Что делать, если ребенок не хочет заниматься спортом: советы психолога

Что делать, если ребенок не хочет заниматься спортом: советы психолога

«В здоровом теле – здоровый дух» – Ювенал.

«Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа» – Виктор Гюго.

Данная статья посвящена тому, как привить ребёнку любовь к спорту и физической культуре. Что делать, если ребёнок хочет бросить спорт? Нужно ли заставлять? Ответы на эти и многие другие вопросы вы получите из данной статьи.

С чего начать?

Самое первое, что нужно сделать перед тем, как отдать ребенка в какую-либо спортивную секцию, это посетить врача и выяснить, нет ли у крохи каких-либо противопоказаний.

Во вторых, родителям необходимо решить, для чего они хотят отдать ребёнка в спорт.

Здесь существует два варианта:

  • для укрепления здоровья и развития таких качеств, как ловкость, выносливость, гибкость;
  • для построения успешной карьеры профессионального спортсмена в будущем.

Исходя из этого и требования к спортсмену будут различаться.

Третьим этапом будет выбор вида спорта, и здесь снова есть варианты. Большинство родителей сами выбирают вид спорта для своих детей. В целом это неправильно. Лучше предоставить малышу несколько вариантов, среди которых он выберет наиболее понравившейся.

Хорошей базой для любого вида спорта и для организма в целом будет плавание. Оно отлично развивает опорно-двигательный аппарат. Отдать ребёнка в эту спортивную секцию можно уже в 5 лет.

Для чего детям спорт?

Подростковый возраст – это период активного физического и психического развития, в это время завершается формирование многих органов организма, происходит становление характера взрослеющей личности. Занятия физической культурой и спортом способствуют гармоничному развитию подростка и с физиологической, и психологической точки зрения.

Физическая культура и спорт способствуют формированию мышечной массы, делают связки более эластичными. Подростки, занимающиеся физкультурой, обладают более развитой координацией. При активных нагрузках у мальчиков быстрее происходит становление мужского типа конституции. Хорошая физическая форма подразумевает крепкое телосложение, выносливость, ловкость, предоставляет необходимые силы для учения и общения с друзьями.

Спорт формирует сильную волю, целеустремленность, учит преодолению трудностей и движению к цели вопреки любым обстоятельствам. Нацеленность спортсмена на результат подталкивает его тренироваться с особым усилием, приносить в жертву многое ради достижения победы. Спорт – это искусство добывать победу, преодолевая неимоверные трудности.

Во многих видах спорта предполагается командная работа, что способствует развитию коммуникативных навыков и духу товарищества. К тому же дети, занимающиеся спортом, будут далеки от вредных привычек.

Почему дети не хотят заниматься спортом?

  • Подросток избегает трудностей, испытывает боязнь проиграть. Так бывает, когда ребёнок не уверен в себе, у него нет способности к концентрации и преодолению трудностей. Поражение или неудача – удар по их больному самолюбию. Иногда мамы и папы сами усугубляют ситуацию своими высказываниями о неоправданных ожиданиях.
  • Плохое самочувствие после тренировки. Как правило, дети быстро восстанавливаются после тренировок, но и утомляются они тоже быстро. Организм подростка подвергается большим нагрузкам, поэтому возможно, что он будет себя плохо чувствовать после занятий спортом. Тяжелее тем, кто пришёл к занятиям в более старшем возрасте из-за отсутствия физической подготовки.
  • Переутомление из-за учёбы. Уроки, домашние задания, а в старших классах и экзамены отнимают очень много сил.
  • Родители неправильно выбрали вид спорта, не прислушавшись к советам психологов и к мнению самого малыша. Представьте, что мальчик мечтает стать олимпийским чемпионом по боксу, а его отдали на плавание, или девочка, которая грезит карьерой фигуристки, записана на лёгкую атлетику. При выборе вида спорта для ребёнка важно учитывать его телосложение и тип нервной системы. Одни предпочитают командный спорт, другие – индивидуальный (одиночный).
  • В некоторых случаях дети не хотят ходить в спортивную секцию только потому, что не знают, зачем им это нужно. Здесь уже задача родителей – пробудить интерес ребенка к спорту.

Как заставить ребёнка заниматься спортом?

Сначала нужно установить причину нежелания, затем попытаться устранить её.

Отсутствие веры в свои силы можно исправить, обращая внимание на хоть и маленькие, но всё же достижения и победы, обязательно хваля за это. Запрещены любые сравнения подростка с другими детьми и вообще с кем-либо. При неудачном выступлении на соревновании поддержите его, найдите положительные моменты, будьте искренне горды за своего ребёнка, ведь самая великая победа – победа над самим собой. Обязательно скажите об этом сыну или дочери. Убедите его, что в следующий раз он выступит лучше, а сегодня спортсмен получил бесценный опыт.

Не забывайте проходить ежегодное обследование, а при возникновении недомоганий обязательно обращайтесь к специалистам.

Если ребёнок очень сильно загружен в школе и других кружках, то нужно либо сократить количество занятий, либо вместо профессионального спорта заниматься более легкими видами, не затрачивая при этом слишком много времени. Например, делать утреннюю гимнастику или заниматься дома на шведской стенке будет достаточно для постепенного вовлечения ребёнка в физкультуру.

Само собой, родителям нужно знать, как уговорить ребёнка и как его стимулировать на занятия спортом. Обратите его внимание на то, что представителям противоположного пола больше нравится спортивная фигура, объясните, что успешные спортсмены – очень уважаемые люди. Сообщите также, что в вузе, где подросток будет учиться, у спортсменов большие привилегии.

Мотивация к занятиям

Различные подарки – это не выход для «заманивания» ребёнка в спорт. Это абсолютно неправильно и чревато последствиями. Результатом такого подкупа станет дальнейший шантаж со стороны малыша. Само занятие не будет доставлять ему радости, и он будет “отбывать” тренировки лишь ради подарка. Ждать выдающихся результатов в таком случае не стоит. Можно лишь надеяться, что со временем, проводя много времени на тренировках, ребенок втянется в них и начнет серьезно относиться к спорту.

Читайте также:  Магнитный пластилин

Крики и наказания – это не мотивация. Вам нужно терпеливо и умело вдохновлять ребёнка на движение вперёд к поставленным целям.

Самое трудное – это справиться с начальным этапом. Нужно особенно сильно поддерживать ребёнка, когда он только начал ходить в спортивную секцию, в дальнейшем станет проще. Первый успех воодушевит подростка, у него появится горячее желание заниматься усерднее, чтобы улучшить свой результат.

Будет здорово, если ребёнок станет заниматься спортом совместно с товарищами по школе или двору. Желание не показаться слабее своих знакомых – серьёзный мотив для ребёнка от 7 до 10 лет.

Внимательное отношение к ребёнку позволит вам понять его правильно и выбрать вид спорта, полностью подходящий подростку. Ничего страшного, если со спортом дело сразу не пойдёт. Некоторые ребята приходят в него не сразу, а в более старшем возрасте. Возможно, и ваше чадо начнёт заниматься, став взрослее.

Советы психолога

Самое важное, что должны знать родители, это то, что они сами являются примером для подражания своих детей. Образ жизни мамы и папы должен соответствовать тому, что они требуют от ребенка.

Лучше, если ребёнка с детства будут приучать к физической культуре и спорту. Утренняя пробежка всей семьёй и различные совместные активные игры – прекрасный способ мотивировать малыша к занятиям спортом.

Когда ваше чадо уже занимается спортом, нужно обязательно поддерживать его и мотивировать на достижение лучших результатов. Посещайте соревнования своего ребёнка, проявляйте интерес к результатам и успехам подростка.

Со скольки лет отдавать ребенка в спорт и как предоставить ему процесс выбора, смотрите в следующих видео.

Как помочь ребенку выбрать вид спорта, смотрите в следующих видео.


Юный спортсмен не старается на тренировках, но бросать спорт не хочет

Как ни странно, ситуация нередкая. По моим наблюдениям чаще касается юных спортсменов до 10 лет. Почему именно в этом возрасте? Наверное, потому что дети-спортсмены в этом возрасте ещё слишком зависимы от мнения и воли взрослых; а взрослые не всегда могут/готовы понять своих детей.

Не раз встречала в практике подобные ситуации:

Ребенок ходит на тренировки. Вроде бы и нравится (когда получается) и с большим нежеланием, когда что-то идет не так.

Спрашиваю: “если бы была возможность – занялся бы чем-то другим?”. В присутствии родителей говорит, что “нет, очень нравится, хочу быть чемпионом”. Без родителей: “да, я бы пошел …” и называет совсем другие направления деятельности.

О чем это говорит? Просто ребёнок БОИТСЯ принять такое решение, так как знает чем это для него грозит со стороны родителей. Ведь “родители столько денег потратили!”.

Дети не хотят заниматься спортом (или этим видом спорта), но ЕЩЁ БОЛЬШЕ НЕ ХОТЯТ РАССТРОИТЬ РОДИТЕЛЕЙ. Потому что для них важно одобрение мамы и папы.

Ведь каждый родитель слышал от своего ребенка” “посмотри как я могу!”. И на соревнованиях они выступают для вас, родители! Чтобы вы посмотрели и сказали: “умница дочка/молодец сын, горжусь тобой, я бы так не смог, я видел что ты старался!”

И если ребенок откажется от занятий спортом, видя как родители радеют за это дело, – он понимает, что автоматически вызовет не родительскую радость и гордость – а недовольство, игнорирование или разочарование в нем. А этого ребенок ОЧЕНЬ НЕ ХОЧЕТ!

Не раз присутствовала при такой сцене: мама/папа говорит спортсмену: “всё! больше не будешь ходить! хватит мучаться и всех мучить!” – что вижу в ответ вместо радостного облегчения? – СЛЁЗЫ! Родитель, как правило, всё это говорит таким тоном, что откажись сейчас от спорта, ребенок попой чувствует, что сделает нечто, что вызовет ещё больший гнев родителя и чаще всего в слезах отвечает: “нет, я хочу ходить! мне нравится!” – тем самым хоть немного успокоив родителя своим “мотивирующим” решением.

Что следует потом? Опять мучения на тренировках, безумный страх и психологическое сопротивление во время соревнований. В результате ко мне приводят спортсмена с “махровым” неврозом, депрессивными симптомами, эмоциональными и личностными нарушениями.

К чему всё это пишу?

Прежде чем делать выводы и ставить своего ребенка “к стенке” – поговорите с ним, попробуйте понять, присмотритесь что ближе ребенку по природе.

Ведь только занимаясь делом, которое созвучно природе – можно стать счастливым и успешным человеком.

Ведь именно этого вы хотите, родители?!

Или чтобы ребенок утолил лично ваши нереализованные амбиции и мечты?

И пока этого понимания нет, тренер видит то, что видит: спортсмен филонит, “НЕ СТАРАЕТСЯ”.

Это один момент. Скорее негативный.

Другая ситуация. Ребенок ходит на тренировки. Ему нравится играть, нравится общаться. Но “пахать” он не готов, так как нет такого мотива – стать лучшим в спорте, стать чемпионом. Ему нравятся игровой и коммуникативные компоненты тренировок.

По мнению взрослых (тренера, родителей) он НЕ СТАРАЕТСЯ. Но он и не хочет стараться! Он хочет ОБЩАТЬСЯ и ИГРАТЬ! Это его мотивы.

И юный спортсмен не хочет бросать тренировки. Потому что здесь он эмоционально отдыхает, “доигрывает” – чего не успевает делать дома, самоутверждается и накапливает коммуникативный опыт среди сверстников.

Читайте также:  Грудничковое плавание и формирование привязанности между ребенком и родителями

А у некоторых юных спортсменов нет папы (по разным причинам). И спортсмену очень важно “добирать” опыт общения с мужчиной хотя бы через тренера.

И здесь важно опять же понять своего ребенка, а не делать негативных выводов и не ставить ребенка “к стенке”.

Ваш ребенок развивается в том, что ему необходимо, но не так КАК ВЫ ХОТИТЕ.

И это уже ВАША ПРОБЛЕМА, уважаемые родители! Разберитесь в себе, сделайте свой выбор, хотите сделать из своего ребенка загнанного невротика или успешного человека?

На пьедестале почета всего 3 места! И не все могут там оказаться. Да и не все стремятся к этому по своей природе.

И на мой взгляд лучше быть уверенным, самодостаточным, креативным, позитивным человеком, который будет успешно идти по жизни, чем НЕДОЧЕМПИОНОМ с набором психических и психосоматических нарушений.

В данной публикации я обозначила две, самые частые причины “нестарательности” детей на тренировках и нежелании уходить из спорта. Безусловно есть и другие. И прежде чем делать выводы и эмоционировать – ВАЖНО разобраться конкретно в каждой ситуации.

Родители, будьте внимательны к своим детям! Учитесь их слышать и слушать! Они не дрессированные собачки!

Ваш ребенок – уже личность, с первых секунд жизни! У него свой путь, свои способности, свой характер, свои возможности! И не стоит навязывать, навешивать на него свои амбиции и ожидания!

Он не когда-то станет человеком, ОН УЖЕ ЧЕЛОВЕК – со своими переживаниями, своим мнением, своим выбором.

Да, ещё не хватает опыта. А у вас он был с рождения? Опыт набирается и усваивается по жизни. И мы, взрослые, можем помочь обрести своему ребенку опыт успешного человека. И это будет ему подарок на всю жизнь!

И можем, наоборот. Своими нотациями, оскорблениями, недовольством направить своего сына или дочку по пути неуверенного человека, с низкой самооценкой, для которого успех – будет чем-то нереальным, невозможным.

Ваш ребенок – НЕ ПОВОД ПОХВАСТАТЬСЯ успехами перед другими! Хвастайтесь своими достижениями! В чем вы сами смогли преуспеть?

Научитесь уважать своего ребенка, его мнение, его выбор, его границы! И тогда ваш сын/дочка научится это делать по отношению к себе и к вам!

Всегда важно помнить:
Счастливый человек – тот, кто занимается СВОИМ делом! Именно там он может реализовать себя по-настоящему, с интересом, с мотивацией!

Несчастливый всю жизнь живет тем, что исполняет желания других, живет чужой жизнью, оправдывает ожидания других!

Спортивный психолог, кандидат психологических наук Войнова Елена

Ребёнок не хочет заниматься в секциях? Тренер спортивной школы о причинах лени и низкой мотивации

Современные родители очень озабочены воспитанием успешных, счастливых и здоровых детей. С этой целью они разносторонне развивают подрастающее поколение: отдают детей в разные секции, приучают к занятиям спортом, следят за правильным образом жизни. Но очень часто мамы и папы сталкиваются с тем, что принято называть « капризами » и « выкидонами » детей: те отказываются идти на тренировки, ленятся, спорят с родителями.

Что делать в такой ситуации? Как справляться с низкой мотивацией детей, ленью, где искать причины такого поведения? Приглашённый эксперт портала «Где мои дети», тренер спортивной школы с 12-летним стажем, эксперт в спортивной психологии и консультант родителей спортсменов по достижению детьми успехов и побед, Алёна Новикова поделилась своим личным профессиональным опытом, чтобы направить родителей в этом непростом деле и помочь им найти корни проблемы.


Алёна Новикова,
тренер по каратэ, эксперт в спортивной психологии:

Работая тренером в спортивной школе, с мотивацией и ленью мне приходится сталкиваться каждый день. Есть у меня две истории из практики, которые запомнятся мне надолго. Я хочу поделиться ими с вами. Имена героев изменены. Суть историй в том, что за ленью и нежеланием что-либо делать порой стоят скрытые причины.

Иногда проблемы низкой мотивации лежат на поверхности — говорите с детьми и слушайте их

Первая история о юном спортсмене Саше. По моему мнению, в спорте его ожидали успехи, так как ему легко давалась новая техника. На занятиях Саша показывал великолепные результаты, но всегда был очень сдержанными мальчиком и не проявлял эмоций.

Перед очередной тренировкой состоялся разговор с мамой Саши, к которому я не была готова.

«Алёна Юрьевна, Саша больше не хочет ходить на каратэ! » — мама Саши была очень расстроена.

Я сама не понимала причин для того, чтобы бросать мальчику спорт, но уважаю мнение каждого и не имею привычки переубеждать или принуждать посещать занятия. Считаю, что существует достаточно хобби и сфер, где можно реализоваться как детям, так и взрослым. Поэтому я стала предлагать другие виды спорта.

«Вы меня не поняли… Саша вообще ничего не хочет: ни плавания, ни баскетбол. Сидит в комнате за компьютером и всё », — мама Саши наотрез оборвала мои предложения.

Она понятия не имела, в чём причина. Я предложила прийти в следующий раз вместе с Сашей и попробовать узнать причины столь резкого отказа от занятий.

Во время следующей беседы Саша сказал, что каратэ для него имеет большое значение. Он категорически не хочет заниматься баскетболом и ходить на плавание. И что именно поэтому он убивает своё свободное время, сидя за компьютером. Далее Саша объяснил, что на тренировках по каратэ ему не нравится, что ему больно, когда отрабатывают удары в парах. Маме он стеснялся об этом говорить, т. к. мама воспитывает его быть сильным и смелым.

Читайте также:  Счетный материал для обучения детей

После разговора всё встало на свои места! Я предложила Саше индивидуальную работу: дисциплину ката и упражнения без партнёра. Он с радостью согласился и уже через год показал великолепные результаты. Мы выиграли первенство России по ката.

Эта история учит более внимательно относиться к желаниям детей, больше с ними разговаривать, прислушиваться и чувствовать их. Я рада, что состоялись эти беседы, что спортсмен смог реализоваться и не закрылся в себе.

Чтобы помочь детям преодолеть лень, станьте для них примером и опорой

Вторая моя история о том, что поддержка семьи является огромным толчком к успехам юного спортсмена.

Всё произошло в период карантина, когда спортивные школы были закрыты, а дети и родители большую часть времени проводили дома. Наши тренировки проходили online, а задания для самостоятельной работы я высылала на почту.

Я стала замечать, что одна из моих лучших воспитанниц стала пропускать тренировки и не выполняла домашние задания. Первым же решением было позвонить родителям:

«Здравствуйте, Татьяна Николаевна, как у Ани здоровье? Она начала пропускать тренировки… »

По словам мамы, Аня не хочет заниматься дома, ей лень, её всё отвлекает. Девочка считает, что дома тренировки совершенно бесполезны.

«Если Аня не будет заниматься дома, то она сильно упадёт в показателях, — объясняла я, — а после карантина ей сложно будет выиграть даже местные соревнования » .

Также я поинтересовалась, как проходят домашние тренировки. Мама Ани рассказала, что вечером они всей семьей смотрят телевизор, а после 18:00 часов вечера Аня отправляется заниматься в свою комнату. Я предложила Татьяне Николаевне поддержать Аню в спорте и вместе с ней выполнять простые упражнения. Конечно, маме Ани эта идея пришлась не по душе. Ей не хотелось отрываться от домашних дел. И всё же ради успехов своей дочери она согласилась.

Через две недели мне позвонила радостная Татьяна Николаевна со словами благодарности: « Я в восторге! Мы с дочкой каждый день бегаем, с утра делаем зарядку. Я давно хотела прийти в форму, но руки не доходили. А тут в компании намного легче, да и в глазах дочери хочется выглядеть хорошо, не бросать начатое на полпути. Спасибо Вам! »

Когда начался карантин, ребёнку стало лень самостоятельно заниматься. На фоне семейного отдыха, Ане было тяжело себя заставить делать упражнения. А когда мама начала заниматься вместе с дочкой и показала на личном примере целеустремлённость и характер, девочке стало легче и даже интереснее. После завершения карантина Аня успешно выступила на соревнованиях, а мама продолжила дальше заниматься спортом.

Вот, что значит поддержка внутри семьи. Порой мы недооцениваем значимость семьи и не связываем это с желанием ребёнка заниматься спортом, посещать секции, отрабатывать упражнения дома. А ведь каждый ребёнок стремится к единению со своими родителями. Когда семья — это команда, каждое событие проживается вместе гораздо дружнее, нежели по одиночке!

Смотрите и читайте ещё больше материалов по теме:

  • Ребёнок ничего не хочет делать: работаем с низкой мотивацией детей. Психолог портала об истоках детской лени, типичных ошибках родителей и борьбе с низкой мотивацией.
  • Правильно подбираем секции для ребёнка, учитывая его желания и возможности:
    • Каким спортом стоит заняться девочкам и с какого возраста?
    • Лучшие виды спорта для мальчиков: выбираем секцию правильно.
  • А если ребёнок не хочет учиться и делать домашку? 8 эффективных способов мотивации на хорошую учёбу.

Ребенок не хочет ходить на тренировки: что делать

Что делать, если ребенок не хочет ходить на тренировки? Можно ли отказаться от спорта? Можно ли ругать, наказывать, поощрять ребенка ради того, чтобы он ходил в спортивную секцию? Как знаменитости могут помочь увлечь ребенка спортом? Об этом вы узнаете из нашей статьи.

  1. Можно ли отказаться от спорта
  2. Не платите своему ребенку зарплату
  3. Главное — правильная мотивация
  4. Сотворите кумира
  5. Заключение

Можно ли отказаться от спорта

Когда родители сталкиваются с нежеланием ребенка посещать тренировки, они начинают придумывать различные способы преодоления этой ситуации. Однако практически всегда родители даже не задумываются о самом простом, действенном и легком способе: отказаться от тренировок.

Действительно, отказ от тренировок может показаться слабым шагом, уступкой, поражением, и потому принять это решение бывает так непросто. Более того — в большинстве ситуаций отказываться от тренировок не нужно (об этом мы поговорим ниже). Но все же бывает так, что сделать это необходимо.

Внимательно присмотритесь к своему ребенку. Может быть, спорт, которым он занимается — «не его»? Он вдруг стал слишком много болеть, часто грустить? У него портится настроение каждый раз перед тренировками, и он очень счастлив, когда тренировок нет? Все это — классические маркеры, по которым можно понять то, что ребенку на самом деле не нравится то дело, которым его принуждают заниматься.

В этом случае отказаться от спорта можно, но не навсегда. После недолгого перерыва полезно будет попробовать заняться другим видом спорта, или тем же самым, но с другим тренером и в другой группе. Хорошим вариантом будет спорт, на который ходит брат/сестра/друг вашего ребенка. Если таких нет, попробуйте узнать, может быть, кто-то из родителей друзей вашего ребенка только собирается отправить свое чадо в спортивную секцию? Если это так, предложите составить компанию — пусть ходят вместе.

Читайте также:  С какого возраста можно начинать присаживать ребенка?

Не платите своему ребенку зарплату

Многие родители, желая договориться о чем-либо с ребенком (например, о хороших оценках в школе или о стабильном посещении тренировок), решают платить ребенку зарплату. «За каждую пятерку я буду давать тебе X рублей», «Если не пропустишь ни разу тренировку в этом месяце, я куплю тебе…» и так далее.

В некоторых ситуациях подобная «зарплата» имеет право на существование, однако в спорте она неприменима. Спортивная секция станет для ребенка местом, куда он приходит «работать» ради получения «зарплаты». Из-за этого на второй план уходит то, ради чего, собственно, ребенок и был отправлен в спорт: получение удовольствия от спорта, воспитание воли и характера, появление новых друзей. Ребенок будет думать не о спорте и не о себе в нем, а о материальном вознаграждении, что плохо.

Другой вариант — когда вместо «зарплаты» родитель обещает ребенку наказание. «Еще раз прогуляешь тренировку — будешь месяц без телефона» и прочее. Данная ситуация аналогична предыдущей, только теперь спорт у ребенка будет ассоциироваться не с будущим поощрением, а с будущим наказанием. И первое, и второе — одинаково плохо.

Главное — правильная мотивация

Многие родители забывают о том, что их ребенок — полноценный человек, с собственными мыслями, секретами, желаниями, хорошими и плохими чертами характера. Для детей некоторые вещи важны столь же сильно, как и для взрослых, просто у детей категория этих вещей иная.

Например, если взрослый человек хочет добиться атлетичного отражения в зеркале (для самых разных целей — самоуважение, восхищенные взгляды, представительский вид и т. д.), то ребенок просто хочет стать сильным. Если взрослый человек хочет стать более ловким, чтобы научиться кататься с друзьями на сноуборде, то ребенок просто хочет стать ловким — без точной причины зачем.

Поговорите со своим ребенком, узнайте о том, что ему важно и чего он хочет. Хочет ли он стать таким же сильным как папа? Хочет ли он стать таким же ловким, как его любимый супергерой? После этого объясните ему, как занятия спортом помогают приобрести эти качества.

Ребенок должен понимать, что спорт нужен в первую очередь ему, и ходит на тренировки он не для вас. Как только ребенок осознает, что для достижения его цели (стать сильным, ловким) ему нужно ходить на тренировки, проблема нежелания посещать спортивную секцию решится сама собой.

Сотворите кумира

Часто дети не понимают до конца смысл посещения тренировок. Да, вроде бы родители говорят, что это полезно, и «в старости не будут ноги болеть», и «это важно для здоровья» — но какому ребенку есть дело до здоровья и до старости? Получить удовольствие и с интересом провести время можно и у компьютера. Зачем куда-то ехать?

В этом случае часто помогают кумиры. Например, если ваш ребенок занимается теннисом, сходите с ним на теннисный турнир, начните смотреть теннисные матчи. Очень хорошим мотиватором будут необычные и интересные факты о теннисе, которые вы будете иногда рассказывать своему ребенку. Например: «Один теннисист так сильно ударил ракеткой по мячу, что порвал сетку».

Подобные примеры практически идентичны тому, как если бы ребенок читал «Подвиги Геракла». Такие книги очень интересны любому ребенку, и проецируя подобные подвиги на спорт, которым он занимается, вы тем самым превращаете спорт из скучного занятия в нечто, где иногда случаются чудеса, и где ваш ребенок тоже может стать тем человеком, о котором будут в будущем слагать легенды.

Очень здорово, если ребенку вдруг понравиться какой-либо спортсмен. В этом случае подарите ребенку плакат с этим спортсменом — пусть повесит дома на стену. Посещайте турниры с его участием, смотрите телетрансляции. Кумиры очень полезны в плане желания посещать тренировки — ребенок будет хотеть стать похожим на своего любимого спортсмена.

Заключение

Самое главное — правильная мотивация. Ребенком должны двигать не страх перед наказанием и не желание получить «зарплату», а чистое стремление к лучшему: быть похожим на любимого спортсмена, хотеть развить в себе желанные качества и так далее.

Только искренняя и честная мотивация может помочь ребенку по-настоящему увлечься спортивными занятиями и даже не думать о том, чтобы их пропустить.

Почему дети бросают занятия спортом и как это предотвратить

Мы живём в счастливое время: у подрастающего поколения сейчас большие возможности для самореализации и самосовершенствования: в городах есть различные секции и спортивные клубы. Почему же дети бросают спорт — айкидо, джиу джитсу, каратэ или капоэйра – (мы спортивный клуб боевых искусств поэтому будем описывать с нашей позиции, с которой нам привычней, но правила описанные в этом блоге универсальны для любой секции для ребенка) — и что Вы должны делать, чтобы не допустить этого? Пожалуй, это один из главных вопросов воспитания.

Каждый год на протяжении уже более 10 лет мы видим новые лица новых людей. Они приходят на тренировки в наш фитнес клуб, чтобы стать сильнее и здоровее. Но бывает, что многие бросают занятия уже в первый год. В нашей школе одновременно занимается более 100 детей. И если представить, сколько детей за время существования нашей организации начало и бросило тренировки, можно сосчитать до 1000. Безусловно, отчасти вина за это лежит на инструкторах, но наибольшая ответственность за это лежит на родителях и их способности мотивировать детей к занятиям спортом.

Читайте также:  Кисти для акриловых красок: особенности выбора

Мы не устанем повторять, что боевые искусства и физические упражнения, они для любого возраста полезны и доступны. И не важно — активный у Вас ребёнок или нет — боевые искусства как айкидо, борьба, капоэйра, каратэ будут для него чрезвычайно полезны.

Несмотря на это некоторые дети будут пытаться бросить занятия спортом. И вопрос, который мы обсудим сегодня — это вопрос как родители должны действовать, чтобы обеспечить долгую здоровую и спортивную жизнь своему ребёнку. Ведь любовь к спорту — это образ жизни, который меленький человек будет вести всю свою жизнь. Взаимодействие и общение на тренировках будут помогать им общаться с другими людьми вне зала: когда они пойдут в школу, институт и на работу. Ведь боевые искусства это не просто броски, удары или приёмы, боевые искусства — это уверенность в себе, дисциплина, отношения и поведение. На тренировках дети учатся, как управлять своей жизнью в разных аспектах.

Поэтому мы разбили детский возраст на три основные категории: от 4 до 7 лет, возраст от 8 −12 лет, старше 12 лет.

Младшая группа от 4 до 7 лет

Это самое начало длинного пути. В этом возрасте задача тренера сделать занятие в секции весёлым. А уже сама спортивная школа, которая может это обеспечить, и выбор такой школы – задача родителей. Единственная причина в этом возрасте, почему дети могут бросить занятия спортом, — это то, что родители перестают водить их на тренировки.

Главное в секциях в этой группе детей для профессионального тренера — это спуститься на уровень детей потому, что в этом возрасте дети как никогда должны доверять учителю. Тренер должен быть ребёнком сам, играть с ними, общаться. Опытный тренер должен давать детям уверенность в своих силах и только тогда они захотят прийти на следующую тренировку. Часто инструктор не способен на это, в связи со своими комплексами или стереотипами. Обычно инструктор занимает позицию доминанта и заставляет детей делать ту или иную технику, приём, упражнение. Многие инструктора обучают детей как взрослых: вот приём, руку заводим сюда, бросок делаем вот так, ногу переставь, рука в другое место. Нет, так нельзя объяснять детям. Наш подход отличается. Если инструктор не может быть ребёнком, значит, он не может обучать детей. Он должен быть на их уровне, чтобы объяснять. Конечно же, можно закрыть ребёнка в комнате взять палку и вести тренировку в стиле старых школ боевых искусств. И учить их дисциплине, порядку, жёсткому контролю. Мы против этого подхода. Для нас важно заинтересовывать детей, бросать им вызов, подзадоривать и мотивировать.

Если спросить у родителей, какие секции они предпочитают — с жёсткой дисциплиной или более весёлые, занимательные тренировки — большинство родителей выберут вариант с серьёзной дисциплиной. Потому что родители хотят, чтобы ребёнок приобщался к порядку. Но мы должны быть осторожны, давая родителям то, что они хотят, а не то, что нужно им детям. А всё что им нужно в этом возрасте — это играть и веселиться. Ведь каждый ребёнок между жёсткими ограничениями и весёлой тренировкой выберет весёлую тренировку. А значит, будет искать любые оправдания, причины, почему ему не стоит идти сегодня в секцию, где стоит жёсткий контроль. А в дальнейшем просто забросить занятия спортом.

В игровой манере мы можем проще донести до детей, объяснить им и тем самым привить им интерес к занятиям спортом и посещение секции. Здесь нельзя торопиться и гнать вперёд. Родители же хотят, чтобы результат был, как можно быстрее, раньше, чем это было бы правильно. Раньше, чем видит тренер, который понимает, когда ребёнку пора двигаться на следующий уровень.

Главная задача в этом возрасте — это спортивная школа, где могут преподавать в очень игровой и живой манере, чтобы ребёнок хотел и ждал свою очередную тренировку на неделе. Несмотря на наш подход в преподавании, дети всё же учатся дисциплине, они понимают, когда нужно сесть, как выстраиваться в линию, слушать, когда кто-то говорит. Это и есть те зачатки дисциплины, которые достаточны для детей данного возраста. Задача наших тренеров — это сохранять баланс между игровой тренировкой и азами дисциплины. Некоторые дети идут на тренировку только потому, что в конце обязательно будет игра. Задача наших тренеров, чтобы ребёнок выходил после тренировки с горящими глазами и полный радости с вопросом «мам, когда мы снова сюда придём?» И когда наступает время следующей тренировки, он торопит уже свою маму «мама, быстрей, мы опоздаем на секцию!» Так и никак иначе должны проходить тренировки в этом возрасте. Такое отношение у детей к занятиям — это задача наших тренеров.

В этом возрасте на тренировках дети учатся быть в тесном контакте со своими сверстниками, они не боятся упасть, знают, как контролировать партнёра, не боятся других детей. Они начинают излучать уверенность в себе. И когда тренер спрашивает 6-летнего ребёнка, может ли он его победить, дитё с уверенностью отвечает «да». Ребёнок становится уверение и в общении со сверстниками. Они учатся самообороне, контролю над собой и своим телом. В этом возрасте они не изучают болевые приёмы или любые другие техники, которые могут навредить здоровью ребёнка.

Читайте также:  Рост и вес девочки в 19 лет

Итак, почему же, к примеру пяти лет, ребёнок не хочет заниматься спортом и посещать секции? Ответ нам дают сами родители: они записали своего ребёнка на музыку, гимнастику, теннис, плаванье и ещё множество различных секций. И каждое занятие по два раза в неделю! Это понятно: каждый родитель хочет, чтоб его ребёнок был самым лучшим ребёнком в мире. Но родители упускают из вида, что это слишком. Слишком много для маленького человека.

И когда родители это понимают, они начинают выбирать, от каких секций можно отказаться. Можем ли мы отказаться от единоборства, ведь это удивительные приёмы, уверенность, принципы и философия, которая прибудет с человеком всю его жизнь? Плаванье? Где может понадобиться плаванье, где можно проверить навыки приобретённые в этом виде спорта? Конечно же, в открытой воде: реки, моря, океаны. Чтобы не утонуть, вы должны быть профи в воде. Но в воде мы бываем не так часто, некоторые даже редко, если подумать, где все люди постоянно обитают, — это суша. А на суше полным-полно других людей, с которыми нам приходится каждый день общаться. Значит, нужно уметь плавать среди других людей. Айкидо, джиу джитсу, каратэ, капоэйра — это тот вид плавания, который ребёнок будет практиковать каждый день всю свою жизнь. Плавание и боевые искусства на одном уровне важности для выживания. Мы хотим быть уверены, что ребёнок, играя в воде, не утонет и будет чувствовать себя комфортно и уверенно. Но почему же тогда мы упускаем такую же важную деталь, как умение плавать среди других детей – общение?

Когда на работе какой-то человек говорит тебе вещи, с которыми ты категорически не согласен, ты чувствуешь себя более спокойно: ты мог бы его сейчас просто придушить – ты этого, конечно, делать не будешь, но какое это даёт преимущество в общении! У тебя нет обеспокоенности, ты уверен, ты можешь управлять ситуацией. И если ты можешь управлять собой физически, ты легче переносишь трудности жизни. Да и этих трудностей для тебя становится намного меньше. Или возьмём другой пример. Ребёнок выходит из дома, чтобы поиграть на улице. Любой родитель обеспокоен безопасностью своего ребёнка. И не важно — девочка у вас или мальчик — вы всегда спокойны за них, потому что они могут за себя постоять. Боевые искусства — это как ремень безопасности. Это ремень безопасности для жизни. Он просто необходим!

Итак, дети бросают занятия в младшей группе из-за перезагруженного расписания и расстановки неправильных ориентиров. Ваша задача, как родителей, в этом возрасте — это просто регулярно приводить детей на секции. Вы можете отказаться от музыки, вы можете отказаться от гимнастики или тенниса с баскетболом, но никогда не отказывайтесь от боевых искусств!

И это резюме для первой категории!

Возраст от 8 −12 лет

Почему же в этом возрасте дети бросают занятия боевыми искусствами? Дети этого возраста чрезвычайно восприимчивы к критике и им невероятно необходима поддержка близких. Они хотят показать своим родителям, что они могут, чему научились. Родителям же порой кажется, что их ребёнок может лучше, ведь они столько сил вложили в него и его воспитание. Они подсказывают, критикуют, исправляют. Им кажется, что их ребёнок ничего не делает, когда остальные дети поглощены изучением новой техники. Дело в том, что разным людям, не говоря уже о детях, нужно разное время для усваивания нового материала. Если вам действительно кажется, что ваш ребёнок халтурит или делает что-то неправильно, не критикуйте резко сами, обратите на это внимание своего тренера. Ему, поверьте, виднее, как объяснить ребёнку и что ожидать на данном этапе.

Всё что ребёнку нужно в этом возрасте — это поддержка. «Мам, пап, мы сегодня изучили новый прием, смотрите, что я могу». Самый правильный ответ на это — проявить внимание и выразить своё восхищение. Не бойтесь захвалить детей.

Что делаем мы. На тренировках часто новый материал усваивается максимум на 60%, а на 40% улетучивается из головы (цифры отнюдь не точные, но соотношение даёт представление). Итак, мы имеем технику правильную на 60% и на 40% неправильную. Что делает большинство инструкторов и родителей в данной ситуации? Правильно, они обращают внимание на эти 40%. Понятно, они же хотят, чтобы ребёнок стал лучше. Это естественное желание. Они начинают исправлять, корректировать. Но что видит здесь ребёнок? Вся эта критика воспринимается ребёнком, как «у меня это не получается», «это не моё». Такое отношение обескураживает ребёнка. У него пропадает интерес заниматься тем, что у него плохо получается.

Почему бы за место критики не сосредоточиться на том, что у него или у неё получается хорошо — на этих 60%? Хороший тренер сфокусируется на том, что у ребёнка получается хорошо, пусть эти 60% будут сегодня 100%. «Дима, ты молодец! У тебя отлично всё получается! Сегодня ты очень старался!» Вы представляете, какое вдохновение это принесёт ребёнку! Он будет гордиться собой, он расскажет родителям, бабушкам и дедушкам, что он делает успехи в своей спортивной секции! У них есть основание гордиться им. Вот что нужно детям в этом возрасте. Мы должны замечать и гордиться их достижениями. Им нужна наша поддержка, ведь всё это они делают, чтобы привлечь Ваше внимание.

Читайте также:  Рост и вес ребенка при рождении

Что же происходит дальше? На следующей тренировке, когда ребёнок изучает тот же прием, он старается соответствовать ожиданиям и уже делает прием на 70% правильно, потом на 80% и так далее.

Ситуация заключается в том, что у родителей, как правило, 1 или 2 ребёнка. А у нас их десятки и сотни. Мы очень хорошо знаем, как взаимодействовать с ними, как исправлять, как вдохновлять и направлять в нужном направлении. Поэтому самое лучшее, что могут сделать родители, — это не критиковать или давать советы, а хвалить, хвалить за то, что он пришёл на тренировку, говорить, что им нравится смотреть за тем, как он тренируется. Не пытайтесь быть тренером. Вы родители. Тренер — это мы.

Вспомните себя в детстве, что вам больше нравилось – когда вас поддерживали или когда вам всё время указывали? Думаю, ответ очевиден. Не стоит уподобляться тем, кто всё время критикует своих детей. Вы должны их поддерживать, и это будет укреплять в них уверенность в себе. И тогда вы будете удивлены, как дети будут стараться делать ещё лучше, проявлять ещё больше усилия, чтобы оправдать ваши ожидания. Это и есть секрет.

Мы со своей стороны должны предоставлять детям не просто какие-то движения, а только те техники, которые ребёнок находит полезными с практической точки зрения.

Наконец, дети старше 12 лет.

Что же в этом возрасте ребенок не хочет учиться? Возможности. Они открываются перед маленьким человеком. Появляется широкий круг общения: друзья, девочки или наоборот мальчики. Голова забита совсем другими вещами. Как здесь может быть до секции. На память приходит жизненный опыт одного из родителей.

Когда сын сказал, что больше не хочет ходить на секцию (борьба), отец согласился, но при условии, что ребёнок будет расписывать ему план своего дневного расписания на два дня вперёд.

Вы думаете у детей в 12, 14 лет есть план? У них нет никакого плана. Пришлось ребёнку вернуться на тренировки, потому что это легче, чем создавать план на два дня вперёд.

Причина, почему дети в этом возрасте не хотят учиться и отказываются от тренировок, им кажется, что тем, чем они сейчас занимаются, веселее и интереснее учебы и тренировок. И надо признать, это, как правило, намного легче и проще.

Конечно, проще поиграть в плейстейшн или посидеть вконтакте с друзьями. Будучи родителем, установите распорядок дня своему ребёнку. К примеру, плейстейшн для игр с 14:00 до 15:00. И всё. Остальное время ребёнок не может играть. У него освобождается время для других полезных дел. Вы можете установить время, когда ребёнок может пользоваться планшетом, гулять или заниматься каким-либо другим видом деятельности.

Другой причиной, почему дети бросают спорт, спортивные секции или боевые искусства в этом возрасте, — это их неспособность одержать победу над одним или несколькими ровесниками на тренировке. Это обескураживает, это расстраивает, это неприятно и это больно. Больно не столько физически, сколько морально. Уйти от того, что не получается, сбежать, спрятаться — это нормально. Но это неправильно. Ребёнок должен понимать, что препятствия на жизненном пути — это норма, и не от всех препятствий можно убежать. К препятствиям нужно относиться к вызовам. Их надо принимать и одерживать над ними победу.

Часто случается, что дети, которых приводят к нам в младшие секции, занимаются регулярно до 12-13 лет, а потом неожиданно исчезают. Это очень распространённая ситуация. Это связано с большими соблазнами, которые открываются перед ребёнком в этом возрасте. Бывает, что встречаешь его родителей и спрашиваешь, что произошло, почему больше не ходит. «Он потерял интерес к тренировкам, нет энтузиазма». Родители должны уметь расставлять приоритеты. Ребёнок не в состоянии это сделать надлежащим образом. Тут можно посоветовать сократить количество тренировок даже до одной в неделю. Но ни в коем случае не бросать заниматься совсем. Пусть выберет день и время, когда он обязательно будет ходить. Пользы от этого будет значительно больше, чем если он забросит тренироваться совсем.

Это уже взрослая жизнь: ты должен ходить в школу, делать домашнее задание и ходить в секцию. И точка. Потому что вы все – и ребёнок, и родители – вложили слишком много, чтоб бросить тренировки просто так. Только в этом случае Вы увидите настоящие результаты своих инвестиций.

Настанет момент, когда он или она сможет победить партнёра, гораздо старше и больше себя. Это и будет самым знаменательным событием в жизни 12-13-летнего ребёнка.

Нам порой кажется, что мы должны дать своему ребёнку право самому выбирать, чем ему заниматься и что делать. Но это опасное заблуждение! В качестве заключения хочется привести пример видео. Это американская программа, где главный герой пробует свои силы в различных видах деятельности. В этот раз этот 30-лентий мужчина занялся джиу джитсу и после нескольких тренировок вышел на татами против 14-летнего мальчика, который занимается джиу джитсу и имеет оранжевый пояс.

Читайте также:  Выбираем синтетическую кисть для рисования

Настоятельно рекомендуем посмотреть ролик до конца. Тем более, что он не такой уж и большой.

Секции для детей в Подольске, которые предлагает наша спортивная школа, можно найти на нашем сайте. Записывайтесь на бесплатную тренировку – 8(919)9999-132

Возьму и брошу ваш спорт: как убедить детей, что заниматься спортом — здорово

Не все дети любят физкультуру в школе, даже понимая, что эти уроки полезны для здоровья. Многие стараются взять освобождение или просто прогулять физру. Наш блогер Максим Балабановский объясняет, на какие аспекты здоровья и жизни положительно влияют занятия спортом в детстве и подростковом возрасте.

Занятия спортом полезны для детей по множеству причин, но как убедить самого ребёнка начать заниматься спортом? Для детей важна эмоциональная составляющая тренировки, им нравится получать удовольствие от неё.

Намного лучше, когда ребёнку нравится вид спорта, которым он занимается, потому что он тогда он делает это с радостью и энтузиазмом. Дети, которые только начинают заниматься, делают это просто потому что им нравятся сами тренировки и навыки, которые они дают, потому что они хотят быть сильными и здоровыми.

Не всегда удаётся подобрать подходящий вид спорта с первого раза, часто трудно понять, понравится ли конкретный вид подростку. Ребёнку надо пробовать разные виды спорта, и если не нравится один — не бросать вообще, а сменить вид спорта.

Почему дети бросают тренировки?

Исследователи провели опрос 150 детей, занимающихся в Детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва в Калининграде, и выявили основные возможные причины, по которым дети прекращают занятия: плохие взаимоотношения с тренером и отсутствие времени на учёбу. Самая частая причина пропуска занятий среди опрошенных — конфликт с тренером, за ней следуют «занятия быстро надоедают» и «нежелание идти на тренировку».

Личность тренера играет большую роль в отношении детей к тренировкам — 42% детей называют плохие отношения с тренером причиной возможного прекращения занятий. Дети хотят, чтобы тренер помогал им в трудную минуту, был добрым, общительным, умел создать благоприятную атмосферу в коллективе.

Согласно опросу, для подростков важно участие во внеклассных мероприятиях спортивной секции. Например, выезды на природу, празднование дней рождений детей и праздников.

Екатерина Кузьмина, психиатр, психотерапевт:

«Изначально важно отталкиваться не только от возможностей, но и от интересов ребёнка. Если подросток устаёт или отказывается заниматься спортом, важно обсудить это с ребёнком и понять причину. Среди возможных причин: отношения с другими подростками, критика тренера. Возможно, стоит сменить команду, либо обсудить проблемные вопросы с тренером.

Спорт не должен превращаться только в рутинные занятия, необходимо участвовать в соревнованиях, чтобы ребёнок видел результат. Поддерживайте ребёнка, поощряйте его за успехи и, если это возможно, периодически посещайте тренировки».

Антонина Тер-Степонянц, женский мастер ФИДЕ:

«Когда мне было 12 лет, я решила бросить шахматы, которыми занималась с семи, к 12 годам — уже профессионально. Мне хотелось гулять с друзьями, а я, пока все бегали во дворе, должна была сидеть за доской и смотреть шахматные партии Алехина, которые занимали часа три в день.

Моя мама привела ряд аргументов: например, что турниры позволяют ездить по стране за счёт государства, а я очень люблю путешествовать, и что шахматы позволяют мне добиваться высот, каких я не достигаю в учёбе. Благодаря шахматам у меня уже было прокачано логическое мышление, я их услышала и продолжила занятия. В 16 лет я стала женским мастером ФИДЕ. И почти 17 лет сама обучаю детей игре в шахматы.

Если у подростка есть результаты, а он хочет бросить занятия, родителям необходимо проявить настойчивость

Поговорить на равных, без лишнего прессинга, выяснить, в чём причина, и попытаться найти решение. Детям, даже занимающимся шахматами «для общего развития», важно общение со сверстниками. Поэтому я не только за индивидуальные, но и за групповые занятия, не обязательно офлайн, хотя бы по скайпу. Подросток чувствует себя комфортно, находясь среди сверстников-единомышленников, а не «белой вороной». Меньше вероятности, что он бросит занятия».

Что важно для подростков в занятиях спортом?

В начале занятий дети не нацелены на спортивные достижения, разряды и призовые места, сначала им просто нравятся сами занятия спортом. Лишь немногие дети занимаются спортом с целью добиться высоких профессиональных результатов или стать чемпионами.

Со временем эмоциональные мотив снижается, и воспитываются целеустремленность и волевые качества, которые в дальнейшем играют большую роль в занятиях спортом. В тренировке для детей важно, чтобы присутствовали интересные и новые элементы и упражнения, монотонные и скучные задания снижают интерес к тренировкам.

Детский психолог и педагог Наталья Щербакова:

«Нет ничего убедительнее, чем личный пример. Если в семье кто-то занимается спортом, элементарно делает зарядку, совершает пробежку, то это убеждает. Предоставьте ребёнку возможности выбора вида спорта. Не упрекайте («Ты уже ходил на шахматы, и что?»), а поддерживайте в его исканиях. Не насаждайте свои предпочтения.

6 быстрых способов отбить у ребёнка желание заниматься спортом

Читайте также:  Когда дети начинают агукать?

Взрослым всегда нужно ориентироваться в жизни ребёнка, быть в курсе его переживаний, находиться рядом в нелёгких ситуациях. Бывает, что ребёнок надорвался от тяжёлых тренировок, у него нет сил оправдывать высокие ожидания, хотя и результаты хорошие, и места высокие на соревнованиях. Эта ситуация сложная, все участники должны прийти к определённому мнению и приложить все силы, чтобы юный спортсмен не пал духом и сделал правильный выбор».

Какой вид спорта выбрать

Екатерина Кузьмина, психиатр, психотерапевт:

«Важно подбирать вид спорта под темперамент подростка. Например, очень спокойному ребёнку вряд ли подойдут активные виды спорта (футбол или триатлон), таким подросткам ближе плавание, либо спорт, направленный на мотивацию — баскетбол или большой теннис.

В первую очередь нужно обсудить, что интересно ребёнку, предложить несколько вариантов активностей, сходить на пробные занятия, если не всё понравится с первого раза, попробовать ещё раз, возможно с другим тренером. Когда вид спорта подобран не по интересам, это становится частой причиной отказа.

С точки зрения психиатрии, универсальный вид спорта для всех детей, в том числе для подростков — плавание. Часто его рекомендуют в качестве дополнительного к основным активностям. Активность в воде оказывает положительное влияние на сердечно-сосудистую систему, расслабляет, снимает напряжение, накопленное в течение дня. Именно поэтому специалисты рекомендуют заниматься плаванием по вечерам.

Боевые искусства рекомендованы детям с неспокойным темпераментом или с отсутствием мотивации

Они дисциплинируют, помогают тренировать силу и выносливость, развивают волю к победе, учат быть частью коллектива. В результате подросток легче справляется с неудачами, обретает уверенность в себе. В боевых искусствах важно выстраивать уважительные отношения с соперником, и подростки переносят это уважение в ту среду, в которой они общаются. На силовых тренировках подростки выпускают пар и учатся самоконтролю.

Гимнастика, акробатика, танцы, командные виды спорта обеспечивают физическую подготовку и социальную адаптацию. Для спокойных подростков, как для мальчиков, так и для девочек, хорошо подходит скалолазание. Оно требует смелости и уравновешенности, так подростки учатся управлять эмоциями».

Елена Петрусенко, психолог:

«Если речь о спорте ради здоровья, то важно учитывать интересы ребёнка, но прежде всего особенности нервной системы и навыки коммуникации. Ошибочно полагать, что активному резкому мальчику обязательно нужно в единоборства, основываясь лишь на его чрезвычайной подвижности.

Если учесть всё: темперамент, склонности, коммуникативные потребности, здоровье — то можно подобрать ребёнку ту спортивную секцию, в которой он будет не только поддерживать физическую форму, но и развиваться.

Не нужно исходить из своих интересов, спрашивайте ребёнка. Часто причиной отказа становится конфликт или неуверенность, завышенные требования или усталость. Начать и не бросить можно, только нужно хорошо отделять, где ваша мотивация и желания, а где реальный ребёнок и его возможности».

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Что делать, если ребенок не хочет заниматься спортом: советы психолога

Родители часто беспокоятся за детей, когда те не хотят на танцы или футбол, а сидят у компьютера либо в телефоне. Пытаемся понять, как мотивировать ребенка быть активным, а значит, здоровым.

Что делать, если сам со спортом не дружишь и заразить ребенка своим примером не можешь?

Если взрослый человек натужно пытается заняться спортом, хотя он сам ненавидит его, ничего хорошего из этого не получится. Ребенок будет считывать, что мама или папа занимается тем, чем не хочет. Реально привить любовь к какому-то делу можно только тогда, когда ты сам это любишь.

Важно помнить, что семья – это не только ребенок плюс мама или плюс папа. Семья – это как минимум последние три-четыре поколения: бабушки, прабабушки.

Если ни у кого из них не было любви к спорту, то и взяться ей неоткуда. Из-под палки заставить полюбить спорт не получится: ребенку можно рассказывать что угодно, но если при этом он не видит вашу внутреннюю страсть к тому, что вы делаете, это никогда не станет интересным и важным для него.

А если родитель фанатеет от велосипеда или лыж, а ребенку все равно?

Детям нужно дать некоторую свободу. Они не такие же, как взрослые, как мама и папа. Вполне возможно, что мама фанатеет от лыж, а ребенку вообще эти лыжи не сдались. Есть очень хорошая система, когда ребенку даешь срок в пять занятий – походить, посмотреть нравится ему или нет. Он может в любой момент встать и уйти со словами: мне это не подходит, я не буду этим заниматься. А если ему нравится, то пусть ходит дальше, пока не появится устойчивый навык.

Мы все пытаемся что-то вложить в детей, дать инструменты, которые пригодятся им в жизни. У кого-то устойчивый навык появляется за год, у кого-то – за пять, все индивидуально. Зато если он развился, то даже после большого перерыва в занятиях всплывет в памяти. Например, ребенок десять лет не катался на лыжах, а потом встал и поехал, как ездил в детстве.

Как найти секцию, которая понравится ребенку?

Если ребенку не нравится теннис, не нужно его заставлять туда ходить. Продолжайте искать другой спорт, который ему понравится, он точно будет. Часто родители пытаются впихнуть детей туда, что любят сами: вот я занимаюсь лыжами, давай и ты лыжами занимайся. Может, ребенок фанатеет от танцев. Лучше методично искать, давая возможность ребенку выбрать тот спорт, от которого у него будут гореть глаза.

Читайте также:  Рост и вес мальчика в 8 месяцев

Моему ребенку 8 лет. Он 1,5 года активно ходил в бассейн, а потом сказал: больше не хочу. Ну не хочешь – не надо. Научился плавать – молодец, на этом достаточно. Год он посидел дома, а потом сказал: снова хочу в бассейн. Не вопрос, пошли. Не надо передавливать детей, они сами могут сообразить, что им нужно, а что нет. Но взрослые зачастую пытаются прижать к ногтю. Это вызывает только внутреннее отторжение.

Изначально не нужно выстраивать больших ожиданий и говорить: все, идем в бассейн, будешь плавать. Если ребенок будет начинать что-то новое в расслабленном состоянии, он сможет понять, нравится ему это или нет, хочет он продолжать дальше или хочет бросить. Бывает, что родители сами создают избыточное напряжение. То есть они говорит: не парься, все будет классно, а сами при этом боятся начинать новое дело. Конечно, ребенок это настроение считывает.

Можно ли мотивировать ребенка карманными деньгами?

Деньгами можно мотивировать то, что не относится к зоне ответственности ребенка. Учеба – это его ответственность. Спорт тоже, ведь это образ жизни. Если речь о том, чтобы ребенок сделал что-то большее, то вот тут можно мотивировать деньгами и предлагать в режиме оплаты. Например: «Ты получишь деньги в качестве приза, если победишь в олимпиаде или возьмешь призовой кубок». Тогда это сработает.

Стоит ли заставлять ребенка заниматься в определенные часы и дни, если более мягкие способы убеждения не сработали?

Если в семье никто спорт не любит, но при этом ребенка заставляют заниматься по расписанию без его желания – это насилие.

Да, ультиматумы в духе «Ты не получишь телефон, пока не отожмешься десять раз», эффективны. Но я бы предпочла договариваться с ребенком, прививая ответственность, а не ставя жесткие запреты.

Нужно ли устанавливать ограничение на пользование гаджетами? Как именно ограничивать и сколько часов в день разрешать?

С неограниченным доступом к контенту ребенку может быть сложно остановиться. Даже не каждый взрослый это может. Мозг не успевает переработать всю информацию, и ребенку от этого некомфортно и неспокойно. Пока мы не знаем точно, сколько времени можно проводить с гаджетами, но мы точно видим, что время нужно регулировать. Так же, как мы регулируем количество сладкого и соленого, которое едим сами и едят дети.

Мне кажется, два-три часа гаджетов в день помимо учебы – этого прям за глаза хватит. Ребенку и самому будет комфортнее, когда он знает, что есть границы.

Если ребенок долго ходил в секцию, а в последний год хочет бросить, стоит надавить, чтобы он доходил, или отпустить ситуацию?

Зависит от возраста. Если ребенку шесть лет и он хочет бросить в девять – это одна история. Надо понять, что случилось и почему он хочет перестать ходить, потому что дети просто так не бросают. Если его одолела лень, то, как правило, это разовая акция. Но если он регулярно со слезами не хочет идти, то значит, в секции что-то происходит. Может быть нужно поменять тренера, группу или локацию.

Я бы не шла на поводу, но точно разговаривала бы с ребенком и задавала вопросы о том, в чем причина. Возможно, проблема легко решается.

Если ребенку 13–15 лет, он может бунтовать и истерить, чтобы было так, как он хочет. Это нормальная история для подростков. Я бы все-таки настаивала на том, чтобы ребенок остался в секции и в спорте, потому что лучше, если спорт будет присутствовать в его жизни. Ему будет куда выплеснуть энергию, и это поможет пережить переходный период.

Как не отбить желание заниматься, но при этом поддержать и проявить интерес к занятиям ребенка?

Не надо придавать процессу большую значимость. Отдавайте себе отчет, что ребенок – это другой человек, ему что-то может нравиться, а что-то нет. Это нормально, и нужно с пониманием к этому относиться.

Как правило, родители, которые находятся в контакте с ребенком, видят его таланты. Он может стесняться петь и танцевать при всех, но наедине с мамой и папой вдруг начинает как-то прикольно танцевать и подпевать.

Если вы видите сильные стороны ребенка, старайтесь развивать их, потому что так и кайфа будет больше, и результат лучше, чем когда вы пытаетесь взращивать какие-то слабые стороны.

Поддерживать можно своим примером, своим отсутствием страха ошибаться. Объяснять ребенку, что есть периоды, когда мы взлетаем и когда падаем, что без падения не бывает опыта. Иногда ребенок закрывается и не хочет идти на занятия, потому что испытал там какую-то болезненную эмоцию и не знает, что с ней делать. Если родитель скажет: «А, не хочешь, ну и ладно, вопрос закрыт», то для ребенка эта ситуация так и останется неприятной. А если родитель поможет с эмоцией справиться, тогда все будет нормально, ребенок пойдет и преодолеет следующую преграду и ему самому от этого станет хорошо.

Ссылка на основную публикацию