Что делать, если ребенок очень тревожный и беспокойный?

Тревожные дети: что делать родителям

Одной из наиболее распространенных проблем, с которой родители обращаются к специалисту , является повышенная тревожность ребенка.

Тревожность – повышенная склонность к переживанию эмоционального дискомфорта, беспокойству, волнению. Она может быть связана с ожиданием и предчувствием неприятных переживаний или опасности. При чем даже если все вокруг хорошо и благополучно, ребенок может испытывать фоновое ощущение предстоящей беды (страх перед неизвестностью).

Различают ситуативную и личностную тревожность. То есть в умеренном количестве в определенных стрессовых ситуациях тревога оправдана и даже полезна – она мобилизует человека, позволяет избежать опасности или эффективнее справиться с задачей. В остальное время он может чувствовать себя совершенно нормально, не испытывать никаких проблем.

Личностная тревога сопровождает человека во всех жизненных обстоятельствах, даже объективно благополучных. То есть становится устойчивой чертой личности, влияя на все сферы жизни, на самооценку, мотивацию, взаимодействие с окружением. Человека сопровождает чувство напряжения, неявной угрозы, а любое взаимодействие с окружающим миром воспринимается как источник потенциальной опасности, напряжения и дискомфорта.

Как правило, тревожной личность становится еще в детстве. А значит родителям важно вовремя заметить у своего малыша первые признаки формирования личностной тревожности:

1. частое проявление беспокойства;

2. трудности с концентрацией внимания;

3. повышенный тонус мышц на лице и шее;

4. раздражительность, выраженная скованность или неусидчивость;

5. нарушения сна;

6. проблемы с аппетитом (изменения в пищевом поведении);

7. низкая работоспособность;

8. неуверенность, зажатость, чрезмерное смущение (например – смущение даже среди хорошо знакомых людей).

9. напряженный взгляд;

11. соматические расстройства организма: болезненные ощущения в животе, дискомфорт от ношения каких-либо вещей, головные боли, спазмы в дыхательных путях, жажда, сниженный тонус мышц ног;

12. болезненная реакция на критику;

13. склонность обвинять самого себя;

14. критика окружающих.

Для тревожного ребенка окружающий мир – пугающий и враждебный, малыш постоянно ощущает себя подавленным, настороженно относится к окружающим и с трудом устанавливает новые контакты или избегает их вовсе. Ищет поддержку и защиту в значимом близком (как правило, в матери), зачастую демонстрирует свою беспомощность и несамостоятельность чтобы привлечь его внимание и получить чувство защищенности. Со временем это может перерасти в заниженную самооценку, склонность к перекладыванию ответственности и несамостоятельность, стремлению занять позицию жертвы.

По мнению известных исследователей и авторов книги “Эмоциональная устойчивость школьника” Б.И. Кочубея и Е.В. Новиковой причиной тревожности является наличие внутриличностного конфликта у ребенка.

К основным причинам возникновения этого конфликта формирования тревожности относят:

• отсутствие чувства защищенности;

• отвержение и дистанцирование (эмоциональное) со стороны взрослых;

• неблагоприятный эмоциональный фон в семье;

• противоречивостью предъявляемых родителями требований;

• неадекватность предъявляемых требований;

• противоречием между требованиями в семье и школе, детском саду;

• непоследовательность в воспитании;

• предъявление противоречивых требований;

• повышенная эмоциональность родителей;

• постоянное сравнение и приведение в пример других;

• авторитарно-жесткий или попустительский способ воспитания;

• материальные затруднения в семье;

• неадекватными, как правило, завышенными, требованиями (к примеру, родители страстно ожидают, всячески демонстрируя это, от ребенка, что он станет хорошим гимнастом, в то время как он более силен в гуманитарных науках, а не в спорте, или же споцифика его физиологии предполагает более эффективную работу в силовах нагрузках, а в растяжке, гибкости и подвижности суставов он уступает сверстникам);

• негативные требования: например учитель (воспитатель) требует, чтобы ребенок сказал ему, кто баловался, а если не скажет – то тогда он пожалуется родителям, что тот не слушается;

• стремление родителей соответствовать внешним критериям нормы и социального благополучия (чрезмерная ориентация на “картинку” вместо содержания).

АНКЕТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ РЕБЕНКА
по Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М.

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, на определенные утверждения либо «да», либо «нет».

1. Не может долго работать не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения задания очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о возможных неприятностях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что снятся страшные сны.

9. Руки обычно холодные и влажные.

10. Нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидания.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество ответов «да», чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность – 15 – 20 баллов.

Средняя – 7 – 17 баллов.

Низкая – 1 – 6 баллов.

Важно отметить, что работа с тревожными детьми и подростками вопрос не двух-трех встреч, она требует продолжительного времени и активного и сознательного включения в этот процесс родителей (если не сказать – коррекцию процесса воспитания в принципе). Основными направлениями в работе с тревожными детьми и подростками являются:

1. работа по повышению и стабилизации самооценки;

2. обучение навыкам саморегуляции;

3. снятие мышечного напряжения.

Отмечу, что в своей практике (думаю многие коллеги меня поддержат) вижу особую эффективность в работе с такими детками методов арт-терапии (от рисуночных методик до сказкотерапии) с элементами телесно-ориентированной терапии. Комбинация этих методов позволяет прорабатывать как эмоциональное, так и физическое напряжение, научить регуляции эмоционального и физического состояния.

Читайте также:  Рост и вес девочки в 8 месяцев

Рекомендации родителям тревожных детей и подростков:

– старайтесь больше разговаривать с ребенком, больше объясняйте ему, рассуждайте;

– избегайте фраз типа “поймешь, когда вырастешь” – знание появляется не от возраста, а от взаимодействия с окружающим миром – в первую очередь с родителями! Дети не учатся тому “как надо” или “хорошему” и “плохому” сами, значение многих понятий, привычных взрослым, им не ведомы, не ленитесь их объяснять – непонимание порождает тревогу;

– говорите о своих эмоциях и чувствах;

– не предъявляйте высоких требований к ребенку, ваши ожидания не должны подрывать его самооценку, давать пищу для сомнений в своих силах;

– старайтесь всячески убеждать ребенка в своей безграничной и безусловной любви – демонстрируйте это, говорите, однако не “душите” этим чувством, оно не должно вызывать у него смущения или ощущения, что таким образом вы готовы взять на себя и всю ответственность;

– отмечайте его успехи, делитесь ими со всеми членами семьи;

– избегайте употребления слов, унижающих достоинство;

– не заставляйте малыша насильно извиняться за проступки, это должно быть не механическое действие “по шаблону”, попросите его объяснить их причину (!), деликатно объясните, что чувствуете сами в связи с этим и почему;

– сведите к минимуму число замечаний;

– не пугайте невыполнимыми наказаниями;

– чаще прибегайте к тактильному контакту, объятиям – это помогает снизить как эмоциональное напряжение, так и мышечное;

– оба родителя должны быть единодушными и последовательными в вопросах воспитания;

– совместно выполняйте упражнения на релаксацию. Малышам трудно понять – что значит расслабиться. Предложите представить приятное место, например дачу летом, расскажите друг другу о своих ощущениях – как там хорошо, как светит солнце, жужжат пчелы и т.д. Особенно эффективно перед сном;

– тревожные дети, как правило, скрытны, старайтесь деликатно выяснять причины страхов и тревог;

– ненавязчиво и аккуратно интересуйтесь всем, что происходит в жизни вашего ребенка;

– по возможности сведите к минимуму количество стрессовых ситуаций, но не перестарайтесь – ребенок должен учиться справляться с трудностями – сперва с вашей помощью, затем самостоятельно (тут стоит упомянуть о пользе овладения навыкам саморегуляции);

– предлагайте ребенку свою помощь, но не делайте за него;

– в случае невозможности избежать серьезного стресса, заранее готовьте малыша к этой ситуации;

– делитесь своими детскими воспоминаниями – в том числе страхами, рассказывайте и об актуальных проблемах, волнениях;

– показывайте ребенку разницу в его достижениях – сравнивайте прошлые успехи с настоящими, отмечая его старание и усердие.

Тревожный ребенок. Что делать?

“Я точно не заболею? А качели не упадут? Мама, я за тебя и за бабушку очень беспокоюсь”. Ежедневная череда “тревожащих” вопросов, которая утомляет окружающих. Нет никакой возможности оставить любимое чадо одного в квартире и спокойно отправиться по своим делам. Что такое случилось с ребенком, который некоторое время назад был спокойным и послушным?

Все дети разные! У некоторых с самого раннего детства отмечается боязливость и высокая чувствительность, робость и неуверенность. Такие дети могут беспокоиться по самому казалось бы незначительному поводу, испытывать тревогу и волнения. Поводом может служить: отношения в семье и школе; предстоящая встреча, свидание или сдача экзаменов, а также проблемы вселенского масштаба, которые по сути не имеют к ребенку никакого отношения.

Повышенная тревожность затрагивает привычную жизнь и напрямую влияет на её качество. Меняется внутренний мир человека, его поведение и, как следствие, отношения с окружающими. При высокой тревожности у ребенка может:

  • нарушаться режим сна и бодрствования,
  • снижаться или совсем пропадать аппетит,
  • ухудшаться внимание и память,
  • снижаться настроение,
  • меняться поведение и поведенческие реакции.

Также при высокой тревожности часто начинают появляться вегетативные реакции (потливость, учащенное сердцебиение, покраснение или побледнение кожи, боль или неприятные ощущения в различных частях тела и т.д.).

Стабильный уклад жизни и привычная деятельность остается в прошлом. Тревожность занимает главенствующее место в жизни не только ребенка, но и всей семьи.

Тревожный ребенок. Дошкольный возраст

На детской площадке ваш малыш не отходит от вас, все время держится за руку, прячется за вашу спину, боится играть с другими детьми, сторонится шумных игр, не может попросить у других понравившуюся игрушку. Не подходит к детям, боится с ними играть. На предложение взрослых покататься на самокате или роликах, говорит, что боится упасть. Новая игра может вызвать волну страхов и опасений: “Я не справлюсь”, “у меня не получится”, “мне будет больно”.

Когда дошколенок находится дома, то старается держать близких, а особенно маму в “поле зрения”. Ее уход, даже на кроткое время, может вызвать бурю негативных эмоций. В ожидании ее возвращения, малыш стоит под дверью и прислушивается к шагам, каждые 10 минут звонит ей на телефон или спрашивает у домашних, когда она вернется.

Смена привычной одежды на новую у таких детей – процесс крайне трудный. То же самое с питанием, привыкнув к одному и тому же рациону, они с трудом соглашаются на уговоры попробовать новые блюда или продукты. Строгий распорядок дня и “стабильность” дают таким детям ощущение спокойствия и комфорта. Любые новшества или отход от привычного уклада жизни создают дискомфорт, повышают тревогу. Они не терпят изменения планов и с большим трудом адаптируются к быстроменяющейся ситуации.

Читайте также:  Рост и вес девочки в 11 месяцев

Тревожные дети часто придумывают определенные ритуалы и заставляют домочадцев им следовать. Они могут долго помнить, “застревать” на негативных переживаниях или неприятных моментах. Любое неосторожное слово или действие оказывает на них сильное впечатление. Например, фраза, сказанная воспитателем в детском саду о том, что нельзя опаздывать к началу завтрака, может вызвать реальную тревогу у малыша. Еще с вечера он будет по нескольку раз напоминать об этом маме, а утром ее торопить, боясь опоздать.

Телевизионные передачи со сценами агрессии и насилия, фантастические фильмы и “ужастики” у ребенка с высокой тревожностью отложатся надолго в памяти и могут вызвать ночные кошмары, трудности с засыпанием.

Тревожных детей вы не увидите на детском утреннике или на сцене школьного спектакля. Даже выученное на 5 с плюсом стихотворение они постесняются рассказать перед публикой.

Как правило, такие ребята испытывают проблемы в общении со сверстниками, не любят и избегают шумные, подвижные игры. В ответ на значимое событие у них возникают невротические реакции: тики (повторяющиеся непроизвольные движения мышц); вокализмы (“покашливания”, “шмыганье” и т.д.); заикание и запинки в речи. В некоторых случаях появляются “неприятные” привычки такие как: обгрызание ногтей, сосание пальцев или предметов, накручивание (выдергивание) волос, энурез (недержание мочи).

Со временем, опасения могут трансформироваться в конкретные или беспричинные страхи. Ощущение опасности словно преследует ребенка: дома, в школе, на отдыхе. Ребенок может отказываться от походов в гости, посещения спортивных секций и творческих кружков. Посреди ночи прибегать к родителям, спать с включенным светом. Днем – невнимательный, рассеянный, напряженный. На этом фоне могут усиливаться вегетативные реакции: тошнота, рвота, боли неясного происхождения, скачки артериального давления. При медицинском обследовании, как правило, ничего серьезного не находят, а предложенная терапия дает лишь кратковременное снятие симптомов. Можно сказать, что тревожные дети имеют склонность к психосоматическим расстройствам.

Школьная пора

Подростковый возраст – пора серьезной перестройки всего организма. Гормональный “взрыв” сопровождается переоценкой ценностей и своего жизненного пути, социального статуса и места в обществе. Эмоциональные переживания усиливаются в разы, что может повлиять на настроение и стать причиной возникновения депрессии. Именно в это период родителям стоит обратить особое внимание на своего “малыша”. Изменение привычек и режима дня-ночи; излишняя замкнутость, отгороженность, частая смена настроения; отказ от привычного круга общения и посещений школы; снижение успеваемости – первые “звоночки” на которые не стоит закрывать глаза, игнорировать, лучше вовремя обратиться за консультацией к специалисту.

В этот же период у подростка могут возникать панические атаки, которые сопровождаются чувством страха, вегетативными реакциями (учащенным сердцебиением, повышением артериального давления, спазмами и т.д.).

Заметили, что у вашего ребенка вышеуказанные признаки носят устойчивый характер на протяжении достаточно длительного времени (около месяца) и стали влиять на качество жизни? Не бойтесь обратиться за консультацией к врачу или медицинскому психологу.

Ответственность, старательность, трудолюбие и перфекционизм

Стоит отметить, что тревожные дети бывают часто успешны в социальной жизни и добиваются значительных успехов за счет своих личностных качеств. Они ответственные, старательные, трудолюбивые, добросовестно выполняют поручения, имеют склонность к перфекционизму. При своевременной коррекции и поддержке со стороны близких, они могут адаптироваться к повседневной реальности и не испытывать психологический дискомфорт.

Тревожный ребенок. Советы детского психолога

Постарайтесь создать ребенку стабильную среду, которая придаст ему уверенности и снизит излишнюю тревожность.

Стоит заранее его предупреждать о каких-либо изменениях в планах. Неожиданные сюрпризы не нужны!

Давайте ему достаточное количество времени, чтобы адаптироваться, подготовиться к предстоящему мероприятию. Не спешите и не торопите!

Как правило, не работают советы типа:
“Не надо беспокоиться, переживать, все будет хорошо!”. Поверьте, от этих слов ваш ребенок не станет меньше волноваться и тревожиться.

Более полезными и действенными будут фразы:

  • Я рядом с тобой, ты в безопасности.
  • Давай поговорим, о чем ты сейчас думаешь.
  • На сколько сильно ты тревожишься, например по 10-ти бальной шкале.
  • Давай подумаем вместе, что может случиться дальше?
  • Бывает, что я тоже боюсь и нервничаю…
  • Подскажи мне, как я могу тебе помочь?

Что делать, если ребенок очень тревожный и беспокойный?

Когда ребенок только начинает ходить в садик, каждая мама волнуется за то, как он привыкнет к новой обстановке и не будет ли плакать в ее отсутствии. Но воспитателей больше настораживают не те дети, которые плачут и долго не могут успокоиться после ухода родителей, а те, которые целый день терзают их вопросами: “А моя мама точно придет меня забирать?”, “А вдруг моя мама не придет за мной?”, “Моя мама забудет и не заберет меня”, “Мой папа на работе, а мама меня вчера ругала, поэтому она не придет за мной” и так далее.

Этих детей отличает чрезмерное беспокойство, причем они боятся не самого события, а его предчувствия, ожидая самого худшего. Так ведут себя тревожные дети. Их переживания хоть и воображаемые, но приносят им не меньше страдания, чем реальные проблемы. В садике и школе они чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в игры и надолго отвлечься.

Читайте также:  Ребенок рисует черным цветом: что это значит

Совершив какой-то поступок, тревожный ребенок переживает из-за того, что теперь к нему все начнут плохо относиться – мама перестанет любить и не заберет из садика, а остальные дети не захотят с ним играть. Он постоянно живет в страхе и боится ситуаций, которые никогда с ним не происходили и возможно и не произойдут.

У тревожного ребенка высокие требования к себе, он очень самокритичен. Уровень самооценки у него очень низкий. Он думает, что хуже других и поэтому предпочитает ничего не просить у родителей для себя. “Если я попрошу купить эту игрушку, мама меня совсем разлюбит!” – думает тревожный ребенок, а мама удивляется, почему их малыш не кладет игрушки в корзину и не закатывает истерику в магазине, как другие дети.

До настоящего времени учеными педагогами не выработана определенная точка зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство из них считает, что одной из главных причин возникновения этого качества у детей является нарушение детско-родительских отношений. Например, Б.И. Кочубей и Е.В.Новикова в своей книге “Эмоциональная устойчивость ребенка” утверждают, что тревожность у детей развивается из-за наличия внутреннего конфликта у ребенка, который возникает по вине родителей.

Безусловно, ни один родитель не желает, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако чаще всего именно их действия способствуют развитию этого качества у детей. Многие папы и мамы предъявляют повышенные требования к своему ребенку, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как поступить, чтобы родители не учили и не ругали его постоянно, а хвалили и любили. Потерпев одну неудачу за другой, он смиряется, что он хуже других и делает все, чтобы лишний раз не беспокоить родителей и не мешать им.

Непоследовательность в действиях родителей также приводит к развитию тревожности у ребенка. Мама и папа должны быть единодушны, наказывая и поощряя его. Если малыш не знает, как сегодня отреагирует мама за разбитую тарелку, то он боится еще больше и страдает от тревоги.

Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже способствует развитию тревожности у ребенка. Завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими, более развитыми детьми, оскорбления и унижения формируют у ребенка страх и занижают его самооценку.

Родители должны быть сильными и оптимистически относится к проблемам ребенка. Высокая тревожность мамы и папы передается ребенку. В семьях, где родители не ругаются и уважительно относятся друг к другу, дети менее тревожны, чем в тех, где часто возникают конфликты.

По мнению психолога Е. Ю. Брель тревожность детей возрастает во много раз, если родители постоянно жалуются на жизнь, недовольны своим материальным положением и жилищными условиями. Может быть, именно поэтому, по наблюдениям педагогов в последние годы число тревожных детей значительно возросло.

Если ребенок, недавно начал ходить в детский сад и не говорит открыто о трудностях, то это явный признак того, что его мучает тревога. Он боится огорчить родителей своим поведением и предпочитает умалчивать то, что в садике боялся, что мама его не заберет. Исправить ситуацию можно через игру с куклами или солдатиками. Создайте трудную ситуацию, сюжет которой пусть придумает ребенок. Через игру покажите, что любые трудности временны и их можно преодолеть.

Работа с ребенком, которого мучает тревога, сопряжена с определенными трудностями и занимает достаточно много времени. Состоит она из трех этапов:
– повышение самооценки ребенка;
– обучение ребенка не волноваться и не бояться в отсутствии родителей;
– снятие мышечного напряжения.

Конечно, достичь положительных результатов в воспитании за короткое время невозможно, следует каждый день проводить целенаправленную работу. Чаще старайтесь быть вместе с ребенком, играйте с ним, обращайтесь к нему ласково и с любовью, искренне хвалите его даже за маленькие успехи, особенно в присутствии других детей.

Как можно больше общайтесь и играйте с ребенком, при этом ведите себя так, чтобы не подрывать его авторитет. Если ребенку вы что-то разрешали раньше, не запрещайте ему это сейчас без всяких причин. Будьте последовательны в своих действиях. Поймите, полезной лжи не бывает. Не лукавьте и не скрывайте правду от ребенка. Доверяйте ему, будьте с ним искренним во время общения и любите его таким, какой он есть.

Состояние тревоги всегда сопровождается сильным мышечным напряжением в различных частях тела. Поэтому детей, которых мучает тревога, обязательно надо записать в спортивные и танцевальные секции, где они смогут расслабиться и снять напряжение.

– Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Психология отношений”

Как помочь ребёнку справиться с повышенной тревожностью

Елена Демидова
Как помочь ребёнку справиться с повышенной тревожностью

ТРЕВОЖНЫЙ РЕБЕНОК

Тревожность – это характерная черта личности малыша, характеризующаяся предрасположенностью к выраженному волнению и беспокойству в разнообразных ситуациях, которые не располагают к этому.

Понятия «тревоги» и «тревожности» существенно отличаются. Под тревогой подразумевается беспокойное состояние, возникающее изредка. Тревожность, наоборот, относится к постоянным состояниям и не связано с определенной ситуацией. Состояние, когда малыш сильно боится каких-то определенных вещей или событий, носит название страх.

Читайте также:  Рост и вес девочки в 6 месяцев

У детей до 6 лет важнейшими причинами тревожности считаются проблематичные взаимоотношения с родителями. В этот период большей тревожностью обладают мальчики.

Уровень тревожности родителей оказывает большой отпечаток на такое же состояние у детей. Значительно повышает беспокойство использование авторитарного стиля в воспитании, повышенные требования к малышу, а также сравнение его с окружающими. Нередко тревожность является следствием неврозов и других расстройств психики.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ТРЕВОЖНОСТИ У МАЛЫШЕЙ:

• Отсутствие у малышей ощущения безопасности;

• Враждебность и отвержение детей взрослыми;

• Родительская тревожность;

• Неблагоприятный семейный микроклимат;

• Плохие материальные условия семьи;

• Несоответствие притязаний взрослых реальным возможностям малыша;

• Неадекватность требований родителей к малышу;

Повышенный уровень тревожности у родителей;

• Родители не соблюдают последовательность в воспитании малыша;

• Предъявление к детям требований, которые противоречат друг другу;

Повышенная эмоциональность родителей;

• Сравнения малыша с окружающими;

• Авторитарный метод воспитания;

• Стремление взрослых соответствовать общепринятым нормам.

ВИДЫ ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ:

1. Тревожность – черта характера (копирование действий тревожных взрослых, особенности темперамента);

2. Ситуативная тревожность. Она связана с отдельными ситуациями.

ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ:

• Неуверенность малыша в себе;

Наличие соматических расстройств организма: болезненных ощущений в животе, головных болей, спазмов в дыхательных путях, жажды, сниженного тонуса мышц ног;

• Болезненная реакция на критику;

• Склонность обвинять самого себя;

• Дети с большими сложностями идут на контакт с окружающими;

• Малыши нередко критикуют окружающих.

ПРИЗНАКИ ВЫСОКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МАЛЫША:

1. Постоянное проявление беспокойства;

2. Малышу очень сложно концентрировать внимание;

3. Повышенный тонус мышц на лице и шее;

4. Малыш часто раздражен;

5. У ребенка имеются нарушения сна.

Если вы отмечаете у малыша постоянно минимум один признак, то вполне вероятно, что у него высокая степень тревожности.

ОПРЕДЕЛЯЕМ УРОВЕНЬ ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ:

Для выявления этого показателя у вашего малыша рекомендуется использовать специальный тест. В нем рядом с признаком тревожности необходимо поставить знак +, если он характерен для вашего ребенка.

Признаки тревожности:

1. Малыш достаточно быстро устает;

2. Крохе очень сложно сосредоточить свое внимание;

3. Выполнение заданий вызывает сильное беспокойство у малыша;

4. Ребенок сильно напряжен при выполнении заданий;

5. Ребенок смущается чаще остальных;

6. Малыш часто упоминает напряженные ситуации, которые происходили с ним;

7. Ребенок краснеет в непривычной или новой обстановке;

8. У малыша страшные сновидения;

9. Конечности малыша, как правило, холодные и влажные;

10. У крохи часто возникает расстройство стула;

11. Ребенку присуща повышенная потливость при выполнении заданий или поручений;

12. У малыша слабый аппетит;

13. Сон ребенка очень беспокойный, он часто просыпается;

14. Ребенок пугливый;

15. Малыша очень легко расстроить;

16. Кроха часто плачет;

17. Малыш отличается нетерпеливостью и с большими сложностями переносит ожидание;

18. Ребенок не любит начинать новое дело;

19. Ребенок выражает неуверенность в собственных силах;

20. Малыш очень боится сложностей.

Подсчитайте количество знаков +:

• 0 – 6 – у ребенка очень низкая тревожность;

• 7 – 14 – средняя степень тревожности;

• 15 – 20 – высокая тревожность.

ПОМОГАЕМ ТРЕВОЖНЫМ ДЕТЯМ ПРАВИЛЬНО:

Повышение самооценки

• Важно обращаться к крохе по имени;

• Поощряйте малыша за любые достижения в присутствии посторонних;

• Поясняйте причины поощрений своего малыша.

Навыки управления собой

• Совместно обсуждайте причины беспокойного поведения малыша;

• Не сравнивайте кроху с посторонними;

• Избегайте мероприятий, где происходит соревнование;

• Устанавливайте с малышом тесную связь “глаза в глаза”;

• Совместно сочиняйте истории;

• Проигрывайте ситуации, волнующие вашего ребенка.

Снижение мышечного тонуса

1. Используйте игры, где устанавливается телесный контакт с малышом;

2. Применяйте несколько раз в день упражнения на расслабление;

3. Научите ребенка глубоко дышать;

4. Занимайтесь с малышом йогой;

5. Проводите массаж вашему малышу;

6. Нежно растирайте тело ребенка.

ПРАВИЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ:

Важно внимательно наблюдать за ребенком, чтобы не упустить время для исправления его проблем. Не оставляйте незамеченными детский плач. Наоборот, покажите, что вы глубоко понимаете и переживаете его трудности.

Тревожные малыши ощущают безопасность только в присутствии мамы. Спокойно, без напряжения берите кроху к себе в кровать.

Для таких детей очень важно соблюдение режима дня. Они не слишком любят купаться. Поэтому их лучше дольше купать в маленькой детской ванночке. С такими детьми не спешите осваивать плаванье, обливание и другие оздоровительные процедуры.

Тревожные дети не любят процесс переодевания. Поэтому покупайте одежду, которую легко одевать и снимать. Уменьшите количество одежды, которую необходимо одевать через голову. Если позволяет температура в комнате, надевайте на кроху минимум одежды.

Очень сложно накормить тревожных детей. Они не любят многокомпонентных блюд, поскольку не понимают, из чего они приготовлены.

Тревожные дети часто отказываются от деятельности в коллективе, поэтому нужно создать условия, чтобы ребенок некоторое время проводит рядом с детьми. Не следует насильно привлекать ребенка к коллективным играм.

Сначала будет сложно общаться со своим тревожным ребенком, но если вы начнете чутко реагировать на его просьбы, то со временем он сможет порадовать вас своим вниманием, нежностью и развитым мышлением.

Читайте также:  Йога для детей: правила и основные упражнения

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ ТРЕВОЖНЫХ МАЛЫШЕЙ?:

o Не предъявляйте высоких требований к ребенку;

o Убеждайте кроху в своей безграничной и искренней любви;

o Сообщайте об успехах малыша всем членам семьи;

o Не употребляйте слова, унижающие достоинство малыша;

o Не заставляйте малыша извиняться за проступки, а попросите его объяснить их причину;

o Сведите к минимуму число замечаний;

o Не пугайте малыша невыполнимыми наказаниями;

o Больше общайтесь с малышом;

o Используйте ласковые прикосновения;

o Родители должны быть единодушными и последовательными в вопросах воспитания;

o Родителям тревожных малышей рекомендуется выполнение комплекса упражнений на релаксацию;

o Выясняйте причины страхов и повышенной тревожности у ребенка;

o Интересуйтесь всем, что происходит в жизни вашего малыша;

o Сведите к минимуму количество тревожных ситуаций;

o Не решайте все жизненные проблемы за ребенка;

o Всегда предлагайте ребенку свою помощь;

o Заранее готовьте малыша к сложной ситуации;

o Рассказывайте ребенку о своих детских страхах и нынешних проблемах;

o Сравнивайте достижения ребенка;

o Не скупитесь на ласковые слова и телесный контакт.

Успехов в воспитании счастливых малышей!

Консультация «Как помочь ребенку справиться с кризисом 3-х лет. Развивающие книжки из фетра» Если Ваш ребенок внезапно совсем отбился от рук, вспомните о его возрасте. Кризис 3 лет необязательно посетит ребенка непосредственно в.

Конспект классного часа «Современный транспорт — зона повышенной опасности» для 3 класса Цель и задачи: – знакомство с опасностями, которые грозят детям в современном транспорте; -раскрытие причин возникновения опасных ситуаций;.

Консультация для родителей «Чем можно помочь ребенку с повышенной утомляемостью?» Чем можно помочь ребенку с повышенной утомляемостью? Я думаю, вы со мной согласитесь, что в последнее время дети быстрее и сильнее стали.

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку адаптироваться в новом коллективе» У вас в семье изменились планы – переезд на новое место жительства. Так бывает в семьях очень часто в силу разных причин или обстоятельств.

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку повзрослеть. Кризис трёх лет» Данная консультация поможет родителям малышей разобраться в понятии “кризис трёх лет”, а также, что делать, как себя вести, как реагировать.

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку проснуться в хорошем настроении?» Родителям очень нравится наблюдать за своим ребёнком, когда он спит. Сон ребёнка обычно беззаботный и безмятежный. Часто про спящего ребёнка.

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку спокойно заснуть?» Если ваш ребёнок плохо спит, если его мучают ночные страхи или же ему страшно засыпать одному, посидите с ним, но не ложитесь рядом. Предложите.

Консультация для родителей «Как справиться с непоседой? Гиперактивность в вопросах и ответах» Оказывается, не всегда его проблемы связаны с ленью или непослушанием. В каждой группе есть непоседы, которые доставляют педагогам одни.

Консультация для воспитателей «Как помочь ребёнку обрести друзей в детском саду» Родители ведут детей в детский сад в надежде, что ребёнок будет находиться в социуме, у него появятся друзья, он будет развиваться и с удовольствием.

Как научить ребенка справляться с тревожностью? Редакция The Village вместе с экспертами отвечает на актуальные вопросы, которые волнуют современных родителей

Чувство тревоги — это нормальная часть жизни, особенно этапов взросления и обучения. Но слишком сильное беспокойство может влиять на жизнь разрушающе: под действием этого чувства ребенок начинает избегать сложных ситуаций, конфликтовать и отчаиваться. Каждый третий человек в течение жизни испытывает тревожные расстройства. И если их не лечить, они могут привести к депрессии. Линн Лайонс, клинический социальный работник и психотерапевт, за три десятка лет практики разработала собственный подход к лечению тревожных расстройств у взрослых и детей — и рассказывает о нем на конференции Positive Parenting, где ученые, психотерапевты и педагоги делятся с родителями собственными подходами к воспитанию. Посмотрели выступление Линн Лайонс и сделали конспект, как преодолеть тревожность в семье.

Что такое тревожность

Тревожность — состояние нервозности и обеспокоенности — испытывают и взрослые, и дети. Она возникает в «продвинутой» префронтальной коре головного мозга, где мы решаем проблемы и воображаем разные ситуации. Это место, где у ребенка возникают мысли: «Ой, что, если я облажаюсь? Что, если меня кто-нибудь похитит? Что, если я скажу что-то неправильно перед всем классом?» Или у родителей: «Что, если мой ребенок заболеет? Что, если я уеду на выходные и ребенку будет так одиноко, что это разрушит наши отношения навсегда?»

В тревоге мы представляем все, что может случиться: в голове будто возникают короткие страшные видеоролики. Эти послания об опасности получает амигдала — примитивная по сравнению с префронтальной корой часть мозга. Получив сигнал, она включает систему защиты: передает сигналы дальше — и тело приходит в состояние, как если бы на него напал медведь гризли. Система защиты, которой управляет амигдала, создана для того, чтобы достать вас из любой опасной ситуации, в которую вы попадаете. Но амигдала не может распознать разницу между опасностью реальной и воображаемой.

Проблема с современной тревожностью — в том, что бороться не с чем. Это всего лишь наши опасения, что что-то может случиться. Мы много думаем об этом и ярко, в подробностях воображаем, как это произойдет. А дальше появляются физические симптомы: мы краснеем, напрягаемся, начинаем дрожать или бежим в туалет. Когда мы чувствуем это в теле, мы думаем: «Какой ужас, что со мной происходит?» А бедная амигдала говорит: «Да, да, мы в опасности, происходит то, чего я боялась!» Этот процесс может быть по-настоящему драматичным, но многие дети и родители не осознают его. Простое осознавание процессов, которые происходят в теле, поможет снизить уровень тревоги. Это первое, чему я обучаю родителей и детей.

Читайте также:  Рост и вес мальчика по месяцам до года

Как тревога передается от родителей детям

Обеспокоенные родители имеют огромное влияние на детей. В тревожных семьях много разговаривают об опасности, риске, плохих вещах, которые могут произойти, — там видят мир как опасное место. Такой родитель становится ролевой моделью для ребенка, он транслирует постоянный отчаянный поиск уверенности и комфорта. Ребенок тревожных родителей может так же, как они, постоянно искать успокоения, раз за разом спрашивать: «Мама, ты заберешь меня из садика?» — или, если это подросток, слать много тревожных СМС: «Мама, у меня что-то с животом, может быть, я заболел?» Если такое поведение повторяется, родители должны спросить себя: «Делаю ли я что-то, что взращивает в моем ребенке тревогу?»

Когда мы снова и снова успокаиваем ребенка извне, мы не даем ему пространства для развития внутренней уверенности. Часто в тревожных семьях дети не доверяют самим себе, своему внутреннему голосу. Это тянется из детства во взрослую жизнь: тревожные дети вырастают и становятся тревожными родителями.

Если ребенок задает вопрос снова и снова, предложите ему найти ответ внутри: «Кажется, волнение делает тебя забывчивым. Мы уже говорили об этом, обратись, пожалуйста, к своему умному мозгу и достань оттуда эту информацию». Так мы формируем внутреннюю уверенность. Благодаря ей взрослый человек может сказать себе, если что-то идет не так: «Окей, дела плохи, но я справлюсь».

Другое поведение при тревоге в семьях — избегание обычных вещей, чтобы не сталкиваться с неприятным чувством. Если вы не любите кататься на американских горках — с вами все в порядке. Но что, если вы не любите разговаривать с незнакомыми людьми? Или не хотите отвечать учителю в школе или вообще появляться в школе? Ребенок таких родителей отказывается от активностей, в которых он должен действовать самостоятельно. Он говорит: «Я просто не хочу, это скучно!» Постоянно избегая тех или иных ситуаций, мы идем на поводу у тревоги: в краткосрочной перспективе мы чувствуем себя лучше, но в долгосрочной — поддерживаем паттерны поведения при тревоге. Так формируется расстройство.

Какие техники освобождения от тревожности можно использовать

Главное, что нужно донести до тревожных детей: это нормально, если ты нервничаешь. Да, в жизни может возникнуть проблема, которую нужно решить. Случаются вещи, из-за которых ты волнуешься. Ты идешь в новое место, встречаешься с группой незнакомых детей, к тебе приходит новая няня, родители впервые уходят допоздна. Конечно, ты чувствуешь себя некомфортно и неуверенно — в этой ситуации так себя и чувствуют.

Дальше нужно обучить ребенка навыку решения проблем. Если ты чувствуешь тревогу, нужно постараться понять, с чем ты столкнулся. Варианта всего три: это опасность (пожар в доме, и необходима вся энергия, чтобы покинуть его), проблема, которую нужно решить (ситуация, в которую нужно погрузиться и найти выход), или это просто шум («а вдруг, а вдруг, а вдруг»), который крутится в голове.

Понять, что тревожит

Для начала обратите внимание на предмет тревоги. Что именно тревожит? Надолго концентрироваться на том, что тревожит ребенка, не нужно. С течением времени предмет тревоги — как и жизнь ребенка — неизбежно будет меняться. Осознание текущих тревог нужно для того, чтобы поймать момент, когда тревога проявляется, и понять, как разворачивается процесс — как тревога работает. Этот опыт легко перенести на все новые ситуации.

«Достать» тревогу на свет

Когда тревога проявляется, нужно «поймать» ее и дать ей имя, создавая таким образом дистанцию между собой и своей тревогой. На этом этапе важно обратить тревогу в шутку: придумать смешное прозвище, представить в виде персонажа, проговорить забавным голосом пугающие мысли. Вы можете сказать ребенку: «Ну, давай посмотрим на твою тревогу!» — взять лист бумаги и вместе нарисовать ее. Или: «Сейчас я достану твою тревогу!» — и сделать жест, будто вы вынимаете ее из головы ребенка с дурацким звуком.

Конечно, подростки при этом закатят глаза: «Боже, ты что, серьезно?» Поэтому с ними нужно говорить на «взрослом» языке: «Я хочу, чтобы ты научился замечать этот паттерн мышления и дистанцироваться от него. Когда ты сможешь мысленно отступить назад и посмотреть на свои мысли и реакции, ты станешь гораздо сильнее». Дальше попросите подростка представить, будто тревога — это противный человек, который все поучает и поучает, а ты думаешь: «О, блин, заткнись, пожалуйста. Ну как достал». Это помогает очень легко схватить сам концепт отстранения от тревоги. И этого оказывается достаточно — дальше ты просто развлекаешься.

Одна моя пациентка придумала, что тревога — это ее бабушка (она была самым тревожным человеком в семье). Ее тревога-бабушка была маленьким существом, которое сидит на плече. Моя пациентка брала ее тремя пальцами, стряхивала с себя и говорила: «Извини, Ми-ми, но я должна жить своей жизнью».

Читайте также:  Рост и вес ребенка в 1 год 7 месяцев

Таких персонажей с именами придумывают себе и мои пациенты-родители. Я говорю детям: «А теперь замечай, когда твою маму начинает мучить Глэдис-тревога и напомни маме, что Глэдис — не часть семьи». Когда родитель начинает транслировать ребенку послание, что «мир — это опасное место», я даю ребенку возможность увидеть это и помочь маме вспомнить, что ее тревога не должна влиять на жизнь. И это мощный сдвиг для семьи.

Сделать тревогу предсказуемой

Мы научились экстернализировать тревогу — осознавать моменты, когда она начинает выступать со своими пугающими заявлениями. Теперь предстоит сделать ее появление предсказуемым. Это не значит, что нужно постоянно ожидать тревогу. Просто есть ситуации, в которых она обязательно возникнет, потому что это совершенно нормально для человека: амигдала делает свою работу.

Предметы тревоги могут быть разными: кто-то боится змей, кто-то — выступать на публике, но механизм возникновения всегда одинаковый. Так как он нам уже знаком, при появлении тревоги мы способны отступить на шаг назад и осознать мысли, которые возникают в префронтальной коре, то, как они «воспламеняют» амигдалу и передаются всему телу. Мы разоблачили тревогу и теперь можем сказать: «Конечно, ты появилась. Потому что я иду в новую школу или сдаю экзамен по вождению». Вы вступаете в незнакомую ситуацию — и тревога стремится вернуть вас к комфорту. Теперь вы способны не вестись на ее заявления, как всегда раньше, а почувствовать легкую скуку и мысленно ответить: «О, привет, тревога — как раз вовремя! Да-да, как всегда одно и то же». Так мы меняем свои отношения с тревогой и учимся давать ей другой ответ.

В работе с детьми мне помогают карточки. Я прошу ребенка написать три любимые вещи, которые говорит ему тревога: «Эта собака укусит тебя / Бабочки опасны / В бассейне акулы». А на другой стороне карточки мы пишем «Мои ответы тревоге». Это не должны быть опровержения предмета тревоги вроде «В бассейне нет акул». Это ответы самой тревоге: «Тревога, ты очень предсказуемая» или «Тревога, ты мешаешь мне учиться новому». Детям это очень нравится, они носят карточки в своих пеналах и знают, что у них всегда есть ответ тревоге. Такой навык помогает двигаться по жизни: узнавать тревогу в новых ситуациях и отвечать ей.

Практиковать некомфортные ситуации

Единственная возможность научиться уверенно справляться с тревогой — практика. Если мы потакаем тревоге и делаем то, чего она требует, амигдала постоянно получает подтверждение, что опасность есть. Нам нужно создать противоположный опыт — опыт действия в ситуациях, когда ты нервничаешь, разочарован или совершил ошибку. Для этого мы должны позволить ребенку вступать в новые некомфортные ситуации.

Вначале нужно лишь приблизиться к предмету тревоги. Мы стараемся подойти к тревожащей ситуации так, чтобы амигдала не получила сообщение об опасности. Тревога требует, чтобы мы отнеслись к происходящему максимально серьезно. Мы же действуем иначе (наша цель — снизить сопротивление): позитивно, с игрой и юмором. С младшими детьми придумываем наклейки, даем им маленькие награды, которые будут их стимулировать. Со старшими играем в ролевые игры: сначала я выступаю в роли тревоги, потом — они. Мы тренируемся отвечать тревоге и таким образом создаем новый опыт. Дети действуют — и прокладывают новую дорожку в своем мозгу.

Цель в том, чтобы ребенок научился чувствовать комфорт в дискомфорте — адаптировался к нему. Если мы идем в новое место, не нужно говорить: «Мы идем на гимнастику, учительницу зовут Люси». Мы должны сказать: «Мы идем на гимнастику, я думаю, твоя тревога может проявиться, что она тебе скажет? Что ты ей ответишь? Расскажи». Мы должны дать понять, что тревога в этой ситуации нормальна, и быть рядом, чтобы поддержать ребенка, если он не справится.

Этот процесс требует времени. Сначала вы готовитесь к ситуации, потом пробуете вступить в нее — и анализируете после того, как все удалось. Одна моя маленькая пациентка осознала, что тревога возрастает, когда она прощается с мамой в садике. После этого она еще продолжала плакать, но говорила при этом: «Это момент прощания, мамочка!» Это противоположно стремлению избавиться от тревоги. Это про обучение: ты просто учишься осознавать свои чувства, управлять собой и взращивать стойкость.

Невроз у детей: 13 главных симптомов

Трехлетний Миша без остановки грызет ногти. Маша, десять лет, не снимает кепку. У нее на голове залысина, потому что она постоянно теребит и рвет волосы. Паша в свои семь каждую ночь мочит кровать. Так проявляется невроз у детей.

Какие еще существуют проявления и откуда берется невроз — рассказывает детский психолог Елена Лагунова .

Причину детского невроза часто нужно искать совсем рядом: переживания передаются ребенку от родителя.

Симптомы, похожие на «плохое поведение» и «дурные привычки»

Бывает, родители ругают детей за «плохое поведение», пытаются контролировать то кнутом, то пряником, но ничего не помогает. Тут надо задуматься: может быть, это детский невроз?

«Плохое поведение» — это следующие симптомы:

  1. Ребенок часто капризничает без причины, чуть что — в слезы.
  2. Устраивает истерики, когда вокруг что-то меняется: его раздражают резкие звуки, он чутко реагирует на погоду и новую неудобную одежду.
  3. Тяжело переносит большие скопления народа.
  4. Малыша преследует множество страхов.
  5. Не может усидеть на месте, ему надо постоянно двигаться.
  6. Быстро отвлекается, легко теряет интерес к играм.
  7. Повторяет одни и те же неконтролируемые движения: грызет ногти, выдергивает волосы, брови, ресницы, часто моргает.
Читайте также:  Рост и вес ребенка в 1 год 8 месяцев

Встречаются экзотические случаи. Например, один ребенок до крови бил одну ногу об другую. У другого, когда волновался, на лице появлялась неприятная гримаса, и взрослые никак не могли отучить малыша кривляться. Третий без остановки повторял слово из трех букв, чем вгонял родителей в краску.

Симптомы, похожие на физические (соматические) болезни

Также невроз может проявляться в форме телесных недугов и неясных симптомов:

  1. Часто болит голова или живот.
  2. Ребенок постоянно кашляет, кашель усиливается при волнении.
  3. Не успевает добежать до туалета (старше трех лет): недержание мочи (энурез), недержание кала (энкопрез).
  4. Плохо ест.
  5. Беспокойно спит.
  6. Заикается.

Отличить невроз от физических заболеваний можно по трем критериям.

Врачи не нашли ничего серьезного. Педиатр, терапевт, невролог, эндокринолог не находят серьезных отклонений в организме, анализы в порядке или с незначительными изменениями.

Ребенок подвержен стрессу. При подробной беседе с родителями выясняется, что ребенок переживает стресс, и не умеет с ним справляться.

Если стресс прошел, симптомы исчезают. Или другой вариант: стресс продолжается, но ребенок научился с ним справляться и теперь меньше переживает. Тогда невроз тоже пройдет. Например, родители объяснили, что проблема в воспитательнице, а не в ребенке, — и малыш успокоился.

Это всё — невроз у детей симптомы, тринадцать совершенно разных проявлений. Что же общего?

«Душевный накопитель»: как появляется невроз у ребенка

Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.

Семилетний Паша боится спать в темноте, но родители называют его трусом и выключают свет. Ребенок перестает говорить о страхе, но все так же боится. Каждую ночь страх капля за каплей поступает в этот сосуд (назовем его «душевный накопитель»). Он неизбежно переполняется — и ребенок просыпается в мокрой постели.

Маша — пухленький ангелочек. Мама считает иначе: «Хватить жрать, стройность требует жертв! Хочешь быть красивой — никаких плюшек». У Маши в душе раздрай: и толстой она себя видеть не хочет, и сладкого хочется. «Эх, не быть мне красивой никогда», — думает Маша и крутит волосы. И вдруг замечает, что над ухом залысина.

Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.

Чаще всего в накопитель ребенка «льется» из переполненных накопителей близких взрослых, которые не замечают или не понимают этого.

Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.

У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.

Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.

Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?

Вторая большая группа причин — сильный стресс, от которого никто не застрахован, от которого не уберегут самые любящие родители. Сюда относится, например, болезнь или смерть близкого человека.

На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.

У кого бывает невроз

Все дети периодически злятся, боятся и нервничают. Почему у одних невроз, а другим хоть бы что? Почему педагог ругает всех, а невроз только у Миши?

Детям от природы даны сосуды «разной величины». Ребенок с ослабленной нервной системой получит невроз скорее, его накопитель «меньше».

Родителям следует особенно беречь и не перегружать негативом детскую нервную систему в следующих случаях:

  • кто-то из родственников страдает от неврозов или психических заболеваний;
  • ребенок во время беременности или в родах получил повреждение нервной системы и наблюдался у невролога в первые месяцы жизни;
  • ребенок по темпераменту меланхолик, тонко чувствует мир, но быстро утомляется, часто плачет.

В следующей статье подробно разберем, как справиться с неврозом у ребенка — чего делать не стоит и как вести себя родителям.

Читайте также:  Рост и вес мальчика в 2 года 9 месяцев

Тревожные расстройства у детей

Тревожные расстройства у детей – это группа аффективных нарушений, характеризующихся эмоциональным напряжением, беспокойством, страхами. В центре переживаний ребенка – негативные ожидания и предчувствия относительно собственной жизни, здоровья, отношений в семье и школе. Иногда тревожность принимает форму навязчивых мыслей, компульсивных действий, фобий, панических атак, ночных кошмаров. Основные методы диагностики – сбор анамнеза, беседа, наблюдение. Дополнительно используется психодиагностика. Распространенным методом лечения является когнитивно-бихевиоральная психотерапия в сочетании с приемом антидепрессантов и анксиолитиков.

МКБ-10

  • Причины
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение тревожных расстройств у детей
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Тревожные расстройства у детей относятся к широкой группе эмоциональных нарушений детского возраста. Их распространенность постоянно растет, в настоящее время патология занимает второе место среди психических заболеваний в детстве и подростничестве (после поведенческих отклонений). Активные исследования последних 20 лет позволили выявить новые нозологические единицы, которые теперь включены в МКБ-10 и DSM-IV – официальные классификаторы болезней.

Эпидемиологические показатели колеблются от 4 до 15% в различных возрастных группах. Наиболее подвержены тревожным симптомам дошкольники и младшие школьники. У девочек преобладают варианты расстройств с выраженным эмоциональным компонентом, у мальчиков – с соматическим (нарушения пищеварения и сна, абдоминальные и головные боли).

Причины

Тревога является естественной реакцией, усиливающей концентрацию внимания и активизирующей механизмы борьбы или бегства в ситуации угрозы. При ее усилении нарушается процесс адаптации, постоянная психофизиологическая напряженность приводит к истощению. В таких случаях говорят о тревожном расстройстве. У детей его причинами могут стать:

  • Врожденные факторы. Результаты близнецовых исследований доказывают, что склонность к интенсивной тревоге передается по наследству. Она может быть обусловлена особенностями гуморальной регуляции и функционирования нервной системы. Также в группе риска находятся дети, имеющие пренатальные и натальные поражения ЦНС.
  • Стиль воспитания. Симптомы тревоги формируются в результате определенного отношения родителей к ребенку. Развитию расстройств способствуют психастенические черты матери (реже – отца), гиперопека, директивные методы воспитания.
  • Психотравмирующее событие. Тревожность ребенка может быть спровоцирована переживанием болезни, разлуки с близким человеком, резким ухудшением материальных возможностей семьи, катастрофами, природными и военно-политическими катаклизмами. Единичное воздействие психотравмы переносится детьми проще, повторные эпизоды формируют невротические нарушения.

Патогенез

Периодическое проявление тревоги является нормальной реакцией организма, служит мотивационным компонентом поведения, обеспечивая высокий уровень бдительности, целеустремленности и готовности прикладывать усилия для достижения результата. Однако частые, неконтролируемые опасения негативно влияют на способность адекватно оценивать ситуацию и целенаправленно действовать, а в тяжелых случаях искажают восприятие повседневных событий. Тревожное состояние всегда ориентировано на будущее и проявляется страхом по отношению к тому, что может произойти. Чем сильнее выражено расстройство, тем более широк круг событий, которые расцениваются как опасные.

На физиологическом уровне высокую тревожность связывают с дисфункциями в отделах лимбической системы и гиппокампа, ответственных за регуляцию эмоций. И. П. Павлов рассматривал страх и тревогу как варианты проявления пассивно-оборонительного рефлекса. В основе данных эмоций – инстинкт самосохранения, активизирующий все системы организма для бегства либо борьбы. И если в норме возбуждение и торможение ЦНС сбалансировано, естественный оборонительный рефлекс сменяется расслаблением, то при расстройстве тревожного типа существует ригидность нейронных процессов – эмоция, ставшая неактуальной, переживается вновь и вновь.

Классификация

Существует множество видов детских тревожных расстройств, различающихся симптоматикой. Их общее проявление – продолжительное беспокойство, неадекватное существующей ситуации, которое негативно влияет на повседневную жизнь ребенка, снижает ощущение психологического комфорта. С учетом особенностей клинической картины выделяют:

  • Общее тревожное расстройство. При генерализованном ТР дети постоянно беспокоятся о различных сферах жизни – о здоровье, безопасности, отношениях со сверстниками и родителями, успешности учебы. Из всех вариантов будущего негативный кажется наиболее вероятным.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство. При ОКР тревога проявляется навязчивыми действиями и мыслями. Ритуалы на непродолжительное время обеспечивают ощущение спокойствия.
  • Фобии. Предчувствие опасности может оформиться в устойчивый страх (фобию) определенных объектов и ситуаций. Часто дети боятся высоты, темноты, выдуманных чудовищ, социальных контактов.
  • Панические атаки. Интенсивная тревога иногда проявляется нарастанием вегетативных симптомов – головокружением, учащением сердцебиения, дыхательным спазмом, перенапряжением мышц, составляющих клинику панической атаки. Ребенок начинает избегать событий, способных спровоцировать панику.
  • Посттравматическое стрессовое расстройство. Данный вариант тревоги возникает как результат переживания травматического события, не вписывающегося в рамки привычного опыта. ПТСР у детей проявляется внезапным наплывом воспоминаний и ночными кошмарами.

Симптомы

Основной симптом – стойкое, выраженное беспокойство. Пациенты чувствуют себя эмоционально напряженными, не могут отвлечься от негативных переживаний и расслабиться. Из-за тревоги они испытывают трудности с концентрацией внимания, подростки сообщают об ощущении «пустоты в голове». Повышенная нервозность проявляется раздражительностью, плаксивостью, пугливостью. Характерно вздрагивание при неожиданных резких звуках, изменении освещенности, внезапных прикосновениях. Поведение становится избегающим (ограничительным): дети отказываются от общения, прогулок, активных игр, путешествий, употребления некоторых продуктов.

Среди физических симптомов тревожных расстройств преобладает беспричинная усталость и быстрая истощаемость. Больные жалуются на головокружение, слабость, головные и мышечные боли, дискомфортные ощущения в области живота и груди. Может отмечаться повышенная потливость, особенно в стрессовых ситуациях, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание, тремор и дрожь, чувство кома в горле, приливы жара, озноб. Аппетит чаще снижен, но иногда развивается прожорливость с последующей тошнотой и рвотой. Нарушения сна включают трудности засыпания, пробуждения среди ночи, кошмары.

Читайте также:  Рост и вес девочки в 8 месяцев

Симптомами фобических расстройств являются устойчивые страхи. Формируется боязнь ситуаций, которые на самом деле не представляют угрозы либо могут быть опасны лишь при определенных условиях. Малыши раннего возраста боятся темноты, высоты, разлучения с матерью. У дошкольников активно развивается воображение, страхи связаны со сказочными или выдуманными чудовищами – драконами, динозаврами, ожившими скелетами, зомби, оборотнями. У школьников на первый план выходят социальные фобии – боязнь общения, знакомства, публичного выступления. Подростки испытывают страх потери контроля, смерти, сумасшествия, переживания позора. Тревога после переживания психотравмы характеризуется «флешбеками» – неконтролируемыми пугающими наплывами воспоминаний, кошмарами по ночам.

При обсессивно-компульсивном расстройстве тревожность сопровождается формированием навязчивых представлений пугающего характера. Дети мысленно проигрывают негативные варианты развития событий, испытывая при этом страх. Справиться с эмоциональным напряжением им отчасти помогают ритуальные действия – компульсии. Наиболее распространенные – частое мытье рук, перебирание края одежды, обкусывание ногтей, хождение по периметру комнаты. При панических атаках тревога возникает без видимой причины и мгновенно нарастает, проявляясь вегетативными симптомами. Самочувствие ухудшается – возникает головокружение, потемнение в глазах, чувство отчужденности собственной личности, нереальности предметов и событий. Вторично формируется страх очередной панической атаки, избегающее поведение.

Осложнения

Эмоциональные расстройства нередко приводят к осложнениям, так как дети неспособны понять и критически оценить собственные переживания. Они не сообщают о подавленном настроении и постоянном чувстве тревоги, поэтому диагностика проводится несвоевременно. Подростки не рассказывают о беспокоящих мыслях, опасаясь непонимания и осуждения со стороны окружающих. Длительное течение расстройства без адекватной терапии осложняется депрессией, аутическими изменениями поведения. Пациенты склонны к самообвинению, чувствуют одиночество, замыкаются, избегают общения. Возрастает риск социальной дезадаптации, суицидальных попыток на фоне депрессии.

Диагностика

Основное обследование проводит врач-психиатр: беседуя с родителями и ребенком, он собирает клинико-анамнестические данные, выясняет наличие соматических заболеваний, врожденных патологий ЦНС, уточняет условия проживания, особенности адаптации в детском саду, школе. При преобладании жалоб на состояние физического здоровья врач направляет на консультацию к педиатру, детскому неврологу для проведения дифференциальной диагностики. К специальным методам исследования относятся:

  • Беседа. В ходе непринужденного общения с ребенком специалисту нередко удается определить причину тревоги – страхи, деструктивные взаимоотношения в школе и семье, проблемы с учебой, воспоминания о психотравме. При выраженной тревожности дети пассивны, но становятся более открытыми при установлении доверительного контакта и обсуждении актуальных, беспокоящих тем.
  • Наблюдение. Врач оценивает эмоции и поведение ребенка. Для тревожного состояния характерна эмоциональная и двигательная скованность, гиперреакции на неожиданные раздражители (шум за дверью, вход без предупреждения посторонних людей). Малыши часто не хотят отходить от мамы, боятся смотреть в глаза.
  • Опросники. Подросткам предлагается ответить на вопросы стандартизированных методик для выявления повышенной тревоги. Используется шкала Спилбергера-Ханина, тест школьной тревожности Филлипса, тест на определение уровня тревожности Бека.
  • Проективные тесты. Для обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста применяются методики, выявляющие неосознаваемые доминирующие эмоции (страх, беспокойство) и проблемы в межличностных отношениях. Распространенными инструментами диагностики являются рисуночные тесты (рисунок человека, семьи, несуществующего животного) и проективный тест «Выбери лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Лечение тревожных расстройств у детей

Терапевтическую помощь детям оказывают психиатры и психотерапевты, но для успешной реабилитации необходимо подключение матери, отца и других близких родственников. Объем лечебных процедур определяется индивидуально: при легких формах расстройств достаточно одного курса психотерапии и поддержки родителей, при тяжелом течении необходимо продолжительное медикаментозное лечение и периодические встречи с психологом. Общая схема лечения выглядит следующим образом:

  • Психотерапия. На сеансах когнитивно-поведенческой терапии психотерапевт корректирует деструктивные установки, заменяет негативные суждения позитивными, обучает навыкам управления эмоциями и решения проблем. В итоге ребенок научается самостоятельно разрешать сложные ситуации, противостоять влиянию стрессовых воздействий. Если тревога основана на страхах или фобиях, применяется техника систематической десенсибилизации.
  • Семейная психотерапия. Для устранения тревоги ребенка необходима корректировка повышенной тревожности родителей и проблемных семейных отношений – факторов развития и поддержания расстройства. Взаимодействуя с семьей, психотерапевт использует техники когнитивной психотерапии, гештальт-терапии. Он налаживает нормальную коммуникацию между всеми членами семьи, обучает родителей лучше понимать ребенка, контролировать эмоции, избегать ситуаций, провоцирующих тревогу у сына или дочери.
  • Лекарственная терапия. Медикаментозная помощь показана при умеренных и тяжелых симптомах тревоги. Для долгосрочной терапии используются антидепрессанты. Препаратами выбора являются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). Применение анксиолитиков в возрасте до 18 лет оправдано в исключительных случаях, когда имеются острые симптомы. С этой целью используются бензодиазепины, терапия проводится краткосрочно.

Прогноз и профилактика

Вероятность выздоровления во многом определяется своевременностью начала лечения и готовностью членов семьи помогать ребенку справляться с эмоциональными проблемами. При раннем обращении к специалистам прогноз благоприятный. Профилактика тревожных расстройств основывается на доверительных семейных отношениях, правильных способах воспитания, базирующихся на любви и уважении, без гиперопеки и авторитаризма. Важно проявлять искренность, открытость в общении, делиться собственным положительным опытом преодоления неуверенности и страхов. В сложных ситуациях необходимо оказывать поддержку, при неудачах – анализировать полученный опыт, учить ребенка делать выводы.

Ссылка на основную публикацию