Бумага для пастели: особенности выбора

На какой бумаге рисовать пастелью?

Художникам, осваивающим такую технику рисования, как пастель, важно учитывать многочисленные нюансы при выборе инструментов, предельно внимательно следить за качеством растушевки и плавностью линий. Только так работа получится без единого огреха.

Очень важна подходящая «основа», ведь от того, какая бумага подобрана для масляной пастели или рисунков, созданных при помощи мелков, зависит насыщенность оттенков и плавность цветовых переходов.

Какая бумага нужна для пастели, мы расскажем ниже.

Пару слово о технике

Пастель – уникальный способ рисования. Он предполагает нанесение на поверхность набросков, эскиза и завершающих штрихов цветными сухими мелками, масляными или восковыми.

Рисунки, выполненные в этой технике, достаточно выразительны благодаря ярким цветам и плавным линиям.

Чтобы добиться нужного эффекта, нужно не только решить, на какой бумаге рисовать пастелью, но и подобрать подходящий тип мелка:

  • сухие: они состоят из пигмента и связующих компонентов – декстрина и гуммиарабики. Их лучше использовать опытным художникам, поскольку работа с сухими мелками достаточно щепетильна;
  • масляная: она содержит льняное масло и воск, что облегчает ее нанесение на бумагу. По сравнению с сухой пастелью она менее прихотлива. Подойдет для начинающих художников;
  • восковая: она изготавливается с добавлением воска. Этот материал имеет насыщенный оттенок и плотную фактуру. Его считают оптимальным для детского творчества, поскольку с ним комфортно работать, он не растекается и не содержит вредных компонентов.

Подбирайте материал для создания рисунков, исходя из уровня подготовки и той картины, которую вы ожидаете увидеть. Если ваша цель – рисунки с четкими линиями и насыщенными оттенками, то выбирайте материал с примесью воска или масла. Во всех остальных случаях стоит научиться работать с сухими мелками.

Цвет основы

Теперь переходим к вопросу, на какой бумаге рисовать пастелью начинающему художнику.

Первый аспект, на который стоит обратить внимание, – оттенок основы. От этого зависит результат. Мастера при выборе цвета полотна рекомендуют придерживаться четырех принципов:

  • откажитесь от оттенка, совпадающего с основной гаммой рисунка, иначе картина будет напоминать размытое пятно. Лучше сыграть на контрастах;
  • помните, что цвет бумаги делает более насыщенными и выразительными «родственные» оттенки. Например, на голубом фоне более заметными станут бирюзовые или синие линии, а на красной – бордовые или розовые;
  • на бумаге в нейтральном оттенке (бежевый, слоновая кость) как темные, так и светлые цвета смотрятся одинаково насыщенно;
  • белая бумага для масляной пастели – ошибочное решение, поскольку отдельные фрагменты фона придется долго закрашивать. Единственное исключение из правил – художественный замысел мастера, предусматривающий наличие на полотне белых пятен.

Перед выбором оттенка фона тщательно обдумайте, какие цвета вы будете использовать при написании картины.

Техники окрашивания бумаги

Прежде чем приступить к основной части работы – созданию эскиза, основу нужно затонировать. Для этого художники используют различные подручные материалы: пакетики зеленого и черного чая, кофе. Эти компоненты добавляют в воду, затем раствор при помощи кисти переносят на бумагу.

Учтите, что от оттенка раствора для тонирования и сорта чая или кофе зависит цвет «подложки» и, соответственно, финальный результат.

Фактура

Вторая важная характеристика – фактура основы. Она может быть любой, от бархатистой до зернистой. Рассмотрим подробнее каждый вариант.

  1. Велюровая: ее поверхность напоминает мягкую благородную материю – бархат. Выпускается в рулонах разного цвета.
  2. Sansfix: она похожа на бумагу, предназначенную для заметок. Выпускается в нейтральных тонах. Ее оценят новички, которые путем проб и ошибок осваивают новую технику рисования, т.е. «набивают руку». Еще один бонус при работе с Sansfix – не нужен закрепитель, поскольку рисунок не требует дополнительной обработки.
  3. Песочная: ее альтернативное название – наждачная. Она плотная, практичная, имеет шероховатую поверхность. При ее изготовлении используются яркие пигменты, которые со временем могут выгорать на солнце или менять оттенок из-за воздействия влаги. Эти тонкости желательно учесть, чтобы сохранить картинку в первозданном состоянии как можно дольше.
  4. Cabinet: полотно с зернистой поверхностью, плотное и жесткое. Рекомендуется для создания масштабных полотен.
  5. Акварельная: ее получают путем горячей прессовки, у нее мелкозернистая поверхность. Она плотная, устойчивая к воздействию прямых ультрафиолетовых лучей.

Какая бумага для пастели идеальна именно для вас, зависит от творческого замысла и опыта работы с сухими, масляными или восковыми мелками.

В любом случае, чтобы иметь представление об особенностях велюровой или акварельной основы, нужно поработать с ними хотя бы два-три раза.

Состав и технологии производства

Подбирая основу для будущей картины, желательно изучить состав полотна и особенности технологии, задействованной в ходе производства.

В профильных магазинах можно найти бумагу для масляной пастели, изготовленную из хлопковых волокон. Она прочная, не впитывает влагу и сохраняет истинный цвет пигмента в течение длительного времени.

Есть бумага, состоящая на 50% из хлопка и на 50% из бамбукового волокна. У нее пористая структура и характерный желтоватый оттенок. Используя этот материал, нужно позаботиться о том, чтобы в помещении, где хранится эскиз, был оптимальный уровень температуры и влажности, иначе краски «поплывут» или изменят оттенок на пару тонов.

Читайте также:  Рост и вес мальчика в 11 месяцев

Еще один вариант состава – 10% хлопка и 90% бамбукового волокна. Такая основа считается идеальной для рисунков, для создания которых применяются смешанные техники. Из-за того, что у бумаги фактурная поверхность, изображение смотрится выразительно и ярко.

Некоторые производители предлагают продукцию на основе целлюлозы (100%). По внешнему виду и качеству она не уступает изделиям из хлопка, при этом сохраняет не только яркость оттенков, но и форму.

Что касается технологий изготовления, то самой популярной считается печать на цилиндрической машине, сходная с ручным литьем. Благодаря применению уникальных методов изготовления мы получаем полотна, которые не деформируются со временем, сохраняют цвет пигмента, устойчивы к воздействию влаги и прямых ультрафиолетовых лучей.

Обзор продукции разных брендов

С особенностями состава, производства и фактурой мы разобрались, теперь пару слов о продукции различных брендов, представленных на рынке.

  1. Colorfix: акварельная бумага от производителя из Нидерландов – Old Holland. Для ее изготовления используется метод горячей прессовки – благодаря нему получается основа с мелкой зернистостью. Этот продукт выпускается в 16 различных оттенках.
  2. Elle Erre: фактурная основа итальянского бренда Fabriano. Она состоит из целлюлозы, имеет специальную склейку. За счет этого краски не окисляются и сохраняют первоначальный оттенок в течение нескольких лет. Этот вариант подходит для многослойных рисунков, созданных при помощи масляной пастели.
  3. Tiziano: изготавливается на фабрике Fabriano. Она имеет фактурную поверхность, из-за этого рисунки получаются выразительными, а растушеванные линии – объемными и воздушными. В составе полотна нет окислителей и других примесей, поэтому пигмент красок не изменяется со временем.
  4. Daller: продукт компании Rowney. Это отличный вариант для тех, кто экспериментирует с различными техниками, постоянно смешивает краски, чтобы получить новые оттенки и перенести их на полотно. Мягкая и фактурная бумага Daller позволит реализовать творческие замыслы и при этом сделать линии более четкими и объемными, а тона – глубокими и насыщенными.
  5. Etival: этот бренд принадлежит компании Clairefontaine. Бумага состоит на 45% из хлопка и на 55% из синтетических волокон. Ее текстура напоминает миниатюрные пчелиные соты, но при этом масляная или восковая пастель ложится на ее поверхность без единого изъяна. Бумага выпускается как в ярких оттенках, так и в нейтральных.
  6. Arches: производится компанией Canson. В ее основе – натуральный хлопок. Для склейки используется специальный состав на основе желатина, позволяющий сохранить цвет пигмента и предотвращающий его высыхание. Это плотная бумага с зернистой поверхностью, устойчивая к деформации.
  7. Disegno: еще один продукт от итальянского производителя Fabriano. Состоит из хлопка и синтетических волокон. Кислоты и другие примеси отсутствуют. Эта бумага прекрасно сохраняет истинный оттенок пигмента, не выгорает на солнце и не деформируется со временем.

Это только малая часть товаров от производителей бумаги из Италии, Франции, Нидерландов, которые можно найти в профильных магазинах. Не поленитесь потратить немного времени, чтобы изучить их характеристики и испытать пару образцов на практике.

Подбор бумаги для пастели (сухой, масляной или восковой) – процесс, требующий максимального внимания к деталям.

Чтобы выбор основы оказался правильным, нужно обратить внимание на состав полотна, технологию производства, начальный оттенок полотна, фактуру. Также нужно знать оптимальные условия хранения той или иной бумаги. Особенно важен требуемый уровень температуры и влажности.

Бумага для пастели: особенности выбора

  • Что это такое?
  • Виды
    • Форматы
    • Цвета
    • Фактуры
  • Как выбрать?
  • Полезные советы

Никакие потрясающие художественные умения не позволят создать шедевр, если для этого нет необходимых условий. В процессе рисования важны малейшие детали, а уж рисовальные принадлежности, среди которых и бумага, играют определяющую роль.

Пастель долгое время не воспринималась серьезными художниками в качестве инструмента для настоящего творчества – они использовали ее исключительно для наброски эскизов. Сегодня это вещество получило широчайшее распространение среди любителей рисования благодаря многообразию разновидностей, красивым и насыщенным цветам, а также – благодаря удобству изображения.

Пастельные мелки очень удобны и для маленьких детей, поскольку те не всегда могут правильно держать в руках карандаш или кисть, но при помощи мелка, пишущего со всех сторон, уже способны рисовать осмысленные вещи. Однако без правильно подобранной бумаги даже самый хороший мелок окажется разочарованием для родителей и ребенка.

Что это такое?

Бумага для пастели по своему составу мало отличается от других разновидностей этого же материала, но вот другие ее характеристики определяют узкую ориентированность именно на мелки. Для того чтобы правильно выбрать пастельную бумагу, нужно немного больше понимать свойства мелков.

В первую очередь мелок – вещество сухое и сыпучее. В отличие от красок его следы не впитываются в бумагу, оставаясь только на ее поверхности. Существуют и более мягкие разновидности, в которых связующим веществом выступает масло. Его там довольно много, и оно способно довольно уверенно обеспечивать сцепление с основой, однако для маленьких детей его покупают сравнительно редко из-за высокой маркости подобного подарка.

Читайте также:  Рост и вес девочки в 7 месяцев

Получается что нужно каким-то образом повысить сцепление пигмента с основой, и сделать это призвана именно бумага. Гладких разновидностей бумажной продукции для пастели не существует – она бывает исключительно фактурной. В качестве альтернативы иногда допускается также использование акварельной бумаги.

Логично, что пастельная бумага должна обладать довольно высокой плотностью. Если мелок относится к сухому типу, то довольно резкие движения им могут повредить слишком тонкую основу. Что же касается масляных составов, то они априори требуют достаточно плотного основания, чтобы не протекать через него.

Нельзя забывать и о том, что при рисовании пастелью нередко используется техника растушевки, которая тоже выдвигает требования касательно высокой плотности холста.

Наконец, в отличие от многих других рисовальных инструментов пастельные рисунки лучше смотрятся на бумаге небелого цвета. Основные оттенки, безусловно, выглядят ярче именно на белой основе, однако светлые тона пастели на таком фоне смотрятся крайне блекло. В связи с этим пастельную бумагу обычно тонируют еще в процессе производства.

Новичкам советуют отдавать предпочтение серой и светло-серой бумаге, профессионалы же способны для каждого отдельного рисунка подбирать специальный фон, отталкиваясь от особенностей задуманного.

Современная бумажная промышленность предлагает на выбор художникам огромный ассортимент продукции для каждого отдельного способа рисования, но именно пастельная бумага отличается максимальным многообразием вариантов. Определиться с выбором можно, отталкиваясь сразу от нескольких критериев.

Форматы

Для детей и новичков пастельная бумага выпускается листами стандартных форматов как поштучно, так и в виде альбомов или блокнотов с отклеивающимися листами. Наиболее распространенным форматом, широко используемым и в общеобразовательных школах, является всем известный А4, однако для серьезных художественных потребностей может понадобиться более крупный размер – например, А3 или даже А2.

Пастельная бумага продается также и в рулонах, привлекая потребителя возможностью сэкономить на оптовой покупке. У такого решения может быть несколько недостатков. В первую очередь нужно уметь резать такой рулон аккуратно и при минимуме бесполезных отходов. Кроме того, порезанная бумага из рулона нередко сохраняет полукруглую форму, что не очень удобно для рисования.

Цвета

Вопреки тому, что белая бумага считается не самым удачным выбором для пастели, для любителей этой рисовальной принадлежности доступен выбор основ всех возможных цветов. Большой популярностью традиционно пользуются не самые броские цвета: тонированная бумага обычно выпускается черной или в разных оттенках серого.

Цветная бумага также встречается, но цвета ее обычно неброские, чтобы не мешать восприятию собственно рисунка. Расцвеченные альбомы обычно продаются сразу набором разных оттенков.

Профессиональные художники нередко предпочитают не искать лист нужного оттенка, а самостоятельно окрасить его, особенно если в качестве оригинала используется простая белая бумага.

Фактуры

Отдельным моментом при выборе пастельной бумаги является подбор необходимой фактуры, от которой напрямую зависит специфика готового результата. В целом можно выделить четыре основные разновидности фактур.

  • Энгр. Наименее плотная разновидность основ среди всех, что подходят для пастели, – даже акварельная бумага тоньше нее. На поверхности такой основы четко видны объемные линии, представляющие собой сетку, приближенную к квадратикам и прямоугольникам по форме.

  • Ячейки. Более плотная и качественная структура, у которой рельефным элементом оказывается не сетка, разделяющая фрагменты, а сами ячейки. В лучших образцах такие ячейки способствуют более качественному удержанию пигмента на поверхности, а готовый рисунок покрыт мелкими равномерными точками цвета основы, что добавляет шедевру шарма.

  • Наждачная фактура. Сомнительно, что такой бумагой можно было бы шкурить поверхности, однако внешне она выглядит очень похоже на свою абразивную родственницу. На поверхности заметна ярко выраженная зернистость, благодаря которой пигмент прекрасно цепляется за такую бумагу. Эта разновидность обычно считается профессиональной и выпускается только в больших форматах.

  • Бархат. Этот вариант, наоборот, имеет мягкую текстуру, которая достигается сравнительно небольшой густотой волокон в верхнем слое. Между такими свободными волокнами прекрасно удерживается пигмент, поэтому такая разновидность бумаги тоже пользуется большой популярностью. Подобные основы обычно обладают довольно высокой плотностью, поэтому на них можно применять технику растушевывания (в случае отсутствия самого густого ворса). В целом именно бархатная бумага обычно используется для имитации живописи.

Как выбрать?

Большое разнообразие представленных на рынке видов бумаги для пастели позволяет профессионалам подобрать оптимальное решение, однако неопытных потребителей оно только запутывает. Прежде чем идти в магазин, нужно определиться, для каких именно целей нужна приобретаемая бумага.

Как правило, пастельная бумага продается либо поштучно листами, либо в альбомах. Для ребенка уместнее будет именно последний вариант, поскольку это исключает риск немедленной потери формы в недрах детского портфеля.

При этом следует помнить, что рисовать пастелью проще на отдельном листе, а потому при покупке альбома нужно выбирать тот, который предусматривает легкое выдергивание отдельных листов.

Выбирая набор листов, нельзя не задуматься об их цвете. Наиболее нейтральным решением справедливо считается серая бумага, потому именно ее рекомендуют покупать для детей. Разноцветный набор стоит покупать лишь в том случае, если будущий владелец уже успел неплохо овладеть принципами выбора фона для того или иного рисунка.

Читайте также:  Когда ребенок начинает сидеть и какие упражнения этому способствуют?

Малышу бы больше понравился набор с яркими листами, но для серьезного творчества они подходят мало – нужны нейтральные оттенки, которые хорошо оттеняли бы рисунок, не отвлекая при этом внимание от самого произведения.

Нельзя выбирать бумагу для пастели без оглядки на разновидность самих мелков. Выбор основы для масляной пастели оказывается несколько более простым, поскольку жировая составляющая в ней обеспечивает довольно высокую адгезию. Получается, что масляные мелки не настолько требовательны к фактуре бумаги, но зато им необходима должная толщина, гарантирующая, что холст не промокнет насквозь и не запачкает все вокруг.

Что же касается сухой пастели, то для нее очень важна ярко выраженная фактура – например, те же ячейки или «наждачная» поверхность.

Следует заметить, что отзывы в интернете в данном случае далеко не всегда позволяют составить реальную картину сравнения качества бумаги от разных производителей. Лучшая пастельная основа – у каждого своя. Здесь важно выбрать не так бумагу, как сочетание бумаги с пастелью. Самый лучший холст может быть раскритикован человеком, неправильно подобравшим для него мелки, и точно так же худший вариант основы может заслужить искреннюю похвалу, если потребитель случайно попал в самую точку своим выбором пастели.

Полезные советы

Профессионалы наверняка знают, как правильно выбирать холст для различных рисунков, новички-энтузиасты тоже заранее изучили тему, а вот родителям малышей бывает непросто разобраться с тем, как купить хорошую бумагу для пастели. Существует несколько простых советов, которые помогут не ошибиться.

  • Альбомы предпочтительнее для малышей в силу своей способности держать форму. При покупке набора листов следует дополнительно позаботиться о жесткой папке для хранения и транспортировки бумаги.

  • Плотность качественной бумаги для пастели довольно высока, что не может не сказываться на ее весе, потому для маленьких детей не стоит приобретать альбомы большого объема – 8-12 листов для начала будет достаточно.
  • Не следует приобретать малышу сразу самую дорогую профессиональную бумагу, ведь он все равно не сможет полностью раскрыть всех ее преимуществ, тогда как для общего представления о свойствах пастели и освоения основных техник хватит и среднего набора для новичков.
  • Многие родители предпочитают не ломать голову над выбором особой бумаги для пастели и ограничиться использованием акварельного варианта для акварели и пастели. Однако это не значит, что можно взять любой альбом в канцелярском магазине. В данном случае подразумевается фактурная акварельная бумага, которая встречается реже и стоит несколько дороже.

Вы узнаете больше о видах и марках бумаги для пастели из следующего видео.

Практика работы пастелью: Бумага для работы с пастелью

Пастельная живопись может быть выполнена на любой поверхности, главное чтобы она обладала шероховатостью, которая способна удержать пигмент. Чаще всего используется бумага. Бумага, используемая при работе с пастельными красками, обязательно должна иметь шероховатость, поэтому такие виды бумаги как лощенная, мелованная или очень гладкая, не подойдут для работы пастельными красками. А вот с гладкой поверхностью, например как у бристольского картона, нужно быть очень осторожным, пигмент великолепно ложится на бумагу, хорошо растушевывается, но вот нанести 2 слой уже не представляется возможным, зернистая поверхность уже полностью скрыта 1 слоем. Пигменты 2 слоя не могут задержаться на бумаге и тут же осыпаются. Поэтому бумагу такого типа нужно применять только для эскизов или работ, которые не требуют нанесения густого слоя пигмента. Наиболее широко, в пастельной живописи, используется бумага «Кансон», она обладает средней толщиной и умеренной шероховатостью, что делает ее отличным выбором для большинства работ.

Фактура

Бумага, поверхность которой имеет шероховатость, предоставляет большое количество возможностей для пастельной живописи, при ее применении становится доступно наложение несколько слоев пастели друг на друга: 1 слой пигмента не полностью сглаживает все шероховатости, поэтому следующие слои накладываются без проблем. Шероховатая бумага, которую используют для акварельной живописи тоже отлично подходит для работы пастелью, хотя ярко-белый цвет, характерный для этой бумаги, затрудняет естественную гармонизацию тонов.

Шероховатая бумага для акварельной живописи отлично подходит для работы

Бумага среднезернистая, для акварельной живописи (А), может быть использована для создания картин живого колорита; бумага с неровной поверхностью ручной работы (В), великолепно подходит для экспрессивной живописи, которая основана на цветовых пятнах; бумага средней шероховатости – «Кансон» (С) одна из самых универсальных для пастели; бумага стандартная для карандашных рисунков (D), для сложных работ пастелью не годится; бумага толстая, с гладкой поверхностью (Е), применяется в качестве основы для очень детализированных произведений.

Цветная бумага

Художники пастелисты эпохи Возрождения открыли интересный феномен, если в своей работе использовать тонированную бумагу, то работа становится более выразительной. Цветная основа позволяет придать работе единство тонов, а отсутствие красок в каком-либо месте не дает работе принять неряшливый вид. Кроме того тон бумаги сам по себе, благодаря хроматическому контрасту, намного сильнее подчеркивает отличия отдельных цветов, что позволяет добиться более гармоничного их сочетания. Вывод из вышесказанного следующий: цветная бумага уже при выборе задает общий колорит работы, то есть художник изначально обязан делать упор на тон основы для достижения гармонии.

Читайте также:  Рост и вес ребенка в 12 лет

Фирма «Кансон» производит большой ассортимент цветной бумаги специально для пастельной живописи.

Любимые цвета бумаги у художников, которые культивирует пастель – охристые, коричневые и серые цвета. Эти тона, как холодные, так и теплые, благодаря своей мягкости, очень хорошо гармонируют с любыми цветовыми гаммами и темами. Получается, что самой используемой бумагой является бумага следующих цветов: голубоватая, зеленоватая, серая (темные и светлые), охра, сиена, слоновая кость и умбра различной интенсивности. В продаже можно встретить бумагу черного, белого, желтого, карминового, красного, оранжевого, зеленого цветов, а также их разнообразных оттенков отличающихся светлостью и насыщенностью.

Предлагаем ознакомиться с образцами цветной бумаги фирмы «Кансон» из серии «Міteintes». Эта серия включает в себя очень большое количество не только чистых, но и промежуточных тонов.

Правильная подборка цвета основы очень сильно облегчает художнику процесс достижения гармонии в создаваемом произведении. Строгих правил сочетаемости нет в природе, поэтому предложим на суд общепринятое мнение: бумага теплых цветов лучше использовать при создании картин холодного колорита, обратный вариант тоже имеет место, для работы со светлыми красками рекомендуется выбирать темную основу. Это базовые принципы, но настоящий художник всегда стремится выйти за рамки общего мнения, поэтому лучше всего, для художника и в особенности для начинающего, экспериментировать опираясь на собственную индивидуальность. Предлагаем оценить несколько великолепных произведений, в которых цвет бумаги органически вливается в общий колорит картины как один из полноценных элементов ее цветового строя.

Частная коллекция. Жоакин Мир (1873-1940). Маспужолс. Пейзаж. Превосходный образец гармоничного слияния цветов и применяемой основы (светло-коричневый тон бумаги) с классическими красками пейзажа.

Частная коллекция. Жоан Разет. Обнаженная натура. Теплые телесные тона смотрятся особенно сияющими и какими-то мягкими на светло-сером (нейтральном) фоне бумаги.

Частная коллекция. Ана Рока-Састре. Натюрморт. Ярко-красная основа оживляет картину, великолепно гармонируя со всеми остальными цветами.

Частная коллекция. Мерседес Браунстейн. Закат. Малиновый цвет бумаги органично смотрится в изображении сумеречного пейзажа.

Темная бумага

Сильно темная бумага очень редко применяется в пастельной живописи, так как ее цвет препятствует гармонизации колорита: все цвета, которые ложатся на такую основу, выглядят слишком насыщенными. Но, в то же время, выбор темной бумаги правилен, если нужно показать резкий светотеневой контраст. При использовании зеленоватых, бурых, синих или даже черных основ, любые светлые пятна выглядят особо выразительно.

Частная коллекция. Висенс Бальестар. Букет маргариток. Яркие белые пятна предполагаемых цветков сразу же обращают взор зрителя: удивительная экспрессивность картины, получается по причине использования в качестве основы темной бумаги оливково-зеленого цвета.

Вспомогательные материалы

Хотя бумага и пастельные бруски являются основными инструментами в работе художника пастелиста, но все же их недостаточно для полноценной организации труда художника. Недаром в любой профессии есть вспомогательные материалы, которые достаточно сильно увеличивают комфорт при работе. Такие предметы как ластик (стирает лишнее), хлопчатобумажная тряпка (помогает держать руки в чистоте или распределить пигмент на бумаге), растушка (применяется при растушевки штрихов), липкая лента, кнопки и зажимы (для закрепления бумажного листа на доске), канцелярский нож (необходим для резания бумаги и заточки карандаша) и флакон фиксатива-аэрозоля обязательно должны находится под рукой.

Бумага для пастели

Для рисования пастелью нужна бумага со специальной фактурной поверхностью, которая позволит удержать пигмент. Обычно бумага для пастели цветная, ее тон подбирается индивидуально для каждого рисунка. Следует учесть тот факт, что на белой бумаге светлые оттенки пастели выглядят не такими чистыми, как на тонированной, но насыщенные цвета пастели, такие как синие, зелёные, красные смотрятся более сочно.

Выбирая цвет бумаги, следует заранее понимать, в каких тонах будет исполнена ваша работа. Белый и черный цвет бумаги будут сильнее влиять на цвет пастельного штриха. Начинающему пастелисту хорошо подойдёт светло-серая и средне-серая бумага тёплых и холодных оттенков. На сером одинаково хорошо выглядят все цвета пастели.

Помимо фактуры и цвета, важно также учитывать плотность бумаги: техника пастельного рисунка часто требует растушёвки пальцами или инструментами, а это значит, что иногда пигмент придётся втирать с усилием, при котором очень тонкая бумага может замяться. К тому же, чем выше плотность, тем выше влагостойкость бумаги.

Выпускается бумага в различных форматах: отдельными листами, в рулонах, альбомах и склейках (блокноты с клейкой стороной по одному краю).

ПАСТЕЛЬНАЯ БУМАГА

Двухсторонняя бумага: одна сторона фактурная, другая более гладкая. Обе стороны пригодны для рисования.

TIZIANO фирмы Fabriano – плотность этой бумаги 160 г/кв.м. Она имеет слабо выраженную ячеистую текстуру: с одной стороны текстура более шероховатая, с обратной – менее. Пастель на этой бумаге хорошо смешивается и растушёвывается. Но сама бумага плохо удерживает очень большое количество пастельных слоев, особенно если использовать мягкую пастель, которая способна уже первым слоем заполнить поры бумаги.

Читайте также:  Признаки аутизма у детей младше 3 лет

MI-TEINTES фирмы Canson – сот – пигменты при рисовании как бы заключаются в каждую ячейку, благодаря чему они надёжнее удерживаются на поверхности. Обратная сторона имеет менее шероховатую поверхность. На эту бумагу так же не рекомендуется наносить слишком много слоёв. Цветовая гамма — 50 оттенков. Содержит 50% хлопка.

ЛИЛИЯ ХОЛДИНГ – бумага разных серий (ПАЛАЦЦО, PREMIUM и т.д.) с тиснением «холст», средней плотности, содержит 40% хлопка. Поверхность этой бумаги слегка бликует, поэтому на ней пастель держится слабее, чем на бумагах других производителей. Наилучшие результаты могут быть достигнуты при рисовании пастелью в штриховой технике или тонким слоем.

АЛЬТ – по фактуре (холст) и свойствам аналогична бумаге Палаццо производства Лилия Холдинг. Предназначена для кроющих художественных материалов – пастели, мела, угля, соуса, сангины, темперы или гуаши.

COLOURS от Lana – поверхность бумаги текстурная, по своим характеристикам близка к Mi-Teintes. Шероховатая поверхность задерживает частички пастели, сообщает рельефность графике. Разная фактура сторон листа – гладкая и зернистая – расширяет возможности использования этой бумаги. Широкая цветовая гамма.

Бумага с ярко выраженной, видимой на просвет, сеткой из частых полос, пересеченных под прямым углом более редкими полосами. Имеет пониженную плотность (100-130 г/м.кв) и неровные края. Из-за своей тонкости легко может помяться при неаккуратной растушёвке. Подходит для штриховой техники, угля, графита, пастели.

BUGRA фирмы Hahnemuhle – плотность 130 г/м. кв, тонкая, мелкозернистая, полосатая. Только для сухих техник рисования.

INGRES фирмы Hahnemuhle плотность 100 г/кв.м – названа в честь знаменитого французского художника Жана Огюста Доминика Энгра (1780-1867), подходит для эскизов и лёгких набросков карандашом, мелками, пастелью и акварелью. Мелкозернистая. Бумага выпускается поштучно и в склейках в 12 различных цветах.

INGRES VIDALON фирмы Canson – мелкозернистая с текстурой верже, тонкая, плотностью 100 г/кв.м. с высоким содержанием хлопка. Очень стойкая к свету (кроме черной), бескислотная, больше подходит для графики, чем для растушёвок. Эта бумага не любит лишних прикосновений, она очень тонкая, но обладает интересной фактурой. Подходит для мягкой пастели, масляной пастели, мелков, карандашей. Рекомендуется для рисования цветными карандашами, сангиной, мелками, углем, также используется для полиграфии и оформительских работ. Цветовая гамма — 22 оттенка.

INGRES фирмы Clairefontaine – плотность 130 г/м. кв., тонкая, с текстурой верже, по свойствам аналогична бумаге Ingres фирмы Canson. Выпускается в 20 цветах и оттенках.

ФАКТУРА НАЖДАЧНОЙ БУМАГИ

Бумага с ярко выраженной зернистой поверхностью, благодаря чему пастель прекрасно зацепляется за нее. Выпускается в листах большого формата, для художественных работ.

MI-TEINTES TOUCH фирмы Canson – картон с абразивным напылением, имитирующим поверхность наждачной бумаги. Такая фактура помогает удерживать на поверхности пигменты сухой пастели, а масляная пастель ложится более толстым слоем. Бескислотная, натуральных оттенков.

PIZARRA NEGRA фирмы Canson – бумага угольно-черного цвета. Текстура шероховатая, что позволяет наносить тонкие линии.

KROYTER – гладкая, с небольшой пористостью, что позволяет держаться паре слоёв.Отлично подходит для рисования пастельными и другими карандашами. При растушёвке легко отдаёт пастель на инструмент. Достаточно плотная 200 г/кв.м. Недорогая. Идеальна для очень мягкой масляной пастели.

LA CARTE фирмы Sennelier – отличный помощник в обучении. Текстура этой бумаги зернистая, что позволит вам наносить много пастельных слоёв. Не переносит влагу, подходит только для сухой пастели. Не доступна для продажи в России.

SANSFIX фирмы Schmincke – разнообразие бумаги этой фирмы ограничивается 6 цветами. Покрытие бумаги зернистое, она боится воды, пастель на ней хорошо смешивается и растушевывается, а также позволяет проводить тонкие линии. Художники выбирают ее для многослойной живописи. Благодаря уникальному зернистому покрытию, рисунок на этой бумаге не нужно дополнительно фиксировать. По своим характеристикам похожа на бумагу La Carte фирмы Sennelier, доступна для продажи в России.

WALLIS – бумага с более выраженной фактурой, подходит для более опытных художников, по своей текстуре является наждачной, что позволяет удерживать до 25 слоев пастели. Благодаря специальной обработке бумага не закручивается и не деформируется. Подкрашивать ее можно растворами содержащими воду, спирт и растворителями. Благодаря тканевой текстуре бумага пригодна для любых покрытий, в том числе и содержащих воду. Саму пастель на этой бумаге можно размывать.

ERSTA – бумага с более выраженной фактурой, подходит для более опытных художников, по своей текстуре является наждачной, что позволяет удерживать до 25 слоев пастели. Саму пастель на этой бумаге можно размывать. Бумага Ersta больше не создается немецким изготовителем.

ART SPECTRUM COLOURFIX – бумага с более выраженной фактурой, подходит для более опытных художников. Пастель хорошо смешивается и растушевывается. Поверхность, словно покрытая пористым грунтом, позволяет проводить тонкие линии. Бумага этой фирмы также идеальна для многослойной живописи.

БАРХАТНАЯ ФАКТУРА

Имеет бархатистую поверхность, что позволяет использовать по минимуму фиксаж. Пастельный рисунок на такой бумаге выглядит как живопись.

PASTELMAT фирмы Clairefontaine – поверхность покрыта целлюлозной фиброй, она шероховатая, но в то же время бархатистая и приятная на ощупь. Плотность ее составляет 360 г/кв.м. Такая текстура легко удерживает множественные слои пастели, которая без труда смешивается и растушевывается на ней. Прекрасный выбор для очень мелких деталей и тонких линий. Бумага позволяет легче добиться фотореалистичности рисунка, по ней прекрасно работает как мягкая пастель, так и различные карандаши.

Читайте также:  Рост и вес девочки в 1 год 9 месяцев

VELOUR PASTEL фирмы HAHNEMUHLE – хорошо покрывается пастелью, не оставляя пробелов. Из-за ворсистой текстуры на такой бумаге пастель тяжело растушевывать, но тонкие линии проводить легко. Для этой бумаги непригодны слишком мягкая и слишком твердая пастели. Первая плохо держится, а вторая плохо ложится. Эта бумага совсем не терпит воду. От воды с неё отклеиваются ворсинки и бумага приходит в негодность.

VELOUR фирмы Лилия Холдинг – бумага с велюровой фактурой, позволяет создавать мягкость и средне детализированные текстуры на картинах, а при более плотной зарисовке пастель выглядит ярко и сочно. Бумага очень прочно держит пастель, что делает ее устойчивой к стиранию. В склейке 5 оттенков (серый, белый, желтый, розовый, бежевый).

ПАСТЕЛЬНАЯ ДОСКА

Изготовляется из мелких частиц пробки.

PASTELBOARD фирмы Ampersand – на выбор доступны покрытия мраморной крошкой или глиной.

ДРУГАЯ БУМАГА

АКВАРЕЛЬНАЯ БУМАГА

COLORFIX фирмы Old Holland – акварельная бумага, полученная путем горячей прессовки, с нанесенным грунтом Colorfix. Поверхность бумаги мелкозернистая, в палитре имеется 16 различных цветов.

ЮСУПОВСКИЙ ДВОРЕЦ, ВОРОНЦОВСКИЙ ДВОРЕЦ, МАССАНДРОВСКИЙ ДВОРЕЦ – альбомы фирмы Лилия Холдинг – для рисования акварелью, гуашью, чернографитным карандашом, сухой пастелью и восковыми мелками. Бумага экстра белая — яркая, имеет зернистую поверхность, плотностью 200г/м, с перфорацией и на жесткой подложке. Бумага подходит для размыва и большого ровного нанесения краски, а также выдерживает многочисленные подправки и стирания ластиком.

РОМАНТИКА СТАРОГО ДОМА фирмы Лилия Холдинг – бумага с повышенной плотностью 280 г/кв.м, состоит на 70% из хлопкового волокна и имеет зернистую поверхность. После высыхания бумага не деформируется, после неоднократных промывок не размягчается и не ворсится, сохраняя свою первоначальную плотность. Также это изделие идеально подходит для рисования пастелью.

ARCHES фирмы Canson – бумага высшего качества из 100%-ого хлопка. Равномерное распределение волокон делает бумагу наиболее устойчивой к деформации. Это позволяет акварели равномерно распределяться на ней. Уникальная технология желатиновой пропитки, которая используется на акварельной бумаге Arches, позволяет выдерживать выскабливание и лучше всего сохранить яркость красок. Для работы с пастелью наиболее подходит среднезернистая бумага холодного литья Fin. На такую поверхность легко наносить любые изображения.

MOULIN DU ROY (Fin) фирмы Canson – изготавливается из 100% хлопка на цилиндрической машине уникальным способом, повторяющим технологию ручного литья. Благодаря этой технологии, листы прекрасно впитывают влагу и при этом не деформируются. Акварельные пигменты на такой бумаге хорошо сохраняются и выглядят ярче. Moulin du Roy не содержит кислот и отбеливающих веществ, что обеспечивает ей прочность и долговечность.

DISEGNO фирмы Fabriano – бумага изготовлена из смеси с содержанием хлопка 50%. Отсутствие кислоты гарантирует неизменность рисунка с течением времени. Идеально подходит для акварели, темперы, гуаши, акриловых, чернил, угля, воска, графита, маркеров, рисунка и гравюры (травление, литография и шелкография).

HAHNEMUHLE фирмы Hahnemuhle – бумага натурального белого цвета, изготовлена традиционным способом на мульдах. Благодаря 50% содержанию хлопка обладает высокой прочностью, свето- и износостойкостью. Бумага выпускается в блоках и листах с различными фактурами. Идеально подходит для техник: акварель «по сырому», лессировка, отмывка, гуашь, уголь, карандаш, пастель.

BAMBOO фирмы Hahnemuhle – альбом для акварели и акрила состоит из бумаги, изготовленной из 90% бамбукового волокна и 10% хлопка. Особенно подходит для акварели, акрила, пастели, рисунка и смешанных техник.

КАК ВЫГЛЯДЯТ ПАСТЕЛЬНЫЕ ШТРИХИ НА РАЗЛИЧНОЙ БУМАГЕ

Бумага для пастели

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 3.88 (4 Голоса(ов))

Если вы решили рисовать пастелью, то помимо пастельных мелков и карандашей вам понадобится и специальная художественная бумага для пастели, которая наилучшим образом сохранит рисунок – ваш творческий порыв и настроение.

Магазины для художников предлагают большой выбор пастельной бумаги, но как выбрать художественную бумагу правильно?

Пастельная бумага относится к виду бумаги для сухих техник. Какая бы пастель у вас ни была – мягкая, твердая, масляная, – необходимо обеспечить ей хорошее сцепление с листом. Производители пастельной бумаги добиваются этого за счет фактуры, которая во многом влияет на результат работы.

Бархатная или велюровая бумага имеет мягкую текстуру и позволяет минимально фиксировать работу в процессе рисования, поскольку ее верхний слой состоит из мягких волокон, хорошо удерживающих пигмент. Такая бумага даже позволяет в той или иной мере имитировать живопись. Бархатная фактура бумаги Pastelmat от французского бренда Clairefontaine легко удерживает пастель в несколько слоев, при этом прекрасно подходит и для растушевки, и для нанесения тонких линий и проработки деталей. Бумага Pastelmat отличается высокой плотностью от 130 до 360 г/кв.м, разнообразием цветов и подходит не только для пастели, но и для таких сухих материалов, как соус, графит, мел.

Читайте также:  Рост и вес ребенка в 1 месяц

Зернистая или ячеистая бумага имеет меньшую плотность от 90 г/м2 до 280 г/м2 и, как правило, с одной стороны фактурная, а с другой гладкая. Фактура ячеистой стороны в чем-то схожа со среднезернистой акварельной бумагой, но имеет больше бархатистости. За счет такой фактуры создается интересный эффект: рисунок получается словно в крапинку под цвет самой бумаги.

Очень популярна среди художников ячеистая бумага для пастели Tiziano от итальянского производителя Fabriano. Содержание хлопка (40%), отсутствие в составе лингина и кислот создает мягкость в работе и обеспечивает бумаге долговечность. Пастель прекрасно ложится на такую бумагу, практически не осыпаясь, и легко растушевывается. Фактура бумаги хорошо удерживает 2-3 слоя пастели, что обычно свойственно бумаге с более жестким, абразивным покрытием, например, наждачным.

Бренд Canson особенно известен бумагой для пастели Mi-Teintes, которая имеет самое высокое содержанием хлопка 50% и представлена в более, чем 50 цветах и оттенках. Бумага также не содержит в своем составе лингина и кислот, а ее хорошо выраженная зернистая фактура легко удерживает несколько слоев пигмента. Тонированная в массе пастельная бумага Митант замечательно подходит и для рисования углем и меловыми карандашами.

Из российских производителей бюджетный вариант качественной художественной бумаги предлагает Лилия Холдинг. Серия «Palazzo» включает зернистую тонированную бумагу для пастели Aquamarine, “Слоновая кость”, черную пастельную бумагу “Очи черные”, а также фирменную бумагу средней плотности с интересным тиснением «под холст». Плотность листов варьируется, что позволяет найти оптимальный вариант для своей техники рисунка.

Бумага для пастели Ingres (энгр) имеет фактуру в виде сетки из частых вертикальных и горизонтальных полос, так называемое “верже”, когда отливка бумаги происходит на бамбуковой циновке. При производстве бумаги вручную такой способ используется до сих пор, но в большинстве своем бумага получает фактуру тиснением еще сырого полотна особым рельефным валиком. Плотность бумаги минимальна – 90-130 г/м2, что обязывает тушевать очень аккуратно во избежание случайного разрыва листа. Пастельная бумага Ingres лучше всего подходит для эскизов и легких набросков пастелью, углем, карандашами.

Наиболее популярна бумага Fabriano Ingres Limited Edition в альбомах с несколькими оттенками одного цвета и Canson Ingres Vidalon – мелкозернистая тонкая бумага с содержанием хлопка. Фактура данной бумаги очень интересна, но не любит растушевок.

Что касается пастельной бумаги наждачной фактуры – она считается профессиональной и по этой причине выпускается, как правило, лишь в больших форматах. Благодаря ярко выраженной зернистости пигмент хорошо цепляется за бумагу и позволяет почти не фиксировать работу в процессе ее создания. Canson производит бумагу наждачной фактуры Mi-Teintes Touch – по сути, это картон с абразивным напылением и высокой плотностью 355 г/кв.м, который хорошо удерживает пастель, как сухую, так и масляную.

Для работы с пастелью очень важным фактором является цвет бумаги. Сейчас на рынке существует колоссальный спектр оттенков, и можно найти бумагу для реализации любого своего замысла. Но для тех, кто только знакомится с пастелью, лучше выбирать листы нейтрального тона, поскольку на них будут хорошо смотреться и темные, и светлые оттенки. Отлично подойдет серая бумага, так как она не отвлекает внимание и хорошо работает на фоне. Сложнее всего рисовать на бумаге светлых тонов, в особенности – белой, потому что зачастую пастель воспринимается хуже, чем на цветном листе.

Большой выбор пастельной бумаги позволяет пробовать и найти для себя лучшее. Самое главное, научиться правильно подбирать бумагу к материалу, чтобы получать радость от работы и наслаждаться результатом, а не разочароваться в технике рисования при неудачном сочетании. Поэтому пробуйте, экспериментируйте и обязательно найдете то, что подходит именно вам!

Посетители этой страницы чаще всего выбирают в интернет-магазине:

Полная новость

    12-ноя-2014, 21:13 binary88 18 468 0

Обзор пастельной бумаги или как выбрать бумагу для пастели

Бумага для пастели

Бумага для пастели должна отвечать особым требованиям. Поскольку пастель очень плохо впитывается в бумагу (все-таки в небольшой степени это происходит), поверхность бумаги должна быть фактурной, зернистой чтобы задерживать частички пастели. Кроме того, бумага должна быть достаточно плотной (не менее 160 г/м2), но в то же время мягкой тоже, поэтому в состав также входит хлопок. Хлопок лучше впитывает (чем целлюлоза), не позволяет бумаге рваться при сильном нажиме. Цветная пастельная бумага должна быть свето устойчивой, иначе она может потерять или изменить цвет.
Для пастели также может использоваться велюровая и наждачная бумага (но с мелким зерном, иначе будет сильно осыпаться).

Пример рисунка мягкой пастелью на велюровой бумаге:

Автор: Лорэн Грей, оригинал

Пример рисунка на текстурной бумаге ингрес:

Самые рекомендуемые профессионалами фирмы и серии:

1) Альбом FABRIANO TIZIANO brizzati (крапчатые цвета) – в составе имеет 40 % хлопка и целлюлозу, PH нейтральна, плотность 160 г/м2, форматы: 21×29,7 – 29,7×42 см, 30 листов, цвета: морской, лама, тушь, туман, антрацит, черный.

Читайте также:  Что делать, если ребенок не хочет заниматься спортом: советы психолога

1) Canson Ingres Vidalon – в составе имеет 65% ветоши, не содержит кислот. Устойчива к свету (кроме черной). Цветовая гамма — 22 оттенка. Также в блоках. Текстура Ingres. Для мягкой, масляной пастели.

В альбомах: 10 цветов по 2 листа (форматами 29,7 х 42 см. (А3) и 24 х 32 см. (А4+)), 6 цветов по 4 листа размером А4+, 16 листов черного цвета и 16 листов белого цвета (А4+). Состоит на 66% из ветоши, не содержит кислоты. Имеет гладкую бархатистую поверхность с одной стороны и грубую шершавую текстуру с другой.

HAHNEMUEHLE VELOUR Pastel – Велюровая бумага. Имеет бархатистую поверхность, подходящую для мягкой пастели. Листы размером 48х69см плотностью 260 г/м2. Белый, светло-коричневые тона, красный, желтый, зеленый, белый и черный цвет. Бумага продается в блокнотах.


Поверхность может быть как гладкой, так и текстурной, что позволяет наносить большое количество слоев.

5. DALER-ROWNEY (Великобритания)

Блокнот для пастели Murano (нейтральные, холодные и теплые цвета). 30 листов, 160г/м2.

6. LANA
Альбом Lana colours. В альбоме 6 пастельных цветов, 24х32см, 24 листа. В составе 45% хлопка.

Начинаю выкладывать примеры рисунков на разных типах бумаги. За рисунок не ругайте – это просто пример.

Бумага Fabriano Tiziano Tenui (светло-зеленый цвет, салатовый теплый №11, хотя на фотке это не видно ) Листик А4 – стоит 9 руб.
Бумага хорошо задерживает пастель, закрепила лаком для волос.

Все о масляной пастели

На чем рисовать масляной пастелью? (часть 1)

Когда мы только знакомимся с масляной пастелью, с радостью узнаем, что «масляной пастелью можно рисовать на любых поверхностях».
Кен Лесли, автор лучшей книги о масляной пастели и большой экспериментатор, как-то нарисовал на пустом гусином яйце земной шар и подвесил его на нейлоновой нитке. Получилось оригинально.

by Kenneth Leslie, 1989.
Масляная пастель на пустом гусином яйце, 8 см высотой х 5 см в диаметре

Однако, задаваясь вопросом «на чем можно рисовать масляной пастелью?», мы хотим получить более конкретные ответы, нежели «масляная пастель рисует на чем угодно».

Это правда: благодаря своему составу масляная пастель рисует и на зеркале, и на бумажном стаканчике, и на стекле – но художники обычно хотят нарисовать картину, которую можно продать повесить на стену и любоваться 🙂 К тому же, надо признать: не на всех поверхностях масляная пастель одинаково хорошо держится.

В этой статье мы рассмотрим удачные поверхности для рисования масляной пастелью, как доступные по цене, так и довольно дорогие. Также коснемся тонированной бумаги для пастели – стоит ли на ней рисовать и какие цвета лучше?

” data-medium-file=”https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/02/toned-paper.jpg?w=300″ data-large-file=”https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/02/toned-paper.jpg?w=720″ src=”https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/02/toned-paper.jpg” alt=”” />

Сначала – немного теории. Конечно, вы можете ее проскочить, но тогда вы не узнаете, от чего зависит выбор бумаги для масляной пастели 🙂

В поисках идеальной поверхности перед нами встают два важных вопроса: фактурность бумаги и грунтовка.

Фактурность – зачем она нужна?

Некоторые художники предпочитают совершенно гладкие поверхности типа картона. Другие настаивают, что лучший вариант – абразивная бумага.

” data-medium-file=”https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/02/sanded-paper-sample-pack.jpg?w=300″ data-large-file=”https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/02/sanded-paper-sample-pack.jpg?w=720″ src=”https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/02/sanded-paper-sample-pack.jpg” alt=”” /> Абразивная бумага

Что дает гладкая поверхность? Хорошее покрытие уже при первом слое. Т.к. у такой бумаги нет фактуры, масляная пастель ложится ровно, без белых незакрашенных пятнышек. К тому же, в целом гладкая бумага и картон бюджетнее.

Что дает абразивная или любая шероховатая поверхность? Можно нанести большое количество слоев и таким образом сделать цвета более глубокими и богатыми. Наждачная бумага или художественные абразивные поверхности позволяют получить максимальное количество слоев, правда, при этом идет большой расход масляной пастели. Наконец, на фактурной бумаге масляная пастель обычно смотрится интереснее.

В общем, правильного ответа нет, потому что все зависит от вашей техники рисования. Но я заметила, что большинство художников считают слегка шероховатую поверхность универсальным вариантом. Неровности поверхности позволяют такому материалу, как масляная пастель, максимально раскрыться.

Нужна ли грунтовка?

Грунтовка бумаги может использоваться для следующих целей:

1) создание большей фактурности на гладкой бумаге (скажем, у вас много ненужной гладкой бумаги);

2) защита бумаги при использовании растворителей или масел;

3) защита бумаги от самой масляной пастели в долгосрочной перспективе.

Если вы пользуетесь растворителями (терпентин, скипидар, пинен и др.) или маслами для равномерного смешивания масляной пастели, на бумаге появятся жирные пятна. Поверхность надо обязательно защитить грунтовкой – например, купить готовый грунтованный картон или холст на картоне. Или покрыть грунтом самостоятельно – мы вернемся к этому чуть позже.

А вот надо ли защищать бумагу от самой масляной пастели – вопрос неоднозначный.

За почти 20 лет на это не нашлось однозначного ответа. Вот несколько популярных мнений, подкрепленных комментариями производителей масляной пастели и пастельной бумаги:

Джон Эллиот, еще один автор популярной книги о масляной пастели, утверждает, что не надо никакой специальной защиты. Главное – чтобы в составе масляной пастели было инертное масло (такое, как минеральное масло), а не химически активное (типа льняного масла).

Читайте также:  Рост и вес девочки в 11 лет

За 40 лет Джон Эллиот нарисовал много картин масляной пастелью – на пастельной бумаге, на museum board (дорогущая доска с гарантией долговечности), плотной акварельной бумаге (300 и 400 гр.), и все они до сих пор в отличном состоянии.

Также этот известный художник связывался двумя крупными производителями масляной пастели, Sennelier и HK Holbein, и президенты этих компаний заверили мистера Эллиота, что они используют инертное масло, так что их масляная пастель не будет разрушать бумагу с течением времени.

Однако среди художников масляной пастелью было два прецедента, когда на обратной стороне бумаги проступило масло из масляной пастели. Бумага была Canson Mi-Teints, а масляная пастель – Sennelier. По этому поводу народ с форума WetCanvas связывался с представителем Canson, чтобы выяснить: можно ли рисовать масляной пастелью на бумаге Canson Mi-Teints без грунтования? Выдержит ли тогда бумага проверку временем?
Вот что ответил представитель компании: бумагу надо грунтовать. Чтобы наверняка.

Кен Лесли, уже упоминавшийся в начале статьи, настаивает на том, что масляная пастель со временем будет разъедать бумагу. А значит, поверхность должна быть защищена акриловым грунтом gesso (можно взять любой акриловый грунт). Кстати, известные мне абразивные бумаги уже имеют защитное покрытие, и их ничем не надо обрабатывать.

Резюме: никто точно не знает, как влияет масляная пастель на необработанную бумагу. Если у вас серьезные требования к сохранности вашей работы, вероятно, лучше всего использовать грунтованную поверхность.

Переходим к самим вариантам бумаги и других поверхностей.

Я пока попробовала не все варианты, так что комментарии о многих поверхностях основаны на многочисленных отзывах западных художников.

1) Бумага. Подойдет разная, желательно – с текстурой. Плотность – от 150 г. Маленькая плотность (120-130 г) подойдет, только если рисовать аккуратно и не планировать много слоев.

Если же вы активно используете сграффито (процарапываете лезвием или другими острыми инструментами), сильно нажимаете на мелок – то плотность бумаги должна быть больше.

Сразу скажу – принтерная бумага или детские альбомы для рисования – плохой вариант. Даже качественная масляная пастель будет себя на ней плохо вести. А уж посредственная…

Вот «Сонет» (очень посредственная масляная пастель) в обычном альбоме для рисования. Это кусок неудачного рисунка, где важным было смешивание масляной пастели. «Сонет» и так смешивается из рук вон плохо, а уж на этой гладкой, тонкой бумаге совсем ужасно:

” data-medium-file=”https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/02/bad-paper-e1550698933482.jpg?w=300″ data-large-file=”https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/02/bad-paper-e1550698933482.jpg?w=718″ src=”https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/02/bad-paper-e1550698933482.jpg” alt=”” /> Сонет (слева) и Mungyo Gallery (справа). Даже в случае Mungyo начинает просвечивать бумага, потому что такая гладкая бумага не подходит для смешивания.

Правда, если забить на смешивание и ограничиться накладыванием штрихов, все не так уж и плохо:

Но скажу честно: рисовать на такой бумаге – никакого удовольствия!

Зато вот как выглядит тот же Сонет на нормальной бумаге для пастели. О чудо! Появляется какое-то подобие слоев и даже немного смешивания!

В общем, давайте забудем о совсем плохой бумаге и поговорим о хорошей 🙂

Пожалуй, лидер среди различных вариантов бумаги для пастели – Canson Mi-Teints. Стоит 26 рублей за лист А4, выпускается в целой радуге из 50 (!) оттенков, продается почти везде. В меру плотная – 160 г.

Удачная поверхность – одна сторона более шершавая (обычно используется для сухой пастели), другая – с менее выраженной текстурой. Как я многие, я предпочитаю вторую сторону, но вдруг вам придется по душе более фактурная сторона?

Интересные факты: на эту бумагу отлично ложится любая качественная масляная пастель, кроме Holbein. Почему-то текстура этой топовой пастели не дружит с Canson Mi-Teints.

Судя по словам представителя компании Canson, не все 50 оттенков этой бумаги являются светостойкими. Это выяснили ребята с WetCanvas.

Стокгольм на Canson Mi-Teints. Деталь работы.

Очень похожа на Canson Mi-Teints бумага для пастели Lana. Она тоже выпускается в разных цветах, тоже имеет две разные по текстуре стороны.

А вот бумага для пастели Fabriano Tiziano отличается. Она показалась мне немного тоньше, чем Canson, со странной ячеистой текстурой. Масляная пастель наносилась как будто бы не очень равномерно. Хотя я мало на ней рисовала, больше покупать ее не буду. Художники, рисующие сухой пастелью, тоже ее не любят.

Другой вариант – Strathmore 400 Series Pastel Paper. Хотя у этой бумаги для пастели удачная поверхность, она слишком тонкая (118 г). А использовать такую бумагу только для скетчей – что-то дороговато.

Sennelier Oil Pastel Card разработана специально для масляной пастели, но многим oil pastelists она совершенно не понравилась. Эта бумага плотная, слегка фактурная, но, как говорят, масляная пастель скользит по ней, плохо цепляется за поверхность. Бумага не позволяет наносить много слоев.

В альбоме между листами калька – удобно, что не нужно беспокоиться о смазывании рисунка. Те художники, которым бумага понравилась, любят брать с собой альбом на пленер. Это дорогой вариант – что неудивительно, это же Sennelier.

Читайте также:  Рост и вес ребенка в 11 месяцев

Есть и отечественная бумага для пастели Palazzo. На ней можно рисовать, и некоторым нравится и хорошо получается, но… она какая-то некачественная на вид, мне даже не захотелось пробовать. К тому же, после «Сонета» отечественная продукция не внушает мне доверия.

Крафтовая бумага. Она, конечно, тонковата для масляной пастели. И она гладкая. Но это опять-таки дело вкуса, и некоторые художники рисуют на ней с удовольствием. Мне чисто субъективно не нравится сама бумага – ни по цвету, ни на ощупь.

Bristol vellum – довольно гладкая бумага, обычно не очень удобная для масляной пастели. Обладатели наборов Сеннелье жалуются, что пастель просто скользит по бумаге, невозможно накладывать слои и т.д.

Однако художник Эд Бразерс уже не первый год рисует мелками Сеннелье исключительно на Strathmore Bristol Vellum – плотной бумаге со слегка шероховатой текстурой. Совсем слегка. Эд комментирует, что к этой бумаге нужна привычка, и что некоторые мелки Сеннелье вообще не смешиваются на ней и не ложатся вторым слоем.

Вот одна из его шикарных работ:

by Ed Brothers

Акварельная бумага – еще один достойный вариант. Только не российского производства Лилия-Холдинг – на такой бумаге что акварель, что масляная пастель быстро начинает скатываться. А вот если брать нормальную по качеству, плотную (300 г – супер!), с текстурой по вкусу – то рисовать приятно. Самый шикарный вариант – это, пожалуй, Arches. Его хвалят все! Но акварельная бумага Arches дорогая: в России лист стоит около 700 рублей.

Любителям гладкой бумаги нравится акварельная бумага Fabiano горячего прессования.

Плюс акварельной бумаги в том, что можно затонировать бумагу акварелью – а потом уже рисовать масляной пастелью. Это будет считаться смешанной техникой, и, если вы беспокоитесь о долговечности такой работы, можно покрыть акварельный подмалевок прозрачным акриловым грунтом (clear gesso).

Еще одно преимущество: поверхность акварельной бумаги обычно проклеена желатином, поэтому не надо беспокоиться о защите бумаги от масла в масляной пастели. Однако помните, что такой защиты не достаточно, если вы используете растворители.

Вот моя работа на плотной акварельной бумаге с достаточно крупным зерном (марку не помню):

Hahnemuhle velour – бархатная бумага, весьма специфическая. Она очень приятная на ощупь, но чтобы работать на такой бумаге, к ней надо привыкнуть.

Эта бумага подходит для нанесения штрихов, но не смешивания. Не позволяет накладывать слои пастели. Поэтому трудно вносить изменения, приходится сразу наносить штрихи и цвет четко на те области, где они должны быть.

Масляная пастель Sennelier не подходит для работы на этой бумаге: она слипается в комочки, липнет – в общем, не дружит с Hahnemuhle Velour. Нужна более твердая пастель, которую придется наносить с нажимом.

” data-medium-file=”https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/02/dream-flowers-detail.jpg?w=300″ data-large-file=”https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/02/dream-flowers-detail.jpg?w=720″ src=”https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/02/dream-flowers-detail.jpg” alt=”” /> Hahnemuhle Velour: бархатная поверхность, такая нежная и такая капризная

Бумага для масла – в первую очередь, Arches Oil Paper. Шикарный вариант: плотная, 300-граммовая бумага, грунтованная с обеих сторон и поэтому подходящая для использования растворителей и не боящаяся масла в масляной пастели. Короче, archival со всех сторон. Одна сторона бумаги более гладкая, другая – слегка фактурная. Использовать можно обе.

Вероятно, другие бренды бумаги для масла тоже могут подойти, но у меня нет на них отзывов. А вот Arches Oil Paper хвалят регулярно. В листах она довольно дорогая (500-600 рублей), но большого формата (50 на 70 см). Есть недорогие склейки и альбомы. Другие варианты, которые разок-другой упоминались любителями масляной пастели – склейка Clairefontaine для масла (240 г) и Canson Figueras (290 г), обе с тиснением лен.

Если вы хотите, чтобы ваша работа не желтела и не выцветала со временем, на бумаге должна быть надпись acid-free. Canson Mi-Teints, Strathmore и другие серьезные бренды всегда acid-free (бескислотные).

Конечно, сохранятся цвета или поблекнут, также зависит от качества и светостойкости ваших мелков.

2) Картон

Дешево и доступно. Супер-бюджетный вариант – вырезать картонки из-под коробок овсянки. Некоторые действительно так делают. И я попробовала для прикола:

Минус картона – гладкая и незащищенная поверхность (но ее можно загрунтовать). Хотя некоторым художникам импонирует гладкая поверхность.

Художница Вера Кавура впечатляюще экспериментирует с масляной пастелью на плотном гладком картоне:

Автор Вера Кавура

Также можно использовать картон от паспарту – у вас он все равно остается, если вы делаете паспарту сами. Багетные мастерские могут продать такой картон по дешевке.

Некоторые делают наброски на упаковочном картоне из-под больших коробок…

Еще столько вариантов впереди – абразивная бумага, холст, дерево, варианты грунтования… Об этом вы узнаете во второй части статьи 🙂

Ссылка на основную публикацию