Что делать, если ребенок кусается: советы психолога

Ребенок кусается: причины и способы решения проблемы

Рано или поздно каждая мама сталкивается с тем, что ее ребенок начинает кусаться. Причины этой проблемы, а значит, и способы ее решения, различаются в зависимости от возраста малыша.

  1. Почему ребенок кусается в возрасте до 1 года?
  2. Ребенок кусается в один год
  3. Ребенок кусается в два года
  4. Ребенок кусается в три года
  5. Почему ребенок кусается после трех лет?
  6. Что делать если ребенок кусается?
  7. Видео

Почему ребенок кусается в возрасте до 1 года?

Уже с трех месяцев малыш начинает активно познавать окружающий мир. В работу постепенно включаются все органы чувств. Трех- четырехмесячный малыш начинает хватать игрушки, пальцы родителей и тянуть их в рот. Со временем у малыша появляется чувство выраженного дискомфорта, а затем и боль, связанные с прорезыванием зубов. Обычно зубы начинают резаться с шести месяцев, но у «ранних» малышей этот процесс может начаться в три месяца. Ребенок становится беспокойным, плаксивым, капризным. Меняется внешний вид десен: они белеют или краснеют, становятся рыхлыми. Грудничок кусает и грызет всё, что сможет схватить.

При кусании снимаются раздражительность и напряжение десен, ускоряется процесс прорезывания.

Если в этот период малыш кусает родителей, других детей в семье, нельзя на него кричать или проявлять агрессию другим способом. Ребенок не сможет понять причину негодования, ведь кусание для него – это единственный способ снять боль. Следует отстраниться от ребенка и, глядя ему в глаза, строго сказать: «Нельзя кусаться». Важно говорить не только слово «нет» («нельзя»), но и называть сам процесс – «кусать».

Для того чтобы предотвратить такое поведение малыша, нужно обеспечить ему доступ к предметам, кусая которые он снимет болезненность десен. Это могут быть специальные силиконовые«грызунки». Нежелательно использовать силиконовые щеточки, надеваемые на палец родителя, чтобы не поощрять малыша к кусанию людей. Для облегчения состояния ребенка можно использовать специальные детские стоматологические гели, гомеопатические противовоспалительные препараты, нестероидные противовоспалительные средства. Все препараты должны применяться после консультации педиатра, строго по инструкции.

Ребенок кусается в один год

В возрасте одного года ребенка по-прежнему могут беспокоить зубки, но после года, когда начинают резаться клыки и моляры, мамы обычно хорошо распознают признаки прорезывания зубов и могут облегчить состояние своего малыша. Чаще же причинами кусания становятся переутомление малыша или, наоборот, избыток накопившейся энергии.

Итак, одной из причин кусания является усталость. Поскольку в год ребенок еще не может объяснить, что он устал, маме нужно следить за первыми признаками переутомления. Обычно малыш начинает кусаться во время активных игр с другими детьми или родственниками. Меняется настроение ребенка, появляется плаксивость, он начинает тереть глаза. В порыве гнева он может укусить или ущипнуть другого ребенка на детской площадке.

Как отучить ребенка кусаться? Самое главное – проявить строгость, но не агрессию. Нужно подойти к ребенку и строгим, но спокойным голосом сказать, что кусаться нельзя, что другому ребенку больно. Можно подойти к укушенному малышу и утешить его. Ребенка обязательно нужно вывести из игры, переключить его внимание на спокойную деятельность – лепку из пластилина, рисование, игры с водой.

Как предотвратить кусание со стороны годовалого ребенка? Маме следует замечать признаки переутомления у ребенка, не дожидаться, когда к усталости присоединится агрессия.

Родителям нужно скорректировать режим малыша, ориентируясь на время бодрствования, соответствующее возрасту ребенка. В некоторых случаях нужно добавить еще один дневной сон или заменить один продолжительный на несколько коротких.

В один год возможна и обратная ситуация, когда у ребенка возникает избыток энергии. Кусанием и щипанием он старается эту энергию выплеснуть наружу. В таких случаях нужно обязательно чередовать спокойную деятельность ребенка с активными играми и прогулками на свежем воздухе.

Ребенок кусается в два года

Основные причины кусания в возрасте двух лет – еще несформировавшиеся навыки общения. Таким способом ребенок старается отстоять свою позицию, поскольку иначе он сделать этого не может. Обычно ребенок уже хорошо понимает смысл запретов родителей, но не в состоянии найти иного способа добиться цели и кусает другого вполне осознанно.

Маме при попытке малыша укусить другого ребенка можно предотвратить укус, отвлечь ребенка на новую игру или поручить ему какое-нибудь дело. Если же инцидент всё же произошел, нужно строго и коротко объяснить, что так делать нельзя. Затем следует вместе с ребенком подойти к укушенному малышу и попросить прощения. Необходимо показать ребенку, как можно пожалеть другого человека: обнять, погладить место укуса, поделиться игрушкой. Нельзя позволять родителям укушенного ребенка кричать на вашего малыша или проявлять другие признаки агрессии. В таких случаях нужно взять малыша за руку и увести с места, где произошел инцидент (детская площадка, игровая комната). После этого важно в тихой обстановке спокойным голосом объяснить ребенку причины возникшего конфликта. Нужно сказать, что он поступил неправильно. Ребенок должен научиться проявлять лидерские качества другим способом, например в соревновательных или командных играх. Необходимо объяснить, что своим поведением малыш только отталкивает от себя других детей, которые могут отказаться с ним дружить и играть.

Ребенок кусается в три года

В возрасте трех лет наступает переломный момент в становлении личности ребенка. Малыш полностью осознает свое “я”, отдельное от родителей. Ребенок стремится к самостоятельности, не терпит контроля со стороны мамы. Именно в этот переходный период малыш может проявлять свою раздражительность кусанием, царапаньем и щипанием. Родителям нужно строго пресекать попытки кусания. Нужно уважать стремление ребенка к самостоятельности, поручать ему больше несложных дел, советоваться по решению некоторых вопросов, чаще давать право выбора.

Кроме того, в трехлетнем возрасте дети начинают посещать детские сады, часто впервые оказываются в столь большом коллективе. В этом случае кусание становится проявлением страха, беспомощности.

Как отучить ребенка кусаться в детском саду? Большое значение имеет подготовка малыша к детскому саду. Начиная с двух лет нужно приучать малыша к небольшим коллективам, ненадолго оставлять его с другими родственниками. В первые дни ребенок должен находиться в детском саду не более пары часов. Постепенно время пребывания нужно увеличивать.

Если проблема кусания имелась и раньше, нужно предупредить об этом воспитателя. Если в детском саду ребенок укусил кого-то впервые, надо выслушать ребенка, узнать, по какой причине он это сделал. Можно попросить воспитателя проследить, не обижают ли ребенка другие дети. Если малыш кусает всё время одного ребенка, можно попробовать пригласить его для игр один на один или в небольшой компании. Так будет проще проследить за поведением обоих детей и понять причину конфликта.

Читайте также:  Рост и вес ребенка в 1 год

Почему ребенок кусается после трех лет?

К четырехлетнему возрасту ребенок полностью осознает свои действия, понимает запреты. Если после трех лет ребенок продолжает кусаться, скорее всего, имеют место серьезные проблемы в психоэмоциональной сфере малыша. Родителям нужно как можно быстрее обратиться за помощью к психологу и неврологу.

К специалистам стоит обратиться раньше трех лет, если:

  • ребенок целенаправленно игнорирует запрет взрослых;
  • ребенок кусает очень сильно, до крови;
  • у ребенка проявляются другие признаки агрессии, он бьет других детей, ломает вещи;
  • ребенок агрессивен по отношению к животным.

Что делать если ребенок кусается?

  1. Следует обязательно найти причину плохого поведения ребенка. Очень часто причиной плохого поведения может быть дефицит внимания. В этом случае маме и папе нужно больше времени проводить с ребенком, хвалить его, радоваться успехам.
  2. Нужно обратить внимание на поведение других членов семьи. Причиной кусания могут быть постоянные ссоры и конфликты между родителями.
  3. Не следует отвечать на поведение ребенка агрессией, нельзя кричать, бить или кусать его в ответ. Такими действиями можно лишь сильнее стимулировать агрессивное поведение ребенка. Также нельзя допускать агрессивное поведение по отношению к ребенку со стороны других мам и воспитателей.
  4. На время необходимо исключить все травмирующие малыша события и мероприятия. В случаях, когда это невозможно (например, вынужденный переезд, появление второго ребенка в семье), нужно как можно яснее объяснить ребенку, что отношение к нему родителей не изменится, что он по-прежнему будет любим.
  5. Никогда нельзя говорить малышу, что, если он будет кусаться, родители перестанут его любить. Наоборот, важно дать малышу понять, что мама и папа любят его независимо ни от чего.
  6. Важно как можно раньше выяснить причину и пресечь плохое поведение ребенка. Если кусание войдет в привычку, сделать это будет значительно тяжелее.

Кусание ребенком в возрасте до трех лет других людей –нормальная ситуация, если она не входит в привычку. Часто малышу достаточно несколько раз строго объяснить, что так делать нельзя, перключить его энергию на другой вид деятельности, чтобы он перестал кусаться.

Если кусается ребенок старше трех лет, это может указывать на нездоровую атмосферу в семье, психологические и неврологические проблемы у ребенка. В таких случаях необходима консультация специалиста.

Видео

Советы психолога «Ребенок кусается в детском саду»

НАГАЕВА ТАТЬЯНА
Советы психолога «Ребенок кусается в детском саду»

Ощущения страха, гнева, ярости, стыда или обиды знакомы каждому

человеку. Эти эмоции принято считать отрицательными, «злыми». Обычно

они появляются в ответ на слова или действия окружающих и, обладая

мощной энергией, управляют людьми. От присутствия в повседневной жизни

«нехороших» чувств не избавлен никто, будь то взрослый, или ребенок. Дети

в силу эмоциональной незрелости, в меньшей степени, чем взрослые,

способны держать себя в руках.

Каждый маленький ребенок в процессе взросления преодолевает стадию,

именуемую психологами оральной фазой развития. От появления на свет до

1,5-2 лет рот младенца является важным орудием познания мира. Дети

засовывают в рот, облизывают и кусают всевозможные предметы в зоне

досягаемости. Также малыши исследуют границы допустимого поведения.

Например, младенец может укусить свою мать, способность же матери

адекватно отреагировать на нежелательное поведение своего ребенка трудно

переоценить. Чуткие родители не будут ругать малыша, тем более кричать

или шлепать, тем самым не закрепят привычку кусаться. Достаточно твердо

произнести «нельзя кусаться» или «мне больно». Необходимо сохранять

серьезность, смех или шутки здесь неуместны, провоцируя эффект,

С 2 до 3 лет ребятишки тоже могут кусаться. Знаменитый возраст (фаза

отделения от матери и индивидуализации, когда дети требуют

самостоятельности, противоречат сами себе и закатывают скандалы на

«ровном месте» знаменуется интенсивными проявлениями агрессивности.

Нередко проявления детской агрессии пугают взрослых, особенно когда

ребенок начинает драться или кусаться. Привычка кусаться может

сформироваться во время адаптации к детскому саду, как способ

реагирования на стресс из-за непривычной обстановки. Ребенок кусает

сверстников, родители пострадавших требуют принять меры, воспитатели

разводят руками, а родителям «агрессора» остается только краснеть от стыда

либо действительно «принимать меры». Если ребенок кусается в детском

саду: советы психолога будут полезны как родителям, так и воспитателям.

Но, прежде чем давать рекомендации, необходимо разобраться в причинах

нежелательного поведения малыша.

Почему он кусает других детей?

малыш, таким образом, отвечает на нанесенную ему обиду (отняли

игрушку, толкнули, в силу раннего возраста он еще неспособен

разобраться в ситуации, и не может самостоятельно ее урегулировать,

удерживая под контролем сильные чувства;

ребенку нравится кусаться, так как, во-первых, это его действие вызывает

у окружающих яркую эмоциональную реакцию (так приятно обратить на

себя больше внимания, а во-вторых малыш не понимает, что делает

другому больно (опять же в силу возрастных особенностей);возможно, что домашнюю обстановку где растет ребенок, трудно назвать

благоприятной для его душевного равновесия (зависимое поведение

родственников, развод родителей, частые семейные конфликты, тогда

проявление агрессии это просьба о помощи;

не исключаются такие причины, как перенесенная болезнь, трудности в

преодолении возрастного кризиса, тяжелая адаптация к детскому

учреждению, нехватка активных игр и движения, особенности выражения

малышом собственных эмоций (он может кусаться, не только когда злится,

но и от радости);

Не стоит бить тревогу и бежать к психологу, если малыш кусается редко,

один или два прецедента не говорят о проблеме. Но, в случае неоднократных

жалоб воспитателей, что ребенок кусается в детском саду: советы психолога

будут ценной помощью родителям и, конечно же, самому ребенку.

Как же поступать?

Будет полезным понаблюдать за крохой в садике, как и когда у него

Читайте также:  Рост и вес девочки в 1 год 4 месяца

возникает побуждение укусить. На основе наблюдений делать выводы, и

Ребенок раздражается от избытка впечатлений или от усталости, или

наоборот, ему скучно и некуда девать избыток энергии. Персонал детского

сада в силах успокоить малыша, либо занять его чем-то интересным.

Ребенок оказался в конфликтной ситуации, справиться с которой он не в

силах, поэтому прибегает к помощи «главного оружия» — зубов. Задача

взрослых здесь, вовремя прийти на помощь, упокоить как обидчика, так и

обиженного. Укусившему малышу предложить пожалеть пострадавшего,

помочь загладить свою вину. Обязательно нужно разговаривать с ребенком,

говорить ему, что кусаться нельзя, показывать другие способы разрешения

Малыш тяжело привыкает к новой обстановке в детском саду, где много

детей и ему достается непривычно мало внимания. Задача родителей и

воспитателей сообща проявить больше чуткости, облегчив ребенку период

Ребенку нравится кусаться. Такое бывает. Если родители малыша вовремя не

дали ему понять, что кусаясь, он причиняет другим людям боль, то подобный

способ выражения сильных чувств мог закрепиться. Здесь, родителям нужно

обратить внимание на неверный подход к воспитанию крохи.

В переполненной группе детского сада воспитатели не смогут непрерывно

наблюдать за отдельными детишками. Возможно, благоприятным решением

в таком случае будет перевод малыша в другой сад, где мало детей и

практикуется индивидуальный подход.

Консультация для родителей «Советы по воспитанию детей от педагога-психолога» Мы часто любим в ребёнке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребёнок, а мы, потому что не сумели его научить.

«Весёлый день рождения в детском саду». Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок кусается?» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами консультацией “Что делать, если ребенок кусается?”.

Консультация для родителей «Если ваш ребёнок кусается» Ваш ребёнок начал кусаться? Укусил вас, старшего брата, на него пожаловались в детском саду, что он укусил своего друга. Вы не знаете, что.

Советы психолога для родителей «Страх перед медицинскими процедурами» Советы психолога: Страх перед медицинскими процедурами. Знакомая картина: испуганные дети, которые стоят перед процедурным кабинетом. Малыш.

Советы родителям «Адаптация детей 2–3 лет в детском саду» Родители всегда волнуются, как ребенок перенесет адаптацию в детском саду? Чтобы адаптация прошла в легкой форме, надо прислушиваться к.

Советы родителям «Как обрести друзей в детском саду» Когда ребенок первый раз приходит в детский сад чаще всего у него нет тех друзей, с которыми он бы играл, общался, дружил. Как быть? Ведь.

Советы родителям «О правилах безопасности наших детей. Чтобы ребенок не получил ожог» Уважаемые родители, во всех неприятностях, которые происходят с вашими детьми, всегда виноваты будут взрослые! Обязательно соблюдайте правила.

Что делать, если ребенок кусается: советы психолога

  • Почему он это делает?
    • Кто кусается?
  • Как бороться?
  • Когда обращаться за помощью к специалистам?
  • Советы психолога

Наши детки пробуют мир на вкус. И это правда, ведь рот, язык, имеющиеся на нем рецепторы – первые инструменты малыша, с помощью которых он узнает, как устроена жизнь. Именно поэтому крохи так любят тащить в рот все, что плохо лежит – от своих игрушек до взрослых предметов – очков, ключей и даже денег. Эту стадию развития проходят все без исключения. Но у многих ребят в определенном возрасте появляется еще одна неприятная привычка — кусаться или щипать окружающих. Малыш может покусать других детей на площадке или в детском саду, очень больно ущипнуть родственников или гостей, которые пришли в дом. Родителям стыдно, уговоры на ребенка не действуют. Что же делать в этой ситуации? Как отучить чадо пускать в ход ногти и зубы?

Почему он это делает?

Для начала нужно понять, почему ребенок поступает именно так.

  1. Физиологическая потребность кусаться. Наблюдается у детей в возрасте от 5 месяцев. Желание кусать и грызть вполне объяснимо – режутся зубки, чешутся и набухают десны, у крохи нет другого выхода, как тащить все в рот и прикусывать как можно сильнее. Это инстинктивное желание. Ребенок не отдает себе отчета в том, что он делает. Обычно «пик» зубных страданий длится до 9–11 месяцев.
  2. Эмоциональные проблемы. Примерно с 1 года чадо кусается вполне преднамеренно. Дело в том, что словарный запас крохи еще крайне мал, а чувств и эмоций хочется выразить не меньше, чем взрослому. Особенно в периоды стресса, ярких впечатлений. Поэтому малыш не находит другого выхода, как прибегнуть к привычному с рождения инструменту контакта с миром – рту.
  3. Поведенческие особенности. С полутора до 3-х лет малыш может кусаться из-за сильных стрессовых ситуаций. Типичный пример – смена обстановки, когда ребенок начинает посещать детский сад. Он испытывает на прочность границы разумного и допустимого и стремится держать ситуацию под контролем. Нередко он кусается в садике, потому что именно так пытается установить лидерство в коллективе ровесников.
  4. Психическое заболевание. Говорить о возможном наличии психиатрического диагноза можно только если ребенок продолжает кусаться в 4 года, 5 лет, в 6-7 летнем возрасте. В этом случае необходима консультация врача- психоневролога.

Кто кусается?

Всенародно известный детский доктор Комаровский уверяет, что кусаться пробуют все дети. Я с этим не соглашусь. Во всяком случае, ни один из моих четверых детей кусаться не пытался. Да и у подруг таких неприятностей не случалось. Но преуменьшать значение проблемы не буду. Лично видела, как в детском саду воспитатель «распекает» мальчика, который покусал двух девочек и нянечку. Картина не из приятных.

Итак, кто же склонен кусаться?

  • Дети – подражатели. Ребята, которым нравится копировать поведение окружающих. Кусаясь, они могут повторять действия кого-то из группы в детском саду или даже копировать манеры живущего у вас в доме щенка или котенка.
  • Излишне эмоциональные дети. Мальчики и девочки, которых переполняют чувства, но из-за недостаточной зрелости эмоциональной сферы они просто не могут выразить их как-то иначе.
  • Дети, которым не хватает внимания и любви. В попытке обратить на себя внимание, такие ребята нередко начинают кусаться и щипать. Причем, если рядом нет никого пригодного для этих действий, то нередко такой малыш кусает себя за руку сам.
  • Агрессивные дети. Если к 3 годам привычка кусаться не исчезла, несмотря на все старания родителей и воспитателей, это может говорить об отклонениях в развитии личности ребенка. У него высокий уровень агрессии. Требуется обязательная консультация врача, а затем – неукоснительное соблюдение комплекса корректирующих мер.
  • Дети с дефектами жевательных мышц. Непреодолимая тяга кусаться наблюдается у ребят со слабостью жевательных мышц. Такие малыши долго не могут расстаться с соской-пустышкой, а к 2 годам переключаются на другие объекты, но уже пускают в ход зубы.
  • Дети из «семей группы риска». Если в семье крик, брань, ссоры — явление нормальное и привычное, то малыш старается подсознательно «убежать» из такого «райского местечка». Он испытывает обиду, недоумение, страх, а часто и ненависть. Кусаться может начать в качестве защиты, не умея распознать свои чувства и найти им адекватный выход.
Читайте также:  Во сколько месяцев обычно начинают сидеть мальчики?

  • Избалованные дети. Они привыкли, что любая выходка сходит с рук, так почему бы не кусаться?
  • Дети, которым все запрещают. Если дома и то нельзя, и это нельзя, и вообще слово «нельзя» звучит чаще других, дети начинают протестовать. Кусаясь и щипая других, они как бы пытаются вырваться из слишком жестких рамок, установленных им извне.
  • Дети, которым не хватает физической активности. Если двигаться получается меньше, чем хочется, то потребность кусаться становится частично физиологической.
  • Дети, которым просто нравится кусаться.

Как бороться?

Способ борьбы с вредной и травмоопасной привычкой напрямую зависит от причин, по которым ребенок начал кусаться.

Если лезут зубки у грудного ребенка – купите ему силиконовые кольца — прорезыватели или специальные игрушки с «пупырышками» для массажа десен. Они продаются в аптеках и детских магазинах. Помогают гели, вроде «Метрогила». Но перед применением медикаментов лучше посоветоваться с врачом.

Если при кормлении грудью вы замечаете, что ребенок начал «хулиганить» — кусаться намеренно, сразу отнимайте грудь. Так у него выработается рефлекс «укусил – лишился пищи». Кусаться он перестанет довольно быстро, ведь даже самый маленький ребенок сам себе не враг, и прекрасно понимает, что ему нужно на самом деле для комфортной жизни.

Для ребят постарше неплохо будет увеличить физическую активность. Займитесь зарядкой, гимнастикой, отдайте малыша в секцию по плаванию.

Эмоциональным детям нужно планомерно каждый день «вкладывать в голову» мысль о том, что чувства можно и нужно проговаривать. Пусть с самого раннего возраста учится выражать свои эмоции словами: «Мне страшно», «Мне обидно», «Мне нравится эта игрушка, потому что она…», «Мне не хочется идти в гости, потому что…».

Если у ребенка слабые жевательные мышцы, и кусается он, как говорится, не со зла, справиться с ситуацией поможет употребление твердой пищи – чаще давайте малышу погрызть яблоко, сырую морковь, капустную кочерыжку. Отличное упражнение для жевательных мышц — надувание воздушных шариков и мыльных пузырей.

С детьми из так называемых «конфликтных» семей желательно поработать психологу. И, конечно, важно устранить все негативные факторы, которые заставляют малыша переживать стресс и копить агрессию.

Когда обращаться за помощью к специалистам?

На этот вопрос каждый родитель должен найти ответ сам, но вас должно насторожить «кусачее» поведение ребенка, если ему уже более трех лет, если недавно в семье и в садике произошла неприятная ситуация, которая произвела сильное травмирующее впечатление на психику малыша. К врачу стоит обратиться и в том случае, если кроме повышенной «кусачести» и «щипачести» у ребенка наблюдаются другие странности в поведении. Например, малыш начал проявлять агрессию и жестокость по отношению к своим игрушкам (кидает, преднамеренно ломает), животным (издевается), малыш почти не может сосредоточиться на чем-либо, плохо спит по ночам. Все эти признаки могут указывать на наличие психического отклонения.

Советы психолога

Часто можно услышать такой совет «А укусите его в ответ. Пусть прочувствует!». Делать этого категорически нельзя. Во-первых, малыш может воспринять это как игру, и начать кусаться с удвоенной силой. А во-вторых, он же берет со взрослых пример, и если маме можно кусаться, то почему же нельзя и крохе?

Задача родителей – как можно быстрее начать пресекать укусы и щипки со стороны ребенка. Для деток более осмысленных, нежели груднички, подойдет метод «Контакт глаза-в-глаза». Присядьте на корточки, чтобы ваши глаза оказались на уровне глаз малыша. Установите зрительный контакт и твердо, но без злобы, скажите чаду: «Так. Делать. Нельзя. Никогда. Ни с кем.» Если малыш попробует кусаться снова, просто лишите его зрительного контакта. Не смотрите на него, как бы он не старался обратить на себя внимание, покажите, что вам неприятно общаться с кусакой.

Если ребенок освоил искусство манипуляции (обычно это происходит в 1,5–2 года) и шантажирует родителей с помощью укусов, пресекайте подобное на корню. С маленьким террористом не стоит вступать в договорные отношения.

Впечатлительным детям будет не очень приятно, если в момент укуса мы громко вскрикните. Добейтесь, чтобы они потом сами же пожалели вас, потому что вам больно. Не стесняйтесь описывать малышу свои неприятные ощущения, связанные с укусом или щипком.

Если кроха дома – ангел во плоти, а в детском саду прекращается в забияку и кусается, поговорите с его воспитателями. Донесите до них, что малыша не нужно наказывать публично – ставить в угол перед всей группой, громко ругать. Такие действия обычно имеют обратный результат – малыш начнет кусаться еще сильнее и чаще, и делать это будет, чтобы вернуть себе авторитет в коллективе, а заодно выразить протест.

Ругая малыша дома, помните, что осуждать вы должны только поступок ребенка, а не его самого. Как бы вас ни переполняли негативные эмоции, не допускайте веских и обидных слов, не говорите, что ребенок плохой, вредный, злой. Он у вас — самый лучший, а вот его привычка кусаться — действительно плохая и вредная.

Постарайтесь добиваться от кусающегося ребенка извинений. После каждого инцидента он должен попросить у покусанного им человека прощения.

Самая частая причина, по которой ребенок кусается и щиплется,— накопление внутренней агрессии. Научите ребенка давай ей выход. Для этого поиграйте в ролевые игры. Разыграйте дома сценку на тему «Как я поведу себя, если у меня в садике отобрали игрушку» или «Что я сделаю, если другие дети не берут меня с собой играть?». Пусть ребенок воспроизводит сложные для себя ситуации, и «отыгрывает» другие возможные решения проблемы, которую он уже пробовал «на вкус».

Читайте также:  Рост и вес ребенка в 1 год 3 месяца

Что делать, если ребенок обижает других детей или кусается, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.


Посмотрите семинар А. Румянцевой, в котором объясняется порядок действий родителей, если их кусает ребенок.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

О маленьких “кусаках”. Теория и практика.

Одним из самых болезненных конфликтов в детских садах является кусание одним из малышей других детей. Болезненной эта ситуация является на всех уровнях: физическом, психологическом и социальном. С физическим уровнем понятно – это боль, следы от укусов.

Психологический аспект выражается не только в страхе укушенных детей идти в садик после укуса, но и в эмоциональном напряжении малыша, который кусается. Родители испытывают чувство жалости, возмущения, раздражения и стремятся защитить своих детей от укусов. С другой стороны, родители кусающегося малыша сначала испытывают чувство вины, сожаления и бессилия, а затем, по мере возрастания давления на них и на малыша, также начинают его защищать, испытывая при этом уже более негативные эмоции.

Этот конфликт является социальным, так как охватывает разные социальные группы: коллектив детского сада, представляющий собой систему воспитания и образования, детей, родителей и государственные институты гармоничного здорового развития. К сожалению, реальной помощи детям с теми или иными отклонениями в поведении садик оказать не в силе. Ведь для этого требуется индивидуальный подход и организация сопутствующей среды для коррекции поведения ребёнка, а в условиях старой системы образования и воспитания это, практически, невозможно. Воспитатель и нянечка на 20-25 малышей – как тут уследить, чтобы никого не укусили, ведь укус – это секундное дело. В идеальном варианте с таким ребёнком должен постоянно работать психолог, если таковой имеется в садике. И не просто забирать его к себе в кабинет несколько раз в неделю, а сопровождать ребёнка в группе и сразу же на месте корректировать его поведение. Если же таких детей по всему садику несколько, а психолог один, то можно на время коррекционной работы выделить отдельное помещение, дать в помощь психологу нянечку и изо дня в день заниматься с этими детишками. Это реальная возможность помочь таким детям адаптироваться и научиться взаимодействовать с другими детишками более гармоничными способами. Почему такой практики не наблюдается? Наша система образования и воспитания рассчитана на среднестатистического ребёнка, а для того, чтобы работать более индивидуально, необходимо увеличить количество воспитателей, психологов, логопедов, повышать зарплаты, обучать персонал и прочее.

В итоге, чаще всего ситуацию с кусающимся ребёнком решает «время» – ребёнок перестаёт кусаться после периода адаптации, взрослеет и начинает использовать более приемлемые способы защиты своего пространства.

Почему же дети кусаются? Что делать, если ребёнок начал кусаться в детском коллективе или дома? Попробуем в этом разобраться.

Ситуации, в которых один малыш кусает другого, очень разнообразны: от явного конфликта за игрушку до скрытой борьбы за внимание, за место в коллективе. За каждым укусом стоит реальная потребность ребёнка: потребность в защите своей территории, потребность в самоутверждении среди сверстников, потребность во внимании и прочее. Однако, далеко не все дети при удовлетворении своих потребностей используют такой «зубастый» способ.

Психологическое и физическое состояние матери во время беременности, роды, климат в семье, философия развития и воспитания малыша – от всех этих факторов зависит, насколько его психика будет целостной, стрессоустойчивой и здоровой.

Итак, основными факторами, которые снижают адаптационные ресурсы ребёнка, являются:

    стрессы, тревоги, болезни матери в период беременности;травмы при родах;«обеднённая» среда развития ребёнка в раннем возрасте: ребёнок лишён возможности получать необходимые ему раздражители, стимулы для гармоничного сенсорного развития;негативный климат в семье;психические травмы в раннем возрасте;принципы и методы воспитания, несоответствующие психотипу ребёнка.

Влияние одного или нескольких из этих факторов приводит к «трещинам» и «разрывам» на гладкой поверхности психики ребёнка. Адаптационный ресурс и потенциал ребёнка нарушается, что приводит к ограниченным возможностям при преодолении препятствий. Дети вынуждены преодолевать трудности с помощью тех уровней психики, которые остаются дееспособными. Самыми устойчивыми уровнями являются инстинктивные, которые проявляются как первичные эволюционные защитные функции: укусить, ущипнуть, потянуть за волосы.

Исходя из системно-векторного психоанализа В. К. Толкачёва можно предположить, что при травмированной психике ребенка такие реакции на препятствия, как: кусать, сосать палец, теребить губы – больше свойственны детям с оральным психотипом. Ведущей, наиболее чувствительной эрогенной зоной у таких детей являются губы и ротовая полость. В ситуациях психологического дискомфорта такой ребёнок будет рефлекторно, для снятия напряжения, использовать свой ведущий сенсорный орган: кусать, сосать палец, теребить или обкусывать губы, сосать соску, бутылочку, испытывать потребность постоянно что-то жевать, показывать язык, плеваться. Воспитание орального малыша с учётом его индивидуальных особенностей дает ему возможность использовать более гармоничные варианты для удовлетворения своих потребностей. Таких детей категорически нельзя наказывать, шлёпая по губам, необходимо давать им возможность кричать, петь, выговариваться, внимательно выслушивая их.

Способ снятия своего эмоционального напряжения через укус может войти в арсенал ребёнка и через подражание. Например, ребёнок смотрит мультфильм. Собачка, опасаясь за свою косточку, клацает зубами перед другой собачкой. Маленький ребёнок воспринимает мультик на уровне эмоций, а не на уровне смыслов. Эмоционально вживаясь в мультик, малыш невольно становится соучастником всех происходящих в нём действий. Он перенимает эмоцию страха, опасения, недоверия и следом за ней впитывает способ решения – укусить. Тот же механизм срабатывает, когда ребёнок начинает кусаться после того, как покусали его самого.

Читайте также:  Рост и вес ребенка в 13 лет

Для большего понимания, в чём состоит помощь такому ребёнку, приведу аналогию.

Энергия ребёнка, столкнувшегося с препятствием, подобна течению реки, на пути которой стоит камень. Каким образом река может взаимодействовать с камнем?

    Направиться в обход камню. По аналогии это – взять другую игрушку, сесть на другое свободное место, договориться играть вместе, по – очереди, подождать, найти себе новое занятие, новое общение, попросить помощи у взрослого. Река может попробовать побороться с камнем. Также и ребенок может начать сопротивляться препятствию. Например: отстоять игрушку силой, толкнуть, возмутиться. Нельзя вовсе сбрасывать силовой вариант со счетов, т. к. в некоторых случаях он может оказаться единственным, адекватным ситуации. И, во всяком случае, легкая потасовка по коммуникабельности стоит на более высоком уровне, чем кусание. Поэтому силовой вариант также должен быть в арсенале ребенка. Река сносит камень. Ребёнок направляет свою энергию на прямое устранение препятствия, физически сносит его, пользуясь деструктивными для других детей методами. В нашем примере – это укус. У такого ребёнка не хватает адаптационных ресурсов для реализации двух первых вариантов. Но для него он является единственно возможным в условиях травмированной психики и отсутствия навыков социального поведения.

Поэтому, основной целью работы с кусающимся ребёнком является не остановить поток его энергии, а вынудить ребёнка искать другие методы для преодоления «камня» и обучить его этим методам.

Каким образом это можно реализовать на практике?

    Для того, чтобы реакция «кусания» угасала, необходимо сразу после укуса или же в момент желания укусить (если вам удастся этот момент «поймать») закреплять у ребёнка отрицательные эмоции для того, чтобы в подсознании сформировалась связь: укус – неприятные ощущения. Таким образом, ребёнок будет вынужден искать другие варианты для преодоления препятствия. Задача не в том, чтобы запугать ребёнка, а в том, чтобы выработать негативную ассоциацию на укус. Технически это может быть сделано с помощью вкусовых раздражителей, техники «исчерпания» реакции до формирования негативного отношения к ней.

Формирование негативной реакции на укус через физическое наказание, шлёпанье ребёнка по губам, через укус его самого, через крик, постоянные нотации только усиливает стрессовое состояние ребенка. Особенно, если это делают родные ему люди. В таком состоянии ребёнку будет очень трудно выйти на новый уровень адаптации.

Само по себе строгое слово «нельзя» не решает проблему вашего ребёнка. Более того, ребёнок, которому перекрыли поток энергии, запретив кусаться, и при этом, не научив его другим вариантам её течения, копит всё это внутри себя. Это приводит к четвёртому варианту взаимодействия воды и камня когда вода не может ни обойти камень – барьер, ни сдвинуть его с места. Она накапливается и, в конце концов, может прорвать дамбу с огромной разрушительной силой. Этот же механизм применим и к ребёнку, которому выставили строгий запрет и не предоставили другой возможности выплеснуть энергию. «Прорыв дамбы» чреват более глубокими психологическими и психосоматическими нарушениями.Поэтому вместе с «нельзя» необходимо продемонстрировать ребенку «культурные» варианты преодоления встречающихся препятствий, а также обучить его, как можно протопать, прокричать, проиграть, проговорить свой внутренний дискомфорт и снять напряжение.

Психологи в таких случаях моделируют стрессовые ситуации, подобные тем, в которых ребёнок кусается, и сразу же в игре начинают обучать его действовать по-другому. В результате таких тренировок ребёнок постепенно адаптируется к конфликтным ситуациям, не слетая на инстинктивные защитные реакции.

В этот же период необходимо демонстрировать ребёнку другие варианты взаимодействия с детьми, обучать новым играм, новым умениям. Одной из самых больших трудностей при работе с такими детьми, является то, что вокруг ребёнка создаётся атмосфера негатива, напряжения, иногда даже «травли». Малыша постоянно ругают, делают замечания, просят, чтобы он так больше не делал, а то…Взрослым необходимо понять, что все эти действия они совершают от собственного бессилия, а не для того, чтобы реально помочь ребёнку.Наоборот, такому ребёнку нужно на время адаптации давать больше ласки, носить на ручках, целовать, давать больше приятных эмоционально окрашенных впечатлений, хвалить. Тогда кусаться ребёнок перестаёт намного быстрее. Это те моменты, которые может обеспечить малышу добрый, любящий воспитатель. В расслабленной, дружелюбной атмосфере степень психологического дискомфорта у ребёнка автоматически снижается и остаётся больше ресурсов для преодоления трудностей.

Дома необходимо давать ребёнку возможность выплеснуть невыработанную энергию, напряжение: покричать, покривляться, покидаться подушками, побороться и прочее. Если ребёнок начал кусаться при адаптации в садике, старайтесь забирать его пораньше, чтобы снизить психическую нагрузку.

Желаю нам всем понимания и терпения в этой непростой ситуации!

Ребёнок кусается в детском саду: советы психолога

Детский сад для ребенка – это первое серьезное испытание в жизни, первая ступень к взрослой жизни. Здесь он учится жить в коллективе, знакомится со сверстниками, познает навыки социального поведения. Однако есть дети, которым времяпровождение в детском саду дается с трудом. Одним из самых странных и обидных проявлений этого некомфортного поведения является привычка кусаться. Кусачесть нередко начинает проявляться еще дома, а в условиях детского садика достигает своего «апогея». Так почему же ребенок проявляет столь «животный» тип агрессии? Что движет им? Может он таким образом пытается завоевать свое «место под солнцем» или же такая реакция может иметь скрытый подтекст. Попробуем разобраться вместе.

Причины детской «кусачести»

Если привычка кусаться появляется до того, как ребенка отдают в детский сад, то это может говорить о неблагополучной обстановке в семье. Родителям следует присмотреться к себе и к тому, как они относятся к своему карапузу. В «тяжелой» семье ребенок постоянно подвергается стрессам, чувствует страх и даже ненависть.

Раннее детство вообще должно быть периодом положительных эмоций, ведь дети только начинают «присматриваться» к окружающей обстановке; самые первые впечатления – наиболее глубокие, чаще всего они остаются на всю жизнь и формируют личность человека. В некоторых религиях дети до года (или чуть больше) даже объявляются «безгрешными»; если исключить мистику, то в этом есть определенная доля правды.

Читайте также:  Методика раннего развития Марии Монтессори – развивающие занятия с детьми по специальной системе

И что происходит, если первыми впечатлениями маленького ребенка становятся злоба, агрессия, ругань и прочий негатив? Маленький человечек, естественно, пробует отвечать тем же. Вот так дети и начинают кусаться, а также драться и вообще набрасываться на людей.

Бывает, что внешне семья – вполне благополучная, даже любящая. Однако методы воспитания в ней специфические: ребенку постоянно все запрещают, часто наказывают за мелкие провинности и шалости (которых он порой сам еще не понимает и не осознает, за что именно его наказывают).

Такое отношение к себе малыш воспринимает точно так же, как и поведение окружающих в неблагополучной семье (в которой родители – алкоголики, наркоманы и т. д.), а иногда и сильнее, ведь он сталкивается с настоящим лицемерием – на словах родители как будто любят его, но на деле показывают обратное. Кусаться в такой обстановке ребенок начнет с не меньшей вероятностью.

Но бывают и «гиперактивные» дети, которых родители, наоборот, слишком сильно балуют. Очень маленький ребенок может кусаться, так сказать, инстинктивно, мать с отцом умиляются этому и позволяют ему кусаться дальше. Таким образом малыш выражает самые разные чувства, порой даже положительные, и со временем, если его не отучать, он не понимает, что укус – это больно. Неопытные родители, кстати, тоже могут не заметить, что у их ребеночка зубы уже окрепли и теперь укусить он может «по-настоящему». Подобный способ общения он переносит и в детский сад.


Обобщая причины детской «кусачести», можно выделить следующие:

  • Тяжелая атмосфера в семье
  • Реакция на боль или аллергические проявления
  • Обида или злость на кого-то из домочадцев или детей в коллективе
  • Много запретов
  • Неумение выражать свои чувства другим способом
  • Дурной пример сверстников
  • Излишняя активность, гиперактивность детей.

Но ребенок может не «принести» в садик привычку кусаться из дома, а сформировать ее уже находясь в детском коллективе. В данном случае дело состоит в том, что дети очень быстро друг у друга учатся, как хорошему, так и плохому. И кусаться чадо начинает под воздействием влияния сверстников.

Почему ребенок кусается в детском саду

Итак, ребенок пошел в садик и по каким-то причинам начал кусаться там. Делает он это либо потому, что «вышел из себя», либо просто потому, что избалован и не считает подобное поведение дурным.

В первом случае воспитатель может легко отреагировать, пообщавшись с ребенком, утешив его или похвалив за что-то хорошее. Во втором случае бороться с вредной привычкой сложнее. Кроме того, если родители само не понимают того, что ребенок ведет себя неподобающим образом, да еще могут высказать свои претензии воспитателю – мол, наш ребенок самый хороший, самый лучший и т. д. и имеет право вести себя так, как ему захочется, то проблема усугубляется. Помимо перевоспитания ребенка, приходится вести воспитательные беседы и с родителями.

Если разъяснительная беседа с родителями ребенка не помогает, свое слово могут сказать родители остальных детей в группе. Для этого пишется коллективное обращение к руководству детского сада с просьбой об исключении кусающегося ребенка из учреждения. Конечно, для исключения хулигана родителям нужно быть настойчивыми, ведь не всегда заведующая прислушивается к их мнению, но защитить свои малышей все родители имеют полное право. В определенных случаях помогает обращение в прокуратуру и органы опеки.

Когда привычка перерастает в болезнь

Если своевременно не бороться с данной вредной привычкой, впоследствии она может перерасти в полноценную болезнь. Это происходит по мере взросления ребенка. Можно сказать, что при поступлении в школу, кусающийся ребенок уже является психически больным.

С одной стороны, к началу первого учебного года он должен уже многое понимать, однако повзрослевший «малыш» продолжает кусаться. С другой стороны, сама «привычка» с возрастом только развивается, и в первые учебные годы из «кусаки» получится ущербная личность с девиантным поведением.

В это время бороться с «кусачеством», неконтролируемой агрессией и всеми остальными «прелестями» должны уже врачи – психиатр, невролог, детский психолог, — но даже для специалистов справиться с болезнью – задача непростая.

Одна из причин развития детской жестокости – уверенность ребенка в том, что ему все будет сходить с рук, ведь до сих пор окружающие только умилялись его шалостям.

Что делать, если ребенок кусается: советы психолога

Из всего вышесказанного понятно, что начинать бороться с привычкой кусаться нужно как можно раньше. При этом в воспитательном процессе должна быть строгость, но не раздражительность или озлобленность.

Прежде всего нужно прекратить умиляться и улыбаться, увидев, что малыш пускает в ход зубки. Следует приложить ладонь к его рту, как бы закрывая его, и объяснить, что кусаться нельзя.

Не стоит воспитывать в ребенке безвольность. Однако необходимо его научить отвечать на обиду другими способами, в первую очередь речевым. В этом малышу должны помогать и родители, и воспитатели.

Хорошим методом развития речи являются ролевые игры. Научившись отвечать словами, ребенок вскоре откажется от привычки кусаться и драться. В ролевых играх воспитатель (или родители, другие взрослые) разыгрывает с ребенком сценки, в которых он должен ответить отказом. Например – «тебя обидели», «у тебя отобрали игрушку», «ты испугался».

Если ребенок кусается в садике по причине того, что он перенервничал, его следует отвести в спальню, дать успокоиться и поговорить с ним. Но нельзя силой «запирать» ребенка в комнате и изолировать от окружающих – он должен чувствовать, что ему хотят помочь.

Если малыш кусается оттого, что ему страшно или он не уверен в себе, его нужно подбодрить, похвалить (но в разумных пределах, конечно), показать, что ничего страшного не произойдёт и для этого совсем не нужно кусаться. Бояться и нервничать он начинает, например, при переходе в другой садик, при появлении новой воспитательницы. Ко всему этому родители должны быть подготовлены заранее и по каждому случаю беседовать со своими детьми.

Читайте также:  Графический диктант по клеточкам для дошкольников

Родители должны понимать, что укусы ребенка в детском саду могут обернуться серьезными проблемами. Были случаи, когда одному ребенку пришлось накладывать швы после того, как его покусал товарищ по группе.

Может оказаться, что ребенка побуждает нервничать и кусаться неспокойная обстановка в самом детском саду.

В первую очередь это справедливо для муниципальных учреждений; хотя есть немало частных садиков, работа в которых организована далеко не лучшим образом. Государственных и муниципальных садов постоянно недостаточно, группы переполнены, а новые воспитатели приходят нечасто – не устраивают условия работы и зарплата.

Всё это приводит к тому, что вместо надлежащего воспитания и надзора дети получают либо агрессивные, чуть ли не «лагерные» порядки, либо, наоборот, халатность и безразличие – они предоставлены сами себе.

Стоит присмотреться к учреждению, которое посещает ребенок, и при необходимости перевести его в другой садик. Однако нежелательно ругаться и воевать с персоналом и руководством злополучного детского сада, поскольку работники и так напряжены.

Вместо заключения

Родителям нужно присмотреться и к самим себе. Все ли они делают правильно, не испытывает ли малыш какого-либо дискомфорта.

Нужно помнить, что ребенок в первые годы жизни активно подражает взрослым, учится у них буквально всему на свете. И, воспринимая окружающее некритично, нормой поведения признает именно те действия, которые наблюдает в своей семье.

Если родители ругаются, то и ребенок начнет ругаться, думая, что это хорошо и правильно, и винить его за это нельзя. Естественно, и баловать малыша не нужно: необходимая строгость со стороны родителей развивает у ребенка строгость к самому себе.

Грамотный подход к воспитанию приведет к тому, что ребенок раньше становится «взрослым» и быстрее и лучше начинает понимать, что делать можно и чего нельзя.

Что делать, если ребенок кусается: советы психолога
консультация по коррекционной педагогике

Консультация психолога для родителей

Скачать:

Вложение Размер
sayt_2_sentyabr.docx 24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Что делать, если ребенок кусается: советы психолога

Наши детки пробуют мир на вкус. И это правда, ведь рот, язык, имеющиеся на нем рецепторы – первые инструменты малыша, с помощью которых он узнает, как устроена жизнь. Именно поэтому крохи так любят тащить в рот все, что плохо лежит – от своих игрушек до взрослых предметов – очков, ключей и даже денег. Эту стадию развития проходят все без исключения. Но у многих ребят в определенном возрасте появляется еще одна неприятная привычка — кусаться или щипать окружающих. Малыш может покусать других детей на площадке или в детском саду, очень больно ущипнуть родственников или гостей, которые пришли в дом. Родителям стыдно, уговоры на ребенка не действуют. Что же делать в этой ситуации? Как отучить чадо пускать в ход ногти и зубы?

Почему он это делает?

Для начала нужно понять, почему ребенок поступает именно так.

  1. Физиологическая потребность кусаться. Наблюдается у детей в возрасте от 5 месяцев. Желание кусать и грызть вполне объяснимо – режутся зубки, чешутся и набухают десны, у крохи нет другого выхода, как тащить все в рот и прикусывать как можно сильнее. Это инстинктивное желание. Ребенок не отдает себе отчета в том, что он делает. Обычно «пик» зубных страданий длится до 9–11 месяцев.
  2. Эмоциональные проблемы. Примерно с 1 года чадо кусается вполне преднамеренно. Дело в том, что словарный запас крохи еще крайне мал, а чувств и эмоций хочется выразить не меньше, чем взрослому. Особенно в периоды стресса, ярких впечатлений. Поэтому малыш не находит другого выхода, как прибегнуть к привычному с рождения инструменту контакта с миром – рту.
  3. Поведенческие особенности . С полутора до 3-х лет малыш может кусаться из-за сильных стрессовых ситуаций. Типичный пример – смена обстановки, когда ребенок начинает посещать детский сад. Он испытывает на прочность границы разумного и допустимого и стремится держать ситуацию под контролем. Нередко он кусается в садике, потому что именно так пытается установить лидерство в коллективе ровесников.
  4. Психическое заболевание. Говорить о возможном наличии психиатрического диагноза можно только если ребенок продолжает кусаться в 4 года, 5 лет, в 6-7 летнем возрасте. В этом случае необходима консультация врача- психоневролога.

Кто кусается?

  • Дети – подражатели. Ребята, которым нравится копировать поведение окружающих. Кусаясь, они могут повторять действия кого-то из группы в детском саду или даже копировать манеры живущего у вас в доме щенка или котенка.
  • Излишне эмоциональные дети. Мальчики и девочки, которых переполняют чувства, но из-за недостаточной зрелости эмоциональной сферы они просто не могут выразить их как-то иначе.
  • Дети, которым не хватает внимания и любви. В попытке обратить на себя внимание, такие ребята нередко начинают кусаться и щипать. Причем, если рядом нет никого пригодного для этих действий, то нередко такой малыш кусает себя за руку сам.
  • Агрессивные дети. Если к 3 годам привычка кусаться не исчезла, несмотря на все старания родителей и воспитателей, это может говорить об отклонениях в развитии личности ребенка. У него высокий уровень агрессии. Требуется обязательная консультация врача, а затем – неукоснительное соблюдение комплекса корректирующих мер.
  • Дети с дефектами жевательных мышц. Непреодолимая тяга кусаться наблюдается у ребят со слабостью жевательных мышц. Такие малыши долго не могут расстаться с соской-пустышкой, а к 2 годам переключаются на другие объекты, но уже пускают в ход зубы.
  • Дети из «семей группы риска». Если в семье крик, брань, ссоры — явление нормальное и привычное, то малыш старается подсознательно «убежать» из такого «райского местечка». Он испытывает обиду, недоумение, страх, а часто и ненависть. Кусаться может начать в качестве защиты, не умея распознать свои чувства и найти им адекватный выход.
  • Избалованные дети. Они привыкли, что любая выходка сходит с рук, так почему бы не кусаться?
  • Дети, которым все запрещают. Если дома и то нельзя, и это нельзя, и вообще слово «нельзя» звучит чаще других, дети начинают протестовать. Кусаясь и щипая других, они как бы пытаются вырваться из слишком жестких рамок, установленных им извне.
  • Дети, которым не хватает физической активности. Если двигаться получается меньше, чем хочется, то потребность кусаться становится частично физиологической.
  • Дети, которым просто нравится кусаться.

Как бороться?

Способ борьбы с вредной и травмоопасной привычкой напрямую зависит от причин, по которым ребенок начал кусаться.

Если лезут зубки у грудного ребенка – купите ему силиконовые кольца — прорезыватели или специальные игрушки с «пупырышками» для массажа десен. Они продаются в аптеках и детских магазинах. Помогают гели, вроде «Метрогила». Но перед применением медикаментов лучше посоветоваться с врачом.

Если при кормлении грудью вы замечаете, что ребенок начал «хулиганить» — кусаться намеренно, сразу отнимайте грудь. Так у него выработается рефлекс «укусил – лишился пищи». Кусаться он перестанет довольно быстро, ведь даже самый маленький ребенок сам себе не враг, и прекрасно понимает, что ему нужно на самом деле для комфортной жизни.

Для ребят постарше неплохо будет увеличить физическую активность. Займитесь зарядкой, гимнастикой, отдайте малыша в секцию по плаванию.

Эмоциональным детям нужно планомерно каждый день «вкладывать в голову» мысль о том, что чувства можно и нужно проговаривать. Пусть с самого раннего возраста учится выражать свои эмоции словами: «Мне страшно», «Мне обидно», «Мне нравится эта игрушка, потому что она…», «Мне не хочется идти в гости, потому что…».

Если у ребенка слабые жевательные мышцы, и кусается он, как говорится, не со зла, справиться с ситуацией поможет употребление твердой пищи – чаще давайте малышу погрызть яблоко, сырую морковь, капустную кочерыжку. Отличное упражнение для жевательных мышц — надувание воздушных шариков и мыльных пузырей.

С детьми из так называемых «конфликтных» семей желательно поработать психологу. И, конечно, важно устранить все негативные факторы, которые заставляют малыша переживать стресс и копить агрессию.

Советы психолога

Часто можно услышать такой совет «А укусите, его в ответ. Пусть прочувствует!». Делать этого категорически нельзя. Во-первых, малыш может воспринять это как игру, и начать кусаться с удвоенной силой. А во-вторых, он же берет со взрослых пример, и если маме можно кусаться, то почему же нельзя и крохе?

Задача родителей – как можно быстрее начать пресекать укусы и щипки со стороны ребенка. Для деток более осмысленных, нежели груднички, подойдет метод «Контакт глаза-в-глаза». Присядьте на корточки, чтобы ваши глаза оказались на уровне глаз малыша. Установите зрительный контакт и твердо, но без злобы, скажите чаду: «Так. Делать. Нельзя. Никогда. Ни с кем» Если малыш попробует кусаться снова, просто лишите его зрительного контакта. Не смотрите на него, как бы он не старался обратить на себя внимание, покажите, что вам неприятно общаться с кусакой.

Если ребенок освоил искусство манипуляции (обычно это происходит в 1,5–2 года) и шантажирует родителей с помощью укусов, пресекайте подобное на корню. С маленьким террористом не стоит вступать в договорные отношения.

Впечатлительным детям будет не очень приятно, если в момент укуса мы громко вскрикните. Добейтесь, чтобы они потом сами же пожалели вас, потому что вам больно. Не стесняйтесь описывать малышу свои неприятные ощущения, связанные с укусом или щипком.

Если кроха дома – ангел во плоти, а в детском саду прекращается в забияку и кусается, поговорите с его воспитателями. Донесите до них, что малыша не нужно наказывать публично – ставить в угол перед всей группой, громко ругать. Такие действия обычно имеют обратный результат – малыш начнет кусаться еще сильнее и чаще, и делать это будет, чтобы вернуть себе авторитет в коллективе, а заодно выразить протест.

Ругая малыша дома, помните, что осуждать вы должны только поступок ребенка, а не его самого. Как бы вас ни переполняли негативные эмоции, не допускайте веских и обидных слов, не говорите, что ребенок плохой, вредный, злой. Он у вас — самый лучший, а вот его привычка кусаться — действительно плохая и вредная.

Постарайтесь добиваться от кусающегося ребенка извинений. После каждого инцидента он должен попросить у покусанного им человека прощения.

Самая частая причина, по которой ребенок кусается и щиплется,— накопление внутренней агрессии. Научите ребенка давай ей выход . Для этого поиграйте в ролевые игры. Разыграйте дома сценку на тему «Как я поведу себя, если у меня в садике отобрали игрушку» или «Что я сделаю, если другие дети не берут меня с собой играть?». Пусть ребенок воспроизводит сложные для себя ситуации, и «отыгрывает» другие возможные решения проблемы, которую он уже пробовал «на вкус».

Что делать, если ребенок кусается: советы психолога

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Педиатры и психологи делят причины, по которым дети кусаются, на физиологические и психологические.

Статья:

Часто осознанно или неосознанно дети причиняют боль окружающим: товарищам по играм, родителям, воспитателям. Многие из них делают это через укусы. У малышей до года такое поведение вызвано физиологической необходимостью снять зуд десен от прорезывания зубов, а вот ребята постарше могут поступать так вполне обдуманно, пытаясь добиться своего или обращая на себя внимание. В том и другом случаях следует пресекать любые попытки укусов, иначе это войдет в привычку и обернется сложностями в посещении детского сада и общении со сверстниками.

Почему ребенок кусается

Педиатры и психологи делят причины, по которым дети кусаются, на физиологические и психологические. Чем старше ребенок, тем более осознанными становятся его действия. Например, малыш до года не станет причинять боль осознанно. Скорее всего, его что-то беспокоит и так он дает понять, что не все в порядке.

Наиболее частые причины:

  1. С 5 месяцев, а у некоторых деток и того раньше, начинают набухать десны и резаться зубы. Этот процесс сопровождается сильным зудом и болью. Облегчая свои страдания, кроха тянет в рот и прикусывает все, что попадает ему в руки, будь то игрушка или мамин палец. Такие действия следует сразу пресекать, ведь необходимость легко перерастает во вредные привычки, то есть дискомфорт уйдет, а привычка кусаться останется.
  2. Если у малыша в возрасте 1.5-2 лет все зубы уже вылезли, а кусаться он так и не перестал, следует подумать над причинами эмоционального характера. В этом возрасте делает он это уже осознанно, пытаясь таким образом обратить на себя внимание. Эмоций у 2-летнего малыша очень много, они буквально переполняют его, а вот словарный запас еще маленький, рассказать о своих чувствах ему не под силу. Кусаясь, он либо пытается обратить на себя внимание, либо выражает досаду и злость, что взрослые не понимают его. А может быть, так он снимает напряжение за день. Бывает, что малыш укусил не потому, что хотел причинить боль, а потому что не сдержал эмоций.
  3. Некоторые ребята в 2 года начинают посещать детский сад. Забирая малыша домой, можно услышать от воспитателя жалобы, что он кусал согруппников, возможно, даже самого воспитателя. Так проявляется стресс от смены обстановки и от расставания с мамой, протест на действия взрослых или это такой своеобразный способ дать отпор другим детям, которые пытаются забрать его игрушки или обидеть.
  4. В 3 года ребенок пытается проявлять свои лидерские качества, отстоять мнение, добиться желаемого. Не умея справляться с агрессией, когда что-то не получается или кто-то не выполняет его просьбы и требования, малыш причиняет боль тому, кто, по его мнению, в этом виноват. Ребенок может кусаться, драться, кидать игрушки и другие предметы.

Существуют и более серьезные причины, по которым кусаются малыши старше 2-3 лет: низкая социальная адаптация, педагогическая запущенность, неразвитая способность контролировать эмоции, возможны неврологические проблемы (неразвитость речи, неуравновешенность, головные боли, страхи).

Если ребенок продолжает кусаться в 4-5 лет или в более старшем возрасте, говорят уже о психологических нарушениях. Заметно не только агрессивное поведение, проявляющееся стремлением причинить боль ближним или самому себе, но и другие отклонения в развитии. В таких случаях необходима консультация психолога и лечение.

Что делать, когда ребенок кусается

Доктор Комаровский обращает внимание, что кусаться пытаются почти все дети. Но одним достаточно строго сказать, что так делать нельзя, и малыш перестает, у других это перерастает в привычку, и тогда приходится целенаправленно отучать. Принимать меры по коррекции желательно после того, как выяснена причина, вызвавшая такое поведение.

Малыши до 1 года

Если речь идет о маленьких детках до года, то причина чаще всего в прорезывании зубов. Помогут специальные игрушки-прорезыватели, выполненные из безопасных материалов и наполненные гелем. Такие игрушки можно слегка охлаждать, что приносит наибольшее облегчение. Если боль и зуд ребенок переносит очень плохо, капризничает, тянет в рот любой попавшийся ему предмет и с остервенением грызет его, стоит посоветоваться с педиатром по поводу применения медицинских препаратов с охлаждающим и обезболивающим эффектом: калгель, кармолис, холисал и другие.

Если ребенок кусается во время кормления, сразу же нужно отнять его от груди, твердым, но спокойным голосом сказать, что маме больно, что кусаться нельзя. Снова продолжить кормление лучше не сразу, а минуты через 2-3. Если прикусывания повторятся, грудь снова убирают на чуть большее время. Если грудное молоко уже не является основной пищей и мама знает, что кроха сыт, то после укусов грудь можно вовсе не давать до следующего кормления.

Важно: Иногда дети кусаются непроизвольно во время игры, еды или во сне из-за слабости жевательных мышц. Мышцы следует развивать, давая грызть яблоки или морковь, учить надувать воздушные шарики и пускать мыльные пузыри.

Дети 1.5-2 лет

В этом возрасте ребенок, кусаясь, проявляет свои эмоции или пытается чего-то добиться. Эмоциональный всплеск выражен бурными реакциями, размахиванием руками, визжанием, после всего этого как завершающий аккорд следует укус. Иногда и родители, не умея сдержать свои эмоции, могут прикусить ножку или бочок малыша, играя с ним. Ребенок тоже хочет показать свою любовь и тоже прикусывает, только вот силу рассчитать он еще не может, получается очень больно. Когда мама начинает ругать кроху, он удивляется и обижается, ведь он сделал, как взрослые. Изначально ребенка следует учить выражать эмоции правильно, демонстрируя, как это делается: обнять и прижать к себе, поцеловать, попрыгать от радости, похлопать в ладошки.

Кусаться ребенок может, привлекая к себе внимание. Когда малыш несколько раз зовет маму, а мама никак на него не реагирует, разговаривая по телефону или с подругами на улице, пытаясь быстрее выполнить дела по дому, ребенок подходит и прикусывает ее. Реакция следует незамедлительно. Цель достигнута, мама оставила дела и заметила его. Несмотря на то, что ребенка отругали, скорее всего, в следующий раз, когда он не будет услышан, он поступит точно так же.

Если выяснилось, что, кусаясь, ребенок проявляет агрессию, следует пересмотреть свой стиль поведения и воспитания, отношений в семье. В этом случае укусами детки также ищут выход скопившейся энергии, только уже отрицательной. Возможно, существуют какие-то семейные неурядицы. Конечно, совсем семейных ссор избежать сложно, но выяснять отношения лучше спокойным тоном и без ребенка. Крики и ругань дорогих малышу людей провоцируют у него негативные эмоции. Вполне возможно, что завтра он укусит виновника ссоры, как он думает.

Часто агрессия проявляется из-за ревности. Если в семье появился младший ребенок, поведение старшего меняется достаточно резко. Внимание родителей теперь поделено, иногда он и вовсе отходит на второй план, а вся забота достается новорожденному. Маленький ревнивец может покусать не только маму и папу, перепадет также брату или сестре.

С малышом следует поговорить, как со взрослым, объяснить, что он тоже был такой маленький и тоже требовал чуть больше заботы и внимания, чем сейчас. Ухаживать за новым членом семьи вполне можно, привлекая старшего ребенка, доверяя ему помощь в купании и пеленании, прогулках и кормлении. И конечно, стараться не обделять его вниманием, откликаясь на просьбы.

Важно: Если удалось выяснить, что ребенок кусается, пытаясь получить желаемое, такое поведение следует сразу пресекать. Уступать нельзя ни в коем случае, иначе закрепится понимание, что, причиняя боль, можно получить то, что ранее было запрещено.

Детские укусы в 2-3 года

Если ребенок кусается в 2-3 года и старше, делает это он уже осознанно. Следует проанализировать обстановку, в которой растет малыш, что его может беспокоить: домашние ссоры, агрессия со стороны взрослых или детей. Возможно, ребенку некомфортно в шумном коллективе детского сада, он скучает по родителям, привлекает к себе внимание или выражает таким образом протест.

Конечно, найти причину достаточно сложно, так как ребенок или не говорит, или говорит плохо, не умеет выразить словами свои чувства и эмоции, объяснить, что его тревожит. Следует постараться создать атмосферу максимального психологического комфорта.

Выплеснуть негативную энергию помогут так называемые действия-замещения. Вместо укусов и ударов нужно предложить ребенку что-то полезное: попинать или покидать мяч, выкопать глубокую ямку в песочнице, самому раскачаться на качелях или просто побегать по детской площадке. Еще лучше отдать ребенка в спортивную секцию, на некоторые из них ребят записывают уже с 2 лет. Подойдет плавание или футбол, гимнастика, ролики и прочее.

Если ребенок кусается в детском коллективе

Зная о том, что ребенок может укусить, в детском коллективе (на детской площадке, в гостях, в детском саду) родителям следует быть особенно внимательными и пресекать любую попытку укусить товарища по играм. Когда возникает конфликт, который грозит закончиться укусами, кроху лучше увести из компании и переключить его внимание на что-то другое.

Если не удалось уследить, и малыш все-таки кого-то укусил, нужно взывать к жалости говоря о том, что товарищу больно, он плачет, не будет с ним больше играть. Необходимо учить просить прощения за свои поступки. Ребенка желательно увести домой, объяснив ему, что это наказание за плохой поступок.

Если малыш кусается в детском саду, важно выяснить причину, почему так происходит. Кусает он кого-то конкретно или же всех детей подряд. Возможно, так он хотел наказать обидчика, который забрал игрушку или толкнул его, привлекал к себе внимание товарища, который играл с другим ребенком. Родителям сложно понять причину в этом случае, ведь они не находятся рядом. Следует подключать воспитателей и психологов, а дома говорить с малышом, объясняя неприемлемость его поведения.

Важно акцентировать внимание, что кусаются только животные, а он человек. Как будет выглядеть, например, мама, если в магазине тетя нечаянно толкнет ее, а она в ответ укусит? Наверное, было бы стыдно за такой поступок мамы? Это важно: не за маму, а за ее поступок.

Психологи советуют проигрывать ситуации дома. Кукла и зайка поссорились, но ведь они уже взрослые и кусать друг друга не станут, лучше просто разойдутся в разные стороны. Волчонок не дает тигренку игрушку, но это не страшно, он наиграется и сам оставит игрушку.

Очень эффективными считаются «терапевтические сказки». Найти такую сказку несложно, но легче придумать самим, подстроив ее под ситуацию. Подойдет история про очень кусачего щенка, с которым никто не хотел играть. Когда он остался совсем один, то понял, что вел себя неправильно. Как только щенок перестал кусаться, у него появилось множество друзей, с которыми так весело играть.

Как отучить ребенка кусаться, если это стало привычкой

Первый укус предугадать сложно, но от реакции родителей зависит последующее поведение малыша. Первая реакция, как правило, – шлепнуть по губам. Следует воздержаться от этого, лучше просто поднести раскрытую ладонь ко рту ребенка и строго, но спокойно, без крика сказать: «Кусаться нельзя, мне больно». После этого можно тихонько отстранить от себя кусаку и игнорировать его пару минут.

Если это произошло во время игры, то игру прекращают, родитель спокойно встает и отходит, начинает заниматься своими делами. Как правило, таких действий бывает достаточно, чтобы малыш понял, что сделал что-то, что маме или папе очень неприятно. Когда он подойдет, отталкивать его не нужно, нужно присесть, чтобы глаза оказались на уровне глаз ребенка и сказать твердым и спокойным тоном, что не разрешаете кусать себя.

Если укусы будут повторяться, то по возможности действия малыша следует пресекать, подставляя раскрытую ладонь ко рту и повторяя, что кусаться нельзя. Ребенок должен понимать, что причинил боль. Но в крайности тоже не стоит впадать: громко кричать от боли, плакать взахлеб. Некоторые малыши, понимая, что родитель притворяется, начинают смеяться, воспринимая это как игру, и эффект получается обратным.

Не стоит оставлять проблему без внимания и думать, что ребенок перерастет, если в 4-5 лет он продолжает кусаться. Такое поведение грозит вылиться в неконтролируемое и плохо поддающееся коррекции. Возможно, имеет место синдром дефицита внимания и гиперактивности, который сложно распознать в раннем возрасте. Лучше проконсультироваться со специалистом, психологом или неврологом, по поводу дальнейших действий родителей.

Что делать нельзя

Когда у малыша появляются зубки, кусается он очень больно, и первой реакцией родителя бывает шлепок по губам или по попе. Взрослый человек потому и считается взрослым, что умеет сдерживаться, не идет на поводу у первых чувств и эмоций. Кроме того, замечено, что такие действия не имеют ожидаемого эффекта, ребенок продолжает кусаться. При этом у него может появиться и закрепиться понимание, что проблему можно решить таким способом – ударить. И вместо укуса в следующий раз последует удар обидчика.

Некоторые мамы советуют укусить или ущипнуть ребенка в ответ, чтобы он почувствовал то, что чувствуют другие от его укусов. Но психологи не советуют это делать, лучше сказать, что маме или папе больно так же, как было больно ему, когда он упал или ударился. Мама его тогда пожалела, почему же он не жалеет, а делает больно? Кроме того, задача – отучить кусаться, а получается, что родитель противоречит своим же словам.

Ссылка на основную публикацию