Арт-терапия для детей: лечим искусством

Как и чем поможет Арт-терапия ребенку?

Арт-терапия – творческий подход к ребенку

Тихий стеснительный ребенок удобен. Но как он будет жить дальше? Поругала учительница – он ногти грызет, или заболел, или спит плохо, или как-то еще прячет свои чувства. Обидели мальчишки – плачет. Всего боится. Как ему помочь? Один из выходов – психологические тренинги.

Активные дети чаще тревожат родителей. Такой ребенок начинает проявлять агрессию, несдержанность, постоянно идет на конфликт? Естественно, что все это беспокоит родителей, которые понимают, что в перспективе ребенку будет сложно нормально и адекватно интегрироваться в общество. И им самим будет сложно с таким ребенком в 13 лет. Обращение к психологу в данном случае совершенно верный выход из ситуации, ведь в раннем возрасте неверные шаги по воспитанию могут оставить серьезную психологическую травму у ребенка, которая обязательно даст о себе знать впоследствии. Один из подходов решения вопроса, это арт-терапия для детей.

Что дает арт-терапия ребенку

Занятия помогаю ребенку во многих направлениях. Начнем с правильного выражения своих чувств и эмоций. Не секрет, что дети видят и понимают реальность отлично от взрослого человека. Важно на начальном этапе научить ребенка правильно интерпретировать происходящее и адекватно реагировать . Арт-терапия помогает ребенку научиться держать эмоции под контролем и выражать их в нормальной форме .Это касается как детей с повышенной раздражительностью и обидчивостью, так и напротив тихих, стеснительных, робких детей. После прохождения занятий ребенок перестанет давать истерические реакции, если захочет внимания, или просто в попытке добиться чего-то от родителей. Научится адекватно выражать свои чувства и желания.

Родители смогут понять причины поведения ребенка. Это важный момент, так как на его основе можно понять, в чем может реализовать себя ребенок впоследствии. Ребенок же станет сильнее, он научится творчески подходить к реализации своих чувств и желаний. В данном случае арт терапия помогает ребенку раскрыться и не сдерживать все свои переживания только в себе. Ведь стресс, депрессия в закрытом состоянии могут привести и к реальным физическим заболеваниям и к алкоголю, курению, сексуальной распущенности.

После прохождения занятий арт-терапией ребенок начинает лучше воспринимать окружающий его мир. У лучшаются результаты учебы, появляется крепкий, здоровый сон. Все это говорит о том, что спрятанные глубоко внутри чувства и страхи, тревоги, больше не являются проблемой для ребенка.

Основы арт-терапии

В основе метода арт-терапии заложено искусство в своем чистом виде. Рисунки, формы, игра цвета, и линии. Все это помогает ребенку выразить свои чувства, свои эмоции. Естественно, что арт-терапия выявляет скрытую энергию ребенка, и направляет ее в конструктивное русло. Занятия дают возможность ребенку увидеть мир по-новому, и соответственно, научиться с ним жить, адекватно реагировать и проявлять эмоции. Возможность создавать что-то красивое своими руками, настраивает ребенка на положительное развитие его личности. Ребенок чувствует себя уверенно и позитивно воспринимает мир и близких. Это способствует развитию его способностей и будущей успешной реализации в жизни.

Что делает ребенок на арт-терапии

Дети на занятиях расширяют свой общий кругозор, учатся понимать музыку, творчески самовыражаются и самореализуются. Как следствие, проходит тревожное состояние, агрессия, страхи. Развивается интерес к творчеству, появляется уверенность в своих силах, и главное, ребенок понимает, что его воспринимают серьезно. Последнее ведет к повышению самооценки и адекватному восприятию реальности.

Арт-терапия для детей: увлекательные техники

Состояние психического здоровья детей и подростков сегодня является важной задачей не только для родителей, но и для педагогического сообщества. Здоровый ребенок — это, прежде всего, творческий, жизнерадостный, открытый и познающий себя и окружающий мир человек.

Расскажем про несколько видов и увлекательных техник арт-терапии, которые отлично подойдут как маленьким детям, так и подросткам.

Классическая арт-терапия первоначально включала в себя такие виды визуального искусства, как живопись, лепку, фотографию, графику. Однако в современном мире появляются новые виды творчества и самовыражения. Сейчас популярны библиотерапия, драматерапия, танцевальная терапия, сказкотерапия, видео- и аудиотерапия, маскотерапия, песочная терапия и многое другое. Мы остановимся на наиболее доступных и популярных видах творческой терапии.

Простые советы

  • Не забывайте, что арт-терапия — это творческий процесс. Главное — получение удовольствия, а не результат.
  • Позвольте вашему ребенку самому выбрать методику и материалы для арт-терапии. Как показывает практика, младшие дети чаще выбирают песок, а школьники — гуашь.
  • Дети не должны испытывать затруднений во время творческого процесса. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.

Изотерапия

Самый популярный вид арт-терапии — это рисование. Для него подойдут самые разнообразные виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, кисти разных размеров и жесткости, пластилин и т.д. Существует несколько техник рисовательной терапии.

  • Марания — это рисунки, выполненные в абстрактной манере, не имеющей никаких правил: рисуем так, как хотим. Марания по внешнему виду порой выглядит как деструктивные действия с красками, мелками, карандашами или пластилином. Однако игровая форма такого формата позволяет ребенку удовлетворить деструктивные влечения.
  • Монотипия — это базовая графическая техника. На гладкой поверхности — стекле, пластмассовой доске, пленке — делается рисунок гуашевой краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении.
  • Рисование на стекле. Вам понадобится гладкая стеклянная поверхность и краски (подойдут окно, стеклянный стол или зеркало). Детей увлекает сам процесс рисования: краска скользит мягко, ее можно размазывать и кистью и пальцами, так как она не впитывается в стеклянную поверхность и долго не высыхает. Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности.
Читайте также:  Развитие ребенка в 4 года

Рисование сухими листьями и мелкими сыпучими материалами. При помощи листьев, суховея, сыпучих материалов и клея ПВА создаются различные рисунки. На лист бумаги клеем наносится изображение. Затем сверху рассыпается материал, предварительно измельченный или растертый. Лишние, не приклеившиеся частички, стряхиваются. Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, она способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

Рисование пальцами, ладонями, другими частями тела — это своеобразная игра с красками и новыми тактильными ощущениями, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются через отпечатки на бумаге. Способ очень ценится детскими психологами.

Для более взрослых детей подойдут такие виды изотерапии, как рисование жидким акрилом или в технике алкогольных чернил.

  • Жидкий акрил или «Fluid Art» — это современный вид творчества, чья главная особенность заключается в том, что человеку не нужно иметь какие-либо навыки рисования, чтобы создать произведение искусства. В процессе задействованы такие чувства, как интуиция и креативность, а техника исполнения настолько проста, что новички учатся ей сразу. Рисование жидким акрилом можно порекомендовать тем, кто любит экспериментировать, любит абстрактные картины, мечтает научиться рисовать с нуля и нуждается в релаксации.

  • Алкогольные (спиртовые) чернила — это техника рисования специальными чернилами путем раздувания их феном по поверхности. Создание картин в этой технике похоже на создание причудливых узоров и форм в виде волнообразных геометрических фигур, а переливы краски создаются фактически сами собой. Все, что нужно художнику, — нанести краситель и проявить фантазию.

Песочная терапия

Кто из нас с вами не играл в детстве в песочнице? Детям полезно лепить фигурки из песка, ведь именно так можно развить мышление, фантазию и, что немаловажно, мелкую моторику пальцев. Кроме того в процессе работы с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность.

Работу с песком можно использовать как одному, так и в группе, если песочницу разделить на несколько участков. Таким образом достигается атмосфера доверительности, целостности, налаживается взаимодействие в группе. Для занятий ребенку понадобится небольшая песочница, емкость с водой и множество различных формочек, чтобы малыш мог составив композицию на песке, описать и объяснить свое произведение искусства.

Танцевальная терапия

Эта методика позволяет раскрепостить ребенка не только физически, но и эмоционально. Здесь тело является инструментом, а движение — процессом, помогающим пережить, распознать и выразить свои чувства. В современной танцевальной терапии существуют самые разнообразные танцевальные стили. Их выбор зависит от физических и эмоциональных особенностей и предпочтений ребенка.

Танец может стать сильным терапевтическим средством, которое сможет раскрыть, развить и скорректировать не только физические, но и эмоциональные качества личности.
Просто включайте любимую музыку и танцуйте вместе! Не предлагайте ребенку конкретных движений, пусть выбирает их сам.

Музыкальная терапия

На сегодняшний день различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии ребенок прослушивает различные музыкальные произведения, соответствующие определенному психологическому и эмоциональному состоянию.

При активной музыкальной терапии дети сами участвуют в исполнении музыкальных произведений. Они могут петь в хоре, играть на музыкальных инструментах, применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.) Особенно действенным методом является совместная музыкотерапия, которая не только раскрепощает ребенка, но и налаживает межличностные взаимодействия между родителем и ребенком.

Коллаж

Такая модель арт-терапии подойдет абсолютно каждому вне зависимости от возраста. А в особенности тем, кто не любит рисовать. Создание коллажа при помощи различных вырезок и иллюстраций помогает детям выразить свои желания и развивает креативность. У ребенка есть возможность разобраться в той теме, которая его волнует и кажется ему важной. Коллаж учит нас понимать себя и свои желания и наглядно их демонстрировать.

Читайте также:  Рост и вес девочки в 2 года 7 месяцев

Для создания коллажа понадобится большой лист бумаги и разные иллюстрации, вырезки из журналов, фотографии, этикетки, наклейки и все, что поможет образно выразить мысли. Можно определить тему заранее: твои желания, цели, чувства, настроение, мечты, наше лето, воспоминания о школе.

Мы перечислили лишь некоторые виды и техники арт-терапии. Вы можете выбрать именно те, которые подходят вашему ребенку, исходя из его увлечений и интересов. Не забывайте, что использование арт-терапии может быть творческим поиском для ребенка, а также способом социальной адаптации. Помогите ребятам познать себя и окружающий мир при помощи искусства, фантазии и игры.

Арт-терапия в работе с дошкольниками

ИРИНА БРАТЦЕВА
Арт-терапия в работе с дошкольниками

Арт — терапия в работе с дошкольниками»

Тренинг для педагогов

Тема: Арт – терапия в работе с дошкольниками»

Целевая группа: воспитатели ОУ.

Цель: знакомство с нетрадиционными формами оздоровления детей в ОУ.

познакомить с новыми, современными технологиями оздоровления детей;

создание благоприятной обстановки для совместного сотрудничества в процессе арт-терапевтических игр.

Материалы и оборудование: мяч, музыкальное сопровождение для игр, бумага большого размера, листы бумаги, круги вырезанные из бумаги, кисти, краски, фломастеры, цветные карандаши, восковые мелки, баночки с водой, ножницы, клей.

1. Теоретическая часть.

Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, активным, целеустремленным, открытым всему новому, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. В соответствии с новыми современными требованиями образования перед дошкольными учреждениями стоит задача не только формировать у детей необходимые, знания, умения и навыки, но и максимально создать условия для укрепления их психологического и физического здоровья, социально адаптировать к школьному обучению, способствовать развитию творческого потенциала

Одно из таких направлений – это воздействие посредством изобразительного творчества – арт-терапия, или «терапия творческим выражением».

Основные цели арт-терапии – самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, гармонизация личности.

Методы арт-терапии применяются с дошкольниками разного возраста. Чтобы активизировать творческий процесс, стимулировать ребенка и разнообразить его сенсорный и эмоциональный опыт в ходе арт-терапевтических занятий детям предлагаются различные материалы (краски, уголь, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, пластилин, глина, песок). В конце каждого занятия происходит обсуждение чувств, вызванных работой с тем или иным материалом. В ходе занятий нередко используется музыка. Она воздействует на сознание в виде образов, вызывает эмоциональный отклик, снимает внутреннее напряжение, также используется движение и танец, сочинение историй. К самым популярным видам арт-терапии можно отнести:

– изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, а так же работа с репродукциями,с различным художественным материалом: глиной, пластилином, бумагой, соломой.

– музыкальная терапия – это контролируемое использование музыки в образовании и воспитании детей и взрослых;

– драматерапия – воздействие через театр, образы, а так же использование готовых материалов (фильмы, спектакли);

– данс-терапия – это все,что связано с движением: ритмопластика, танцевально двигательная терапия.

библиотерапия (коррекционное воздействие при помощи чтения специально подобранной литературы,

артсинтезтерапия (семь видов искусств,объединенных в единой тренинговой системе: ассоциации, живопись, стихосложение, драматургия, пластика, театр, риторика,

фототерапия (лечебно-коррекционное применение фотографии, видеотерапия,

анимационная или мульт-терапия.

Основные принципы и заповеди арт-терапии:

Фразы на подобии «Я не умею рисовать», «Я не умею танцевать», не принимаются! Задача «нарисовать, слепить, станцевать красиво» не то что не ставится, она вообще противопоказана. Главное – выплеснуть, вырисовать, вытанцевать, дать выход накопившимся эмоциям и стрессам, чтобы лучше понять, разобраться, переосмыслить, найти решение, избавиться и улучшить свое психическое и физическое здоровье. Поэтому в первую очередь работы должны анализироваться не психотерапевтом, а самим автором. Анализируя и просто созерцая свой «шедевр», человек сам начинает осознавать суть своих проблем и пути их решения без чьей-либо помощи, без «костылей». Как правило, происходит это не сразу и очень редко после завершения конкретной работы, поэтому свои творения нужно сохранять и время от времени к ним возвращаться, рассматривая их в разном настроении и с разных ракурсов.

Приемы арт-терапии можно включать как в индивидуальные, так и групповые формы работы. Несмотря на кажущуюся простоту метода, арт-терапия позволяет лечить:

-Трудности взаимоотношений с окружающими;

-Последствия стрессовых ситуаций и др.

Читайте также:  С какого возраста ребенок начинает ползать и какие упражнения этому способствуют?

Арт-терапия позволяет каждому оставаться самим собой, не испытывать стыда, неловкости или обиды, сравнивая себя с другими, способствует раскрытию внутренних ресурсов организма и психики. Арт-терапевтические занятия развивают творческое и пространственное мышление, речь, мелкую моторику рук, умение понимать партнера. Помогают снимать эмоциональное напряжение, негативные эмоции, отработать беспокоящие ситуации. Дают возможность попробовать новые роли, способы поведения и реагирования, активизируют функцию воображения детей. Дети с богатой фантазией более успешно решают нестандартные задачи, легче переживают неприятности и завоевывают уважение среди сверстников.

Изобразительные техники, используемые в работе с детьми:

Рисование сыпучими материалами (песок, сухие листья, крупы и др.).

С помощью сыпучих материалов и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Так же используется в работе песок, крупы и другие сыпучие материалы.

Пластилином можно создавать различные изображения. Это трудоемкая техника, требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения внимания. Хорошо данную технику использовать с гиперактивными детьми.

Техника «Монотипия».

На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками.

Рисование предметами окружающего пространства.

Дети могут рисовать мятой бумагой, резиновым игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками и чем-то еще. Целенаправленное «раскачивание» двигательных и функциональных стереотипов создает почву для общего укрепления эмоциональной сферы, уменьшения зависимости — в частности, от ритуалов, — повышения настроения, развития воображения, адаптационных способностей.

Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откликом.

Рисование под музыку.

Основа музыки – звук. Звук, как акустический сигнал, воздействует на клетки живого организма, изменяя их активность. На музыку реагирует сердечно-сосудистая система, дыхательная система, музыка оказывает влияние на гормональный обмен и др. Предложите детям прослушать музыку, представляя ее цвет и движения звуков. Затем при повторном звучании предложите изобразить то, что они представляли изобразительными материалами, не создающими сопротивления на бумаге и не требующими мышечного напряжения при работе. Лучше использовать акварель или восковые мелки.

Техника марания (разбрызгивание красок).

Игра с красками очень завлекает и завораживает, тем более, если разрешено брызгаться и «пачкать» лист красками. Дети выполняют такие работы с особым удовольствием и интересом.

Если на одной части листа оставить кляксы разного цвета, а затем сложить лист вдвое и снова его раскрыть, то получится оригинальный рисунок. Попросите ребенка дать название своему шедевру.

Техника «Мандала»

Спонтанная работа с цветом и формой внутри круга способствует изменению состояния сознания человека, вызывает разнообразные психосоматические феномены и открывает возможность для духовного роста личности.

Рисование на мокрой бумаге.

Необычная работа может получиться, если ее выполнить на заранее смоченной пульверизатором бумаге. Интересно наблюдать, как растекаются и смешиваются на мокрой бумаге краски, это доставит ребенку особое наслаждение подарит много положительных эмоций.

2. Практическая часть.

Педагогам предлагается принять участие в ряде игр и упражнений, носящий арт-терапевтический характер. Данные арт-терапевтические приемы педагоги в дальнейшем могут использовать в работе с дошкольниками.

Упражнение «Комплименты»(игровая терапия)

Цель: создание позитивного настроения, положительного микроклимата в группе.

Ход. Педагог предлагает участникам встать в круг. Игроки передают друг другу мяч, при этом говоря своему соседу, справа комплимент, хвалят его, замечают его достоинства.

Упражнение «Рисунок в круге»

Цель: развитие рефлексии, познание внутреннего мира ребенка.Детям раздаются вырезанные из бумаги круги и предлагается с двух сторон нарисовать рисунок на тему: «Добро и зло», «Белое и черное», «Радость и горе», «День и ночь», «Веселье и грусть». Можно пытаться увидеть в каракулях смысл, а можно просто водить карандашом по бумаге слушая своё тело.

Упражнение «Прекрасный сад»(музыкотерапия,изотерапия)

Цель: познание внутреннего мира ребенка, развитие воображения и эмоциональной сферы. Закройте глаза и представьте, что мы оказались в саду. Вообразите себя цветком. Если бы ты был растением то, каким? Какие были бы у тебя листья? Были бы у тебя шипы? А цветы? Какого цвета? Цветы, распустившиеся или просто бутоны? Как выглядит твой стебель и корни? Где ты растешь, и что тебя окружает вокруг? Кто-нибудь ухаживает за тобой? А теперь ты возвращаешься обратно. Открой глаза и когда будешь готов, нарисуй свой цветок. Не беспокойся о том, как ты нарисуешь, главное, чтобы ты мог описать свой цветок. Все изображают себя в виде какого-либо растения, реального или выдуманного. По желанию могут рассказать о своем рисунке. Затем они его вырезают и размещают на большом листе бумаги, формируя огромный красивый сад. Затем можно послушать музыку и изобразить свой цветок в танце. Аналогично выполняется упражнение «Страна зверей». Детям предлагается вообразить себя каким-либо зверем, нарисовать. Рассказать об этом животном. С кем оно дружит, чего боится, о чем мечтает, чему радуется. Затем изобразить в танце придуманный образ.

Читайте также:  Рост и вес ребенка в 3 года

Игра «Аплодисменты друг другу»

Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

Занятия по арт-терапии или с элементами арт-терапии дарят детям радость познания, творчества.

Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, игре и т. д. рассказать о том, что узнал, увидел, и самое главное пережил, почувствовал.

Спасибо за участие! До новых встреч!

«Пальчиковый поход». Песочная терапия. Терапия манкой с детьми дошкольного возраста в системе «воспитатель-ребенок» «Песочная терапия. Терапия манкой» с детьми дошкольного возраста в системе «воспитатель-ребенок». «Пальчиковый поход» Цель: развитие мелкой.

Сказкотерапия в работе с дошкольниками Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное.

Конспект сообщения для педагогического совета «Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ» Конспект сообщения для педагогического совета. Тема: «Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ». Цель: Объединить усилия педагогов в ДОУ.

Консультация для воспитателей «Арт-терапия, или Терапия искусством» Искусство обладает целительным действием само по себе, художественное творчество дает возможность выразить и заново пережить внутренние.

Музыкотерапия в работе с дошкольниками Цели: Систематизировать представления в области музыкотерапии, рассказать о конкретных способах использования музыкотерапии в своей работе.

Песочная терапия в работе психолога детского сада Песочную терапию можно использовать для диагностической, коррекционной и профилактической работы с детьми и взрослыми. Работа с песком.

Песочная терапия в работе с детьми-логопатами (из опыта работы) Слайд №1. СЛАЙД №2. Для чего нужна речь? Конечно, речь нужна для общения. Некоторые могут возразить, что общаться можно и другими способами:.

Самообразование «Песочная арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста» Цель: повысить уровень собственной компетентности в применении песочной арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста. Задачи: -расширить.

Семинар-практикум для педагогов «Песочная терапия в работе дошкольниками» Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в области использования различных методов работы с песком в условиях детского.

Консультация для педагогов и родителей. Су Джок терапия в работе с детьми. Су Джок терапия — это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем.

Арт-терапия для детей: лечим искусством

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!

Аннотация: Положительный эффект оказывает арт-терапия. Она объединяет психокоррекционные действия, социальную адаптацию и развитие навыков ребенка.

Статья:

При заболевании аутистического характера страдает эмоциональное, социальное и когнитивное развитие человека. Проявляется РАС до трех лет, и уже тогда принимается решение о лечении. Однако исключительно медикаментозными методами тут не обойтись, что подтверждается назначением коррекционной работы и психологической помощи.

Лечение должно быть направлено на преодоление симптомов не только комплексно, но и по отдельности.

Положительный эффект оказывает арт-терапия. Она объединяет психокоррекционные действия, социальную адаптацию и развитие навыков ребенка.

Что такое арт-терапия?

Арт-терапия для детей с аутизмом – это вид психологической помощи, основанный на погружении в искусство или творчество.

Необходимо разграничить простые занятия рисованием и арт-терапию. Первое относится к категории уроков. Цель таких занятий – приобретение навыков и получение конкретного результата.

Арт-терапия сосредотачивается на процессе, который построен таким образом, чтобы снизить эмоциональную нагрузку больного. Путем творческой работы специалист создает атмосферу доверия, что помогает наладить контакты с задействованными в процесс людьми. Арт-терапия позволяет выразить с помощью образов то, что ребенок не может сказать словами, тем самым снижая тревожность.

Читайте также:  Графический диктант и рисунки по клеточкам "Олененок"

Поэтому так важно не зацикливаться на уровне эстетичности и качестве законченной работы. Это способ самовыражения, который должен прийтись по душе только автору.

Все эти методики развивают у детей-аутистов воображение, помогают концентрировать внимание. Идет активное развитие мелкой моторики рук. Проходят даже самые начальные стадия творчества – малыша учат держать карандаш, правильно пользоваться ножницами, красками и другими материалами.

Как выбрать вид арт-терапии?

Арт-терапия при аутизме не обязательно состоит исключительно из рисования. Это может быть лепка, фотография, создание мягких игрушек. Следующие категории также входят в состав арт-терапии:

  • сказко-терапия;
  • драмо-терапия;
  • библио-терапия;
  • музыко-терапия;
  • танцевально-двигательная терапия;
  • кино-терапия;
  • кукло-терапия;
  • песочная терапия.

Подбирается методика в зависимости от особенностей конкретного человека. Каждая из них не должна превращаться во что-то рутинное, так как ребенку легче включится в процесс, если предлагается что-то новое. Важность этого условия диктуется тем, что арт-терапия приносит новый опыт.

Погружение в необычную среду убирает контроль сознания над ребёнком, снижает уровень его защиты. Именно достижение этого результата и является одной из целей психологической помощи ребенку.

Однако разнообразие методик должно соотноситься с возможностями – надо отталкиваться от простоты процесса.

Техника должна завлекать, развлекать и быть приятной. Если же она вызывает негативные эмоции, такие как раздражение, недовольство, злость, то модель была подобрана некорректно.

Естественно, при подборе методики важно позаботится о том, чтобы условия, в которых работает ребенок, были безопасными и способствовали активности и самовыражению. Таким образом, повышается познавательная активность. Это способствует одновременному применению комплексной реабилитации больного.

Специалисты рекомендуют прибегать к педагогической коррекции с помощью арт-терапии. Тут важно учитывать степень зрелости всех психических и физических показателей. Путем применения творческих методик, например рисования гуашью, детей обучают цветам. Карандаши помогут в изучении цифр и простейшей арифметике.

Плюсы и минусы методики

Положительные

Отрицательные

Подойдет любому пациенту. Разнообразие видов искусства сопровождается фантазией и креативностью специалиста. Так можно найти подход к каждому, и бороться с индивидуальными проблемами.

Ребенок может не проявлять интерес к предложенным методикам. Новое может пугать.

Дети с аутизмом плохо соотносят чувства со словами и редко говорят о своих эмоциях. Творчество – это возможность выразить состояние без слов.

Иногда приходится начинать с банальных вещей (как держать карандаш), а скука может отпугнуть ребенка или не привлечь его внимания.

Обходятся блокирующие и защитные стороны сознания аутиста. Арт-терапия стимулирует быть открытым.

Эффективность в регулярности. Необходимо помнить о повторении для закрепления навыка – на это иногда уходят месяцы.

Ребенок-аутист социализируется, учится доверять.

Как проводить арт-терапию?

Необходимо решить, будут проходить занятия в группе или индивидуально. Для обоих видов есть квалифицированные инструкции:

  1. Николь Мартин – американский терапевт, специализация которого – работа с детьми-аутистами. Он разработал методику по групповой арт-терапии, наиболее распространённой в развивающих центрах.
  2. Индивидуальная программа помощи через арт-терапию были разработана специалистами из Университета Маккуэри. Нацелена она на раннюю педагогическую помощь детям.

Оба варианта должны включать уже упомянутые условия: простота, безопасность, креативность, необычность.

В среднем, каждое занятие должно длиться от 10 до 30 минут. Этот промежуток оптимален для качества занятия, чтобы не заставить малыша чувствовать себя уставшим, а концентрация внимания не была принудительной. Важно не вынуждать пациента работать в конкретной технике – он сам проявит интерес, и на это стоит ориентироваться в первую очередь. Можно дать ребенку возможность выбрать методику и материалы.

Как научить работать с новыми материалами?

Во-первых, давать инструкции. Важно, чтобы был налажен контакт с ребенком, тогда он будет проще воспринимать указания. Для того, чтобы установить доверие, как к специалисту, так и к материалу, можно показывать пример, сначала пробуя все самостоятельно.

Во-вторых, начать можно с заданий, не требующих следования каким-то нормам. Свободные техники, вроде акварель по мокрой бумаге, помогут ребенку выразить себя, и не будут его ограничивать.

Во-вторых, метод арт-терапии основан на повторении. Каждое новое занятие начинается с повторения тех упражнений, которые связаны у ребенка с положительным опытом и эмоциями.

Регулярность – правило, которого хорошо придерживаться во всех сферах жизни людей, страдающих аутизмом – это способствует эмоциональному спокойствию и уверенности. Повторение в обучении стимулирует к закреплению навыка.

Вывод

Работа с ребенком должна быть построена на наглядности и лаконичности. Аутистические заболевания приводят к тому, что пациент использует только один тип мышления по восприятию окружающего мира. У детей отсутствует широкое абстрактное восприятие, а значит понять ненаглядные формы и сюжеты им сложно.

Читайте также:  Рост и вес девочки в 3 года

Специалист, проводящий арт-терапию, обязан принимать пациента таким, какой он есть и не требовать от него большего, чем он может дать. Более того, есть выбор, который ребенок делает и с этим надо считаться. Арт-терапия стимулирует к тому, чтобы делать самостоятельный выбор, а значит, учит независимости.

Арт-терапия для детей: лечим искусством

Не секрет, что с каждым годом число неговорящих малышей не сокращается, а возрастает. Особенно заметным это становится, когда ведешь прием молодых мам и на вопросы о задержке речевого развития приходится отвечать чаще других. Видимо, это можно объяснить многими причинами, среди которых, например, психофизиологические особенности детей раннего возраста; отсутствие научнообоснованных, достаточно эффективных и безопасных методик для обучения детей от рождения до 3 лет; противоречивые данные, описывающие нормы раннего развития. До сих пор нет четких возрастных норм развития речи – одни авторы считают достаточным речевым развитием для ребенка двенадцати месяцев понимание отдельных слов; другие – появление первых одного-двух слов; еще одна группа исследователей придерживаются мнения, что в этом возрасте ребенок должен активно использовать 15-20 слов.

К сожалению, несмотря на большое количество детей с задержками развития и с проблемами в становлении родной речи, традиционный подход в логопедии до сих пор «откладывает» преодоление задержек речевого развития до трех лет. Среди отечественных и зарубежных специалистов существует такое мнение: подождем до 3 лет, и большинство неговорящих или отстающих в развитии детей «войдут в норму». Однако не подвергается сомнению, что ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов. Именно в раннем возрасте отмечается становление всех систем организма. Как отмечает ряд исследователей, эффективность коррекционно-развивающего воздействия в раннем возрасте тем выше, чем раньше его начало. Опыт моей работы подсказывает, что все это относится и к речи.

Современные исследования доказывают, что роль матери и семьи в развитии младенца в целом и в том числе в освоении им родного языка является решающей. Поэтому, на мой взгляд, одной из важнейших задач, стоящих перед специалистом, работающим с детьми раннего возраста, является помощь родителям в организации безопасного пространства, позволяющего малышу гармонично развиваться, наиболее полно раскрывать свой потенциал. Развитие речи является, во-первых, одним из условий такого развития и, во-вторых, возможностью для ребенка выразить свои желания и активно общаться с окружающими. И здесь неоценимую помощь может оказать арт-терапия.

Младенческий возраст (до 1 года) — это период, когда общение со взрослым является главным видом деятельности ребенка и недостаточность эмоциональных контактов с ним может неблагоприятно отразиться в дальнейшем на его характере и речевом поведении. В этот период арт-терапия является одним из эффективнейших средств осознания и выражения родителями своих чувств и своего отношения к ребенку. Для развития речи в этот период наиболее важным является развитие анализаторов: слухового, зрительного, тактильного, двигательного, что необходимо для лучшего восприятия речи и других средств ранней коммуникации. Общение со взрослыми – главный источник информации для младенца. Для своевременного развития речи сама мама и другие лица, окружающие ребенка, должны постоянно общаться с ним, стремясь вызвать ответную реакцию. Известно, что на самых ранних стадиях развития ребенка его общение с матерью осуществляется не безмолвно, они ведут «диалог». Поначалу мать и ребенок общаются на исключительно фоническом уровне, используя невербальные элементы речи: мелодику, ритм, тембральную окраску. Малыш учится понимать интонацию. В это время на первый план в работе психолога выходит «обучение» молодой мамочки навыкам ранней коммуникации, «правилам» ведения такого «диалога», где одной из важных составляющих является эмоциональная сторона общения.

Арт-терапевтические методы могут помочь решить эту задачу. Важно уже на этом этапе вводить ритуалы. То, что повторяется каждый день, пока не должно меняться. И все это может сопровождаться стишками, потешками, присказками, напевками. Хорошо, если мама сама придумает песенку, под которую будет, например, мыть или одевать малыша. Конечно, нельзя забыть об отходе ко сну. Замечательно, если у мамы родиться своя колыбельная, можно напевать что-нибудь без слов, отражающее чувства, эмоциональное состояние мамы. Можно сочинить свои собственные песенки и стишки обо всем, что родители делают вместе с ребенком. Неоценимую помощь здесь может оказать арт-терапевт, помогая раскрывать творческие возможности родителей, как в группе, так и на индивидуальных консультациях. В этот период прекрасной основой для родительского творчества могут служить фольклорные традиции. Наверное, всем известна колыбельная:

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю –
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок.

А вот такую колыбельную придумала мама для своего малыша. Каждая мать тоже может придумать свою песенку только для своих сына или дочки.

Читайте также:  Рост и вес девочки в 10 месяцев

Баю-баюшки-баю,
Как же я тебя люблю!
Баю-баю-баю-бай,
Глазки крепко закрывай!
Баю-баюшки-баю,
Люблю доченьку мою.
Баю-баю-баю-бай,
Поскорее засыпай.

Для развития зрительного и тактильного анализаторов родители могут создавать различные игрушки, которые передают ребенку родительское тепло и дают возможность и ребенку, и родителям почувствовать свою эмоциональную включенность в родительско-детские отношения. Это может быть мобиль с яркими лентами, фигурками из цветной бумаги (оригами или аппликация), воздушными шарами, другими контрастными игрушками, изготовление которых не требует больших трудозатрат от занятых уходом за ребенком родителей.

На следующем этапе речевого развития у детей появляются не только голосовые реакции и понимание обращенной речи, но и появление собственной активной речи. В это время особенно важным становится воспитание потребности в речевом общении, что является основой для появления речевой активности. «В борьбе» с задержкой развития речи у детей до трех лет родители стараются как можно чаще и больше стимулировать у них активное использование слов. Это часто влечет за собой раннее проявление негативизма, отказ от выполнения любых инструкций взрослых. Арт-терапия в данном случае может явиться самым безопасным, экологичным и эффективным средством для преодоления трудностей в развитии речи.

Родители, сталкивающиеся с какими-либо нарушениями в развитии ребенка, например, с задержкой развития речи, обычно испытывают чувство вины за то, что их ребенок отстает от других детей, им может казаться, что они не справляются со своей родительской ролью. Эти чувства иногда переносятся на ребенка, который в свою очередь может потерять веру в свои силы, переживать свою «неполноценность». Поэтому работа психолога или арт-терапевта всегда предполагает психологическую поддержку для родителей таких детей с целью укрепить их веру в себя, помочь ребенку, окружающим и родителям активно и с удовольствием включиться во взаимодействие. Научить родителей, с одной стороны, совместному с ребенком творчеству, организации творческого пространства для малыша, а также, с другой стороны, чуткости в предоставлении ребенку творческой свободы, умению следовать за ребенком в том, что касается его творческого самовыражения.

Формирование речедвигательной функции тесно связано с развитием общей моторики и в особенности с манипулятивной деятельностью рук. На занятиях, связанных с кропотливым ручным трудом, часто добиваются успеха дети, обладающие развитой мелкой моторикой. Поэтому первые творческие работы лучше тщательно соизмерять с возможностями малыша. Например, ребенок раннего возраста или ребенок со слабым тонусом рук еще не готов размять пластилин и слепить что-то по инструкции взрослого. Однако большинство малышей с удовольствием намазывают пластилин на различные поверхности – пластмассовые, деревянные, картон, оргалит. Также детям может понравиться аппликация из крупы, монет, пуговиц, фасоли, бусин на «пластилиновом фоне». Малыш своими руками может сделать прекрасный подарок близким. Понадобится баночка или бутылочка из-под детского питания, которую ребенок самостоятельно сможет обмазать пластилином. Мама может помочь согреть и размять пластилин, предоставив ребенку возможность обмазывать форму самостоятельно. Если у малыша не хватает терпения закрыть пластилином всю форму, можно предложить ему свою помощь или отложить работу на время. Обычно ребенку интереснее использовать разные цвета, несмотря на то, что в дальнейшем цвет используемого пластилина будет не виден, так как сверху мы красим полученную «вазочку» водоэмульсионной краской. После высыхания можно раскрасить подарок любыми красками. Если малыш еще не умеет держать кисточку, украшением послужит вдавленная в пластилин крупа (разноцветный горох, чечевица, рис).

Изготовление «бус», «браслетов» из различных материалов часто становится одним из любимых занятий ребенка. Особенный интерес малыши проявляют к природному материалу, да и для родителей такая «бижутерия» обойдется недорого, зато позволит проявить творческое воображение, создать неповторимые произведения. Можно нанизывать на нитку подсушенные плоды: яблоки (крупные – нарезать кружками, райские – целиком), чернику, боярышник, рябину, также подойдут разные специи: звездочки бадьяна, кусочки корицы.

Арт-терапевтические методики могут помочь и в накоплении, и в активизации словарного запаса малыша. Безопасное арт-терапевтическое пространство помогает, во-первых, маме увидеть сильные стороны ребенка, его возможности, во-вторых, самому маленькому человеку поверить в свои силы, накал его «негативистской борьбы» может снизиться на время занятий творчеством. После года, когда малыш уже может начать использовать первые слова, любое интересное занятие будет активизировать его желание вступить в речевое общение со взрослым. Например, рисование красками обычно очень нравится малышу, желание вернуться к любимому занятию может стимулировать его речь. Хорошим подспорьем может стать коллаж или «стенгазета» о жизни ребенка, сделанные из его фотографий в разные моменты жизни. Называя действия, в которых сам малыш принимал активное участие, мама быстрее наладит эмоциональный контакт с малышом, поймет, какие моменты для него являются более значимыми и интересными. Таким способом, с помощью фотографий или рисунков, можно выполнить яркий и наглядный коллаж «режим дня» ребенка. Когда ребенок начинает называть те предметы или действия, которые ему особенно нравятся, его словарный запас быстро возрастает. Кухня тоже может стать чудесным местом для совершенствования речевых навыков ребенка в творческой атмосфере. Работа с тестом, крупами, «рисование» по муке не только способствует накоплению и использованию словаря, но и развивает мелкую моторику ребенка.

Читайте также:  Рост и вес ребенка в 3 года

Любые вещи, интересные для ребенка, особенно те творческие занятия, в которых может принимать участие вся семья или мама с ребенком, становятся чаще всего областью, где малыш активно усваивает и воспроизводит новый языковой материал.

Источник: Некоммерческое партнерство “Арт-терапевтический Балтийский Центр “АЙДОС” создано в 2001 году в г. Санкт-Петербурге. Партнерство развивает консультативное, творческое, образовательное, исследовательское и социокультурное направления. Автор: Крюкова Вероника Игоревна

Арт-терапия для детей не имеет противопоказаний

В ы задавали себе вопрос: почему человек всегда стремится к творчеству? Художественная деятельность проходит через всю нашу жизнь, помогая становлению личности, формированию важных внутренних процессов.

Ребёнок с рождения открыт миру, очарован им. Загипнотизировано он наблюдает за летающими былинками, ползущими муравьями, солнечными зайчиками. Как важно сохранить в нём этот живой интерес, стремление познавать, удивляться, расти! Это только один из векторов развития, который затрагивает арт-терапия для детей. Методика обширна и сосредоточена на разных задачах.

Что такое арт-терапия с точки зрения психологии

Вызывает ли у вас отторжение любимое занятие? Только вдохновляет! А также снимает стресс, раздражительность, упорядочивая поток мыслей, сглаживая острые переживания. Именно под таким флагом выступает арт терапия для детей и подростков, взрослых людей. Лечение искусством» – гениальная мысль, пришедшая в голову британскому врачу (по совместительству художнику) Адриану Хиллу. Его пациенты, страдающие серьёзным недугом, боролись с болезнью, в том числе рисуя красками. Изначально арт-терапия подразумевала лишь изобразительное искусство. Позже методика расширилась, появились: танец, музыка, пение, лепка, песочная терапия, фотография и другие виды.

Лёгкое, почти незаметное прикосновение творчества «проворачивает» в ребёнке поистине гигантскую, полезнейшую работу:

  • гармонизирует внутреннее состояние;
  • приводит к покою, сосредоточенности мысли;
  • улучшает психологический фон;
  • поднимает настроение, повышает тонус;
  • борется со страхами, фобиями, депрессиями;
  • помогает при задержках развития;
  • сглаживает возрастные кризисы;
  • раскрывает новые возможности в познании самого себя;
  • ускоряет социальную адаптацию, реабилитирует детей с ОВЗ.

Необычайность искусства в его «экологичности», совершенной формуле созидания и сотворения. Art терапия не вызывает внутреннего сопротивления, потому что нацелена лишь на комфортный творческий процесс.

Какие цели ставит арт-терапия для детей

  • Одна из целей – это развитие.

Многие родители хотят увидеть в своём ребёнке нечто большее, чем просто «неплохие способности». С рождения в каждом из нас заложен определённый потенциал, который необходимо «раскачивать», приумножать. Но талант попросту нужно заметить и обозначить. Здесь, как раз нужен опытный наставник-педагог.

Но почему одному ребёнку рисование даётся легче, чем другому? Ведь они оба пришли учиться рисовать на равных условиях, примерно, с одинаковым набором знаний. Этот вопрос может крыться в уникальности нервной системы. Одарённые малыши иногда получают такие «подарки судьбы», наследуя их и дальше развивая.

Задача специалиста – помочь ребёнку преодолеть стеснение, комплексы, трудности первых шагов, поверить в себя, раскрыть творческий потенциал, выбирая креативные пути решения.

  • Диагностическая цель: «предупреждён – значит, вооружён».

На арт терапевтических занятиях оценивается общее психическое, эмоциональное состояние маленьких пациентов. Страхи, волнения, зацикленность на чём-либо – повод призадуматься, чтобы приступить к следующей цели-шагу.

Это одна из главных целей арт-терапии. Перенаправить эмоции в нужное русло, помочь взглянуть на ситуацию с другой стороны, найти выход, выявить, разобрать причины, проработать мысли, чувства и т.д.

  • Психотерапевтическая цель

Только абсолютная энергия творчества арт-терапии, включающая режим самоисцеления психики.

  • Воспитательная цель

Находясь в обществе ребёнок усваивает нормы общения/поведения со сверстниками, взрослыми. На занятиях по арт-терапии подрастающее поколение учат взаимодействию, контактности, уважению к людям, их труду.

Арт-терапия: рисование для детей

Один из самых популярных и доступных видов арт терапии – рисование. Не ограничивая в материалах, техниках, изотерапия предоставляет полную творческую свободу самовыражения. Живопись акварелью, гуашью, акриловыми красками, рисование цветными карандашами, ручками, фломастерами, восковыми мелками, пастелью – далеко не полный список материалов!

Привнося значительные улучшения в психоэмоциональное состояние ребёнка, изотерапия:

  • развивает творческое мышление, художественные способности;
  • повышает самооценку;
  • способствует лучшему общению в кругу сверстников, со взрослыми;
  • даёт возможность выплеснуть накопившиеся эмоции (в том числе негативные);
  • корректирует нарушения личностного развития, различные отклонения;
  • стимулирует развитие правого полушария головного мозга.
Читайте также:  Рост и вес девочки в 2 года 7 месяцев

Занятия проводят как индивидуально, так и в небольшой группе. Арт-терапия для детей не требует постоянного присутствия специалиста. Родные люди – прекрасная компания для творческого процесса ребёнка дома. Главное правило – это доверительные отношения, отсутствие давления со стороны взрослого, умение заинтересовать работой, ответить начинающему творцу на волнующие вопросы.

Весёлая и благотворная арт-терапия для детей: упражнения

Несколько заданий по изотерапии, которые раскрасят будни ребёнка и сделают его немножечко счастливее:

  • Пальчиковое рисование;
  • Рисунки на морских камушках;
  • Рисование нестандартными предметами (ватными палочками, нитками, штампами, зубной щёткой, скомканной бумагой, пульверизатором и т.д.);
  • Изображение своего настроения, эмоций; рисунок «музыки» по впечатлениям от услышанного;
  • Рисование точками (пуантилизм);
  • Рисование + аппликация;
  • Групповой рисунок;
  • Рисование на воде (специальная техника «Эбру»);
  • Абстрактная живопись: цветовые пятна, линии, точки, геометрические фигуры;
  • Тематическое рисование (сказки, сюжеты, портреты любимых героев, автопортрет, фантастические животные и т.д.).

Ребятам нравится творчество за яркость, нестандартность, полную свободу действий. Это их мир: открытый, тонкий, брызгающий фонтаном эмоций, кричащий звонкими красками, удивляющий чудесными образами. Безусловно, арт-терапия – занятие для детей особенно близкое, понятное, незаметно, но действенно укрепляющее психосоматическое здоровье.

Читайте также:

*В статье использованы фотографии с уроков и просмотров работ студентов Школы рисования и живописи «Вдохновение».

Приемы Арт-терапии в работе психологов и педагогов

  • Специалисты
  • Отзывы
  • Статьи
  • Наши Партнеры
  • Наши награды
  • Цены

Приемы Арт-терапии в работе психологов и педагогов

Быть педагогом, детским психологом – это огромная ответственность и прекрасная миссия! В раннем детстве формируются базовые представления ребенка о себе и о жизни. Именно по этой причине труд педагогов и детских психологов является одним из самых ответственных и важных в современном мире, их работа направлена на формирование основных видов деятельности, способствующих гармоничному развитию личности дошкольника. Для успешной реализации всех задач педагог проявляет подлинное профессиональное мастерство и творческий подход к своему труду. Арт-терапевтические приемы расширяют профессиональный инструментарий деятельности педагогов, детских психологов, помогают воспитателям и родителям развивать таланты своих детей и воспитанников.

В современной практической психологии, педагогике, в системе дошкольного воспитания, в образовании и даже бизнесе арт-терапевтические техники используются достаточно активно. На самом деле мы все применяем приемы арт-терапии в повседневной жизни, просто не всегда знаем, что, например, сочинение какой-нибудь забавной истории для того, чтобы ребенок успокоился и уснул, является способом сказкотерапии. Давайте разберемся, что же такое арт-терапия, каковы ее виды и направления, и как арт-терапия может влиять на нашу эмоциональную сферу.

Само слово «арт-терапия» состоит из двух: арт — искусство, и терапия — лечение. Именно как метод лечения стал применяться в 30-ые годы прошлого столетия в работе с детьми, испытавшими стресс в фашистских лагерях и вывезенных в США. Поначалу метод арт-терапии предлагался как метод лечения больных с выраженными эмоциональными нарушениями. Однако сейчас рамки терапии искусством намного расширились, и из метода лечения арт-терапия перешла в разряд способа эффективного взаимодействия, поиска взаимопонимания и понимания своего отношения к миру и к самому себе. В этом широком смысле мы и будем рассматривать арт-терапию.

Целительное свойство искусства было известно с древних времен. В Греции, в Эпидавре есть храм бога врачевания – Асклепия (в римской мифологии – Эскулапа). И недалеко от святилища находится хорошо сохранившийся античный амфитеатр, где давались театральные представления. Уже тогда люди понимали, что успех лечения зависит не только от снадобий, медицинских процедур, но и от душевного состояния больного. Спектакли были частью лечения тех, кто приезжал в Эпидавр восстановить свое здоровье. Эдакий «санаторий» до нашей эры. Со-переживание, со-участие как совместное переживание и участие в процессе театрального действия давало возможность зрителям осознать и прочувствовать свои эмоции, чувствовать себя частью той истории, которая разыгрывалась на сцене. Такого рода самовыражение создавало исцеляющий эффект, ускоряло процесс выздоровления.

Произведение искусства отражает эмоциональное состояние автора или художника, эти эмоции и чувства могут быть созвучны тем, кто смотрит спектакль, картину, фильм, кто читает книгу или слушает музыку. В каждом человеке есть творческое начало, обратите внимание, как играют дети: они фантазируют, создают свои миры. В игре развивается личность ребенка, и став взрослыми, мы, к сожалению, теряем спонтанность, непосредственность, легкость и творческое восприятие. Вместо того, чтобы выражать свои эмоции, мы их подавляем. Мы часто путаем способность управлять своим эмоциональным состоянием с гиперконтролем.

Читайте также:  Графический диктант и рисунки по клеточкам "Олененок"

Дошкольное детство – это период развития эмоционально- волевой сферы ребенка, это период творческой активности, игры, развития воображения и наглядно-образного мышления. Игровая деятельность является ведущей в дошкольный период. Применяя во взаимодействии с ребенком приемы арт-терапии, игровой терапии воспитателям, психологам, родителям проще установить контакт и помочь ребенку справляться с различными проблемами. Например, такими, как:

Повышенная тревожность, неуверенность в себе;

Сложности адаптации в детском коллективе, в общении со сверстниками и со взрослыми;

Агрессивность, импульсивность в поведении

Неадекватная самооценка (заниженная или завышенная)

Арт-терапевтический подход в воспитании ребенка среднего и старшего дошкольного возраста наиболее эффективен, с помощью арт-терапевтических упражнений ребенку легче социализироваться, развивать коммуникативные навыки, уверенность в себе. Арт-терапия способствует развитию речи, мышления, внимания и памяти.

Применяя арт-терапевтические приемы на занятиях с детьми среднего и старшего дошкольного возраста воспитатели, педагоги-психологи, родители дают возможность каждому ребенку раскрыть свой творческий потенциал, помогают становлению личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

В качестве примера можем рассмотреть вариант одного группового занятия с детьми.

Правила в группе:

Правила трех «НЕ» НЕ драться; НЕ кусаться; НЕ обзываться. Эти правила можно символически обозначить на доске и напоминать, если это необходимо. Или сделать карточки и каждый раз, когда ребенок нарушает одно из правил, показать ему соответствующую карточку. (Как в футболе, когда судья показывает игрокам красную или желтую карточки)

Можно: быть активными, задавать вопросы (только по очереди), слушать других; рисовать, лепить, танцевать, сочинять истории, фантазировать, играть.

Нужно: договариваться, спрашивать у других детей, что им интересно делать, и потом предлагать свои игры.

Важно: поощрять творческую активность детей. НЕ давать оценок, поддерживать инициативу.

Цели занятия: развитие коммуникативных навыков и уверенности в общении, развитие образного мышления и творческой активности.

Приветствие: Я – имя (ребенок называет свое имя) и – качество (веселый, быстрый, шустрый, смелый и т.п.) Группа повторяет имя и качество, которое на этом занятии хочет развивать ребенок. 5 мин.

Разминка: вместе маршируем под музыку. Обсуждаем и принимаем правила работы в группе. 5 мин.

Рекомендации воспитателям и родителям для проведения занятий с применением метода арт-терапии.

Предлагая ребенку или группе детей то или иное упражнение из арт-терапии прежде всего ориентируемся на то, что предлагает сам ребенок, следуем за его фантазией

Чтобы направлять ребенка, задаем ребенку вопросы: «Как ты считаешь, на что это похоже?» «Что бы ты хотел изменить в этом рисунке, композиции, истории?»

Творческая атмосфера на занятиях предполагает, что воспитатель не дает шаблонных решений, а помогает ребенку самому найти свой способ самовыражения

Упражнение «Карточки метафор»

Цель: развитие коммуникативных компетенций ребенка с помощью метафор, узнать с кем ребенок идентифицирует себя. Упражнение развивает образное мышление, способствует развитию воображения и творческой активности.

Ребенку даем по 3 пустые карточки (размер 10см х 15см) и задаем следующие вопросы:

1. Если бы ты был сказочным персонажем, то каким?

2. Если бы я был бы режиссером, то кто был бы главным героем твоего фильма или мультфильма?

3. Если ты был бы артистом, то какую роль хотел бы сыграть?

Предлагаем на каждой карточке символически изобразить ответ.

Далее ребенок показывает, что он изобразил на карточках, и описывает каждую карточку. Отвечает на вопросы проективного интервью:

Как этот сказочный персонаж может отстаивать свою точку зрения? Будет ли он спорить со взрослыми? Как он будет убеждать своих сверстников?

Как герой фильма или мультфильма будет вести себя во время конфликта?

В чем преимущества той роли, которую ты придумал?

4. Подведение итогов занятия. Обсуждение, что было интересным на занятии, и чему хотелось бы уделить внимание на следующем занятии. Рекомендации для родителей. 5 мин.

Подобные занятия и упражнения можно проводить также и в индивидуальном формате. В учебно-методическом пособии А.А.Вороновой «Арт-терапия для дошкольников» , где подробно рассматриваются различные упражнения, которые могут включить в свою работу и педагоги, и психологи. Данное методическое пособие поможет также родителям в гармоничном развитии детей. В пособии предлагается более 30 упражнений и практических приемов, которые основаны на многолетней психолого-педагогической деятельности. Большое внимание уделяется вопросам преодоления эмоциональных и поведенческих проблем с помощью арт-терапии, приводятся примеры из практики.

Ссылка на основную публикацию