Этюдник: особенности и преимущества

Этюдник: особенности и преимущества

  • Что это такое?
  • Виды
  • Размеры
  • Как пользоваться?
  • Как сделать своими руками?
  • Производители
  • Какой выбрать?

Большинство профессиональных художников скажут, что этюдник – очень важная, практически незаменимая вещь для любого творческого человека. Впрочем, исключения попадаются даже среди профессионалов, а уж начинающему новичку тем более сложно определиться, нужна ли такая покупка, и если да – то сразу или на более позднем этапе. В том, нужен ли этюдник ребенку, необходимо определиться еще до того, как покупать подобное изделие.

Что это такое?

Если исходить из общей классификации, то можно сказать, что этюдник, по сути своей, является одной из разновидностей мольберта. Другими словами, его основная задача – быть условно вертикальной подставкой для создаваемой картины. Ведь специалисты медицинского и художественного направления указывают, что рисовать в сидячем положении, наклонившись над горизонтально расположенной поверхностью, является вредным и неправильным занятием.

Впрочем, отличие от стандартного (в понимании большинства людей) мольберта есть, и не одно. В первую очередь, этюдник делается максимально компактным, поскольку он оптимизирован под живопись на пленэре, то есть на открытом воздухе. Это не означает, что им нельзя пользоваться в помещении.

Однако при наличии собственной студии (или просто любого достаточного рабочего пространства) стоит отдать предпочтение какой-то более внушительной модели, потому что из-за своей переносной сущности этюдник предполагает существенное ограничение размеров холста.

Кроме того, этюдник является не только собственно мольбертом, но еще и удобным чемоданчиком, предназначенным для хранения и переноски рисовальных принадлежностей. За счет того, что и сам чемоданчик, и лежащие в нем принадлежности суммарно могут весить более десяти килограммов, прямое использование этюдника по назначению детьми маловероятно – разве что мальчиками старшего подросткового возраста.

Другое дело, что для новичков, которые только начинают творческие поиски себя и не имеют дома достаточного пространства для рисования, этюдник можно выбрать как меру примитивной организации рабочего места – тут и небольшой мольберт, и место для инструментов.

В то же время, если малыш так и не забросит свое увлечение, нужно будет задуматься не о замене этюдника, а о его дополнении более крупным мольбертом.

Хотя сама конструкция кажется предельно простой, даже у нее есть определенные вариативные характеристики, позволяющие классифицировать такую продукцию. В первую очередь, детский этюдник для рисования должен быть предельно легким, иначе оригинальное назначение просто теряется. Поэтому, в отличие от «взрослых» моделей, корпус может быть облегчен благодаря использованию деталей меньшего размера из более легких материалов.

Предполагается, что этюдник изначально переносной, однако, учитывая детские потребности и возможности, не исключается и его сугубо настольный вариант, который от простого настольного мольберта отличается возможностью хранения инструментов.

В комплект этюдника для полноценной работы на пленэре может входить еще и тренога, позволяющая организовать рабочее место даже там, где для этого нет особых условий. При этом этюдники, как и большинство других видов мольбертов, не выдвигают ограничений касательно вида используемых красок.

Правда нужно обратить внимание на способы крепления: позволяют ли они использовать на выбор бумагу или холст в подрамнике, и если позволяют, то такая покупка сгодится и для акварели с гуашью, и для масляной живописи, и для любых других видов изобразительного искусства.

Наконец, некоторые производители предлагают купить не просто сам по себе этюдник, а сразу в виде набора со всем необходимым – с красками, кисточками, бумагой для рисования и другими принадлежностями. Профессионалам в таком искусстве такие предложения вряд ли будут интересны, поскольку комплектация здесь будет не выше стандартной, однако для новичка, пока не знающего, с чем сравнивать, и не умеющего правильно выбирать, такое решение может оказаться оптимальным.

Размеры

Размеры этюдника ограничены не только форматом рисунка, но и способностью художника поднять и унести такой чемоданчик. Малый этюдник для ребенка является не просто удобством, а строгой необходимостью. Выбирать его нужно, исходя не просто из способности малыша поднять такой чемоданчик, – художник в поисках нужного пейзажа и вдохновения иногда вынужден пройти до десяти километров пешком с таким ящиком в руках!

Следовательно, «взрослый» вариант детям вообще не рекомендован – разве что в качестве временной замены стационарному.

Тем не менее, в погоне за размерами мини нужно понимать, что рисунки должны быть не меньше определенного габарита. Для ребенка минимальным вариантом видится этюдник, допускающий использование стандартных листов А4. Этот формат весьма распространен, в том числе и в обучении детей, и позволяет в нормальном масштабе изобразить практически любой сюжет. Если формат этюдника будет еще меньше, то возникнет риск творческого ограничения ребенка, да и маленький художник попросту очень скоро перерастет такой подарок.

Читайте также:  Рост и вес мальчика в 10 месяцев

Как пользоваться?

В сложенном виде этюдник ничем не отличается от обычного ящичка, преимущественно прямоугольной формы, который внутри имеет полость, предназначенную для хранения инструментов. Хороший этюдник в идеале должен быть оснащен внутри еще и различными креплениями, позволяющими с большим удобством хранить те же кисточки или карандаши, чтобы они не рассыпались по всему ящику. Внутри можно хранить абсолютно все нужные принадлежности: карандаши или кисти, краски, растворитель и масленку (если они необходимы).

При желании внутрь можно положить и бумагу или холст, однако всегда остается определенный риск порчи поверхности при совместном хранении с красками или карандашами.

Крышка ящика устроена таким образом, чтобы ее можно было зафиксировать в положении, близком к вертикальному, тогда она заменит планшет обычного мольберта. Конструкция должна позволять регулировать положение крышки, чтобы позволить художнику оптимально выбрать позу, однако большинство детских этюдников лишены таких удобств. Для простоты транспортировки изделие должно комплектоваться наплечным ремнем и ручками.

Многие этюдники сами по себе не содержат никакого упора, представляя собой обыкновенный ящик. Для домашнего использования это подходит оптимально (нет нужды тратиться на ненужную деталь), использование на улице же оказывается несколько ограниченным – использовать этюдник можно лишь при наличии удобной поверхности для его установки, вроде парапета.

Для расширения возможностей есть смысл купить этюдник с треногой. Она способна складываться до плоского состояния, так что много места не займет, зато позволит рисовать пейзажи даже вдалеке от цивилизации. Есть этюдники, которые сразу продаются с треногой, однако в некоторых случаях она в комплект не входит, зато ее можно докупить при необходимости.

Как сделать своими руками?

Выбор детского этюдника зачастую бывает осложнен сразу двумя тормозящими факторами: высокой стоимостью готовых изделий и невозможностью подобрать идеально подходящую для ребенка модель. В подобной ситуации самый простой выход – попросить папу самостоятельно собрать такой ящик. Это сработает, если папа обладает всеми необходимыми навыками работы руками.

Очевидно, что чаще всего подобный шедевр ручной работы преимущественно деревянный, потому что именно древесина является наиболее подходящим и удобным для обработки материалом. В качестве основного материала стенок можно использовать даже фанеру, лишь бы она была достаточно прочной для выдерживания веса начинки. Использование фанеры позволит существенно уменьшить вес готового изделия, а для укрепления конструкции по контурам может использоваться тонкая доска и металлическая фурнитура.

Начинать создание необходимо с определения размеров будущего изделия. При выборе габаритов отталкиваться стоит не только от формата используемой бумаги, но также и от размера всех необходимых принадлежностей – они ведь должны поместиться внутрь создаваемого ящика.

Многие художники, рисующие красками и практиковавшие хотя бы раз собственноручное создание этюдника, рекомендуют встроить внутрь еще и доску, которая будет использоваться в качестве палитры. Она, как и крышка, должна иметь возможность закрываться и открываться, но при этом ни в коем случае не соприкасаться с ней. Это необходимо потому, что у художника с собой может быть всего один холст и недопустимо, чтобы изображенное на нем испортилось от попадания красок с палитры.

Для этого изнутри крышки, которая и применяется в качестве мольберта, должны быть предусмотрены металлические ограничители, не позволяющие палитре слишком сильно сближаться с ней. Сама палитра может выполнять еще одну важную функцию – частично защищать готовую картину или подготовленный холст от соприкосновения с инструментами.

Для того чтобы оставить себе возможность выбирать горизонтальное или вертикальное положение холста, можно изготовить отдельный небольшой планшет из фанеры. Важно, чтобы он помещался внутрь этюдника, иначе носить его с собой будет неудобно. В качестве фиксации можно использовать любые металлические или деревянные направляющие.

Обязательным элементом любого этюдника должен быть замок, не позволяющий содержимому самовольно покинуть ящик. Ремень можно взять любой, однако необходимо выбрать крепление, выполненное по принципу штатива, то есть допускающее определенное изменение положения ремня для транспортировки или рисунка «с рук».

Производители

Этюдник – не настолько массовый потребительский товар, чтобы в этой сфере наметились какие-то свои раскрученные бренды. В идеале выбор нужно делать не так «на слух», как по собственным впечатлениям от конкретной модели. Потребителя в выбираемом товаре должно устраивать все, начиная с внешнего вида и заканчивая удобством использования и предполагаемой надежностью.

Именно поэтому новичкам не рекомендуется приобретать этюдники в интернете. Намного разумнее было бы самостоятельно прийти в магазин и лично посмотреть доступные варианты, оценивая их по всем возможным критериям.

Тем не менее, новички в любой сфере традиционно стремятся воспользоваться чужим опытом, поэтому практика выбора среди уже достаточно известных марок очень распространена. Долгое время одним из лидеров среди неприхотливых новичков оставалась продукция подольского комбината «Художник», однако в последнее время отмечено общее снижение качества ее продукции. Сегодня повышенное внимание стоит обратить на такие марки, как Mabef, «Тахо», Brauberg, «Черная речка» и Reewes.

Читайте также:  Графический диктант и рисунки по клеточкам "Олененок"

Какой выбрать?

Намного правильнее выбирать этюдник не по выпустившей его фирме, а исключительно по впечатлениям от конкретно взятой модели. Хороший этюдник – это:

  • Корпус. Изделие должно быть изготовлено из качественной древесины, обязательно без сучков и каких-либо других дефектов. Наиболее легким сортом используемой древесины является липа. Чем проще конструкция, тем лучше, ведь обилие мелких деталей только увеличивает вероятность поломки. Крышка должна фиксироваться в открытом виде, чтобы не закрываться при любом резком порыве ветра. Если в комплект входит палитра, оптимальный вариант для нее – оргстекло: оно намного легче чистится.

  • Ножки. Если конструкция этюдника предполагает ножки, предпочтение стоит отдать металлическим, в частности, алюминиевым. Такое решение обладает высокой прочностью, их также нередко заостряют для большей устойчивости положения. Деревянные ножки допустимы разве что при использовании в условиях помещения. Высоту лучше брать с запасом, чтобы не наклоняться.

Следует также уяснить, что даже самый легкий этюдник намного проще транспортировать в рюкзаке, чем просто на ремне.

Обзор самодельного этюдника смотрите в следующем видео.

Этюдник для рисования – лучший полевой мольберт. Преимущества этюдника.

Выбор мольберта часто осложняется тем, что начинающие художники не разбираются в типах мольбертов и их предназначениях. Некоторые художники думают, что в качестве своего первого мольберта идеально выбрать именно этюдник.

Что такое этюдник?

Этюдник – это переносное приспособление для занятий живописью, небольшой ящик, часто на треноге, с принадлежностями для живописи и местом для этюда. Происходит слово “этюдник” от французского слова “utude” – “учение этюд”. Этюд – это быстрая зарисовка, быстрая живописная картина, которая написана художником за один раз.

По факту, этюдником называется специальный деревянный ящик для живописи, который подходит в качестве подставки для полотна или подрамника. Чаще всего купить этюдник можно уже со встроенными тремя ножками с телескопической конструкцией.

Зачем художнику нужен этюдник?

Чаще всего этюдник в качестве мольберта для рисования используют для пленэра. Пленэр – это живописная техника изображения объектов при естественном свете в естественных условиях. Такой вид мольберта удобен благодаря конструкции, которая предназначена для переноски и телескопическим ножкам, которые позволяют поставить этюдник даже на открытом грунте с уклоном.

Этюдник стоит купить только для выездных пленэров на природе или в городе, либо если Вы уверенны, что такой мольберт подойдет Вам для рисования дома.

Преимущество этюдника – складные ножки

Особая конструкция ножек этюдника, без сомнений, является преимуществом данного вида мольберта перед другими. Самые популярные модели этюдника имеют складные алюминиевые телескопические ножки, которые легко сложить. Благодаря таким ножкам, Вы без труда сможете поставить этюдник “по уровню” (т.е. ровно в горизонтальной плоскости) даже на самом неровном рельефе и на открытом грунте.

Для рисования за этюдником на столе и большей вариативности конструкции выбирайте этюдники со съемными ножками. Такой мольберт можно будет использовать и на улице с ножками и дома за столом в разобранном виде. Дополнительным преимуществом будет возможность докупить новый комплект ножек к своему этюднику, если старые по какой-либо причине повреждены.

Подойдет ли этюдник для рисования дома?

Обсуждая варианты домашнего использования этюдника стоит отдельно отметить, что в своем большинстве этюдники имеют остроконечные ножки, которые могут повредить Ваше напольное покрытие. Но такие ножки будут просто идеальным решением для рисования на пленэре, ведь благодаря такой форме, они шикарно фиксируются в земле и препятствуют сдуванию ветром всей конструкции.

Этюдный ящик и этюдник – отличия

Этюдным ящиком часто называют этюдник без ножек, но в остальном конструкция аналогичная. Поскольку в частности среди нашего ассортимента можно купить отдельно два вида комплектующих – ножки к этюднику и этюдный ящик, то вместе эти две конструкции являются составляющими полноценного этюдника для пленэра.

Как выбрать этюдник для себя?

При выборе такого мольберта как этюдник, ориентируйтесь на свой рост и комплекцию. Ведь при взаимодействии с этюдником Вам прийдется разбирать и собирать его, отнести свой этюдник на место для рисования на пленэре. Не покупайте для себя слишком громоздкий этюдник если Вы имеете малый рост и вес. И наоборот, если Вы крепкий и высокий человек по своей конституции, то можете спокойно подобрать более массивный и вместительный этюдник.

При покупке этюдника обратите внимание на его вес и прибавьте к нему дополнительный вес красок и других художественных материалов, которые будут находиться внутри.

Не забудьте поинтересоваться в магазине при покупке этюдника, какая максимальная высота изделия и каковы максимальные размеры холста, который поместится в крепление к этюднику. В идеале сама подставка этюдника должна быть на уровне Вашего пояса, так как чаще всего за этюдником работают стоя. Если этюдник будет ниже талии, то Вам прийдется постоянно наклоняться, что даст дополнительную нагрузку на спину. Например для роста более 175 см, берите модели этюдника с самыми длинными ножками.

Читайте также:  Делаем мольберт своими руками

Как выбрать этюдник?

Этюдник (французский мольберт) — это мольберт для пленэров с отделением для хранения и переноски красок, кистей и других материалов. Простой этюдник представляет собой коробку с откидной крышкой и защелкой, а более удобный — имеет ножки, чтобы художник работал стоя. К портативному мольберту предъявляют много требований: функциональность, вместительность, легкий вес, устойчивость на неровном грунте или в непогоду.

История появления

История этюдника началась в конце XVIII–середине ХIX века, в это время художники стали часто работать на пленэрах. Кроме того, появилась техническая возможность для компактного хранения красок — были изобретены стеклянный шприц (1822 г., Джеймс Хаймс) и туба (1841 г., Джон Рэнд).

Благодаря новинкам и интересу к живописи при естественном освещении, трансформировался мольберт. Традиционные громоздкие модели заменили компактные этюдники для работы на природе. Первыми популяризаторами мольбертов-пеналов стали английские художники — Джон Констебл и Ричард Бонингтон. За ними последовала Барбизонская школа (Теодор Руссо, Жюль Дюпре, Нарсис Диаз, Жан-Франсуа Милле), а затем — Клод Моне, Альфред Сислей, Камиль Писсарро и другие импрессионисты. К слову, название «французский мольберт» появилось благодаря барбизонцам.

Виды, их назначение и особенности

Общепринятой классификации этюдников нет, но обычно выделяют три типа конструкций.

Пенал

Базовая, легкая и недорогая модель. Она выглядит так же, как этюдники XIX века, — это деревянный пенал с отделениями, откидной крышкой и замком. Сейчас модели чаще используют как настольные мольберты, а также для хранения или переноски материалов.

Этюдник в собранном виде

На пленэры их берут, если необходим минимальный вес. Работают на такой подставке для холста сидя, поставив ее на колени, стол или другую опору.

Этюдник под штатив

Представляет собой такой же пенал, но с отверстиями под штатив. Треногу приобретают отдельно. Этюдник позволяет рисовать на природе стоя. Недостатки: нужно покупать штатив и носить его отдельно.

Французский мольберт

Такой пенал имеет встроенный штатив. Это популярный вариант для пленэров и работы в помещениях, а также для компактного хранения и перевозки материалов. Некоторые модели трансформируются в настольный мольберт.

Выбираем этюдник для разных задач

Для начала определите, где и как вы будете его использовать. Это поможет найти главные и второстепенные характеристики. Также обратите внимание на качество. Лучше купить базовую, но надежную модель, чем этюдник с дополнительными функциями, который выйдет из строя через год.

Вес

Если планируете ходить с мольбертом, приобретайте модель комфортной массы. Учитывайте, что на пленэр нужно взять краски и другие материалы, это увеличит нагрузку. На вес влияет вид дерева или металла, конструкция и размер холста. Модели из разных пород древесины, несколько отличающиеся функциями, имеют разницу в массе на 1-2 кг. Не забывайте, что лучше часто брать с собой маленький этюдник, чем быть владельцем модели под огромный холст, которая пылится в углу.

Материалы

Дерево — это классический вариант для этюдника. Надежность зависит от типа древесины и качества ее обработки. Хорошие мольберты не имеют сучков и других дефектов, их поверхность гладкая и не оставляет заноз. Материал должен пройти просушку и иметь пропитку от изготовителя. Рекомендуем надежный и умеренный по весу бук, также производители предлагают липу, березу и смешанные материалы.

Алюминий — более прочный материал. Он не подвержен гниению или усыханию, легче моется и часто имеет небольшой вес. Но выбор таких моделей меньше.

Комбинированные — совмещают преимущества обоих типов. Металлические ножки служат долго, а пенал из дерева более приятен во время работы.

Ножки

Чтобы этюдник был устойчивым на неровных поверхностях и надежно закреплялся в грунте, ножки должны быть регулируемыми и острыми на концах. Если планируете использовать мольберт дома, то стоит купить защиту, чтобы острые концы не повредили пол.

Конструкция ножек:

телескопическая, она быстро и точно настраивается;
из складных сегментов с фиксацией болтом, менее удобный, но популярный вариант для деревянных мольбертов;
съемная, установка занимает время, но при поломке их легче заменить. Без треноги модель превращается в очень легкий пенал.

Если планируете часто носить этюдник или использовать как настольный, выбирайте модель, в которой собранные ножки не выступают за пределы пенала.

Размер холста

Этот параметр зависит от размера картин, которые создает художник. Не стоит брать «с запасом» без необходимости, т. к. это увеличит вес.

Читайте также:  Почему так популярен пластилин Play-Doh и какой набор выбрать?

Размеры этюдника и места под холсты

Учитывайте все параметры: максимальную и минимальную высоту и ширину холста по горизонтали и вертикали.

Высота

Высота мольберта должна быть такой, чтобы художник стоя охватывал взглядом центральную часть полотна. Если нет необходимости «экономить» на весе, выбирайте модель с запасом по высоте по трем причинам:

можно писать в нижней части полотна не наклоняясь;
на максимальной высоте этюдник наименее устойчив и ножки чаще ломаются;
можно поставить мольберт ниже, чем стоит художник, это важно на склоне холма или поверхности с ямами.

Угол наклона

Этюдник имеет стандартный диапазон наклона или расширенный (горизонтальный или обратный). Эта опция нужна для работы с пастелью и акварелью, а также помогает избавиться от бликов.

Угол наклона этюдника

Способ крепления холста

Тип крепления должен подходить к тому материалу (холст, картон и т. п.), на котором вы пишите. Также играет роль качество деталей, пластиковые и просто ненадежные элементы быстро теряют прижимную силу.

Виды отсеков в пенале

фиксированные — их размеры и расположение не изменяется, убедитесь, что они подходят для ваших кистей и других материалов;
съемные алюминиевые перегородки. За ними проще ухаживать, а форму отсеков можно менять;
дополнительный выдвижной ящик — решение для тех, кому нужно больше места для кистей, красок и других материалов. Желательно, чтобы второй пенал имел ограничители, предупреждающие выпадение.

Отсеки в пенале

Кроме того, пеналы отличаются по глубине. Тонкие модели подходят для работы с акварелью. Иногда пожертвовать размером можно, чтобы снизить вес.

Ремень

Ручка и ремень должны быть широкими, надежными и регулируемыми. Для большего удобства в транспортировке приобретайте чехол или рюкзак.

Фурнитура

Хорошая фурнитура выглядит надежно, изготовлена из металла, который не ржавеет, а все подвижные части перемещаются без лишних усилий.

Погодные условия

Если планируете часто работать на ветру или с большим холстом, выбирайте более тяжелый этюдник с ножками, расположенными дальше друг от друга. Чтобы рисовать в дождь и холод регулярно, нужна модель из металла или с металлическим штативом.

Другие детали

Также этюдники могут иметь:

палитру, баночки и другие дополнительные материалы;
подставку для двух холстов;
отделения для переноски влажных холстов.

Эти детали удобны, но увеличивают вес, поэтому уделяйте им внимание во вторую очередь.

Выбрать идеальный этюдник — сложно, поэтому художники имеют несколько моделей для разных задач: небольшой — для длинных прогулок, массивный — для работ недалеко от дома и т. п.

Особенности этюдников разных брендов

Качество мольберта и стоимость зависит от производителя, но все неоднозначно. Даже академические модели можно купить у недорогих молодых компаний.

LeoArt, Rosa Talent, Ecodrevo и другие украинские бренды в основном продают этюдники базового и среднего уровня. Они подходят новичкам и пользуются уважением профессионалов, а местное производство делает цены доступными. И приятная деталь — многие предлагают изделия из бука карпатских долин.

D.K.ART & CRAFT и другие компании из Китая поставляют этюдники и мольберты в более чем 20 стран мира, в том числе Европу. Продукция пользуется спросом у студентов, аматоров и профессионалов, изделия относятся к средней ценовой категории. Большой ассортимент позволяет выбрать мольберт для разных нужд.

Европейские производители (Mabef, Cappelletto и другие) предлагают этюдники высокого качества. Но из-за высоких цен такие мольберты покупают только профессионалы.

Как ухаживать за мольбертом?

Этюдники не требуют особого ухода, т. к. хорошие производители заботятся о долговечности.

Главные правила:

убирать краски, предупреждая застывание;
протирать от уличной грязи, особенно в местах подвижных соединений;
просушивать, чтобы защитить от ржавчины.

Модели из дерева можно дополнительно покрывать маслом, воском, лаком или другой защитой. Это актуально для этюдников, которые используются давно, и моделей без заводской пропитки. Мольберт из дерева хранят в помещении при средней влажности и температуре. Его нельзя сушить или держать возле источников сильного тепла (обогреватель, батарея и т. п.). Если краска не снимается растворителем, ее аккуратно зачищают шкуркой или подогревают и снимают мастихином.

Что выбрать мольберт или этюдник ?

В моменты вдохновения создавать шедевры можно хоть на письменном столе или просто на коленке, присев на лавочку в живописном парке. Но такая муза быстротечна, а творчество требует комфортной обстановки. И создать её помогают мольберт и этюдник.

Вечные конкуренты — этюдник и мольберт. Проблема выбора варианта для обустройства рабочего места остро стоит перед начинающими художниками. Они не всегда понимают, с чего начинать. А чтобы сделать выбор, нужно знать отличия между изделиями.

Читайте также:  Все о детском маникюре

Рисование на мольберте: почему стоит сделать выбор в его пользу?

Мольбертом называют специальное приспособление для закрепления листа бумаги, холста или планшета. Листы или холсты крепят в вертикальной плоскости с небольшим наклоном для удобства художника. Это помогает творить, сидя с ровной спиной и созерцая перед собой модель или виды, которые решено запечатлеть на бумаге.

Художник у мольберта может писать часами, наслаждаясь процессом. Эта конструкция обеспечивает ему эргономичное пространство, дает простор для движений и возможность творить в любом месте.

Сделав выбор в пользу удобной подставки для холста, возникает другой вопрос — как выбрать мольберт для рисования? Мольбертов существует несколько видов и у каждого свое предназначение:

Хлопушка – простейшая конструкция, которая складывается, а в разложенном состоянии фиксируется под углом. Мольберт используют для небольших мастерских, часто его можно увидеть в художественных школах. Причина в доступной цене и удобстве этого вида.

А-образный или «лира» – напоминает древнегреческий музыкальный инструмент. Рисовать на мольберте удобно стоя и сидя, так как высоту расположения холста можно менять. Конструкция легко складывается, занимаем мало места, ее часто используют дома или в художественной студии.

Мачтовый – тонкие линии основы, минимум деталей делают модель актуальной для выставочных залов. На мольберте можно рисовать, но для мастерской художники редко останавливают выбор на этом варианте.

Станковый или студийный – конструкция большая и громоздкая. Представляет она из себя напольный горизонтальный мольберт, подходит для масляной, акриловой, акварельной живописи в горизонтальном положении. Она идеальна для крупных полотен и часто встречается в профессиональных художественных мастерских и в художественных студиях.

Настольный – компактные предложения, которые устанавливают на стол. Конструкция подходит для написания небольших картин, но вряд ли заинтересует профессионала. Скорее это учебный вариант для того, кто только познает азы профессии.

Тренога – универсальный вариант, актуальный везде. Он компактный, прочный, удобный и может быть установлен на разной высоте. Производятся из дерева и алюминия. Штатив-тренога складывается в считанные секунды, легко помещается в рюкзаке, поэтому его удобно брать с собой на природу.

Что такое этюдник для рисования?

Этюдники для живописи – небольшие деревянные ящики, в которых можно хранить кисти, краски и остальные необходимые инструменты для художества. Ящики можно носить с собой, поэтому они всегда есть в списке обязательных принадлежностей пейзажиста или художника, который предпочитает творить на природе.

Моделей много, поэтому у новичков часто возникает вопрос, какой этюдник лучше выбрать. Ответ зависит от того, где и как вы планируете творить, потому что у каждого вида свои преимущества:

Классический с ножками – комплект художника для выездных сеансов. Ножки раскладываются, крышка ящика создает подобие планшета мольберта, а сам ящик становится удобной полочкой со всем необходимым для живописи. Такие предложения имеют разные размеры, так что подобрать тип можно для рисования на листах бумаги или на крупных холстах.

Этюдный ящик – просто коробка без ножек. В ней удобно хранить все, что может пригодиться в процессе творчества. Но установить такой вид можно разве что на колени. Рисовать на коленях можно, но вряд ли будет удобно провести много времени в этом положении. Такой вид подходит для тех, кто редко выбирается на улицу для создания картин, но любит держать инструменты в порядке.

Наручный – маленькие компактные приспособления, которые можно крепить на руке. Очень помогают держать все при себе во время работы. Но используются только в сочетании с мольбертом.

Профессиональный художник обязательно имеет все – и мольберт, и вместительный этюдник с ножками. Он обеспечиваем себя приспособлениями, способствующими созданию максимально комфортной обстановки во время работы, где бы не пришлось творить.

Новичок, если станет развивать творческую деятельность, тоже со временем обзаведется всем. Но пока он делает выбор в пользу своей первой конструкции. И ответы на вопросы, чем отличается мольберт от этюдника, помогут ему сделать правильный выбор.

Как выбрать этюдник

Как выбрать этюдник. Деревянные и алюминиевые этюдники. Параметры и аксессуары этюдников

История появления этюдников

История этюдника началась в конце XVIII – середине ХIX века, в это время художники стали часто работать на пленэрах. Кроме того, появилась техническая возможность для компактного хранения красок – были изобретены стеклянный шприц (1822 г., Джеймс Хаймс) и туба (1841 г., Джон Рэнд).

Как выбрать этюдник?

Благодаря новинкам, описанным выше, и интересу к живописи при естественном освещении, мольберт трансформировался в этюдник. Традиционные громоздкие модели заменили компактные этюдники для работы на природе. Первыми популяризаторами мольбертов-пеналов стали английские художники – Джон Констебл и Ричард Бонингтон. За ними последовала Барбизонская школа (Теодор Руссо, Жюль Дюпре, Нарсис Диаз, Жан-Франсуа Милле), а затем – Клод Моне, Альфред Сислей, Камиль Писсарро и другие импрессионисты. К слову, название «французский мольберт» появилось благодаря барбизонцам.

Читайте также:  Как избавиться от компьютерной зависимости у подростков и детей: советы психолога

Типы конструкции

Общепринятой классификации этюдников нет, но обычно выделяют три типа конструкций:

Пенал
Этюдник под штатив
Французский мольберт

Выбираем этюдник для разных задач

Для начала определите, где и как вы будете его использовать. Это поможет найти главные и второстепенные характеристики. Также обратите внимание на качество. Лучше купить базовую, но надежную модель.

Вес

Если планируете ходить с мольбертом, приобретайте модель комфортной массы. Учитывайте, что на пленэр нужно взять краски и другие материалы, это увеличит нагрузку. На вес влияет вид дерева или металла, конструкция и размер холста. Модели из разных пород древесины, несколько отличающиеся функциями, имеют разницу в массе на 1-2 кг.

Материалы

Дерево – это классический вариант для этюдника. Надежность зависит от типа древесины и качества ее обработки. Хорошие мольберты не имеют сучков и других дефектов, их поверхность гладкая и не оставляет заноз. Материал должен пройти просушку и иметь пропитку от изготовителя. Рекомендуем надежный и умеренный по весу бук, также производители предлагают липу, березу и смешанные материалы.
Алюминий – более прочный материал. Он не подвержен коррозии, гниению или усыханию, легче моется и часто имеет небольшой вес. Но выбор таких моделей меньше.

Ножки

Чтобы этюдник был устойчивым на неровных поверхностях и надежно закреплялся в грунте, ножки должны быть регулируемыми и острыми на концах. Если планируете использовать мольберт дома, то стоит купить защиту, чтобы острые концы не повредили пол.

Конструкции ножек:

  • телескопическая, она быстро и точно настраивается;
  • из складных сегментов с фиксацией болтом, менее удобный, но популярный вариант для деревянных мольбертов;
  • съемная, установка занимает время, но при поломке их легче заменить. Без треноги модель превращается в очень легкий пенал.

Если планируете часто носить этюдник или использовать как настольный, выбирайте модель, в которой собранные ножки не выступают за пределы пенала.

Размер холста

Этот параметр зависит от размера картин, которые создает художник. Не стоит брать «с запасом» без необходимости, это увеличит вес.
Учитывайте все параметры: максимальную и минимальную высоту и ширину холста по горизонтали и вертикали.

Высота

Высота мольберта должна быть такой, чтобы художник стоя охватывал взглядом центральную часть полотна. Если нет необходимости «экономить» на весе, выбирайте модель с запасом по высоте по трем причинам:

  • можно писать в нижней части полотна не наклоняясь;
  • на максимальной высоте этюдник наименее устойчив и ножки чаще ломаются;
  • можно поставить мольберт ниже, чем стоит художник, это важно на склоне холма или поверхности с ямами.
Угол наклона

Этюдник имеет стандартный диапазон наклона или расширенный (горизонтальный или обратный). Эта опция нужна для работы с пастелью и акварелью, а также помогает избавиться от бликов.

Способ крепления холста

Тип крепления должен подходить к тому материалу (холст, картон и т. п.), на котором вы пишите. Также играет роль качество деталей, пластиковые и просто ненадежные элементы быстро теряют прижимную силу.

Виды отсеков в пенале
  • фиксированные – их размеры и расположение не изменяется, убедитесь, что они подходят для ваших кистей и других материалов;
  • съемные алюминиевые перегородки. За ними проще ухаживать, а форму отсеков можно менять;
  • дополнительный выдвижной ящик – решение для тех, кому нужно больше места для кистей, красок и других материалов. Желательно, чтобы второй пенал имел ограничители, предупреждающие выпадение.

Кроме того, пеналы отличаются по глубине. Тонкие модели подходят для работы с акварелью. Иногда пожертвовать размером можно, чтобы снизить вес.

Ремень

Ручка и ремень должны быть широкими, надежными и регулируемыми. Для большего удобства в транспортировке приобретайте чехол или рюкзак.

Фурнитура

Хорошая фурнитура выглядит надежно, изготовлена из металла, который не ржавеет, а все подвижные части перемещаются без лишних усилий.

Погодные условия

Если планируете часто работать на ветру или с большим холстом, выбирайте более тяжелый этюдник с ножками, расположенными дальше друг от друга. Чтобы рисовать в дождь и холод регулярно, нужна модель из металла или с металлическим штативом.

Дополнительные опции
  • палитру, баночки и другие дополнительные материалы;
  • подставку для двух холстов;
  • отделения для переноски влажных холстов.

Эти детали удобны, но увеличивают вес, поэтому уделяйте им внимание во вторую очередь.

Выбрать идеальный этюдник – сложно, поэтому художники имеют несколько моделей для разных задач: небольшой – для длинных прогулок, массивный – для работ недалеко от дома.

Особенностью этюдников, которые представлены у нас на сайте, является то, что они подходят новичкам и пользуются уважением у профессионалов. И приятная деталь – многие предлагают изделия из бука карпатских долин.

Читайте также:  Правильно выбираем кисти для рисования

Главные правила, которые продлят жизнь Вашего этюдника:

  • убирать краски, предупреждая застывание;
  • протирать от уличной грязи, особенно в местах подвижных соединений;
  • просушивать, чтобы защитить от ржавчины.

Модели из дерева можно дополнительно покрывать маслом, воском, лаком или другой защитой. Это актуально для этюдников, которые используются давно, и моделей без заводской пропитки. Мольберт из дерева хранят в помещении при средней влажности и температуре. Его нельзя сушить или держать возле источников сильного тепла (обогреватель, батарея). Если краска не снимается растворителем, ее аккуратно зачищают шкуркой или подогревают и снимают мастихином.

Наши консультанты всегда помогут Вам с вопросом «Как выбрать этюдник». А если Вам нужно купить этюдник с доставкой по всей Украине, то ниже представлен ассортимент этюдников, доступных к покупке в нашем магазине:

Лучшие производители этюдников на 2021 год

Этюдник является незаменимой вещью для каждого художника, независимо от того, является он профессионалом или простым учеником. В особенности это касается случая, когда планируется рисовать на свежем воздухе – без этюдника здесь никак не обойтись. Ведь носить с собой все необходимые приспособления – удовольствие не из приятных. А чтобы творчество дарило лишь положительные эмоции, нужно понимать, как правильно подобрать данное приспособление, и при этом чтобы оно обладало достаточным качеством и надежностью.

Редакция сайта «ЯНашла» подготовила для Вас рейтинг лучших производителей этюдников на 2021 год.

Что это такое?

Руководствуясь общей классификацией, можно смело утверждать, что этюдник по своей сущности считается разновидностью мольберта. Иными словами, он должен служить условно вертикальной подставкой во время процесса создания картины.

Однако, по сравнению со стандартным мольбертом, он имеет некоторые отличительные особенности.

Во-первых, он изготавливается небольших размеров, поскольку оптимизирован для занятий живописью на свежем воздухе. Но это вовсе не означает, что его нельзя эксплуатировать в закрытом помещении.

Во-вторых, служит не только своего рода мольбертом, но и достаточно удобным чемоданчиком, позволяющим хранить и переносить в нем все необходимые принадлежности для рисования.

Разновидности

Несмотря на всю простоту конструкции, даже она имеет некоторые вариации, позволяющие классифицировать этюдники.

Для детей

Обладают более облегченной конструкцией за счет небольших деталей и более легких материалов изготовления.

Настольные

Их отличительной особенностью по сравнению с обычным настольным мольбертом является возможность хранить в нем все необходимые рисовальные принадлежности.

С треногой

В комплекте этюдника, предназначенного для полноценно занятия живописью на природе, может находиться тренога. Она позволяет оборудовать рабочее пространство даже там, где отсутствуют какие-либо условия для творчества. При этом такие модели не выдвигают ограничительных мер, касающихся вида используемых красок.

Набор

Некоторые производители предлагают приобрести этюдник в виде набора со всеми необходимыми принадлежностями (краски, кисти, бумага). Конечно, для профессионалов такой вариант будет не совсем подходящим, поскольку комплектация предполагает самый стандартный набор рисовальных принадлежностей. А вот для начинающих художников, пока не знающих, с чем сравнивать и как правильно выбирать, данный вариант будет самым оптимальным.

Критерии правильного выбора

Для того чтобы приобретение в дальнейшем не разочаровало, следует знать, какие нюансы учесть при выборе:

  1. Ножки. Ножки из металла являются наиболее практичными и качественными. Большинство художников отдают предпочтение моделям с алюминиевыми ножками, поскольку они отличаются оптимальной легкостью и уровнем прочности. Они просты в уходе, имеют заостренные кончики, обеспечивающие наибольшую устойчивость – это крайне важно, особенно если занятия живописью проходят в «тяжелых» природных условиях. Ножки из дерева станут оптимальным решением для занятий в помещении (студии, учебном здании). В этом случае подойдут практически любые модели, имеющие оптимальную устойчивость, винтовые закрутки и набалдашники из резины.
  2. Материал изготовления. Для производства могут быть использованы самые разнообразные виды древесины (береза, фанера, бук). Однако лучше всего отдавать предпочтение изделиям из липы – она считается самым легким материалом.
  3. Ящик для рисовальных принадлежностей. Здесь нужно помнить самое главное правило – чем более осложненной будет конструкция ящика (например, огромное количество выдвижных элементов), тем хуже качество будет у самого этюдника. Лучше всего отдать предпочтение простому вместительному ящику. Главное, чтобы он располагался на одной стороне с холстом, иначе придется постоянно ходить туда-сюда.
  4. Зажим крышки. Нужно обращать внимание, чтобы крышка была достаточно крепкой, поскольку от сильного ветра может произойти ее самопроизвольное закрытие.
  5. Палитра. При покупке этюдника в комплекте могут находиться некоторые рисовальные принадлежности. В этом случае следует уделить особое внимание палитре – она должна быть изготовлена из оргстекла, поскольку легче всего чистится после нагрева.

Таким образом, этюдник должен обладать отличным уровнем устойчивости, на нем должны отсутствовать разного рода трещины, сучки и иные дефекты и недостатки.

Читайте также:  Пластилин-песок для детей

Что касается веса, то в первую очередь необходимо определить, для кого он приобретается. Если речь идет о ребенке или девушке, то приобретать лучше всего облегченный или небольшой вариант, имеющий алюминиевые съемные ножки.

Если же речь идет о мужчине, то оптимальный вариант – это модель размера А2. Маленькое брать не рекомендуется, поскольку уменьшение веса будет незначительным, а емкость ящика при этом уменьшится примерно в 2 раза.

Следует также учесть тот факт, что съемные ножки способствуют грамотному распределению веса.

Кроме того, по возможности следует отдавать предпочтение моделям, в комплекте с которыми поставляется сумка или рюкзак, позволяющие легко и удобно переносить этюдник без вреда для спины.

Для художника, имеющего высокий рост, необходимо подобрать модель с высокими ножками, лучше всего с запасом. Это способствует более устойчивому положению, а у художника не будет постоянно прогибаться спина.

Рейтинг лучших производителей

Фирма приобрела наибольшую известность за счет изготовления качественных художественных красок, однако также изготовляет и другие рисовальные принадлежности. Ассортимент представлен отличными этюдниками, подходящими как для работы в домашних условиях, так и на природе. Они достаточно качественные, выполнены из натуральной древесины и не чересчур громоздкие. Конструкция многих моделей оснащена складными телескопическими ножками, регулирующимися по высоте, имеет оптимальное распределение места в ящике, а также удобные ручки для транспортировки.

Производитель за многолетний опыт работы обрел заслуженное доверие даже у профессиональных художников. Ассортимент представлен качественными и относительно бюджетными товарами для творчества. Выпуск предусматривает различные виды этюдников – для использования в домашних условиях, а также на природе.

Богатый ассортимент фирмы представлен моделями доступной ценовой категории. При этом качество достаточно неплохое, а конструкции – удобные и продуманные до мелочей. Модельный ряд представлен настольными этюдными ящиками, а также вариантами на выдвижных регулируемых ножках. Для изготовления большинства моделей используется бук, характеризующийся неплохим уровнем износоустойчивости.

В настоящее время фирма занимает лидирующее место среди производителей художественных товаров. Этюдники имеют достаточно простую конструкцию, высокий уровень надежности и долговечности. Материалом изготовления выступает натуральная древесина. Главное достоинство производителя заключается в предоставлении моделей в широком ценовом диапазоне, поэтому подобрать оптимальный вариант не составит особого труда.

Производитель предлагает огромный спектр художественных товаров высокого качества. Выпуск этюдников осуществляется самых разных размеров и конструкций. При этом их качество внушает доверие, а стоимость – вполне приемлемая. В последние годы фирма отличилась производством бамбуковых этюдников. Этот материал обладает немалыми преимуществами, а главное – он легкий и достаточно прочный.

Лучшие напольные этюдники

Изделие фирмы «Подольские товары для художников». Имеет средний размер, очень удобен для осуществления художественных работ в мастерской или другом подходящем помещении. Достаточно легкий (3,4 кг). Состоит из этюдного ящика, оснащен ножками из алюминия, которые легко регулируются по высоте. В комплект также входит планшет и палитра.

  • небольшой вес;
  • ножки из алюминия;
  • планшет и палитра в комплекте.

Модель от производителя «Малевичъ». Имеет необычный винтажный дизайн. Благородный, чуть «состаренный» оттенок покрытия выгодно подчеркивает ярко выраженный рисунок древесины вяза, используемой для изготовления изделия. Оснащен удобным ящиком, позволяющим хранить в нем все необходимые рисовальные принадлежности. Модель также имеет прочные телескопические ножки и регулирующийся наклон холста. Для удобства транспортировки предусмотрены кожаная ручка и широкий наплечный ремень.

  • винтажный дизайн;
  • качественный материал изготовления;
  • телескопические ножки;
  • удобный ящик для принадлежностей;
  • наличие ручки и ремня для переноски.

Классический этюдный ящик, изготовленный из промасленного бука. Имеет съемные телескопические ножки и регулирующийся наклон холста. Крепления и фурнитура изготовлены из металлического сплава, проявляющего устойчивость к коррозии. Для удобства транспортировки предусмотрены чехол для ножек, кожаная ручка и широкий наплечный ремень.

  • небольшой вес;
  • качественный материал изготовления;
  • регулирующийся наклон холста;
  • удобная ручка и ремень для транспортировки.
  • поверхность не покрыта лаком;
  • ощущается неприятный запах.

Лучшие настольные этюдники

Достаточно легкий (2 кг). Оснащен специальной планкой, расположенной на задней стороне и регулирующейся в зависимости от размера холста, а также удобной кожаной ручкой для транспортировки изделия.

  • небольшой вес;
  • наличие регулирующейся планки;
  • удобная ручка для переноски.
  • чуть хрупкая конструкция.

Настольный этюдник, оснащенный ящиком для хранения рисовальных принадлежностей. Материалом изготовления выступает лакированный натуральный бук. Идеально подходит как для новичков, так и для профессиональных художников. В модели также предусмотрена регулировка угла наклона рабочей поверхности. В комплект входит палитра и металлические телескопические ножки, позволяющие использовать этюдник в качестве напольного варианта.

  • может использоваться как настольный, так и напольный вариант;
  • качественный материал изготовления;
  • регулировка наклона рабочей области.
  • в напольном варианте немного хрупкие ножки, шатается.

Лучшие полевые этюдники

Классический вариант, предназначенный для занятий живописью на свежем воздухе. Выполнен в виде деревянного ящика с телескопическими ножками, специальная конструкция которых позволяет регулировать изделие по высоте. Вес – 5 кг.

  • подходит для работы на природе;
  • телескопические ножки;
  • небольшой вес.
Читайте также:  Развитие творческих навыков у детей

Представляет собой этюдный ящик на алюминиевой треноге, предназначенный для занятий живописью на свежем воздухе. Удобная облегченная конструкция оснащена простой системой креплений. Ящик способен вместить все необходимые рисовальные принадлежности, в том числе и палитру.

  • подходит для новичков;
  • облегченная конструкция;
  • вместительный ящик.

Современная стильная модель, сочетающая в себе 2 материала изготовления – дерево и металл. Ножки и держатели изготовлены из алюминия, ящик – из сосны, затонирован в черный цвет. За счет этого изделие достаточно легкое, при этом на его функциональности это никак не сказывается. В комплекте имеется палитра и ремешок для удобной переноски.

  • идеальное сочетание материалов изготовления;
  • красивый дизайн;
  • небольшой вес;
  • удобный ремешок для переноски.
  • ножки выглядят не совсем крепкими;
  • фиксация выдвижного ящика недостаточно надежная.

Модель большого размера, оснащенная складными ножками из дерева. Является идеальным вариантом для занятий живописью на природе. Материалом изготовления выступает высококачественный европейский бук, знаменитый отличными эксплуатационными качествами – имеет плотную тяжелую древесину, проявляющую высокую устойчивость к попаданию влаги, а также легко поддается полировке. Механизмы трансформации и крепежные элементы изготовлены с идеальной точностью, что обеспечивает продолжительный эксплуатационный срок. Вместительный ящик, имеющий алюминиевые разделители, позволяет хранить все необходимые рисовальные принадлежности (палитру, кисточки, краски). Телескопические ножки оснащены двумя уровнями установки, позволяющими регулировать высоту для сидячего и стоячего положения.

  • качественный материал изготовления;
  • устойчивость к попаданию влаги;
  • продолжительный срок службы;
  • 2 уровня регулировки высоты.

Этюдный ящик на деревянных складных ножках небольшого размера. Обладает достаточно удобной конструкцией, предназначенной для занятий живописью на свежем воздухе. Вместительный, оснащен алюминиевыми разделителями, позволяет разместить все необходимые рисовальные принадлежности (палитру, кисточки, краски). Выдвижная мачта позволяет разместить холст размером до 86 см. Телескопические ножки оснащены двумя уровнями установки, позволяющими отрегулировать высоту как для сидячего, так и стоячего положения.

  • удобная конструкция;
  • вместительный ящик;
  • выдвижная мачта;
  • 2 уровня регулировки высоты.
  • немного тяжеловат;
  • в комплекте не хватает сумки/чехла.

Заключение

Таким образом, выбрать качественный и удобный этюдник не составляет особого труда. Главное – отдавать предпочтение товарам проверенных производителей, а также изучать отзывы пользователей. Ну и, конечно, не забывать и о собственных предпочтениях.

Если у Вас есть опыт использования этюдников, описанных в данном рейтинге, или другие альтернативные варианты, поделитесь в комментариях своим мнением.

Зачем художнику этюдник?

До того как человечество придумало металлические тюбики для хранения быстровысыхающих смесей, мир изобразительного искусства был другим. Возможность хранить, переносить краски в закрытых тубах и появление ящиков, называемых этюдниками, позволило художникам по-новому взглянуть на прежние нормы.

Случилось нечто невообразимое, так как художники, до того времени работавшие в мастерских по классическим канонам, вышли на пленэр и столкнулись с миром реальным, в котором всё не по заученным правилам, а главное, всё изменчиво и мгновенно.

Конечно же, речь идёт, в первую очередь, о живописи, о том, что цвет и свет предмета далеко не статичны, как было принято ранее. Классические тёплые тени, общая цветовая скупость никак не вязались с миром, увиденным вновь, когда художники покинули свои мастерские в поисках реальных сюжетов.

Новаторы, а попросту смельчаки, бросившие вызов догмам, опровергли сухую науку, взяв за основу наблюдения за природой цвета. Наконец-то художник смог выразить своё восхищение мгновением, которое он созерцал наяву, в мире реальном, а не иллюзорном, существующем по законам той или иной школы живописи.

Цвета, взорвавшие картины импрессионистов, предвосхитили новую эру в изобразительном искусстве. Тот факт, что правила можно нарушать, впоследствии откроет двери для всех родов новаторской художественной мысли. Это переломное время поспособствует рождению бесконечного множества новых течений, приводящих как в восторг, так и в ужас общественное мнение.

Как прежде уже не будет. В изобразительном искусстве свобода выбора творческого пути для художника будет играть всё большую роль, пока не станет абсолютной свободой от правил школы, идеологий и вообще каких-либо правил.

Не стану давать оценку, хорошо это или плохо. Я думаю, что данный процесс – естественный ход эволюции, в котором далеко не последнюю роль сыграли металлический тюбик и этюдник, ставшие передовыми орудиями художника.

Давайте попробуем разобраться, зачем художнику этюдник, какие достоинства и недостатки у него есть в отличие от стационарного мольберта, какие вообще ящики для художников существуют и как их выбирать?

Преимущества явные и неоспоримые. Первое и основное – это мобильность. Обладатель этюдника может развернуть свою переносную мастерскую в любом интересном ему месте и со всеми удобствами приступить к работе. То есть холст будет закреплён на нужной высоте и под нужным углом, палитра будет расположена удобно, кисти и краски будут тут же, под рукой, как и баночка с растворителем. При наличии специального зонта для укрытия от солнца и дождя рабочее место просто идеально.

Читайте также:  Рост и вес мальчика в 10 месяцев

Если Ваш холст или грунтованный картон не превышают размеров этюдника, то он становится ещё и футляром для транспортировки свежей картины. Этюдник универсален, а значит, он может быть основным инструментом, заменяя стационарный мольберт даже в мастерской.

Если говорить про минусы, следует отметить, что работать над большим произведением, используя этюдник, крайне неудобно, а порой вообще невозможно, и тут без мольберта не обойтись. Собственно, студийный мольберт – главный конкурент переносному этюднику (шаткость и определённая неустойчивость терпимы в полевых условиях, но не в мастерской, где желательна жёсткость всех креплений).

Выбирая этюдник, следует обращать внимание не только на качество сборки, но и на различия в модельном ряде. Существуют модели, где крепления для рабочей поверхности холста, картона могут находиться как спереди, так и сзади относительно самого ящика. Выбирайте этюдник согласно тому, будет ли Вам удобна в работе данная модель, классический вариант выглядит как на картинке ниже.

Вообще, возможные вариации мобильных ящиков для художников бесконечны, трудно описать их в одной статье, да этого и не нужно.

Если у Вас ещё нет собственной мастерской, то наличие этюдника Вам просто необходимо. В собранном виде он не занимает много места, при этом все краски и кисти хранятся в нём. Многим знакома такая картина, когда кухня или комната преображаются в мир фантазий и творчества, стоит только установить запылившийся под кроватью этюдник.

Помимо этюдников существуют приспособления для художников, которые просто необходимы как начинающим, так и профессионалам. Меня периодически спрашивают, как транспортировать только что написанную работу, если она больше размеров этюдника?

На данный вопрос определённого ответа нет, все выкручиваются как умеют, но более опытные художники решение нашли и благополучно им пользуются. Это всё тот же ящик, но приспособленный только для переноски. Ниже привожу различные вариации, все они изготовлены кустарным способом, в продаже их нет.

Вы можете сделать ящик сами или заказать в столярной мастерской. Его наличие навсегда избавит Вас от головной боли, как довезти ещё пачкающуюся работу до мастерской, не испортив вдохновенный труд и не измазав ни себя, ни салон автомобиля масляной краской.

Обратите внимание, на фотографиях видно, что внутри ящика есть фиксаторы для холста либо картона. Они не дают соприкасаться друг с другом нескольким работам, которые располагаются в нём, как в кассетнице.

Так у художников заведено – творческая мысль не останавливается. Если что-то требует доработки или вообще не существует, то сделают сами, доведут до совершенства, лишь бы ничего не мешало и не доставляло неудобства в любимом деле.

Вот ещё что интересно. До того как у Вас появился этюдник, Вы чувствовали себя неуверенно, робко, но совсем иначе, став счастливым обладателем данного инструмента. Кто уже имеет опыт работы с переносным ящиком художника, наверняка помнит этот момент преображения.

Стоит нам только расположиться где-нибудь в людном месте, как взгляды прохожих и вопросы любопытствующих будут адресованы к нам как художникам, независимо от нашего опыта, звания, наград, заслуг и т.д. Конечно, на подобную смелость духу хватает не всем начинающим живописцам, зато те, кто бросил вызов своим страхам, будут вознаграждены похвалой соучаствующих зрителей и, не исключено, удачным результатом.

В моём багаже личных воспоминаний о пленэрной практике были разные случаи, как интересные, так и не очень. Много было написано этюдов, много было случайных зрителей, однажды даже набрёдший на меня в лесной глуши лось долго и изумлённо изучал мою картину, но так и ушёл, ничего не сказав.

Я хочу пожелать всем испытывающим восторг от смешивания красок и ещё не имеющим этюдника обязательно его приобрести, а затем отправиться на пленэр, чтобы прочувствовать радость творчества, которую может дать только натура.

В этом году пленэрный сезон закончен. Надеюсь, тем, кто делает выбор, поможет моя статья, и к следующему сезону Вы будете во всеоружии.

Интересно, есть ли среди читателей начинающие художники, имеющие опыт работы с этюдником на пленэре? Расскажите о нём в комментариях.

Этот блог читают 3875 начинающих (и не только) художников, пока пьют кофе у мольберта. Читай и ты.

Ссылка на основную публикацию