о сед
б а р а бан к а пуста М о сква пр и вет ст а кан
б а ран к а р а ндаш над о р а бота ст о лица
б е рёза к а ток н а род р а бочий т е тра д ь
б о льш о й кла сс обл а к о р е бята т о вар и щ
б и лет к о лхоз о враг р и с о вать т о пор
быстр о к о нец о дежда р о дина ул и ца
вет е р к о ньки о дин Р о сс ия уч е ник
в о р о бей к о р о ва о ктябрь ру сс кий учит е ль
в о р о на л и сица о рф о гра мм а ру сс кий я зык учит е льница
г о р о д л о пата о твет р я бина хоб о т
дев о чка м а г а зин п а льто с а поги х о р о шо
д е журный мальч и к п а сс а жир сах а р ч е л о век
д е ревня м а шина п е нал с е йчас э таж
д и ректор м е дведь п е тух с и ница ябл о к о
з а вод мног о пл а ток скольк о яг о да
з а дача м о л о ко п о года скор о

Словарные слова по темам

Многие ребятишки легче запоминают словарные слова, если их разбить по тематикам.

Школа Животный мир Город, деревня Растения Родина Прочие
а лф а вит б а ран б и лет а рбуз М о сква б а р а бан
а льбом в о р о бей г о р о д б е рёза н а род б о льш о й
дев о чка в о р о на д е ревня к а пуста р о дина быстр о
д е журный за я ц з а вод м о рковь Р о сс ия й од
д и ректор к о р о ва к о лхоз п о м и дор ру сс кий к а ток
з а дача л и сица м а г а зин р я бина т о варищ к о нец
к а рандаш м е дведь м а шина ябл о к о мног о
кла сс п е тух п а сс а жир яг о да над о
мальч и к с и ница р а бота о дин
о рф о гра мм а с о бака р а бочий о ктябрь
о твет с о рока с о сед пр и вет
п е нал хоб о т ст о лица с е йчас
п о ртфель ул и ца скольк о
р е бята э таж Природа скор о
р и с о вать Одежда вет е р х о р о шо
ру сс кий я зык Кухня Инструменты о дежда ин е й ч е л о век
т е тра д ь ст а кан л о пата к о ньки м о роз
уч е ник сах а р м о л о ток п а льто обл а к о
учит е ль м о л о ко т о пор пл а ток о враг
учит е льница п о суда с а поги п о года
Читайте также:  Рост и вес ребенка в 10 лет

Чтобы распечатать словарные слова.

Кликните правой кнопкой мыши по картинкам ниже, в раскрывшемся окне нажмите “сохранить картинку как”. Выберите папку на своем компьютере, куда сохранить файл. Сохраните и распечатайте.

Словарные слова по алфавиту

Словарные слова по темам

Словарные слова с пропущенными буквами

Словарные слова. (По учебнику В.П.Канакина, В.Г.Горецкий)*. 1 класс:
В
весело вес…л…
воробей в…р…бей
ворона* в…рона
Д
девочка дев…ч…ка
дежурный* д…журный
деревня* д…ревня
З
заяц* за…ц
К
карандаш к…р…нда…
класс* кла… …
корова* к…рова
Л
лисица л…сица
М
мальчик мал…ч…к
машина* м…ш…на
медведь* м…две… …
молоко* м…л…ко
П
пальто п…л…то
пенал п…нал
Р
работа* р…бота
ребята* р…бята
русский ру……кий
С
собака с…бака
сорока* с…р…ка
Т
Тетрадь* т…тра… …
У
ученик* уч…ник
ученица* уч…ница
учитель* уч…тел…
учительница учит…л…ница
Х
хорошо х…р…шо
Я
язык * …зык

Карточки со словарными словами и выделенными не проверяемыми буквами

Видео тренажеры “Словарные слова 1 класс”

В первом видео ребенку предлагается посмотреть слайды “Словарные слова с картинками” . Буквы, на которые стоит обратить внимание выделены красным и зеленым цветом. Картинки нужны для создания зрительных образов, с помощью которых ребенок сможет запомнить ( на длительное время) намного больше словарных слов. Кроме того, при создании слайдов использована музыка “Вольфганг Амадей Моцарт Соната для фортепиано № 11 Andante Grazioso”, которая прекрасно влияет на активность мозга ( подробно об этом влиянии описанно в статье “Ребенок и музыка” ).

Каждый видео блок содержит по 70 слайдов, расположенных в одном порядке. Советуем вам не напрягать ребенка просмотром сразу всех слов. Вы достигнете лучшего результата, если ежедневно будете работать с 10 слайдами из каждого видео ( всего 30 слайдов в день).

Во втором видео ребенку нужно самостоятельно догадаться, какая буква пропущена. Для выполнения и проверки этого задания будет удобнее распечатать шаблон с пропущенными буквами.

Третье видео – это по сути “Диктант по словарным словам, в картинках”. Ребенку показываются слайды, на которых изображены только картинки. Задача малыша, записать правильно слова, которым соответствуют картинки на экране.

Время на диктант и изучение словарных слов не нормировано. Пользуйтесь кнопкой “пауза”, если ребенку требуется время на обдумывание.

Словарные слова не вошедшие в видео ( большой, быстро, конец, надо, октябрь, орфограмма, ответ, привет, родина, русский, русский язык, сейчас, сколько, скоро, сосед, столица, товарищ, хорошо, человек). Не забудьте поработать над запоминанием этих слов отдельно.

Видео № 1 “Словарные слова 1 класс”

Видео №2 “Словарные слова в загадках”

Графический диктант “Баран”

1) Дети во дворе слепили снеговика. Он стоял с ведром на голове, с метлой в руке и в шерстяных варежках.
2) Комбайн заменяет на поле десятки лошадей. Он срезает колосья, молотит их и ссыпает зерно в кузов машины.
3) Барсук вылез из своей норы. Вкусные запахи не позволяли ему спать.
4) В лесу и на полях лежит снежная перина. Сосновый лес спит под меховыми шапками.
5) Птенец залетел в молодой рябинник. Там он смог спрятаться от когтей орла.
6) Вот и миновала середина зимы. Она выдалась на редкость холодной.
7) Василий старался вылечить лебедя. Он перебинтовал ему покалеченное крыло.
8) Стебель репейника накренился и упал на муравейник. Там начался настоящий переполох.
9) Постановка танцевального номера заняла всё вечернее время. Танцорам надо было его ещё отрепетировать.
10) Вале нужно было освещать выступления всех конкурсантов. Её статья получилась увлекательной.
11) Котёнок с наслаждением лизал коровье молоко из блюдца. Потом долго сидел на пороге и мяукал.

Диктант «В пути».
Мы садимся в поезд и в первый раз едем по этой дороге. Близко подступают горы. Поезд идёт тихо. Но вот он осмелел и набрал скорость. Показалась широкая река. Колёса застучали по мосту. Стрелой летит поезд, свистит резкий ветер. Поезд подходит к посёлку. Около новых домов группа ребят играет в снежки.

Диктант «Помоги птицам».
Прошла дождливая холодная осень. Снег лёг на лесные дорожки и тропинки. Спит пруд под ледяной корой.
Голодно птицам зимой. Вот они и летят к жилью человека. Жалко ребятам пернатых друзей. Они смастерили для них кормушки. Слетелись снегири и синицы. Помоги птицам и ты. Птицы — наши друзья.

Читайте также:  Как быстро научить ребенка читать?

Диктант «На озере».
Бедный маленький утёнок плавал по озеру без отдыха. Лёд трещал и ломался. Утёнок быстро работал лапками и выбился из сил. Ранним утром проходил мимо озера человек. Он взял утёнка домой. Ребятишки хотели с ним играть. Но утёнок выбежал в открытую дверь. Он залёг в кустах.
По Г. X. Андерсену.

Объяснительные диктанты по теме: “Безударные гласные в корне слова”

Диктант «Где ночуют птицы?»
Наступила длинная ночь. Где ночуют зимой лесные птицы? Воробей спит под крышей сарая. Синицы залетели в густые кусты. Тетёрка и рябчик под снег спрятались.
Вот на полянке появилась бойкая стайка птиц. Это были пуночки. Они сели рядком на ледяном гребне. Птицы распушили крылья и спрятали в них носы.

Диктант «Дед Тимофей».
В деревне Холодные ключи жил дед Тимофей. Он очень любил лес. Тимофей считал лес своим другом.
Однажды дед повёл нас по своим грибным местам. Прохлада леса хранила нбчную тишину. Над рекой тянулась дымка тумана. К полудню в большой плетёнке Тимофея красовались крепкие грузди. Полны были и наши корзины.

Диктант «Гроза».
Меня послали в лес за грибами. Я набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно. Пошёл дождь и высоко в небе загремело. Блеснула молния. Над моей головой что-то сильно затрещало. Что-то ударило меня в голову. Когда я очнулся, по всему лесу звенела капель. Показалось солнышко. Я побежал домой.
По Л. Толстому.

Диктант «Встреча».
Стояла осень. Лист в осеннем лесу опал. Землю подморозило. В эту пору очень заметны рябчики. А ещё я видел много синиц. Вдруг кусты зашевелились. Я пригляделся и очень обрадовался. Это был наш воробей. Он с нами живёт и от нас не улетает.
По М. Пришвину.

Диктант «Луна».
На луну можно долго смотреть. Блеск луны не так силён, как блеск солнца. Ночное небо в ясную погоду очень красивое. Я люблю глядеть на мигающие звёзды. Раньше люди мало знали о луне. Человек открывает всё новые и новые тайны небесных светил. Мне нравится смотреть на луну и представлять, как по ней шагает луноход или космонавт.

Диктант «Первый снегирь».
На улице холодно. В аллеях парка стояла тишина. Только старые липы стонали и охали. Они качали мёрзлыми ветвями. На дерево сел снегирь. Он выставил красную грудку и брюшко. Вот какой он бравый! Люди замедляли шаги и улыбались. Первый снегирь стужу зазывает. А ночью

Диктант «Михаил Михайлович Пришвин».
Идёт человек по лесу. На деревьях тяжёлые снеговые шапки. Ёлки выпрямились. Сильные еловые лапы держат снег. А берёзы согнулись дугой. Человек стукнул палкой по берёзке. Снег с вершины свалился. Русская красавица свободно вздохнула, выпрямилась.
Так от одной берёзки к другой идёт писатель Пришвин. Он освобождает деревья от снежного плена.

Предупредительные диктанты по теме: «Безударные гласные в корне»

Диктант 1.
Однажды ранним утром лиса возвращалась с охоты. Она пробегала мимо лесной полянки. На ней кормились тетерева семенами ели, берёзы, осины. Лиса почуяла запах птиц. Охотница быстро поползла к добыче. Но вдруг на макушке осины затрещали сороки. Тетерева сорвались с кормёжки. Белобокие трещётки спасли их от лисицы.
(По Н. Никольскому)

Диктант 2.
Ранним ноябрьским утром старик вышел из избушки. За одну ночь всё кругом изменилось до неузнаваемости. Низкие серые облака ползли над самой землёй. Они чуть не цеплялись за остроконечные верхушки елей. В воздухе кружилась живая сетка из мягких снежинок. У берега стояла лодка. Старик с собакой в лодке поехал смотреть рыболовные снасти.
(По Д. Мамину- Сибиряку)

Распределительные диктанты по теме: « Правописание безударных гласных, проверяемых и не проверяемых ударением».

Диктант 1.
Задание: распределите по группам однокоренные слова, корни выделите, подчеркните безударные гласные.
Ракета, тарелка, огурцы, карандаш, петух, топор, тарелочка, карандашница, огуречный, петушиный, топорище, ракетный, карандашик, петушок, ужин, язык, яблоко, ужинать, языковой, яблочный, овощи, морковь, горох, морковка, овощной, горошек, январь, солома, корзина, песок, песочница, соломенный, январский, корзинка, песочный, соломка, песчаный.

Диктант 2.
Задание: распределите слова с безударными гласными на две группы: проверяемые и непроверяемые.
Одежда, лесной, морковь, места, родной, магазин, комната, сестра, озеро, пятно, деревня, капуста, морской, лопата, песок, малиновый, следы, яблоко, сторож, ветер, ночной, тишина, варенье, север, огород, картина, лагерь, топор, ягода, город, сидеть, стальной, звонок.

Диктант 3.
Задание: распределите по группам однокоренные слова, корни выделите, подчеркните безударные гласные.
Зелёный, зеленеть, борода, сторожевой, молодёжь, хлопотливый, соловей, соловушка, хлопоты, хлопочет, зелёнка, молодой, холодильник, сторож, сторожить, молодость, холодный, холода, бородка, серебро, голова, золотой, серебряный, позолоченный, весело, золотник, посеребрить, головастик, озолотится, золото, веселье, веселиться, весельчак, головная (боль), похолодание, сторожка, соловьиная (трель), хлопотунья.

Диктант 4.
Задание: распределите слова с безударными гласными на две группы: проверяемые и непроверяемые.
Валенки, старенький, яблочный, восток, западный, педаль, машина, далёкий, голубой, вагон, привокзальная (площадь), бежит, качается, годовой, конечный, тяжёлый, работа, бегемот, болото, таскать, крокодил, проглотить, директор, ребята, ходил, машинисты, ткачи, трактористы, комбайн, актёр, шофёр, мотор.

Выборочные диктанты по теме: Правописание безударных гласных, проверяемых и не проверяемых ударением.

Диктант 1.
1. У лисы избушка ледяная, а у зайчика – лубяная. 2. Кленовый листок оторвался от ветки. 3. Мы построили в деревне бревенчатый дом. 4. Ласточка вьёт гнездо под самой крышей. 5. Пожелтели от времени страницы древней книги. 6. В Древней Руси писали на бересте. 7. Такие письма назывались берестяными грамотами. 8. Надвигалась гроза, небо почернело. 9. Мама держит меня в ежовых рукавицах. 10. Вася медленно бредёт по улице.

Читайте также:  Рост и вес ребенка в 1 год 6 месяцев

Диктант 2.
1. Пустой колос выше стоит. 2. Мал золотник, да дорог. 3. Май холодный – год хлебородный. 4. Родная сторона – мать, чужая – мачеха. 5. Холоден сентябрь, да сыт. 6. Голова на плечах не для одной шапки. 7. Смётка дороже богатства. 8. Ленивые руки не родня умной голове. 9. Вы, братцы, помолотите, а мы поедим.

Диктант 3.
Вот вам ёлочка душистая, зелёная,
Из далёкой из России привезённая,
Вся чудесными увешана игрушками,
Золочёными орешками, хлопушками
Пляшут чижики и зайчики в лесах,
Пляшут раки, пляшут окуни в морях,
Пляшут в поле червячки и паучки,
Пляшут божии коровки и жучки.
(К. Чуковский)

Диктант 4.
1. Мела метель. – Меленькая девочка. 2. Посветил фонариком. – Посвятил песню другу. 3. Птица вила гнездо. – Сестра вела братишку в школу. 4. Охотник разрядил ружьё. – Дедушка проредил всходы на грядке. 5. Ученик скрепил листы в тетрадке. 6. Уходящий скрипнул дверью.

Диктант 5.
1. Ученье в счастье украшает, а при несчастье утешает. 2. Буквы кривы, да смысл прямой. 3. Овце волком плохо жить. 4. Не хвались травой, хвались сеном. 5. Говорит бело, делает черно. 6. Свой сухарь лучше чужих пирогов. 7. Больше верь своим очам, нежели чужим речам. 8. Ворона хоть и за море летала, а всё же белой вороной не стала. 9. Коси коса пока роса; роса долой, коса домой.

Диктант 6.
1. У козы маленький козлёнок. 2. Нас радовала доброта старичка. 3. В дали виднелись верхушки тополей. 4. Хороши запахи цветов на лесной полянке. 5. Солнце осветило макушки деревьев. 6. Хорошо поют соловьи и скворцы. 7. Найдёт птичка цветную бумажку и несёт её в гнездо. 8. Зерно бросили в плодородную землю. 9. В лодке ребята забыли вёсла. 10. Метла стояла в углу.

Диктант 7.
1. Петушок, петушок, золотой гребешок! Масляна головушка, шёлкова бородушка. 2. В поле заколосилась рожь. 3. Маленький старичок с белой бородою сторожил сад. 4. Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу. (А. Майков) 5. В пруду водилось много головастиков. 6. Наступили зимние холода. 7. Полосатые тигры спали в клетках. 8. В щель под дверью проникал зеленоватый свет. 9. Хлопотливые белки прыгали с ветки на ветку. 10. Осиновые листочки трепетали на ветру.

Диктант 8.
1. Спиши задание чисто и красиво. 2. Не спеши языком, торопись делом. 3. Модница примеряла новое платье. 4. Серёжа примирил поссорившихся товарищей. 5. За окном мела метель. 6. Малышка была очень мила. 7. Гости посидели два часа и ушли. 8. Дедушка поседел от старости. 9. Кошка слизала сметану с блюдца. 10. Мальчик долго не слезал с дерева. 11. Больной запивает таблетку водой. 12. Хор запевает новую песню. 13. Катя поласкала щенка. 14. Мама полоскала бельё.

Свободные диктанты по теме: Безударные гласные в корне слова

Диктант «Мяч».
Хороший мяч прислал дедушка внуку из Москвы. Он был тугой и блестящий. Все ребята горели желанием поиграть в мяч.
Алёша жалел мяч. Он положил его в сетку и каждый день стирал с него пыль.
А время шло и шло. Пересох мяч. Лаковая плёночка на нём треснула. Стал выходить воздух.
Приехал дедушка. Он посмотрел на мяч и покачал головой. Долго жил мяч, а радости не принёс.
По Е. Пермяку.
Слова для справки: прислал, горели желанием, положил, стирал с него, на нём, приехал, не принёс.

Диктант «На льдине».
Зимой море замёрзло. Рыбаки собрались на лёд ловить рыбу. Поехал и рыбак Андрей с сыном Володей.
Много рыбы наловили. Стемнело. Рыбаки решили заночевать.
Ночью поднялся ветер. Волны заливали льдину. Кругом было только море.
Утром рыбаки заметили самолёт. Они стали кричать и махать шапками. Лётчик на берег сообщил о рыбаках. Вскоре подошёл пароход. Люди были спасены.
По Б. Житкову.
Слова для справки: замёрзло Володей решили заметили самолёт сообщил спасены

Диктант «Находки».
Моя мать вставала рано. Она угощала меня чаем с молоком. Молоко было покрыто румяной плёночкой.
После чая я уходил на охоту. Но ружья у меня не было. Я следил за кузнечиками, бабочками, жуками.
Моя охота заключалась в находках. Мне нужно было найти то, что я в жизни не встречал. Длинные таинственные тропы манили меня.
Слова: меня, у меня не было, то, что не таинственные.

Зрительные диктанты по теме: «Безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова »

I. Пословицы
1. Без топора не ездят по дрова. 2. Топор плотнику — кормилец. 3. Два медведя в одной берлоге не уживутся. 4. На вкус и цвет товарища нет. 5. Без капусты щи не густы. 6. Без работы и печь холодна. 7. Была бы коровушка, будет и молоко. 8. В корове молоко не прокиснет. 9. Ворона за море летала, да лучше не стала. 10. Голова с короб, а ум с орех. 11. Город строят не языком, а
рублем да топором. 12. Для чего огород городить, коли капусты не садить.

II.
1. Самый бойкий я рабочий
В мастерской.
2. Пришел из школы ученик
И запер в ящик свой дневник.
3. Мёд в лесу медведь нашел.
Мало мёду, много пчёл.
4. Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.
5. Флот плывёт к родной земле.
Флаг на каждом корабле.
6. По улице курица
Водила цыплят.
Цыплята тихонько
Пищат и свистят.
7. Вьётся по улице
Легкая пыль.
Мчится по улице
Автомобиль.
8. Спешат на ночлег пешеходы,
Нигде не увидишь ребят,
И только вокзалы, заводы,
Часы и машины не спят.
9. И ежели вы
Вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете
С товарищем
Трещать, как две сороки.
10. Семь ночей и дней в неделе.
Семь вещей у вас в портфеле:
Промокашка и тетрадь,
И перо, чтобы писать,
И резинка, чтобы пятна
Подчищала аккуратно,
И пенал, и карандаш,
И букварь — приятель ваш.
(С. Маршак)

Читайте также:  Развитие ребенка в 2,5 года

Диктант «Баран и волки».
Пошли козёл и баран в глухой лес травку щипать. Ходили, ходили да заблудились. Зашли в густую чащу. А там волки под деревом обед варят. Влезли козёл и баран на дерево. Вдруг сорвался баран с макушки и упал прямо на волков. Испугались волки и убежали без оглядки.
(49 слов) (По сказке)
Новая орфограмма:
Проверяемые безударные гласные в корне слова
Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Правописание глухих и звонких согласных в корне на конце
слова
2. Правописание глухих и звонких согласных в корне в середине
слова
3. Сочетания букв ча, ща
4. Раздельное написание предлогов
5. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных
6. Большая буква в начале предложения
7. Точка в конце предложения
Словарные слова: баран, вдруг.

Внеурочное занятие «Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций

Внимание – это психический познавательный процесс, направленный на отражение психических свойств, состояний объекта, который обеспечивает сосредоточенность сознания. Такой фокус на определенных предметах имеет избирательную направленность и способствует формированию индивидуального отношения к ним.

В качестве объектов внимания могут выступать как другие лица, так и неодушевленные предметы. Явления природы, предметы искусства и науки тоже часто оказываются в поле внимания субъекта. Надо признать, что в зону внимания человека попадают только те объекты, которые вызывают у него существенный интерес, или обусловлены социальной необходимостью для изучения. Развитие внимания напрямую зависит от таких факторов как возраст человека, целенаправленность его стремлений, интерес к изучаемому предмету или явлению, регулярность выполнения специальных упражнений.

Виды внимания

Непроизвольное внимание

Характеризуется отсутствием сознательного выбора человека. Возникает при появлении воздействующего раздражителя, который заставляет на мгновение отвлечься от повседневных дел и переключить свою психическую энергию. Этим видом внимания трудно управлять, поскольку оно напрямую связано с внутренними установками личности. Говоря иными словами, нас всегда привлекает только то, что представляет существенный интерес, что будоражит и заставляет «шевелиться» чувства, эмоциональную сферу.

Объектами непроизвольного внимания могут стать: неожиданный шум на улице или в помещении, новый человек или явление, которое появилось перед глазами, любые движущиеся предметы, психическое состояние человека, индивидуальное настроение.

Непроизвольное внимание ценно своей непосредственностью и естественностью возникновения, что обеспечивает всегда живой эмоциональный отклик. Но, в то же время, оно способно отвлекать личность от выполнения насущных задач, решения значимых проблем.

Как правило, у детей – дошкольников преобладает непроизвольное внимание. Воспитатели детских учреждений, конечно, согласятся с тем, что привлечь их внимание можно только яркими интересными образами и событиями. Именно поэтому занятия в детском саду так изобилуют красивыми персонажами, привлекательными заданиями, огромным простором для фантазии и творчества.

Произвольное внимание

Характеризуется сознательным удержанием сосредоточенности на объекте. Произвольное внимание начинается тогда, когда появляется мотивация, то есть, человек понимает и сознательно концентрирует на чем – либо свое внимание. Устойчивость и усидчивость являются его неотъемлемыми атрибутами. Для того, чтобы необходимое действие выполнялось, от личности требуется предпринять волевое усилие, прийти в состояние напряжения, активизировать психическую активность.

Например, студент перед экзаменом изо всех сил старается фокусировать внимание на изучаемом материале. И даже в том случае, если ему не совсем интересно то, что он должен будет рассказывать преподавателю, внимание его поддерживается за счет серьезной мотивации. Необходимость закрыть семестр, поскорее приехать домой подчас добавляет мощный стимул для того, чтобы немного поднапрячься, отложить в сторону все развлечения и поездки.

Однако следует помнить о том, что длительная концентрация произвольного внимания приводит к состоянию усталости, даже сильного переутомления. Поэтому между серьезной интеллектуальной работой рекомендуется делать разумные перерывы: выходить на улицу дышать свежим воздухом, делать несложные физические упражнения, зарядку. А вот читать книги на отвлеченные темы не нужно: голова не успеет отдохнуть, кроме того, наличие лишней информации может спровоцировать дальнейшее нежелание возвращаться к делам. Замечено, что сильный интерес побуждает к деятельности, активизирует работу мозга, и к этому можно и необходимо стремиться.

Послепроизвольное внимание

Характеризуется отсутствием напряжения у субъекта деятельности при выполнении задачи. В данном случае достаточно сильна мотивация и желание достичь конкретной цели. Этот вид внимания отличается от предыдущего тем, что внутренняя мотивация преобладает над внешней. То есть, человеком, его сознанием руководит не социальная необходимость, а индивидуальная потребность в действии. Такое внимание весьма продуктивно сказывается на любой деятельности, дает значительные результаты.

Основные свойства внимания

Свойствами внимания в психологии называют ряд значительных характеристик, тесно связанных с составляющими деятельности личности.

  • Концентрация – это намеренное сосредоточение на объекте деятельности. Удержание внимания происходит за счет сильной мотивации и желания субъекта выполнить действие как можно лучше. Интенсивностью сосредоточения на интересующем предмете руководит сознание личности. Если концентрация достаточно высокая, то результат не заставит себя ждать. В среднем без перерыва человек может фокусировать внимание в течение 30 — 40 минут, но и за это время можно сделать очень многое. Следует помнить о том, что при работе за компьютером следует устраивать себе короткие перерывы в 5 – 10 минут, чтобы глаза отдохнули.
  • Объем – это количество объектов, которые сознание может держать одновременно в поле своего зрения. Иными словами, объем измеряется во взаимном соотношении предметов и степени устойчивости внимания на них. Если личность способна достаточно долгое время сохранять сосредоточенность на объектах и их число большое, то можно говорить о высоком объеме внимания.
  • Устойчивость. Устойчивостью называют умение длительно сохранять внимание на одном объекте и не переключаться на другой. Если произошло отвлечение, то говорят обычно о лабильности. Устойчивость внимания характеризуется возможностью открывать в привычных вещах новое: обнаруживать взаимосвязи и аспекты, ранее не замеченные и не изученные, видеть перспективы для дальнейшего развития и движения.
  • Переключаемость. Переключаемостью называют осмысленное целенаправленное изменение направления фокуса внимания. Это свойство характеризуется обусловленностью внешними обстоятельствами или явлениями. Если переключение внимания происходит не под влиянием более значимого объекта и не отличается особенной преднамеренностью, то говорят о простой отвлекаемости. Надо признать, что переключить внимание с одного объекта на другой бывает трудно ввиду сильной сосредоточенности. Тогда даже случается, что человек переходит к другой деятельности, а мысленно продолжает концентрироваться на прежней: обдумывает детали, анализирует, эмоционально переживает. Переключаемость внимания нужна, чтобы отдохнуть после напряженной умственной работы, для включения в новую деятельность.
  • Распределение. Распределением называют способность сознания одновременно концентрировать внимание на нескольких объектах, которые по степени важности находятся примерно в одинаковой позиции. Соотношение предметов между собой, безусловно, оказывает влияние на то, как происходит это распределение: переход от одного объекта к другому. При этом у личности нередко возникает состояние усталости, вызванное необходимостью находясь в одной точке фокуса постоянно помнить о других существующих.
Читайте также:  Рост и вес девочки по месяцам до 2 лет

Особенности развития внимания

Развитие внимания человека обязательным образом связано с умением сосредоточиваться на одном или нескольких объектах определенный промежуток времени без всякого отвлечения. Это не так легко, как может показаться на первый взгляд. Ведь чтобы сконцентрировать внимание на чем – то, нужно быть в достаточной степени заинтересованным на своем деле. Так, для развития непроизвольного внимания требуется только интересный предмет, на котором можно было бы фокусировать взгляд. Произвольное же внимание требует к себе серьезного подхода: нужна целенаправленность действий, волевое усилие, умение управлять своими чувствами, чтобы не допустить отвлечения в самый неподходящий момент. Послепроизвольное внимание является самым продуктивным из всех, так как не требует преодоления и дополнительных усилий.

Методы развития внимания

Приемы развития внимания на сегодняшний момент существуют самые различные, позволяющие добиться высоких результатов и научиться управлять вниманием.

Развитие концентрации внимания

Рекомендуется выбрать себе объект для наблюдения, и в течение определенного промежутка времени стараться сосредоточивать на нем свое внимание. Причем, чем проще будет этот предмет, тем лучше. К примеру, можно положить на стол книгу и представлять себе, о чем она написана, каковы главные действующие лица. Можно думать о книге только как о предмете, сделанном из бумаги и картона, воображать, сколько деревьев понадобилось для ее изготовления. В конце концов, можно просто обратить внимание на ее цвет и форму. Какое направление избрать – решать вам. Данное упражнение отлично тренирует сам фокус внимания, позволяет развить длительность концентрации на одном объекте.

Если есть желание, можно попробовать потренироваться удерживать в поле своего зрения два или более предмета. Тогда ко всему перечисленному необходимо прибавить развитие умения переключать внимание с одного объекта на другой, запоминая и отмечая значимые особенности каждого из них.

Развитие зрительного внимания

Упражнения должны быть направлены на расширение возможностей личности сосредоточиваться на объекте. Например, можно положить впереди предмет и поставить перед собой задачу рассматривать его в течение 3 — 5 минут, выделяя как можно больше деталей. Сначала у вас начнет складываться общее представление о предмете: его цвет и форма, величина и высота. Однако постепенно, чем больше вы будете концентрироваться, тем яснее начнут появляться новые подробности: мелкие детали, незначительные приспособления и т.д. Их тоже обязательно нужно увидеть и отметить про себя.

Развитие слухового внимания

Для совершенствования этого вида внимания, необходимо поставить себе цель не более десяти минут концентрироваться на звучащем голосе. Лучше всего, если это будет осмысленная человеческая речь, однако, если хочется отдохнуть, можно включить сюда пение птиц или любую мелодию, которая отвечает требованиям релаксирующей музыки.

Если звучит человеческая речь, во время прослушивания важно отмечать про себя скорость, с которой говорит лектор, степень эмоциональности подачи материала, субъективную полезность информации. Также вполне допустимо слушать в записи сказки, рассказы, а после пытаться вспомнить и воспроизвести их содержание. В случае прослушивания музыки важно улавливать уровни колебания звуковой волны, постараться «подключиться» к воспроизводимым эмоциям и представлять себе детали чего – либо.

Как управлять вниманием?

Многие люди, желающие повысить уровень своего внимания, сталкиваются с неизменными трудностями. У одних может не получаться концентрироваться на деталях, другие испытывают сложности с тем, когда нужно воспринимать предмет целиком. В данном случае хочется посоветовать тренироваться на разных объектах по всем направлениям и делать это каждый день. Согласитесь, ведь не трудно 5 – 10 минут в сутки уделять работе над собой.

Таким образом, проблемы развития внимания достаточно многогранны и глубоки. Нельзя рассматривать данный вид познавательных процессов только как составляющую деятельности. Нужно помнить и том, что внимание всегда необходимо нам в повседневной жизни, потому важно уметь сосредоточиваться на простых вещах, замечать даже мелкие подробности.

Филиал МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №3 Высокогорского муниципального района РТ»- «Пановская основная общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района РТ»

Руководитель ШМО учителей нач. классов Мусина Н.Р.

Ссылка на основную публикацию