Зарядка для детей 9-12 лет

Зарядка для детей 9-12 лет

  • Особенности
  • Упражнения
  • Примерный комплекс
  • Снаряды

Сразу после рождения малыша важно проводить комплекс развивающей гимнастики для правильного развития крохи. С возрастом значение физических упражнений становится еще более важным, особенно когда дети подходят к периоду полового созревания. Проведение зарядки и гимнастических упражнений поможет ребенку быть здоровым, активным и пребывать в отличном настроении в течение всего дня.

Особенности

Утренняя гимнастика или зарядка важна и нужна в любом возрасте, потому ее рекомендуют проводить всем членам семьи. Для каждой возрастной группы есть свои упражнения и направленность тренировки, но польза от физической активности очевидна. С рождения ребенку прописывают массажи и упражнения, чтобы помочь правильному развитию маленького организма, в некоторых случаях назначают ЛФК для грудничков. Когда ребенок становится самостоятельным и может без помощи родителя выполнить физическое упражнение, наступает тот период времени, когда нужно начинать проводить с ним зарядку.

9 лет – это возраст, когда количество домашних заданий у ребенка серьезно возрастает, дел у него становится в несколько раз больше. Зарядка для детей в 10 лет просто необходима, ведь не каждый родитель может найти время и финансы на то, чтобы ребенок посещал спортивную секцию или занимался другим видом активной деятельности.

Чтобы компенсировать недостаток физической нагрузки, важно выделять в день хотя бы 20 минут на то, чтобы провести небольшую разминку с подростком. Гимнастические упражнения в этом возрасте должны подбираться не менее тщательно, чем на любом другом этапе развития ребенка. И в 9, и в 11 лет идет активный рост организма, и чем старше становится школьник, тем интенсивнее происходят все процессы внутри и снаружи его тела.

Именно это время считается оптимальным для разделения комплекса упражнений для девочек и мальчиков в связи с разницей в темпах развития организма. Кроме того, ввиду особенностей обменных процессов периода полового созревания девочкам важно сделать уклон на те упражнения, которые будут корректировать фигуру. В период активного роста костей в организме мальчиков нужно помогать им снять мышечный дискомфорт и разработать мускулатуру, чтобы она успевала расти за костной тканью.

Физические упражнения и зарядка для детей 9-12 лет имеют колоссальное значение, потому нельзя пренебрегать ею, а стараться участвовать в жизни ребенка и проводить с ним физкультминутку вместе.

Упражнения

Период начала полового созревания имеет огромное значение как для физических параметров девочек и мальчиков, так и для их психологического развития в целом, потому так важно уделять этим вопросам должное внимание. Именно в это время закладываются все основные параметры фигуры, которые позже изменить будет очень сложно. Основной уклон в зарядке для мальчиков и девочек этого возраста нужно сделать на гибкость, координацию и те упражнения, которые помогают укрепить весь организм.

В процессе тренировки необходимо не только правильно подбирать упражнения, но и смотреть за тем, чтобы верхняя и нижняя часть тела были нагружены одинаково. То же касается и правой и левой сторон тела.

Если родители имеют возможность, и, конечно, желание заниматься с ребенком, то в комплекс зарядки стоит вводить такие гимнастические упражнения:

  • Кувырок. Его школьники уже должны уметь делать с уроков физкультуры, потому в домашних условиях родители также смогут справиться с задачей. Желательно предварительно изучить технику проведения упражнения и страховки во время кувырка, чтобы безопасно его проводить дома. Обратный кувырок сделать сложнее, поэтому роль родителя в этом случае очень важна, чтобы правильно все объяснить и помочь воспроизвести его.

  • При наличии большого пространства дома, во дворе или на стадионе, если он располагается недалеко, можно попробовать сделать колесо. Первым этапом обучения колесу будет стойка на руках у стены, после чего нужно будет научиться выходить из такого положения, поднимая руку и опуская ногу в другую сторону. Как только колесо у стены начинает получаться, можно пробовать делать его без опоры.

  • Еще одним важным упражнением для детей данного возраста является мостик, который разрабатывает мышцы спины и активизирует позвоночник, что исключает образование любых проблем с ним в раннем возрасте. Изначально мостик учатся делать из положения лежа на полу. Первые упражнения стоит выполнять со страховкой, а потом использовать вместо нее стену или шведскую лестницу, по которой ребенок сам сможет опуститься в мостик и встать с него.

  • Шпагаты также важны для детей данного возраста, особенно для девочек, так как разрабатывают внутренние мышцы ног. Гибкость любой конечности для девочки будет преимуществом, потому обучение шпагатам станет очень важным моментом для развития гибкой и координированной девушки.

Что касается мальчиков, то физические упражнения для них будут немного отличаться от тех, что предназначены для девочек. Поскольку рост скелета начинается довольно резко, то мышцы не успевают его догонять, в связи с чем подростки мальчики чаще утомляются и ведут вялый и пассивный образ жизни. В этот период важно усиленно поработать над гибкостью всех частей тела и выполнять побольше упражнений на координацию.

Стоит использовать спортивные снаряды и оборудование в процессе зарядки или тренировки.

Обычно утренняя зарядка в этом возрасте является общеукрепляющим мероприятием, а основная нагрузка дается после нее. После того как разминка была окончена, мальчику предоставляется определенный комплекс упражнений, с которым он должен справляться без особого труда, но с напряжением всех мышц тела.

Читайте также:  Потница на шее у грудничка

Примерный комплекс

Чтобы зарядка и гимнастика для подростков проходила правильно, стоит подобрать оптимальные упражнения для них. Основными будут такие:

  • Выполнение ходьбы на месте. Важно следить за положением туловища, осанкой и положением рук – строго вниз.

  • Ноги вместе, руки вдоль туловища, Задача: подъем на носки, при этом руки должны быть подняты одновременно в стороны. Необходимо следить за осанкой и дыханием.
  • Ноги немного врозь, руки согнуть в локтях перед собой. Задача: поворачивать туловище поочередно в каждую сторону с максимальным отводом локтя. Важно следить за осанкой.
  • Ноги, как и в предыдущем упражнении, кисти рук положить на плечи. Задача: вращать локтями по направлению вперед и назад по максимальной амплитуде. Следить за осанкой.

  • Ноги на ширине плеч, руки вниз. Задача: на счет 1 – наклониться вперед, руки вытянуть параллельно полу, на 2 – исходное положение. Можно усложнить упражнение: 1 – наклон вперед, 2 – прогиб в спине и руки вверх, 3 – наклон вперед, 4 – исходное положение.
  • Приседания до угла в 90 градусов в коленях, таз отводить назад, спину держать ровно с небольшим наклоном вперед. Для усложнения можно провести тройные приседания с тремя пружинками в каждом приседе и возврат в стойку на ногах.
  • Ноги немного врозь, руки вниз. Задача: 1 – подъем рук и поднятие на носки, 2 – наклон вниз с опусканием рук к полу.

Количество повторений будет зависеть от уровня подготовки детей. По мере того как упражнения будут становиться посильными, нужно постепенно увеличивать их количество.

В комплекс утренней зарядки мальчиков можно включить еще такие упражнения, как:

  • Махи ногами. Основное положение: ноги рядом, руки произвольно. Мах правой и левой ногой по 8-10 повторений. Движение производится из исходного положения вперед, в сторону, а также назад по очереди каждой ногой.
  • Координационные движения руками и ногами. Ноги рядом, руки вниз, на 1 – подъем рук и отвод одной ноги назад на носок, на 2 – исходное положение. То же повторяем с другой ногой.
  • Наклоны по сторонам с добавлением рук. Ноги немного врозь, руки на поясе. Задача: наклон в сторону, руки тянутся в том же направлении. Упражнение выполняется в каждую сторону.

  • Отжимания. Задача: из положения упор лежа согнуть и выровнять руки в локтевом суставе. Следить за ровным положением корпуса и амплитудой движения.
  • Пресс. Сидя на коврике, ноги могут быть ровными или согнутыми в коленных суставах, положение рук – за головой. Задача: лечь на спину и вернуться в исходное положение. Можно добавлять повороты корпуса вправо-влево поочередно для работы косых мышц пресса.

Использование базовых упражнений или тех, которые включают в себя элементы гимнастики для проведения зарядки с детьми 9-12 лет принесет большую пользу для организма подростков, привлечет их к занятиям спортом и подарит хорошее настроение, подготовив школьника к новому дню.

Снаряды

Использование всевозможных предметов и спортивного инвентаря способно сделать любую зарядку или тренировку намного интереснее. Если ребенок не желает делать шаблонные упражнения, а спортивные секции вам не по карману, то использование гимнастической палки, мяча, скакалки поможет кардинально изменить ситуацию.

ОФП с предметами и под заводную музыку не оставит подростка равнодушным и привлечет к тренировке всех домочадцев. При помощи снаряда можно выполнить такие упражнения:

  • Положение сидя на коврике, ноги врозь, мяч на бедре одной ноги. Задача: перекатывание по ноге мяча от бедра до пальцев ног. Работа производится на каждой ноге поочередно.
  • Сидя на коврике, ноги вперед вместе, мяч положить на стопы, руки поставить сзади на пол. Задача: поднять ноги так, чтобы мяч скатился к животу и вернулся обратно.
  • Лежа на коврике, зажать мяч стопами. Задача: поднимать ноги вверх до угла в 90 градусов, не уронив мячик.

Упражнения с использованием гимнастической палочки.

  • Стоя, ноги немного врозь, скрещенные руки держат палочку. Задача: пальцами перемещаться до конца палочки каждой рукой в противоположную сторону.
  • Палочка располагается на полу. Задача: пройти по ней, наступая четко серединой стопы. Это упражнение особенно хорошо помогает предотвратить косолапость, а главное, что делать его могут дети разного возраста с одинаково хорошим результатом.

В завершении любой тренировки важно проводить комплекс стретчинга, который позволит расслабить мышцы и снять усталость, избавив ребенка от неприятных ощущений после занятия. Ежедневная зарядка поможет выработать привычку к занятиям, которая останется на всю жизнь.

О том, как провести зарядку для детей 9-12 лет, смотрите в следующем видео.

Комплекс утренней зарядки для детей младшего школьного возраста

Нина Жукова
Комплекс утренней зарядки для детей младшего школьного возраста

для детей 7–9 лет

Примерный комплекс упражнений утренней гимнастики (7—9 лет)

1. Ходьба на месте с энергичными свободными движениями рук в течение 30—60 с.

2. И. п. — основная стойка. На счет 1 рука вперед; на счет 2 руки в стороны; на счет 3 руки вверх, подняться на носки и потянуться; на счет 4, опускаясь на пятки, руки вниз.

Читайте также:  Отит у новорожденных и грудничков

3. И. п. — стойка ноги врозь, руки на поясе. На счет 1 наклон влево; на счет 2 возвращение в и. п. ; на счет 3 наклон вправо; на счет 4 возвращение в и. п.

4. И. п. — стойка ноги врозь, руки в стороны. На счет 1 наклон к левой ноге, руками коснуться носка левой ноги; на счет 2 возвращение в и. п. ; на счет 3—4 то же, что на счет 1, но наклон к правой ноге.

5. И. п. — лежа на коврике на спине. Вращение ногами, как при езде на велосипеде.

6. И. п. — лежа на коврике на животе. На счет 1—2 прогибание, отрывая ноги и грудь от коврика; на счет 3—4 возвращение в и. п.

7. И. п. — основная стойка. Прыжки на месте на носках и замедляющаяся ходьба.

Количество повторений каждого упражнения -— 6—12 раз. Дыхание произвольное. Темп зависит от подготовленности занимающегося.

Если есть условия, то желательно перед выполнением комплекса упражнений сделать на воздухе легкую пробежку (можно в чередовании с ходьбой) в течение 6—8 мин.

Примерный комплекс упражнений утренней гимнастики (10—13 лет)

1. Ходьба на месте с постепенным ускорением в течение 60 с.

2. И. п. — основная стойка. На счет 1—2 руки вверх, отставляя правую ногу назад на носок, — вдох; на счет 3—4 возвращение в и. п. — выдох; ка счет 5—8 то же, отставляя назад левую ногу. Повторить 5—8 раз в медленном темпе.

3. И. п. — ноги врозь, руки на поясе. На счет 1—2 наклон вправо, руки вверх — выдох; на счет 3—4 возвращение в и. п. — вдох; на счет 5—8 то же, что на счет 1—2, но наклон влево. Повторить 5—8 раз в медленном темпе.

4. И. п. — ноги врозь на ширине плеч, руки на поясе. На счет 1 приседание, руки вперед — выдох; на счет 2 возвращение в и. п. — вдох. Повторить 7—12 раз в среднем темпе.

5. И. п. —ноги врозь, руки на поясе. На счет 1 наклон вправо, правой рукой коснуться левого носка — выдох; на счет 2 возвращение в и. п. — вдох; на счет 3—4 наклон влево, левой рукой коснуться правого носка. Повторить 7— 10 раз в среднем темпе.

6. И. п. — ноги врозь, руки перед грудью. На счет 1—2 рывки назад согнутыми руками; на счет 3—4 с поворотом туловища вправо два рывка назад прямыми руками; на счет 5—8 то же в другую сторону. Повторить 5—8 раз в среднем темпе. Дыхание произвольное.

7. И. п. — упор лежа. На счет 1—2 сгибание ног; на счет 3—4 возвращение в и. п. Повторить 6—10 раз в среднем темпе. Дыхание произвольное.

8. И. п. — руки на поясе. Прыжки на месте. Выполнить 30—40 прыжков. Дыхание произвольное.

9. Ходьба на месте в течение 60 с с постепенным замедлением.

Примерный комплекс упражнений утренней гимнастики (14—15 лет)

1. Ходьба на месте с ускорением в течение 60 с.

2. И. п. — ноги врозь, руки к плечам. На. счет 1—2 руки вверх — в стороны, прогнуться — вдох; на счет 3—4 возвращение в и. п. — выдох. Повторить 7—8 раз в медленном темпе.

3. И. п. — основная стойка. На счет 1 руки в стороны, взмах правой ногой в сторону — вдох; на счет 2 возвращение в и. п. — выдох; на счет 3—4 то же левой ногой. Повторить 7—10 раз в среднем темпе.

4. И. п. — основная стойка. На счет 1—3 три пружинистых приседания с касанием руками пола — выдох; на счет 4 возвращение в и. п. — вдох. Повторить 9—10 раз в быстром темпе.

5. И. п. — ноги на ширине плеч. На счет 1 наклоны вправо, правая рука вниз, левую согнуть— выдох; на счет 2 возвращение в и. п. — вдох; на счет 3— 4 наклоны влево, левая рука вниз, правую согнуть — выдох. Повторить 9— 10 раз в среднем темпе.

6. И. п. — основная стойка. На счет 1 руки вверх, правую ногу назад на носок — вдох; на счет 2 руки вперед, мах правой ногой вперед, коснуться руками носка — выдох; на счет 3 руки вверх, мах правой ногой назад — вдох; на счет 4 возвращение в и. п. — выдох; на счет 5—8 тс же другой ногой. Повторить 9—10 раз в быстром темпе.

7. И. п. —ноги врозь. На счет 1—3 три пружинистых наклона вперед, руками коснуться пола — выдох; на счет 4 возвращение в и. п. — вдох. Повторить 7—8 раз в быстром темпе.

8. И. п. — упор лежа. На счет 1—2 сгибание рук; на счет 3—4 их разгибание. Повторить 7—10 раз. Дыхание произвольное.

9. И. п. — ноги врозь, руки на поясе. На счет 1 прыжком ноги вместе; на счет 2 прыжком ноги врозь. Выполнить 25—35 прыжков. Дыхание произвольное.

Читайте также:  Как поднять иммунитет ребенку народными средствами?

10. Ходьба на месте в течение 60 с с постепенным замедлением.

Комплекс утренней гимнастики (январь-май) 2-ая половина Января Комплекс «Зимняя зарядка». I. Ходьба и бег в колонне, «легкие снежинки» – ходьба на носках, руки на поясе; «по ледяной.

«Утро начинается с зарядки!» Фотоотчёт об утренней зарядке на прогулке летом Утренняя гимнастика является одним из существенных компонентов режима дня ребёнка. Летом появляется возможность проводить утреннюю гимнастику.

Комплекс упражнений для утренней гимнастики Утренняя зарядка способствует активному переходу от сна к бодрствованию. Она позволяет сохранить бодрость и работоспособность в течение.

Комплекс утренней гимнастики Комплекс №1. 1. Построение в колонну по одному. Ходьба, на сигнал «воробьи» остановиться и сказать: «Чик- чирик».(2-3раз). 2. На сигнал.

Комплекс утренней гимнастики Комплекс утренней гимнастики Комплекс №1 Сентябрь Упражнения без предметов 1. И. п. — о. с., руки на поясе. 1 — руки в стороны; 2 — руки.

Комплекс утренней гимнастики «Барбарики» Цель: Способствовать формированию интереса к занятиям. Обучать детей согласованию своих движений с музыкой, умению выполнять движения в.

Комплекс утренней гимнастики для младшей группы Комплекс утренней гимнастики на полосе препятствий. I.Построение в колонну по одному, ходьба обычная, на носках. II. Полоса препятствий.

Комплекс утренней гимнастики. Планирование на год (младшая группа) (сентябрь) I. Ходьба в произвольном направлении, на месте, повернуться ко взрослому. II. Основные движения: 1. «Погреем ручки» – и. п. руки.

Комплекс утренней гимнастики «Перепуганные утята» Цель: Способствовать формированию интереса к занятиям. Обучать детей согласованию своих движений с музыкой, умению выполнять движения в.

Комплекс утренней гимнастики во второй младшей группе Комплекс №1. (Упражнения без предметов) 1. Вводная часть: Построение в колонну, ходьба на месте, ходьба по залу за воспитателем в колоне,.

Гимнастика для детей 10-14 лет
учебно-методический материал по физкультуре

В период полового созревания у подростков отмечается бурный рост скелета, в то время как мышцы просто не успевают за ним (поэтому подростки отличаются повышенной утомляемостью, нарушениями координации движений). Вследствие чего гимнастический комплекс упражнений для детей 10-14 лет должен включать упражнения на гибкость, координацию движений (о чем говорилось выше). Эти упражнения являются общеукрепляющими, их также можно применять в качестве разминки перед занятиями спортом. Благодаря им происходит гармоничное включение в работу мышц всего тела

Скачать:

Вложение Размер
gimnastika_dlya_detey_10.docx 13.45 КБ

Предварительный просмотр:

Гимнастика для детей 10-14 лет

В период полового созревания у подростков отмечается бурный рост скелета, в то время как мышцы просто не успевают за ним (поэтому подростки отличаются повышенной утомляемостью, нарушениями координации движений). Вследствие чего гимнастический комплекс упражнений для детей 10-14 лет должен включать упражнения на гибкость, координацию движений (о чем говорилось выше). Эти упражнения являются общеукрепляющими, их также можно применять в качестве разминки перед занятиями спортом. Благодаря им происходит гармоничное включение в работу мышц всего тела.

Необходимо следить за тем, чтобы все упражнения выполнялись с правильным исходным положением. В этом случае все мышцы будут двигаться симметрично, левая и правая половины тела будут развиваться одинаково. Амплитуда движений должна быть полной – чтобы мышцы работающей части тела сокращались и расслаблялись полностью.

Физические упражнения для детей 10-14 лет:
1. И. П. – стоя, ноги немного расставлены, руки вдоль туловища. Выполнять ходьбу на месте. Далее – ходьба с перемещением. Выполнять упражнение 1 мин.
2. И. П. – стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. Приподняться на носочки, при этом одновременно поднимая руки через стороны вверх и прогибая спину. Затем вернуться в исходное положение. Повторить 5—6 раз.
3. И. П. – стоя, ноги слегка расставлены, ладони согнутых в локтях рук — перед грудью. Выполнять:
а) Рывки локтями в стороны и назад — 2 раза
б) Вытянуть руки в стороны и сделать 2 рывка назад прямыми руками
в) Обхватить себя за плечи, при этом левая кисть ложится на правое плечо, а правая — на левое.
Вернуться в исходное положение. Повторить все упражнение 5-8 раз.
4. И. П. – стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Резко поднять вверх одну руку и посмотреть на нее. Вернуться в исходное положение. Затем резко поднять вверх другую руку и посмотреть на нее, вернуться в исходное положение. Повторить 8—10 раз.
5. И. П. – стоя, ноги вместе, кисти рук на плечах. Выполнять вращение локтями вперед, а затем назад. Выполнять 20—30 с.
6. И. П. – стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. Выполнять махи левой ногой вперед-назад, вернуться в исходное положение. Затем выполнять махи правой ногой вперед-назад. Повторить 8—10 раз.
7. И. П. – стоя, ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища. Сделать вдох – поднять руки вверх. Затем выдох – наклониться вперед и дотянуться до пола. Повторить 8—12 раз.
8. И. П. – стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. Отвести ногу назад и наклониться вперед (“ласточка”). Вернуться в исходное положение. Затем присесть, наклонить голову и прикрыть ее руками. Повторить 6—8 раз.
9. И. П. – стоя, ноги слегка расставлены, одной рукой держаться за спинку стула. Выполнять:
а) Приседания — 10—12 раз.
б) Приседания на одной ноге — 3—5 раз (по мере освоения упражнения можно выполнять его без стула).

Упражнения для детей 10-14 лет с мячом:
1. Бросить мяч о стенку, дать ему упасть на пол и затем поймать его. Повторить 8-10 раз.
2. Бросить мяч о стенку и поймать его с лета. Повторить 8-10 раз.
3. Бросить мяч о стенку, три раза хлопнуть в ладоши и поймать мяч с лета. Повторить 6-8 раз.
4. Бросить мяч о стенку, дать ему упасть на пол, затем отбить мяч о стенку и поймать его с лета. Повторить 6-8 раз.
5. Бросить мяч о стенку, отбить его ладонями опять о стенку и затем поймать мяч с лета. Повторить 6-8 раз.
6. Бросить мяч о стенку, три раза отбить его ладонями о стенку и затем поймать с лета (стоя близко к стенке). Повторить 6-8 раз.
7. Бросить мяч о стенку, три раза отбить его ладонями о стенку (при этом стоя близко к стенке) и затем, отойдя от стенки, позволить мячу упасть на пол, после чего поймать мяч. Повторить 6-8 раз.
8. Бросить мяч о стенку, дать ему упасть на пол, в это время перевернуться кругом и поймать мяч. Повторить 6-8 раз.
9. Стоя спиной к стенке, бросить мяч через голову о стенку, затем дать ему упасть перед собой на пол и поймать. Повторить 6-8 раз.
10. Бросить мяч через голову о стенку, при этом стоя спиной к стенке, после чего поймать его с лета. Повторить 6-8 раз.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по артикуляционной гимнастике детей первого года обучения в ансамбле детской эстрадной песни.Методическая разработка занятия «Ёж Ежович и его друзья»Объяснительная запи.

Календарно тематическое планирование по спортивной гимнастике для детей дошкольного и школьного возраста.

Сказка о “Весёлом язычке” .Презентация для проведения артикуляционной гимнастики в логопедических группах детского сада.

Методика растяжки для детей младшего школьного возраста.Упражнения для развития гибкости позвоночника и подвижности в тазобедренном суставе.

· Все упражнения следует повторять не менее 4-8 раз;· Артикуляционную гимнастику следует проводить.

Утренняя гимнастика состоит из 18 комплексов. 1 комплекс расчитан на две недели.

Утренняя гимнастика содержит 18 комплексов. Один комплекс расчитан на 2 недели.

ЛФК для детей: особенности, упражнения и рекомендации от лучших специалистов Клиники МЕДСИ

Оглавление

  • Положительные стороны ЛФК
  • Разновидности упражнений
  • Противопоказания для ЛФК
  • Особенности детской ЛФК
  • Некоторые правила при занятиях ЛФК
  • Особенности ЛФК при сколиозе у ребенка
  • Примерный комплекс для дошкольников
  • Примерный комплекс для школьников
  • Преимущества ЛФК в МЕДСИ

От различных проблем с позвоночником страдают сегодня не только взрослые, но и дети. Заболевания могут быть как врожденными, так и приобретенными. На состоянии опорно-двигательного аппарата негативно сказываются и малоподвижный образ жизни, и неправильное положение тела во время сна и бодрствования. Недостаток двигательной активности легко можно компенсировать при помощи ЛФК (лечебной физкультуры). Специальный комплекс упражнений дает возможность для устранения небольших искривлений и ряда иных проблем. Занятия напоминают йогу, проводятся аккуратно, но с максимальной эффективностью, сочетаются с правильным дыханием. ЛФК – это не только упражнения, но и водные процедуры, ходьба и даже игры на свежем воздухе. Занимаясь регулярно и под контролем опытного специалиста, можно достичь выраженных результатов. Лечебная физкультура для детей очень полезна и абсолютно безопасна.

Положительные стороны ЛФК

Лечебная физкультура не просто заставляет больше двигаться, но и играет развивающую роль. Выполняя упражнения, ребенок познает окружающий мир, учится соотносить себя с ним.

  • Гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата
  • Правильному формированию осанки и ее коррекции
  • Укреплению мышц

Специальные упражнения развивают силу и выносливость, улучшают координацию движений.

К положительным сторонам ЛФК также относят возможности для:

  • Укрепления иммунитета
  • Снижения восприимчивости организма к возбудителям различных заболеваний
  • Быстрой адаптации к школьным нагрузкам
  • Нормализации работы организма
  • Улучшения аппетита и сна

Важно! Комплекс упражнений всегда подбирается индивидуально и только специалистом!

Разновидности упражнений

Лечебная физкультура для детей – не простой комплекс гимнастики. К ЛФК можно отнести любой активный отдых. Занятия нередко проходят в игровой форме. Это обусловлено высокой эффективностью комплексов и тем, что они интересны для малышей и формируют устойчивую мотивацию.

Все упражнения делятся на 2 группы:

  • Общие. Они применяются для укрепления организма
  • Специальные. Такие упражнения направлены на улучшение работы конкретной системы. ЛФК при переломах, например, позволяет быстро восстановить подвижность и стимулирует ускоренные процессы заживления. Проводятся занятия при плоскостопии и иных патологиях

Упражнения могут быть:

  • Активными
  • Пассивными
  • Дыхательными
  • Растягивающими
  • Расслабляющими
  • Координационными и др.

Пассивные занятия актуальны для младенцев, которые не могут заниматься гимнастикой самостоятельно. Все действия (сгибания, разгибания и др.) выполняет специалист.

Противопоказания для ЛФК

Лечебная физкультура для детей не проводится при:

  • Злокачественных образованиях
  • Частых кровотечениях
  • Патологиях в острой форме
  • Пороке сердца и нарушении его ритма
  • Высокой температуре

Прервать занятия или временно отказаться от их начала следует даже при обычной простуде у ребенка.

Обо всех противопоказаниях расскажет врач. Он же определит, можно ли вашему ребенку заниматься именно сейчас или лучше отложить гимнастику на определенный срок.

Особенности детской ЛФК

Лечебная физкультура для детей имеет следующие особенности:

  • Проводится преимущественно в игровой форме
  • Включает упражнения, соответствующие возрасту занимающихся, уровню их физического развития и состоянию психики
  • Направлена на развитие всех систем и органов, позволяет нормализовать работу сердца и сосудов, укрепить иммунитет, улучшить осанку и др.

Решение о занятиях принимают родители. Врач может лишь порекомендовать ребенку ЛФК.

Некоторые правила при занятиях ЛФК

  • Только после посещения врача и обследования. При тяжелых патологиях опорно-двигательного аппарата, например, только лечебной физкультуры недостаточно. Ребенку обязательно будет назначена и другая терапия (прием лекарственных препаратов, физиолечение и др.)
  • Опытными специалистами. Они обязательно оценивают состояние ребенка
  • С постепенным увеличением нагрузки и контролем. Специалист следит за тем, чтобы упражнения не стали причиной выраженного дискомфорта и боли
  • Не менее чем через 45-60 минут после еды
  • В хорошо проветриваемых помещениях
  • С обязательным включением дыхательных и расслабляющих упражнений, разминкой
  • Курсом. Его длительность определяется заранее и только врачом. При необходимости курс можно повторять несколько раз в течение года

Особенности ЛФК при сколиозе у ребенка

Неправильная осанка – проблема многих современных детей. Это обусловлено тем, что они много времени проводят перед компьютерами, а не на свежем воздухе, бегая и играя. Если патология еще не запущена, можно вернуть ребенку хорошую осанку. Для этого следует выполнять специальные упражнения.

При кифозе грудного отдела, например, в комплекс включают занятия для укрепления мышц плечевого пояса и груди. При «плоской спине» также подбираются специальные упражнения. Они направлены преимущественно на укрепление мышц спины и плечевого пояса.

При сколиозе очень важно:

  • Увеличивать подвижность позвоночника
  • Развивать координацию движений
  • Растягивать позвоночный столб

Эффективность занятий определяется не их интенсивностью, а регулярностью! Если выполнять упражнения только 1-2 раза в месяц, эффекта не будет. Обычно лечебная физкультура для детей проводится несколько раз в неделю (как минимум 4).

Примерный комплекс для дошкольников

Занятия дошкольников обычно проводятся по следующей схеме:

  • Разминка. Как правило, она заключается в ходьбе с высоким подниманием коленей, передвижениях на пятках и носках
  • Махи руками в стороны с одновременным подъемом на носки
  • Упражнения с гимнастической палкой: подъем ее с пола на вытянутых руках и возвращение в исходное положение
  • Махи ногами, лежа на животе
  • Упражнение «ласточка»
  • Стойка на одной ноге с разведенными в сторону руками

Гимнастический комплекс нередко выполняется с использованием таких спортивных снарядов, как мяч, скакалка, обруч.

Примерный комплекс для школьников

Занятия школьников проводятся по следующей примерной схеме:

  • Разминка
  • Опускание и подъем разведенных рук с мячом
  • Подъем мяча за голову и опускание
  • Сцепление рук «в замок» за спиной
  • Прогиб спины в положении, лежа на полу
  • Округление спины, стоя на коленях с упором на руки
  • Подъем ног и плеч, лежа на животе
  • Упражнение «велосипед»

По окончании основного комплекса школьники выполняют дыхательные упражнения.

Преимущества ЛФК в МЕДСИ

  • Опытные специалисты. Лечебная физкультура для детей в Москве в МЕДСИ проводится профессионалами, которые постоянно проходят обучение и совершенствуются, осваивая все новые техники и методики
  • Использование комплексов, которые уже доказали свою эффективность. Занимаясь, ребенок может улучшить кровообращение в мышцах, вернуть или увеличить подвижность суставов, снять спазмы, избавиться от боли и дискомфорта в позвоночнике
  • Комплексный подход. ЛФК может назначаться совместно с физиолечением, массажем, другими методиками терапии ряда заболеваний опорно-двигательного аппарата
  • Индивидуальный подход. Перед тем как назначать ЛФК, специалист обязательно проведет обследование ребенка. Это позволит подобрать подходящий комплекс и добиться его максимальной эффективности

Если вы хотите записать ребенка на лечебную физкультуру для детей, уточнить цену услуги, особенности проведения занятий, позвоните

Комплекс упражнений для детей

Содержание:

О пользе физкультуры для детей давно известно, тем более что физкультура — это не просто ряд упражнений, а образ жизни, который позволяет человеку сохранять и укреплять свое здоровье. Помогать детскому организму гармонично расти посредством физических упражнений очень легко — надо просто активно играть с ребенком.

Упражнения для разминки

Если ребенок только учится ходить

Стоя на полу, малыш держится за опору. Взрослый манит к себе ребенка яркой игрушкой. Меняйте направления ходьбы ребенка, отходя то в одну, то в другую строну, стимулируя развитие ориентации в пространстве.

Ходьба по «узкой дорожке»

Сперва обозначьте на полу (дома при помощи веревочек, лент, шарфов, деталей конструктора) или асфальте (на улице мелом или палочками) дорожку шириной около 30 см. Задача ребенка — сохраняя равновесие, самостоятельно пройти по дорожке. В дальнейшем задание можно усложнять: предлагать пробежать, попрыгать на двух или на одной ноге или сделать дорожку уже (20 см, потом 10 см). Можно также ходить, наступая на узкую палку или скрученный в колбаску вытянутый шарф.

Ходьба боком

Предложите ребенку пройти боком между двумя диванными подушками или стульями, поставленными спинками друг к другу. Тренируйте умение ходить приставными шагами одинаково хорошо в обе стороны.

Ходьба и бег в различном темпе

Вместе с ребенком, приговаривая стишок, топайте ногами в различном темпе.

«Так бегают мышки: маленькие ножки бежали по дорожке!» (Быстро переставляете ноги на месте или бегаете.)

«А так бегают слонята: большие ноги шли по дороге!» (Медленно тяжело топаете.).

Перешагивание через препятствия

Расставьте по полу предметы различной высоты — плоские и высотой 10–15см. Под стихотворение перешагивайте через препятствия:

«До чего трава высока,
То крапива, то осока,
Поднимай повыше ноги,
Ведь идешь не по дороге!»

Лазанье

Чтобы проводить упражнения для детей дошкольного возраста, желательно установить дома шведскую стенку или обзавестись лесенкой. Но если такой возможности нет, можно воспользоваться лестницами на детских игровых площадках. Скамейки и бортики песочницы тоже станут неплохим тренажером: ребенок встает боком к скамейке, опирается на нее руками и перелезает. Проделывайте это в обе стороны.

Прятки-лазалки

Взрослый прячет игрушку ребенка на небольшой высоте, например на спинке дивана, таким образом, чтобы ее было непросто заметить. Когда после ваших подсказок ребенок найдет игрушку, он должен залезть на диван, чтобы достать ее. Если это для него еще очень сложно, соорудите горку из подушек, чтобы ребенок смог сам вскарабкаться на диван.

Лев-циркач

Взрослый держит обруч, через который ребенок должен проползти или пролезть, как лев, прыгающий через огненный обруч в цирке.

Упражнения для детей на укрепление мышц всего тела

Веселая дорожка

Ребенок ползает на четвереньках по скамейке. Это может быть «мостик» через речку или «волшебная дорога» к бабушке. Обязательно страхуйте ребенка.

Тачка

Ребенок лежит на полу, упирается руками. Взрослый держит ребенка за ноги, поднимая их от пола на удобную для ребенка высоту. Ребенок переступает руками вперед и назад.v

Черепаха

Ребенок лежит на спине с вытянутыми вдоль тела руками. Затем притягивает руками колени к груди и старается коснуться коленей головой. Можно покачаться в таком положении вперед-назад — это черепаха спряталась в свой панцирь.

Общеукрепляющие упражнения для рук и плечевого пояса

Намотай клубок

Взрослый дает ребенку клубок ниток с длинным концом и показывает, как надо намотать нить на клубок, совершая круговые движения кистями.

Вертолет

Ребенок стоит прямо, руки по бокам опущены вниз, ноги на ширине плеч. Теперь бегаем, совершая круговые движения прямыми руками вперед-вверх-назад и в обратную сторону.

Самолет

Под стихотворение «Самолет летит, а мотор гудит: “у-у-у-у-у”» ребенок бегает с руками, раскинутыми в стороны, наклоняя туловище то вправо, то влево. Можно делать большие махи руками.

Общеукрепляющие упражнения для ног

Помимо простых, но действенных догонялок и салочек, есть и другие игровые упражнения для детей дошкольного возраста, которые помогут укрепить мышцы ног.

Невод

Взрослый на полу разложил рыбок. Ребенок держится обеими руками за обруч (наш невод), который находится у взрослого в руках. Нужно присесть вместе, опуская «невод» в море, чтобы поймать как можно больше рыбок. Заодно можно потренироваться в счете.

Большой — маленький

Игра на противоположности. Ребенок показывает, какого роста животные, которых называет взрослый. Например, слон большой — ребенок стоит, высоко подняв руки, а мышка маленькая — ребенок низко приседает. Помогайте ребенку — вставайте и садитесь вместе с ним.

Гимнастика, которую мама может самостоятельно проводить с малышом

В данной статье мы попытаемся описать те упражнения, которые без особого труда и «риска для жизни», мама самостоятельно может проводить своему ребенку дома. Также эти упражнения можно проводить и между курсами профессионального массажа.

Перед проведением любого профессионального, либо самостоятельного массажа, гимнастики, оптимальным будет, если ребенка осмотрят педиатр, невролог и ортопед. Специалисты подтвердят отсутствие противопоказаний, а также подскажут, на какие области следует сделать особые акценты при выполнении массажа.

Тем не менее, следует понимать, что самостоятельные занятия с малышом, несмотря на несомненную пользу, не заменят курсов профессионального массажа ребенку.

Гимнастические упражнения для детей первого года жизни лучше проводить совместно с массажем, а заканчивать аквагимнастикой.

Условия проведения, противопоказания

Во время занятий массажем и гимнастикой можно использовать развивающие игрушки для привлечения внимания ребенка, но их не должно быть слишком много.

Все гимнастические упражнения делятся на активные и пассивные. Активные упражнения те, которые выполняет человек самостоятельно, пассивные, проще говоря, когда твоей рукой-ногой машут, а ты лежишь-скучаешь. В детском оздоровительном массаже и гимнастике используются и те, и другие виды упражнений.

Гимнастика для детей от 0 до 3-х месяцев

Оптимальный возраст, в котором рекомендуется начинать курс массажа и гимнастики обсуждается в статье “общие принципы массажа”. Массаж и гимнастика у детей первого года жизни

Дыхательные упражнения

Для малышей этого возраста очень важны дыхательные упражнения. Они способствуют развитию дыхательной мускулатуры, физиологических способностей дыхательной системы, ее резервных возможностей, служат профилактикой респираторных заболеваний.

Исходное положение: ребенок на руках у матери, лицом к ней. Производят ритмичные надавливания ладонью на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.

Исходное положение: ребенок лежит на спине. Попеременное отведение ручек в сторону и наверх, начиная с трех месяцев можно это упражнение выполнять одновременно двумя ручками.

Рефлекторные упражнения

У младенцев существует определенная физиологическая особенность нервной системы – наличие безусловных рефлексов, появляющихся и исчезающих в определенное время.

Таким образом, у грудничков можно выделить особую группу упражнений. Это рефлекторные упражнения. Они основаны на специальном вызывании некоторых безусловных рефлексов.

Естественно, никто в качестве зарядки рефлекс Моро вызывать не будет (громкий удар по поверхности, на которой лежит ребенок, при этом он делает «обнимающее» движение).

Но некоторые из них, например рефлекс Бабинского (особое поглаживание стопы) или рефлекс опоры весьма полезны в качестве развивающих упражнений.

Количество повторений рефлекторных упражнений в течение занятия 1-2 раза.

Упражнение основано на рефлексе Бабинского.

Исходное положение: ребенок лежит на животике.

Произвести надавливание на подошву у основания пальцев – ребенок рефлекторно согнет пальчики, затем провести по внутреннему краю стопы к пятке и наружному краю к мизинцу – происходит разгибание подошвы. Движение выполняется большим пальцем взрослого. Повторить 1-2 раза. Важно! При выполнении упражнения нога ребенка всегда фиксируется за голеностопный сустав (не за пальцы).

Из рефлекторных упражнений в этом возрасте выполняются также рефлекторное ползание, рефлекторная опора и рефлекторная ходьба. Данные упражнения, как правило, проводятся в конце занятия.

Рефлекторное ползание

Упражнение основано на рефлексе ползания по Бауэру.

Исходное положение: на животе. Под стопочки ребенка подставляется ладонь взрослого, так, чтобы ребенок смог в нее упереться слегка согнутыми ногами. Ребенок толкается и выпрямляется, делая движение вперед. Повторить 1-2 раза. Важно! Не забудьте оставить свободным место, куда малыш сделает это движение (что бы не ударился головой).

Рефлекторная опора и ходьба

Исходное положение: ребенок в положении вертикально, руки взрослого в подмышечных областях ребенка. Следует дать ребенку полностью опереться стопами на поверхность стола. Слегка наклонить туловище ребенка вперед, и он рефлекторно сделает несколько шажков.

Полезно выкладывание на живот, это тоже является упражнением для ребенка, основанное на защитном рефлексе (младенец поднимает и поворачивает голову в сторону). В положении «на животе» происходит стимуляция мышечного тонуса разгибателей, тонизируются мышцы животика, стимулируется работа кишечника – облегчается отведение «газиков», является профилактикой запоров.

Выкладывание на живот рекомендуется проводить ежедневно, начиная с 30 секунд и до 15-20 минут в первые месяцы жизни.

Пассивные упражнения

Скользящие шаги – «топотушки»

Исходное положение: на спине. Нога согнута в коленном и тазобедренном суставах, стопа опирается на стол, проводится скольжение стопы по поверхности стола.

Катание в позе «эмбриона».

Исходное положение: ребенок лежит на спине. Ноги согнуты, приведены к животику, голова также согнута, подбородочек приведен к груди. Производится «катание» малыша в таком положении на спинке. Как правило, такое упражнение деткам очень нравится.

Активные упражнения

Используются различные яркие, звучащие игрушки, которые показываются ребенку на расстоянии 25-30 см, таким образом, стимулируются слежение глазками за предметом, слуховое сосредоточение, попытка ухватить предмет.

Гимнастика для детей 3-4 месяцев

Для того, чтобы избежать повторений, мы будем добавлять к приведенным выше упражнениям описание новых элементов гимнастики.

Дыхательные упражнения

Исходное положение: на спине. Добавляются одновременное движение руками вверх-вниз, круговые движения ручками.

Исходное положение: на спине. Согнутыми в локтях руками производится их попеременное выпрямление. Движения напоминают боксирование. Важно! Ручки фиксируются в лучезапятных суставах, что бы предотвратить растяжение связок.

Полуповороты и повороты со спины на живот и обратно

Исходное положение: на спине. Одной рукой обхватываются голени ребенка снизу, указательный палец другой руки взрослого вкладывается в ладонь малыша, остальные пальцы охватывают его кисть. Затем, слегка выпрямив ноги ребенка, следует повернуть его таз, вслед за этим ребенок поворачивает свою голову и плечевой пояс. Подобным образом совершают повороты в обе стороны.

Упражнения на мяче

Начиная с 3-х месяцев можно вводить новый вид занятий – упражнения на мяче. Для этих упражнений потребуется мяч, диаметром 50-60 см, чуть спущенный.

Покачивание на мяче способствует развитию координации, вестибулярного аппарата, способствует тонизации мышц брюшного пресса, спины, ног.

Ребеночка располагают на мяче разными способами: на спинке, на животике, по очереди на боках.

Выполняются покачивания с опорой на ноги, с подъемом ног.

Важно не забывать надежно фиксировать ребенка на мяче.

Гимнастика для детей 4-6 месяцев

Безусловные рефлексы постепенно угасают, поэтому увеличивается доля пассивно-активных упражнений. Также увеличивается количество повторений одного и того же упражнения.

Проводятся пассивные упражнения – сгибание и разгибание в крупных суставах.

Круговые движения в тазобедренных суставах, с обязательной фиксацией своими руками коленей ребенка.

Одновременное сгибание – разгибание ног.

Исходное положение: на спине. Следует обхватить ноги ребенка в нижней части голени сзади, удерживая ступни. Согнуть ноги во всех суставах, слегка прижимая их к животу (колени ребенка должны быть разведены в стороны), затем выпрямить ноги младенца.

Соединение противоположных и одноименных колено-локоть.

Расширяется спектр упражнений на мяче.

В этом возрасте многие дети с интересом покачиваются на мяче с подъемом игрушки с поверхности.

На мяче в положении на спинке можно покачивать ребеночка с небольшим «присаживанием» при достижении опоры ножками.

С 5-ти месяцев можно покачивать ребенка на боку с отталкиванием от поверхности опоры.

Гимнастика для детей 6-9 месяцев

К уже описанным упражнениям добавляются:

Дыхательные упражнения делаются на спине, на боку, начинают делать их сидя.

Одновременное и попеременное отведение рук в стороны, вверх, обхватывающие движения руками.

Выполняются все упражнения для ног: «топотушки», скользящие шаги, круговые движения ногами, попеременное сгибание-разгибание.

Вводится новое упражнение: велосипед.

Исходное положение: на спине. Согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами ребенка выполняются круговые движения, напоминающие движение ног во время езды на велосипеде.

В положении сидя (в позе портного, когда стопы соединены или по-турецки) ребенка покачивают, используя игрушку, стимулируют потягивание за ней.

Старайтесь всячески побуждать малыша к активным поворотам со спины на живот и обратно.

Полезно упражнение, направленное на развитие навыков ползания. В этот период времени можно помогать ребенку, подставляя свою ладонь в качестве опоры.

Выполняются упражнения для развития ходьбы: стимулируется переступание с ноги на ногу, при этом взрослый сначала поддерживает ребенка подмышки, а, впоследствии, за кисти обеих рук.

В упражнениях на мяче: можно использовать покачивание на нем в положении сидя.

Гимнастика для детей 9-12 месяцев

Упражнения выполняются в самых разных положениях: лежа, сидя, стоя.

В этом возрасте стараются побуждать к выполнению тех или иных упражнений словами: «садись, ложись, достань игрушку спереди, из-за спины».

Используются упражнения с предметами: приседание с палочкой, упражнения для рук с кольцами.

Упражняясь на мяче, можно и попрыгать на нем: на попке, на ножках.

В этом благодатном возрасте для упражнений с ребенком, чем больше фантазии, тем лучше.

В заключение, хотелось бы вспомнить замечательную народную мудрость: час пробьет и все придет. Поэтому, всегда необходимо соизмерять нагрузку с физиологической готовностью ребенка воспринимать те или иные упражнения, не стоит слишком опережать естественный ход событий – усаживать ребенка в подушки в 3 месяца или заставлять его ходить, когда он только пытается научиться стоять с опорой. Постарайтесь найти для ребенка (и себя) оптимальное время, ритм занятий. В упражнениях с ребенком важна не сила или нагрузка, а регулярность проведения. Помните, что, прежде всего, малышу нужна ваша любовь и забота!

ЛФК и физические упражнения для детей. Советы врача-ортопеда родителям

Комментарий детского ортопеда Юрия Шкурко, поликлиника травматологии и ортопедии НАМН Украины: «Комплекс лечебной физкультуры для профилактики может выполняться с родителями или самостоятельно детьми старшего возраста. При наличии ортопедической патологии ЛФК выполняют под контролем врача-методиста согласно назначению ортопеда или педиатра, установившего точный диагноз во избежание ошибок при выполнении, которые могут привести к ухудшению состояния ребёнка. Для этих целей существуют кабинеты ЛФК в поликлиниках и прочих профильных учреждениях».

Физические упражнения для детей необходимы для полноценного развития. Лечебная физкультура помогает справиться с такими патологиями, как плоскостопие, сколиоз, кривошея и другие.

Физическое развитие малыша не менее важно, чем развитие психоэмоциональное. Современные люди с раннего возраста мало двигаются, проводя время с гаджетами или у телевизора. Утренняя зарядка для детей с элементами комплекса ЛФК поможет укрепить организм и исправить многие проблемы с позвоночником.

Лечебная физкультура помогает справиться с такими патологиями, как плоскостопие, сколиоз, кривошея и другими проблемами опорно-двигательного аппарата. Если у вашего ребенка диагностирована врачом-ортопедом определенное заболевание, рекомендуем согласовать комплекс физических упражнений.

ЛФК в педиатрии

Лечебная физкультура – это специально подобранные и организованные движения, направленные на профилактику и лечение различных патологий. Основные принципы ЛФК:

  • систематичность;
  • движение от простого к сложному;
  • соответствие нагрузки уровню развития и состоянию здоровья ребенка;
  • сочетание общего и специального воздействия.

ЛФК применяется для лечения ряда заболеваний и в качестве профилактики.

Как действует ЛФК на организм ребенка?

Лечебная зарядка оказывает положительное влияние на организм ребенка, позволяя:

  • сформировать правильную осанку;
  • избежать развития плоскостопия;
  • нормализовать функции иммунной и эндокринной систем;
  • повысить стрессоустойчивость.

ЛФК пойдет на пользу и полностью здоровым ребятам, и малышам, страдающим различными заболеваниями

При каких заболеваниях и состоянии помогают занятия ЛФК?

Лечебная физкультура является вспомогательным средством терапии многих патологий, в том числе заболеваний:

  • опорно-двигательного аппарата;
  • сердечнососудистой системы;
  • органов дыхания;
  • желудочно-кишечного тракта.

ЛФК необходимо использовать в период восстановления после травм и операций, при неврологических нарушениях и для стабилизации психоэмоционального состояния.

Как подбирается индивидуальный комплекс ЛФК?

Комплекс ЛФК делится на две части. В первую входят общеукрепляющие упражнения, направленные на укрепление всего организма. Вторая состоит из специально разработанных движений, направленных на исправление конкретных патологий.

При подборе упражнений учитывают:

  • возраст;
  • уровень физического и психоэмоционального развития;
  • развитость мелкой моторики.

Подбирать комплекс должен специалист, способный адекватно оценить состояние маленького пациента.

Противопоказания к ЛФК

Несмотря на очевидную пользу лечебной гимнастики, есть ряд противопоказаний к проведению тренировок. Это:

  • любые патологии в острой форме, занятия проводят в период ремиссии;
  • наличие злокачественных новообразований;
  • серьезные нарушения свертываемости крови;
  • порок сердца;
  • заболевания с высокой температурой.

Плохое самочувствие малыша – повод отложить тренировку. Снова приступить к занятиям ЛФК можно будет после выздоровления.

И если ЛФК – это индивидуальный подход для решения той или иной проблемы у ребенка, то обычные физические упражнения в виде регулярной зарядки будут полезны и показаны абсолютно всем детям.

Физические упражнения для детей

Физические тренировки подбирают с учетом показателей физического и психоэмоционального развития каждого малыша. В основе детской зарядки:

  • ходьба;
  • подвижные игры;
  • лазанье;
  • преодоление препятствий.

Начинать нужно с самых простых движений, постепенно усложняя их. Дошкольники любят подражать, поэтому родителям стоит самим показывать упражнения.

Зачем нужна утренняя зарядка

Пользу утренней зарядки для детей сложно переоценить. Основные цели занятий:

  • развитие мышечной системы, связок, суставов;
  • стимуляция кровообращения, что обеспечивает все внутренние органы питательными веществами и кислородом;
  • улучшение координации движений;
  • нормализация работы нервной системы;
  • укрепление иммунитета;
  • улучшение аппетита;
  • формирование полезной привычки начинать день с зарядки.

Поскольку зарядка для малышей проводится в игровой форме, то занятия улучшают настроение, приносят радость.

Время проведения

Зарядка с малышами, как правило, проводится с утра, сразу после пробуждения. Если по каким-то причинам утренние часы заняты, то можно выбрать другое время для проведения физических упражнений.

Важно не проводить занятия сразу же после еды. После кормления должен пройти 1 час. Общая продолжительность тренировки зависит от возраста:

  • 1-2 года – 4-5 минут;
  • 3-4 года – 5-8 минут;
  • 5-6 лет – 8-10 минут.

Физические упражнения для детей младшего школьного возраста может продолжаться 10-15 минут.

Как проводить гимнастику

Упражнения для дошкольников нужно проводить только в форме игры с активным участием родителей. Занятия должны увлекать, а не быть скучной обязанностью.

Ключевая деятельность для этого возраста – предметная, поэтому нужно использовать для занятий игрушки.

Одежда

Одежда должна быть свободной, не стесняющей движения, выполненной из натуральных тканей. Для занятий дома достаточно майки, трусиков и носочков. Если тренировка проводится на улице, следует одеться по погоде.

Исключают присутствие на одежде крупной фурнитуры и других элементов, которые могут сдавливать тело при активном движении и выполнении движений в положении лежа.

Условия

Если есть возможность, то летом физические упражнения или детская утренняя зарядка проводится на улице или открытой веранде. При проведении занятий в квартире летом нужно открыть окно, а зимой предварительно проветрить комнату. Оптимальная температура – 18-20 градусов.

Следует убедиться, что в помещении достаточно места, и ребенок не может случайно натолкнуться на какой-либо предмет при выполнении движений.

Для стимуляции интереса занятия для детей проводится под музыку. Следует подобрать ритмичные мелодии и веселые песенки.

Дополнительные элементы

Детская зарядка для малышей проводится в форме игры. В зависимости от плана тренировки выбирается дополнительный инвентарь. Может потребоваться:

  • мячик;
  • флажки или погремушки с ручкой для удобного захвата;
  • легкий обруч.

Для выполнения упражнений вместе с родителем используют фитбол, шведскую стенку.

Темп и очередность

Физические упражнения для детей проводятся в среднем темпе. Новые движения сначала нужно выполнять медленно, добиваясь того, чтобы оно было выполнено правильно. Затем темп можно будет увеличить.

Любая физзарядка для детей всегда начинается с разминки. Затем переходят к основному комплексу и завершают спокойной ходьбой и растяжкой.

Настроение

Зарядка с детьми должна приносить радость. Если малыш встал с плохим настроением или он неважно себя чувствует, то лучше отложить тренировку. Задача родителей – заинтересовать сына или дочку.

Как сделать зарядку привлекательной

Дошкольный возраст – время игр. Поэтому самый простой способ привлечь малышей к выполнению упражнений – предложить им поиграть. Зарядка для маленьких детей должна быть интересной и весёлой.

Еще один мощный стимул – пример родителей. Чтобы привлечь дошкольников к занятиям физической культурой, нужно «подружиться» со спортом самим.

Утренняя зарядка для детей 8-9 лет – это уже более серьезные тренировки. В этом возрасте стимулом может стать желание стать сильным, приобрести красивую фигуру.

Как составить план занятий

Родители, которые всерьез заботятся о физическом развитии своих детей, проводят занятия по определенному плану. Этот план поможет включать в комплекс зарядки для детей упражнения, направленные на отдельные группы мышц. Особенно важно планировать тренировки, если ребенок имеет некоторые особенности развития и им нужно делать упор на определенные виды нагрузок. Например, при сколиозе необходимо больше внимания уделять укреплению мышц спины.

План занятий лучше составлять на длительный срок, постепенно увеличивая нагрузки. Планирование должно быть гибким, чтобы можно было вносить изменения в зависимости от успехов ребенка.

Помимо планирования на длительный срок, необходимо составлять план занятий на день или неделю, чтобы успеть подготовить требуемый инвентарь и музыку.

Из чего состоит комплекс физических упражнений для малыша

Составляя комплекс упражнений для ежедневных упражнений или утренней зарядки для ребенка, необходимо включить в него три этапа:

  • разминку;
  • основной комплекс упражнений;
  • завершающий этап.

Эта схема едина для детей любого возраста, отступать от неё нельзя.

Разминка

Цель этого этапа занятия – разогрев суставов и мышц. Исключение разминки может стать причиной получения микротравм при выполнении основного комплекса.

В разминку включают такие движения:

  • ходьба по комнате или на месте;
  • махи руками;
  • наклоны.

В процессе разминки можно читать бодрые стихи, рассказать начало игровой истории, по которой составлен комплекс утренней гимнастики для детей.

Основной комплекс

После завершения разминки приступают к выполнению основного комплекса. В него включают физические упражнения для детей, направленные на развитие мышц всего тела. Чтобы дошкольник не терял интерес, все движения должны быть связаны общей игровой историей.

Взрослый выполняет движения вместе с малышом и следит за тем, чтобы движения выполнялись правильно.

Завершающий этап

Завершают тренировку ходьбой по комнате и выполнением растяжки и дыхательных упражнений. После физических упражнений полезно будет сделать массаж. Детей старше 2 лет можно постепенно обучать приемам самомассажа.

Примеры упражнений для рук и плеч

Примеры движений для развития мышц рук и плечевого пояса, которые можно включить в утреннюю зарядку для малышей:

  • «Растем большими». ИП (исходное положение) – стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Поднять руки, тянуться вверх, вернуться в ИП.
  • «Ладошки». ИП то же. Вытянуть руки вперед, ладонями вверх (показать ладошки), затем завести руки за спину (спрятать ладошки).
  • «Море волнуется». ИП то же. Немного наклониться вперед, опустив руки. Делать движения руками из стороны в сторону. Вернуться в ИП.

Примеры упражнений для ног

Упражнения для утренней зарядки для детей для укрепления мышц ног:

  • «Маленький-большой». ИП стоя, опустив руки. Присесть (стал маленьким), встать, поднимая руки вверх (стал большим).
  • «Качаем ножкой». ИП стоя, держась за спинку стула правой рукой. Делать махи левой ногой вперед-назад. Затем повернуться и выполнить другой ногой.
  • «Догонялки». Дети бегают по кругу, а взрослый делает вид, что хочет их поймать.

Упражнения для совершенствования ходьбы

В комплекс утренней гимнастики для детей включают движения для совершенствования ходьбы. Примеры:

  • «По узкой дорожке». Дорожку обозначают веревками, мелом или любым другим способом. Первоначально ширина должна быть 30 см, затем можно уменьшить её до 20 см, а потом и до 10 см.
  • «В горку, под горку». Нужно установить доску или гимнастическую скамейку так, чтобы один конец был выше другого на 20-25 см. Дети ходят по доске вверх и вниз с поддержкой.
  • «Влево-вправо». Выполняются мелкие приставные шаги боком по обозначенной дорожке или по доске.

Упражнения в развитии чувства равновесия

Эти игры для зарядки по утрам для детей помогают развить чувство равновесия:

  • «На одной ножке». Ребенок поднимает одну ногу, сгибая её в колене, стараясь удержать равновесие.
  • Ходьба с переступанием через предметы.
  • Ходьба вдоль шнура, проложенного в форме круга или зигзага.

Упражнения в лазанье

Физзарядка для малышей может включать обучение лазанью, если дома есть спортивный уголок со шведской стенкой. При отсутствии этого инвентаря, тренировки проводят во время прогулок на детских площадках. Родители учат ребенка лазать по лесенкам. В первое время малыша необходимо страховать.

Упражнения в ползании

В детскую утреннюю гимнастику включают обучение ползанию. Малыша нужно научить ползать на четвереньках с опорой на колени и ладони. Позднее переходят к обучению ползанию на животе по скамейке – горизонтальной и наклонной. Следующий этап – ползание под натянутой веревкой, перебирание через скамейку.

Общеукрепляющие упражнения

Обязательно используют в зарядке для детей упражнения общеукрепляющего действия. Примеры:

  • «Бабочка». ИП стоя, руки опущены. Делать махи руками, имитируя движение крыльев бабочки.
  • «Самолет». ИП стоя, руки в стороны. Выполнять наклоны влево-вправо.
  • «Собираем грибы». Взрослый разбрасывает по комнате «грибы» (любые предметы), малыш собирает их, делая наклоны вперед с прямыми ногами.

Упражнения с мячом

Игры с мячом часто включают в комплекс утренней зарядки для детей. Примеры:

  • ИП сидя на полу, вытянув ноги вперед. Небольшой мячик положить на ноги, близко к животу. Прокатывать мяч по ногам, не сгибая коленей, до ступней и назад.
  • ИП лежа на полу. Зажать мяч между ступнями и попытаться поднять ноги.
  • ИП лежа на животе. Спереди положить мяч. Ребенок приподнимает руки и голову, стараясь положить руки на мяч.

Упражнения на растяжку

В завершающую часть утренней гимнастики для малышей добавляют упражнения на повышение эластичности мышц и сухожилий. Примеры:

  • «Кошечка». ИП встать на четвереньки, голову опустить вниз. На вдохе голову поднять, спину максимально выгнуть. На выдохе возврат в ИП.
  • «Лодочка». ИП стоя. Выставить одну ногу вперед, поочередно переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. Переменить ноги.
  • «Тянемся к носочкам». Сесть на пол, широко расставив ноги. Наклоняться поочередно то к одной, то к другой ноге, стараясь достать до носочка ноги.

Несколько важных советов родителям

Полезные советы для родителей:

  • никогда не пропускайте этапы разминки и завершающий этап;
  • не занимайтесь, если малыш расстроен или плохо себя чувствует;
  • старайтесь разнообразить упражнения, проводите интересные зарядки для детей с играми.

Советы врача

Проведение гимнастики с раннего возраста – необходимое условие развития детского организма. Правильно подобранные упражнения помогают устранить функциональные нарушения и повысить устойчивость к инфекциям. Самое главное условие – регулярность занятий.

Ссылка на основную публикацию